Лидеры эсминцев типа «Ленинград» (Проекты 1 и 38). Лидер эсминцев ленинград


Лидеры эсминцев типа «Ленинград» (Проекты 1 и 38)

«Краткая справка: Советские лидеры эсминцев времен Второй Мировой войны типа «Ленинград». История создания, характеристики и боевая служба «Ленинграда», «Москвы», «Минска», «Баку», «Харькова» и «Тбилиси»»

Лидер эсминцев «Ленинград»

 

История создания лидеров эсминцев типа «Ленинград»

В 1929 году Реввоенсовет СССР принял решение о постройке серии из шести однотипных эсминцев, три из которых предназначались для Черного моря, а следующие три — для Балтийского. В фев­рале 1930 года командование РККФ одобрило первый вариант эскизного проекта так называемого эсминца-«торпедоносца», который после проработки получил проектный номер 1.

Согласно проекту скоростной не бронированный корабль водоизме­щением 2250 т и полной скоростью хода не менее 40,5 узла должен был нести эффективное артиллерийское вооружение (пять артилле­рийских 130-мм установок главного калибра, две зенитные артиллерийские 76-мм установ­ки дальнего действия, четыре 37-мм зенит­ные установки и два 12,7-мм пулемета ближ­него боя), а также два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 20 глубинных бомб и 80 мин заграждения образца 1926 года.

22 февраля 1932 года было принято поста­новление «По строительству ВМС РККА на 1932 г.», в котором имелась и строка о необходимости закладки трех эскадренных миноносцев проекта 1 со сро­ком ввода их в строй к концу 1933 года. Два из них, получивших название «Москва» и «Харьков», заложили в октябре на заводе им.А. Марти в Николаеве, а один — «Ленин­град» — в ноябре на Северной судостроитель­ной верфи в Ленинграде. Несколько позже приняли решение заложить еще 7 единиц: три для Черного моря и по два — для Балтики и Дальнего Востока.

Общий вид лидеров эсминцев типа «Ленинград» (Проект 1)

Особенности конструкции лидеров эсминцев типа «Ленинград»

Уже во время строительства кораблей их ввели в новый класс — лидеров эскадренных миноносцев. До извест­ной степени переквалификация кораблей являлась натяжкой, так как по своим тактико-техническим элементам они соответствова­ли новейшим зарубежным эскадренным ми­ноносцам. В то же время по сравнению с «Но­виками» (все еще остававшимися в строю) новые лидеры советского ВМФ производи­ли впечатление гораздо более сильных во всех отношениях кораблей.

Все лидеры имели корпус клепаной конструкции из легированной марганцовистой стали с пределом текучести 40 кг/мм2. Впоследствии практика показала, что этот материал обна­ружил склонность к растрескиванию. Броне­вой защиты бортов и палубы лидер не имел, толщина листов набора корпуса составляла 12 мм.

Главная энергетическая установка лидеров по принципиальной схеме повторяла прото­тип — установку сторожевых кораблей типа «Ураган», но по агрегатной мощности превос­ходила ее почти в шесть раз. Она включала в себя три главных паровых котла и три глав­ных активно-реактивных двухкорпусных турбозубчатых агрегата общей мощностью 66 тыс. л.с. (48,6 тыс. кВт), что по расчетам должно было обеспечить скорость хода до 40 узлов.

Чертеж лидеров эсминцев типа «Ленинград» (Проект 1)

Основным артиллерийским вооружением лидеров типа «Ленинград» были 130-мм артилле­рийские установки Б-13, зенитное вооружение, согласно проекту, составляли две 76,2-мм универсальные палубные установки 34-К, две 45-мм полуавтома­тические установки 21-К и четыре 12,7-мм пулемета ДК. Торпедное вооружение лидеров составляли два установленных в диаметральной плоскости четырехтрубных торпедных аппа­рата калибра 533 мм

Лидеры эсминцев «Минск», «Баку» и «Тбилиси» строились по измененному проекту №38, имевшему не так уж много отличий от проекта №1. Корма стала транцевой, выкружки гребных винтов заменили обычными кронштейнами. Подверглась изменениям носовая надстройка и мостик. Кроме того, добавили третью 76-мм артиллерийскую установку 34-К, крупнокалиберные пулеметы ДК заменили на ДШК.

Характеристики лидер эсминцев типа «Ленинград»

Страна: СССР
Тип: Лидер эсминцев
Дата выпуска: Указана в тексте статьи
Водоизмещение:2582 т
Длинна: 127,5 м
Ширина: 11,7 м
Осадка: 4,18 м
Бронирование: Нет
Экипаж: 250 человек
Силовая установка: 3 паровых турбины суммарной мощностью 66000 л. с.
Дальность хода: 2100 морских миль
Максимальная скорость: 43 узла
Вооружение:
  • Орудия: 5х1х 130-мм Б-13
  • Торпедные аппараты: 2х4х 533 мм
  • Зенитные установки: 2х1х 76-мм 21-К, 4х1х 37-мм 34-К, 4х1х 12,7-мм
Авиагруппа:Нет

Характеристики приведены для лидера эсминцев «Ленинград»

Служба лидеров эсминцев типа «Ленинград»

Лидер эсминцев «Ленинград» в 1950-х г.г.

Лидер эсминцев «Ленинград»

(Построен по проекту №1. Заложен: 1932 г., вошел в состав флота в 1936 г., выведен из состава флота: 1963 г. Заводской номер 450, завод №190. Балтийский флот).

Головной корабль проекта №1, что называется, «рождался в муках». Спущенный на волу 18.11.1933 года он достраивался аж до 1938 года — настолько долго, что уже в 1939 году встал в док на капитальный ремонт, для замены трубок второго котла, полностью пришедших к этому времени в негодность.

В 1939-1940 гг участвовал в советско-финляндской войне, был серьезно поврежден льдами, и находился на ремонте вплоть до 31 мая 1941 года.

Начало Великой Отечественной войны «Ленинград» встретил в Таллине. С 23 июня по 3 июля 1941 года привле­кался к минным постановкам на линии Хан­ко — Осмуссар. С 22 августа был включен в сис­тему обороны города в качестве артил­лерийской поддержки, весьма эффективно вел огонь по сухопутным силам наступающих немцев.

28 августа, вместе с другими кораблями флота, совершил переход в Кронштадт, по пути уничтожив немецкую береговую батарею и прикрывая поврежденный лидер «Минск». 17 сентября включен в систему обороны города. 12 октября, во время артобстрела, получил повреждения. В ремонте до 2 ноября 1941 г.

Участвовал в эвакуации гарнизона о. Ханко. Получил повреждения от близких разрывов мин и по возвращению в Кронштадт, вновь встал на ремонт — на этот раз до мая 1942 г.

С мая 1942 по январь 1944 года оказывал артиллерийскую поддержку сухопутным частям, затем участвовал в прорыве Блокады Ленинграда, однако после этого до конца войны в море не выходил из-за высокой минной опасности.

С 12 января 1949 г. лидер «Ленинград»  был переклассифицирован в эсминец, в период с 19 декабря 1951 года по 25 ноября 1954 года прошел капитальный ремонт и модернизацию и продолжил службу.

18 апреля 1958 выведен из боевого состава Балтийского флота и переоборудован в корабль-цель ЦЛ-75, но 13 октября 1959 года включен в состав Северного флота, правда совсем не на долго.

15 сентября 1960 года эсминец «Ленинград» разоружен и превращен в плавказарму «ПКЗ-16», а 10 августа 1962 переоборудован в судно-мишень «СМ-5», и, в мае 1963 года потоплен в ходе учений крылатой ракетой П-35 крейсера «Грозный» в Белом море вблизи Соловецких островов.

Лидер эсминцев «Минск» (проект 38)

Лидер эсминцев «Минск»

(Построен по доработанному проекту №38. Заложен: 1934 г., спущен на воду 6.11.1936 г., вошел в состав флота 10.11.1938 г., выведен из состава флота: 1958 г. Заводской номер 471, завод №190. Балтийский флот.).

В 1939 г. в качестве ведущего бригады из 6 миноносцев был на учениях в Копорском заливе, начиная с нападения Германии на Польшу 1.09.1939 г. постоянно находился в боеготовности, проводя вместе с эсминцами поиск подводных лодок в Финском заливе.

Участвовал в советско-финляндской войне, неоднократно вел обстрелы по подавлению финских береговых батарей. Зимой вернулся в Либаву и 1940/1941 прошел текущий ремонт и модернизацию, 17 июня 1941 г. перебазировался в Таллин.

С 23 по 27 августа успешно вел контрбатарейную борьбу, получив незначительные повреждения.  28 августа, при переходе из Таллина в Кронштадт, подорвался на мине и встал на ремонт. 23 сентября, едва выйдя из ремонта, лидер «Минск»  атакован бомбардировщиками, получил повреждения, был отбуксирован к причальной стенке, где лег на борт и затонул на глубине 8,5 м.

25 августа корабль подняли и завели на ремонт в док Кронштадтского Морского завода. 9 ноября лидер «Минск» совершил переход в Ленинград, где был отремонтирован и вновь вошел в строй 22 июня 1943 года.

С этого момента и до конца Блокады Ленинграда вел обстрелы вражеских позиций, а после снятия блокады остался в Ленинграде, т.к. нуждался в серьезном ремонте.

12 января 1949 года «Минск» был переклассифицирован в эскадренный миноносец, 31 июля 1951 года превращен в учебное судно и передан Высшему военно-морскому инженерному училищу имени Дзержинского. 8 апреля 1953 года был переформирован в несамоходное учебное судно, 30 декабря 1954 года переименован в «Чорох», и, наконец, 27 декабря 1956 года в «УТС-14».

3 апреля 1958 года исключен из списков флота и превращен в плавучую мишень «ТСЛ-75». В том же году потоплен ракетами во время учебных стрельб в Финском заливе у острова Малый.

Лидер эсминцев «Москва» на полном ходу

Лидер эсминцев «Москва»

(Построен по проекту №1. Заложен: 1932 г., спущен на воду 30.11.1934 г., вошел в состав флота 07.08.1938 г., выведен из состава флота: 26 июня 1941 г. Завод №198, Черноморский флот).

На испытаниях показал скорость выше проектной — 43 узла. В период 1938-1939 г. г. лидер «Москва» совершил два дипломатических визита в Турцию. С началом войны, в числе прочих кораблей обстреливал румынские береговые позиции.

26 июня 1941, во время операции по нанесению артиллерийского удара по Констанце, подорвался на мине (возможно был торпедирован) и затонул. Румыны подобрали 69 человек экипажа из моря.

Лидер эсминцев «Харьков» в Поти, 1942-1943 годы

Лидер эсминцев «Харьков»

(Построен по проекту №1. Заложен: 1932 г., спущен на воду 09.09.1934 г., вошел в состав флота 10.11.1938 г., выведен из состава флота: 06 октября 1943 г. Завод №198, Черноморский флот).

С началом войны, в числе прочих кораблей обстреливал румынские береговые позиции. 26 июня 1941 года, вместе с лидером «Москва», участвовал в нанесении артудара по Константе. Получил повреждения близкими разрывами снарядов, находился в ремонте до 20 июля.

Активно участвовал в обороне Одессы и Севастополя, совершал рейсы с боеприпасами, живой силой, артогнем поддерживал действия сухопутных частей.

6 октября 1943 года, во время операции по уничтожению немецких десантных кораблей, лидер «Харьков» был атакован пикирующими бомбардировщиками Ю-87, получил три попадания 250-кг бомбами. Через несколько часов повторно был атакован бомбардировщиками, получил два прямых попадания и затонул.

Лидер эсминцев «Баку» на Северном флоте, в камуфляжной окраске

Лидер эсминцев «Баку»

(Построен по проекту №38. Заложен: 15.01.1935 г. (завод №198, Николаев), 10.03.1936 г. перезаложен на заводе №199 (Комсомольск-на-Амуре) под именем «Киев». Спущен на воду 25.07.1938 г. и переименован в «Орджоникидзе», к 27 сентября отбуксирован во Владивосток и 27 декабря 1938 г. вошел в состав флота. После начала боевой службы, 25.09.1940 г. переименован в «Баку». Выведен из состава флота в 1963 г. Тихоокеанский и Северный флот).

С 6 мая 1940 г. участвовал в минных постановках и сопровождении транспортов. С 15.07.1942 по 14.10.1942 г. в составе Экспедиции особого на­значения (ЭОН-18), совершил переход с Тихоокеанского на Северный флот, став одним из первых советских боевых кораблей, совершивших переход Северным морским путём с востока на запад.

С 1942 по 1945 год участвовал в боевых действиях в составе Северного флота. За это время прошел свыше 42 ты­сяч миль и провел без потерь 29 оте­чественных и союзных конвоев. 6 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Баку» был награждён орденом Красного Знамени.

С 29.10.1948 по 30.07.1954 г.г. лидер «Баку» находился на капитальном ремонте в Северодвинске, во время которого, 12 января 1949 года, был переклассифицирован в эсминец.

С 17 февраля 1956 года «Баку» баку был переоборудован в опытовое судно,18 апреля 1958 года разоружён и переоборудован в судно-цель ЦЛ-31. С 31 мая 1958 г. «Баку» вновь переклассифицирован (несамоходная плавбаза «ПБ-32»), а с 2 июня 1959 года — в плавказарму «ПКЗ-171».

30 июля 1963 года «Баку» был исключён из списков флота, а затем разобран на металл.

Лидер эсминцев «Тбилиси». Обратите внимание на буквенные обозначения советских лидеров эсминцев: ТБ — Тбилиси, МН — Минск, ЛН — Ленинград, на бортах

Лидер эсминцев «Тбилиси»

(Построен по проекту №38. Заложен: 15.01.1935 г. (завод №198, Николаев), 10.08.1936 г. перезаложен на заводе №199 (Комсомольск-на-Амуре). Спущен на воду 24.07.1939 г., весной 1940 г. отбуксирован во Владивосток и 11 декабря 1940 г. вошел в состав флота. После начала боевой службы, 25.09.1940 г. переименован в «Баку». Выведен из состава флота в 1964 г. Тихоокеанский флот).

С началом войны стал базой для отработки средств и методов защиты кораблей. К концу 1941 года лидер был оборудован штатной системой размагничивания, в дальнейшем стал плавучей лабораторией для исследования воздействия размагничивающего устройства и эффективных методик его применения на флоте.

С началом Войны с Японией, 8 августа 1945 года лидер «Тбилиси»  был включен в состав действующих сил флота. 12 августа из бухты Золотой Рог под флагом командующего флотом И. С. Юмашева корабль высадил роту десанта в составе 100 автоматчиков 354-го отдельного батальона морской пехоты в бухту Витязь, которая в дальнейшем на торпедных катерах была доставлена и высажена в корейском порту Расин в составе основных сил десанта.

3 сентября 1945 года лидер был выведен из состава действующих сил Тихоокеанского флота и поставлен в ремонт. После ремонта (12 января 1949 года) переклассифицирован в эсминец, а затем прошёл очередной ремонт во Владивостоке.

18 апреля 1958 корабль был выведен из боевого состава и превращен в судно-цель «ЦЛ-50», а через год переименован в «ТСП-50». 31 января 1964 исключен из списков флота и затем разобран на металл на базе Главвторчермета во Владивостоке.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

armedman.ru

Ленинград (лидер эскадренных миноносцев) - это... Что такое Ленинград (лидер эскадренных миноносцев)?

«Ленинград» — лидер эскадренных миноносцев проекта 1, построенный для Военно-Морского Флота СССР. Принимал участие в боях в составе Балтийского флота во время советско-финской войны и Великой отечественной войны.

Строительство

Корабль был заложен 5 ноября 1932 года на Судостроительном заводе имени А. А. Жданова. Получил заводской номер 450, строился на заводе №190. Спущен на воду 18 ноября 1933 года, хотя не был ещё достроен (достраивался до 1938 года). В состав Краснознамённого Балтийского флота вошёл 5 декабря 1936 года.

Ввиду фактического достраивания на море 31 июля 1939 года впервые был поставлен на капитальный ремонт для замены трубок у котла №2.

Боевое применение

Зимняя война

С началом советско-финской войны в ноябре 1939 года «Ленинград» был включён в состав группы кораблей эскадры Балтийского флота. С 10 декабря 1939 по 2 января 1940 года совершил два выхода в море для обстрела батарей на островах Тиуринсари и Сааренпя, но не выполнил задания и получил серьёзные повреждения корпуса. Отправился на ремонт после окончания войны.

Между войнами

По окончании ремонта 31 мая 1941 года корабль вышел на ходовые испытания, однако во время первого выхода были повреждены трубки котлов, что привело к внеочередному ремонту. Всего же с момента окончания Финской войны и до начала Великой Отечественной «Ленинград» 9 раз вставал в док для клепки расползавшихся листов подводной части корпуса, смены котлов и изъеденных гребных винтов.

Великая Отечественная война

Оборона Таллина

22 июня 1941 года лидер «Ленинград», входивший в состав 4-го дивизиона ОЛС, дислоцировавшегося в Таллине, был атакован силами немецкого и финского флотов. С 23 июня по 3 июля 1941 года проводил постановку мин на линии Ханко–Осмуссар. Корабль выставил около 400 мин заграждения. В июле на корабль была установлена временная система размагничивающих устройств.

С 22 августа был включён в систему обороны Таллина в качестве сил артподдержки. 23 августа уничтожил некоторые резервы группы армий «Север». 24 августа уничтожил переправу в районе мыса Йыгису через реку Кейла-Йыги, а также 20 неприятельских танков.

Таллинский переход

28 августа принял участие в Таллинском переходе, прикрывая крейсер «Киров». Должен был занять место затонувшего «Якова Свердлова», но проигнорировал приказ комфлота. Во время перехода уничтожил батарею вермахта с мыса Юминда.

29 августа сопровождал повреждённого лидера «Минск». Во время сопровождения уничтожил несколько мин, вечером прибыл к Кронштадту.

Оборона Кронштадта

В первых числах сентября лидер привлекался к постановке мин на тыловой минной позиции, где он выставил более 80 мин в 18 минных заграждениях. 17 сентября его включили в систему обороны города. С 19 сентября атаковался немецкой авиацией. 21 сентября был переведён в Западную группу кораблей, поддерживавших части 8-й и 42-й армий.

22 сентября «Ленинград» во время контрбатарейной стрельбы получил повреждения корпуса, механизмов и некоторых приборов от взрыва немецкого снаряда. Был переведён к Канонерскому острову, но 12 октября во время ведения артиллерийского огня по неприятелю получил опасное повреждение от двух снарядов: первый пробил корпус и затопил цистерны с топливом и водой, осколки второго стали причиной пожара на палубе. 14 октября «Ленинград» поставили на ремонт у стенки завода № 196.

Оборона Ханко

Гарнизон с полуострова Ханко должен был быть эвакуирован в ближайшее время. 2 ноября «Ленинград» был включен во второй отряд. С 9 ноября отряд пытался прорваться к Ханко, но плохая погода помешала дойти до полуострова. 11 ноября отряд снова вышел к полуострову. Ввиду сильной бури протраленная полоса сузилась до 60 м, что сводило на нет все меры противоминного обеспечения идущих за тральщиками кораблей.

К северу от мыса Юминда (65 миль до Ханко) корабли вошли на минное поле, и в тралах начали взрываться мины. Две мины, взорвавшиеся в левом параване на расстоянии 10 и 5 м от борта «Ленинграда», серьёзно повредили корабль: вышли из строя левая турбина, лаг и гирокомпас, в обшивке корпуса появились трещины, поступающая вода затопила семь нефтяных цистерн. Лидер стал на якорь, чтобы устранить повреждения в машинном отделении.

Связь с кораблём была, однако, потеряна. Командир «Ленинграда» решил возвращаться к Гогланду самостоятельно, однако сопровождавший его «Жданов» затонул в 5 часов утра. Тральщик Т-211 провёл поврежденный корабль к Гогланду. К середине дня 12 ноября отряд снова сосредоточился у Гогланда, на рейде Северной деревни. Здесь лидеру передали 100 т мазута, и в тот же день «Ленинград» и эсминец «Стойкий» получили разрешение уйти в Кронштадт.

Блокада Ленинграда

25 ноября «Ленинград» поставили на ремонт, в ходе которого специальным решением Военного Совета КБФ от 8 января 1942 года было приказано смонтировать на «Ленинград» в срок до 25 февраля 1942 года штатную систему размагничивания ЛФТИ. Ремонт длился всю зиму. В мае 1942 года «Ленинград», включенный в артиллерийскую систему обороны города, вел огонь по позициям противника. 14 мая в результате очередного огневого налета противника на город лидер опять получил серьезные повреждения и вновь был поставлен на ремонт.

Деблокада Ленинграда и последующие бои

В 1943 году корабль участвовал в нанесении массированных артиллерийских ударов по узлам сопротивления врага в полосе наступления 55-й армии. В январе 1944 года артиллерия лидера, занимавшего огневую позицию на Малой Невке у моста Строителей, помогла снять блокаду. 10 июня корабль участвовал в мощном артобстреле позиций противника, действовавшего в полосе наступления 21-й армии Ленинградского фронта. До конца войны в море дальше Кронштадта лидер «Ленинград» не выходил ввиду минной опасности.

Послевоенная служба

После войны лидер несколько раз переклассифицировался. 12 января 1949 стал эсминцем. С 19 декабря 1951 года по 25 ноября 1954 года прошел капитальный ремонт и модернизацию. 18 апреля 1958 был выведен из боевого состава КБФ и переоборудован в корабль-цель ЦЛ-75. 13 октября 1959 года включен в состав СФ, 15 сентября 1960 года разоружен и превращен в плавказарму ПКЗ-16. Окончательно 10 августа 1962 переоборудован в судно-мишень СМ-5.

В мае 1963 года при отработке нового ракетного корабельного комплекса потоплен крылатой ракетой П-35 крейсера «Грозный» в Белом море вблизи Соловецких островов.

Ссылки

dic.academic.ru

Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ.

Водоизмещение нормальное 2282 т. полное на 1940 год - 2582 т. Размерения 127.5x11.7x4.18 мВоружение первоначальное 5 - 130/50 Б-13, 2 - 76/55 34К, 2 - 45-мм 21К; 2х4 533-мм торпедных аппаратовБронирования нетМеханизмы 3 паротрурбинных установки мощностью 66000 л.с., 3 винтаCкорость максимальная 43 узла Дальность плавания 2100 миль. Экипаж 250 человек

Номер Фото Размер файла / Контрольная сумма Описание Источник
1. 99k / 642A343BF68DDDDBCB0DBE8AC0021AC0 Корпус "Ленинграда" на стапеле, 1933 год (подробнее) П.И. Качур"Морская коллекция" #6 1998 год. Лидеры типа "Ленинград"http://wunderwaffe.narod.ru
2. 138k / 79936D27D1863F5F45FD0D49B9851497 Лидер "Ленинград" на полном ходу (подробнее) П.И. Качур"Морская коллекция" #6 1998 год. Лидеры типа "Ленинград"http://wunderwaffe.narod.ru
3. 181k / A2C0F8486DA73203F87846AC71079510 Лидер "Ленинград" следует за ледоколом, зима 1939-1940 годов (подробнее) П.И. Качур"Морская коллекция" #6 1998 год. Лидеры типа "Ленинград"http://wunderwaffe.narod.ru
4. 224k / 07948334A58000E9A5EABEF493C43E61 Лидер эскадренных миноносцев "Ленинград" после окончания войны (подробнее) П.И.Качур, А.Б.МоринЛидеры эскадренных миноносцев ВМФ СССРhttp://wunderwaffe.narod.ru
5. 124k / C0724FF078343F5DDE2DAB28EF5BF929 Лидер "Ленинград" на Неве, предположительно в 1945 году (подробнее) П.И. Качур"Морская коллекция" #6 1998 год. Лидеры типа "Ленинград"http://wunderwaffe.narod.ru
6. 122k / 88D120DA7B930CC299F409F970D9FBA2 Эскадренный миноносец "Ленинград" на Неве, после модернизации, вторая половина 1950-х годов (подробнее) П.И. Качур"Морская коллекция" #6 1998 год. Лидеры типа "Ленинград"http://wunderwaffe.narod.ru
7. 118k / 37E454A8176566B8C0D2FE6739917597 Эскадренный миноносец "Ленинград" на Неве, после модернизации, вторая половина 1950-х годов (подробнее) П.И. Качур"Морская коллекция" #6 1998 год. Лидеры типа "Ленинград"http://wunderwaffe.narod.ru
8. 129k / 17E2672B47D2923C1AE9A7FA463FF6CF Эскадренный миноносец "Ленинград" на Неве, 1956 год (подробнее) П.И. Качур"Морская коллекция" #6 1998 год. Лидеры типа "Ленинград"http://wunderwaffe.narod.ru
9. 201k / 461A38CD50794A50230BB13AD4F08E03 Лидер "Ленинград" на Неве (подробнее) П.И. Качур"Морская коллекция" #6 1998 год. Лидеры типа "Ленинград"http://wunderwaffe.narod.ru
10. 242k / 012679B18FBB574CAEABC0E5A17EF486 Лидер эскадренных миноносцев "Ленинград" на Неве, 1 мая 1959 года (подробнее) И. БуничТаллинский переход. Катастрофа. Москва Яуза, 2004 год
11. 176k / 3817FEA09F8F055B58DA03A15CD26854 Эскадренный миноносец "Ленинград" (подробнее) П.И.Качур, А.Б.МоринЛидеры эскадренных миноносцев ВМФ СССРhttp://wunderwaffe.narod.ru

navsource.narod.ru

Реферат Ленинград (лидер эсминцев)

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 Строительство
  • 2 Боевое применение
    • 2.1 Зимняя война
    • 2.2 Между войнами
    • 2.3 Великая Отечественная война
      • 2.3.1 Оборона Таллина
      • 2.3.2 Таллинский переход
      • 2.3.3 Оборона Кронштадта
      • 2.3.4 Оборона Ханко
      • 2.3.5 Блокада Ленинграда
      • 2.3.6 Деблокада Ленинграда и последующие бои
    • 2.4 Послевоенная служба

Введение

«Ленинград» — лидер эскадренных миноносцев проекта 1, построенный для Военно-Морского Флота СССР. Принимал участие в боях в составе Балтийского флота во время советско-финской войны и Великой отечественной войны.

1. Строительство

Корабль был заложен 5 ноября 1932 года на Судостроительном заводе имени А. А. Жданова. Получил заводской номер 450, строился на заводе №190. Спущен на воду 18 ноября 1933 года, хотя не был ещё достроен (достраивался до 1938 года). В состав Краснознамённого Балтийского флота вошёл 5 декабря 1936 года.

Ввиду фактического достраивания на море 31 июля 1939 года впервые был поставлен на капитальный ремонт для замены трубок у котла №2.

2. Боевое применение

2.1. Зимняя война

С началом советско-финской войны в ноябре 1939 года «Ленинград» был включён в состав группы кораблей эскадры Балтийского флота. С 10 декабря 1939 по 2 января 1940 года совершил два выхода в море для обстрела батарей на островах Тиуринсари и Сааренпя, но не выполнил задания и получил серьёзные повреждения корпуса. Отправился на ремонт после окончания войны.

2.2. Между войнами

По окончании ремонта 31 мая 1941 года корабль вышел на ходовые испытания, однако во время первого выхода были повреждены трубки котлов, что привело к внеочередному ремонту. Всего же с момента окончания Финской войны и до начала Великой Отечественной «Ленинград» 9 раз вставал в док для клепки расползавшихся листов подводной части корпуса, смены котлов и изъеденных гребных винтов.

2.3. Великая Отечественная война

2.3.1. Оборона Таллина

22 июня 1941 года лидер «Ленинград», входивший в состав 4-го дивизиона ОЛС, дислоцировавшегося в Таллине, был атакован силами немецкого и финского флотов. С 23 июня по 3 июля 1941 года проводил постановку мин на линии Ханко–Осмуссар. Корабль выставил около 400 мин заграждения. В июле на корабль была установлена временная система размагничивающих устройств.

С 22 августа был включён в систему обороны Таллина в качестве сил артподдержки. 23 августа уничтожил некоторые резервы группы армий «Север». 24 августа уничтожил переправу в районе мыса Йыгису через реку Кейла-Йыги, а также 20 неприятельских танков.

2.3.2. Таллинский переход

28 августа принял участие в Таллинском переходе, прикрывая крейсер «Киров». Должен был занять место затонувшего «Якова Свердлова», но проигнорировал приказ комфлота. Во время перехода уничтожил батарею вермахта с мыса Юминда.

29 августа сопровождал повреждённого лидера «Минск». Во время сопровождения уничтожил несколько мин, вечером прибыл к Кронштадту.

2.3.3. Оборона Кронштадта

В первых числах сентября лидер привлекался к постановке мин на тыловой минной позиции, где он выставил более 80 мин в 18 минных заграждениях. 17 сентября его включили в систему обороны города. С 19 сентября атаковался немецкой авиацией. 21 сентября был переведён в Западную группу кораблей, поддерживавших части 8-й и 42-й армий.

22 сентября «Ленинград» во время контрбатарейной стрельбы получил повреждения корпуса, механизмов и некоторых приборов от взрыва немецкого снаряда. Был переведён к Канонерскому острову, но 12 октября во время ведения артиллерийского огня по неприятелю получил опасное повреждение от двух снарядов: первый пробил корпус и затопил цистерны с топливом и водой, осколки второго стали причиной пожара на палубе. 14 октября «Ленинград» поставили на ремонт у стенки завода № 196.

2.3.4. Оборона Ханко

Гарнизон с полуострова Ханко должен был быть эвакуирован в ближайшее время. 2 ноября «Ленинград» был включен во второй отряд. С 9 ноября отряд пытался прорваться к Ханко, но плохая погода помешала дойти до полуострова. 11 ноября отряд снова вышел к полуострову. Ввиду сильной бури протраленная полоса сузилась до 60 м, что сводило на нет все меры противоминного обеспечения идущих за тральщиками кораблей.

К северу от мыса Юминда (65 миль до Ханко) корабли вошли на минное поле, и в тралах начали взрываться мины. Две мины, взорвавшиеся в левом параване на расстоянии 10 и 5 м от борта «Ленинграда», серьёзно повредили корабль: вышли из строя левая турбина, лаг и гирокомпас, в обшивке корпуса появились трещины, поступающая вода затопила семь нефтяных цистерн. Лидер стал на якорь, чтобы устранить повреждения в машинном отделении.

Связь с кораблём была, однако, потеряна. Командир «Ленинграда» решил возвращаться к Гогланду самостоятельно, однако сопровождавший его «Жданов» затонул в 5 часов утра. Тральщик Т-211 провёл поврежденный корабль к Гогланду. К середине дня 12 ноября отряд снова сосредоточился у Гогланда, на рейде Северной деревни. Здесь лидеру передали 100 т мазута, и в тот же день «Ленинград» и эсминец «Стойкий» получили разрешение уйти в Кронштадт.

2.3.5. Блокада Ленинграда

25 ноября «Ленинград» поставили на ремонт, в ходе которого специальным решением Военного Совета КБФ от 8 января 1942 года было приказано смонтировать на «Ленинград» в срок до 25 февраля 1942 года штатную систему размагничивания ЛФТИ. Ремонт длился всю зиму. В мае 1942 года «Ленинград», включенный в артиллерийскую систему обороны города, вел огонь по позициям противника. 14 мая в результате очередного огневого налета противника на город лидер опять получил серьезные повреждения и вновь был поставлен на ремонт.

2.3.6. Деблокада Ленинграда и последующие бои

В 1943 году корабль участвовал в нанесении массированных артиллерийских ударов по узлам сопротивления врага в полосе наступления 55-й армии. В январе 1944 года артиллерия лидера, занимавшего огневую позицию на Малой Невке у моста Строителей, помогла снять блокаду. 10 июня корабль участвовал в мощном артобстреле позиций противника, действовавшего в полосе наступления 21-й армии Ленинградского фронта. До конца войны в море дальше Кронштадта лидер «Ленинград» не выходил ввиду минной опасности.

2.4. Послевоенная служба

После войны лидер несколько раз переклассифицировался. 12 января 1949 стал эсминцем. С 19 декабря 1951 года по 25 ноября 1954 года прошел капитальный ремонт и модернизацию. 18 апреля 1958 был выведен из боевого состава КБФ и переоборудован в корабль-цель ЦЛ-75. 13 октября 1959 года включен в состав СФ, 15 сентября 1960 года разоружен и превращен в плавказарму ПКЗ-16. Окончательно 10 августа 1962 переоборудован в судно-мишень СМ-5.

В мае 1963 года при отработке нового ракетного корабельного комплекса потоплен крылатой ракетой П-35 крейсера «Грозный» в Белом море вблизи Соловецких островов.

wreferat.baza-referat.ru

Ленинград (лидер эскадренных миноносцев) Википедия

«Ленинград» — лидер эскадренных миноносцев проекта 1, построенный для Военно-Морского Флота СССР. Принимал участие в боях в составе Балтийского флота во время советско-финской войны и Великой Отечественной войны.

Строительство

Корабль был заложен 5 ноября 1932 года на Судостроительном заводе имени А. А. Жданова (завод №190). Получил заводской номер 450. Спущен на воду 18 ноября 1933 года, хотя не был ещё достроен (достраивался до 1938 года). В состав Краснознамённого Балтийского флота вошёл 5 декабря 1936 года.

Ввиду фактического достраивания на море 31 июля 1939 года впервые был поставлен на капитальный ремонт для замены трубок у котла № 2.

Боевое применение

Зимняя война

С началом советско-финской войны в ноябре 1939 года «Ленинград» был включён в состав группы кораблей эскадры Балтийского флота. С 10 декабря 1939 по 2 января 1940 года совершил два выхода в море для обстрела батарей на островах Тиуринсари и Сааренпя, но не выполнил задания и получил серьёзные повреждения корпуса. Отправился на ремонт после окончания войны.

Между войнами

По окончании ремонта 31 мая 1941 года корабль вышел на ходовые испытания, однако во время первого выхода были повреждены трубки котлов, что привело к внеочередному ремонту. Всего же с момента окончания Финской войны и до начала Великой Отечественной «Ленинград» 9 раз вставал в док для клепки расползавшихся листов подводной части корпуса, смены котлов и изъеденных гребных винтов.

Великая Отечественная война

Оборона Таллина

22 июня 1941 года лидер «Ленинград», входивший в состав 4-го дивизиона ОЛС, дислоцировавшегося в Таллине, был атакован силами немецкого и финского флотов. С 23 июня по 3 июля 1941 года проводил постановку мин на линии Ханко-Осмуссар. Корабль выставил около 400 мин заграждения. В июле на корабль была установлена временная система размагничивающих устройств.

С 22 августа был включён в систему обороны Таллина в качестве сил артподдержки. 23 августа уничтожил некоторые резервы группы армий «Север». 24 августа уничтожил переправу в районе мыса Йыгису через реку Кейла-Йыги, а также 20 неприятельских танков.

Таллинский переход

28 августа принял участие в Таллинском переходе, прикрывая крейсер «Киров». Должен был занять место затонувшего «Якова Свердлова», но проигнорировал приказ комфлота. Во время перехода уничтожил батарею вермахта с мыса Юминда.

29 августа сопровождал повреждённого лидера «Минск». Во время сопровождения уничтожил несколько мин, вечером прибыл к Кронштадту.

Оборона Кронштадта

В первых числах сентября лидер привлекался к постановке мин на тыловой минной позиции, где он выставил более 80 мин в 18 минных заграждениях. 17 сентября его включили в систему обороны города. С 19 сентября атаковался немецкой авиацией. 21 сентября был переведён в Западную группу кораблей, поддерживавших части 8-й и 42-й армий.

22 сентября «Ленинград» во время контрбатарейной стрельбы получил повреждения корпуса, механизмов и некоторых приборов от взрыва немецкого снаряда. Был переведён к Канонерскому острову, но 12 октября во время ведения артиллерийского огня по неприятелю получил опасное повреждение от двух снарядов: первый пробил корпус и затопил цистерны с топливом и водой, осколки второго стали причиной пожара на палубе. 14 октября «Ленинград» поставили на ремонт у стенки завода № 196.

Оборона Ханко

Гарнизон с полуострова Ханко должен был быть эвакуирован в ближайшее время. 2 ноября «Ленинград» был включен во второй отряд. С 9 ноября отряд пытался прорваться к Ханко, но плохая погода помешала дойти до полуострова. 11 ноября отряд снова вышел к полуострову. Ввиду сильной бури протраленная полоса сузилась до 60 м, что сводило на нет все меры противоминного обеспечения идущих за тральщиками кораблей.

К северу от мыса Юминда (65 миль до Ханко) корабли вошли на минное поле, и в тралах начали взрываться мины. Две мины, взорвавшиеся в левом параване на расстоянии 10 и 5 м от борта «Ленинграда», серьёзно повредили корабль: вышли из строя левая турбина, лаг и гирокомпас, в обшивке корпуса появились трещины, поступающая вода затопила семь нефтяных цистерн. Лидер стал на якорь, чтобы устранить повреждения в машинном отделении.

Связь с кораблём была, однако, потеряна. Командир «Ленинграда» решил возвращаться к Гогланду самостоятельно, однако сопровождавший его «Жданов» затонул в 5 часов утра. Тральщик Т-211 провёл поврежденный корабль к Гогланду. К середине дня 12 ноября отряд снова сосредоточился у Гогланда, на рейде Северной деревни. Здесь лидеру передали 100 т мазута, и в тот же день «Ленинград» и эсминец «Стойкий» получили разрешение уйти в Кронштадт.

Блокада Ленинграда

25 ноября «Ленинград» поставили на ремонт, в ходе которого специальным решением Военного Совета КБФ от 8 января 1942 года было приказано смонтировать на «Ленинград» в срок до 25 февраля 1942 года штатную систему размагничивания ЛФТИ. Ремонт длился всю зиму. В мае 1942 года «Ленинград», включенный в артиллерийскую систему обороны города, вел огонь по позициям противника. 14 мая в результате очередного огневого налета противника на город лидер опять получил серьезные повреждения и вновь был поставлен на ремонт.

Деблокада Ленинграда и последующие бои

В 1943 году корабль участвовал в нанесении массированных артиллерийских ударов по узлам сопротивления врага в полосе наступления 55-й армии. В январе 1944 года артиллерия лидера, занимавшего огневую позицию на Малой Неве у моста Строителей, помогла снять блокаду. 10 июня корабль участвовал в мощном артобстреле позиций противника, действовавшего в полосе наступления 21-й армии Ленинградского фронта. До конца войны в море дальше Кронштадта лидер «Ленинград» не выходил ввиду минной опасности.

За заслуги в обороне Ленинграда экипаж корабля в 1943 году награждён медалью «За оборону Ленинграда»[1].

Послевоенная служба

После войны лидер несколько раз переклассифицировался. 12 января 1949 стал эсминцем. С 19 декабря 1951 года по 25 ноября 1954 года прошел капитальный ремонт и модернизацию. 18 апреля 1958 был выведен из боевого состава КБФ и переоборудован в корабль-цель ЦЛ-75. 13 октября 1959 года включен в состав СФ, 15 сентября 1960 года разоружен и превращен в плавказарму ПКЗ-16. Окончательно 10 августа 1962 переоборудован в судно-мишень СМ-5.

В мае 1963 года при отработке нового ракетного корабельного комплекса потоплен крылатой ракетой П-35 крейсера «Грозный» в Белом море вблизи Соловецких островов.

Командиры

  • 1938—1939 — В. Н. Лежава
  • 1939—1941 — капитан III ранга С. Д. Солоухин
  • 1941—1942 — капитан III ранга Г. М. Горбачев
  • 12.1942 — 09.1943 — капитан II ранга Г. С. Абашвили[2]
  • 09-11.1943 — капитан III ранга Ротинов Николай Николаевич
  • 1943—1945 — капитан II ранга В. М. Климов
  • 27.01-04.1945 — капитан III ранга Павел Трофимович Гребенчук (врид)
  • 04.1945 — ? — капитан II ранга Е. П. Збрицкий
  • 1946—1947 — Г. П. Васильев

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Лидер эсминцев типа "Ленинград" - Исторический Справочник

Корабли ВМФ Великой Отечественной Войны

3. Лидер эсминцев типа "Ленинград"

"25 июня два лидера - "Москва" и "Харьков" - вышли в море, чтобы обстрелять Констанцу. Эту ударную группу прикрывали крейсер "Ворошилов" и два эсминца. Корабли совершили переход ночью и на рассвете внезапно появились перед Констанцей. В 5 часов утра оба лидера открыли огонь, - вспоминает в своей книге "На флотах боевая тревога" бывший главнокомандующий ВМФ Н. Кузнецов. - По намеченным объектам было выпущено 350 снарядов. На берегу вспыхнули большие пожары: горели нефтебаки... При отходе корабли дали большую скорость - 30 узлов и пошли на зигзаге; в итоге потеряли параваны... и лидер "Москва" подорвался. Раздался оглушительный взрыв, корабль переломился и затонул". Так на третий день войны в бою погиб один из советских лидеров. Поврежденный при обстреле Констанцы "Харьков" вернулся на базу, был отремонтирован и нес боевую службу до 1943 года; в сорок третьем его потопила вражеская авиация. На Балтике воевали лидеры "Ленинград" и "Минск", они участвовали в знаменитом таллинском прорыве, отражали атаки вражеских кораблей, подавляли своим огнем батареи противника, поражали живую силу. Пятый - тихоокеанский лидер "Баку" в 1942 году перешел Северным морским путем на Северный флот, отличился в боях и удостоился ордена Красного Знамени.

История создания этих кораблей восходит к 1920-м годам, когда ведущие морские державы мира выработали новый класс кораблей - лидер эсминцев. Первая мировая война, неимоверно расширившая сферу боевого использования миноносцев, показала, однако, что главенствующая роль в нанесении торпедных ударов перешла к подводным лодкам. Но все-таки оставались боевые задачи, для выполнения которых требовались миноносцы как торпедные корабли: ночные атаки против одиночных кораблей и массированные дневные атаки против вражеских эскадр. Правда, здесь крупные современные эсминцы нашли серьезного конкурента в лице торпедных катеров или малых миноносцев, прикрываемых во время атаки крейсером. Но мощь торпедного залпа эсминца, способная нарушить боевой строй вражеских кораблей, побуждала морских специалистов изыскивать средства для применения этих кораблей в качестве торпедных. В 1920-х годах таким средством считался лидер эсминцев, мыслившийся как хорошо вооруженный, легкий, быстроходный, небронированный крейсер сравнительно небольших размеров. Как флагманский корабль соединения миноносцев, лидер должен был выводить их в атаку, а в группах лидеров участвовать в нападениях на вражеские конвои. Для выполнения таких задач и строились за рубежом первые корабли этого класса - корабли в 1500-1850 т водоизмещением, со скоростью хода 38-42 узла, дальностью плавания до 4-6 тыс. миль, вооруженные пятью-восемью 120-130-мм пушками и шестью торпедными трубами.

Проектирование первого советского лидера поручили тому же конструкторскому бюро, которое спроектировало тральщик типа "Трал" и эсминец типа "Гневный". И выполнение задания стало серьезной школой для коллектива. Лидер типа "Ленинград" был первым столь крупным и мощным кораблем, спроектированным этим бюро. Материалов от царского флота не сохранилось, а на помощь иностранных фирм не приходилось рассчитывать. Все нужно было осваивать, разрабатывать и исследовать самим.

Головной корабль, лидер "Ленинград", ходовые испытания которого начались в 1935 году, принес немало сюрпризов - приятных и неприятных. Так, выяснилось, что удельный расход пара на главные турбины значительно ниже расчетного и что гидродинамические качества корпуса выше, чем предполагалось. Использование этих запасов привело к тому, что скорость лидера оказалась почти на 4 узла выше проектной и составила 44 узла. Таков неожиданный итог неопытности и осторожности конструкторов, принявших при проектировании турбин и корпусов большие запасы.

Лидеры типа "Ленинград" были достойными представителями своего класса. Вооруженные пятью 130-мм пушками, двумя четырехтрубными торпедными аппаратами и мощным зенитным вооружением, они представляли собой серьезного противника для вражеских кораблей. А три винта, приводимые в действие тремя турбинами, по 22 тыс. л.с. каждая, давали им преимущество в скорости и маневренности перед любым иностранным кораблем того времени.

Кроме приятных неожиданностей, при проектировании и постройке лидеров оказалось немало сюрпризов неприятных, хотя и важных для приобретения опыта. При первых же испытаниях головного корабля обнаружилась сильная эрозия гребных винтов у комлей лопастей. После нескольких часов полного хода на лопастях вырубалась канавка шириной около 15 мм и глубиной 20- 25 мм. Заделка этих канавок самыми прочными инструментальными сталями ни к чему не привела. Так на лидерах типа "Ленинград" советские кораблестроители впервые столкнулись с кавитацией. Лишь после того, как гидродинамики научились вызывать эрозию на модели винта в кавитационной трубе, явление изучили и нашли средства борьбы с ним. В 1939 году, знакомясь с германским судостроением, наши специалисты узнали, что немецкие эсминцы страдали от кавитационной эрозии еще сильнее. Немцы пошли на снижение числа оборотов гребного винта, увеличение его диаметра, утолщение гребного вала и переделку дейдвудного устройства. Советским же конструкторам удалось решить задачу без существенных переделок не только гребного вала и дейдвудных устройств, но и самих винтов.

Боевой опыт второй мировой войны не подтвердил построений военно-морских специалистов: ни в одном флоте мира лидерам не довелось выводить эсминцы в атаки против вражеских эскадр. Не довелось делать этого и советским лидерам. Но в суровых буднях войны в полной мере раскрылись боевые качества этих кораблей: наряду с эсминцами лидеры были настоящими "паровыми лошадьми" войны, уникальными по универсальности использования, успешно решавшими широчайший круг боевых задач.

Вернуться в

КОРАБЛИ ВМФ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Вернуться в

МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮ

Вернуться в

ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в

КАРТУ САЙТА

historius.narod.ru

Ленинград (лидер эсминцев) Википедия

«Ленинград» — лидер эскадренных миноносцев проекта 1, построенный для Военно-Морского Флота СССР. Принимал участие в боях в составе Балтийского флота во время советско-финской войны и Великой Отечественной войны.

Строительство

Корабль был заложен 5 ноября 1932 года на Судостроительном заводе имени А. А. Жданова (завод №190). Получил заводской номер 450. Спущен на воду 18 ноября 1933 года, хотя не был ещё достроен (достраивался до 1938 года). В состав Краснознамённого Балтийского флота вошёл 5 декабря 1936 года.

Ввиду фактического достраивания на море 31 июля 1939 года впервые был поставлен на капитальный ремонт для замены трубок у котла № 2.

Боевое применение

Зимняя война

С началом советско-финской войны в ноябре 1939 года «Ленинград» был включён в состав группы кораблей эскадры Балтийского флота. С 10 декабря 1939 по 2 января 1940 года совершил два выхода в море для обстрела батарей на островах Тиуринсари и Сааренпя, но не выполнил задания и получил серьёзные повреждения корпуса. Отправился на ремонт после окончания войны.

Между войнами

По окончании ремонта 31 мая 1941 года корабль вышел на ходовые испытания, однако во время первого выхода были повреждены трубки котлов, что привело к внеочередному ремонту. Всего же с момента окончания Финской войны и до начала Великой Отечественной «Ленинград» 9 раз вставал в док для клепки расползавшихся листов подводной части корпуса, смены котлов и изъеденных гребных винтов.

Великая Отечественная война

Оборона Таллина

22 июня 1941 года лидер «Ленинград», входивший в состав 4-го дивизиона ОЛС, дислоцировавшегося в Таллине, был атакован силами немецкого и финского флотов. С 23 июня по 3 июля 1941 года проводил постановку мин на линии Ханко-Осмуссар. Корабль выставил около 400 мин заграждения. В июле на корабль была установлена временная система размагничивающих устройств.

С 22 августа был включён в систему обороны Таллина в качестве сил артподдержки. 23 августа уничтожил некоторые резервы группы армий «Север». 24 августа уничтожил переправу в районе мыса Йыгису через реку Кейла-Йыги, а также 20 неприятельских танков.

Таллинский переход

28 августа принял участие в Таллинском переходе, прикрывая крейсер «Киров». Должен был занять место затонувшего «Якова Свердлова», но проигнорировал приказ комфлота. Во время перехода уничтожил батарею вермахта с мыса Юминда.

29 августа сопровождал повреждённого лидера «Минск». Во время сопровождения уничтожил несколько мин, вечером прибыл к Кронштадту.

Оборона Кронштадта

В первых числах сентября лидер привлекался к постановке мин на тыловой минной позиции, где он выставил более 80 мин в 18 минных заграждениях. 17 сентября его включили в систему обороны города. С 19 сентября атаковался немецкой авиацией. 21 сентября был переведён в Западную группу кораблей, поддерживавших части 8-й и 42-й армий.

22 сентября «Ленинград» во время контрбатарейной стрельбы получил повреждения корпуса, механизмов и некоторых приборов от взрыва немецкого снаряда. Был переведён к Канонерскому острову, но 12 октября во время ведения артиллерийского огня по неприятелю получил опасное повреждение от двух снарядов: первый пробил корпус и затопил цистерны с топливом и водой, осколки второго стали причиной пожара на палубе. 14 октября «Ленинград» поставили на ремонт у стенки завода № 196.

Оборона Ханко

Гарнизон с полуострова Ханко должен был быть эвакуирован в ближайшее время. 2 ноября «Ленинград» был включен во второй отряд. С 9 ноября отряд пытался прорваться к Ханко, но плохая погода помешала дойти до полуострова. 11 ноября отряд снова вышел к полуострову. Ввиду сильной бури протраленная полоса сузилась до 60 м, что сводило на нет все меры противоминного обеспечения идущих за тральщиками кораблей.

К северу от мыса Юминда (65 миль до Ханко) корабли вошли на минное поле, и в тралах начали взрываться мины. Две мины, взорвавшиеся в левом параване на расстоянии 10 и 5 м от борта «Ленинграда», серьёзно повредили корабль: вышли из строя левая турбина, лаг и гирокомпас, в обшивке корпуса появились трещины, поступающая вода затопила семь нефтяных цистерн. Лидер стал на якорь, чтобы устранить повреждения в машинном отделении.

Связь с кораблём была, однако, потеряна. Командир «Ленинграда» решил возвращаться к Гогланду самостоятельно, однако сопровождавший его «Жданов» затонул в 5 часов утра. Тральщик Т-211 провёл поврежденный корабль к Гогланду. К середине дня 12 ноября отряд снова сосредоточился у Гогланда, на рейде Северной деревни. Здесь лидеру передали 100 т мазута, и в тот же день «Ленинград» и эсминец «Стойкий» получили разрешение уйти в Кронштадт.

Блокада Ленинграда

25 ноября «Ленинград» поставили на ремонт, в ходе которого специальным решением Военного Совета КБФ от 8 января 1942 года было приказано смонтировать на «Ленинград» в срок до 25 февраля 1942 года штатную систему размагничивания ЛФТИ. Ремонт длился всю зиму. В мае 1942 года «Ленинград», включенный в артиллерийскую систему обороны города, вел огонь по позициям противника. 14 мая в результате очередного огневого налета противника на город лидер опять получил серьезные повреждения и вновь был поставлен на ремонт.

Деблокада Ленинграда и последующие бои

В 1943 году корабль участвовал в нанесении массированных артиллерийских ударов по узлам сопротивления врага в полосе наступления 55-й армии. В январе 1944 года артиллерия лидера, занимавшего огневую позицию на Малой Неве у моста Строителей, помогла снять блокаду. 10 июня корабль участвовал в мощном артобстреле позиций противника, действовавшего в полосе наступления 21-й армии Ленинградского фронта. До конца войны в море дальше Кронштадта лидер «Ленинград» не выходил ввиду минной опасности.

За заслуги в обороне Ленинграда экипаж корабля в 1943 году награждён медалью «За оборону Ленинграда»[1].

Послевоенная служба

После войны лидер несколько раз переклассифицировался. 12 января 1949 стал эсминцем. С 19 декабря 1951 года по 25 ноября 1954 года прошел капитальный ремонт и модернизацию. 18 апреля 1958 был выведен из боевого состава КБФ и переоборудован в корабль-цель ЦЛ-75. 13 октября 1959 года включен в состав СФ, 15 сентября 1960 года разоружен и превращен в плавказарму ПКЗ-16. Окончательно 10 августа 1962 переоборудован в судно-мишень СМ-5.

В мае 1963 года при отработке нового ракетного корабельного комплекса потоплен крылатой ракетой П-35 крейсера «Грозный» в Белом море вблизи Соловецких островов.

Командиры

  • 1938—1939 — В. Н. Лежава
  • 1939—1941 — капитан III ранга С. Д. Солоухин
  • 1941—1942 — капитан III ранга Г. М. Горбачев
  • 12.1942 — 09.1943 — капитан II ранга Г. С. Абашвили[2]
  • 09-11.1943 — капитан III ранга Ротинов Николай Николаевич
  • 1943—1945 — капитан II ранга В. М. Климов
  • 27.01-04.1945 — капитан III ранга Павел Трофимович Гребенчук (врид)
  • 04.1945 — ? — капитан II ранга Е. П. Збрицкий
  • 1946—1947 — Г. П. Васильев

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru