Петр Нестеров. Жизнь «мертвой петли». Летчик нестеров


Небо Нестерова. История русского лётчика, изменившего авиацию | История | Общество

Среди тех, кто стоял у истоков мировой авиации, немало имён русских учёных, инженеров, конструкторов. Пётр Николаевич Нестеров совмещал себе все эти три ипостаси. Человек, известный всему миру как основоположник высшего пилотажа, прожил очень короткую жизнь, но успел оставить яркий след.

Он родился в Нижнем Новгороде 15 (27 по новому стилю) февраля 1887 года в семье офицера-воспитателя кадетского корпуса Николая Фёдоровича Нестерова.

Петру не было и трёх лет, когда умер отец. Мать, оставшаяся с четырьмя детьми на руках, не имела средств к существованию. Семье пришлось переселиться в так называемый Вдовий дом: казённое учреждение для неимущих, увечных или престарелых вдов.

Петр Николаевич Нестеров Петр Николаевич Нестеров Фото: РИА Новости

В 10 лет Петю приняли в Нижегородский кадетский корпус, где ранее работал отец. Мальчик учился с интересом, проявлял усидчивость и прилежание, был у педагогов на хорошем счету.

В результате он вошёл в число шести лучших кадетов своего выпуска, которые были направлены для дальнейшего обучения в Михайловское артиллерийское училище.

Окончив училище с отличием в 1906 году, Нестеров был произведён в чин подпоручика и направлен в 9 Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду.

Полеты по науке

Молодой офицер проявлял интерес к различным техническим новинкам. Во Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте Нестеров обратил внимание на аэростат и предложил офицерам роты идею об использовании его как наблюдательного пункта для корректирования артиллерийской стрельбы.

Он сам разработал правила для воздушных корректировщиков, лично поднимаясь на аэростате.

Но затем роту расформировали, а заболевший Нестеров был переведён в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду «по климатическим условиям сроком на один год».

Во Владикавказе, на новом месте службы, в 1910 году Нестеров впервые встретился с авиацией. Артемий Кацан, пилот-авиатор, построивший планёр собственной конструкции, пробудил в Нестерове новое увлечение.

Молодой человек не просто хотел летать: он стремился досконально изучить законы, которым подчиняется самолёт в воздухе, и на базе этих знаний создать более совершенную конструкцию летального аппарата.

Летом 1911 года, приехав в отпуск в Нижний Новгород, Нестеров познакомился с Петром Соколовым, учеником основоположника отечественного воздухоплавания профессора Жуковского. Вскоре энтузиаст стал членом Нижегородского общества воздухоплавания.

Петр Нестеров среди членов Киевского общества воздухоплавания. 1910-е Пётр Нестеров среди членов Киевского общества воздухоплавания. 1910-е. Фото: Commons.wikimedia.org

«Летчик выдающийся»

Нестеров разрабатывает первые проекты самолёта собственной конструкции, а в октябре 1911 года становится курсантом Петербургской офицерской воздухоплавательной школы. В сентябре 1912 года Петр Нестеров совершает свой первый самостоятельный полёт.

Инструкторам с Нестеровым непросто: он заявляет им, что существующие методы пилотирования несовершенны, и самолёт в руках человека способен на большее.

Он отлично знает математику и механику, а набравшись лётного опыта, ставит смелые эксперименты. Теоретически обосновав возможность выполнения глубоких виражей,  он сам продемонстрировал их на практике.

Нестеров настаивал: самолёт при правильном пилотировании может успешно совершать посадку с выключенным двигателем. Забираясь на предельные по тем временам высоты, он выключал двигатель, и, выключив мотор, кругами и восьмёрками приводил самолёт на аэродром.

Для чего это нужно, Нестеров показал на собственном примере: в январе 1913 года у него в полёте загорелся бензин в карбюраторе, после чего мотор остановился. Не потерявший самообладания пилот привёл машину на аэродром.

После этого начальство в характеристике на Нестерова писало так: «Пётр Нестеров — лётчик выдающийся. Технически подготовлен отлично. Энергичный и дисциплинированный. Нравственные качества очень хорошие».

Макет самолёта «Ньюпор», на котором Нестеров совершил «мёртвую петлю» Макет самолёта «Ньюпор», на котором Нестеров совершил «мёртвую петлю». Фото: Commons.wikimedia.org

«Мёртвая петля»

Но была идея, которую принимали в штыки даже друзья. Нестеров утверждал: на самолёте можно выполнять «мёртвую петлю». «Воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях. Он будет удерживать в любом положении самолёт при правильном управлении им», — писал он.

Когда на лекциях Нестеров рисовал схему выполнения этой фигуры, шутники вместо «петли» пририсовывали прямую линию до земли, где изображали холмик с крестом: дескать, автор сумасбродной идеи убьётся, если попробует воплотить её в жизнь.

Но 27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем самолёт «Ньюпор-4» с двигателем «Гном» в 70 л. с., пилотируемый Нестеровым, выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости.

Официальный рапорт гласил: лётчик на высоте 800-1000 метров выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров включил мотор, поднял самолёт вверх, описал вертикальную петлю и пошёл в пике. Мотор снова выключил, выровнял самолёт и, спускаясь по плавной спирали, благополучно приземлился.

Как говорится, нет пророка в своём отечестве. Первенство Нестерова едва не было поставлено под сомнение. Всего через несколько дней после русского пилота «мёртвую петлю» исполнил французский летчик Адольф Пегу.

О достижении Пегу с восторгом писали газеты мира, в то время как про Нестерова почти никто не знал. Однако россиянин проявил характер, разослав телеграммы в российские газеты: «Императорскому аэроклубу уже давно необходимо подтвердить, что первую „мёртвую петлю“ совершил русский лётчик».

Пегу оказался человеком порядочным: приехав в Россию на показательные выступления, он встретился с Нестеровым и, сравнив даты первого выполнения «мёртвой петли», признал приоритет русского коллеги.

Плакат времён Первой мировой войны «Подвиг и гибель лётчика Нестерова» Плакат времён Первой мировой войны «Подвиг и гибель лётчика Нестерова». Фото: Commons.wikimedia.org

Таран

К началу Первой мировой войны Нестеров являлся командиром 11 корпусного авиаотряда.  Отряд Нестерова был отправлен на Юго-Западный фронт, где принимал участие в боях за Львов.

Здесь он одним из первых в России применил методику бомбометания приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. Результаты оказались столь эффективными, что австро-венгерское командование назначило награду за уничтожение самолёта Нестерова.

Первая мировая война фактически стала первым крупным конфликтом, в котором широко применялась военная авиация. Техники воздушного боя не было вовсе: военное командование полагало, что единственной сферой применения самолётов может быть только разведка. На самолёты не ставили пулемётов, полагая, что это будет отвлекать пилотов. В результате лётчики выясняли отношения в воздухе при помощи револьверов и винтовок.

У Нестерова, как обычно, был свой взгляд на воздушный бой. В официальных документах было записано так: «Штабс-капитан Нестеров… выражал мнение, что является возможным сбить неприятельский воздушный аппарат ударами сверху колёсами собственной машины по поддерживающим поверхностям неприятельского аппарата, причём допускал возможность благополучного исхода для таранящего лётчика».

26 августа (8 сентября по новому стилю) 1914 года в районе городка Жолква появился австрийский самолёт-разведчик «Альбатрос», в котором находились пилот Франц Малина и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь. Австрийцы полагали, что находятся в безопасности: выстрелами с земли достать находящийся на большой высоте самолёт не получалось.

Тогда с российского аэродрома поднялся лёгкий самолет «Моран», пилотируемый Нестеровым.

То, что произошло дальше, вошло в историю авиации как первый таран. Самолёт Нестерова нагнал тяжёлый «Альбатрос» и врезался в него.

Это не было актом самопожертвования: как считают специалисты, русский пилот намеревался нанести шасси своего аэроплана удар по краю несущей плоскости противника. Но полёты велись с высокой интенсивностью, Нестеров был переутомлён и допустил ошибку. Удар пришёлся в середину «Альбатроса», колёса «Морана» попали под верхнюю плоскость, а винт и мотор ударили по ней сверху. Оторвавшийся мотор самолёта Нестерова упал отдельно. Скорее всего, пилот погиб в момент столкновения.

Австрийский самолёт какое-то время держался в воздухе, но затем из-за полученных повреждений рухнул на землю. Оба австрийских пилота также погибли.

Фото: Commons.wikimedia.org

Память о герое

Обнаруженное тело погибшего русского лётчика было доставлено в Киев, где его похоронили с высшими воинскими почестями.

На месте гибели Петра Нестерова ещё в 1914 году был установлен монумент. В 1951 году Жолкву переименовали в Нестеров. Власти независимой Украины вернули Жолкве историческое название, а монумент в честь героя, а также открытый в городе музей не включили в список памятников истории и культуры. В результате музей был разорён, а с монумента украли барельеф из нержавеющей стали. Даже дорожки из бетонных плит, ведущие к памятнику, разобрали и увезли.

В самом Киеве, впрочем, до сих пор сохранились мемориальные знаки в честь Нестерова и его «мёртвой петли», и даже есть пока небольшая улица, носящая имя русского лётчика. Хочется надеяться, что хотя бы память легендарного пилота современные украинские власти оставят в покое.

www.aif.ru

Нестеров Пётр Николаевич - Российская авиация

0.Нестеров Петр Николаевич.0.Нестеров Петр Николаевич.

Пётр Николаевич Нестеров (1887-1914).

Знаменитый русский военный лётчик, основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова). Погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран.

Родился в Нижнем Новгороде 15 (27) февраля 1887 года в семье офицера-воспитателя кадетского корпуса Николая Федоровича Нестерова (1863-1890). После неожиданной смерти отца материальное положение семьи сильно ухудшилось. Его мать, Маргарита Викторовна, не имея средств на оплату жилья, была вынуждена переехать вместе с четырьмя детьми во Вдовий дом. 26 августа (7 сентября) 1897 года Нестеров поступил в Нижегородский кадетский корпус, где в своё время его отец занимал должность воспитателя. В 1904 году Нестеров закончил корпус. После окончания корпуса Пётр Николаевич в числе шести лучших выпускников был направлен в Михайловское артиллерийское училище.

После обучения в Михайловском артиллерийском училище, 29.10.1906 г. был выпущен в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду, служил во Владивостоке, где лично разработал правила корректирования стрельбы из аэростата.С 31.12.1906 г. — в бригаде.С 27.04.1907 г. — делопроизводитель 2-й батареи. Командирован в Офицерский класс Офицерской воздухоплавательной школы.31.05.1913 г., по окончании Авиационного отдела той же школы, командирован в г. Киев, с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте, затем ко 2-му авиационному отряду.23.06.1913 г. 2-й авиационный отряд переименован в 11-й авиационный отряд (с 08.08.1913 г. — 11-й корпусной авиационный отряд).С 29.06.1913 г. по 20.11.1913 г. — временно и.д. начальника отряда.09.09.1913 г. первым в мире выполнил «мертвую петлю» — фигуру пилотажа, впоследствии названную в честь него «петлей Нестерова».Занимался изучением маневренных возможностей самолетов. Подробно исследовал работу рулей управления самолетом на глубоких виражах. Организовал несколько групповых дальних перелетов, участвуя в них лично.С 21.02.1914 г. — начальник 11-го корпусного авиационного отряда.Погиб 26 августа 1914 года, совершив таран австрийского самолета-разведчика.

Награды:-орден Св. Станислава 3-й ст. — ВП от 25.12.1912 г.;-орден Св. Анны 3-й ст. — ВП от 07.03.1913 г.;-орден Св. Владимира 4-й ст. — ВП от 09.08.1914 г.;-орден Св. Георгия 4-й ст. — ВП от 23.04.1915 г. «за то, что в бою 26-го августа 1914 г., заметив в воздухе над г. Жолкевым неприятельский аэроплан, производивший разведку, по личной инициативе, поднявшись на аппарате, протаранил неприятельский аэроплан, упавший с двумя летчиками около д. Вола-Высоцка, при этом сам погиб славной смертью героя.»

Участвуя в Первой Мировой войне, Нестеров сражался на Юго-Западном фронте с австрийской авиацией. Особенно досаждал русским авиаторам самолет системы «Альбатрос», который почти ежедневно появлялся над их аэродромом в районе Жолквы Львовской губернии. 26 августа 1914 года «Альбатрос» появлялся дважды. Первый раз противник, как говорится, удрал от Нестерова, но вскоре появился снова. И тогда Петр Николаевич решил совершить таран. По свидетельству очевидцев этого события поручиков В.Соколова и А.Кованько-младшего, австриец летел на высоте 1000-1500 м. Нестеров на своем быстроходном «Моране» пошел наперерез «Альбатросу».Австриец снова попытался удрать, разгоняя самолет за счет снижения на полных оборотах мотора. Маневры П.Н.Нестерова быстры и решительны. «Нестеров зашел сзади, — пишет исследователь К.И.Трунов, — догнал австрийца и ударил «Альбатрос», как сокол бьет неуклюжую цаплю. Сверкнули в воздухе светлые крылья «Морана», и он врезался в австрийский самолет. Было 12 часов 5 минут. После тарана «Моран» стал по спирали падать вниз. От самолета отделился мотор — он упал метрах в 130 от самолета… П.Н.Нестерова выбросило из поврежденного самолета, и он упал метрах в 25 от него. Момент, когда Нестеров был выброшен из самолета, установить не удалось. По одним показаниям, это произошло в момент столкновения, по другим — значительно позже.»Это был первый таран в истории мировой авиации, а гибель отважного летчика по праву считается героической.

После гибели П.Н.Нестерова заботу о семье взял на себя его друг Владимир Иванович Докучаев. В.И.Докучаев длительное время преподавал в Горьковском (Нижегородском) речном училище, читая курсантам судомеханического отделения курс теории двигателей внутреннего сгорания (дизелей).

В 1914 году на месте гибели Петра Нестерова у г. Жолква (с 1951 по 1992 — г. Нестеров) был сооружён монумент. Позднее, в 1980 году, здесь построили мемориал памяти героя-авиатора: памятник с мёртвой петлёй, заканчивающейся взлётом вверх реактивного самолёта и небольшой музей. Расположение мемориала: на дороге Жовква — Рава-Русская в населённом пункте Воля-Высоцкая. Во время «нэзалэжной» украины музей был заброшен и разграблен.

Семья:Старший брат — Николай Нестеров (генерал-майор интендантской службы, умер в 1950 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве).Старшая сестра — Александра.Младший брат — Михаил (военный лётчик, погиб при испытании нового аэроплана в 1914 г.).Жена Петра Нестерова — Н.Р.Нестерова, урождённая Ядвига Луневская, дочь польского крестьянина.Дети: Пётр (1911-1955) и Маргарита (1909-1995).

В 1962 году Международная авиационная федерация ввела переходный приз для победителя первенства мира по высшему пилотажу — кубок имени П.Н.Нестерова.В 1958 году именем Петра Нестерова названа улица в Киеве на Шулявке вблизи бывшего Сырецкого ипподрома, где он впервые выполнил петлю Нестерова (улица Петра Нестерова)В 1961 году именем лётчика названа улица в Москве (улица Пилота Нестерова).В его честь город Жолква Львовской области (Украина) с 1951 по 1992 годы носил название «Нестеров».Его именем были названы улицы и переулки в разных городах: Санкт-Петербурге, Гатчине, Минске, Нижнем Новгороде и Балашихе.Установлены памятники в Киеве и Нижнем Новгороде, бюст в Казани.Имя «Нестеров» присвоено астероиду № 3071.В честь П.Н.Нестерова названа государственная награда Российской Федерации — медаль Нестерова (учреждена Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года № 442 «О государственных наградах Российской Федерации»).

2.Поручик П.Н.Нестеров у своего планера. Нижний Новгород. 1911 г.2.Поручик П.Н.Нестеров у своего планера. Нижний Новгород. 1911 г.

Поручик П.Н.Нестеров у своего планера. Нижний Новгород, 1911 г.

3.П.Н.Нестеров со своим механиком у самолета Ньюпор-4.3.П.Н.Нестеров со своим механиком у самолета Ньюпор-4.

П.Н.Нестеров с механиком у самолета «Ньюпор-4».

4.Нестеров Петр Николаевич.4.Нестеров Петр Николаевич.

Нестеров Петр Николаевич. Открытка.

4а.Петля Нестерова4а.Петля Нестерова

Петля Нестерова. Схема.

5.Рапорт Нестерова о переводе в авиационный отдел ОВШ.5.Рапорт Нестерова о переводе в авиационный отдел ОВШ.

Рапорт Нестерова о переводе в авиационный отдел ОВШ.

6.Медаль Нестерова6.Медаль Нестерова

Медаль Нестерова.

.

.Список источников:М.С.Нешкин, В.М.Шабанов. Биографический справочник «Авиаторы — кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов.»П.Д.Дузь. История воздухоплавания и авиации в России (период до 1914 года).Сайт «РЕТРОПЛАНЪ» (retroplan.ru).Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Нестеров Петр Николаевич».

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Петр Нестеров. Жизнь «мертвой петли»

Петр Николаевич Нестеров прожил всего 27 лет, его яркая жизнь военного летчика составляет всего лишь года три, однако имя великого аса осталось в пантеоне русской славы на века. Его жизнь подобна метеору. В считанные годы Нестеров вырос из провинциального артиллерийского офицера в национального героя. 27 февраля нынешнего года исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося летчика.

Поразительно, но и сегодня, в эпоху несоизмеримых с нестеровскими по сложности летательными аппаратами, вклад Петра Николаевича в развитие авиации сохраняет свою актуальность. Ведь Петр Нестеров - родоначальник высшего пилотажа, автор первой в мире «мертвой петли», ныне носящей его имя - «петли Нестрова». Историки русской авиации сообщают, что за петлей Нестерова последовали перевернутый полет И. И. Кульнева, штопор К. К. Арцеулова, множество новых фигур, освоенных на мощных современных самолетах нашими мастерами высшего пилотажа Ю. А. Братолюбовым, В. А. Степанченком, В. П. Чкаловым, С. П. Супруном. А в послевоенные годы отечественные летчики первыми в истории авиации освоили выполнение фигур высшего пилотажа на реактивных самолетах.

Таран Нестерова - наиболее решительная форма воздушного боя - был, есть и остается только русской тактикой боя в воздухе. Он был неоднократно повторен советскими летчиками и в боях над рекой Халхин-Гол и в годы Великой Отечественной войны с германским фашизмом. Удивительно, но наши летчики научились сохранять при этом свои боевые самолеты.

Однако охват новых летных функций Нестерова намного шире: он подал пример полетов в условиях «нелетной» погоды, первым практически испытал некоторые виды военного применения авиации, раздвинул рамки полетов далеко за пределы границ аэродромов.

Новаторские конструкторские идеи Нестерова, в частности изобретенная им оригинальная система изменения в полете угла установки крыльев, получили свое развитие в работах отечественных авиационных конструкторов в 1950-1960-х годах.

 

 

Штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров

* * *

Петр Нестеров родился в ночь на 15 (27) февраля 1887 года в Нижнем Новгороде в семье воспитателя кадетского корпуса штабс-капитана Н. Ф. Нестерова. Без отца остался рано, был на попечении матери Маргариты Викторовны, воспитывавшей четверых детей. Не имея средств на оплату жилья, она вынуждена была переехать вместе с детьми во Вдовий дом.

 

 

Петр Нестеров (стоит слева) в кругу семьи. Фото начала ХХ века

В 1897 году П. Нестеров поступил и 10 (23) августа 1904 года успешно окончил Нижегородский кадетский корпус имени Аракчеева. В 1906 году в числе лучших завершил курс Михайловского артиллерийского училища и получил офицерский чин подпоручика. До 1909 года служил в 9-й Восточно-Сибирской артиллерийской бригаде во Владивостоке, где лично разработал правила корректирования стрельбы из аэростата.

В 1909 году был прикомандирован к воздухоплавательной роте. Показательный штрих к портрету воина-интеллигента: запретом в своем подразделении ругани и рукоприкладства Нестеров снискал уважение солдат.

В 1910 году П. Нестеров заболел и был переведен по показаниям врачей в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду сроком на один год. Во Владикавказе он познакомился с авиатором Артемием Кацаном, построившим планер собственной конструкции. «Мое увлечение авиацией началось с 1910 года... - вспоминал П. Нестеров. - Я поставил себе задачу построить такой аппарат, движения которого меньше всего зависели бы от окружающих условий и почти всецело подчинялись бы воле пилота».

В 1911 году П.Н. Нестеров вместе с П. П. Соколовым, учеником знаменитого Н. Е. Жуковского, построил свой первый планер.

В октябре 1911 года поручик Нестеров был зачислен в Офицерскую воздухоплавательную школу Санкт-Петербурга, а 29 августа (11 сентября) 1912 года - в Гатчинскую авиационную школу. 28 сентября (11 октября) 1912 года Нестеров получил звание пилота-авиатора, а 5 октября - звание военного летчика и назначен в формируемый авиаотряд при 7-й воздухоплавательной роте.

Став в Гатчинской школе пилотом, Нестеров занялся и конструкторской деятельностью. Еще в 1910 году, будучи артиллеристом, он построил планер и летал на нем.

 

 

П.Н. Нестеров у построенного им планера. Нижний Новгород, 1911 год

Позже на основе изучения полета птиц разработал проект оригинального самолета без вертикального оперения. С 1909 года занимался проектом самолета, в котором решал задачу устойчивости и безопасности полетов. Работы П. Нестерова над проектом самолета объяснялись его стремлением обеспечить устойчивость и безопасность полета летательных аппаратов. Слабая техническая грамотность авиаторов в то время, незнание ими важнейших законов устойчивости самолета вызывало у них боязнь виражей и кренов. Как говорится, летали по прямой. П. Нестеров пришел к выводу, что поворот самолета всегда должен сопровождаться соответствующим креном и что «как бы ни был велик крен аппарата, он не опасен, если угол крена соответствует крутизне поворота». «В воздухе везде опора», - были его слова.

В составе авиационного отряда П. Нестеров был переведен из Петербурга в Варшаву, где в ноябре 1912 года начал тренировочные вылеты на боевых «Ньюпорах» и зарекомендовал себя как летчик - экспериментатор. Так, во время одного из полётов он набрал высоту 1600 метров (что уже было достижением) и, выключив мотор, кругами, восьмёрками спланировал над Варшавой, чем «привел товарищей в трепет».

Система планирования с выключенным мотором и исключительное самообладание помогли Нестерову 25 января 1913 года избежать гибели, когда во время очередного полёта загорелся бензин в карбюраторе самолета и мотор остановился. Это нагляднее всего доказало лётчикам и начальству превосходство нового метода управления самолётом. Пришло и первое признание заслуг пилота. В характеристике от января 1913 года отмечалось: «Петр Нестеров: летчик выдающийся. Технически подготовлен отлично. Энергичный и дисциплинированный. Нравственные качества очень хорошие».

Уже находясь в Киеве, в начале 1914 года с помощью механика Г. М. Нелидова Петр Николаевич изготовил ряд узлов, которые были опробованы на переделанном «Ньюпоре-IV»: укоротив фюзеляж на 0,7 м, снял вертикальное оперение, рули высоты сохранил, но их размах значительно увеличил.

П.Н. Нестеров и механик Г. М. Нелидов, с которым он совершил перелет из Киева в Гатчину

В Киеве весте с женой Надеждой (урожденной Ядвигой Рафаиловной Луневской, полькой) и детьми штабс-капитан П. Нестеров поселился в доме № 5 на нынешней улице Московской. Этот дом стал неофициальным центром городской воздухоплавательной элиты. Два раза в неделю там собирались военные конструкторы Киева и велись дискуссии об авиации, литературе, искусстве.

 

 

П.Н. Нестеров с детьми

В Киеве состоялась летная карьера Нестерова. Нужно отметить, что в начале ХХ века, то есть, как сказали бы теперь свидомиты, «под гнетом Российской империи», Киев считался в Европе ведущим центром по подготовке летчиков и авиаконструкторов. Здесь начинали свою деятельность известные на весь мир авиаконструкторы И. Сикорский, Е. Касьяненко, А. Карпека.

В 1913 году Петр Нестеров разработал исследовательскую конструкцию семицилиндрового двигателя воздушного охлаждения. Занимался строительством одноместного скоростного самолета, закончить который помешала война. Располагая знаниями в области математики и механики, имея достаточный пилотажный опыт, П. М. Нестеров теоретически обосновал возможность выполнения глубоких виражей и осуществил их на практике. После назначения командиром отряда Нестеров ввел обучение полетам с глубокими виражами и посадку с отключенным двигателем на заранее намеченную площадку.

В августе 1913 года П. М. Нестеров провел групповой перелет звеном из трех самолетов по маршруту Киев-Остер-Козелец-Киев, с посадками на полевых аэродромах. Вместе с Нестеровым на борту самолета был кинооператор Владимир Добржанский. Отснятый им 30-минутный фильм несколько дней с большим успехом демонстрировался в лучшем киевском кинотеатре А. Шанцера на Крещатике, 38. Историки утверждают, что эта документальная лента стала первой в мире авиасъемкой.

В первой половине 1914 года Петр Николаевич осуществил два рекордных перелета: Киев- Одесса, за 3 часа 10 минут, и Киев- Гатчина, за 9 часов 35 минут.

 

 

Памятный знак нестеровским перелетам

27 августа (9 сентября) 1913 года в Киеве над Сырецким полем Нестеров впервые в мире выполнил на самолете «Ньюпор-4» с двигателем «Гном» уникальную замкнутую петлю в вертикальной плоскости, которая позже получила название «петли Нестерова».

Спустя двенадцать дней эту сложнейшую авиационную фигуру повторил француз Адольф Пегу. В зарубежной исторической прессе авторство «мертвой петли» приписывается асу кайзеровских воздушных сил Максу Иммельману, как «петля Иммельмана». Тем не менее в одном из приказов по войскам немецкий кайзер Вильгельм II отметил: «Я желаю, чтобы мои авиаторы стояли на такой же высоте проявления искусства, как это делают русские...»

 

 

П. Нестеров у самолета «Ньюпор», на котором он совершил мертвую петлю

В статье «Как я совершил мертвую петлю», опубликованной в «С.-Петербургской газете» от 4 и 5 сентября 1913 года и подписанной «Военный летчик поручик Нестеров», автор выдающейся фигуры высшего пилотажа рассказывает о своих ощущениях: «За все время этого 10-секундного полета я чувствовал себя так же, как и при горизонтальном повороте с креном градусов в 70-80, т. е. ощущал телом поворот аэроплана, как, например, лежа в поезде, чувствуешь телом поворот вагона. Я очень малокровный: стоит мне немного поработать согнувшись в кабинке «Ньюпора», и в результате от прилива крови сильное головокружение. Здесь же я сидел несколько мгновений вниз головой и прилива крови к голове не чувствовал, стремления отделиться от сиденья тоже не было и ноги давили на педали. Мой анероид не выпал из кармана куртки, и инструменты в открытых ящиках остались на своих местах. Бензин и масло также удерживались центробежной силой на дне бака, т. е. вверху, и нормально подавались в мотор, который великолепно работал всю верхнюю половину петли. В общем, все это доказывает, что аэроплан сделал обыкновенный поворот, только в вертикальной плоскости, так как все время существовало динамическое равновесие. С этим только поворотом воздух является побежденным человеком. По какой-то ошибке человек позабыл, что в воздухе везде опора, и давно ему пора отделаться определять направление по отношению к земле».

10 февраля 1914 года Киевское Общество воздухоплавания отметило Нестерова за научную разработку вопроса о глубоких кренах и за осуществленную им «мертвую петлю», присудив ему золотую медаль Общества. Позже Киевское городское руководство от лица города вручило отважному пилоту-новатору памятный золотой жетон, с которым Петр Николаевич никогда не расставался.

В Первой мировой войне Нестеров участвовал со своим отрядом с 26 июля (8 августа) 1914 года. Командир 11-го корпусного авиаотряда (3-я авиационная рота, 3-я армия, Юго-Западный фронт) штабс-капитан П. Н. Нестеров принимал участие в освобождении Львова, выполняя задачи воздушной разведки. При этом лично осуществил одну из первых бомбардировок артиллерийскими снарядами. Причем настолько эффективно, что австрийское командование пообещало большое денежное вознаграждение тому, кто собьет аэроплан Нестерова.

До 1914 года всю «огневую мощь» аэропланов составляли личные револьверы летчиков. Встретившись в воздухе, неприятели обменивались одиночными выстрелами или, поднимаясь выше вражеского самолета, сбрасывали на него бомбы. Такой способ ведения воздушного боя был довольно неэффективным. «Вороны, а не ястребы!» - так отзывался о российских боевых самолетах автор «мертвой петли». На едкие замечания Нестерова чиновники от авиации отвечали: «По штату авиационным отрядам пулеметы не положены!» Тогда Нестеров оснастил самолеты своего отряда приспособлениями собственного изобретения. Для разрушения оболочки дирижабля он установил в хвостовой части аэроплана «нож-пилку», а для поражения воздушного винта самолета неприятеля - длинный трос с грузом на конце в виде «кошки», надеясь маневром разбить винт вражеской машины.

26 августа (8 сентября) 1914 года, в 6 км от города Жолква (Жовква), в 37 км от Львова Нестеров дважды пытался на своем «Моране-G» догнать австрийский самолет «Альбатрос», пилотируемый бароном Розенталем. Когда «Альбатрос» появился в полдень в третий раз, Нестеров быстро взлетел, настиг противника и сбил таранным ударом. Удар был нанесен мотором между двумя несущими поверхностями «Альбатроса». Пытаясь посадить поврежденный самолет, русский пилот вывалился из кабины, но по заключению военно-медицинской комиссии смерть наступила еще в воздухе от перелома позвоночника, произошедшего при столкновении самолетов. Посмертно герой был награжден орденом святого Георгия 4-й степени.

 

 

Таранный удар Петра Нестерова

Через 7 месяцев после гибели Нестерова, в марте 1915 года, его воздушный таран применил русский летчик Козаков. После удачной атаки пилот благополучно возвратился на аэродром.

В развитие темы скажем, что за период Великой Отечественной войны советские летчики совершили более 600 таранов. Бесспорный рекорд принадлежит Герою Советского Союза летчику-истребителю Борису Ковзану, уничтожившему 26 самолетов противника, причем четыре из них герой протаранил собственной боевой машиной. Три раза после совершения тарана Ковзан благополучно возвращал свой самолет на базу, и лишь последний таран, сильно повредивший истребитель, заставил смельчака выброситься с парашютом. Первый таран в истории реактивной авиации совершил в 1973 году капитан Геннадий Елисеев. Летчик погиб, таранив своим перехватчиком самолет-разведчик НАТО.

Обелиск на месте гибели Петра Нестерова под Жолквой в начале ХХ века и в наши дни

После гибели летчика его вдова Надежда осталась одна с детьми на руках - 5-летней Ритой и 2-летним Петей. Женщина уехала из Киева в родной Нижний Новгород и вскоре вышла замуж за друга Петра - Владимира Дукачева, преподавателя речного училища. Он вырастил детей Нестерова и написал о нем книгу.

Старший брат летчика Николай Нестеров, генерал-майор, скончался в 1950 году, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Младший брат Михаил был военным летчиком, погиб при испытании нового аэроплана в 1914 году. В городе Нестерове проживали внучка П. Н. Нестерова Наталья и правнук Алексей, дельтапланерист.

Тело великого летчика с большими почестями предали земле 31 августа (13 сентября) 1914 года на Аскольдовой могиле, где хоронили самых уважаемых жителей Киева. Хотя Нестеров жил в городе не больше двух лет, его авторитет был настолько высок, что благодарные киевляне учредили комитет «По увековечиванию памяти Нестерова». Городская дума планировала переименовать улицу, которая теперь носит имя писателя О. Гончара, в Нестеровскую, а также поставить там памятник прославленному летчику. Через двадцать лет его останки перезахоронили на Лукьяновском кладбище, а на территории Аскольдовой могилы разбили парк.

 

 

Могила П. Н. Нестерова в Киеве

Именем русского нижегородца П. Н. Нестерова названы в Киеве улица и переулок, а также улицы в Москве, Гатчине, многие аэроклубы. На месте падения нестеровского самолета был сооружен советский мемориал: 45-метровая стела с петлей Нестерова. К сожалению, сегодня известный тысячам туристов многих стран комплекс превращен в руины. Музей полностью разграблен, от него остались лишь стены. Гранитная стела лишилась и плит из черного мрамора, и барельефа воздушного аса. Вырублены вечнозеленые ели. Тщетно искать теперь и плиту с напоминанием потомкам о подвигах летчика.

А в райцентре, с 1951 по 1992 годы носившем имя Нестерова, но переименованном «новыми» украинцами, восстановившими «историческую память», опять в Жовкву, теперь чтут других «героев». Здесь возвышается скульптура основателя Организации украинских националистов (ОУН) Евгения Коновальца. Таковы ветры русофобской незалежности.

 Есть, однако, памятник Нестерову в Киеве на проспекте Победы, напротив завода «Авиант». Памятник «Мертвая петля» был торжественно открыт в мае 1990 года в День Киева.

 

 

Памятник П. Н. Нестерову в Киеве на проспекте Победы. Скульптор Е. А. Карпов, архитектор А. Сницарев

Во время Великой Отечественной войны имя прославленного летчика было присвоено 1-й Краснознаменной истребительной авиационной эскадрилье Ленинградского фронта (бывший 11-й корпусной авиаотряд). В 1962 году Международная авиационная федерация (ФАІ) учредила переходящий приз для победителя первенства мира по высшему пилотажу - кубок имени Нестерова.

И в Нижнем Новгороде немало памятных мест, связанных с великим земляком. Но 4-метровый памятник воздвигнут к 100-летию со дня рождения летчика в самом красивом месте города - на Верхне-Волжской набережной, на бульваре его имени в одном ряду с памятником другому выдающемуся летчику-нижегородцу В. П. Чкалову. Авторы - народный художник РСФСР член-корреспондент Академии художеств СССР И. М. Рукавишников и заслуженный художник РСФСР А. И. Рукавишников, архитектор Ю. Н. Воскресенский.

 

 

Памятник П. Н. Нестерову в Нижнем Новгороде

Петр Нестеров обрел свою опору не только в воздухе, но и в русской народной памяти. Ту самую, о которой писал даже в стихах:

Одного хочу лишь я, Свою петлю осуществляя: Чтобы эта «мертвая петля» Была бы в воздухе живая.

Не мир хочу я удивить, Не для забавы иль задора, А вас хочу лишь убедить, Что в воздухе - везде опора...

http://odnarodyna.com.ua/articles/4/2288.html

ruskline.ru

Высший пилотаж Петра Нестерова

История мировой и отечественной авиации хранит немало имен замечательных людей. Их жизнь и гражданский подвиг навсегда останутся в благодарной памяти поколений. К славной плеяде крылатых первопроходцев принадлежит и Пётр Николаевич Нестеров — герой российского неба, лётчик — новатор, талантливый авиаконструктор. Он автор многих оригинальных идей, проектов и новшеств, значительно опередивших своё время и способствующих утверждению приоритета нашего Отечества в ряде ключевых направлений развития авиации.

Высший пилотаж Петра Нестерова

Родился П. Н. Нестеров 15 ( 27 ) Февраля 1887 года в семье офицера — воспитателя Нижегородского кадетского корпуса Н. Ф. Нестерова. Отец умер в возрасте 27 лет, так и не увидев своих сыновей — Николая, Пётра и Михаила — офицерами. Из братьев только Николаю суждено было дожить до наших дней. Безоговорочно приняв после Октябрьской революции сторону большевиков, он служил в Советской Армии, стал Генералом, преподавателем одной из военных академий. Михаил, старавшийся во всём походить на Пётра, так же, как и брат, стал военным лётчиком и в начале Первой мировой войны не раз отличался при выполнении разведывательных полётов. Он погиб в авиационной катастрофе.

Материальное положение Нестеровых было весьма скромным, а после смерти отца — особенно. Потеряв кормильца, вдова Маргарита Викторовна была вынуждена переехать на частную квартиру.

26 Августа 1897 года Пётра Нестерова приняли в Нижегородский кадетский корпус. Он был смелым и отзывчивым товарищем, с тонкой лирической душой, обострённым чувством прекрасного, неплохо рисовал, пел, играл на мандолине. Композитор А. К. Глазунов предсказывал ему большое вокальное будущее. Пётр много читал. Его интересы были разнообразными. С увлечением проглатывал он книги, повествующие о дерзновенных путешествиях и мореплаваниях, о фантастических приключениях и легендарных полководцах прошлого, много внимания уделял точным наукам. Учение давалось ему очень легко. Он овладел несколькими иностранными языками, увлекался орнитологией.

В 1904 году Пётр Нестеров закончил Кадетский корпус по 1-му разряду и был направлен для продолжения учёбы в Михайловское артиллерийское училище. Здесь он прошёл хорошую теоретическую и практическую подготовку. Много размышляя о будущей службе, он серьёзно изучал опыт применеия артиллерии в период русско — японской войны 1904 — 1905 годов. В трудах и заботах два года пролетели незаметно, и после блестяще сданных экзаменов Подпоручик Нестеров назначается в 9-ю Восточно — Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду. От многих офицеров он выгодно отличался не только познаниями, но и своим отношением к подчиненным. Вскоре артиллерийский расчёт вышел в учебных стрельбах на первое место.

Случай повернул судьбу Нестерова. Его внимание привлек аэростат, находившийся во Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте. Познакомившись с офицерами роты, он высказал мысль о применении аэростата в качестве наблюдательного пункта для корректирования артиллерийской стрельбы. Нестеров добился временного прикомандирования к наблюдательной станции воздуховлавательного парка и качестве артиллериста — наблюдателя неоднократно поднимался на аэростате. Однако воздухоплавательную роту расформировали и Нестеров был отозван в бригаду.

В 1910 году не обладавший крепким здоровьем Пётр Николаевич заболел и был переведён в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду «по климатическим условиям сроком на один год». Во Владикавказе ( город Орджоникидзе ) Нестеров познакомился с Артемием Кацаном, пилотом — авиатором, построившим планер собственной конструкции. «Мое увлечение авиацией началось с 1910 года… — вспоминал потом П. Н. Нестеров. — Я поставил себе задачу построить такой аппарат, движения которого меньше всего зависели бы от окружающих условий и почти всецело подчинялись бы воле пилота». Однако проект Нестерова был отклонён главным инженерным управлением. Это не охладило пыл настойчивого поручика. Его решение стать лётчиком и конструктором только окрепло.

Высший пилотаж Петра Нестерова

П.Н.Нестеров у своего планера

В Июле — Августе 1911 года, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, Пётр Нестеров знакомится с учеником профессора Н. Е. Жуковского — Пётром Пётровичем Соколовым и вскоре становится членом Нижегородского общества воздухоплавания.

В сарае Соколовых, на Провиантской улице, друзья построили планер. Мать Пётра Николаевича поддержала увлечение сына и помогла сшить обшивку к планеру. Для испытаний выбрали поле за Пётропавловским кладбищем ( в районе нынешних улиц Белинского и Невзоровых ). Запустили планер с помощью лошади. В телеге сидел Соколов, держа веревку, привязанную к планеру. Лошадь разбежалась, и аппарат, набирая скорость, вместе с испытателем поднялся в воздух на 2 — 3 метра. «Нижегородский листок» 3 Августа 1911 года отмечал, что «проба оказалась весьма удачной».

Этот полёт считается началом лётной деятельности П. Н. Нестерова. Впоследствии сам лётчик отмечал: «Очень приятно вспомнить мои опыты с планером и вообще начало моей авиационной практики в Нижегородском Обществе воздухоплавания». Таким образом, П. Н. Нестеров как лётчик состоялся на своей родине. Здесь же он при помощи П. Н. Соколова и Нижегородского общества воздухоплавания разработал проект своего второго самолёта.

7 Октября 1911 года Нестеров поступает в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу. Одновременно он был прикомандирован к авиационному отделу той же школы. За 11 месяцев, полагающихся на обучение, Нестеров сумел достичь многого. Человек ищущий, патриот, искренне болеющий за успехи отечественной авиации, он не был удовлетворён современными методами пилотирования. Нестеровскую идею поворота аэроплана с креном, не говоря уже о его высказываниях, что самолёт может сделать в воздухе «мёртвую петлю», не только конструкторы, но и товарищи считали сумасбродством. Эту инертность и косность можно было победить только на практике.

Ещё в период обучения, 18 Августа 1912 года, Нестеров предпринял 13-часовой учебный полёт на аэростате, пролетев 750 верст. Полёт проходил на высоте 3400 метров. Это было серьёзным достижением отечественного воздухоплавания. Свой первый самостоятельный вылет на самолёте Нестеров осуществил 12 Сентября того же 1912 года. Спустя 16 дней он успешно выдержал экзамен на пилота — авиатора, а ещё через неделю — на звание военного лётчика. В составе авиационного отряда Нестеров был переведён из Петербурга в Варшаву, где в Ноябре 1912 года начал тренировочные вылеты на боевых «Ньюпорах» и зарекомендовал себя как лётчик — экспериментатор. Так, во время одного из полётов он набрал высоту 1600 метров ( что уже было достижением ) и, выключив мотор, кругами, восьмёрками спланировал над Варшавой, чем «привёл товарищей в трепет».

Старые каноны пилотирования нарушались им неоднократно. Нестеровская система планирования с выключенным мотором и исключительное самообладание помогли ему 25 Января 1913 года избежать гибели, когда во время очередного полёта загорелся бензин в карбюраторе и мотор остановился. Это нагляднее всего доказало лётчикам и начальству превосходство нового метода управления самолётом. Его первые в мире изыскания в технике маневрирования моноплана в горизонтальной плоскости, исследования в осуществлении виражей заставили приглушить сомнения скептиков. Пришло и первое признание. В характеристике от Января 1913 года говорилось: «Пётр Нестеров: лётчик выдающийся. Технически подготовлен отлично. Энергичный и дисциплинированный. Нравственные качества очень хорошие»

Высший пилотаж Петра Нестерова

П.Н.Нестеров

В Мае 1913 года Нестеров был назначен в авиационный отряд, формировавшийся в Киеве, с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте. Начались дни и дела военного лётчика, которые принесли ему мировую славу.

В Июне его перевели в 11-й корпусный отряд 3-й авиационной роты. Здесь он временно исполнял обязанности начальника, добивался того, чтобы пилоты в совершенстве знали материальную часть самолёта. Лётчики занимались по составленной Нестеровым программе.

Талант лётчика и военного специалиста Нестерова особенно проявился во время первых в России совместных учений авиации и артиллерии. Было сделано много открытий, которые с успехом использовались потом советскими авиаторами. В то время мир будоражили рекорды длительных перелётов. У лётчика созрела мысль совершить такой перелёт в составе отряда без всякой подготовки в условиях, максимально приближенных к боевым. Перелёт был осуществлен 10 — 11 Августа 1913 года в составе трёх самолётов по маршруту Киев — Остер — Козелец — Нежин — Киев. Он был расценён как новое слово в военной практике. В нестеровском эксперименте участвовал ещё один нижегородец — выпускник Кадетского корпуса В. М. Ткачёв. Дальние перелёты были осуществлены Нестеровым впоследствии ещё 2 раза, один из них был рекордным — за один день от Киева до Гатчины.

Высший пилотаж Петра Нестерова

Лётчик не мог останавливаться на достигнутом, его пытливый ум усиленно работал. Пётр Николаевич тренировался в совершенствовании пилотирования, в отработке крутых виражей, готовясь осуществить «мёртвую петлю». Одолевали сомнения в надежности конструкции самолёта, а главное — будет ли его эксперимент нагляден и понят товарищами по оружию. И вот пришла решимость. 27 Августа 1913 года нестеровский «Ньюпор» вновь взмыл в небо. Набрав высоту 800 — 1000 метров, лётчик, как явствует из рапорта начальства, выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров мотор был включен, и самолёт, послушный уверенным рукам пилота, устремился вертикально вверх, потом на спину, описал петлю и пошёл в пике. Мотор снова выключился, самолёт выпрямился и плавной, красивой спиралью благополучно приземлился.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: 1 2

aeslib.ru

Пётр Николаевич Нестеров - русский военный летчик Первой мировой войны, первый выполнил таран - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953. Russian Fighter Aces of 1914

История мировой и отечественной авиации хранит немало имен замечательных людей. Их жизнь и гражданский подвиг навсегда останутся в благодарной памяти поколений. К славной плеяде крылатых первопроходцев принадлежит и Пётр Николаевич Нестеров - герой российского неба, лётчик - новатор, талантливый авиаконструктор. Он автор многих оригинальных идей, проектов и новшеств, значительно опередивших своё время и способствующих утверждению приоритета нашего Отечества в ряде ключевых направлений развития авиации.

Родился П. Н. Нестеров 15 ( 27 ) Февраля 1887 года в семье офицера - воспитателя Нижегородского кадетского корпуса Н. Ф. Нестерова. Отец умер в возрасте 27 лет, так и не увидев своих сыновей - Николая, Пётра и Михаила - офицерами. Из братьев только Николаю суждено было дожить до наших дней. Безоговорочно приняв после Октябрьской революции сторону большевиков, он служил в Советской Армии, стал Генералом, преподавателем одной из военных академий. Михаил, старавшийся во всём походить на Пётра, так же, как и брат, стал военным лётчиком и в начале Первой мировой войны не раз отличался при выполнении разведывательных полётов. Он погиб в авиационной катастрофе.

Материальное положение Нестеровых было весьма скромным, а после смерти отца - особенно. Потеряв кормильца, вдова Маргарита Викторовна была вынуждена переехать на частную квартиру.

26 Августа 1897 года Пётра Нестерова приняли в Нижегородский кадетский корпус. Он был смелым и отзывчивым товарищем, с тонкой лирической душой, обострённым чувством прекрасного, неплохо рисовал, пел, играл на мандолине. Композитор А. К. Глазунов предсказывал ему большое вокальное будущее. Пётр много читал. Его интересы были разнообразными. С увлечением проглатывал он книги, повествующие о дерзновенных путешествиях и мореплаваниях, о фантастических приключениях и легендарных полководцах прошлого, много внимания уделял точным наукам. Учение давалось ему очень легко. Он овладел несколькими иностранными языками, увлекался орнитологией.

В 1904 году Пётр Нестеров закончил Кадетский корпус по 1-му разряду и был направлен для продолжения учёбы в Михайловское артиллерийское училище. Здесь он прошёл хорошую теоретическую и практическую подготовку. Много размышляя о будущей службе, он серьёзно изучал опыт применеия артиллерии в период русско - японской войны 1904 - 1905 годов. В трудах и заботах два года пролетели незаметно, и после блестяще сданных экзаменов Подпоручик Нестеров назначается в 9-ю Восточно - Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду. От многих офицеров он выгодно отличался не только познаниями, но и своим отношением к подчиненным. Вскоре артиллерийский расчёт вышел в учебных стрельбах на первое место.

Случай повернул судьбу Нестерова. Его внимание привлек аэростат, находившийся во Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте. Познакомившись с офицерами роты, он высказал мысль о применении аэростата в качестве наблюдательного пункта для корректирования артиллерийской стрельбы. Нестеров добился временного прикомандирования к наблюдательной станции воздуховлавательного парка и качестве артиллериста - наблюдателя неоднократно поднимался на аэростате. Однако воздухоплавательную роту расформировали и Нестеров был отозван в бригаду.

В 1910 году не обладавший крепким здоровьем Пётр Николаевич заболел и был переведён в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду "по климатическим условиям сроком на один год". Во Владикавказе ( город Орджоникидзе ) Нестеров познакомился с Артемием Кацаном, пилотом - авиатором, построившим планер собственной конструкции. "Мое увлечение авиацией началось с 1910 года... - вспоминал потом П. Н. Нестеров. - Я поставил себе задачу построить такой аппарат, движения которого меньше всего зависели бы от окружающих условий и почти всецело подчинялись бы воле пилота". Однако проект Нестерова был отклонён главным инженерным управлением. Это не охладило пыл настойчивого поручика. Его решение стать лётчиком и конструктором только окрепло.

В Июле - Августе 1911 года, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, Пётр Нестеров знакомится с учеником профессора Н. Е. Жуковского - Пётром Пётровичем Соколовым и вскоре становится членом Нижегородского общества воздухоплавания.

В сарае Соколовых, на Провиантской улице, друзья построили планер. Мать Пётра Николаевича поддержала увлечение сына и помогла сшить обшивку к планеру. Для испытаний выбрали поле за Пётропавловским кладбищем ( в районе нынешних улиц Белинского и Невзоровых ). Запустили планер с помощью лошади. В телеге сидел Соколов, держа веревку, привязанную к планеру. Лошадь разбежалась, и аппарат, набирая скорость, вместе с испытателем поднялся в воздух на 2 - 3 метра. "Нижегородский листок" 3 Августа 1911 года отмечал, что "проба оказалась весьма удачной".

Этот полёт считается началом лётной деятельности П. Н. Нестерова. Впоследствии сам лётчик отмечал: "Очень приятно вспомнить мои опыты с планером и вообще начало моей авиационной практики в Нижегородском Обществе воздухоплавания". Таким образом, П. Н. Нестеров как лётчик состоялся на своей родине. Здесь же он при помощи П. Н. Соколова и Нижегородского общества воздухоплавания разработал проект своего второго самолёта.

7 Октября 1911 года Нестеров поступает в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу. Одновременно он был прикомандирован к авиационному отделу той же школы. За 11 месяцев, полагающихся на обучение, Нестеров сумел достичь многого. Человек ищущий, патриот, искренне болеющий за успехи отечественной авиации, он не был удовлетворён современными методами пилотирования. Нестеровскую идею поворота аэроплана с креном, не говоря уже о его высказываниях, что самолёт может сделать в воздухе "мёртвую петлю", не только конструкторы, но и товарищи считали сумасбродством. Эту инертность и косность можно было победить только на практике.

Ещё в период обучения, 18 Августа 1912 года, Нестеров предпринял 13-часовой учебный полёт на аэростате, пролетев 750 верст. Полёт проходил на высоте 3400 метров. Это было серьёзным достижением отечественного воздухоплавания. Свой первый самостоятельный вылет на самолёте Нестеров осуществил 12 Сентября того же 1912 года. Спустя 16 дней он успешно выдержал экзамен на пилота - авиатора, а ещё через неделю - на звание военного лётчика. В составе авиационного отряда Нестеров был переведён из Петербурга в Варшаву, где в Ноябре 1912 года начал тренировочные вылеты на боевых "Ньюпорах" и зарекомендовал себя как лётчик - экспериментатор. Так, во время одного из полётов он набрал высоту 1600 метров ( что уже было достижением ) и, выключив мотор, кругами, восьмёрками спланировал над Варшавой, чем "привёл товарищей в трепет".

Старые каноны пилотирования нарушались им неоднократно. Нестеровская система планирования с выключенным мотором и исключительное самообладание помогли ему 25 Января 1913 года избежать гибели, когда во время очередного полёта загорелся бензин в карбюраторе и мотор остановился. Это нагляднее всего доказало лётчикам и начальству превосходство нового метода управления самолётом. Его первые в мире изыскания в технике маневрирования моноплана в горизонтальной плоскости, исследования в осуществлении виражей заставили приглушить сомнения скептиков. Пришло и первое признание. В характеристике от Января 1913 года говорилось: "Пётр Нестеров: лётчик выдающийся. Технически подготовлен отлично. Энергичный и дисциплинированный. Нравственные качества очень хорошие".

В Мае 1913 года Нестеров был назначен в авиационный отряд, формировавшийся в Киеве, с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте. Начались дни и дела военного лётчика, которые принесли ему мировую славу.

В Июне его перевели в 11-й корпусный отряд 3-й авиационной роты. Здесь он временно исполнял обязанности начальника, добивался того, чтобы пилоты в совершенстве знали материальную часть самолёта. Лётчики занимались по составленной Нестеровым программе.

Талант лётчика и военного специалиста Нестерова особенно проявился во время первых в России совместных учений авиации и артиллерии. Было сделано много открытий, которые с успехом использовались потом советскими авиаторами. В то время мир будоражили рекорды длительных перелётов. У лётчика созрела мысль совершить такой перелёт в составе отряда без всякой подготовки в условиях, максимально приближенных к боевым. Перелёт был осуществлен 10 - 11 Августа 1913 года в составе трёх самолётов по маршруту Киев - Остер - Козелец - Нежин - Киев. Он был расценён как новое слово в военной практике. В нестеровском эксперименте участвовал ещё один нижегородец - выпускник Кадетского корпуса В. М. Ткачёв. Дальние перелёты были осуществлены Нестеровым впоследствии ещё 2 раза, один из них был рекордным - за один день от Киева до Гатчины.

Лётчик не мог останавливаться на достигнутом, его пытливый ум усиленно работал. Пётр Николаевич тренировался в совершенствовании пилотирования, в отработке крутых виражей, готовясь осуществить "мёртвую петлю". Одолевали сомнения в надежности конструкции самолёта, а главное - будет ли его эксперимент нагляден и понят товарищами по оружию. И вот пришла решимость. 27 Августа 1913 года нестеровский "Ньюпор" вновь взмыл в небо. Набрав высоту 800 - 1000 метров, лётчик, как явствует из рапорта начальства, выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров мотор был включен, и самолёт, послушный уверенным рукам пилота, устремился вертикально вверх, потом на спину, описал петлю и пошёл в пике. Мотор снова выключился, самолёт выпрямился и плавной, красивой спиралью благополучно приземлился.

Подвиг П. Н. Нестерова всколыхнул весь мир. Многие посылали восторженные телеграммы. Из Нижнего Новгорода начальник кадетского корпуса телеграфировал: "Корпус восторженно приветствует своего славного питомца блестящим успехом на гордость русской авиации". Киевское общество воздухоплавания присудило Нестерову золотую медаль. Но военное начальство было категорически против "мёртвой петли". Сам же пилот был уверен, что "фигурные полёты - это школа лётчика". Несмотря на запрещения, Нестеров 31 Марта 1914 года повторил "мёртвую петлю".

"Ньюпор" с "ласточкиным хвостом"

Пётр Нестеров продолжал летать, участвовал в маневрах, вскоре был произведён в Штабс - капитаны, назначен начальником авиационного отряда.

Рекорды продолжались. В военных маневрах Сентября 1913 года Нестеров осуществил первую в мире "атаку самолёта противника".

Он практиковал взлёты и посадки в темноте, разрабатывал применение ацетиленового прожектора на монопланах для ведения ночной разведки, вынашивал идею о перестройке хвостового оперения в виде "ласточкина хвоста", мечтал выйти в отставку и целиком посвятить себя конструированию самолётов. Но в Июне 1914 года началась война...

Отчётливо понимая империалистический характер войны, П. Н. Нестеров тем не менее как офицер должен был исполнить свой воинский долг перед Родиной. Кроме всего прочего, перед ним открывались возможности в боевых условиях проверить давно вынашиваемые идеи. Практика войны подтвердила правильность многих их них. Он и в боевых условиях продолжал совершенствовать тактику ведения ночной разведки, искал новые способы боевого применения авиации, осуществлял бомбометание, да так эффективно, что австрийское командование обещало крупную денежную награду тому, кто собъёт аэроплан Нестерова.

Русский пилот отстаивал мысль о возможности и необходимости воздушного боя, который, ввиду отсутствия в то время на самолёте пулемёта, он усматривал в таране, причем неприятельская машина должна быть сбита ударом сверху. Вскоре Нестеров осуществил этот приём на практике. 26 Августа 1914 года прославленный лётчик совершил бессмертный подвиг - таранил самолёт австрийского пилота Ф. Розенталя, который вёл воздушную разведку передвижения русских войск.

Таран П. Н. Нестерова

Произошло это в небе близ города Львова, на глазах местных жителей. Барон Ф. Розенталь дерзко летел на тяжёлом "Альбатросе" на высоте, недосягаемой выстрелами с земли. Нестеров смело пошёл ему наперерез в лёгком быстроходном "Моране". Его маневр был быстр и решителен. Австриец пытался убежать, но Нестеров настиг его и врезал свой самолёт в хвост "Альбатроса". Свидетель тарана писал:

"Нестеров зашёл сзади, догнал врага и, как сокол бьёт неуклюжую цаплю, так и он ударил противника".

Громоздкий "Альбатрос" ещё продолжал некоторое время лететь, потом повалился на левый бок и стремительно упал. При этом, погиб и Пётр Нестеров.

Отважный пилот был погребён в Киеве как национальный герой. О его бессмертном подвиге писала не только русская, но и вся мировая пресса. Своим талантом лётчика - новатора он открыл новую страницу истории авиации. Его "мёртвую петлю" и воздушный таран многократно повторили советские лётчики в годы Великой отечественной войны, и сделали это успешнее, сохранив при этом более половины боевых машин. Они доказали справедливость суждений Нестерова, что нападающий при таране не самоубийца, что он может и уцелеть.

Обломки "Морана - Ж" на котором Пётр Нестеров таранил "Альбатрос".

Память выдающегося лётчика достойно увековечена. Уже в 1914 году на месте его гибели в городе Жолкове Львовской области был сооружён монумент, а вскоре городок переименован в Нестеров. Позднее, в 1980 году, в этом городе построили мемориал памяти героя - авиатора.

В Петербурге, где П. Н. Нестеров учился в Гатчинской школе воздухоплавания, его именем называется одна из улиц. На родине, в Нижнем Новгороде, Нестерову воздвигнут памятник, поставленный на самом красивом месте города - Верхне-Волжской набережной, в одном ряду с памятником другому выдающемуся лётчику - нижегородцу Валерию Павловичу Чкалову. Международная авиационная федерация учредила переходящий приз для победителя первенства мира по высшему пилотажу - кубок имени П. Н. Нестерова.

Пётр Николаевич Нестеров, как и многие другие известные Российские лётчики, не являлся "асом" в прямом смысле этого слова - за короткий период своего участия в войне он совершил всего 7 боевых вылетов и одержал только одну воздушную победу. Однако вклад Нестерова в развитие отечественной военной авиации столь высок, что обойти его имя на страницах данного проекта - просто невозможно.

airaces.narod.ru

Чем знаменит летчик Петр Нестеров :: Новости :: ТВ Центр

8 сентября 1914 года, впервые применив в боевой авиации таран, погиб летчик Петр Нестеров. Всем известна "петля Нестерова", а чем еще знаменит пилот – в нашем материале.

Конструктор

Родился Петр Нестеров в Нижнем Новгороде 15 февраля 1887 года в семье офицера-воспитателя кадетского корпуса. В трехлетнем возрасте он лишился отца. В 1897 году мать, не имея средств на содержание ребенка, отправила 10-летнего Петра в кадетский корпус. Окончив обучение в числе лучших выпускников, Нестеров был направлен в Михайловское артиллерийское училище. В 1906 году будущий пилот был произведен в подпоручики.

Авиацией он увлекся в 1910 году. Спустя год Петр Нестеров стал членом Нижегородского общества воздухоплавания. Примечательно, что обучение он проходил на самолете Farman. В этот же период Нестеров совершил учебный полет на аэростате, преодолев 750 верст за 13 часов. Полет проходил на высоте 3400 метров. Это было серьезным достижением в  воздухоплавании тех лет. В 1912 году он успешно сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного летчика. Через год 26-летний поручик Нестеров окончил курс авиационного отдела Офицерской Воздухоплавательной школы в Гатчине и был назначен в авиационный отряд.

Однако одними полетами любовь Нестерова к авиации не ограничивалась. Занимался он и конструкторской деятельностью. Свой первый планер авиатор построил еще в 1910 году. Позже, на основе изучения полета птиц, он разработал проект оригинального самолета без вертикального оперения. Эта машина не заинтересовала Военное ведомство, но Нестеров продолжал совершенствовать свою идею. И спустя год его проект получил одобрение.

В начале 1914 года Петр модифицировал самолет "Ньюпор—4". Фюзеляж воздушного судна был укорочен на 0,7 метра, вертикальное оперение снято, размах рулей высоты значительно увеличен. Таким образом, конструктор пытался решить задачу устойчивости и безопасности полета. Кроме того он занимался строительством одноместного скоростного самолёта, закончить который не успел.

Основоположник высшего пилотажа

Нестеров, владея глубокими знаниями в области математики и механики, обосновал возможность выполнения глубоких виражей, а позже осуществил их на практике. Пилот доказал, что во время выполнения виражей с креном больше 45 градусов происходит изменение в работе руля: руль высоты выполняет функции руля направления, а руль направления — руля высоты. После назначения командиром отряда Петр Нестеров обучал других летчиков полетам с глубокими виражами и посадке с отключенным двигателем на заранее намеченную площадку. Авиатор считал, что "фигурные полеты - это школа летчика".

27 августа 1913 года на аэродроме в Киеве поручик Нестеров на самолете "Ньюпор", постройки российского завода "Дукс", сделал мертвую петлю. Поднявшись на высоту 1000 метров, авиатор выключил мотор и начал круто планировать, почти вертикально. Снизившись до 600 метров и приобретя огромную скорость, летчик включил мотор и начал выравнивать аппарат, после чего заставил его круто подниматься вверх. Самолет сделал круг в вертикальной плоскости. Так зрителям впервые была представлена фигура высшего пилотажа, которая позже получит название "петля Нестерова".

По словам поручика, весь полет шел совершенно нормально. Центробежная сила удержала пилота на сиденье, и подача горючего в мотор не прекращалась. Именно этих явлений больше всего опасались противники воздушной акробатики. Киевское общество воздухоплавания присудило Нестерову золотую медаль, но военное начальство было категорически против "мертвой петли" и запретило ее выполнять. Однако сам пилот был уверен, что именно в такие моменты и оттачивается мастерство пилота, которое пригодится в бою. И, несмотря на запрет, исполнял "мертвую петлю". В июле 1914 года началась война, авиатору пришлось уже в боевых условиях совершенствовать свое мастерство.

Летчик, впервые применивший в бою таран

В военное время Нестеров изучал взаимодействие авиации с наземными войсками, а также ведение воздушного боя. Он практиковал взлеты и посадки в темноте, разрабатывал применение ацетиленового прожектора на монопланах для ведения ночной разведки.

Авиатор искал новые способы боевого применения авиации, осуществлял бомбометание, причем настолько эффективно, что австрийское командование обещало награду тому, кто собьет аэроплан Нестерова. Летчик настаивал на необходимости воздушного боя, который, из-за отсутствия в то время на самолете пулемета, он видел в таране, причем, по замыслу авиатора, машина врага должна быть сбита ударом сверху. При этом пилот был уверен, что таранящий летчик может выжить после совершения маневра.

Вскоре Нестерову удалось осуществить этот прием на практике. 26 августа 1914 года в небе неподалеку от Львова российский авиатор сбил австрийский самолет. Как позже рассказали очевидцы, на тяжелом "Альбатросе" на высоте, недосягаемой выстрелами с земли, летел Барон Розенталь, Петр Нестеров пошел ему наперерез. Русский летчик действовал быстро и решительно. Австриец пытался скрыться, но Нестеров настиг его и врезал свой самолет в хвост "Альбатроса". Австрийская машина, пролетев несколько метров, повалилась на бок и стремительно упала. В этом бою погиб и 27-летний летчик Петр Нестеров, но его идеи дали толчок к развитию авиации.

В годы Великой Отечественной войны воздушный таран повторили советские пилоты, сохранив при этом не только свои жизни, но и более половины боевых машин. Так они доказали, что Петр Нестеров был прав, полагая, что нападающий при таране может уцелеть.

www.tvc.ru

Как погиб летчик П.Н. Нестеров - История. События и люди. - История. События и люди. - Каталог статей

 

Ровно 100 лет назад 8 сентября (26 августа) 1914 года погиб Петр Николаевич Нестеров - первый в мире выполнивший фигуру высшего пилотажа "мертвую петлю", названную его именем.

В этом материале рассказ о том, как освещалось это трагическое событие  газетами того времени.

 

Первое сообщение о гибели П.Н. Нестерова появилось в сообщениях Петроградского телеграфного агентства 9 сентября (27 августа) 1914 г.

 

Подвиг и гибель русского летчика.

ПЕТРОГРАД. ( 27 августа). Известный летчик штабс-капитан Нестеров в период похода наших войск ко Львову, летал с проводившим разведку офицером генерального штаба Лазаревым, вследствие порчи аппарата спустился в окрестностях Львова, не будучи замечен австрийскими войсками. С помощью жителей поляков летчики уничтожили аэроплан и пешком не только успешно обратно пробрались в свою армию, но привели с собою пленного австрийского часового, которого взяли на передовых постах.

 

Сегодня получены сведения, что Нестеров на днях, увидев в районе Жолквы летящий над нашим расположением австрийский аэроплан, собиравшийся бросить бомбу, взлетел на воздух, атаковал неприятеля и протаранил чужой аппарат, уничтожив австрийского летчика и, предотвратив жертвы в наших войсках от бомбы, Нестеров погиб смертью героя. Нестеров—первый в мире летчик, совершивший мертвую петлю.

К гибели Нестерова

 

Ученик Нестерова, раненый военный летчик высказывает уверенность, что Нестеров хотел забрать в плен австрийский аэроплан, не вступая в воздушный поединок. На маневрах Нестеров проделывал подобные приемы пленения: он взвивался над летавшим аэропланом и с таким искусством кружился над ним, что вынуждал мнимого врага спускаться. По-видимому, Нестеров имел в виду проделать то же с австрийцем.

Нестеров,—рассказывает летчик,— выказывал на войне необыкновенную отвагу, он часто летал над неприятельской армией и спускался настолько низко, что вызывал движение среди неприятеля. Когда неприятель начинал стрелять, Нестеров мгновенно взлетал на большую высоту.

Нестеров собрал богатую коллекцию фотографических снимков сражений.

Возникла мысль об образовании фонда помощи авиаторам имени Нестерова. В киевские редакции стали для этой цели поступать пожертвования.

Подробности гибели Нестерова.

„Русск. Вед." сообщают подробности гибели Нестерова.

Нестеров геройски погиб при следующих обстоятельствах.

Над нашей армией появлялись австрийские аэропланы. 25-го августа появились три таких аэроплана, при чем с одного брошена была фитильная бомба. Вдогонку полетел Нестеров, но его мотор давал перебой, и австрийцы улетели. 26-го августа неприятельские аэропланы вновь появились. Нестеров приказал готовиться.

Заработал пропеллер. Герой-летчик взвился на высоту 2,000 метров. Стоявшие внизу вскоре увидели, что Нестеров пронесся высоко над австрийским аэропланом. Поравнявшись с ним, Нестеров с большой высоты обрушился на аппарат неприятеля, направив свой аэроплан вертикально носом вниз. Наблюдавшие с замиранием сердца ожидали результата столкновения. Нестеров мастерски пронесся и при помощи шасси своего аппарата подсек австрийский. Последний опрокинулся и стремительно стал падать на землю. Аппарат же Нестерова пронесся дальше.

Затем спиралью он стал опускаться к земле. Вырвался вздох облегчения,—значит, Нестеров жив, но в тот же момент аппарат Нестерова резко качнуло, и он стал стремительно падать вниз, обгоняя по быстроте падения неприятельский аэроплан. На лету из аппарата Нестерова выпала человеческая фигура. Все перемешалось, ударилось о землю.

Подбежавшим представилась такая картина: мотор аппарата Нестерова, сорвавшись с петель, глубоко врезался в землю. Повозка и крылья отброшены в другую сторону, в средине же лежал мертвый русский герой.

Невдалеке оказался разбитый австрийский аэроплан с двумя убитыми летчиками. Возле них валялись две бомбы.

Выяснилось, что Нестеров блестяще выполнил намеченный план. Ударом шасси он налету опрокинул неприятельский аппарат и сам благополучно пролетел мимо, но толчок от столкновения был столь силен, что Нестерова качнуло. Он страшно ударился спиной и сиденье своего аппарата и переломил позвонок. Смерть наступила мгновенно. Аппарат же механически продолжал совершать данное ему направление спуска. При падении труп Нестерова получил лишь незначительное повреждение. Место падения—болотистое, с зыбкой почвой.

 

К гибели Нестерова

Прибывший с театра войны очевидец гибели П. Н. Нестерова, военный летчик, сообщает:

— На австрийском аэроплане, уничтоженном нашим летчиком, было три человека: два авиатора и офицер-наблюдатель.

Вначале нашли трупы лишь двух австрийцев. Потом был обнаружен глубоко зарывшийся в болото труп офицера-наблюдателя. При нем нашли планы и другие ценные документы.

Уничтоженный Нестеровым вражеский аэроплан, как выяснилось, был выстроен по заказу миллионера-австрийца, любителя авиации, и был снабжен всеми последними усовершенствованиями. Этот аппарат оперировал с самого начала кампании и был неуязвим.

На панихиде, отслуженной на месте гибели, присутствовал весь штаб, с генералом Рузским во главе.

 

— Военный летчик, очевидец гибели Нестерова, передает, что товарищи перед подъемом уговаривали Нестерова не подвергаться риску. Нестеров ответил:

— Ну, погибну. Какое теперь значение имеет жизнь человеческая перед тем, что делается.

Гибель объясняют так. От столкновения с австрийским аэропланом получился необычайно сильный толчок. Нестеров, не будучи привязанным к аппарату, был выброшен из своего сиденья и подброшен вверх. При обратном падении Нестеров сломал себе позвоночник. На австрийском аэроплане было три человека—два авиатора и офицер-наблюдатель.

 

КИЕВ. 31 августа с необычайной торжественностью в присутствии многотысячной толпы состоялись похороны погибшего геройской смертью летчика Нестерова, тело которого предано земле на Аскольдовой могиле при орудийных салютах.

 

От Петроградского телеграфного агентства

— Погибший авиатор Нестеров представлен к награде Георгием и чином капитана, а семья—к получению полной пенсии.

 

П. Н. Нестеров

С гибелью Нестерова, пишут «Б. В», сошел в могилу один из выдающихся русских летчиков.

С его именем связаны лучшие страницы истории русской авиации.

Петр Николаевич Нестеров, по окончании в 1912 г. гатчинской авиационной школы, был назначен начальником авиационного отряда в Киеве.

Еще в авиационной школе о Нестерове говорили, как об авиаторе с громадной будущностью. Нестеров, одним из первых, еще в школе занялся конструированием летательных аппаратов.

Серия смелых полетов выдвинула авиатора Нестерова в ряды лучших летчиков не только России, но и Европы. Его полет из Киева в Петроград удивил всех своим бесстрашием.

Преодолев все климатические препятствия пути Киев—Петроград, Нестеров 11-го мая этого года покрыл это огромное пространство, с одной остановкой, в 14 часов.

А ровно через месяц Нестеров прилетел из Москвы в Петроград, легко в 4 1/2 часа совершив путь, с трудом давшийся одному лишь Васильеву, и то в течение двух суток.

Покойный отличался редкой скромностью и не любил говорить о своих перелетах, и в разговорах всегда выдвигал заслуги других русских летчиков.

Но за то в соревновании с европейскими летчиками он упорно отстаивал честь и достоинство наших авиаторов. Этим и объяснялось то, что Нестеров до последних дней не мог простить нашим воздухоплавательным организациям шум вокруг имени Пегу, будто бы первом, замкнувшем мертвую петлю.

Фактически первую петлю, на глазах многих военных летчиков, замкнул в Киеве авиатор Нестеров 27-го августа 1913 г. и только в сентябре ее проделал во Франции авиатор Пегу.

Судьбе угодно было, чтобы весть о гибели первого русского летчика пришла к нам именно в тот день, который является исторической датой отечественной авиации— день первой мертвой петли авиатора Нестерова.

Перед отъездом на театр военных действий П. Н. Нестеров как раз окончил постройку аппарата по собственным чертежам; на аппарат этот он возлагал большие надежды.

После П. Н. Нестерова остались жена и трое детей.

 

Еще по теме:

Петр Нестеров – в небо, ломая стереотипы!

Этот день 100 лет назад. 13 сентября (31 августа) 1913 года

«Мёртвая петля»

Поэт мертвой петли

Смертельный таран. Как генерал Бонч-Бруевич послал на смерть Петра Нестерова

Как погиб летчик П.Н. Нестеров

Как погиб летчик П.Н. Нестеров -2

 

 

 

nik191-1.ucoz.ru