Футуристические концепты самолётов будущего. Летательные аппараты будущего


Летательный аппарат будущего от Александра Липпиша - Аэродайн.

Главным проект, которым занимался Александр Липпиш в США, несомненно, можно назвать аэродайны (Aerodyne). Это летательные аппараты вертикального взлёта и посадки полностью лишённые крыла, обладающие аэродинамикой скорее ракеты, чем самолёта. Липпиш считал, что крыло в ближайшем будущем будет только мешать, создавая ненужное сопротивление в полёте, мешая вертикальному взлёту и посадке. Развитие двигателестроение позволит создать мощные моторы, часть тяги от которых можно будет перенаправить на создание подъёмной силой, чем и компенсировать отсутствие крыла. Такие аппараты будут более быстрыми, лёгкими чем текущие самолёты, а управление с помощью отклонения тяги куда эффективнее чем устаревшие элероны и прочие органы управления. Все расчёты Липпиша показывали его абсолютную правоту в этих мыслях, и то что уже в начале 50ых годов созданы моторы подходящей мощности.

В то время Александр Липпиш работал на фирму Collins, руководство которой сумел заинтересовать своей идеей. Если аэродайны окажутся тем, чем представлял их себе Липпиш, фирма могла бы практически стать первом на этом рынке летательных аппаратов будущего. Помогла и построенная Липпишем небольшая модель аэродайна, успешно летавшая по ангару, и спокойно зависавшая в воздухе. Забавно, что получала электричество по проводу, не неся аккумуляторы на себе, но об этом факте на демонстрации умолчали, назвав провод необходимым для радиоуправления.

Липпиш и его "пирамида" развития авиации.

Радиоуправляемая масштабная модель аэродайна.

Получив финансирование, Липпиш приступил к постройке полноценного прототипа. Для начала предполагалось создать аэродайн с поршневым двигателем и пропеллером, воздушные потоки от которого отходили либо вниз через закрылки, обеспечивая вертикальный взлет и приземление, либо через сопло в хвосту. Из-за относительного малого финансирования постройка прототипа продвигалась медленно, и Липпиш больше фантазировал чем проектировал, активно рекламирую свои идеи в прессе.

В его мечтах аэродайны заменяли практически все типы летательных аппаратов.

Первый варианты боевого и транспортного аэродайна, ещё с рудиментарным крылом.

Различные варианты пассажирского аэродайна для замены авиалайнеров.

Аэродайн-истребитель.

Межконтинентальный бомбардировщик-аэродайн.

Аэродайн ДРЛО для флота.

Сверхзвуковой аэродайн-перехватчик.

Современная реконструкция сверхзвукового аэродайна-перехватчика. Автор Hamzalippischh.

Разведывательный дрон-аэродайн.

Аэродайн используемый в качестве личного транспорта.

Военно-транспортный аэродайн.

Аэродайн-автобус для ближних перелётов.

Лёгкий частный транспортный аэродайн.

К концу 50-ых в преддверии первого полёта аэродайна в Collins решили запатентовать различные конструкции подобных аппаратов. Все картинки из патентов кликабельны.

Наконец в начале 60-ых первый прототипы был готов к испытаниям, которые почти сразу же закончились большим разочарованием - аппарат хоть и мог взлетать вертикально, но был практически неуправляем и потреблял топливо с неимоверной силой, а поставить большие баки не представлялось возможным из-за стремления максимально облегчить машину. Collins быстро потеряли интерес к проекту и прекратили его финансирование.

Прототип аэродайна и Александр Липпиш.

В 1966 году Липпиш вернулся в ФРГ, где снова попытался воскресить концепцию аэродайна. При помощи фирмы Dornier был построен прототип БПЛА по схеме Липпиша, получивший простое название Dornier Aerodyne. Его испытания показали те же проблемы что и ранее - плохая управляемость и малое время полёта. В 1972 году проект был закрыт из-за бесперспективности.

Модель Dornier Aerodyne.

Прототип Dornier Aerodyne в музее.

На этом история аэродайнов практически заканчивается, хотя идеи сделать самолёт без крыльев и возникают, но быстро исчезают. Многие же поклонники "Люфт46" выводящие из аэродайнов почти все современные СВВП неправы, так как ни один из конструкторов СВВП о "подражании" Липпишу не упоминает, а его патенты не использовались и не были оспорены.

Источники:Iowa State University Digital Library.secretprojects.co.uk

youroker.livejournal.com

Летательные аппараты будущего: адаптивные системы

morphin.jpg Летательные аппараты (ЛА) будущего, в том числе военные беспилотники, будут адаптивными. Не только в смысле алгоритмической начинки. Адаптивными будут аэродинамические элементы. Точнее, весь аппарат будет менять форму, в зависимости от режима полёта. И речь тут вовсе не о простом “механическом” изменении угла стреловидности крыла или о выпуске каких-нибудь щитков (как в существующих сейчас схемах). Нет.

В перспективных системах будет плавно, в разных масштабах, меняться множество составляющих формы ЛА, от профиля крыла до длины аппарата. Работы в этом направлении ведутся уже давно. Началось всё с разработки крыльев с адаптивным профилем. Например, NASA облетало экспериментальный F-111 с таким крылом ещё в начале 80-х годов прошлого века:

f111tacs.jpg

(Фото: NASA)

Эффективный полёт в атмосфере требует разной аэродинамики от аппарата в зависимости от скорости полёта, в зависимости от режима полёта. При относительно нешироком диапазоне скоростей полёта можно отыскать какую-то одну форму, которая будет приемлемой “в среднем” на нужных режимах полёта. Да и то уже при пересечении границы скорости звука потребовались весьма серьёзные научно-технические ухищрения, чтобы найти подходящую “статическую” схему, пригодную для хорошего дозвукового полёта и для удовлетворительного сверхзвукового. Хороший пример: современные сверхзвуковые истребители. Показательно, что в случае с этими истребителями определяющую роль в расширении допустимых “режимов эксплуатации” всё равно играет механизация крыла и прочие, – по сути, “адаптивные” – механизмы, изменяющие аэродинамические характеристики в процессе полёта:

fa18.jpg

(F/A-18 Super Hornet; Фото: US Navy Photo)

Если же требуется расширить диапазон скоростей до гиперзвуковых, то ограничиться “статичной формой” с механизацией не получится. Да и на рядовых скоростях действительно адаптивные системы окажутся лучше.

Одна из хитростей тут в том, что, например, гиперзвуковой аппарат с воздушно-реактивным двигателем должен иметь аэродинамическую схему, где все элементы плотно интегрированы с двигателем (тому есть множество причин). С другой стороны, гиперзвуковой воздушно-реактивный двигатель не сможет работать при небольших скоростях полёта. Если, конечно, воздухозаборник этого двигателя не подвергнется “трансформации”, а сам двигатель одновременно не получит работающий компрессор.

Понятно, что плотно интегрированный с таким двигателем планер должен будет и сам существенно измениться – адаптироваться к новому режиму полёта. Никаким примитивным “выпуском закрылков” и перемещением консолей крыла необходимой адаптации не добиться.

Поэтому перспективные аппараты будут использовать эластичную внешнюю обшивку, а “силовые каркасы” внутри этой обшивки будут приспособлены для плавного изменения собственной геометрии (изменения будут сложными и в широком диапазоне, но развитие компьютерной техники и математики позволяет конструкцию посчитать уже сейчас).

Первые шаги (минимальные, но зато – практические) в этом направлении уже сделаны. Например, сейчас предлагают адаптивные профили для крыльев. На видео (ссылка под картинкой ниже) можно наблюдать работу такого крыла. Это 2003-й год, вполне реальная разработка FlexSys Inc (развитие её, вроде бы, планируют использовать на истребителях; возможно на F-16).

flexsys.jpg

(FlexSys Inc)

Итак, перспективный аппарат сможет не просто “сложить крыло”, переломив консоли по разрезам в двух местах. Напротив, в рамках плавного и гладкого (можно так сказать?) изменения собственной формы, летательный аппарат сможет перепрофилировать воздухозаборники, “вытянуть” сопло двигателя, выставить в набегающий поток турбину компрессора и продолжить полёт уже на дозвуковой скорости, “сбросив 6-7 Махов”. Правда, придётся подождать лет тридцать.

()

Похожие записки:

dxdt.ru

Летательный аппарат будущего

future_flying_летательный_аппарат_будущего_транспорт_будущегоВ других статьях уже упоминалось о различных концептах транспорта будущего и летательных аппаратов. Сегодня речь пойдет о транспорте будущего способного летать, отчасти, за счёт подвижного хвоста.

Дизайнер Anoop M создал концепт летательного аппарата будущего, который внешне напоминает ската. Подъем летательного аппарата обеспечивают две небольшие турбины внутри крыльев. Длинный гибкий хвост с колесом на конце придает маневренности при полете. При взлете и посадке, хвост сгибается таким образом, что летательный аппарат опирается на колесо подобно шасси у самолета. По разработанному концепту, летательный аппарат будущего расчитан на перевозку двух человек.

future_flying_летательный_аппарат_будущего_транспорт_будущего

future_flying_летательный_аппарат_будущего_транспорт_будущего

Вообще, концепт довольно таки интересен, но представить такой летательный аппарат в реальности сложно. Не совсем понятно по каким законам физики аппарат будет летать. Даже не понятно, как пилот и пассажиры будут взбираться внутрь летательного аппарата. По всей видимости, автор концепта ориентировался на животных, например ящериц, способных быть акробатами в воздухе при прыжках.

future_flying_летательный_аппарат_будущего_транспорт_будущего

future_flying_летательный_аппарат_будущего_транспорт_будущего

timerobots.ru

Летательный аппарат будущего – загадка Ивана Филимоненко

Последнее время все отчетливее проявляется слабо заметная, на первый взгляд, картина сокрытия истинной картины мира со стороны официальной науки. А те её представители, которые находят в себе смелость возвысить голос, чтобы донести правду, сразу же попадают под различные воздействия: их обвиняют в ненаучности, их увольняют, запрещают публиковаться и вообще вырважать мысли в слух. В ряде случаев их просто устраняют окончательно.

Филимоненко Иван СтепановичИван Степанович Филимоненко является одним из тех гениальных ученых, которым дано прозревать явления, которые могут принципиально изменить нашу жизнь в лучшую сторону. Ему принадлежит ряд открытий, которые позволили бы человечеству жить по другому уже сегодня. Речь, в частности идет о реакторе холодного ядерного синтеза, устройстве, нейтрализующем радиацию, наконец, о летательном аппарате, способном использовать энергию магнитного поля Земли. Чтобы увидеть значимость работ Ивана Степановича, достаточно вспомнить, что столь столь авторитетные люди, как Королев, Курчатов и Жуков, ходатайствовали перед высшим руководством страны о поддержке научно-исследовательских работ, проводимых ученым. Именно поэтому появилось секретное постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС № 715/296 от 23.07.1960г., предписывающее 80 предприятиям включиться в работу по «теплому синтезу» ядер. Кроме того, работы Филимоненко стали частью Государственной Программы научно-технического развития в СССР.

Тем не менее, после смерти покровителей Ивана Филимоненко, он оказался отстранен от всех исследований, а страна вместо дешевой ядерной энергии синтеза и космических аппаратов на новых физических принципах, получила «нефтяную иглу» и увязла в бесперспективных работах по жидкостным ракетным двигателям.

К сожалению, летательный аппарат будущего, который разработал Филимоненко не был завершен. Однако, по словам автора изобретения, ему удалось подойти вплотную к созданию реально действующей «летающей тарелки». Ученый смог достичь подъемной силы в 5 тонн, что уже делало возможным появление летающих автомобилей, воздушных и космических аппаратов, которые не нуждались ни в реактивных струях, ни в пропеллерах. Речь шла о использовании магнитного поля Земли.  Сегодня найти достоверное описание принципа действия летательного аппарата будущего Филимоненко достаточно сложно. Однако в целом можно допустить, что речь идет либо о силе Лоренца, либо о антигравитационном эффекте. По словам ряда авторов, в основе конструкции летательного аппарата Филимонова было два вращающихся диска из изоляционного материала. Они содержали в себе вкрапления из проводников. Раскрученный диск создавал силу Лоренца, достигающую больших величин. Однако, судя из рисунка, демонстрируемого в видеофильме «Летающая тарелка – сделано в СССР», речь идет не о дисках, а, скорее, о полусферах.

Летательный аппарат ФилимоненкоНужно понимать, что лишь некоторые люди могут творить нечто новое, неизведанное. Фильтр напорный ФГМ, используемый сегодня в металлорежущих и деревообрабатывающих станках, также когда-то кто-то изобрел. Говоря же о магнитных, а тем более гравитационных движителях, нужно понимать, что только избранным людям дано постигнуть их конструкцию. Задача остальных в этом случае поддержать разработчиков, а не мешать им. В таком случае, возможно, применение фильтров ФГМ 32 не ограничивалось станками, а являлись бы составной частью «летающих тарелок»…

По словам Ивана Степановича, его аппарат способен был развивать скорость, достаточную для полета по Солнечной системе. При этом нужно отметить, что магнитное поле присутствует в космосе практически везде. При этом на самом деле речь могла идти все же о антигравитации, поскольку без Филимоненко довести работы до конца никому не удалось. Действующий образец летательного аппарата будущего, увы, был продан американцам Борисом Ельцыным, однако те так и не смогли понять принципа его работы. Сам же ученый отказался ехать в США, несмотря на предлагаемое гигантское вознаграждение.

Сегодня Ивана Степановича уже нет в живых, однако его дело продолжается. Появляются изобретатели, которые не боятся быть обвиненными в лженаучности. И несмотря ни на что их идеи  привлекают к себе внимание и находят поддержку. Примером тому служит квантовый двигатель Леонова, который так же официальной наукой отталкивается, но по которому в той или иной форме работы ведутся в разных странах.

Комментариев пока нет!

informatik-m.ru

5 самолетов будущего (5 фото + 2 Видео)

5 самолетов будущего (5 фото + 2 Видео)

Американская компания Titan Aerospace показала прототип беспилотного самолета на солнечных батареях, который сможет держаться в воздухе на протяжении пяти лет. Самолет будет лететь на высоте 20 км и делать фотографии земной поверхности. Его планируют запустить в 2014 году.

В следующем году инженеры компании Titan Aerospace собираются запустить в сверхдлительный беспосадочный полет новый беспилотный летательный аппарат на солнечных батареях под названием Solara 50. Он проведет в воздухе на высоте около 20 км пять лет и все это время будет вести фотосъемку земной поверхности.

Этот аппарат покрыт более 3 тыс. солнечных панелей общей мощностью 7 кВт, а размах его крыльев составляет 50 м. Устройство запускается с помощью катапульты, а в движение Solara приводит всего один мотор. На той высоте, на которой он будет летать, самолету не страшна плохая погода и сильный ветер. Скорость ветра здесь не превышает 2,5 м/с. 

Видео: Titan Aerospace Marketing

Titan Aerospace, Solara 50

В будущем такие аппараты позволят обеспечить услугами связи местность в радиусе около 30 км, что приемлемо для таких мегаполисов, как Москва и Лондон. В обычной ситуации на территории городов в такой схеме необходимости нет, но в авторы идеи заявляют, что стратосферные БПЛА пригодятся в экстренных ситуациях или в развивающихся странах. По слухам, аппаратами Solara заинтересовалась корпорация Google для своего проекта Internet Africa.

SmartNews составил список самолетов, которые могут появится в ближайшем будущем

BOX WING JET, LOCKHEED MARTIN

Инженеры компании Lockheed Martin разработали концепт Box Wing, для постижения новых способов снижения топливных потребностей самолетов будущего, не затрагивая основную форму самолета. Благодаря использованию легких материалов и особенностям конструкции крыльев их отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению на 16 процентов выше, что позволить этим самолетам летать на большие расстояния и потреблять меньше топлива.

При разработке концепта Box Wing конструкторы отказались от обычных турбовентиляторных двигателей в пользу двухканального турбовентилятора с высокой степенью двухконтурности. Благодаря увеличенным на 40 процентов лопастям двигателя, у Box Wing увеличена на 22 процента эффективность при дозвуковых скоростях. Прибавьте к этому экономичную конфигурацию крыльев, и самолет станет на 50 процентов эффективнее, чем средний современный авиалайнер. Дополнительная подъемная сила также позволит пилотам совершать более крутые посадки и взлеты. Предположительный срок первого полета: 2025. 

5 самолетов будущего (5 фото + 2 Видео)

 

SUPERSONIC GREEN MACHINE, LOCKHEED MARTIN

Первая эра коммерческой сверхзвуковой авиации закончилась 26 ноября 2003, вместе с последним полетом Конкорда – шумного, неэффективного самолета и большого загрязнителя окружающей среды. Но мечта о сверхзвуковых полетах осталась, и в 2010, конструкторы Lockheed Martin представили Supersonic Green Machine. В данном проекте эффективность повышена с помощью двигателя переменного цикла, который заменяет при необходимости обычные турбовентиляторные, которые можно было бы использовать во время взлета и посадки. Камера сгорания, которая встроена в двигатель, уменьшит загрязнение окисью азота на 75 процентов. Перевернутый V-образный хвост самолета почти полностью устраняет звуковой бум, из-за которого сухопутные полеты Конкорда были запрещены. Первый полет намечен на 2030 год. 

5 самолетов будущего (5 фото + 2 Видео)

SUGAR VOLT, BOEING

Boeing SUGAR Volt, как утверждают разработчики, будет взлетать с помощью реактивных двигателей, а для последующего поддержания летательного аппарата в воздухе пилот может использовать электродвигатели. Также инженеры Боинга заново продумали и доработали дизайн крыльев, сделав их намного больше, чем у современных аналогов. Крылья могут складываться для того, чтобы уместить самолет в стандарты большинства аэропортов. Все вместе доработки в SUGAR Volt сделают его на 55 процентов эффективнее средних современных самолетов. Также он будет выбрасывать в окружающую среду на 60 процентов меньше углекислого газа и на 80 процентов меньше закиси азота. А благодаря гибридной технологии, он сможет использовать посадочные полосы меньшего размера, для Boeing 737 нужно 1500 метров, а для SUGAR Volt нужно будет 1200 метров. Первый полет намечен на 2035 год.

5 самолетов будущего (5 фото + 2 Видео)

ICON-II, BOEING

Кроме экономичных тихоходов компания Boeing разработала и концепцию сверхзвукового пассажирского лайнера 2035 года — Icon-II. По заданию NASA такой аппарат должен вмещать сто с лишним пассажиров и летать почти с двойной скоростью звука на расстояние 5-9 тысяч километров. Основной же целью данной части программы являлась проработка облика скоростного лайнера, который был бы значительно экономичнее и намного тише сверхзвуковиков-предшественников. Этих целей Boeing и достигла, во всяком случае, на бумаге, по результатам моделирования и оценки своего проекта.

5 самолетов будущего (5 фото + 2 Видео)

AIRBUS TRANSPARENT PLANE

Европейский авиастроительный концерн Airbus разработал модель самолета с прозрачным фюзеляжем. По замыслу инженеров, стенки лайнера Airbus Concept Plane будут представлять специальную мембрану. Она будет сохранять тепло и сможет становиться прозрачной, чтобы предоставить пассажирам панорамный обзор. Кроме того, Airbus обещает в этом своем будущем детище множество технических инноваций. К примеру, одним из источников энергии в этом самолете будет тепло, выделяемое телами пассажиров, летящих на нем. Здесь будут специальные комнаты, позволяющие людям окунуться в мир интерактивности: выход в Сеть, работа, трехмерные абсолютно реалистичные игры, во время которых игрокам будет казаться, что они, действительно, ходят по полю для гольфа или расстреливают монстров из крупнокалиберного оружия. Осуществить предложенные инженерами идеи Airbus сможет к 2050 году.

Видео

Видео: Сюжет т/к Россия-2 Airbus выпустит прозрачный самолёт в 2050 году

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Истребители будущего.Какие они? | Будущее рядом

Не успели еще истребители пятого поколения стать полноценным оружием войны, а уже разгораются жаркие дискуссии о шестом поколении крылатых машин. Детально обрисовать облик последних пока сложно, но некоторые тенденции уже очевидны.

Конфликт поколений

Вопрос поколений крылатых машин – дискуссионный, четкой грани между ними зачастую нет. Успевшее набить оскомину пятое поколение характеризует, прежде всего, малозаметность, сверхзвуковая крейсерская скорость и сверхманевренность, а также интеграция в единую информационно-командную систему.

Но сколь бы совершенны ни были авиационные комплексы пятого поколения, у них есть одно слабое звено: человек. Считается, что боевой потенциал истребителя сегодня сдерживают ограничения человеческого организма и разума. Именно поэтому имеется повод рассуждать о том, что машины шестого поколения могут стать поголовно беспилотными и будут способны на скорость и маневренность, которая не снилась конструкторам минувших лет.

самолеты будущего

Впрочем, этот, казалось бы, очевидный тезис справедлив лишь отчасти. Дело в том, что ни огромная скорость, ни выдающаяся маневренность уже не спасают летательные аппараты от зенитных ракет. За последние десятилетия средства ПВО сделали большой скачок вперед, и теперь едва ли не единственное спасение от них – малозаметность.

С другой стороны, использование технологий стелс часто ведет к ухудшению летных характеристик, и всегда – к резкому удорожанию самолета. Особенно разница в цене ощутима для беспилотных систем. Например, разведывательный БПЛА RQ-4 Global Hawk стоит 140 млн долларов, а перспективные американские аппараты, построенные по стелс-технологии, обойдутся дороже в разы. Поэтому вопрос, будет ли истребитель шестого поколения беспилотным, во многом лежит в экономической плоскости.

По мнению ведущих специалистов, такой самолет должен существовать как в пилотируемой, так и в беспилотной версиях, причем пилотируемый вариант сможет использоваться как ведущий для небольшого звена, включающего несколько беспилотных аппаратов. Но зачем превращать истребитель в пункт управления беспилотниками, разве не проще это делать с земли? Проблема в том, что БПЛА еще не стали полностью автономными, а отправка сигналов с расстояния нескольких тысяч километров означает задержки. В современном воздушном бою, где все решают доли секунд, такое промедление смерти подобно. Кроме того, в серьезном конфликте обе стороны будут активно использовать всевозможные постановщики помех: к своим беспилотникам в такие моменты лучше держаться поближе.

самолеты будущего самолеты будущего

Считается, что внешность боевых машин следующего поколения будет сильно отличаться от предыдущих: еще более малозаметные, они должны обрести еще большие летные способности. Если машины пятого поколения могут выполнять сложные маневры на дозвуковых скоростях, то шестое поколение должно делать это уже на сверхзвуковой скорости, а в форсаже набирать и гиперзвуковую (превышающей 5 Маха – около 6 тыс. км/ч).

В остальном машины шес­того поколения не будут принципиально отличаться от поколения пятого или четвертого с двумя плюсами. Они научатся еще шире взаимодействовать с наземными или морскими соединениями. Вооружение станет еще более дальнобойным, что позволит действовать за сотни километров от зоны поражения зенитно-ракетных систем противника. Гигантская цена боевых машин не позволит создавать узкоспециализированные самолеты, истребители лишь расширят свою многофункциональность, научившись применять весь спектр существующих вооружений.Шестое поколение еще очень нескоро потеснит пятое. Даже истребители поколения четыре с плюсом будут служить еще не одно десятилетие, а уж такие самолеты как ПАК ФА и вовсе останутся на вооружении до 2050-х. Модернизационный потенциал современных истребителей очень велик, и технологии шестого поколения сначала найдут свое применение на машинах поколения предыдущего.

Возможно, к привычным для нас корректируемым бомбам и ракетам добавится еще и лазерное оружие. Так, ВВС США планируют оснас­тить шестое поколение лазерными системами нескольких типов. Маломощными –для выведения из строя датчиков противника, средней мощности – для уничтожения ракет. Наконец, мощные лазеры должны будут поражать авиацию врага и выводить из строя наземную технику. Но чтобы всерьез говорить об этом, нужно решить вопрос с источником питания, увеличить мощность и снизить цену лазерных комплексов.

Дабы сохранить малозаметность, все вооружение шестого поколения разместится внутри фюзеляжа, подобно тому, как это делается на машинах пятого.

самолеты будущего

Мнения

С просьбой внести ясность в воп­рос о том, как будут выглядеть истребители шес­того поколения, мы обратились к старшему преподавателю Национального аэрокосмичес­кого университета им. Н. Е. Жуковского Павлу Солянику. «Проблемы, стоящие перед разработчиками истребителей, не поменялись, – объяснил он. – Одним из главных аспектов являются более мощные двигатели. Они должны позволять развивать сверхзвуковую крейсерскую скорость без использования форсажа. К тому же, они должны быть экономичными и позволять летать на больших высотах. Ремонтоспособность – еще одно важное направление в вопросах создания новых боевых аппаратов. Есть мнение, что истребители шестого поколения будут гиперзвуковыми. Действительно, сейчас есть гиперзвуковые летательные аппараты, но все они существуют лишь в виде экспериментальных образцов. Как вы знаете, разница между экспериментальным и серийным аппаратом очень и очень велика».

Делить реактивные истребители на поколения придумали американцы, но с их методикой согласны не все. Например, шведы относят свой истребитель Saab JAS 39 Gripen к пятому поколению. Они полагают, что к последнему поколению следует отнести все истребители, которые могут действовать в рамках единого информационного поля.

Тот же вопрос мы задали продюсеру, QA-менеджеру, специалисту по авиационной документации компании Eagle Dynamics, занимающейся разработкой военных авиасимуляторов, в том числе для ВВС США, Андрею Чижу. «В США уже сейчас определяется «лицо» истребителя шестого поколения, – сообщил он. – Основное и принципиальное отличие от существующих машин в том, что шестое поколение, скорее всего, будет беспилотным. Отсутствие человека на борту решает сразу множество проблем, начиная с физиологических ограничений человеческого тела по перегрузке и длительности полета, и заканчивая морально-этическими проблемами возможной гибели пилота».

самолеты будущего

– С окончанием холодной войны скорость смены поколений самолетов сильно замедлилась, – добавил Андрей Чиж. – Если в середине XX века смена поколения проходила за 10-15 лет, то четвертое поколение истребителей отслужило 30-40 лет. Пятое поколение, по некоторым прогнозам, прослужит более 50 лет. За это время технологии боевого искусственного интеллекта продвинутся далеко вперед, что позволит создавать беспилотные аппараты более эффективные, чем пилотируемые. Уже сегодня проходят испытания перспективных БПЛА, таких как Х-47, которые предназначены для разведывательно-­ударных операций без участия человека. Их, с определенными оговорками, можно считать первыми ласточками нового поколения. Первые прототипы таких истребителей, вероятно, появятся в 2020-2030-х годах нашего века. Скорее всего, в США.

Белоголовый орлан

Как можно догадаться из названия, речь пойдет об американских разработках. Действительно, именно американцы ближе всех подошли к пониманию того, каким должен быть истребитель шестого поколения.

Подобным самолетом очень интересуется флот США. Сейчас на вооружении американских ВМС находятся более 450 современных истребителей F/A-18E/F Super Hornet и около 400 других модификаций F/A-18. В обозримом будущем к ним добавится палубная модификация F-35 – F35C. Но ресурс «шершней» небезграничен, а программа F-35 подвергается жесткой критике за излишнюю дороговизну и невысокую эффективность.

самолеты будущего

Парадоксально, но самый дорогой проект Пентагона – новейший истребитель F-35 – формально к пятому поколению не относится. Считается, что истребитель пятого поколения должен уметь летать со сверхзвуковой скоростью без использования форсажа и обладать сверхманевренностью. Истребитель F-35 на это неспособен. Кроме того, самолет уступает многим машинам четвертого поколения по тяговооруженности.

Специально для американского флота Boeing разработал концепт палубного истребителя шестого поколения F/A-XX. Иногда эту программу еще называют Next Generation Air Dominance. В будущем F/A-XX войдут в авиационную группировку авианосцев типа Джеральд Форд, которые начнут службу с 2015 года. Истребители F/A-XX смогут использоваться для завоевания превосходства в воздухе, уничтожения наземных подвижных и неподвижных целей, а также поражения кораблей противника.

Облик истребителя шестого поколения был представлен публике в 2008 году, во время авиашоу в Сан-Диего. Он создан по аэродинамической схеме «бесхвостка»: вертикальное оперение отсутствует, а форма крыла напоминает крылья малозаметных F-22 и F-35. Если верить американцам в том, что по части фронтальной малозаметности F-22 можно сравнить с насекомым, то, стоит полагать, что F/A-XX станет еще незаметнее. Обнаружить такой самолет устаревшим радаром будет почти невозможно.

На изображении F/A-XX предстает в виде двухместного летательного аппарата, что косвенно подтверждает мысль о его использовании для управления БПЛА. В будущем для решения стандартных боевых задач второй пилот, скорее всего, будет не нужен. А вот для координации действий беспилотников, построенных на базе F/A-XX, оператор очень даже пригодится. Разработчики полагают, что беспилотная версия сможет находиться в воздухе до 50 часов.

Странные впечатления оставляет гигантский вес F/A-XX. Сложно представить, как огромный 45-тонный «монстр» взмывает в небо с палубы авианосца. С другой стороны, увеличение общей массы истребителей – тренд последних десятилетий, и этот вопрос решается за счет установки более мощных двигателей. Например, вес пустого F-22A даже больше массы довольно тяжелого Су-27 (19 700 кг против 16 300 кг у Су-27П), но тяговооруженность – отношение мощности двигателей к массе летательного аппарата – лучше у F-22A.

самолеты будущего

На первом этапе для F/A‑XX может использоваться двигатель Pratt & Whitney F135, самый мощный из ныне существующих: на форсаже он способен развивать тягу до 19500 кгс. Сейчас им оборудованы F-35, но в отличие от них, F/A-XX будет иметь два двигателя F135. Истребитель F/A-XX может встать в строй примерно в 2025-2030 годах, но чтобы всерьез говорить о полноценной разработке, американскому флоту нужно найти как минимум 40 млрд долларов.

Помимо проекта F/A-XX существует еще одна концепция шестого поколения от Boeing – F-X. Насколько можно судить, она подразумевает создание истребителя не для флота, а в рамках требований ВВС США. Такой самолет должен будет заменить в рядах ВВС F-22A Raptor. Глава подразделения Boeing Phantom Works Дэрил Дэвис (Darryl Davis) заявил, что новый истребитель будет летать быстрее F-35 и сможет развивать сверхзвуковую крейсерскую скорость. Воздухозаборники F-X находятся в верхней части фюзеляжа – решение довольно необычное для истребителя. Пока что концепт разрабатывается лишь за счет самой компании Boeing: в последние годы Пентагон выделяет деньги на новые разработки без особого рвения. Помимо создания двух разных боевых машин, прорабатывается вариант единого истребителя для американских ВВС и ВМС.

Как и следовало ожидать, к гонке вооружений подключилась еще одна могущественная корпорация – Lockheed Martin. Ее представление о шестом поколении отличается от проектов Boeing. Концепт LM выглядит несколько более тради­ционно: самолет выполнен по интегральной аэродинамической схеме и во многом схож с YF-23. После 2030-х годов он должен будет постепенно заменить F-22A. Информации по новому проекту почти нет, пока он даже не имеет названия. Но очевидно, что Lockheed Martin приложит особое внимание к снижению радиолокационной заметной самолета. У сотрудников компании огромный опыт в этой области, ведь малозаметные истребители F-22A и F-35 – их разработки.

самолеты будущего

Демонстраторы технологий

Оригинально подошли к вопросу нового поколения европейцы: они отказались от пятого – и сразу перешли к созданию шестого. Dassault nEUROn стал своего рода проверкой для технологий нового поколения. Выполненный по технологии стелс разведывательно-ударный беспилотник впервые увидел небо в 2012 году. Аппарат дозвуковой и может развивать максимальную скорость 0,8 Маха. Экспериментальный БПЛА не пойдет в серию, но позволит отработать ряд технологий, которые лягут в основу настоящих машин шестого поколения. Но даже если самолет нового поколения и будет создан в Европе, наивно полагать, что он сможет составить достойную конкуренцию американским истребителям. Все-таки перешагнуть через целое поколение и остаться наравне с ведущими производителями довольно сложно.

Китай в данный момент занят разработкой истребителей пятого поколения J-20 и J-31 и тоже не прочь пофантазировать на тему самолета будущего. В 2013 году состоялся полет китайского ударного беспилотника-невидимки Lijian, технологии которого это самое будущее обеспечат. Lijian может брать полезную нагрузку массой до 2 т, а дальность его полета достигает 4 тыс. км. Можно быть полностью уверенным в том, что компании Chengdu Aircraft Industry Corporation и Shenyang довольно скоро вплотную подойдут к облику нового самолета.

самолеты будущего

Желание обзавестись шес­тым поколением изъявила и Япония. Истребитель будет создан на основании опыта, полученного в результате испытаний экспериментального аппарата ATD-X. Разработка шестого поколения будет вестись совместно с американцами. Сам проект ATD-X иногда называют прототипом пятого поколения, но это, насколько можно судить, неверно. ATD-X – не прототип, а демонстратор технологий будущего.

Как обстоят дела в России

Дабы сохранить статус великой державы, России нужно делать акцент на новых технологиях. Разработка истребителя шестого поколения входит в планы руководства РФ, но когда именно она начнется – неизвестно. Истребитель пятого поколения Т-50 ПАК ФА видится важным звеном в цепочке, ведущей к новым самолетам. Многое из того, что будет задействовано на машине шестого поколения, планируют отработать именно на ПАК ФА.

В прошлом году экс-главнокомандующий ВВС России Петр Дейнекин заявил, что российские специалисты уже прорабатывают облик новой боевой машины – вероятно, истребитель шестого поколения будет беспилотным. Но создать его быстрее американцев получится едва ли. Если в сфере пилотируемой военной авиации Россия успешно конкурирует с США, то по части беспилотников отстает очень заметно. Сроки испытаний БПЛА постоянно переносят, а сами испытания нередко заканчиваются неудачей.

самолеты будущего

Правда, заслуженный летчик-испытатель Сергей Богдан считает, что торопить события не стоит, как и не стоит списывать со счетов пилотируемую авиацию. Тем более, что, по его мнению, первый истребитель шестого поколения появится только через пятнадцать лет, а за это время многое может измениться.

Хотя с развитием беспилотных технологий в России ситуация сложилась непростая, на месте они, все же, не стоят. Самым амбициозным отечественным проектом в этой области стал малозаметный БПЛА «Скат», технологии которого могут когда-нибудь лечь в основу истребителя шестого поколения. Разведывательно-ударный дрон был разработан ОКБ МиГ и представлен на авиасалоне МАКС-2007. Увы, показанная машина была всего лишь макетом, а дальнейшая разработка «Ската» заморожена.

В заключение заметим, что сейчас любые уверенные прогнозы относительно шестого поколения преждевременны. Скорее всего, истребители шестого поколения многое унаследуют от пятого, а помимо этого станут беспилотными. Более прогнозируемый вариант – беспилотная и пилотируемая версии новых истребителей будут сосуществовать. Во всяком случае, на первом этапе.

 

Источник: http://naked-science.ru/

near-future.ru

Футуристические концепты самолётов будущего » Военное обозрение

Человека всегда тянуло в небо, еще со времен мифов об Икаре, однако полноценно исполнить свою мечту человечество смогло только в XX веке. В веке XXI самолет окончательно превратился в самую обыденную вещь, однако конструкторы продолжают разработки в этой области, и им есть чем нас удивить. Футуристические проекты самолетов будущего появляются регулярно. Далее в статье будет представлено пять таких проектов-концепций в области гражданской авиации.

Когда речь ведется о будущем частного самолетостроения, трудно представить себе более футуристический и одновременно реалистичный проект, чем концепт S2 от компании Joby Aviation. Данный концепт обрисовывает будущее авиации в весьма радужных тонах. Применение в конструкции данного самолета нового типа компоновки и сверхлегких материалов позволяет ему претендовать на то, что уже достаточно скоро серийные версии данной машины смогут подняться в небо. Благодаря простоте конструкции и некоторым решениям данный самолет может занять нишу не только бизнес-джетов, но и малых транспортных самолетов, эффективных для работы в труднодоступных районах. Некоторые из вариаций данного проекта предусматривают возможность осуществления вертикального взлета, что позволило бы использовать концепт даже в условиях оживленного мегаполиса, вдали от аэропортов и отдаленных районах без взлетных полос.

Остальные проекты от компаний Airbus, Boeing и NASA должны вывести гражданскую авиацию на новый уровень, обеспечив рекордную высоту и скорость полета за счет использования экспериментальных конструкций крыла и новых силовых установок. Ну, а модель Progress Eagle от дизайнера из Барселоны — это то, что пока что проходит лишь по разряду фантастики, но при этом затрагивает важную проблему создания сверхэкологичного авиалайнера. При этом все эти концепты объединяет стремление сделать более экономичный в плане потребления топлива, безопасный и экологичный самолет, чем существующие аналоги.

Joby Aviation S2

Компания из Калифорнии Joby Aviation занимается разработкой летательного аппарата, который представляет собой некий гибрид самолета и вертолета. Предполагается, что работающий от литий-полимерных аккумуляторов летательный аппарат под названием S2 сможет совершать вертикальный взлет, поэтому не будет нуждаться в ВПП. Гибрид самолета и вертолета будет иметь сразу 12 винтов, которые смогут подниматься и опускаться в зависимости от режима полета машины, сообщает издание Daily Mail.

Стоит отметить, что ранее компания Joby Aviation специализировалась на проектировании ветрогенераторов. Отсюда, скорее всего, и реализация именно такого замысла. В компании уже провели компьютерное моделирование своей модели весом 770 кг, а также изготовила натурный макет, весящий 4,5 кг. По словам представителей Joby Aviation, их разработка будет в 3-5 раз безопаснее и эффективнее уже существующих самолетов малого класса. По их словам, летательный аппарат сможет преодолеть путь от Нью-Йорка до Бостона (322 км) за один час полета. При этом за время этого небольшого путешествия аппарат израсходует 50 кВт⋅ч электроэнергии. К данной разработке калифорнийских инженеров уже проявило интерес агентство NASA, которое сделало заказ на изготовление 25-килограммовой версии-демонстратора.

Airbus Future Concept

Стоит отметить, что инженеры компании Airbus в своем концепте стремятся превзойти даже многих фантастов. Самолет, который увидит свет не раньше 2050 года, а может и вовсе никогда не будет таким, каким задумывается, по-настоящему футуристичен. К большому сожалению, данный концепт опирается на огромное количество технических достижений, которые еще не реализованы на практике или, возможно, никогда и не будут придуманы. Несмотря на это, в компании Airbus уверены, что даже этот «мысленный» эксперимент поможет инженерам по-другому взглянуть на конструкцию и функционал пассажирских лайнеров.

По сути, инженеры EADS company, которой владеет Airbus, предлагают концепцию «бионического» лайнера. Внутренняя структура пассажирского самолета, на разработку которой понадобится не одно десятилетие, основана на свойствах скелета птиц, обеспечивающих как минимальный вес, так и необходимую в полете прочность конструкции и жесткость. При этом европейцы предлагают облачить салон самолета в своеобразную интеллектуальную мембрану, которая сможет становиться прозрачной, для того чтобы предоставить пассажирам потрясающий вид. Да и сам самолет будет высокоинтеллектуальной системой. Интегрированная в него компьютерная сеть должна будет предоставить интерфейс для взаимодействия пассажиров и авиалайнера. Самолет сможет определять потребности пассажиров и автоматически реагировать на них, активируя разнообразные устройства и функции. К примеру, адаптируя форму кресел под положение и особенности тела человека.

Традиционное разделение салона авиалайнера на бизнес- и эконом-классы должно будет уйти в прошлое. В Airbus собираются заменить эти классы «персонализированными зонами». Так, «Vitalising zone» («Оживляющая зона») будет предназначена для релаксации, чему будет способствовать состав воздух, наполненный антиоксидантами и витаминами, лунный свет, ароматерапия и даже акупунктура. «Interactive zone», находящаяся в центре салона, будет служить для общения и развлечений. В этой зоне с помощью виртуальных проекций можно будет создавать разнообразное искусственное окружение для самых разных сценариев: от голографических игр (пассажиры смогут сыграть на борту в гольф) до виртуальных примерочных. Для тех людей, кто в полете привык работать, будет отведена специальная «Smart tech zone».

Поднявшись в небо, самолет сможет изменять конфигурацию крыльев, делая их тоньше и длиннее. Благодаря этому удастся добиться снижения сопротивления среды, что является хорошим способом экономии авиатоплива. U-образный хвост самолета сможет действовать как «щит», призванный рассеивать шум от работающих двигателей. Кстати, сами двигатели планируется совместить с корпусом авиалайнера, для того чтобы еще существеннее снизить потребление топлива и шум, который передается в салон самолета. По мнению специалистов из компании Airbus, в будущем технологии, которые используются в авиадвигателях, должны выйти на такой высокий уровень, чтобы двигатели уже не нуждались в регулярном обслуживании, а значит, их можно будет безопасно интегрировать в «тело» авиалайнера.

Также в компании Airbus уверены, что высокоинтеллектуальная авиация будущего сможет «самоорганизовываться» и подбирать наиболее безопасные и эффективные для окружающей среды маршруты. На направлениях, которые пользуются наибольшей популярностью у пассажиров, самолеты смогут летать не поодиночке, как это происходит в данный момент времени, а группами. К примеру, V-образная формация, состоящая из 25 самолетов, подобно птичьей стае создаст более комфортные условия для большей части лайнеров, включенных в нее. Сопротивление воздуха внутри такой «стаи» будет на десятки процентов ниже, чем за пределами формации.

Boeing Sugar Volt

Работает над созданием самолетов-концептов и компания Boeing, представившая свой проект Sugar Volt. Данный гражданский авиалайнер будущего будет оснащен гибридной электрической установкой. Двигатели самолета смогут работать исключительно на питании от батарей, но в случае необходимости, например при длительном перелете, смогут переключиться на традиционное топливо. Пассажирский дозвуковой авиалайнер Sugar Volt, создаваемый инженерами Boeing, должен потреблять на 70% меньше топлива за счет своей гибридной силовой установки.

Sugar Volt можно по праву отнести к череде проектов создания «зеленого» самолета, разработку которых финансирует NASA. Большинство других проектов предполагает использование метановых или водородных топливных элементов. Однако концепция Sugar Volt заточена на электроэнергию. Предполагается, что самолет будет заряжать свои батареи во время стоянки в аэропорту, зарядка будет идти от местных электросетей. На взлете самолет будет использовать стандартное авиационное топливо, но после достижения необходимой высоты полета сможет перейти на питание двигателей от электроэнергии. Специалисты компании Boeing справедливо решили, что лучший способ экономить авиационное топливо заключается в том, чтобы его вообще не использовать. Такой подход как раз и становится возможным при применении альтернативных источников энергии, к которым относят электродвигатели в гибридной двигательной установке и аккумуляторные батареи самолета Sugar Volt.

Предполагается, что размах крыла перспективного самолета Sugar Volt будет приблизительно в два раза больше, чем у уже существующих на данный момент пассажирских авиалайнеров. Использование такого решения должно снизить длину разбега самолета при взлете и увеличить энергоэффективность машины, а также компенсировать немалый вес аккумуляторных батарей. При этом крылья самолета смогут складываться, для того чтобы по габаритам авиалайнер можно было уместить в большинство современных аэропортов. Также специалисты американской компании подчеркивают, что гибридная силовая установка самолета будет обладать низким уровнем шума. Крыло и динамические характеристики разрабатываемых двигателей должны способствовать достижению более короткого разгона по ВПП, что было одним из условий программы NASA.

В совокупности все реализованные в данном концепте наработки должны сделать его эффективнее всех существующих средних пассажирских самолетов на 55%. Помимо всего прочего, он будет гораздо экологичнее. Выбросы в окружающую среду углекислого газа сократятся на 60%, закиси азота на 80%. Ожидается, что для взлета Sugar Volt достаточно будет взлетно-посадочной полосы длиной 1200 метров, тогда как для Boeing 737 необходима полоса длиной 1500 метров.

Но как бы ни были привлекательны гибридные решения, появления такого самолет в тот или ином варианте не стоит ждать раньше 2030 года. В первую очередь это связано с тем, что современный уровень развития человеческих технологий не позволяет разработать аккумуляторные батареи достаточной емкости, хотя плодотворная работа в этой области ведется в электронной, автомобильной и других отраслях промышленности многих стран.

Lockheed Martin Box WIng Jet

Американская компания Lockheed Martin в первую очередь известна всем любителям авиации своими военными проектами. Однако специалисты компании работают не только над истребителями. В тесном сотрудничестве с NASA и компанией Boeing они работают над созданием перспективных гражданских авиалайнеров. При этом специалисты Lockheed Martin готовы применить в гражданском самолетостроении и некоторые технологии из авиации военного назначения. Стоит отметить, что именно компания Lockheed Martin является создателем знаменитых истребителей 5-го поколения F-22 и F-35, первый из них является единственным серийно выпускаемым в мире, второй находится на подходе.

В своем новом проекте гражданского самолета, который получил обозначение Box WIng Jet, специалисты компании обратились к необычной схеме с замкнутой конструкцией крыла. При этом при создании самолета инженеры решили обратиться к легким материалам, которые изначально разрабатывались специально для истребителей. В некотором роде данный концепт на совершено новом уровне реализует концепцию самолета-биплана. Казалось бы, знаменитые «этажерки» — это даже не прошлый день авиации, а по-настоящему прошлый век, но идея увеличения площади крыла самолета без увеличения его габаритов представляется слишком привлекательной для авиаконструкторов. В самом деле, при таком подходе уменьшается весовая нагрузка на единицу площади несущей поверхности, а следовательно, сокращаются посадочная и взлетная скорости — нет необходимости строить большие аэродромы, растет маневренность машины, снижается расход топлива, а сам полет становится более безопасным.

Использование нового типа крыла должно существенно увеличить очень важный почти для всех летательных аппаратов параметр: соотношение подъемной силы к силе сопротивления среды. Но на изменении конструкции крыльев нововведения не заканчиваются. Специалисты компании Lockheed Martin предлагают установить на самолет новые более эффективные двухконтурные турбореактивные двигатели. Данные двигатели будут производить тягу не только в момент сжигания воздушно-топливной смеси, находящейся в камере сгорания (как это происходит при работе обыкновенных ТРД), но и за счет расположенных в их передней части вентиляторов, которые будут прокачивать воздух. Увеличив диаметр вентиляторов наполовину, можно сразу в несколько раз увеличить долю тяги, создаваемой вентиляторами без сжигания топлива.

Такое решение в совокупности с кольцевым крылом должно помочь самолету Box Wing Jet потреблять в два раза меньше топлива по сравнению с уже существующими пассажирскими авиалайнерами. Пожалуй, самолет не сможет превзойти по скорости существующие лайнеры, но коммерческая отдача от экономии все перекроет. К тому же использование замкнутого крыла с повышенной подъемной силой позволяет экипажу осуществлять посадку, уменьшив до минимума мощность двигателей, что, согласно расчетам инженеров компании Lockheed Martin, должно сократить уровень шума на 35 дБ, что определенно должно понравится людям, живущим рядом с аэропортами. Сообщается, что самолет Box Wing Jet от Lockheed Martin может подняться в небо до 2025 года.

Progress Eagle

Испанская дизайнерская компания Оскара Виналса представила свой второй проект концептуального самолета. Неизвестно, что подталкивает эту фирму к созданию концептов, возможно, красота самой Барселоны, а возможно просто любовь к небу. Скорее всего, концепты испанца никогда не поднимутся в небо, но выглядят они достаточно эффектно. Сам Оскар Виналс считает, что последний представленный им концепт самолета мог бы подняться в небо через 15 лет. Самолет, который получил обозначение AWWA-QG Progress Eagle, сможет брать на борт до 800 пассажиров. При этом воздушное судно предполагается сделать очень комфортным и практически бесшумным.

По мнению Оскара Виналса, его самолет производил бы на 75% меньше шума в сравнении с уже существующими на сегодняшний день авиалайнерами. Согласно проекту, AWWA-QG Progress Eagle должен получить 6 двигателей, которые работали бы на водороде. Помимо этого самолет должен получать дополнительную энергию от солнечных батарей и ветрогенераторов. Размах крыла самолета составляет 96 метров, что больше, чем у такого гиганта, как Airbus A380. При этом детище испанского дизайнера имеет сразу три палубы, а кабина пилотов расположена на втором этаже. В AWWA-QG Progress Eagle некоторые иллюминаторы Оскар Виналс предложил заменить 3D экранами. По мнению дизайнера, такой ход помог бы улучшить аэродинамические характеристики летательного аппарата.

За футуристическим внешним видом самолета кроется перевод авиапутешествий на принципиально новый уровень. Самолет обладает сразу тремя палубами. Первая из них расположена в носовой части авиалайнера и предлагает пассажирам красивый панорамный обзор, а также разнообразные развлечения. Кабина пилотов располагается на второй палубе, при этом она включает в себя комнату, где экипаж может полноценно отдохнуть на настоящей кровати или попить кофе. Конструкционно реактивный самолет AWWA-QG Progress Eagle, по замыслам проектировщика, должен состоять из современных материалов: графен, керамика, углеродное волокно, титан, алюминий и сплавов, обладающих памятью формы. Ультратонкие крылья лайнера размахом 96 метров обладают геометрией двунаправленной стрелки и в состоянии складываться по секциям во время нахождения авиалайнера на стоянке в аэропорту.

Источники информации:http://www.infuture.ru/article/9808http://www.mirprognozov.ru/prognosis/science/kakimi-budut-samoletyi-buduschego/dehttp://www.popmech.ru/technologies/13523-gibridnyy-samolet-prius-v-nebehttp://zele.ru/novosti/avia-i-oruzhie/joby-s2-9388http://unspoken.ru/awwa-progress-eaglehttp://elitedaily.com/envision/airbus-futuristic-concept-plane-future-flying-photos

topwar.ru