Россия (атомный ледокол). Ледокол россия


Россия (атомный ледокол) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

А́томный ледоко́л Росси́я — российский атомный ледокол типа «Арктика» (проект 10521), заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде, спущен на воду 2 ноября 1983 года, принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 года, является четвёртым в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой.

История

«Ленин», «Клавдия Еланская» и «Россия» (на заднем плане) в плавучем доке в Мурманске

Построенное в Советском Союзе судно предназначено для эксплуатации в Северном Ледовитом океане. Судно может самостоятельно пройти тропики для работы в Антарктике, но тогда при пересечении тропиков температура в отдельных помещениях может подниматься выше 50 °C, что в свою очередь может быть губительным для отдельных механизмов судна. Так же потребуется снизить мощность установки до минимума.

В 1990 году впервые в истории арктических путешествий совершил круизный рейс для иностранных туристов на Северный полюс. В 2007 году обеспечил исследование континентального шельфа России на Северном полюсе с использованием глубоководных аппаратов «Мир» с борта судна Академик Фёдоров.

17 сентября 2011 года атомоход отправляется из Мурманска на Северный полюс с членами экспедиции «Арктика-2011» на борту.[1]

В марте-апреле 2012 года и феврале-апреле 2013 года ледокол работал в Финском заливе и обеспечивал проводку танкеров к порту Приморск.

Капитаны «России»:

  • Анатолий Алексеевич Ламехов (1984—2009), Герой Социалистического Труда
  • Валентин Сергеевич Давыдянц
  • Александр Михайлович Спирин (22 марта — 10 сентября 2000, 13 февраль 2006 — 1 октября 2013)
  • Олег Михайлович Щапин (2007 — настоящее время)

В настоящее время ледокол находится в отстое и начат процесс выгрузки отработанного топлива. По планам, утилизация состоится после 2017 года, вместе с атомными ледоколами «Арктика» и «Сибирь». Ледокол переведен в отстой по причине отсутствия ядерного топлива для очередной кампании и отказе в продлении моторесурса реактора.

Видео по теме

На борту

На ледоколе установлена спутниковая система связи, обеспечивающая навигацию, телефонную связь, факс и интернет (для служебного пользования). На судне имеется большая столовая, библиотека, салон отдыха, шахматный салон, кинозал на 100 мест, тренировочный зал, плавательный бассейн, сауна.

Основные технические характеристики

«Россия» в Мурманске
  • Длина наибольшая: 150 м
  • Ширина наибольшая: 30 м
  • Высота борта: 17,2 м
  • Водоизмещение: 22 920 т
  • Тип главной установки: атомная турбоэлектрическая
  • Мощность главной установки: 75 000 л. с.
  • Максимальная скорость хода на чистой воде: 20,8 узлов

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Россия (ледокол) Википедия

А́томный ледоко́л Росси́я — российский атомный ледокол типа «Арктика» (проект 10521), заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде, спущен на воду 2 ноября 1983 года, принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 года, является четвёртым в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой.

История

«Ленин», «Клавдия Еланская» и «Россия» (на заднем плане) в плавучем доке в Мурманске

Построенное в Советском Союзе судно предназначено для эксплуатации в Северном Ледовитом океане. Судно может самостоятельно пройти тропики для работы в Антарктике, но тогда при пересечении тропиков температура в отдельных помещениях может подниматься выше 50 °C, что в свою очередь может быть губительным для отдельных механизмов судна. Так же потребуется снизить мощность установки до минимума.

В 1990 году впервые в истории арктических путешествий совершил круизный рейс для иностранных туристов на Северный полюс. В 2007 году обеспечил исследование континентального шельфа России на Северном полюсе с использованием глубоководных аппаратов «Мир» с борта судна Академик Фёдоров.

17 сентября 2011 года атомоход отправляется из Мурманска на Северный полюс с членами экспедиции «Арктика-2011» на борту.[1]

В марте-апреле 2012 года и феврале-апреле 2013 года ледокол работал в Финском заливе и обеспечивал проводку танкеров к порту Приморск.

Капитаны «России»:

  • Анатолий Алексеевич Ламехов (1984—2009), Герой Социалистического Труда
  • Валентин Сергеевич Давыдянц
  • Александр Михайлович Спирин (22 марта — 10 сентября 2000, 13 февраль 2006 — 1 октября 2013)
  • Олег Михайлович Щапин (2007 — настоящее время)

В настоящее время ледокол находится в отстое и начат процесс выгрузки отработанного топлива. По планам, утилизация состоится после 2017 года, вместе с атомными ледоколами «Арктика» и «Сибирь». Ледокол переведен в отстой по причине отсутствия ядерного топлива для очередной кампании и отказе в продлении моторесурса реактора.

На борту

На ледоколе установлена спутниковая система связи, обеспечивающая навигацию, телефонную связь, факс и интернет (для служебного пользования). На судне имеется большая столовая, библиотека, салон отдыха, шахматный салон, кинозал на 100 мест, тренировочный зал, плавательный бассейн, сауна.

Основные технические характеристики

«Россия» в Мурманске
  • Длина наибольшая: 150 м
  • Ширина наибольшая: 30 м
  • Высота борта: 17,2 м
  • Водоизмещение: 22 920 т
  • Тип главной установки: атомная турбоэлектрическая
  • Мощность главной установки: 75 000 л. с.
  • Максимальная скорость хода на чистой воде: 20,8 узлов

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Россия (ледокол) Википедия

А́томный ледоко́л Росси́я — российский атомный ледокол типа «Арктика» (проект 10521), заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде, спущен на воду 2 ноября 1983 года, принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 года, является четвёртым в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой.

История[ | код]

«Ленин», «Клавдия Еланская» и «Россия» (на заднем плане) в плавучем доке в Мурманске

Построенное в Советском Союзе судно предназначено для эксплуатации в Северном Ледовитом океане. Судно может самостоятельно пройти тропики для работы в Антарктике, но тогда при пересечении тропиков температура в отдельных помещениях может подниматься выше 50 °C, что в свою очередь может быть губительным для отдельных механизмов судна. Так же потребуется снизить мощность установки до минимума.

В 1990 году впервые в истории арктических путешествий совершил круизный рейс для иностранных туристов на Северный полюс. В 2007 году обеспечил исследование континентального шельфа России на Северном полюсе с использованием глубоководных аппаратов «Мир» с борта судна Академик Фёдоров.

17 сентября 2011 года атомоход отправляется из Мурманска на Северный полюс с членами экспедиции «Арктика-2011» на борту.[1]

В марте-апреле 2012 года и феврале-апреле 2013 года ледокол работал в Финском заливе и обеспечивал проводку танкеров к порту Приморск.

Капитаны «России»:

  • Анатолий Алексеевич Ламехов (1984—2009), Герой Социалистического Труда
  • Валентин Сергеевич Давыдянц
  • Александр Михайлович Спирин (22 марта — 10 сентября 2000, 13 февраль 2006 — 1 октября 2013)
  • Олег Михайлович Щапин (2007 — настоящее время)

В настоящее время ледокол находится в отстое и начат процесс выгрузки отработанного топлива. По планам, утилизация состоится после 2017 года, вместе с атомными ледоколами «Арктика» и «Сибирь». Ледокол переведен в отстой по причине отсутствия ядерного топлива для очередной кампании и отказе в продл

ru-wiki.ru

Россия (атомный ледокол) — WiKi

  «Ленин», «Клавдия Еланская» и «Россия» (на заднем плане) в плавучем доке в Мурманске

Построенное в Советском Союзе судно предназначено для эксплуатации в Северном Ледовитом океане. Судно может самостоятельно пройти тропики для работы в Антарктике, но тогда при пересечении тропиков температура в отдельных помещениях может подниматься выше 50 °C, что в свою очередь может быть губительным для отдельных механизмов судна. Так же потребуется снизить мощность установки до минимума.

В 1990 году впервые в истории арктических путешествий совершил круизный рейс для иностранных туристов на Северный полюс. В 2007 году обеспечил исследование континентального шельфа России на Северном полюсе с использованием глубоководных аппаратов «Мир» с борта судна Академик Фёдоров.

17 сентября 2011 года атомоход отправляется из Мурманска на Северный полюс с членами экспедиции «Арктика-2011» на борту.[1]

В марте-апреле 2012 года и феврале-апреле 2013 года ледокол работал в Финском заливе и обеспечивал проводку танкеров к порту Приморск.

Капитаны «России»:

  • Анатолий Алексеевич Ламехов (1984—2009), Герой Социалистического Труда
  • Валентин Сергеевич Давыдянц
  • Александр Михайлович Спирин (22 марта — 10 сентября 2000, 13 февраль 2006 — 1 октября 2013)
  • Олег Михайлович Щапин (2007 — настоящее время)

В настоящее время ледокол находится в отстое и начат процесс выгрузки отработанного топлива. По планам, утилизация состоится после 2017 года, вместе с атомными ледоколами «Арктика» и «Сибирь». Ледокол переведен в отстой по причине отсутствия ядерного топлива для очередной кампании и отказе в продлении моторесурса реактора.

На ледоколе установлена спутниковая система связи, обеспечивающая навигацию, телефонную связь, факс и интернет (для служебного пользования). На судне имеется большая столовая, библиотека, салон отдыха, шахматный салон, кинозал на 100 мест, тренировочный зал, бассейн, сауна.

ru-wiki.org

Ледокол «Россия»

Сейчас безопасно подойти к Северному полюсу может только современный атомоход. Мирный атом теперь используется на морских просторах России, и стальные титаны движения пишут свою историю освоения Арктики.

Еще совсем недавно почти весь Северный Ледовитый океан считался труднодоступной территорией. До конца 50-х годов навигация на Северном морском пути продолжалась всего 2-3 летних месяца, а затем эти суровые места оказывались отрезанными от большой земли. Конец отчуждению положили атомоходы. Если дизельные ледоколы автономно ходят около месяца, то суда, приводимые в движение атомной энергией, могут неограниченно долго жить на морских просторах. Мировой рекорд работы энергетической установки гражданских судов поставил первый советский атомоход «Ленин». В 1978 году его реактор непрерывно отработал в Арктике 13 месяцев, и это было только начало его тридцатилетней биографии символа той героической эпохи.

На смену «Ленину» в 1975 году пришли ледоколы нового поколения. Этот тип судов был назван «Арктика». В отличие от предшественника этот тип судов может работать в Арктике не менее 5 лет. Сегодня Россия - единственная страна в мире, имеющая атомный ледокольный флот. За полвека в Северный Ледовитый океан вышли 10 гражданских судов с ядерными реакторами. Из арктической серии в разные годы на Северном Морском пути трудились ледоколы: «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал». Самый молодой и самый большой ледокол этого типа - атомоход «50 лет Победы». Он вошел в строй в 2007 году. Эти ледоколы фактически сделали Карское море и реку Енисей круглогодичными для навигации, что резко поменяло всю экономику и все представления о развитии в Карском море.

В конце 80-х для провода караванов в мелководных устьях северных рек начали использовать ледоколы с малой осадкой типа «Таймыр». Вторым судном из этой серии стал атомоход «Вайгач». Наконец в 1988 году в Северный Ледовитый океан вышел единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть», способный самостоятельно, без помощи ледоколов идти полярными маршрутами Арктики и одновременно перевозить более 1300 крупнотоннажных контейнеров.

Что же окунемся в жизнь атомохода «Россия». Начнем знакомство с капитанского мостика. Здесь понимаешь, насколько сложно и одновременно легко, почти мизинцем можно управлять этой махиной. Когда находишься на ходовом мостике атомного ледокола, вы не найдете привычного морского штурвала. Вместо него небольшое рулевое колесо. Капитан или старпом пользуются им редко. В основном здесь сидит вахтенный матрос. Легкое движение руки влево или вправо, и атомоход послушно меняет курс.

Ледокол - это особый тип судна. Мощность ядерного реактора изменяется медленно и для динамичного движения во льдах вперед или назад, используется уникальная система управления. При прохождении ледовых полей капитан сначала заказывает на центральном пульте управления нужную мощность реактора. После того, как реактор вышел на нужную мощность, капитан, или старпом с помощью специальных рычагов берут на себя управление гребными винтами ледокола. Привод винтов электрический, это обеспечивает высокую маневренность судна. С «полного переднего» на «полный задний» на 100 процентов мощности переключение происходит за 1-2 минуты.

С каждым выходом в Ледовитый океан почти сразу для ледокола «Россия» начинается серьезная работа - на его маршруте всегда лед. По сути, ледокол - это локомотив, а суда, идущие за ним вслед - вагоны, и двигается такой состав действительно небыстро. В ледовых торосах скорость от 3 до 10 узлов в час. Трудные участки приходится разбивать ударом. Для этого нужен быстрый реверс. Ледокол налетает на такой торос под углом 45 градусов, нос поднимается, надавливает корпусом на лёд, отходит, второй удар, и таким образом разбивается проход в торосе.

Наезжать на лёд атомному ледоколу «Россия» помогает специальная бочкообразная форма корпуса. Она позволяет легко подниматься из морской пучины. Сам корпус судна двойной и обладает повышенной прочностью, особенно форштевень - толщина стали в носовой части составляет около 5 см. Корпус-бочка спасает ледокол и в других критических ситуациях - если корабль застрянет, то его не раздавят ледяные тиски. Замерзая, судно просто приподнимется над ледяным панцирем. Несмотря на внешнюю неуклюжесть, атомоходы обладают повышенной маневренностью. Их возможности ярче всего проявляются именно в экстремальной ледовой обстановке.

Во время перехода ледоколам часто приходиться бывать на бескрайних ледовых просторах моря Лаптевых. В разгар зимы толщина льдов здесь может доходить до 10 метров. Но российские атомоходы сегодня достигают любой точки Северного Ледовитого океана благодаря опыту капитанов, помноженному на мощь ядерных энергетических установок кораблей.

Такие почти фантастические возможности дают атомоходу два ядерных реактора. На ледоколе «Россия» они дают мощность в 75000 л.с. Уровень излучения на судне приблизительно равен природному радиационному фону Арктики. Чтобы понять, куда девается радиация, заглянем внутрь самого реактора. Ядерные реакторы расположены в средней части ледокольного судна. Именно в этом месте минимальная качка и вибрация. Принцип действия ядерной энергетической установки похож на работу наземной атомной станции с водо-водяным реактором, только его габариты значительно меньше. Как и на суше, вода в первом контуре реактора под давлением разогревается до 320 градусов, её энергия в парогенераторах передаётся воде второго контура, которая превращается в пар. Далее всё как на обычной электростанции. Пар поступает на турбины, турбины вращают генераторы, а генераторы вырабатывают электроэнергию для трёх гребных электродвигателей и прочих нужд ледокола.

От внешнего мира реакторный отсек отгорожен герметичной бетонной капсулой метровой толщины. Сверху реактор накрыт многотонным стальным люком. Через него происходит замена ядерного топлива. За пределами оболочки, например на крышке реактора, радиационный фон близок к естественному уровню. У атомных ледоколов, как и у наземных АЭС те же рубежи защиты от радиации. Первый - это жаропрочные топливные таблетки. Второй - герметичные циркониевые оболочки топливных элементов. Третий - сама конструкция реактора. На атомоходах устанавливают только самые надежные реакторы водо-водяного типа. Корпусы ядерных реакторов сделаны из высокопрочной стали и рассчитаны на давление 250 атмосфер. В основу управления заложен принцип саморегулирования. Еще один рубеж безопасности - это корпус самого судна. Его многослойную структуру едва можно рассмотреть в темноте машинного зала. Корпус состоит из внешней и внутренней герметичных оболочек. Между ними достаточно большое расстояние и сюда может протиснуться человек. При повреждении внешней оболочки герметичность сохраняется, однако пробить сразу две стенки корпуса, практически невозможно. За время эксплуатации всех ледоколов России не было ни одного аварийного случая с атомными энергетическими установками. Они показали себя надежными и безопасными.

За переходами ледоколов России внимательно следят зарубежные спутники из космоса. Они фиксируют не только перемещение этих титанов на просторах Арктики, но и контролируют радиационную обстановку вокруг судов. После многолетних наблюдений у зарубежных специалистов сложилось своё мнение о ядерной и радиационной безопасности российского атомного флота. Надёжность и безопасность ледоколов России проверена временем и многочисленными зарубежными туристами, которые постоянно путешествуют к Северному полюсу. В дорогу они обязательно берут дозиметры и очень быстро убеждаются, что теперь штурм шапки мира - это не опасный рекорд, а безопасный аттракцион стоимостью 20 тысяч долларов.

За бортом минус 15 градусов и обжигающий ветер Восточносибирского моря, а в кают-компании ледокола «Россия» тепло и комфортно. Удивительно, но раньше дальность морских походов зависела даже не от количества топлива, а от количества продовольствия и запасов пресной воды. Ядерная энергия решила главную проблему мореходов всех времён благодаря атомному двигателю. Две вакуумные опреснительные установки ледокола «Россия» выдают в сутки 240 тонн пресной и питьевой воды. Сейчас уровень автономности ограничен запасом провизионных камер. Обычно экипаж атомохода составляет 105 человек, поэтому без подвоза провизии автономность может достигать до 1 года. Топливные ресурсы атомоходов открыли почти безграничные возможности для путешествий. По самым скромным подсчётам одной топливной заправки такому ледоколу как «Россия», хватит почти на 100 кругосветок.

Ледоколам России часто приходиться останавливается во льдах, однако риск оказаться в ледовом заточении у современных атомоходов минимальный. Свободу судну гарантирует специальная балластная система. Во время стоянки она плавно, едва заметно раскачивает корабль. Изначально эта система предназначена для стаскивания ледокола с льдины методом раскачивания. Чтобы лёд не намерзал на бортах, используется ещё одно ноу-хау - пневмообмыв. Вдоль корпуса ниже ватерлинии находится сеть мелких каналов, по которым постоянно подаются пузырьки воздуха. Этот слой пузырей, словно в гидромассажной ванне, отгоняет лёд от корпуса судна. К тому же на стоянке лёд вокруг ледокола подтаивает, ведь для охлаждения энергетический установки в 75000 л.с. необходимо ежечасно прокачивать 20 тысяч тонн забортной воды. Зарубежные туристы любят окунуться в эту купель прямо на Северном полюсе, предварительно интересуясь, не радиоактивна ли вода. Забортная вода непосредственно оборудование атомного реактора не охлаждает, а охлаждается через определённый промежуточный контур, который снабжен средствами радиометрического технологического контроля.

На борту каждого ледокола России имеется служба радиационной безопасности с постом радиационного контроля, который ведет учет состояния радиационного фона. На пульт поста круглосуточно стекается информация со всех датчиков излучения. На ледокольном судне их несколько сотен и установлены они как в отсеках с ядерным реактором, так и в кают-компании.

Пока ледоколы России бороздят просторы Северного Ледовитого океана в Санкт-Петербурге, строится первая плавучая атомная электростанция. Ядерные технологии российских атомоходов стали настолько безопасны, что теперь используются для получения дешевой электроэнергии. Первый плавучий атомный энергоблок получил имя «Академик Ломоносов». На его борту разместят два реактора, такие же, как на атомных ледоколах. Они смогут обеспечить теплом и электричеством целый город населением 100 тысяч человек. Планируется, что первая плавучая атомная электростанция комфортно разместится и будет в опытно-промышленную эксплуатацию на Камчатке в бухте Крашенинникова в 2014 году. Два водо-водяных реактора атомной электростанции «Академик Ломоносов» мощностью по 40 мегаватт каждый расположены почти в центре судна, а паровые турбины и электрогенератор - ближе к носу судна. Благодаря малой осадке судно встанет на стоянку прямо у пирса. В течение недели к нему подключат наземные электрические и теплосети, которые после запуска реакторы будут производить долгожданную энергию. Полной загрузки ядерного топлива системы должно хватить на 12 лет непрерывной работы.

Ледокольный флот России в ближайшие годы ждут революционные изменения, когда ледовый панцирь Северного морского пути начнет рассекать новейший ледокол России. Атомоход нового поколения станет универсальным. На морских трассах его осадка будет морской - 10,5 метров, а в устье рек и на мелководье ватерлиния окажется на отметке 8,5 метров. Такую универсальность обеспечит специальная балластная система, которая в течение нескольких минут сможет менять плавучесть и осадку ледокольного судна. Всего по новому проекту планируется построить четыре атомных ледокола.

Данные ледоколы смогут круглогодично работать по всей трассе Севморпути. Атомные реакторы нового поколения дадут возможность ледоколам работать без урановой подзарядки в полтора раза дольше - около 7 лет. Они значительно повысят не только мощность, но и маневренность ледокольного судна. Как говорят специалисты, теперь турбина будет вести реактор. Само ядерное сердце ледокола будущего по расчётам будет биться не менее 40 лет, а его радиационная безопасность станет ещё выше.

Работы универсальным ледоколам хватит на ближайшие несколько десятилетий. Освоение северных и труднодоступных территорий Заполярья продолжается. Без атомных ледоколов немыслимо освоение месторождений углеводородов Приразломная полуострова Ямал и Варандейского месторождения. Уже сейчас остро стоит проблема переброски нефти на большую землю из устья Енисея, из портов Белого моря, из Обской и Тазовской губы. Без атомного флота по-прежнему не обойдется Северный завоз и комбинат Норильский Никель.

Помимо этого Россия вынашивает ещё один смелый проект, но уже в планетарных масштабах - Северный морской путь рассматривается, как альтернатива Суэцкому и Панамскому каналам. Расчёт простой: переход из Атлантического океана в Тихий океан или обратно короче на 2000 морских миль. Время в пути сокращается как минимум на неделю. К тому же безопасность ледовых маршрутов несоизмеримо выше. Здесь не было и не будет пиратов. И задачей России смело показать всем, что водить крупнотоннажные суда по Северному морскому пути можно.

Без атомного флота невозможно сегодня работать в Арктике. Это гигантское преимущество и естественно нельзя на этом останавливаться, а стоит думать о новом поколении атомного флота и атомных ледоколов.

korabley.net

Россия (ледокол) - это... Что такое Россия (ледокол)?

 Россия (ледокол)

Россия (ледокол)

«Россия» Основная информация Параметры Технические данные
Тип Ледокол
Государство
Порт приписки Мурманск
Спущено на воду 2 ноября 1983
Тоннаж 22920 т
Длина 150 м
Ширина 30 м
Высота 17,2 м
Мощность 75 тыс. л.с.
Скорость 20,8 узлов

Атомный ледокол Россия — российский атомный ледокол типа «Арктика».

Судно было заложено 20 февраля 1981 г. а спущено на воду 2 ноября 1983 г. Ледокол принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 г.

Для охлаждения атомных реакторов он должен всегда находиться в холодной воде, поэтому не может пересечь тропики, чтобы работать в Южном полушарии.

На нём установлена спутниковая система связи, обеспечивающая навигацию, телефонную связь, факс и интернет. На судне имеется большая столовая, библиотека, салон отдыха, шахматный салон, кинозал на 100 мест, тренировочный зал, бассейн, сауна .

ТТХ

  • Длина наибольшая: 150 м
  • Ширина наибольшая: 30 м
  • Высота борта: 17,2 м
  • Водоизмещение: 22920 т.
  • Тип главной установки: атомная турбоэлектрическая
  • Мощность главной установки: 75000 л.с.
  • Максимальная скорость хода на чистой воде: 20,8 уз

Cсылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Россия (кинотеатр, Махачкала)
  • Россия (страна)

Смотреть что такое "Россия (ледокол)" в других словарях:

  • Россия (атомный ледокол) — «Россия» …   Википедия

  • ЛЕДОКОЛ — ЛЕДОКОЛ, судно, предназначенное для плавания во льдах и служащее для поддержания навигации в замерзающих водных бассейнах. Первый в мире ледокол современного типа пароход русского флота Пайлот (1864), первый арктический ледокол Ермак (построен в… …   Современная энциклопедия

  • ЛЕДОКОЛ — судно, прокладывающее путь другим судам в замерзающих бассейнах путем разрушения ледяного покрова и служащее для поддержания навигации. Первый ледокол пароход российского флота Пайлот (1864) с двигателем мощностью 44,2 кВт. Первый в мире… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ледокол — ЛЕДОКОЛ, судно, предназначенное для плавания во льдах и служащее для поддержания навигации в замерзающих водных бассейнах. Первый в мире ледокол современного типа пароход русского флота “Пайлот” (1864), первый арктический ледокол “Ермак”… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Ледокол — Атомный ледокол «Ямал» У этого термина существуют и другие значения, см. Ледокол (книга). Ледокол  самоходное специализированное судно, предназначенное для различных видов ледокольных операций с це …   Википедия

  • ледокол — а; м. Мощное судно, раскалывающее морской лёд, льдины своей тяжестью и предназначенное для плавания во льдах и проводки в них других судов. Плавание ледокола во льдах. Атомный л. На борту ледокола. ◁ Ледокольный, ая, ое. Л ые работы. Л. флот. Л… …   Энциклопедический словарь

  • ледокол — специальное вспомогательное судно, способное разрушать ледяной покров замерзающих рек, озёр, морей и океанов и обеспечивать проводку судов в ледовых условиях. Речные ледоколы используются в весенне осеннее время для поддержания в судоходном… …   Энциклопедия техники

  • Ледокол Вайгач — «Вайгач» Основная информация Тип атомный ледокол Государство Россия Порт приписки Мурманск …   Википедия

  • Ледокол Диксон — «Диксон» «Диксон» у портовой стенки морского речного вокзала города Архангельск …   Википедия

  • Ледокол (книга) — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. «Ледокол»  документально публицистическая книга Виктора Суворова), в которой утверждается, что …   Википедия

biograf.academic.ru

Атомные ледоколы России | lemur59.ru

1. Атомный ледокол — морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики.

2. За период 1959–1991 гг. в Советском Союзе было построено 8 атомных ледоколов и 1 атомный лихтеровоз — контейнеровоз.

В России за период с 1991 года и по настоящее время построены еще два атомных ледокола: «Ямал» (1993 г.) и «50 лет Победы» (2007 г.). Сейчас ведется строительство еще трех атомных ледоколов водоизмещением более 33 тыс тонн, ледопроходимость — почти три метра. Первый из них будет готов к 2017 году.

3. Всего на атомных ледоколах России, а также кораблях, находящихся на базе атомного флота Атомфлот работает более 1 100 человек.

«Советский Союз» (атомный ледокол класса «Арктика»)

4. Ледоколы класса «Арктика» — основа российского атомного ледокольного флота: 6 из 10 атомных ледоколов относятся к этому классу. Суда имеют двойной корпус, могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Эти корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях. Отчасти поэтому пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не входит.

Водоизмещение ледокола — 21 120 тонн, осадка — 11,0 м, максимальная скорость хода на чистой воде — 20,8 узлов.

5. Особенность конструкции ледокола «Советский Союз» состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй.

6. Отделение ГТГ (главных турбогенераторов). Атомный реактор нагревает воду, которая превращается в пар, который раскручивает турбины, которые возбуждают генераторы, которые вырабатывают электричество, которое поступает в электромоторы, которые крутят гребные винты.

7. ЦПУ (Центральный пост управления).

8. Управление ледоколом сосредоточено в двух основных командных постах: ходовой рубке и центральном посту управления энергетической установкой (ЦПУ). Из ходовой рубки производят общее руководство работой ледокола, а из ЦПУ — управление работой энергетической установки, механизмов и систем и контроль за их работой.

9. Надежность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем — за более чем 30-летнюю историю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой.

10. Кают-компания для питания командного состава. Столовая для рядового состава расположена палубой ниже. Рацион состоит из полноценного четырехразового питания.

11. «Советский Союз» введен в эксплуатацию в в 1989 году, при установленном сроке службы в 25 лет. В 2008 году Балтийский завод поставил для ледокола оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна. В настоящее время ледокол планируется к восстановлению, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ.

Атомный ледокол «Арктика»

12. Спущен на воду в 1975 году и считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина — 148 метров, а высота борта — более 17 метров. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету. «Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху.

13. Атомный ледокол «Арктика» прославился тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса. В настоящее время выведен из эксплуатации и ожидается решение по его утилизации.

«Вайгач»

14. Мелкосидящий атомный ледокол проекта «Таймыр». Отличительная черта данного проекта ледоколов — уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда следующие по Северному Морскому Пути с заходом в устья сибирских рек.

15. Капитанский мостик. Пульты дистанционного управления тремя гребными электродвиггателями, также на пульте расположены приборы контроля и за буксирным устройством, панель управления камерой наблюдения за буксиром, индикаторы лага, эхолотов,репитер гирокомпаса, УКВ-радиостанции, пульт управления стеклоочистительными щетками и прочее джойстик управления ксеноновым прожектиором 6 кВт.

16. Машинные телеграфы.

17. Основное применение «Вайгача» — сопровождение кораблей с металлом из Норильска и судов с лесом и рудой от Игарки до Диксона.

18. Главная силовая установка ледокола состоит из двух турбогенераторов, которые обеспечат на валах максимальную длительную мощность около 50 000 л. с., что позволит форсировать лед толщиной до двух метров. При толщине льда в 1,77 метров скорость ледокола составляет 2 узла.

19. Помещение среднего гребного вала.

20. Управление направления движения ледокола осуществляется с помощью электрогидравлической рулевой машины.

21. Бывший кинозал. Сейчас на ледоколе в каждой каюте есть телевизор с разводкой для трансляции судового видеоканала и спутникового телевидения. А кинозал используется для общесудовых собраний и культурно-массовых мероприятий.

22. Рабочий кабинет блочной каюты второго старпома. Длительность нахождения атомоходов в море зависит от количества запланированных работ, в среднем это составляет 2-3 месяца. Экипаж ледокола «Вайгач» состоит из 100 человек.

Атомный ледокол «Таймыр»

23.

24. Ледокол идентичен «Вайгачу». Был построен в конце 1980-х годов в Финляндии на судоверфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки по заказу Советского Союза. Однако оборудование (силовая установка и т др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, куда корпус ледокола был отбуксирован в 1988 году.

25. «Таймыр» в доке судоремонтного завода.

26. «Таймыр» ломает лед классически: мощный корпус наваливается на препятствие из замерзшей воды, разрушая ее собственным весом. За ледоколом образуется канал, по которому могут двигаться обычные морские суда.

27. Для улучшения ледопроходимости «Таймыр» оборудован системой пневмообмыва, которая препятствует облипанию корпуса битым льдом и снегом. Если прокладка канала тормозится из-за толстого льда, в дело вступают дифферентная и креновая системы, которые состоят из цистерн и насосов. Благодаря этим системам ледокол может крениться то на один борт, то на другой, поднимать выше нос или корму. От подобных движений корпуса окружающее ледокол ледовое поле дробится, позволяя двигаться дальше.

28. Для окраски наружных конструкций, палуб и переборок используются импортные двухкомпонентные эмали на акрилловой основе повышенной стойкости к атмосферным воздействиям, устойчивые к истиранию и ударным нагрузкам. Краска кладется на три слоя: один слой грунта и два слоя эмали.

29. Скорость хода такого ледокола составляет 18,5 узлов (33,3 км/ч).

30. Ремонт винто-рулевого комплекса.

31. Установка лопасти.

32. Болты крепления лопасти к ступице гребного винта, каждая из четырех лопастей крепится девятью болтами.

33. Практически все суда ледокольного флота России оснащены гребными винтами, изготовленными на заводе «Звездочка».

Атомный ледокол «Ленин»

34. Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями стали высокий уровень автономности и мощность. На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

35. Ледокол «Ленин» проработал 31 год и в 1990 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

36. Отсек в котором находились две атомные установки. Внутрь заходили двое дозиметристов, измерявших уровень радиации и контролировавших работу реактора.

Существует мнение, что именно благодаря «Ленину» закрепилось выражение «мирный атом». Ледокол строился в самый разгар «холодной войны», но имел абсолютно мирные цели — развитие Северного морского пути и провод гражданских судов.

37. Ходовая рубка.

38. Парадная лестница.

39. Одни из капитанов АЛ «Ленин», Павел Акимович Пономарев, ранее был капитаном «Ермака» (1928—1932) — первого в мире ледокола арктического класса.

В качестве бонуса пара фотографий Мурманска...

40. Мурманск — крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Он находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря.

41. Основой экономики города является Мурманский морской порт — один из крупнейших незамерзающих портов в России. Мурманский порт является портом приписки барка «Седов», самого большого парусника в мире.

42. Панорама Мурманска.

lemur59.ru