Крылатые братья Коккинаки. Часть 1. Родом из детства. Летчик коккинаки


Летчик-испытатель Владимир Коккинаки |

Владимир Константинович Коккинаки

Дважды Герой Советского Союза (17.07.1938, 17.09.1957), заслуженный летчик-испытатель CCCР (1959), генерал-майор авиации (1943), заслуженный мастер спорта СССР (1959)

Владимир Коккинаки — выдающийся летчик ХХ века — принадлежал к немногим авиаторам своего поколения, уцелевшим при испытании десятков опытных машин. Единственный с 1935г. до конца 1950-х летчик-испытатель Конструкторского бюро Сергея Ильюшина, он поднял в воздух более 60-и самолетов начиная с поршневых и заканчивая реактивными, не допустив ни одной аварии. Многие из них пошли в серию. Штурмовик Ил-2, «летающий танк», стал легендой. Дважды удостоенный высшей награды своей страны — звания Героя Советского Союза — летчик был в 1964г. награжден Золотой медалью Международной Авиационной Федерации (FAI), а в 1966г. избран ее Президентом.
 На счету Владимира Коккинаки 22 мировых рекорда грузоподъемности, дальности и высоты полета, в числе которых — покорение высоты 14 575 метров на биплане с открытой кабиной. Полеты на дальность вошли в историю, а беспосадочный перелет в Северную Америку открыл новую страницу в географии воздушных сообщений.

Маршрут «Москва—Нью-Йорк» был мечтой Коккинаки. Совершая перелет 28 апреля 1939 г., он испытывал на дальность боевую технику — серийный бомбардировщик «МОСКВА»: мир готовился к войне. Однако связать две столицы кратчайшим путем — через Атлантику — представлялось ему первым шагом к пассажирским рейсам мирного времени. Под этим углом зрения летчик рассматривал все достижения авиации, веря, что война —неизбежный и краткий эпизод. И тогда приуроченный к открытию Всемирной выставки под названием «Мир завтрашнего дня», перелет был адресован счастливому мирному будущему.

Форс-мажорные обстоятельства вынудили Коккинаки совершить посадку на маленьком острове Мискоу в заливе Св.Лаврентия. Перелет окончился в Канаде. Однако маршрут по трансатлантической трассе лег в основу регулярных рейсовых сообщений (с 1959 г.). Значение перелета было отмечено Международным Комитетом Аэрокосмической деятельности. В 1965 г. Владимиру Коккинаки как пионеру воздушного пути через Северную Атлантику Комитет вручил ожерелье «Роза Ветров».

Перелет стал последним перед мировой катастрофой. Владимир Коккинаки завершил эпоху открытий на поршневых самолетах — эпоху летчиков-первопроходцев, чьи имена стали постоянной величиной в истории мировой авиации — Ховарда Хьюза, Чарльза Линдберга, Амелии Эрхарт. Человек своего времени, он считал свои достижения завоеванием народа, к которому принадлежал. Эту позицию разделяли и его соотечественники – Валерий Чкалов и Михаил Громов, их экипажи проложили путь из Москвы в США через Северный полюс в 1937 г. Советские полеты «выше всех, дальше всех, быстрее всех» должны были демонстрировать итог коллективного труда, безотказной работы государственного механизма.

Любимой книгой Владимира Коккинаки была «Земля людей» А.де Сент-Экзюпери, о которой сам автор сказал: «Я писал “Землю людей” со всей страстью, я хотел сказать моему поколению: мы — обитатели одной планеты Земля, пассажиры одного Корабля». Мысль Экзюпери о вневременной ценности всякого ремесла, объединяющего людей, об ответственности человека за себя и других была близка Коккинаки. Как и чувство свободы, подаренное «пятым океаном».Это чувство разделяют пассажиры современных авиалайнеров, уверенные, что полет и приземление пройдут безопасно — во многом благодаря плеяде летчиков-испытателей, к которым принадлежал Владимир Коккинаки.

Владимир Коккинаки за штурвалом самолета

Владимир Кокинаки за штурвалом «летающего танка» ИЛ-2

Владимир Коккинаки — Краткая биографическая справка

Владимир Коккинаки родился 25 июня 1904 года в городе Новороссийске Краснодарского края. Работал на виноградных плантациях, матросом и грузчиком в порту.В 1928 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.В 1932-1935 лётчик-испытатель НИИ ВВС. Провёл государственные испытания истребителей И-16 и ДИ-4, участвовал в государственных испытаниях истребителя И-15, а также в испытаниях «Звена» (самолёт ТБ-3 с истребителями И-5 на крыльях). 21.11.1935 на самолёте И-15 достиг высоты 14.575 м (неофициальный мировой рекорд). Возглавил первую «Красную пятерку»: пять самолетов на расстоянии менее двух метров синхронно демонстрировали фигуры высшего пилотажа. Именно эта «пятерка» положила начало истории авиационного зрелища, в котором точность пилота доведена до ювелирного искусства.

В 1935-1964 – старший лётчик-испытатель ОКБ С.В.Ильюшина. Поднял в небо и провёл испытания всех самолётов ОКБ, выпущенных в эти годы — штурмовиков Ил-2 и Ил-10; бомбардировщиков ДБ-3, Ил-4, Ил-22, Ил-28, Ил-30, Ил-46, Ил-54; пассажирских самолётов Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и их различных модификаций, десантного планера Ил-32, а также опытных самолётов.. 20 апреля 1936 Владимир Коккинаки впервые в стране выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолёте (ЦКБ-26). Испытал более 60-и типов опытных самолетов, не допустив ни одной аварии и гибели людей.

Беспосадочный Перелет Москва — Дальний Восток

27-28 июня 1938 на самолёте ЦКБ-30 «Москва» Владимир Коккинаки с штурманом А.М.Бряндинским совершил беспосадочный перелёт по маршруту  Москва-Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяжённостью 7580 км по прямой. Полет на большем отрезке пути происходил в отсутствие видимости, «вслепую», с отказавшими приборами.Звание Героя Советского Союза Владимиру Коккинаки (как и А.Бряндинскому) присвоено 17.07.1938 г. за выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм.

Беспосадочный Перелет Москва — Северная Америка

28-29 апреля 1939 на самолёте ЦКБ-30 «Москва» с штурманом М.Х.Гордиенко совершил беспосадочный перелёт Москва-Америка (Москва — Новгород — Хельсинки — Тронхейм остров Исландия — мыс Фарвель (Фароуэл, южная оконечность Гренландии) — Канада, остров Мискоу) протяжённостью 8000 (6516 км по прямой) (находились в полете 23 ч.50 мин.). С 1959 года этот маршрут используется для регулярных беспосадочных перелётов из Москвы в Нью-Йорк и обратно. 14.01.1965 решением Международной Авиатранспортной ассоциации (IККA) награждён ожерельем «Цепь пионера розы ветров» с бриллиантом как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой. (За перелет награжден орденом Ленина).

В годы Великой Отечественной войны Владимир Коккинаки совмещал работу лётчика-испытателя, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности и начальника лётно-испытательной службы авиационной промышленности.

Мировые Рекорды

Владимир Коккинаки установил 22 мировых авиационных рекорда: из них 7 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26 в 1936-1937, 13 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ил-18 в 1958-1960. Владел техникой пилотирования всех типов самолетов.Владимир Константинович единственный в Советском Союзе, получивший дважды звания Герой Советского Союза как летчик-испытатель. В 1961 — 1968 вице-президент и президент, с декабря 1968 — почётный президент ФАИ (Международная Авиационная Федерация, или Международная Федерация Авиационного Спорта).В 1959 присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». С 1964 работал в ОКБ С.В.Ильюшина инженером-методистом, с 1968 — ответственный представитель Генерального конструктора в лётно-доводочном комплексе.Ленинская премия (1960 за Ил-18). Награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, 4 орденами Красной Звезды, медалями, иностранными наградами. Удостоен Золотой авиационной медали ФАИ (1965).Жил в Москве, где и скончался 7 января 1985. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Его именем названа улица в Москве, в Новороссийске установлен бронзовый бюст. Именем летчика названо несколько авиалайнеров, нефтеналивной танкер…

 

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

kokkinaki.ru

Владимир Коккинаки. Биография - РИА Новости, 25.06.2014

25 июня 2014 года исполняется 110 лет со дня рождения Владимира Константиновича Коккинаки, заслуженного лётчика-испытателя СССР (1959), генерал-майора авиации (1943), дважды Героя Советского Союза (1938,1957).

Владимир Константинович Коккинаки родился 25 июня (12 июня по старому стилю) 1904 года в городе Новороссийске (ныне Краснодарского края).

В 1921 году окончил три класса начальной школы. Работал колхозником на виноградных плантациях, матросом и грузчиком в порту.

На военной службе с 1925 года. До июля 1927 года служил в пехоте.

В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу Военно-воздушных сил (ВВС), в 1930 году — Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков.

Служил в строевых частях ВВС (Московский военный округ). В апреле-декабре 1931 года — лётчик-инструктор Ленинградской военно-теоретической школы ВВС.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

Whatsapp

Viber

Telegram

Легендарный летчик-испытатель Владимир Коккинаки. Архивные кадры

С 1932 года командир авиаотряда Научно-исследовательского института ВВС, затем до 1935 года — летчик-испытатель Научно-исследовательского института ВВС, провел государственные испытания ряда самолетов-истребителей.

В 1935-1964 годах — старший летчик-испытатель Опытного конструкторского бюро (ОКБ) С.В. Ильюшина. Поднял в небо и провел испытания всех самолетов ОКБ, выпущенных в эти годы — штурмовиков Ил-2 и Ил-10; бомбардировщиков ДБ-3, Ил-4, Ил-22, Ил-28, Ил-30, Ил-46, Ил-54; пассажирских самолетов Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и их различных модификаций. Всего Коккинаки испытал 62 типа самолетов.

С 1932 года Владимир Коккинаки занимался высотными полетами.

В 1935 году он на самолете И-15 достиг высоты 14 575 метров, тем самым, установив неофициальный мировой рекорд.

20 апреля 1936 года впервые в стране выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолете.

Помимо испытаний новых самолетов и высотных полетов, пилот также занимался дальними и скоростными полетами. Наиболее известны два таких перелета Коккинаки. 27-28 июня 1938 года он совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва — Дальний Восток протяженностью 6850 километров по прямой; а 28 апреля 1939 года осуществил беспосадочный перелет по маршруту Москва — остров Мискоу (США) протяженностью 6516 километров по прямой. Всего Владимиром Коккинаки было установлено 22 мировых рекорда.

В годы Великой Отечественной войны совмещал работу летчика-испытателя, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности (1943-1947) и начальника лётно-испытательной службы авиационной промышленности.

В 1943 году Владимиру Коккинаки было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

Последняя машина, на которой Коккинаки закончил свою работу летчика-испытателя был самолет Ил-62, который он впервые поднял в воздух в 1963 году.

В январе 1966 года генерал-майор авиации Владимир Коккинаки вышел в запас. После ухода с летной работы продолжал трудиться в ОКБ С.В. Ильюшина инженером-методистом, с 1968 года — ответственный представитель Генерального конструктора в Лётно-доводочном комплексе.

Владимир Коккинаки с 1961 года — вице-президент, в 1966-1967 годах — президент, с декабря 1968 года — почетный президент Международной авиационной федерации (ФАИ).

Коккинаки — дважды Герой Советского Союза (1938, 1957), Заслуженный летчик-испытатель СССР (1959), лауреат Ленинской премии (1960). Награжден шестью орденами Ленина (1936, 1938, 1939, 1945, 1951, 1984), орденом Октябрьской Революции (1974), тремя орденами Красного Знамени (1944, 1945, 1957), двумя орденами Отечественной войны (1944, 1947), четырьмя орденами Красной Звезды (1939, 1941, 1944, 1969), боевыми и трудовыми медалями, а также Золотой авиационной медалью ФАИ (1965).

В 1965 году решением Международной Авиатранспортной ассоциации (IККA) Коккинаки был награжден бриллиантовым ожерельем "Цепь пионера розы ветров" как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой.

Владимир Коккинаки умер 7 января 1985 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Его именем названы улицы в российских городах — Москве, Ростове-на-Дону, Новокузнецке, Донском; в украинских городах — Макеевке, Владимире-Волынском, Броварах, Славянске; в казахском городе Алма-Ате.

На родине Владимира Коккинаки в Новороссийске установлен ему бронзовый бюст.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Крылатые братья Коккинаки. Часть 1. Родом из детства » Военное обозрение

Фамилия Коккинаки навсегда вписана в мировую историю авиации. Однако, как это часто бывает сияние ярких звёзд не только освещает путь, но и слепит. Так, слава Владимира Коккинаки и его брата Константина невольно затмили других авиаторов крылатой семьи, но и даже историю собственного необычайно тяжёлого детства и юности и самого происхождения этих великих русских авиаторов с греческой фамилией. Я намеренно пишу русских, так как не берусь спорить с легендарным Владимиром Коккинаки, который во всех анкетах в графе национальность писал «русский». Странность? Отнюдь. В рамках нашей державы национальность – это производная самосознания и принадлежность к культуре, а не анализ крови.

Многочисленная семья Коккинаки с родственниками. Сверху в заднем ряду (слева направо) - Павел, Георгий, Владимир и Константин. Внизу младшие братья - Александр и Валентин

Семья Коккинаки была многодетной. У главы семейства Константина Павловича и Натальи Петровны появилось на свет девять детей. Но времена были тяжёлые, да и банального фельдшера не всегда сыщешь, поэтому выжили семеро. Шестеро братьев – старший Георгий (родился в 1900 году), Владимир (1904 г.), Павел (1906 г.), Константин (1910 г.), Александр (1914 г.) и Валентин (1916 г.). И единственная дочь – Татьяна, родившаяся в 1902 году. Все они родились в Новороссийске. Однако сам глава семьи Константин Павлович родился в Одессе, окончил начальные классы греческой школы и знал не только русский и греческий, но даже один из еврейских языков, так как вырос в «одесском» дворике. Для того времени Константин был весьма образован, в армии его даже назначили писарем. В Одессе родилась и будущая мама легендарных авиаторов Наталья Петровна Гук, смешанных русско-малороссийских корней.

Принято считать, что Коккинаки – понтийские греки, называющие себя иногда также ромеями. Однако происхождение семьи Коккинаки куда более туманно. Сначала приведу нюансы общепринятой версии появления «греков» Коккинаки в Российской империи.

Как вспоминала дочь Владимира Константиновича Коккинаки Ирина, когда отец приехал 1960-х в Грецию на очередную конференцию Международной авиационной федерации (Federation Aeronautique Internationale, FAI), греческие спецслужбы и местные газетчики начали рыть землю, чтобы найти корни советского лётчика. Так выяснилось, что до приезда в Россию семья Коккинаки жила на острове Родос. И вот тут начинается настоящий детектив, некоторые исследователи не остановились на этом.

Вскоре, стало известно, что и Родос, возможно, не был прародиной Коккинаки. И когда-то этот род жил в Италии и покинул её после участия в одном из восстаний против местной власти, и фамилия их была иная, итальянская – Коккини.

И вот тут-то и берёт начало, так скажем, «гарибальдийская» версия. Если ей верить, то род Коккинаки в самом деле жили в Италии и бежали оттуда, потому что часть семьи примкнула к Джузеппе Гарибальди, последнего же подвела фортуна. Однако, учитывая характер расселения греческого народа по всему Средиземноморью, были ли они итальянцами, или же греками – определить невозможно. Единственное, что можно утверждать наверняка это их средиземноморские корни и не такой уж длинный в контексте истории путь с Запада на Восток, пока судьба не прибила их к берегам Цемесской бухты в Новороссийске.

Владикавказская железная дорога и элеватор

В 1888 году была закончена ветка Тихорецкая – Новороссийск Владикавказской железной дороги. Именно на ней и проработал Константин Павлович Коккинаки всю жизнь. Город активно строился и развивался, бойкий торговый порт, мощные цементные заводы – всё это манило безработных даже из заграницы. Поэтому, верно, новороссийский «котёл» не смущали ни национальность горожан, ни их фамилии. В Новороссийске жили русские и армяне, персы и греки, евреи и турки и т.д. и т.п. Даже чехи обосновались здесь, основав два посёлка, что потом вольются в город как районы, Кирилловка и Мефодиевка по имени любимых в Чехии святых Кирилла и Мефодия.

Однако, жизнь рабочих, мягко говоря, оставляла желать лучшего. Бараки, низкая зарплата, регулярное недоедание – всё это непременные спутники рабочего класса начала прошлого века. Даже газеты того времени не скрывали факта грубой эксплуатации рабочих. Так «Кубанские областные ведомости» обвиняли АО «ВлЖД» (Владикавказские железные дороги) в скупости и пренебрежении к собственным рабочим, которые были вынуждены «нанимать комнатку в Мефодьевском поселке в одну кубическую сажень, где отдыхали до 10—15 человек».

Семья Коккинаки жила ничем не лучше других. Скромный домишко семейства располагался посредине сплетения железнодорожных путей. Иногда мальчишкам Коккинаки даже приходилось носить одни единственные приличные штаны на всех по очереди, когда надо было идти в школу. Всё жалованье отца уходило на еду, а едоков как мы видим было предостаточно. Порой отец с сыновьями ночевали на полу, а «привилегированные» спальные места доставались женской половине семьи. К примеру, дочка Татьяна спала на шикарном одноместном… сундуке. Благо Наталья Петровна была мастерицей и превосходной домохозяйкой из тех, кто из ничего способен сделать кое-что. Впрочем, в те времена это не было редкостью. Моя прабабушка знала все грибные и ягодные места в округе – сейчас же радуешься, если девушка тебя поганками не накормила.

Так или иначе, работала вся семья. Например, будущий генерал-майор авиации СССР Владимир Коккинаки в возрасте одиннадцати лет устроился работать на плантации виноградников Абрау-Дюрсо. При этом слово плантации я использую не ради красного словца, а в качестве наиболее точного термина описывающего тамошние порядки. Детский труд, летнее палящее солнце, заставляющее кожу пузыриться, площадная брань и нередкое рукоприкладство – вот реальность начала века.

Сначала Володя круглый день собирал мелких вредителей – работа простая, но в летнюю жару утомительная и изматывающая. Потом его «повысили», взгромоздили увесистый металлический баллон с порошком серы, шлангом и рычагом для накачивания. Пошатываясь под тяжестью груза, будущая легенда авиации пошёл в химическую атаку против грибков и прочей сельскохозяйственной гадости. И всё это без какой-либо защиты, руки Владимира Коккинаки огрубели, ноги изъела сера, но главное приходилось серой дышать. Так он работал долгих два месяца. Как-то это не вяжется с открыточной картинкой хруста пресловутой французской булки и брызг шампанского, ради которого мальчишка Коккинаки гробил своё здоровье?

Митинги "Новороссийской республики"

Но более чем скромный быт, низкая заработная плата и тяжёлые условия труда, верно, не сыграли такой роли как само время, время великих и страшных событий и сотрясений. В 1905 году в Новороссийске начались забастовки железнодорожных рабочих, подавленные жёстко и быстро, включая расстрелы и репрессии. Позже было создание Новороссийской республики, просуществовавшей считанные дни и утопленной военной экспедицией в крови. И это было только начало. Забастовки и ответные репрессии, острая политическая борьба стала повседневной реальностью.

Самыми страшными, разумеется, на фоне других лет, стали 1914-1920-е годы. Хронологически расписывать эти события – это открыть тему для нового объёмного материала. Посему приведу лишь примерный список тех, кто успел «погулять» в Новороссийске с начала Первой Мировой вплоть до Новороссийской катастрофы, коих вспомнил Владимир Коккинаки – «белые, красные, бело-зелёные, донцы, казаки, немцы, англичане, шкуровцы, в полосочку, кого только не было».

Город был постоянно переполнен оружием, достать порох было в сотни раз легче, чем достать хлеб. А мальчишки оставались мальчишками, они хотели играть. Игры заканчивались оторванными руками и ногами, слепотой и контузией.

Опять же приведу воспоминания Владимира, коих осталось больше, нежели воспоминаний его братьев (не менее заслуженных): «Идут с винтовками двое каких-то «борцов за идею». Навстречу хорошо одетый человек в сапогах. Один из тех, что с винтовками, толкает приятеля в бок и показывает на встречного мужика – «О, Грицко, глянь, це ж той, кого мы шукаем». Поставили его к стенке, на моих глазах расстреляли, забрали сапоги и ушли».

В самой семье Коккинаки, как в семье рабочих, витали, разумеется, если не большевистские, то сочувствующие им настроения. А это было само по себе опасно. В 1918 году белый террор достиг масштабов сравнимых с Новороссийской катастрофой – тысячи раненых «красных», людей, заподозренных в сочувствии большевикам, рабочих были нещадно истреблены. Матросов, считавшихся рассадниками бунтарства, казнили на месте только за «наколку».

Бегство из Новороссийска

Всё это привело к тому, что даже местное население, не принадлежащее к классу рабочих и даже не разделяющее социалистические взгляды, в итоге стало абсолютно лояльным к «красной власти», пришедшей в город в 1920 году. Для семьи Коккинаки же приход Красной армии – конец страху и новые надежды.

Пройдёт ещё немного времени, и Владимир Коккинаки взмоет в небо, а уже вслед за ним возвысятся над землёй и Павел, и Константин, и Александр, и Валентин. Не всем из них будет суждено прославиться, не все из них останутся в живых после Великой Отечественной. Но это уже другая история.

Продолжение следует…

topwar.ru

Король воздушных рекордов. Как Коккинаки долетел до Тихого океана | История | Общество

В начале XX века человечество заболело небом. Как в 1960-м кумирами мира стали космонавты и астронавты, так на заре столетия самыми популярными были летчики.

От матроса до летчика

Мальчишки бредили полетами, мечтая стать похожими на первых авиаторов. Не обошла эта мечта и юного Володю Коккинаки.

Хотя до ее исполнения в детстве было очень далеко. Родившийся в 1904 году в Новороссийске в большой семье, имевшей греческие корни, в юности Володя пережил крушение монархии и Гражданскую войну. Работал на виноградниках, матросом, портовым грузчиком. До неба ли тут?

В семье Коккинаки парни отличались не только крепостью характера, но и недюжинной силой. Впоследствии Владимир Константинович Коккинаки вспоминал, как в юности в одиночку разгонял целую компанию хулиганов, задевавших его родню.

Владимир окончил семилетку, и в 1925 году был призван в армию. Отслужив два года в пехоте, Коккинаки поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а после ее окончания Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

На молодого летчика, виртуозно обращавшегося с техникой, обратило внимание командование. «Хороших летчиков много, а прирожденных мало», - решили начальники и предложили Владимиру Коккинаки сменить амплуа – стать испытателем.

Летчик-рекордсмен Владимир Коккинаки у своего самолета. 1936 год Летчик-рекордсмен Владимир Коккинаки у своего самолета. 1936 год. Фото: РИА Новости / Б. Вдовенко

«Петля» для Сталина

Профессия летчика-испытателя сродни работе объездчика диких мустангов – новый самолет, подобно сноровистому коню, норовит сбросить «седока». Освоить машину, выявить ее слабые места, которые необходимо устранить до запуска самолета в серию – это задача испытателя.

Ее решение связано с большим риском для пилота. Многие из самых удачных советских и иностранных самолетов, прежде чем стать надежными и безопасными машинами, забирали жизни своих первых «ездоков».

Владимир Коккинаки за свою долгую карьеру освоил не один десяток новых типов воздушых судов.

В 1935 году Коккинаки пришел работать в КБ Ильюшина в должности старшего пилота-испытателя. Практически все машины этой марки прошли через руки Владимира Коккинаки.

В том же 1935 году советский ас установил свой первый, пока неофициальный рекорд мира - на самолёте И-15 с герметической кабиной достиг высоты 14575 м.

В середине 1930-х годов сразу два КБ – Туполева и Ильюшина – строили для военных новые модели бомбардировщиков. В бюро Ильюшина создали модель ЦКБ -26 – фактически прототип будущей машины. Его испытаниями занимался Коккинаки. В апреле 1936 года пилот на ЦКБ-26 сделал то, что до него в Советском Союзе не удавалось никому – выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолете. 1 мая на столичный Центральный аэродром приехал лично Сталин, желая увидеть полет Коккинаки. Летчик не подвел, исполнив самые сложные фигуры высшего пилотажа.

С этого дня Коккинаки стал одним из любимых «сталинских соколов» вождя.

Покоритель дальних трасс

Пилот получил специальное разрешение на выполнение сложных полетов, в том числе на установление мировых рекордов.

17 июля 1936 года Владимир Коккинаки на самолете ЦКБ-26 поднял на высоту 11294 метра уложенные в бомболюки металлические болванки общим весом 500 килограммов. Международная авиационная федерация (ФАИ) зарегистрировала первый официальный советский мировой авиационный рекорд.

Наряду с Громовым и Чкаловым, Владимир Коккинаки готовился к сверхдальним беспосадочным перелетам.

Полет Чкалова через Северный полюс в США позволил удивить мир и закрепить приоритет за советскими летчиками, однако регулярную линию полетов установить над полюсом было нельзя – слишком тяжелы условия и слишком ненадежна техника.

Именно поэтому возникла идея маршрута по ортодромической дуге «большого круга», проходившего через Финляндию, Швецию, Норвегию, Исландию, над Северной Атлантикой и Канадой.

Пройти первым этот маршрут и предстояло Владимиру Коккинаки. Для осуществления этой цели был выбран самолет ЦКБ -30, получивший серийное имя ДБ-3. Для осуществления перелета с него сняли вооружение, установили дополнительные топливные баки и запас кислорода для пилотов при полете на больших высотах.

Рекордную машину, выкрашенную в ярко красный цвет, назвали «Москва».

Модифицированный самолет ЦКБ-30 перед вылетом. Репродукция фотографии 1939 года Модифицированный самолет ЦКБ-30 перед вылетом. Репродукция фотографии 1939 года. Фото: РИА Новости / Иван Шагин

Репетиция «броска в Америку»

27 июня 1938 года Владимир Коккинаки вместе со штурманом Александром Брядинским провел «репетицию» трансатлантического перелета. Взлетев из подмосковного Щелково за 24 часа 36 минут и преодолев 7580 км по прямой, самолет достиг аэродрома Спасск-Дальний в 1555 километрах от Владивостока. Сесть в районе самого Владивостока не удалось по погодным условиям.

В этом перелете был установлен рекорд дальности для двухместных машин, был пройден кратчайший путь от Москвы до Тихого океана, и, кроме того, этот перелет оказался самым быстрым для такого расстояния.

Сам Коккинаки вспоминал, что полет дался очень тяжело: в трудных погодных условиях большую часть маршрута летчики шли на высоте 6000 метров и выше, пилотируя в кислородных масках. Несколько недель у Коккинаки не сходили мозоли от штурвала на руках. Пожаловался летчик и на журналистов: сразу после приземления измученный экипаж осадила пресса, требующая интервью.

За этот перелет Владимир Коккинаки был удостоен своей первой звезды Героя Советского Союза.

После полета на Дальний Восток Коккинаки получил «добро» на трансатлантический перелет. 28—29 апреля 1939 года на том же самолете «Москва» он совершил успешный полет по маршруту Москва-Новгород-Хельсинки-Тронхейм-Исландия-мыс Фарвель (Гренландия)-остров Мискоу протяжённостью 8000 километров. Штурманом Коккинаки стал Михаил Гордиенко, сменивший погибшего в авиакатастрофе Александра Брядинского.

«Трасса Коккинаки» с открытием регулярных рейсов Москва-Нью-Йорк в 1959 году стала официальным летным маршрутом . Ее первооткрыватель получил от Международного комитета по авиации и космонавтике (ICCA) почетную награду - «Цепь пионера розы ветров».

Экипаж братьев-героев

В годы войны Владимир Коккинаки продолжал испытывать новую технику и консультировал фронтовых пилотов относительно наиболее эффективного применения бомбардировочной авиации.

На счету Владимира Константиновича Коккинаки 22 мировых рекорда на различных типах самолетов. В 1963 году 59-летний Коккинаки командовал экипажем, первым поднявшим в небо пассажирский лайнер Ил-62, на многие годы вперед ставший флагманом трансатлантических трасс.

В 1957 году за заслуги в деле испытаний новой авиационной техники Владимир Коккинаки был удостоен второй звезды Героя Советского Союза.

И еще об одном факте нельзя не сказать. В послевоенное время в КБ Ильюшина сложился уникальный экипаж летчиков-испытателей. Первым пилотом выступал Владимир Константинович Коккинаки, вторым – Константин Константинович Коккинаки, а бортмехаником – Павел Константинович Коккинаки. Ничего похожего на этот братское трио история авиации не знала.

Константин Коккинаки остается несколько в тени старшего брата, что несправедливо – он сражался на фронте, много лет работал летчиком-испытателем в ОКБ Микояна и так же, как брат, был удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1964 году оба брата Коккинаки завершили карьеру летчиков-испытателей. Интересно, что Ил-62, ставший последней машиной, испытанной Владимиром Коккинаки, стал и последним творением конструктора Сергея Ильюшина, с КБ которого была связана вся жизнь советского аса. Про Сергея Ильюшина иногда говорят так: у него был один летчик-испытатель, и с ним ничего не случилось. Это высочайшая оценка не только самолетам Ильюшина, но и таланту и мастерству выдающегося летчика Владимира Константиновича Коккинаки.

www.aif.ru

Биография | Летчик-испытатель Владимир Коккинаки

Ранние Годы

  • 1. В кругу семьи. Фото 1920-х

  • 2. Володя в старшем классе

  • 3. Среди соучеников в школе

  • 4. Владимир - вратарь футбольной команды

1. В кругу семьи. Фото 1920-х.

Фамилией Владимир Коккинаки обязан отцу, выходцу из греков, работавшему железнодорожным весовщиком. Греческая колония была многочисленной на побережье Черного моря.

В центре: Константин Павлович и Наталья Петровна, родители Коккинаки. В верхнем ряду, слева направо: Павел (будущий бортмеханик), Георгий (возглавит новороссийский Дом пионеров), Владимир, Константин (летчик-испытатель), слева от родителей…. .

2. Володя в старшем классе.

3. Среди соучеников в школе. (2-й ряд, 3-й слева). Новороссийск. Конец 1910-х  

У этого юноши большой трудовой стаж. Первый заработок принес матери в 10 лет. Работал на виноградных плантациях, курьером на почте, моряком, грузчиком в порту.

4. В.Коккинаки — вратарь футбольной команды «Олимпия». Новороссийск. Начало 1920-х

В 15–16 лет Коккинаки уже серьезный спортсмен. Он становится вратарем новороссийской футбольной команды «Олимпия».

 Государственный архив Российской Федерации.

Семья

  • С матерью Натальей Петровной

  • Братья Коккинаки: Валентин, Владимир, Константин

  • С супругой Валентиной

  • С супругой Валентиной

  • С дочкой Ирочкой

С Коллегами и Соратниками

Летчики — Герои Страны

  • Герои Советского Союза СССР, депутаты Верховного Совета СССР летчики М.Громов, С. Данилин, В. Коккинаки, А. Беляков, Г. Байдуков, В. Чкалов. 1938 г.

С Чарльзом Линдбергом

  • Чарльз Линдберг в Москве. Август 1938 г.

Чарльз Линдберг в Москве. Август 1938 г. Слева направо: Владимир Коккинаки, Чарльз Линдберг, полковник  Филипп Файмонвилл (военный атташе США в Москве), летчик Михаил Слепнев, корреспондент газеты «Правда» Лазарь Бронтман.

Прибывший в Москву легендарный летчик Чарльз Линдберг в сопровождении Коккинаки осматривает павильон Северного речного порта. Линдберг — пионер трансатлантического перелета из Нью-Йорка в Париж (1927).

Государственный архив Российской Федерации

Сергей Ильюшин и Владимир Коккинаки

  • 1. Сергей Ильюшин и Владимир Коккинаки: «разговор по-мужски». Куйбышев. 1943 г.

  • 2. Сергей Ильюшин и Владимир Коккинаки

  • 3. Владимир Коккинаки и Сергей Ильюшин, сотрудничество длиной в жизнь.

1. Сергей Ильюшин и Владимир Коккинаки: «разговор по-мужски». Куйбышев. 1943 г.

Авиаконструктор и летчик-испытатель создавали знаменитый «летающий танк» — штурмовик «Ил-2» — в напряженных дискуссиях. Его значение в воздушных боях Второй мировой войны подчеркивали все участники воюющих сторон. Снимок сделан во время командировки в Куйбышев, где находился завод-изготовитель.

Государственный архив Российской Федерации

Самолет ИЛ-62

  • 1. Никита Хрущев беседует с летчиком-испытателем, дважды Героем Советского Союза Владимиром Коккинаки. 1962 г.

  • 2. Самолет ИЛ-62

  • 3. В.Коккинаки с соратниками, обсуждают самолет

1. Никита Хрущев беседует с летчиком-испытателем, дважды Героем Советского Союза Владимиром Коккинаки.Фото из журнала «Огонек». № 40. 1962 г. «Ил-62» был последней машиной, которую испытывал 60-летний летчик. На фотографии воспроизведена правительственная делегация во главе с Никитой Хрущевым. Делегация знакомилась с особенностями нового авиалайнера, вошедшего в историю отечественной авиации как любимый самолет советского правительства. 2. ИЛ-62 — в полете.

3. Обсуждают самолет.

На фото: в центре Сергей Владимирович Ильюшин, Генрих Васильевич Новожилов (справа от него), Владимир Коккинаки крайний справа у первого опытного авиалайнера Ил-62.

Фото: Николай Нилов. 1962

Юрий Гагарин на праздновании 60-летия Владимира Коккинаки

  • Юрий Гагарин на праздновании 60-летия Владимира Коккинаки

  • Юрий Гагарин на праздновании 60-летия Владимира Коккинаки

  • Юрий Гагарин на праздновании 60-летия Владимира Коккинаки

Владимир Коккинаки президент ФАИ (Международная Авиационная Федерация)

1961-1968 Владимир Коккинаки — вице-президент и президент, с декабря 1968 – почётный президент Международной Авиационной Федерации.

Вручение золотой медали ФАИ (Медаль Де Лаво) Юрию Гагарину

  • Владимир Коккинаки вручает Юрию Гагарину медаль ФАИ

Вице-президент ФАИ (Международная Авиационная Федерация) Владимир Коккинаки вручает космонавту Юрию Гагарину Золотую медаль ФАИ (Медаль Де Лаво). Москва. 24 ноября 1962 г.

Владимир Коккинаки инициировал вручение Золотой медали ФАИ первому космонавту.

Фото: М.ОзерскийСемейный архив.

Встреча со знаменитой летчицей Жаклин Кокран

  • В.Коккинаки и знаменитая летчица-рекордсменка Жаклин Кокран на приеме представителей ФАИ в Барселоне. 1960 г

  • В.Коккинаки и знаменитая летчица-рекордсменка Жаклин Кокран на приеме представителей ФАИ в Барселоне. 1960 г

Владимир Коккинаки и знаменитая летчица-рекордсменка Жаклин Кокран на приеме представителей ФАИ в Барселоне. 1960 г.

 Государственный архив Российской Федерации

В Греции — на родине предков!

  • Владимир Коккинаки в Греции

  • С любимой дочерью Ириной

Владимир Коккинаки в Греции во время Международной конференции ФАИ

kokkinaki.ru

Коккинаки Константин Константинович - биография. Советский Летчик-Испытатель Герой Советского Союза

Константин Коккинаки родился 11 марта 1910 года в городе Новороссийск. Брат известного летчика-испытателя Владимира Константиновича Коккинаки. Работал грузчиком в порту, матросом, матросом-спасателем. С января 1930 года служил в Красной армии. В 1932 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу летчиков. Служил в строевых частях Военно-воздушных сил.

     С 1936 по 1939 года Коккинаки проходил службу в должности летчика-испытателя военной приемки авиазавода №1 города Москва. Испытывал серийные самолеты Р-5, Р-7, ДИ-6, И-15 бис, И-153. С августа 1938 по март 1940 года уехал в специальную командировку в Китае, участвовал в боевых действиях против японских войск в должностях заместителя командира, командира истребительной авиагруппы, затем военного советника по истребительной авиации. Выполнил 166 боевых вылетов на истребителе И-153, сбил лично 3 и в группе 4 самолета противника. 

     В Великой Отечественной войны с июня 1941 года участвовал в должности заместителя командира 401-го истребительного авиационного полка особого назначения на Западном фронте, сформированного из летчиков-испытателей. После гибели С.П. Супруна, 4 июля 1941 года возглавлял полк до августа того же года.

     Константин Коккинаки совершил 98 боевых вылетов на истребителе МиГ-3. Отозван с фронта, облетывал поставляемые по государственной программе Ленд-лиз английские истребители «Томагавк» в городе Архангельск. С 1951 по 1964 года состоял на летно-испытательной работе в Отдельном конструкторском бюро А.И. Микояна. В 1964 году ушел с испытательной работы. Работал в ОКБ А.И. Микояна на должностях: летчика транспортного отряда ОКБ, ведущего инженера в отделе летных испытаний, старшего инженера. Удостоен воинского звания полковник.

     Выполнял большую общественную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Многократно выезжал в отдаленные воинские части и встречался с летчиками, моряками, танкистами и пограничниками. Установил 2 мировых авиационных рекорда, из них 1 абсолютный.

     Коккинаки Константин Константинович умер 4 марта 1990 года. Похоронен на Кузьминском кладбище в городе Москва.

     За заслуги перед Отечеством удостоен Почетного звания Герой Советского Союза. Награжден трижды орденами Ленина и орденами Отечественной войны 1 степени, дважды орденами Красного Знамени и Красной Звезды, орденом Дружбы народов, многими медалями, в том числе медалью де Лаво.

ruspekh.ru

Коккинаки Владимир Константинович » Испытатели

1904-1985

В.К.Коккинаки

В.К.Коккинаки

Дважды Герой Советского Союза (17.07.1938; 17.09.1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.02.1959), заслуженный мастер спорта СССР (1959), генерал-майор авиации (1943).Родился 25 (12 — ст.ст.) июня 1904 года в городе Новороссийск ныне Краснодарского края. В 1921 окончил 3 класса начальной школы. Работал колхозником на виноградных плантациях, матросом и грузчиком в порту.В армии с декабря 1925. До июля 1927 служил в пехоте. В 1928 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 — Борисоглебскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС (Московский ВО). В апреле-декабре 1931 — лётчик-инструктор Ленинградской военно-теоретической школы ВВС.С января 1932 по март 1935 — лётчик-испытатель НИИ ВВС. Провёл госиспытания И-16 (1934) и ДИ-4. Участвовал в госиспытаниях И-15, в испытаниях «Звена» (самолёт ТБ-1 с истребителями И-4 на крыльях (1933), самолёт ТБ-3 с истребителями И-5 на крыльях). В январе 1935-ноябре 1936 — в запасе.С марта 1935 по октябрь 1964 — старший лётчик-испытатель ОКБ С.В.Ильюшина. Поднял в небо и провёл испытания ЦКБ-26 (июнь 1935), И-16П (сентябрь 1935), ЦКБ-30 (31.03.1936), ЦКБ-32 (1936), ЦКБ-54 (февраль 1938), ДБ-3Ф (Ил-4) (21.05.1939), ЦКБ-55 (Ил-2) (2.10.1939), Ил-2/2 (30.12.1939), ЦКБ-57 (12.10.1940), ДБ-4 (15.10.1940), головного Ил-2 авиазавода №381 (апрель 1941), Ил-2 с М-82 (8.09.1941), двухместного Ил-2 (март 1942), Ил-4ТК (16.03.1943), Ил-8 (10.05.1943), Ил-2И (июль 1943), Ил-6 (7.08. 1943), Ил-10 (18.04.1944), Ил-1 (19.05.1944), Ил-16 (апрель 1945), Ил-12 с АЧ-31 (15.08.1945), Ил-12 (9.01.1946), Ил-18 с АШ-73 (17.08.1946), Ил-22 (24.07.1947), Ил-12Т (1.08.1947), Ил-28 (8.07.1948), Ил-12Д (август 1948), планера Ил-32 (19.08.1948), Ил-20 (5.12.1948), Ил-28У (18.03. 1950), Ил-28Р (19.04.1950), Ил-14 (13.07.1950), Ил-14П (1.10.1950), Ил-28Т (8.01.1951), Ил-10М (5.06.1951), Ил-46 (3.03.1952), Ил-40 (7.03.1953), Ил-40П (19.08.1953), головного Ил-14П Ташкентского авиазавода (14.03.1954), Ил-54 (3.04. 1955), Ил-14М (1.11.1955), Ил-14Т (22.06.1956), Ил-14ФК (20.09.1956), Ил-18 (4.07.1957), Ил-18А (26.10.1957), Ил-18Б (30.09.1958), Ил-18В (31.08. 1959), Ил-18И (21.12.1960), Ил-38 (28.09.1961), Ил-62 (2.01.1963).21.11.1935 на самолёте И-15 достиг высоты 14.575 м (неофициальный мировой рекорд), 20.04.1936 впервые в стране выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолёте (ЦКБ-26).27-28.06.1938 на самолёте ЦКБ-30 «Москва» (штурман — А.М.Бряндинский) совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва -Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяжённостью 6.850 км по прямой.28-29.04.1939 на самолёте ЦКБ-30 «Москва» (штурман — М.Х.Гордиенко) совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Новгород — Хельсинки — Тронхейм — остров Исландия — мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) — США (остров Мискоу) протяжённостью 6.516 км по прямой.В годы Великой Отечественной войны совмещал работу лётчика-испытателя, начальника Главной инспекции по качеству Наркомата авиационной промышленности СССР (1943-1947) и начальника лётно-испытательной службы авиационной промышленности.Установил 20 мировых авиационных рекордов: в 1936-1937 — 7 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26; в 1958-1960 — 13 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ил-18.С января 1966 — в запасе. Работал в ОКБ С.В.Ильюшина инженером-методистом, с 1968 — ответственный представитель Генерального конструктора в лётно-доводочном комплексе.С 1961 — вице-президент, в 1967-1968 — президент, с декабря 1968 — почётный президент ФАИ.Жил в Москве. Умер 7 января 1985 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.Ленинская премия (1960). Награждён 6 орденами Ленина (25.05.1936, 17.07.1938, 1 1.06. 1939, 16.09.1945, 17.05.1951, 22.06.1984), орденом Октябрьской Революции (3.07.1974), 3 орденами Красного Знамени (29.04.1944, 30.04. 1945, 12.07.1957), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (19.08.1944, 20.09.1947), 4 орденами Красной Звезды (5.03.1939, 25.11.1941, 3.1 1.1944, 2.10.1969), медалями (в том числе — медалью «За отвагу» (11.06.1939)), иностранными наградами. Удостоен Золотой авиационной медали ФАИ (1965). Награждён бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров» как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой (IKKA, 1965).Его именем названы улицы в городах Москва, Ростов-на-Дону, Донской (Тульская область) и Новокузнецк (Кемеровская область). В Новороссийске установлен бронзовый бюст.

Мировые авиационные рекорды, установленные В.К.Коккинаки

№ п/п Дата Самолёт Экипаж Класс Наименование рекорда Результат
1 17.07.1936 ЦКБ-26 В.К.Коккинаки – лётчик Класс С Высота с грузом 500 кг 11.294 м
2 26.07.1936 ЦКБ-26 В.К.Коккинаки – лётчик Класс С Высота с грузом 1.000 кг 11.402 м
3 03.08.1936 ЦКБ-26 В.К.Коккинаки – лётчик Класс С Высота с грузом 500 кг 12.816 м
4 07.09.1936 ЦКБ-26 В.К.Коккинаки – лётчик Класс С Высота с грузом 2.000 кг 11.005 м
5 26.08.1937 ЦКБ-26 В.К.Коккинаки – лётчик

А.М.Бряндинский – штурман

Класс С Скорость полёта на 5.000-км замкнутом маршруте 325,26 км/ч
6 Класс С Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 500 кг 325,26 км/ч
7 Класс С Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 1.000 кг 325,26 км/ч
8 14.11.1958 Ил-18 В.К.Коккинаки – командирЭ.И.Кузнецов – 2-й пилотВ.Ф.Воскресенский – штурманП.К.Коккинаки – бортинженер Класс С-1, группа II Высота с грузом 15.000 кг 12.471 м
9 15.11.1958 Ил-18 В.К.Коккинаки – командирЭ.И.Кузнецов – 2-й пилотВ.Ф.Воскресенский – штурманП.К.Коккинаки – бортинженер Класс С-1, группа II Высота с грузом 10.000 кг 13.154 м
10 19.08.1959 Ил-18 В.К.Коккинаки – командир

Э.И.Кузнецов –2-й пилот

В.Ф.Воскресенский – штурман

П.К.Коккинаки – бортинженер

И.С.Силиминов – бортрадист

Класс С-1, группа II Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 1.000 кг 719,50 км
11 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 2.000 кг 719,50 км/ч
12 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 5.000 кг 719,50 км/ч
13 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 10.000 кг 719,50 км/ч
14 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 15.000 кг 719,50 км/ч
15 25.11.1959 Ил-18 В.К.Коккинаки – командир Э.И.Кузнецов – 2-й пилотВ.Ф.Воскресенский – штурманП.К.Коккинаки – бортинженерИ.С.Силиминов – бортрадист Класс С-1, группа II Высота с грузом 20.000 кг 12.118 м
16 02.02.1960 Ил-18 В.К.Коккинаки – командир

Э.И.Кузнецов – 2-й пилот

В.Ф.Воскресенский – штурман

П.К.Коккинаки – бортинженер

И.С.Силиминов – бортрадист

Класс С-1, группа II Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте без груза 693,55 км/ч
17 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 1.000 кг 693,55 км/ч
18 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 2.000 кг 693,55 км/ч
19 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 5.000 кг 693,55 км/ч
20 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 10.000 кг 693,55 км/ч
Класс С – сухопутные самолёты (по классификации 1930-х годов)Класс С-1 – сухопутные самолёты (по нынешней классификации)Группа II – летательные аппараты с турбовинтовыми двигателями (по нынешней классификации)

Сочинения:

  • Как мы летели. Ростов-на-Дону, 1939;
  • Курс на восток. М., 1939.

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • Водопьянов М.В. Небо начинается с земли. М., 1976
  • Герои Советского Союза и России Северного АО г.Москвы. М., 2003
  • Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениз., 1987
  • Дважды Герои Советского Союза. — М.: Воениздат, 1973.
  • Люди бессмертного подвига. Книга 1. М., 1975

testpilot.ru