Четыре жизни «Советского Союза». Часть 1 - Знакомство. Лайнер советский союз


Четыре жизни «Советского Союза». Часть 1

Был в моем камчатском школьном детстве корабль, который оставил памятный след на всю жизнь. Про него ходило множество легенд, одна невероятней другой; каждый его приход в Петропавловск-Камчатский был маленьким, но событием – например, когда он приходил в декабре, это означало, что у детей скоро будет много мандаринов и апельсинов в новогодних подарках.Он больше четверти века был самым большим пассажирским лайнером СССР, однако про него не писали в энциклопедиях. Ему не посвящали хвалебных статей с рапортами в центральных газетах, скупо публиковали фотографии – да и то, только в местной печати. И исчез он тихо и незаметно, но тем не менее, след в памяти народной оставил гигантский. Такой вот парадокс. И долго потом петропавловцы в разговорах гадали — куда делся? Почему не видно? Когда снова придёт? Словом, сплошная загадка, а не корабль...Матёрые камчадалы со стажем, наверное, уже догадались, о каком лайнере я говорю. Да, конечно же — это я про «Советский Союз», огромный белоснежный красавец с непривычной для современников сильно вытянутой формой корпуса. Он «работал» на экспрессной линии Владивосток — Петропавловск с 1957 по 1980 год, про него есть десятки отрывочных воспоминаний: кто-то когда-то ехал на нём в длинный северный отпуск на материк, кого-то именно на нём впервые завезли на Камчатку, кто-то ходил в круизы в южные моря. Не запомнить такой корабль было невозможно...Камчадалы обычно в разговорах говорили так:- А вы слышали, «Союз» пришёл? Уже стоит у Морвокзала.- Да? А что привёз на этот раз?* * *Прошло много лет, сменилась эпоха, ушёл в пучину времени СССР, но этот элегантный красавец из моей памяти никак не выходил. Уже переехав в Петербург, я потихоньку стал накапливать фотографии, воспоминания, свидетельства о нём. Они иногда друг другу противоречили, часто были отрывочны, но общая картина стала вырисовываться. Действительно, «Советский Союз» имел невероятно сложную и интересную биографию! Сменил четыре имени. Испытал бомбёжку и притопление. Мог стать целью Александра Маринеско вместо «Густлова», и только случайно избежал этой участи. Видел множество стран, континентов и портов. Менял облик. Подарил десяткам и сотням тысяч людей в разные времена удовольствие и отдых.Долго я подходил к этой серии постов, года наверное два... а сейчас почувствовал, что количество материала, что называется, «дозрело» и теперь вот подробно расскажу вам, друзиа, об этом замечательном лайнере и его биографии, немецкой и советской. Но для начала давайте перенесёмся в далёкий теперь уже сентябрь 1976 года, когда я, пятиклассник, вместе со своими родителями только что переехал на Камчатку...

Первый раз я увидел «Союз» осенью 1976-го, примерно через месяц после переезда. Это было, когда я катался на «единичке» (Автостанция — ЖБФ) в районе остановки «32-й магазин». Оттуда, сверху, причалы морпорта видны как на ладони. Лайнер как раз швартовался, и меня сильно удивило, что разворачивают его аж два буксира. Стоял он не у самого Морвокзала, где швартовались другие суда, ходившие по владивостокской линии («Русь», «Ильич»), а левее — у Морвокзала он не помещался по длине. Я выскочил из автобуса и начал наблюдать за процессом.1965. «Советский Союз» стоит у причальной стенки морпорта. Морвокзал, построенный в 1963-м, находится левей границы кадра и не виден.

Безусловно, сразу бросалась в глаза его необычная форма (очень вытянутая, узкая, «несундуковая» - я ещё не ведал, какая у него была обширная трансатлантическая карьера до войны) и ещё — нереально яркая белизна, на фоне других судов с подтёками или менее чистой краской. Казалось, что его отдраили каким-то особым составом на парад или выставку, и он — просто картинка с энциклопедии. А может, он был недавно покрашен, и поэтому так визуально наложилось. И — непривычно большой. Ну то есть я такой величины кораблей то того момента не видел. Да и откуда бы мне было увидеть, если до того мы жили в Хабаровске и на Амуре был один только речфлот?

В общем, зрелище с лайнером сверху, со стороны улицы Ленинской, было шикарное. Почему-то мы тогда никто не снимали этого - даже и не приходило в голову, что это надо и это будет интересно. Вот так тогда головы были устроены. А ведь у нас был превосходный "Киев" в наличии... Длительные поиски в Сети такого вида ни к чему ни привели, но зато я наткнулся на странице Камчатского края на ещё более любопытный ракурс - с улицы на две ступени выше Ленинской. Выше была Советская, а ещё выше - Чирикова, там уже была деревянная застройка.Улица Чирикова в Петропавловске-Камчатском в 1961 году.На заднем сиденье амфибии – О. Чернягина и ее дедушка С. И. Маслюков. У причала внизу стоит "Советский Союз"(с) Архив О.А. Чернягиной

Под впечатлением я вернулся домой, открыл пятый том Детской энциклопедии (помните, коричневенькой такой?) и стал искать картинки океанских судов. Однако про «Союз» не было сказано ровно ничего, парадным лицом пассажирского флота СССР позиционировался класс «Иван Франко», который был заметно меньше. С досадой я жаловался капитану траулера, где отчим был вторым механиком, весёлому одесситу Борису Бурле (тому самому, что тремя годами ранее на спор забирал меня в Хабаровске со школы на огромном чёрном ЗИМе):- Дядь Боря, вообще ничего про него нет!- Значит, не положено, чтоб он тут был, Серго! - улыбался многоопытный капитан, кладя мне руку на плечо и заглядывая в том энциклопедии из-за спины.- Но он же самый-самый большой у нас, как же это!?- Ой, дорогой мой, это ж совсем неважно. Вырастешь — поймёшь, что далеко не всё делается логично. Зато ты его видишь тут, на причале! Разве этого мало?- Мало!- Ничего, дружок, привыкай. Немецкому турбоходу в энциклопедии находиться не положено.- Почему немецкому?- Потому что, по девичьей фамилии...Разворот 5 тома «Детской энциклопедии» (1965 г. издания) с типами океанских судов.

Где-то через год, когда я в Петропавловске уже освоился, то как-то в снежный зимний день, спускаясь на 17-м автобусе к Дому Флота (куда-то мы там ехали, не помню точно), случайно увидел в бетонном заборе порта дырку. Мелькнула мысль: «О! Так туда можно пролезть!». Очень быстро я реализовал эту идею и разведал дорожки к причалу. Логическим продолжением этой идеи была мысль проникнуть на какое-нибудь интересное судно. Опыт был — я уже неоднократно проникал на Моховской рыбокомбинат и лазил на МРС-ки за свежими крабами, так что ничто тут меня не смущало. А куда интересней всего идти? Конечно же, на «Союз»! На Морвокзале надо посмотреть расписание и приехать на корабль в день прихода (кстати, совершенно случайно я угадал логически и самый лучший момент проникновения).

Расписание на прибытие вывешивалось около касс на рейсы примерно на месяц-полтора вперёд, причем время было указано примерное. А фактически лайнер приходил с отклонением от минус восьми до плюс шести часов от указанного. Море, штормы, ветра — от Владика в пути четверо с половиной суток, ведь это немало. Да и места сложные — Японское море, Сангарский пролив между японскими островами Хоккайдо и Хонсю (это зимой, летом по Лаперуза), Курильская гряда, тихоокеанское побережье Камчатки.1970-е. «Советский Союз» выходит из бухты Золотой Рог (Владивосток). Говорят, эта фотография висела в кабинете легендарного начальника ДВМП Валентина Бянкина.

Сказано — сделано! Посмотрел расписание и в обозначенный там день и час прихода «Союза» приехал в порт, к заветной дырке. День был пасмурный, хмурый, видимость невеликая, мелкий снежок летал в воздухе, влекомый несильным ветром. Однако турбоход уже стоял внизу у причала — видимо, пришёл раньше, да часа наверное на два. Пассажиры почти все уже вышли, по широченному трапу на землю спускались редкие ласточки, которые тянули до последнего. А может, это уже выходили люди с экипажа, кто был свободен. Я взглянул наверх: на входе на палубу стоял вахтенный. Один, вальяжно оперевшись о леер. Итак, надо пробовать! Решительно ступил на трап и поднялся, прошёл на палубу. Вахтенный и ухом не повёл, равнодушно пропуская меня.

Так я впервые оказался на этом огромном корабле. Куда идти? Путей было великое множество. Решил облазить ближайшие внутренности и зашел в большую дверь — главный проход. Внутри меня встретила огромная широкая лестница, ведущая куда-то вверх, и две — поуже, ведущие вниз. Но! Если бы это были просто лестницы! Всё вокруг было больше похоже на какие-то дворцовые интерьеры. Ковры-дорожки с прихотливым рисунком, тускло-желтого цвета металлическая отделка, шикарные светильники в бронзовой фигурной оправе, огромные панно на стенах на морскую тему, растительные узоры у иллюминаторов и дверей. С моим малюсеньким жизненным опытом я вообще никогда не видел и близко ничего подобного, разве что на красивых буклетах про дворцы, которые мама привозила из Ленинграда. Я вообще не мог предположить, что внутри корабля в принципе может быть такая роскошь! Потрясённый увиденным, я медленно побрёл дальше по этой палубе. По коридорам и проходам носились в разных направлениях какие-то люди — буфетчицы, горничные, мужики с какими-то удлинителями и непонятными мне устройствами, что-то сворачивали и сматывали, не обращая на меня ровно никакого внимания. Дальше, куда-то завернув, я попал в ресторан — огромный зал с гигантским круглым плафоном-картиной на потолке, а пройдя его насквозь, опять попал в проход, ведущий в залы поменьше. Зашёл в один из них, с узорчатым паркетом, где стоял большой рояль, а с краю была сооружена сцена, потом в другой, просто с креслами и столиками. Потом поднялся по другой широченной дворцовой лестнице (нет, это ну никак нельзя было назвать трапом!) наверх, где по обоим бортам были сооружены широкие проходы с деревянным полом. Площадь была такая, что там реально можно было играть в футбол! Спустившись вниз на две палубы, я ещё в тот день посмотрел пассажирские каюты (почти все были полуоткрыты), и примерно через час в полнейшем изумлении и смятении отбыл с корабля — обратно через секретную дырку, на автобус и домой. Это был какой-то совсем новый, непонятный и неизвестный для меня мир, и я твёрдо решил прийти на «Союз» ещё раз, как только он придёт в Петропавловск со следующим рейсом. И ни с кем моим открытием насчёт дырки пока не делиться.

Дома я молчал как партизан, около недели, а в один из дней у нас в гостях снова были моряки — коллеги отчима по экипажу. Капитана не было, но был электромеханик, тралмастер и старпом. Так вот, там я за столом похвастался им своим открытием, когда они выпили и раскрепостились. Мой рассказ вызвал у мареманов заметное оживление и массу советов:- (старпом) О-о-о! Ну ты подпольщик, Серёг! Проник! А бассейн-то видел?- Какой бассейн? - Там бассейн есть. С подводной цветной подсветкой. (мечтательно) А после двенадцати ночи там бабы того… стриптиз делали… Эххх!- Неа... не видел...- Что вы такое ребёнку говорите! (это моя мама, возмущенно)- (старпом, хмыкнув) Ребёнку, ёптить… ничо, пускай правду жизни узнаёт, подрастает уже.- (электромеханик) А ещё там три ресторана.- А я только один видел, большой.- (тралмастер, закусывая грибочками) А рояль из рейхсканцелярии видел?- Да какой-то видел, не знаю.- Как! Он там один. Сам Гитлер в минуты настроения на нём играл!- Чё, правда???- Конечно! (назидательно) А сам корабль тогда назывался «Гроссдойчланд»!- (старпом, наливая ещё) Какой, блядь, «Дойчланд»! «Адольф Гитлер» он назывался. Это был его личный корабль!- И бомбу на него американцы бросили. Оторвало нос на двадцать два метра, потом обрезали. Так что теперь он короче, чем был!- И милиция там своя!- Ещё телефонная станция на тысячу номеров (а это и правда оказалось так).

В общем, за какой-то час подпившие моряки вывалили на мою головушку массу причудливо перемешанных колоритных фактов и мифов, которые, оказывается, подпитывали ауру этого уникального корабля. Начало 2000-х. Легендарный рояль с музыкального салона «Советского Союза», овеянный невероятными мифами («с самой рейхсканцелярии»), сохранился и был поставлен в Пушкинском театре ДВГТУ.

К слову, с самыми разными мифами о «Союзе», порою совершенно абсурдными, за последующие годы я сталкивался многократно, да и потом видел их, тиражированные, и в воспоминаниях в Сети.Вот, например:К причалу Владивостокского морпорта подошло огромное пассажирское судно – теплоход под названием Советский Союз. Его размеры впечатляли. Когда-то этот пароход был немецким и назывался толи Третий Рейх, толи Адольф Гитлер. Вот на этом исполине мне предстояло провести пять суток по пути на Камчатку. Его интерьеры и внутренние убранства поражали своим великолепием. В коридорах многочисленных палуб можно было заблудиться. А главное – специфический приятный аромат, ни-то деревом, ни-то коврами. Так пахнет только на кораблях.

Или вот, из вступления к статье Г.П. Турмова:...Речь пойдет не об истории великого государства, распавшегося на наших глазах, а о пароходе, вернее, теплоходе, белоснежном лайнере-красавце, ставшем флагманом Дальневосточного морского пароходства в конце 50-х годов прошлого столетия. В дни моей юности, да и значительно позднее, об этом теплоходе ходили легенды. Кто говорил, что раньше он назывался «Великой Германией», кто «Адольфом Гитлером», но то, что он был из Германии - это знали все.

Но ладно, это лирика, я отвлёкся. Совершенно заинтригованный всем увиденным и услышанным, я дождался нового прихода «Союза», примерно через месяц – уже в разгар снежной камчатской зимы. Приехал туда на второй день стоянки. Путь традиционный – остановка «Дом Флота», дырка, тропинка, причал, трап. Однако меня ждал грандиозный облом: вахтенный меня окликнул и, не получив никакого внятного обьяснения, задержал за хлястик куртки, когда я было внаглую метнулся в чрево главного входа. С позором меня вытурили вниз, и тогда я понял – надо идти только в первый день прихода, когда все расслаблены, а на корабле бедлам и уборка после высадки пассажиров. А идти – спокойно и уверенно, как будто так надо. И ещё: в этот момент можно проникать во все помещения, а не только в пассажирскую часть лайнера. Экипажная же (служебная) часть в обычном режиме была защищена грозными табличками «Посторонним вход воспрещён! Crew only!», и все проходы закрыты.

Камчатка, Авачинская бухта, 1970-е. «Советский Союз» проходит полуостров Завойко, направляясь в открытый океан.Архив А.П. Пирагиса

А теперь послушайте эту песню - она как нельзя лучше сейчас подходит к моему настроению, и ждите второй части, в которой мы продолжим смотреть лайнер, смотаемся на нём в бухту Русскую, попьём чай в ходовой рубке и будем расследовать советскую часть его биографии.

*Честное предупреждение. Если вдруг выищется какой ментор, который начнёт тут учить, что пассажирский лайнер нельзя называть кораблём, а можно только судном - сразу будет забанен, безо всяких антимоний.

Четыре жизни "Советского Союза":1. Знакомство, 2. На лайнере, 3. Немецкая биография (1923-1947), 4. Советская биография (1947-1982)

periskop.livejournal.com

Легенды и правда «Советского Союза»

В декабре нынешнего года исполняется 85 лет со дня спуска со стапелей судна, которое с середины 50-х до начала 80-х годов прошлого столетия было флагманом дальневосточного морского пассажирского флота. С паротурбоходом «Советский Союз» связано множество с

В декабре нынешнего года исполняется 85 лет со дня спуска со стапелей судна, которое с середины 50-х до начала 80-х годов прошлого столетия было флагманом дальневосточного морского пассажирского флота. С паротурбоходом «Советский Союз» связано множество самых невероятных легенд и мифов.

Одни «знатоки» рассказывали, что первоначально судно было столь огромным, что не могло развернуться в бухте Золотой Рог и его пришлось чуть ли не наполовину обрезать, другие утверждали, что первоначально судно называлось «Адольф Гитлер» (по другой версии – «Великая Германия») и якобы по этой причине немцы поклялись утопить его при первом удобном случае. Механизм появления последней легенды в принципе понятен. В октябре 1955 года (за полтора года до появления «Советского Союза» во Владивостоке) на рейде Севастополя взорвался и затонул, унеся с собой в пучину более 600 человек, линкор «Новороссийск». Он также был получен по репарациям, входил прежде в итальянский ВМФ и назывался «Джулио Чезаре».

По стране немедленно поползли слухи (они, кстати, гуляют до сих пор) о том, что «Новороссийск» взорвали мстительные итальянские боевые пловцы, которые, к слову сказать, по праву считались лучшими в мире. А потому многие дальневосточники были убеждены, что «Советский Союз» специально «сховали» на самый дальний бассейн - подальше от мстительных «фрицев»…

Было немало и других легенд, связанных с судном, которое носило четыре (!) названия. Но его реальная история – в тексте, который мы публикуем ниже.

По имени президента

Перед Первой мировой войной Германия находилась на втором месте в мире по тоннажу, уступая только безусловному лидеру – Англии. Ведущей судоходной компанией Германии являлась компания Hamburg-Amerikanische Packetfarhrt Aktien-Gesellschaft (HAPAG), которая имела в своём составе несколько крупнейших пассажирских трансатлантиков, некоторые из которых в своё время обладали «Голубой лентой Атлантики». Президентом компании, приведшим её к процветанию, был Альберт Баллин (Albert Ballin, 1857 – 1918). Долгое время лозунг компании гласил: «Величина и комфорт превыше скорости».

После поражения Германии по условиям мирного договора практически весь немецкий флот был разделён между победившими союзниками. Альберт Баллин не смог пережить крушение компании и 9 ноября 1918 года, в день капитуляции Германии, покончил жизнь самоубийством.

После смерти Альберта Баллина новое руководство компании HAPAG сделало упор на строительство грузопассажирских судов, доступных для широкого круга пассажиров, на которых оптимально сочетались удобство, надёжность и разумные цены. В соответствии с этой концепцией в компании было принято решение о строительстве четырёх однотипных трансатлантических лайнеров. Строительство этих судов стало своеобразным символом возрождения Германии.

Первое судно серии, названное в честь бывшего президента компании Albert Ballin, было заложено 24 августа 1921 года на судостроительном заводе «Блом и Фосс» (Blohm & Voss) в Гамбурге и получило строительный номер 403. 16 декабря 1922 года судно было спущено со стапелей, а 17 июня 1923 года передано заказчику – компании HAPAG.

О большом внимании к строительству судов этой серии говорит тот факт, что второе судно серии Deutschland было спущено со стапелей 28 апреля 1923 года в присутствии рейхспрезидента Фридриха Эберта (Friedrich Ebert). Несколько позже были построены ещё два судна – Hamburg и New York.

В свой первый трансатлантический рейс из Гамбурга в Нью-Йорк с заходом в Саутгемптон (Великобритания) Albert Ballin вышел 4 июля 1923 года. Продолжительность перехода составила 10,5 суток.

Двухвинтовой пассажирский лайнер имел валовую регистровую вместимость 20 815 тонн, длину 191,2 метра, ширину 24 метра. Две паровые турбины развивали суммарную мощность на валу 13500 л. с., что обеспечивало эксплуатационную скорость 15,5 узла и максимальную скорость до 16,5 узла. Лайнер мог принимать 250 пассажиров в 1-й класс, 340 пассажиров во 2-й класс и 960 пассажиров в 3-й класс. В качестве топлива использовался мазут. Внешней особенностью судна были четыре мачты с грузовыми стрелами и своеобразные очертания носовой части. В своём рекламном буклете компания HAPAG обращала особое внимание пассажиров на следующий момент: «Помимо множества разнообразных новинок, призванных сделать путешествие на борту нового судна богаче и разнообразнее, для пассажиров всех трёх классов в течение всего рейса будут показывать кино. Особенно приятно это будет в дождливые и холодные вечера, когда пассажиры не смогут оставаться на палубе». В 1932 году на борту судна стали демонстрировать звуковые художественные фильмы.

Привлекательность судов типа Albert Ballin в значительной степени была обусловлена устройствами для успокоения качки, благодаря которым даже при значительном волнении моря суда испытывали плавную и ровную качку, а крен судна не превышал 5 градусов. Американские путешественники дали этим судам почётное название «Суда антиморской болезни». Суда типа Albert Ballin оказались достаточно экономичными в эксплуатации и вскоре стали весьма популярны среди пассажиров.

Перемены судьбы

Стремление улучшить дизайн судна и усовершенствовать его конструкцию приводило к постоянным перестройкам и модернизациям. На судне удлиняли и укорачивали дымовые трубы, делали перепланировку пассажирских кают. В 1927 году лобовую часть надстройки сделали полностью остеклённой. В конце 20-х годов скорость судна стала недостаточной, и 11 сентября 1929 года Albert Ballin стал на модернизацию. В ходе модернизации на судно установили четыре новых котла и две новые активно-реактивные паровые четырёхкорпусные турбины завода «Блом и Фосс».

После модернизации валовая регистровая вместимость судна достигла 20 931 тонны, а эксплуатационная скорость судна выросла до 19,5 узла.

Однако испытания, проведённые в начале 30-х годов, показали, что форма корпуса судов далека от оптимальной и при удлинении корпуса примерно на 10 метров для обеспечения скорости 19,5 узла потребуется менее 20 000 л. с. мощности, что даст значительную экономию топлива. После этого было принято решение удлинить все суда этой серии примерно на 12 метров и изменить форму форштевня.

Модернизацию проводили в доках № 5 и № 6 судостроительного завода «Блом и Фосс». Когда первое судно квартета Hamburg прибыло на завод, в доке № 6 уже стояли друг за другом все четыре носовые части, каждая весом около 600 тонн. Следом подобную модернизацию прошли Deutschland, New York и последним - в июле 1934 года – Albert Ballin. В результате модернизации судно получило наклонный форштевень, что обеспечивало значительную экономию топлива. Максимальная скорость судна возросла до 21,5 узла, тоннаж достиг 21 131 тонны, а максимальная длина составила 205,2 метра.

Вскоре после этого по требованию пришедших к власти нацистов (Альберт Баллин был евреем) судно было переименовано и стало называться Hansa.

В свой последний рейс в качестве пассажирского лайнера судно вышло 27 июля 1939 года, после чего было передано военно-морскому флоту Германии в качестве плавбазы.

Участвуя в беспримерной в истории эвакуации людей и ресурсов из Восточной Пруссии и Померании, 6 марта 1945 года Hansa подорвалась на мине недалеко от порта Варнемюнде (Warnemunde) и потеряла ход. Была предпринята попытка буксировки, но вскоре судно наскочило на подводное препятствие (по некоторым данным, это была притопленная баржа) и начало тонуть. Тонуло судно достаточно долго, благодаря чему всем пассажирам и членам экипажа удалось спастись. Hansa легла на левый борт на глубине около 20 метров, при этом правый борт выступал из воды примерно на 5 метров.

Судьбу Hansa разделили и остальные суда квартета.

Hamburg был мобилизован в 1940 году и использовался как база немецких подводных лодок недалеко от города Готенхафен (Gotenhafen). В течение зимы - весны 1945 года перевёз из Восточной Пруссии в Германию более 23 000 человек. 7 марта 1945 года подорвался на двух английских авиационных минах и затонул у острова Рюген, недалеко от немецкого города Сассница (Sassnitz).

Deutschland также с 1940 года использовался в качестве плавучей казармы в Готенхафене. Потоплен английской авиацией 3 мая 1945 года в немецком порту Любек (Lubeck).

New York погиб 3 апреля 1945 года в порту Киль.

После окончания Второй мировой войны по договорённости с союзниками Советскому Союзу отошли Hansa и Hamburg, а Deutschland и New York достались англичанам.

Англичане подняли Deutschland и New York, отбуксировали в Англию, но сочли их восстановление нецелесообразным и разделали на металлолом.

Паротурбоход Hamburg был поднят в 1950 году, проходил восстановительный ремонт в Варнемюнде и Антверпене. Первоначально планировалось использовать его в качестве пассажирского судна на Дальнем Востоке. Судно получило название «Юрий Долгорукий», а в Германию была уже направлена приёмочная команда из Владивостока. Но в 1957 году на уровне правительства СССР было принято решение переоборудовать судно в китобойную базу с базированием в Калининграде. Начиная с 1960 года плавбаза «Юрий Долгорукий» активно использовалась на промысле китов во многих районах Мирового океана. В связи с международной конвенцией, резко ограничившей промысел китов, плавбаза «Юрий Долгорукий» в 1977 году была выведена из эксплуатации и разделана на металлолом.

Под советским флагом

В 1947 году аварийно-спасательная служба Балтийского флота обследовала затонувшую Hansa, после чего было принято решение о её подъёме. Сложность подъёма состояла в том, что судно оказалось сильно заиленным, а малая глубина осложняла постановку его на ровный киль. Работы продолжались около двух лет, и только 15 декабря 1949 года судно подняли и отвели в Варнемюнде, где на заводе «Варновверфт» (Warnowwerft) произвели восстановительный ремонт. В связи с отсутствием в Варнемюнде дока достаточной величины корпусные работы провели в Антверпене (Бельгия) на верфи John Cockerill. В 1953 году судно получило официальное название «Советский Союз».

В 1954 году на ремонтирующемся судне по невыясненным причинам произошли взрыв и пожар, сильно повредившие внутренние помещения судна. Но тем не менее в сентябре 1955 года судно передали заказчику. Во время ремонта изменился внешний вид судна: вместо двух дымовых труб была сделана одна большая куполообразная, вместо носовой и кормовой мачт поставили грузовые колонки, верхняя палуба стала непрерывной. Тоннаж судна вырос до 23 009 тонн. На судне оборудовали 10 кают «Люкс» и 2 каюты «Спецлюкс» всего на 20 пассажиров, 90 кают 1-го класса (150 пассажиров), 85 кают 2-го класса (404 пассажира) и 85 кают 3-го класса (602 пассажира). Кроме того, судно могло принять 2 280 тонн генерального груза.

Во время ремонта в связи с отсутствием высококвалифицированных специалистов не удалось полностью восстановить турбины и отцентровать главные редукторы. По этой причине мощность главной машины рекомендовали снизить до 14000 л. с., что обеспечивало скорость 16,5 узла.

13 октября 1955 года паротурбоход «Советский Союз» под командованием капитана Николая Борисовича Артюха прибыл в Одессу, а затем перешёл в Севастополь. В Севастополе на Севморзаводе с судна сняли одну из турбин заднего хода и отправили на балансировку на Харьковский турбинный завод, а также провели докование в сухом доке завода. Во время стоянки в Севастополе на «Советском Союзе» побывали Никита Хрущёв, Леонид Брежнев, руководитель венгерских коммунистов Матьяш Ракоши, которому вскоре суждено было лишиться всех своих постов в ходе венгерского восстания 1956 года.

В ноябре 1956 года капитаном-наставником на «Советский Союз» назначен Серафим Порфирьевич Мышевский, а в марте 1957 года «Советский Союз» под командованием капитана Артюха и капитана-наставника Мышевского вышел на Дальний Восток. Шли вокруг Африки, и уже в конце мая судно встало на экспрессную линию Владивосток – Петропавловск-Камчатский. В качестве базы ремонта на Дальнем Востоке для «Советского Союза» определили Дальзавод, где имелся (и имеется) сухой док соответствующих размеров.

После прихода во Владивосток, в мае 1957 года, капитаном судна был назначен Мышевский, который проработал на «Советском Союзе» до 1962 года. С 1965 по 1977 год капитаном паротурбохода «Советский Союз» был Герой Социалистического Труда Борис Андреевич Гришин.

С 11 января по 29 марта 1971 года судно прошло ремонт в Гонконге, во время которого в числе прочих работ были окончательно отцентрованы главные редукторы, и судно смогло развивать скорость до 19 узлов.

Паротурбоход «Советский Союз» закончил работу на камчатской пассажирской линии 30 ноября 1980 года и в соответствии с распоряжением начальника Дальневосточного морского пароходства № 1037 от 2 декабря 1980 года был поставлен на прикол для демонтажа оборудования, снятия материалов, технического снабжения и подготовки судна к сдаче на металлолом.

Приказом министра морского флота СССР № 256 от 5 декабря 1980 года лайнер «Советский Союз» списан с баланса транспортного флота, после чего приказом начальника ДВМП переименован в «Тобольск»; понятно, что «Советский Союз» просто не мог подлежать разделке на металлолом. Весь 1981 год «Тобольск» простоял на приколе во Владивостокском морском торговом порту.

5 марта 1982 года паротурбоход «Тобольск» самостоятельно вышел в последний рейс на разделку с экипажем 60 человек под командованием капитана Геннадия Александровича Кобцева, а 17 марта того же года судно было официально передано для разделки на металл одной из компаний Гонконга.

Так завершилась славная 60-летняя судьба пассажирского судна Albert Ballin - Hansa - «Советский Союз» - «Тобольск».

Автор: Анатолий БОРИСЕНКО

vladnews.ru

Советский Союз (теплоход) - это... Что такое Советский Союз (теплоход)?

Колокол теплохода

Советский Союз — советский океанский лайнер, бывшее германское судно, носившее названия «Альберт Баллин» (нем. «Albert Ballin») и «Ганза» (нем. «Hansa»). Списано в 1980 году под названием «Тобольск».

История

Под немецким флагом

Судно было заложено в Гамбурге 24 августа 1921 года на верфи Blohm & Voss для трансатлантических рейсов из Германии в Америку[1]; получило строительный номер 403 и название «Альберт Баллин» в честь крупнейшего судовладельца компании «Гамбург-Америкалайн» (Hamburg Amerika Linie - HAPAG) — Альберта Баллина. Оно могло перевозить более 1800 человек в каютах первого, второго и третьего класса.

16 декабря 1922 года судно было спущено со стапелей, а 17 июня 1923 года — передано заказчику — компании HAPAG.

В середине 1923 года «Альберт Баллин» отправился в первый пробный рейс на Нью-Йорк.

В 1935 году «Альберт Баллин», носящий имя этнического еврея, решением нацистских властей был переименован в «Ганзу». В годы второй мировой войны «Ганза» вошла в состав военно-морского флота Германии и перевозила военные грузы и войска.

В конце января 1945 года «Ганза» должна была участвовать в конвое по перевозке немецких войск вместе с другим лайнером — «Вильгельм Густлов». Однако через четыре часа после выхода из Данцига на «Ганзе» произошла поломка главной машины. Конвой остановился для перегрузки и распределения контингента по другим судам.

В марте 1945 года во время эвакуации гитлеровцев из Восточной Пруссии «Ганза» подорвалась на мине и затонула на 20-метровой глубине в 9 милях от берега.

Под советским флагом

В соответствии с решениями Потсдамской конференции руководителей трех союзных держав военно-морской флот и торговый флоты Германии были разделены поровну между странами-победителями в счет репараций. В число судов, предназначенных для передачи СССР, попала и «Ганза».

В 1947 году аварийно-спасательная служба Балтийского флота обследовала затонувшую Hansa, после чего было принято решение о её подъёме. Сложность подъёма состояла в том, что судно оказалось сильно заиленным, а малая глубина осложняла постановку его на ровный киль. Работы продолжались около двух лет. 15 декабря 1949 года судно подняли и отвели в Варнемюнде, где на заводе «Варновверфт» (ГДР) произвели восстановительный ремонт. В связи с отсутствием в Варнемюнде дока достаточной величины корпусные работы провели в Антверпене (Бельгия) на верфи группы компаний «Джон Коккериль». В ходе восстановительных работ из двух дымовых труб осталась одна, от четырех мачт с грузовыми стрелами остались только две.

В 1953 году судно получило официальное название «Советский Союз» и вступило в состав морского флота СССР.

В марте 1957 года «Советский Союз» прибыл во Владивосток[2] и стал работать на Камчатской экспрессной линии Владивосток — Петропавловск.[3]

За период с 1957 по 1980 годы лайнер перевез почти 60 000 пассажиров.

Приказом министра морского флота СССР № 256 от 5 декабря 1980 года лайнер «Советский Союз» был списан с баланса транспортного флота, после чего приказом начальника ДВМП переименован в «Тобольск». Причиной переименования послужило соображение о неприемлемости возможных инсинуаций о «сдаче „Советского Союза“ в металлолом». Весь 1981 год «Тобольск» простоял на приколе во Владивостокском морском торговом порту.

5 марта 1982 года паротурбоход «Тобольск» с экипажем 60 человек самостоятельно вышел в последний рейс на разделку, а 17 марта того же года судно было официально передано для разделки на металл одной из компаний Гонконга.

Факт

В 1974 году с теплохода «Советский Союз» во время безвизового круиза к экватору без заходов в иностранные порты, в момент прохождения у берегов Филиппин, бежал советский океанограф Станислав Курилов. С ластами, маской и трубкой без еды и питья в течение 3 суток он проплыл до острова Сиаргао около 100 км[4][5][6][7].

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Приморский капитан Пётр Полещук: «Никакого «Адольфа Гитлера» не было» | ОБЩЕСТВО:Люди | ОБЩЕСТВО

У судов, как и у людей - своя судьба. Они рождаются, живут и умирают с той лишь разницей, что об одних забывают, а другие попадают в историю и становятся легендами.

90 лет назад в свой первый рейс под своим первым именем «Albert Ballin» отправился пароход, впоследствии ставший теплоходом «Советский Союз». Через 30 лет после рождения судно получило имя страны советов, а еще через 30 было списано. С последним капитаном самого известного судна страны Петром ПОЛЕЩУКОМ беседовала корреспондент «АиФ - Приморья».

Трофей Третьего рейха

Досье
Пётр Полещук родился в 1926 г. в Житомирской области. Вскоре семью выслали в Сибирь. Окончил ДВИИМУ по специальности инженер-судоводитель. Сейчас - на заслуженном отдыхе.

П.П.: - Судно досталось нам по репарации. Не в лучшем виде. В 1945 г. фашисты взорвали его на рейде Варнемюнде, и оно было затоплено, лишь 8 метров возвышались над поверхностью воды. В 1949 г. его подняли, а потом там же, в Германии, восстановили - по чертежам Ленинградского центрального конструкторского бюро Морского флота. Мало кто знает, но руководитель проекта получил за свою работу Сталинскую премию. Возрожденный лайнер стал самым крупным пассажирским судном в СССР, поэтому и назвали его в 1953 г. «Советский Союз». Спустя два года я был назначен вторым помощником на этот пароход, тогда он еще стоял в немецком порту Засниц. В январе 1956 года мы вышли из Засница и направились Севастополь. Еще на входе в бухту мы увидели перевернутый линкор «Новороссийск» (бывший «Джулио Чезаре», доставшийся нашей стране так же по репарации). Как известно, он затонул 29 октября 1955 г. после взрыва в носовой части. Слухов ходило много, поговаривали, что это была донная мина... Нас поставили к северной причальной стенке, рядом с которой было похоронено около 600 человек. Можете представить, что мы тогда чувствовали. (Говорят, что судьба «Новороссийска» косвенно положила начало легенде о том, что «Советский Союз» якобы носил  название «Адольф Гитлер». «Знающие» люди утверждали, что немецкий  трофейный пароход с крамольным названием специально отогнали на Дальний Восток, чтобы его не постигла участь «Новороссийска» - не простят, дескать, немцы издевательства над  именем вождя, взорвут. Прим. ред.)

«АиФ-Приморье»: - Почему же «Советский Союз» не сразу отправился из Германии во Владивосток, а сначала он зашел в Севастополь? Ведь это такой крюк.

П.П.: - По какой-то причине немцы не смогли сбалансировать турбину заднего хода. В Севастополе ее сняли и отправили на завод в Харьков. Экипаж ждал, пока ее отремонтируют. Работы заняли около года, поэтому в Севастополь приехали даже семьи моряков.

VIP-гости

«АиФ-Приморье»: - Я слышала, что на борт «Советского Союза» в разное время поднимались важные визитеры…

П.П.: - Во время ходовых испытаний, которые  проходили вдоль Черноморского побережья, во время стоянки напротив Ливадии судно увидел Никита ХРУЩЁВ. Захотел подняться на палубу.

«АиФ-Приморье»: - Никите Сергеевичу понравилось?   

П.П.: - Думаю, что да. С тем визитом связана одна интересная история. Гости прибыли на торпедном катере. Все они поднялись на борт, походили по пароходу, а когда Хрущев прощался и начал спускаться по трапу, один из членов команды - молодой матрос АНОШКИН - окликнул Генсека и передал ему письмо. Никита Сергеевич машинально положил его в карман. Как выяснилось потом, в нем матрос просил обратить внимание на невысокие зарплаты и отсутствие жилья у моряков.

После их отъезда руководство судна стало выяснять, кому предназначалось секретное послание. Приехал комендант Кремля, сотрудники КГБ… Мы думали, что Аношкину за такое послание «оторвут голову», но всё обошлось.

Был еще такой случай. Ворошилов во время визита на пароход заверил, что приедет домой и обязательно расскажет о чудесах наших корабелов. А я ему и говорю, что судно построили немцы. «А я-то думал, что оно наше», - растерянно произнес он.

Первым же капитаном «Советского Союза» был Николай АРТЮХ (почетный гражданин Владивостока, старый партизан). Тогда поговаривали, что именно с него скульптор лепил главную фигуру памятника Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке. Кстати, первый Вечный огонь во Владивостоке в 1975 году зажег он.

Через Находку во Владивосток

«АиФ-Приморье»:  - Когда же вы направились к приморским берегам?

Справка
17 июня 1923 г. судно «Albert Ballin» (первое имя) было передано заказчику - компании HAPAG, а 4 июля 1923 г. оно вышло в первый рейс из Гамбурга на Нью-Йорк. 1 октября 1935 г. лайнер переименовали и назвали «Hansa», затем - «Советский Союз» (1953 г.) и  «Тобольск» (5 декабря 1980 г.).

П.П.: - В конце декабря мы перешли в Одессу. Судно загрузили овощными консервами и в январе 1957 г. оно отправилось на Дальний Восток. Мы обогнули Африку и без заходов в порты 8 марта пришли не во Владивосток, а в Находку, так как консервы надо было доставить именно туда. Во Владивосток прибыли 29 мая. «Советский Союз» поставили на экспрессную каботажную линию Владивосток - Петропавловск-Камчатский. Из-за железного занавеса он не мог ходить в круизы, поэтому главным образом перевозил людей, прибывающих на Дальний Восток по оргнабору и на рыбный промысел. Перевозили, конечно, и продукты, и производственные грузы. На этой линии турбоход работал до конца.

«АиФ-Приморье»: - Именно о «Советском Союзе» слагались легенды. Как вы думаете, почему они появлялись?

П.П.: - Может, потому, что это был самый большой и, на мой взгляд, самый красивый пароход страны. А может быть, потому что его «живая» история похожа на легенду - «морской волк» обошел все континенты, покорил десятки морей. Но не все знали его подлинную историю, поэтому и появилась легенда, что раньше его называли «Адольф Гитлер». Но это миф, причем не единственный.

Конец «Советского Союза»

«АиФ-Приморье»: - Сколько лет вы были капитаном на «Советском Союзе»?

П.П.: - С 1976 по 1981 год. Конечно, когда я уходил в отпуск, меня подменяли, чаще всего это был капитан ВЕДЕНСКИЙ.

«АиФ-Приморье»: - И работали исключительно на каботажной линии?

П.П.: - Да. Турбоход «Советский Союз» закончил свою работу на каботажной линии 30 ноября 1980 г., а 2 декабря был поставлен на прикол для демонтажа оборудования и подготовки судна к сдаче на металлолом. На тот момент ему было уже 57 лет! В январе 1982 г. я был назначен капитаном Владивостокского торгового порта, а на разделку в Гонконг под новым именем «Тобольск» его повел уже капитан Геннадий КОБЦЕВ.

«АиФ-Приморье»: - Сейчас принято сохранять суда, как надводные музеи. Как вы считаете, можно ли было реанимировать «Советский Союз»?

П.П.: - Для того времени он был, безусловно, хорош (здесь было, например, три ресторана, тренажерный зал), но время не пощадило «Советский Союз». У него прогнила деревянная палуба, коррозии подвергся металл. Да и помещения не прошли бы по классу пожарной безопасности. Там были такие лабиринты, в которых легко было затеряться. Нашли бы только по запаху.

«АиФ-Приморье»: - А если бы вас не назначили капитаном порта, вы бы повели «Тобольск» на разделку? Жалко было прощаться с ним?

П.П.: - Когда «Советский Союз» стали оформлять на «гвозди», то я в шутку сказал одному из партсекретарей ДВМП: «Нельзя «Советский Союз» сдавать на металлолом. Это плохое предзнаменование». Он в ответ буркнул, чтобы я «громче молчал», а то посадят. А через 8 лет после списания судна не стало и самого Советского Союза.

Смотрите также:

www.vl.aif.ru

Советский Союз (теплоход) Википедия

Лайнер Albert Ballin, середина 1920-х годов Колокол теплохода

Советский Союз — с 1953 года советский, первоначально германский океанский лайнер, спущенный на воду на верфи Blohm + Voss в 1922 году под именем Albert Ballin, в 1935 переименован в Hansa. Списан в 1980 году под названием «Тобольск», в 1982 продан на лом и разрезан в Гонконге.

Лайнер «Советский Союз» длительное время являлся самым крупным пассажирским судном в СССР.

История

Под немецким флагом

Турбоход был заложен в Гамбурге 24 августа 1921 года на верфи Blohm & Voss для трансатлантических рейсов из Германии в Америку[2]; получил строительный номер 403 и название Albert Ballin в честь бывшего президента компании Hamburg Amerika Linie — HAPAG Альберта Баллина. Он мог перевозить более 1800 человек в каютах первого, второго и третьего класса.

Судно стало первым в серии однотипных океанских лайнеров, после него на верфи Blohm & Voss по заказу компании HAPAG на воду были спущены: Deutschland (1924), Hamburg (1926) и New York (1927). Серия считалась более «скромной», нежели довоенная серия этой же компании «Императорского класса». Все суда серии были оснащены пассивными успокоителями качки (цистернами Фрама), что придавало им значительную устойчивость при волнении.

16 декабря 1922 года судно было спущено со стапелей, а 17 июня 1923 года — передано заказчику — компании HAPAG.

В середине 1923 года Albert Ballin отправился в первый пробный рейс на Нью-Йорк.

В 1934 г. корпус судна, как и остальных судов данной серии, был удлинён на 15 метров.

В 1935 году в связи с тем, что Альберт Баллин по происхождению был евреем, решением нацистских властей судно было переименовано в Hansa. В годы Второй мировой войны Hansa вошла в состав военно-морского флота Германии и перевозила военные грузы и войска.

В конце января 1945 года Hansa должна была участвовать в конвое по перевозке немецких войск вместе с лайнером Wilhelm Gustloff. Однако через четыре часа после выхода из Данцига у Hansa произошла поломка главной машины. Конвой остановился для перегрузки и распределения воинского контингента по другим судам.

В марте 1945 года во время эвакуации Восточной Пруссии Hansa подорвалась на мине и затонула на 20-метровой глубине в 9 милях от берега.

Под советским флагом

В соответствии с решениями Потсдамской конференции руководителей трех союзных держав военно-морской и торговый флоты Германии были разделены поровну между странами-победителями в счет репараций. В число судов, предназначенных для передачи СССР, попала и «Ганза».

В 1947 году аварийно-спасательная служба Балтийского флота обследовала затонувшую «Ганзу», после чего было принято решение о её подъёме. Сложность подъёма состояла в том, что судно оказалось сильно заиленным, а малая глубина осложняла постановку его на ровный киль. Работы продолжались[кем?] около двух лет. 15 декабря 1949 года судно подняли и отвели в Варнемюнде, где на заводе «Варновверфт» (ГДР) произвели восстановительный ремонт. В связи с отсутствием в Варнемюнде дока достаточной величины, корпусные работы провели в Антверпене (Бельгия), на верфи группы компаний «Джон Коккериль». В ходе восстановительных работ из двух дымовых труб осталась одна, от четырёх мачт с грузовыми стрелами остались только две.

В 1953 году судно получило официальное название «Советский Союз». В 1954 году, незадолго перед вводом в эксплуатацию, на судне по неизвестным причинам произошёл взрыв и пожар, повредивший помещения. После повторных восстановительных работ судно было в 1955 году передано Советскому Союзу и вступило в состав морского флота СССР. В марте 1957 года «Советский Союз» прибыл во Владивосток[3] и стал работать на Камчатской экспрессной линии Владивосток — Петропавловск-Камчатский[4]. За период с 1957 по 1980 год лайнер перевёз почти 60 000 пассажиров.

Приказом министра морского флота СССР № 256 от 5 декабря 1980 года лайнер «Советский Союз» был списан с баланса транспортного флота, после чего приказом начальника ДВМП переименован в «Тобольск». Причиной переименования послужило соображение о неприемлемости возможных инсинуаций о «сдаче „Советского Союза“ в металлолом». Весь 1981 год «Тобольск» простоял на приколе во Владивостокском морском торговом порту.

5 марта 1982 года «Тобольск» с экипажем 60 человек самостоятельно вышел в последний рейс на разделку, а 17 марта того же года судно было официально передано для разделки на металл одной из компаний Гонконга.

Капитаны судна

Старшие пом. капитана

•Верхотуров Валентин Андреевич (1973-1975) •Таран Виктор Иванович (май 1981 - август 1982 г.г.)

Факт

В 1974 году с лайнера «Советский Союз» во время безвизового круиза к экватору без заходов в иностранные порты, в момент прохождения у берегов Филиппин, бежал советский гражданин Станислав Курилов. С ластами, маской и трубкой, без еды и питья, в течение 3 суток он проплыл до острова Сиаргао около 100 км[6][7][8][9].

См. также

Литература

  • Bock, Bruno. Soviet Bloc Merchant Ships. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1981. — ISBN 0870216694.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Советский Союз (паротурбоход) — WiKi

Под немецким флагом

Турбоход был заложен в Гамбурге 24 августа 1921 года на верфи Blohm & Voss для трансатлантических рейсов из Германии в Америку[2]; получил строительный номер 403 и название Albert Ballin в честь бывшего президента компании Hamburg Amerika Linie — HAPAG Альберта Баллина. Он мог перевозить более 1800 человек в каютах первого, второго и третьего класса.

Судно стало первым в серии однотипных океанских лайнеров, после него на верфи Blohm & Voss по заказу компании HAPAG на воду были спущены: Deutschland (1924), Hamburg (1926) и New York (1927). Серия считалась более «скромной», нежели довоенная серия этой же компании «Императорского класса». Все суда серии были оснащены пассивными успокоителями качки (цистернами Фрама), что придавало им значительную устойчивость при волнении.

16 декабря 1922 года судно было спущено со стапелей, а 17 июня 1923 года — передано заказчику — компании HAPAG.

В середине 1923 года Albert Ballin отправился в первый пробный рейс на Нью-Йорк.

В 1934 г. корпус судна, как и остальных судов данной серии, был удлинён на 15 метров.

В 1935 году в связи с тем, что Альберт Баллин по происхождению был евреем, решением нацистских властей судно было переименовано в Hansa. В годы Второй мировой войны Hansa вошла в состав военно-морского флота Германии и перевозила военные грузы и войска.

В конце января 1945 года Hansa должна была участвовать в конвое по перевозке немецких войск вместе с лайнером Wilhelm Gustloff. Однако через четыре часа после выхода из Данцига у Hansa произошла поломка главной машины. Конвой остановился для перегрузки и распределения воинского контингента по другим судам.

В марте 1945 года во время эвакуации Восточной Пруссии Hansa подорвалась на мине и затонула на 20-метровой глубине в 9 милях от берега.

Под советским флагом

В соответствии с решениями Потсдамской конференции руководителей трех союзных держав военно-морской и торговый флоты Германии были разделены поровну между странами-победителями в счет репараций. В число судов, предназначенных для передачи СССР, попала и «Ганза».

В 1947 году аварийно-спасательная служба Балтийского флота обследовала затонувшую «Ганзу», после чего было принято решение о её подъёме. Сложность подъёма состояла в том, что судно оказалось сильно заиленным, а малая глубина осложняла постановку его на ровный киль. Работы продолжались[кем?] около двух лет. 15 декабря 1949 года судно подняли и отвели в Варнемюнде, где на заводе «Варновверфт» (ГДР) произвели восстановительный ремонт. В связи с отсутствием в Варнемюнде дока достаточной величины, корпусные работы провели в Антверпене (Бельгия), на верфи группы компаний «Джон Коккериль». В ходе восстановительных работ из двух дымовых труб осталась одна, от четырёх мачт с грузовыми стрелами остались только две.

В 1953 году судно получило официальное название «Советский Союз». В 1954 году, незадолго перед вводом в эксплуатацию, на судне по неизвестным причинам произошёл взрыв и пожар, повредивший помещения. После повторных восстановительных работ судно было в 1955 году передано Советскому Союзу и вступило в состав морского флота СССР. В марте 1957 года «Советский Союз» прибыл во Владивосток[3] и стал работать на Камчатской экспрессной линии Владивосток — Петропавловск-Камчатский[4]. За период с 1957 по 1980 год лайнер перевёз почти 60 000 пассажиров.

Приказом министра морского флота СССР № 256 от 5 декабря 1980 года лайнер «Советский Союз» был списан с баланса транспортного флота, после чего приказом начальника ДВМП переименован в «Тобольск». Причиной переименования послужило соображение о неприемлемости возможных инсинуаций о «сдаче „Советского Союза“ в металлолом». Весь 1981 год «Тобольск» простоял на приколе во Владивостокском морском торговом порту.

5 марта 1982 года «Тобольск» с экипажем 60 человек самостоятельно вышел в последний рейс на разделку, а 17 марта того же года судно было официально передано для разделки на металл одной из компаний Гонконга.

ru-wiki.org

Списанные и погибшее суда морфлота СССР

Знаю, ничего не вернется, Бьется злое сердце в часах.Только иногда отзовется, Солнцем, что-то вечное в нас.

Вспоминаю 85-й год. Новоросийск, у причала стоит теплоход "Иван Франко". Мне, пятилетнему пацану, тогда он показался просто огромным в сравнении с речными теплоходами. Нет теперь "Ивана Франко" - как и большинство советского морского пасфлота он окончил свою жизнь на "Пляже мертвецов" в индийском Аланге, кто-то - в Пакистане или Турции. Этот пост - воспоминание. О том флоте, который когда-то у нас был. И очень хочется надеятся что вновь по морям пойдут красавцы лайнеры под российским триколором. Но пока - увы - это мечты. Кто то скажет - во всем мире суда на металл режут. Неспорю. Но вместо ушедших появляются новые. А у нас пока глухо. Даже подержанных нет. Вот это и грусно.

Теплоход "Иван Франко" выходит из Александрии, 1993 годтеплоход "Михаил Лермонтов" прибывает в Тилбери, 1985 год. Затонул у побережья Новой Зеландии 16 февраля 1986 года(находился там во фрахте). Погиб 1 человек.Всего же таких теплоходов в Совторгфлоте было пять. Первые яетыре - Иван Франко, Александр Пушкин, Шота Руставелли и Тарас Шевченко- строились серией с 1964 по 1968 год. Лермонтов стоял тут особняком - его построили в 1972 году, по частично модернизированному проекту. Судьба судов серии такова - Иван Франко, Шота Руставелли и Тарас Шевченко были разделаны на металлолом соответственно в 1997, 2003 и 2004 годах, Михаил Лермонтовзатонул в 1986 году, в живых пока остается только одно судно - Александр Пушкин (1965 год постройки) - сейчас он называется Marco Polo. Но перспективы его туманны, так как судно не соответствует нормам SOLAS-2010, а требуемая переделка под эти нормы хоть и незначительная, но весьма недешевая.ASSEDO (бывший Шота Руставелли) в Кильском канале, 2003 годтурбоход "Максим Горький"Один из последних ветеранов. Сейчас его уже практически разобрали на металл в индийском Аланге. История судна такова - изначально он строился как трансатлантический лайнер. Но особо ему поработать на трансатлантической линии не удалосьь - практически сразу Hamburg (так изначально называлось судно) встал под круизы. Построенное в 1969 году судно в 73-м году приобретает Советский Союз. Практически сразу судно начинает работать с туристами в разных уголках земного шара. В 90-е годы судно возвращается в Германию и работает "под крылом" Phoenix Reisen. Уже в двухтысячные начинаются проблемы с турбинами и котлами. Да и рост стоимости топлива. Судно не раз пытались продать, и в конце 2009 года его продают на слом. Были неоднократные попытки немецких энтузиастов выкупить его (с возвращением старого названия) и установки в Гамбурге в качестве музейного судна. Но увы - в декабре 2009 года судно прибыло к месту своей последней стоянки. В настоящий момент разделка на завершающем этапе.турбоход "Федор Шаляпин"Это уже из породы британских рысаков. Cunard понимая, что хоть старушки королевы еще вылезут за счет престижа - будущее далеко не за такими гигантами. Все же англичане еще надеялись, что трансатлантика будет жить. Боинг же и им подобные надежду прихлопнули. Под вопросом оказалась судьба "малой тройки" кунарда - лайнеров Ivernia, Frankonia, Carmania. Два лайнера - Ivernia и Carmania в 1973-1974 году купил СССР. У нас транспортники пришлись ко двору- особенно на дальнем востоке - туда отправилась Ivernia, став "Федором Шаляпиным". Потом он передан был в ЧМП. На Черное море отправилась Carmania (бывш. Saxonia) - под именем "Леонид Собинов". Шаляпина разобрали в 2004 году, Собинова - в 1999-м.турбоход "Леонид Собинов"Вообще тут надо отметить, что основная направленность работы советского морского пасфлота была в массе своей транспортной, нежели круизной. Особенно это было видно по дальневосточному пароходству. Другой чертой пассажирского морфлота СССР была разнотипность - в отличии от флота речного, который в 50-е годы начал активно обновляться серийными судами (при этом до середины-конца 60-х годов немало оставалось старых несерийных пароходов). Немалое влияние здесь оказывало малое количество верфей в СССР, которые могли строить морские суда. Загружены верфи в массе своей были заказами на грузовой и военный флот. Строительство за рубежом обходилось недешево, так как верфи соцстран опять же в массе были или на реках, где крупные суда провести невозможно, или были загружены заказами Минречфлота. Строительство же на верфях капстран обходилось весьма дорого. В немалой степени загрузк морских верфей (особенно во Владивостоке и на Черном море) была обусловлена и весьма тяжелым ремонтом старых морских трофейных судов. На дальнем востоке "поддавали жару" "либертосы" - морские транспортники типа Liberty, построенные в годы войны в США. Простое и неприхотливое судно, но бывшее по сути "одноразовым". После войны их пригоняли на верфи, практически полностью меняли металл на обшивке. До недавнего времени один Liberty еще был жив - это грузовой пароход "Одесса", стоявший в одной из гаваней Владивостока и использовавшийся как плавмстерская.Вообще до середины 70-х пассажирский морфлот достаточно сильно держался за довоенные суда - такова была тенденция во всем мире. Дешевое топливо, отработанность судов и линий - все это давало возможность ходить на "старичках". пароход "Адмирал Нахимов" Это фото уникально (вообще благодаря энтузиасту морфлота Виталию Костриченко на шипспоттинге сейчас можно найти немало достаточно уникального фотоматериала по отечественным судам) тем, что оно сделано в германском Висмаре во время реконструкции парохода. Пароход был построен в 1925 году. Первоначальное название "Berlin". Судну везло как утопленнику в прямом смысле. Как и многие крупные пароходы того времени Berlin строился для трансатлантической линии. Но в отличии от своего колеги "Bremen" (который достался англичанам и был безжалостно распилен на гвозди) его задача была не в рекордах на голубую ленту атлантики. Это было судно для перевозки через океан клиентов попроще. После прихода к власти в Германии нацистов судно снимается с трансатлантической линии и начинает работать под эгидой KDF(аналог наших профсоюзов). Во время войны Berlin становится транспортом. В 1945 году он был затоплен на мелководье экипажем. После раздела флота судно было переданно СССР. После подъема его отправили в Ньюкасл, где был сделан корпусной ремонт, после чего судно перевели уже в Висмар на верфь Matias Tessen. Ремонт судна продолжался до 1955 года. Первоначально пароход должен был уйти на Дальний Восток, но в самый последний момент его судьба переменилась и он встал на Крымо-Кавказскую линию Черноморского Морского Пароходства. А на Дальний Восток ушла "Азия". Еще раз одеть военный бушлат пароходу пришлось во время карибского кризиса - он выполнил несколько рейсов к берегам Кубы. Погиб "Адмирал Нахимов" на траверзе мыса Дооб при выходе из Новороссийска 31 августа 1986 года. Сухогруз "Петр Васев" ударил его в борт. Подробно о катастрофе можно прочитать здесь - http://admiral-nakhimov.net.ru/stat.htmВ момент катастрофы на борту находилось 897 пассажиров. Погибло 359 человек.1945 год. Вот в таком виде "Berlin" достался Советскому Союзу

"Адмирал Нахимов" в порту Новороссийска

пароход Der Deutsche. По результатм раздела флота попал в СССР, переименован в "Азию". Разделан на металлолом в Японии в 1967 году

паротурбоход "Советский Союз"

Это судно по праву считалось флагманом ДАльневосточного морского пароходства. Построен в Германии по заказу компании HAPAG в 1922 году и назван именем первого президента и основателя компании - Альберта Баллина. Баллин покончил жизнь самоубийством в 1918 году в день капитуляции Германии. На счету HAPAG перед первой мирой войной - голубая лента атлантики. Турбоход "Deutschland" вырвал буквально ее у англичан. Albert Ballin стал плодом уже другой доктрины. Понимая, что сходу вырвать у Британии "Голубую ленту" нереально, фирма пошла на принцип - Комфорт и размер превыше скорости. В скорости новое судно конечно уступало королевам, но по комфорту и грузоподъемности даже превосходил их. Всего построено четыре таких судна. После прихода к власти Гитлера судно переименовали - Hansa. После войны Hansa достается Советскому Союзу вместе с однотипным лайнером Hamburg. Надо сказать, что суда неоднократно модернизировались в Германии. НАиболее кардинальная модернизация была проведена зимой 34/35 годов, когда носовая часть обоих лайнеров была удлинена на 10 метров. Это в купе с настройкой и модернизацией турбин и котлов дало рост скорости до 19 узлов. Hansa стала "Советским Союзом" и отправилась на дальний восток в качестве пассажирского лайнера (принято пароходством в 1955 году), а Hamburg стал китобойной базой "Юрий Долгорукий""Советский Союз" ведут в гаваньВ составе ДВМП судно проработало до 1980 года. Еще одну модернизацию машины оно прошло в Гонконге в 1971 году. В конце 70-х судно становится учебным. Разделано в Японии в 1982-1983 годах."Совесткий Союз" на Камчатке, 70-е годы

турбоход "Балтика"

История этого судна началась в 1939 году. Правительство СССР для Балтийского пароходства заказало два однотипных судна в Нидерландах - "Вячеслав Молотов" и "Иосиф Сталин". Уже в первые дни войны суда были мобилизованы и превращены в военные транспорта. При эвакуации с полуострова Ханко оба судна попали под обстрел. "Сталин" потерял ход и управление. Течением судно унесло к берегам Эстонии, где он был и потоплен огнем батарей немцев. По другой версии - судно подорвалось на мине. В 1945 году судно было поднято и отбуксировано в Таллин. По разным источникам в том же году разделано в Таллине, по другим - польском Гданьске."Молотов" же после войны первоначально встал на линию Ленинград - Нью-йорк, потом был заменен д/э "Россия". Некоторае время "Молотов" работал сначала на ДАльнем востоке, а потом на Черном море, после чего вернулся на Балтику.у побережья Камчатки, 1955 годтурбоход "Вячеслав Молотов" на Черном море

В 1957 году судно переименовали - "Балтика". В теже годы Н. С. Хрущев совершил на нем визит в Великобританию.

турбоход "Балтика" у Рендсбурга, Кильский канал, 1967 год

Уже при правлении Л. И. Брежнева судно попадает в некую "опалу" - сказался визит Хрущева. После этого судно в массе своей работает на внутренних линиях Балтики. В 1984 году турбоход "Балтика" выведен из эксплуатации, а в 1987 году разделан на металлолом в Дании.

теплоход "Абхазия" в Ялте, 1940 год

"Абхазия" отправляется в рейс

Июнь 1942 года, Севастополь

В качестве трофея СССР получил недостроенный теплоход MARIENBURG, строительство которого началось в 1939 году. В 1955 году он вошел в состав Чероморского пароходства под именем "Ленсовет", а в 1962 году - еще одно переименование - теперь уже "Абхазия". Изначально судно строилось для работы на Балтике в качестве парома между портами Германии и Восточной Пруссии. Разделан на металл в 1980 году в БАрселоне, Испания

Фото этого судна нет нужды представлять. "Михаил Светлов ту-ту", "Руссо туристо, облико морале", "Наши люди в булочную на таксти не ездят" - конечно же - это дизельэлектроход "Россия". Как уже отмечено, на борту судна снимались эпизоды заграничного круиза кинокомедии "Брилиантовая рука". В фильме судно называлось "Михаил Светлов"."Россия" из всех трофейных лайнеров СССР получил практически в идеальном состоянии.Лайнер был построен в Германии в 1938 году. Это при том, что киль лайнера был заложен в 1937-м. От момента закладки до первого рейса прошло 14 месяцев! Лайнер получил название "Patria" (Родина). Именно Родина, а не Адольф Гитлер. Пущенная когда то "утка" до сих пор бродит по просторам. Но тогда, в 1938 году, Patria стала крупнейшим судном с дизель-электрической энергитической установкой - весьма смелый шаг для того времени.Patria в норвежском порту Хаммерферст. Фото 1938 года (из колекции Я. Пиченевского)В 1945 году судно было передано СССР. Некоторое время поработав на линии Ленинград - Нью-Йорк (где она сменила "Вячеслава Молотова"), в 1948 году "Россия" встала на линию Одесса - Батуми.1948 год. Судно уже покрашено в белый цветДизельэлектроход был списан в 1984 году, в 1985 году судно было продано на разделку, к концу 1985 года прибыло в Сингапур, откуда отправилось на разделку в Японию, где судя по всему, к концу 1986 года было разобранно.теплоход "Ильич" - бывшая германская Caribia. На дальнем востоке в составе ДВМП также работал его систершип - Русь (ех Cordilera). Русь была списана и продана на разделку в 1981 году, Ильич - в 1983 году, разделан в Японии в конце 1984 года в Японии.

"Русь" во Владивостоке

теплоход "Кооперация"

"Кооперация" - один из "последних могикан" первого торгового флота Советской России. Построенная в 1928 году в Ленинграде, она сначала работала на линии Ленинград - Лондон перевозя пассажиров и грузы. В войну стала военным транспортом, в послевоенные годы работала на разных линиях, неоднократно ходила в Бейрут (об этих рейсах рассказывается в повести Б. А. Ременя "В чужом порту, в дали от дома") и Александрию. В 1979 году судно передается "Интерлихтеру" и становится плавучим общежитием. Стояло оно на месте нынешнего порта Усть-Дунайск. В 1987 году судно было проданно на разделку и к концу 1988 года разделано на металл в Египте.пароход "Император Петр Великий"Построен в 1913 году. В годы первой мировой войны использовался как госпитальное судно на Черном море. Впоследствии пароход неоднократно работал в разных бассейнах. Некоторое время работал в ДВМП (именно в то время он назывался "Якутия"). После возврата на Черное море судну вернули первоначальное имя - "Петр Первый". Разделан на металл в 1973 году.

В 1938 году на верфи Blom und Voss было построено два однотипных лайнера по заказу Румынии - Basarabia и Transilvania. После того, как Румыния капитулировала, ее флот был разделен. Basarabia осталась в Румынии, а Transilvania была передана Черноморскому пароходству и переименована в "Украину". Судно было списано в 1987 году. Вообще 87-й стал для многих старых судов последним - повлияла катастрофа Нахимова. Basarabia была разделана на металл уже в 90-е годы.

Transilvania в Ялте, 1972 год

пароход "Вологда"Построен в 1930 году в Данциге. Работал на Северном море. Во время войны - транспорт сопровождения. В 1956 году в Висмаре прошел модернизацию. Потом работал на линии Мурманск - Гремиха. В 1975 году списан и использовался как гостиница. Разделан на метал в 1981 году.после модернизации в ВисмареУвы, здесь конечно не все суда. Всему свое время. фотографии судов - http://www.shipspotting.com/, http://www.brovingen.no, http://www.shipsnostalgia.comДанные о судьбе судов - Ян Пиченевский (Германия, Штутгарт). Подробный список (постоянно обновляется и уточняется) можно увидеть тут - http://www.kruiznik.ru/forum/viewtopic.php?f=13&t=33&start=20

rivershkiper.livejournal.com