100 лет танкам. Mark I, серийный первенец. Mark i танк


Реферат mark i (танк)

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 История создания и производства
  • 2 Описание конструкции
    • 2.1 Броневой корпус
    • 2.2 Вооружение
    • 2.3 Средства наблюдения и связи
    • 2.4 Двигатель и трансмиссия
    • 2.5 Ходовая часть
  • 3 Боевое применение
  • 4 Оценка проекта
  • 5 Галерея
  • ПримечанияЛитература

Введение

Mark I — британский тяжёлый танк периода Первой мировой войны. Разработан в 1916 году. Первый в истории танк, применённый в боевых действиях (15 сентября 1916 года, Битва на Сомме). Родоначальник семейства британских «ромбовидных» танков.

1. История создания и производства

К началу 1915 года Первая мировая война начала входить в позиционную стадию. По обе стороны фронта противники зарылись в землю, опутались рядами колючей проволоки и ощетинились пулемётами. Любая атака стоила огромных потерь, несоизмеримых с достигаемыми результатами. Многие военные понимали, что бронированные боевые машины могли бы решить эту проблему. К тому же, на фронтах уже действовали многочисленные и весьма разнообразные бронеавтомобили, успехи которых только подтверждали вышеупомянутое высказывание. Однако проходимость тяжёлых броневиков оставляла желать много лучшего.

Среди прочего, военные инженеры предлагали использовать вместо колёсного автомобильного шасси гусеничное. Трактора с гусеничным движителем к тому времени уже активно производились в различных странах (преимущественно — в США), и их технологии в целом были отработаны. В разнообразные военные институты Великобритании начали поступать проекты разнообразных боевых машин на гусеничном ходу. Так, ещё в ноябре 1914 года управляющий пороховой компании в Чильворте капитан Туллок направил в Комитет имперской обороны предложение о постройке некоего «сухопутного крейсера». В декабре того же года адмирал Бэкон разработал «мостовой трактор для преодоления заграждений», а ещё чуть позже коммодор Мюррей Суэттер попытался продвинуть самоходный пехотный броневой щит на гусеничной платформе разработки компании «Педрэйл Транспорт». Последний проект даже был испытан в феврале 1915 года, хотя и в весьма общем виде (трактор постройки «Педрэйл Транспорт» со щитом), и по результатам испытаний признан бесперспективным.

В итоге, весной 1915 года при британском Адмиралтействе был создан специализированный «Комитет по сухопутным кораблям». Создание этого института курировала Военно-морская авиационная служба (англ. Royal Naval Air Service, сокр. RNAS), которая была весьма заинтересована в бронированых боевых машинах для охраны своих континентальных береговых баз. Главой комитета стал директор Управления морского строительства Юстас Теннисон Д’Энкур.

Решение о постройке танков было принято в 1915 году, окончательно первая модель танка (танком, то есть «баком» её назвали для того, чтобы дезинформировать противника при перевозке по железной дороге) была готова в 1916, когда прошла испытания и первый заказ на 100 машин поступил в производство. Это был танк Mk.1 — довольно несовершенная боевая машина, выпускавшаяся в двух модификациях — «самка» (англ. Female) (только с пулемётным вооружением) и «самец» (англ. Male) (пулемёт и две 57-мм. пушки).

2. Описание конструкции

Mark I имел компоновку без чёткого разделения танка на отделения: двигатель с трансмиссией проходили через большую часть длины танка, занимая основную часть внутреннего пространства. По бортам от двигателя и трансмиссии располагались проходы и служившие для размещения вооружения спонсоны, а в лобовой оконечности корпуса находилось отделение управления. Экипаж танка состоял из восьми человек. Командир танка, обычно младший лейтенант или лейтенант, также выполнявший функции стрелка из лобового пулемёта и порой — помощника водителя и сам водитель размещались в отделении управления слева и справа, соответственно. В каждом из спонсонов располагались наводчик и заряжающий (на «самцах»), либо два пулемётчика (на «самках»), а в проходах в кормовой половине корпуса находились двое помощников водителя[1]. Порой в экипаж добавлялся девятый член, задачей которого было, находясь в корме танка, у радиатора, из личного оружия оборонять кормовой сектор танка от пехоты[2].

2.1. Броневой корпус

2.2. Вооружение

На танках-«самцах» основное вооружение составляли две нарезные 57-мм пушки модели Six Pounder, Single Tube. Являвшиеся разработанным в 1915 году сухопутным вариантом скорострельного морского орудия, принятого на вооружение в 1885 году, 57-мм орудия имели вертикальный клиновой затвор, гидравлический откатник и пружинный накатник. Длина ствола орудия составляла 40 калибров / 2 280 мм[3]. Орудия размещались в спонсонах танка на тумбовых установках, с вращающейся частью которых были связаны закрывавшие амбразуру спонсона цилиндрические щиты. Наведение орудия осуществлялось при помощи простейшего плечевого упора, без каких-либо механизмов; при этом, так как наводчик с каждого борта находился слева от орудия, его положение ограничивало углы горизонтального наведения до 0…110° с правого борта и 245…355° с левого. Для наводки орудия на цель служил простейший телескопический прицел[4]. Боекомплект орудий составлял 334 унитарных выстрела, размещавшихся в укладках в нижней части спонсонов и стеллажах между их боковыми стенками[5]. Единственным изначально доступным снарядом к ним был осколочно-фугасный, с пороховым зарядом и донным взрывателем[6]. Начальная скорость этих снарядов составляла 554 м/с, а максимальная дальность стрельбы ими — 6 860 м[3], хотя эффективная ограничивалась приблизительно 1 800 метрами. Максимальная скорострельность орудий составляла 15—20 выстрелов в минуту[5].

Позади пушек в спонсонах «самцов» в размещались два 7,7-мм пулемёта «Гочкисс» M1909 с воздушным охлаждением ствола. Кроме этого, на танках обоих вариантов один такой пулемёт размещался в лобовой части танка и обслуживался командиром, и в некоторых случаях ещё один пулемёт устанавливался в корме танка[7]. Все пулемёты «Гочкисс» были съёмными и вели огонь через амбразуры, закрывавшиеся в остальное время броневыми крышками[5]. На танках варианта «самка» место 57-мм пушек и пулемётов «Гочкисс» в спонсонах занимали четыре 7,7-мм пулемёта «Виккерс». Эти пулемёты имели водяное охлаждение стволов, закрывавшихся броневыми кожухами и размещались на тумбовых установках с поворотными щитами, схожих с установками 57-мм орудий. Углы наведения пулемётов были выбраны таким образом, чтобы обеспечивать им в сумме почти круговой обстрел, ограниченный лишь далеко выдающимися гусеницами танка[5]. Боекомплект пулемётов составлял 5760 патронов для «самцов» или 30 080 патронов для «самок», в лентах по 320 штук[6][5]. Кроме этого, каждый член экипажа имел револьвер, для стрельбы из которых в различных частях танка имелись закрывавшиеся броневыми крышками порты. Из-за малой подвижности танка и ограниченных секторов обстрела его основного вооружения, личному оружию экипажа отводилась важная роль в ближней обороне танка[2][5].

2.3. Средства наблюдения и связи

Основным средством наблюдения за местностью для командира и водителя являлись смотровые лючки в верхнем лобовом листе корпуса, закрывавшиеся броневыми крышками, которые могли открываться или закрываться полностью, либо оставлять узкую смотровую щель[2]. Кроме этого у командира и водителя имелись перископические смотровые приборы в крыше рубки, но из-за затруднительности их использования в боевых услових, от них вскоре отказались[8]. Остальные члены экипажа имели в своём распоряжении лишь смотровые щели в различных частях танка. С внутренней стороны щели закрывались защитным стеклом[2], но последнее легко разбивалось при обстреле и танкисты часто получали ранения от осколков или брызг свинца через открытые щели[8].

Каких-либо средств внутренней связи в танке не имелось, как и штатных средств внешней. Для внешней связи испытывались различные способы — сигналы флажками, лампой и подобными средствами, однако в условиях плохой видимости на поле боя и особенно изнутри других танков они оказывались малоэффективными; на некоторых танках применялась голубиная почта, но голуби плохо переносили условия внутри танка и часто гибли[2][9]. Предпринимались попытки использовать телефонную связь через прокладываемый танком кабель, но длина последнего оказывалась совершенно недостаточной[10]. Единственным надёжным, но крайне опасным средством была связь через пеших посыльных[9].

2.4. Двигатель и трансмиссия

На Mark I устанавливался рядный 6-цилиндровый бесклапанный бензиновый карбюраторный двигатель водяного охлаждения, марки Daimler/Knight. Имея рабочий объём в 13 литров, двигатель развивал максимальную мощность в 105 л.с. при 1000 об/мин[11]. Двигатель устанавливался на раме в средней части корпуса, вдоль продольной оси танка. Два топливных бака, ёмкостью 114 литров каждый, размещались по бортам от рубки в самой верхней части танка, так как бензин подавался в двигатель самотёком. При сильном наклоне танка во время движения, подача топлива могла прерываться, и тогда одному из членов экипажа приходилось вручную переливать бутылкой бензин из бака в карбюратор. Радиатор системы охлаждения двигателя размещался в корме танка слева, а выхлопные трубы выводились на крышу и не имели глушителей[12].

В состав трансмиссии Mark I входили[12]:

  • Карданный вал
  • Главный фрикцион по типу конуса на феродовой подкладке
  • Двухступенчатая механическая, со скользящими шестернями, главная коробка передач
  • Червячный редуктор
  • Дифференциал
  • Две бортовые двухступенчатые механические коробки передач, объединённые с дифференциалом
  • Два ленточных тормоза
  • Две цепные передачи
  • Два однорядных шестеренчатых редуктора

В управлении трансмиссией принимали участие одновременно 3—4 человека: водитель, управлявший главным фрикционом и коробкой передач, а также координировавший действия остальных; командир танка, управлявший бортовыми тормозами и один или оба помощника водителя, отвечавших за бортовые коробки передач[12].

2.5. Ходовая часть

Задние колёса предназначались для управления танком. В одном из боёв колеса отстрелили, но танк не потерял управляемости. После этого задние колёса на танки не устанавливали.

3. Боевое применение

Впервые танки (модели Mk.1) были использованы английской армией против немецких войск 15 сентября 1916 года во Франции, в «Битве на Сомме». В ходе боя выяснилось, что конструкция танка недостаточно отработана — из 49 машин, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32 (17 танков вышли из строя из-за неполадок), а из этих тридцати двух, начавших атаку, 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя по техническим причинам. Тем не менее, даже оставшиеся 18 танков смогли продвинуться вглубь обороны на 5 км, причём потери англичан в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных.

Танк преодолевал проволочные заграждения и траншеи шириной 2,7 метра. Броня держала попадания пуль и осколков снарядов, но не могла выдерживать прямого попадания снаряда.

Хотя из-за малого количества танков фронт не удалось прорвать окончательно, новый вид боевой техники показал свои возможности и выяснилось, что танки имеют большое будущее. В первое время после появления танков на фронте, немецкие солдаты боялись их панически.

4. Оценка проекта

Первые танки

5. Галерея

  • «Самец» (пулемёт и две 57-мм. пушки)

Примечания

  1. С. Федосеев. «Сухопутные корабли». Английские тяжёлые танки периода Первой мировой войны. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 5. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
  2. ↑ 12345D. Fletcher. British Mark I Tank 1916. — 2004. — P. 18.
  3. ↑ 12D. Fletcher. British Mark I Tank 1916. — 2004. — P. 8.
  4. D. Fletcher. British Mark I Tank 1916. — 2004. — P. 9.
  5. ↑ 123456С. Федосеев. «Сухопутные корабли». Английские тяжёлые танки периода Первой мировой войны. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 6. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
  6. ↑ 12D. Fletcher. British Mark I Tank 1916. — 2004. — P. 17.
  7. D. Fletcher. British Mark I Tank 1916. — 2004. — P. 16.
  8. ↑ 12С. Федосеев. «Сухопутные корабли». Английские тяжёлые танки периода Первой мировой войны. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 8. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
  9. ↑ 12С. Федосеев. «Сухопутные корабли». Английские тяжёлые танки периода Первой мировой войны. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 9. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
  10. D. Fletcher. British Mark I Tank 1916. — 2004. — P. 19.
  11. D. Fletcher. British Mark I Tank 1916. — 2004. — P. 6.
  12. ↑ 123С. Федосеев. «Сухопутные корабли». Английские тяжёлые танки периода Первой мировой войны. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 7. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.

Литература

  • С. Федосеев. «Сухопутные корабли». Английские тяжёлые танки периода Первой мировой войны. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000). — 4000 экз.
  • David Fletcher. British Mark I Tank 1916 - books.google.com/books?id=AMlyKcpFv1AC&printsec=frontcover&hl=uk#v=onepage&q=&f=false. — 1. — Oxford: Osprey Publishing, 2004. — 48 p. — (New Vanguard № 100). — ISBN 1-84176-689-5
  • David Fletcher. British Tanks 1915—19. — Ramsbury: Crowood Press, 2001. — 192 p. — ISBN 1-86126-400-3

wreferat.baza-referat.ru

Самцы и самки Первой мировой войны (первые британские танки Mark I-IX) | Battlefield 1

Хочу поговорить с вами о танках, засветившихся в трейлере Battlefield 1. Это британские танки Mark IV, громадины ромбовидной формы, стремительно мчащиеся на врага. У многих возникли сомнения, а могут ли эти бронированные чудовища так быстро ездить, да и на что они могут быть способны на поле боя. Информацией DICE по этому поводу практически не делится. Так что попробуем разобраться сами с этим вопросом. Усаживайтесь поудобнее, камрады, рассказ будет долгим, но интересным.

15 сентября этого года будет 100-летний юбилей с первого боевого применения танков. Именно тогда задействовали впервые этот новый вид техники, в корне изменивший характер боевых действий всех последующих войн.

Идеи создания прообраза танка были еще у Леонардо да Винчи, а вот реализация их состоялась гораздо позже, во время Первой мировой войны. И причины для этого были следующие. Все страны участники боевых сражений рассчитывали на быструю победу, но не тут то было, маневренный период на Западном фронте закончился очень быстро. Армии окопались траншеями, настроили укреплений, заграждений колючей проволокой и заминировали огромные территории. Ни одна из сторон конфликта не имела превосходства ни в огневой мощи, ни в маневренности. Попытки прорваться быстро обескровливались в скоротечных схватках – атакующую пехоту просто выкашивали из пулеметов. Нужно было как-то решить эту проблему.

Лидерами в этом деле были британцы. Еще в начале войны активно использовались автомобили для доставки бойцов и снаряжения, тракторная техника применялась для подвоза артиллерии и выполнения инженерных работ. Но их применение только усиливало позиционность войны. Назрела острая необходимость в бронированной технике, способной повысить тактическую подвижность непосредственно на поле боя, подвезти пулеметы и артиллерию к вражеским позициям и перевезти их за передовые траншеи, проложить путь в заграждениях, прикрыть подвижным огнем атаку пехоты, уничтожить огневые точки противника. И сделать это все с минимальными потерями.

Использование первых бронеавтомобилей в условиях позиционной войны было ограниченно, поскольку они были жестко привязаны к хорошим дорогам, а на бездорожье, особенно усеянном воронками от артобстрелов, пройти они не были способны.

Летом 1915 года в Британии начали разработку первых тяжелобронированных машин, получивших название «танки». За основу взяли тяжелые тракторы. После нескольких экспериментов решили отказаться от идеи использования поворотной башни, сделали все «по-морскому», разместив вооружение в бортовых спонсонах, т.е. выступающих бортовых казематах. В профиль танк имел ромбовидную форму. Гусеницы пустили поверх корпуса для увеличения высоты зацепа. На испытания новая техника попала в январе 1916 года. 22-тонное чудовище преодолевало рвы и воронки. Новинка, носившая прозвище «Большой Вилли», была принята на вооружение под обозначением Mk I и получила новое прозвище «Мать» (Mother), как прародитель нового класса техники. Тут же заказали первые 100 танков, треть заказа передали на изготовление вагоностроительному заводу, впоследствии такие заводы еще не раз будут становиться танковыми.

Первый тяжелый танк Mark I "Mother"

Первый тяжелый танк Mark I «Mother»

В то же время были разработаны три основных принципа применения танков:

  1. массированность, т.е. атака не единичным танком, а большой группой
  2. внезапность – применение на широком фронте без предварительной артподготовки
  3. местность, преодолимая танками.

Разработали и принципы взаимодействия между танками и пехотой.

Первый серийный танк Mark I имел немалые габариты: в длину почти 10 метров, в ширину чуть больше 4 метров и в высоту почти 2, 5 м. Масса была тоже не детская – 28,5 тонн. Броня использовалась толщиной от 5 до 12 мм. Соединения бронелистов были заклепочные. Рама не обладала достаточной жесткостью и нередки были случаи перекосов.

Вооружение было следующее: 2 пушки 57 мм с боекомплектом в 332 снаряда, четыре 8 мм пулемета Гочкисса с 6272 патронами. В спонсонах и рубке имелись лючки с заслонками для ведения огня по пехоте из личного оружия для случаев, когда противник находился вне досягаемости пулеметного огня. Экипаж для этих целей использовал револьверы.

Обслуживался этот монстр экипажем из 8 человек: водитель и командир размещались в рубке в передней части танка. Командир вел огонь из лобового пулемета. Спонсоны обслуживали по двое бойцов – наводчик и заряжающий, который еще и стрелял из пулемета, еще двое располагались в задней части – помощники водителя, работавшие на бортовых коробках передач.

В 1916 году танки Mark I стали производить в двух вариантах вооружения: «самцы» — с пушечным или пулеметно-пушечным, «самки» – с пулеметным. В задачи последнего входило уничтожение пехоты противника в окопах и прикрытие «самцов» от ее атак. «Самки» вооружались помимо пулеметов Готчкисса, пулеметами Виккерс калибра 7,7 мм, которые устанавливали в спонсонах.

Запас хода у Mark I был всего лишь 38 км. Скорость движения – от 1,2 до 6,4 км/ч, средняя по полю – 3,2 км/ч, заднего хода – 1,2 км/ч. Проходимость была невелика – гусеницы вязли в мягком грунте. Первый танк был более приспособлен к ровной дороге и сухой погоде.

Сзади танка крепился хвост с двумя колесами, который позволял преодолевать более широкие рвы, а также облегчал повороты. Использовали его и в качестве грузового прицепа.

К двигателю бензин подавался самотеком, так что если при движении танк сильно наклонялся, то подача бензина прерывалась и движок вырубался. Приходилось переливать бензин в карбюратор бутылкой. Сейчас это звучит очень смешно, но это самое рождение тяжелых танков.

Гусеницы шириной 52 см состояли из 90 траков, изготовленных из броневой стали. Они имели высокую уязвимость, поскольку были открыты для огня противника и имели низкий ресурс.

Для обзора экипаж использовал смотровые щели, через которые им в глаза прилетало немало брызг и осколков от свинцовых пуль. Подобные ранения в первую мировую войну для танкистов составляли до 80%. Для защиты лица приходилось надевать кольчужные маски.

Находится в танке было тяжелым испытанием – тряска, тепловые удары, отравления выхлопными и пороховыми газами. Даже в бою танкисты выскакивали наружу и отдыхали под машиной.Связь между танками была изначально с помощью голубиной почты, последние очень тяжело переносили такие жесткие условия. Для ближней употребляли сигналы флажками или лампой. Самым надежным, но и самым опасным способом была связь посыльными, которые бегали от танка к танку.

После более-менее успешного применения танков на Сомме в 1916 году, было решено продолжить производство этих гигантов в различных модификациях. Так на Mark II отказались от колесного хвоста, сократив длину на 2 метра, но при этом ширина преодолеваемого рва уменьшилась на полметра. Усовершенствовали конструкцию спонсонов, увеличили емкость бензобаков. На «самки» вместо «виккерсов» устанавливали пулеметы Люиса.

На Mark III серьезно улучшили проходимость – каждый шестой трак гусеницы сделали шире, укрепив на нем шпору с грунтозацепом. Ввели балку самовытаскивания – сначала это был двухметровый деревянный брус, крепившийся на крыше. Если гусеницы буксовали, то кто-то из экипажа залазил на крышу и цепями крепил брус к тракам. Балка упиралась в грунт и давала гусеницам опору.Когда войска укомплектовали достаточным количеством танков, часть Mark I переоборудовали в транспорт снабжения. Их называли «тендерами». Одного такого «тендера» хватало для снабжения 5 танков.

Часть Mark II и Mark III переделали в «радиотанки» — в одном спонсоне размещали радиостанцию, а в другом – радиста.

Mark IV

Mark IV

В мае 1917 года состоялось боевое крещение новой модели – Mark IV. В конструкцию внесли множество улучшений. Так для защиты от бронебойных пуль толщину брони увеличили. Изменили конструкцию спонсонов для удобной транспортировки их по железной дороге – на салазках их можно было вдвигать внутрь. На «самках» спонсоны заметно уменьшили. Улучшили посадку и высадку из танка. Укоротили стволы пушек. В боекомплект включили картечные выстрелы для более эффективной очистки вражеских окопов. Пулеметы Льюиса крепили в шаровых установках. Самцы вооружали 4 пулеметами Льюиса, а самок – 6-ю. Повысили мощность двигателя и установили вакуумный насос для подачи топлива из более емких бензобаков. Увеличили количество траков, оснащенных шпорами. Установили грязеочистители. Была усовершенствована и «система самовытаскивания»: к корпусу крепились направляющие с подвешивавшейся на них «незарывавшейся» балкой из тикового дерева.

Mark IV

Mark IV

Mark IV обладал высокой ударной силой. Так он в проволочных заграждениях оставлял проходы шириной до 2,5 м, пробивал каменные заборы и стены зданий.

Проблема низкой надежности танков оставалась все еще не решенной – капитальный ремонт требовался после 100-112 км пробега.

На танках Mark IV опробовали установку в кормовой части миномета Стокса. Фактически это один из первых образцов самоходных минометов.

По мере снабжения войск танками Mark V, часть Mark IV переделывали в танки снабжения. Однако именно Mark IV был самым массовым английским танком Первой мировой войны.

"Самка" Mark V

«Самка» Mark V

В конце 1917 года появился и Mark V, который использовал пулеметы Гочкисс Mk I* под английский патрон 7,7 мм. Появился кормовой пулемет, который теперь обеспечивал круговую оборону танка. На новинку впервые установили двигатель, специально разработанный для танка. Увеличили емкость баков, повысили скорость движения до 7 км/ч и запас хода. И самое главное, управление танком передали теперь полностью водителю. Смотровые щели заделали небьющимися стеклопакетами типа «триплекс».

"Самец" Mark V

«Самец» Mark V

Для преодоления рвов была предусмотрена возможность закрепления на крыше танка так называемой фашины – огромной связки прутьев, которая сбрасывалась, чтобы дать опору гусеницам.

Panzer20

Впервые стали использовать для передачи сообщений семафор, который установили на корме.

На основе готово танка создавали и гибриды – Mk V «Композит» с одним 57 мм орудием и 5-ю пулеметами. В войсках эту кривобокую машину называли «гермафродитом».

Противник тоже не дремал, и начал увеличивать ширину окопов, так возникла необходимость в удлинении танков, чтобы они могли преодолевать такие препятствия. Танк просто разрезали в поперечной плоскости, вставляли дополнительную секцию длиной 1,83 см и наращивали гусеницу. Масса возрастала на 4 тонны. Снижалась скорость до 4 км/ч и уменьшалась поворотливость. Удлиненный танк получил имя Mark V* (со звездой). Планировалось использовать такие танки для перевозки пехоты, но те просто угорали в нем от духоты и выхлопов, так что от этой идеи отказались.

Mark V*

Mark V*

Была и модификация Mark V** со смещенным назад форсированным двигателем и увеличенными баками, но в боях они не успели принять участие.

"Самец" Mark V**

«Самец» Mark V**

В 1918 году на основе Mark V был создан танк Mark IX для снабжения боевых танков и как транспорт для пехоты. Чтобы освободить пространство внутри танка, пришлось отказаться от спонсонов и основного вооружения, оставив только пулеметы в лобовом и кормовом отделениях. В бортах сделали 4 большие овальные двери, а также лючки для стрельбы из личного оружия. Mark IX мог перевозить до 50 человек или 10 тонн груза. Помимо этого данная машина стала первым в мире плавающим танком. На борта и лобовую часть крепили пустые цистерны, выполнявшие роль поплавков, а на траки крепили лопатки. Двери герметизировали. Но в боях Mark IX так и не успел принять участие.

На основе «самки» Mk V** саперы создали модификацию «танк-трал» для подрыва мин, установленным впереди тяжелым железным катком. Были и «танки-мосты», «танки-краны» и «танки-буксиры». Новому виду военной техники нашли множество вариантов применения.

Какова была эффективность применения танков? Даже несмотря на то, что большая их часть ломалась по дороге к цели и банально застревала на местности, благодаря танкам удавалось делать прорывы во вражеских заграждениях, что в условиях позиционной войны казалось уже невозможным. Первое боевое применение дало в основном психологический эффект – в германской армии поселился стойкий синдром – «танкобоязнь», которая усугублялась тем, что они ожидали применения и огнеметов.

Но эти страхи прошли и тяжелые танки обстреливали артиллерией и минометами, бронебойными пулями, делали для них ловушки «волчьи ямы». Скрытному продвижению танков мешал громкий издаваемый ими шум. Но опыт применения танков рос с каждым боем, отрабатывались новые тактики взаимодействия с пехотой. Танки Первой мировой войны изменили сам характер ведения современной войны. Для их применения уже не требовалась длительная артиллерийская подготовка перед наступлением.

Захваченный немцами Mark IV

Захваченный немцами Mark IV

Итак, с краткой историей мы ознакомились, давайте теперь разберемся, что же нас ждет в игре Battlefield 1? В трейлере нам показали танк Mark IV, который, как мы знаем, не должен быть особо резвым при условии выполнения разработчиками игры обещания, что оружие и техника будут аутентичными.

Особо меня настораживает то, что для управления танком Mark IV нужно было три бойца – 1 водитель и 2 помощника. Передача управления в одни руки была произведена только начиная с Mark V. Как это будет реализовано? Нас обманут и подсунут аркадное решение? Или двум бойцам придется тупо втыкать и по команде от водителя управлять своей гусеницей? Вот уж интересно будет такими бойцами играть. А если не хватит одного помощника водителя, то танк сможет только круги нарезать. Так что нам с высокой вероятностью дадут либо аркадные функции водителя в одни руки на Mark IV или в игре будет вместо него танк Mark V.

Настройка танка будет по типу «самец»/«самка». Уверен, нам дадут выбирать пулеметы – Льюис, Гочкисс или Викерс. Возможно, и с длиной ствола дадут поиграться. Также очень жду выбор боеприпасов для основных орудий, в первую очередь картечных для зачистки окопов.

Крошить танки в Battlefield 1 можно будет артиллерией, минометами, противотанковыми гранатами, минами и выводить из строя противотанковыми ружьями. Поддержку ожидаю и со стороны авиации в виде бомб, поскольку пулеметный огонь против этих многотонных чудовищ был не особо эффективен.

Много вопросов у меня по реализации британских тяжелых танков в Battlefield 1, скоро и ответы узнаем на них.

 

(Visited 1 172 times, 2 visits today)

varshevsky.com

100 лет танкам. Mark I, серийный первенец

Самый ответственный момент танковой предыстории наступил вечером 2 февраля 1916 года, когда принципиально новая боевая машина должна была показать себя на испытательном полигоне. В этот момент «танком» её называли только в официальных бумагах, а в кругу создателей чаще звучали прозвища «Большой Вилли» или «Мать».

Форма машины не была похожа ни на одно механическое транспортное средство из существовавших ранее. Это была бронированная коробка, опоясанная по периметру крупнозвенчатыми гусеницами. Передние катки были подняты над землёй и вынесены вперёд, так что при взгляде сбоку «Большой Вилли» напоминал громадный ромб. Казалось бы — очень странная конструкция. Но испытания показали совсем другое.

Восхитительный боевой «ромб»

Согласно плану, «Большому Вилли» предстояло с места преодолеть препятствие высотой 1,37 метра и разрез шириной полтора метра. После этого, пройдя на полной скорости 100 ярдов (91,44 метра), машина должна была занять место в подготовленном окопе-капонире, выехать из него и двигаться дальше, круша проволочные заграждения и пересекая обширные воронки. Напоследок танк планировали обкатать на склонах и в топких местах.

Очевидцы были в восторге от вроде бы неуклюжей машины. Британский министр снабжения Ллойд-Джордж вспоминал: «Она легко двигалась через плотные заграждения, перелезала по глубокой грязи и через окопы… Напоминавшее слона чудовище прорывалось через кустарники, втаптывало молодые деревья в землю и оставляло после себя широкий след разрушений». Канцлер казначейства Реджинальд Маккена назвал танк лучшей инвестицией из возможных и гарантировал, что если военные одобрят проект, то Британия обеспечит ему неограниченный бюджет.

При своём обычном скепсисе остался только неумолимый лорд Китченер, заявивший, что эта «дорогостоящая игрушка» не поможет выиграть войну. Правда, генерал Дуглас Хейг, чья армия тонула в крови под Лоосом осенью 1915 года, думал иначе. И уже через несколько дней после испытания он заказал первые 40 танков.

Как же появилась на свет эта невообразимая ромбовидная конструкция танка и в чём был залог успеха «Большого Вилли»?

«Осторожно — Петрограа ь!»

Когда у ходовой части старшего родственника первого «ромба» — «Машины № 1 Линкольн» — обнаружились конструктивные недостатки, изобретатели смогли быстро её улучшить. Увы, это была только полумера. Прототип по-прежнему не мог ни проехать по склону крутизной до 27°, ни преодолеть ров шириной 2,4 метра, ни «перелезть» через стену высотой 1,37 метра. А военные были категоричны в этих требованиях, потому что точно знали, с чем новая машина столкнётся на фронте.

​Танк «Большой Вилли» (Big Willie) на испытаниях в Хэтфилде 2 февраля 1916 года - 100 лет танкам. Mark I, серийный первенец | Военно-исторический портал Warspot.ruТанк «Большой Вилли» (Big Willie) на испытаниях в Хэтфилде 2 февраля 1916 года

В номере отеля «Уайт Харт» (White Heart) отцы-разработчики устроили мозговой штурм в поиске выхода из очередного технологического тупика. Найденное решение выглядело столь же абсурдным, сколь и многообещающим: отказаться от тракторного шасси, а вместо этого прикрепить по бокам коробчатого корпуса здоровенные бронированные рамы в форме параллелограмма и пустить гусеницы по их периметру. При этом направляющие катки оказывались выше доброй половины возможных препятствий. Идея казалась неуклюжей, но Суинтон был готов пойти на риск.

Вопрос размещения вооружения решили полностью в духе концепции «сухопутных кораблей». Вращающаяся башня на крыше увеличивала и без того крупный силуэт танка, а вдобавок — смещала центр тяжести корпуса. Поэтому от неё отказались, заменив на бортовые спонсоны — выступающие казематы. Похожими оснащались корабли-броненосцы того времени. У пушек в спонсонах получались вполне приемлемые углы наведения.

В конце сентября 1915 года компоновку нового прототипа утвердили, а вскоре был готов и деревянный макет. Работа над «Большим Вилли» началась параллельно с улучшением «Маленького» (доработанной «Машины № 1 Линкольна»). Режим конспирации соблюдался неукоснительно, и не только в деловой переписке. Легенду о том, что «танки» собираются отправлять в Россию, подкрепили надписями на кириллице поверх собранных корпусов. Правда, знатоков русского языка среди тех, кто работал над танками, не было, так что случались курьёзы. Один неизвестный фотограф, например, запечатлел машину с надписью: «ОСТОРОЖНО ПЕТРОГРАА Ь».

​Один из первых танков Mark I в ходе погрузки на железнодорожную платформу. Спонсоны демонтированы, на борту — надпись на кириллице «ОСТОРОЖНО ПЕТРОГРАА Ь», нанесённая в целях дезинформации - 100 лет танкам. Mark I, серийный первенец | Военно-исторический портал Warspot.ruОдин из первых танков Mark I в ходе погрузки на железнодорожную платформу. Спонсоны демонтированы, на борту — надпись на кириллице «ОСТОРОЖНО ПЕТРОГРАА Ь», нанесённая в целях дезинформации

После ошеломительного успеха на испытаниях в Хэтфилде новинку продемонстрировали королю Георгу V. Вскоре первый в истории танк приняли на вооружение уже под официальным наименованием Mark I и запустили его серийное производство. Первоначальный заказ включал 100 единиц.

В апреле 1916 года Суинтон выдвинул предложение выпустить половину заказанных танков с исключительно пулемётным вооружением. Это отвечало первоначальной концепции танка как истребителя пулемётов и средства для «зачистки» окопов. Орудие и вправду хуже справлялось с живой силой, как сидящей в траншеях, так и нападающей на другие машины. Переход на пулемёты также позволял существенно ускорить производство танков. Так Mark I разделился на пушечно-пулемётных «самцов» (Male) и пулемётных «самок» (Female).

Внезапно заартачилось британское Управление вооружений, которое заявило, что не будет снабжать артиллерией «сомнительные новинки». На помощь, уже в который раз, пришло Адмиралтейство: в спонсонах танков-«самцов» производители установили морские 6-фунтовые (57-мм) пушки. Теоретически они могли выпускать 15–20 снарядов в минуту на дистанцию 1,8 км, но реальный темп и расстояние стрельбы оказались существенно ниже из-за неудобной конструкции орудийной установки. Шутка ли — наводчику приходилось работать, стоя на коленях.

«Самцы» несли смешанное вооружение, так что кроме пушки Mark I Male оснащался тремя-четырьмя пулемётами «Гочкисс». «Самки» кроме «Гочкиссов» несли в каждом спонсоне по два громоздких 7,7-мм «Виккерса». С удобством работы у пулемётчиков дела обстояли так же скверно, как и у «пушкарей». К примеру, выбраться из спонсона стрелок мог, только пятясь ползком и боком. В случае пожара в танке он был обречён.

Гадкий утёнок на гусеничном ходу

Экипаж первого танка страдал в полном составе. Управляли машиной четыре человека: командир, водитель и два помощника, каждый из которых трудился на отдельной бортовой коробке передач. Из-за грохота внутри стальной коробки докричаться друг до друга было нереально. Водителю приходилось колотить рукой или молотком по капоту, чтобы обратить на себя внимание, а потом показывать на пальцах номер передачи.

​Танк Mark I, уже принятый на вооружение, на учениях в Элведене, графство Саффолк, 1916 год. Сверху на корпусе — противогранатная сетка - 100 лет танкам. Mark I, серийный первенец | Военно-исторический портал Warspot.ruТанк Mark I, уже принятый на вооружение, на учениях в Элведене, графство Саффолк, 1916 год. Сверху на корпусе — противогранатная сетка

Острых ощущений добавляло то, что по обеим сторонам боевой рубки располагались два бака с топливом — по 114 литров в каждом. Немудрено, что под рукой всегда были огнетушители. Горючее поступало в карбюратор двигателя самотёком. Стоило танку накрениться, как экипаж хватался за стеклотару и начинал переливать горючее из бака в двигатель. Внутри танка температура могла превышать 60 градусов, а из-за отсутствия рессор трясло так, что люди, покинув машину, зачастую некоторое время не могли нормально ходить.

Финальный штрих: выхлопные трубы 105-сильного двигателя конструкторы вывели на крышу. Они были лишены глушителей, отчего нещадно коптили и извергали искры, демаскируя танк и подпаливая брезент.

Несмотря на это, первый танк для своего времени оставался чудом техники. Суинтон, гордясь своим детищем, сформулировал основные принципы его применения. Танки следовало бросать в бой, только когда в распоряжении полководца их достаточно много. Атаковать ими нужно было внезапно, ошеломляя врага, без артиллерийской подготовки. И, наконец, пусть гусеницы и превосходили колёса по проходимости, это не значило, что танку по зубам любой ландшафт.

Не все заветы Суинтона оказались соблюдены, но через пять месяцев под панический возглас «Дьявол идёт!», прозвучавший из немецких окопов, британские «ромбы» пошли в свой первый бой.

Оригинал статьи опубликован на портале worldoftanks.ru.

Источники:

  1. Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. М., 2012.
  2. Glanfield J. The Devil’s Chariots. Osprey, 2013.
  3. Stern A. G. Tanks 1914–1918. The Log-Book of a Pioneer. London, 1919.
  4. Swinton D. E. Eyewitness. Being Personal Reminiscences of Certain Phases of the Great War, Including the Genesis of the Tank. New York, 1933.

warspot.ru

Танк Mark I

бронетехника АнглииНачавшиеся в 1914 году стремительными операциями, военные действия неожиданно резко замедлились на Марне. Началась затяжная, выматывающая траншейная война. Противники предпринимали невероятные усилия, чтобы передвинуть линию фронта хотя бы на километр, последствия для солдат, бросавшихся в атаку на неприступные линии окопов, были катастрофичны. Без сомнения, эти попытки имели своей целью сокращение потерь, но они скорее были основаны на бессмысленных разглагольствованиях, чем на здравом смысле. Одно только снаряжение, использовавшееся в это время, было явно позаимствовано у средневековых солдат: так, под защитой щитов, индивидуальных или коллективных, - последние были на колесах - бойцы надеялись целыми и невредимыми взять укрепленные сооружения противника. Не стоит уточнять, что от такой экипировки быстро отказались, поскольку артиллерия за считанные секунды не оставляла даже мокрого места от этого средневекового арсенала.

А автоматические пулеметы? Они существовали с самого начала войны и успешно использовались во многих операциях против наступающей кавалерии и пехоты, но были совершенно непригодны на опустошенной и усеянной воронками по man's land (Безлюдная территория - англ. no man's land - здесь игра слов заключается в том, что эта английская фраза похожа по звучанию на название французской области Нормандии).

Рождение танка

появление танковПервым человеком, увидевшим возможность создания машины, способной пересекать воронки от взорвавшихся снарядов, проволочные заграждения и окопы, был английский подполковник Данлоп Свинтон. Он вспомнил о новой модели сельскохозяйственного трактора, о котором незадолго до начала войны ему рассказывал его австралийский друг. Этот трактор - "гусеничный трактор Хольта" (Holt Caterpillar Tractor) - был сделан в Северной Америке и, благодаря своим широким гусеницам, мог с легкостью передвигаться по размытым полям. Теперь оставался только последний шаг, который английский офицер с радостью и сделал: он добавил к трактору бронированную обшивку и пушку.

Заинтересовавшийся идеей, Комитет имперской обороны (Committee of Imperial Defence) организовал испытания новой техники. Дождливым февральским утром 1915 г. трактор "Хольт", нагруженный приблизительно 1500 килограммами балласта, двинулся в путь. Треща, громыхая и извергая облака черного дыма, трактор... так и не сдвинулся ни на дюйм! Разочарованные представители Военного ведомства сочли реализацию изобретения невыполнимой и своей резолюцией буквально закрыли разработку. Но Свинтон не отчаивался и, как черт, лез из кожи вон и, в конце концов, ему удалось заинтересовать своим "истребителем пулеметов" (machine-gun destroyer) Уинстона Черчилля, который, обладая замечательным чутьем, сразу понял все возможности такой военной машины.

бронетехника

Будучи первым лордом Адмиралтейства. Черчилль поручил изучение устройства группе инженеров, состоявшей как из гражданских лиц, так и офицеров флота Его Величества. В большой тайне фирмой "Форест Линкольн" на базе разработок Свинтона была построена первая экспериментальная машина, прозванная "Маленьким Вилли" (Little Willie). Когда Свинтон ее увидел, он скорчил разочарованную гримасу: этот огромный жестяной куб, прикованный своей огромной массой к двум тщедушным гусеницам, не внушал ему никакого доверия.

бронетехника первой мировой

"Маленький Вилли"

Первое испытание, произошедшее 15 сентября 1915 г. подтвердило его опасения. Медленно проехав несколько метров, "Маленький Вилли" потерял одну из своих гусениц; после быстрой починки от него отвалилась вторая... Эксперимент окончился полным провалом.

Танк "Маленький Вилли"

"Маленький Вилли"

Лейтенант военно-морской авиации Уилсон придумал совершенно новое устройство в форме приплюснутого ромба с огромными круглыми гусеницами. Упрямый Свинтон понял, что на этот раз решение будет принято. Сделав сначала деревянный макет, на конвейер была запущена экспериментальная модель, которую решили подвергнуть самым серьезным испытаниям. Армия подготовила экспериментальную площадку, воспроизведя на ней мельчайшие детали разбитого поля битвы: траншеи, проволочные заграждения, воронки от снарядов. Но поскольку испытания проходили в жесточайшей секретности, то - с героического согласия владельца - выбор пал на частную площадку для гольфа лорда Солсбери.

танки войны

"Большой Вилли"

Несколько месяцев спустя, 26 января 1916 г., "Большой Вилли" (Big Willie), тайно доставленный по железной дороге с завода Линкольна, был готов к окончательным испытаниям. По команде его водитель Чарли Мейган провел ошеломляющую демонстрацию. Играючи справившись со всеми препятствиями, он доказал, что танк мог разрушить даже более плотные заграждения колючей проволоки - гораздо лучше, чем это сделала бы артиллерия. Среди официальных лиц, имевших решающее слово, нашелся только один человек, которого не потрясли возможности танка - им был лорд Китченер. Когда "Большой Вилли" остановился, он сухо заявил, что "эта красивая механическая игрушка быстро станет мишенью для вражеской артиллерии".

Танк "Большой Вилли"

"Большой Вилли"

Без согласия Китченера дальнейшее развитие танков было невозможным... К счастью, энтузиазм других свидетелей испытаний дошел до короля Георга V. Король приказал организовать частный просмотр громыхающего "Большого Вилли" и, потрясенный увиденным, одобрил начало массового производства. Чтобы сохранить секрет, революционное оружие решили окрестить безобидным именем. Сначала предложили название "Цистерна" (Cistern), затем "Контейнер" (Container) и, наконец, "Танк" (tank - резервуар) - по аналогии с формами топливных резервуаров мотоциклов. Одновременно с началом серийного производства начались и тренировки добровольцев, из которых должны были быть сформированы экипажи танков.

Нажмите на изображение для увеличения 

pro-tank.ru

Mark I (танк) - Тяжёлые танки - Английская бронетехника - БРОНЯ

Mark I — британский тяжёлый танк периода Первой мировой войны. Первый танк, применённый в боевых действиях (15 сентября 1916 года, Битва на Сомме). Родоначальник семейства британских «ромбовидных» танков.

История создания и производства

Решение о постройке танков было принято в 1915 году, окончательно первая модель танка (танком, то есть «баком» её назвали для того, чтобы дезинформировать противника при перевозке по железной дороге) была готова в 1916, когда прошла испытания и первый заказ на 100 машин поступил в производство. Это был танк Mk.1 — довольно несовершенная боевая машина, выпускавшаяся в двух модификациях — «самка» (англ. Female) (только с пулемётным вооружением) и «самец» (англ. Male) (пулемёт и две 57-мм. пушки).

Описание конструкции

Mark I имел компоновку без чёткого разделения танка на отделения: двигатель с трансмиссией проходили через большую часть длины танка, занимая основную часть внутреннего пространства. По бортам от двигателя и трансмиссии располагались проходы и служившие для размещения вооружения спонсоны, а в лобовой оконечности корпуса находилось отделение управления. Экипаж танка состоял из восьми человек. Командир танка, обычно младший лейтенант или лейтенант, также выполнявший функции стрелка из лобового пулемёта и порой — помощника водителя и сам водитель размещались в отделении управления слева и справа, соответственно. В каждом из спонсонов располагались наводчик и заряжающий, на «самцах», либо два пулемётчика, на «самках», а в проходах в кормовой половине корпуса находились двое помощников водителя. Порой в экипаж добавлялся девятый член, задачей которого было, находясь в корме танка, у радиатора, из личного оружия оборонять кормовой сектор танка от пехоты.

Броневой корпус

Вооружение

На танках-«самцах» основное вооружение составляли две нарезные 57-мм пушки модели Six Pounder, Single Tube. Являвшиеся разработанным в 1915 году сухопутным вариантом скорострельного морского орудия, принятого на вооружение в 1885 году, 57-мм орудия имели вертикальный клиновой затвор, гидравлический откатник и пружинный накатник. Длина ствола орудия составляла 40 калибров / 2 280 мм. Орудия размещались в спонсонах танка на тумбовых установках, с вращающейся частью которых были связаны закрывавшие амбразуру спонсона цилиндрические щиты. Наведение орудия осуществлялось при помощи простейшего плечевого упора, без каких-либо механизмов; при этом, так как наводчик с каждого борта находился слева от орудия, его положение ограничивало углы горизонтального наведения до 0…110° с правого борта и 245…355° с левого. Для наводки орудия на цель служил простейший телескопический прицел. Боекомплект орудий составлял 334 унитарных выстрела, размещавшихся в укладках в нижней части спонсонов и стеллажах между их боковыми стенками. Единственным изначально доступным снарядом к ним был осколочно-фугасный, с пороховым зарядом и донным взрывателем. Начальная скорость этих снарядов составляла 554 м/с, а максимальная дальность стрельбы ими — 6 860 м, хотя эффективная ограничивалась приблизительно 1 800 метрами. Максимальная скорострельность орудий составляла 15—20 выстрелов в минуту. Позади пушек в спонсонах «самцов» в размещались два 7,7-мм пулемёта «Гочкисс» M1909 с воздушным охлаждением ствола. Кроме этого, на танках обоих вариантов один такой пулемёт размещался в лобовой части танка и обслуживался командиром, и в некоторых случаях ещё один пулемёт устанавливался в корме танка. Все пулемёты «Гочкисс» были съёмными и вели огонь через амбразуры, закрывавшиеся в остальное время броневыми крышками. На танках варианта «самка» место 57-мм пушек и пулемётов «Гочкисс» в спонсонах занимали четыре 7,7-мм пулемёта «Виккерс». Эти пулемёты имели водяное охлаждение стволов, закрывавшихся броневыми кожухами и размещались на тумбовых установках с поворотными щитами, схожих с установками 57-мм орудий. Углы наведения пулемётов были выбраны таким образом, чтобы обеспечивать им в сумме почти круговой обстрел, ограниченный лишь далеко выдающимися гусеницами танка. Боекомплект пулемётов составлял 5760 патронов для «самцов» или 30 080 патронов для «самок», в лентах по 320 штук. Кроме этого, каждый член экипажа имел револьвер, для стрельбы из которых в различных частях танка имелись закрывавшиеся броневыми крышками порты. Из-за малой подвижности танка и ограниченных секторов обстрела его основного вооружения, личному оружию экипажа отводилась важная роль в ближней обороне танка.

Средства наблюдения и связи

Основным средством наблюдения за местностью для командира и водителя являлись смотровые лючки в верхнем лобовом листе корпуса, закрывавшиеся броневыми крышками, которые могли открываться или закрываться полностью, либо оставлять узкую смотровую щель. Кроме этого у командира и водителя имелись перископические смотровые приборы в крыше рубки, но из-за затруднительности их использования в боевых услових, от них вскоре отказались. Остальные члены экипажа имели в своём распоряжении лишь смотровые щели в различных частях танка. С внутренней стороны щели закрывались защитным стеклом, но последнее легко разбивалось при обстреле и танкисты часто получали ранения от осколков или брызг свинца через открытые щели.Каких-либо средств внутренней связи в танке не имелось, как и штатных средств внешней. Для внешней связи испытывались различные способы — сигналы флажками, лампой и подобными средствами, однако в условиях плохой видимости на поле боя и особенно изнутри других танков они оказывались малоэффективными; на некоторых танках применялась голубиная почта, но голуби плохо переносили условия внутри танка и часто гибли. Предпринимались попытки использовать телефонную связь через прокладываемый танком кабель, но длина последнего оказывалась совершенно недостаточной. Единственным надёжным, но крайне опасным средством была связь через пеших посыльных.

Двигатель и трансмиссия

На Mark I устанавливался рядный 6-цилиндровый бесклапанный бензиновый карбюраторный двигатель водяного охлаждения, марки Daimler/Knight. Имея рабочий объём в 13 литров, двигатель развивал максимальную мощность в 105 л.с. при 1000 об/мин. Двигатель устанавливался на раме в средней части корпуса, вдоль продольной оси танка. Два топливных бака, ёмкостью 114 литров каждый, размещались по бортам от рубки в самой верхней части танка, так как бензин подавался в двигатель самотёком. При сильном наклоне танка во время движения, подача топлива могла прерываться, и тогда одному из членов экипажа приходилось вручную переливать бутылкой бензин из бака в карбюратор. Радиатор системы охлаждения двигателя размещался в корме танка слева, а выхлопные трубы выводились на крышу и не имели глушителей.В состав трансмиссии Mark I входили:Карданный валГлавный фрикцион по типу конуса на ферродовой подкладкеДвухступенчатая механическая, со скользящими шестернями, главная коробка передачЧервячный редукторДифференциалДве бортовые двухступенчатые механические коробки передач, объединённые с дифференциаломДва ленточных тормозаДве цепные передачиДва однорядных шестеренчатых редуктора

В управлении трансмиссией принимали участие одновременно 3—4 человека: водитель, управлявший главным фрикционом и коробкой передач, а также координировавший действия остальных; командир танка, управлявший бортовыми тормозами и один или оба помощника водителя, отвечавших за бортовые коробки передач.

Ходовая часть

Задние колёса предназначались для управления танком. В одном из боёв колеса отстрелили, но танк не потерял управляемости. После этого задние колёса на танки не устанавливали.

Боевое применение

Впервые танки (модели Mk.1) были использованы английской армией против немецких войск 15 сентября 1916 года во Франции, в «Битве на Сомме». В ходе боя выяснилось, что конструкция танка недостаточно отработана — из 49 машин, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32 (17 танков вышли из строя из-за неполадок), а из этих тридцати двух, начавших атаку, 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя по техническим причинам. Тем не менее, даже оставшиеся 18 танков смогли продвинуться вглубь обороны на 5 км, причём потери англичан в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных.Танк преодолевал проволочные заграждения и траншеи шириной 2,7 метра. Броня держала попадания пуль и осколков снарядов, но не могла выдерживать прямого попадания снаряда.Хотя из-за малого количества танков фронт не удалось прорвать окончательно, новый вид боевой техники показал свои возможности и выяснилось, что танки имеют большое будущее. В первое время после появления танков на фронте, немецкие солдаты боялись их панически.

tanks.at.ua

Mark VIII (танк) - это... Что такое Mark VIII (танк)?

Mark VIII История Размеры Бронирование Вооружение Подвижность
Классификация тяжёлый танк
Боевая масса, т 39,4
Экипаж, чел. 8—11
Количество выпущенных, шт 100
Длина корпуса, мм 10426
Ширина корпуса, мм 3658
Высота, мм 3124
Клиренс, мм 528
Тип брони катаная поверхностно закалённая
Лоб корпуса, мм/град. 12 / 28°
Борт корпуса, мм/град. 12—16 / 0°
Корма корпуса, мм/град. 16 / 0°
Днище, мм 6—8 / 60—90°
Крыша корпуса, мм 6—10 / 80—90°
Калибр и марка пушки 2 × 57-мм «Гочкис»6 pdr Mk II
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 23
Боекомплект пушки 208
Пулемёт(ы) 7 × 7,92-мм «Гочкис» или 5 × 7,62-мм M1919
Тип двигателя V-образный12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 338
Скорость по шоссе, км/ч 8,9
Запас хода по шоссе, км 65
Удельная мощность, л.с./т 7,8
Тип подвески жёсткая
Ширина гусеницы, мм 673
Удельное давление на грунт, кг/см2 1,13
Преодолеваемый подъём, град. 42
Преодолеваемая стенка, м 1,37
Ширина преодолеваемого рва, м 4,9
Преодолеваемый брод, м 0,85

Tank, Mark VIII (Mk VIII), известный также под неофициальным названием «Либерти», "Интернэшнл". (англ. Liberty) — тяжёлый танк периода Первой мировой войны, совместная разработка Великобритании и США. Производство Mk VIII началось слишком поздно, и принять участие в войне он уже не сумел, однако уже после окончания войны с июля 1919 года по июнь 1920 года в США были произведены 100 танков этого типа (до 1930 года Mk VIII был единственным тяжёлым танком в армии США). Mk VIII использовались для учебно-тренировочных целей до начала 1930-х годов, а после снятия с вооружения к 1932 году оставались на хранении до начала Второй мировой войны, после чего несколько из них были переданы Канаде для учебно-тренировочных целей по цене металлолома.

История создания

В 1916 году генерал Джон Першинг назначил одного из своих офицеров ответственным за создание танкового корпуса для американской армии. Этот офицер, майор Джеймс Дрейн, отправился за соответствующей информацией в Лондон к подполковнику Альберту Стерну, который только что был назначен секретарём Комитета сухопутных кораблей королевской морской авиации. Этот комитет так же был первым в области взаимодействия родов войск. Сначала был сделан заказ на 600 танков Mk VI, но в сентябре 1917 года майор Дрейн порекомендовал танк Mk VIII, который был ещё в стадии разработки. После этого союзники ощутили преимущества стандартизации, т.к. для неё было всё необходимое-английские технологии и производственные мощности США.

По замыслу разработчиков данная модель должна была составить основу танкового парка союзников. Проектирование началось летом 1917 года, а для массового производства планировалось построить во Франции завод, который выпускал бы ежемесячно по 300 машин. США обязались поставлять двигатели, трансмиссию и механизмы управления. Великобритания-броню, траки, катки и вооружение. Франция-построить завод, материалы для строительства должны были прибыть из Великобритании.

11 ноября 1917 года проект трёхстороннего договора был представлен на рассмотрение Черчиллю (в то время он был министром снабжения армии). Так же в проекте предусматривалась совместная англо-американская разработка нового танка. В декабре 1917 года Черчилль одобрил договор и в первые дни 1918 года договор был подписан в Лондоне министром иностранных дел Великобритании Артуром Бальфуром и послом США в Великобритании Уолтером Пейджем.

4 декабря 1917 года во Франции состоялась первое заседание союзной танковой комиссии, на котором была принята начальная программа производства. В соответствии с этим документом ежемесячно должно производить 300 танков, а потом до 1200. Однако после наступления Германии в марте 1918 года нанесло серьёзный ущерб материальным ресурсам англичан, а провал американской авиастроительной программы не позволил обеспечить танковое производство авиационными двигателями. На день подписания перемирия в Великобритании было готово 100 комплектов узлов и деталей, а США произвели лишь половину двигателей, из предусмотренных 2950 штук. Спустя неделю после заключения перемирия Франция вышла из совместного предприятия, а интерес Великобритании к танку остыл. До перемирия англичане успели построить 7 танков. Первенец с корпусом из обычной стали с двигателем "Роллс-Ройс" изготовила фирма "Норт Бритиш Локомотив" в Глазго. Остальные, с корпусами из броневой стали, построил завод "Ханслет энд Осмондторп" в Лидсе. Эти машины имели силовую установку из двух 6-цилиндровых 150-сильных "Рикардо", установленных V-образно.

Один корпус из обычной стали переправили за океан как образец для дальнейшей сборки машин. 29 сентября Mk VIII впервые самостоятельно сдвинулся с места. Вооружение первоначально отсутствовало, но в последствии его установили - 2 пушки и пулемёты "гочкис". Это был единственный экземпляр США с пулемётами этой фирмы. В октябре начались испытания, которые завершились успешно. Все имеющиеся у англичан комплекты узлов и деталей были доставлены в арсенал Рок-Айленд (штат Иллинойс), где в течении 1919-1920гг производилась сборка серии из 100 машин для армии США.

Описание

Mk VIII отличался целым рядом серьёзных усовершенствований, став логическим завершением развития английских тяжёлых ромбовидных танков.

Корпус Mk VIII представлял собой клёпаную конструкцию. Лобовые детали выполнялись из 16-мм брони, бортовые-10-мм, крыша и днище-6-мм. Оси катков жёстко закреплялись в броневом корпусе. Траки гусеничной цепи изготавливались из броневой стали.

Mk VIII являлся наиболее сильным в плане вооружения и наиболее рациональным в плане размещения оружия (из тяжёлых танков). В каждом спонсоне монтировалась установка 6-фунтовой(57-мм) пушки "гочкис". Сектор обстрела-100°. Конструкция была улучшена и позволяла частично втягивать спонсон внутрь корпуса для уменьшения габаритов при перевозке по железной дороге. Перевод из транспортного положения в боевое занимал всего несколько минут. На спонсоны не устанавливали пулемёты - их ставили на боковые двери в сферические бронировки с сектором обстрела 45°, причём пулемётов там не было - их, при необходимости, снимали с боевой башни, где их было 5 штук. Вместо английских ружей-пулемётов "гочкис", американцы ставили свои пулемёты "браунинг" 7.7-мм 1914 года. В башне находилось 2 пулемёта в шаровых опорах лобовых стенок и по 1 в бортовых и кормовых стенках. Угол горизонтального обстрела каждого пулемёта составлял 30°. Позже установки в боковых стенках убрали. Первоначально Mk VIII оборудовался семафором, но в серийных танках его не было. На крыше башни имелась наблюдательная башенка со щелями для наблюдения. Одну машину оснастили (для эксперимента) стробоскопом, как у французского танка 2C. Был ещё 1 образец танка, отличающийся от стандартных-английский Mk VIII был без наблюдательной башенки.

Орудийный боекомплект (208 выстрелов) размещался в боеукладках посередине танка и в передней части боевого отделения по бортам. Силовое отделение находилось изолировано в кормовой части танка. В нём располагался авиационный V-образный 12-цилиндровый мотор "Либерти" жидкостного охлаждения (343 л.с. при 1400 об\мин). На 1 машине экспериментально установили систему внутреннего и внешнего охлаждения двигателя. Это была попытка (в последствии-удачная) устранить проблему утечек в штатной системе охлаждения, когда танки начали стареть. Этот Mk VIII сохранился до нашего времени.

Крутящий момент от мотора передавался на два поперечных вала через коробку скоростей конструкции майора У. Дж. Вильсона. Последняя состояла их 2-х последовательно включаемых планетарных передач. Коробка давала всего 2 скорости вперёд и 2 назад, но не вызывала остановку машины при их переключении. Передача вращения с поперечных валов на ведущие колёса осуществлялся при помощи цепей Галля через бортовые передаточные колёса. Между цепями размещались бронированные бензобаки.

Экипаж состоял из водителя, командира, стрелка и заряжающего на каждое орудие, пулемётчиков и инженера-механика, размещавшегося в силовом отделении за перегородкой. По сравнению с инженером-механиком остальные члены экипажа находились в более комфортабельных условиях - в боевом отделении была установлена система создания повышенного давления, которая способствовала уменьшению дыма, понижению температуры и снижению уровня шума, а так же снижала вероятность пожара.

Mk VIII*

В 1918 году, из-за распространённой проблемы - пересечение траншей, были планы создать более длинный танк: Mk VIII*. Корпус должен был быть удлинён на 3 метра. Тогда танк сможет пересечь траншею 5,5 метров шириной. Чтобы он мог двигаться, несмотря на его критически высокое отношение "ширина-длина", гусеницы сделали более изогнутыми, так, чтобы меньшая часть гусеницы касалась земли. Удельное давление на грунт, при этом, увеличилось, поскольку вес танка достиг 42.5 тонн. Если бы танк попал на мягкий грунт, то он, скорее всего, не смог бы двигаться. Танк Mk VIII* остался на бумаге - не построили даже опытный образец.

Заключение

На протяжении 20-х годов танки Mk VIII составляли тяжёлую группу (67-й танковый полк) армии США, состоявшую из 3-х батальонов. Технический предел совершенствования был достигнут в модификации Mk VIII*, который, правда, остался в проекте. Этот танк был первым примером международного сотрудничества в танкостроении. В 1932 году Mk VIII был снят с вооружения армии США и был переведён на Абердинское танковое кладбище (штат Мэрилэнд). Там они были до 1939 года, т.к. их передали Канаде в учебных целях. Пушки этого танка никогда не стреляли на поле боя.

Состоял на вооружении

Литература

  • R.P.Hunnicutt. Firepower: A History of the American Heavy Tank. — Presidio Press, 1988. ISBN 0-89141-304-9
  • Холявский Г.Л. Библиотека военной истории. Энциклопедия танков. — Санкт-Петербург: АТС, 1998. С. 101-102. ISBN 985-433-253-5

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Mark V (танк) - это... Что такое Mark V (танк)?

Размеры Бронирование Вооружение Двигатель Трансмиссия и ходовая часть Подвижность

Mk V — британский тяжёлый танк времен Первой мировой войны. Как и предыдущие британские танки, выпускался в двух модификациях, различавшихся между собой вооружением: «самец» (англ. male) — со смешанным пушечно-пулемётным вооружением и «самка» (англ. female) — с чисто пулемётным вооружением.

Новая модификация Mk V существенно отличалась от своих предшественников как внутренне, так и внешне. На ней установили четырёхскоростную, планетарную коробку передач системы Вильсона и специальный танковый двигатель «Рикардо». Отныне машиной управлял один человек — удалось избавиться от бортовых коробок передач. Отличительным внешним признаком Mk V стали воздухозаборники системы охлаждения, смонтированные по бортам танка. Радиатор устанавливался в одном блоке с мотором. Рубку командира увеличили, а в корме установили ещё один пулемёт. Первые Mk V начали поступать в войска в мае 1918 года, а всего до конца войны было создано 400 машин — по 200 «самцов» и «самок».

Боевые машины Mk IV и Mk V — основные английские танки ПМВ. Несмотря на множество недостатков, они успешно участвовали во многих сражениях и широко использовались в армиях других стран: 77 машин англичане передали французам 1 ноября 1918 года, несколько экземпляров были и в армии США. Трофейные Mk IV были в кайзеровской армии, а Mk V — в войсках интервентов и «Белой гвардии» в России. Некоторые из них были захвачены Красной Армией и названы «Рикардо»(использовались до 1930 года). После ПМВ только танки Mk V и Mk V* состояли на вооружении британской армии. Некоторые экземпляры были в Латвии, Эстонии, Польше и Японии.

Трофей РККА 1920 г. с Каховского плацдарма. Харьков, 2007
  «самец» «самка»
Боевая масса, т 30 28
Экипаж, чел. 8
Длина корпуса, мм 8060
Ширина корпуса, мм 3950 3320
Высота, мм 2630
Тип брони стальная
Лоб корпуса, мм/град. 6...14
Калибр и марка пушки 2 × 57-мм "гочкис" L/40
Пулемёт(ы) 4 × 8-мм «Гочкис» 5 × 7,7-мм «Виккерс»,1 × 8-мм «Гочкис»
Тип двигателя карбюраторный
Модель двигателя «Рикардо»
Число цилиндров 6
Охлаждение водяное
Мощность двигателя, л.с. 150 (при 1000 об/мин)
Трансмиссия механическая
Максимальная скорость, км/ч 8
Запас хода, км 40
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,90
Ширина преодолеваемого рва, м 4,5
Высота преодолеваемой стенки, м 1,5
Глубина преодолеваемого брода, м 1,0

dic.academic.ru