МАЗ-7916 - обзор, характеристики, особенности и отзывы. Маз 7916


7916 - обзор, характеристики, особенности и отзывы

Первый образец тягача МАЗ-7916 появился в начале семидесятых годов прошлого столетия. Создан он был на базе шестиосного шасси 547-й модели. К отличительным особенностям техники можно отнести сверхмощный силовой агрегат, размещаемый в передней части. По обе стороны от мотора монтировались две кабины, сделанные из специального сплава. Агрегат оснащался дюжиной односкатных колес с широкопрофильными покрышками. При этом десять элементов были ведущими, а первые три оси относились к управляемой категории. Немного позже машина получила полный привод, следующая модернизация произошла в 1980 году, после которой техника унаследовала свой основной индекс – МАЗ-7916. Обновленный комплекс сохранил базовую основу 547-й модификации. Экстерьер отличался увеличенными габаритными размерами и иной конструкцией кабин, которых в новом исполнении предусмотрено две штуки.

маз 7916

Проектирование

Рассматриваемый агрегат проектировался во второй половине 70-х. Разработкой руководил В. Чвялев, упор был сделан на создание усовершенствованного ракетного шасси (12х12), основа которого не требовала бы кардинальной переработки предшественника.

В итоге МАЗ-7916 получил некоторые новые агрегаты, относительно умеренный свес рамы (3,96 м). К новшеству можно отнести впервые смонтированную левую кабину на два места с парой дверей. Правый аналог, как и основной узел, сделан из стеклопластика, однако вмещает только одного человека. Такая конструкция позволила всем членам экипажа находиться одновременно на своих местах во время выполнения боевого задания.

Изначально данная машина предназначалась для проведения испытаний и тестирования новых версий военных тягачей. Позже на агрегате транспортировали комплекс «Пионер». Кроме того, велись разработки на базе этой техники шасси с семью осями (7917).

маз 7916 характеристики

Начало

Первый экземпляр МАЗа-7916 был построен осенью 1979 года. Всего в этот период соорудили пять опытных версий. Все они оснащались силовым агрегатом на 710 «лошадей», гидравлическим трансформатором последней модификации, трансмиссией механического типа с четырьмя режимами, ведущими мостами с предельным показателем нагрузки по 14,7 тонны каждый. Кроме того, машина оборудовалась системой контроля давления в шинах.

Параметры

Основные характеристики МАЗа-7916:

  • КПП – механика с гидравликой на 4 режима.
  • Длина – 16,32 м.
  • Радиус поворота по минимуму – 27 м.
  • Скоростной порог по шоссе – 45 км/ч.
  • Вес в снаряженном состоянии – 32 т.

Всего было собрано 26 машин подобной модификации. Шасси успешно прошло все этапы тестирования, использовалось под установку систем «Шахин-2», «Хатф-Бабур» (в Пакистане), а также модернизированного комплекса «Пионер-3».

маз 7916 описание цена

Эксплуатация

На специальном колесном шасси МАЗ-7916 размещался СРК среднего диапазона действия (до 7,5 тыс. км). Подобная конструкция разрабатывалась с 1983 года, основа переоборудовалась на комбинате «Баррикады». Техника имела два базовых исполнения:

  1. С возможностью эксплуатации 17-метровых ракет 15П-655 (моноблочная ударная часть с термоядерной боевой головкой).
  2. Версия орудия 15Ж-57 с тремя разделяющимися «ударниками» и функцией персонального наведения.

На первые полигонные испытания МАЗ-7916 с комплексом «Пионер-3» вышел в конце весны 1985 года. Тесты показали реальную боеспособность системы, в результате чего она была признана как пригодная под монтаж испытываемого вооружения. В отличие от предшественников, новый комплекс оснащался иной аппаратурой управления, отличался повышенной точностью поражения мишеней. Вес полный оборудования – 83 тонны, предельная скорость – 40 км/ч.

Интересные факты

Намечались проекты создания 4-й версии «Пионера» (1987-1990), однако эти планы были разрушены после подписания договора о ликвидации РСМД. Разработки по созданию новой системы были полностью прекращены, до лета 91-го было ликвидировано несколько комплексов «Пионер-3» и более ранние версии. Сам процесс демонтажа не отличался технологическими внедрениями. Просто на расстоянии 800 миллиметров от задней части рамы отрезался кусок площадки, предназначенной по монтаж опорных и подъемных механизмов. Правда, в дальнейшем конструкция была трансформирована в модернизированную версию с пуском ракет непосредственно из внутренней части стартовых конвейеров.

специальное колесное шасси маз 7916

В итоге так некрасиво и позорно закончилась история развития советских военных «Пионеров» на базе МАЗ-7916, описание и цена которого разнятся в нескольких моментах, в зависимости от подаваемых источников.

Отзывы специалистов, которым удалось поработать с этими экспериментальными машинами, говорят о том, что техника могла бы стать флагманом в своем роде. Как это часто бывает, всему помешали политические моменты и бюрократические дрязги. Стоит отметить, что в своих откликах некоторые профессионалы упоминают о том, что шестиосное шасси МАЗ-7916 все-таки удалось спасти. В 1994 году оно было трансформировано в модель 79161 грузоподъемностью 50 тонн, служащую для установки военного и гражданского специального оборудования.

Модификации

Советские разработки новейших семиосных шасси на базе белорусских тягачей типа 7912 и 7917 создавались для транспортировки межконтинентальных комплексов «Тополь», которые остаются на вооружении российской армии и в настоящее время.

Отличаются эти тягачи необычной колесной формулой версии 14 х 12. В проектировке подобных машин также велись работы по созданию аналогичных систем с вариацией типа кабин и количества ведущих мостов. Эксплуатационное руководство МАЗа-7916 предусматривает использование машины с одним управляемым (не ведущим) колесным приводом.

шестиосное шасси маз 7916

Особенности

Такое оригинальное и довольно спорное конструкционное решение было принято с учетом общего наличия колесных пар, которые требовали минимального увеличения собственного веса при одновременном упрощении общей конфигурации.

Асимметричная и своеобразная конструктивная схема привела к тому, что средний усиленный мост стал основным узлом, нацеленным на преодоление невысоких неровностей. При этом на блок кратковременно могла воздействовать вся масса техники, показатель которой нередко превышает 100 тонн. Максимально унифицированные между собой шасси моделей 7917 и 7912 предусмотрены на базе МАЗовских агрегатов 547В и 7916. Эти модификации получили две разные по строению и материалу кабины, оснащались усиленными и удлиненными рамами, усовершенствованными узлами технического направления.

Что в итоге?

В отличие от «прародителя», серии 7912 и 7916 имели нестандартную для того времени длину – 12,7 м. Увеличение произошло за счет введения дистанции 1,8 метра между четвертым и пятым мостом. В итоге колесная база получила сложную формулу типа 2,3/2,3/2,8/1,8/1,75/1,75 м. У всех пар колесных элементов колея соответствовала показателю 2,7 метра при монтажной высоте рамы 1,53 м.

 руководство маз 7916

Основные параметры в виде максимальной скорости 40 км/ч и дорожного просвета 47,5 сантиметра остались без изменений. Радиус поворота достиг 2700 миллиметров, расход горючего составил примерно 200 литров на 100 километров. Разгон техники до максимальной скорости не превышал 65 секунд. Машины приспособлены для эксплуатации в экстремальных климатических условиях и на дорогах горной местности, высотой до двух тысяч метров над уровнем моря. Машина с легкостью способна преодолеть брод глубиной 1100 мм, продольные подъемы в 10 градусов, косогоры с пятипроцентным уклоном. Выдерживание статического крена – 40 грамм. Расчетный пробег составил не менее 18 тысяч километров, в части силового агрегата – 500 моточасов, гарантийный срок эксплуатации и хранения – десять лет.

fb.ru

Шестиосные МАЗы для ракетного комплекса «Пионер-3»

В начале 1980-х для перспективной замены шасси МАЗ-547В в Минске собрали несколько опытных полноприводных машин МАЗ-7905 с новым 710-сильным двигателем и двумя одноместными кабинами, вынесенными далеко вперед на передний свес рамы. По окончании их испытаний было принято решение о постановке на производство модернизированного варианта МАЗ-7916 с кабинами для всех трех членов экипажа, на котором впоследствии монтировали пусковую установку усовершенствованного ракетного комплекса «Пионер-3».

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_m38afd2cc
Экспериментальное шасси МАЗ-7905 с двумя одноместными кабинами (из архива МЗКТ)
original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_ea38d14
Испытания модернизированного шасси МАЗ-7916 с левой двухместной кабиной (из архива МЗКТ)

Оба автомобиля составили проходное более мощное и практичное семейство ракетных шасси, однако из-за ряда технических ошибок, изменений в военно-политической обстановке в СССР и ликвидации комплекса «Пионер» их серийное производство наладить не успели, хотя заложенные в них конструктивные идеи получили развитие в новой мобильной базе для системы «Тополь».

МАЗ-7905 (1980–1982 гг.)

В 1980 году в УГК-2 Минского автозавода была разработана шестиосная машина МАЗ-7905 (12х12), базировавшаяся на усиленном шасси МАЗ-547А и временно занявшая промежуточное положение между автомобилями 547-й серии и семейством будущих семиосных ракетных шасси. Учитывая, что ее главной задачей являлась замена варианта МАЗ-547В, на новом шасси передний свес рамы удлинили до пяти метров и перенесли на него специальное технологическое оборудование прицеливания и две идентичные одноместные стеклопластиковые кабины от модели МАЗ-547А. Это позволило полностью ликвидировать в них вибрации, улучшить условия работы и достичь незапланированно высокой плавности хода. Свидетели тех событий вспоминают, что незаметные плавные и монотонные колебания машины во время движения укачивали водителей, а оставленные на плоских поверхностях мелкие предметы и чашки с кофе сохраняли свои места в течение всего цикла испытаний. Правда, при этом существенно сократился угол преодолеваемого подъема и серьезно пострадала проходимость, хотя на гладких грунтовых дорогах эти качества не считались определяющими.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_m581a9c84
Зимние испытания 58-тонного автомобиля МАЗ-7905 с балластной нагрузкой (из архива МЗКТ)

Статьи / Военная техника

Секрет за семью печатями: ракетовоз МАЗ-547А первого стратегического комплекса

Впоследствии для повышения боеготовности и скрытности впервые в мире новые системы осуществляли боевое дежурство при патрулировании по грунтовым дорогам в отдаленных регионах страны. Так на появление зарубежных...

8556 0 0 03.09.2017

Главной технической новинкой МАЗ-7905 являлся дизельный двигатель В-58-7 V12 танкового типа мощностью 710 л.с., который к тому времени уже монтировали на шестиосных шасси МАЗ-7916 и семиосных МАЗ-7912. До 1982 года было собрано шесть опытных образцов МАЗ-7905, поступивших на государственные испытания в 21 НИИИ, и в то же время на пяти из них в опытном порядке начался монтаж ракетных пусковых установок «Пионер-2». По результатам испытаний были констатированы существенно ухудшившиеся показатели шасси по проходимости и маневренности, недостаточная полезная нагрузка и плохая управляемость, что привело к скорому закрытию этого проекта.

МАЗ-7916 (1979–1988 гг.)

С конца 1970-х в УГК-2 под руководством первого заместителя главного конструктора Владимира Ефимовича Чвялева проектировалось еще более совершенное 63-тонное ракетное шасси МАЗ-7916 (12х12). Его конструктивной основой также являлся МАЗ-547А с новыми агрегатами и «умеренным» передним свесом рамы, составлявшим всего лишь около четырех метров. При сохранении прежней правой одноместной кабины на нем впервые появилась левая двухдверная двухместная стеклопластиковая конструкция, позволившая наконец всему экипажу пусковой установки занять свои собственные рабочие места в одной машине. Первоначально этот вариант не предназначался для установки какой-либо ракетной системы, а служил лишь опытной базой для опробования перспективных конструктивных идей и кабин, изучения возможности применения новых агрегатов с последующим воплощением полученных результатов на будущем семиосном ракетном шасси МАЗ-7917.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_36c6096e
Модернизированное шасси МАЗ-7916 с левой двухдверной кабиной (из архива МЗКТ)

Первый прототип МАЗ-7916 построили в ноябре 1979-го, и вскоре за ним последовали еще четыре опытные машины. Все были оборудованы 710-сильным силовым агрегатом В-58-7, модернизированным гидротрансформатором, прежней гидромеханической трансмиссией с четырехступенчатой коробкой передач от 547-й серии, упрочненными ведущими мостами и системой регулирования давления в шинах.

Испытания 710-сильного автомобиля МАЗ-7916 с балластной нагрузкой (из архива МЗКТ)

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_69315cb9
original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_3f7e7541

Шасси МАЗ-7916 успешно выдержало государственные испытания. По их результатам в 1985-1986 годах собрали еще 26 автомобилей, рассчитанных на монтаж оснащения модернизированной пусковой установки нового мобильного комплекса «Пионер» третьего поколения.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_4160ebdd
На боевом дежурстве стратегический комплекс «Пионер-3» на шасси МАЗ-7916

Подвижный ракетный комплекс 15П157 «Пионер-3» среднего радиуса действия до пяти тысяч километров разрабатывался с 1983 года и размещался на шасси МАЗ-7916, специально подготовленном и переоборудованном волгоградским заводом «Баррикады». В перспективе им планировалось заменить всё предыдущее семейство «Пионер». На пусковой установке 15У167 в транспортно-пусковом контейнере размещалась двухступенчатая ракета повышенной точности со стартовой массой 37 тонн, получившая новую двигательную установку, три ядерные боевые части индивидуального наведения и средства преодоления противоракетной обороны противника. В отличие от первых машин, «Пионер-3» снабжался новыми системами прицеливания, управления пусковой установкой с бортовой цифровой вычислительной машиной и гидростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, которые обеспечивали строго горизонтальное положение ракеты при несении боевого дежурства и заданную точность стрельбы без разворота всей установки.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_m6c0d42c9
Боевая машина комплекса «Пионер-3» с новой ракетой в транспортном положении
original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_m1f528a64
Стартовая позиция пусковой установки «Пионер-3» на четырех гидроопорах (из архива МЗКТ)

Боевая масса пусковой установки достигала 83 тонн, длина в транспортном положении — около 20 метров, максимально допустимая скорость передвижения — 40 км/ч.

В состав комплекса входила также новая многоцелевая машина сопровождения 15Т381 на том же шасси, сходная по конструкции и назначению с моделью 15Т316.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_5f7967e2
Испытания машины сопровождения 15Т381 комплекса «Пионер-3» на полигоне Капустин Яр

Первые полигонные испытания комплекс «Пионер-3» прошел в мае 1985 года, за которыми в 1988-м состоялись окончательные государственные испытания, признавшие шасси МАЗ-7916 пригодными под монтаж столь тяжелого вооружения.

В перспективном задании на 1986-1990 годы предполагалось провести проектирование еще более совершенного комплекса «Пионер-4», но все эти планы прервало подписание в декабре 1987-го Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). После этого все работы по новым ракетным системам и шасси были прекращены, и до мая 1991 года несколько готовых установок «Пионер-3» были уничтожены вместе с остальными системами «Пионер» первых выпусков.

В тот трудный для Минского автозавода момент машину МАЗ-7916 все-таки удалось спасти. В 1994-м, после переименования военного подразделения Минского автозавода в Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), появился его модернизированный 50-тонный вариант МЗКТ-79161 для монтажа различного гражданского и военного оборудования, но широкого развития он не получил.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_m62c2bad5
Многоцелевой автомобиль-шасси МАЗ-79161 двойного назначения (из архива МЗКТ)

В 2000-е на доработанном шасси МЗКТ-7916-011 Кировский машиностроительный завод (КМЗ) собирал единичные образцы тяжелого дизель-электрического автокрана КС-8467 грузоподъемностью до 100 тонн с длиной стрелы 40 метров, служившего в береговых подразделениях ВМФ Российской Федерации для погрузки вооружения и тяжелых грузов на подводные лодки.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_283e31a8
Тяжелый автокран КС-8467 на шасси МЗКТ-7916-011 для ВМФ России (из архива МЗКТ)

К этим машинам стоит добавить еще несколько вариантов минских шестиосных шасси, которые применялись в зарубежных странах для установки и запуска собственных ракетных систем среднего радиуса действия.

В КНДР на самостоятельно доработанном варианте тяжелого шасси, сочетавшего в себе элементы автомобилей МАЗ-7916 и МАЗ-547В, стали монтировать оборудование пусковых установок No-Dong-B с баллистическими ракетами BM-25 Musudan, известными также под наименованием Hwasong-10. На параде 2017 года к ним добавилась самоходная система No-Dong-C с межконтинентальной ракетой Hwasong-13.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_47ea3e1f
Доработанные шасси МАЗ-7916 с ракетами Musudan на параде в Пхеньяне. 2010 год
original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_6ae8d51c
Ракетная пусковая установка No-Dong-B на шасси с тремя одноместными кабинами
original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_m6fda5531
Пусковые установки No-Dong-C на базе МАЗ-7916 с боковыми бронещитами. 2017 год

В Пакистане на самостоятельно модернизированных шасси МАЗ-7916 со специальными кузовными надстройками с боковыми отсеками для оператора и боевого расчета устанавливаются пусковые установки с собственными 25-тонными ракетами Shaheen II с дальностью поражения до 2,5 тысяч километров. На упрощенных открытых шасси базируются транспортно-перегрузочные агрегаты для перезаряжания боевых машин.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_16b8ae5
Пакистанская ракета средней дальности Shaheen II на шасси МАЗ-7916 с кузовной надстройкой
original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_m3632e51f
На военном параде в Исламабаде шасси МАЗ-7916 с баллистической ракетой Shaheen II. 2005 год
original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_405433c
Транспортная машина на автомобиле-шасси МАЗ-7916 для доставки ракет Shaheen II

В рамках лицензионного соглашения при активном содействии и технической помощи специалистов МЗКТ в Китае на заводе Wanshan собраны мощные шестиосные 55-тонные шасси WS-2900 с моноблочной кабиной, на которых планируется установка новых баллистических ракет с дальностью поражения четыре тысячи километров.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_614e2354
Китайское ракетное шасси Wanshan WS-2900, созданное совместно с предприятием МЗКТ. 2015 год

Вернувшись из дальних стран на родину, в следующей статье мы расскажем об одном из самых удачных советских колесных ракетных комплексов «Тополь» на принципиально новом семиосном шасси.

На заглавной фотографии — шестиосное шасси МАЗ-7916 для ракетного комплекса «Пионер-3» (из архива МЗКТ).

www.kolesa.ru

МАЗ-7916 (1979 – 1988 гг.). Секретные автомобили Советской Армии

МАЗ-7916

(1979 – 1988 гг.)

С конца 1970-х годов в УГК-2 под руководством В. Е. Чвялева проектировалось более совершенное ракетное шасси МАЗ-7916 (12x12) грузоподъемностью 63 т, также базировавшееся на автомобиле МАЗ-547А, но получившее новые агрегаты и «умеренный» передний свес рамы, составлявший всего 3960 мм. На нем впервые были смонтированы левая двухдверная 2-местная стеклопластиковая кабина и правая одноместная, что наконец позволило всему экипажу пусковой установки находиться на собственных рабочих местах в одной машине. Первоначально этот вариант не предназначался для установки ракетного комплекса «Пионер», а служил лишь опытной базой для опробования перспективных конструктивных идей и кабин, изучения возможности применения новых дизельного двигателя и агрегатов с последующим воплощением полученных результатов на семиосном ракетном шасси МАЗ-7917.

Первый прототип 7916 построили в ноябре 1979 года, и вскоре за ним последовали еще четыре опытных шасси. Все были оборудованы 710-сильным силовым агрегатом В-58-7, модернизированным гидротрансформатором, прежней 4-ступенчатой гидромеханической трансмиссией от 547-й серии, ведущими мостами с допустимой нагрузкой по 14,7 т и системой регулирования давления в шинах. По сравнению с автомобилями МАЗ-547 снаряженная масса модели 7916 возросла на 4,5 т и достигла 32 т, габаритная длина – 16 320 мм (+820 мм), минимальный радиус поворота увеличился с 22 до 27 м, максимальная скорость по шоссе составила 45 км/ч. Шасси 7916 успешно выдержало испытания. По их результатам в 1985 – 1986 годах было собрано еще 26 машин, рассчитанных на монтаж оснащения модернизированной пусковой установки СРК «Пионер-3» нового поколения. Впоследствии в Пакистане на доработанных шасси 7916 со специальными кузовными надстройками и кабинами монтировали собственные стратегические ракетные системы «Шахин-2» (Shaheen) и «Хатф-7 Бабур» (Babur).

63-тонное ракетное шасси МАЗ-7916 с новой левой 2-дверной кабиной. 1979 год

Подвижный ракетный комплекс «Пионер-3» среднего радиуса действия (до 7500 км) разрабатывался с 1983 года и размещался на специально подготовленном шасси МАЗ-7916, переоборудованном заводом «Баррикады». Он имел два опытных базовых исполнения с разными видами новых 17-метровых ракет – вариант 15П655 с моноблочной ракетой 15Ж55 с термоядерной головной частью и 15П657 с ракетой 15Ж57, оборудованной тремя разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. Первые полигонные испытания СРК прошел в мае 1985 года, за которыми в 1988-м состоялись окончательные государственные испытания, признавшие шасси 7916 пригодными под монтаж вооружения. В отличие от первых систем, «Пионер-3» снабжался новой аппаратурой управления и имел повышенную точность стрельбы. Полная масса СПУ составляла 83 т, максимально допустимая скорость передвижения – 40 км/ч. В перспективном задании на 1986 – 1990 годы планировалось проектирование еще более совершенного комплекса «Пионер-4», но все эти разработки прервало подписание в декабре 1987-го Договора о ликвидации РСМД. В результате все работы по новым ракетным системам и шасси были прекращены, и до мая 1991 года несколько опытных СПУ «Пионер-3» были уничтожены вместе с остальными системами «Пионер» первых выпусков. Их в буквальном смысле слова варварская ликвидация заключалась в отрезании на длину 78 см задней части рамы автомобиля, где монтировали подъемный и опорный механизмы ракеты, но впоследствии ее заменили более простым, дешевым и наименее трудоемким способом взрывания ракет непосредственно внутри пусковых контейнеров.

Опытный ракетный комплекс «Пионер-3» на 710-сильном шасси МАЗ-7916. 1985 год

Так бесславно и позорно завершилась первая «пионерская» эра развития советских стратегических ракетных комплексов на автомобильных шасси, однако к тому времени уже все было готово к массовому развертыванию принципиально новых ракетных систем «Тополь». В тот трудный для Минского автозавода момент шасси 7916 удалось спасти, и в 1994 году на предприятии МЗКТ оно было преобразовано в модернизированный 50-тонный вариант 79161 для монтажа различного военного и гражданского оборудования.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

МАЗ-7916 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

МАЗ-7916

[[Файл:|300px|МАЗ-7916]]

Общие данные

Годы пр-ва 1971 — настоящее время

МАЗ-547 / МАЗ-7916 — семейство пяти и шестиосных (колёсных формул 10 × 8, 12 × 10, 12 × 12) тяжёлых грузовых автомобилей военного назначения Минского автомобильного завода. В серийном производстве с 1972 года.

Описание

Проектировался в качестве пусковой установки ракетного комплекса 15П642 «Темп-2С» с МБР 15Ж42. Компоновка схожа с МАЗ-543 — двигатель расположен спереди, между двумя стеклопластиковыми кабинами. Первые три оси выполнены поворотными.

Видео по теме

Модификации

Транспортно-загрузочная машина на шасси МАЗ-547А для противоракет дальнего перехвата 51Т6 в составе комплекса противоракетной обороны А-135 «Амур».
  • МАЗ-547 — первая модификация шасси с колёсной формулой 10 × 8 не пошедшая в серию, в связи с необходимостью увеличения грузоподъёмности шасси, из-за роста массы ракеты в процессе проектирования ракетного комплекса «Темп-2С». Опытные экземпляры изготовлены в 1968 году, двигатель В-38 мощностью 478 кВт;
  • МАЗ-547А — модификация шасси ставшая базовым вариантом, с увеличенным на одну единицу количеством осей (12 × 10) и соответственно увеличенной длиной агрегата под возросшую с 32 до почти 41 тонны массу ракеты. Опытные экземпляры изготовлены в 1970 году, на производство ставились в 1971 году, двигатель В-38;
  • МАЗ-547Б — модификация шасси колёсной формулы 12 × 12, с двигателем В-38, опытные экземпляры изготовлены в 1973 году;
  • МАЗ-547В — полноприводное шасси (12 × 12) разработанное для применения в самоходной пусковой установке 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер», двигатель тот же — В-38, изменена правая кабина, опытные экземпляры шасси изготовлены в 1974 году, на производство ставились в 1975 году, в серии с 1976 года;
  • МАЗ-547Д — полноприводное экспериментальное шасси с газотурбинным двигателем (ГТД) завода им. Климова мощностью 584,6 кВт, опытные образцы изготовлены в 1976 году;
  • МАЗ-547Э — полноприводное экспериментальное шасси с ГТД завода им. Климова (584,6 кВт) и алюминиевой рамой, опытные образцы изготовлены в 1980 году;
  • МАЗ-7916 — создано в 1980 году, при модернизации комплекса «Пионер» ставшего обозначаться 15П653 «Пионер-УТТХ», модернизированные пусковые установки стали обозначать 15У136. В целом, схема осталось той же, машина была полноприводной, изменилась конструкция кабин.

Современное состояние

После снятия данных комплексов с вооружения по договору с США о сокращении ракет средней и малой дальности, пусковые установки были утилизированы: у шасси отрезалась задняя часть рамы, длиной 700 мм, что не позволяло в дальнейшем использовать её для транспортировки ракет. Незначительное количество таких шасси были переоборудованы в тяжёлые автокраны, так, известно о пяти машинах, использованых в качестве шасси автокранов: КА-80, КС-8561 (100-тонной грузоподъёности, выпущено три единицы) и КС-8562. В Одессе, до 2007 года, изготовлено менее десяти автокранов типов КШТ-50.02 и КШТ-80.01 (50- и 80-тонные соответственно) в ходовой части которых были использованы узлы от МАЗ-547А.

  • КНДР КНДР: используется для СПУ ракет средней дальности «Musudan»[1]

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Евгений Кочнев. Второе шестиосное семейство МАЗ-7905/7916. Секретные автомобили Советской Армии. История России. Библиотека.

   В процессе эксплуатации шасси МАЗ-547В с ракетными комплексами «Пионер» проявились его серьезные недостатки, относившиеся прежде всего к неудачному размещению специального технологического оборудования и ошибочному применению двух тесных и неудобных одноместных кабин для водителя и командира, причем вторая кабина имела недостаточный обзор и страдала сильной вибрацией. При этом места для третьего главного члена экипажа – оператора СПУ – вообще не существовало. В результате в начале 1980-х годов для перспективной замены шасси 547В в Минске изготовили несколько опытных машин МАЗ-7905 с новым 710-сильным двигателем и двумя одноместными кабинами, вынесенными далеко вперед на передний свес рамы. По окончании их испытаний было принято решение о постановке на производство модернизированного варианта 7916 с кабинами для трех членов экипажа, на котором впоследствии монтировалась СПУ усовершенствованного ракетного комплекса «Пионер-3». Оба автомобиля образовали проходное более мощное и практичное семейство ракетных шасси второго поколения, однако из-за ряда технических ошибок, изменений в военно-политической обстановке в стране и ликвидации комплекса «Пионер» их серийное производство наладить не удалось, хотя заложенные в них конструктивные идеи получили развитие в мобильной базе нового комплекса «Тополь».

   В 1980 году в УГК-2 Минского автозавода была разработана шестиосная машина МАЗ-7905 грузоподъемностью 58 т, созданная на шасси 547А и временно занявшая промежуточное положение между автомобилями 547-й серии и семейством семиосных ракетных шасси. Учитывая, что ее главной задачей являлась замена МАЗ-547В, на новом шасси передний свес удлинили почти до 5 м и перенесли на него технологическое спецоборудование и две идентичные одноместные кабины от модели 547А. Это позволило полностью ликвидировать в них вибрации, улучшить условия работы и достичь невероятно высокой плавности хода. Свидетели тех событий вспоминают, что она оказалась столь большой, что во время движения водителей иногда укачивало, а оставленные на плоских поверхностях мелкие предметы оставались на месте в течение всего цикла испытаний. Правда, при этом существенно сократился угол преодолеваемого подъема и серьезно пострадала проходимость, хотя на гладких грунтовых дорогах эти качества не являлись определяющими. Главной технической новинкой МАЗ-7905 являлось применение двигателя В-58-7 V12 танкового типа мощностью 710 л.с., который к тому времени уже использовался на моделях 7912 и 7916. Полная масса шасси составила 30 т. До 1982 года собрали шесть опытных машин 7905, поступивших на государственные испытания в 21 НИИИ, и в то же время на пяти из них в опытном порядке начался монтаж ракетных систем «Пионер УТТХ». По результатам испытаний были констатированы существенно ухудшившиеся показатели шасси по проходимости и маневренности, недостаточная полезная нагрузка и плохая управляемость, что привело к закрытию этого проекта.   710-сильное шасси МАЗ-7905 (12x12) второго поколения с двумя идентичными кабинами. 1980 год   С конца 1970-х годов в УГК-2 под руководством В. Е. Чвялева проектировалось более совершенное ракетное шасси МАЗ-7916 (12x12) грузоподъемностью 63 т, также базировавшееся на автомобиле МАЗ-547А, но получившее новые агрегаты и «умеренный» передний свес рамы, составлявший всего 3960 мм. На нем впервые были смонтированы левая двухдверная 2-местная стеклопластиковая кабина и правая одноместная, что наконец позволило всему экипажу пусковой установки находиться на собственных рабочих местах в одной машине. Первоначально этот вариант не предназначался для установки ракетного комплекса «Пионер», а служил лишь опытной базой для опробования перспективных конструктивных идей и кабин, изучения возможности применения новых дизельного двигателя и агрегатов с последующим воплощением полученных результатов на семиосном ракетном шасси МАЗ-7917.   Первый прототип 7916 построили в ноябре 1979 года, и вскоре за ним последовали еще четыре опытных шасси. Все были оборудованы 710-сильным силовым агрегатом В-58-7, модернизированным гидротрансформатором, прежней 4-ступенчатой гидромеханической трансмиссией от 547-й серии, ведущими мостами с допустимой нагрузкой по 14,7 т и системой регулирования давления в шинах. По сравнению с автомобилями МАЗ-547 снаряженная масса модели 7916 возросла на 4,5 т и достигла 32 т, габаритная длина – 16 320 мм (+820 мм), минимальный радиус поворота увеличился с 22 до 27 м, максимальная скорость по шоссе составила 45 км/ч. Шасси 7916 успешно выдержало испытания. По их результатам в 1985 – 1986 годах было собрано еще 26 машин, рассчитанных на монтаж оснащения модернизированной пусковой установки СРК «Пионер-3» нового поколения. Впоследствии в Пакистане на доработанных шасси 7916 со специальными кузовными надстройками и кабинами монтировали собственные стратегические ракетные системы «Шахин-2» (Shaheen) и «Хатф-7 Бабур» (Babur).   63-тонное ракетное шасси МАЗ-7916 с новой левой 2-дверной кабиной. 1979 год   Подвижный ракетный комплекс «Пионер-3» среднего радиуса действия (до 7500 км) разрабатывался с 1983 года и размещался на специально подготовленном шасси МАЗ-7916, переоборудованном заводом «Баррикады». Он имел два опытных базовых исполнения с разными видами новых 17-метровых ракет – вариант 15П655 с моноблочной ракетой 15Ж55 с термоядерной головной частью и 15П657 с ракетой 15Ж57, оборудованной тремя разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. Первые полигонные испытания СРК прошел в мае 1985 года, за которыми в 1988-м состоялись окончательные государственные испытания, признавшие шасси 7916 пригодными под монтаж вооружения. В отличие от первых систем, «Пионер-3» снабжался новой аппаратурой управления и имел повышенную точность стрельбы. Полная масса СПУ составляла 83 т, максимально допустимая скорость передвижения – 40 км/ч. В перспективном задании на 1986 – 1990 годы планировалось проектирование еще более совершенного комплекса «Пионер-4», но все эти разработки прервало подписание в декабре 1987-го Договора о ликвидации РСМД. В результате все работы по новым ракетным системам и шасси были прекращены, и до мая 1991 года несколько опытных СПУ «Пионер-3» были уничтожены вместе с остальными системами «Пионер» первых выпусков. Их в буквальном смысле слова варварская ликвидация заключалась в отрезании на длину 78 см задней части рамы автомобиля, где монтировали подъемный и опорный механизмы ракеты, но впоследствии ее заменили более простым, дешевым и наименее трудоемким способом взрывания ракет непосредственно внутри пусковых контейнеров.   Опытный ракетный комплекс «Пионер-3» на 710-сильном шасси МАЗ-7916. 1985 год   Так бесславно и позорно завершилась первая «пионерская» эра развития советских стратегических ракетных комплексов на автомобильных шасси, однако к тому времени уже все было готово к массовому развертыванию принципиально новых ракетных систем «Тополь». В тот трудный для Минского автозавода момент шасси 7916 удалось спасти, и в 1994 году на предприятии МЗКТ оно было преобразовано в модернизированный 50-тонный вариант 79161 для монтажа различного военного и гражданского оборудования.

statehistory.ru

7916 - это... Что такое МАЗ-7916?

Пусковая установка комплекса «Пионер» на шасси МАЗ-547В

МАЗ-547 / МАЗ-7916 — семейство пяти и шестиосных (колёсных формул 10×8, 12×10, 12×12) тяжёлых грузовых автомобилей военного назначения Минского автомобильного завода. В серийном производстве с 1972 года.

Описание

Проектировался в качестве пусковой установки ракетного комплекса 15П642 «Темп-2С» с МБР 15Ж42. Компоновка схожа с МАЗ-543 — двигатель расположен спереди, между двумя стеклопластиковыми кабинами. Первые три оси выполнены поворотными.

Модификации

  • МАЗ-547 — первая модификация шасси с колёсной формулой 10×8 не пошедшая в серию, в связи с необходимостью увеличения грузоподъёмности шасси, из-за роста массы ракеты в процессе проектирования ракетного комплекса «Темп-2С». Опытные экземпляры изготовлены в 1968 году, двигатель В-38 мощностью 478 кВт;
  • МАЗ-547А — модификация шасси ставшая базовым вариантом, с увеличенным на одну единицу количеством осей (12×10, по другим данным — 12×12) и соответственно увеличенной длиной агрегата под возросшую с 32 до почти 41 тонны массу ракеты. Опытные экземпляры изготовлены в 1970 году, на производство ставились в 1971 году, двигатель В-38;
  • МАЗ-547Б — модификация шасси колёсной формулы 12×12, с двигателем В-38, опытные экземпляры изготовлены в 1973 году;
  • МАЗ-547В — полноприводное шасси (12×12) разработанное для применения в самоходной пусковой установке 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер», двигатель тот-же — В-38, изменена правая кабина, опытные экземпляры шасси изготовлены в 1974 году, на производство ставились в 1975 году, в серии с 1976 года;
  • МАЗ-547Д — полноприводное экспериментальное шасси с газотурбинным двигателем (ГТД) завода им. Климова мощностью 584,6 кВт, опытные образцы изготовлены в 1976 году;
  • МАЗ-547Э — полноприводное экспериментальное шасси с ГТД завода им. Климова (584,6 кВт) и алюминиевой рамой, опытные образцы изготовлены в 1980 году;
  • МАЗ-7916 — создано в 1980 году, при модернизации комплекса «Пионер» ставшего обозначаться 15П653 «Пионер-УТТХ», модернизированные пусковые установки стали обозначать 15У136. В целом, схема осталось той же, машина была полноприводной, изменилась конструкция кабин.

Современное состояние

После снятия данных комплексов с вооружения по договору с США о сокращении ракет средней и малой дальности, пусковые установки были утилизированы: у шасси отрезалась задняя часть рамы, длиной 700 мм, что не позволяло в дальнейшем использовать её для транспортировки ракет. Незначительное количество таких шасси были переоборудованы в тяжёлые автокраны, так, известно о пяти машинах, использованых в качестве шасси автокранов: КА-80, КС-8561 (100-тонной грузоподъёности, выпущено три единицы) и КС-8562. В Одессе, до 2007 года, изготовлено менее десяти автокранов типов КШТ-50.02 и КШТ-80.01 (50-ти и 80-титонные соответственно) в ходовой части которых были использованы узлы от МАЗ-547А.

Ссылки

dic.academic.ru

Военный автомобиль МАЗ 7916: характеристики

Серийное шасси МАЗ-547/МАЗ-7916. В 1966 году Московским институтом теплотехники было начато проектирование нового подвижного ракетного комплекса стратегического назначения РТ-21 «Темп-2С». В его состав предусматривалось включить мобильную пусковую установку для запуска межконтинентальной баллистической ракеты 15Ж42, составлявшей основу всего комплекса.

МАЗ 7916

После проведенных изысканий, в ходе которых было исследовано множество вариантов подвижных пусковых установок, как колесных, так и гусеничных, было определено, что основу ПУ составит многоосное колесное шасси. Задание на разработку этого шасси было выдано Минскому автозаводу, накопившему к этому времени достаточный опыт проектирования многоосных машин повышенной проходимости.

МАЗ 7916 в степи

Автомобиль, получивший обозначение МАЗ-547, по первоначальному проекту должен был иметь пять осей, однако в процессе разработки машины стало ясно, что 5-ти осная схема не позволяет достичь заданных характеристик, вследствие чего было решено сделать новый автомобиль 6-ти осным. Новый вариант машины получил индекс МАЗ-547А. Первые ее образцы появились в 1971 году. Компоновка шасси в общем повторяла компоновку автомобиля МАЗ-543П. В передней части машины монтировался силовой агрегат большой мощности.

МАЗ-543П

По обеим сторонам от него устанавливались две неметаллические кабины. Машина имела двенадцать односкатных колес, оснащенных широко-профильными шинами. Десять из двенадцати колес были ведущими. Управляемыми были сделаны колеса первых трех осей. В состав ракетного комплекса входили две машины на базе МАЗ-547А: пусковая установка и транспортно-заряжающая машина.

МАЗ-547А

Обе они имели специальное оборудование, состав которого вытекал из назначения машин. Так, пусковая установка имела в кормовой части устройства, предназначенные для приведения транспортно-пускового контейнера из походного положения в боевое и обратно. Дополнительно машина оборудовалась специальными гидравлическими домкратами, использовавшимися для разгрузки ходовой части, горизонтирования и обеспечения устойчивости пусковой установки при производстве пуска ракеты.

МАЗ-547А выпускался серийно с 1972 года. Ракетный комплекс «Темп-2С» находился на вооружении Ракетных войск стратегического назначения с 1976 года. Всего этим комплексом было вооружено семь полков. В том же 1976 году на вооружение РВСН поступил ракетный комплекс «Пионер» с БРСД 15Ж45, созданной на базе первых двух ступеней МБР 15Ж42. В его состав вошли пусковые установки и транспортно-заряжающие машины, также созданные на основе специального шасси МАЗ-547А.

Их конструкция была в целом идентична конструкции машин аналогичного назначения ракетного комплекса «Темп-2С». МАЗ-547А в процессе производства был модернизирован, в частности машина была сделана полноприводной. Индекс новой модификации МАЗ-547В. В 1980 году на вооружение принимается усовершенствованный вариант ракетного комплекса под обозначением «Пионер — УТТХ».

МАЗ-547В

Для транспортировки и запуска входившей в его состав БРСД 15Ж53 были созданы новые пусковые установки, базой для которых послужил модернизированный автомобиль, получивший обозначение МАЗ-7916. Он сохранил компоновочные решения шасси 547-й модели. Внешне новая машина отличалась от предшественников несколько большими габаритами и кабинами экипажа новой конструкции.

МАЗ-7916 был полноприводным. Транспортно-заряжающие машины ракетного комплекса «Пионер — УТТХ» были выполнены на основе МАЗ-547А. После снятия ракетных комплексов «Пионер» И «Пионер — УТТХ» с вооружения в соответствии с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности, некоторое количество шестиосных шасси после демонтажа специального оборудования было использовано для установки кранового оборудования большой грузоподъемности (КС-7571).

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

truck-auto.info