Создание собственного проекта корабля. Линкор орион


Orion — Global wiki. Wargaming.net

Orion_wows_main.jpg

12345678910

Orion_wows_main.jpg

12345678910

wows_anno_flag_uk.png

IV

Ship_PBSB104_Orion.png

850 000

Orion (Орайон, рус. Орион) — британский линкор IV уровня. Первый в мире «сверхдредноут» с 343-мм орудиями главного калибра, существенно превосходившими по мощи вооружение всех построенных до этого линкоров. От британских предшественников отличался, кроме этого, усиленным бортовым бронированием и более прогрессивным размещением артиллерии.

74d4727aa9e9405c8ad60f390537c468

Модули

Возможные модернизации

Исследование и прокачка

  • Корпус прибавит очки живучести и маневренности.
  • Система управления огнем увеличит дальность стрельбы и максимальное рассеивание (разброс снарядов).
  • Топовая силовая установка прибавит скорости.

Боевая эффективность

Достоинства:
  • cамый мощный бортовой залп на уровне;
  • многочисленное ПМК;
  • xорошая дальность стрельбы;
  • самый высокий шанс поджога у ОФ снарядов;
  • самые разрушительные ОФ снаряды;
  • отличные углы наведения ГК.

Выбор оптимальной конфигурации

0

Menu_icon_captain.pngРекомендуемые навыки ОЧКИ СТОЙКОСТЬ АТАКА ПОДДЕРЖКА СМЕКАЛКА
1
2
3
4

1

Menu_icon_captain.pngРекомендуемые навыки ОЧКИ СТОЙКОСТЬ АТАКА ПОДДЕРЖКА СМЕКАЛКА
1
2
3
4

2

Menu_icon_captain.pngРекомендуемые навыки ОЧКИ СТОЙКОСТЬ АТАКА ПОДДЕРЖКА СМЕКАЛКА
1
2
3
4

0

Универсальный набор

2

Набор на незаметность

Выбор флажных сигналов

Командиру линкора будут полезны следующие флажные сигналы:

Дополнить этот перечень можно сигналами на свободный или опыт командиру, дополнительные кредиты или снижение стоимости обслуживания.

Справочные материалы

Галерея скриншотов

  • Orion в версии 0.6.8

  • Orion в версии 0.6.13

  • Orion в версии 0.6.13

  • Orion в версии 0.6.13

  • Orion в версии 0.6.13

  • Orion в версии 0.6.13

Ссылки

Корабли Великобритании

wiki.wargaming.net

Всё о британских линкорах. Orion — сверхдредноут на службе Короны - World of Warships

Линкоры Великобритании, одна из самых желанных веток кораблей в игре, уже в скором времени торжественно присоединятся к эскадре World of Warships. Ну а пока, чтобы провести время ожидания с пользой, мы по очереди расскажем вам о каждом из «новобранцев»: об их сильных и слабых сторонах, секретах и боевой тактике. 

Следите за обновлением этого материала: в скором времени мы дополним его информацией о следующих кораблях ветки!

Корабли | О ветке | История

IV уровень — Orion. Сверхдредноут на службе Короны

Линкор IV уровня Orion — первый в мире сверхдредноут, получивший на вооружение 343-мм орудия главного калибра. Эта мощь осталась за ним и в World of Warships. Калибром орудий и уроном бронебойных снарядов на своём уровне он уступает только «японцу» Myogi. И это помимо традиционных для британских линкоров фугасных снарядов с увеличенным бронепробитием и повышенным уроном.

Орудия Orion отличаются довольно большим разбросом, поэтому излюбленные дистанции боя линкора — ближняя и средняя.

При этом Orion хорош не только в атаке, но и в защите. Неплохое бронирование, особенно в носовой части корпуса, позволяет эффективно «танковать» урон и отбивать атаки противников, при этом нанося тяжёлые повреждения вражеским кораблям.

Главное при этом — внимательно следить за обстановкой в бою и не подставлять борта под залпы линкоров противника. Это универсальное правило, справедливое для любого линкора.

 

 

В арсенале:

10 орудий калибром 343 мм. Дальность огня — 16,7 км (в базовой комплектации — до 15,18 км), а время перезарядки — 30 секунд.

Запас очков боеспособности — 42 700 единиц (в базовой комплектации — 38 600 единиц). Дальность видимости с кораблей — 14,4 км.

Максимальная скорость хода — 22 узла (в базовой комплектации — 19,8 узлов). Радиус циркуляции — 610 метров. Время перекладки рулей — 12,5 секунд (17,5 секунд).

 

https://worldofwarships.ru/ru/news/shipping/british_invasion/

warshipsfaq.ru

История серии «Orion» | www.korabli.eu

В 1908 г. в Великобритании возник парламентский кризис, причиной которой стали газетные публика­ции. Журналисты пугали британскую общественность сообщениями о том, будто бы Германия в строжайшей тайне закладывает один за другим новые линкоры-дредноуты. Они уверяли, что к весне 1912 г. флоты обеих держав сравняются по своей мощи и будут со­стоять из 21 дредноута каждый. Несмотря на полное отсутствие доказательств, английских парламентари­ев охватила паника. Еще бы, нависла угроза над принципом двойного превосходства британского фло­та над вторым по силе соперником!

Оппозиция скандировала: «Мы хотим воевать, мы не хотим ждать!» Это означало, что вместо четырех линкоров, предусмотренных программой 1908 г., сле­дует заложить восемь. Правительство уступило дав­лению и действительно приняло решение выделить средства на постройку срази восьми дредноутов.

Причем, если первые два («Colossus» и «Her­cules») no-прежнему несли 12-дюймовую артиллерию, то следующие четыре линкора и два линейных крейсе­ра должны были получить новые 13,5-дюймовые (З4З-мм) пушки и по своим боевым качествам оставить да­леко позади всех своих зарубежных противников. Ан­гличане даже придумали для них новое наименова­ние — «сверхдредноуты».

Переход к новому калибру был связан с неудач­ным опытом эксплуатации 12-дюймовых орудий ко­раблей типа «St. Vincent». Относительная длина ство­лов орудий сверхдредноутов вновь сократилась до 45 калибров. Это уменьшило износ канала ствола, а за счет большей массы снаряда бронепробиваемость их орудий типа Mk.V возросла на 12% (343-мм снаряд имел ту же начальную скорость, что и снаряд 305-мм

орудия, но весил не 386 кг, а 879 кг). Увеличение угла возвышения с 15 до 20 градусов позволило вести огонь на дистанцию до 22 км. Кроме того, повысилась точность стрельбы, поскольку меньшее отношение длины ствола к калибру устранило столь неприятное явление, как вибрация орудия во время выстрела.

В отличие от прототипа («Colossus») все пять ба­шен главного калибра располагались в диаметраль­ной плоскости: практика стрельб показала, что разне­сение двух средних башен по бортам не дает никаких реальных преимуществ.

Но размещение второй башни над первой и появ­ление дополнительного броневого пояса, доходивше­го по высоте до верхней палубы, вызвали существенное повышение центра тяжести и как следствие — ухудшение остойчивости. Компенсировать этот недо­статок простым увеличением ширины корпуса не представлялось возможным: тогда оказалась бы до­стижимой скорость в 21 узел, что являлось обяза­тельным требованием Адмиралтейства.

Конструкторам пришлось пойти на компромисс. В итоге заданную проектом скорость «Orion» развил, но метацентрическую высоту 0,9 метра для столь большого корабля нельзя было считать удовлетвори­тельной. Это наглядно показали ходовые испытания в Бискайском заливе — «Orion» сильно страдал от кач­ки, крен достигал 21 градуса. Чтобы уменьшить качку, всем четырем кораблям пришлось поставить допол­нительные бортовые кили, а также углубить основной киль под днищем.

Помимо артиллерии, изменилась броневая защи­та. К двум бортовым поясам, ставшим на один дюйм толще, добавился третий, толщиной 8 дюймов, дохо­дивший до верхней палубы и простиравшийся от носовой башни почти до самой кормы. В то же время про­тивоторпедная защита ограничивалась 37-мм про­дольными переборками в районе погребов боезапа­са. Три горизонтальные броневые палубы были тонки­ми (25—37 мм), лишь в носу (вне броневого пояса) палуба достигала 64 мм, а рулевые механизмы при­крывала 102-мм броня.

В годы Первой мировой войны все четыре этих линкора почти постоянно находились в водах метрополии в составе Гранд Флита. Участвовали в Ютланд­ском сражении.

По условиям Вашингтонского соглашения «Orion» и «Conqueror» в 1922 г. были списаны и в 1923 г. сда­ны на слом.

«Monarch» в 1922 г. переоборудовали в плавучую мишень; его потопили на учениях 20.01.1925 г. «Thun­derer» с 1920 г. являлся учебным кораблем. Был списан в ноябре 1926 г. и в следующем году сдан на слом.

Добавить в закладки:

www.korabli.eu

Линейные корабли типа «Орион» - это... Что такое Линейные корабли типа «Орион»?

Тип «Орион» (англ. Orion) — серия британских линейных кораблей. Первые линкоры, относимые к сверхдредноутам, тип «Орион» был спроектирован в рамках кораблестроительной программы 1909 года, когда в Адмиралтействе пришли к выводу о недостаточной мощности 305-мм орудий ранних дредноутов. Всего в рамках программы в 1910—1912 годах было построено четыре корабля этого типа. Все они активно применялись в годы Первой мировой войны, в том числе все четыре приняли участие в Ютландском сражении. В послевоенные годы их служба оказалась сравнительно недолгой, в соответствии с Вашингтонским морским договором 1922 года они были сняты с вооружения в 1922—1926 годах.

Конструкция

«Орионы» получили новые обводы корпуса, при которых максимальная ширина сместилась ближе к корме корабля. Водоизмещение «Орионов» увеличивалось, по сравнению с «Геркулесом», на 2 200 т.

Корпус

Двойное дно было установлено на 76 % длины корабля. Палубу полубака доходила почти до середины корпуса.

Силовая установка

Запас топлива: 3 300 т угля, 800 т нефти,

Бронирование

Крупповская броня. Главный броневой пояс, прикрывающий ватерлинию, составлял 305 мм, в низ не утоньшался. «Орионы» имели верхний броневой пояс, толщиной 203 мм.

Вооружение

По своей огневой мощи «Орион» превосходил любой из ранее построенных линкоров, а вес бортового залпа главного калибра составлял 5670 кг, против 3084 кг «Дредноута». Максимальный угол возвышения 343 мм орудий составлял 20°, они были всего 0,2 метра длиннее, чем 12-дюймовые (305-мм) орудия Колоссуса. Каждый линейный корабль типа «Орион» был оснащен 7 дальномерами фирмы «Бар и Струд»(с базой 15 футов(4,57 м), 18 футов и 9 футов).

К 1917 году возникла необходимость иметь на каждом корабле самолет для корректировки стрельбы. Для этого на крышах башен установили взлетные платформы. В качестве авиационного вооружения были приняты колесные бипланы Сопвич «Пап», заменённые впоследствии на Сопвич «Кэмел».

Представители

См. также

Литература

  • Козлов Б. В. Линейные корабли типа «Орион». — СПб.: Истфлот, 2006. — 116 с. — ISBN 5-98830-017-0
  • All the World's Battleships: 1906 to the present / I. Sturton. — издание 1996. — Лондон: Conway Maritime Press, 1987. — 190 с. — ISBN 0-85177-691-4

dic.academic.ru

Создание собственного проекта корабля | Master of Orion

При изучении какого-либо типа корабля он становится доступным для постройки в каждой колонии империи (в базовой комплектации). Вы можете создать свой собственный проект корабля, который будет наилучшим образом соответствовать вашим целям космической экспансии и предпочтительной тактике боя.

Режим конструктора кораблей можно вызвать с помощью кнопки Проекты кораблей на панели управления империей.

На экране дизайна кораблей указаны типы доступных к постройке (изученных) кораблей. По щелчку на том или ином типе корабля в правой части экрана будет показана краткая информация о текущих ТТХ корабля, внизу экрана показан список модулей, установленных на корабль.

Чтобы создать свой собственный проект корабля, нажмите на свободную ячейку в столбце «Проекты кораблей». Вы попадёте на экран создания проекта.

Всего на этом экране есть несколько систем корабля, которые вы можете выбрать и настроить.

Базовые настройки

Базовые настройки корабля определяют его класс, модель корпуса и схему раскраски.Также в этом окне можно задать уникальное название корабля. После сохранения проекта корабль с таким названием станет доступен для постройки во всех колониях.

Всего в игре есть шесть классов военных кораблей (указаны в порядке возрастания боевой мощи):

  • Фрегат.
  • Эсминец.
  • Крейсер.
  • Линкор.
  • Титан.
  • Звезда смерти.

Выбрать класс корабля можно с помощью соответствующего меню. Каждый из более совершенных типов кораблей, как правило, имеет больший внутренний объём, что позволяет установить на корабль больше различного оружия и особых систем.

Для каждого из классов кораблей доступно два визуально различающихся между собой корпуса (выбрать их можно в меню «Модель корабля»). Внешний вид корпуса не влияет на какие-либо характеристики корабля.

Для корабля можно выбрать тему оформления, которая также не влияет на ТТХ.

Ячейки базовых модулей

В ячейках базовых модулей устанавливаются базовые системы корабля: вы можете выбрать тип брони, двигателя, энергетического щита и компьютера.

Чтобы изменить тип какой-либо базовой системы, нажмите на соответствующую ячейку:

Например, при нескольких изученных типах экранов вы можете выбрать один из них для установки на корабль. Обратите внимание, что различные типы оборудования имеют различные размеры и различную стоимость в очках производства. Чем больше очков производства имеет какой-либо компонент корабля, тем дороже стоимость производства корабля в целом. Кроме того, поскольку корабль имеет ограниченное количество очков внутреннего объёма, то, установив экран меньшего размера, вы освободите место для большего количества вооружения или других систем.

Специальные модули

Различные классы кораблей имеют различное количество особых ячеек для специального оборудования, которое поможет вам одержать превосходство в бою. Например, вы можете установить на корабль систему противоракетной обороны или систему форсажа двигателя. Специальное оборудование также имеет свою стоимость в очках производства и занимает часть свободного пространства корабля.

Вооружение

Количество слотов для установки оружия зависит от класса корабля. В каждый слот можно назначить только один тип вооружения, но разное количество его установок. Например, установив в один из слотов систему запуска ядерных ракет, можно также назначить общее количество ракетных установок на борту корабля.

Нажав на любой слот, можно изменить тип оружия, установленного в нём, и его количество.

Некоторое оружие имеет собственные модификаторы, которые можно назначать в панели информации о выбранном оружии.

Например, для лазерной пушки доступны следующие модификаторы:

  • Средства обороны позволяют более эффективно сбивать вражеские ракеты, штурмовики и десантных ботов.
  • Система охлаждения увеличивает точность орудий при стрельбе по одной цели.
  • Беглый огонь повышает скорострельность орудий за счёт уменьшения точности.
  • Усиленный лафет повышает урон от орудия за счёт увеличения занимаемого пространства.
  • Энергетическая ловушка: орудие более эффективно наносит урон экранам вражеского корабля.

Некоторые выбранные модификаторы взаимно исключают друг друга: например, нельзя одновременно выбрать модификаторы «Средства обороны» и «Система охлаждения». Модификаторы могут влиять на конечную стоимость производства оружия (в очках производства) и на занимаемое оружием внутреннее пространство корабля. Модификаторы доступны практически для всех типов вооружения, за исключением оружия массового поражения — ядерных бомб и т. п.

Для энергетического оружия и некоторого ракетного оружия также можно назначить зону обстрела при помощи иконки «Направление». Вы можете выбрать как одну из четырёх зон корабля, так и все зоны вместе.

Информация о проекте

В правой части экрана редактирования корабля находится панель с информацией о корабле.

Также в этом окне отображаются характеристики корабля, которые динамически изменяются в зависимости от установленного вооружения и оборудования.

Изменение конфигурации построенных кораблей

Если вы хотите изменить или улучшить конфигурацию вооружения или оборудования уже созданного корабля, это можно сделать на планете с построенной Звёздной базой либо с помощью Военного аванпоста.Допустим, у вас есть устаревший линкор и вы хотите улучшить его.

  1. Выведите линкор на орбиту планеты с построенной Звёздной базой либо в точку расположения Военного аванпоста, после чего в меню управления флотом станет доступна кнопка Улучшить.
  2. Теперь измените стандартную компоновку линкора в редакторе дизайна кораблей.
  3. Для этого перейдите в окно дизайна кораблей и выберите для изменения стандартный чертёж линкора (не созданный вами).
  4. Внесите изменение в чертёж при помощи кнопки Редактировать и сохраните его, не меняя имя проекта.
  5. После этого при нажатии на кнопку Улучшить появится информационное окно, в котором вы увидите системы, которые будут установлены на корабль.
  6. После нажатия кнопки Улучшить системы корабля изменятся.

    Установить улучшения на корабль можно только за кредиты.

ru.wargaming.net

Линейные корабли типа «Орион» — WiKi

Корпус

Статьи проектной весовой нагрузки Длинные тонны[8] Метрические тонны[ком. 1]Водоизмещение нормальное полное нормальное полное Корпус Бронирование Вооружение Силовая установка Уголь Нефть Оборудование Запас водоизмещения ВСЕГО
7950 7950 8077 8077
6460 6460 6563 6563
4000 4065 4064 4130
2420 2680 2459 2723
900 3275 914 3327
0 860 0 874
670 812 681 825
100 100 102 102
22 500 26 202 22860 26 621

Разработкой проекта занимались А. Уортингтон и Э. Мунки. Линейные корабли типа «Орион» имели корпус с изогнутым форштевнем, сохранившим таранные обводы, округлой кормой с подзором и полубаком. Полубак доходил до середины корабля и далее сужался к башне «Q», для увеличения углов её стрельбы. Корпус корабля был разделён водонепроницаемыми переборками на XXI отсек. Двойное дно занимало 76 % длины корабля. Способ силовых связей конструкции корпуса — смешанный. Соединение деталей между собой осуществлялось клёпкой[9].

Проектное нормальное водоизмещение 22 500 дл. т, по факту оказалось на 2200 длинных тонн больше, чем у «Колоссуса», и составило 22 860 т (22 500 дл. т.), полное водоизмещение — 26 284 т (25 870 дл. т.). Длина между перпендикулярами составила 166,1 м, наибольшая — 177,1 м. Ширина корпуса 27 м, осадка при нормальном водоизмещении — 8,38 м, при полном — 9,55 м[10][11].

В наследство от «Колоссуса» досталось неудачное взаимное расположение фок-мачты и дымовой трубы. Для того, чтобы установить на фок-мачту шлюпбалки, она была размещена позади носовой трубы. Однако это приводило к задымлению находившегося на фор-марсе поста управления артиллерийской стрельбой. Не спасало даже то обстоятельство, что на «Орионе» на эту трубу выходило только 6 котлов, вместо 12 (как на «Колоссусе»). Боевая рубка при этом была сдвинута вперёд относительно остальной носовой надстройки. Конструкция надстройки была не совсем удачной. Узкий мостик, штурманская рубка находилась напротив дымовой трубы и была слишком тесной. В конечном счёте всю конструкцию мостиков переделали, придя к двухъярусной галерее, на нижней части которой размещались прожектора[12][13].

Длина по сравнению с «Колоссусом» увеличилась на 10,67 м, а ширина — только на 1,07 м, за счёт чего соотношение длины к ширине составило 6,56:1 и почти догнало «старика» «Минотавра» (1863 год) — 6,73:1[14][4]. Метацентрическая высота по проекту составила 1,676 м. Возросший верхний вес и большее удлинение корпуса привели к проблемам с остойчивостью — в первом плавании «Ориона» в Бискайском заливе крен достигал 20°. Эту проблему решили, установив скуловые кили большей длины и ширины, правда пришлось искать компромисс, чтобы чрезмерно не увеличивать подводную ширину, и корабли могли входить в существующие доки[15][16].

Корабли оснащались двумя параллельными балансирными рулями и обладали хорошей поворотливостью и небольшим радиусом тактической циркуляции[17].

«Орион» оснащался двумя бесштоковыми якорями конструкции Байерса массой 7,11 т, одним запасным бесштоковым якорем массой 7,11 т конструкции Уэстени Смита и одним кормовым якорем массой 2,13 т. Подъём якорей осуществлялся с помощью двух носовых шпилей, приводимых во вращение паровой машиной мощностью 500 л. с. Выбранная цепь хранилась в цепном ящике над отсеком шпилевой машины[18][17].

Спасательные средства состояли из двух паровых полубаркасов длиной 15 м, одного парового катера длиной 13 м, одного парусно-гребного 11-метрового полубаркаса, трёх парусно-гребных 10-метровых катеров, трёх 8-метровых вельботов, одной 9-метровой гички, одного 5-метрового скифдинга и одного 4-метрового бальсового плота[18][17].

Основная часть шлюпок и катеров размещалась на шлюпочной палубе. Для сохранности во время боя её впервые решили со всех сторон закрыть броневыми экранами толщиной 25,4 мм, образовав своеобразный колодец, который больше ни на одном типе кораблей не повторялся[17].

Для спуска и подъёма спасательных средств предназначалась грузовая стрела, установленная на фок-мачте. Часть шлюпок стояла на верхней палубе и для работы с ними перед башней «Q» и на кормовой надстройке были установлены две грузовые полу-мачты. Напротив фок-мачты находились также с каждого борта по одному вельботу на шлюпбалках[17].

На момент постройки корабли оснащались восемью установками спаренных 610-мм прожекторов — всего 16. С каждой стороны носовой и кормовой надстройки размещалось по две пары прожекторов. В 1917 году все 610-мм прожектора, за исключением одной пары, заменили на 914-мм. Были установлены семь прожекторов — по одному по сторонам ходового мостика, три вокруг кормовой дымовой трубы и два на кормовой палубной надстройке[19].

Колокол громкого боя (battle signal station) размещался в задней части боевой рубки. На главной палубе в средней части корабля размещались две радиорубки. Основная была оснащена приёмо-передающей станцией Mk I-34, вспомогательная — станцией Type 3 ближнего радиуса действия[18][19].

На «Орионе», так же как на всех британских дредноутах, кают-компания, адмиральские каюты и каюты офицеров находились в носовой части, а кубрики матросов и старшинского состава — в корме. Эта практика началась с «Дредноута» и была вызвана желанием разместить офицеров ближе к их боевым постам, а матросов ближе к котельным и машинным отделениям. Но такое размещение вызывало недовольство офицерского состава[19].

Каюта командира корабля располагалась на палубе полубака между носовой и кормовой дымовыми трубами, офицерская кают-компания — на верхней палубе перед носовой башней «А». Под кают-компанией располагались офицерские каюты. Каюты были довольно тесными, а большинство предметов мебели — металлическими. Ванные комнаты офицерского состава находились ниже офицерских кают. Столовая и мичманские каюты располагались на главной палубе в носовой части. Кубрики рядового состава размещались в корме на средней палубе. Над ними на главной палубе располагался лазарет. На главной палубе между орудийными башнями «Q» и «X» размещались кубрики морских пехотинцев, а под ними — баня для них[19].

Для размещения флагмана на верхней палубе в средней части корабля были оборудованы адмиральские апартаменты — салон, ванная комната. Там же, на верхней палубе, по левому борту между дымовыми трубами располагались и помещения для размещения штаба[19].

По штатному расписанию мирного времени экипаж составлял в 1911 году на «Орионе» 754 человека, на «Монархе» — 738 человек, в 1912 году на «Тандерере» — 738 и на «Конкероре» — 752 человека. В военное время экипаж увеличивался, и по состоянию на 1918 год составлял от 1090 до 1107 человек[19].

Вооружение

  Кормовая пара башен главного калибра линкора «Тандерер»   Башня 343-мм орудий в разрезе

Основным вооружением линкоров типа «Орион» были десять 343-мм 45-калиберных орудий Мк. V, установленных в пяти башнях по диаметральной плоскости[8][20][21]. Общая длина орудия с затвором — 15 898 мм, нарезной части — 12 943 мм. Вес орудия без замка — 76 100 кг. Традиционно для британского флота скрепление ствола осуществлялось проволокой. Затвор поршневой, системы Велина, заряжание — картузное[22].

Метательный заряд состоял из 135 кг кордита MD45., позволявшего разогнать 574,5-кг бронебойный снаряд до начальной скорости порядка 785 м/с. В боекомплект входили фугасные и бронебойные снаряды с броневым колпачком. В британском флоте 343-мм орудия имели в боекомплекте фугасные и бронебойные снаряды двух типов — «тяжёлые», массой порядка 635 кг и «лёгкие», массой от 567 до 574 кг. Тем не менее, системы подачи башен «Орионов» не были приспособлены для использования более тяжёлых снарядов. На «Орионах» устанавливались башни модификации Mark II, на «Конкероре» — Mark III производства Coventry Ordnance Works[22].

Угол подъёма стволов орудий составлял от −3° до +20°. Стрельба бронебойным 567-кг снарядом на максимальном угле возвышения ствола орудия обеспечивала дальность выстрела, равную 21 780 м. Заряжание было возможно при любом угле подъёма стволов, а скорострельность составляла порядка полутора выстрелов в минуту[22].

Сектор стрельбы для носовых и кормовых башен составлял 300°. Центральная башня «Q» имела углы стрельбы от 30° до 150° на каждый борт. Боезапас мирного времени составлял по 80 снарядов на ствол. В военное время его увеличивали до 110 снарядов снарядов на ствол[22].

Снарядные погреба всех башен были расположены ниже зарядных. Каждый погреб на случай пожара оснащался системой орошения и затопления. Подъём выстрела из погребов к орудию осуществлялся в два этапа. Сначала снаряд из снарядного погреба транспортёром подавался в карман заборника и с помощью подъёмника поднимался по подачной трубе на уровень зарядного погреба. Там в него загружались два полузаряда. Все вместе они по подачной трубе поднимались в подбашенное рабочее погрузочное отделение. Здесь производилась комплектация выстрела в подаватель. К каждому орудию шла своя изогнутая направляющая, по которой подаватель с помощью гидравлического привода поднимался в боевое отделение башни к орудию. В камору орудия с помощью цепного прибойника досылался сначала снаряд, а потом пороховые заряды. После выстрела канал ствола орудия продувался сжатым воздухом, смешанным с углекислотой, камора охлаждалась водой[23].

Передача данных для наведения орудий могла осуществляться как с поста управления, так и с помощью башенных прицелов. Первоначально угол визирования был ограничен +15°, но в 1914 году были установлены приборы «супервозвышение +6°», позволявшие осуществлять прицеливание вплоть до максимального угла возвышения[23].

Противоминная артиллерия состояла из 16 скорострельных 102-мм 50-калиберных орудий Мк VII. Их скорострельность составляла до 8 выстрелов в минуту. Снаряду массой 14,1 кг придавалась начальная скорость в 873 м/с, что обеспечивало максимальную дальность стрельбы порядка 11 000 м. Боекомплект составлял по 150 снарядов на орудие — всего 2400 снарядов[24].

В носовой и кормовой надстройке размещались по восемь орудий. Шесть орудий в носовой надстройке находились в защищённом 76-мм бронёй каземате. Ещё два орудия стояли за 76-мм экранами на шлюпочной палубе по обеим сторонам боевой рубки. Восемь кормовых орудий размещались в открытых установках в два этажа. Во время войны их также забронировали спереди 76-мм экранами. В 1917 году число 102-мм орудий сократили до тринадцати[24].

Первоначально зенитное вооружение на кораблях типа «Орион» отсутствовало. В 1914 году были установлены две 76-мм зенитные пушки Гочкиса с патронным заряжанием. В течение войны они были заменены на 76-мм зенитные орудия QF. Мк. I с боезапасом по 150 выстрелов на ствол[25].

Также во время войны было установлено одно 102-мм орудие QF. Мк. VII с углом возвышения 60° и боезапасом 75 выстрелов[25]. На момент вступления в строй «Орионы» имели на вооружении 47-мм салютные пушки Гочкиса с боекомплектом 64 холостых выстрела. Также имелась одна 76-мм десантная пушка, пять 7,71-мм пулемётов «Максим-Виккерс» образца 1909 года с боекомплектом 5000 патронов и десять 7,71-мм ручных пулемётов «Льюис» образца 1915 года с боезапасом 5000 патронов. Пулемёты использовались десантными партиями на берегу, для пулемётов «Максим» имелись поворотные турели на паровых катерах и баркасах[18][25].

Орудие 13,5"/45 Mark V(L)[26] 4"/50 BL Mark VII[27] 3"/45 20cwt QFHA Mark I[28] 47-мм Гочкиса[29][ком. 2]Год разработки Калибр, мм Длина ствола, калибров Масса орудия, кг Скорострельность, в/мин Установка Углы склонения Способ заряжания Тип снаряда Вес снаряда, кг Вес и тип метательного заряда Начальная скорость, м/с Максимальная дальность, м Досягаемость по высоте максимальная, м Эффективная, м
1909 1904 1910 1885
343 102 76 47
45 50 45 40
76 102 2126 1020 240
1,5-2 6—8 12—14 20
B Mark II PIV HA Mark II ? ?
−3°/+20° −10°/+15° −10°/+60° −10°/+90° /+60°?
картузное унитарное
лёгкий бронебойныйMark IIa[ком. 3] фугасный шрапнельный? фугасный
574,5 14,06 14,06 5,67 1,5
133 кг MD45 4,3 кг MD16 2,7 кг MD8 0,96 кг MD 0,24 кг MD
787 873 732 762 574
21 780 10 610
? 11 340 3000
? 7160 1100

Каждый корабль типа «Орион» оснащался 7 бинокулярными дальномерами «Барра и Струда». Один с базой 4,57 м размещался на крыше поста управления стрельбой. На башнях «В» и «X» было установлено по 5,49 м дальномеру. А на башнях «A», «Q» и «Y» по одному 2,74 м. Ещё один 4,57 м дальномер размещался в кормовой части шлюпочной палубы на кормовой надстройке и использовался для управления торпедной стрельбой. Позже его перенесли на рубку поста управления торпедной стрельбой[25].

В начале 1912 года адмиралом Перси Скотом для новых кораблей была предложена система центрального управления огнём. Суть системы сводилась к тому, что приборами на центральном посту управления, расположенными на фор-марсе, вырабатывались углы вертикального и горизонтального наведения. Артиллерийский офицер задавал на своём приборе углы наведения и, с помощью синхронной передачи на таких же приборах в башнях, устанавливались стрелки шкал на нужные углы. Задача наводчиков в башнях сводилась к повороту башен и орудий до нужного установленного угла. После того, как орудия были выставлены на нужные углы, по сигналу с центрального поста производился залп[25].

Прибор по чертежам Скотта был изготовлен фирмой Виккерс и установлен на «Тандеррере». После этого были произведены сравнительные стрельбы с неоснащённым данными приборами «Орионом». По щиту 15×18 м с дистанции 42 каб. «Тандеррер» за 3,5 минуты выпустил залпами 39 снарядов, из которых 23 попали в цель. «Орион» за то же время выпустил 27 снарядов, из которых в цель попали только четыре. После такого успеха приборы «Виккерса-Скотта» были установлены на все линкоры[11][30].

В 1917 году на «Орионах» были установлены «указатели дистанции до цели» для эскадренной стрельбы. Они имели вид циферблата часов и были установлены на фок-мачте на рубке управления стрельбой, а второй на кормовой палубной надстройке[30].

Торпедное вооружение состояло из трёх подводных 533-мм торпедных аппаратов с общим боезапасом из двенадцати торпед. Два бортовых находились в отсеке на трюмной палубе в районе траверзной переборки перед барбетом башни «А». Был также один кормовой торпедный аппарат, который позже сняли. Подача торпед в торпедный отсек производилась через специальный люк в верхней палубе. Перед выстрелом открывалась крышка на торпедной трубе и в неё вручную с подачного устройства подавалась торпеда. Выстрел торпеды осуществлялся сжатым воздухом. В штатном режиме воздух подавался по трубопроводам от специального компрессора. Для аварийного пуска торпед в каждом отсеке находились баллоны со сжатым воздухом[30].

В конце войны часть британских линкоров получила на вооружение колёсные истребители для разведки и борьбы с дирижаблями. Запуск осуществлялся со специальной платформы, установленной на крыше башни главного калибра, и был возможен только при развороте башни против ветра. Самолёт был фактически одноразовым — садился на сухопутной аэродром или на воду. В качестве истребителей использовались бипланы Сопвич «Кэмел» или Сопвич «Пап». В 1917 году взлётные платформы были установлены на «Орионе» на башнях «В» и «Q», на «Конкероре» и «Тандерере» — на «В» и «X», а на «Монархе» только одна — на башне «В». На каждой платформе размещался только один самолёт, поэтому на «Монархе» он был один, а на остальных — по два[31][30][ком. 4].

Бронирование

Бронирование «Ориона», по сравнению с «Колоссусом», было усилено. Борт защищался тремя поясами общей высотой 6,25 м. Формально он состоял из двухуровневого главного и верхнего поясов. Нижний главный броневой пояс из цементированной крупповской брони получил толщину 305 мм и имел длину 104,9 м или 59,3 % длины корпуса. Его верхний край шёл на уровне средней палубы, а нижний край — на уровне нижней палубы, уходя под воду на 1,22 при нормальном водоизмещении. Пояс шёл от середины барбета носовой башни «А» до середины барбета кормовой башни «Y» и на всём протяжении имел постоянную толщину, без утоньшения в подводной части. Главный пояс заканчивался траверзными переборками, уходившими под углом к внешним частям барбетов концевых башен. В носу их толщина составляла 152 мм, в корме — 254 мм. В носовую оконечность главный пояс на длине 16,8 м продолжался поясом 152-мм толщины, заканчиваясь на 29 шпангоуте. Дальше он продолжался 14,8 метровым 102-мм поясом. На 15 шпангоуте он заканчивался 102-мм траверзной переборкой, не доходя до форштевня на 12,8 м. В корму главный пояс продолжался поясом толщиной 63,5 мм, заканчиваясь в 13,7 метра от ахтерштевня траверзной переборкой той же толщины[32][33][34].

Над главным, между средней и главной палубами, шёл средний броневой пояс. По протяженности он был таким же, как и главный, но имел толщину 229 мм. Этот пояс заканчивался в районе траверзных переборок, уходя под углом к внешним частям барбетов башен «А» и «Y». В носу переборка имела толщину 152-м, а в корме — 254-мм. В носовой оконечности, так же, как главный, средний пояс продолжался поясами 152-мм и 102-мм толщины, заканчиваясь на 15 шпангоуте 102-мм переборкой. В кормовой части он продолжался поясом 63,5-мм толщины, также заканчиваясь в 13,7 метра от ахтерштевня[32][33][34].

Верхний пояс располагался между верхней и главной палубами и имел толщину 203 мм. Он имел несколько меньшую длину чем главный, заканчиваясь в районе начала барбетов концевых башен. От него к серединам барбетов шли траверзные переборки. В носу 152-мм толщины, а в корме — 203-мм. Он не имел продолжения в нос и корму, но в носовой части по 15 шпангоуту шла 38-мм переборка[32][33][34].

Горизонтальное бронирование было распределено между четырьмя палубами. Бронирование верхней палубы имело толщину 38 мм на участке между барбетами башен «А» и «Y». Бронирование главной палубы толщиной 38 мм начиналась на траверзной переборке по 15 шпангоуту и заканчивалось на траверзной переборке главного пояса в районе барбета башни «А». В кормовой части главная палуба также имела толщину брони 38 мм от переборки в районе барбета башни «Y» до кормовой траверзной 63,5-мм переборки. Бронирование средней палубы имело толщину 25,4 мм между барбетами башен «А» и «Y». Нижняя палуба, находившаяся ниже КВЛ, в носовой части от форштевня до 102-мм траверзной переборки имела толщину 63,5 мм, а дальше до траверзной переборки главного броневого пояса в районе барбета «А» имела толщину 25,4 мм. В кормовой части от траверзной переборки в районе башни «Y» до кормовой 63,5 мм траверзной переборки она шла толщиной 76 мм. За ней, до форштевня, над рулевым приводом, она была карапасной и имела толщину 102 мм[32][33][35].

Лобовые и боковые стенки башен главного калибра имели толщину 279 мм. Кормовая плита имела толщину 203-мм. Передняя часть крыши имела толщину 102 мм, а задняя часть — 76 мм. Броневой настил пола имел толщину 76 мм[32][33][34].

Над палубой и в районе, не прикрытом поясом, внешние части барбетов башен имели толщину 254 мм, а внутренние — 229 мм. На уровне верхнего пояса внешние части барбетов — передний и зданий концевых башен и боковые бортовых, имели толщину 254 мм. Внутренние части барбетов на этом уровне бронировались 179-229-мм плитами. В районе, прикрытом средним поясом, толщина брабетов уменьшалась до 76 мм. Но внешние части барбетов концевых башен прикрывались изогнутыми по радиусу барбета траверзными переборками в носу 152-мм, а в корме 254-мм толщины. На высоте главного пояса бронирование в виде тех же 152-мм и 254-мм изогнутых по радиусу траверзных переборок имели только концевые башни[32][33][34].

Носовая надстройка, в районе батареи 102-мм орудий, спереди и с боков защищалась 76-мм броней. А над казематом палуба имела толщину 25,4 мм. Кормовая батарея противоминных орудий защищалась только противоосколочными щитами[32][33][34].

Боковые стенки носовой боевой рубки имели толщину 279 мм, крыша — 76 мм, а пол — 102 мм. Колпак боевой рубки имел толщину 102 мм. Стенки коммуникационной трубы имели толщину 127-мм. Расположенный в корме пост управления торпедной стрельбой имел стенки толщиной 152 мм и 76-мм крышу. Кожухи дымовых труб имели бронирование 25,4 — 38 мм[32][33][34].

Сплошной противоторпедной броневой переборки не было. В районе погребов главного калибра были установлены 25,4—38-мм броневые экраны[32][33][34].

Силовая установка

Силовая установка кораблей типа «Орион» состояла из двух комплектов паровых турбин Парсонса с прямой передачей на валы. Машинные отделения занимали длину 20,7 м, размещаясь в трёх отсеках. Каждый комплект турбин состоял из турбин высокого давления переднего и заднего хода и турбин низкого давления переднего и заднего хода. Они приводили во вращение четыре трёхлопастных винта из марганцовистой бронзы. Расстояние между внешними и внутренними винтами составляло 6,5 м. Валы винтов значительно выступали из корпуса и поддерживались стальными V-образными кронштейнами[36][37].

Турбины высокого давления вращали внешние валы, а низкого — внутренние. Турбины высокого давления размещались в ближнем к носу отсеке. В центральном размещались турбины низкого давления. Следующий отсек занимали конденсаторы пара. Два главных занимали отгороженное центральное отделение, а по бортам располагалось по одному вспомогательному конденсатору[38][37].

Паром турбины снабжали 18 водотрубных паровых котлов, размещённых по шесть в трёх котельных отделениях. Длина каждого отсека составляла 11,58 м, а в сумме — 34,74 м. На «Монархе» устанавливались котлы «Ярроу», на остальных — «Бабкока и Вилкокса». Котлы оборудовались тремя форсунками для впрыска нефти с производительностью 136,1 кг нефти в час каждая. Чтобы снизить задымление фор-марса, на носовую трубу выводились дымоходы с шести котлов, а кормовую — с двенадцати[38][37].

Номинальная мощность силовой установки составляла 27 000 л. с., что должно было обеспечить скорость в 21 узел. На испытаниях на мерной миле в Полперро все корабли достигшие мощности 27 000 л. с., кроме «Ориона», достаточно легко превысили скорость в 21 узел. «Орион», не смогший достичь скорости в 21 узел, был оснащён экспериментальными четырёхлопастными винтами. К тому же после его осмотра был выявлен прогиб одного из валов. После замены вала и винтов на стандартные трёхлопастные, он также смог развить скорость свыше 21 узла[39][40].

Нормальный запас угля составлял 900 длинных тонн. Полный запас топлива — 3300 дл. тонн и 800 т нефти. Расход угля в сутки на 10-узловом ходу составлял 122 тонны. Дальность плавания на скорости 17—18 узлов составила 4110 миль, а на 10-узловом ходу с использованием нефти — 6730 морских миль[18].

Два турбогенератора мощностью 400 кВт обеспечивали корабль электроэнергией с постоянным напряжением 200В. Генераторы размещались на трюмной палубе и через центральный распределительный щит снабжали электроэнергией все корабельные устройства. Кроме них на корабле имелась аварийная динамо-машина мощностью 100 кВт, работавшая от вспомогательного парового двигателя[17].

Строительство

Линейные корабли типа «Орион» строились в условиях секретности. Для дезинформирования германской разведки новые 343-мм орудия получили в Адмиралтействе официальное обозначение «12-дюймовое орудие типа „А“». Тем не менее, не был наложен запрет на публикацию сведений о новых орудиях, поэтому настоящий калибр орудий стал секретом Полишинеля. Вскоре после закладки в прессе появились настоящие характеристики орудий, на основании которых можно было заключить, что калибр орудий превышает 305 мм. Тем не менее, официально фарс с именованием продолжался и даже в 1913 году ежегодник «Брассей» сообщал читателям, что новые линкоры вооружены 305-мм орудиями типа «А» с длиной ствола 45 калибров[5].

«Орион»

Заложен на казенной верфи в Портсмуте 29 ноября 1909 года. Спущен на воду 20 августа 1910 года. Главная энергетическая установка изготовлена машиностроительным заводом в Уоллсэнде. «Орион» вышел на испытания в сентябре 1911 года. Общая стоимость постройки составила 1 855 917 фунтов стерлингов: 1 711 617 за постройку и 144 300 — за орудия. В январе 1912 года «Орион» вошёл в состав флота и был включён в состав 2-й эскадры линейных кораблей флота метрополии. Перед войной при объединении флотов 2-я эскадра вошла в состав Гранд-Флита[41][42].

В 1913 году во время плавания в Бискайском заливе выявилась сильная бортовая качка, для улучшения которой на все корабли серии были установлены широкие скуловые кили. Во время Ютландского сражения «Орион» шёл пятым в колонне 2-й эскадры линкоров. Во время боя «Орион» предположительно добился четырёх попаданий в линейный крейсер «Лютцов», при этом сам повреждений не получил[41][43].

В сентябре 1920 года «Орион» был выведен в резерв. По результатам Вашингтонского соглашения списан и 19 декабря 1922 года продан на слом[41][44].

«Монарх»

Заложен на частной верфи «Армстронг, Уитворт и Ко» в Эльсвике на Тайне 1 апреля 1910 года. Главная энергетическая установка изготовлена фирмой «Хоторн». Первоначально получил название «Кинг Джордж V», однако позднее был переименован в «Монарх». Спущен на воду 30 марта 1911 года и 6 ноября 1911 года вышел на заводские испытания. Общая стоимость постройки составила 1 888 736 фунтов стерлингов, в том числе 146 900 за орудия. Вошёл в состав флота 31 марта 1912 года и был зачислен во 2-ю эскадру линкоров флота Метрополии[41][45].

8 августа 1914 года во время учебных стрельб был неудачно атакован германской подлодкой U-15. 15 декабря 1914 года в составе 2-й эскадры участвовал в попытке перехвата германских линейных крейсеров, обстреливавших британское побережье. 31 мая 1916 года принял участие в Ютландском сражении, идя шестым в боевой линии после развертывания. Потерь в бою не имел, сведений о его попаданиях в германские корабли не поступало[46][47].

1 октября 1919 года вошёл в состав Резервного флота. В сентябре 1920 года выведен в резерв. 5 мая 1922 года зачислен в списки кораблей, подлежащих списанию по условиям Вашингтонского соглашения. Избежал списания, с августа 1922 по январь 1925 года служил в качестве учебного корабля, а затем использовался в качестве мишени. 20 января 1925 года во время совместных учений подвергся атакам бомбардировочной авиации, а затем — обстрелу 203-мм орудиями тяжёлых крейсеров. Тем же вечером был обстрелян линейными кораблями, остался на плаву несмотря на обширные разрушения. Ночью при свете прожекторов расстрелян и потоплен огнём линкора «Ривендж»[46][48].

«Тандерер»

Заложен на частной фирме «Темз Айрон Уоркс» 13 апреля 1910 года. Там же изготавливалась и главная энергетическая установка. Спущен на воду 1 февраля 1911 года. В марте 1912 года вышел на заводские испытания. Общая стоимость постройки составила 1 892 823 фунта стерлингов, в том числе 146 900 за орудия[46][49].

Вошёл в состав флота в июне 1912 года. Служил во 2-й эскадре линкоров. Во время Ютландского сражения 31 мая 1916 года шёл восьмым в боевой линии. Потерь и повреждений не имел. После окончания войны 1 октября 1919 года вошёл в состав Резервного флота[50][51].

5 мая 1921 года переоборудован в учебный и служил в этом качестве с июня 1921 по август 1926 года. 31 августа заменён монитором «Эребус» и включен в список кораблей, подлежащих списанию по условиям Вашингтонского соглашения. Продан на слом в ноябре 1926 года и 14 апреля 1927 года прибыл в Блит (англ. Blyth) для разделки на металл[50][52].

«Конкерор»

Заложен на частной верфи «Бердмор» 5 апреля 1910 года. Главная энергетическая установка производилась той же фирмой. Назван в честь Вильгельма I Завоевателя (англ. William the Conqueror). Спущен на воду 1 мая 1911 года. Общая стоимость постройки составила 1 891 164 фунтов стерлингов, в том числе 146 900 за орудия. После испытаний в ноябре 1912 года вошёл в состав флота. Как и все линкоры типа «Орион», служил во 2-й эскадре линкоров флота Метрополии[50][53].

31 мая 1916 года во время Ютландского сражения шёл седьмым в боевой линии, обстреливая «Фридрих дер Гроссе». После отхода германских дредноутов потопил один из прикрывших их миноносцев. Сам повреждений и потерь не имел. В июне 1921 года переведён в состав Резервного флота. В июне 1922 года включен в списки кораблей, подлежащих списанию по условиям Вашингтонского соглашения. Продан на слом 19 декабря 1922 года[50][54].

  «Орион» в 1921 или 1922 году   «Монарх» в 1912 году   «Тандерер» в 1912 году   «Конкерор» сразу после ввода в строй

ru-wiki.org

Первый полет корабля Orion

Подробности Опубликовано: 05.12.2014 09:35

20:34

А вот и обещанная статья: Долгий путь НАСА на Марс. На этом трансляция закончена. Всем спасибо за неравнодушие к космонавтике! :)

20:25

Команда спасения уже находится около спускаемого аппарата «Ориона». Он выглядит целым и здоровым.

19:35

Я выдержу 40-минутную паузу, чтобы убедиться, что в целом испытания прошли успешно. После этого будет опубликована статья.

19:33

Сейчас начнется длительная операция по доставке капсулы на берег.

19:31

За секунды до посадки: фото с камер на «Орионе».

19:30

Посадка подтверждена!

19:29

И еще съемка с беспилотника. Все выглядит очень хорошо.

19:27

Съемка с беспилотника.

19:25

Есть кадры раскрытия парашютов, переданные прямо с корабля.

19:23

Сигнал восстановлен. До приземления буквально минута. UPD. Простите, минутЫ.

19:18

Корабль входит в плотные слои атмосферы. Из-за трения воздух вокруг него раскаляется до образования плазмы, которая не пропускает радиосигнал. Сейчас связь с кораблем пропадет на три минуты. Именно в этот период температура поверхности «Ориона» будет максимальной. Высота - менее 100 км.

19:13

Высота около 520 км.

19:12

Высота около 900 км.

19:07

За секунду высота снижается примерно на два километра.

18:44

Прохождение через среду с очень высоким количеством заряженных частиц не сказывается на работе бортового компьютера и обмене данными с кораблем – сообщает официальный блог миссии.

18:41

Пролетаем радиационный пояс Ван Аллена. И, судя по трансляции, уже немного маневрируем.

18:34

Все системы работают нормально. До приземления остается менее часа.

18:30

В соответствии с расписанием, капсула уже отделилась от второй ступени ракеты и продолжает снижение самостоятельно.

18:22

Апогей – 5800,4 км.

18:16

Максимальное удаление от Земли. Чем дальше от нее находишься, тем красивее она выглядит. Вполне универсальное правило, кстати.

18:09

Текущая высота полета составляет приблизительно 5789 км.

18:05

Дела обстоят так. В 17:00 мск вторая ступень ракеты Delta IV Heavy, к которой пристыкован корабль, включилась во второй раз и проработала 4,5 минуты. Этот импульс придал связке ступени и корабля ускорение, которое позволит им подняться с примерно 545 до почти 6000 км. Полученной энергии, однако, не достаточно для того, чтобы преодолеть силы притяжения Земли. Примерно в 18:10 корабль достигнет максимума высоты, после чего начнет снижаться. Формально он мог бы много месяцев летать по такой сильно вытянутой эллиптической орбите, на каждом витке снижаясь до 500 км и поднимаясь на несколько тысяч вверх, но сегодняшний полет закончится быстро. Уже на окончании текущего (второго) витка вокруг Земли возвращаемая капсула (она же командный модуль) отделится от второй ступени ракеты и выдаст тормозной импульс. Ее скорость быстро упадет, а вместе с ней резко начнет снижаться и высота полета. Капсула войдет в атмосферу Земли и приземлится в Тихий океан около побережья Калифорнии.

17:59

Взгляд на Землю через иллюминатор «Ориона» с высоты около 4800 км.

17:52

Полет проходит в соответствии с приведенным ниже расписанием. Сейчас корабль покинул зону высокой радиации. Следующий этап - достижение максимальной высоты в районе 18:10 мск. Фото: Земля, какой ее видит «Орион».

16:54

Есть подтверждение того, что видео с корабля успешно загружено.

16:53

Земля с высоты ~545 км. Ведь уже лучше, чем с высоты МКС!

16:51

Пока ничего нового. Я вернусь на связь через час. Первые фотографии к тому времени должны уже появиться.

16:30

Дааааааааа, нам покажут фотографии Земли через окно капсулы «Ориона»! Я ждал этого!

16:29

Напоминаю, что вечером будет большая статья про полеты на Марс и вообще в глубокий космос.

16:24

Обещают через час с лишним показать видео, записанное установленными на(в) «Орионе» камерами.

16:16

Полет проходит нормально. Связь восстановится во время пролета корабля над Австралией. UPD. Уже есть, летит над Тихим океаном. Второое включение двигателя будет в 17 часов по Москве.

15:53

Видеозапись пуска для тех, кто пропустил.

15:51

С 17:00 до 17:50 в моей трансляции будет перерыв.

15:48

Сейчас «Орион» делает первый виток на своей орбите вокруг Земли из двух. Все системы работают нормально.

15:40

Перевел расписание полета в московское время для удобства. Уточню, что точность получилась до минуты, т. к. точное время пуска еще не было известно.

Время (мск)Описание
15:05 старт
15:09 отделение боковых модулей первой ступени
15:10 отделение центрального модуля
15:11 включение верхней ступени ракеты «Дельта IV Хэви»
15:11 сброс панелей служебного модуля
15:11 увод системы аварийного спасения
15:24 окончание первого включения двигателя верхней ступени
17:00 начало второго включения двигателя верхней ступени
17:05 окончание второго включения двигателя верхней ступени
17:10 первый вход в радиационный пояс Земли, длительность около 15 минут
18:10 достижение максимальной высоты полета, около 5800 км
18:29 отделение верхней ступени и служебного модуля от спускаемого аппарата
18:35 второй вход в радиационный пояс Ван Аллена
19:18 потеря связи, «Орион» входит в верхние слои атмосферы Земли
19:20 пиковый нагрев, приблизительно до 2200 градусов Цельсия
19:21 восстановление связи
19:24 раскрытие тормозной парашютной системы
19:25 раскрытие основной парашютной системы
19:29 приземление в воды Тихого океана со скоростью около 8,9 м в секунду

15:30

Фотографии пуска.

15:26

Корабль «Орион» находится на орбите высотой более 500 км. Второе включение двигателя поднимает апогей орбиты до 5800 км.

15:23

Корабль достиг скорости 6,7 км в секунду.

15:19

Через три минуты закончится первое включение двигателей второй ступени. Вот она, ссылка на расписание.

15:17

Отделение створок обтекателя служебного модуля (который в данном полете бутафорский).

15:14

Первая ступень отделилась. Ссылка на таймлайн была ниже.

15:11

Летим.

15:09

Летим.

15:05

Пуск.

15:03

Весь носитель на внутреннем питании.

15:01

T-0:04:00. Обратный отсчет пошел.

14:59

T-0:06:00. Опрос прошел, все говорят GO. Летим-летим-летим!

14:57

Космический аппарат переведен на внутреннее питание.

14:56

T-0:09:00. Что-то 10 минут я пропустил :(

14:50

15 минут до пуска. Схема та же, что и вчера. Около 15:00 опрос. В случае подтверждения всех параметров, в 15:01 начинается обратный отсчет с отметки T-0:04:00.

14:34

31 минута до старта. Погодные условия удовлетворительные. Говорят, что все еще опасаются дождя, но пока его нет. Скорость ветра (22 мили в час) близка к верхней допустимой границе (23 мили в час).

14:30

В рекламном ролике показывают электрореактивный двигательный модуль на солненой энергии (программа Solar Energy Propulsion). Уверен, многие пропустили эту новость, но совсем недавно он стал частью миссии по доставке астроида на лунную орбиту ARM (запуск в 2019). Это очень хорошая новость, потому что технология мощных электрореактивных буксиров понадобится для полета на Марс. Известно, что в SEP для миссии ARM будет около 10 тонн ксенона в качестве топлива. Для ионных двигателей – это очень много.

14:25

Болден говорит, что его внучка хочет работать на Марсе :) Вчера я это пропустил. Или это не повтор? UPD: Да, это новое интервью.

14:21

Показывают повтор интервью с главой НАСА. Пока нет сообщений об ухудшении погоды или каких-то технических проблемах.

14:05

T -1:00:00. Ракета-носитель полностью заправлена топливом.

14:00

T -1:05:00. Началась трансляция.

13:52

Вид на Delta IV Heavy пятничным утром. напомню, официальная трансляция на НАСА-ТВ начнется в 14:00.

13:36

Погодные условия исправились. Заправка центрального и боковых блоков завершена.

13:15

Дружеской рекламы пост: Лунные программы, сверхлегкие носители, частная космонавтика.

13:05

T -2:00:00. А вообще, судя по наклону потоков испаряющегося кислорода, сегодня еще и ветер сильный.

12:57

Уточнение насчет погодных условий. Лететь нельзя из-за кучевых облаков, рядом с космодромом идет дождь. Ожидается, что примерно через час небо расчистится.

12:43

Что-то испарения жидкого кислорода не видно. Может, клапаны закрывают, проверяют работоспособность? UPD. А теперь парит опять.

12:41

Минутка опимизма: на данный момент погодные условия соблюдаются (как оказалось – нет).

12:21

Кадр из трансляции на 12:10 мск. Сейчас уже сильнее парит.

12:12

Сейчас продолжается заправка модулей первой ступени жидким кислородом. Скоро начнется заправка второй ступени. Все-таки водород и кислород – самое экологичное топливо: 2h3 + O2 = h3O. Не говоря уж о том что компоненты этого топлива легко добываются из той же воды, которая есть на многих телах Солнечной системы. О минусах кислородно-водородных ракет, думаю, все знают.

12:10

До пуска 2 часа 55 минут, если погода не помешает.

11:58

На трансляции видно, что началось испарение кислорода.

11:47

Кстати, корабль, сорвавший вчерашний пуск, оказался грузовой баржей. Вот так вот.

11:31

Ха-ха, оказывается, заправка ракеты только сейчас началась. Как сообщает внутренний Шелдон ведущего НАСА-блога, каждый из трех модулей первой ступени вмещает 500 тысяч литров компоненов топлива. При этом жидкий водород охлажден до -253°C, а кислород – до -183°C. Пока идет только заправка водородом.

11:14

Пока все вот так вот. Заправка продолжается. Погода беспокоит.

10:56

К вопросу о погодных условиях. В расчет принимаются ветер на различных высотах, дождь и облачность. Если все три фактора сойдутся, то пуск будет в 15:05. В противном случае мы будем ждать, пока что-то изменится. К счастью, погода на побережье Флориды меняется быстро.

Сейчас основная угроза пуску в пятницу исходит от приближающегося с юга дождя и от сильных высотных ветров. Тем временем, заправка ракеты уже началась.

10:47

Получено разрешение на заправку ракеты. Прогноз погоды не утешителен: шансы приемлемых условий составляют 40%.

10:37

Воспользуюсь однодневной популярностью сайта, чтобы напомнить о познавательных статьях. Вот, например, моё любимое: сравнение эффективности автоматов и людей в исследованиях космоса. А вот про реактивную систему посадки космических кораблей. Еще можно почитать оптимистичную статью о будущем человечества.

10:27

К разговору ниже: вот интерьер «Ориона». Конечно, к первому пилотируемому полету он еще может сильно измениться.

10:22

Немного статистики. Вчера следить за запуском «Ориона» на сайт пришло меньше людей, чем во время первой попытки пуска «Ангары-1.2ПП» в июне, но больше, чем во время второй попытки в июле. Не знаю, какие из этого можно сделать выводы, но вангую рекорд 25 декабря.

10:15

Давайте поговорим о конкурентах «Ориона», раз уж делать пока нечего. Их нет. «Орион» – это корабль для полетов в дальний космос, и люди такие не делали уже больше 40 лет. Правда, в России разрабатывается перспективный транспортный корабль нового поколения (ПТК НП), который часто не очень корректно называют ППТС. Он пока что существует лишь в проекте и должен отправиться в космос в следующем десятилетии, но ПТК НП единственный по своим возможностям может считаться аналогом американского корабля. Лично мне сложно сказать, какой из них лучше. Каждый имеет преимущества и недостатки. Например, у «Ориона» немного больше внутренний объем и уровень многоразовости. Предполагается, что срок службы американского корабля – до 15 лет, а ресурс ПТК НП – только до 3 полетов за пределы низкой околоземной орбиты (или до 10 полетов на НОО). У «Ориона» более совершенное теплозащитное покрытие, а максимальный срок полета в составе космического комплекса составляет два года (у ПТК НП – один год). Это и не удивительно, учитывая, что корабль разрабатывается для полета к Марсу.

ПТК НП тоже есть чем похвастаться. Управляемая посадка на сушу на реактивной двигательной системе выглядит гораздо более технологичной и комфортной для космонавтов, чем падение на парашютах в океан в стиле 1960-х. Теплый ламповый интерьер ПТК НП тоже явно будет удобнее для космонавтов. Наконец, срок космического полета ПТК НП, конечно, не дает использовать его в дальних полетах, однако я почти уверен, что он взят из техзадания и не связан с конструктивными ограничениями. Чтобы увеличить длительность полета в составе станции, понадобится просто провести небольшие исследования и подтвердить характеристики материалов. Есть мнение (и хорошо обоснованное), что Роскосмосу стоило бы трезво оценивать свои возможности и разрабатывать для Луны более легкий корабль на основе «Союза». Но в своем классе ПТК НП – хороший, конкурентоспособный проект.

Есть еще такая штука как пилотируемый корабль «Дракон» (Dragon), первый полет его назначен на 2017 год. Это низкоорбитальный корабль, и конкурентом «Ориона» он не является. С другой стороны, надо помнить, что компания SpaceX не скрывает своих межпланетных амбиций. Илон Маск в нескольких интервью подчеркивал, что теплозащитный экран «Дракона» будет способен выдерживать возвращение на Землю со второй космической скоростью. Одно это, впрочем, не превращает корабль автоматически в межпланетный.

9:46

Стартовая площадка на мысе Канаверал, фото НАСА. Напомню, что самое интересное начнется уже после старта. В ходе миссии, которая продлится 4,5 часа (расписание), установленные на корабле камеры будут отправлять фотоснимки на Землю. Мы увидем Землю с большой высоты. А возможно – и интерьер командного отсека «Ориона».

9:40

Сразу расскажу, где лучше следить за событиями в самые напряженные минуты около старта (т. к. сайт опять упадет). Телетрансляция - канал НАСА (1, 2), текстовая трансляция на английском - spaceflightnow.com. Кроме того, посвященный миссии EFT-1 блог НАСА обновляется достаточно оперативно. Желающим следить на форуме nasaspaceflight.com лучше зарегистрироваться там прямо сейчас, поскольку гостевой доступ к моменту запуска опять будет закрыт.

9:35

Пока все допивают утренний кофе, я открываю сегодняшнюю текстовую трансляцию. Старт ракеты с кораблем «Орион» запланирован на 15:05 мск. На этот раз репортаж НАСА-ТВ начнется в 14:00 в городе по умолчанию (это 16:00 в столице Урала, 17:00 в центре советской науки, 18:00 в городе на Енисее, 19:00 в городе, на гербе которого черный тигр поедает бедного соболя, 20:00 в стране мамонтов и духов природы дии, 21:00 в городе, откуда на Москву отправились пара контейнеров тепла сердец и, наконец, 23:00 в краю медведей и вулканов).

kosmolenta.com