Тренировочный полет: Як-130 упал под Борисоглебском, пилоты остались живы. Крушение як 130


Тренировочный полет: Як-130 упал под Борисоглебском, пилоты остались живы

МОСКВА, 16 сен — РИА Новости. Учебно-боевой самолет Як-130 упал возле аэродрома в Борисоглебске, пилотам удалось успешно катапультироваться, сообщили в Минобороны.

Российский учебно-боевой самолет Як-130. Архивное фотоПод Борисоглебском разбился учебно-боевой Як-130

Инцидент произошел в ходе учебно-тренировочного полета, члены экипажа сумели увести летательный аппарат от построек на земле и катапультировались. Позднее пилоты были обнаружены поисково-спасательной группой в районе падения самолета и благополучно доставлены на аэродром базирования. "Оба пилота после приземления сразу вышли на связь, их жизни и здоровью ничего не угрожает", — говорится в сообщении российского оборонного ведомства.

Расследованием причин падения Як-130 будет заниматься комиссия по безопасности полетов Вооруженных сил. В настоящий момент ее члены готовятся вылететь на место происшествия с аэродрома Чкаловский, рассказали в Министерстве обороны.

Предыдущий инцидент с участием Як-130 произошел 15 апреля 2014 года. Учебно-боевой самолет разбился при заходе на посадку в 25 километрах юго-восточнее Ахтубинска во время планового тренировочного полета. Оба летчика сумели катапультироваться, однако один из них погиб. Потерпевший крушение самолет принадлежал Борисоглебскому филиалу Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил (ВУНЦ ВВС).

Американский солдат на авиабазе ВВС СШАСША засекретили данные о катастрофе истребителя в Неваде

Як-130 — двухместный реактивный учебно-боевой самолет, разработанный в середине 1990-х годов. Первый серийный летательный аппарат этого типа поднялся в воздух в 2004 году.

По характеристикам Як-130 близок к современным истребителям четвертого и пятого поколений на дозвуковой скорости полета, неприхотлив и способен садиться на неподготовленные площадки. На нем курсантов летных училищ обучают навыкам пилотирования и решения боевых задач. Помимо этого, он способен поражать наземные и воздушные цели, двигающиеся на низкой скорости, выполняя задачи легкого штурмовика.

ria.ru

В Воронежской области потерпел крушение Як-130 » Военное обозрение

Информационная служба SM-News со ссылкой на собственный источник сообщает о том, что сегодня в Воронежской области потерпел крушение самолёт Борисоглебской авиационной базы Як-130 Воздушно-космических сил России. По последним сведениям, крушение учебно-боевого самолёта (УБС) произошло в Грибановском районе области. Это в нескольких км от аэродрома "Борисоглебск".

Напомним, что в сентябре прошлого года в районе Борисоглебской авиационной базы произошла аналогичная катастрофа. Тогда крушение потерпел Як-130, который пилотировался курсантом 5-го курса лётного училища и опытным майором - инструктором авиационной базы. Оба лётчика катапультировались в районе административной границы Воронежской и Волгоградской областей.

Минобороны подтверждает:

12 апреля 2018 года около 9 часов 40 минут в ходе проведения планового учебно-тренировочного полёта потерпел аварию самолет Як-130 учебной авиабазы Краснодарского высшего авиационного училища летчиков в города Борисоглебск (Воронежская область)

Лётчики катапультировались.

Отмечается, что командир доложил о возникновении технической неисправности в одном из агрегатов машины, препятствующей продолжению полета. В свою очередь руководитель полётов дал команду на катапультирование.

Оба пилота, летчик-инструктор и курсант, благополучно катапультировались, приземлились и самостоятельно вышли на связь с аэродромом. Их жизни и здоровью ничего не угрожает. Самолет упал в безлюдной местности, разрушений нет

— добавляется в сообщении.

Для выяснения причин и обстоятельств происшествия приступила к работе специальная комиссия службы безопасности полётов авиации Вооруженных сил РФ.

Ранее лётчики Борисоглебской авиационной базы неоднократно высказывали те или иные нарекания по отношению к техническому оснащению и иным аспектам учебно-боевого самолёта Як-130.

topwar.ru

Что не так с Як-130? » Военное обозрение

На Борисоглебской авиационной базе продолжалась активная отработка практических навыков лётного состава по эксплуатации учебно-боевых самолётов (УБС) Як-130 и во время расследования причин аварийной посадки самолёта в июне текущего года. В борисоглебское небо поднимались самолёты, пилотируемые в том числе и курсантами, проходящими обучение в филиале Военного учебно-научного центра (ВУНЦ) ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина». Як-130, создаваемые ОАО «Корпорация «Иркут», как известно, позволяют осуществлять полёт под контролем лётчика-инструктора, и позиционируются в качестве первых абсолютно новых самолётов, созданных и построенных после распада СССР в современной России.

Несмотря на то, что постановка на вооружение ВКС РФ Як-130 состоялась давно, череда аварийных ситуаций с этими самолётами даёт повод экспертам (и непосредственно воённым лётчикам) говорить о том, что самолёт «сырой». Мало того, отмечается относительная сложность его пилотирования. Сложность в сравнении с возможностями пилотирования тех учебных моделей (для подготовки курсантов), которые использовались ранее.

Напомним, что в июне 2017 в Борисоглебске экипажу самолёта Як-130 удалось выполнить посадку самолёта без носовой стойки шасси. Яком тогда управляли курсант Краснодарского филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» Кирилл Клевцов и лётчик-инструктор Михаил Марченко. Мастерство экипажа позволило не вступать в дело экстренным службам, которые в тот момент находились на аэродроме. Самолёт сел без передней стойки - сама машина получила незначительные повреждения. Экипаж не пострадал.

16 сентября этого года другой Як-130 Борисоглебского учебного авиационного центра потерпел крушение, упав в поле подсолнечника в нескольких километрах от аэродрома - на границе Воронежской и Волгоградской областей. Самолётом, по данным информационных агентств, управляли курсант старшего курса филиала Военно-воздушной академии ВВС РФ Иван Клименко и опытный инструктор – майор Сергей Заволока. Майор Заволока не просто опытный лётчик, он является одним из представителей пилотажной группы «Крылья Тавриды», которая выполняет полёты именно на Як-130. Официально Минобороны РФ на данный момент не подтверждает информации о том, что именно эти военнослужащие находились в кабине УБС.

Оба катапультировавшихся лётчика были отправлены в госпиталь в состоянии шока. Серьёзных физических повреждений курсант и офицер ВКС РФ не получили.

В данный момент Як-130, виртуозно посаженный на аэродроме Борисоглебска с невышедшим шасси в июне текущего года, проходит через ремонтные процедуры. Самолёт, упавший 16 сентября, восстановлению не подлежит. После падения на землю возник пожар, и то, что осталось от самолёта ещё и сильно обгорело.

Военные техники и представители предприятия-производителя оценивают технические детали, которые стали причинами сбоя в работе носовой стойки при посадке самолёта. Специалисты нижегородской компании «Гидромаш», которая и занимается производством авиационных стоек для Як-130, проводят свои технологические исследования по установлению причин инцидента.

Нужно отметить, что в проведении качественного и прозрачного расследования руководство «Гидромаша» заинтересовано не меньше, чем командование ВКС РФ. Дело в том, что именно «Гидромаш» занимается производством основных опор шасси, например, для новейшего российского пассажирского авиалайнера МС-21, к которому приковано повышенное внимание со стороны не только российской общественности, но и со стороны общественности зарубежной. Ведь МС-21 вполне может (и должен) выходить на международный рынок. И о контрактах на его приобретение говорят уже сейчас. Компания не может себе позволить понести репутационный ущерб, учитывая то, что демонстрировала свои разработки на салоне Ле Бурже во Франции с презентационными заявлениями о высокой надёжности систем.

По некоторым данным, невыход передней стойки Як-130 мог быть связан с попаданием влаги в гидравлические системы. На вопрос, откуда в гидравлике оказалась "лишняя" влага, эксперты высказывают предположение о том, что вода попадает во время "хранения" самолёта. Аргумент такой: проблемы, возможно, не было бы, если бы самолёты такой конструкции хранились в специальных влагозащитных ангарах.

Но ведь далеко не только в стойках шасси дело. Официальных результатов расследования причин падения Як-130 под Борисоглебском пока нет. При этом в многочисленных новостных сводках со ссылками на представителей лётного сообщества (из числа тех, кто сидел за штурвалом Як-130) сообщается, что у этих машин проблем пока, к сожалению хватает и без стоек. И хватает их даже на фоне постоянного мониторинга технического состояния производителями.

На 2017 год в России произведено 133 учебно-боевых самолёта Як-130, из «семейства» которых в своё время была сформирована и упомянутая пилотажная группа «Крылья Тавриды».

На Борисоглебской авиабазе самолёты позволяют проводить ежегодную подготовку десятков курсантов старших курсов Военно-воздушной академии. И теперь, после двух инцидентов за три месяца, эта подготовка поставлена под вопрос. И отвечать на этот вопрос нужно, не пытаясь упрятать проблему под сукно.

Фактически Як-130 призван заменить чехословацкие «Эльки» - так ласково лётчики называют учебно-боевые самолёты Л-29 и Л-39, которые в течение десятилетий являлись основными УБС стран Организации Варшавского договора. Як-130 превосходит самые последние версии «Элек» как по радиоэлектронной «начинке», так и по маневренности в воздухе. Это и понятно - самолёт современный, и в нём воплощены последние достижения оборонки. Вот только пока проблема с тем, как эти последние достижения воплощались, и насколько они вообще способны осваиваться курсантским составом с учётом требований к безопасности.

От Л-29 и Л-39, которые сами лётчики нередко называют "летающими партами" ("летающими классами") из-за лёгкости управления и высокой надёжности, Як-130 отличается пока не в лучшую сторону именно в плане указанных параметров. Производителям явно придётся приложить усилия, чтобы проблемы с надёжностью Як-130 были решены и чтобы к техническим параметрам самолёта у лётного состава и потенциальных заказчиков не возникало вопросов.

А ведь вопросы возникают отнюдь не только у молодой курсантской поросли, но и у опытных лётчиков. Если была проблема с одним из двигателем (такая рабочая версия рассматривается), то почему "не сдюжил" второй двигатель? Если проблема никак не связана с двигателями, то с чем тогда? И если снова винить во всём влагу, попадающую "не туда, куда следует", то в таком случае возникает вопрос об общей надёжности авиационной техники под маркой Як-130 - неужели самолёт на самом деле настолько "нежен", что без содержания в специальных ангарах может давать непрогнозируемые сбои в различных блоках и узлах?

topwar.ru

Разбился самолет Як-130

Як-13015 апреля 2014 года под Астраханью разбился учебно-тренировочный самолет Як-130. Об этом сообщают российские информационные агентства. Самолет в 17:46 вылетел из Ахтубинска, пропал с радаров. Вскоре выяснилось, что он потерпел крушение. На борту находились два человека, экипаж успел катапультироваться, но один пилот погиб, другой выжил. О причинах произошедшего в настоящее время информация отсутствует, есть предположения, что катастрофа произошла из-за отказа двигателя самолета, но официально эта информация не подтверждена. В Ахтубинске, откуда вылетел Як-130, находится Государственный летно-испытательный центр Минобороны имени В.П. Чкалова.

Як-130

Оба летчика учебно-тренировочного самолета Як-130, во вторник потерпевшего крушение под Астраханью, успели катапультироваться, однако один пилот погиб, сообщает РИА Новости со ссылкой на Минобороны.

"Экипаж, состоящий из двух летчиков, успел катапультироваться. Один пилот погиб, жизни и здоровью второго пилота ничего не угрожает", - говорится в сообщении. Катастрофа, по данным ведомства, случилась в ходе выполнения планового учебно-тренировочного полета при заходе на посадку в 17:50 по московскому времени в 25 км юго-восточнее города Ахтубинск.

На аэродром направлена комиссия Министерства обороны. Поисковая группа нашла место падения учебного самолета Як-130. Обнаружили одного живого члена экипажа, тело одного погибшего. Причины ЧП устанавливаются. На земле жертв и разрушений нет.

Cамолет Як-130

Главнокомандующий ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев принял решение приостановить полеты самолетов Як-130 в связи с катастрофой в Астраханской области, - об этом сообщают СМИ со ссылкой на заявление начальника управления пресс-службы и информации Министерства обороны РФ генерал-майора Игоря Конашенкова.

"Решением главкома ВВС полеты на всех типах данного самолета временно приостановлены до выяснения причины катастрофы", - сообщил Игорь Конашенков.

Як-130

На данный момент Военно-воздушным силам переданы 48 самолетов Як-130, которые входят в состав 209-й учебной авиабазы в Борисоглебске (Воронежская область). Всего действующие контракты предусматривают поставку 65 таких самолетов (а 16 Як-130 поставлены Алжиру в 2011 году). До дня катастрофы 15 апреля 2014 года произошло два авиационных происшествия с самолетами Як-130, и они были без жертв:

  1. 26 июля 2006 года в испытательном полете из-за отказа системы дистанционного управления самолет Як-130 (бортовой номер "03 белый", Летно-исследовательского института им. Громова) вошел в пикирование. Пилоты катапультировались, машина упала в Рязанской области.
  2. 29 мая 2010 года разбился Як-130 ("93 красный") исследовательско-инструкторской смешанной авиационной базы 4-го центра подготовки авиационного персонала и проведения войсковых испытаний МО РФ. Это случилось возле Липецка. После взлета и уборки шасси началась продольная раскачка по причине отказа системы управления. Экипаж катапультировался при выходе на режим сваливания. Полковник Александр Котов и старший лейтенант Евгений Гостев не пострадали.

Як-130

Учебно-боевой самолет Як-130, по НАТОвской классификации - Mitten, разрабатывался ОКБ им. Яковлева с начала 90-х годов. Первый полет состоялся в 1996 году, в 2002 году выбран базовым самолетом ВВС для подготовки летчиков. Экипаж Як-130 - два человека. Машина оснащена двумя турбореактивными двигателями РД-35 с новой электронно-цифровой системой регулирования. Самолет имеет шесть узлов подвески оружия, способен нести управляемые и неуправляемые ракеты "воздух-земля", "воздух-воздух", бомбы, пушечные контейнеры и др.

  • Длина фюзеляжа Як-130 - 11,49 м;
  • размах крыла - 9,72 м;
  • высота - 4,76 м;
  • максимальная взлетная масса - 9 т;
  • практический потолок - 12,5 тыс. м;
  • максимальная скорость - 1050 км/ч;
  • дальность полета - 1850 км.

Серийное производство Як-130 ведется на Иркутском авиазаводе.

Читайте также:

< Назад Вперед >
 

pro-samolet.ru

В результате столкновения в воздухе разбились два самолета Як-130 ВВС Бангладеш

Как сообщают бангладешские СМИ, вечером 27 декабря 2017 года в районе Кокс-Базара (область Читтагонг) в результате столкновения в воздухе в ходе учебного полета потерпели крушения два учебно-боевых самолета российского производства Як-130 ВВС Бангладеш. Все четыре члена экипажей (три летчика в звании винг-коммандеров и один в звании сквадрон-лидера) успешно катапультировались и не пострадали. Оба самолета упали на остров Махешкали, вызвав пожары и повреждения частных жилых домов, на земле получили ранения и ожоги минимум семь местных жителей.

Обломки одного из двух потерпевших крушение в результате столкновения учебно-боевых самолетов Як-130 ВВС Бангладеш. Махешкали (Кокс-Базар), 27.12.2017 (с) bdnews24.com

По одному из сообщений, разбившиеся самолеты, возможно, имеют бортовые номера "15103" ("короткий" номер "103", серийный номер 130.12.02-0103) и "15105" ("короткий" номер "105", серийный номер 130.12.02-0105). Самолеты входят в состав 21-й эскадрильи ВВС Бангладеш с авиабазы Захур (Zahur) близ Читтагонга.

Это уже второй инцидент в ВВС Бангладеш с самолетами Як-130 в этом году. Напомним, что 11 июля 2017 года в районе Лохагора южнее Читтагонга потерпел крушение бангладешский самолет Як-130 (бортовой номер "15102", "короткий" номер "102", серийный номер 130.12.02-0102), оба летчика успешно катапультировались.

Таким образом, ВВС Бангладеш к настоящему времени лишились уже трех из 16 поставленных им в 2015-2016 годах российской стороной самолетов Як-130 по контракту 2013 года.

Бангладеш стал третьим получателем Як-130 за пределами Российской Федерации после Алжира (получившего 16 самолетов в 2011 году) и Белоруссии (получившей восемь самолетов с апреля 2015 года по 2016 год). В 2016-2017 годах шесть самолетов Як-130 были также поставлены в Мьянму. В отличие от Бангладеш, другие зарубежные эксплуатанты до настоящего времени не имели эксплуатационных потерь самолетов Як-130.

26168800_833495873493991_2464160202768004309_n

Вверху - вылет пары потерпевших затем крушение в результате столкновения учебно-боевых самолетов Як-130 ВВС Бангладеш с авиабазы Захур близ Читтагонга, 27.12.2017. Внизу - предположительно потерпевшие крушение самолеты Як-130 с бортовыми номерами "15103" ("короткий" номер "103", серийный номер 130.12.02-0103) и "15105" ("короткий" номер "105", серийный номер 130.12.02-0105) (с) Farabi / www.facebook.com/planespottersbangladesh

moheskhali-biman-accidant-7

moheskhali-biman-accidant-5

maheshkhali-fire-6

maheshkhali-fire-3

Последствия падения двух потерпевших крушение в результате столкновения учебно-боевых самолетов Як-130 ВВС Бангладеш. Махешкали (Кокс-Базар), 27.12.2017 (с) bdnews24.com

Репортаж местного телевидения с места падения самолетов:

bmpd.livejournal.com

Разбился самолет Як-130 ВВС Бангладеш

Как сообщают бангладешские СМИ, днем 11 июля 2017 года в районе Лохагора южнее Читтагонга потерпел крушение учебно-боевой самолет Як-130 (бортовой номер 15102, "короткий" номер "102", серийный номер 130.12.02-0102) из состава 21-й эскадрильи ВВС Бангладеш с авиабазы Захур (Zahur) близ Читтагонга. Оба летчика (винг-коммандер Назмул и сквадрон-лидер Квамрул) успешно катапультировались.

Plane-Crashed-ed+(4)

Обломки потерпевшего крушение учебно-боевого самолета Як-130 (бортовой номер 15102, серийный номер 130.12.02-0102) из состава 21-й эскадрильи ВВС Бангладеш. Логахора, 11.07.2017 (с) bdnews24.com

Напомним, что контракт на поставку Бангладеш 16 учебно-боевых самолетов Як-130 (c опционом еще на восемь) был заключен ОАО "Рособоронэкспорт" в 2013 году в рамках предоставленного Москвой этой стране кредита на 1 млрд долл на приобретение военной продукции. Первый Як-130, построенный Иркутским авиационным заводом (входит в состав АО "Корпорация "Иркут") для Бангладеш по данному контракту (самолет с заводским номером 130.12.02-0101, бангладешским бортовым номером "15101" и "коротким" номером "101") совершил первый полет в Иркутске 29 апреля 2015 года, а второй - ныне разбившийся борт (с заводским номером 130.12.02-0102, бангладешским бортовым номером "15102" и "коротким" номером "102") совершил первый полет в Иркутске 5 мая 2015 года.

Первые шесть построенных для Бангладеш учебно-боевых самолетов Як-130 (заводские номера с 130.12.02-0101 по 130.12.02-0106, бангладешские бортовые номера с 15101 по 15106) были доставлены из Иркутска в аэропорт Дакки транспортными самолетами Ан-124-100 российской авиакомпании "Волга-Днепр" 22-23 сентября 2015 года и были официально введены в строй ВВС Бангладеш 6 декабря 2015 года. Еще восемь самолетов Як-130 (заводские номера с 130.12.02-0107 по 130.12.02-0114, бангладешские бортовые номера с 15104 по 15114) были поставлены в Бангладеш в конце 2015 года, а два последних (заводские номера 130.12.02-0115 и 130.12.02-0116, бангладешские бортовые номера 15115 и 15116) - в 2016 году.

Самолеты Як-130 поступили на вооружение 21-й эскадрильи "Avengers" ВВС Бангладеш, которая дислоцируется на авиабазе Захур близ Читтагонга и до ноября 2014 года была оснащена китайскими истребителями-бомбардировщиками А-5С и учебно-боевыми самолетами FT-6.

Бангладеш стал третьим получателем Як-130 за пределами Российской Федерации после Алжира (получившего 16 самолетов в 2011 году) и Белоруссии (получившей восемь самолетов с апреля 2015 года по 2016 год). В 2016 году были также начаты поставки самолетов Як-130 в Мьянму. Произошедшая 11 июля 2017 года авария самолета Як-130 ВВС Бангладеш стала первой потерей машины этого типа за рубежом.

23357125829_a34413a285_b

Разбившийся 11.07.2017 учебно-боевой самолет Як-130 (бортовой номер 15102, серийный номер 130.12.02-0102) из состава 21-й эскадрильи ВВС Бангладеш. Снимок 2016 года (с) SAMEE55

bmpd.livejournal.com

В России разбился военный самолет Як-130

Як-130 потерпел крушение. Фото: Википедия

Учебно-боевой самолет Як-130 потерпел крушение вблизи аэродрома в Борисоглебске Воронежской области России. Пилоты успели катапультироваться.

В России по время учений разбился самолет Як-130. Он потерпел крушение около аэродрома в Борисоглебске  Воронежская области России.  Согласно сообщению, чрезвычайное происшествие возникло во время учебно-тренировочного полета. Экипажу удалось увести самолет от близлежащих построек и катапультироваться, сообщило РИА Новости.

- Оба пилота после приземления сразу вышли на связь, их жизни и здоровью ничего не угрожает. Для эвакуации пилотов в район аварии направлена поисково-спасательная группа, - отметили в Минобороны РФ и добавили, что для расследования причины падения самолета на место происшествия направится комиссия по безопасности полетов Вооруженных сил, которая сейчас готовится вылететь с аэродрома Чкаловский.

Ранее, 26 июня 2006 года, прототип Як-130 разбился в Рязанской области. Оба летчика успешно катапультировались, никто не пострадал. Причиной катастрофы называют отказ системы управления.

29 мая 2010 года разбился предсерийный Як-130 (бортовой номер 93) Липецкого центра боевой подготовки и переучивания личного состава. Авария самолета произошла во время выполнения планового задания при взлете. Экипаж в составе двух пилотов катапультировался, их состояние удовлетворительное, на земле жертв и разрушений нет.

15 апреля 2014 года в Астраханской области, в 25 км от г. Ахтубинска в районе поселка Батаевка, разбился серийный Як-130, принадлежащий Борисоглебскому филиалу ВУНЦ ВВС. Один из летчиков подполковник ВВС Сергей Серегин погиб.

11 июля 2017 года в городе Читтагонг на юго-востоке Бангладеш разбился учебно-боевой самолет Як-130, принадлежащий ВВС страны. Пилоты катапультировались и в результате инцидента не пострадал.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В России "самоуничтожился" стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3

В Калужской области на военном аэродроме в Шайковке произошло ЧП. Стратегический бомбардировщик Ту-22М3 выкатился со взлетной полосы и развалился.

kp.ua