Как в коми-пермяцких елках искали космонавтов Леонова и Беляева. Леонов беляев


Павел Беляев (космонавт) – биография, фото, личная жизнь, причина смерти, Алексей Леонов

Павел Беляев: биография

В разгар 1960 годов между Соединенными Штатами и Советским Союзом шла Холодная война, которая заключалась в гонке двух держав за первенство не только на Земле, но и в открытом космосе, поэтому ученые двух стран тратили силы на изучение галактики. Павел Беляев вместе с напарником Алексеем Леоновым стали теми, кто не побоялся шагнуть в неизвестность Вселенной, став космонавтами Советского Союза.

Детство и юность

Родился герой Советского Союза 26 июня в небогатой семье в селе Челищево в Вологодской области. Его родители – обычные люди: отец Иван работал в больнице фельдшером, а мать Аграфена занималась домашним хозяйством. Ивану Беляеву приходилось менять населенные пункты из-за работы, потому сначала юный будущий герой пошел в общеобразовательную школу в Миньково, а затем его семья переехала в Каменск-Уральский. 

Космонавт Павел БеляевКосмонавт Павел Беляев

Павел Иванович уже с детства твердо решил, что обязательно станет летчиком, и его мечта сбылась. Окончив школу, юноша отправился работать на Синарский завод и занимался токарным делом. 

В 1941 году Советский Союз вступил в Великую Отечественную войну. В момент этого исторического события юному Павлу было 16 лет, но уже в подростковом возрасте сформировались мужественные черты характера будущего космонавта. 

Будучи ребенком, Павел хотел быть полезным для Родины и решил отправиться на фронт. Первоначально Беляеву отказали в участии в войне из-за его молодого возраста, но уже через год решительный юноша вновь подает заявление, которое все-таки рассмотрели.

Павел Беляев был участников Великой Отечественной войныПавел Беляев был участников Великой Отечественной войны

В 1943 году будущий командир космического корабля добровольно отправился служить в Красную армию. Павел Иванович пошел в авиационную школу, где показал себя с отличием, после чего уже в 1944 проявил себя, как прилежный студент в Ейском училище, где обучался на морского летчика.

Смелость и отвага, а также мужество – это немногие качества, которыми обладал Павел Иванович, будучи еще студентом. В 1945 году, когда Беляеву было 20 лет, он участвовал в Советско-Японской войне в качестве летчика-истребителя, за что был награжден знаком отличия.

Космонавтика

Помимо того, что Павел Беляев известен как старший военный летчик, командир звена и член КПСС, он также был выдающимся космонавтом. В 1956 году герой Советского Союза поступает в военно-воздушную академию, а уже в 1960 зачисляется в отряд «военно-воздушных сил номер один», где началась подготовка двадцати космонавтов. Тренировки будущих выходцев в открытый космос были изнурительными: от них требовались не только технические знания, но и физическая выносливость.

Подготовка космонавта Павла БеляеваПодготовка космонавта Павла Беляева

В 1961 году во время подготовки Павел получает серьезную травму после прыжка с парашюта – перелом ноги, поэтому временно отстраняется от тренировок.

Несмотря на это Павел продолжил идти к своей цели, и уже в 1965 году вместе с соотечественником Алексеем Леоновым он совершил подвиг, который помог СССР стать лидером в политической гонке.

Первый выход в открытый космос

Алексей Леонов – первый человек, находившийся в галактическом пространстве. Этим событием руководил Павел Беляев – именно от него зависела техническая часть операции: ориентация корабля, наблюдение за техникой безопасности, а также организация выхода космонавта. Случилось это весной 65-го на космическом корабле «Восход-2»: эта операция была важной для Советского Союза в космической гонке.

Космический корабль "Восход-2"Космический корабль "Восход-2"

Полет в космос на корабле «Восход-2» сопровождался нештатными ситуациями, например, автоматическая подача кислорода вышла из строя, что было крайне взрывоопасно. К тому же из-за кислородного отравления его напарник Алексей Леонов чувствовал себя плохо, но утечку газа удалось вовремя предотвратить.

Павел Беляев и Алексей ЛеоновПавел Беляев и Алексей Леонов

Ко всему прочему ломается и сам «Восход-2»: средство передвижения потеряло ориентацию на небесное светило, поэтому Павлу Ивановичу пришлось управлять космическим кораблем вручную, что в принципе из-за конструкции корабля было сделать сложно.

Торжественная встреча космонавтов Павла Беляева и Алексея ЛеоноваТоржественная встреча космонавтов Павла Беляева и Алексея Леонова

Официально Павел Иванович впервые в мире воспользовался не только ручным управлением, но и тормозной установкой. Из-за потери ориентации «Восход-2» успешно приземлился в снежной замерзшей тайге, где Леонов и Беляев двое суток ждали помощи спасателей.

Константин Хабенский в роли Павла БеляеваКонстантин Хабенский в роли Павла Беляева

В 2017 году вышел фильм «Время первых», роли главных героев сыграли Евгений Миронов и Константин Хабенский. Фильм основан на реальных событиях, которые происходили во время космического полета Леонова и Беляева в 1965-ом. Сам Алексей Архипович принимал участие в написании сценария киноленты.

Также весной 2017 года вышел выпуск передачи «Сегодня вечером», посвященный премьере фильма, а также великим космонавтам.

Личная жизнь

У Павла Беляева была семья – жена Татьяна Филипповна и две дочери: Ирина и Людмила. Супруга Павла работала директором музея имени ЦПК Юрия Гагарина, который находится в Звездном городке. В этом музее можно ознакомиться с личными фотографиями космонавта, а также с его биографией.

Смерть

Умер герой СССР 10 января 1970-го, на тот момент Беляеву было 44 года. 

Памятник на могиле Павла БеляеваПамятник на могиле Павла Беляева

Причина смерти – перитонит, неизлечимое инфекционное заболевание брюшной полости. Похоронен великий космонавт на Новодевичьем кладбище в Москве.

Фото

24smi.org

18 марта 1965 года Алексей Леонов стал первым человеком, вышедшим в безвоздушное пространство: Lenta.ru

18 марта исполнилось 40 лет со дня первого выхода человека в открытый космос. Его совершил советский космонавт Алексей Леонов (позывные "Алмаз-2"), полет которого вместе с Павлом Беляевым (позывные "Алмаз-1") на космическом корабле "Восход-2" продолжался чуть более суток. В открытом космосе Леонов пробыл всего 12 минут и 9 секунд, однако в истории космонавтики это событие стоит на втором месте по важности после подвига Юрия Гагарина. При этом в отечественной практике полет "Восхода-2" считается одним из самых сложных и напряженных. Он был настолько драматичен, что с тех пор космонавты не берут позывные с названиями камней.

На старт! Внимание! Марш!

ЛЕОНОВ ВЫХОДИТ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС, фото из архива РГАНТД

ЛЕОНОВ ВЫХОДИТ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС, фото из архива РГАНТД

Lenta.ru

Первыми осуществить выход человека в открытый космос планировали США. Старт американского корабля в рамках этой миссии был назначен на 28 апреля 1965 года. Однако Советский Союз сумел опередить их. 18 марта того же года в 10 часов утра по московскому времени с космодрома "Байконур" стартовал космический корабль "Восход-2", на котором находились командир экипажа подполковник Павел Иванович Беляев и второй пилот майор Алексей Архипович Леонов.

Экипаж корабля подбирался с особой тщательностью. Беляев был самым опытным лётчиком в первом отряде космонавтов, а Леонов лучше всех переносил тренировки в барокамере и центрифуге, а также больше других подходил по морально-психологическим данным. Причем следует отметить, что участие Беляева в полете первоначально не планировалось - по состоянию здоровья он был на грани отчисления. Его включили позже, по настоянию Гагарина.

Первая неприятность произошла перед стартом. Рано утром 17 марта ракету и корабль установили на стартовой площадке. Рядом с кораблем на лебедке, зафиксированной при помощи защелки, подвесили двухметровый шлюз в наддутом состоянии. Таким образом в течение суток его проверяли на герметичность. Солдат, оставленный для охраны "объекта", от нечего делать шлепал пальцем по защелке. После очередного удара защелка выскочила, шлюз упал и разорвался. Запасного не было, и на корабль в срочном порядке поставили тот, на котором космонавты тренировались.

Сам старт прошел без осложнений. Как вспоминают его участники на Земле, первые 40 секунд полета казались особенно долгими - в случае аварии на этой стадии спасение экипажа почти невозможно. Но корабль вышел на заданную орбиту, достигнув высоты в 497,7 километра. До этого ни один пилотируемый космический аппарат так высоко не летал.

Как только "Восход-2" перешел в свободный полет, Леонов вместе с Беляевым стал готовиться к эксперименту. В начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры, а через шесть минут, в 11:34, Леонов вышел из нее в космическое пространство.

Открытый космос

Первое, что я увидел, когда приоткрылся люк, был яркий-яркий свет. Проверил на шлеме защитное зеркало из золоченого стекла почти стопроцентной плотности. Я обязан был закрыть стекло полностью, но оставил маленькую щель, потому что решил: я должен увидеть Вселенную своими глазами такой, какая она есть! Однако свет Солнца был сильнее электросварки, и мне пришлось опустить светофильтр. Вырвалось неожиданное: "А Земля-то круглая..."

Алексей Леонов

Выход в открытый космос через шлюз не вызвал затруднений - он начался над Черным морем, а закончился над Сахалином. Беляев поддерживал с напарником непрерывную связь, следя за его работой с помощью телекамеры. Леонов плавно парил в космосе, несколько раз переворачивался, приближался к кораблю и удалялся на полную длину фала - около пяти метров. Дальше последовал короткий доклад на Землю: "Все сделано по плану. "Алмаз-2" готовится к входу".

И тут возникли непредвиденные обстоятельства. Инструкция предписывала возвращаться в шлюз ногами вперед. Леонов подтянулся к обрезу люка, но втиснуться в шлюз не смог. Как оказалось, его скафандр непомерно раздулся от избыточного давления и стал более жестким, сковав движения. Возвращение становилось невозможным.

До входа в тень Земли оставалось пять минут, после чего корабль на час погрузился бы в кромешную тьму. Вопреки инструкции, не сообщив о ЧП на Землю, Леонов сбросил давление вдвое - до 0,27 атмосферы. Скафандр немного уменьшился в размерах, и космонавт попробовал войти в шлюз головой вперед. В 11:47 это ему удалось, "Алмаз-2" закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как иначе ему бы не удалось перейти из шлюза в корабль.

"Алмаз-1": Леша, снять крышку с объектива кинокамеры! Снять крышку с объектива кинокамеры!"Алмаз-2": Снял, снял крышку!"Алмаз-1": Понятно!"Алмаз-2": Вижу, вижу небо! Землю!"Алмаз-1": Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!

Во время этого разворота нагрузка увеличилась максимально, вспоминает Леонов. Пульс дошел до 190, температура тела подскочила настолько, что до теплового удара оставались доли градуса. Космонавт потел так, что ноги в скафандре хлюпали. Едва крышка люка закрылась, Леонов вновь нарушил инструкцию и снял гермошлем, не дожидаясь подтверждения о полной герметизации. За полтора часа эксперимента он потерял шесть килограммов.

С момента открытия люка шлюза и до его закрытия Алексей Леонов находился в открытом космосе 23 минуты и 41 секунду. Но чистое время пребывания в нем считается с момента появления космонавта из шлюзовой камеры до входа обратно. Поэтому официально зарегистрированное время нахождения Леонова в открытом пространстве составляет 12 минут и 9 секунд.

Возвращение

ЛЕОНОВ И БЕЛЯЕВ НА ПЕРРОНЕ МОСКОВСКОГО ВОКЗАЛА В ЛЕНИНГРАДЕ, фото Павла Маркина

ЛЕОНОВ И БЕЛЯЕВ НА ПЕРРОНЕ МОСКОВСКОГО ВОКЗАЛА В ЛЕНИНГРАДЕ, фото Павла Маркина

Lenta.ru

После возвращения в кабину Леонов вместе с Беляевым продолжал выполнять эксперименты, запланированные программой полета. Но череда трагических случайностей только начиналась. На 13-м витке резко упало давление в баллонах наддува кабины корабля - с 75 до 25 атмосфер. Дальнейшее падение могло привести к полной разгерметизации, но этого удалось избежать.

Спуск корабля по плану должен был проходить в автоматическом режиме. Перед этим было необходимо отсоединить шлюзовую камеру. Экипаж пристегнулся и произвел необходимые действия. Однако при отстреле трубы произошел неожиданно сильный удар, который закрутил корабль в двух плоскостях. Это привело к нерасчетным угловым ускорениям, которые вывели из строя системы ориентации и автоматической стабилизации. В свою очередь, из-за этого не произошло автоматического включения тормозного двигателя.

Корабль было решено сажать вручную. Но тут оказалось, что содержание кислорода в кабине превышено шестикратно. Малейшая искра в контактах могла вызвать пожар и взрыв. Космонавтам повезло: ничего не искрило. Но аварии продолжались: сработал клапан разгерметизации. Повезло снова - Леонов и Беляев были в скафандрах.

19 марта в 11:19, в конце 18-го витка, Беляев вручную включил систему ориентации и ввел в действие тормозную двигательную установку. Он стал первым человеком в мире, которому пришлось сажать космический корабль без помощи автоматики. Беляев практически вслепую вывел "Восход-2" на нужную траекторию. Уточняя точность ориентации корабля, космонавты опоздали с включением двигателя на 45 секунд и еле вписались в посадочное окно. Сам спуск, хотя и проходил в ручном режиме, был практически неуправляемым. О том, чтобы приземлиться в заданном районе, то есть в казахской степи, не могло быть и речи.

При спуске произошло новое ЧП: при расстыковке кабины с двигателем не отсоединился один из тросов, и корабль стал вращаться, как гантель. В конце концов трос сгорел в плотных слоях атмосферы, и на высоте около 7 километров кабина стабилизировалась. В это время произошел отстрел парашюта.

В полутора метрах от земли на спускаемом аппарате сработала система мягкой посадки, выстрелив вниз реактивную струю. Скорость падения снизилась до 2-3 метров в секунду, и 19 марта 1965 года в 12:02 корабль с "Алмазами" на борту плавно приземлился в глухой прикамской тайге.

Уральские морозы

БЕЛЯЕВ И ЛЕОНОВ НА ПЕРВОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ В ПЕРМИ, фото из архива РГАНТД

БЕЛЯЕВ И ЛЕОНОВ НА ПЕРВОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ В ПЕРМИ, фото из архива РГАНТД

Lenta.ru

Приземление оказалось не очень удачным - "Восход-2" зажало между двух деревьев. Крышку выходного люка придавило стволом, который не позволял ей открыться до конца, а запасной люк оказался заклинен намертво. При этом открыть люки космонавты должны были сразу же после посадки, иначе за счет передачи тепла от нагревшегося корпуса внутрь температура в кабине за 10-15 минут поднялась бы до 200 градусов. Но после многократных усилий Леонову и Беляеву всё же удалось открыть люк и выбраться из корабля.

Как выяснилось позже, они приземлились в 180 километрах к северо-западу от Перми, а до ближайшей деревни было 15 километров. При этом место посадки окружал сплошной таежный лес высотой до 20 метров, а глубина снега достигала полутора метров. Вспотевшие космонавты быстро замерзли на уральском морозе. Они набили скафандры содранной со стен кабины обивкой и развели костер.

Сразу же после приземления для поисков корабля в воздух были подняты четыре самолёта "Ан-2" и военные вертолёты. С разных сторон в тайгу ринулись группы лыжников-добровольцев. Позднее даже пришлось создавать специальные отряды для розыска потерявшихся "поисковиков".

Обнаружить "Восход-2" удалось около 17 часов 19 марта. Однако забрать космонавтов не представлялось возможным - вокруг не было ни одной походящей площадки для посадки вертолета, а поднимать Леонова и Беляева по тросовой лестнице летчикам было строго запрещено. Пилоты сбросили им собственную меховую одежду, топор, ракетницу с ракетами и даже бортовой неприкосновенный запас продовольствия. Вертолет улетел, и всю ночь над местом приземления барражировал самолет. Между тем по Всесоюзному радио сообщили, что первую ночь космонавты встречали в кругу друзей в одной из пермских гостиниц...

20 марта к двум часам дня к "Алмазам" на лыжах дошел глава отряда военных спасателей, которые тем временем вырубали площадку для приземления вертолетов в нескольких километрах от "Восхода". На следующий день все трое вышли к ней, и 21 марта Леонов с Белявым были доставлены в Пермь, где их наконец встретили как героев. Через два дня, выступая на митинге в Москве, Беляев скажет: "Большое впечатление произвели на нас просторы и богатства природы пермского края".

Позже, на государственной комиссии после полета, Леонов сделает самый короткий в истории космонавтики доклад: "В открытом космосе жить и работать можно".

Через десять лет дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов снова полетел в космос, на этот раз в качестве командира космического корабля "Союз-19". Его имя носит кратер на Луне, которую он чуть не облетел. Этому помешало свертывание советской лунной программы после того, как обратную сторону спутника Земли увидели американцы. Но это уже совсем другая история.

При написании статьи использованы материалы Российского государственного архива научно-технической документации и сайта "Культурное наследие Прикамья".

Алексей Гапеев

lenta.ru

Что на самом деле случилось с первым человеком, вышедшим в открытый космос

О проблемах, возникших во время легендарного полёта Алексея Леонова, в советское время не распространялись.

Вышедший незадолго до Дня космонавтики фильм "Время первых" с Евгением Мироновым в главной роли быстро стал лидером проката. Еще бы, кинематографисты выбрали беспроигрышную тему - драматичную и героическую историю первого выхода человека в открытый космос. Тогда, в марте 1965 года, Алексей Леонов по возвращении на Землю доложил, что полет прошел успешно. Однако спустя пятьдесят с лишним лет можно признать: советский летчик-космонавт имел все шансы в буквальном смысле сгореть в гонке с американцами, так много было сбоев и опасностей.

Павел Беляев, Алексей Леонов. Фото с сайта novayasamara.ru

 

В утробе Вселенной

Изначально предполагалось, что Алексей Леонов отправится на орбиту и совершит первый в истории человечества выход в открытый космос в рамках миссии "Восток-11", на таком же корабле, на котором летали Юрий Гагарин, Валентина Терешкова и Герман Титов. Однако подготовка затянулась. Судьбоносный старт произошел спустя полтора года после запланированной даты, 18 марта 1965 года. Напарником Леонова и командиром корабля стал Павел Беляев.

На корабле "Восход", который сменил "Востоки", была установлена шлюзовая камера цилиндрической формы. Три изолированные надувные секции должны были выполнить свое предназначение, даже если две из них вышли бы из строя. Обеспечить нормальную жизнедеятельность космонавта в открытом космосе должен был скафандр "Беркут" весом 20 кг и идущий с ним в комплекте ранец весом 21 кг. На корабле было два скафандра, чтобы командир при необходимости мог оказать помощь тому, кто вышел в космическое пространство. Также предполагалось, что, если шлюз не отстрелится автоматически перед возвращением на Землю, космонавты в скафандрах высунутся в люк и обрежут его вручную.

Алексей Леонов вплыл в шлюзовую камеру, когда корабль находился на втором витке. Шаг за борт "Восхода" произошел в 11 часов 34 минуты 51 секунду. С кораблем его соединяла «пуповина» длиной около 5,5 метров. За 23 минуты космонавт пять раз отходил от люка и возвращался к нему, занимаясь наблюдениями и экспериментами, а Беляев следил за напарником с помощью телекамеры и телеметрического оборудования.

 

Семь потов

Тренировки в барокамере на Земле проходили успешно, а вот на орбите дали о себе знать конструкторские недоработки. Из-за разницы давлений скафандр сильно раздулся и не давал нормально двигаться. Космонавт решил было связаться с Центром управления полетами и запросить инструкций, но подумал, что в этот момент он - единственный человек на Земле, когда-либо сталкивавшийся с подобной проблемой, и решать ее придется самостоятельно. Чтобы вернуться в шлюз, Алексей Леонов с ювелирной осторожностью стравил давление до аварийного и буквально протиснулся в люк.

Еще одной проблемой стала невозможность согнуть ноги без опоры и попасть в обрез люка. Из-за этого, вопреки инструкции, Леонов протиснулся в шлюз не ногами, а головой вперед. Внутри ему пришлось разворачиваться, так как крышка внутреннего люка открывалась внутрь и "съедала" треть объема.

КСТАТИ: На съемках фильма "Время первых" были построены точные макеты космического корабля, на котором был совершен исторический полет. Исполнитель главной роли Евгений Миронов, которого консультировал Алексей Леонов, решил повторить его трюк и развернуться в цилиндрическом шлюзе диаметром один метр, будучи облаченным в скафандр с шириной в плечах в 68 см. Как ни старался актер, но, в отличие от своего героя, кувыркнуться ему не удалось.

Оказавшись в отсеке, космонавт снова нарушил инструкции, открыв шлем до того, как завершилась проверка герметичности. Сделал это Леонов из-за того, что пот заливал ему глаза. Дело в том, что конструкторы поместили светофильтр на внутреннюю сторону шлема, и он очень сильно нагревался. Сейчас такие защитные фильтры устанавливают только на внешней стороне.

 

Полет завершился на лыжах

Только адреналин в крови прогорел, как возникли новые нештатные ситуации. При возвращении на Землю не сработала система ориентации на Солнце, и тормозная двигательная установка не включилась. Посадка должна была автоматически начаться на 17-м витке, но программа отказала. Леонову и Беляеву нужно было идти на восемнадцатый виток и выводить "Восход" на посадку в ручном режиме. Тут выяснилось, что пристегнутым в кресле космонавтам невозможно заглянуть в иллюминатор и сориентироваться по положению к Земле. Это привело к потере точности.

Во время снижения космонавтам пришлось испытать на себе перегрузку в 10G, а это предел человеческих возможностей. Дело в том, что орбитальный модуль при спуске не отделился от посадочного, как задумывалось. Капсула с Беляевым и Леоновым начала бешено вращаться. Стабилизировать ее движение удалось только после того, как сгорел кабель, соединяющий модули.

Все передряги привели к тому, что посадка состоялась далеко от расчетного места - в глухом лесу почти в 200 километрах к северу от Перми. Космонавты ночевали в тайге при 30-градусном морозе, отогреваясь у костра. Когда их обнаружили, спасатели десантировались в мелколесье в нескольких километрах от экипажа и расчистили посадочную площадку. Леонову и Беляеву пришлось еще пробежаться на лыжах до вертолета. 21 марта они прибыли в Пермь и официально доложили о завершении полета.

КСТАТИ: В мае 2017 года дважды Герою Советского Союза Алексею Леонову исполнится 83 года. Он много времени уделяет рисованию, создает портреты своих коллег и пейзажи. Недавно его уникальная работа, рисунок, созданный на борту корабля "Восход", стал центром экспозиции в лондонском Музее науки вместе с сотнями артефактов, посвященных космонавтике.

Бывший напарник Леонова, герой Великой Отечественной войны и участник войны с Японией Павел Беляев, после возвращения на Землю продолжал готовиться к новым космическим полетам. Он собирался участвовать в облете Луны, однако был отстранен по состоянию здоровья и стал старшим инструктором в отряде космонавтов. Скончался в 1970 году после продолжительной болезни.

www.eg.ru

Как в коми-пермяцких елках искали космонавтов Леонова и Беляева · Парма-Новости

19 марта исполняется 50 лет, как в лесу, неподалеку от поселка Эрна приземлились космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев. Чтобы послушать, как ищут космонавтов, кудымкарский летчик Виктор Храмцов специально затянул свой полет из Перми до Кудымкара. А отец горожанина Николая Федосеева сам отправился на поиски — на лыжах.

«Вижу, вот они – на елке!»

Бывший летчик, 77-летний Виктор Храмцов, о том, как искали космонавтов Леонова и Беляева, знает не из газет и радио. Он сам был свидетелем этого события. В качестве подтверждения показывает небольшой черный блокнотик — рабочую тетрадь командира воздушного судна. В тетради указан график его полетов за 1965 год, а в конце странички за 19 марта вынесена небольшая ремарка. В ней он описывает, как подслушивал переговоры летчиков, искавших космонавтов.

В день, когда Леонов с Беляевым вернулись на Землю, Виктор Спиридонович летел на самолете Як-12 из Перми в Кудымкар. Обычно, как он вспоминает, полет занимал 50 минут. Его путь в тот день затянулся на минут 20.

— Хотелось послушать, как ищут космонавтов, — объясняет бывший летчик (на фото слева).  Фото Евгений Пикулев, «ПН»

«Я такой-то квадрат обследую, а я такой-то», — обсуждали по радиосвязи военные.

— А потом вдруг раздался голос нашего пермского вертолетчика Васи Жунева: «Вижу, вот они — на елке!»

Виктор Храмцов, летчик

Впоследствии за свою зоркость Василий Жунев получил от ЦК комсомола фотоаппарат Киев, а от Минобороны – ружье-двустволку.

«Разбросал руки, как крылья, и полетел»

Корабль Восход-2 с космонавтами Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым стартовал с Байконура утром 18 марта 1965 года. Во время полета Леонов, впервые в истории человечества, вышел из космического корабля в открытый космос. Космонавт был в скафандре. С кораблем его связывал фал, длина которого составляла 5,35 метра.

— Вышел на просторы космоса и сделал вначале движение одной рукой, затем другой, подвигал ногой. Все нормально. Все хорошо. Тогда разбросал руки, как крылья, и полетел. Очень приятные ощущения, — поделился своими ощущениями после полета Леонов с корреспондентами газеты Известия.

Журналистам Леонов рассказал, что Земля в космосе выглядит плоской, небо — черное-черное, звезды отливают красным, а солнце – «без ореола, как бы впаянное в черный бархат». Фото esa.int

— Страшила ли меня такая картина? Нет. Но вот так остаться одному… Хорошо, что рядом был друг, — признался космонавт.

Кстати, то, как выглядят звезды, Леонов нарисовал в своем бортовом журнале. Писать и рисовать в невесомости оказалось не так уж трудно, надо было только, как замечает космонавт, карандаш потверже ставить на бумагу.

«Взял лыжи и отправился на поиски»  

Посадка корабля Восход-2 должна была состояться в автоматическом режиме. Планируемое место посадки – степи Казахстана. Однако автоматика отказала. Командиру корабля Павлу Беляеву пришлось перевести корабль на ручное управление. В результате космонавты сели в заснеженной тайге, в 200 км от Перми на границе трех районов – Усольского, Кудымкарского и Косинского.

Николаю Федосееву тогда было 7 лет. Он жил в деревне Чураки Косинского района. О том, что где-то в их районе могли приземлиться космонавты, сообщили по радиоузлу.

— В сельсовете сразу же собрали охотников и поставили перед ними задачу – найти Леонова и Беляева, — рассказывает Николай Анатольевич. – Мой отец взял лыжи и вместе с другими охотниками отправился на поиски. Фото Евгений Пикулев, «ПН»

До места приземления космонавтов чураковские мужики шли больше суток. Когда, наконец, добрались, Леонова с Беляевым там уже не было.

— Они немножко опоздали. Их к тому времени эвакуировали, — объясняет Николай Федосеев.

На месте приземления оставался купол парашюта. И отец Николая в качестве сувенира взял с собой парашютные стропы. Сейчас они так и лежат в деревне.

Главе Косинского района Евгению Анфалову в 1965 году было пять лет. Он тоже рос в деревне Чураки. О приземлении космонавтов Евгений Васильевич ничего не помнит – маленький был. Но помнит парашютные стропы, которые домой привезли охотники.

— Потом эти стропы они в хозяйстве использовали как веревки, — замечает глава района.

«Ну, Паша, п…ц космосу!»

Сами космонавты о своем приземлении рассказывали вот что.

— Приняла нас Земля мягко – корабль опустился между двумя большими елками, — цитировали в Известиях за 1965 год Павла Беляева. – Сели в глубокий снег. Он начал оседать под тяжестью корабля. Открыли люк. Вылезли, осмотрелись. Кругом большие деревья. Снег глубокий от 1,5 до 3 метров. По снегу заячьи и лисьи следы.

— На улице, наверное, было минус 25. Чтобы не замерзнуть, распороли ножом скафандры, вынули из оболочки и обернули вокруг тела теплоизоляционный материал, даже парашютными стропами обмотались, — вспоминает Алексей Леонов. Кадр из кинофильма «Время Первых»

— Сняли скафандры, слили из них влагу — пот при спуске лил с нас ручьями, — рассказал в 2009 году газете Факты Алексей Леонов. — Затем сняли и выжали белье, снова надели. Вернулись в остывший корабль. «Ну, Паша, п…ц космосу!» — сказал я командиру, забыв, что включена рация и нас слышит по громкой связи много народа.

Позже, как добавляет Леонов, на пресс-конференции один иностранный журналист попытался выяснить значение брошенного им словечка. Под хохот присутствующих космонавт объяснил, что это означает успешное завершение важного дела.

«Посадить вертолет было невозможно»

Эвакуировать космонавтов из тайги сначала хотели на вертолете. Когда Василий Жунев их обнаружил, Москва запросила у него, сможет ли он взять космонавтов себе на борт. Вертолетчик не смог, поскольку в радиусе 10-15 км стоял сплошной лес. Посадить вертолет было невозможно.

Раньше на месте приземления космонавтов была сплошная тайга. Фото предоставлено Евгением Ермаковым

Поэтому космонавтам сбросили с вертолета теплую одежду и продукты питания. А на следующий день в 9 км от места приземления спасатели, вырубив лес, подготовили площадку для посадки вертолета. После этого, на вертолете Ми-6 космонавтов доставили в Пермь, аэропорт Большое Савино. Дорога, ведущая от аэропорта в город, позже была переименована в Шоссе Космонавтов.

— Командир корабля Павел Иванович Беляев в теплой летней куртке, унтах, шапке-ушанке, — вели репортаж из аэропорта корреспонденты Звезды. – Рядом с ним также тепло одетый Алексей Архипович Леонов – первый человек, который открыл дверь во Вселенную в прямом смысле слова.

«Блокнот сырой лежит рядом»

Спустя примерно пять лет на месте приземления космонавтов была установлена стела. Среди школьников и туристов стало популярным ходить на это место в походы.

Историк Артур Кривощеков вспоминает, что молодежь из Коми-Пермяцкого округа «рвалась туда». Там принимали в комсомол, давали клятвы. Фото предоставлено Евгением Ермаковым

— А еще там лежала шкатулка, в ней хранился блокнот. Все, кто приходил на место приземления космонавтов, оставляли в этом блокноте свои высказывания, ликования, пожелания, — рассказывает Артур Михайлович.

Был на месте приземления и сын чураковского охотника Николай Федосеев. Сначала будучи школьником. А теперь уже как охотник. Фото предоставлено сообществом ВелоКудымкар

— В конце 90-х годов стелу кто-то разобрал, — печально замечает мужчина. — Она была сделана из цветного металла. Сейчас, правда, новый памятник поставили. Но место все равно не то. В прошлые годы я охотился в тех местах. Там лесорубы орудуют. Скоро от этой полянки ничего не останется. Вот тебе и история!

В августе 2014 года на месте приземления Леонова и Беляева побывали кудымкарские велосипедисты Владислав Ошмарин, Евгений Ермаков и Олег Тупицын (слева направо). Фото предоставлено сообществом ВелоКудымкар

— На отвороте стоит вагончик лесозаготовителей, далее просека, на ней груженый КамАЗ, делянка рядом с памятным местом. Футляр с записным блокнотом сломан, блокнот сырой, лежит рядом, — написал после поездки в ВКонтаке Евгений Ермаков.

В краеведческом музее в Кудымкаре собрана целая папка газет и фотографий, посвященных полету Леонова и Беляева. Есть и такие флажки. Заведует фондами архива музея и демонстрирует экспонаты Ирина Седегова. Фото Евгений Пикулев, «ПН»

Редакция «ПН» благодарит Коми-Пермяцкий краеведческий музей за информацию, предоставленную из фондов музея для подготовки публикации. 

parmanews.ru

Неизвестные подробности знаменитого полета Алексея Леонова

43 года назад российский космонавт Алексей Леонов первым из землян шагнул в открытый космос. И, казалось бы, нет ни одной детали этого события, которая могла ускользнуть за это время от журналистов. Все вызнали: и как раздулся от высокого давления скафандр первопроходца, и как космонавт едва не потерял видеокамеру, и как уже на земле, в лесу, ему и командиру экипажа Павлу Беляеву пришлось двое суток ждать, пока их обнаружат спасатели…

Стоп! Последний факт, который муссировался прессой и подтверждался в интервью самим Алексеем Архиповичем, похоже, не совсем достоверен. На днях в “МК” пришло письмо от летчика, который в далеком 65-м участвовал в той поисковой экспедиции. “Я не могу больше терпеть. Я должен рассказать, как было на самом деле, чтобы защитить честь своей эскадрильи, — писал 73-летний Владимир Хомколов. — Мы не искали Леонова с Беляевым двое суток! Их запеленговали сразу после приземления вечером 19 марта, и в тот же вечер вертолеты доставили к ним в помощь лесников”. “МК” пригласил Владимира Егоровича в редакцию, и он поведал нам все подробности незабываемой эпопеи — поиска героев-космонавтов.

Специальная часть по поиску и эвакуации космических кораблей и космонавтов была сформирована в 1963 году и базировалась на аэродроме города Южноуральска в Челябинской области. Личный состав отдельной вертолетной эскадрильи (где, собственно, и служил летчиком-штурманом Владимир Хомколов) состоял из профессионалов.

— Обычно мы вылетали в заданный район приземления космонавтов еще до их запуска, — вспоминает Владимир Хомколов. — Причем имен будущих героев нам не говорили вплоть до того момента, пока об этом официально не сообщал ТАСС. Так было и в 1965-м. В зону предполагаемой посадки, недалеко от Кургана, пара наших вертолетов “Ми-4” прилетела 12 марта, за 5 дней до взлета Леонова и Беляева. Пилоты делали облет, детально изучали местность. В день посадки корабля “Восход-2”, а она была намечена на 19 марта, мы с моим командиром Львом Масловым были начеку уже с 10 утра. Погода в Челябинской области стояла чудесная. Ну, думаем, сейчас согласно плану (в 10.55) наши космонавты приземлятся, мы как обычно заприметим их еще на отметке 1-2 км и будем встречать… По правилам летчикам не разрешалось сразу подбегать к спустившемуся аппарату — от него могло исходить сильное радиационное излучение. Но мы всегда спешили к шару вместе со спасателями (они все время летали с нами)...

Однако шар спускаемого аппарата летчики не увидели ни в 10.55, ни в 11.00. Радиоэфир оглушал своей тишиной. Молчали и коллеги вертолетчиков — пилоты самолетов “Ил-14”, барражировавших на 4-километровой отметке, и “Ан-12”, которые летали еще выше.

В конце концов все, не говоря друг другу ни слова, догадались — Леонов с Беляевым не успели сесть в заданном районе и пошли на следующий виток. А это значит, что посадка откладывается еще на 1,5 часа и состоится уже не там, где планировалась. Вертолетчики как в воду смотрели — вскоре эфир ожил и приказал самолетам лететь в направлении Перми. Экипаж “Восхода”, у которого отказала автоматика, управлял кораблем вручную и должен был приземлиться в районе города Березники Пермской области.

“Ну, Паша, п...ц космосу!” — сказал Леонов в сердцах своему командиру, когда их аппарат плюхнулся в непролазную тайгу. Снежное покрывало — по пояс. Сверху развевается на ветру огромный купол парашюта, застрявший на двух 40-метровых елях.

— Но вскоре над ними уже кружил наш “Ил-14”, — рассказывает бывший штурман. — Не слышать и не видеть самолета Леонов с Беляевым не могли, летчики сразу установили радиосвязь, космонавтам сообщали, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. Конечно в идеале доставить помощников должны были наши вертолеты. Но мы не очень-то поспевали за “Илами”. Вместо нас с пермского аэродрома был поднят гражданский “Ми-1”.

Из этого вертолета на специальном тросе в районе посадки и спустили двух лесников. Отмахав по тайге на лыжах три-четыре километра, старожилы оказались рядом с нашими героями уже в 17 часов. То есть через несколько часов после приземления. Лесники помогали уставшим космонавтам разводить костер, поддерживали морально во время первой ночевки в тайге.

Ну а на следующее утро, 20 марта, на место подоспел и экипаж Маслова, а также еще два вертолета, управляемые командирами Бараневичем и Авдеевым.

— Первым делом мы сбросили нашим “зимующим” два комплекта теплой летной одежды, состоящие из меховых курток, брюк и унтов, — вспоминает летчик. — Затем периодически снабжали их сухим пайком, который брали из пермской летной столовой. И однажды я стал свидетелем такого монолога нашего полковника Сибирякова: “Вот так, мы тут для них стараемся, колбасу дорогую, краковскую возим, по 3.60 за килограмм, а им, видишь ли, надоела наша колбаса! Борща им подавай!” Конечно, все это говорилось в шутку. Космонавты и впрямь истосковались по нормальной еде. И вскоре наш экипаж отправили за горячим. В столовой по спецзаказу сварили для них отменный борщ и налили в 10-литровый армейский термос. Но с борщом тем вышла незадача. Мы сначала хотели спустить его на тросе. А потом все же решили сбросить в снег. “Что ему сделается?” — думали мы. Но не учли, что под снегом окажется пень. Об него и треснулся наш термос, половина горячего вылилась… Тем не менее слова благодарности от космонавтов за вкусный борщец мы все же получили.

Тем временем руководство решало, как эвакуировать покорителей Вселенной из тайги? Сначала хотели “взять на трос” и поднимать из лесного плена по воздуху. Однако потом эту идею отмели. “Все-таки люди уставшие, — сказали сверху, — а ну как трос раскачается и ударит кого-нибудь об ель?” В итоге решили выводить космонавтов на лыжах.

Вывод начался 21 марта. Сначала путь лежал до делянки, на которую первоначально вертолет сбрасывал лесников. За два дня до этого местные прокатали на данном 3-километровом отрезке хорошую лыжню.

— Надо отдать должное Леонову — он был бодр, все время поддерживал всех шутками, — вспоминает Хомколов. — Его командир выглядел более уставшим. На делянке их уже ждал наш вертолет. Кстати, чтобы ему сесть, лесникам пришлось повалить немало деревьев. Вертолету требовалась площадка диаметром не меньше ста метров.

Итак, взяв космонавтов с одной площадки, их отвезли на более дальнюю, где был разбит штаб и ждал более вместительный вертолет “Ми-6”.

— На нем наших подопечных и увезли на “большую землю”. Хорошо, что перед посадкой я в числе прочих успел взять у Леонова автограф, — вспоминает летчик. - Поскольку бумаги не было, попросил его расписаться прямо в служебном удостоверении, на незаполненной странице. Что же касается корабля, его эвакуировали с места посадки аж 22 марта. Операцией руководил командир эскадрильи подполковник Кобзарь. Двухтонный шар прицепили на 40-метровый трос вертолета “Ми-6” и подняли в воздух. Его полет видели все местные жители. Вот только вряд ли тогда догадывался кто-нибудь, что еще совсем недавно эта странная болванка была для космических первопроходцев единственным убежищем в холодной и неприветливой тайге.

maxpark.com

18 марта 1965 года - первый выход человека в открытый космос / Назад в СССР / Back in USSR

18 марта 1965 года космонавт СССР Алексей Архипович Леонов, совершил первый в истории человечества выход в открытый космос. Событие произошло во время полета КК «Восход-2». Командир корабля — Павел Иванович Беляев, пилот — Алексей Архипович Леонов. Корабль был оснащен надувной шлюзовой камерой «Волга». Перед стартом камера складывалась и имела размеры 70 см в диаметре и 77 — в длину. В космосе камера надувалась и имела следующие размеры: 2,5 метра в длину, внутренний диаметр — 1 метр, внешний — 1,2 метра. Масса камеры — 250 кг. Перед сходом с орбиты камера отстреливалась от корабля. Для выхода в космос был разработан скафандр «Беркут». Он обеспечивал пребывание в открытом космосе в течение 30 минут. Первый же выход занял 23 минуту 41 секунду (вне корабля 12 минут 9 секунд). Интересно, что тренировки перед этим полетом проводились на борту самолета Ту-104АК, в котором был установлен макет корабля «Восход-2» в натуральную величину с реальной шлюзовой камерой (именно она и полетела в космос позже). При полете самолета по параболической траектории, когда на несколько минут в салоне наступала невесомость, космонавты отрабатывали выход в скафандре через шлюзовую камеру. «Восход-2» стартовал 18 марта 1965 г. в 10:00 по Москве. Шлюзовая камера была надута уже на первом витке. Оба космонавта были в скафандрах. По программе Беляев должен был помочь Леонову вернуться в корабль в случае возникновения нештатной ситуации. Выход в космос начался на втором витке. Леонов перебрался в шлюзовую камеру и Беляев закрыл за ним люк. Затем воздух из камеры был стравлен и в 11:32:54 Беляев со своего пульта в корабле открыл наружный люк шлюзовой камеры. В 11:34:51 Алексей Леонов покинул шлюз и оказался в открытом космосе. Леонов мягко оттолкнулся и почувствовал, что корабль дрогнул от его толчка. Первое, что он увидел, было черное небо. Тут же послышался голос Беляева: — «Алмаз-2» начал выход. Кинокамера включена? — этот вопрос командир адресовал своему товарищу. — Понял. Я «Алмаз-2». Снимаю крышку. Выбрасываю. Кавказ! Кавказ! Кавказ вижу под собой! Начал отход (от корабля). Прежде чем выбросить крышку, Леонов на секунду задумался, куда ее направить — на орбиту спутника или вниз, к Земле. Бросил к Земле. Пульс космонавта составлял 164 удара в минуту, момент выхода был очень напряженным. Беляев передал на Землю: —Внимание! Человек вышел в космическое пространство! Телевизионное изображение парящего на фоне Земли Леонова транслировалась по всем телеканалам.

12 минут… Общий вес «выходного костюма» был приблизился 100 кг… Пять раз космонавт улетал от корабля и возвращался на фале, длиной 5,35 м… Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60° и охлаждалась в тени до –100°С… Полет “Востока-2″ вошел в историю дважды. В первой, официальной и открытой, говорилось, что все прошло блестяще. Во второй, которая раскрывалась постепенно и в деталях так и не была опубликована, насчитывается по крайней мере три ЧП. Леонова наблюдали по телевидению и транслировали изображение в Москву. При выходе из корабля на пять метров он помахивал рукой в открытом космосе. Вне шлюза Леонов находился 12 минут и 9 секунд. Но оказалось, что выйти было легче, чем вернуться обратно. Скафандр в космосе раздулся и никак не втискивался в шлюз. Леонов вынужден был сбросить давление, чтобы “похудеть” и сделать его мягче. Все-таки ему пришлось лезть обратно не ногами, как это было предусмотрено, а головой. Все перипетии происходившего при возвращении в корабль мы узнали только после приземления космонавтов. Скафандр А.А.Леонова после пребывания в космосе потерял свою гибкость и не позволял космонавту войти в люк. А.А.Леонов делал попытку за попыткой, но безрезультатно. Положение осложнялось тем, что запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на двадцать минут, и каждая неудача повышала степень риска для жизни космонавта. Леонов ограничил расход кислорода, но от волнения и нагрузок его пульс и частота дыхания резко возросли, а значит, и кислорода требовалось больше. С.П.Королев пытался его успокоить, вселить уверенность. На Земле слышали доклады А.А.Леонова: «Я не могу, я снова не смог». По циклограмме Алексей должен был вплыть в камеру ногами, затем, полностью войдя в шлюз, закрыть за собой люк и загерметизировать его. В реальности ему пришлось стравить воздух из скафандра почти до критического давления. После нескольких попыток космонавт решил «вплыть» в кабину лицом вперед. Это ему удалось, но при этом он ударился стеклом гермошлема о ее стенку. Это было страшно — ведь стекло могло лопнуть. В 08:49 UTCвыходной люк шлюзовой камеры был закрыт а в 08:52 UTC начался наддув шлюзовой камеры. Сообщение ТАСС от 18 марта 1965 года: Сегодня, 18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени при полете космического корабля «Восход-2» впервые осуществлен выход человека в космическое пространство. На втором витке полета второй пилот летчик-космонавт подполковник Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстоянии до пяти метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода товарища Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов. Самочувствие товарища Леонова Алексея Архиповича в период его нахождения вне корабля и после возвращения в корабль хорошее. Командир корабля товарищ Беляев Павел Иванович чувствует себя также хорошо. После возвращения в корабль неприятности продолжились. Вторым ЧП было непонятное падение давления в баллонах наддува кабины с 75 до 25 атмосфер после возвращения Леонова. Надо было производить посадку не позднее 17 витка, хотя Григорий Воронин – главный конструктор этой части системы жизнедеятельности – успокоил, что кислорода хватит еще на сутки. Вот как описывает события Алексей Архипович: … начало расти парциальное давление кислорода (в кабине), которое дошло до 460 мм и продолжало расти. Это при норме 160 мм! Но ведь 460 мм — это гремучий газ, ведь Бондаренко сгорел на этом… Вначале мы в оцепенении сидели. Все понимали, но сделать почти ничего не могли: до конца убрали влажность, убрали температуру (стало 10-12°). А давление растет… Малейшая искра — и все превратилось бы в молекулярное состояние, и мы это понимали. Семь часов в таком состоянии, а потом заснули… видимо, от стресса. Потом мы разобрались, что я шлангом от скафандра задел за тумблер наддува… Что произошло фактически? Поскольку корабль был долгое время стабилизирован относительно Солнца, то, естественно, возникла деформация; ведь с одной стороны охлаждение до -140°С, с другой нагрев до +150°С… Датчики закрытия люка сработали, но осталась щель. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти, мы его не успевали потреблять… Общее давление достигло 920 мм. Эти несколько тонн давления придавили люк — и рост давления прекратился. Потом давление стало падать на глазах. Дальше больше. ТДУ (тормозная двигательная установка) не сработала в автоматическом режиме и корабль продолжал полет. Экипажу дали команду сажать корабль в ручном режиме на 18 или 22 витке. Далее снова цитата Леонова: Мы шли над Москвой, наклонение 65°. Надо было садиться именно на этом витке, и мы сами выбрали район для посадки — в 150 км от Соликамска с курсовым углом 270°, потому что там была тайга. Никаких предприятий, никаких линий электропередач. Могли сесть в Харькове, в Казани, в Москве, но это было опасно. Версия, что мы туда попали из-за нарушения балансировки, — полная ерунда. Мы сами выбрали место посадки, так как это было безопаснее и возможные отклонения в работе двигателя смещали точку посадки тоже в безопасные районы. Только в Китай нельзя было садиться — тогда отношения были очень напряженными. В результате при скорости 28000 км/ч мы сели всего в 80 км от нами же рассчитанной точки. Это хороший результат. А резервных мест посадки тогда не было. И нас там не ждали… Наконец поступил доклад от поискового вертолета. Он обнаружил красный парашют и двух космонавтов в 30 километрах юго-западнее города Березняки. Густой лес и глубокий снег не давали возможности вертолетам совершить посадку вблизи космонавтов. Населенных пунктов поблизости тоже не было. Посадка в глухой тайге была последним ЧП в истории “Восхода-2″. Космонавты ночевали в лесу Северного Урала. Вертолеты только и могли, что летать над ними и докладывать, что “один рубит дрова, другой подкладывает их в костер”. С вертолетов космонавтам сбрасывали теплые вещи и продукты, но вытащить Беляева и Леонова из тайги не удавалось. Группа лыжников с врачом, высадившаяся в полутора километрах, добралась до них по снегу за четыре часа, но вывести из тайги не решилась. За спасение космонавтов развернулось настоящее соревнование. Служба полигона, подогреваемая Тюлиным и Королевым, выслала в Пермь свою спасательную экспедицию во главе с подполковником Беляевым и мастером нашего завода Лыгиным. Из Перми они на вертолете добрались до площадки в двух километрах от “Восхода-2″ и вскоре обнимались с космонавтами. Маршал Руденко запретил своей спасательной службе эвакуировать космонавтов с земли на зависающий вертолет. Они остались в тайге на вторую холодную ночевку, правда теперь у них была палатка, теплое меховое обмундирование и вдоволь продовольствия. Дело дошло до Брежнева. Его убедили, что подъем космонавтов в зависший у земли вертолет – дело опасное. Брежнев согласился и одобрил предложение вырубить поблизости деревья для подготовки посадочной площадки. Когда мы приземлились, нас нашли не сразу… Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали — и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была. 21 марта была подготовлена площадка для посадки вертолета. И в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета. И все же, несмотря на все проблемы, возникшие во время полета, это был первый, самый первый выход человека в космическое пространство. Вот как Алексей Леонов описывает свои впечатления: Я хочу вам сказать, что картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов чистой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня. В довершение картины представьте себе — на этом фоне я вижу наш советский корабль, озаренный ярким светом солнечных лучей. Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представлялось мне, как раскаленный огненный диск…

back-in-ussr.com

таким легенду космоса вы еще не видели

Советский космонавт Алексей Леонов первым в мире 18 марта 1965 года вышел с космического корабля «Восход-2» в открытый космос, где провел более 12 минут. «Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представилось мне, как раскаленный огненный диск. Чувствовалась бескрайность и легкость, было светло и хорошо», – рассказывал он 23 марта на Красной площади. Позади был полет в космос, преодоление нештатных ситуаций и двухдневное ожидание поискового отряда в холодной тайге. В одночасье СССР вырвался далеко вперед в космической гонке с США, двое членов экипажа – Алексей Леонов и Павел Беляев – стали героями советского Олимпа, символом его технической мощи.

Павел Беляев умер в 1970 году и похоронен на Новодевичьем кладбище. 81-летний Алексей Леонов продолжает жить и работать. В 51-ю годовщину первого выхода человека в открытый космос мы расскажем о пути уроженца села Листвянка Кемеровской области на вершину мировой космонавтики.

Фото: ИТАР-ТАСС

Семья Леоновых, фото сделано в Кемерово 1 января 1948 года. Будущий покоритель космоса – второй справа в среднем ряду.

Алексей Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Кемеровской области и был восьмым ребенком в семье (всего детей у Леоновых было девять). В Листвянку деда Алексея Архиповича сослали за участие в событиях 1905 года. Отец будущего космонавта был зоотехником, председателем сельсовета, а мать – учительницей. В 1937 году Архипа Леонова репрессировали, а все имущество конфисковали. После этого беременной матери и детям пришлось переехать в Кемерово к старшей дочери, жившей с мужем в 16-метровой комнате барака строителей ТЭЦ. В 1939 году отца реабилитировали, после его возвращения и рождения детей Александры семья увеличилась до восемнадцати человек. В 1947 году Леонова-старшего направили работать в Калининград, куда переехали мать с младшими детьми, в том числе и Алексеем. В этом городе до сих пор живут многие родственники космонавта.

Фото: ИТАР-ТАСС

Это фото было сделано 10 апреля 1952 года в средней школе №21 Калининграда во время занятия по химии. Леонов закончит школу в 53-м.

Одно из любимых увлечений Алексея Леонова – рисование. Задатки художника у него проявились довольно рано, и по окончании школы документы он подал в Рижскую академию художеств. Талантливого молодого человека зачислили на первый курс, когда он выяснил, что не имеет прав на общежитие. Пришлось искать другие варианты. Полное обеспечение предлагала 10-я Военная авиационная школа первоначального обучения летчиков в Кременчуге (центральная Украина), куда был объявлен комсомольский набор, и, не долго думая, Леонов поступил туда. Пройдя курс первоначальной подготовки, он был переведен в военное авиационное училище города Чугуева (Харьковская область).

Фото: ИТАР-ТАСС

13 марта 1956 года. Леонов – курсант Чугуевского военного авиационного училища летчиков (ВАУЛ). Обучение он закончит в 1957 году, после чего будет направлен для прохождения военной службы в гвардейский авиационный полк в Кременчуге.

Фото: ИТАР-ТАСС

В Кременчуге Алексей Архипович познакомился со Светланой Павловной Доценко, которая стала его женой через три дня. Супруги вместе до сих пор, Светлана Павловна работала редактором редакционно-издательского отдела Центра подготовки космонавтов (ЦПК), а ныне находится на пенсии. В браке родилось двое детей – Виктория и Оксана. Виктория, работавшая в Министерстве морского флота, умерла в возрасте 35 лет от гепатита, а Оксана работает переводчиком, имеет семью и детей. Сейчас ей 49 лет.

Фото: ИТАР-ТАСС

Пляжные фото сделаны 1 июля 1964 года во время отдыха на Черном море. На последней – Алексей Леонов и Павел Беляев.

Кстати, рисующим Алексей Архипович запечатлен очень на многих фотографиях, начиная со школьных времен. Периодически его работы, в том числе на тему космоса, можно увидеть на выставках:

Фото: Павел Балабанов, РИА Новости

В конце 1959 года Леонова перевели в авиаполк, дислоцированный в Германии, но через три месяца отозвали в Москву – он был отобран в состав первого отряда космонавтов. Об этом в 2015 году космонавт рассказывал в интервью актеру Евгению Миронову, играющему его в фильме «Время первых» (премьера картины намечена на 27 октября 2016 года):

«Главный конструктор Сергей Павлович Королев после запуска первого спутника 4 октября 1957 года приступил к разработке пилотируемого корабля. Он посчитал, что первые космонавты должны быть летчиками истребительной авиации. Такой летчик – и второй пилот, и штурман, и инженер, и стрелок, и радист. Требования были: не старше 30 лет, отличное здоровье, умение летать во всех условиях на самолетах МиГ – -15, -17, -19, -21. Из трех тысяч ребят отобрали 20. Нас испытывали центрифугой, высотой в 14 тысяч метров с одной лишь маской на лице. Проверяли интеллект, проводили исследования в камерах абсолютной тишины, воздействовали высокими температурами до +80 °С в течение четырех часов».

Фото: ИТАР-ТАСС

1 февраля 1965 года, в перерыве между занятиями у доски стоят летчики-космонавты СССР, слева направо – Павел Попович, Алексей Леонов, Юрий Гагарин, Павел Беляев, Валентина Терешкова, Андриян Николаев. С тех времен сохранилось много фотокарточек, запечатлевших вместе будущих первооткрывателей космоса.

На следующих фотографиях Беляев и Леонов занимаются физической подготовкой в Звездном городке. Март 1965-го, совсем скоро состоится легендарный полет...

Фото: ИТАР-ТАСС

День 18 марта 1965 года стал кульминационным для советско-американской космической гонки и жизни самого Алексея Леонова. В 10.00 по московскому времени с космодрома Байконур в Казахстане стартовала трехступенчатая ракета-носитель «Восход», которая вывела на орбиту космический корабль «Восход-2». Экипаж состоял из двух человек: командира корабля Павла Беляева и второго пилота Алексея Леонова. Уже в 11.34 по Москве Леонов, преодолев шлюзовую камеру, вышел в открытый космос – впервые в истории человечества. В это время Павел Беляев объявил на весь мир: «Внимание! Человек вышел в космическое пространство!» Видеокадры из космоса транслировались по всем каналам.

В открытом космосе космонавт пробыл чуть более 12 минут, максимально удалившись от корабля на расстояние пяти метров. Однако в ходе полета космонавты столкнулись с рядом серьезных проблем, преодолеть которые позволил высокий профессионализм экипажа. По словам Леонова, «серьезных нештатных ситуаций было семь, из них три или четыре были смертельными». Первая крупная проблема возникла из-за скафандра:

«На восьмой минуте выхода в открытый космос я почувствовал, что фаланги пальцев рук вышли из перчаток, да и ступни свободно болтались в сапогах, началась деформация скафандра. Я понимал, что не смогу войти в корабль при таком давлении. Без разрешения я сбросил давление, получил свободу, но не смог войти на борт ногами вперед, как положено. Скафандр увеличился в объеме, правая рука была занята кинокамерой, я не мог ее бросить – результат всей работы. Правой рукой бросил камеру 
в шлюз, ею же ухватился за леер (направляющие внутри 
шлюза) и решил идти головой вперед, а потом развернуться, чтобы закрыть люк. Это было невероятно тяжело, ведь в скафандре рост 1,9 метра, а шлюз в диаметре всего 1,2. Только представьте, как бы я начал докладывать по открытой связи на весь мир, что у меня проблемы. Я не хотел создавать суету и панику».

Фото: Николай Макаров, РИА Новости

После возвращения космонавта на корабль, в кабине начало стремительно расти парциальное давление кислорода – как выяснилось позже, Леонов задел оборудование шлангом от скафандра. Сложности возникли и при возвращении корабля – автоматическая система ориентации на Солнце не сработала и Павлу Беляеву пришлось вручную ориентировать корабль и включать тормозной двигатель. Кстати, эти манипуляции тоже выполнялись впервые в мире. Тем не менее корабль успешно приземлился в Пермской области в 30 км от города Березники. Суммарно полет продолжался 26 часов, 2 минуты и 17 секунд. На этом приключения не кончились:

«Когда мы приземлились, нас нашли не сразу. Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно шесть литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет».

Фото: ИТАР-ТАСС

18 марта 1965 года, люди на улицах Москвы рассматривают портреты экипажа «Восхода-2».

«Есть целая наука — психологическая совместимость. Если построить все экипажи по совместимости, «Восход-2» будет идеальным. Я ни минуты не сомневался в Паше. Ходили слухи о распоряжении Королева, что, если Леонов не войдет обратно в корабль, бросать его и возвращаться. Паша мне потом сказал, что скорее бы застрелился, чем вернулся один».

Фото: ИТАР-ТАСС

21 марта 1965 года, Казахская ССР. Беляев и Леонов по телефону разговаривают с Генсеком ЦК КПСС Леонидом Брежневым после успешного завершения полета.

Пару дней на отдых, и космонавты отправились в Москву. 23 марта 2016 года, с Мавзолея, Леонов произнес следующие слова:

«Я хочу вам сказать, что картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов густой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня. В довершение картины представьте себе — на этом фоне я вижу наш космический советский корабль, озаренный ярким светом солнечных лучей. Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представилось мне, как раскаленный огненный диск. Чувствовалась бескрайность и легкость, было светло и хорошо...»

Фото: ИТАР-ТАСС

После полета в космос на Беляева и Леонова обрушилась мировая слава, начались поездки по всему Советскому Союзу и зарубежью, речи, торжественные приемы, цветы, встречи с комсомольцами и лидерами стран-союзников СССР.

Никогда не догадались бы – на следующем фото вы видите Алексея Леонова и Юрия Гагарина. 12 апреля 1965 года, Звездный городок, костюмированное чествование новых космонавтов:

Фото: ИТАР-ТАСС

После выхода в космос Алексея Леонова включили в группу «лунной» программы, он должен был стать первым человеком, ступившим на поверхность спутника Земли. Однако американцы опередили СССР, и проект свернули. Затем космонавт окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского, в 1975 году был награжден за успешную стыковку кораблей в рамках программы «Союз–Аполлон». В 1991 году Алексей Архипович вышел на пенсию, живет в Москве, занимается научной деятельностью и продолжает рисовать.

Мария Аль-Сальхани

mir24.tv