Крейсер «Максим Горький». Максим горький крейсер


Крейсер «Максим Горький»

 

 

 

 

1944 год начался успехами Красной армии на северно-западном направлении. Советские войска на широком фронте сломали немецкую оборону, сняли блокаду Ленинграда, отбросили противника на 250 км.

 

В результате сложились благоприятные условия для нанесения удара по вооруженным силам Финляндии - союзника Германии в войне против СССР, который согласно уговору на Тегеранской конференции планировался в середине июня на одном из важный участков фронта - территории севернее Ленинграда. Замысел советского командование состоял в том, что бы разгромить силы противника на Карельском и Ладожском перешейках, овладеть Выборгом и Петрозаводском и восстановить государственную границу с Финляндией.

 

Финские войска укрепляли оборонительные позиции на Карельском перешейке в течение 30 месяцев, при этом широко использовались естественные рубежи реки, озера, болота, лесные массивы, возвышенности и гранитные скалы. Основой обороны служили мощные железобетонные доты, бронированные колпаки, гранитные надолбы. К обеспечению советского наступления на приморском направлении также привлекались корабли и береговая артиллерия Краснознаменного Балтийского флота, из них были сформированные особые артиллерийские группы. Их задачей было уничтожить вражеские оборонительные позиции на направлении главного удара Красной армии.

 

Ранним утром 9 июня 1944 года на командно-наблюдательный пункт прибыл командующий балтийским флотом вице адмирал Трибуц. Из Кронштадтского форта через оптику стереотруб хорошо было был виден силуэт крейсера «Максим Горький», который занял огневую позицию в акватории Ленинградского торгового порта. Орудийные башни главного калибра повернули на северо-запад и в 8 часов 5 минут орудия крейсера открыли огонь по ключевому пункту финской обороны Райвола. Тяжелые снаряды обрушились на позицию противника, разбивая доты, колпаки и другие железобетонные укрепления, перемешивая доты, окопы и блиндажи. Так продолжалось более 12 часов подряд, на закате советская пехота пошла в атаку, почти не встречая сопротивления. Так пушки крейсера «Максим Горький» самого мощного советского корабля проложи путь к Выборгу.

 

Крейсер умеет действовать как в составе целой эскадры, так и в одиночку, в прибрежных районах и на океанских просторах, а также может вести разведку, оборонять главные силы флота, высаживать морские десанты, обстреливать береговые объекты, и охотиться на вражеские конвои. Крейсер на всех языках символизирует скорость, мощь и прекрасную маневренность.

 

К началу Великой Отечественной войны в составе Рабоче-крестьянского Красного флота несли службу семь крейсеров из них только два современных. В 1937 году был построен легендарный крейсер «Киров», в 1940 году «Максим Горький». Они занимали особое место среди кораблей своего класса - по водоизмещению и скорости - легкие крейсеры, а по артиллерийскому вооружению - тяжелые.

 

Проектирование головного корабля проекта 26-бис началось в 1932 году в Ленинграде, руководил работами известный конструктор Анатолий Маслов. Артиллерией главного калибра занимался Дмитрий Устинов будущий маршал и министр обороны СССР. За основу был принят проект легкого крейсера итальянской фирмы «Ансальдо». Советские кораблестроители улучшили конструкцию корпуса и силовые установки. Изменили систему артиллерийского вооружения. Так калибр главных орудий был увеличен до 180 мм, что значительно отличало его от других кораблей. При водоизмещении 8800 тонн крейсер «Максим Горький» мог ходить на дальность до 5000 миль, паровые турбины мощностью 130 тысяч л.с. обеспечивали скорость хода до 36 узлов. Артиллерия крейсера была самая мощная среди всех однотипных кораблей в мире. В трех башнях размещалось 9 орудий калибром 180 мм, они обладали гениальными баллистическими данными. Стокилограммовый снаряд летел на 38 км при скорострельности 6 выстрелов в минуту. Такие орудия на легких крейсерах имел только советский флот. Это давало серьезное преимущество перед иностранными кораблями того же класса. Например, главный калибр германского крейсера «Нюрнберг» составлял только 150 мм. Были на отечественном крейсере и другие пушки. Шесть универсальных орудий калибром 100 мм и 10 зенитных калибром 37 мм. Артиллерия среднего калибра размещалась по обоим бортам в районе кормовой трубы. «Сотки» оказались очень удачными орудиями. Они могли стрелять пятнадцатикилограммовыми снарядами по воздушным целям на высоту 10 км, а по морским объектам на дальность до 20 км. Для управления огнем использовались новейшие приборы наведения и отличная оптика. Зенитные ворожения дополняли крупнокалиберные пулеметы ДШК. Защищенность крейсера была на уровне лучших мировых образцов. Семидесятимиллиметровая броня по бортам и в башне главного калибра, двойное днище, прочные продольные переборки, непотопляемость гарантировали 19 водонепроницаемых отсеков.

 

легкий крейсер «Максим Горький»

 

В 8 часов утра 12 декабря 1940 года под звуки гимна СССР крейсер «Максим Горький» вошел в состав отряда легких сил Краснознаменного Балтийского флота. Над кораблем подняли военно-морской флаг вооруженных сил Советского Союза. До начала войны оставалось считанные месяцы. Краснознаменный Балтийский флот был мощным оперативно-стратегическим объединением, в его состав входило 62 крупных надводных военных корабля, 68 подводных лодок, береговая артиллерия и авиация. В предвоенных планах боевой подготовки советских моряков главное место занимал эскадренный бой. Считалось, что с началом войны противник попытается крупными силами проникнут в воды Финского залива и создать угрозу Ленинграду. Основания для таких предположений были. Весной 1940 года немцы напали на Норвегию, при этом были задействованы почти все корабли Крингмарине германских военных сил. В советских штабах не исключали повторение такого же сценария в отношении побережья СССР. Оборониться планировали на подготовленной минно-артиллерийской позиции у входа в Финский залив. Главное внимание уделялось действиям надводных артиллерийских кораблей. Именно они должны были встретить противника и разгромить его в большом бою, этому и была посвящена боевая подготовка крейсера «Максим Горький». Корабль «учился» стрелять по целям в открытом море и на берегу, отражать атаки самолетов и торпедных катеров условного противника, а также выполнять другие виды боевой работы. Противолодочную и противоминную оборону почти не отрабатывали.

 

 

22 июня 1941 года крейсер «Максим Горький» встретил на рейде. Как и другие корабли Рабоче-крестьянского Красного флота уже с полуночи он находился в состоянии полной боевой готовности. В первый день войны Ригу и расположенную здесь военно-морскую базу Здвинск немцы несколько раз атаковали с воздуха. Все налеты были успешно отражены зенитным огнем. В 6 часов утра штаб Балтийского флота получил радиограмму за подписью адмирала Кузнецова. Нарком приказал немедленно ставить минное заграждение в устье Финского залива, чтобы не допустить прорыва противника к Ленинграду. В море немедленно вышли советские минные заградители, на их прикрытие отправился крейсер «Максим Горький» в сопровождении трех эскадренных миноносцев. Это был первый боевой поход крейсера. Командовал группой прикрытия начальник штаба отряда легких сил контр-адмирал Святов. Но немцы и финны опередили советский флот, они начали постановку мин еще до начала боевых действий вечером 21 июня. Этим занимались специально оборудованные корабли, катера и подводные лодки. На рассвете 22 июня к ним присоединилась авиация. Самолеты люфтваффе начали сбрасывать в море магнитные мины. В течение трех первых дней Великой Отечественной Войны противник установил на Балтике более 1000 якорно-ударных 160 тонных неконтактных мин. С их помощью командование Кригсмарине планировало заблокировать советский флот в базах, и во многом эти расчеты оказались верными.

 

Ночью 23 июня отряд легких сил находился в районе мыса Тахкуна. Первым шел эскадренный миноносец «Гневный». В 3 часа 30 минут он подорвался на мине. Взрывом оторвало носовую часть вплоть до мостика. Поврежденный корабль попытались взять на буксир, но сделать это оказалось невозможно. С аварийного эсминца сняли моряков, а после потопили артиллерийским огнем. В 4 часа 22 минут подорвался крейсер «Максим Горький». Крейсер на полном ходу ткнулся носом в воду, словно врезался в скалу и замер. Застопорили ход. К взору морякам представилась ужасающая картина - носовая часть была оторвана и затонула вместе с якорями. Сильнейший взрыв оторвал часть корабля длиной в 30 метров, но не смог разрушить мощную поперечную переборку, в результате механизмы и боевые части крейсера не пострадали.

 

Как позже было установлено причиной взрыва, действительно стала мина, против которой парованы крейсера, оказались не эффективными. Дело в том, что иногда захваченные мины не подсекались резаком, а скользили прямо к борту корабля. Именно это и произошло с крейсером «Максим Горький». Пересекая линию минного заграждения, он захватил левой частью парована мину, а в ходе маневрирования корабля она ударилась о борт и взорвалась в 2 метрах над килем. Пробоину заделали пластырем, и на самом малом ходу корабль отправился в Кронштадт. Движение проходило у самого берега на предельно малых глубинах, иногда под килем оставалось 5-7 метров воды, только так удалось избежать новых встреч с минами.

 

легкий крейсер «Максим Горький» в сухом доке в Кронштадте

 

27 июня советский крейсер благополучно прибыл в Кронштадт, где был поставлен в сухой док. Ремонт был очень сложным, ведь носовая часть крейсера включала несколько важных отсеков. В них находились судовые механизмы и электрооборудование соединенное трубопроводами и кабелями. В Ленинграде изготовили новую носовую часть и отбуксировали в Кронштадт. Корабль не только отремонтировали, но и переоборудовали. На месте катапульты для самолетов установили четыре зенитных автомата и два крупнокалиберных пулемета. Чтобы уберечься от вражеской авиации крейсер замаскировали, из фанеры и брезента сделали огромный светонепроницаемый шатер, который полностью закрывал носовую конечность. 1 августа крейсер вышел из дока, а через 10 дней закончились его ходовые испытания в море.

 

В начале осени 1941 года положение на северном фланге советско-германского фронта складывалось не в пользу Красной армии. Танковые и моторизованные соединения Вермахта рвались к Ленинграду, передовые части вышли на подступы к городу. На помощь сухопутным войскам пришли моряки Балтийского флота. Из крупных надводных кораблей были организованны группы артиллерийской поддержки.

 

24 августа 1941 года крейсер «Максим Горький» вышел на огневую позицию в Ленинградском торговом порту, как только немецкие войска приблизились на расстояние досягаемости орудий главного калибра, крейсер открыл огонь. Своими снарядами «Максим Горький» поражал скопление войск, боевой техники, вел контрбатарейную войну с немецкой дальнобойной артиллерией. Во второй половине сентября, когда противник штурмовал город, орудие крейсера вели огонь почти непрерывно целыми днями. Не считая расходов боеприпасов, большие пушки балтийцев помогли остановить немецкое наступление.

 

В ответ противник развернул настоящую охоту за советскими кораблями. Крейсер «Максим Горький» зажатый в узостях торгового порта стал почти идеальной мишенью. 22 сентября несколько крупнокалиберных снарядов разорвались на палубах и отсеках корабля. Срочно требовалось изменить огневую позицию. Из-за своей длины, а она составляла около 200 метров «Максим Горький» не мог развернуться в акватории порта, поэтому командир крейсера капитан 1 ранга Петров принял немыслимое при других обстоятельствах решение, задним ходом без помощи буксиров корабль прошел через морской канал против течения Невы и отшвартовался в Гутуевском ковше. На всю операцию было затрачено всего лишь 20 минут. В дальнейшем корабль постоянно менял позиции не прекращая вести огонь из орудий главного калибра. Длительное время почти весь период блокады Ленинграда немцы пытались уничтожить крейсер атаками с воздуха и обстрелами дальнобойной артиллерии. Чтобы максимально замаскировать корабль его борта и настройки покрасили белилами, палубы покрыли досками и мешковиной. В итоге крейсер «Максим Горький» слился с береговыми сооружениями.

 

В апреле 1942 года немцы провели еще одну военную операцию, в ходе которой на крейсер было совершено несколько массированных авиационных налетов и сброшено несколько сотен авиабомб, при этом зенитные расчеты корабля сбили 5 самолетов противника.

 

«Максим Горький» оставался в устье Невы до 1944 года. В январе крейсер вошел в состав ударной артиллерийской группы, которая помогла сухопутным войскам на Ленинградском фронте. За время решающих боев крейсер выпустил по противнику 700 снарядов главного калибра. 22 марта 1944 года он был награжден орденом Красного знамени.

 

Судьба корабля оказалась парадоксальной, созданный для флота открытого моря он воевал только в мелководном Финском заливе и на реке Нева, едва не уничтоженный в первый день войны он вернулся в строй и своими орудиями три года прикрывал Ленинград. Летом 1944 года после снятия блокады Ленинграда корабль поддержал огнем своих орудий наступление частей Красный армии на Выборг. Линия Маннергейма, которую финны укрепляли на протяжении нескольких лет, не выдержала огня главного калибра советского крейсера. И когда пушки остыли, война для этого корабля окончилась.

 

Технические характеристики легкого крейсера «Максим Горький»:

Водоизмещение - 8177 тонн;

Длина - 191,4 м;

Ширина - 17,6 м;

Осадка - 6,3 м;

Бронирование: борт и траверсы 70 мм, нижняя палуба 50 мм, боевая рубка 150 мм, башни главного калибра 70/50 мм;

Силовая установка - два турбозубчатых агрегата, шесть водотрубных котлов;

Мощность - 129 750 л. с.;

Скорость хода - 36,1 узла;

Дальность плавания - 4880 миль;

Автономность плавания - 20 суток;

Экипаж - 963 человека;

Вооружение:

Артиллерия - 3х3 180/57 мм орудий в башнях МК-3-180, 6х1 100/56 мм универсальных орудий;

Зенитная артиллерия - 4х12,7 мм зенитных пулемёта ДШК, 9х45 мм зенитных полуавтомата 21-К, дополнительно было установлено 15х37 зенитных автомата 70-К;

Противолодочное вооружение - глубинные бомбы 20 ББ-1 и 30 БМ-1;

Минно-торпедное вооружение - два трёхтрубных 533 мм торпедных аппарата 39-Ю, 164 мины;

Авиационная группа - два самолета типа КОР-2;

korabley.net

Максим Горький (крейсер) — WiKi

Главный строитель — Н. Ф. Мучкин, затем В. С. Боженко. При строительстве обозначение крейсера — «заказ № 270». С 22 по 24 сентября 1939 года крейсер совершил первый выход в море. Ответственным сдатчиком от завода-строителя был М. М. Михайловский. С 14 октября по 1 ноября 1939 года корабль прошёл заводские ходовые совмещенные с государственными испытания. Весь цикл испытаний, совмещённый с установкой оружия и вспомогательных систем, был завершён 25 октября 1940 года.

В ходе строительства имело место несколько несчастных случаев:

  • 2 сентября 1939 года во время стоянки в доке после митинга обвалилась сходня. Погибло 37 человек;
  • 9 декабря 1939 года военпред и представитель завода погибли от удушья в цистерне авиационного топлива, где проверяли противопожарную систему;
  • 4 июня 1940 года в море на ходу вырвало прокладку фланца паропровода, ошпарило 5 человек.
  В Кронштадтском доке

13—14 декабря перебазирован из Кронштадта в Таллин. 14 июня перешел в Усть-Двинск.

В мае 1941 года перешел в Таллин. 14 июня перебазировался в Усть-Двинск.

23 июня 1941 года, прикрывая минные постановки, крейсер подорвался на мине вблизи маяка Тахкуна, в точке с координатами 59°20′ с. ш. 22°00′ в. д.HGЯO и потерял носовую оконечность по 47 шпангоут. Благодаря сохранившей герметичность траверзной переборке на 61-м шпангоуте смог своим ходом дойти до острова Вормси. После установки пластыря сооружения фальшноса из дерева и парусины, выгрузки боеприпаса 1 и 2 башен ГК и 6 боевых зарядных отделений торпед в составе каравана из трех эсминцев, спасательного судна, буксира и дивизиона БТЩ «Максим Горький» своим ходом пришел в Таллин. 27 июня перешёл, используя маршрут через пролив Хайлода, в Кронштадт, где вошел в док имени Велещинского. После осмотра представителями завода № 189 было решено восстановить крейсер, построив на стапеле завода, а затем пристыковав в Кронштадтском доке новую носовую оконечность. Работы, с использованием материалов от строящихся крейсеров проекта 68, удалось завершить всего за 43 дня. В ходе ремонта была снята катапульта, а 45-мм пушки 21-К были заменены на 10 автоматов 70-К.

  У пирса ленинградского торгового порта

18 августа 1941 года корабль встал в Лесной гавани, 24 августа своим ходом по Морскому каналу перешел в Хлебную гавань. Участвовал в отражении многочисленных авианалётов и сентябрьского штурма Ленинграда, получил восемь попаданий тяжелых снарядов и был переведён к Железной стенке торгового порта вблизи устья Фонтанки, где на нём производился ремонт. Затем корабль, меняя позиции, участвовал в обороне и прорыве блокады Ленинграда в составе 2-й группы, базировавшейся в Торговом порту.

 

22 марта 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом личным составом доблесть и мужество» крейсер «Максим Горький» был награждён орденом Красного Знамени.

 

В июне 1944 года крейсер «Максим Горький» в составе 4-й артиллерийской группы поддерживал огнём своих орудий наступление частей Красной Армии на выборгском направлении, уничтожая укрепления линии Маннергейма.

С 25 февраля 1946 года в составе эскадры Южно-балтийского флота (позднее 4-й ВМФ), базировался на Лиепаю, затем на Балтийск. В декабре 1950 года на корабле (командир — капитан 2-го ранга П. М. Гончар) проводились испытания первого советского корабельного вертолета Ка-10.

Летом 1953 года крейсер «Максим Горький» перешёл в Кронштадт, чтобы осенью встать на капитальный ремонт и модернизацию. 16 июня его включили в состав кораблей Кронштадтской военно-морской крепости. В декабре встал на капремонт и модернизацию на завод № 194. 17 февраля 1956 года корабль был выведен из боевого состава КБФ и переформирован в опытовый крейсер, а 18 апреля 1959 года исключен из состава ВМФ и передан на слом.

В рассказе Михаила Веллера «Легенда о морском параде» описываются вымышленные события на борту крейсера «Свердлов», обозначенном как однотипный крейсеру «Киров». Можно только догадываться, что прообразом для его рассказа стал крейсер «Максим Горький», действительно участвовавший в параде 7 ноября 1947 года[2].

ru-wiki.org

Максим Горький (крейсер) Википедия

Краснознамённый крейсер «Максим Горький»СлужбаНазван в честьКласс и тип суднаИзготовительСтроительство начатоСпущен на водуВведён в эксплуатациюВыведен из состава флотаСтатусНаграды и почестиОсновные характеристикиВодоизмещениеДлинаШиринаВысотаОсадкаБронированиеДвигателиМощностьСкорость ходаДальность плаванияАвтономность плаванияЭкипажВооружениеНавигационное вооружениеРадиолокационное вооружениеАртиллерияЗенитная артиллерияПротиволодочное вооружениеМинно-торпедное вооружениеАвиационная группа Изображения на Викискладе
СССР СССР
Максим Горький
Лёгкий крейсер
ССЗ № 189
20 декабря 1936 года
30 апреля 1938 года
12 декабря 1940 года
18 апреля 1959 года
Разобран на металл
8177 т (стандартное)8882 т (нормальное)9792 т (полное)
191,4 м
17,7 м
10,1 м, в носу — 13,38 м
6,3 м
50 мм (нижняя палуба, борта и крыша башни ГК)70 мм (лоб башни ГК, борт и траверсы)150 мм (боевая рубка)
Два турбозубчатых агрегата, шесть водотрубных котлов
129 750 л. с. (95,4 МВт)
36,1 узла (66,9 км/ч)
4880 миль на скорости 17,8 узла
20 суток
897 человек при вступлении в строй (56 офицеров, 159 старшин и 682 краснофлотца)963 человека (в 1944 году)
2 гирокомпаса «Курс-2»4 5” магнитных компаса
Британские РЛС:тип 291тип 284тип 285тип 282
3 × 3 × 180/57-мм орудия Б-1-П в башнях МК-3-180;6 × 1 × 100/56-мм универсальное орудие
4 × 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК9 × 45-мм зенитный полуавтомат 21-Кк 1944 году вместо 21-К и дополнительно было установлено 15 × 37 зенитных автомата 70-К
глубинные бомбы: 20 ББ-1 и 30 БМ-1
2 × 3 × 533-мм торпедный аппарат 39-Ю164 мины
2 КОР-2,1 катапульта ЗК-1

«Максим Горький» — л

ru-wiki.ru

Крейсер Максим Горький на страже города на Неве

Ленинград – город-герой, устоявший перед фашисткой угрозой, несмотря на холод, голод, болезни, страх и ужас, бомбежки, и то и дело звучавшие пулеметные очереди. На страже города стояли насмерть сухопутные и морские войска, пехота, десантники, танкисты и моряки, с воды и суши ведя огонь по не желавшему отступать противнику. Был в составе защитников Ленинграда и «Максим Горький» — крейсер, команда которого отчаянно отражала воздушные атаки мессершмиттов и юнкерсов, начиная с первых дней блокады города и вплоть до 27 января 1944 года, когда, благодаря победоносному прорыву сил противника, блокада была снята.

Крейсер Максим Горький

История «Максима Горького» началась 20 декабря 1936 года, именно тогда был заложен легендарный крейсер. На воду  крейсер Максим Горький спустили только к концу 1940 года, к боевым действиям корабль приступил в первый же день войны, оказывая огневую защиту минерам, расставлявшим мины в устье Финского залива. Экипаж крейсера состоял из более, чем 900 человек при водоизмещении в 9792 тонны и скорости хода 36.1 узлов.

Оборона города на Неве

23 июня 1941 года корабль подорвался на немецкой мине и едва не пошел ко дну, была полностью разрушена носовая часть. Крейсеру удалось добраться до Кронштадта и встать на ремонт, завершившийся уже 1.5 месяца спустя. Отремонтированный крейсер был отправлен в Ленинград для обеспечения огневой обороны города. К выполнению поставленной задачи корабль, на вооружении которого состояли помимо артиллерии также и минометно-торпедные установки, приступил 4 сентября, нанося точные артиллерийские и минометные удары по наступающему в районе Белоострова противнику.

7 сентября, когда наступление врага усилилось, крейсер перебазировался в район Красного села и уже с этой позиции вел непрерывный огонь по наступавшим войскам. Крейсер не только обстреливал сухопутные позиции немцев, но одновременно и вел успешные бои с самолетами врага, не давая сбрасывать бомбы и десант. Вместе с тем представлял из себя достаточно удобную мишень для ведения обстрела, как со стороны суши, так и с воздуха.

Боевое орудие крейсера Максим Горький

Всего за время базирования в водах Финского залива и охраны подступов к Ленинграду с моря крейсер получил несколько сотен повреждений. Ежедневно вражеские самолеты сбрасывали на корабль от 25 до 70 бомб, которые по большей части достигали цели, несмотря на регулярное изменение позиций. Многочисленные мелкие и крупные пробоины заставляли команду корабля несколько раз за весь период обороны отводить его на ближайший завод для починки. Но всего через несколько дней защитники Ленинграда вновь видели крейсер на том же месте, подлатанным и готовым стоять до конца.

В середине января крейсер Максим Горький был включен во 2-ю группу морской артиллерии, принимавшей участие в снятии блокады. Начиная с 16 января, артиллерийские орудия корабля выпускали по вражеским укреплениям более 100 выстрелов в день.

После того, как блокада была прорвана, крейсер включили в состав флота осуществлявшего прорыв укреплений линии Маннергейма. После этого корабль был приписан к Южно-Балтийскому флоту, в составе которого он и прибыл в Балтийск. За доблесть и мужество, проявленное в обороне Ленинграда крейсеру «Максим Горький» была присвоена одна из величайших наград в Красной Армии и флоте – орден «Красного Знамени».

Как только война была завершена, корабль был переведен в Кронштадт для участия в боевых учениях. В 1950 году именно на его борту были проведены испытания первого в Советском союзе корабельного вертолета Ка-10. Но уже через 9 лет корабль признан не годным к несению морской службы и отправлен для разборки на металлолом. Такова была печальная участь краснознаменного крейсера, бывшего всю войну на страже города Ленинграда.

Статья в тему: Легендарный крейсер Аврора

Декабрь, 27, 2014 473 0

Поделитесь с друзьями:

sea-man.org

Крейсер Максим Горький - БЕССМЕРТНАЯ АРМИЯ ПОБЕДЫ!

Водоизмещение полное 9792 т, нормальное - 8882 т, стандартное - 9177 т; длина 191,4 м, ширина 17,7 м, осадка 6,3 м; мощность механизмов 129500 л. с.; скорость хода максимальная 36,1 уз, экономическая - 17,8 уз; дальность плавания 4880 миль (экономическим ходом). Вооружение: 9 180-мм, 6 100-мм и 13 37-мм орудий, 6 12,7-мм пулеметов, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета и 6 бомбо-сбрасывателей. Принимал на борт до 150 якорных мин заграждения, 60 больших и 30 малых глубинных бомб. Экипаж 963 человека.

Закладка крейсера "Максим Горький" состоялась 20 декабря 1936 года, 30 апреля 1938 года он был спущен на воду, а 25 октября 1940 года принят в состав Военно-Морского 

Флота.

В первый же день Великой Отечественной войны крейсер направился в море для прикрытия минных постановок нашими кораблями в устье Финского залива, но утром следующего дня он подорвался на вражеской мине. Взрывом была оторвана носовая часть по 45-й шпангоут. Благодаря умелым и решительным действиям личного состава по борьбе за живучесть корабль остался на плаву и своим ходом прибыл сначала в Таллин, а затем в Кронштадт, где в исключительно короткий срок ему приварили изготовленную в Ленинграде новую носовую часть. Уже 24 августа крейсер вновь вступил в строй.

Находясь с 24 августа 1941 года в Ленинграде, "Максим Горький" принял участие в отражении сентябрьского наступления гитлеровцев на колыбель нашей революции, в разгроме войск противника под Ленинградом в январе 1944 года и в прорыве вражеской обороны на Карельском перешейке в июне 1944 года. Действуя в интересах защищавших Ленинград сухопутных войск, корабль за годы войны провел 126 артиллерийских стрельб и выпустил по живой силе, боевой технике, транспорту и инженерным сооружениям противника 2311 снарядов главного калибра. Огнем крейсера было уничтожено 2 крупных узла сопротивления, 9 долговременных укреплений, в расположении вражеских войск было вызвано большое количество пожаров и взрывов, подавлено несколько крупнокалиберных полевых батарей, взорван эшелон с боеприпасами, рассеяно и частично уничтожено много живой силы и техники. Отражая атаки гитлеровской авиации, зенитчики корабля сбили пять самолетов и аэростат заграждения и нескольким самолетам нанесли повреждения.

Только в дни разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом "Максим Горький" провел 27 стрельб, обрушив на врага около тридцати тонн снарядов. От огня крейсера в расположении войск противника возникло три крупных очага пожаров и два сильных взрыва, было уничтожено два узла сопротивления, семь дзотов, рассеяно несколько подразделений пехоты.

 

Утром 22 марта 1944 года по трансляции корабля был передан Указ Президиума Верховного Совета СССР. За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе против фашистских захватчиков крейсер "Максим Горький" награжден орденом Красного Знамени.

В грозные годы Великой Отечественной кораблем командовали офицеры А. Н. Петров, И. Г. Святов, А. Г. Ванифатьев. В организации его боевых действий принимали активное участие флотские политработники офицеры Л. М. Эпштейн, Н. Н. Носов, П. С. Морозов.

В суровые дни блокады Ленинграда матросы, старшины и офицеры крейсера не только защищали город, но и занимались восстановительными работами, вводили в боевой строй свой корабль, участвовали в подъеме и восстановлении крейсера "Петропавловск" и лидера "Минск", в ремонте эсминца "Сторожевой", а также выполнили фронтовые заказы по строительству двух бронированных морских охотников и трех 152-миллиметровых артиллерийских установок для береговых батарей.

До февраля 1956 года "Максим Горький" находился в боевом строю, затем он использовался в качестве опытового судна, а еще через два года как устаревший был исключен из списков флота.

Комментариев пока нет

1945pobeda.ru

Максим Горький (крейсер) — ВиКи

Главный строитель — Н. Ф. Мучкин, затем В. С. Боженко. При строительстве обозначение крейсера — «заказ № 270». С 22 по 24 сентября 1939 года крейсер совершил первый выход в море. Ответственным сдатчиком от завода-строителя был М. М. Михайловский. С 14 октября по 1 ноября 1939 года корабль прошёл заводские ходовые совмещенные с государственными испытания. Весь цикл испытаний, совмещённый с установкой оружия и вспомогательных систем, был завершён 25 октября 1940 года.

В ходе строительства имело место несколько несчастных случаев:

  • 2 сентября 1939 года во время стоянки в доке после митинга обвалилась сходня. Погибло 37 человек;
  • 9 декабря 1939 года военпред и представитель завода погибли от удушья в цистерне авиационного топлива, где проверяли противопожарную систему;
  • 4 июня 1940 года в море на ходу вырвало прокладку фланца паропровода, ошпарило 5 человек.
  В Кронштадтском доке

13—14 декабря перебазирован из Кронштадта в Таллин. 14 июня перешел в Усть-Двинск.

В мае 1941 года перешел в Таллин. 14 июня перебазировался в Усть-Двинск.

23 июня 1941 года, прикрывая минные постановки, крейсер подорвался на мине вблизи маяка Тахкуна, в точке с координатами 59°20′ с. ш. 22°00′ в. д.HGЯO и потерял носовую оконечность по 47 шпангоут. Благодаря сохранившей герметичность траверзной переборке на 61-м шпангоуте смог своим ходом дойти до острова Вормси. После установки пластыря сооружения фальшноса из дерева и парусины, выгрузки боеприпаса 1 и 2 башен ГК и 6 боевых зарядных отделений торпед в составе каравана из трех эсминцев, спасательного судна, буксира и дивизиона БТЩ «Максим Горький» своим ходом пришел в Таллин. 27 июня перешёл, используя маршрут через пролив Хайлода, в Кронштадт, где вошел в док имени Велещинского. После осмотра представителями завода № 189 было решено восстановить крейсер, построив на стапеле завода, а затем пристыковав в Кронштадтском доке новую носовую оконечность. Работы, с использованием материалов от строящихся крейсеров проекта 68, удалось завершить всего за 43 дня. В ходе ремонта была снята катапульта, а 45-мм пушки 21-К были заменены на 10 автоматов 70-К.

  У пирса ленинградского торгового порта

18 августа 1941 года корабль встал в Лесной гавани, 24 августа своим ходом по Морскому каналу перешел в Хлебную гавань. Участвовал в отражении многочисленных авианалётов и сентябрьского штурма Ленинграда, получил восемь попаданий тяжелых снарядов и был переведён к Железной стенке торгового порта вблизи устья Фонтанки, где на нём производился ремонт. Затем корабль, меняя позиции, участвовал в обороне и прорыве блокады Ленинграда в составе 2-й группы, базировавшейся в Торговом порту.

 

22 марта 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом личным составом доблесть и мужество» крейсер «Максим Горький» был награждён орденом Красного Знамени.

 

В июне 1944 года крейсер «Максим Горький» в составе 4-й артиллерийской группы поддерживал огнём своих орудий наступление частей Красной Армии на выборгском направлении, уничтожая укрепления линии Маннергейма.

С 25 февраля 1946 года в составе эскадры Южно-балтийского флота (позднее 4-й ВМФ), базировался на Лиепаю, затем на Балтийск. В декабре 1950 года на корабле (командир — капитан 2-го ранга П. М. Гончар) проводились испытания первого советского корабельного вертолета Ка-10.

Летом 1953 года крейсер «Максим Горький» перешёл в Кронштадт, чтобы осенью встать на капитальный ремонт и модернизацию. 16 июня его включили в состав кораблей Кронштадтской военно-морской крепости. В декабре встал на капремонт и модернизацию на завод № 194. 17 февраля 1956 года корабль был выведен из боевого состава КБФ и переформирован в опытовый крейсер, а 18 апреля 1959 года исключен из состава ВМФ и передан на слом.

В рассказе Михаила Веллера «Легенда о морском параде» описываются вымышленные события на борту крейсера «Свердлов», обозначенном как однотипный крейсеру «Киров». Можно только догадываться, что прообразом для его рассказа стал крейсер «Максим Горький», действительно участвовавший в параде 7 ноября 1947 года[2].

xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai

Максим Горький (крейсер) Википедия

Краснознамённый крейсер «Максим Горький»СлужбаНазван в честьКласс и тип суднаИзготовительСтроительство начатоСпущен на водуВведён в эксплуатациюВыведен из состава флотаСтатусНаграды и почестиОсновные характеристикиВодоизмещениеДлинаШиринаВысотаОсадкаБронированиеДвигателиМощностьСкорость ходаДальность плаванияАвтономность плаванияЭкипажВооружениеНавигационное вооружениеРадиолокационное вооружениеАртиллерияЗенитная артиллерияПротиволодочное вооружениеМинно-торпедное вооружениеАвиационная группа 
СССР СССР
Максим Горький
Лёгкий крейсер
ССЗ № 189
20 декабря 1936 года
30 апреля 1938 года
12 декабря 1940 года
18 апреля 1959 года
Разобран на металл
8177 т (стандартное)8882 т (нормальное)9792 т (полное)
191,4 м
17,7 м
10,1 м, в носу — 13,38 м
6,3 м
50 мм (нижняя палуба, борта и крыша башни ГК)70 мм (лоб башни ГК, борт и траверсы)150 мм (боевая рубка)
Два турбозубчатых агрегата, шесть водотрубных котлов
129 750 л. с. (95,4 МВт)
36,1 узла (66,9 км/ч)
4880 миль на скорости 17,8 узла
20 суток
897 человек при вступлении в строй (56 офицеров, 159 старшин и 682 краснофлотца)963 человека (в 1944 году)
2 гирокомпаса «Курс-2»4 5” магнитных компаса
Британские РЛС:тип 291тип 284тип 285тип 282
3 × 3 × 180/57-мм орудия Б-1-П в башнях МК-3-180;6 × 1 × 100/56-мм универсальное орудие
4 × 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК9 × 45-мм зенитный полуавтомат 21-Кк 1944 году вместо 21-К и дополнительно было установлено 15 × 37 зенитных автомата 70-К
глубинные бомбы: 20 ББ-1 и 30 БМ-1
2 × 3 × 533-мм торпедный аппарат 39-Ю164 мины
2 КОР-2,1 катапульта ЗК-1

ruwikiorg.ru