П-120 «Малахит»крылатая противокорабельная ракета. Малахит ракета


"Базальт" и "Малахит", спрессованные в "Гранит" / Вооружения / Независимая газета

Читатель из города Сольцы Новгородской области Андрей Шевченко просит рассказать об истории создания отечественных противокорабельных крылатых ракетах морского базирования "Базальт" и "Гранит", названия которых часто упоминаются в публикациях "НВО".

Баренцево море. Старт ПКР "Гранит", выпущенной из-под воды атомным подводным крейсером проекта 949А.Фото из архива автора
Решая проблему борьбы с авианосцами, которая последние 50 лет является одной из основных для нашего ВМФ, руководители советского и российского флота сделали основную ставку на противокорабельные крылатые ракеты (ПКР). Такая борьба планируется и отрабатывается в виде специальных морских операций или операций флота на Северном и Тихоокеанском флотах.

ГЛАВНЫЙ ПРОТИВНИК

Американские адмиралы называют свои ударные авианосцы "становым хребтом" ВМС США. Эти корабли могут многие месяцы находиться в отрыве от своих баз, независимо от погоды перемещаться в каждый, кроме Центральной Арктики, район Мирового океана с большой скоростью, участвовать в операциях вооруженных сил против любого морского, воздушного и наземного противника, оставаясь недосягаемыми для него. Эти качества были с успехом продемонстрированы в 1991 г. в Персидском заливе и в 1999 г. в Средиземном море в агрессии против Югославии.

Авианосные ударные группы (АУГ) включают, кроме авианосца, 8-10 кораблей охранения (1-2 крейсера, до трех эсминцев, столько же фрегатов, 1-2 атомные подводные лодки). В состав авианосных ударных соединений (АУС) входят 2-3 авианосца, до 25-30 кораблей охранения, осуществляющих их противолодочную, противовоздушную и противоракетную оборону. АУГ и АУС могут нести от 100 до 300 самолетов, из них половину составляют истребители - бомбардировщики F/A-18 "Хорнет", способные применять современное высокоточное и ядерное оружие.

На вооружении кораблей АУС - от 500 до 1500 высокоточных крылатых ракет морского базирования "Томагавк" с дальностью стрельбы 1500 км в обычном снаряжении и 2500 км с ядерной боеголовкой. Это позволяет рассматривать их как резерв стратегических ядерных сил США.

Авианосцы применяют свое оружие с расстояния до 1000-1500 км от берегов противника. Посредством АУГ (АУС) США даже в мирное время осуществляют одну из основных стратегических задач национальной безопасности страны - проецирование силы в ключевые регионы мира.

ТАКТИКА БОРЬБЫ

Огневое поражение авианосцев и кораблей охранения в операциях по уничтожению АУГ (АУС) осуществляется ударными группами подводных лодок с ПКР во взаимодействии с морской ракетоносной авиацией (МРА) и соединениями Дальней авиации (ДА) ВВС. Основными проблемами в операциях такого рода были:

- своевременное развертывание в океан необходимого количества атомных подводных лодок (АПЛ) для создания полноценной ударной группы до подхода АУГ к рубежу удара (или массового подъема палубной авиации) и построение их в боевой порядок;

- организация взаимодействия ударных групп подлодок с МРА и ДА;

- разведка и выдача целеуказания на все командные пункты и ударные силы.

Для вывода авианосца из строя необходимо попадание в него 8-10 ПКР с обычным снаряжением, с попутным уничтожением до половины кораблей охранения. Это, в свою очередь, требует применения в одном ударе до 70-100 ПКР со всех видов носителей.

НА МАЛОЙ ДИСТАНЦИИ

Первые противоавианосные силы вошли в состав ВМФ СССР в 60-е гг. Это были 29 атомных подлодок проекта 675 с восемью ПКР П-6 и 16 дизельных субмарин проекта 651 с четырьмя аналогичными ракетами. Их дальность стрельбы составляла 380 км, что было сравнимо с радиусом дальней противолодочной обороны АУГ - 370 км. Для пуска и наведения ПКР подлодки первого поколения должны были длительно находиться в надводном положении. В одном залпе могло применяться не более четырех ракет. Имелись существенные трудности в получении целеуказания от самолетов-разведчиков системы "Успех", находящихся в зоне досягаемости противовоздушной обороны АУГ. Из-за этих недостатков не обеспечивалась высокая боевая устойчивость и эффективность противоавианосных сил с ПКР

П-6. Кроме того, в 60-е гг. самолеты - носители ПКР, Ту-16, имели тактический радиус действия, сравнимый с дальностью палубной авиации АУГ.

Таким образом, вероятность вывода из строя, а тем более уничтожения авианосца в то время была очень низка.

ПОДВОДНЫЙ СТАРТ

Для сохранения основного тактического преимущества атомных подлодок - скрытности - необходимо было обеспечить подводный старт ПКР. Это стало возможным благодаря созданию во второй половине 60-х гг. ПКР "Аметист", устанавливаемых на атомные субмарины проекта 670. Однако отечественные технологии смогли обеспечить дальность стрельбы из-под воды только 80 км.

Зато стрельба "Аметистами" велась по данным собственных средств целеуказания - гидроакустического комплекса "Керчь". Минимальное подлетное время ПКР (около 3 мин.) и низкая высота их полета позволяли дойти до цели почти всем выпущенным ракетам. Однако малая дальность стрельбы и невысокая - не более 25 узлов - скорость подлодок проекта 670 не обеспечивали длительного слежения за АУГ, перемещающимися со скоростью 28-30 узлов, с целью их дальнейшего уничтожения.

Не изменило этого положения и создание в те же годы более совершенной ПКР "Малахит" с дальностью стрельбы 120 км. По указанным причинам носители этих ПКР были построены ограниченной серией: 11 подлодок проекта 670 и 6 проекта 670М. Ныне все они выведены из боевого состава ВМФ по истечении установленного срока эксплуатации (25 лет).

ДЛИННАЯ РУКА

В середине 70-х гг. Научно-производственным объединением (НПО) Машиностроения был создан комплекс "Базальт" с ПКР П-500. Ракета имела массу около 6 тонн, дальность стрельбы 550 км, обычную (500 кг) или ядерную боевую часть, сложную траекторию полета и скорость, в два раза превосходящую скорость звука.

Комплекс "Базальт" располагал усовершенствованной системой распределения целей между восемью ракетами одного залпа и оптимизированным алгоритмом выбора главной цели в ордере АУГ. На ПКР П-500 была впервые установлена система радиоэлектронного противодействия, обеспечивающая защиту от средств ПВО АУГ. Целеуказание "Базальта" обеспечивалось созданной к этому времени системой морской космической разведки и целеуказания "Легенда". Однако старт ПКР комплекса "Базальт" производился по-прежнему из надводного положения АПЛ, что по-прежнему оставляло лодки уязвимыми. Поэтому в середине 70-х гг. под комплекс "Базальт" было переоборудовано девять атомных подлодок проекта 675 (675МК). Комплекс того же типа установили на четырех тяжелых авианесущих крейсерах (ТАВКР) проекта 1143 (типа "Киев") и трех ракетных крейсерах проекта 1164 (типа "Слава", ныне "Москва"). Крейсеры первого типа несли от 16 до 12, второго - по 16 ПКР П-500.

"ГРАНИТ" ТВЕРЖЕ "БАЗАЛЬТА"

Качественный скачок произошел только в 1981-1983 гг., когда НПО Машиностроения, используя опыт, накопленный при разработке комплексов "Базальт" и "Малахит", передало на вооружение ВМФ новый универсальный ракетный комплекс третьего поколения "Гранит". Его ракеты имели как подводный, так и надводный старт, дальность стрельбы 550 км, массу 7 тонн, обычную (750 кг) или ядерную боевую часть, несколько гибких адаптивных траекторий (в зависимости от оперативной и тактической обстановки в морском и воздушном пространстве района операции), скорость полета в 2,5 раза больше скорости звука.

Комплекс обеспечивал залповую стрельбу всем боекомплектом с рациональным пространственным расположением ракет и помехозащищенную автономную селективную систему управления. При создании "Гранита" впервые был использован подход, основой которого является взаимная увязка элементов сложной системы (средства целеуказания - носитель - ПКР). В результате созданный комплекс впервые приобрел возможность решать любую задачу морского боя нарядом огневых средств одного носителя. По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ, сбить такую ракету практически невозможно.

Ракетным комплексом "Гранит" вооружены 12 атомных подводных крейсеров проекта 949А, по 24 ПКР на каждом, со скоростью подводного хода более 30 узлов, четыре тяжелых атомных ракетных крейсера проекта 1144 (типа "Петр Великий") - по 20 ракет на каждом и ТАВКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" - 12 ПКР.

Каждый подводный крейсер стоит в десять раз дешевле, чем авианосец ВМС США типа "Нимитц". Таков наш асимметричный и экономичный ответ на авианосную угрозу. Других сил в Вооруженных силах России, способных реально противостоять этой угрозе, сейчас фактически нет. С учетом проводимых модернизаций самих носителей, ракетного комплекса и ПКР "Гранит" созданная группировка способна эффективно действовать до 2020 г. Естественно, одновременно необходимо развивать и поддерживать в боеготовом состоянии и системы боевого управления силами, разведки и целеуказания. Кроме борьбы с АУГ боевые единицы группировки способны действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооруженных конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать ракетами с обычной боевой частью цели на побережье противника. При необходимости корабли с комплексом "Гранит" могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил.

nvo.ng.ru

ПКР П-120 «Малахит»

НПОмаш

    В 1962 году ОКБ-52 вышло с предложением о создании унифицированной противокорабельной ракеты, способной запускаться как с подводных лодок, находящихся в подводном положении, так и с надводных кораблей. Новый комплекс предназначался, в частности, для замены на подводных лодках ПКР «Аметист» (ставилась задача обеспечения возможности старта из старых ПУ  комплекса П-70). Постановление Совета Министров на разработку вышло 28 февраля 1963 года. В 1964 году был выполнен эскизный проект ракеты 4К85 для нового комплекса П-120 «Малахит». Новая ракета, являясь усовершенствованной модификацией ПКР «Аметист», отличалась от нее увеличенной в 1,5 раза дальностью стрельбы и более совершенной системой наведения (была улучшена ее избирательность).     Ракета 4К85 оснащена твердотопливным маршевым двигателем разработки КБ-2 авиазавода № 81, возглавляемого И.Картуковым. Она имела универсальный твердотопливный стартовый агрегат, обеспечивающий возможность пуска как из подводного, так и из надводного положения. Ракета несла обычную или ядерную боевую часть массой 840 кг. По сравнению с ПКР «Аметист» была улучшена избирательность радиолокационной системы самонаведения, повысилась ее помехозащищенность. Перед стартом, исходя из тактической обстановки, устанавливался сектор захвата цели. В дополнение к активной радиолокационной головке самонаведения ПКР получила еще и т.н. «блок доведения» - инфракрасный датчик «Дрофа», установленный в контейнере на внешней подвеске и подстраховывающий» РЛС на конечном участке траектории.     На базе двухканального устройства обнаружения цели и самонаведения в СУ, разработанной НПО «Альтаир», реализовались некоторые принципы избирательного поражения целей из состава кораблей соединения путем осуществления логических операций. Были предельно сокращены и автоматизированы ручные операции по подготовке и пуску ракеты. В процессе создания комплекса «Малахит» проводились обширные модельные испытания, связанные с изучением специфических особенностей подводного старта. Эти эксперименты по заданию НПОМ, помимо ЦАГИ, проводились также в НИИ механики МГУ. Руководил этими работами академик Л.И.Седов, который внес большой вклад в теоретическое обоснование оригинальной методики экспериментов и анализ полученных результатов. Используя данные этих работ, был осуществлен ряд мероприятий по повышению устойчивости движения ракеты на подводном участке движения.ПКР П-120, установленная перед зданием Аэрокосмического института     Успешное завершение большого объема летных испытаний системы управления на самолете-лаборатории Ил-14, модельных испытаний и наземной отработки КР «Малахит» позволило перейти к этапу летно-конструкторских, а затем и государственных испытаний.     Для испытаний ракеты, проводившихся в 1963-1968 годах, был разработан проект переоборудования стенда ПС-А, созданного для испытания ракет «Аметист», под ПКР «Малахит» - стенд ПС-120 (разработчик ЦПБ «Волна», главный конструктор Я.Е.Евграфов. Испытания ракеты проходили с 25 сентября 1968 года, в 1969 году ракета испытывалась с погруженного на 50 м стенда, позднее испытания были продолжены с боевых кораблей.     В 1970-1972 годах комплекс проходил испытания с малого ракетного корабля пр. 1234 («Буря») с пусками из ПУ типа КТ-120-1234, а в 1974-1975 с ПЛ пр. 670М с пусками из ПУ СМ-156 (пусковой контейнер КТ-84) под углами старта около 32°.     Ракета П-120 была принята на вооружение 17 марта 1972 года для надводных малых ракетных кораблей (МРК) проекта 1234 и 21 ноября 1973 года для ПЛ проекта 670М. Возможно, ракетами 4К85 была перевооружена и ПЛАРК проекта 661. Ракетным комплексом «Малахит» планировалось вооружить также атомные лодки проекта 686 (705А), разрабатывавшиеся в середине 1960-х годов. Однако продолжения эта разработка не получила.     Серийное производство П-120 было развернуто на машиностроительном заводе № 47 (г.Оренбург).     На АПЛ проекта 670М оружие сочеталось с новым ГАК «Рубикон», имеющим дальность обнаружения более 150 км. Таким образом, подводная лодка получала возможность применять свой «главный калибр» на полную дальность, без внешнего целеуказания.     Автоматизированная предстартовая подготовка ракетного залпа обеспечивалась КСУ «Дунай-670М», построенной на основе цифровой ЭВМ. КСУ проверяла все восемь ПКР одновременно и обеспечивала их старт. По сравнению с комплексом «Аметист» (имеющим аналоговую аппаратуру) время предстартовой подготовки сократилось в 1,3 раза.     Испытания противокорабельного комплекса «Малахит» были проведены в апреле-декабре 1974 г. (в них задействовали ПЛАРК К-452). Было выполнено, в общей сложности, восемь пусков, четыре из которых можно было признать удачными.     Старт ракеты с подводной лодки выполнялся из подводного положения (с глубины 50 м) из контейнера заполненного водой («мокрый старт»). Стартовая установка разработана в ленинградском ЦКБ-34 (Конструкторское бюро специального машиностроения).     На базе ПКР 4К85 была создана ракета-мишень «Малахит».     Подводные лодки проекта 670М были исключены из состава флота в 1991-1995 гг.

Описание Геометрические и массовые характеристики Силовая установка Летные данные
Разработчик ЦКБМ (НПОМ)
Обозначение комплекс П-120
ракета 4К85
Обозначение NATO SS-N-9 «Siren»
Первый пуск июль 1961
Тип ГСН инерциальная (ИНС) + радиолокационная (АРЛГСН)
Тип ПУ контейнерная СМ-156
КАСУ «Дельфин»
Надводные корабли-носители (номера проектов) 1234, 12341,1240
Подводные лодки-носители (номера проектов) 670М, 686 (705А), 688
Длина, м 9,15 (8,84-9,0)
Размах крыла, м 2,5
Диаметр корпуса, м 0,8
Высота, м  
Стартовый вес, кг 3800 (3200)
Полетный вес, кг  
Тип боеголовки фугасно-кумулятивная или ядерная (200 кт)
Масса БЧ, кг 840
Двигатель РДТТ
Тяга, кгс (кН)  
Тип стартового двигателя ПРД 4Л85 (4Л86)
Скорость, км/ч (М=) (0,9)
Дальность стрельбы, км 15-110 (120-150)
Высота полета, м маршевая 60
в районе цели  

Источники информации:

  1. Беспилотные летательные аппараты / С.М.Ганин, А.В.Карпенко, В.В.Колногоров, Г.Ф.Петров, СПб, Невский бастион, 1999 /
  2. Крылатые ракеты - национальное оружие России / Г.А.Ефремов /
  3. Отечественное ракетное оружие. / М.Первов, 1999 /

testpilot.ru

Малахит (противокорабельная ракета) Википедия

П-120 «Малахит» (индекс УРАВ ВМФ — 4К85, код МО США и НАТО — SS-N-9 Siren) — советская / российская крылатая противокорабельная ракета. Является усовершенствованной модификацией комплекса П-70 «Аметист»: улучшена система наведения, увеличена дальность стрельбы в 1,5 раза, обеспечена возможность пуска с надводного корабля (изделие 4K86. Отличается от 4К85 отсутствием в составе стартового агрегата двигателя подводной ступени).

17 марта 1972 года комплекс был принят на вооружение для надводных малых ракетных кораблей (МРК) проекта 1234 и 21 ноября 1973 года — для подводных лодок проекта 670М.[2] Также, ПКР «Малахит» был вооружён опытный МРК на подводных крыльях проекта 1240.

История создания

В 1962 году ОКБ-52 МАП вышло с предложением о создании унифицированной ПКР, с возможностью запуска как с подводных лодок (в подводном положении), так и с надводных кораблей. Новый комплекс предназначался в том числе и для увеличения боевых возможностей подводных лодок проекта 670 за счёт замены «главного калибра» ПКР «Аметист».

Постановление Совета Министров СССР № 250-89 на разработку комплекса П-120 вышло 28 февраля 1963 года (по одному постановлению с ПКР П-500 «Базальт»). В этом же году ОКБ-52 МАП был закончен аванпроект по комплексу.

В феврале 1964 года КБ Челомея завершила разработку эскизного проекта нового противокорабельного ракетного комплекса П-120 «Малахит» с ракетой 4К85 (при этом одной из задач проектирования было обеспечение возможности старта ракеты 4К85 из пусковых установок комплекса П-70 «Аметист»). Пусковая установка для ракеты была разработана КБМ в Москве[3].

Краткая хронология проекта
  • 1964—1972 — этап испытаний
  • 17 марта 1972 — принятие на вооружение

Тактико-технические характеристики

  • Длина: 8,84 м[4]
  • Диаметр корпуса: 0,8 м[4]
  • Размах крыла: 2,5 м[4]
  • Стартовый вес: 5400 кг[4]
  • Масса БЧ:
    • Фугасно-кумулятивная 800 кг
    • спецбоеприпас до 2 мегатонн
  • Скорость: M=0,9 [4]
  • Дальность: 15-150 км[4]
  • Система управления: инерциальная (автопилот АПЛИ-5) + радиолокационная (РГС "Двина") + тепловая (ТГС "Дрофа")

Применение

Во время грузино-югоосетинского конфликта (7—12 августа 2008 года) 10 августа произошёл российско-грузинский морской бой. Грузинский сторожевой катер при предположительной попытке атаки российских кораблей был полностью уничтожен попаданием 2-х ракет П-120, запущенных с малого ракетного корабля ЧФ РФ «Мираж»[5]. Уничтоженный грузинский катер предположительно «Георгий Торели»[6].

Примечания

Литература

  • Широкорад А. Б. Огненный меч Российского флота. — М.: Яуза, Эксмо, 2004. — 416 с. — (Совершенно секретно). — 3000 экз. — ISBN 5-87849-155-9.

Ссылки

wikiredia.ru

Отечественные противокорабельные ракеты. Удар из-под воды. Часть 1-я. (продолжение): alternathistory

alternathistory (alternathistory) wrote, 2010-12-15 19:03:00 alternathistoryalternathistory 2010-12-15 19:03:00 Предыдущий пост«Малахит»  В процессе детального конструирования и отработки ракеты «Аметист» наметились перспективы создания близкой по размерности твердотопливной ракеты с увеличенной в 1,5—2 раза дальностью. Одновременно возникла идея создания подводной лодки, вооруженной двумя типами ракетных комплексов (с максимальными дальностями около 500 км и несколько более 100 км) с боекомплектом, включавшим по дюжине и более ракет каждого типа. Соответствующие предложения были положены в основу постановления от 28 февраля 1963 г., задавшего разработку ракеты П-120 «Малахит» для лодок пр. 670 и пр. 705А, дальней ракеты П-500 в габаритах контейнера П-6, а также проектирование большой атомной подводной лодки со смешанным вооружением. К середине года надлежало выпустить эскизный проект «Малахита», в III кв. 1964 г. — начать летно-конструкторские испытания, а в IV кв. 1965 г. — передать комплекс на совместные испытания.Детальный военно-технический анализ показал как тактическую несовместимость применения двух типов ракет на одном подводном атомоходе пр. 688, так и преимущества комплекса «Малахит» над «Базальтом» по показателям боевой эффективности. Работы по лодке сначала переориентировали со смешанного вооружения на однородное оснащение только комплексом «Малахит», а затем и полностью прекратили. Однако создание комплексов продолжалось. В конечном счете, комплекс П-500 «Базальт» с ракетой 4К-80 заменил П-6 на модернизируемых в ходе ремонта атомоходах пр. 675, а П-120 «Малахит» с ракетой 4К-85 был размещен на вновь строящихся лодках пр. 670М («Чайка»), представлявших собой дальнейшие развитие пр. 670. Кроме того, оба комплекса использовались на надводных кораблях новых проектов.Атомная подводная лодка пр. 688 (проект). Схема А.Н. Соколова. Первоначально заданные требования по размещению комплекса на атомоходах пр. 670 предусматривали четко выраженную преемственность с «Аметистом». Наряду с увеличением дальности предусматривалось повышение помехоустойчивости и избирательности системы самонаведения. Вместо ленинградского НИИ-49 головным разработчиком бортовой аппаратуры стал московский НИИ-10. Можно предположить, что смена разработчиков определялась не столько имевшими место задержками при отработке ленинградцами системы самонаведения ракеты «Аметист», сколько тем, что на «Малахите» предусматривалось применение комбинированной системы самонаведения, включавшей инфракрасный (тепловой) канал.К этому времени НИИ-10 уже накопил большой опыт создания тепловых головок самонаведения, причем не только для катерных ракет П-15 и П-15М (ГСН «Кондор» и «Снегирь»), но и по такой непрофильной для Минсудпрома тематике, как ракеты класса «воздух—воздух». В частности, ГСН разработки НИИ-10 оснащались ракеты К-55. Кроме того, в выборе разработчика системы управления для «Малахита» сказалось стремление руководства сосредоточить усилия специалистов НИИ-49 на создании аппаратуры для комплекса «Базальт». В то же время большую новую тему получили и сотрудники НИИ-10, освободившиеся после завершения отработки комплекса П-35, дальнейшего прямого развитие которого в то время не намечалось.В те годы идея сочетания радиолокационной и инфракрасной аппаратуры в качестве радикальной меры повышения помехоустойчивости получила достаточную поддержку, и комбинированные теплорадиолокационные головки самонаведения разрабатывались даже для ракет класса «воздух—воздух», в том числе и для комплектации столь миниатюрного изделия, как К-13. Однако большинство комбинированных головок оказалось слишком сложными и не  были внедрены в серийное производство. Создатели системы наведения для комплекса «Малахит» пошли на не самое оптимальное (но оказавшееся оправданным) решение, конструктивно разнеся аппаратуру радиолокационной и инфракрасной ГСН, объединив их общей логикой самонаведения координаторов. При этом ракета самостоятельно выбирала для атаки наибольшую или назначенную по другим признакам цель.Крылатая ракета «Малахит». Слева — стартовый агрегат. В головной части корпуса установили радиолокационную ГСН, а под фюзеляжем разместили гондолу — небольшой каплевидный обтекатель с инфракрасной головкой самонаведения. При этом поперечный габарит гондолы не превышал диаметр первичного зеркала ГСН «Снегирь» — 0,2 м. Так как требовалось многократно увеличить дальность по сравнению с ГСН ракеты П-15М, пришлось пойти на применение охлаждаемого азотом фотоприемника на базе антимонида индия. Сжатый азот хранился в баллоне под давлением 300 атм. Его хватало на работу ГСН в течение 10 мин от старта ракеты. После неудачных попыток создать образец собственной разработки НИИ-10 использовал уже выпускавшийся серийно фотоприемник ФС-24 ДА. С учетом нагружения при подводном старте обтекатель выполнили не из стекла толщиной 2 мм, а из 6-мм оптически прозрачной керамики. Однако Ленинградский завод оптического стекла не смог освоить производство этой керамики, которое пришлось передать Харьковскому НИИ монокристаллов.Исходя из ограниченной околозвуковой скорости полета ракеты, обводам носового обтекателя придали скругленную форму. Это обеспечило благоприятные условия преломления при прохождении радиолокационного излучения через обтекатель и позволило при ограниченных размерах контейнера разместить в нем более тяжелую ракету.Общее руководство работами по «Малахиту» в НИИ-10 осуществлял В.Е. Краснов, по радиолокационной ГСН — И.А. Скородумов, по корабельной аппаратуре «Дунай» — В.Г. Хондзинский, по тепловой ГСН «Дрофа» — B.C. Марчук, а после его трагический гибели (автомобиль ушел под лед замерзшей Волги) — А.И. Крюков.Другое существенное отличие от «Аметиста» заключалось в построении стартового агрегата. Как известно, на «Аметисте» стартовики были выполнены по двухкамерной схеме, что обеспечивало умеренную тягу при движении на подводном участке траектории и быстрый разгон после выхода на ракеты на поверхность. Однако эта конструкция допускала включение камер только в определенной последовательности, что исключало возможность использования ракеты с наклонной пусковой установки надводного корабля: при малой тяговооруженности изделие, едва сойдя с направляющих, просто нырнуло бы в море. Для «Малахита» приняли раздельное исполнение двигателей подводного хода и собственно стартовиков для разгона ракеты. При этом изделия, поставляемые на надводные корабли, двигателями подводного хода не комплектовались. Стартовый агрегат включал в себя по паре стартовиков, двигателей отброса и, при необходимости, двигателей подводного хода — ПРД-148, ПРД-149 и ПРД-150 соответственно.Крылатая ракета «Малахит» в предстартовой конфигурации.Крылатая ракета «Малахит». Аэродинамическая компоновка также претерпела изменения, аналогичные тем, которые имели место при переходе от П-6 к «Базальту». Стреловидное крыло сменилось трапециевидным, близким к треугольному, которое при обеспечении требуемой площади лучше компоновалось в сложенном положении в контейнере ограниченного диаметра.В начале 1960-х гг. твердотопливная ракетная техника только обретала современный облик и развивалась очень быстро. Применение вдвое большего по массе заряда твердого топлива новой модификации позволило не только увеличить дальность, но и упростить конструкцию маршевого двигателя ПРД-146. Аналогичный «Аметисту» блок из трех наклонных сопл сместился ближе к хвосту ракеты. Правда, внедрение нового топливного состава придало дымному следу продуктов сгорания двигателя «радикальный черный цвет». Это дополнительно демаскировало ракету и стреляющий корабль. Однако с учетом того, что противник использовал для обнаружения воздушных целей и наведения на них оружия в основном радиолокационные средства, а не визуальное наблюдение, излишняя заметность ракеты в оптическом диапазоне могла даже способствовать ее успешному применению, оказывая устрашающее психологическое воздействие на вражеских зенитчиков.Фактически аванпроект ракеты был выпущен через полгода после принятия постановления, а эскизный проект — в феврале следующего года. Далее темп работ несколько замедлился. Сказалось и решение октябрьского Пленума ЦК КПСС о снятии с высших партийно-государственных постов Н.С. Хрущева, что ухудшило позиции В.Н. Челомея. Как и «Аметистом», «Малахитом» непосредственно занимались бывшие сотрудники С.А. Лавочкина в филиале №3 ОКБ-52. Вскоре этой организации вернули самостоятельность, переключив ее на разработку (под руководством главного конструктора Г.Н. Бабакина) беспилотных космических аппаратов для исследования Луны и дальнего космоса. Но в течение ряда лет они продолжали работать и по крылатым ракетам Челомея, в частности, изготовив в 1968 г первый образец «Малахита» для проведения испытаний.Универсальность ракеты в части применения как с подводных лодок, так и с надводных кораблей позволила начать испытания естественным порядком — не экспериментами на погружающемся стенде, а пусками с берегового стенда ракет с автопилотом, но без головок самонаведения. В первом пуске 20 сентября 1968 г. из-за отказа автопилота (не разарретировался один из гироскопов) ракета упала менее чем в двух километрах от пусковой установки. Два последующих пуска прошли относительно успешно, при этом в последнем пуске (23 февраля 1969 г.) ракета пролетела в автономном режиме более 100 км. Соответствующим образом был подготовлен и погружающийся подводный стенд ПСА, получивший наименование ПСП-120 (или попросту ПСП), с которого с 17 июля по 20 октября 1969 г. под Балаклавой провели три удачных пуска из-под воды. Немного ранее с берегового стенда начались испытания ракет, укомплектованных сначала только радиолокационной, а затем и комплексной системами наведения.Первый пуск 29 июля прошел частично успешно. На завершающих этапах полета к цели головка самонаведения стала работать неадекватно. Ракета упала в воду, не долетев пару сотен метров до цели. Второй пуск 8 августа завершился аварией: отказал магнетрон в головке самонаведения. Третий пуск прошел аналогично первому. Ракета явно уходила на радиолокационное отражение цели в водной поверхности. Для исключения такого эффекта ввели отключение одной из автоматических регулировок приемника сразу после захвата цели ГСН. Действенность этой доработки подтвердилась при пусках 10 сентября и 8 октября, когда ракета успешно поразила цель. В первом из этих двух пусков тепловая ГСН функционировала в «пассажирском» режиме, но в последующем она уже обеспечивала наведение на цель.При испытаниях изделий, укомплектованных тепловой ГСН, выявилась неустойчивость полета ракеты по каналу тангажа. Для ее устранения пришлось уменьшить зазор между верхней и нижней светочувствительными пластинами и несколько расширить оптическое пятно от излучения цели. Тем самым удалось устранить своего рода «люфт» нечувствительности ГСН при малых отклонениях от направления на цель. С ликвидацией этого недостатка проявилась неустойчивость в канале курса. На этот раз причиной стало несовпадение заданного электромеханическим устройством направления сканера и его фактической ориентации. Недостаток устранили, дополнив ГСН магнитным датчиком положения зеркала.Проект 1234 К испытаниям приступили с малых ракетных кораблей — боевых единиц нового для отечественного флота класса. История их появления отразила естественный для многих отраслей техники процесс укрупнения образцов ради повышения эффективности.Как известно, с конца 1950-х гг. развернулось массовое строительство ракетных катеров, вооруженных комплексом П-15 (см. «ТиВ» №10/2006 г.). Если строившиеся на первых порах катера пр. 183Р еще представляли собой минимально доработанные торпедные катера пр. 183, то катера пр. 205 изначально предназначались для ракетного оружия.Обладая солидной ударной мощью из четырех ракет П-15, дальность которых по результатам отработки была увеличена до 40 км по сравнению с заданными 25 км, катера пр. 205 были почти беззащитны от атак с воздуха. Они обладали скорее символическим, чем реальным оружием ПВО из двух спаренных 30-мм автоматов с радиолокационной станцией наведения «Рысь». Разумеется, такая «артиллерия» была явно непригодна в бою с надводными кораблями, даже с катерами противника, вполне возможном как «довыяснение отношений» после израсходования противостоящими сторонами ракетного боекомплекта. А ведь к этому времени по водоизмещению ракетные катера уже соответствовали геройски погибшему под Порт-Артуром миноносцу «Стерегущий».С учетом этого в конце 1950-х гг. в ЦКБ-53 (организации-разработчике эсминцев и всех реально построенных отечественных надводных кораблей-ракетоносцев) велось проектирование так называемых «катеров» пр. 901 и пр. 902 водоизмещением 400—800 т с вооружением их 2—4 ракетами П-35 или П-6, спаренным артиллерийским автоматом калибра 57 мм, а на более поздней стадии проектирования — зенитным ракетным комплексом самообороны «Оса-М». Программой на семилетку 1959—1965 гг. зеленодольскому заводу №340 задавалась постройка 16 средних ракетоносцев пр. 901. Однако с учетом, с одной стороны, задержки с разработкой комплекса «Оса-М», а с другой — громоздкости для размещения даже на столь солидном «катере» корабельной аппаратуры (стоек и антенных постов комплекса П-35), постановлением от 27 мая 1961 г. пр. 901 был исключен из кораблестроительной программы.Ракетный катер пр. 901 (проект). Схема А.Н. Соколова.Ракетный катер пр. 902 (проект). Схема А.Н. Соколова.Тем не менее проблема беззащитности от ударов авиации строившихся все в большем количестве катеров пр. 205 оставалась актуальной. После начала разработки универсального по типу старта комплекса «Малахит» он был воспринят как наиболее подходящий для вооружения малых, но хорошо защищенных ракетоносцев. По дальности пускай массогабаритным показателям ракета «Малахит» занимала промежуточное положение между П-15 (и разрабатываемой ей на смену П-25), с одной стороны, и требующей внешнего целеуказания П-35 — с другой. В десятилетнюю программу кораблестроения на 1964—1973 гг., принятую постановлением от 10 августа 1963 г., включили строительство вооруженных «малахитами» 40 ракетных катеров (в дальнейшем — малых ракетных кораблей) пр. 1234 «Овод». Учитывая пристрастие Н.С. Хрущева ко всяческим техническим новинкам, пр. 1234 задумывался как катер с алюминиевым корпусом на подводных крыльях водоизмещением менее 350 т со скоростью 50 узлов. Постепенно как разработчики, так и заказчики «спустились с небес на землю», т.е. на поверхность моря, отдав предпочтение стальному катеру водоизмещающего типа несколько большей размерности со скоростью около 40 узлов.Ракетный катер на подводных крыльях пр. 1234 (проект).Постройка головного корабля пр. 1234 с завершением в 1967 г. была задана специальным партийно-правительственным постановлением от 29 мая 1964 г. Этим документом определялись основные тактико-технические элементы корабля, включая вооружение его четырьмя ракетами «Малахит», комплексом радиотехнических средств обнаружения и целеуказания «Дубрава» с дальностью действия 120—150 км, зенитным ракетным комплексом «Оса-М», а также 2—3 спаренными зенитными 30-мм автоматами. Отметим, что идея ракетоносца на подводных крыльях не отошла в небытие с уходом Н.С. Хрущева с руководящих постов, а была воплощена в жизнь постройкой корабля пр. 1240, первоначально именовавшегося пр. 1234ПК (пр. 1234 на подводных крыльях).Проектирование корабля пр. 1234 («Овод») поручили ЦКБ-5, с 1940-х гг. работавшему при катерном заводе №5, расположенном по правому берегу Малой Невы у впадения в Финский залив. Главным конструктором корабля стал И.П. Пегов. Технический проект был выпущен в 1964 г.Внешне МРК еще несколько напоминал катер пр. 205 — размещенные в оконечностях спаренные 30-мм автоматы, приземистая надстройка. Но антенные посты станции «Дубрава» уже располагались под полусферическим обтекателем, а пусковые установки размещались не одна за другой, а попарно, в один эшелон, в один ярус.В дальнейшем по настоянию «вечного главкома» С.Г. Горшкова число ракет довели до шести, разместив их в строенных пусковых установках КТ-84 с постоянным углом заряжения и старта 6°. С учетом наконец-то осознанной угрозы со стороны неприятельских катеров вместо 30-мм автоматов установили спаренную 57-мм артиллерийскую установку. В результате усиления вооружения полное водоизмещение пр. 1234 увеличилось с заданных постановлением 450—550 до 670 т, более чем втрое превосходя показатели катерных предшественников. Длина МРК составила 59,3 м при ширине 11,8 м и осадке 2,9 м. Для обеспечения скорости 35— 36 узлов вместо первоначально предусмотренной газотурбинной установки пришлось установить шесть спаренных дизелей мощностью по 10000 л.с. При скорости 18 узлов дальность достигала 1600 миль. Малый ракетный корабль пр. 1234 (рисунок в большом размере здесь: http://atrinaflot.narod.ru/3_cutters/01_mrk_1234/1234draw04.gif) Водоизмещение более 500 т никак не соответствовало понятию «катер», в связи с чем главком С.Г. Горшков и утвердил новый класс — малые ракетные корабли (МРК).Ракета «Малахит» обладала загоризонтной дальностью пуска, что требовало реализации нетривиальных решений по обнаружению цели и наведению на нее ракеты. В соответствии с этим пр. 1234 наряду с обычной активной РЛС оснастили развитым комплексом аппаратуры пассивного обнаружения и пеленгации радиоизлучающих целей. При этом при работе в пассивном режиме дальность до цели могла определяться как решением триангуляционной задачи пеленгации цели с двух и более кораблей соединения ракетоносцев, а с несколько меньшей достоверностью — также и при последовательном замере только пеленга с самого стреляющего корабля по мере его движения.Для обнаружения целей в активном и пассивном режимах, приема данных от авиационной системы разведки и целеуказания, а также для осуществления взаимного обмена информацией кораблей тактической группы в Киевском НИИ радиоэлектроники под руководством главного конструктора В.Е. Туки был разработан комплекс радиолокационной разведки «Дубрава-1234», после принятия на вооружение получивший наименование «Титанит». Подготовка старта осуществлялась системой управления оружием «Дунай-1234», обеспечивающей интервал пусков 5 с.Головной корабль пр. 1234 «Буря» был заложен (как строительный номер 51) на заводе №5 (к тому времени переименованном в Приморский завод «Алмаз») 13 января 1967 г. Его спустили на воду 18 октября 1968 г., а к осени 1969 г. по внутренним водным путям перевели на Черное море. Еще на Балтике с корабля провели бросковые пуски макетов ракет с натурными стартовыми двигателями. На Черном море при первом пуске 27 марта 1970 г. ракета, казалось, поразила цель: в натянутой на мишени сетке образовалось солидная дыра. Однако последующий анализ показал, что повреждения этой сетки нанесены обломками ракеты, разрушившейся при ударе об воду с недолетом до цели. Видимо, ГСН сработала на переотражение сигнала от цели водной поверхностью. Введя отключение на этапе самонаведения одной из уже не нужных на этой стадии полета регулировок ГСН, предпосылку для недолетов исключили. Следующий пуск 28 мая 1970 г. с борта «Бури» завершился поражением цели.С 10 июня головной корабль принял участие в проведении совместных испытаний, в процессе которых было выполнено 20 пусков. Наряду с четырьмя явно аварийными пусками еще шесть можно оценить как частично удачные: ракеты падали в море, недолетев всего 100—200 м до цели. В 10 пусках было достигнуто прямое попадание, в том числе при последних стрельбах, выполненных трехракетным залпом 20 июня 1971 г. Один из пусков провели со второго корабля — «Бриз».Постановлением от 17 марта 1972 г. комплекс «Малахит» приняли на вооружение надводных кораблей. Уже после этого, 31 июля 1973 г., был выполнен и залп полным боекомплектом МРК — шестью ракетами. Серийное производство ракет велось на заводе «Стрела» в г. Оренбурге (бывший завод №47).Вслед за первой парой МРК до 1975 г. в Ленинграде на заводе №5 со строительными номерами с 52 по 64 сдали флоту «Бриз», «Вихрь», «Волну», «Град», «Грозу», Гром», «Зарницу», «Молнию», «Шквал», Зарю», «Метель», «Шторм» и «Радугу», а во Владивостоке на заводе №602 — «Циклон», «Тайфун», «Муссон» (строительные номера с 1001 по 1003).

(продолжение)

Эта информация наверняка будет интересна всем тем кто занимается продвижением сайтов в сети. По ней находится новая биржа ссылок на которой вы сможете купить ссылки с главных страниц различных пиаристых сайтов.

 

Московская транспортная компания «ГАЗЕЛЬ АВТОТРАНС» кроме обычных услуг по грузоперевозкам так же производит и такелажные работы в Москве. Так что если вам нужно аккуратно и быстро загрузить и перевезти какой либо груз – переходите по ссылке.

 

По этой ссылке вы сможете заказать и приобрести Трансформаторные подстанции, КТП. Насколько я понимаю, они используются в среднем бизнесе для организации энергообеспечения различных производственных помещений и цехов.

 

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

alternathistory.livejournal.com

П-120 Малахит - это... Что такое П-120 Малахит?

П-120 «Малахит» (индекс УРАВ ВМФ — 4К85, код МО США и НАТО — SS-N-9 Siren) — советская / российская крылатая противокорабельная ракета. Является усовершенствованной модификацией комплекса П-70 «Аметист»: улучшена система наведения, увеличена дальность стрельбы в 1,5 раза, обеспечена возможность пуска с надводного корабля.

17 марта 1972 года комплекс был принят на вооружение для надводных малых ракетных кораблей (МРК) проекта 1234 и 21 ноября 1977 года — для подводных лодок проекта 670М. Также, ПКР «Малахит» был вооружён опытный МРК на подводных крыльях проекта 1240.

История создания

В 1962 году ОКБ-52 МАП вышло с предложением о создании унифицированной ПКР, с возможностью запуска как с подводных лодок (в подводном положении), так и с надводных кораблей. Новый комплекс предназначался в том числе и для увеличения боевых возможностей подводных лодок проекта 670 за счёт замены «главного калибра» ПКР «Аметист».

Постановление Совета Министров СССР № 250-89 на разработку комплекса П-120 вышло 28 февраля 1963 года (по одному постановлению с ПКР П-500 «Базальт»). В этом же году ОКБ-52 МАП был закончен аванпроект по комплексу.

В феврале 1964 года фирма Челомея завершила разработку эскизного проекта нового противокорабельного ракетного комплекса П-120 «Малахит» с ракетой 4К85 (при этом одной из задач проектирования было обеспечение возможности старта ракеты 4К85 из пусковых установок комплекса П-70 «Аметист»)

  • 1964—1972 — этап испытаний
  • 17 марта 1972 — принятие на вооружение

Тактико-технические характеристики

  • Длина: 8,84 м[2]
  • Диаметр корпуса: 0,8 м[2]
  • Размах крыла: 2,5 м[2]
  • Стартовый вес: 5400 кг[2]
  • Масса БЧ: 500 кг[2]
  • Скорость: 0,9 Мах[2]
  • Дальность: 15-120 км[2]
  • Система управления: инерциальная + радиолокационная

Применение

Во время грузино-югоосетинского конфликта (7—12 августа 2008 года) 10 августа произошел российско-грузинский морской бой. Грузинский сторожевой катер при предположительной попытке атаки российских кораблей был полностью уничтожен попаданием 2-х ракет П-120, запущенных с малого ракетного корабля ЧФ РФ «Мираж»[3]. Уничтоженый грузинский катер предположительно «Георгий Торели»[4].

Примечания

Литература

  • Широкорад А. Б. Огненный меч Российского флота. — Москва: Яуза, Эксмо, 2004. — 416 с. — (Совершенно секретно). — 3000 экз. — ISBN 5-87849-155-9

Ссылки

dic.academic.ru

Противокорабельная ракета П-120 Малахит ( 4К85 )

Базирование:

Надводный корабль

Система управления:

Радиолокационная ГСН

Боевая часть:

Осколочно-фугасная

Применение:

Противокорабельные

Страна:

Россия

Дальность:

120 км.

Год разработки:

1972 г.

Противокорабельная ракета 
П-120 Малахит ( 4К85 ) 28 февраля 1963 года вышло Постановление Совета Министров СССР N 250-89 о разработке унифицированной противокорабельной ракеты, предназначенной для использования как с подводных лодок, находящихся в подводном положении, так и с надводных кораблей. Головным разработчиком комплекса, получившего обозначение П-120 "Малахит", назначалось ОКБ-52. Новый комплекс являлся развитием противокорабельного комплекса П-70 "Аметист" и предназначался, в частности, для замены П-70 на подводных лодках проекта 670А.

Аванпроект "Малахита" был закончен в сентябре 1963г., а эскизный проект - в феврале 1964г. В начале 1968г. завод N 301 им. Лавочкина изготовил первые образцы ракеты.

Ракета П-120 была принята на вооружение 17 марта 1972 года для надводных малых ракетных кораблей (МРК) проекта 1234 и 21 ноября 1973 года - для подлодок проекта 670М. Ракетным комплексом "Малахит" планировалось вооружить также атомные лодки проекта 686 (705А), разрабатывавшиеся в середине 1960-х годов. Однако продолжения эта разработка не получила. Серийное производство П-120 было развернуто на машиностроительном заводе № 47 (г. Оренбург).

Корабли "Овод" (проект 1234) предназначены для защиты морских коммуникаций, охраны конвоев, борьбы с надводными кораблями противника в прибрежных районах. Тактико-техническое задание на проектирование было выдано ЦКБ-5 (позже ЦМКБ "Алмаз") в 1965 г. Главным конструктором проекта стал И. П. Пегов. Стандартное водоизмещение корабля проекта 1234 составило 580т, а полное — около 670т. Скорость полного хода - 35 узлов. "Овод" был оснащен двумя строенными пусковыми установками комплекса П-120 "Малахит" с радиолокационным комплексом выдачи целеуказания УРО "Титанит", который был принят на вооружение в 1970 г. Комплекс "Титанит" имел два способа обнаружения целей: первый с помощью РЛС на расстоянии до 40 км, второй - загоризонтный пассивный по излучению радиотехнических средств противника. Согласно проекту, пуск ракеты П-120 с МРК мог производиться при волнении моря до 5 баллов включительно и при скорости корабля до 24 узлов. Логическим продолжением МКР "Овод" явился проект 12341. Основные отличия данного проекта - это увеличение главного калибра артиллерии с 57-мм до 76-мм, дополнительная установка на корабль одного 30-мм арткомплекса АК-630, а также нового радиолокационного и радиоэлектронного оборудования.

Работы по созданию модернизированной ПЛАРК проекта 670М, получившей шифр “Чайка” начались в конце 1960-х годов в горьковском СКБ-112. Главным конструктором лодки первоначально являлся В. П. Воробьев, после смерти которого работу возглавил А. Г. Лещев. ПЛАРК проекта 670М оснащалась восемью пусковыми установками комплекса П-120. Строительство кораблей проекта 670М осуществлялось в г. Горьком на судостроительном заводе “Красное Сормово”. Всего было построено 6 лодок проекта 670М, в настоящее время все они выведены из боевого состава ВМФ по истечении установленного срока эксплуатации (25 лет).

В 1973 г. на Ленинградском Приморском ССЗ был спущен на воду малый ракетный корабль на подводных крыльях МРК-5 (проект 1240). Корабль вышел на испытания в 1976 г. и вступил в строй 30.12.1977. Водоизмещение полное 426 т, стандартное 342 т. Скорость полного хода 57 уз., дальность плавания 50-уз. ходом 700 миль. Вооружение - 4 ПКР П-120 "Малахит", 1 ЗРК "Оса-М", 1x6 30-мм АУ АК-630М. МРК-5 обладал высокой скоростью и хорошей мореходностью, однако оказался капризным в эксплуатации, а его крыльевая система - недостаточно надежной. После завершения программы испытаний в 1979г. МРК-5 прибыл в Севастополь и был включен в состав 116-го дивизиона ТКА 41-й Отдельной бригады РКА. В 1990 г. исключен из состава ВМФ.

Модернизация ракеты П-120 началась с конца 1975 года и продолжалась до середины 1980 года. Была повышена надёжность работы бортовой системы управления, существенно увеличена чувствительность, помехозащищённость и избирательность головки самонаведения. Сокращено время выработки команд в корабельной системе управления "Дунай-1234" и ввода данных в БСУ ракет. Усовершенствована конструкция трёхконтейнерных пусковых установок и загрузочного устройства.

Обозначение NATO SS-N-9 "Siren"

Состав

Противокорабельная ракета 
П-120 Малахит ( 4К85 ) Твердотопливная ракета П-120 (см. схему) была выполнена по нормальной аэродинамической схеме, имела складное крыло и внешне повторяла ракету П-70. П-120 (4К85) имела стартовую массу 3180кг и несла осколочно-фугасную боевую часть массой 840кг или ядерную боевую часть мощностью 200кт. Максимальная дальность стрельбы ПКР составляла 150км, скорость ее полета соответствовала М=1.

Принципиальным отличием "Малахита" стал универсальный стартовый агрегат, обеспечивающий возможность как подводного старта с подводной лодки, так и старта с надводных кораблей. Он состоял из двух твердотопливных стартовых двигателей и двух двигателей подводного хода, устанавливаемых дополнительно, на ракетах применяемых с подводной лодки.

Маршевый твердотопливный двигатель 4Д-85 разработки КБ-2 авиазавода № 81, возглавляемого И. Картуковым, в неснаряжённом состоянии имел вес 627±15 кг, а в снаряжённом 2776±25кг. Тяга на разгонном режиме составляла от 1200 до 1600кг, на маршевом участке 600—950кг. Полное время работы маршевого двигателя - 385с при температуре окружающей среды —2°С и 360с при температуре +32°С. Двигатель работал на топливе ЛТС-2КФ (вместо ЛТС-2КМ у ракеты П-70), которое давало за ракетой длинный черный шлейф, что демаскировало подводную лодку и ракету.

По сравнению с ПКР "Аметист" существенно отличалась бортовая система управления АПЛИ-5, созданая в НИИ-10 (в настоящее время НПО "Альтаир", г. Москва). В ракете П-120 была значительно улучшена избирательность радиолокационной системы самонаведения, повысилась ее помехозащищенность. Перед стартом, исходя из тактической обстановки, устанавливался сектор захвата цели. В дополнение к активной радиолокационной головке самонаведения ПКР получила еще и т. н. "блок доведения" - инфракрасный датчик "Дрофа", установленный в контейнере на внешней подвеске и "подстраховывающий" РЛС на конечном участке траектории. БСУ ракеты П-120 лучше обеспечивала наведение ракеты на главную цель в корабельном ордере.

На атомных подводных лодках проекта 670М ракеты П-120 размещались в восьми пусковых установках СМ-156 побортно вне прочного корпуса, наклонно под углом около 32° и сочетались с гидроакустическим комплексом "Рубикон", имеющим дальность обнаружения более 150км. Таким образом, подводная лодка получала возможность применять комплекс "Малахит" на полную дальность, без внешнего целеуказания. Автоматизированная предстартовая подготовка ракетного залпа обеспечивалась КСУ "Дунай-670М", построенной на основе цифровой ЭВМ. КСУ проверяла все восемь ПКР одновременно и обеспечивала их старт. Были предельно сокращены и автоматизированы ручные операции по подготовке и пуску ракеты. По сравнению с комплексом "Аметист" (имеющим аналоговую аппаратуру) время предстартовой подготовки сократилось в 1,3 раза. Для надежного обеспечения стабилизации подводной лодки в период старта ракет было введено автоматическое программное управление по глубине и дифференту лодки, которое осуществлялось с помощью рулей и системы замещения отрицательной плавучести.

Пусковая установка СМ-156 (см. компоновочную схему) была разработана в ленинградском ЦКБ-34 (в настоящее время - Конструкторское бюро специального машиностроения) и представляла собой конструкцию цилиндрической формы со сферическим дном и откидной сферической крышкой. Старт ракеты выполнялся из подводного положения с глубины 50м из контейнера предварительно заполненного водой ("мокрый старт").

Подводные лодки-носители (номера проектов) 670М, 686 (705А), 688

Тактико-технические характеристики

Длина, м

9,15 (8,84-9,0)

Размах крыла, м

2,5

Диаметр корпуса, м

0,8

Стартовый вес, кг

3180

Скорость, М

0.9-1

Дальность стрельбы, км

15-110 (120-150)

Высота полета, м маршевая

60

Испытания и эксплуатация

Противокорабельная ракета 
П-120 Малахит ( 4К85 ) Первый этап летно-конструкторских испытаний П-120 начался в сентябре 1968г. на полигоне "Песчаная Балка" и выполнялся с береговой пусковой установки в автономном варианте, то есть ракета имела только автопилот и радиовысотомер. Пусковая установка была смонтирована на боевом поле полигона в поселке Черноморск. Первый пуск состоялся 20 сентября. Запланированная дальность стрельбы составляла 100—120км. Однако из-за отказа автопилота ракета сразу после cтарта начала вращаться вокруг своей оси и упала в море на 15-й секунде полета. Второй пуск состоялся 13 декабря 1968г. Ракета пролетела около 85км за 415с. Программа пуска в целом была выполнена, но скорость оказалась мала - всего 770 км/час вместо расчетной в 1200 км/час. Третий пуск произведен 26 февраля 1969г. На сей раз ракета пролетела 106 км за 411с, то есть скорость достигла около 1000 км/час. Программа пуска была выполнена, но на 70-й секунде полета вышла из строя бортовая телеметрическая станция.

Второй этап летно-конструкторских испытаний проводился как на полигоне "Песчаная Балка", так и с погружающегося стенда в Балаклаве. С 23 июня по 10 октября 1969г. с наземной пусковой установки был выполнен пуск четырех ракет в полной комплектации. Ракеты запускались по мишени. Первый пуск состоялся 23 июня. Ракета не имела тепловой головки самонаведения (ТГС) . Заданная дальность стрельбы составляла 40км. Из-за сбоя в работе РГС ракета не долетела до цели около 200м и упала в море. Время полета — 131с. Следующий пуск производился 8 августа. Из-за выхода из строя магнетрона РГС цель не обнаружила и ракета была взорвана после того, как пролетела 65,8 км за 217с. Ракета, запущенная 10 сентября, уже имела на борту ТГС, но она не была включена. Заданная дальность составляла 40км. Ракета попала в сеть мишени на высоте 6м от ватерлинии и в 25м вправо от центра мишени. Время полета составило 137,6 с. 8 октября 1969 г. состоялся пуск ракеты с работающей ТГС по мишени с установленным тепловым имитатором "Балансир". Заданная дальность — 40км. Ракета попала в мишень на высоте 11м от ватерлинии и в 13м вправо от центра мишени.

Для подводных пусков в ЦКБ-16 был разработан проект переоборудования погружающегося стенда ПСА, который ранее использовался для пусков ракеты "Аметист", в стенд ПСП-120. То же ЦКБ-16 получило задание на переоборудование подводной лодки проекта 613АД в проект 613П-120 для подводного пуска ракет "Малахит". Однако проработки ЦКБ-16 показали, что из-за малого водоизмещения подводная лодка проекта 613П-120 в момент старта будет малоуправляемой, поэтому разработчики предложили использовать для опытных пусков лодки проекта 611с большим водоизмещением. ВМФ согласился с заключением Бюро по проектной проработке и дал согласие выделить для переоборудования подводную лодку проекта АВ611. Однако переоборудование выполнено не было. ГКС и ВМФ приняли решение проводить летно-конструкторские испытания с боевой подводной лодки, проекта 670М. Переоборудование стенда ПСА по проекту ПСП-120 на заводе № 444 продвигалось медленно из-за задержки основными разработчиками и изготовителями поставок частей комплекса. Только в августе 1968 г. закончились основные монтажные работы и стенд перевели на техническую позицию в/ч 99375 в Балаклаву, где продолжалось его дооборудование После швартовых испытаний и пробных погружений 28 декабря 1968 г. был подписан акт о готовности погружающегося стенда ПСП-120. С 17 июля по 20 октября 1969 г. в районе Балаклавы с ПСП-120 было запущено 3 ракеты "Малахит". Три пуска подтвердили устойчивое и стабильное прохождение ракетой всех участков траектории: контейнера стенда, подводной траектории, перехода с водной на воздушную траекторию и воздушной траектории.

Противокорабельная ракета 
П-120 Малахит ( 4К85 )

Головной корабль проекта 1234 МРК-3 (заводской № 51, 24 апреля 1970 г. получил имя "Буря") был заложен 13 января 1967 г. на стапели ленинградского Приморского завода. 18 октября 1968 г. он был спущен на воду. С началом навигации 1969 г. корабль перевели по внутренним водным путям на Черное море. Первый пуск с МРК-3 был произведен 27 марта 1970 г. на дистанцию 40 км по мишени, оснащенной тепловым имитатором "Балансир". Скорость МРК в момент пуска составляла 24 уз. Из-за отказа аппаратуры РГС цель не была захвачена, ракета пролетела мимо и на 198-й секунде самоликвидировалась, пролетев 58,6 км Следующий пуск состоялся 28 мая. Стрельба велась без тепловой головки самонаведения, так как к тому времени появилась необходимость в проведении ее специальных испытаний. Заданная дальность — 40км. Скорость МРК — 24 уз. Достигнуто прямое попадание в сеть мишени на высоте 6,5 м от ватерлинии и на 8,8 м вправо от центра мишени. Ракета приводнилась за мишенью в 105 м. Время полета 135,4 с. Этим пуском был закончен этап летно-конструкторских испытаний.

Далее начались совместные испытания. Пуски проводились с МРК "Буря". Первый пуск по программе совместных испытаний состоялся 10 июня 1970 г. ТГС на ракете была отключена. Заданная дальность составляла 40 км, скорость МРК 24 уз. Ракета попала в сеть мишени на высоте 6,2м от ватерлинии и правее центра мишени на 31,5м. Время полета составило 136с. Следующий пуск состоялся 26 июня на дальность 80км. Скорость МРК по-прежнему была 24 уз. Из-за "непромеса" топлива в маршевом двигателе произошло резкое увеличение давления в камере сгорания: ракета взорвалась на 41,4-й секунде полета, пролетев всего 9,2км. 31 июля ракета стартовала при тех же условиях и с тем же заданием. Из-за неправильного функционирования ТГС в полете ракета в мишень не попала и приводнилась в 300 м за мишенью на 252,3-й секунде полета. 19 августа "Буря" впервые стреляла по групповой цели. На расстоянии 80 км от МРК находились две мишени. МРК шел со скоростью 24 уз. Достигнуто прямое попадание в мишень — прямо в стойку теплового имитатора "Балансир". Ракета сбила стойку и приводнилась в 80 м от мишени. Время полета составило 252,8с. Здесь стоит сделать маленькое замечание. РГС "Малахита" не могла обнаружить цели на дистанции 80 км, а ТГС обнаруживала тепловое излучение, дай бог, на дистанции 10—12 км. Так как же ракеты попадали в цели? Дело в том что командиры кораблей-носителей на испытаниях досконально знали расположение мишеней и очень точно выдерживали пеленг стрельбы, так что ракеты не могли не прийти в район цели. А в реальной обстановке целеуказание должно было производиться с самолетов-разведчиков Ту-95РЦ, а также с других самолетов, вертолетов и кораблей. 10 сентября 1970 г. впервые состоялась залповая стрельба. "Буря" выпустила сразу две ракеты (№ 0411 и № 504) по двум целям на дальность 80 км. Скорость МРК была 24 уз., интервал между пусками 5с. Ракета № 0411 из-за сбоя в системе управления приводнилась в 160м перед мишенью и поразила мишень многочисленными осколками. Время полета — 255,6с. Со второй ракетой (№ 504) произошло то же самое, и она приводнилась на 253,6-й секунде полета, не долетев 130м до той же мишени. 10 октября был произведен пуск с МРК "Буря" по мишени на дальности всего 15км. Скорость МРК была та же. Из-за выхода из строя ТГС ракета упала в 10км от места пуска на 40,9-й секунде полета. 14 декабря 1970 г. произведен пуск с тем же заданием и при тех же условиях. Из-за выхода из строя РГС произошел недолет до мишени на 4,8 км Ракета приводнилась на 42,5-й секунде полета.

Весной 1970 г. из Ленинграда по внутренним водным системам в Феодосию был переведен второй корабль проекта 1234 МРК-7, 24 апреля 1970 г. получивший название "Бриз". С декабря 1970 г. “Малахит” испытывался уже на "Бризе" (командир капитан 3 ранга А. И. Бондаренко). Первый пуск П-120 с "Бриза" состоялся 29 декабря 1970 г. Стрельба велась по мишени на дистанцию 100 км при скорости МРК 22 уз. Достигнуто прямое попадание в мишень на высоте 9 м от ватерлинии и в 1,5 м вправо от центра мишени. Время полета — 321,4 с. Пуск 23 января 1971 г. был произведен при скорости корабля 24 уз. на дальность 30км. Достигнуто прямое попадание в борт мишени в 3м выше ватерлинии на 105,8-й секунде полета.

Следующий пуск состоялся 5 марта 1971 г. с "Бури" по мишени на дальность 100 км. МРК шел со скоростью 12 уз. Ракета попала в сеть мишени на высоте 5м от ватерлинии и в 25,5 м вправо от центра мишени. При этом работала РГС, так как ТГС вышла из строя. Время полета составило 336 с. 10 марта "Буря" вновь стреляла по мишени при тех же условиях. Ракета попала в сеть на высоте 13,5 м от ватерлинии и в 2,5 м вправо от центра мишени. Время полета —331,8 с. • 10 апреля "Буря" стреляла по подвижной мишени пр. 183-Ц с тепловым имитатором "Циклон" на дистанцию 20км. Скорость корабля составляла 17,5 уз., а мишени — 25 уз. Ракета, в отличие от предшествующих пусков, была не с инертной, а с боевой частью. По невыясненной причине ракета взорвалась в 80—100м от мишени и поразила ее большим количеством осколков. 16 апреля 1971 г. "Буря" стреляла по мишени на дистанцию 15км. Скорость МРК была 17 уз. Из-за нештатного отделения стартового двигателя ракета приводнилась в 1,8 км от МРК на 13,1-й секунде полета. 2 июня "Буря" стреляла по мишени на дистанцию 15 км. Скорость корабля составляла 22 уз. Из-за сбоя работы ТГС ракета упала в воду, не долетев до мишени 35м, мишень была поражена осколками. 39 июня "Буря" дала трехракетный залп (ракеты № 0301, № 507,и № 1101) по двум мишеням с тепловым имитатором "Балансир" и пр. 183-Ц без теплового имитатора "Циклон" — на дистанцию 100 км. Мишени находились в 600м друг от друга. Интервал между пусками ракет составил 5с. МРК шел со скоростью 23 уз. Ракета № 0301 попала в мишень в основание левой стойки теплового имитатора выше палубы на 1,5 м. Время полета — 315 с. Вторая ракета (№507) попала в "розу" уголковых отражателей мишени пр. 183-Ц на 311-й секунде полета, то есть ракета № 507 не стала "разбираться" и предпочла авианосцу корабль охранения. Зато третья ракета (№ 1101) попала куда надо, то есть в мишень в 4м выше ватерлинии и в 15м вправо от центра мишени. Время полета составило 315,9c. На этом испытания комплекса "Малахит" для вооружения МРК проекта 1234 были закончены.

warrior-elite.tk

Малахит | ПО Стрела

 

 

Крылатая противокорабельная ракета П-120 «Малахит»

Разработка крылатой ракеты «Малахит» велась ОКБ-52 по Постановлению СМ № 250-89 от 28 февраля 1963 года (по одному постановлению с «Базальтом»). В новой ракете было применено много технических решений, использованных в конструкции «Аметиста». Принципиальным отличием «Малахита» стал универсальный твердотопливный стартовый агрегат, обеспечивающий возможность как подводного старта с подводной лодки, так и старта с надводных кораблей. Кроме того, «Малахит» снабжался более совершенной системой управления АПЛИ-5 (разработки НИИ-101), которая, сохраняя принцип автоматического наведения, имела улучшенные характеристики по помехозащищенности и избирательности. Для повышения помехозащищенности на конечном этапе самонаведения была введена дополнительная тепловая головка самонаведения. Дальность полета ракеты при дозвуковой скорости увеличилась примерно в полтора раза по сравнению с «Аметистом».В подводном положении «Малахит» мог запускаться с глубины до 50 метров. Старт «мокрый». К числу недостатков «Малахита» следует отнести длинный черный шлейф, оставляемый его твердотопливным двигателем.

Аванпроект «Малахита» был закончен в сентябре 1963 года, а эскизный проект – в феврале 1964 года.

Первый этап летно-конструкторских испытаний проводился с 25 сентября 1968 года по февраль 1969 года. Ракета запускалась без радиотехнической аппаратуры с наземной пусковой установки на Черном море. С июля по октябрь 1969 года состоялось 3 пуска со стенда ПСА, переделанного по проекту ПСП-120, с глубины 50 м. Результаты положительные.

Второй этап летно-конструкторских испытаний проведен в июле-октябре 1969 года. В ходе него выполнено четыре пуска с береговой установки. С марта по август 1970 года сделано шесть пусков с малого ракетного корабля (МРК) «Буря» проекта 1234. Всего из десяти пусков отмечено пять прямых попаданий.

Совместные испытания «Малахита» проводились с 10 сентября 1970 года по 1972 год, в ходе которых с МРК «Буря» было сделано 14 пусков.Для выдачи целеуказания ракетам «Малахит» на МРК была установлена система пассивного загоризонтного обнаружения надводных кораблей. Она работала по излучению радиотехнических средств противника.

Постановлением СМ от 17 марта 1972 года комплекс «Малахит» принят на вооружение малых ракетных кораблей проекта 1234.

Первоначально летные испытания «Малахита» с подводной лодки намечалось проводить на подводной лодке проекта 613АД, переделанной по проекту 613П-120. Однако расчеты показали, что из-за малого водоизмещения эта подводная лодка будет неуправляемой в момент старта ракеты. Поэтому было решено переоборудовать в опытную большую дизельную подводную лодку проекта АВ611.

Бумажная волокита с опытными подводными лодками затянулась, и, в конце концов, проводить испытания пришлось с головной атомной подводной лодки 670М. В апреле-декабре 1974 года сделано 8 пусков (из них 3 полностью удачные), причем испытания ракеты были совмещены с государственными испытаниями самой лодки.Ракеты «Малахит» размещались в восьми контейнерах подводной лодки 670А с ракетами «Аметист». Для надежного обеспечения стабилизации лодки в период старта ракет было введено автоматическое программное управление по глубине и дифференту лодки, которое осуществлялось с помощью рулей и системы замещения отрицательной плавучести.

Постановлением СМ от 21 ноября 1977 года комплекс «Малахит» принят на вооружение подводных лодок проекта 670М. По этому проекту было построено 6 лодок. Кроме того, планировалось вооружить атомные подводные лодки проекта 705А двенадцатью ракетами «Малахит».

Всего с 1968 года по 1975 год было произведено 44 пуска ракет «Малахит». В ВМФ «Малахиту» были присвоены индексы П-120 и 4К-85.

Ракета «Малахит» была второй (принятой на вооружение) и последней ракетой ОКБ-52 на твердом топливе.

 

 

  Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

 

 Технические характеристики

Параметр

Значение

Вес ракеты, кг

около 3200

Длина ракеты, м

Около 9

Старт

Подводный

Маршевый двигатель

Твердотопливный

Дальность стрельбы, км

120

Вес боевой части, кг

1000

Скорость полета, км/ч

1100

Высота полета, м

около 60

Проект ПЛ-носителей

670М

 

 

 

 

www.pa-strela.com