Юрий Лисянский известный российский мореплаватель. Лисянский что открыл


Юрий Лисянский известный российский мореплаватель

Юрий Лисянский Лисянский Юрий Федорович — известный российский мореплаватель. Родился 13 августа 1773 года. В молодости служил на фрегате «Подражислав». Участвовал в русско-шведской войне в 1788 — 1790 годах. С 1790 года приступил к службе на Балтийском Флоте. В 1793 — 1799 годах проходил военное обучение на кораблях английского флота. Также принял участие в боевых действиях этого флота, а именно в Северной Америке, Южной Африке, Индии, а также Вест Индии. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский После этого вернулся в Россию и в 1800 году его назначили командиром фрегата. В 1803 году сделал перевод книги Клерка под названием «Движение флотов». В этой книге детально описывались такт и принципы морского боя. Известность ему принесло первое русское кругосветное плавание, которое он совершил вместе с Иваном Крузенштерном в 1803 — 1806 годах. Кругосветное плавание совершалось на кораблях «Нева» и «Надежда». Ю.Ф. Лисянский был командиром корабля «Нева», а И.Ф.Крузенштерн был командиром корабля «Надежда». Юрий Лисянский 1 августа 1803 года корабли начали свой путь из Кронштадта, затем пересекли Атлантический океан и обогнули мыс Горн. После чего вышли в открытое плавание в Тихий Океан и достигли Гавайских островов. Затем корабли разделились и «Нева» под командованием Лисянского отправилась на Аляску, где команда пробыла практически год. На обратном своем пути корабли вновь встретились в Кантоне, доплыли до Южной Африки и заново разошлись. Путь от Кантона к Портсмута был довольно таки долгим, но Лисянский впервые за историю мореплавания совершил этот путь без единого захода в порт по пути к цели. Так корабль «Нева» пробыл в открытом море 142 дня без посещения суши. В августе 1806 года вся экспедиция вернулась в начальную точку путешествия — в Кронштадт. Юрий Лисянский На протяжении всего кругосветного плавания Лисянский исследовал разные материки, воды и пути передвижения по морям и океанам. Благодаря этому плаванию Юрий Федорович Лисянский исправил множество неточностей и ошибок на картах и в морских описаниях. После возвращения с кругосветного путешествия служил на Балтийском Флоте до 1809 года, а затем ушел в отставку. Юрий Лисянский В его честь названы места, которые он открыл во время плавания — остров в северно-западной части архипелага Гавайских островов, полуостров на северном побережье Охотского моря, а также гора на острове Сахалине. Умер 6 марта 1837 года. Похоронен Лисянский Юрий Федорович в Невской Лавре. 15.07.2018zkzakhar

yachtrus.com

Лисянский Юрий Федорович | Вспомним забытые имена...

Он в полной мере должен разделить с коллегой славу великого флотоводца-открывателя. Тем более что, как ниже увидим, плавание его, начавшееся 7 августа (26 июля по ст. ст.) 1803 года, было в большой мере автономным.

Трижды Лисянский был первым: он первым совершил под российским флагом кругосветное путешествие, первым продолжил водный путь от Кронштадта до Русской Америки (до 1867 года принадлежавшей России, а затем, увы, проданной США), первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана. Вообще на карте мира имя Лисянского упоминается 8 раз: в честь него названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, открытый им один из островов Гавайского архипелага, подводная гора в Охотском море и полуостров на северном побережье Охотского моря!

Карта с нанесенным маршрутом кругосветного плавания Крузенштерна и Лисянского

Родился будущий русский мореплаватель и путешественник Юрий Лисянский в 1773 году в Киевской губернии, в семье священника, протоиерея Нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Грезивший сызмальства о море мальчик был отправлен с 1783 года на учебу в Морской кадетский корпус, где и подружился с Крузенштерном, своим ровесником. В 13 лет, досрочно окончив корпус вторым по списку, Лисянский поступил гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», входивший в состав Балтийской эскадры адмирала Сэмюэля Грейга. На фрегате во время русско-шведской войны 1788-1790 годов 15-летний гардемарин участвовал в нескольких морских сражениях: Гогландском, а также при Эланде и Ревеле.

В 1789 году был произведен в мичманы, а в 1793 году уже в чине лейтенанта был направлен с Балтфлота волонтером в числе 16 лучших морских офицеров в Англию, где стажировался 4 года и даже поучаствовал в боях королевского флота против республиканской Франции (отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», был контужен), сражался с пиратами в водах Северной Америки.

Памятник Юрию Лисянскому в Нежине

Лисянский путешествовал по США, в Филадельфии встречался с первым президентом США Джорджем Вашингтоном, на американском корабле побывал в Вест-Индии, где в начале 1795 года едва не погиб от желтой лихорадки, сопровождал английские караваны у берегов Южной Африки и Индии, обследовал и описал остров Св. Елены, этнографически изучал колониальные поселения в Южной Африке и многие географические объекты.

В 1800 году вернулся в Россию капитан-лейтенантом с трехлетним стажем, обогащенный опытом и знаниями в областях навигации, метеорологии, морской астрономии, морской тактики, естественных наук, получил должность командира фрегата «Автроил» на Балтфлоте. В ноябре 1802 года за участие в 16 морских кампаниях и двух больших сражениях Лисянский был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

Началом подготовки к 1-й русской кругосветной экспедиции считают июль 1799 года, когда Российско-американская компания, занимавшаяся торговым освоением территорий Русской Америки, Курильских и других островов, высказалась в поддержку специальной экспедиции для снабжения и защиты русских поселений на Аляске. Чиновники препятствовали осуществлению проекта силами русских моряков, полагая, что следует нанять англичан для первой кругосветки под флагом России. Однако новый военно-морской министр адмирал Николай Мордвинов не просто поддержал проект Крузенштерна, но и посоветовал закупить для плавания не один, а два корабля для увеличения выживаемости экспедиции.

Закупку кораблей в Англии осенью 1802 года осуществил капитан-лейтенант Лисянский (вместе с корабельным мастером Разумовым). Приобретенный 16-пушечный шлюп «Леандр» водоизмещением в 450 тонн был переименован в «Надежду» (командовать назначен капитан-лейтенант Крузенштерн), а 14-пушечный шлюп «Темза» (370 тонн) – в «Неву» (капитан-лейтенант Лисянский).

Шлюпы «Нева» и «Надежда»

Через полстолетия после этой экспедиции гидрограф Николай Ивашинцов назвал подготовку Крузенштерном и Лисянским кораблей и команд к путешествиям образцовой. Однако в первом же жестоком шторме трагедию предотвратили только мужество и искусство русских моряков. Корабли пришлось конопатить заново в порту Фалмут в Ла-Манше.

14 ноября 1803 года в Атлантическом океане два российских шлюпа под флагом России впервые в истории российского флота пересекли экватор. Капитаны сблизили свои корабли, стоя на мостиках в парадных мундирах при шпагах. Над экватором трижды грянуло «ура!», а матрос шлюпа «Надежда» Павел Курганов, изображавший морского бога Нептуна, приветствовал высоко поднятым трезубцем русских моряков с вступлением в Южное полушарие.

Специалисты отмечают, что ни одна из морских наций, бороздивших океаны прежде русских, не обнаружила того, что открылось русским исследователям Лисянскому и Крузенштерну: никем до них не были описаны экваториальные течения.

В феврале 1804 года «Надежда» и «Нева» обогнули Южную Америку у знаменитого мыса Горн и вышли в Тихий океан. Лисянский направился к острову Пасхи, нанес на карту и составил подробное описание его берегов, природы, климата, собрал богатый этнографический материал о его аборигенах. У острова Нукухива (Маркизские острова) корабли снова соединились и проследовали к Гавайскому архипелагу. В тумане они потеряли друг друга: шлюп «Надежда» направился к Камчатке, а «Нева» Лисянского – к берегам Аляски. С 1 июля 1804 года она более года находилась у берегов Северной Америки, где Лисянский и штурман Даниил Калинин обследовали о-в Кадьяк и часть островов архипелага Александра, открыв при этом острова Крузова и Чичагова.

Музейный макет шлюпа «Нева»

По просьбе правителя русских поселений в Америке Александра Баранова Лисянский направился к архипелагу Александра для оказания военной поддержки против индейцев-тлинкитов. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападений, участвовали в строительстве крепости Ново-Архангельск (Ситка), вели научные наблюдения и гидрографические работы.

Надо отметить, что описания многих кругосветных путешествий, совершенных западноевропейскими мореплавателями, составлены были обычно в тоне высокомерного презрения к «диким», которых европейцы считали неизмеримо ниже себя в расовом отношении. Такая точка зрения, естественно, выражалась и в ряде насилий и грабежей местного туземного населения, которыми так прославились, например, испанские и португальские конкистадоры. Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук погиб во время одного из таких вооруженных столкновений. Но ничего подобного не происходило во время русских кругосветных путешествий! Лисянский и Крузенштерн подали благородный пример гуманизма другим русским кругосветным путешественникам. «Конечно, – писал потом Федор Литке, столкнувшийся с противодействием со стороны местных жителей на Сенявинских островах, – мы могли бы удержать дикарей в почтительном от нас расстоянии. Для сего оставалось одно средство – дать им почувствовать силу нашего огнестрельного оружия. Но средство сие почитал я слишком жестоким и готов был лучше отказаться от удовольствия ступить на открытую нами землю, нежели купить это удовольствие ценою крови».

Остров Лисянского. Гавайское название – Папаапохо

В августе 1805 года Лисянский вышел на «Неве» с острова Ситка с грузом пушнины в Китай и в ноябре пришел в порт Макао, открыв по пути тот самый «свой» гавайский остров, а также риф Нева и риф Крузенштерна. 4 декабря 1805 года в Макао «Нева» вновь соединилась с «Надеждой». Продав меха в Кантоне и приняв груз китайских товаров, корабли снялись с якорей и вместе проследовали в Кантон (Гуанчжоу). Пополнив запасы провизии и воды, шлюпы двинулись в обратный путь, через Южно-Китайское море и Зондский пролив вышли в Индийский океан, достигнув юго-восточного побережья Африки. Из-за густого тумана у мыса Доброй Надежды корабли снова потеряли друг друга из виду до самого конца похода.

Крузенштерн на о-ве Св. Елены узнал о войне России с Францией и, опасаясь встречи с противником, проследовал на родину вокруг Британских островов с заходом в Копенгаген.

Лисянский же решился на безостановочный переход до Англии, полагая, что «столь отважное предприятие доставит нам большую честь; ибо еще ни один мореплаватель, подобный нам, не отважился на столь дальний путь, не заходя куда-либо для отдохновения. Мы получили возможность доказать всему свету, что мы заслуживаем в полной мере доверие, которое нам оказывали». Впервые в истории мирового мореплавания корабль за 142 дня (удивительно короткий по тем временам срок!) без заходов в порты и стоянки преодолел 13 923 мили от берегов Китая до английского Портсмута, где публика восторженно встретила экипаж Лисянского.

Крузенштерн и Лисянский среди туземцев

22 июля (5 августа) 1806 года «Нева» Лисянского первой вернулась в Кронштадт, завершив продолжавшуюся 3 года первую в истории отечественного флота кругосветку. Шлюп «Надежда» прибыл двумя неделями позже. Однако слава русского кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия (на 3 года раньше Лисянского, считавшего задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества). За заслуги Лисянский получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию. Показательный факт: офицеры и матросы шлюпа подарили капитану на память золотую шпагу с надписью: «Благодарность команды корабля «Нева».

Во время странствий Лисянский собирал личную коллекцию: утварь, одежду, оружие, а также раковины, куски лавы, кораллы, обломки горных пород с островов Тихого океана, Северной Америки, Бразилии. Все это стало достоянием Русского Географического общества. Плавание Крузенштерна и Лисянского было признано географическим и научным подвигом. Была отлита медаль с надписью: «За путешествие кругом света 1803–1806». Результаты экспедиции были обобщены в обширных географических трудах Крузенштерна и Лисянского, а также ученых-естествоиспытателей Григория Лангсдорфа, Иоганна Каспера Горнера, Вильгельма Готлиба Тилезиуса и других.

Современный фрегат «Надежда»

В период похода Лисянский вел астрономические определения широты и долготы посещаемых пунктов и наблюдения за морскими течениями; он не только исправил неточности в описаниях течений, составленных Куком, Ванкувером и другими, но и (совместно с Крузенштерном) открыл межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, составил географическое описание многих островов, собрал богатые коллекции и обширный материал по этнографии. Лисянский исправил многочисленные неточности в морских описаниях и картах.

Итак, первое в истории российского флота кругосветное плавание завершилось полным триумфом, который был обусловлен в немалой степени неординарными личностями командиров Крузенштерна и Лисянского, отношения которых – дружеские и доверительные – решающим образом содействовали успеху дела.

Роли Лисянского в первой русской кругосветке следует отдать должное, располагая и современными данными. Исследователи Военно-морской академии в 1949 году установили, что из 1095 дней плавания лишь 375 дней корабли шли вместе, остальные 720 «Нева» провела в одиночестве. Корабль Лисянского из 45083 миль путешествия 25801 милю прошел самостоятельно. Можно смело говорить, что шлюпы «Надежда» и «Нева» провели, по сути, два почти независимых кругосветных плавания.

Ледокол «Юрий Лисянский» в порту приписки, Санкт-Петербург

Первая русская кругосветка открыла целую эпоху блистательных успехов наших моряков: в первой половине XIX века русские мореплаватели совершили 39 кругосветных путешествий, что значительно больше экспедиций англичан и французов, вместе взятых. А некоторые русские мореплаватели прошли кругосветки на парусниках дважды и трижды. Симптоматично: легендарный первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен был мичманом на шлюпе Крузенштерна «Надежда». Отто Коцебу, один из сыновей писателя Августа Коцебу, возглавлял две кругосветные экспедиции в 1815-1818 и в 1823-1826 годах. Он стал рекордсменом по первооткрывательству, нанеся на карты более 400 островов в тропической полосе Тихого океана.

В 1807-1808 годах Лисянский продолжал службу на судах Балтийского флота, командовал кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен» и отрядом из 9 судов Балтийского флота. Участвовал в боевых действиях против Англии и Швеции. В 1809 году получил чин капитана I ранга и пожизненный пансион, единственное средство к существованию.

В 36 лет, вполне рано, каперанг Лисянский вышел в отставку. Поскольку Адмиралтейство отказалось финансировать издание его книги «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на корабле «Нева» под начальством Ю. Лисянского», возмущенный автор уехал в деревню и в 1812 году за собственный счет издал в Петербурге свое 2-томное «Путешествие», а затем также на свои собственные средства «Альбом, собрание карт и рисунков, принадлежащих к путешествию». Нет пророка в своем отечестве, но Лисянский получил большое признание за рубежом, собственноручно переведя свой труд на английский и выпустив в Лондоне (1814). Годом позже он вышел на немецком.

Скончался знаменитый мореплаватель 22 февраля (6 марта) 1837 года в Петербурге и был похоронен на Тихвинском кладбище в Некрополе мастеров искусств, в Александро-Невской лавре. Памятник на его могиле представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном, с изображением жетона участника кругосветного плавания на корабле «Нева» (скульпторы Василий Безродный и Карл фон Леберехт).

Могила Юрия Лисянского в некрополе Александро-Невской Лавры

Верно говорят, что хорошее древо дает хороший плод. Сын флотоводца-кругосветчика Платон Лисянский (1820-1900) дослужился до адмиральского звания, был мореплавателем, адъютантом вице-адмирала Андрея Лазарева (1849) и вице-адмирала Великого князя Константина Николаевича (с 1853). Был гуманистом и крупным благотворителем: основал приют в честь Святого благоверного князя Михаила Черниговского в Санкт-Петербурге и другие приюты.

Спущенный на воду в 1965 году на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге ледокол, названый чуть позже «Юрий Лисянский», служит флоту до сих пор. Даже наше беспамятное время, на удивление, иногда прозревает: с октября 2008 года компания «Аэрофлот» ввела в эксплуатацию новый авиалайнер А320 «Юрий Лисянский».

maxpark.com

Лисянский - это... Что такое Лисянский?

Юрий Федорович (1773–1837) – русский мореплаватель, капитан 1 ранга (1809), исследователь-гидролог, известный путешественник. Родился 2 августа 1773 в семье протоиерея в г.Нежин. Обучаясь в Морском кадетском корпусе, подружился с И.Ф.Крузенштерном. В 1786 в возрасте 13 лет, досрочно окончив корпус вторым по списку, поступил гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав» Балтийского флота. На нем же он получил боевое крещение в Голландском сражении во время русско-шведской войны 1788–1790, в которой 15-летний гардемарин участвовал в нескольких сражениях. В 1789 был произведен в мичманы. В 1793 – в лейтенанты и направлен в числе 16 лучших офицеров в Англию. Там четыре года совершенствовался в мореходной практике, участвовал в боях англичан против республиканской Франции (отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был контужен), сражался с пиратами в водах Северной Америки. Путешествовал по США (лично видел первого президента США Джорджа Вашингтона), затем был в Вест-Индии, сопровождал английские караваны у берегов Южной Африки и Индии. В 1797 вернулся в Россию, 27 марта произведён в капитан-лейтенанты. Вместе с новым чином получил назначение командиром на фрегат «Автроил». В ноябре 1802 за участие в 16 морских кампаниях и двух больший сражениях был награждён орденом Георгия 4-й степени. В это время Российско-американская компания (торговое объединение, учрежденное в июле 1799 в целях освоения территории Русской Америки, Курил и др. островов) высказалась в поддержку специальной экспедиции для снабжения и защиты русских поселений на Аляске. С этого началась подготовка 1-й русской кругосветной экспедиции. Морское министерство назначило капитан-лейтенанта Лисянского одним из ее руководителей и командировало его в Англию для закупки двух шлюпов и части снаряжения. К лету 1803 года шлюпы «Нева» и «Надежда» были готовы к отправке. Руководство всей экспедицией и командование шлюпом «Надежда» было поручено капитан-лейтенанту Крузенштерну. Его однокашник по Морскому корпусу Лисянскому командовал шлюпом «Нева». 26 июля экспедиция вышла из Кронштадта в путь, «не испытанный до того россиянами». 14 ноября 1803 суда в первые в истории российского флота пересекли экватор. После этого, потеряв в тумане шлюп «Надежда», «Нева» 1 июля 1804 года пришла к острову Кадьяк и более года находилась у берегов Северной Америки. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападения индейских племен тлинкитов, участвовали в строительстве крепости Ново-Архангельск (Ситка), вели научные наблюдения и гидрографические работы. В августе 1805 Лисянский вышел на «Неве» с грузом пушнины в Китай, в ноябре пришел в порт Макао, где вновь соединился с Крузенштерном и «Надеждой». Но едва корабли вышли из порта, как снова потеряли друг друга в тумане. Следуя самостоятельно, Лисянский впервые в истории мирового мореплавания провел корабль без заходов в порты и стоянки от берегов Китая до английского Портсмута. 22 июля 1806 его «Нева» первой вернулась в Кронштадт. Лисянский и его экипаж стали первыми российскими кругосветными мореплавателями. Лишь через две недели сюда же благополучно пришла «Надежда». Но слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия (на три года раньше, чем Лисянский, считавший задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества). Да и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге прежде всего «человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе», чрезвычайно скромного. Правда, заслуги Лисянского были все же отмечены: он получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию. Для него самого главным подарком была благодарность офицеров и матросов шлюпа, перенесших вместе с ним тяготы плавания и подаривших ему на память золотую шпагу с надписью: «Благодарность команды корабля „Нева"». Скрупулезность, с которой мореплаватель делал астрономические наблюдения, определял долготы и широты, устанавливал координаты гаваней и островов, где «Нева» имела стоянки, приближает его измерения двухвековой давности к современным данным. Путешественник перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и других островов, прилегающих к северо-западному побережью Аляски. Попутно он открыл небольшой остров на 26° с. ш., к северо-западу от Гавайских островов, который, по желанию экипажа «Невы», был назван его именем. Во время своих странствий Лисянский собирал личную коллекцию предметов, утвари, одежды, оружия. В ней были также раковины, куски лавы, кораллы, обломки горных пород с островов Тихого океана, Северной Америки, Бразилии. Все это стало достоянием Русского Географического общества. В 1807–1808 Лисянский командовал кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен» и отрядом из 9 судов. Участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции. В 1809 году вышел в отставку в чине капитана I ранга. Занялся приведением в порядок своих путевых записей, которые он вёл в форме дневника и опубликовал их лишь в 1812, после чего лично перевел свой труд на английский и издал в Лондоне в 1814. Умер путешественник 22 февраля 1837; похоронен в Александро-Невской лавре. Трижды в жизни Лисянский был первым: первым совершил под российским флагом кругосветное путешествие, первым продолжил путь от Русской Америки до Кронштадта, первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана. Ныне его именем названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, один из островов Гавайского архипелага, подводная года в Охотском море и полуостров на Северном побережье Охотского моря. Сочинения: Лисянский Ю.Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 на корабле «Нева» под начальством Ю. Лисянского. (1-е изд. – 1812, 2-е – М., 1947). Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева ЛИТЕРАТУРА Штейнберг Е. Л. Жизнеописание русского мореплавателя Юрия Лисянского. М., 1948 Невский В. В. Вокруг света под русским флагом. М. – Л., 1953 Фирсов И. И. Лисянский. М., 2002

dic.academic.ru

ЛИСЯНСКИЙ, ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ | Энциклопедия Кругосвет

ЛИСЯНСКИЙ, ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ (1773–1837) – русский мореплаватель, капитан 1 ранга (1809), исследователь-гидролог, известный путешественник.

Родился 2 августа 1773 в семье протоиерея в г.Нежин. Обучаясь в Морском кадетском корпусе, подружился с И.Ф.Крузенштерном.

В 1786 в возрасте 13 лет, досрочно окончив корпус вторым по списку, поступил гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав» Балтийского флота. На нем же он получил боевое крещение в Голландском сражении во время русско-шведской войны 1788–1790, в которой 15-летний гардемарин участвовал в нескольких сражениях.

В 1789 был произведен в мичманы. В 1793 – в лейтенанты и направлен в числе 16 лучших офицеров в Англию. Там четыре года совершенствовался в мореходной практике, участвовал в боях англичан против республиканской Франции (отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был контужен), сражался с пиратами в водах Северной Америки. Путешествовал по США (лично видел первого президента США Джорджа Вашингтона), затем был в Вест-Индии, сопровождал английские караваны у берегов Южной Африки и Индии.

В 1797 вернулся в Россию, 27 марта произведен в капитан-лейтенанты. Вместе с новым чином получил назначение командиром на фрегат «Автроил». В ноябре 1802 за участие в 16 морских кампаниях и двух больший сражениях был награжден орденом Георгия 4-й степени. В это время Российско-американская компания (торговое объединение, учрежденное в июле 1799 в целях освоения территории Русской Америки, Курил и др. островов) высказалась в поддержку специальной экспедиции для снабжения и защиты русских поселений на Аляске. С этого началась подготовка 1-й русской кругосветной экспедиции. Морское министерство назначило капитан-лейтенанта Лисянского одним из ее руководителей и командировало его в Англию для закупки двух шлюпов и части снаряжения.

К лету 1803 года шлюпы «Нева» и «Надежда» были готовы к отправке. Руководство всей экспедицией и командование шлюпом «Надежда» было поручено капитан-лейтенанту Крузенштерну. Его однокашник по Морскому корпусу Лисянскому командовал шлюпом «Нева».

26 июля экспедиция вышла из Кронштадта в путь, «не испытанный до того россиянами». 14 ноября 1803 суда в первые в истории российского флота пересекли экватор. После этого, потеряв в тумане шлюп «Надежда», «Нева» 1 июля 1804 года пришла к острову Кадьяк и более года находилась у берегов Северной Америки. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападения индейских племен тлинкитов, участвовали в строительстве крепости Ново-Архангельск (Ситка), вели научные наблюдения и гидрографические работы. В августе 1805 Лисянский вышел на «Неве» с грузом пушнины в Китай, в ноябре пришел в порт Макао, где вновь соединился с Крузенштерном и «Надеждой». Но едва корабли вышли из порта, как снова потеряли друг друга в тумане. Следуя самостоятельно, Лисянский впервые в истории мирового мореплавания провел корабль без заходов в порты и стоянки от берегов Китая до английского Портсмута. 22 июля 1806 его «Нева» первой вернулась в Кронштадт.

Лисянский и его экипаж стали первыми российскими кругосветными мореплавателями. Лишь через две недели сюда же благополучно пришла «Надежда». Но слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия (на три года раньше, чем Лисянский, считавший задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества). Да и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге прежде всего «человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе», чрезвычайно скромного. Правда, заслуги Лисянского были все же отмечены: он получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию. Для него самого главным подарком была благодарность офицеров и матросов шлюпа, перенесших вместе с ним тяготы плавания и подаривших ему на память золотую шпагу с надписью: «Благодарность команды корабля „Нева"».

Скрупулезность, с которой мореплаватель делал астрономические наблюдения, определял долготы и широты, устанавливал координаты гаваней и островов, где «Нева» имела стоянки, приближает его измерения двухвековой давности к современным данным. Путешественник перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и других островов, прилегающих к северо-западному побережью Аляски. Попутно он открыл небольшой остров на 26° с. ш., к северо-западу от Гавайских островов, который, по желанию экипажа «Невы», был назван его именем.

Во время своих странствий Лисянский собирал личную коллекцию предметов, утвари, одежды, оружия. В ней были также раковины, куски лавы, кораллы, обломки горных пород с островов Тихого океана, Северной Америки, Бразилии. Все это стало достоянием Русского Географического общества.

В 1807–1808 Лисянский командовал кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен» и отрядом из 9 судов. Участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции. В 1809 году вышел в отставку в чине капитана I ранга. Занялся приведением в порядок своих путевых записей, которые он вел в форме дневника и опубликовал их лишь в 1812, после чего лично перевел свой труд на английский и издал в Лондоне в 1814.

Умер путешественник 22 февраля 1837; похоронен в Александро-Невской лавре.

Трижды в жизни Лисянский был первым: первым совершил под российским флагом кругосветное путешествие, первым продолжил путь от Русской Америки до Кронштадта, первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана. Ныне его именем названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, один из островов Гавайского архипелага, подводная года в Охотском море и полуостров на Северном побережье Охотского моря.

Сочинения: Лисянский Ю.Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 на корабле «Нева» под начальством Ю. Лисянского. (1-е изд. – 1812, 2-е - М., 1947).

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

www.krugosvet.ru

Путешественник из города Нежина - Лисянский Юрий Федорович

Большая часть кругосветных мореплаваний XIX века предпринималась из корыстных соображений - для расширения своих владений и монополии торговли. Однако сугубо научные экспедиции тоже имели место.

Путешественник Лисянский Юрий Федорович родился 2 августа 1773 года в городе Нежине, Черниговской губернии. С детства его манило море, поэтому в десятилетнем возрасте его родители отдали в Морской кадетский корпус, где он подружился с И. Ф. Крузенштерном. После успешного окончания в 1788 году Юрий Лисянский стал гардемарином и поступил на 32-пушечный фрегат «Подражислав», который входил в состав Балтийского флота. На этом корабле гардемарин получил боевое крещение в Гогландском сражении в русско-шведской войне в период с 1788 по 1790 годы. В 1789 году Лисянский был произведен в мичманы.

В 1793 году в чине лейтенанта, Юрий Лисянский был направлен в качестве волонтера в числе шестнадцати лучших младших офицеров на доблестный британский военно-морской флот для получения морской и технической практики. В течение четырех лет путешественник совершенствовался морскому делу, участвовал в морских сражениях королевского флота против кораблей республиканской Франции и сражался с пиратами в водах Североамериканского континента. Лейтенант Лисянский путешествовал по всему миру: побывал в Америке, сопровождал английские конвои у берегов Индии и Южной Африки, исследовал остров Святой Елены и колонии в Африке.

В марте 1797 года Лисянский получил очередное воинское звание «капитан-лейтенант», а в 1800 году вернулся на Балтийский флот из длительной командировки опытным мореплавателем, способным осуществлять дальние морские походы и в 1801 году был назначен командиром военного фрегата «Автроил».

За участие в шестнадцати морских кампаниях путешественник в ноябре 1802 года был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

В это время Российско-американская торговая организация, учрежденная в июле 1799 года, высказалась в поддержку создания специальной экспедиции для снабжения и защиты русских поселений на Аляске. С того момента началась подготовка первого русского кругосветного плавания.

С этой целью в Англии были приобретены два шлюпа: 16-пушечный «Леандр» водоизмещением 450 тонн и 14-пушечный «Темза» водоизмещением 370 тонн. Позже парусные корабли были переименованы в «Надежда» и «Нева» соответственно.

Летом 1803 года шлюпы были готовы к путешествию. Экспедицию возглавил на парусном судне «Надежда» капитан-лейтенант Крузенштерн. Его товарищ, капитан-лейтенант Лисянский командовал шлюпом «Нева». 26 июля 1803 года парусные корабли покинули Кронштадт и уже 14 ноября достигли экватора в Атлантическом океане. Во время пути мореплаватели обнаружили ранее никем не описанные экваториальное течение. В феврале 1804 года шлюпы «Надежда» и «Нева» обогнули мыс Горн, и вышли в Тихий океан. После чего корабли разделились. Лисянский со своей командой взял курс на остров Пасхи. По прибытию он нанес на географическую карту и составил подробное описание его побережья, природы, климата и собрал обширные этнографические данные о жителях острова - аборигенах. Затем парусники снова встретились у острова Нукухива (Маркизские острова) и проследовали к Гавайским островам. По прибытию на архипелаг их маршруты снова разошлись. На этот раз вмешалась матушка природа - в тумане они потеряли друг друга. Юрий Лисянский на шлюпе «Нева» направился к берегам Аляски. 1 июля 1804 года мореплаватель подошел к острову Кадьяк, где больше года пробыл у берегов Североамериканского континента. Получив тревожную информацию от правителя русских поселений в Северной Америке, Лисянский отправился к архипелагу Александра для оказания помощи. Моряки оказали военную поддержку и помогли отстоять нападения индейцев-тлинкитов. Кроме того мореплаватели приняли участие в постройке крепости Ново-Архагельск (нынешнее название Ситка) и провели научные наблюдения, в результате которых в период с 1804 по 1805 год были открыты острова Крузова и Чичагова. шлюпы «Нева» и «Надежда» Ситка 28 сентября 1804 года В августе 1805 года Лисянский покинул остров Ситка и направился в Китай с грузом пушнины. В ноябре прибыл в порт Макао, исследовав по пути остров и рифы, которые в последствие назвал остров Лисянского и рифы Нева и Крузенштерна. Более трех месяцев продолжалось путешествие сквозь сильные штормы и опасные рифы пока 4 декабря 1805 года корабли «Нева» и «Надежда» встретились. Обменяв меха на китайский фарфор, парусники снялись с якорей и вместе продолжили путешествие в Кантон (Гуанчжоу). Там экипажи кораблей пополнили запасы воды и продовольствия и начали обратный путь. Пройдя Южно-Китайское море, путешественники вышли в Индийский океан. Флотилия достигла юго-восточного побережья Африки, но у «ревущих сороковых» шлюпы снова потеряли друг друга из-за густого тумана. Было договорено, что корабли встретятся у острова Святой Елены, но рандеву не состоялось. С того момента плавание парусников продолжилось раздельно.

Лисянский распорядился проверить запасы воды и провизии и отдал приказ следовать в Англию. Путешественник был уверен, что это благородное мероприятие. До него на этот поступок никто не решался, и не отправлялся в столь дальний путь без захода в порты. Впервые в истории мореплавания парусный корабль за 142 суток преодолел 13923 мили без стоянки в портах.

Английская публика торжественно встретили кругосветных путешественников. Лисянский за период плавания обследовал слабо известные районы Тихого океана, исследовал подводные течения, удельную массу воды, а также исправил много неточностей на морских картах. На географических картах мира фамилия Ю. Лисянского встречается восемь раз, а также стал первооткрывателем, проложив впервые путь через мировой океан от русской Америки до берегов Невы.

22 июля 1806 года шлюп «Нева» под командованием Лисянского первым вернулся в порт Кронштадт, завершив кругосветное путешествие, длившееся 2 года 11 месяцев и 18 дней. Только через две недели в родной порт благополучно вернулся шлюп «Надежда» под командованием Крузенштерна.

Слава Лисянского ограничилась лишь получением званием «капитан 2 ранга» и орденом Святого Владимира 3-й степени. Для себя самого заслугой была благодарность экипажа корабля, который мужественно перенес вместе с командиром тяготы плавания. На память об этом команда корабля подарила золотую шпагу с гравюрой: «Благодарность команды корабля «Нева».

Во время своих скитаний Лисянский собрал коллекцию предметов: раковины, кораллы, горные породы островов Океании и Северной Америки, одежду жителей поселений и оружие, которая была передана в Румянцевский музей.

Интересно, что точность, с которой великий путешественник производил астрономические наблюдения и определял координаты географических объектов, довольно близки к современным данным.

Все морские путешествия и коллекция стали достоянием Русского Географического общества. Кругосветное плавание Лисянского и Крузенштерна было признано научным подвигом. Результаты экспедиций были обобщены в их географических трудах. Так полным триумфом закончилось первое российское кругосветное плавание.

В период с 1807 по 1808 годы Лисянский продолжил воинскую службу на кораблях Балтийского флота и командовал фрегатом «Зачатие Святой Анны» и корветом «Эмгейтен». Позже участвовал в морских сражениях против флотов Англии и Швеции. В 1809 году Лисянский получил очередное и последнее воинское звание «капитан 1 ранга». Через время офицер вышел в отставку, тогда ему исполнилось 36 лет.

Но в судьбе мореплавателя есть и неприятный момент. Адмиралтейство отказало профинансировать издание книги «Путешествие вокруг света 1803-1806 г.г. на корабле «Нева» под начальством Ю. Ф. Лисянского». Обидевшись, великий путешественник уехал жить в деревню, где усердно занялся наведением порядка в своих путевых записях, которые велись до этого в дневнике. В 1812 году первооткрыватель издал на собственные средства книгу в двух томах под названием «Путешествие», а позже напечатал альбом «Собрание карт и рисунков кругосветного путешествия». Не найдя поддержки в России, Лисянский получил признание за границей. Он собственноручно перевел свои творения на английский язык и в 1814 году издал их в Лондоне, а через год они уже вышли и на немецком языке. Иностранные читатели высоко оценили труд путешественника, содержащий множество интересных данных.

Жизнь путешественника оборвалась 22 февраля 1837 года. В это время он находился в Петербурге, где и был похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре.

 

обелиск на могиле Юрия Федоровича Лисянского в Александро-Невской Лавре Ныне в честь прославленного мореплавателя названы необитаемый остров на Гавайском архипелаге, мыс, пролив, залив и полуостров на Александровском архипелаге у побережья Аляски, бухта и полуостров на северном побережье Охотского моря. В 1965 году в СССР был построен дизель-электрический ледокол проекта 97, получивший имя «Юрий Лисянский». Ледокол в 2008 году получил разрешение на эксплуатацию до 2017 года.

korabley.net

Биография Юрия Лисянского - биография Лисянского Ю.Ф.

Дата рождения: 2 августа 1773 годаДата смерти: 22 февраля 1837Место рождения: город Нежин

Лисянский Юрий Федорович - великий мореплаватель, Лисянский Ю. Ф. - адмирал.

Лисянский Юрий Федорович ─ очень известный мореходец, родился в 1773 году.

Отец его был священником, a его сын уже с детства грезил морем. И в десять лет поступил в морской корпус кадетов, где уже в тринадцать лет, занимая второе место в списке курсантов, отправился служить на фрегат.

В пятнадцать лет во время войны со шведами он принимал активное участие в сражениях.

1789 год ознаменовался для шестнадцатилетнего Юрия получением звания мичман, а в 1793 он уже стал лейтенантом. Его, как одного из лучших офицеров, командование отправило в Англию.

Там он участвовал в сражениях против французских республиканцев. Лисянскому, во время путешествия по Америке, посчастливилось увидеть первого президента Америки ─ Джорджа Вашингтона. Далее Лисянский отправился в Индию.

Вернувшемуся на родину Юрию Лисянскому доверили командование шлюпа "Нева", который отплывал в кругосветное путешествие. Вместе с ним отправился и шлюп "Надежда" под руководством Крузенштерна.

Впервые российские суда смогли пересечь экватор. По пути следования шлюпы потеряли друг друга и дальше уже следовали самостоятельно.

Впервые в истории флота Лисянский провел свое судно, не заходя в порт. И в порт "Нева" вернулась первой. И только через две недели приплыла "Надежда".

Крузерштерн первым опубликовал в географическое общество отчет о путешествии, тем самым забрав себе все лавры победителя.

Лисянский же считал, что служба важнее, чем написание статей. И его подвиг остался в тени, почти незамеченным. Лисянский был скромным человеком, но все же он получил денежную награду, орден и ранг капитана.

Достоянием географического общества стали вещи, которые привозил из своих поездок Юрий Федорович: одежда, кораллы, оружие.

Умер Юрий Федорович Лисянский в 1837 году.

Достижения Юрия Лисянского:

• Совершил первую кругосветную экспедицию на корабле Нева;• Открыл один из островов на Гавайях; • Описал путешествия по Гавайям.

Даты из биографии Юрия Лисянского:

• 1773 год - появился на свет;• 1793 год - стажировался в Англии;• 1793 год - получил звание лейтенанта;• 1803 год - начала кругосветного путешествия на корабле Нева;• 1837 год - умер.

Интересные факты Юрия Лисянского:

• Сын Лисянского Платон стал морским офицером и продолжил династию отца;• Острова в Гавайском архипелаге названы в честь Лисянского Юрия Дмитриевича.

the-biografii.ru

Краткая биография Лисянского

Краткая биография Юрия ЛисянскогоЛисянский Юрий Фёдорович (1773—1837), мореплаватель.

Родился 13 августа 1773 г. в городе Нежине (Украина) в дворянской семье. Воспитывался в Кадетском корпусе в Москве. В 1786 г. начал службу гардемарином в Балтийском флоте, принимал участие в сражениях русско-шведской войны 1788—1790 гг., в 1789 г. произведён в мичманы.

В 1793 г. Лисянский в числе 16 флотских офицеров был послан по повелению Екатерины II в Англию. В течение пяти лет служил в британском флоте, совершил несколько морских плаваний, участвовал в сражениях с французским флотом и с пиратами.

В марте 1798 г. Лисянский вернулся в Россию и, будучи произведён в капитан-лейтенанты, служил на кораблях Балтийского флота. В 1803 г. совершил поездку в Лондон для покупки двух шлюпов, предназначенных для первого кругосветного плавания русских моряков под руководством И. Ф. Крузенштерна, начавшегося в том же году.

До Гавайских островов (один из них назван именем Лисянского) оба корабля («Надеждой» командовал Крузенштерн, «Невой» — Лисянский) шли вместе.

В июле 1804 г. Лисянский начал самостоятельное плавание, направившись к северо-западному берегу Америки. На острове Ситка у побережья Аляски он отбил захваченный индейцами русский торговый город Новоархангельск. На обратном пути мореплавателем были открыты острова архипелага Александра.

В ноябре 1804 г. он соединился с Крузенштерном, но у мыса Доброй Надежды шлюпы вновь расстались. Впервые в истории мореплавания Лисянский провёл парусный корабль вокруг Южной Африки, из Кантона (Гуаньчжоу, Китай) до Портсмута (США) без захода в порты.

В июне 1806 г. он вернулся в Кронштадт и был произведён за это путешествие в капитаны 2-го ранга, после чего до января 1809 г. служил в Балтийском флоте.

В отставку вышел в чине капитана 1-го ранга. На русском и английском языках Лисянским опубликовано «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805и 1806 гг.».

Умер 6 марта 1837 г. в Петербурге.

citaty.su