Десантные каски десантников Luftwaffe. Люфтваффе каска


Стальные шлемы люфтваффе - Униформа и знаки различия

В люфтваффе использовались стандартные (кроме шлема парашютистов) для германской армии стальные шлемы моделей М1935, М1940, М1942. Шлемы красились стойкой к ржавчине серо-голубой краской. На правой стороне шлема на 3 мм ниже вентиляционного отверстия располагался щиток с черно-бело-красными национальными цветам и, на левой стороне на том же месте - серебристо-серая эмблема люфтваффе. С 1940г. национальные цвета на шлем не наносили.

Декаль люфтваффе (Luftadler) на стальном шлеме люфтваффе

Щиток с национальными цветами на стальном шлеме

 

ШЛЕМ ПАРАШЮТИСТА (М38)

Шлем для парашютистов значительно отличался от обычного. Он был более компактный, с минимумом выступающих частей, снабжен мягким подшлемником и кожаным Y-образным подбородочным креплением. Шлемы первых выпусков окрашивались серо-голубой краской и имели две стандартные декали люфтваффе. В 1940 году со шлема была убрана декаль с триколором а с 1943 года шлемы выпускались без декалей. На Восточном фронте зимой для маскировки использовали белые чехлы или сами шлемы перекрашивали в белый цвет. Во время боевых действий в южных регионах шлем окрашивали в песочный цвет. Были также шлемы, окрашенные в камуфляжные цвета. Чехлы на шлемы первоначально изготавливали из серо-голубой ткани, а также камуфляжных расцветок в двух вариантах. Изготовлялись и разного вида камуфляжные сетки.Если парашютист использовался как обычный пехотинец, специальное подбородочное крепление на его шлеме заменялось обычным со стандартной пряжкой.

Декаль люфтваффе на десантном шлеме

КАМУФЛЯЖНАЯ СЕТКА ДЛЯ ШЛЕМОВВ ходе войны подразделения люфтваффе все чаще вовлекались в наземные боевые действия. Поэтому в сентябре 1942 г. им было предложено носить на стальных шлемах камуфляжные сетки. Камуфляжная сетка крепилась к шлему с помощью специальных крючков как показано на рисунке. В качестве камуфляжного материала к сетке могли крепитьсямох, сухие листья, папоротник, ботва, колоски, кусочки ткани, веточкии т. п. Все это скрадывало специфический силуэт шлема и помогало маскировке на местности.

гугл ya

xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai

Десантные каски десантников Luftwaffe.

29 января 1936 по инициативе Германа Геринга в рамках структуры Luftwaffe был организован первый учебный центр (школа) по обучению парашютистов-десантников, который базировался в местечке Stendal. Первоначальная численность обучающихся составляла один батальон добровольцев, который впоследствии планировалось реорганизовать в парашютно-десантный (Fallschirmjager) полк. По примеру Luftwaffe, 1 апреля 1937 в сухопутных войсках (Heer), был сформирован парашютно-десантный полк проходивший обучение в том же учебном центре.

 

(Отличия М36 и М37)

М36 Уже на начальном этапе подготовки парашютистов выяснилось, что стандартные армейские шлемы М35 непригодны для использования при прыжках с парашютом. Конусные поля каски создавали вихревой воздушный поток, который срывал шлем с головы парашютиста, что могло привести не только к потере шлема, но и к серьезной травме. Таким образом, стандартный подшлемник образца 1931 года в первозданном виде, тоже оказался непригоден для использования и требовал конструктивных изменений.

(Шлем М36)

Разработка нового образца шлема была поручена специалистам предприятия Eisenhuttenwerk в Thale под руководством инженера Хайслера. В результате проведенной работы был представлен шлем адаптированый для новых задач. Основой для новой модели стал модернизированый шлем стандарта M1935. Модель парашютного шлема получила наименование M1936 и была сделана в общей форме шлема M1935, но без конусных полей и выступающего козырька.

(шлем М36 с модернизированным подшлемником от М38)

Часто встречается мнение, что парашютные каски моделей М36, М37 изготавливались путем обрезания полей стандартной каски М35. Скорее всего, этому заблуждению способствовал не очень точный перевод (или некорректное понимание перевода) из иностраных источников в которых упоминается общая форма со шлемом М35. Для тех, кто хоть немного знаком с кузнечно-прессовым производством и промышленной (серийной) технологией металлообработки такой вопрос никогда бы не стоял. Как известно, шлемы изготавливались методом горячей штамповки из листового металла и в процессе серийного (даже мелкосерийного) производства наверняка использовался не один и не два пресса и соответственно на каждом из прессов была установлена отдельная штамп-форма. По мере износа, штамповые формы регулярно заменялись на новые, которые изготавливались по единым чертежам в инструментальном подразделении предприятия, поэтому говорить об одной (единственной) форме не имеет смысла. Можно говорить только о единообразии форм изготовленых на основе общей технической документации, единого, стандартного образца.

Обрезка полей готовой стандартной каски как отдельная, весьма трудоемкая и совершенно неоправданная технологическая операция представляется вообще лишенной всякого смысла. Намного проще и технологичней изготовить сокращенную, "обрезаную" пресс-форму на базе стандартного варианта. Непосредственно обрезку полей каски, можно представить вполне возможной только на стадии разработки шлема, в процессе проектно-испытательных работ.

При разработке спецального парашютного шлема изменения коснулись и конструкции подшлемника, но только в части изменения системы подбородочных ремней. Крепление подшлемника к шлему с помощью трех кнопок-кламеров осталось неизменным, но в основание подшлемника (шлема) был добавлен толстый слой вспененой резины. Подобно M1935, в шлеме использовались те же самые полые заклепки для воздушных вентилей. Новая система ремней был разработана, таким образом, чтобы пересечься позади задней части шеи и вниз вокруг подбородка при пересечении(кроссировании) с обеих сторон ушей. Для крепления ремней в шлеме были сделаны четыре продолговатые щели.

(десантник в шлеме М37)

М37В 1937 году появилась новая модификация шлема получившая наименование М37. В каске использовались те же самые компоненты как и в модели M1936, за исключением того, что новая модель имела две, а не четыре щели для крепления ремней. Однако, все конструкции на базе стандартной армейской модели М35 оказались недостаточно эффективными в процессе эксплуатации. Недостатки были столь очевидны, что возникла необходимость разработки специального шлема для парашютистов, без использования базовой общеармейской модели и ее комплектующих.

Необходимо отметить, что шлемов моделей М36, М37 практически не сохранилось. Во всем мире существуют лишь единицы подобных изделий. Все то, что появляется на рынке, является поздними переделками из общеармейских касок, иногда весьма высокого качества.

(оригинальный шлем М37 (военная археология)

М38Принципиально новая модель шлема специально для парашютистов была разработана и представлена 16-ого июня 1938 года и получила наименование M38.

(шлем М38)

Помимо оригинальной формы сферы шлема, была полностью перепроектирована конструкция подшлемника который крепился к сфере четырьмя болтами (два на затылочной части каски и два по бокам), в самих болтах имелись сквозные вентиляционные отверстия и два углубления под специальный ключ.

(Болты крепления подшлемника модели М38 и специальный ключ)

Со временем крепежные болты видоизменялись На самых первых образцах шлемов болты были медные (латунные), позже они стали производиться из стали, для удобства на головке болта появился шлиц под стандартную плоскую отвертку. Спустя некоторое время болт стал алюминиевым. В конце войны исчезло вентиляционное отверстие в болте.

(болт под ключ)(болт под отвертку)(болт без вентиляционного отверстия)

После появления новой модели парашютного шлема предыдущие варианты либо изымались из войск, либо в них устанавливался модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Согласно инструкции Luftwaffe от 15 марта 1938 г. срок службы шлема ограничивался 15 годами.

Подшлемник крепился на усиленный обруч новой конструкции. Первоначально обруч изготавливался из алюминия, который впоследствии был заменен на оцинкованую сталь.

(устройство и схема подшлемника М38)

Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции, в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий располагавшиеся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененый каучук в фоме семи лепестков (полос) располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа.

(каучуковый амортизатор (реплика)(подбородочный ремень (реплика)

Подбородочный ремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположеных на концах ремня.

(клеймо производителя ЕТ)

Шлемы М38 изготавливались только на одном предприятии Eisenhuttenwerk в Thale - лидере германской промышленности в изготовлении и проектировании шлемов и маркировались соответственно клеймами ЕТ или ckl. В производстве находились шлемы 64, 66, 68, 71 размеров, причем 64 размер в отличие от общеармейских касок, встречается крайне редко.

Ранние варианты шлемов для парашютистов имели две декали - национальный щиток-триколор и эмблему принадлежности к роду войск Luftwaffe (ВВС) или Heer (Сухопутные войска). Позже, 1 января 1939 года, все парашютные части были подчинены единому командованию в рамках структуры Luftwaffe и имели только эмблему военно-воздушных сил.

(декаль обр 1935 г.)

Первый (ранний) образец декали орла Luftwaffe использовался с 1-ого марта 1935 года, вплоть до введения нового образца, который был был представлен в конце 1936 или в начале 1937 года. Инструкцией от 12-ого июня 1940 прекращалось использование национальной декали (триколора), и дальнейшие инструкции от 28-ого августа 1943 отменили декаль с изображением орла и предписывали, что декали должны быть удалены со всех шлемов находящихся в эксплуатации, хотя директивы также как и в случае с общеармейскими касками, никто твердо не придерживался.

Благодаря своей антуражности и сравнительно небольшому количеству, германские парашютные шлемы модели М38, не говоря о более ранних моделях (М36, М37), являются редким и желанным экспонатом в коллекциях.

спасибо

feldgrau.info

Шлемы старых моделей в люфтваффе - Амуниция и снаряжение

М18 с орлом первого образца:

В 1937 году,когда новая модель шлема начала медленно заменять шлемы первой мировой войны,вводится второй образец декали с орлом.Это проводится в рамках мероприятий по стандартизации эмблем Люфтваффе,как часть гораздо более крупной задачи,расширения организации в постоянно растущих немецких вооруженных силах(вермахте).

М16 с орлом второго образца:

21 января 1938 года,Верховное командование Люфтваффе выпустило следующее предписание:

"Как уже было неоднократно установлено,шлемы полируются для определенных случаев (смотры,парады и караульная служба).Согласно постановлению Люфтваффе 422,раздел A,страница 94,номер 58,параграф 2,шлем должен использоваться с антикоррозийной,защитной,серо-голубой окраской,как внутри,так и снаружи.В соответствии с разделом B7,страница 95 (см. ссылку выше.),полировка,лакирование или вощение шлема запрещены,так как это приводит к тому,что шлем теряет свой матовый,тусклый внешний вид.Командование войск должно осуществлять надзор за строжайшем соблюдением приказа.Любые шлемы,которые не соответствуют постановлению,должны быть немедленно приведены в соответствующий вид.Возможные расходы будут покрываться счетами за обмундирование".

ВВС прекратили использование черно-бело-красного щитка и утвердили новую окраску шлемов 12 июня 1940 года.

 

xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai

Декали (щитки) на касках - Униформа и знаки различия

 
Существовало несколько видов декалей отличающихся друг от друга технологией изготовления и нанесения.

Множество оригинальных декалей были изготовлены таким образом, что моглибыть нанесены на поверхность только с использованием специального лака,как клеящего вещества.

Также производилось некоторое количество декалей с "водным" переводом, изготовленных по принципу обычных "переводилок".

Наиболее прочные декали производились так сказать "лицом вниз", т.е.изображение (лицевая сторона) прилегала к трансферной бумаге.

Декалипроизведенные в то время обладали очень высоким качеством и стойкостью кизносу. Современные технологии позволяют создавать реплики декалейнаносимые на поверхность разными способами:

1. Обычные "переводилки".

2. Самоклеящиеся (по принципу наклеек)

3. Сухого нанесения

 

Вермахт (сухопутные войска)

Декаль с орлом вермахта (wehrmacht adler), наносилась с левой стороны шлема

Щиток с национальными цветами, наносился с правой стороны шлема

 

Разметка на трансферной бумаге

 

С 1935 года по 1940 германские каски имели две декали. С правойстороны декаль в виде щитка с национальными цветами (черный, белый,красный). С левой стороны декаль Wermachtadler. Серебристый орел сполусложенными крыльями на черном щитке.

Цвет орла был именно серебристый, а не белый или серый как можно видеть на современных репликах декалей.

С 1940 по ранний 1943 на касках присутствовала только декаль Wermachtadler. Начиная с 1943 каски производились без декалей.

Декали африканского корпуса:

Декали на пробковый шлем:

Для пробковых шлемов, солдат африканского корпуса, изготавливались металлические щитки.

 

 

 

Декали африканского корпуса на стальной шлем:

 

Военно морские силы - кригсмарине

Каски ВМС Германии польностью идентичны каскам сухопутных войск, заисключением цвета декали с орлом. У сухопутных войск орел былсеребристым, а у ВМС золотистым. Зачастую декали с орлом вермахта от времени желтеют иих по ошибке принимают за декали кригсмарине.

1935 - 1940: каски двухдекальные.

1940 - 1943: каски однодекальные.

1943 - 1945: каски без декалей.

 

 

Декали люфтваффе

Десантный шлем с декалью люфтваффе

Декаль люфтваффе крупным планом

Известны два варианта декалей Luftwaffe. На обоих изображен Luftadler.Аналогично сухопутным войскам каски Luftwaffe были двухдекальные, с 1940однодекальные, а с 1943 без декалей.

 

Декали полиции

Эти декали использовались многими формированиями, военной и гражданскойполицией, пожарными подразделениями. Существовало достаточно большоеколичество вариантов этой декали. Полицейская декаль всегдаиспользовалась со стандартной декалью - партийный щит (красный щиток,белый круг, черная свастика).

Как видно на приведенных примерах в графических элементах полицейскойдекали использован эффект тени. Кроме того эта декаль, как и все, быламногослойной с серебристым отливом. Все это делает полицейскую декальнаиболее сложной для создания качественных репродукций.

Присмотревшись внимательно и сравнивая элементы рисунка на декалях, вы сами сможете увидеть различия.

Декаль - партийный щит

 

Декали СС Декаль войск СС называлась SS Siegrunen (руны победы). Носилась декаль на правой стороне. С 1935 по 1940 на левой стороне касок СС располагалась декаль с партийным щитом. В 1940 эта декаль была удалена, а в 1943 с касок была удалена и SS Siegrunen. Известны ранний и поздний вариант SS Siegrunen.

 

Таблица производителей

 

 

 

производитель

 

местонахождение

 

Abziehbilderfabrik Gust. Peiniger

 

Bielefeld. No. 7209

 

C.A. Pocher

 

Nϋrnberg

 

Ed Strache

 

Warnsdorf / Vienna

 

Huber Jordon

 

Nϋrnberg

 

Methner & Bϋrger

 

Berlin

 

Wilhelm Abels

 

Köln

 

Стандартные размеры декалей

 

 

 

тип декали

 

высота\ширина

 

Вермахт орел**

 

40/41мм x 33мм

 

Кригсмарин орел**

 

40/41мм x 33мм

 

Люфтваффе (1й тип)

 

36мм x 60мм

 

Люфтваффе (2й тип)

 

36мм x 67мм

 

щиток триколор

 

40мм x 33мм

* у некоторых производителей размер отличается на 1мм

 

Декали Веймарской республики:

Деколь состояла из цветов земель Германии и наносилась с правой стороны каски.

 

 

xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai

СНАРЯЖЕНИЕ НЕМЕЦКИХ ДЕСАНТНИКОВ - Амуниция и снаряжение

Необычный характер воздушно-десантных операций диктовал разработку необходимого специализированного снаряжения, что в свою очередь вело к расширению возможностей военного искусства в целом

Операции германских парашютно-десантных войск во Второй мировой войне предъявляли противоречившие друг другу требования к вооружению и снаряжению. С одной стороны, парашютистам требовалась высокая огневая мощь, которую они могли бы продемонстрировать в бою, чтобы действовать решительно и с максимальной эффективностью, но, с другой стороны, доступный им арсеналограничивался крайне невысокой грузоподъемностью средств десантирования — как самолетов, так парашютов и планеров.

Во время десантной операции парашютист прыгал из самолета практически безоружным, если не считать пистолета и дополнительных патронташей. Когда же парашютисты вводились в бой путем планерного десантирования, вместимость и аэродинамические характеристики планеров Гота DFS-230 диктовали свои ограничения — летательный аппарат мог вместить 10 человек и 275 кг снаряжения.Противоречие это так никогда и не удалось преодолеть, особенно в той части, которая касается полевых артиллерийских орудий и зениток. Однако располагавшие мощными техническими ресурсами немецкие компании, такие, как концерны «Рейнметалл» и «Крупп», нашли немало инновационных решений проблем, связанных с мобильностью и ударной огневой мощью парашютных частей. На земле часто было сложно отличить снаряжение парашютистов от принятого в сухопутных войсках Вермахта, однако специализированное вооружение все же появлялось, причем оно не просто увеличивало боевой потенциал парашютистов, но и влияло на развитие военного снаряжения и вооружения грядущей половины XX столетия.

Обмундирование

Защитное облачение имеет очень важное значение для того, кто прыгает с парашютом, и для парашютистов оно начиналось с высоких, закрывающих щиколотку ботинок. Они имели толстые резиновые подошвы, очень удобные, хотя не подходившие для длительных пеших переходов, и обеспечивали хорошее сцепление с полом внутри фюзеляжа самолета (поскольку в них не применялись большие сапожные гвозди, обычно характерные для такого рода обуви, поставляемой солдатам других родов войск). Изначально шнуровка находилась по бокам, чтобы избежать зацепления парашютными стропами, однако постепенно разобрались, что в этом нет необходимости, и после операций на Крите в 1941 г. изготовители стали поставлять парашютистам ботинки с традиционной шнуровкой.

Поверх боевой формы парашютисты надевали непромокаемый брезентовый комбинезон длиной до бедер. Он подвергался разным усовершенствованиям и был призван обеспечивать дополнительную защиту от влаги при прыжках, а также больше подходил для того, чтобы надевать на него подвесную систему.

Поскольку приземление всегда являлось одним из самых рискованных этапов прыжка для парашютиста, его форма снабжалась специальными наколенниками и налокотниками. Штанины комплекта боевой формы имели по бокам на уровне коленей небольшие прорези, в которые вставлялись брезентовые утолщения, подбитые растительным пухом. Дополнительную защиту давали внешние «амортизаторы» из покрытой кожей пористой резины, которые фиксировались с помощью ремешков или завязок. (Как от утолщений, так и от самого комбинезона после приземления обычно избавлялись, хотя комбинезон иногда оставляли, чтобы надевать поверх него портупею.) Брюки имели небольшой кармашек как раз над уровнем колен, в который помещался важный для десантника нож-стропорез.

Нож стропорез Fliegerkappmesser – FKM

1 - Каска М382 - Прыжковая блуза с "оскольчатым" узором с нарукавными знаками различия3 - Брюки M-374 - Противогаз M-38 в брезентовой сумке5 - 9 mm MP-40 SMG6 - Подсумки для магазинов к MP-40 на поясе7 - Фляга8 - Сухарная сумка М-319 - Складная лопата10 - Бинокль Ziess 6x3011 - Ботинки

По мере того как война набирала темп, форма парашютистов приобретала все больше отличительных признаков обмундирования солдат сухопутных войск. Этот повидавший виды солдат, однако, по-прежнему носит свою особенную парашютистскую каску, по которой десантников легко было узнать среди прочих немецких частей.

Наверное, самым важным элементом защитного снаряжения. незаменимым как для прыжков, так и для боя, являлась специфическая десантная  каска. В общем и целом она представляла собой обычную каску немецкого пехотинца. но без козырька и опускавшихся вниз полей, защищавших уши и шею, снабженную амортизирующим подшлемником и прочно фиксирующим ее на голове бойца подбородным ремешком.

Немецкая десантная каска

Подшлемник парашютного шлема

Схема устройства немецкой десантной каски

Поскольку в большинстве случаев парашютистам приходилось довольно длительное время вести бои без возможности получить снабжение, важной для них считалась способность нести большое количество дополнительных боеприпасов.

Немецкий десантник с патронташем

Парашютистский патронташ специальной конструкции имел 12 кармашков, соединявшихся по центру брезентовым ремешком, который накидывался на шею, а сам патронташ свисал на грудь так, что боец имел доступ к кармашкам с двух сторон. Патронташ позволял парашютисту нести около 100 патронов для винтовки Каг-98к, которых должно было хватить ему до следующей выброски снаряжения или прибытия подкреплений. Позднее в процессе войны появились патронташи с четырьмя большими кармашками, в которых помещалось до четырех магазинов для винтовки FG-42.

Парашюты

Первым парашютом, поступившим на вооружение германских десантников, стал ранцевый парашют принудительного раскрывания RZ-1. Созданный по заказу Управления технического снаряжения Министерства авиации в 1937 г., RZ-1 имел купол диаметром 8,5 м и площадью 56 кв. метров. При разработке данного средства десантирования за основу была принята итальянская модель «Сальваторе», в которой стренги парашюта сходились в одной точке и от нее V-образиой тесьмой крепились к поясу на талии парашютиста двумя полукольцами. Неприятным следствием такой конструкции являлось то, что парашютист повисал на стропах в нелепом наклонном положении лицом к земле — это также обуславливало технику совершения прыжка головой вперед из самолета, чтобы снизить воздействие рывка при раскрытии парашюта. Конструкция заметно уступала парашюту фирмы «Ирвин», которым поль.зов;1лись парашютисты союзников и летчики Люфтваффе и который давал возможность человеку находиться в вертикальном положении, будучи поддерживаемым четырьмя вертикальными лямками. Кроме всего прочего, таким парашютом можно было управлять, подтягивая поддерживающие стропы подвесной системы, что позволяло разворачиваться по ветру и контролировать направление спуска. В отличие от десантников большинства других стран германский парашютист не мог оказывать никакого влияния на поведение парашюта, так как не имел возможности даже дотянуться до лямок у себя за спиной.

Еще одним недостатком RZ-1 были четыре пряжки, которые предстояло расстегнуть десантнику, чтобы освободиться от парашюта, не оснащенного в отличие от аналогичного рода изделий союзников системой быстрого сброса. На практике это означало, что парашютиста часто тащило по земле ветром, в то время как он предпринимал отчаянные усилия для того, чтобы поскорее расстегнуть пряжки. В таких ситуациях бьио проще перерезать стропы парашюта. С этой целью у каждого парашютиста начиная с 1937 г. имелся «каппмессер» (нож-стропорез), хранившийся в специальном кармашке брюк боевого обмундирования. Лезвие пряталось в ручке и открывалось простым поворотом ее вниз и нажимом на фиксатор, после чего лезвие вставало на место под действием силы тяжести. Это означало, что нож позволял применять его одной рукой, что делало его важным предметом в наборе средств десантирования.Вслед за RZ-1 в 1940 г. пришел RZ-16, отличавшийся несколько усовершенствованной подвесной системой и техникой действия вытяжного фала. Между тем основным парашютом до конца войны оставался поступивший на вооружение в 1941 г. RZ-20. Одним из его главных достоинств являлась более простая система пряжек, которая вместе с тем строилась на все той же проблематичной конструкции «Сальваторе».

Система быстроразъемных пряжек на немецком парашюте RZ20

Немецкий парашют RZ-36

Позднее производился и другой парашют, RZ-36, который, однако, нашел лишь ограниченное применение в ходе операции в Арденнах. Треугольной формы RZ-36 помогал контролировать «раскачивание маятника», типичное для парашютов предыдущих моделей.Несовершенство парашютов серии RZ, не могло не скатываться на эффективности десантных операций, проводимых с их применением, особенно в том, что касалось полученных при приземлении травм, вследствие чего сокращалось количество бойцов, способных принимать участие в боевых действиях после высадки.

Немецкие десантные контейнеры

Немецкий  контейнер для десантирования снаряжения

В ходе парашютно-десантных операций практически все вооружение и снабжение сбрасывалось в контейнерах. До операции «Меркурий» существовали контейнеры трех габаритов, при этом меньшие применялись для транспортировки более тяжелых военных грузов, таких, как, скажем, боеприпасы, а большие — для более крупных, но легких. После Крита эти контейнеры были стандартизированы — длина 4,6 м, диаметр 0,4 м и вес груза 118 кг. Для защиты содержимого контейнера в нем имелось дно из гофрированного железа, которое сминалось при ударе и выполняло функцию амортизатора. Кроме того, грузы прокладывались резиной или войлоком, а сами контейнеры за счет подвески поддерживались в заданном положении или же помещались внутрь других контейнеров.

Откопанный из земли десантные контейнеры

Взводу из 43 человек требовалось 14 контейнеров. Если отсутствовала необходимость вскрывать контейнер немедленно, его можно было нести за ручки (всего четыре) или же катить на тележке с резиновыми колесами, входившей в комплект каждого контейнера. Одной из версий служил контейнер в форме бомбы, он применялся для легких грузов, которые было трудно повредить. Они выбрасывались с самолетов как обычные бомбы и, хотя оснащались тормозным парашютом, не имели системы амортизаторов.

Немецкий десантный контейнер для снаряжения найденный в реке черными копателями

xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai

Униформа германских парашютистов 1935-1945 гг.

Изначально парашютно-десантные части были созданы в вермате, однако позже они были переданы люфтваффе.В германской армии существовали парашютно-десантные (Fallschirmtruppen) и авиапосадочные (Luftlandentruppen) дивизии. Личный состав парашютно-десантной дивизии десантировался с парашютами или на планерах. Подразделения же авиапосадочной дивизии доставлялись транспортными самолетами, такими как Ju-52/Зm непосредственно на место высадки, посадочным способом. В германских военных источниках парашютно-десантные войска официально именуются «парашютно-егерскими» (Fallschirmjager). Цветом немецких парашютистов (Waffenfarbe) являлся золотисто-желтый — золотисто-желтые петлицы и кайма на погонах того же цвета. Фон погон — голубовато-серый.

Германские десантники носили форму, принятую в люфтваффе. Им полагалась белая парадная и серо-голубая или песочного цвета (тропическая) повседневная униформа.Своеобразным отличительным символом германского парашютиста стал шейный платок желтого цвета, который впервые появился в Северной Африке. Однако эти платки или шарфы не всегда имели цвет желтого золота, но всегда — яркий.

Информация: МакНаб «Fallschirmjager: Парашютисты III рейха»

Куртки германских парашютистов были тоже стандартные для люфтваффе. Носили десантники и стеганые летные куртки или повседневные мундиры с четырьмя карманами.

Информация: Курылев «Армия третьего рейха 1933-1945. Иллюстрированный атлас»
Информация: Курылев «Армия третьего рейха 1933-1945. Иллюстрированный атлас»

Мундиры перетягивались ремнем, все десантники, независимо от звания, вооружались пистолетами, ножами и ручными гранатами.

Информация: «Zielone Diably» (Militaria 05)

Поверх униформы одевался прыжковый комбинезон (Fallschirmkittel) — практичная одежда из плотного хлопка. Распашной донизу, с потайной застежкой на пуговицах, а позже на «молнии», прыжковый комбинезон цвета фельдграу с низким воротником- стойкой был прозван «мешок с костями». На верхней части груди и на укороченных до середины бедер штанинах карманов вначале не было. Затем на бедрах появились горизонтальные прорезные карманы с «молниями», а два скошенных к плечам вертикальных нагрудных кармана имели листочки, прикрывавшие «молнии». Рукава застегивались на манжеты с пуговицами.

Информация: МакНаб «Военная униформа XX века»

С комбинезоном, надевавшимся на полевую форму, носились прямого кроя брюки цвета фельдграу. На боковых швах у колен имелись карманы с клапанами не трех кнопках, предназначавшиеся для ножа, перевязочного материала и других предметов первой необходимости. В коленные части брюк вшивались четырехугольные капковые амортизаторы, а при десантировании, во избежание травм, надевали еще толстые капковые или резиновые наколенники, прошитые валиками, с затяжными тесемками и пряжками.Как от наколенников, гак и от самого комбинезона после приземления обычно избавлялись, хотя комбинезон иногда оставляли, чтобы надевать поверх него портупею.

Информация: сайт «Антикварный охотник»

До 1940 года на комбинезонах десантников нашивали на груди армейского орла, либо не нашивали ничего. В дальнейшем стали обязательно применять эмблему ВВС, вышитую на синем, а позже — на зеленом или обычном сером фоне.

Информация: Шунков «Вермахт»

Знаки различия — шевроны ефрейторов, клапаны с крылышками — нашивались над локтями. В ряде случаев на ставший отложным воротник комбинезона выкладывался воротник носившейся под ним флигерблузы, чтобы были видны петлицы по чину. Комбинезоны ранних моделей легко снимались и одевались благодаря укороченным штанинам. После приземления парашютист сначала освобождался отпривязной системы парашюта, затем сбрасывал комбинезон.

Информация: Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»

Поздние варианты комбинезонов имели более практичный дизайн, два больших кармана, а полы перед прыжком оборачивались вокруг ног и застегивались. Шилась эта одежда из ткани с двухцветным зеленым или песочно-коричневым камуфляжным рисунком. Позже из такого же материала стали шить и брюки.В 1942 году, после того, как парашютистов перестали использовать по прямому назначению, личный состав Fallschirmtruppеn стали одевать в однобортные полевые крутки (Kampfjacke), которые шились из вискозо-хлопковой материи с камуфляжным рисунком. Аналогичные куртки носил личный состав авиаполевых дивизий люфтваффе. На полевой униформе носился минимум символики — принятая в люфтваффе нагрудная эмблема в виде орла и петлицы, знаки различия крепились к петлицам.

Информация: Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»

Большую часть Второй мировой войны германские парашютисты проходили в однотонных широких брюках серо-зеленого цвета, более темных, чем прыжковые комбинезоны ранних вариантов. Широкие брюки не стесняли движений десантника.В брюках имелось два боковых и два набедренных кармана с небольшими клапанами на кнопках, а на щиколотках они завязывались тесемками. На правом бедре крепился нож, открывавшийся благодаря утяжеленному лезвию, под действием силы тяжести.

Информация: Lagarde «Serman soldiers of World War Two»

В Северной Африке германские парашютисты носили брюки или шорты из плотного хлопка. Брюки выполнялись несколько мешковатыми для лучшей вентиляции тела и предотвращения потоотделения.В брюках было три кармана: два обычных, третий — на левом бедре предназначался для хранения топографической карты.

Информация: Davis «German Uniforms of the Third Reich 1933-1945»

Германскому парашютисту полагались перчатки и прыжковые ботинки. Перчатки парашютистов имели удлиненные запястья с затяжными резинками. Амортизирующие прокладки перчаток защищали тыльную и ладонную стороны рук. Изготавлялись перчатки из черной кожи, хотя у нижних чинов могли быть и текстильные.Прыжковые ботинки, под которые одевались шерстяные носки, делали из черной кожи с резиновой подошвой, которая имела развитые грунтозацепы.

Информация: «Германские парашютисты 1935-1945 гг.» («Новый Солдат № 4»)
Информация: «Германские парашютисты 1935-1945 гг.» («Новый Солдат № 4»)

Высокие, закрывающие щиколотку ботинки имели толстые резиновые подошвы, очень удобные, хотя не подходившие для длительных пеших переходов, и обеспечивавшие хорошее сцепление с полом внутри фюзеляжа самолета (поскольку в них не применялись большие сапожные гвозди, обычно характерные для такого рода обуви, поставляемой солдатам других родов войск). Шнуровка этих ботинок располагалась на боку, тогда ошибочно считалось, что боковая шнуровка лучше удерживает обувь на ноге, чем традиционная. Имелись образцы с обычной шнуровкой.

Информация: Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»

Низки штанин и верха ботинок схватывались распашными крагами-гамашами из серого брезента с кожаными накладками и застежками на ремешки с пряжками.На парадах и r полевых условиях германские парашютисты носили обычные ботинки военного образца.Полевое снаряжение десантника соответствовало полевому снаряжению пехотинца, единственно, в первое время парашютисты использовали для хранения противогаза сумки, а не металлические цилиндрические контейнеры, поскольку металлический контейнер мог причинить травму при прыжке с самолета или при приземлении. Кроме того, для Fallschirtruppen была разработана специальная портупея.

Информация: Дарман «Униформа Второй мировой»
Информация: Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»
Информация: МакНаб «Fallschirmjager: Парашютисты III рейха»

2 — голавной убор — каска Fallschirmjager серо-голубого, принятого в люфтваффе цвета, на одной стороне которой изображен национальный триколор — на другой орел.В подшлемнике из кожи сделано несколько вентиляционных отверстий. Подшлемник удерживает в каске алюминиевое кольцо с резиновой прокладкой, которое, в свою очередь, крепится к каске на четырех болтах. Болты используются также для крепления подбородочного ремня, который устроен так, что не позволяет каске при прыжке с самолета съезжать на глаза.3 — эмблема парашютиста, которая выдавалась после шести удачных прыжков.Эмблема представляла собой изображение круто планирующего золоченого орла с черной свастикой в когтях в обрамлении серебряного овального венка (иногда вороненого) с лавровыми листьями слева и с дубовыми — справа.Новоиспеченный десантник получал свой знак в синей коробочке вместе с соответствующим удостоверением, что венчало собой процесс обучения. Носилась на левой стороне мундира.4 — бинокль Цейсс;5 — пистолет-пулемет МР-40;6 — кожаный подсумок для магазинов к пистолету-пулемету;7 — кожаный планшет для топографической карты и канцелярских принадлежностей;8 — фляга с кружкой;9 — наколенники. Конструктивно наколенники немецкого парашютиста имеют шесть горизонтальных трубок из черной или коричневой кожи с резиной внутри.;10 — кобура для пистолета Люгер;11 — прыжковые ботинки ранней модели.

Информация: «Германские парашютисты 1935-1945 гг.» («Новый Солдат № 4»)
Информация: Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»

После первой зимней кампании в СССР появился еще один вид полевой формы — стеганые утепленные брюки и куртка с одной стороны белого, с другой — серого цветов. Носить их было можно любым цветом наружу, в зависимости от доминирующею цвета окружающей местности. Однако такая униформа была пошита в ограниченном количестве. Поверх прыжковых комбинезонов утепленная одежда не одевалась.

Боковые карманы куртки имеют клапаны, которые закрываются на пуговицы.

Пуговицы металлические, серо-голубого цвета.

Под каску надевался подшлемник, а сверху еще мог одеваться капюшон куртки.

Информация: Lagarde «Serman soldiers of World War Two»
Информация: МакНаб «Военная униформа XX века»
Информация: Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»
Информация: Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»
Информация: Lagarde «Serman soldiers of World War Two»

Черные кожаные прыжковые ботинки имеют переднюю шнуровку с двенадцатью проушинами.

Информация: Lagarde «Serman soldiers of World War Two»
Информация: «Германские парашютисты 1935-1945 гг.» («Новый Солдат № 4»)
Информация: Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»
Информация: Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»
Информация: Davis «German Uniforms of the Third Reich 1933-1945»
Информация: Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»
Информация: «Германские парашютисты 1935-1945 гг.» («Новый Солдат № 4»)
Информация: сайт «Антикварный охотник»
Информация: «Германские парашютисты 1935-1945 гг.» («Новый Солдат № 4»)
Информация: «Германские парашютисты 1935-1945 гг.» («Новый Солдат № 4»)
Информация: Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»

Десантная каска — Fallschirmhelme — была разработана на основе стального шлема вермахта простым удалением закраин, которые тормозили воздушный поток в свободном палении. Кроме того, сорванная каска могла запутаться в стропах или смять купол.

Информация: Radovic «German helmets of the Second world war»
Информация: Radovic «German helmets of the Second world war»

Изнаально десантная каска окрашивалась в серо-голубой цвет люфтваффе, а на боках наносились национальный триколор и изображение орла люфтваффе. Однако боевой опыт заставил красить эти каски в зеленый или в тускло-желтый (Италия, Северная Африка) цвега, а от красивых эмблем отказались. В зимнее время каски подручными материалами красились в белый цвет.Существовало несколько схем камуфляжной окраски красок. Очень часто десантники наматывали на каски кустарно сделанные сетки для крепления веток и иной маскировки.Шлем выпускался в трех типоразмерах, вес его составлял 1000 грамм.После 1941 года произошел переход на стальную каску вермахта.

Информация: Radovic «German helmets of the Second world war»
Информация: Шунков «Вермахт»

Также у германских парашютистов имелись следующие головные уборы:• обычные для люфтваффе кепи Fligermutze;• кепи с отворотами Einheitsmutze;• офицерские фуражки обоих образцов (Schirmutze) голубовато-серого или тропического песочного цветов.Зимой, особенно на Восточном фронте, носили вязаные шапочки, которые полностью закрывали голову и шею с вырезом для лица. Горнострелковые кепи тоже пользовались популярностью в среде парашютистов.Предположительно рисунок камуфляжа люфтваффе впервые появился в 1941 году, когда из камуфлированной ткани начали шить куртки для парашютистов Knochensack. Хорошо известны «критские» фотографии германских парашютистов в таком камуфляже, в то же время нет ни одной фотографии камуфляжа данного типа, датированной 1940 годом. Одежда из камуфлированной ткани типа Luftwaffe-Splittermuster лимитирована двумя базовыми видами: куртками парашютистов и куртками личного состава авиаиолевых дивизий люфтваффе.Существовало, минимум, два типа курток парашютистов, пошитых из камуфлированной ткани рисунка Luftwaffe-Splittermuster. Редчайшим является самый ранний тип с вшитыми плечами. Второй тип покроем мало чем отличался от обычной куртки, но полы могли оборачиваться вокруг ног и фиксироваться для удобства совершения парашютного прыжка.

Информация: «Камуфляжная униформа вермахта в цветных фотографиях» («Солдат на фронте №16»)
Информация: Шунков «Вермахт»
Информация: сайт Википедия
Информация: Шунков «Вермахт»
Информация: Шунков «Вермахт»

Источники информации:1. Информация: «Германские парашютисты 1935-1945 гг.» («Новый Солдат № 4»)2. МакНаб «Военная униформа XX века»3. Davis «German Uniforms of the Third Reich 1933-1945»4. Дарман «Униформа Второй мировой»5. МакНаб «Fallschirmjager: Парашютисты III рейха»6. Кверри, Чаппел «Германские парашютисты 1939-1945»7. Radovic «German helmets of the Second world war»8. Lagarde «Serman soldiers of World War Two»9. «Zielone Diably» (Militaria 05)10. «Камуфляжная униформа вермахта в цветных фотографиях» («Солдат на фронте №16»)11. Шунков «Вермахт»12. Курылев «Армия третьего рейха 1933-1945. Иллюстрированный атлас» 13. Липатов «Люфтваффе»

uniforma-army.ru

Немецкие каски и шлемы

Немецкая каска М-36 с Германским флагом на левой стороне. Аналогично окрашена в черно-оливковый цвет.

Внутренняя поверхность немецкой каски М-36. Хорошо видны теплоизолирующая прокладка, кожанный подшлемник и пористый материал, служащий как амортизационный материал.

Прострелянная насквозь немецкая каска М-38. Пуля вошла в лоб и прошла по диагонали навылет.

Немецкая каска М-38 с немецким триколором на стороне.

Внутренняя, кожанная часть каски, несущая информацио о немецком солдате: номер части, звание, имя, фамилия.

Каска немецких бойцов Люфтваффе. Слева расположен орел со свастикой, с права Германский триколор.

Каска 500 - го (а позднее 600) немецкого батальона СС. С боку расположена руническая надgись SS.

Типичная деталь для немецкой каски М-38 - штамп произоводителя

Немецкая каска М-36 немецкого санитара. Такой тип касок встречался очень редко. Окрашены каски были в белый цвет с яркими красными крестами.

Немецкий шлем модели 1935 г. М35

В 1935 году была спроектирована и одобрена  новая модель стального  шлема - модель 1935 (М35). Это была упрощённая версия его  непосредственных предшественников. Без выступающих вентиляционных  рожков для теперь ненужной лобовой пластины.  Вентиляционные  отверстия проштамповывались с обеих сторон шлема втулкой  (уплотнительным кольцом). Форма краёв шлема закруглённая  и сглаженная  по сравнению с М16, М17 и М18. Новые сталелитейные технологии и методы  обработки стали позволили получить для возрождённой армии Германии  (Вермахта) надёжные, компактные, удобные шлемы. Шлемы выпускались в  шести размерах – 60, 62, 64, 66, 68, 70, оснащались подшлемником М31,  регулируемым для 11 размеров. Также было перепроектировано крепление к  шлему подшлемника.  Большое количество ранних шлемов М35 отправили в  Китай для националистической армии  Чан Кайши.  Шлемы окрашивались в гладкий яблочно-зелёный цвет, с левой стороны для  армии наносилась декаль -  серебряный орёл, для флота – золотой орёл. С  правой стороны на всех шлемах наносили декаль с национальным щитом.   Для военно-воздушных сил шлемы М35 красились в сине-серый цвет, орёл  изображался в полёте т.н. «Droop-tail», декаль с орлом Люфтваффе  наносили с правой стороны, а национальный  щит с левой. Однако в 1936  году изображение орла было несколько изменено. 

   Различие вариантов орла Люфтваффе раннего (слева) и позднего образца.

Для СС шлемы красились в яблочно-зелёный цвет для военных условий,  и в чёрный – для парадов и торжеств. С правой стороны наносили декаль –  обрамлённый чёрным серебряный щит с двойной руной «зиг» чёрного цвета.  С левой стороны декаль -  обрамлённый чёрным красный щит с чёрной  свастикой в белом круге.  Все шлемы М35 также как и шлемы периода  Первой мировой, имели  штамп на  левой стороне  козырька с маркой  производителя и размером. Наиболее массовыми были    Eisenhuttenwerke Thale (ET),    Sachsische Emaillerwerk Lauter (SE),  Emaillirwerk A. G. Fulda (FS или EF),   Quist Esslingen (Q).  Шлемы разных производителей отличаются  в размере  отверстий  втулок,  качестве покраски и марке стали. Например, шлемы производства Quist  Esslingen почти всегда  отличаются лучшим качеством стали и покраски,  чем другие.

Основные типы декалей SS

    

CA PocherИзвестные как "первый тип", в основном встречаются на довоенныхи переходных шлемах,  а также  М35 1935-38 годов выпуска маркированных производителем ET. Очень редко можно найти на M40 и M42, если только это реюз или "зеркальные"  когда руны SS стоят на левой стороне шлема, часто это бывшие шлемы Полиции, или же когда руны установлены с обеих сторон.

Определяющими особенностями  CA Pocher являются руны, которые резкие заостренные очертания  и большинство довоенных декалей имеют заметный контур вокруг рун. Щит имеет угловатую форму.  Существует также и более «толстая» версия этой декали.

Приведенные ниже примеры декали производства "CA Pocher":   на черном шлеме M35 Allgemeine SS  и пример  реюза M42 полиции  с установленной поверх декалью SS.

 

ET Известные как "второй тип" стандартный тип декали СС для шлемов М35 и М40 с клеймом производителя ET и CKL (бывший ET) для шлемов M42, а также встречается на M42 производства EF. Эта декаль не бывает на шлемах NS, SE и Q любых типов, включая довоенные, переходные или коммерческие образцы.

У данного типа декали руны имеют менее острые очертания, чем у Pocher и щит с обеих сторон имеет скругленые углы.

 

 QДанный тип встречаются только на шлемах производства Quist и только на моделях M35 и M40. Этот вариант считается среди коллекционеров SS шлемов, наиболее визуально привлекательным и пользуется большим спросом, особенно на двухдекальных шлемах M35. Один из наиболее распространенных шлемов СС M40 производства Quist имеет только одну декаль с рунами SS.

Отличительная особенность: левая руна визуально немного шире, чем правая. Соответственно расстояние между крайним нижним углом левой руны и контуром щитка меньше чем в верхнем правом углу. Существует также несколько «толстых» версии Q.

 

EFОчень похож на Pocher  и встречается в первую очередь на шлемах производителя EF модели М42. На самом деле M42 EF является одним из самых распространенных из всех SS шлемов на середину войны.

Особенности: "острые" руны, щит имеет мягкий переход внизу и молочно-белую основу. Это тип декали практически не имеет других вариантов печати.

 

NS / SE (шампань)Самый редкий из основных типов и, пожалуй, самым спорный из всех декалей SS. Он называется так из-за розовато-бронзового оттенка, который проявляется с течением времени. В основном встречаются на довоенных шлемах M35 производителя NS , иногда на M35 SE,   на М42 CKL (ET) и НКР (SE). Однако нет подтверждения что шлемы с клеймом CKL и номером выше 5000 имели декаль SS. Еще встречаются образцы похожие на довоенные CA Pocher, которые вероятно использовались по мере необходимости, на короткие контракты, как правило с производителями NS и SE.

Особенности: фон щита имеет легкий оттенок "шампанского", руны похожи на ET. Щит с угловатым переходом внизу, встречаются с более толстыми  или тонкими контурами.

Вариации рун SS

 

"Толстые руны LAH"Этот тип является пожалуй, одним из самых ранних известных вариантов декалей SS. Встречается как и  CA Pocher только на довоенных переходных, коммерческих и гражданских окрашенных в черный цвет парадных шлемах и на данный момент известно всего лишь только 5 штук боевых шлемов M35 производителя ЕТ, которые датируются примерно 1935 или 1936 годом. Из названных шлемов эту декаль можно найти на всех принадлежащих к членам Лейбштандарт Адольф Гитлер (LAH). Они являются одним из самых редких и самых востребованных типов среди коллекционеров SS.

Особенности: "толстые" руны. Общая форма щита с острыми углами и начертание рун как и у Pocher.

 

"Толстые руны NORDIC"Встречается на шлемах северных илискандинавских подразделений, декаль на фото, например, нанесена на шлем подписанный именем члена датского Schalburg Korps. Данных шлемов шлемов очень мало на сегодняшний день. Вполне вероятно, что данный тип декали производился региональным подрядчиком для северных частей СС.

Особенности: деколь имеет сходство с CA Pocher, только руны гораздо толще.

 

 Австрийские SSЭту декаль можно найти только на довоенных австрийских переходных шлемах окрашенных в землисто-коричневый цвет и возможно, на ранних австрийских шлемах членов Totenkopfverbande SS.

Пикельхельм обр. 1914 года

Шлем Гаед

М16

М16 (австрия)

М17

М18

М18 (кавалерист)

М18 (офицерский, парадный)

---------------------------------------------------------------------------ww2

М35

М40

М42

М36 (воздушно-десантный)

www.feldgrau.info

М37 (воздушно-десантный)

М38 (воздушно-десантный)

---------------------------------------------------

М16 (утконос, полицейский)

М18 (полицейский)

М34 (полицейский)

М34 (полицейский)

М34 (полицейский)

М34 (полицейский)

М34 (пожарная)

М34 (пожарная)

М34 (пожарная)

Люфтшутц (гладиатор)

Люфтшутц (гладиатор)

Люфтшутц (гладиатор)

М35 (люфтшутц)

М42 (люфтшутц)

К вопросу о "рогах" на старых немецких касках (образца 1916-1918 гг):

Служили они для крепления бронелиста на лобную часть каски, это было сделано для защиты от попадания в лоб пули снайпера, но как правило при плпадании в этот лист, пуля конечно не пробивала каску, но ломались шейные позвонки часового, что в принципе не намного лучше.

А вот "зольдат" в полной боевой красе, т.е. кирасе

feldgrau.info