Известный российский мореплаватель Лазарев Михаил Петрович: биография, деятельность и интересные факты. Лазарев что открыл


Лазарев Михаил Петрович — крупнейший деятель Военно-Морского флота России первой половины XIX века, открывший Антарктиду.

Лазарев Михаил Петрович
Годы жизни 1788 - 1851
Место рождения Владимир, Российская империя
Гражданство Россия

Вершина карьеры

АдмиралГенерал-адъютант

Награды

  • Орден Святого Георгия 4 степени
  • Орден Святого Владимира 1 степени
  • Орден Святого Александра Невского
  • Орден Белого орла (Российская империя)
  • Орден Бани
  • Военный орден Святого Людовика
Лазарев Михаил Петрович (1788-1851) - Крупнейший деятель Военно-Морского флота России первой половины XIX века, ученый-мореплаватель,знаменитый русский флотоводец. В 1819-1821 гг. совершил кругосветное путешествие, во время которого был открыт шестой материк света - Антарктида. В 1832 году стал начальником штаба Черноморского флота Российской Империи. За вклад в развитие русского флота был произведен в адмиралы и награжден высшими государственными наградами.

Биография

Михаил Петрович Лазарев родился во Владимирской губернии 14 ноября 1788 г. Сын правителя Владимирского наместничества дворянина Петра Гавриловича Лазарева (впоследствии сенатор, тайный советник), брат вице-адмирала Андрея П.Лазарева (старший) и контр-адмирала Алексея П.Лазарева (младший). Мать их — Анна Андреевна Якоби.

В январе 1800 г. умер отец братьев Лазаревых и уже отношением генерал-адъютанта Х. А. Ливена от 6 февраля этого же года братья были определены в Морской кадетский корпус.

20 февраля 1800 г. братья были зачислены в корпус рядовыми кадетами, где они и получили образование. Способности Лазарева 2-го (Михаила) и живой интерес ко всему, что относилось к военно-морскому делу, сразу привлекли внимание командования корпуса.

3 июня 1803 г. М.Лазарев был произведен в гардемарины, а 7 июня того же года после прохождения практики на корабле «Ярослав» был отправлен, вместе с 30 другими лучшими воспитанниками корпуса, волонтером в английский флот (ему было 15 лет).

8 января 1806 г. М.Лазарев был произведен в мичманы английского флота. Пять лет непрерывного плавания на его судах в Северном и Средиземном морях, в Атлантическом, а на судах Ост-Индийской компании в Индийском и Тихом океанах были для Михаила Петровича отличной морской школой.

В мае 1808 г. был произведен в мичманы — первое офицерское звание.

6 июня 1808 г. М.Лазарев был приведен к присяге как офицер, исключен из списков корпуса и направлен в 20-летнем возрасте для дальнейшего прохождения службы на Балтийский флот.

Первая русская антарктическая экспедиция

Карта маршрута экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева вокруг Антарктиды

В 1819 г. под руководством капитан 2 ранга Ф. Ф. Беллингсгаузена, была снаряжена с научной целью экспедиция для исследования вод Южного Ледовитого океана. В ее состав вошли шлюпы «Восток», под командой Ф.Беллингсгаузена, и «Мирный», под командой М.Лазарева (назначен командиром был 27 марта 1819 г.).

Экспедиция вышла из Кронштадта 15 июля 1819 г. и благополучно возвратилась 5 августа 1821 г., совершив свыше 49500 миль плавания и пробыв в походе 751 день из них 527 под парусами. Плавание проходило в тяжелых полярных условиях: среди ледяных гор, при частых штормах. Экспедиция побывала в водах, еще никем не посещенных, и довольно долго после нее ни одно судно не приближалось так близко к южному полюсу, как русские шлюпы «Восток» и «Мирный».

28 января 1820 г. шлюпы «Восток» и «Мирный», несмотря на тяжелую ледовую обстановку, подошли первый раз к Антарктиде. Этот день считается днем открытия Антарктиды. Русские моряки первыми в мире открыли новую часть света Антарктиду, опровергнув мнение английского путешественника Джеймса Кука, утверждавшего, что в южных широтах нет никакого материка, а если он и существует, то только близ полюса, в недоступном для плавания районе. Через неделю экспедиция достигла Южно-Шетландских островов. Русские мореплаватели, пройдя вдоль всего южного побережья Южной Шетландии, доказали, что она состоит из гряды высоких каменистых островов, покрытых вечным снегом. 5 августа 1821 г. М.Лазарев вернулся в Кронштадт из своего второго кругосветного плавания, завершившегося открытием шестой части света — Антарктиды. По возвращении М.Лазарев 17 августа 1821 г. был произведен через чин в капитаны 2 ранга и, кроме того, ему была сохранена пенсия в качестве добавочного денежного оклада по чину лейтенанта, в каком он был в плавании.

Плавание «Востока» и «Мирного» является замечательным вкладом в историю географических открытий. За Россией был закреплен приоритет в открытии ряда земель Антарктики.

Командование фрегатом «Крейсер»

В 1822 году марта М.Лазарев был назначен командиром фрегата «Крейсер». 29 августа 1822 г. фрегат «Крейсер» отправился в третье кругосветное плавание к берегам Северной Америки для охраны территориальных вод от хищнического промысла и борьбы с контрабандной торговлей. В этом плавни участвовал и его брат капитан-лейтенант Андрей Лазарев, командуя шлюпом «Ладога». Из этого плавания М.Лазарев благополучно возвратился 17 августа 1825 г. По возвращении он был произведен 13 сентября 1825 г. в чин капитана 1 ранга, награжден орденом Владимира 3 ст. и за ним сохранено, в прибавку к жалованью, жалованье по чину капитана 2-го ранга в каком он совершил плавание.

Командование Черноморским флотом

74-пушечный линейный корабль «Азов» — первый корабль, получивший Георгиевский флаг.

В 1826 г. Михаила Петровича назначили командиром 12-го флотского экипажа и строящегося в Архангельске нового линейного 74-х пушечного корабля «Азов».

В 1827 г. командир «Азова» Лазарев был назначен по совместительству начальником штаба эскадры, снаряжавшейся для похода в Средиземное море.

В период с 20 августа по 18 октября отдельная эскадра (в том числе и «Азов») под командованием контр-адмирала Л. П. Гейдена, выделенная для поддержки национально-освободительного движения греков, совершила переход по маршруту: Портсмут — Палермо — Мессина — остров Занте — Наваринская бухта.

20 октября 1827 г. произошел знаменитый Наваринский бой, в котором участвовали русская, английская и французская эскадры. Но русские вынесли на себе всю тяжесть боя и сыграли главную роль в разгроме турецко-египетского флота. Противник потерял линейный корабль, 13 фрегатов, 17 корветов, 4 брига, 5 брандеров и другие суда. «Азов», которым командовал Лазарев, находился в центре изогнутой боевой линии из четырех линейных кораблей. И именно сюда турки направили свой главный удар. Линейному кораблю «Азов» пришлось вести бой одновременно с пятью вражескими кораблями, все они были уничтожены метким огнем артиллерии «Азова». За Наваринский бой линейный корабль «Азов» и 12-й флотский экипаж удостоились высшей награды — кормового георгиевского флага. М.Лазарев 22 декабря 1827 г. был произведен в контр- адмиралы за «отличие».

В 1831—1832 гг. М.Лазарев принял самое деятельное участие в работах комитета образования флота по исправлению штатов вооружения и запасов военных судов и по выработке нового положения об управлении Черноморским флотом. Он лично внес целый ряд предложений по улучшению кораблестроения и вооружения судов.

С 22 мая по 14 сентября 1831 г. М.Лазарев командовал отрядом судов, крейсировавших в Ботническом заливе с целью охраны финляндского побережья от иностранной военной контрабанды.

С октября 1831 г. по июнь 1832 г. Михаил Лазарев председательствовал в Комиссии по исправлению штатов по вооружению и запасу военных судов. 17 февраля 1832 г. его назначили начальником штаба Черноморского флота, а в следующем году — его командующим. Утвержден в этой должности Михаил Петрович был 12 января 1835 г., и был Командующим Черноморского флота флота в течение 18 лет.

Титульная страница «Атласа Черного моря».

М.Лазарев первый организовал двухлетнюю экспедицию фрегата «Скорый» и тендера «Поспешный» с целью описи Черного моря, следствием которой было издание первой лоции Черного моря. В октябре 1842 г. была завершена работа по составлению и изданию «Атласа Черного и Азовского морей».

22 октября 1843 г. Михаил Петрович «за отличие» был произведен в адмиралы. Под его руководством парусный Черноморский флот стал лучшим в России. Были достигнуты серьезные успехи в кораблестроении. Лазарев лично следил за постройкой каждого нового большого корабля.

При Лазареве число кораблей Черноморского флота было доведено до полного штатного комплекта (15 линейных кораблей, 7 фрегатов и соответствующее количество пароходов и мелких судов). Была значительно усовершенствована артиллерия. В Николаеве с учетом всех достижений техники того времени было построено адмиралтейство; началась постройка адмиралтейства под Новороссийском.

Под личным наблюдением Лазарева были составлены планы и подготовлена местность для строительства адмиралтейства в Севастополе и построены доки. В заново реорганизованном по его указаниям Гидрографическом депо было напечатано много карт, лоций, положений, руководств и издан подробный атлас Черного моря. В депо печатались также книги по военно-морским вопросам.

Последние годы жизни

В 1843 г. Лазарев почувствовал первые признаки серьезной болезни, но не обратил на них никакого внимания. Болезнь стала быстро усиливаться, а Лазарев все не хотел покидать любимого ему дела. Наконец, к началу 1851 г. рак желудка, которым страдал Лазарев, развился до такой степени, что адмирал почти не мог принимать никакой пищи. Лазарев сдал управление флотом и уехал в Вену, где и умер 23 апреля 1851 г., ни разу не обнаружив никаким знаком своих ужасных страданий.

Усыпальница М. П. Лазарева, П. С. Нахимова, В. А. Корнилова и В. И. Истомина. Владимирский собор.

Прах его был перевезен в Россию и предан земле в Севастополе во Владимирском соборе. В цокольном помещении этого Собора в виде креста головами к центру креста похоронены М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов и В. И. Истомин, все трое его ученики.

В 1867 г. в этом городе, тогда еще лежавшем в развалинах после Крымской войны 1853—1856 гг., состоялось торжественное открытие памятника Лазареву. На открытии этом Свиты Его Величества контр- адмирал И. А. Шестаков сказал блестящую речь, в которой живо очертил заслуги знаменитого адмирала по созданию русского флота и высоких качеств русских моряков.

Увековечивание памяти

Санкт-Петербургское морское собрание в память о замечательном русском адмирале М. П. Лазареве в 1995 г. учредило серебряную медаль, которой награждаются работники морского, речного и рыбопромыслового флота, учебных заведений, научно-исследовательских институтов и других флотских организаций, внесших большой вклад в дело развития флота, совершившие знаменательные плавания, а также принимающие значительное участие в деле создания техники для флота и награжденные ранее Золотым нагрудным знаком Морского собрания. Русский народ с любовью хранит память о выдающемся русском адмирале, заслуженно ставя его в ряд лучших флотоводцев нашей Родины. 24 октября 2008 г. в Доме ученых Российской академии наук по инициативе военно-исторической секции прошел круглый стол на тему: «Адмирал Лазарев - активный строитель Черноморского флота. История и современность».

Ссылки

Галерея изображения

  • Фрегат "Крейсер" 1822-1825 гг.

  • Шлюп "Мирный" и его командир лейтенант М.П. Лазарев

  • "Первая русская антарктическая экспедиция" Монета ЦБ РФ

  • Портрет Лазарева работы Айвазовского

  • Наваринский бой 8 октября 1827г.

  • Бюст М.П. Лазарева в Севастополе

wiki.wargaming.net

биография, деятельность и интересные факты

Что открыл мореплаватель Лазарев Михаил Петрович? Он подарил миру Антарктиду. Михаил Петрович был командиром знаменитого Черноморского флота и просто смельчаком. Он настолько уважаемый флотоводец, что советская власть создала почтовые марки в его честь. Путешественник по натуре, совершивший кругосветное путешествие на фрегате «Суворов».

Рождение великого флотоводца и мореплавателя

Родился мореплаватель Лазарев, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, в городе Владимире. Отец, Лазарев Петр Гаврилович, являлся сенатором, был из дворян. Точная дата рождения неизвестна, указываются разные дни между 3 и 14 ноября 1788 года.

Семья Лазаревых

Отец, Петр Гаврилович, подарил русскому флотоводству чудесных моряков. Старший сын – вице-адмирал Андрей Петрович Лазарев, младший – контр-адмирал Алексей Петрович Лазарев. В 1800 году умирает отец, предварительно распорядившись о сдаче сыновей в морской кадетский корпус.

лазарев мореплаватель

Первая служба

В том же году братьев приняли в корпус и присвоили звание рядовых. В морском кадетском корпусе они получили свое первое образование. Высшее руководство заинтересовал один из братьев – Михаил. Он проявлял интерес ко всему, что было связано с морским делом, вникал в суть процесса и подавал надежды.

Через три года 3 июня Михаила Лазарева произвели в гардемарины, что было чуть выше рядового, но ниже офицера. Он набирал флотоводческий опыт на корабле «Ярославль». После чего был отправлен в качестве добровольца на службу в английский флот.

Служба мореплавателя Лазарева на английском флоте. Первое повышение

В гардемаринах Михаил задерживаться не собирался. В 1806 году 8 января английское морское командование повысило его до мичмана. Плавание на иностранном судне предоставило Лазареву путь в большое море. Он побывал в Северном и Средиземном морях, плавал в Тихом океане. Благодаря этому, получил бесценный опыт и знания.

русский мореплаватель лазарев

Возвращение на родину. Служба на Балтийском флоте

На службе на Балтийском флоте русский мореплаватель М.П. Лазарев находился с 1808 по 18013 год. Служба для Михаила была не обыденной, а наполненной событиями. В 1808 году началась русско-шведская война, где он принимал участие в качестве офицера на корабле. В 1812 году отстаивал Балтийское море в Отечественной войне.

Фрегат «Суворов» и кругосветное путешествие

Биография мореплавателя Лазарева содержит сведения, что после долго морского пути, богатого флотоводского опыта, двух войн и карьерного подъема ему достается фрегат «Суворов», которому предстоит кругосветное плавание.

Фрегат «Суворов» был построен на деньги Американско-Российской компании, которую создали промышленники из России. Для компании было важно организовать перманентные поставки из русской Аляски в Петербург. Для поиска подходящего морского пути и был создан «Суворов».

Все подготовительные мероприятия закончили в октябре 1813 года, и корабль отправился в путешествие. Плаванье началось с вязкого тумана и порывистых ветров, от которых корабль укрывался в гавани Карлскруна (Швеция). На пути встречались военные корабли Франции и Дании, агрессивно настроенные против русских кораблей. Но Лазарев умело избежал столкновения с ними и без повреждений проплыл до Ла-Манша.

В Сиднее «Суворова» встретили залпом артиллерийских орудий. Конечно, стреляли не в судно. Таким нестандартным образом английская колония Новый Южный Уэльс встретила русский корабль, поздравляя с совместной победой над французами и их союзниками.

Отплыв от берегов Австралии, «Суворов» направился к востоку Тихого океана. Приближаясь к экватору, 28 сентября команда увидела вдали точку, которая планомерно приобретала очертания суши. Посмотрев на карту, русский мореплаватель Лазарев Михаил Петрович не заметил никаких островов. Когда подплыли ближе, с «Суворова» выплыла шлюпка, которая исследовала затерянный остров. При обследовании выяснилось, что островов несколько и все они коралловые. Большая часть их поверхности была покрыта кустарниками и деревьями. Группа островов, открытая Лазаревым, была названа в честь русского полководца Суворова.

Фрегат пересек экватор 10 октября и направился на север. В ноябре «Суворов» подплыл к Русской Америке в порт Ново-Архангельска. Здесь его встретил представитель управления Американо-Российской компании Баронов А.А, который поблагодарил Лазарева за доставленный в целости и сохранности груз.

мореплаватели лазарев и беллинсгаузен

Путь «Суворова» и команды на родину

После зимовки в порту Ново-Архгельска фрегат нагрузили различным скарбом и продовольствием. По окончании снабжения и проверки целостности корабля, «Суворов» взял курс на острова Аулетской группы. Прибыв на остров Уналашка, команда выгрузила вверенный груз и загрузила в бортовое хранилище пушнину.

Предоставленный товар надо было доставить в Кронштадт, где выгрузиться. Однако перед этим «Суворов» должен был вернуться в Ново-Архагельск.

Возвращение домой

В июле «Суворов» отплыл от берегов Аляски. Путь его лежал в Кронштадт. Для урегулирования некоторых вопросов, связанных с Русско-Американской компанией, Лазарев остановился в порту Кальян. В перуанском порту Лазарев Михаил Петрович остановился на три месяца.

После отплытия погода команду корабля не радовала, в проливе Дрейка начался шторм, в котором они проплывали. Корабль получил повреждения и вынужден был остановиться на острове Фернанду-ди-Норонья. После ремонта «Суворов» отплыл с острова и отправился в Кронштадт.

лазарев мореплаватель биография

Первая Антарктическая экспедиция русских

Капитан второго ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1819 году служили вместе на кораблях «Мирный» и «Восток». Экспедицию двух мореплавателей снарядили для изучения Южного Ледовитого океана.

Из Кронштадта корабли вместе с капитанами вышли 15 июля 1819 года. Ледяное северное море приносило беды команде, кораблям старого образца было тяжело передвигаться среди исполинских ледяных глыб и мощных штормов.

Корабль «Мирный» был построен русскими инженерами. От «Востока» он отличался большей прочностью. Как ни старался Лазарев улучшить характеристики британского «Востока», до уровня «Мирного» он их довести не смог.

Русские корабли «Восток» и «Мирный» были первопроходцами. Они настолько близко подошли к Южному полюсу, что долгое время их успех не могли повторить другие корабельные команды.

К Антарктиде «Восток» и «Мирный» подошли 28 января 1820 года. Официально этот день признан днем открытия русскими Антарктиды. Таким образом, Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев вместе со своими матросами опровергли утверждение Джеймса Кука. Он говорил, что нет никакого материка в южных широтах, а если и есть, то добраться туда невозможно.

русский мореплаватель м п лазарев

Возвращение экспедиции

Поход «Востока» и «Мирного» за новой частью света увенчался успехом. Имена капитанов на веки запечатлены в истории русского мореплавания. Мировое сообщество признало открытие Россией Антарктики.

В Кронштадт мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев вернулись 5 августа 1821 года. Михаила Петровича за участие в экспедиции возвели в чин капитана второго ранга. Помимо этого, оставили ему пенсию, как дополнительную награду.

Интересный факт: Лазарев был повышен через одно звание, по карьерной лестнице он прошел, минуя чин капитан-лейтенанта.

мореплаватель лазарев что открыл

Фрегат «Крейсер» и новый командир

Многоопытный командир Михаил Петрович Лазарев получил командование над фрегатом «Крейсер» в 1822 году 29 августа. Мореплаватель отправился в кругосветное путешествие в третий раз. На этот раз его путь лежал в Северную Америку. Командование поставило ему задачу: охранять воды от нечестивых контрабандистов. Боевую задачу он выполнял вместе со своим старшим братом Андреем.

Нарастало напряжение в северной части Русской Америки. Из подполья вышли банды контрабандистов американского и английского происхождения. В порту Ново-Архангельска стоял единственный военный корабль, который не мог обеспечить должную защиту территориальных вод. Для охраны вод были направлены два корабля: фрегат «Крейсер» под руководством Михаила и шлюп «Ладога» под командованием Андрея.

Не везло Лазареву Михаилу Петровичу на погоду. Как только он покинул кронштадтский рейд, начался мощнейший шторм, который стал причиной остановки фрегата в Портсмуте. Погодные условия в дальнейшем стали причиной еще некоторых остановок.

По причине штормов два корабля разошлись. «Крейсер» и «Ладога» нашли друг друга у берегов Таити. Дальше их пути разошлись. «Ладога» помчалась к Камчатке, а «Крейсер» поплыл в Сибирь, где нес военную службу.

Охрана территориальных вод Русской Америки

«Крейсер» чуть меньше года проводил рейды у берегов Русской Америки. Успешно справлялся с контрабандистами. Пост сдал в 1824 году шлюпу «Предприятие», которым командовал капитан-лейтенант О. Е. Коцеба.

И вновь непогода. Стоило выйти «Крейсеру» в море, как начался ураган. Несмотря на это, корабль дошел до Сан-Франциско, выдержав шторм. Уже в 1825 году 6 августа «Крейсер» прибыл в Кронштадт.

Как обычно, Лазарева наградили и повысили до капитана первого ранга. Михаил Петрович не забывал про отважную команду, с которой провел два года в море и прошел через несколько штормов. Лично просил о наградах для всей команды, даже для рядовых матросов.

Первые признаки болезни

Многие выдающиеся люди подвержены болезням и ранней смерти. Участь не обошла и Михаила Петровича Лазарева. На самочувствие он пожаловался в 1843 году. Первые симптомы проявились, однако он не придал им большого значения. Настолько любил собственную работу, что не хотел покидать свой пост из-за какой-то болезни.

В начале 1851 года заболевание обострилось и дало о себе знать. Участь больного раком желудка обрекала Михаила Петровича на быструю смерть. Свой недуг адмирал русского флота довел до такой степени, что не смог нормально питаться.

Смерть

Из-за болезни Михаил Петрович Лазарев передал управлением флотом в руки Владимира Алексеевича Корнилова. Сам он направился в Вену, где планировал провести последний год жизни. Никому из своих близких не показывал свои страдания, потому что человеком был мужественным. Умер великий русский мореплаватель Михаил Петрович Лазарев в Вене 23 апреля 1851 года.

Место захоронения

Похоронили великого русского флотоводца Михаила Петровича в общей усыпальнице вместе со своими учениками П. С. Нахимовым, В. А. Корниловым и В. И. Истоминым. Их прах хранится во Владимирском соборе, который посещал В. В. Путин, дабы отдать честь памяти флотоводцев.

мореплаватель лазарев на английском

В память о Лазареве

В честь Михаила Петровича учредили специальную серебряную медаль. Ей награждали выдающихся специалистов в морском деле.

fb.ru

Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев. История открытия Антарктиды

Кто из путешественников открыл Антарктиду? Ответ вы узнаете из этой статьи. Достоверное, окончательное ее открытие произошло в 1820 году. Именно этим годом начинается история Антарктиды. Сначала люди могли только предполагать, что этот материк существует.

Антарктида - наиболее высокий на Земле континент. Более 2 тыс. метров составляет средняя высота поверхности над уровнем моря Антарктиды. Четырех тысяч метров достигает она в центре материка.

Прежде чем рассказать о том, кто из путешественников открыл Антарктиду, скажем пару слов о мореплавателях, которые вплотную приблизились к этому великому открытию.

в каком году открыли антарктиду

Первые догадки о существовании материка

У участников экспедиции, осуществленной Португалией в 1501-1502 годах, возникли первые догадки. Америго Веспуччи принял участие в этом плавании. Этот флорентийский путешественник, благодаря весьма причудливому стечению различных обстоятельств, дал свое имя названию двух огромных материков. Однако вышеупомянутой экспедиции не удалось продвинуться дальше о. Южная Геогрия, который находится довольно далеко от Антарктиды. Веспуччи свидетельствовал о том, что холод был настолько силен, что путешественники не могли его переносить.

Издавна манила людей Антарктида. Путешественники предполагали, что здесь находится огромный материк. Джеймс Кук проник раньше других в антарктические воды. Он развенчал существовавший миф о том, что здесь расположена Неведомая Южная Земля огромных размеров. Однако этот мореплаватель вынужден был лишь предполагать, что возле полюса может находиться континент. Он считал, что его наличие доказывает множество ледяных островов, а также плавающих льдов.

Лазарев и Беллинсгаузен

Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели из России. Навсегда были вписаны два имени в историю географических открытий. Это Ф.Ф. Беллинсгаузен (годы жизни - 1778-1852) и М.П. Лазарев (1788-1851).

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен появился на свет в 1778 году. Он родился на расположенном в Балтийском море острове Сааремаа, принадлежащим сегодня Эстонии. Учился мореплаватель в Морском кадетском корпусе.

антарктида была открыта экспедицией которую возглавляли мореплаватели

Беллинсгаузен мечтал с раннего детства о морских просторах. Он писал, что родился среди моря, поэтому, как рыба без воды, не может жить без него. Фаддей Фаддеевич в 1803-1806 годах принял участие в путешествии (первом кругосветном, совершенном русскими моряками) на корабле "Надежда", руководил которым Иван Крузенштерн.

Лазарев был на 10 лет моложе. Он совершил 3 кругосветных путешествия за свою жизнь. Мореплаватель участвовал в 1827 году в Наваринском морском сражении, после чего в течение почти двадцати лет был командиром Черноморского флота. Среди учеников его были такие выдающиеся флотоводцы России, как Владимир Истомин, Павел Нахимов, Владимир Корнилов.

"Восток" и "Мирный"

Лазарева и Беллинсгаузена судьба свела в 1819 году. Тогда Морское министерство хотело снарядить экспедицию к Южному полушарию. Нелегкое путешествие предстояло осуществить двум кораблям, хорошо оборудованным. Командиром шлюпа "Восток" был назначен Беллинсгаузен. Лазарев руководил "Мирным". В честь этих кораблей много десятилетий спустя названы будут первые антарктические станции СССР.

Первые открытия

Экспедиция в 1819 году, 16 июля, начала плавание. Кратко следующим образом формулировалась ее цель: открытия вблизи Антарктического полюса. Предписывалось мореплавателям исследовать Землю Сандвича (сегодня это Южные Сандвичевы острова, которые некогда были обнаружены Куком), а также Южную Георгию, после чего изыскания продолжать до отдаленной широты, которую только можно будет достигнуть.

кто из путешественников открыл антарктиду

Удача сопутствовала "Мирному" и "Востоку". Был описан подробно остров Южная Георгия. Мореплаватели установили, что Земля Сандвича является целым архипелагом. Островом Кука Беллинсгаузен назвал самый большой остров этого архипелага. Оказались выполнены первые предписания полученной инструкции.

Открытие Антарктиды

На горизонте уже виднелись ледяные просторы. Корабли продолжили путь вдоль их кромки с запада на восток. В 1820 году, 27 января, экспедиция пересекла Южный полярный круг. А уже на следующий день ее участники вплотную подошли к Антарктическому материку, его ледяному барьеру. Лишь более чем 100 лет спустя эти места посетили вновь. На сей раз это были норвежские исследователи Антарктиды. Они дали им название Берег Принцессы Марты.

Беллинсгаузен 28 января записал в своем дневнике, что, продолжив двигаться на юг, экспедиция обнаружила в полдень льды, которые сквозь шедший снег представлялись в виде белых облаков. Мореплаватели, пройдя на юго-восток еще две мили, оказались уже "в сплошных льдах". Огромное поле, усеянное буграми, простиралось вокруг. Так Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев.

антарктиду открыл мореплаватель

В условиях намного лучшей видимости находился корабль Лазарева. Капитан судна наблюдал "лед чрезвычайной высоты", который простирался до горизонта. Он и был частью ледяного щита, который покрывал Антарктиду. А 28 января этого же года вошло в историю как дата, когда Беллинсгаузен и Лазарев открыли Антарктический материк. Еще дважды (2 и 17 февраля) "Мирный" и "Восток" подходили близко к берегам Антарктиды. Согласно инструкции, следовало отыскать "неизвестные земли". Однако даже наиболее решительные из составителей этого документа не могли предвидеть такого успешного выполнения задания.

Повторное плавание к Антарктиде

Приближалась зима в Южном полушарии. Корабли, сместившись к северу, бороздили в умеренных и тропических широтах воды Тихого океана. Так прошел год. Затем "Мирный" и "Восток", командовали которыми Беллинсгаузен и Лазарев, направились к Антарктиде вновь. Они пересекали трижды Южный полярный круг.

Остров Петра I

Глазам путешественников в 1821 году, 22 января, предстал неизвестный остров. Он был назван Беллинсгаузеном островом Петра Первого. 28 января, то есть ровно год с момента открытия Антарктиды, в солнечную, безоблачную погоду экипажи наблюдали гористый берег, который простирался за пределы видимости к югу.

Земля Александра I

Впервые на географических картах возникла Земля Александра I. Никаких сомнений больше не оставалось: Антарктида - это не просто ледяной массив, а настоящий материк. Беллинсгаузен, впрочем, не упоминал ни разу об открытии материка. Дело было отнюдь не в ложной скромности. Мореплаватель понимал, что можно делать окончательные выводы, лишь проведя необходимые исследования на берегу Антарктиды. Ни об очертаниях, ни о размерах континента он не мог составить даже приблизительного представления. Многие десятилетия ушли на исследавания.

Исследование Южных Шетлендских островов

беллинсгаузен и лазарев

Завершая "одиссею", мореплаватели исследовали подробно Южные Шетлендские острова. Прежде о них было известно только то, что В. Смит, англичанин, их наблюдал в 1818 году. Острова эти были нанесены на карту и описаны. В Отечественной войне 1812 года участвовали многие спутники Лазарева и Беллинсгаузена. Поэтому отдельные острова в память об ее сражениях получили следующие названия: Ватерлоо, Лейпциг, Березина, Смоленск, Малоярославец, Бородино. Однако в дальнейшем английские мореплаватели их переименовали, что представляется не совсем справедливым. На Ватерлоо, между прочим (Кинг-Джордж - современное его название), основана была в 1968 году наиболее северная научная станция СССР в Антарктиде под названием "Беллинсгаузен".

Возвращение в Кронштадт

В 1821 году, в конце января, Фаддей Фаддеевич направил на север корабли, изрядно потрепанные плаванием во льдах и штормами. 751 день продолжалось плавание русских кораблей. Протяженность путешествия составила примерно 100 тысяч километров (то есть столько, сколько получится, если обогнуть по экватору Землю два с четвертью раза). На карту были нанесены 29 новых островов. Так было положено начало освоения и изучения Антарктиды.

Вслед за русскими

Итак, Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели из России. Спустя две недели после того, как в 1820 году, 16 января, русская экспедиция, возглавляемая Лазаревым и Беллинсгаузеном, подошла к Антарктиде, Эдуард Бранцфильд, который двигался от Южных Шотландских островов к югу, увидел покрытый снегом высокий берег. Он был назван этим мореплавателем Землей Тринити (то есть Троицей). Исследователи Антарктиды увидели также две вершины гор. Это был Антарктический полуостров, северный его выступ, вытянувшийся на 1200 км в направлении Южной Америки. На Земле нет другого такого же длинного и узкого полуострова.

история антарктиды

Антарктиду впервые после русских увидели моряки фирмы "Эндерби", двух зверобойных судов Англии, которые совершали под началом Джона Биско кругосветное путешествие. В 1831 году, в конце февраля, к гористой земле подошли эти суда. Она была принята ими за остров. Впоследствии земля эта определена была как выступ Восточной Антарктиды. Появились на карте названия гора Биско (самая высокая вершина на ней) и Земля Эндерби. Так Антарктиду открыл мореплаватель Джон Биско.

Этот путешественник в следующем году совершает еще одно открытие. Он встречает за нулевым меридианом несколько островов небольшой величины, за которыми находились горы Земли Грейама (так была названа им эта суша), которая продолжала Землю Александра I на восток. Собственным именем этого мореплавателя была названа цепочка небольших островов, хотя открытые им земли также считали долгое время после островами.

В последующее десятилетие плавания в Южном океане были открыты еще два-три "берега". Однако путешественники ни к одному из них не подходили.

В истории изучения Антарктиды особое место занимает экспедиция французов, возглавил которую Ж.С. Дюмон-Дюрвиль. В 1838 году, в январе, два его корабля ("Зеле" и "Астролябия") шли в Тихий океан из Атлантического, с юга огибая Америку. Исследователь ушел в поисках воды, свободной ото льда, далеко на юг, приблизившись к Антарктическому полуострову, северной его оконечности, которая была названа этим мореплавателем Землей Луи-Филиппа. Дюмон-Дюрвиль, выйдя в Тихий океан, свои суда направил в тропические воды. Однако от Тасмании затем повернул на юг и встретил на широте полярного круга ледяной берег, названный Землей Адели по имени своей жены. Это произошло в 1840 году, 20 января. Французы в этот же день высадились на остров. Можно сказать, что люди впервые в этот день вступили на землю Антарктиды, хотя это был все еще не материк, а только остров возле него.

антарктида путешественники

Прочитав статью, вы узнали, в каком году открыли Антарктиду. Лишь в 1956 году, 5 января, на берег этого материка вступили первые российские исследователи. Это произошло, таким образом, через 136 лет после того, как Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели Лазарев и Беллинсгаузен.

fb.ru

Лазарев, Михаил Петрович — История географических открытий. Персоналии.

О

кончил Морской кадетский корпус в 1803 г. До 1807 г. служил в английском флоте, куда был командирован для ознакомления с организацией флотской службы. Участвовал в русско-шведской войне 1808–1809 гг. и Отечественной войне 1812 г. Командуя бригом «Феникс», высадил десант в районе Данцига (Гданьск) с целью оттянуть от Риги войска французов.

В 1813–1816 гг., будучи командиром судна «Суворов», совершил свое первое кругосветное плавание с заходом на Аляску, во время которого открыл атолл Суворова.

В 1819–1821 гг., командуя шлюпом «Мирный», участвовал в экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена, совершившей кругосветное плавание, первой побывавшей у берегов Антарктиды и открывшей многочисленные острова.

В 1822–1825 гг. Лазарев осуществил кругосветное плавание на фрегате «Крейсер», в ходе которого провел серию широтных научных исследований по метеорологии, океанографии и пр. В 1826 г., будучи капитаном 1 ранга, начальником штаба эскадры и командиром линейного корабля «Азов», совершил поход в Средиземное море, где успешно участвовал в Наваринском сражении 1827 г. против турецко-египетского флота. Отличившийся в сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы, а «Азов» награжден правом нести на корме Георгиевский флаг.

Во время русско-турецкой войны 1828–1829 гг. Лазарев руководил морской блокадой Дарданелл. После заключения Адрианопольского мира в 1830 г. во главе эскадры из 10 кораблей обошел вокруг Европы и вернулся на Балтику, где командовал отрядом кораблей. С 1832 г. начальник штаба Черноморского флота. В 1833 г. во главе эскадры совершил поход в Босфор, в результате которого был заключен Ункяр-Искелесийский договор между Россией и Турцией.

С 1833 г. вице-адмирал, командующий Черноморским флотом и портами Черного моря, военный губернатор Севастополя и Николаева. За 18 лет командования Черноморским флотом под руководством Лазарева построено 16 линейных и свыше 150 других кораблей, в т. ч. первые пароходо-фрегаты и корабли с железным корпусом, часть кораблей вооружена бомбическими пушками, сооружены док и мастерские в Севастополе, созданы береговые батареи, учреждено Адмиралтейство, основана Севастопольская морская библиотека. Отражая попытки англо-турецкого флота захватить Кавказ. Черноморский флот под командованием Лазарева в 1830–40-е гг. неоднократно высаживал десанты, содействуя сухопутным войскам.

Лазарев был почетным членом Русского географического общества и членом других русских и иностранных обществ. Именем Лазарева названы атолл в группе о-вов Россиян в Тихом океане, мысы в Амурском лимане и в северной части о-ва Унимак, остров в Аральском море, бухта и порт в Японском море, советская антарктическая научная станция, море и ледник в Антарктиде. Имя Лазарева носил советский ледокол, работавший в Арктике.

Морской энциклопедический справочник под ред. Н.Н. Исанина. Л.:1987 г.

discover-history.com

Михаил Лазарев краткая биография и интересные факты

Лазарев Михаил Петрович краткая биография и интересные факты из жизни путешественника и флотоводца изложена в этой статье.

Лазарев Михаил краткая биография

Будущий флотоводец появился на свет 14 ноября 1788 года в дворянской семье во Владимире. С малых лет хотел стать моряком. Родители, поддерживая сына, определили его в кадетский Морской корпус в Петербурге.

В числе лучших выпускников корпуса в 1803 году был направлен в заграничное плавание. В период 1808—1813 годов проходит службу в Балтийском флоте, берет участие русско-шведской (1808—1809 года) и Отечественной (1812 год) войнах.

В 25 лет его назначили командиром корабля под названием «Суворов», который из Кронштадта отправился в кругосветное плавание до побережья Аляски. После этого Лазарева ставят командиром на шлюп «Мирный», а также помощником Ф. Ф. Беллинсгаузена, начальника очередной кругосветки. Два корабля, «Восток» и «Мирный» отплыли в Южный океан с целью исследования острова Южная Георгия, Сандвичевой земли и юга. Они находились на воде 527 дней. По пути к точкам исследования они открыли миру много островов и подобрались к Антарктиде, обнаружив новую часть Земли в южных широтах. Благодаря им приоритет в открытии земель в Антарктике был закреплен за Россией.

В 1822 году Михаил Петрович Лазарев командует фрегатом «Крейсер» и совершает третье по счету кругосветное плавание со своим любимым учеником Нахимовым.

20 октября 1827 года флотоводец берет участие в Наваринском сражении около берегов Южной Греции. Корабль «Азов», находившийся под командованием Лазарева был награжден высшей наградой – кормовым Георгиевским флагом. Сам Лазарев получил звание контрадмирала и орден.

Михаил Петрович в 1833 году был назначен командиром портов Черного моря и Черноморского флота, получив при этом еще и должность губернатора Николаева и Севастополя.

Умер путешественник 23 апреля 1851 года в Вене, захоронен в Севастополе.

Михаил Лазарев интересные факты

* Главное открытие научной экспедиции Беллинсгаузена и адмирала Лазарева – это находка Антарктиды 28 января 1820 года около Земли принцессы Марты.

* Он в тройке самый успешных учеников кадетского Морского корпуса, за что был отправлен в Великобританию. Здесь он прослужил на флоте военным до 1808 года с целью ознакомления с военно-морскими делами в заграничных портах. На протяжении 5 лет занимался самообразованием, находясь в непрерывном плавании в Средиземном море и Атлантическом океане.

* Был женат с 1835 года на Фан-дер-Флит Екатерине Тимофеевна, дочери архангельского вице-губернатора. В браке родилось 5 детей – Петр, Анна, Михаил, Александра, Петр.

* В последние годы Лазарев страдал раком желудка. Болезнь настолько прогрессировала, что ему было трудно принимать пищу. В 1851 году вместе с семьей и лейб-медиком отправляется для консультаций к докторам в Европу, а 11 апреля умер в Вене.

kratkoe.com

Лазарев М. П. | Они открывали Землю!

(1877-1851)

Адмирал Михаил Петрович Лазарев, знаменитый мореплаватель, выдающийся русский флотоводец и создатель передовой морской школы, вместе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном открывший Антарктиду, родился 14 ноября 1788 г. во Владимирской губернии. В возрасте 12 лет он был отдан в Морской корпус, незадолго до этого переведенный из Кронштадта в Петербург. Одновременно с ним в корпусе учились его старший брат Андрей и младший Алексей. В 1803 г. М. П. Лазарев был произведен в гардемарины. Ввиду отсутствия в то время возможности посылать гардемаринов в дальние заокеанские плавания на боевых кораблях, М. П. Лазарев в числе наиболее способных выпускников корпуса был в 1804 г. командирован на суда английского флота для практического изучения военно-морского дела. В английской флоте М. П. Лазарев пробыл пять лет, непрерывно находясь в плавании а Вест-Индии и на Атлантическом океане, и участвовал в боевых действиях против французов; имеются сведения, что он побывал также в Ост-Индии и Китае.

Вернувшись в 1808 г. в Россию, он был произведен в первый офицерский чин мичмана. Во время заграничных плаваний М. П. Лазарев приобрел большой практический и боевой опыт.

С 1808 по 1813 г. М. П. Лазарев плавал на различных кораблях Балтийского флота, участвовал в Отечественной войне 1812 г. В 1811 г. он был произведен в лейтенанты. К этому времени М. П. Лазарев заметно выделялся среди окружающих его офицеров и заслужил репутацию опытного моряка. Ввиду этого, когда Российско-Американская компания, осуществлявшая в то время обширную программу по экономическому освоению русских владений в северной части Тихого океана (Аляска и Алеутские острова), обратилась к Морскому министерству с просьбой назначить опытного офицера для командования в кругосветном плавании новым кораблем «Суворов», выбор пал на М. П. Лазарева. «Суворов» имел назначение доставить различные грузы на Аляску, а оттуда вывезти пушнину. М. П. Лазарев, давно мечтавший о дальних плаваниях, охотно принял это предложение.

Плавание «Суворова» было третьим по счету среди многих десятков русских кругосветных путешествий (после знаменитых походов Крузенштерна и Лисянского на кораблях «Надежда» и «Нева» в 1803-1806 гг. и В. М. Головнина на шлюпе «Диана» в 1807-1809 гг.). Поход «Суворова» протекал к тому же в военное время. Отсюда видно, какая большая ответственность лежала на совсем еще юном 25-летнем командире корабля, впервые занимавшем такую должность. Плавание осложнялось еще тем, что «Суворов» не был военным кораблем и даже частично был укомплектован вольнонаемным, мало дисциплинированным личным составом.

Однако М. П. Лазарев сумел превратить плаванье, рассчитанное лишь на перевозку грузов, почти в научную экспедицию. Выйдя из Кронштадта 21 ноября 1813 г. и обогнув мыс Доброй Надежды, он в Тихом океане сделал важное географическое открытие: 10 октября 1814 г. он открыл группу из пяти ранее неизвестных островов, которая была им названа по имени своего корабля – группой Суворова. 30 ноября «Суворов» пришел в Ситку (Ново-Архангельск). Отсюда весной 1815 г. «Суворов» ходил за пушными промыслами в Берингово море к островам Прибылова. Летом того же года между М. П. Лазаревым и главным правителем русских поселений на северо-западных берегах Америки А. А. Барановым произошли крупные разногласия из-за того, что последний хотел незаконно возложить на командира корабля «Суворов» непредусмотренные поручения. Когда же Баранов приказал невооруженному кораблю стать под обстрел береговых укреплений, М. П. Лазарев решил уходить из Ситки и, в одну ночь подготовив свой корабль к походу, несмотря на стрельбу батареи, вышел 4 августа 1815 г. из гавани и направился в обратный путь на Родину вокруг мыса Горн. 6 августа 1816 г. М. П. Лазарев прибыл в Кронштадт, благополучно совершав длинный переход. Это плавание ярко выявило решительность и энергию M. П. Лазарева, отличное знание им морского дела, уменье обращаться с подчиненными и заслуживать их безусловное доверие. После возвращения М. П. Лазарев представил компании свой отчет, рассмотрение которого показало, что он был прав. В 1817-1819 гг. М. П. Лазарев вновь плавал на военных кораблях Балтийского флота, пользуясь всеобщим уважением. Вот как расценивался в то время М. П. Лазарев его современниками: «Все отдавали полную справедливость отличным знаниям лейтенанта Лазарева по морской части; он считался одним из первых офицеров в нашем флоте, и был действительно таков, обладая в высокой степени всеми нужными для этого качествами».

Когда в 1819 г. Морское министерство подбирало личный состав на корабли первой русской антарктической экспедиции, то вполне естественно, что выбор пал на М. П. Лазарева. Он был назначен командиром шлюпа «Мирный». Выбор этот оказался чрезвычайно удачным. Уже в подготовительный период М. П. Лазарев с большим искусством принял ряд мер, в результате которых бывший транспорт «Ладога», предназначенный при постройке для использования в Балтийском море, превратился в шлюп «Мирный», выдержавший трудное длительное плавание во льдах лучше, чем более значительный по размерам шлюп «Восток». Благодаря распорядительности М. П. Лазарева «Мирный» был снабжен второй обшивкой, дополнительными креплениями корпуса, новым рангоутом и парусами и дубовым рулем вместо соснового; кроме того, по указаниям командира, на «Мирном» были произведены внутренние переделки. Гребные суда для обоих шлюпов были построены по чертежам, избранным М. П. Лазаревым. Начальник экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузен высоко оценивал своего ближайшего помощника и сотоварища. В своих донесениях и в описаниях путешествия он неоднократно подчеркивал исключительное искусство М. П. Лазарева в управлении под парусами, что давало возможность тихоходному шлюпу «Мирный» все время следовать совместно с более быстроходным шлюпом «Восток». В это плавание М. П. Лазарев ярко проявил и отличные качества командира и воспитателя молодых офицеров, об этом образно повествует мичман Н. И. Новосильский, плававший на шлюпе «Мирный», которому командир пришел на помощь при сложном маневрировании среди плавающих льдов: «Каждая секунда приближала нас к страшно мелькавшей из-за тумана ледяной громаде... В эту самую минуту вошел на палубу М. П. Лазарев. В одно мгновение я объяснил начальнику, в чем дело, и спрашивал приказания. Постойте, сказал он хладнокровно. Как теперь смотрю на Михаила Петровича: он осуществлял тогда в полной мере идеал морского офицера, обладавшего всеми совершенствами. С полной самоуверенностью, быстро взглянул он вперед и взор его казалось прорезывал туман и пасмурность... Спускайтесь! сказал он спокойно».

К участию в экспедиции М. П. Лазарев относился с чрезвычайной ответственностью и прилагал все усилия к тому, чтобы высоко поднять авторитет своей Родины и завоевать ей славу.

Представляя М. П. Лазарева к награждению, Ф. Ф. Беллинсгаузен писал морскому министру: «Во все время плавания нашего, при беспрерывных туманах, мрачности и снеге, среди льдов, шлюп «Мирный» всегда держался в соединении, чему по сие время примеру не было, чтобы суда, плавающие столь долговременно при подобных погодах, не разлучались, и потому поставляю долгом представить вам об таковом неусыпном бдении лейтенанта Лазарева». Один из островов Архипелага Россиян Беллинсгаузен назвал именем Лазарева.

Во время плавания М. П. Лазарев принимал деятельное участие в научной работе экспедиции: он лично занимался астрономическими наблюдениями, измерял высоту горных вершин, производил океанографические наблюдения, причем его измерения имеют исключительную точность (так, например, измеренная им секстантом высота горы Эгмонт на Новой Зеландии отличается от современных измерений, произведенных более совершенными методами, менее чем на 9 м). М. П. Лазарев в течение месяца (с 16 марта по 15 апреля 1820 г.), когда из района Антарктики оба шлюпа направлялись раздельно к Сиднею, шел совершенно самостоятельно, причем, несмотря на тихоходность своего корабля и полное отсутствие всякой связи между двумя шлюпами, пришел в этот порт лишь на 6 дней позже начальника экспедиции.

По возвращении из экспедиции М. П. Лазарев был произведен, минуя очередной чин, в капитаны 2-го ранга.

Недолго М. П. Лазарев, однако, высидел на берегу: уже через год, в 1822 г., мы видим его снова на палубе корабля – теперь уже в должности начальника кругосветной экспедиции и командира фрегата «Крейсер»; вторым кораблем в составе экспедиции был шлюп «Ладога», которым командовал его брат Андрей Петрович Лазарев.

М. П. Лазарев был одним из очень немногих русских офицеров, совершивших три кругосветных плавания, и единственным, трижды обогнувшим земной шар в должности командира корабля. Цель экспедиции состояла в доставке различных грузов на Камчатку и в русские колонии в Северной Америке, а фрегату «Крейсер» надлежало сменить станционера в Ситке (Ново-Архангельске). Экспедиция вышла из Кронштадта 30 августа 1822 г. и направилась по маршруту: Рио-де-Жанейро (с кратковременным заходом в Копенгаген, Портсмут и на остров Тенериф)– мыс Доброй Надежды – Тасмания – остров Таити; далее путь обоих кораблей разделился; «Крейсер» пошел в Ситку (Ново-Архангельск), а «Ладога» – в Петропавловск-Камчатский. 20 ноября 1823 г. оба корабля соединились в Ситке, после чего направились к берегам Калифорнии. В Сан-Франциско вновь произошло разделение экспедиции: шлюп «Ладога» направился обратно в Россию, а фрегат «Крейсер» пробыл в качестве станционера в Ситке еще до 28 октября 1824 г., когда он был сменен шлюпом «Предприятие» под командою О. Е. Коцебу, и направился в обратный путь. 5 сентября 1825 г., через три года после отправления, фрегат «Крейсер» вернулся в Кронштадт в таком блестящем порядке, что на него все смотрели как на недосягаемый образец. На «Крейсере» зародилась дружба двух выдающихся моряков Лазарева и Нахимова, который был тогда в чине мичмана. Здесь на «Крейсере» наметились новые приемы воспитания личного состава, было положено начало знаменитой «лазаревской школе», давшей русскому военному флоту целую плеяду блестящих моряков и боевых командиров. На «Крейсере» с М. П. Лазаревым пошли в кругосветное плавание и бывшие спутники его по антарктической экспедиции на шлюпе «Мирный» лейтенанты М. Д. Анненков и И. А. Куприянов, причем первый из них позднее последовал за М. П. Лазаревым и на корабль «Азов», Как и обычно в своих плаваниях. М. П. Лазарев много внимания уделял на «Крейсере» гидрографическим вопросам, уточнял на карте местоположение островов, мысов и других приметных пунктов, а также положение береговом линии. М. П. Лазарев поставил на своем корабле систематические гидрометеорологические наблюдения, которые выполнялись под его руководством офицерами фрегата «Крейсер» и которые были выполнены настолько хорошо, что спустя 60 лет в 1882 г. Русское морское министерство отдало распоряжение их издать (Метеорологические наблюдения, производившиеся во время кругосветного плавания фрегата «Крейсер», под командой капитана 2-го ранга Лазарева 1-го в 1822-1823-1824-1825 гг. СПб. 1882).

Этим третьим кругосветным путешествием завершаются его дальние плавания. После возвращения из плавания М. П. Лазарев был произведен в капитаны 1-го ранга.

Географические его заслуги за все три кругосветных плавания получили впоследствии высокую оценку Русского географического общества, избравшего М. П. Лазарева своим почетным членом в 1851 г., первым среди русских моряков.

Имя М. П. Лазарева наравне с именем Ф. Ф. Беллинсгаузена упоминается в меморандуме советского правительства от 7 июня 1950 г. по вопросу о режиме в Антарктике, в котором подчеркивается приоритет русских мореплавателей в открытии этой шестой части света.

После возвращения из третьего кругосветного плавания М. П. Лазарев был назначен командиром лучшего и новейшего линейного корабля «Азов», строившегося в Архангельске по новым методам знаменитым русским корабельным инженером Курочкиным. На «Азове» он совершает переход из Архангельска в Кронштадт, а еще через год, в 1827 г. направляется в составе эскадры контр-адмирала Гейдена к берегам Греции. Здесь М. П. Лазарев в качестве командира «Азова» и одновременно начальника Штаба эскадры особенно отличился храбростью, распорядительностью и умелым маневрированием в Наваринском сражении, в котором основную тяжесть выдержала русская эскадра, сражавшаяся против турецкого флота вместе с английской и французская эскадрами. Во все время боя под жестоким огнем противника, сражаясь одновременно с пятью турецкими кораблями, Гейден и М. П. Лазарев спокойно прогуливались по шканцам «Азова», отдавая нужные распоряжения. За боевые заслуги М. П. Лазарев был произведен в контр-адмиралы.

На «Азове» с М. П. Лазаревым плавали лучшие представители его морской школы – будущие прославленные адмиралы Нахимов, Корнилов и Истомин. Впервые в истории русского флота кораблю М. П. Лазарева было присвоено высшее боевое отличие – кормовой Георгиевский флаг. В письме к своему другу, будущему знаменитому гидрографу М. Ф. Рейнеке, написанному сразу же после Наваринского боя, старший офицер корабля «Азов», будущий прославленный флотоводец П. С. Нахимов характеризует своего командира и учителя следующим восторженным отзывом: «Надобно на него смотреть во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладнокровием он везде распоряжался. Но у меня недостанет слов описать все его похвальные дела, и я смело уверен, что русский флот не имел подобного капитана».

С 1828 по 1829 г. М. П. Лазарев имел свой флаг на том же корабле «Азов» и, продолжая состоять начальником штаба Средиземноморской эскадры, крейсировал в Эгейское море и участвовал в блокаде Дарданелл, что представляло в зимнее время значительные трудности. В конце 1829 г. М. П. Лазарев впервые был назначен командующим эскадрой и получил сложное поручение: привести к 1 мая 1830 г. эту эскадру из Средиземного моря в Балтийское, избегая заходов в иностранные порты. Это поручение было им блестяще выполнено, несмотря на наличие в этот сезон льдов в Финском заливе.

В течение 1830-1832 гг. М. П. Лазарев командовал отрядами судов в Балтийском море и в Ботническом заливе, участвовал в различных комитетах и комиссиях, занимавшихся вопросами преобразования флота, в том числе и выработкой нового положения о Черноморском флоте.

Вся последующая деятельность М. П. Лазарева посвящена работе по дальнейшему развитию на основе традиции великих русских флотоводцев Ушакова и Сенявина русского военно-морского искусства, делу воспитания личного состава и организаторской и административной деятельности широкого государственного масштаба по укреплению обороноспособности своей Родины на черноморских ее рубежах.

В этот период русское правительство принуждено было обратить особое внимание на повышение боеспособности русского Черноморского флота, которому надлежало быть в постоянной боевой готовности для отражения англо-французских сил в случае их прорыва в Черное море и содействовать русской армии в борьбе против турецких войск на Балканах, а также для поддержки русских войск на Кавказе. Для реорганизации Черноморского флота М. П. Лазарев в 1832 г. переводится на Черноморский флот, сначала на должность начальника штаба, а уже в 1833 г. производится в вице-адмиралы, назначается исправляющим должность главного командира Черноморского флота и портов, а также Николаевского и Севастопольского военного губернатора. В 1834 г, он утверждается в перечисленных должностях. В 1843 г. М. П. Лазарев был произведен в адмиралы.

Здесь на южных рубежах нашей Родины широко развернулась энергичная деятельность М. П. Лазарева как флотоводца, воспитателя личного состава, строителя флота, портов и крепостей. Девятнадцать лет стоял он во главе Черноморского флота и привел его в блестящее состояние.

За это время в Николаеве было расширено адмиралтейство был составлен грандиозный проект развития адмиралтейства в Севастополе и начато его выполнение (законченное после смерти M. П. Лазарева). Адмиралтейство было названо его именем. Как обычно М. П. Лазарев много занимался и географическими вопросами: по его поручению молодые офицеры – будущие выдающиеся адмиралы Бутаков в Шестаков составили первую русскую лоцию Черного мора, а в Николаеве было организовано составление, гравирование и печатание прекрасных морских карт Черного, Эгейского а Средиземного марей, образовавших целый атлас.

Этот период в истории Черноморского флота принято называть «лазаревской эпохой». Опираясь на лучших офицеров своей школы М. П. Лазарев подготовил Черноморский театр, корабельный и личный состав к Крымской войне 1853-1855 гг.

Флот при нем находился в постоянных плаваниях в различных условиях погоды, систематически ежегодно тренировался в маневрировании и стрельбах и по своей боевой подготовке превзошел флоты иностранных государств.

М. П. Лазарев в Николаеве и Севастополе много потрудился также над тем, чтобы создать культурные условия жизни офицеров и матросов. Любимым его детищем была Севастопольская морская библиотека. Среди его ближайших учеников и продолжателей лучших боевых традиций русского флота мы видим имена Нахимова, Корнилова, Истомина, Бутакова, Попова.

В начале 1851 г. М. П. Лазарев тяжело заболел и был для излечения болезни отправлен за границу. 23 апреля 1851 г. он скончался в Вене. Похоронен он в Севастополе. В честь М. П. Лазарева в его любимом Севастополе был поставлен памятник (по проекту известного скульптора Н. С. Пименова), возвышавшийся над созданным им «Лазаревским адмиралтейством».

 

Список литературы

  1. Шведе Е. Е. Михаил Петрович Лазарев / Е. Е. Шведе // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва : Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 432-438.

i.geo-site.ru

Михаил Лазарев — известный российский мореплаватель

Михаил Лазарев Михаил Петрович Лазарев, знаменитый русский мореплаватель, флотоводец и адмирал. Родился 14 ноября 1788 года, в богатой дворянской семье. Михаил Лазарев В возрасте 12 лет, маленький Михаил поступает в Морской кадетский корпус. Уже через три года, его командируют на английский флот, где он проведет в непрерывном плавании больше 5 лет. В период с 1808 по 1813 гг., будущий адмирал служит на Балтийском флоте и участвует в русско-шведской и Отечественной войнах. В 1813 году Михаил Лазарев отправляется на корабле «Суворов» в первое свое кругосветное путешествие из Кронштадта прямо к берегам Аляски. Возвращаясь обратно, русский флотоводец откроет в Тихом океане небольшой остров, впоследствии названный «Атоллом Суворова». Михаил Лазарев на марке СССР В качестве командира военного судна «Мирный» и старшего помощника начальника кругосветной экспедиции Ф. Беллинсгаузена, Лазарев принимал активное участие в открытии нескольких островов, самым крупным из которых стала Антарктида. В 1822 году, Михаил Петрович, управляя русским фрегатом «Крейсер», совместно с Павлом Степановичем Нахимовым (в то время будущий адмирал служил вахтенным офицером), совершает третье кругосветное плавание, в ходе которого были проведены обширные исследования по этнографии и метеорологии. В 1826 году Лазарев, будучи командиром линейного парусного корабля «Азов», осуществил военный поход в составе эскадры адмирала Л. Гейдена в Средиземное море. Через год, за смелость и отвагу, проявленные в Наваринском сражении, Михаил Петрович был произведен в контрадмиралы. «Азов» также не остался без награды, впервые за всю историю российского флота, корабль получил георгиевский флаг. В 1832 году Лазарев назначается начальником главного штаба Черноморского флота. Через год его повышают до главного командира Черноморского флота и всех портов Чёрного моря. Кроме того, знаменитый флотоводец становится военным губернатором Севастополя и Николаева. Известно, что Михаил Петрович был неплохим конструктором, он принимал активное участие в проектировании и модернизации головного военного корабля «Двенадцать апостолов«. Умер знаменитый русский адмирал вследствие болезни, в Вене, 23 апреля 1851 года. 01.08.2018zkzakhar

yachtrus.com