Асы Второй мировой.Советские летчики. Летчик ас


Лётчик-ас — WiKi

У этого термина существуют и другие значения, см. Ас.

Ас (фр. as — «туз»; первый в своей области) — мастер воздушного боя. Впервые это слово было применено в Первую мировую войну к военным лётчикам, на высоком уровне владеющим искусством пилотирования и воздушного боя. По одним сведениям, изображениями тузов на своих самолётах французские лётчики обозначали сбитые самолёты противника. По другим, изображение туза появилось на самолётах одной из лучших французских эскадрилий, и с того времени, если о лётчике хотели сказать, что это выдающийся лётчик, то говорили «Это ас» (то есть туз). В ходе войны закрепилось, что правом именоваться асом имеет лётчик, одержавший пять или более побед.

Существует также версия, что «асами» стали называть лётчиков по аналогии с небожителями древнегерманской мифологии — Асами[1]. В русский язык слово пришло предположительно из немецкого (нем. ass) и потому до середины XX века писалось как «асс» — см. например ранние издания словаря Ожегова[2], художественную и техническую литературу первой половины XX века. Современное общепринятое написание «ас».

До тех пор, пока лётчик не собьёт 5 аппаратов противника, на него не обращают особого внимания. Но как только он преодолел заветный рубеж, его с полным основанием называют асом: его исключают из общего порядка и предоставляют возможность летать в одиночку когда и где угодно. С этого момента вся его работа основывается на собственной смекалке и инициативе[источник не указан 1289 дней].

— Командир 2-го авиационного отряда истребителей капитан Е. Крутень

Лучшим асом в истории авиации — 352 победы — считается ас (эксперт) люфтваффе Эрих Хартманн. 104 лётчика нацистской Германии сбили по 100 и более самолётов, а 34 немецких аса имели на личном боевом счету по 150 и более побед (общее число сбитых ими машин — 6582). Среди асов других стран лидерство принадлежит финну Эйно Илмари Юутилайнену, на счету которого 94 самолёта противника. Лучшим асом СССР и союзников является Иван Кожедуб, сбивший 64 (не считая американские) самолёта. Первым асом Второй мировой войны стал гауптман Йоханес Гентцен, сбивший к 14 сентября семь польских самолётов.

После окончания Второй мировой войны и появления реактивной авиации число сбитых самолётов на одного лётчика упало, что было вызвано сравнительной ограниченностью локальных конфликтов. Появление новых асов отмечено только в Корейской, Вьетнамской, ирано-иракской, арабо-израильских и индо-пакистанских войнах. Рекордное количество побед на реактивном самолёте одержали советские лётчики Николай Сутягин и Евгений Пепеляев во время Корейской войны — 21 и 20 самолётов противника соответственно. Третье место по числу сбитых самолётов в истории реактивной авиации занимает полковник ВВС Израиля Гиора Эпштейн — 17 самолётов, причём 9 из них — за двое суток.[3]

В скобках указано число подтверждённых побед (как правило, личных).

Первая мировая война

Хотя Россия и вошла в Первую Мировую войну с количеством самолётов в 4 раза большим, чем, например, в Англии, в нашей стране так и не удалось организовать производство собственных самолётов в достаточных количествах к 1916 г., а те самолёты, которые поступали из-за границы, были уже заведомо устаревшие и их было ещё меньше. Основным типом самолётов в авиации России в 1914-15 г.г. были безоружные устаревшие разведчики и бомбардировщики «Фарман» и «Вуазен», что в определённой мере компенсировалось примитивным вооружением германских самолётов.

В 1915 г., во второй год войны, воздушные бои оставались редкостью. В большинстве случаев экипажи отправлялись на задания, располагая только карабинами и пистолетами, но и с таким оружием некоторые лётчики добивались воздушных побед.

Так, 25 февраля российский лётчик-доброволец француз Пуаре с наблюдателем поручиком Шебалиным вылетели на трофейном аэроплане «Эйлер» на разведку района Лович-Неборов-Болилов. Над своими позициями между Камионом и Сулишевым они атаковали немецкий аппарат. С дистанции 40-50 м по нему было произведено 5 выстрелов из карабина. Согласно донесению лётчиков 2-го армейского авиаотряда, «после третьего выстрела самолёт противника пошёл с поворотом книзу и опустился под Скверневицами».

15-го июля во время разведки к востоку or Золотой Липы лётчики 2-го Сибирского Корпусного Авиаотряда поручик Покровский и корнет Плонский заметили неприятельский аэроплан. Из оружия у них были только пистолеты Маузер. Несмотря на это, они атаковали противника и после непродолжительной перестрелки вынудили его опуститься. Австрийский аэроплан «Авиатик» (бортовой номер 31-13) достался призом в совершенно неповреждённом состоянии вместе с двумя лётчиками из 7-й авиароты. Оба русских героя были награждены орденами Св. Георгия 4-й степени.

Лучшие пилоты по состоянию на 1 октября 1915 г.: Страна Фамилия Число побед
Германия Бельке 4
Франция Гарро 3
Франция Жильбер 3
Франция Брокар 2
Россия Нестеров 1 (таран)
Россия Казаков 1 (таран)
Россия Ткачев 1
Франция Гийнемер 1
Германия Рихтгофен 1

Производство самолётов в годы Первой Мировой войны:

  • Франция — 52.1 тыс. экз.
  • Англия 47.8 тыс.экз.
  • Германия — 47.3 тыс. экз.
  • САСШ (США) — 13.8 тыс. экз.
  • Россия − 3.5 тыс. экз.

Из германских асов на Восточном фронте сражались: М. фон Рихтгофен, Г. Пиппарт, К. Менкхофф, Ф. Руми, К. Одебрет, О. Фрюхнер, Х. Дилти, Л. Анслингер, Д. Аверес, Г. Беккер, Э. Бёме, В. Фриккерт, О. Фрунер, К. Галльвиц, Г.-Э. Гандерт, Г. Кнаппе, К. Кюпперс, Р. Отто, Р. Виндиш.

Из них асами на Восточном фронте стали лишь Пиппарт (воевал с февраля 1916 г. по апрель 1917 г.) и Анслингер, остальные удостоились титула «аса» тогда, когда были переведены на Западный фронт. А Дилти вообще летал в России с 1914 по май 1917 г., но асом стал лишь на Западном фронте (правда, пока неясно, в каком качестве Дилти служил в России — пилота или летнаба).

Ас Вильгельм Фриккерт на Восточном фронте одержал 7 побед, но из них всего лишь 2 приходится на самолёты (типа «Вуазен»), а остальные 5 — на аэростаты. Карл Галльвиц «заработал» на Востоке Железные Кресты 1-го и 2-го классов, но оба за 2 русских аэростата.

Анализ результатов боевых действий перечисленных выше германских пилотов показывает, что их победы на Востоке, в основном, приходятся на аэростаты и устаревшие бомбардировщики «Фарман» и «Вуазен», на протяжении всей войны составлявшими основу российских бомбардировочных и разведывательных авиаотрядов.

При этом только 7 % от общего числа потерь самолётов Российского Императорского Воздушного Флота приходится на сбитые огнём истребительной авиации и ПВО противника.

В то же время из германских асов на Восточном фронте были сбиты Вильгельм Герберт, Франц Кнаппе (3 раза), Ганс-Эберхард Гандерт (зенитным огнём). Австрийский ас Франк фон Линко-Кроуфорд (30 побед над союзными самолётами) три раза проигрывал воздушные схватки русскому асу Евграфу Крутеню.

Вообще, в Первую Мировую войну главной задачей авиации было не уничтожение аппаратов противника, а разведка и штурмовые удары по наземным целям.

В представлении Главного Военно-Техническое Управления Русской Армии в Генеральный штаб сказано:

«На первом месте должна стоять задача разведки, если эта задача будет заслонена погоней за превращением аппаратов в средство воздушного боя, то может случиться… что ни та, ни другая задача не будет достигнута».

Российские асы Первой мировой войны:

Вторая мировая война

Другие конфликты

Гражданская война в Испании

Корейская война

Вьетнамская война

Арабо-израильский конфликт

Индо-пакистанские конфликты

Ирано-иракская война

ru-wiki.org

ас - это... Что такое Лётчик-ас?

У этого термина существуют и другие значения, см. Ас.

Ас (фр. as — «туз»; первый в своей области) — мастер воздушного боя. Впервые это слово было применено в Первую мировую войну к военным лётчикам, в совершенстве владеющим искусством пилотирования и воздушного боя и сбившими не менее 5 самолётов противника. Существует также версия, что «асами» стали называть лётчиков по аналогии с небожителями древнегерманской мифологии — Асами (обитающими в Асгарде)[1].

В русский язык слово пришло предположительно из немецкого (нем. ass) и потому до середины XX века писалось как «асс» — см. например ранние издания словаря Ожегова[2], художественную и техническую литературу первой половины XX века. Современное общепринятое написание «ас».

Лучшим асом в истории авиации — 352 победы — считается ас (эксперт) люфтваффе Эрих Хартманн. 104 лётчика нацистской Германии сбили по 100 и более самолётов, а 34 немецких аса имели на личном боевом счету по 150 и более побед (общее число сбитых ими машин — 6582). Среди асов других стран лидерство принадлежит финну Эйно Илмари Юутилайнену, на счету которого 94 самолёта противника. Лучшим асом СССР и союзников является Иван Кожедуб, сбивший 64 (не считая американские) самолёта. Первым асом Второй мировой войны стал гауптман Йоханес Гентцен, сбивший к 14 сентября семь польских самолётов.

После окончания Второй мировой войны и появления реактивной авиации число сбитых самолётов на одного лётчика упало, что было вызвано сравнительной ограниченностью локальных конфликтов. Появление новых асов отмечено только в Корейской, Вьетнамской, ирано-иракской, арабо-израильских и индо-пакистанских войнах. Рекордное количество побед на реактивном самолёте одержали советские лётчики Николай Сутягин и Евгений Пепеляев во время Корейской войны — 21 и 20 самолётов противника соответственно. Третье место по числу сбитых самолётов в истории реактивной авиации занимает полковник ВВС Израиля Гиора Эпштейн — 17 самолётов, причём 9 из них — за двое суток.[3]

Самые результативные лётчики

В скобках указано число подтверждённых побед (как правило, личных).

Первая мировая война

Вторая мировая война

Другие конфликты

Гражданская война в Испании

Корейская война

Вьетнамская война

Арабо-израильский конфликт

Индо-пакистанские конфликты

Ирано-иракская война

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Лётчик-ас — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Ас.

Ас (фр. as — «туз»; первый в своей области) — мастер воздушного боя. Впервые это слово было применено в Первую мировую войну к военным лётчикам, на высоком уровне владеющим искусством пилотирования и воздушного боя. По одним сведениям, изображениями тузов на своих самолётах французские лётчики обозначали сбитые самолёты противника. По другим, изображение туза появилось на самолётах одной из лучших французских эскадрилий, и с того времени, если о лётчике хотели сказать, что это выдающийся лётчик, то говорили "Это ас" ( т.е. туз). В ходе войны закрепилось, что правом именоваться асом имеет лётчик, одержавший пять или более побед.

Существует также версия, что «асами» стали называть лётчиков по аналогии с небожителями древнегерманской мифологии — Асами (обитающими в Асгарде)[1]. В русский язык слово пришло предположительно из немецкого (нем. ass) и потому до середины XX века писалось как «асс» — см. например ранние издания словаря Ожегова[2], художественную и техническую литературу первой половины XX века. Современное общепринятое написание «ас».

До тех пор, пока лётчик не собьёт 5 аппаратов противника, на него не обращают особого внимания. Но как только он преодолел заветный рубеж, его с полным основанием называют асом: его исключают из общего порядка и предоставляют возможность летать в одиночку когда и где угодно. С этого момента вся его работа основывается на собственной смекалке и инициативеК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1348 дней].

— Командир 2-го авиационного отряда истребителей капитан Е. Крутень

Лучшим асом в истории авиации — 352 победы — считается ас (эксперт) люфтваффе Эрих Хартманн. 104 лётчика нацистской Германии сбили по 100 и более самолётов, а 34 немецких аса имели на личном боевом счету по 150 и более побед (общее число сбитых ими машин — 6582). Среди асов других стран лидерство принадлежит финну Эйно Илмари Юутилайнену, на счету которого 94 самолёта противника. Лучшим асом СССР и союзников является Иван Кожедуб, сбивший 64 (не считая американские) самолёта. Первым асом Второй мировой войны стал гауптман Йоханес Гентцен, сбивший к 14 сентября семь польских самолётов.

После окончания Второй мировой войны и появления реактивной авиации число сбитых самолётов на одного лётчика упало, что было вызвано сравнительной ограниченностью локальных конфликтов. Появление новых асов отмечено только в Корейской, Вьетнамской, ирано-иракской, арабо-израильских и индо-пакистанских войнах. Рекордное количество побед на реактивном самолёте одержали советские лётчики Николай Сутягин и Евгений Пепеляев во время Корейской войны — 21 и 20 самолётов противника соответственно. Третье место по числу сбитых самолётов в истории реактивной авиации занимает полковник ВВС Израиля Гиора Эпштейн — 17 самолётов, причём 9 из них — за двое суток.[3]

Самые результативные лётчики

В скобках указано число подтверждённых побед (как правило, личных).

Первая мировая война

Хотя Россия и вошла в Первую Мировую войну с количеством самолётов в 4 раза большим, чем, например, в Англии, в нашей стране так и не удалось организовать производство собственных самолётов в достаточных количествах к 1916 г., а те самолёты, которые поступали из-за границы, были уже заведомо устаревшие и их было ещё меньше. Основным типом самолётов в авиации России в 1914-15 г.г. были безоружные устаревшие разведчики и бомбардировщики «Фарман» и «Вуазен», что в определённой мере компенсировалось примитивным вооружением германских самолётов.

В 1915 г., во второй год войны, воздушные бои оставались редкостью. В большинстве случаев экипажи отправлялись на задания, располагая только карабинами и пистолетами, но и с таким оружием некоторые лётчики добивались воздушных побед.

Так, 25 февраля российский лётчик-доброволец француз Пуаре с наблюдателем поручиком Шебалиным вылетели на трофейном аэроплане «Эйлер» на разведку района Лович-Неборов-Болилов. Над своими позициями между Камионом и Сулишевым они атаковали немецкий аппарат. С дистанции 40-50 м по нему было произведено 5 выстрелов из карабина. Согласно донесению лётчиков 2-го армейского авиаотряда, «после третьего выстрела самолёт противника пошёл с поворотом книзу и опустился под Скверневицами».

15-го июля во время разведки к востоку or Золотой Липы лётчики 2-го Сибирского Корпусного Авиаотряда поручик Покровский и корнет Плонский заметили неприятельский аэроплан. Из оружия у них были только пистолеты Маузер. Несмотря на это, они атаковали противника и после непродолжительной перестрелки вынудили его опуститься. Австрийский аэроплан «Авиатик» (бортовой номер 31-13) достался призом в совершенно неповреждённом состоянии вместе с двумя лётчиками из 7-й авиароты. Оба русских героя были награждены орденами Св. Георгия 4-й степени.

Лучшие пилоты по состоянию на 1 октября 1915 г.:

  1. Бельке (Германия) — 4 победы
  2. Гарро (Франция) — 3 победы
  3. Жильбер (Франция) — 3 победы
  4. Брокар (Франция) — 2 победы
  5. Нестеров (Россия) — 1 победа (таран)
  6. Казаков (Россия) — 1 победа (таран)
  7. Ткачев (Россия) — 1 победа
  8. Гийнемер (Франция) — 1 победа
  9. Рихтгофен (Германия) — 1 победа

Производство самолётов в годы Первой Мировой войны:

  • Франция — 52.1 тыс. экз.
  • Англия 47.8 тыс.экз.
  • Германия — 47.3 тыс. экз.
  • САСШ (США)- 13.8 тыс. экз.
  • Россия −3.5 тыс. экз.

Из германских асов на Восточном фронте сражались: М. фон Рихтгофен, Г. Пиппарт, К. Менкхофф, Ф. Руми, К. Одебрет, О. Фрюхнер, Х. Дилти, Л. Анслингер, Д. Аверес, Г. Беккер, Э. Бёме, В. Фриккерт, О. Фрунер, К. Галльвиц, Г.-Э. Гандерт, Г. Кнаппе, К. Кюпперс, Р. Отто, Р. Виндиш.

Из них асами на Восточном фронте стали лишь Пиппарт (воевал с февраля 1916 г. по апрель 1917 г.) и Анслингер, остальные удостоились титула «аса» тогда, когда были переведены на Западный фронт. А Дилти вообще летал в России с 1914 по май 1917 г., но асом стал лишь на Западном фронте (правда, пока неясно, в каком качестве Дилти служил в России — пилота или летнаба).

Ас Вильгельм Фриккерт на Восточном фронте одержал 7 побед, но из них всего лишь 2 приходится на самолёты (типа «Вуазен»), а остальные 5 — на аэростаты. Карл Галльвиц «заработал» на Востоке Железные Кресты 1-го и 2-го классов, но оба за 2 русских аэростата.

Анализ результатов боевых действий перечисленных выше германских пилотов показывает, что их победы на Востоке, в основном, приходятся на аэростаты и устаревшие бомбардировщики «Фарман» и «Вуазен», на протяжении всей войны составлявшими основу российских бомбардировочных и разведывательных авиаотрядов.

При этом только 7 % от общего числа потерь самолётов Российского Императорского Воздушного Флота приходится на сбитые огнём истребительной авиации и ПВО противника.

В то же время из германских асов на Восточном фронте были сбиты Вильгельм Герберт, Франц Кнаппе (3 раза), Ганс-Эберхард Гандерт (зенитным огнём). Австрийский ас Франк фон Линко-Кроуфорд (30 побед над союзными самолётами) три раза проигрывал воздушные схватки русскому асу Евграфу Крутеню.

Вообще, в Первую Мировую войну главной задачей авиации было не уничтожение аппаратов противника, а разведка и штурмовые удары по наземным целям.

В представлении Главного Военно-Техническое Управления Русской Армии в Генеральный штаб сказано:

"На первом месте должна стоять задача разведки, если эта задача будет заслонена погоней за превращением аппаратов в средство воздушного боя, то может случиться… что ни та, ни другая задача не будет достигнута".

Российские асы Первой мировой войны:

Вторая мировая война

Другие конфликты

Гражданская война в Испании

Корейская война

Вьетнамская война

Арабо-израильский конфликт

Индо-пакистанские конфликты

Ирано-иракская война

Напишите отзыв о статье "Лётчик-ас"

Примечания

  1. ↑ Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы. М.:Астрель, 2006. ISBN 5-17-021672-6, 5-271-07986-4
  2. ↑ Словарь русского языка. Составил С. И. Ожегов. Издание третье, 52000 слов. Москва 1953
  3. ↑ Михаил Жирохов, Олег Грановский. [artofwar.ru/z/zhirohow_m_a/text_0270.shtml «Ас миспар эхад» (Ас номер N1 ВВС Израиля Гиора Эпштейн)]
  4. ↑ [www.awm.gov.au/people/P10676771/ Group Captain Clive Robertson Caldwell]
  5. ↑ Спик М. Приложение 6. Асы истребительной авиации государств-союзников Германии в годы Второй мировой войны, 1939-1945 гг. // Асы люфтваффе. — Смоленск: Русич, 1999. — С. 426. — 432 с. — (Мир в войнах). — 11 000 экз. — ISBN 5-8138-0053-0.
  6. ↑ Из 23 одержанных побед Пепеляев отдал 3 своему ведомому, из-за чего лучшим советским асом в Корее иногда называют Николая Сутягина с 21 победой.
  7. ↑ 1 2 Iranian F-۱۴ Tomcat Units in Combat by Tom Cooper & Farzad Bishop, 2004, Oxford: Osprey Publishing, pp. ۸۵-۸۸, ISBN 1 84176 787 5

Ссылки

  • [www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/ge/publ/03.dat сайт «Авиаторы Второй мировой»]
  • [www.airwar.ru/history/aces/ace1ww/skyknight.html Лётчики-асы Первой мировой]
  • [www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/skyknight.html Лётчики-асы Второй мировой]
  • [www.airwar.ru/history/aces/acepostwar/skyknight.html Послевоенные лётчики-асы]
  • Русские соколы. army.armor.kiev.ua/hist/rus-let.php
  • М. фон Рихтгофен. Красный истребитель. Центрполиграф, Москва 2004 г.
  • Война в воздухе, № 75. Боевое применение германских истребителей ALBATROS в Первой Мировой войне.
  • Война в воздухе, № 79 Боевое применение истребителей-трипланов FOKKER Dr I в Первой Мировой войне.
  • Фрэнкс Н., Бейли Ф., Гест Р. Германские асы Первой Мировой войны. Справочник.ЭКСМО. Москва.2006 г.
  • Шепс А.С. Самолёты Первой Мировой войны. Страны Антанты.ПОЛИГОН. Санкт-Петербург. 2003 г.
  • Рохмистров В.Г. Авиация Великой войны. АСТ. Москва.2004 г.
  • Финне К.Н. Русские воздушные богатыри И.И. Сикорского. АСТ. Москва.2005 г.
  • Александров А.О. Гидропланы М-5 и М-20. Б.С.К.. Санкт-Петербург 1998 г.
  • Кибовский А. и др.Униформа Российского Воен. Возд. Флота. Том 1 (1890-1935). АСТ.Москва. 2004 г.
  • Кондратьев В., Хайрулин М. Авиация Гражданской войны.Техника-Молодёжи. Москва 2000 г.
  • РГВИА ф. 2008 д. № 609 л. 37
  • Красный архив. Т.5, Т. 6. Москва. 1939 г.
  • Вестник воздухоплавателя, № 12-1910 г.
  • Базаревский А. Наступательная операция 9-й русской армии (июнь 1916 г.). Москва 1937.
  • Куликов В. "Авиация и Время"
  • Покрышкин А.И. Познать себя в бою. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1995 г.
  • И.Андреев. Боевые самолёты. Книга и бизнес.Прострэкс. Кром. Москва. 1992г.
  • Журнал "Популярная механика" № 12(50) 2006г.

Отрывок, характеризующий Лётчик-ас

Телянин сидел всё в той же ленивой позе, в которой его оставил Ростов, потирая маленькие белые руки. «Бывают же такие противные лица», подумал Ростов, входя в комнату. – Что же, велели привести лошадь? – сказал Телянин, вставая и небрежно оглядываясь. – Велел. – Да пойдемте сами. Я ведь зашел только спросить Денисова о вчерашнем приказе. Получили, Денисов? – Нет еще. А вы куда? – Вот хочу молодого человека научить, как ковать лошадь, – сказал Телянин. Они вышли на крыльцо и в конюшню. Поручик показал, как делать заклепку, и ушел к себе. Когда Ростов вернулся, на столе стояла бутылка с водкой и лежала колбаса. Денисов сидел перед столом и трещал пером по бумаге. Он мрачно посмотрел в лицо Ростову. – Ей пишу, – сказал он. Он облокотился на стол с пером в руке, и, очевидно обрадованный случаю быстрее сказать словом всё, что он хотел написать, высказывал свое письмо Ростову. – Ты видишь ли, дг'уг, – сказал он. – Мы спим, пока не любим. Мы дети пг`axa… а полюбил – и ты Бог, ты чист, как в пег'вый день создания… Это еще кто? Гони его к чог'ту. Некогда! – крикнул он на Лаврушку, который, нисколько не робея, подошел к нему. – Да кому ж быть? Сами велели. Вахмистр за деньгами пришел. Денисов сморщился, хотел что то крикнуть и замолчал. – Сквег'но дело, – проговорил он про себя. – Сколько там денег в кошельке осталось? – спросил он у Ростова. – Семь новых и три старых. – Ах,сквег'но! Ну, что стоишь, чучела, пошли вахмистг'а, – крикнул Денисов на Лаврушку. – Пожалуйста, Денисов, возьми у меня денег, ведь у меня есть, – сказал Ростов краснея. – Не люблю у своих занимать, не люблю, – проворчал Денисов. – А ежели ты у меня не возьмешь деньги по товарищески, ты меня обидишь. Право, у меня есть, – повторял Ростов. – Да нет же. И Денисов подошел к кровати, чтобы достать из под подушки кошелек. – Ты куда положил, Ростов? – Под нижнюю подушку. – Да нету. Денисов скинул обе подушки на пол. Кошелька не было. – Вот чудо то! – Постой, ты не уронил ли? – сказал Ростов, по одной поднимая подушки и вытрясая их. Он скинул и отряхнул одеяло. Кошелька не было. – Уж не забыл ли я? Нет, я еще подумал, что ты точно клад под голову кладешь, – сказал Ростов. – Я тут положил кошелек. Где он? – обратился он к Лаврушке. – Я не входил. Где положили, там и должен быть. – Да нет… – Вы всё так, бросите куда, да и забудете. В карманах то посмотрите. – Нет, коли бы я не подумал про клад, – сказал Ростов, – а то я помню, что положил. Лаврушка перерыл всю постель, заглянул под нее, под стол, перерыл всю комнату и остановился посреди комнаты. Денисов молча следил за движениями Лаврушки и, когда Лаврушка удивленно развел руками, говоря, что нигде нет, он оглянулся на Ростова. – Г'остов, ты не школьнич… Ростов почувствовал на себе взгляд Денисова, поднял глаза и в то же мгновение опустил их. Вся кровь его, бывшая запертою где то ниже горла, хлынула ему в лицо и глаза. Он не мог перевести дыхание. – И в комнате то никого не было, окромя поручика да вас самих. Тут где нибудь, – сказал Лаврушка. – Ну, ты, чог'това кукла, повог`ачивайся, ищи, – вдруг закричал Денисов, побагровев и с угрожающим жестом бросаясь на лакея. – Чтоб был кошелек, а то запог'ю. Всех запог'ю! Ростов, обходя взглядом Денисова, стал застегивать куртку, подстегнул саблю и надел фуражку. – Я тебе говог'ю, чтоб был кошелек, – кричал Денисов, тряся за плечи денщика и толкая его об стену. – Денисов, оставь его; я знаю кто взял, – сказал Ростов, подходя к двери и не поднимая глаз. Денисов остановился, подумал и, видимо поняв то, на что намекал Ростов, схватил его за руку. – Вздог'! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог'ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь. – Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери. – А я тебе говог'ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его. Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза. – Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так… Он не мог договорить и выбежал из комнаты. – Ах, чог'т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов. Ростов пришел на квартиру Телянина. – Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера. – Нет, ничего. – Немного не застали, – сказал денщик. Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина. Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина. – А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови. – Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол. Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге. – Пожалуйста, поскорее, – сказал он. Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину. – Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом. С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек. – Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он. Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел. – Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду. Ростов молчал. – А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же. Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет». – Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение. – Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом. – Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин. Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело. – Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться… – Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов. – Я… Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья. – Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!… Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать? – Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру. – Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира.

Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона. – А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица. Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался. – Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так… – Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл… – Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение… – Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира? Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой. – Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил. – Не осадил, а сказал, что я неправду говорю. – Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться. – Ни за что! – крикнул Ростов. – Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно? Денисов всё молчал и не шевелился, изредка взглядывая своими блестящими, черными глазами на Ростова. – Вам своя фанаберия дорога, извиниться не хочется, – продолжал штаб ротмистр, – а нам, старикам, как мы выросли, да и умереть, Бог даст, приведется в полку, так нам честь полка дорога, и Богданыч это знает. Ох, как дорога, батюшка! А это нехорошо, нехорошо! Там обижайтесь или нет, а я всегда правду матку скажу. Нехорошо! И штаб ротмистр встал и отвернулся от Ростова. – Пг'авда, чог'т возьми! – закричал, вскакивая, Денисов. – Ну, Г'остов! Ну! Ростов, краснея и бледнея, смотрел то на одного, то на другого офицера. – Нет, господа, нет… вы не думайте… я очень понимаю, вы напрасно обо мне думаете так… я… для меня… я за честь полка.да что? это на деле я покажу, и для меня честь знамени…ну, всё равно, правда, я виноват!.. – Слезы стояли у него в глазах. – Я виноват, кругом виноват!… Ну, что вам еще?… – Вот это так, граф, – поворачиваясь, крикнул штаб ротмистр, ударяя его большою рукою по плечу. – Я тебе говог'ю, – закричал Денисов, – он малый славный. – Так то лучше, граф, – повторил штаб ротмистр, как будто за его признание начиная величать его титулом. – Подите и извинитесь, ваше сиятельство, да с. – Господа, всё сделаю, никто от меня слова не услышит, – умоляющим голосом проговорил Ростов, – но извиняться не могу, ей Богу, не могу, как хотите! Как я буду извиняться, точно маленький, прощенья просить? Денисов засмеялся. – Вам же хуже. Богданыч злопамятен, поплатитесь за упрямство, – сказал Кирстен. – Ей Богу, не упрямство! Я не могу вам описать, какое чувство, не могу… – Ну, ваша воля, – сказал штаб ротмистр. – Что ж, мерзавец то этот куда делся? – спросил он у Денисова. – Сказался больным, завтг'а велено пг'иказом исключить, – проговорил Денисов. – Это болезнь, иначе нельзя объяснить, – сказал штаб ротмистр. – Уж там болезнь не болезнь, а не попадайся он мне на глаза – убью! – кровожадно прокричал Денисов. В комнату вошел Жерков. – Ты как? – обратились вдруг офицеры к вошедшему. – Поход, господа. Мак в плен сдался и с армией, совсем. – Врешь! – Сам видел. – Как? Мака живого видел? с руками, с ногами? – Поход! Поход! Дать ему бутылку за такую новость. Ты как же сюда попал?

wiki-org.ru

Лётчик-ас Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ас.

Ас (фр. as — «туз»; первый в своей области) — мастер воздушного боя. Впервые это слово было применено в Первую мировую войну к военным лётчикам, на высоком уровне владеющим искусством пилотирования и воздушного боя. По одним сведениям, изображениями тузов на своих самолётах французские лётчики обозначали сбитые самолёты противника. По другим, изображение туза появилось на самолётах одной из лучших французских эскадрилий, и с того времени, если о лётчике хотели сказать, что это выдающийся лётчик, то говорили «Это ас» (то есть туз). В ходе войны закрепилось, что правом именоваться асом имеет лётчик, одержавший пять или более побед.

Существует также версия, что «асами» стали называть лётчиков по аналогии с небожителями древнегерманской мифологии — Асами[1]. В русский язык слово пришло предположительно из немецкого (нем. ass) и потому до середины XX века писалось как «асс» — см. например ранние издания словаря Ожегова[2], художественную и техническую литературу первой половины XX века. Современное общепринятое написание «ас».

До тех пор, пока лётчик не собьёт 5 аппаратов противника, на него не обращают особого внимания. Но как только он преодолел заветный рубеж, его с полным основанием называют асом: его исключают из общего порядка и предоставляют возможность летать в одиночку когда и где угодно. С этого момента вся его работа основывается на собственной смекалке и инициативе[источник не указан 1345 дней].

— Командир 2-го авиационного отряда истребителей капитан Е. Крутень

Лучшим асом в истории авиации — 352 победы — считается ас (эксперт) люфтваффе Эрих Хартманн. 104 лётчика нацистской Германии сбили по 100 и более самолётов, а 34 немецких аса имели на личном боевом счету по 150 и более побед (общее число сбитых ими машин — 6582). Среди асов других стран лидерство принадлежит финну Эйно Илмари Юутилайнену, на счету которого 94 самолёта противника. Лучшим асом СССР и союзников является Иван Кожедуб, сбивший 64 (не считая американские) самолёта. Первым асом Второй мировой войны стал гауптман Йоханес Гентцен, сбивший к 14 сентября семь польских самолётов.

После окончания Второй мировой войны и появления реактивной авиации число сбитых самолётов на одного лётчика упало, что было вызвано сравнительной ограниченностью локальных конфликтов. Появление новых асов отмечено только в Корейской, Вьетнамской, ирано-иракской, арабо-израильских и индо-пакистанских войнах. Рекордное количество побед на реактивном самолёте одержали советские лётчики Николай Сутягин и Евгений Пепеляев во время Корейской войны — 21 и 20 самолётов противника соответственно. Третье место по числу сбитых самолётов в истории реактивной авиации занимает полковник ВВС Израиля Гиора Эпштейн — 17 самолётов, причём 9 из них — за двое суток.[3]

Самые результативные лётчики[ | код]

В скобках указано число подтверждённых побед (как правило, личных).

Первая мировая война[ | код]

ru-wiki.ru

Асы Второй мировой.Советские летчики. — Славянская культура

Асы Второй мировой.Советские летчики

Рекордсменом по количеству сбитых немецких самолетов считается Иван Кожедуб. На его счету 62 вражеские машины. Александр Покрышкин отстал от него на 3 самолета — официально считается, что ас № 2 может нарисовать на своем фюзеляже 59 звездочек. На самом деле информация о первенстве Кожедуба является ошибочной. 

Асы Второй мировой.Советские летчики

Их восемь — нас двое. Расклад перед боем Не наш, но мы будем играть! Сережа, держись! Нам не светит с тобою. Но козыри надо равнять. Я этот небесный квадрат не покину — Мне цифры сейчас не важны: Сегодня мой друг защищает мне спину, А значит, и шансы равны.

Владимир Высоцкий  

Несколько лет назад в архиве трижды героя Советского Союза Александра Покрышкина обнаружились записи, которые позволяют по-иному взглянуть на заслуги легендарного летчика. Оказывается, в течение десятилетий истинное количество сбитых им фашистских самолетов сильно преуменьшалось. Причин тому было несколько. Во-первых, сам факт падения каждого сбитого самолета противника нужно было подтверждать сообщениями наземных наблюдателей. Таким образом, все машины, уничтоженные за линией фронта, в статистику советских пилотов-истребителей не попадали по определению. Покрышкин, в частности, недосчитался из-за этого 9 «трофеев». Во-вторых, многие из его товарищей вспоминали, что он щедро делился со своими ведомыми, чтобы те могли быстрее получить ордена и новые звания. Наконец, в 1941 году летная часть Покрышкина при отступлении была вынуждена уничтожить все документы, и более десятка побед сибирского героя осталось только в его памяти и личных записях. Прославленный летчик после войны не стал доказывать свое первенство и удовлетворился записанными на его счет 59 самолетами врага. У Кожедуба их было, как известно, 62. Сегодня можно сказать, что Покрышкин уничтожил 94 самолета, 19 — подбил (часть их, без сомнения, не смогла дотянуть до аэродрома или была добита другими летчиками), а 3 — уничтожил на земле. Покрышкин расправлялся в первую очередь с истребителями врага — самыми трудными и опасными целями. Бывало, что он и двое его соратников дрались с восемнадцатью противниками. Сибирский ас сбил 3 «фоккера», 36 «мессеров», еще 7 подбил, а 2 сжег на аэродромах. Легких бомбардировщиков им уничтожено 33, тяжелых — 18. На более мелкие цели он отвлекался редко, сбив 1 легкий разведывательный самолет и 4 транспортника. Для полной правды следует сказать, что свой боевой счет он начал 22 июня 1941 года с того, что сбил наш легкий двухместный бомбардировщик Су-2, который был по глупости командования настолько засекречен, что ни один советский истребитель не знал его силуэта. А лозунг всякого боевого летчика не оригинален: «Видишь незнакомый самолет — принимай его за противника».

Американский президент Франклин Рузвельт назвал Покрышкина самым выдающимся асом Второй мировой войны. С этим трудно не согласиться, хотя боевые заслуги Кожедуба не менее весомы. Наверняка на его счету тоже есть незафиксированные самолеты.

Еще менее повезло в этом отношении советскому летчику по имени Иван Федоров. Он сбил 134 вражеских «борта», провел 6 таранов, 2 самолета «взял в плен» — вынудил сесть на свой аэродром. При этом ни разу не был сбит сам и не потерял ни одного ведомого. Но этот летчик остался совершенно неизвестным. Его именем не назывались пионерские дружины, ему не ставили памятники. Проблемы возникли даже с присвоением ему звания Героя Советского Союза.

Первый раз к этой высокой награде Иван Федоров был представлен еще в 1938 году — за 11 сбитых в Испании самолетов. С большой группой офицеров из Испании Федоров приехал в Москву на торжественное вручение. Среди награжденных кроме летчиков были моряки и танкисты. На одном из «банкетов» представители дружественных родов войск стали выяснять, какой вид вооруженных сил лучше. Спор дошел до драки, а потом и до перестрелки. В результате 11 санитарных машин развозили пострадавших по московским госпиталям и моргам. Иван Федоров особого участия в драке не принимал, но, не в меру разбушевавшись, ударил приставленного к нему сотрудника НКВД. Летчик был первоклассным боксером — на второй день особист, не приходя в сознание, скончался. В результате Федоров был объявлен одним из зачинщиков скандала. Руководство Наркомата обороны замяло этот инцидент, но наград не дали никому. Всех раскидали по воинским частям с совершенно неподходящими для дальнейшей карьеры характеристиками.

Что же касается Федорова, то его и еще нескольких летчиков вызвал начальник генерального штаба авиации генерал-лейтенант Смушкевич и сказал: «Воевали геройски — и все насмарку!» А оставшись с Федоровым наедине, он доверительно и по-дружески предупредил, что НКВД завел на него особую папку по личному распоряжению Лаврентия Берии. Тогда от ареста и смерти Федорова спас сам Сталин, приказавший Берии не трогать летчика, чтобы не осложнять отношений с испанцами, для которых Иван был национальным героем. Однако из ВВС Федорова уволили и перевели пилотом-испытателем в КБ С.А. Лавочкина.

Лишенный звания Героя Советского Союза, Федоров буквально за несколько месяцев до вторжения фашистской Германии в СССР умудрился получить высшую военную награду Третьего рейха. Получилось это так.

Весной 1941 года СССР и Германия, находившиеся тогда в весьма дружеских отношениях, обменялись делегациями летчиков-испытателей. В составе советских пилотов Федоров поехал в Германию. Желая показать потенциальному противнику (а Иван ни минуты не сомневался в неизбежности войны с Германией) мощь советской военной авиации, летчик продемонстрировал в воздухе самые сложные фигуры пилотажа. Гитлер был ошеломлен и поражен, а рейхсмаршал авиации Геринг угрюмо подтвердил, что даже лучшие немецкие асы повторить «воздушные акробатические фокусы» советского летчика не смогут.

17 июня 1941 года состоялся прощальный банкет в резиденции рейхсканцлера, где Гитлер вручил советским летчикам награды. Федоров из его рук получил один из высших орденов рейха — Железный крест с дубовыми листьями 1-го класса. Сам Федоров вспоминал об этой награде неохотно: «Крест какой-то дали, я не разбираюсь, он мне не нужен, валялся у меня в коробке, я его не носил и никогда не одел бы». Тем более, что через несколько дней после возвращения советских летчиков началась Великая Отечественная...

Война застала Федорова в Горьком, где он работал на заводе испытателем. Целый год пилот безрезультатно «бомбардировал» высшие инстанции рапортами с просьбой отправить его на фронт. Тогда Федоров решил схитрить. В июне 1942 года на опытном истребителе ЛаГТ-3 он сделал 3 «мертвые петли» под мостом через Волгу. Надежа была на то, что воздушного хулигана отправят за это на фронт. Однако когда Федоров пошел на четвертый заход, зенитчики из охраны моста открыли по самолету огонь, подумав, видимо, что он может мост разрушить. Тогда летчик решил, что не будет даже возвращаться на свой аэродром, и полетел прямо на фронт...

До линии фронта было почти 500 км пути, и Федорова не только обстреливали зенитки, но и атаковали два МИГ-3 московских сил противовоздушной обороны. Счастливо избежав опасности, Иван Евграфович приземлился на аэродроме подмосковного Клина, в расположении штаба 3-й Воздушной армии.

Командующий армией Михаил Громов, прославленный полярный летчик, выслушав подробный доклад «волонтера», принял решение оставить его у себя. Между тем руководство Горьковского авиазавода объявило Федорова дезертиром и потребовало вернуть с фронта. Он послал им телеграмму: «Не затем удирал, чтобы к вам вернуться. Если виноват, отдайте под трибунал». По-видимому, за «дезертира» вступился сам Громов: «Если бы ты с фронта удрал, тогда судили бы, а ты же на фронт». Действительно, дело вскоре закрыли.

За первые полтора месяца Федоров сбил 18 немецких самолетов и уже в октябре 1942 года был назначен командиром 157-го истребительного авиационного полка. Весну 43-го он встретил уже командиром 273-й авиадивизии. А еще с лета 1942 до весны 1943 года Федоров командовал уникальной группой из 64 летчиков-штрафников, созданной по личному распоряжению Сталина. Тот считал неразумным отправлять пусть даже серьезно провинившихся пилотов в наземные штрафбаты, где они не могли принести никакой пользы, да и ситуация на фронте тогда складывалась так, что каждый обученный и опытный пилот был буквально на вес золота. Но командовать этими «воздушными хулиганами» никто из асов не хотел. И тогда Федоров сам вызвался руководить ими. При том что Громов наделил его правом расстреливать на месте каждого при малейшей попытке неповиновения, Федоров этим не воспользовался ни разу.

Штрафники блестяще показали себя, сбив около 400 самолетов противника, хотя победы им не засчитывались, как и самому Федорову, а распределялись по другим авиаполкам. Потом, уже после официального «прощения», несколько федоровских подопечных стали Героями Советского Союза. Наиболее известным из них был Алексей Решетов.

В мае 44-го Федоров, добровольно уйдя с должности командира 213-й авиадивизии, не желая заниматься «бумажной», по его мнению, работой, стал заместителем командира 269-й авиадивизии, получив возможность больше летать. Вскоре ему удалось собрать специальную группу, состоящую из девяти летчиков, вместе с которыми он занимался так называемой «свободной охотой» за линией фронта.

После тщательно проведенной разведки группа федоровских «охотников», хорошо знавшая расположение аэродромов противника, обычно к вечеру пролетала над одним из них и сбрасывала вымпел, представлявший собой банку из-под американской тушенки с грузом и запиской внутри. В ней на немецком языке летчикам люфтваффе предлагалось выйти на поединок, причем строго по числу прилетевших с советской стороны. В случае нарушения численного паритета «лишние» просто сбивались на взлете. Немцы, разумеется, вызов принимали.

В этих «дуэлях» Федоров одержал 21 победу. Но, пожалуй, самый свой удачный бой Иван Евграфович провел в небе над Восточной Пруссией в конце 44-го, сбив сразу 9 «мессершмиттов». Благодаря всем этим ярким достижениям у аса появилось фронтовое прозвище Анархист.

Все летчики «группы Федорова» получили звание Героя Советского Союза, а Василий Зайцев и Андрей Боровых были удостоены его дважды. Исключение составлял только сам командир. Все представления Федорова к этому званию по-прежнему «заворачивались».

После Великой Победы Федоров вернулся в КБ Лавочкина, где испытывал реактивные самолеты. Он первым в мире преодолел звуковой барьер на самолете Ла-176. А вообще на счету данного летчика 29 мировых авиационных рекордов. Именно за эти достижения 5 марта 1948 года Сталин присвоил Ивану Федорову звание Героя Советского Союза. Что же касается безвестности самого результативного аса советских ВВС, то Иван Евграфович никогда не стремился развенчать это заблуждение: «За себя постоять всегда умел и сумею, но хлопотать и писать в высшие инстанции, для того чтобы вернули неврученные награды, никогда не стану. Да и не нужны они мне уже — другими материями душа живет».

Так что самыми лучшими советскими асами Второй мировой войны — вот такое заблуждение! — по-прежнему считаются Покрышкин и Кожедуб. 

Похожие статьи:

Вторая мировая война → Маршалу Жукову посвящается...

Вторая мировая война → Жизнь и подвиг Евгения Преображенского

Вторая мировая война → Почему советские летчики уступают по числу сбитых самолетов асам Люфтваффе?

Биографии → Георгий Агеевич Лобов. К 100-летию Героя Корейской войны

Вторая мировая война → Путь к Победе. 14 марта 1945 года

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Военное дело - Лётчик-ас

Лётчик-ас

Ас (фр. as — туз; первый в своей области) — мастер воздушного боя. Впервые это слово было применено в Первую мировую войну к военным лётчикам, в совершенстве владеющим искусством пилотирования и воздушного боя и сбившими не менее 5 самолётов противника. Существует также версия, что «асами» стали называть лётчиков по аналогии с небожителями древнегерманской мифологии — Асами (обитающими в Асгарде).

В русский язык слово пришло предположительно из немецкого (нем. ass) и потому до середины XX века писалось как «асс» — см. например ранние издания словаря Ожегова, художественную и техническую литературу первой половины XX века. Современное общепринятое написание «ас».

Лучшим асом в истории авиации — 352 победы — считается ас (эксперт) люфтваффе Эрих Хартманн. 104 летчика нацистской Германии сбили по 100 и более самолетов, а 34 немецких аса имели на личном боевом счету по 150 и более побед (общее число сбитых ими машин — 6582). Среди асов других стран лидерство принадлежит финну Эйно Илмари Юутилайнену, на счету которого 94 самолёта противника. Лучшим асом СССР и союзников является Иван Кожедуб, сбивший 64 (не считая американские) самолёта. Первым асом Второй мировой войны стал гауптман Йоханес Гентцен, сбивший к 14 сентября семь польских самолётов.

После окончания Второй мировой войны и появления реактивной авиации число сбитых самолётов на одного лётчика упало, что было вызвано сравнительной ограниченностью локальных конфликтов. Появление новых асов отмечено только в Корейской, Вьетнамской, ирано-иракской, арабо-израильских и индо-пакистанских войнах. Рекордное количество побед на реактивном самолёте одержали советские лётчики Николай Сутягин и Евгений Пепеляев во время Корейской войны — 21 и 20 самолётов противника соответственно. Третье место по числу сбитых самолётов в истории реактивной авиации занимает полковник ВВС Израиля Гиора Эпштейн — 17 самолётов, причём 9 из них — за двое суток.

Самые результативные летчики

В скобках указано число подтверждённых побед (как правило, личных).

Первая мировая война

Австро-Венгрия — Годвин Брумовски (35)

Великобритания — Эдвард Мэннок (61)

Германия — Манфред фон Рихтгофен (80)

Италия — Франческо Баракка (34)

Россия — Александр Казаков (17)

США — Эдвард Рикенбакер (26)

Франция — Рене Фонк (75)

Вторая мировая война

Австралия — Клайв Колдуэлл (28,5)

Великобритания — Джеймс Джонсон (38)

Германия — Эрих Хартманн (352)

Италия — Адриано Висконти (26)

Канада — Джордж Бёрлинг (31, 33)

Новая Зеландия — Колин Грэй (27 + 2 в группе)

СССР — Иван Кожедуб (64)

США — Ричард Бонг (40)

Финляндия — Илмари Юутилайнен (92 + 2 в Зимней войне)

Франция — Марсель Альбер (23) или Пьер Клостерманн (23)

Япония — Хироёси Нисидзава (неизвестно) или Тэцудзо Ивамото (неизвестно)

Другие конфликты

Гражданская война в Испании

Германия — Вернер Мёльдерс (14)

Италия — Марио Бонцано (15)

Националисты — Хоакин Гарсиа-Морато (40)

Республиканцы — Мануэль Клавер (23)

СССР — Сергей Грицевец (30 + 7 в группе)

Корейская война

Китай — вероятно, Чжао Баотун (9) и Ван Хай (9)

КНДР — Ким Ги Ок (17)

СССР — Евгений Пепеляев (23)

США — Джозеф Макконнелл (16)

Вьетнамская война

Северный Вьетнам — Нгуен Ван Кок (9, включая 2 БПЛА)

США — Чарльз Дебельвью (6, оператор РЛС), Ричард Ритчи (5, пилот) и Рэндал Каннингхэм (5, пилот)

Арабо-израильский конфликт

Египет — Исмаил Имам (6)

Израиль — Гиора Эпштейн (17)

Сирия — Адиб эль-Гар (6), Маджад Халаби (6), Маджид Зугби (6)

Индо-пакистанские конфликты

Пакистан — Мохаммед Алам (9, включая 4 неподтверждённые и 1 вероятную)

Ирано-иракская война

Ирак — М. Райан (6)

Иран — Джалаль Занди (9)

Ссылки :

 В Мой МирWoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

voinanet.ucoz.ru

Асы Второй мировой войны. Самый известный ас Второй мировой войны

Всякая война является ужасным горем для любого народа, который она так или иначе затрагивает. За свою историю человечество познало много войн, две из которых были мировыми. Первая мировая практически полностью разрушила Европу и привела к падению некоторых крупных империй, таких как Российская и Австро-Венгерская. Но еще ужаснее по своим масштабам была Вторая мировая война, в которой были задействованы многие страны практически со всего света. Погибли миллионы людей, еще больше осталось без крыши над головой. Это ужасное событие до сих пор затрагивает так или иначе современного человека. Его отголоски можно найти повсюду в нашей жизни. Эта трагедия оставила после себя очень много загадок, споры из-за которых не утихают на протяжении десятилетий. Тяжелейшую ношу принял на себя в этой битве не на жизнь, а на смерть тогда еще не совсем окрепший от революции и гражданских войн и только наращивавший свою военную и мирную промышленность Советский Союз. В сердцах людей поселилась непримиримая ярость и желание бороться с захватчиками, которые посягнули на территориальную целостность и свободу пролетарского государства. Многие уходили на фронт добровольно. Одновременно происходила реорганизация эвакуированных промышленных мощностей для производства продукции на нужды фронта. Борьба приняла масштаб действительно народной. Именно поэтому она и называется Великой Отечественной войной.

Кто такие асы?

Как немецкая, так и советская армии были прекрасно обучены и укомплектованы техникой, авиацией и другим оружием. Личный состав исчислялся миллионами человек. Столкновение таких двух военных машин породило своих героев и своих предателей. Одними из тех, кого можно по праву считать героями, являются асы Второй мировой войны. Кто же это такие и чем они так известны? Асом можно считать человека, который добился в своей сфере деятельности таких высот, которые мало кому удалось покорить. И даже в таком опасном и ужасном деле, как военное, всегда были свои профессионалы. Как у СССР, так и у союзных сил, и у нацистской Германии были люди, которые показали лучшие результаты по числу уничтоженной техники или живой силы противника. Об этих героях и расскажет эта статья.ас второй мировой войны

Список асов Второй мировой войны обширен и включает в себя много известных своими подвигами личностей. Они были примером для целого народа, их обожали, ими восхищались.

Воздушные асы Второй мировой войны

Авиация – без сомнения, один из самых романтичных, но в то же время опасных родов войск. Поскольку любая техника может отказать в любой момент, дело пилота считается очень почетным. Оно требует железной выдержки, дисциплины, умения контролировать себя в любой ситуации. Поэтому и к авиационным асам относились с большим уважением. Ведь уметь проявить хороший результат в таких условиях, когда твоя жизнь зависит не только от техники, но и от тебя самого, – высшая степень военного искусства. Итак, кто же они – летчики-асы Второй мировой войны, и почему их подвиги так знамениты?

Советские летчики-асы

Одним из самых результативных советских летчиков-асов был Иван Никитович Кожедуб. Официально он за время своей службы на фронтах Великой Отечественной сбил 62 немецких самолета, а также ему приписывают 2 американских истребителя, которые он уничтожил уже в конце войны. Этот летчик-рекордсмен служил в 176 гвардейском истребительном авиаполку и летал на самолете Ла-7.Воздушные асы Второй мировой войны

Вторым по результативности за время войны стал Александр Иванович Покрышкин (который был трижды удостоен звания Героя Советского Союза). Он воевал на Южной Украине, в Причерноморье, освобождал Европу от фашистов. За время своей службы сбил 59 самолетов врага. Он не прекратил летать даже тогда, когда его назначили командиром 9 гвардейской авиационной дивизии, и одержал некоторые свои воздушные победы уже будучи в этой должности.

Николай Дмитриевич Гулаев – один из самых известных военных летчиков, который поставил рекорд – 4 вылета на один уничтоженный самолет. Всего за свою воинскую службу истребил 57 вражеских самолетов. Удостоен дважды почетного звания Героя Советского Союза.

Также высокий результат был и у Кирилла Алексеевича Евстигнеева. Он сбил 55 немецких самолетов. Кожедуб, которому довелось некоторое время служить с Евстигнеевым в одном полку, очень уважительно отзывался об этом летчике.

Дмитрий Борисович Глинка также является советским асом. Он уничтожил 50 самолетов врага в 100 боевых вылетах. Удостоен почетного звания Героя Советского Союза дважды.

Как видно, советские асы Второй мировой войны умели воевать и делали это мужественно и самоотверженно.

Асы союзников

Но и асы союзной авиации имели очень хорошие показатели. Среди них можно выделить многих отважных пилотов, но по результативности до советских «соколов» они все же не дотягивают.

Майор Ричард Бонг имел список побед, в котором значилось 40 сбитых вражеских машин. Он является одним из самых результативных пилотов союзников. После войны Бонг стал летчиком-испытателем, однако погиб при испытании нового самолета F-80, не сумев выпрыгнуть из него с парашютом после того, как у машины отказал двигатель.

Британец Джонсон Джеймс за годы войны сбил 34 вражеские машины. Он командовал одной из ударных групп самолетов при высадке в Нормандии в 1944 году. Начал воевать в марте 1943 года, летая на истребителях «Спитфайр».

Американский летчик майор Томас МакГвайр сбил 38 самолетов врага. Был награжден многими американскими наградами, в том числе и Почетной Медалью Конгресса. Погиб в бою возле острова Лос-Негрос в возрасте 24 лет. Это произошло 7 января 1945 года.

Француз Пьер Клостерман одержал в воздухе 30 побед, а также уничтожил большое количество наземной техники – паровозов, автомобилей и грузовиков. Уже в 24 года он смог добиться звания полковника авиации, в котором и закончил войну.Асы Второй мировой войны

Немецкие асы

Асы Люфтваффе Второй мировой войны заслуженно считаются самыми результативными летчиками за всю историю. Один из них даже стал рекордсменом Книги Рекордов Гиннесса. Кто же был этим отважным летчиком?

Самый известный немецкий ас Второй мировой войны и одновременно человек, установивший никем не побитый рекорд по количеству сбитых самолетов, – это Эрих Хартман. На его боевом счету значится 352 сбитых самолета врага, причем более половины побед он одержал над истребителями (260). Хартман летал исключительно на "Мессершмитте Bf 109G" и говорил, что это лучший из самолетов, которые он когда-либо видел. По окончании войны сдался в плен американцам, которые отдали его советским войскам. Результатом стало почти 10-летнее заключение в лагерях, но Эрих сумел вернуться к жене и детям и умер в преклонном возрасте. Рекорд, поставленный им, поистине поражает, ведь никто из советских или союзных асов не смог добиться такого впечатляющего результата.Асы Люфтваффе Второй мировой войны

Ханс-Иоахим Марсель – немецкий летчик, воевавший в основном в Африке. За время своей воинской службы, а она была короткой, сбил в сумме 158 самолетов американцев и англичан. Разбился в пустыне, при подлете к своему аэродрому, после успешного выполнения боевой задачи, а случилось это из-за неполадок в самолете. Похоронен с большими почестями.

Герхард Бакхорн – еще один немецкий ас. На его боевом счету 301 самолет. Бакхорн несколько раз получал тяжелые ранения, ведь, помимо боевого пилота, он был еще и летчиком-испытателем, в частности занимался облетом первого в мире реактивного истребителя Ме-262. После войны занимался испытаниями самолетов для восстановленных германских ВВС.

Но действительно ли немецкие асы Второй мировой войны в авиации были настолько уж профессионалами, что могли в одиночку уничтожить количество самолетов, сопоставимое с тремя авиадивизиями? Во многом их успехи объясняются достаточно слабой летной подготовкой советских пилотов. СССР в начале войны потерял примерно 1200 воздушных машин, что сказалось на состоянии всей авиации. Естественно, что вместе с самолетами гибли и люди, которые умели летать. В таких условиях достаточно быстро были организованы ускоренные летные курсы, которые смогли восстановить количество летчиков, но в ущерб качеству. К примеру, средний налет советского пилота в училище составлял 13-34 часа, тогда как аналогичный показатель у немцев – около 400 часов. Кроме того, немецкая тактика ведения воздушного боя в начале войны была на голову выше русской. Ближе к концу военных действий ситуация переменилась в противоположную сторону.

Как мы видим, летчики-асы Второй мировой войны показывали действительно впечатляющие результаты. Но своими подвигами славились не только они. Какие же еще роды войск подарили миру прославленных мастеров военного ремесла?

Танкисты-асы Второй мировой войны

Не менее важны в ходе боевых действий бронетанковые войска. Танкисты всегда были очень отважными солдатами. Поскольку уничтожить танк можно многими способами, несложно догадаться, что опасность и их подстерегала повсюду. Тем не менее танкисты всегда доблестно сражались за идеалы своей страны и без сомнения отдавали за них свою жизнь. И, конечно же, среди них тоже были прославленные асы Второй мировой войны.

Советские танкисты-асы

Самый известный советский танковый мастер – это Дмитрий Лавриненко, который мог похвастаться личным боевым счетом в 52 вражеских танка. Этот солдат сражался с врагом на знаменитом Т-34, который был одним из символов той войны.Танковые асы Второй мировой войны

Еще один известный советский танкист Второй мировой – Зиновий Колобанов. Его подвиг был внесен во многие учебники и книги, так как он смог уничтожить за один бой 22 немецких танка (это второй по количеству результат среди истории танковых боев Второй мировой войны).

Но, несмотря на то что танковые войска были одними из самых многочисленных в составе Советской армии, танкисты-асы Второй мировой войны по каким-то причинам у СССР не водились. Почему так – неизвестно. Логично предположить, что многие личные счеты заведомо завышались или занижались, поэтому назвать точное количество побед вышеупомянутых мастеров танкового боя не представляется возможным.

Немецкие танковые асы

Зато германские танковые асы Второй мировой войны имеют намного больший послужной список. Во многом это связано с педантичностью немцев, которые все строго документировали, да и времени повоевать у них было гораздо больше, чем у их советских "коллег". Активные действия немецкая армия начала вести еще в 1939 году.

Немецкий танкист № 1 – это гауптштурмфюрер Михаэль Виттман. Он воевал на многих танках (Stug III, Tiger I) и уничтожил за все время войны 138 машин, а также 132 самоходные артиллерийские установки различных вражеских стран. За свои успехи неоднократно был награжден различными орденами и знаками Третьего Рейха. Погиб в бою в 1944-м во Франции.

Также можно выделить такого танкового аса, как Отто Кариус. Для тех, кто так или иначе интересуется историей развития танковых войск Третьего Рейха, будет очень полезной книга его мемуаров «Тигры в грязи». За годы войны этот человек уничтожил 150 советских и американских САУ и танков.

Курт Книспель – еще один танкист-рекордсмен. Он подбил за свою воинскую службу 168 танков и САУ врага. Около 30 машин являются неподтвержденными, что не позволяет ему сравняться по результатам с Виттманом. Погиб Книспель в бою возле деревни Востиц в Чехословакии, в 1945 году.

Кроме того, хорошие результаты были и у Карла Броманна – 66 танков и САУ, у Эрнста Баркманна – 66 танков и САУ, у Эриха Маусберга – 53 танка и САУ.

Как можно увидеть из этих результатов, как советские, так и немецкие танковые асы Второй мировой войны умели воевать. Конечно, количество и качество советских боевых машин было на порядок выше, чем у немцев, однако, как показала практика, и те, и другие применялись довольно успешно и стали основой для некоторых послевоенных образцов танков.

Но и на этом список родов войск, в которых отличились свои мастера, не заканчивается. Поговорим немного об асах-подводниках.

Мастера подводной войны

Так же как и в случае с авиацией и танками, самыми успешными являются немецкие моряки. Подводники Кригсмарине за годы своего существования потопили 2603 корабля союзных стран, общее водоизмещение которых достигает показателя 13,5 миллионов тонн. Это действительно впечатляющая цифра. Да и внушительными личными счетами немецкие асы-подводники Второй мировой войны тоже могли похвастаться.Асы подводники Второй мировой войны

Самый результативный немецкий подводник – Отто Кречмер, на счету которого 44 корабля, в том числе и 1 эсминец. Общее водоизмещение потопленных им суден – 266629 тонн.

На втором месте – Вольфганг Лют, который отправил на дно 43 корабля противника (а по другим данным - 47) общим водоизмещением 225712 тонн.

Также известным морским асом был и Гюнтер Прин, который сумел потопить даже британский линкор «Ройял Оук». Это был один из первых офицеров, получивших дубовые листья к Рыцарскому Кресту. Прин уничтожил 30 кораблей. Погиб в 1941 году при атаке британского конвоя. Он был настолько популярен, что его гибель два месяца скрывалась от народа. А в день его похорон был объявлен траур на всю страну.

Такие успехи немецких моряков также вполне объяснимы. Дело в том, что Германия начала морскую войну еще в 1940 году, с блокады Британии, таким образом надеясь подорвать ее морское величие и, воспользовавшись этим, провести удачный захват островов. Однако уже совсем скоро планы гитлеровцев были сорваны, так как в войну вступила Америка с ее большим и мощным флотом.

Были ли у Советского Союза асы среди подводников?

Самый знаменитый советский моряк подводного флота – Александр Маринеско. Он потопил всего 4 корабля, зато каких! Тяжелый пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф», транспорт «Генерал фон Штойбен», а также 2 единицы тяжелой плавбатареи «Хелене» и «Зигфрид». За его подвиги Гитлер внес моряка в список личных врагов. Но судьба Маринеско не сложилась удачно. Он впал в немилость советской власти и умер, а о его подвигах перестали говорить. Награду Героя Советского Союза великий моряк получил лишь посмертно в 1990 году. К сожалению, многие асы СССР Второй мировой войны закончили свою жизнь подобным образом.

Также знаменитыми подводниками Советского Союза являются Иван Травкин – потопил 13 кораблей, Николай Лунин – также 13 кораблей, Валентин Стариков – 14 кораблей. Но Маринеско возглавил список лучших подводников Советского Союза, так как причинил наибольший ущерб немецкому морскому флоту.

Точность и скрытность

Ну и как же не вспомнить таких прославленных бойцов, как снайперы? Здесь Советский Союз забирает заслуженную пальму первенства у Германии. Советские снайперы-асы Второй мировой войны обладали очень высокими послужными счетами. Во многом такие результаты были достигнуты благодаря массовой государственной подготовке гражданского населения по стрельбе из различного оружия. Значком «Ворошиловский стрелок» были награждены около 9 миллионов человек. Итак, какие же снайперы самые известные?Снайперы асы Второй мировой вОйны

Имя Василия Зайцева пугало немцев и вселяло мужество в советских солдат. Этот обычный парень, охотник, убил из своей винтовки Мосина 225 солдат Вермахта только за месяц боев под Сталинградом. Среди выдающихся снайперских имен – Федор Охлопков, на счету которого (за всю войну) около тысячи гитлеровцев; Семен Номоконов, который убил 368 вражеских солдат. Среди снайперов были и женщины. Тому пример - знаменитая Людмила Павличенко, которая воевала под Одессой и Севастополем.

Немецкие снайперы менее известны, хотя в Германии с 1942 года существовало несколько снайперских школ, которые занимались профессиональной подготовкой кадров. Среди самых результативных немецких стрелков – Маттиас Хетценауэр (345 убитых), Йозеф Аллербергер (257 уничтоженных), Бруно Суткус (209 застреленных солдат). Также известным снайпером из стран гитлеровского блока является Симо Хайха – этот финн за годы войны убил 504 красноармейца (по неподтвержденным данным).

Главным оружием любого меткого стрелка была винтовка Мосина с оптическим прицелом, но, в зависимости от ситуации, также использовалась СВТ. Помимо основных особенностей своего оружия, изучались также дисциплины, необходимые для выживания - скрытность, умение ждать, находиться в полной неподвижности, а также ориентирование на местности.

Таким образом, снайперская подготовка Советского Союза был неизмеримо выше, чем у немецких войск, что и позволило советским бойцам носить гордое звание – асы Второй мировой войны.

Как же становились асами?

Итак, понятие "ас Второй мировой войны" довольно обширное. Как уже было сказано, эти люди добивались в своем деле поистине впечатляющих результатов. Это достигалось не только за счет хорошей армейской подготовки, но и благодаря выдающимся личным качествам. Ведь для летчика, к примеру, очень важна координация и быстрая реакция, для снайпера – умение выждать удобный момент для нанесения порою единственного выстрела.

Соответственно, определить, у кого же были лучшие асы Второй мировой войны, невозможно. Обе стороны совершали беспримерные геройства, которые позволили выделить из общей массы отдельных людей. Но стать мастером можно было, только упорно тренируясь и совершенствуя свои боевые навыки, поскольку война не терпит слабости. Конечно же, сухие строки статистики не смогут донести до современного человека всех тех тягот, невзгод, которые испытывали профессионалы войны во время своего становления на почетный пьедестал.

Нам, поколению, которое живет, не зная таких страшных вещей, не стоит забывать о подвигах наших предшественников. Они могут стать вдохновением, напоминанием, памятью. И мы должны стараться делать все для того, чтобы таких ужасных событий, как минувшие войны, больше не повторялось.

fb.ru