Армянские курды: жизнь с заветной мечтой о независимом Курдистане. Курды глазами армян


А что если все-таки курды отвоюют у турок армянские территории?

*** Вспоминается, как на турецко-грузинской границе пограничник-турок, вклеивая визы в армянские паспорта моих друзей, с ухмылкой, на хорошем армянском спросил: “На свои земли направляетесь?!” С одной стороны, звучало как издевка, с другой — как признание: а ведь знают же, что земли армянские. ...Курды в большинстве своем как были скотоводами сто и более лет назад, так и остались. Земля в Баязете пропитана запахом бараньих испражнений. Близость к иранской границе (35 километров) сделала город проходным пунктом большегрузов. А вообще-то Баязет имеет великую историю. Он стоит на месте древнеармянского города Аршавакан — одной из 13 исторических столиц Армении, и когда-то был заселен в основном армянами и курдами.

Город получил название в честь Баязида — царевича государства Джалаиридов, который будучи правителем города Ани приказал в 1374 году выстроить в городе крепость для защиты от войск государства Кара-Коюнлу. Именно в Баязете я поменяла свое мнение о курдах. Да, были курдские разбойничьи отряды, которые участвовали в резне армян, чтобы занять их жилища и территории, но скольких армянских детей спас простой курдский народ. Возникло ощущение, что в каждом втором курде течет 25 процентов армянской крови. Что удивительно, армянские дети, выросшие в курдских семьях, всегда знали, что они армяне.С курдом Мустафой.JPGАвтор статьи с Мустафой

Уста Мустафа, пришедший в гостиницу поприветствовать нас, потому что очень близок с нашим водителем Карапетом, именно из таких детей. Он вырос в курдской семье и женился на такой же девочке-армянке, которую воспитали курды. Он знает, откуда его корни, и всегда помнит, что его фамилия — Восканян. Отец Мустафы родился в селе Гаразиат около границы с Ираном, но потом переехал в Игдыр. “В селе Гаразиат есть черная армянская церковь, в которую мы ходили”, — вспоминает Мустафа. Спрашиваю его, какой он веры сейчас. На этот вопрос Мустафа ответить не может, лишь говорит, что мечеть не посещает и ненавидит муллу, как и Ататюрка. Вообще, я заметила, что курды искренне ненавидят турок, лишь только заходит разговор о них, они начинают плеваться и сморкаться. Мустафа не владеет армянским языком, лишь курдским, турецким и фарси, но часто бывает в Армении — очень любит армянскую столицу и армян, которых считает на редкость добродушными и гостеприимными. Сыновей своих он назвал так: Арарат, Азат, Шорер, Кава.

*** Гора Арарат поделена на курдские пастбища. Отец Бурхана пас овец и был проводником на Арарат. Это именно он расчистил тропинку до вечного льда, по которой сейчас идут восходители. Ремесло тут — пастбища и Арарат — передается по наследству от отца к сыну... Недалеко от Арарата мы видели курдские и армянские деревни, по которым до сих пор шастают турки с металлоискателями, уже не разбираясь, где жили бедные курды, где богатые армяне: ищут золото! На Арарат с нами поднимался турок Джан, в одном из разговоров о геноциде, который постоянно начинали ребята-армяне, он виновато сказал: “Ну, все тогда резали друг друга!” А потом задал вопрос об армянском золоте — правда ли, что его прятали за хачкарами. Джан был очень тактичен и старался избегать острых углов, когда наши ребята распалялись. Он был тих, приветлив, улыбчив. Также тихонечко дошел с нами до вершины, развернул флаг какого-то университета. Но когда на спуске во время урагана и молний часть нашей команды потерялась, он после Мамада — брата проводника Бурхана, поднявшего тревогу, первым бросился на поиски. Сбиться с пути на леднике выше 5000 метров грозит смертельным исходом — можно легко угодить в трещины у кратера. И турок Джан бросился искать своих спутников — армян. Видимо, правду говорят, что в горах нет национальностей, есть одна команда, одна семья, в которой главное — человечность, без национальных признаков.

Автор статьи с Бурханом

*** После Арарата посетили армянскую церковь в Вараге, ныне — Эдик Элиса, что переводится как “семь церквей”, хранителем которой стал... простой курд Мехмет Чобан. Храм обычно закрыт. Семья Чобана выдает ключи только армянам и другим интересующимся туристам. Вообще-то здесь когда-то было семь армянских армянских церквей, а также училище, в котором учился епископ Гарегин Срвандзтянц. А будущий католикос Мкртич Хримян (Айрик), портрет которого хранится в церкви, издавал здесь ежемесячник. В 1997 году храм, который находился в запустении, посетил отец Месроп Асчян. Он-то и дал денег Мехмету, чтобы тот отремонтировал, как мог, церковь и стал хранителем этой святыни. Уже несколько лет нет в живых отца Месропа, а Мехмет продолжает выполнять его волю. В книге записей есть благодарности на разных языках от армянского народа за то, что этот человек так трепетно бережет армянскую святыню. Армянская церковь в Вараге

*** В приюте ванских кошек мы тоже встретили курдов с армянскими корнями. Приют содержит курдская семья. Но Владу из нашей команды это показалось подозрительным, и он стал приставать к девушке — дочке владельцев — с расспросами. Вернее, он ей напрямую сказал: “Ты армянка!” Девушка стала отпираться. Но Влад настаивал на своем: “У тебя глаза армянские!” В конце концов девушка сдалась и сказала, что у нее бабушка армянка. Разговаривали на английском. Эта семья призналась, что знает о резне, но все это в прошлом, а жить нужно будущим.

*** В городе Мурадие (раньше — армянский город Беркри) мы решили посмотреть на потрясающей красоты водопад Беркри. Недалеко от водопада подумывали разбить палаточный лагерь, но к вечеру ливанул сильный дождь и хозяин ближайшего кафе, где мы обедали, предложил заночевать в его заведении. “Я оставлю вам ключи, а утром возьму!” — сказал Дженсем (так его звали). Вечером ребята засели за игру в мафию, Дженсем угощал всех кофе и чаем. Я как плохой игрок в карты и охотник за историями решила разговорить курда. Слишком подозрительным он мне показался: с явным наслаждением слушал армянскую речь... Дженсем признался, что отец его дедушки армянин, но в то время скрывали свое происхождение, да и сейчас особенно не афишируют. Но между тем он помнит о своих корнях. Рассказал, что поблизости есть армянские монастыри, вернее, руины, Сурб Стефанос и Сурб Аствацацин. Спрашиваю его, правда ли, что Оджалан армянин, Дженсем смеется и говорит “да”. “Но мы не говорим об этом, это не очень хорошо для национальной идеи”, — уточняет он и тут же спрашивает: “Вот каждый ли армянин может себя сжечь за своего лидера? А за Оджалана каждый курд может себя сжечь”. Над кафе Дженсема нет турецкого флага, что тоже вызывает недоумение, на что парень отвечает: “Приходит патруль и спрашивает: “Где флаг”, а я им: “Не хочу и не буду ставить!” И оно-то неудивительно, в этом районе большей частью живут курды, которые настроены воинственно, поэтому патруль не ввязывается в перепалку с ними.

*** Курды очень благосклонны к армянам. По крайней мере те, с которыми нам посчастливилось общаться. Вопреки расхожему мнению, многие из них не заняли армянские дома, поскольку “там живут духи убитых армян”. Дома армян пустуют и будто бы ожидают возвращения своих хозяев. Конечно, у армян большая обида на курдов, но этот этнос, в силу своей необразованности, если можно так сказать, стал орудием исполнения задуманного турками коварного плана, однако турки их обманули. Курдские летники на горе Аждаак

Представим теоретически, если все-таки курды “отвоюют” у турок территорию восточной Турции, что будет? Некоторые армянские политологи опасаются, что у курдов разыграются аппетиты и они пойдут дальше — к горе Алагяз (Арагац), вокруг которой раньше массово жили курды, да и сейчас там проживает небольшая часть курдского населения. Но армянские курды — это вообще другая история. В походах по армянским горам у нас была возможность с ними пообщаться: они настолько комфортно и спокойно себя чувствуют в Армении, что и не помышляют ни о каком Курдистане...

С курдом Бурханом.JPG

Армянский курд Мизлям угощает автора статьи арбузом на горе Аждаак

shuv-petrosyan.livejournal.com

что пережила армянская невестка в Курдистане

Молодая армянка, выйдя замуж за курда, переехала в иракский Курдистан. Каково было удивление девушки, когда курды приняли ее за свою, а армянская община запретила даже входить в церковь.

ЕРЕВАН, 19 окт — Sputnik. Этнический курд Аза Абрахам приехал в Армению из Ирака, где случайно встретил свою будущую жену — армянку Анну Маргарян, в магазине. Встреча переросла в знакомствo, знакомство — в любовь, а закончилось все браком.

Анна признается — до их встречи почти ничего не знала о курдах, но сердце подсказало ей принять предложение и переехать жить в Ирак с новоиспеченным мужем.

Семья армянки — равно как и курда — был против этого союза, но в конце концов любовь победила.

"Курды — интересный народ. Любят армян, уважают, меня хорошо приняли, относятся ко мне замечательно", — говорит Анна.

Девушка и представить не могла, куда она отправится после свадьбы. Однако, по словам Анны, в Курдской части Ирака она обнаружила процветающее государство, состоявшееся общество, которое высоко ценит образование.

Религиозные различия не мешают молодой девушке. Курды в подавляющем большинстве — не фундаментальные исламисты, их взгляды очень либеральны. Что касается быта, то Анне очень близки национальные традиции курдов, они напоминают устои ее родной деревни. К тому же семья мужа гордится армянской невесткой.

© Sputnik / Asatur Yesayants

Анна Маргарян и Аза Абрахам в гостях у радио Sputnik Армения

При этом, встреча Анны с армянской общиной прошла не очень гладко. В общине есть школа, социальные структуры, но жители не сохранили национальный язык и культуру.

"Члены общины знают лишь то, что они — этнические армяне. На армянском не говорят, в Армянской апостольской церкви обряды проходят на арабском и курдском языках. Лично я ничего армянского не видела", — сказала она.

Примечательно, что не сохранившие национальную культуру соотечественники не приняли вышедшую замуж за курда и покинувшую Армению молодую девушку.

"Они меня вообще не приняли и заявили, что я не могу считать себя членом армянской общины. Пытаюсь понять их, в сложившейся ситуации у них существует проблема сохранения армянской идентичности, очень мало людей осталось. Если они ассимилируются, через несколько лет и этой общины не будет", — сказала Анна.

Девушка не скрывает желания удостоиться хотя бы нейтрального отношения соотечественников. Анна считает, что армянскую общину пугает перспектива межэтнических браков, что может послужить прецедентом для других армян.

Курдский муж даже посетил с женой армянскую церковь. Однако община, узнав, что молодой человек не является армянином, запретила Анне впредь входить в церковь.

Брак армянки и курда совпал, пожалуй, с самым важным событием в истории курдов — борьбой за независимость Курдистана. 25 сентября иракские курды провели референдум о независимости. 95% проголосовали "за" независимость, однако результаты референдума еще не получили юридической силы.

"Уже более века наша нация стремиться основать государство. В 1946 году в Ираке мы провозгласили государство Махабад, но его уничтожили. Мы боролись сначала с Саддамом, затем против режима. Наша борьба длиться по сей день", — сказал Аза.

Первый и пока единственный курдский депутат Иракского парламента получил мандат 14 лет назад — лишь в 2003 году.

"Мы не можем найти общий язык с иракским народом, они притесняют нас, сокращают зарплаты. Поскольку мы хорошо понимаем, что представители этой страны считаются нас второсортными, даже третьесортными, мы решили получить независимость", — говорит Аза.

© Sputnik / Asatur Yesayants

Аза Абрахам в гостях у радио Sputnik Армения

Что даст борьба за независимость и что ожидает иракских курдов, молодая пара затрудняется предсказать. Анна, которая является представительницей поколения независимой Армении, утверждает, что ситуация в Курдистане меняется стремительно — ни по дням, а по часам и даже по секундам.

"Делать какие-то предсказания по поводу Курдистана невозможно, но то, что 40-миллионый народ имеет право на независимое государство — это факт", — говорит Анна.

Муж уверен, что когда-нибудь его нация обретет свободу и независимость. Анна относится к вопросу реалистичнее — независимость Курдистана является площадкой столкновения интересов сверхдержав.

ru.armeniasputnik.am

Казаки, татары, армяне, айсоры против курдов и турок. 1915 год. ( 20 фото )

Полковой адъютант 1-го Лабинского полка, сотник Фостиков вспоминал:

      "Полк вел стрелковый бой с курдами в 8 - 10 верстах на юго-запад от Дутаха. Правый фланг полка был открыт, и его обошли курды. С фронта и на правый фланг они повели конную атаку. Волгцы не выдержали. Командный состав был не в силах остановить своих пожилых казаков "третьей очереди", уже отвыкших от строя.       С одним пулеметом четыре казака-пулеметчика успели ускакать, вытащив пулемет вьючками. С другим сотник Артифексов был прижат к Евфрату. Под ним убило лошадь, которая упала в воду и придавила ему ногу, и он, лежа наполовину своего тела в воде, отстреливался из револьвера.      На наседавших на Артифексова курдов откуда-то выскочили четыре пулеметчика и изрубили нескольких курдов - освободили своего офицера. Их пулемет раньше уже был взят курдами.      Артиллерийские запряжки двух орудий сотника Певнева, смятые поспешно отступавшими волгцами и смешавшись с ними, не смогли вывезти свои орудия - не успели.      Певнев и номера (казаки) орудий встретили атакующих курдов картечным огнем, но были смяты, несколько артиллеристов зарублены, а остальные казаки с сотником Певневым из-за орудий защищались револьверным огнем.      В этот момент один офицер Волгского полка с взводом казаков атаковал курдов у орудий. Певнев и его артиллеристы были спасены, взвод терцев ускакал, не заметив в пылу боя, что их офицер, под которым убита лошадь, остался у орудия. Он защищался, а потом - застрелился".

Курды.

N4RfDx3zlo8.jpgLB-Pw7Sq9bs.jpgla-vTdINGJg.jpg

Из воспоминаний подъесаула 1-го Кавказского генерал-фельдмаршала князя Потемкина-Таврического полка Федора Елисеева:

     "Распрощавшись с забайкальцами, вижу на биваке закавказских татар. Заинтересовавшись, спросил: кто они? И узнаю, что "они" есть "ат-тэльни татарьски сотнь", то есть отдельная татарская сотня. И что у них командир сотни - Али-хан из Маку.       Когда наша Закаспийская казачья бригада стояла в Маку, то этот макинский Али-хан поставлял всей бригаде фураж. Добрый толстяк приезжал к нам на бивак на маленькой белой кобылке, шутил с офицерами, бывал нашим гостем, и так как он с акцентом говорил по-русски и недостаточно понимал тонкости нашего языка, то со многими был на "ты".       Ему было около 30 лет. Я решил зайти к нему, воину и теперь союзнику нашему. Всадник-татарин довел меня до его жилища и сказал:- Он живот здэс.Пройдя по узкому, низкому и длинному проходу в глубь курдского жилища-норы, вижу: на коврике лежит все тот же очень толстый Али-хан. Он в одном белье. Обложен подушками, чтобы мягко было лежать.       Наволочки - из материи хорошего качества, но грязные. Он очень рад встрече. Извиняется, что лежит, так как ему трудно вставать. Это - кавалерийскому начальнику.      Оказывается, на собственный счет он сформировал конную сотню добровольцев - человек в 70 - и руководит ею. Он жалуется мне, что у него плохая дисциплина в сотне, так как татары очень плохо знают русский язык и в дисциплине мало что понимают.

a006af6e81ff.jpgEliseev_6_600.jpg

        У него вся надежда на грузин, его помощников, с которыми он и просит меня познакомиться. И я знакомлюсь. Это интеллигентные люди, хороших дворянских фамилий и достаточно хорошо говорящие по-русски.      Они отлично одеты и очень вежливы. Перед моим приходом у них был жаркий спор. И Али-хан просит меня рассудить, прав ли он.- Ти русскава Белава цара аффицер. Ти должин усье знат - так обратился он ко мне.Спор же был таков: надо узнать - занято ли село курдами или нет? Он вызвал добровольцев. Нашелся только один. Грузин. За это ему был обещан в награду Георгиевский крест.      Грузин один верхом въехал в село. Оно было пустое. И этот грузин-дворянин и сам Али-хан находили, что подвиг совершен и доброволец достоин награды, но всадники-татары запротестовали: в селе, мол, никого не оказалось, значит - и нет подвига.     Все с широко раскрытыми глазами ждали, что скажет "офицер русского Белого царя, который должен все знать". Высказав свой взгляд, я стал на сторону начальника "а-тэльни татарьски сотнь" Али-хана. Все смолкли, так как престиж русского офицера был для них непререкаем.

Eliseev_MAIN_640.jpg03688

        Прошли уже много. Кругом ни души. Вдруг лай собаки. Село. На рысях вскакиваем в него. По трупам вырезанных женщин и детей пределяем, что село армянское. Трупы еще не разложились. Значит резня была недавно. Кроме двух-трех худых собак - никого... Двигаемся дальше.       Из-за глыб камней показались люди, человек двадцать. Нас восемь. Силы неравные. В нас не стреляют - примета хорошая. Курды всегда стреляют еще издали. То оказались мужчины армянского вырезанного села. Они скрываются в горах от курдов уже несколько дней. О движении русских войск ничего не знают.      И какова была их радость, когда они узнали, что Ван уже занят русскими войсками. Объяснялись кое-как по-турецки. Со слезами на глазах они целуют мои ноги в стремени. Жуткая человеческая драма...

26.jpg

       Отряду был дан отдых. Мы, молодежь, верхом на лошадях немедленно же бросились в город. Он большой, до 200 тысяч жителей. Резко разделен на две, почти равные части: турецкую и армянскую. Турецкая часть, на западе, тянется до самого озера-моря Ван.      Но весь турецкий город сожжен армянами. Армянская же часть города совершенно не пострадала. Каждый двор утопает во фруктовых деревьях. Окраины армянских садов сплошь защищены окопами в рост человека, с бойницами и ходами сообщения. Все укреплено по правилам военной науки.      Зная о победном движении русских войск, армяне восстали, выбили из города небольшой турецкий гарнизон и жандармерию и дотла сожгли турецкую часть города.      Турецкие армянки красивы. С тонкими чертами лица. Они - темные шатенки с красивыми глазами. Но их совершенно не видно на улицах города, не говоря уже о кофейных и ресторанах.      Здесь восток - и вот даже армяне, христиане, в своем быту живут по-мусульмански. Так мы и не смогли повеселиться "как следует", по-холостяцки - мы "нич-чего" не нашли...

25.jpg

        Отряд охотно и бодро выступил из города, провожаемый ликующей толпой армян, в том числе нарядно одетыми в белые платья молодыми женщинами и подростками.       Несчастные... Они, безусловно, были уверены, что теперь-то, при помощи русских победных войск, будет освобождена и построена их Великая Армения.       Но и мы, победители и освободители, тогда не думали и не гадали, что не позже чем через два месяца все жители города Ван и всего округа переживут жуткую трагедию и их дивный город будет разграблен курдами и сожжен...       Наш полк, как всегда, шел с бравурным маршем полкового оркестра трубачей, сотни распевали песни. Через каких-нибудь пять верст окончилась благодатная Ванская долина, и мы вступили в горы. А через пару дней полку преградили путь скопища курдов какого-то Мансур-бека.       Отступая со всем своим племенем, с пожитками и с многочисленными стадами овец из-под города Сарай, при поддержке турецких отступающих частей из Персии Мансур-бек занял обширный горный район.

025d6b49ed6ba6671f602ddbff54112b.jpg

        Курдов посадили на сиденья против нас. Мы их рассматривали с исключительным интересом. Все они высокие, сухие, стройные, довольно пышными черными усами и, как все курды, с бритыми бородами. Их фески на головах обмотаны по-курдски черными елковыми платками с бахромой. У Мансур-бека (бек - князь, дворянин) эта бахрома была особенно пышной и свисала до самых глаз.После некоторого времени рассматривания друг друга Мансур-бек через нашего армянина-переводчика заговорил:- Мы - кочевники. Я есть глава одного из курдских племен, обитающих у персидской границы. У меня - до четырех тысяч семейств и стада овец. Мы отступаем с турецкими войсками из-под самого города Сарай.       Защищая свои кочевья, имущество и племя, мы воевали против русских. Теперь же все - и мое племя, и кочевья, и стада овец и скота остались позади русских войск...        Здесь он замолчал, передохнул и продолжал: - Я, как глава своего народа, нахожу дальнейшее сопротивление русским войскам бесполезным и вредным и прошу вашей милости остаться под властью русского Белого царя. Если нужно - мое племя сдаст русскому командованию все свое оружие... и мое племя прошу считать мирным.

34f95fc331ef.jpg3b2ada32be90.jpg

- Мансур-бек убит...Я поворачиваюсь, в муках кошмара открываю глаза и вижу - командир сотни подъесаул Маневский сидит на своей походной кровати, против него стоит вахмистр сотни подхорунжий Илья Дубина, и я слышу последние слова его:- А Мансур-бека убили...Как ужаленный, вскакиваю и бросаюсь к вахмистру:- Кто убил?! Когда?! Где?!- Да забайкальские казаки, ваше благородие, - спокойно отвечает он.- Господ офицеров к командиру полка! - вдруг несется по биваку как всегда передача "голосом", когда спешно надо собрать, позвать кого.      Наспех надевая холодное оружие, мы всегда спали не раздеваясь, спешим к курдскому домику, в котором живет командир полка.      У крыльца наш казак держит в поводу коня Мансур-бека в том же нарядном, зеленого бархата, чепраке, расшитом золотом с кистями. Благородное животное при нашем приближении подняло свою сухую красивую голову с умными черными глазами и тонкими острыми ушами и, как вчера, мирно смотрит на нас.      Полковник Мигузов, с перекошенным от бешенства лицом, совершенно белыми от злости глазами, строго допрашивает у крыльца забайкальского сотника, как это случилось.       Перед Мигузовым стоит малоинтеллигентный офицер с желтыми лампасами на замусоленных от грязи темно-синих штанах-суженках. Короткая грязная гимнастерка. Простые сапоги. И сам сотник - "прост, прост" ... Видимо, из урядников русско-японской войны. Лицо смуглое, полумонгольское. Тонкие усики, так-же полумонгольские.

745b5edba691.jpg964e273612f9.jpg

        Сотник растерян и запуган - Мигузов умел цукать. Показания его сбивчивые. И они, по его словам, таковы. Этот сотник с взводом казаков сопровождает свой обоз 2-й Забайкальской казачьей бригады, которая где-то впереди.       Навстречу ему шло пять курдов с белым флагом. Их они задержали. Доводам Мансур-бека, что они являются парламентерами и только что сдались казачьему полку, забайкальцы не поверили. Что было потом - недоговорено, но курды якобы бросились убегать. Тогда они их перебили и забрали лошадей.       Выслушали эти доводы сотника - у нас ни у кого не было сомнения, что он убил всех с корыстной целью, чтобы воспользоваться лошадьми, и в особенности нарядной и дорогой лошадью Мансур-бека.        Что было делать командиру? Полк - в зоне боевых действий, какое можно произвести официальное дознание и для чего?       Мигузов поступил иначе. С нескрываемым презрением он приказал этому офицеру немедленно же покинуть расположение нашего отряда со всем своим обозом и конвоем. Думаю, что сотник этому был очень рад.       Вопрос "о сдаче курдов" мог бы повернуться в новые бои с ними. Принимая это во внимание, Мигузов немедленно же отправил в стан курдов "послание", а вдове Мансур-бека соболезнующее письмо. И отправил в стан всех лошадей погибших.       В тот же день прибыл к нам заместитель Мансур-бека, его младший брат Бегри-бек. Полковник выразил ему соболезнование о гибели брата и указал, что условия сдачи племени остаются в той же силе и их надо выполнить.

f6d730ff8900cf8dd1edf5963b3ad1f6.jpg

         Наш отряд шел по следам прославленной армянской дружины Андроника. Он двигался со стороны Персии и жестоко мстил туркам и курдам. Мы видели "его следы".       Все русские войска Ванского района, продвинувшись глубоко на юг, вошли в сплошной массив гор, перерезанных ущельями и быстро текущими горными речками.       Все - без единого деревца, но покрыто пышными травами. Жителей - никого: все ушли с войсками, и только трупы убитых, как армян, так и курдов, отравляли настроение.       Отряд вошел в ущелье и остановился в селе Сикунис. Отсюда начинается "страна православных айсоров", также преследуемых курдами. На карте она значится "горная страна несториан". А вот и они, несториане, по-местному - айсоры. Группа в несколько десятков женщин и детей, спасающихся на север, навстречу русским войскам.

002.jpg

      Мы с интересом рассматриваем этих православных айсоров. Среди них нет не только мужчин, даже стариков, но нет и 10-летних мальчиков, как нет и молодых женщин и подростков-девушек. Такого возраста мальчикам курды режут ножом горло, а девушек - подростков берут в наложницы. Поэтому все они ушли в горы с мужчинами, спасая свою жизнь.       В отличие от армянок и курдинок айсорские женщины совсем не боятся и не стесняются нас, молодых мужчин. Нам, единоверцам, они повествуют о своем горе, твердят без конца, что они "есть айсор-христин", и просят "хлэба", единственное русское слово, которое они хорошо заучили.       Конечно, мы идем им навстречу, кормим их и этим располагаем к себе. Кто же они? Их внешний вид, черты лица - наших цыганок. Даже настойчивость в глазах - цыганская.      Все они брюнетки с темным цветом тела, загорелые, грязные и в цыганских цветных лохмотьях. На лицах, на руках, на груди - резкая, примитивная татуировка. У некоторых на груди вытатуирован православный крест. У других на шнурке висит крест из темного дерева, величиной почти в четверть.      Как их спасать, куда везти - мы не знали. Кругом витала смерть, и они своим беспомощным присутствием только отягощали войска, вносили естественное сердоболие в души казаков, столь отрицательный элемент в войнах."

     4-й ассирийский батальон в Бейруте, 1976 год (время гражданской войны в Ливане), сформирован из ассирийцев-эмигрантов из Ирака и Сирии. Около четверти л/с батальона составляли женщины. Все бойцы геройски погибли в ходе столкновений начала ноября с силами Хезболлы и ООП на юге Ливана.

index_1.jpeg

В Москве и в Питере чистильщиками и сапожниками часто работают ассирийцы (айсоры).

Goldin.Ajsoru3.jpgGoldin.Ajsoru4.jpg

38.png

oper-1974.livejournal.com

Из Армении насильственно выдворяются курды-езиды и ассирийцы

Последние документальные факты доказывают причастность армян к геноциду не только против мусульман, но и курдов, евреев, ассирийцев и других народов. С первого взгляда армяне, выдающие себя за друзей курдов, в действительности в прошлом веке неоднократно подвергали этот народ к изгнанию и уничтожению. Известный курдский писатель, член Союза писателей Азербайджана Ахмеде Апо в своем интервью Этноглобусу разоблачает сущность армянского фашизма в отношении к курдам.

- Исторически в Азербайджане курды проживали в Лачинском, Кельбаджарском, Губадлинском, Зенгиланском районах и в Нахчыванской Автономной Республике. Согласно статистике в 1929 году в Азербайджане проживали 50 тысяч курдов, в Армении 250 000 .

После прихода к власти большевиков в 1923-1929 гг в Азербайджане были сформированы несколько уездов, в том числе уезд Красный Курдистан. Заявления некоторых исследователей якобы о создании в Азербайджане в те годы автономии Красный Курдистан не соответствует действительности. Об этом не упоминается также в архивных документах. В те годы в регионе на курдском языке издавалась газета Курдистан, в Шушинском Педагогическом техникуме действовал факультет курдского языка, в селах населенных курдами преподавался родной язык.

Позже все уезды были упразднены, также был ликвидирован факультет курдского языка в педагогическом техникуме в Шуше. До развала Советского Союза кроме несколько учебников и художественных книг , изданных в тридцатые годы в Азербайджане не было других публикаций на курдском языке. Шестидесятые годы прошлого века в Институте Востоковедения Академии Наук Азербайджана действовала курдская научная группа, где работали Рахим Гази, Али Галавеж, Зумруд Шафиева, Гусейн Курдоглы, Шамиль Аскеров и др.

Процессы шли не без присутствия армянской политики и коварства. Армяне,используя свои связи в Кремле, развивали сеть курдских исследований в Армении, имелось эфирное время на курдском языке, в Союзе писателей Армении действовало курдское отделение . Первая моя книга тоже была издана в Ереване. При Институте Востоковедения Академии Наук Армении действовал отдел Курдоведения, где работали такие известные ученые как Наджие Джинди,Амине Авдал, Шакрое Мгои и др. Они изучали этнографию, литературу курдского народа. В 1932 году издавалась газета Рия Tаза (Новый путь). Армяне ,изучая курдскую литературу зачастую присваивали ее достижения. Целью же такого внимания к курдам было ни что иное , как желание найти друзей среди курдов и использовать их как инструмент в своей политики.

- Имеют ли место факты азербайджанизации курдов, как это утверждают некоторые?

- В 1937 году при помощи Москвы армяне позаботились о выселении курдов из Армении, в том числе из приграничных районов Нахчывана с Арменией. Следует заметить, что выселялись только курды мусульмане. Исторически в Азербайджане не проживали курды езиды. В Азербайджане никогда не было насильственной азербайджанизации . Курды спасаясь от депортации меняли свою национальность и регистрировались азербайджанцами. Я сам был репрессирован.В сороковые годы курды из Армении были выселены в Казахстан, Киргизию, Туркменистан и Узбекистан. Армянские политики, используя начало II мировой войны как повод, под покровительством Анастаса Микояна очистили эти земли. В дальнейшем Ереван планировал присоединение Нахчывана к Армении. В тот же период в опустошенные курдские селения были переселены армяне из Сирии, Турции и Ирана. Только в 1947 году репрессированным было разрешено вернуться обратно. 5 тысяч курдских семей , в том числе и наша решили вернуться в Армению. Когда наши эшелоны добрались до Азербайджана, армяне ,вновь опираясь на свои связи в Кремле препятствовали нашему возвращению в свои родные дома. Курдским семьям пришлось разместиться в азербайджанских районах. Позднее в 1947, 1953, 1967 и, наконец, в 1988 гг. в результате политики этнических чисток из Армении вместе с азербайджанцами были насильственно выдворены 20 000 курдов мусульман (позже нашу судьбу разделили также курды езиды). Большинство из них нашли убежище в Азербайджане, а потом часть из них в связи с бытовыми проблемами уехали к своим родственникам в разные страны. Курды покинувшие свои дома в результате оккупации армянскими агрессорами Лачыни, Губадлы ,Келбеджер и Зенгиланского районов оказались беженцами. Азербайджанские и курдские народы тесно связаны друг другом с глубокими корнями. Кроме всего нас еще объединила трагедия оккупации наших земель. Курды привязаны к азербайджанскому государству и верны ему. Кто-то может это назвать ассимиляцией, а я это оцениваю как духовной близостью народов. Ассимиляция является историческим процессом. В нашей стране каждая нация может считать себя талышом , лезгином, курдом и т.п., но он является гражданином Азербайджана. Например, некоторые, чьи предки являются курдами , не считает себя курдом. Никто его не вынуждает отказываться от своих корней, просто он ассимилирован. Этой процесс происходит в любом конце света и среди всех народов.

С 1990 года этнические группы Азербайджана получили в возможность развивать свой язык, традиции и обычаи. Были созданы культурные центры этнических групп ,начали издаваться газеты. Курдский культурный центр Ронаи один из них. С 1993года начало свое издание газета Денге курд (Голос курда). В 1992 году был издан закон Об этнических меньшинствах, который расширил возможности для деятельности этнических групп.

- Сталкиваются ли курды в Азербайджане с притеснением на национальной почве?

- Могут рассказывать всякие небылицы. Но если я никогда не скрывал свою национальную принадлежность и гордился этим, то никогда не сталкивался ни с какими притеснениями. Если культурные центры этнических групп , в том числе Ронаи неактивны в свой деятельности ,то в этом никто не виноват.

Я нахожусь в гуще этих процессов и имею связь с другими культурными центрами. Например, если талыши ,аварцы ,лезгины и др. желают развивать свою культуру ,или издавать книгу на своем языке никто им это не запрещает. Но выступление против государства не может быть одобрено ни одним государством.

- Армянские политики вновь начали активно «заботиться» об этнических группах ,проживающих в Азербайджане. Наряду с этим вновь усиливаются попытки манипуляций этническими группами наших зарубежных доброжелателей.

- Эта моя боль. Глазами политически недальновидных курдов ,армяне являются их друзьями ,которые заботятся о них. Но в действительности под этой «заботой» скрывается большая армянская политика. Если это действительно правда, то почему армяне оккупировали азербайджанские территории ,где компактно проживали курды, были убиты курдские дети, женщины и старики. Земли компактного проживания курдов на Ближнем Востоке, включены в карту Великой Армении. Курды должны знать что их врагами являются те , кто использует курдскую карту.

В Армении фактически не проживают этнические меньшинства. В свое время в селе Двин проживали ассирийцы. Они тоже были насильственно выселены из Армении. Теперь в Армении против курдов применяется иная политика- курды езиды предоставляются как отдельная нация. О том, что езидизм является религией науке известно давно . Курды езиды говорят на курдском языке,нас с ними связывают традиции, обычаи . Нас разделяет только религия . Армяне выдавая езидов как иной народ ,пытаются разделить курдов на два враждующих крыла. Для укрепления своей политики, в 2006 году в Ереване был издан учебник езидского языка. Эта большая трагедия курдского народа.

Все права этнических менщинств, прожевающих в Азербайджане соблюдаются. Тот ,кто живет по современным требованиям , он может служить своему народу во благо государственности. Человек , который правильно расценивает процессы разворачивающиеся в мире , осознает политику глобализации и его требования, будет далек от сепаратизма. Даже многочисленные народы постепенно исчезают, идет процесс сближения народов. Самое большое счастье этнических меньшинств Азербайджана это права, предоставленные им азербайджанским государством.

- Некоторые представители отдельных этнических меньшинств ,свои сепаратистские притязания оправдывают якобы с нарушением их прав по национальному признаку.

-Как человек тесно связанный с этнической тематикой, после развала СССР посетил все страны бывшего Советского Союза, кроме Армении.

И уверенностью могу сказать, что самое лучшее положение этнических групп в Азербайджане. Разве азербайджанские тюрки не имеют проблем. Талыш, курд или лезгин ,не поступивший в ВУЗ, или по объективным причинам уволенный с работы считает что нарушаются его права только потому, что он принадлежит этническому меньшинству. Разве все представители тюркского этноса получают образование или обеспечены работой.

-Можно ли считать удовлетворительным эфирное время на радио, представленное этническим меньшинствам на государственном телерадиовещательном компании AZTV?

- Безусловно, 15 минутного эфирного времени 2 раза в неделю очень мало. Я об этом неоднократно говорил в беседах с представителями Совета Европы и Президентского Аппарата Азербайджана. Нам хотелось бы иметь хотя бы двадцатиминутное эфирное время 3 раза в неделю , и передачи на языках этнических меньшинств на Общественном Телевидении. Но как специалист могу сказать, что сложно находиться в эфире ежедневно с часовой передачей. Подобные требования, озвучиваемые некоторыми персонами бессмысленны. Как теперь быть? Оценить ли это как трагедию, политизировать ли вышеназванные мной желания и выйти на улицы с протестами? Или может если на курдском языке нет телепередач, то как некоторые представители этнических меньшинств участвовать на конференции проводимой Ереваном. С каких это пор Армения стала попечителем этнических групп Азербайджана. Ведь их не связывают никакие этнографические, демографические, антропологические узы. Принимая опекунство Армении и некоторых «дружественных» наших соседей нужно задумываться над этим. Как говорится, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Должен возникать вопрос о том, почему Армения ,где почти не проживают этнические группы вдруг выступает в роли попечителя этнических меньшинств Азербайджана.

- После оккупации исторических азербайджанских территорий, на этих землях была попытка создания Курдистанской автономии.

- Процессы протекали следующим образом. В 1993 году некий Векил Мустафаев курд по национальности работал в органах МВД Али-Байрамлинского района. Семья Мустафаева в 1937 году была депортирована из Армении. Он вырос и учился в Ошской области Киргизии, занимал высокие посты в министерстве внутренних дел Киргизии . Далее в семидесятых годах прошлого века избегая ответственности за правонарушения, он приехал в Азербайджан ,поселился в Нахчывани и работал в правоохранительных органах, потом получил назначение в Али Байрамлы.

В 1993 годы он вдруг появился в Армении и вместе с несколькими курдами езидами выступили по армянскому телевидению, и было объявлено

о восстановлении бывшего Курдистанского уезда. Из Азербайджана в этой группе был только В.Мустафаев. Судьба новоявленной автономии длилась всего несколько дней. Ныне Мустафаев проживает в Италии и занимается бизнесом.

- Какую цель при этом преследовало армянское правительство ?

- В то время оккупация армянами близлежащих с Нагорным Карабахом районов со стороны мирового сообщества оценивалось негативно. Нужно было создать мнение , что это курды восстанавливают бывший Курдистанский уезд, а армяне никакого отношения к оккупации Губадлинского, Зенгиланского и Лачинского районов не имеют.

PS: Как гражданин, чья судьба связана с судьбой своего народа ,хочу заметить, что ни одно сильное государство, и ни один политик не должен манипулировать судьбами народов. Рано или поздно они получат свое наказание.

cihanekurdistan.livejournal.com

Курды и Геноцид армян в Османской империи

Роль курдов в Геноциде армян в Османской империи совершенно неоднозначна. Как и во многих кочевых племенах, основным видом их занятий долгое время оставалось скотоводство и… грабежи.

Живя рядом с оседлыми народами в Турции - армянами и греками - курды, как и сотни лет назад их предки, вплоть до последних времен, оставались кочевниками - с соответствующими средневековыми моралью и другими ценностями.

И как средневековые кочевники, например, те же монголы, так и курды не могли, мягко говоря, в общем и целом положительно относиться к находящимся в цивилизационном плане на более высоком уровне оседлым народам.

Именно это чувство в свое время двигало гуннскими или монгольскими ордами во время нападений на народы, находящиеся на более высокой ступени развития, будь это Китай, Рим, Хорезм, Бухара, Русь, Армения… Завоевывая, кочевники в основном разрушали города, страны, превращая их в бесконечную, зарастающую травой забвения степь, где так удобно пасти скот.

Именно играя на этих чувствах, турецкие правители натравили курдов на своих соседей, желая претворить в жизнь свои преступные замыслы. А взамен обещали дать земли, дома и богатства армян. Убив, изгнав армян из собственных домов и земель, курды, как и положено кочевникам, взяли лишь то, что могли унести в свой походный шатер, разрушив и предав огню все остальное. И долгое время руины сооружений говорили о том, что здесь когда-то существовала цивилизация. Только спустя долгое время курды начали обживать опустевшие города и деревни.

Однако, как и в случае даже с турками, мы не склонны огульно обвинять всех курдов. Как и среди турок, так и курдов было немало случаев, когда последние спасали армян, особенно своих непосредственных соседей, с которыми, как говорится, не один раз делили хлеб и соль. Но все же подавляющее большинство участвовало в армянских погромах. Более того, есть немало свидетельств того, что спасая своих непосредственных соседей, те же курды грабили и убивали армян других деревень и городов. Кстати, "фактор соседства" учитывался турецким правительством, когда оно посылало собранные в одном месте карательные отряды в другие районы.

Сегодня к курдам приходит понимание того, что совершили их предки с армянами. И уже не удивительно, когда слышим, как депутат турецкого парламента от курдской партии "Мир и демократия" говорит о том, что "в Геноциде армян, совершенном в 1915-ом году в Османской империи, значительную роль сыграли курды".

А курдские историки сегодня пишут и издают на многих языках книги, где собраны воспоминания их предков о Геноциде армян. Более того, в районах, где когда-то бок о бок жили армяне и курды, например, в Диарбекире, потомки курдов хорошо помнят события столетней давности, несмотря на политику отрицания и замалчивания со стороны турецких властей. И очень часто от местных курдов можно услышать признание: "Здесь не только курдские земли, но и армянские…"

armedia.am

жизнь с заветной мечтой о независимом Курдистане

Как и тысячи курдов, живущих в разных уголках мира, армянские курды пристально следят за ситуацией в Иракском Курдистане. 25 сентября в этой северной автономной провинции Ирака прошел референдум о самоопределении, на котором 92,73% проголосовавших высказались за независимость. Ирак итоги референдума не признал и по сути начал блокаду курдской провинции, запретив финансовые операции и международное авиасообщение с регионом.

Турция после референдума тоже ввела войска в иракскую провинцию Киркук, где живут курды, что местные ополченцы расценили как объявление войны. Но и курды в самой провинции, и те, кто живут в других странах, надеются, что независимость все-таки удастся отстоять

Зина Мхоян показывает курдскую литературу, написанную на кириллице. Такую сейчас, по ее словам, найти сложно найти: сейчас для записи курдского языка в основном используются алфавиты на основе арабского и латинского. Курдские диалекты в разных регионах тоже различаются, но Зина Мхоян утверждает, что каждый курд поймет другого.

Но главный объединяющий фактор курдского народа – идея суверенного государства. Поэтому отношение к референдуму в Иракском Курдистане у армянских курдов однозначное.

"Это как сон: три тысячи лет мы воевали, и, наконец, вышла радуга. Вы понимаете, да, что такое радуга? – говорит женщина. – Мы долго ждали, чтобы освободился наш Курдистан, сердце Месопотамии. Мы древний народ".

В Армении сегодня живут около 40 тысяч курдов. В основном – в сельской местности, занимаются животноводством. Община, которую возглавляет депутат армянского парламента Княз Хасанов, издает свою газету на армянском языке.

"Курды Ирана, Сирии, Ирака и Турции должны быть едины, поскольку могут начаться боевые действия, – предупреждает он. – И в этом случае они должны быть готовы противостоять врагу. Сегодня на Ближнем Востоке вопросы решаются посредством войны. Курды Сирии уже шесть лет воюют против ИГИЛа".

Глава общины говорит, что морально поддерживает проживающих в Ираке курдов, но подчеркивает, что община не будет требовать от властей Армении признать независимость Курдистана.

Курдский вопрос в Армении обсуждается и в научных кругах, например на факультете востоковедения Государственного университета. Там существует отдельное направление – курдоведение.

"В XI-XIII веках курдский народ начал становиться самобытным, – рассказывает востоковед Артем Тоноян. – И, разумеется, параллельно с этим созревала и идея государства и государственности, которая доходит до наших дней. Каждый самобытный народ со временем стремится к созданию собственного государства".

В Армении курдский вопрос сегодня вызывает серьезный интерес: в стране понимают, что изменение геополитической картины на Ближнем Востоке так или иначе коснётся и Армении. Ну а для местной курдской общины независимый Курдистан – это заветная мечта, к исполнению которой они близки, как никогда.

www.currenttime.tv