Ануш или Зурга: как армяне Диарбекира стали курдами. Курды и армяне


что пережила армянская невестка в Курдистане

Молодая армянка, выйдя замуж за курда, переехала в иракский Курдистан. Каково было удивление девушки, когда курды приняли ее за свою, а армянская община запретила даже входить в церковь.

ЕРЕВАН, 19 окт — Sputnik. Этнический курд Аза Абрахам приехал в Армению из Ирака, где случайно встретил свою будущую жену — армянку Анну Маргарян, в магазине. Встреча переросла в знакомствo, знакомство — в любовь, а закончилось все браком.

Анна признается — до их встречи почти ничего не знала о курдах, но сердце подсказало ей принять предложение и переехать жить в Ирак с новоиспеченным мужем.

Семья армянки — равно как и курда — был против этого союза, но в конце концов любовь победила.

"Курды — интересный народ. Любят армян, уважают, меня хорошо приняли, относятся ко мне замечательно", — говорит Анна.

Девушка и представить не могла, куда она отправится после свадьбы. Однако, по словам Анны, в Курдской части Ирака она обнаружила процветающее государство, состоявшееся общество, которое высоко ценит образование.

Религиозные различия не мешают молодой девушке. Курды в подавляющем большинстве — не фундаментальные исламисты, их взгляды очень либеральны. Что касается быта, то Анне очень близки национальные традиции курдов, они напоминают устои ее родной деревни. К тому же семья мужа гордится армянской невесткой.

© Sputnik / Asatur Yesayants

Анна Маргарян и Аза Абрахам в гостях у радио Sputnik Армения

При этом, встреча Анны с армянской общиной прошла не очень гладко. В общине есть школа, социальные структуры, но жители не сохранили национальный язык и культуру.

"Члены общины знают лишь то, что они — этнические армяне. На армянском не говорят, в Армянской апостольской церкви обряды проходят на арабском и курдском языках. Лично я ничего армянского не видела", — сказала она.

Примечательно, что не сохранившие национальную культуру соотечественники не приняли вышедшую замуж за курда и покинувшую Армению молодую девушку.

"Они меня вообще не приняли и заявили, что я не могу считать себя членом армянской общины. Пытаюсь понять их, в сложившейся ситуации у них существует проблема сохранения армянской идентичности, очень мало людей осталось. Если они ассимилируются, через несколько лет и этой общины не будет", — сказала Анна.

Девушка не скрывает желания удостоиться хотя бы нейтрального отношения соотечественников. Анна считает, что армянскую общину пугает перспектива межэтнических браков, что может послужить прецедентом для других армян.

Курдский муж даже посетил с женой армянскую церковь. Однако община, узнав, что молодой человек не является армянином, запретила Анне впредь входить в церковь.

Брак армянки и курда совпал, пожалуй, с самым важным событием в истории курдов — борьбой за независимость Курдистана. 25 сентября иракские курды провели референдум о независимости. 95% проголосовали "за" независимость, однако результаты референдума еще не получили юридической силы.

"Уже более века наша нация стремиться основать государство. В 1946 году в Ираке мы провозгласили государство Махабад, но его уничтожили. Мы боролись сначала с Саддамом, затем против режима. Наша борьба длиться по сей день", — сказал Аза.

Первый и пока единственный курдский депутат Иракского парламента получил мандат 14 лет назад — лишь в 2003 году.

"Мы не можем найти общий язык с иракским народом, они притесняют нас, сокращают зарплаты. Поскольку мы хорошо понимаем, что представители этой страны считаются нас второсортными, даже третьесортными, мы решили получить независимость", — говорит Аза.

© Sputnik / Asatur Yesayants

Аза Абрахам в гостях у радио Sputnik Армения

Что даст борьба за независимость и что ожидает иракских курдов, молодая пара затрудняется предсказать. Анна, которая является представительницей поколения независимой Армении, утверждает, что ситуация в Курдистане меняется стремительно — ни по дням, а по часам и даже по секундам.

"Делать какие-то предсказания по поводу Курдистана невозможно, но то, что 40-миллионый народ имеет право на независимое государство — это факт", — говорит Анна.

Муж уверен, что когда-нибудь его нация обретет свободу и независимость. Анна относится к вопросу реалистичнее — независимость Курдистана является площадкой столкновения интересов сверхдержав.

ru.armeniasputnik.am

А что если все-таки курды отвоюют у турок армянские территории?

*** Вспоминается, как на турецко-грузинской границе пограничник-турок, вклеивая визы в армянские паспорта моих друзей, с ухмылкой, на хорошем армянском спросил: “На свои земли направляетесь?!” С одной стороны, звучало как издевка, с другой — как признание: а ведь знают же, что земли армянские. ...Курды в большинстве своем как были скотоводами сто и более лет назад, так и остались. Земля в Баязете пропитана запахом бараньих испражнений. Близость к иранской границе (35 километров) сделала город проходным пунктом большегрузов. А вообще-то Баязет имеет великую историю. Он стоит на месте древнеармянского города Аршавакан — одной из 13 исторических столиц Армении, и когда-то был заселен в основном армянами и курдами.

Город получил название в честь Баязида — царевича государства Джалаиридов, который будучи правителем города Ани приказал в 1374 году выстроить в городе крепость для защиты от войск государства Кара-Коюнлу. Именно в Баязете я поменяла свое мнение о курдах. Да, были курдские разбойничьи отряды, которые участвовали в резне армян, чтобы занять их жилища и территории, но скольких армянских детей спас простой курдский народ. Возникло ощущение, что в каждом втором курде течет 25 процентов армянской крови. Что удивительно, армянские дети, выросшие в курдских семьях, всегда знали, что они армяне.С курдом Мустафой.JPG Автор статьи с Мустафой

Уста Мустафа, пришедший в гостиницу поприветствовать нас, потому что очень близок с нашим водителем Карапетом, именно из таких детей. Он вырос в курдской семье и женился на такой же девочке-армянке, которую воспитали курды. Он знает, откуда его корни, и всегда помнит, что его фамилия — Восканян. Отец Мустафы родился в селе Гаразиат около границы с Ираном, но потом переехал в Игдыр. “В селе Гаразиат есть черная армянская церковь, в которую мы ходили”, — вспоминает Мустафа. Спрашиваю его, какой он веры сейчас. На этот вопрос Мустафа ответить не может, лишь говорит, что мечеть не посещает и ненавидит муллу, как и Ататюрка. Вообще, я заметила, что курды искренне ненавидят турок, лишь только заходит разговор о них, они начинают плеваться и сморкаться. Мустафа не владеет армянским языком, лишь курдским, турецким и фарси, но часто бывает в Армении — очень любит армянскую столицу и армян, которых считает на редкость добродушными и гостеприимными. Сыновей своих он назвал так: Арарат, Азат, Шорер, Кава.

*** Гора Арарат поделена на курдские пастбища. Отец Бурхана пас овец и был проводником на Арарат. Это именно он расчистил тропинку до вечного льда, по которой сейчас идут восходители. Ремесло тут — пастбища и Арарат — передается по наследству от отца к сыну... Недалеко от Арарата мы видели курдские и армянские деревни, по которым до сих пор шастают турки с металлоискателями, уже не разбираясь, где жили бедные курды, где богатые армяне: ищут золото! На Арарат с нами поднимался турок Джан, в одном из разговоров о геноциде, который постоянно начинали ребята-армяне, он виновато сказал: “Ну, все тогда резали друг друга!” А потом задал вопрос об армянском золоте — правда ли, что его прятали за хачкарами. Джан был очень тактичен и старался избегать острых углов, когда наши ребята распалялись. Он был тих, приветлив, улыбчив. Также тихонечко дошел с нами до вершины, развернул флаг какого-то университета. Но когда на спуске во время урагана и молний часть нашей команды потерялась, он после Мамада — брата проводника Бурхана, поднявшего тревогу, первым бросился на поиски. Сбиться с пути на леднике выше 5000 метров грозит смертельным исходом — можно легко угодить в трещины у кратера. И турок Джан бросился искать своих спутников — армян. Видимо, правду говорят, что в горах нет национальностей, есть одна команда, одна семья, в которой главное — человечность, без национальных признаков.

Автор статьи с Бурханом

*** После Арарата посетили армянскую церковь в Вараге, ныне — Эдик Элиса, что переводится как “семь церквей”, хранителем которой стал... простой курд Мехмет Чобан. Храм обычно закрыт. Семья Чобана выдает ключи только армянам и другим интересующимся туристам. Вообще-то здесь когда-то было семь армянских армянских церквей, а также училище, в котором учился епископ Гарегин Срвандзтянц. А будущий католикос Мкртич Хримян (Айрик), портрет которого хранится в церкви, издавал здесь ежемесячник. В 1997 году храм, который находился в запустении, посетил отец Месроп Асчян. Он-то и дал денег Мехмету, чтобы тот отремонтировал, как мог, церковь и стал хранителем этой святыни. Уже несколько лет нет в живых отца Месропа, а Мехмет продолжает выполнять его волю. В книге записей есть благодарности на разных языках от армянского народа за то, что этот человек так трепетно бережет армянскую святыню. Армянская церковь в Вараге

*** В приюте ванских кошек мы тоже встретили курдов с армянскими корнями. Приют содержит курдская семья. Но Владу из нашей команды это показалось подозрительным, и он стал приставать к девушке — дочке владельцев — с расспросами. Вернее, он ей напрямую сказал: “Ты армянка!” Девушка стала отпираться. Но Влад настаивал на своем: “У тебя глаза армянские!” В конце концов девушка сдалась и сказала, что у нее бабушка армянка. Разговаривали на английском. Эта семья призналась, что знает о резне, но все это в прошлом, а жить нужно будущим.

*** В городе Мурадие (раньше — армянский город Беркри) мы решили посмотреть на потрясающей красоты водопад Беркри. Недалеко от водопада подумывали разбить палаточный лагерь, но к вечеру ливанул сильный дождь и хозяин ближайшего кафе, где мы обедали, предложил заночевать в его заведении. “Я оставлю вам ключи, а утром возьму!” — сказал Дженсем (так его звали). Вечером ребята засели за игру в мафию, Дженсем угощал всех кофе и чаем. Я как плохой игрок в карты и охотник за историями решила разговорить курда. Слишком подозрительным он мне показался: с явным наслаждением слушал армянскую речь... Дженсем признался, что отец его дедушки армянин, но в то время скрывали свое происхождение, да и сейчас особенно не афишируют. Но между тем он помнит о своих корнях. Рассказал, что поблизости есть армянские монастыри, вернее, руины, Сурб Стефанос и Сурб Аствацацин. Спрашиваю его, правда ли, что Оджалан армянин, Дженсем смеется и говорит “да”. “Но мы не говорим об этом, это не очень хорошо для национальной идеи”, — уточняет он и тут же спрашивает: “Вот каждый ли армянин может себя сжечь за своего лидера? А за Оджалана каждый курд может себя сжечь”. Над кафе Дженсема нет турецкого флага, что тоже вызывает недоумение, на что парень отвечает: “Приходит патруль и спрашивает: “Где флаг”, а я им: “Не хочу и не буду ставить!” И оно-то неудивительно, в этом районе большей частью живут курды, которые настроены воинственно, поэтому патруль не ввязывается в перепалку с ними.

*** Курды очень благосклонны к армянам. По крайней мере те, с которыми нам посчастливилось общаться. Вопреки расхожему мнению, многие из них не заняли армянские дома, поскольку “там живут духи убитых армян”. Дома армян пустуют и будто бы ожидают возвращения своих хозяев. Конечно, у армян большая обида на курдов, но этот этнос, в силу своей необразованности, если можно так сказать, стал орудием исполнения задуманного турками коварного плана, однако турки их обманули. Курдские летники на горе Аждаак

Представим теоретически, если все-таки курды “отвоюют” у турок территорию восточной Турции, что будет? Некоторые армянские политологи опасаются, что у курдов разыграются аппетиты и они пойдут дальше — к горе Алагяз (Арагац), вокруг которой раньше массово жили курды, да и сейчас там проживает небольшая часть курдского населения. Но армянские курды — это вообще другая история. В походах по армянским горам у нас была возможность с ними пообщаться: они настолько комфортно и спокойно себя чувствуют в Армении, что и не помышляют ни о каком Курдистане...

С курдом Бурханом.JPG

Армянский курд Мизлям угощает автора статьи арбузом на горе Аждаак

shuv-petrosyan.livejournal.com

Казаки, татары, армяне, айсоры против курдов и турок. 1915 год. ( 20 фото )

Полковой адъютант 1-го Лабинского полка, сотник Фостиков вспоминал:

      "Полк вел стрелковый бой с курдами в 8 - 10 верстах на юго-запад от Дутаха. Правый фланг полка был открыт, и его обошли курды. С фронта и на правый фланг они повели конную атаку. Волгцы не выдержали. Командный состав был не в силах остановить своих пожилых казаков "третьей очереди", уже отвыкших от строя.       С одним пулеметом четыре казака-пулеметчика успели ускакать, вытащив пулемет вьючками. С другим сотник Артифексов был прижат к Евфрату. Под ним убило лошадь, которая упала в воду и придавила ему ногу, и он, лежа наполовину своего тела в воде, отстреливался из револьвера.      На наседавших на Артифексова курдов откуда-то выскочили четыре пулеметчика и изрубили нескольких курдов - освободили своего офицера. Их пулемет раньше уже был взят курдами.      Артиллерийские запряжки двух орудий сотника Певнева, смятые поспешно отступавшими волгцами и смешавшись с ними, не смогли вывезти свои орудия - не успели.      Певнев и номера (казаки) орудий встретили атакующих курдов картечным огнем, но были смяты, несколько артиллеристов зарублены, а остальные казаки с сотником Певневым из-за орудий защищались револьверным огнем.      В этот момент один офицер Волгского полка с взводом казаков атаковал курдов у орудий. Певнев и его артиллеристы были спасены, взвод терцев ускакал, не заметив в пылу боя, что их офицер, под которым убита лошадь, остался у орудия. Он защищался, а потом - застрелился".

Курды.

N4RfDx3zlo8.jpgLB-Pw7Sq9bs.jpgla-vTdINGJg.jpg

Из воспоминаний подъесаула 1-го Кавказского генерал-фельдмаршала князя Потемкина-Таврического полка Федора Елисеева:

     "Распрощавшись с забайкальцами, вижу на биваке закавказских татар. Заинтересовавшись, спросил: кто они? И узнаю, что "они" есть "ат-тэльни татарьски сотнь", то есть отдельная татарская сотня. И что у них командир сотни - Али-хан из Маку.       Когда наша Закаспийская казачья бригада стояла в Маку, то этот макинский Али-хан поставлял всей бригаде фураж. Добрый толстяк приезжал к нам на бивак на маленькой белой кобылке, шутил с офицерами, бывал нашим гостем, и так как он с акцентом говорил по-русски и недостаточно понимал тонкости нашего языка, то со многими был на "ты".       Ему было около 30 лет. Я решил зайти к нему, воину и теперь союзнику нашему. Всадник-татарин довел меня до его жилища и сказал:- Он живот здэс.Пройдя по узкому, низкому и длинному проходу в глубь курдского жилища-норы, вижу: на коврике лежит все тот же очень толстый Али-хан. Он в одном белье. Обложен подушками, чтобы мягко было лежать.       Наволочки - из материи хорошего качества, но грязные. Он очень рад встрече. Извиняется, что лежит, так как ему трудно вставать. Это - кавалерийскому начальнику.      Оказывается, на собственный счет он сформировал конную сотню добровольцев - человек в 70 - и руководит ею. Он жалуется мне, что у него плохая дисциплина в сотне, так как татары очень плохо знают русский язык и в дисциплине мало что понимают.

a006af6e81ff.jpgEliseev_6_600.jpg

        У него вся надежда на грузин, его помощников, с которыми он и просит меня познакомиться. И я знакомлюсь. Это интеллигентные люди, хороших дворянских фамилий и достаточно хорошо говорящие по-русски.      Они отлично одеты и очень вежливы. Перед моим приходом у них был жаркий спор. И Али-хан просит меня рассудить, прав ли он.- Ти русскава Белава цара аффицер. Ти должин усье знат - так обратился он ко мне.Спор же был таков: надо узнать - занято ли село курдами или нет? Он вызвал добровольцев. Нашелся только один. Грузин. За это ему был обещан в награду Георгиевский крест.      Грузин один верхом въехал в село. Оно было пустое. И этот грузин-дворянин и сам Али-хан находили, что подвиг совершен и доброволец достоин награды, но всадники-татары запротестовали: в селе, мол, никого не оказалось, значит - и нет подвига.     Все с широко раскрытыми глазами ждали, что скажет "офицер русского Белого царя, который должен все знать". Высказав свой взгляд, я стал на сторону начальника "а-тэльни татарьски сотнь" Али-хана. Все смолкли, так как престиж русского офицера был для них непререкаем.

Eliseev_MAIN_640.jpg03688

        Прошли уже много. Кругом ни души. Вдруг лай собаки. Село. На рысях вскакиваем в него. По трупам вырезанных женщин и детей пределяем, что село армянское. Трупы еще не разложились. Значит резня была недавно. Кроме двух-трех худых собак - никого... Двигаемся дальше.       Из-за глыб камней показались люди, человек двадцать. Нас восемь. Силы неравные. В нас не стреляют - примета хорошая. Курды всегда стреляют еще издали. То оказались мужчины армянского вырезанного села. Они скрываются в горах от курдов уже несколько дней. О движении русских войск ничего не знают.      И какова была их радость, когда они узнали, что Ван уже занят русскими войсками. Объяснялись кое-как по-турецки. Со слезами на глазах они целуют мои ноги в стремени. Жуткая человеческая драма...

26.jpg

       Отряду был дан отдых. Мы, молодежь, верхом на лошадях немедленно же бросились в город. Он большой, до 200 тысяч жителей. Резко разделен на две, почти равные части: турецкую и армянскую. Турецкая часть, на западе, тянется до самого озера-моря Ван.      Но весь турецкий город сожжен армянами. Армянская же часть города совершенно не пострадала. Каждый двор утопает во фруктовых деревьях. Окраины армянских садов сплошь защищены окопами в рост человека, с бойницами и ходами сообщения. Все укреплено по правилам военной науки.      Зная о победном движении русских войск, армяне восстали, выбили из города небольшой турецкий гарнизон и жандармерию и дотла сожгли турецкую часть города.      Турецкие армянки красивы. С тонкими чертами лица. Они - темные шатенки с красивыми глазами. Но их совершенно не видно на улицах города, не говоря уже о кофейных и ресторанах.      Здесь восток - и вот даже армяне, христиане, в своем быту живут по-мусульмански. Так мы и не смогли повеселиться "как следует", по-холостяцки - мы "нич-чего" не нашли...

25.jpg

        Отряд охотно и бодро выступил из города, провожаемый ликующей толпой армян, в том числе нарядно одетыми в белые платья молодыми женщинами и подростками.       Несчастные... Они, безусловно, были уверены, что теперь-то, при помощи русских победных войск, будет освобождена и построена их Великая Армения.       Но и мы, победители и освободители, тогда не думали и не гадали, что не позже чем через два месяца все жители города Ван и всего округа переживут жуткую трагедию и их дивный город будет разграблен курдами и сожжен...       Наш полк, как всегда, шел с бравурным маршем полкового оркестра трубачей, сотни распевали песни. Через каких-нибудь пять верст окончилась благодатная Ванская долина, и мы вступили в горы. А через пару дней полку преградили путь скопища курдов какого-то Мансур-бека.       Отступая со всем своим племенем, с пожитками и с многочисленными стадами овец из-под города Сарай, при поддержке турецких отступающих частей из Персии Мансур-бек занял обширный горный район.

025d6b49ed6ba6671f602ddbff54112b.jpg

        Курдов посадили на сиденья против нас. Мы их рассматривали с исключительным интересом. Все они высокие, сухие, стройные, довольно пышными черными усами и, как все курды, с бритыми бородами. Их фески на головах обмотаны по-курдски черными елковыми платками с бахромой. У Мансур-бека (бек - князь, дворянин) эта бахрома была особенно пышной и свисала до самых глаз.После некоторого времени рассматривания друг друга Мансур-бек через нашего армянина-переводчика заговорил:- Мы - кочевники. Я есть глава одного из курдских племен, обитающих у персидской границы. У меня - до четырех тысяч семейств и стада овец. Мы отступаем с турецкими войсками из-под самого города Сарай.       Защищая свои кочевья, имущество и племя, мы воевали против русских. Теперь же все - и мое племя, и кочевья, и стада овец и скота остались позади русских войск...        Здесь он замолчал, передохнул и продолжал: - Я, как глава своего народа, нахожу дальнейшее сопротивление русским войскам бесполезным и вредным и прошу вашей милости остаться под властью русского Белого царя. Если нужно - мое племя сдаст русскому командованию все свое оружие... и мое племя прошу считать мирным.

34f95fc331ef.jpg3b2ada32be90.jpg

- Мансур-бек убит...Я поворачиваюсь, в муках кошмара открываю глаза и вижу - командир сотни подъесаул Маневский сидит на своей походной кровати, против него стоит вахмистр сотни подхорунжий Илья Дубина, и я слышу последние слова его:- А Мансур-бека убили...Как ужаленный, вскакиваю и бросаюсь к вахмистру:- Кто убил?! Когда?! Где?!- Да забайкальские казаки, ваше благородие, - спокойно отвечает он.- Господ офицеров к командиру полка! - вдруг несется по биваку как всегда передача "голосом", когда спешно надо собрать, позвать кого.      Наспех надевая холодное оружие, мы всегда спали не раздеваясь, спешим к курдскому домику, в котором живет командир полка.      У крыльца наш казак держит в поводу коня Мансур-бека в том же нарядном, зеленого бархата, чепраке, расшитом золотом с кистями. Благородное животное при нашем приближении подняло свою сухую красивую голову с умными черными глазами и тонкими острыми ушами и, как вчера, мирно смотрит на нас.      Полковник Мигузов, с перекошенным от бешенства лицом, совершенно белыми от злости глазами, строго допрашивает у крыльца забайкальского сотника, как это случилось.       Перед Мигузовым стоит малоинтеллигентный офицер с желтыми лампасами на замусоленных от грязи темно-синих штанах-суженках. Короткая грязная гимнастерка. Простые сапоги. И сам сотник - "прост, прост" ... Видимо, из урядников русско-японской войны. Лицо смуглое, полумонгольское. Тонкие усики, так-же полумонгольские.

745b5edba691.jpg964e273612f9.jpg

        Сотник растерян и запуган - Мигузов умел цукать. Показания его сбивчивые. И они, по его словам, таковы. Этот сотник с взводом казаков сопровождает свой обоз 2-й Забайкальской казачьей бригады, которая где-то впереди.       Навстречу ему шло пять курдов с белым флагом. Их они задержали. Доводам Мансур-бека, что они являются парламентерами и только что сдались казачьему полку, забайкальцы не поверили. Что было потом - недоговорено, но курды якобы бросились убегать. Тогда они их перебили и забрали лошадей.       Выслушали эти доводы сотника - у нас ни у кого не было сомнения, что он убил всех с корыстной целью, чтобы воспользоваться лошадьми, и в особенности нарядной и дорогой лошадью Мансур-бека.        Что было делать командиру? Полк - в зоне боевых действий, какое можно произвести официальное дознание и для чего?       Мигузов поступил иначе. С нескрываемым презрением он приказал этому офицеру немедленно же покинуть расположение нашего отряда со всем своим обозом и конвоем. Думаю, что сотник этому был очень рад.       Вопрос "о сдаче курдов" мог бы повернуться в новые бои с ними. Принимая это во внимание, Мигузов немедленно же отправил в стан курдов "послание", а вдове Мансур-бека соболезнующее письмо. И отправил в стан всех лошадей погибших.       В тот же день прибыл к нам заместитель Мансур-бека, его младший брат Бегри-бек. Полковник выразил ему соболезнование о гибели брата и указал, что условия сдачи племени остаются в той же силе и их надо выполнить.

f6d730ff8900cf8dd1edf5963b3ad1f6.jpg

         Наш отряд шел по следам прославленной армянской дружины Андроника. Он двигался со стороны Персии и жестоко мстил туркам и курдам. Мы видели "его следы".       Все русские войска Ванского района, продвинувшись глубоко на юг, вошли в сплошной массив гор, перерезанных ущельями и быстро текущими горными речками.       Все - без единого деревца, но покрыто пышными травами. Жителей - никого: все ушли с войсками, и только трупы убитых, как армян, так и курдов, отравляли настроение.       Отряд вошел в ущелье и остановился в селе Сикунис. Отсюда начинается "страна православных айсоров", также преследуемых курдами. На карте она значится "горная страна несториан". А вот и они, несториане, по-местному - айсоры. Группа в несколько десятков женщин и детей, спасающихся на север, навстречу русским войскам.

002.jpg

      Мы с интересом рассматриваем этих православных айсоров. Среди них нет не только мужчин, даже стариков, но нет и 10-летних мальчиков, как нет и молодых женщин и подростков-девушек. Такого возраста мальчикам курды режут ножом горло, а девушек - подростков берут в наложницы. Поэтому все они ушли в горы с мужчинами, спасая свою жизнь.       В отличие от армянок и курдинок айсорские женщины совсем не боятся и не стесняются нас, молодых мужчин. Нам, единоверцам, они повествуют о своем горе, твердят без конца, что они "есть айсор-христин", и просят "хлэба", единственное русское слово, которое они хорошо заучили.       Конечно, мы идем им навстречу, кормим их и этим располагаем к себе. Кто же они? Их внешний вид, черты лица - наших цыганок. Даже настойчивость в глазах - цыганская.      Все они брюнетки с темным цветом тела, загорелые, грязные и в цыганских цветных лохмотьях. На лицах, на руках, на груди - резкая, примитивная татуировка. У некоторых на груди вытатуирован православный крест. У других на шнурке висит крест из темного дерева, величиной почти в четверть.      Как их спасать, куда везти - мы не знали. Кругом витала смерть, и они своим беспомощным присутствием только отягощали войска, вносили естественное сердоболие в души казаков, столь отрицательный элемент в войнах."

     4-й ассирийский батальон в Бейруте, 1976 год (время гражданской войны в Ливане), сформирован из ассирийцев-эмигрантов из Ирака и Сирии. Около четверти л/с батальона составляли женщины. Все бойцы геройски погибли в ходе столкновений начала ноября с силами Хезболлы и ООП на юге Ливана.

index_1.jpeg

В Москве и в Питере чистильщиками и сапожниками часто работают ассирийцы (айсоры).

Goldin.Ajsoru3.jpgGoldin.Ajsoru4.jpg

38.png

oper-1974.livejournal.com

Курды в Армении — WiKi

Первое появление в Армении

По предположению Р. Хьюена в древности вся горная цепь между княжествами Андзевацик и Сюник, в том числе и Мардастан, была в значительной степени, если не полностью, заселена мидийцами. До Первой мировой войны эти территории в такой же степени были заселены курдами. Если мидийцы, даже частично, являлись предками современных курдов, то древнее население этих территорий можно считать прото-курдским[1]. В настоящее время эти территории входят в состав Турции, Ирана и Азербайджана.

  Курд и армянин в 1862 году

Езидская община Армении начала формироваться в 1877—1878 гг., во время Русско-турецкой войны. Тогда тысячи езидов мигрировали в Восточную Армению. Вторая волна миграция произошла во время Первой мировой войны и особенно — во время геноцида армян. В настоящее время езидская община проживает преимущественно в селах областей Арагацотн, Армавир, Арарат, Ширак, а также в городах Ереван, Гюмри, Ванадзор, Абовян, Дилижан и Ташир. Езиды в основном занимаются скотоводством (овцеводством), садоводством и земледелием. Среди езидов, проживающих в городах, есть рабочие и служащие, представители научной, технической и гуманитарной интеллигенции.

Геноцид армян и езидов в Османской Империи

Многие езиды пришли в Армению и Грузию во время начале 20-го века, спасаясь от религиозных преследований, от турок и некоторых суннитских курдов, которые пытались принудить их принять ислам. 400 000 езидов было убито вместе с армянами во время Геноцида армян, в результате чего многие бежали в Российскую Империю, в частности, в Армению. Во время войны армян с османами были сформированы езидские полки, которые принимали непосредственное участие в боевых действиях на стороне армян. Езидский национальный герой Джангир ага принимал участие в Сардарапатской и других битвах и боролся с турками вместе с армянским национальным героем Андраником. В Ереване в честь езидского героя поставили памятник.

Курды в Армянской ССР

Курдская культура процветала в Советской Армении в период с 1930 по 1980, и курды пользовались существенной поддержкой государства. В Армении состоялся первый съезд закавказских курдов в 1925 году, было принято решение создать курдский алфавит. Курдский педагогический колледж был основан в 1928 для подготовки учителей. Несмотря на то что первые курдские школы были открыты в 1920 году, население в основном оставалось молообразованным. В Советскую эпоху в Ереване появляются первые передачи на курдском языке по радио. Среди курдов появляются много писателей, художников и других творческих людей. Основывается курдская газета Рия Таза, которая публикуется в Ереване (первая курдская газета в СССР появилась в 1930 году), она является одной из старейших курдских газет. Позже, появляется другая курдская газета — Ботан, которая публикуется раз в две недели. Многие армянские литературные произведения были переведены на курдский язык. В 1969 году, Академия наук Армении основала курдский Департамент исследований для изучения курдской культуры.

В 1937 году в рамках зачистки южных границ была проведена депортация в Среднюю Азию «неблагонадёжных» курдов из Закавказья, в том числе из Армении[2]

Нагорно-карабахская война

Противостояние армян и азербайджанцев привело к войне, которая затронула курдов. Армяне заняли Нагорно-карабахский регион, а также и Лачинский район (Красный Курдистан), где проживало большое количество курдов-мусульман[источник не указан 36 дней]. Но после присоединения Карабаха все они бежали в Россию[источник не указан 36 дней] и Азербайджан. Многие[источник не указан 261 день] езиды воевали на стороне армян.

Курды и езиды в Армении сегодня[когда?]

На сегодняшний день езидская община имеет 4 общественные организации: Совет курдской интеллигенции, комитет «Курдистан», Армяно-курдское общество дружбы и так называемый «Национальный союз езидов». В Институте востоковедения Национальной Академии Наук, в университете Давида Анахта есть отдел Курдоведения, в Союзе писателей Армении есть секция курдских писателей и т. д.

Ареал расселения езидов 2001 год

В Армении 22 сельских населённых пункта с езидским большинством.

Араратская область

Арташат Верин (рядом с Арташат) в Араратской области с 4270 жителями.

Армавирская область

В Армавирской области две езидских деревни: Yeraskhahun (1462 чел — 2008 год) и Ferik (399 чел — 2001 год), как в Эчмиадзине района.

29 сентября 2012 Езиды открыли свой п​​ервый храм за пределами исторической родины. Храм получил название «Зариат» в Армавире.

Арагацотнская область

В Арагацком районе есть деревни: Амре таза (293 чел — 2001 год), Авшен (277 чел — 2001 год), Дерек (470 чел — 2001 год), Мирак (90 чел — 2001 год), Шенхани (192 чел — 2001 год), Джамышлы (227 чел — 2001 год), Таза Рйа (443 чел — 2001 год), Сангияр (345 чел — 2001 год), Сипан (264 чел — 2001 год), Ортачия (178 чел — 2001 год)

В Талинском районе есть деревни: Метсадзор (159 чел — 2001 год), Отеван (182 чел — 2001 год), Аревут (167 чел — 2001 год), Канч (160 чел — 2001 год), Тлик (161 чел — 2001 год), Хакко (229 чел — 2001 год), Gabagtapa (161 чел — 2001 год), Сорик (182 чел — 2001 год)

В Аштаракском районе есть деревни: Шамирам (945 чел — 2001 год).

ru-wiki.org

как армяне Диарбекира стали курдами

В некогда населенном армянами Диарбекире сегодня проживает несколько армянских семей. Это официальные данные, однако здесь много семей как криптоармян, так и тех, кто, будучи потомками армян, не знают или не догадываются о своих корнях.

Арменуи Мхоян, Sputnik.

Сегодня многие жители города Диарбекир (ныне территория Турции) не говорят о своих армянских корнях. Члены делегации, прибывшей из Турции в Гюмри по программе "Фонд имени Гранта Динка", уверяют, что армян в Диарбекире немало.

Хотя они без колебаний ответили на наши вопросы, но, опасаясь проблем, которые могут возникнуть у них по приезде в Турцию, попросили не называть их имена и не выкладывать личные фотографии, что мы и делаем.

"Моя прабабушка — армянка. Она была ребенком, когда начались погромы. Наши соседи пожалели ее, спрятали у себя дома и дали курдское имя. Она так и росла, не зная о своем происхождении, потом вышла замуж за курда. Многие в нашей семье до последнего времени об этом не знали. Я тоже узнала об этом совсем недавно, но мне всегда говорили, что я очень похожа на армянку. Сейчас уже я понимаю – это все гены!, — рассказала одна из членов группы.

У нашей собеседницы были настолько ярко выраженные армянские черты лица, что сомневаться в ее происхождении не приходилось.

"Правда, курды тоже участвовали в погромах, но были и те, кто помогал армянам. Новое поколение сегодня настроено более благожелательно в отношении армян и это, естественно, поскольку армяне и курды годами жили бок о бок, и даже находились в родственных связях. Бабушку одной моей родственницы звали Ануш: в 1915 году, чтобы спрятать ее и спасти, ей дали имя Зугра – надо было скрыть, что она армянка", — рассказал другой член группы — учитель истории, который сегодня работает над трудом, рассказывающим об армяно-курдских взаимоотношениях.

В Диарбекире сегодня есть и криптоармяне, и те, кто не подозревает о своем происхождении.

"Да, проблемы есть, но новое поколение правильнее подходит к этому вопросу. Я знаю, что турки не только убивали и выгоняли армян, но также уничтожали все армянское, в том числе и церкви. Я уже второй раз в Армении, если будет шанс – приеду еще. Нас здесь очень хорошо приняли. В Армении курды, как национальное меньшинство, имеют эфирное время на радио, что очень радует. Мы приехали сюда без страха и по зову сердца", — отметили они, добавив, что им очень понравилась армянская кухня, а также музыка, особенно народная песня "Дле яман".

Они признаются, что хорошо понимают, о чем эта песня: даже не зная слов, музыка говорит сама за себя.

Армяне, сменившие имена, сегодня есть не только в Диарбекире, но и в других регионах Турции, и хотя многие при жизни не знали о своих корнях, их предки сегодня пытаются узнать свое происхождение.

Отметим, что строительство города Диарбекир на правом берегу Тигра приписывается царю Айказуни или Ервандуни Тигран (первая половина VI века до н.э.). В честь него город был назван Тигранакерт, поэтому его часто путают с одноименным городом, построенным царем Тиграном II, который находится в провинции Ахдзник (севернее Диарбекира).

В средние века Диарбекир был многолюдным городом. Большинство жителей были армянами. Жили в нем также арабы, курды и турки. В конце XIX — начале XX века в городе было 40-45 000 жителей, 10-15 000 из которых — армяне.

В 1895 году во время гамидских погромов было уничтожено 3000 армян, ограблено или сожжено около двух тысяч домов. Около пяти тысяч армян были уничтожены в 1915 году во время Геноцида, и именно тогда многие армяне ассимилировались с курдами и турками.

ru.armeniasputnik.am

Курды и Геноцид армян в Османской империи

Роль курдов в Геноциде армян в Османской империи совершенно неоднозначна. Как и во многих кочевых племенах, основным видом их занятий долгое время оставалось скотоводство и… грабежи.

Живя рядом с оседлыми народами в Турции - армянами и греками - курды, как и сотни лет назад их предки, вплоть до последних времен, оставались кочевниками - с соответствующими средневековыми моралью и другими ценностями.

И как средневековые кочевники, например, те же монголы, так и курды не могли, мягко говоря, в общем и целом положительно относиться к находящимся в цивилизационном плане на более высоком уровне оседлым народам.

Именно это чувство в свое время двигало гуннскими или монгольскими ордами во время нападений на народы, находящиеся на более высокой ступени развития, будь это Китай, Рим, Хорезм, Бухара, Русь, Армения… Завоевывая, кочевники в основном разрушали города, страны, превращая их в бесконечную, зарастающую травой забвения степь, где так удобно пасти скот.

Именно играя на этих чувствах, турецкие правители натравили курдов на своих соседей, желая претворить в жизнь свои преступные замыслы. А взамен обещали дать земли, дома и богатства армян. Убив, изгнав армян из собственных домов и земель, курды, как и положено кочевникам, взяли лишь то, что могли унести в свой походный шатер, разрушив и предав огню все остальное. И долгое время руины сооружений говорили о том, что здесь когда-то существовала цивилизация. Только спустя долгое время курды начали обживать опустевшие города и деревни.

Однако, как и в случае даже с турками, мы не склонны огульно обвинять всех курдов. Как и среди турок, так и курдов было немало случаев, когда последние спасали армян, особенно своих непосредственных соседей, с которыми, как говорится, не один раз делили хлеб и соль. Но все же подавляющее большинство участвовало в армянских погромах. Более того, есть немало свидетельств того, что спасая своих непосредственных соседей, те же курды грабили и убивали армян других деревень и городов. Кстати, "фактор соседства" учитывался турецким правительством, когда оно посылало собранные в одном месте карательные отряды в другие районы.

Сегодня к курдам приходит понимание того, что совершили их предки с армянами. И уже не удивительно, когда слышим, как депутат турецкого парламента от курдской партии "Мир и демократия" говорит о том, что "в Геноциде армян, совершенном в 1915-ом году в Османской империи, значительную роль сыграли курды".

А курдские историки сегодня пишут и издают на многих языках книги, где собраны воспоминания их предков о Геноциде армян. Более того, в районах, где когда-то бок о бок жили армяне и курды, например, в Диарбекире, потомки курдов хорошо помнят события столетней давности, несмотря на политику отрицания и замалчивания со стороны турецких властей. И очень часто от местных курдов можно услышать признание: "Здесь не только курдские земли, но и армянские…"

armedia.am

Могут ли курды и армяне развалить Турцию

Могут ли курды и армяне развалить Турцию

Назревает новый передел границ на Ближнем Востоке

Министр экономики Турции Нихат Зейбекчи сделал резонансное заявление в связи с попыткой переворота в Турции 15 июля. На встрече с представителями общественных организаций и предпринимателями он заявил, что «целью попытки переворота в Турции был раздел страны между Арменией и Курдистаном». По его словам, они «хотят сделать реальностью разделенные 100 лет назад карты». Ранее, в мае нынешнего года, незадолго до неудавшегося переворота, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на празднествах, посвященных 463-й годовщине падения столицы Византийской империи, заявлял, что «многие страны желают отомстить туркам за взятие Стамбула (Константинополя) в 1453 году. «Однако никому не под силу разрушить нашу страну. После завоевания Стамбула турки разместились в Анатолии и Фракии и не собираются уходить с этих земель», — подчеркивал он.

Заявления министра Зейбекчи о картах столетней давности и президента Эрдогана объединяет одна дата: 16 мая 1916 года Великобритания и Франция путем обмена нотами между высокопоставленными дипломатами заключили соглашение Сайкса-Пико, которое предполагало раздел значительной части территории Османской империи между союзниками по окончании Первой мировой войны. Французам должны были отойти юго-восток современной Турции, северный Ирак, Сирия и Ливан. Британцы же получали контроль над южными и центральными областями современного Ирака. На территории между двумя этими зонами (сегодня здесь расположены часть Сирии, Иордания, западный Ирак и северо-восточная часть арабского полуострова) планировалось создать арабское королевство под британо-французским протекторатом. Присоединилась к соглашению и Россия, которой были обещаны проливы Босфор и Дарданеллы.

Впоследствии эти планы претерпели изменения, но в Турции до недавнего времени относились к этому просто как к драматическому для национальной истории факту, подобно тому, как в Советском Союзе и в современной России сегодня воспринимается заключенный большевиками с Германией и ее союзниками по Первой мировой войне Брестский договор марта 1918 года. Стоило ли Анкаре только из-за круглой даты ворошить прошлое, даже если вспоминать продолжение соглашения Сайкс-Пико в варианте подписанного 10 августа 1920 года договора в городе Севре Францией, Великобританией, САСШ (США), Италией, Японией, Бельгией, Грецией, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев (будущей Югославией), Хиджазом, Чехословакией и Арменией с одной стороны и правительством потерпевшей поражение в мировой войне турецкой Османской империи с другой? Он интернационализировал Стамбул и Босфор, отдав куски анатолийской территории грекам, курдам, армянам, французам, англичанам и итальянцам. Тогда Османская империя официально признала Армению, как суверенное государство, при этом и турки, и армяне соглашаются поручить лично американскому президенту Вильсону определение границ. 20 ноября 1920 года Вильсон предлагает отдать армянам территории, которые до этого входили в Османскую империю: значительную часть областей Вана, Эрзерума, Битлиса и особенно Трапезунда с выходом к Черному морю.

Севрский договор просуществовал недолго, породив в Турции только «психологический синдром», потому что армянский вопрос в этой стране был «решен» в 1914—1915-х годах. Что касается курдов, то, по мнению профессора-исламоведа Базельского университета Мауруса Райнковски, «при заключении Севрского мирного договора в 1920 году была только расплывчатая формулировка о курдском субъекте в Восточной Анатолии, а в Лозаннском мирном договоре 1923 года курды и вовсе не упоминались». Так что, тогда от армян и курдов — по разным причинам — в Турции оставалась только историческая символика, а в период президентства Мустафы Кемаля и его идейных приемников появился запас прочности и государственной устойчивости, что было важно в быстро меняющейся турбулентной среде, каковой является Ближний Восток. Поэтому для пробуждения турецких исторических теней необходимы были определенные внутренние и внешние условия, которые, накладываясь друг на друга, создавали бы сложную и запутанную геополитическую картину, при которой каждый шаг Анкары не упрощал бы ситуацию, а только ее усложнял.

И вот после того, когда в Турции правящая партия «Справедливость и развитие» стала отказываться от идейного наследия Мустафы Кемаля, вступила на путь так называемой мягкой исламизации, ввязавшись под парусами взятой на вооружение внешнеполитической неоосманской доктрины в «арабскую весну» на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а затем и в Сирии. После чего американские эксперты — Foreign Policy in Focus (более известная как FPIF) и Federation of American Scientist (FAS), Bipartisan Policy Center — выступили с открытым прогнозом о «скором распаде Турции» и вспомнили о соглашении Сайкса-Пико. По их мнению, «почти 100 лет план Сайкса-Пико обеспечивал стабильность региона, но после американского вторжения в Ирак в 2003 году все изменилось». Ирак с 2003 года фактически разделен на три зоны, находящиеся соответственно под контролем шиитов, суннитов и курдов. Раздел Ирака и потенциально Сирии на три составляющие — шиитскую, суннитскую и курдскую — привел бы к возникновению как минимум шести новых микрогосударств, однородных по этническому и религиозному составу. Этому подыграл и президент Турции Эрдоган, который подчеркнул, что «все конфликты в регионе имеют в качестве первопричины события столетней давности», а «соглашение Сайкса-Пико возвело искусственные барьеры между мусульманскими народами и лишило Турцию естественной зоны влияния в регионе».

 

Но самое интригующее еще и в том, что против сохранения «искусственных границ Сайкс-Пико» на Ближнем Востоке открыто выступил и ИГИЛ (структура, запрещенная в России). Наконец, о своих правах заявили турецкие и сирийские курды. В этой связи становится понятным, почему нынешняя гражданская война в Сирии и экспансия ИГИЛ стали результатом совместных действий Турции и исламистских движений: в стратегии этого альянса прослеживается стремление наказать и разрушить «новые» государства — Сирию и Ирак, а также восстановить — но только «свой» — халифат. На этом фоне особую значимость приобретает, как отмечает экс-министр иностранных дел Германии Йошка Фишер, фактор признания геноцида армян во время Первой мировой войны. По факту, курдская проблема спроецирована после Ирака на Сирию, а теперь уже и на Турцию. Сейчас Анкара всерьез обеспокоена поддержкой, оказываемой США сирийским курдам, и предполагает, что в дальнейшем курдская проблема на Ближнем Востоке может каким-то образом увязываться с армянским вопросом, но не обязательно с нынешней Арменией, что этот вопрос вновь может быть разыгран ведущими державами, причем, не только в отношении Турции, но и даже в отношении Азербайджана, но по разным сценариям.

Если в Турции появится так называемый «армянский очаг», о чем уже открыто рассуждают многие турецкие эксперты, то может быть определен западный вектор развития армянского вопроса наряду с российским, которого придерживается Ереван. Но пока никто не знает, как и в каком формате произойдет и произойдет ли вообще реанимации армянского вопроса в контексте событий на Ближнем Востоке, поскольку в отличие от курдов, армяне не располагают в регионе необходимой геополитической мощью. Поэтому вряд ли обосновано обвинение турецкого министра Зейбекчи незадачливых путчистов в том, что они «готовили раздел страны между Арменией и Курдистаном». Но Турцию привели к такой точке, к такой основе, на которой можно разыграть любую игру. Сайкс и Пико разделили регион, а в наши дни, когда рушатся границы, может и должно появиться новое соглашение. Каким оно будет, и кто будет выносить окончательный вердикт, покажет время.

Станислав Тарасов

 

riataza.com