Крис: смертельная традиция. Крис оружие


Крис — сакральное оружие

Это специальный пост "только для мальчиков". Почему? Потому что тема холодного оружия традиционно больше интересна мужской половине человечества. Бессознательная тяга к заточенной стали — одно из проявлений глубинных, истинно мужских инстинктов. Есть даже тест: спросите у джентльмена про его восприятие лезвия боевого клинка, и вам многое станет понятно. Кстати, в Юго-Восточной Азии считается, что у настоящего мужчины должно быть пять ценностей: крис (кинжал), дом, жена, конь и певчие птички. Интересно, правда? Теперь перейдем непосредственно к теме заметки.

Узнать про крис!

Говорить будем о сакральном кинжале, известном в Малайзии, Индонезии и Филиппинах. Называется он крис (от древнеяванского ngeris — "колоть", "пронзать"). Почему этот клинок меня заинтересовал? Причиной послужил разговор с Михаилом Кожуховым, который сказал прямо: "Сергей, узнай про крис!". Этого оказалось более, чем достаточно, чтобы начать собирать материал и засыпать вопросами друзей из Tourism Malaysia, организовавшими наше путешествие.

За пару недель исследований узнать удалось много, в частности, то, что существует даже специальная наука, называемая ilmu kekerisan (в народе — крисология), изучающая символику и эволюцию крисов. В заметке я расскажу только самое интересное.

Но, в начале, слово Михаилу Кожухову.

Михаил Кожухов: В крисе скрыто много смыслов

На островах Юго-Восточной Азии верят в мистические свойства криса. Считается, что кинжал несет карму хозяина, может снискать богатство и удачу, хранить владельца от неприятностей, быть проводником ваших духовных и жизненных помыслов. Вы наверняка его видели на картинках: искривленный клинок криса повторяет форму пламени, его частенько привозят в качестве сувенира из Индонезии или Малайзии. Но, покупая нож в лавке, немногие знают: искривленный клинок — символ юношеских метаний. Тот, кому перевалило за 30, пришло время знать ответы на главные вопросы бытия, — и он выберет прямой клинок. Чеканка на нем тоже не плод фантазии кузнеца, в ней скрыт смысл. Например, если человек не успешен в делах или семейных отношениях, ему подойдет символическое изображение рисовых зерен – они точно помогут. Ценятся и клинки со "случайным" узором, напоминающем звезду или силуэт человека: владелец усматривает в этом волю богов.

Крис не принято покупать: мастер делает его на заказ, попросив сил у специального бога кузнецов и сверяясь с лунным календарем. Есть дни, когда боги не хотят, чтобы в кузнице горел огонь, и мастер не приступит к работе ни за какие деньги. По прочности крис уступает знаменитым дамасским кинжалам, но делают его по той же технологии – один слой стали накладывается на другой… Крис не стоит вынимать без повода из ножен и указывать на кого-нибудь его острием. Наоборот, полезно повесить крис у входа в ваш дом: по легенде, он сам способен защитить вашу семью от непрошеных гостей. Ни при каких обстоятельствах не следует брать чужой крис, особенно, умершего человека: через нож к новому владельцу перейдет чужая карма. Если, не дай бог, вы используете крис, как боевое оружие, необходимо пригласить священника и пройти ритуал его очищения, иначе крис может убить кого-нибудь еще… Обращайтесь, пожалуйста, осторожно с холодным оружием, берегите себя и окружающих.

Символика клинка

Теперь некоторые итоги моих исследований криса. Для описания формы его лезвия используют разные метафоры: племевидный, волнообразный, струящийся. Мастера говорят, что форма полотна — это отражение степени понимания собственного жизненного пути, до которой добрался владелец кинжала. Чем он (владелец) ближе к себе подлинному, к осознанию "истинного себя", тем лезвие должно быть прямее. Число "волн" (их обязательно должно быть нечетное количество) символично:

  • Девять волн: пещеры
  • Семь волн: подземные миры.
  • Пять волн: первоэлементы
  • Три волны – огонь.

В традиции крис нельзя было продать. Клинок приносили в дар или обменивали (обычно на другой крис). Владельцем клинка мог быть как мужчина, так и женщина. Простолюдинам или крестьянам иметь крис запрещалось.

Из Wikipedia: Среди легендарных крисов — крис чондонг чампур, изготовленный из железа, полученного из различных районов Индонезии, при участии ста эмпу (кузнецов) в 14 в. в период расцвета государства Маджапахит. Крис оказался могущественным, но "своенравным". В безлунные ночи он сам покидал ножны и летал в поисках жертвы. Правитель Маджапахита повелел собрать эмпу, которые изготовили крис, и уничтожить его. Когда эмпу поймали крис и поместили его в каменную ступу, чтобы разбить, он превратился в метеорит и вознесся в небо. По легенде, этот метеорит будет возвращаться на Землю каждые четыреста лет, принося неисчислимые бедствия.

Считается, что кинжал сам выбирает себя хозяина. Делает он это через сновидения, приходящие к человеку, ставшему владельцем криса. Если сновидения оказывались негативными, то кинжал обменивали на другой. Перечить клинку крайне не рекомендовалось.

Сегодня процесс изготовления криса входит в список Всемирного нематериального наследия. Он отчасти напоминает технологию ковки дамасской стали. Существует более 120 видов узоров, наносимого на клинок или самостоятельно проявляющихся на лезвии. Каждому из них приписывается сакральный смысл, а сам кинжал использовался не только в качестве оружия, но и как атрибут ритуальной магии.

Вечные вещи

Разговором о крисе мне бы хотелось открыть серию публикаций о вещах, которые не поглощает время. Вероятно, будет трудно объяснить что означает эта формулировка. Ведь сегодня мы с вами живем в мире "одноразовых атрибутов". Нас приучили к временным ложкам, вилкам, стаканчикам, полотенцам, гаджетам, даже мебели и домам. Поток подобных вещей проходит через жизнь каждого из нас, не оставляя ничего постоянного, ничего согревающего душу. Но в этом пространстве вещей иногда возникают предметы, несущие в себе особое достоинство, особую глубину, узнаваемую сумму смыслов.

Весьма экзотическим примером такой вещи является крис. Мастера, создавшие этот клинок, не пошли по пути чистого прагматизма ("давайте сделаем просто нормальный кинжал!"). Они вложили в него гораздо больше. Даже избыточно больше! Что и позволило превратить оружие в миф, в культ, в "вещь с историей, которую хочется рассказывать". Мне крайне интересны алгоритмы рождения подобного рода вещей, идей и проектов в самых разных сферах.

Приглашаю вас к исследованию таких алгоритмов.

P.S.: До крисов я, разумеется, добрался. Обязательно расскажу об этом в видеоотчете о путешествии по Малайзии. А пока предлагаю понаблюдать за моими похождениями по Юго-Восточной Азии на моем Instagram-канале (сейчас там ежедневно что-то появляется).

Дополнительно почитать

sukhov.com

Крис

Этот кинжал с ярко запоминающейся асимметричной формой клинка, резко расширяющемуся в корневой части и богато украшенной рукоятью – является национальной гордостью жителей Индонезии и Малайзии. Крисы начали изготавливать на острове Ява еще из метеоритного железа.

Благодаря наличию в этих осколках природного никеля, на клинках крисов проявлялись «муаровые» узоры, которые стали одной из отличительных черт этого боевого и статусного кинжала, наравне с традиционными Т-образными ножнами. Крисы начального периода имеют свое собственное название – «маджапахиты», образованное по месту их производства.

Индонезийцы относятся к своему легендарному кинжалу с огромным уважением и хранят их как самую большую семейную ценность. Крис – обязательный атрибут каждого мужчины-индонезийца, который молодой человек получает на совершеннолетие.

С кинжалом связано много обрядов и правил. Так, обмен кинжалами означал вечную дружбу; рукоять оружия нельзя было обнажать, находясь в гостях – это тяжелейшее оскорбление хозяина дома, поэтому его прятали под одеждой; ношение криса в мирное время осуществлялось на правом боку, а во время войны на левом; утрата оружия считалась одним из самых ужасных проступков. После покупки кинжала его владелец должен был в первую же ночь положить оружие под подушку, и если ему снились плохие сны – срочно пойти и заменить крис на другой, настолько сильное значение придается ментальной связи оружия и его хозяина. Иногда крис вешали над входной дверью в дом, как оберег для защиты.

Во многих регионах существовали особенные разновидности криса, предназначенные для казней – с длинным тонким и прямым клинком. Известно, что для убийства конкретного человека специально изготавливали особенный крис.

В более поздние периоды клинок криса изготавливался из многослойной стали «помор», а рукоять выполнялась из дерева, нефрита или горного хрусталя. Искусство создания клинка с узорами на металле у оружейников Индонезии и Малайзии очень развито, и можно было получить клинок с рисунком вплоть до изречений из Корана, однако наиболее магически сильным считался крис со случайным узором, где просматривались силуэты людей или животных.

Клинок криса может быть прямым и изогнутым (обязательно с нечетным числом изгибов), в корневой части имеются два небольших углубления для указательного и большого пальца. С другой стороны пяты, к которой приварена металлическая полоска «ганджа», имеются небольшие шипы. Рукоять криса деревянная или, реже, из металла, богато инкрустированная и разукрашенная, имеет как правило, изогнутую форму «а-ля пистолет» — благодаря такой конструкции, кинжал предназначенный для нанесения колющего удара становится как бы продолжением указательного пальца. Ножны деревянные.

В 2005 году крис объявлен ЮНЕСКО как шедевр мирового наследия и даже существует особенная наука изучения конструкции, истории, социальных и культурных аспектов, и даже мистических свойств криса — крисология.

www.holodnoe-oruzhie.ru

Крис - сакральный кинжал | SPICULO.ru

Здравствуйте! Был небольшой перерыв в выпуске новых материалов на сайте, связанный с нехваткой времени и сил – начало года, особенно март месяц, богат праздниками и прочими мероприятиями, но сейчас вроде стало легче, мой блог работает и пора продолжить писать…

…а затрону я сегодня очень интересную разновидность колющего холодного оружия – кинжал «крис». Это очень интересный, с богатой историей кинжал, считавшийся сакральным предметом. Своим появлением

Крис

кинжал крис обязан острову Ява в Индонезии. Именно от древнего яванского слова «ngeris» — «колоть» и пошло название этого оружия.  Но обо всем по порядку…

Итак, первое, что бросается в глаза при взгляде на крис – это его необычная форма. Если быть более точным, то форма его клинка – она ассиметрична, а сам клинок часто имеет волнообразную форму. Асимметрия клинка выражалась в присутствии так называемой «пяты клинка» — характерного только для криса, не симметричного и очень резкого расширения у основания клинка. К самой «пяте» дополнительно приваривали полосу, называемую – «ганджа». Металл этой полосы был тот же, что и у клинка, а сам шов сварки практически незаметным. Ганджа изготавливалась отдельно, затем в ней делали специальные углубления-упоры – для большого и указательного пальца, а с другой стороны – делались небольшие шипы, либо схематичное изображение какого-либо животного. Таким образом, отсутствие гарды у данного вида холодного оружия, полностью компенсировалось объемным клинком специальной формы.

Пример «пяты клинка»

Свой статус святыни, крис приобрел именно в Индонезии, а в период с шестнадцатого по восемнадцатый века повсеместно распространился на Филиппинах и в Малайзии. Конечно же, мифы и легенды о чудесных и даже мистических способностях этого кинжала окружали всю историю его жизни и развития, но в конечном итоге, именно вложенный сакральный смысл позволил стать крису национальным малайским кинжалом. По всем поверьям именно крис выбирал себе хозяина, ведь даже понравившийся с первого взгляда клинок мог нести неудачи и горе своему хозяину. По тому, как украшали сам клинок, рукоять и ножны – делался вывод о том, будет ли кинжал приносить успех, богатство или иметь защитные свойства для своего хозяина. Кроме того количество изгибов на клинке также говорило о многом. Например, число, так называемых «волн», должно было быть нечетным – иначе быть беде.  Ниже дам краткое описание:

  • Три выступа на клинке – символ огня.
  • Пять выступов – символ первоэлементов по их количеству.
  • Семь – символ подземного мира.
  • Девять – пещеры.

Узор на клинке криса

Кроме этого, крис мог быть и с прямым клинком, без изгибов. Это символизировало Солнце и богатство. Крис часто являлся оружием убийства, причем еще чаще его специально изготавливали, чтобы убить одного конкретного человека. В то же время ввиду всех вышеперечисленных причин, этот кинжал нельзя было продавать – его можно было только подарить либо, обменяться крисами в знак вечной дружбы. По традиции в Индонезии принято иметь три криса – от отца, от тестя и свой собственный. Но позволить себе это оружие может только успешный и состоятельный человек, так как иметь крис – это

Классический малазийский крис

привилегия, а  простым людям и крестьянам запрещается его ношение и использование.

Кроме своей формы, клинок криса приковывает к себе взгляд за счет очень красивых и разнообразных узоров на самом клинке. Достигалось это особенностями изготовления. Клинок делался из многослойной стали различной твердости. При ковке часто в состав стали добавляли никель и, получившиеся неоднородная структура клинка при протравливании давала неповторимый узор. Для травления использовали смесь лайма и мышьяка. Мастерство изготовления данных кинжалов достигло такого уровня, что кузнецы могли задать клинку любой рисунок, а значительно позже, когда Малайзия попала под влияние мусульман, на клинке делались даже выдержки из Корана. Но традиционно, считалось, что самым лучшим будет именно случайный узор.

Рукояти делалась обычно из дерева, очень редко из металла. Рукоять криса имеет необычную изогнутую форму, но именно так и достигалось удобство его использования. Рукояти украшались по-разному, в зависимости от региона, делались, как обычные, так и в виде различных фигур. На навершии рукояти был украшенный орнаментом хвостовик. Ножны делались также из дерева и в основании имели чашевидную форму для объемной «пяты» клинка. Сами ножны гравировались рисунками или украшались металлическими пластинами.

Рукоять криса

Также интересен тот факт, что крис могли носить и мужчины и женщины, с одним лишь отличием – женский вариант был меньшего размера. Прямые крисы использовались для казни. Изогнутые же, отлично подходили для ведения боевых действий. При нанесении колющего удара, волнообразное лезвие оставляло глубокое проникающее ранение большой площади и не оставляло шансов выжить, тем более в жарких условиях климата. Удар наотмашь также доставлял немало бед. Клинок рассекал жертву под разными углами и на разую глубину, оставляя рваный порез.

Крис

Таким образом, мы видим, что крис – это действительно сакральный и традиционный кинжал малазийского народа. Его внешний вид запоминается, а боевые качества, как колющего холодного оружия на высоте. Существует целая специальная наука, изучающая изменение и генезис криса, верования и способы производства – называемая «крисология».

Кстати, хотел бы порекомендовать Вам лучший стрелковый клуб в Москве и Московской области — http://mgssk.ru/. Присоединяйтесь! Не пожалеете!

Подписывайтесь на новостную рассылку по RSS, группы в социальных сетях – twitter, Facebook и ВКонтакте.

spiculo.ru

смертельная традиция — Славянская культура

Что приходит на ум при перечислении холодного оружия? Меч, кинжал, с натяжкой — копье и ему подобные. Но это только основные названия, общие, а если углубиться в “подкатегории”, то там вообще темный лес. Немного проредив его дебри в собственном сознании, хочу познакомить и вас с интересной разновидностью кинжала, называемой “крис”.

 

Магия оружия

Крис вобрал в себя столько сакрального смысла, что европейскому мечу и не снилось (да, крис — не европеец, а выходец из стран Юго-Восточной Азии). Символика, которой пропитаны его рукоятка и клинок, особая: кинжал принесет своему обладателю именно ту вещь, на которую он “заряжен” изображенными на нем фигурками. Любовь, богатство, здоровье, статус — что угодно, умелый кузнец “программировал” свое детище на любые свершения. Складывается картина, что можно купить такой кинжал (а то и десяток, на все случаи жизни) — и все проблемы решены! Этот — на богатство, этот — чтоб у соседа корова сдохла… ну и далее по тексту. Ничего подобного. Если человек выбирал крис, который ему не подходит по статусу или состоянию души, то коварное лезвие могло испортить всю жизнь новому владельцу. Благо, что покупка могла совершаться не раз в жизни: чтобы определить, “свой” ли клинок куплен, его следовало положить на ночь под подушку и ухитриться увидеть сны. Считалось, что даже человек, который очень редко запоминает сновидения, по их содержанию в эту ночь сразу поймет, подходит ли ему приобретение, или надо от него избавиться — и чем быстрее, тем лучше. Главным знаком был дурной сон: приснилась какая-нибудь гадость — беги, сдавай крис “по гарантии”.

Крис мог стать не только оберегом. Существовала определенная категория этих кинжалов, которую кузнецы ковали, соблюдая особый ритуал: такие крисы предназначались для убийства определенного человека. В яванской “Книге царей” упоминается кинжал, погубивший целую династию в лице ее основателя и его потомков. По легенде, этот основатель был проклят кузнецом, ковавшим крис: не дождавшись выполнения своего заказа, он убил кузнеца ритуальным кинжалом, и тем самым приговорил себя к смерти.

Владелец криса никогда не будет хвастать оружием перед друзьями-соседями, потому что кинжалу приписывалось чуть ли не собственное сознание, и считалось, что он может жестоко наказать за то, что его без повода вытащили из ножен. Нельзя и указывать его острием на другого человека: можно беду навлечь. Если своенравное оружие использовали во время танца, то сначала, следуя традиции, касались острием земли, таким образом “стряхивая” негатив на землю. Вообще в мирное время крис старались не носить, а если уж пришлось, то крепили его только с правой стороны: это подтверждало благожелательность владельца.

Складывается не самая привлекательная картина: острый клинок с крутым нравом и вечной жаждой крови. Но нет, крис не таков. Закрепленный над входной дверью, он станет верным стражем, и будет отгонять от дома как воров, так и злых духов. Есть легенды, в которых летающий крис показывал непрошенным гостям, “где раки зимуют”, и выпроваживал их далеко за пределы селения. А хозяева тем временем мирно спали, ничего не подозревая о действиях своего маленького защитника.

Есть интересная легенда о крисе чондонг чампур. Оружие было изготовлено в древние времена: его ковали сто кузнецов, называемых эмпу, из железа, собранного со всех уголков Индонезии. Могучее оружие оказалось чересчур своенравным: вопреки воле владельца, крис каждую ночь выбирался из ножен и летал по стране в поисках крови. Правитель приказал уничтожить крис, и сделать это должны были те же эмпу, которые его создали. С большим трудом, но кузнецам все же удалось изловить коварный клинок, и поместить его в ступу, где он должен был быть разбит на тысячи кусков. Стоило кузнецам вскинуть молоты, как кинжал обратился в метеорит, и вознесся высоко в небо, где его уже было не изловить. С тех пор мстительное оружие будет возвращаться на планету каждые 4 века, и приносить с собой множество бед.

Составляющие криса

Само название криса имеет отсылку к словам “колоть”, “пронзать”. Его владельцами могут быть как мужчины, так и женщины — разница лишь в размере криса последних, который значительно уступает мужскому. В военное время мужчина мог иметь при себе до трех крисов: тот, который он выбрал себе сам, тот, который передается по наследству в его семье, и еще один — из семьи его жены. Как правило, главный клинок крепился слева, а остальные — справа и сзади. Мастера, достигшие вершины искусства в обращении с крисом, вели бой сразу на двух кинжалах: одним удар наносился, а вторым парировался. Но крис не предназначен для подобной обороны, и поэтому часто ломался, разваливаясь на две части. Если в военном лагере был хоть один кузнец (а он обязательно был), то собрать куски воедино ему не составляло труда. После побоищ появлялись новые крисы, скованные из разных деталей. Отличить их можно было по характерной для того или иного региона ковке, узору и типу стали. Объединяла их форма: чаще всего лезвие криса волнообразное, имеет от 3 до 13 изгибов (число всегда нечетное). Прямым лезвием в некоторых регионах награждали крисы, предназначенные для исполнения смертного приговора.

О стали нужно сказать отдельно. Она называется “памор”, и ее часто путают с дамасской, потому что технология изготовления весьма похожа. Но не то, нет. Отличия можете поискать отдельно.

Памор изготавливается из разных сортов металла, отличающихся друг от друга содержанием углерода и примесей. Металл накладывается слоями, и кузнец сковывает их в один брусок, из которого впоследствии получится клинок криса. Благодаря неоднородной структуре на поверхности криса образуются разнообразные узоры, которые кузнец проявляет в растворе мышьяка и лаймового сока. Только представьте: для того, чтобы создать крис… даже не хороший, а просто приличный — эмпу должен обработать не менее 64 слоев металла.

Середнячок потянет на 128 слоев, а хороший — более 200. С мастерством эмпу могут сравниться единицы: кузнецы умели создавать на своих клинках особые, задуманные изначально узоры. Сначала они напоминали зерна риса, кокосовые волокна или петушиные перья, а позднее, когда Малайзия оказалась под мусульманской пятой, на клинках начали вытравливать изречения из Корана. Но эмпу, чтящие древние традиции и верящие в сакральную силу криса, знали — только то оружие принесет своему владельцу удачу, которое само создает себе узор. Даже в случае произвольного рисунка после протравливания можно было рассмотреть силуэты звезд или животных, а особая удача ждала людей, которым доставался крис с человеческим силуэтом.

Главная черта, отличающая крис от других кинжалов — ассиметричная пята. Она расширяется к рукоятке, а на нее крепится “ганджа” — по сути, полоса такого же металла, но более ранней закалки, приваренная настолько плотно, что кажется естественным продолжением клинка. С одной его стороны эмпу оставлял два углубления для пальцев, с другой — зазубрины, чтобы было легче парировать удары.

Отдельно стоит упомянуть рукоятку и ножны криса. В историческом музее Малайзии представлена шикарная коллекция боевых клинков. Каждый из них уникален: крошечные женские и огромные, боевые, с которыми под силу справиться только мужчине. Рукоятки и ножны отличаются друг от друга так же, как неповторимый узор каждого лезвия. Самый частый материал — дерево, но встречаются металлические и костяные. По форме рукояти можно легко распознать, в какой местности ее создавали: она является своеобразной визитной карточкой. Некоторые эмпу предпочитали использовать только резьбу, и непременно — растительный орнамент. Другие при помощи той же резьбы превращали рукояти в реалистичные головы животных и птиц.

Ножны — только деревянные, часто с металлическими декоративными накладками. Если порода дерева была слишком ценной, чтобы ее прятать под металл, то накладку делали ажурной, открывающей самые красивые места деревянного среза. Состоящие из двух частей, ножны криса надежно скрывали в себе и узкий клинок, и широкую пятку.

Крис долгое время пылился на полках истории, но примерно с 80-х годов прошлого века переживает новое рождение. Снова в почете кузнецы-эмпу, которые десятками куют традиционные кинжалы и выкладывают их на магазинные и рыночные прилавки. Главной причиной бума, как считают местные жители, стало желание возродить древние традиции, освежить в памяти знания предков. Ну и туризм, куда же без него — в последнее время путешественников все больше привлекает все восточное, и такая экзотика, как крис, не могла остаться без внимания.

В Малайзии даже существует особая наука, изучающая крисы. Ее приверженцы следят за тем, как меняется кинжал с течением времени, какие применялись технологии для его изготовления и какое место крис занимал (и продолжает занимать!) в культуре и мифологии. Специалисты от крисологии добились того, что небольшое, но грозное оружие причислено к шедеврам мирового наследия: об этом в 2005 году объявила организация ЮНЕСКО.

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Крис - символ ИндонезииСила и разум

Крис — символ Индонезии

Кинжал крис — символ Индонезии

Ни одно национальное оружие в мире не впитало в себя столь своеобразно и органично историю, традиции и верования народа. Без сомнения можно сказать, что это уникальный, ни на что не похожий, кинжал смело претендует на звание национального символа народов, населяющих малайский архипелаг — Индонезию (за исключением Малуку и Айриан Джайя), Филипины, Малазию, Сингапур, Бруней Даруссалам и Тайланд. В нем чудесным образом переплелись анималистические верования их далеких пращуров австронезийской группы, индуистские и буддийские верования, оказывавшие серьезное влияние с I -го тысячелетия н.э., ислам, получивший распространение в XIV — XV веках и христианство, громко заявившее о себе с XVII-го века.

Кинжал Крис

Обычно, при упоминании о крисах, у людей возникает смутный образ своеобразного ножа с волнообразным клинком, странными ножнами и причудливой рукоятью. Те, кто посещал музей Искусств Народов Востока в Москве на Суворовском бульваре, быть может, вспомнят пару-тройку удивительных преданий о необыкновенных свойствах этого оружия, рассказываемых экскурсоводами. А ведь это удивительное этническое оружие заслуживает серьезного внимания и изучения.По мнению большинства экспертов, этот вид клинкового оружия зародился между IX и XIV веками н.э. Более точная дата — примерно XII век, когда крис впервые выделился в особый вид холодного оружия. По истечении периода становления в пару сотен лет он приобрел законченный вид, в котором с незначительными изменениями дошел и до наших дней.Где была родина криса, сказать сложно — жители разных островов оспаривают свое первенство, и только яванцы ни с кем не спорят: уж они то наверняка знают, где на самом деле появился крис: в мифологии острова Ява есть самые древние упоминания о них.Что такое крис? Для ответа на этот вопрос рассмотрим внимательно его строение. Хотя с первого взгляда кажется, что его отличительной чертой является именно волнистая форма клинка, на самом деле это не совсем так.Дело в том, что такая форма клинкового оружия была широко известна и популярна по всему миру — даже в Европе были известны «пламенеющие» клинки. Кроме того, крисы могут и не иметь ярко выраженных изгибов — достаточно сказать, что помимо 250 разновидностей «волнистых» клинков известно и более 200 прямых. Что же выделяет крис из огромного множества холодного оружия Юго-Восточной Азии, феерическое разнообразие и великолепие которого поражает воображение европейцев и жителей Нового Света?Это, несомненно, детали на клинке, которые не встречаются ни на одном оружии мира. «Ганджа» — своеобразная оковка пяты клинка криса, подгоняемая очень точно, — со стороны кажется, что она составляет единое целое с клинком. Она одевается на пяту через отверстие для хвостовика («пакси») и символизирует единство мужского и женского начала. Иногда клинок и «ганджу» соединяют дополнительно скобой — это особенно популярно у народности Моро (остров Минданао). Одна часть «ганджи» («аринг») делается острой, вторая («дегу») — тупая. Современные крисы для туристов в большинстве лишены этой детали — специфическое утолщение пяты производится ее вырубкой непосредственно на клинке.

Другой характерной деталью являются выемки на клинке для указательного и большого пальцев над «ганджей» , именуемые «писитан», для характерного хвата оружия. Пальцы владельца защищает выточка — «кембанг касанг», в древности, видимо, использовавшаяся в качестве своеобразной ловушки, аналогичной «испанской щели» для захвата и ломки клинка противника. Со временем эта деталь приобрела декоративный вид, отражающий индуистские верования и напоминающую очертаниями голову слона (божества Ганеши). Кроме того, есть клинки со стилизованными головами молящегося («пендита»), змеи («нага») и льва («синга»). Отсюда и характерные названия форм таких крисов или «дапура» — «Сингабаронг» и «Нагасасра». В местности с традиционно сильными мусульманскими воззрениями зооморфные формы в «кембанг касанге» практически не угадываются. Кроме того, возле пяты по обеим сторонам лезвия выполняются зубцы для дополнительной защиты руки: со стороны «кембанг касанга» они называются «джангут», с противоположной (над «арингом») — «ри-пандан». Форма зубцов обычно произвольна и зависит от местных традиций. Заключительной деталью, характеризующей крис, является «согоган» — декоративные долы на клинке возле рукояти. Иногда внутри дол выполнялись отверстия («комбонг») через которые, как считалось, можно увидеть будущее.Индуистский культ змеи (Нага) нашел отражение в названиях форм яванских клинков, именуемом «дапур»: прямые клинки именуются «сарпа тапа» — созерцающая змея, а изогнутые — «сарпа лумука» или движущаяся змея. Известно около 150 видов «дапура». Сам клинок малазийцы именуют «мата», а яванцы — «вилах». Количество изгибов («лук») тоже не произвольно. Оно обязательно нечетно. Наиболее распространено от 3 до 13 изгибов, а особой популярностью пользуются числа 3, 9 и 13. Счет изгибов обычно идет от рукояти к острию со стороны «кембанг касанг» и отражает пожелания владельцуПорядок счета изгибов

Основные значения количества изгибов — «лук»:

3: верность, удача;5: любовь и уважение людей к человеку, несущему знания — учитель, ученый, гуру;7: честность, порядочность, достоинство9: выдержанность, невозмутимость, лидерство;11: благородство, великодушие, изобилие, рост социального статуса;13: сила, мощь, миролюбие, стабильность жизненных устоев.Прямой клинок символизировал уверенность в своих силах и интеллект.

Особого внимания заслуживает узор клинка. Мастера, которых уважительно именуют «Эмпу», по видимому, знали не только технику дамаскирования, но и владели искусством ковки дамасска — многослойного сварочного пакета. Узор, который произвольно формировался в ходе ковки клинка, именовался «памор тибан». Узор клинка («памор») мог быть выбран и в зависимости от желания заказчика, который предварительно консультировался с мастером об уместности его содержания. Такой вид узора именовался «памор рекан». Считалось, что неверно выбранный «памор» мог серьезно испортить жизнь владельца. В годы победного шествия ислама стала распространяться мода на «памор» со стихами и изречениями из Корана.Узоры на клинке можно условно разделить на две группы — продольный («млумах», который мог напоминать рисунок корки арбуза или поверхность воды во время дождя) и поперечный или диагональный («миринг», похожий на птичье перо). Наиболее распространенным был «млумах», исполненной наибольшей сакральной мощи с изображениями звезд, животных, кругов. Наибольшей силой обладали крисы с рисунком, напоминающим фигуру человека. Кроме того, «памор» также нес смысловую нагрузку: «млумах» говорил об удаче и покое, «миринг» — о стремлении к славе и успеху. Были распространены и определенные сюжеты — «удан мас» («удан» — дождь, «мас» — золото) сулил владельцу богатство и удачу в торговле, «берас вутах» (рассыпанные зерна риса) — изобилие и т.д.

По длине клинки можно условно разделить на три группы:

«Пасикутан» (от «сикут» — локоть): длина клинка от «ганджи» до острия составляла расстояние от кончиков пальцев до локтя.

«Патрем»: ширина шага взрослого человека.

«Кундрик»: если его длина была менее длины ладони, то это был талисман; если больше и с большим количеством «лук» (от 15 до 29) то именовался «калавиджо» или «палавиджан».

Кинжал Крис

Длина клинка была важна не менее чем прочие его атрибуты: существовали достаточно сложные методики оценки длины, построенные на чтении сутр, священных стихов и пр.: истинно верующий мог отказаться от очень дорого и редкого клинка, если тот ему не «подходил» по длине.В привычном для нас виде характеристики криса могли варьироваться от 15 см при весе 150 — 200 грамм до 60 см при весе в 700 — 900 граммов.Весьма оригинален способ монтажа рукояти («дапур») на хвостовик. Древние крисы выковывались вместе с рукоятью, изображающей склонившегося в поклоне человека с прижатыми к телу руками. Позже рукоять стала надеваться на хвостовик в натяг с помощью смолы деревьев. Разогрев смолу рукоять можно было заменить, застывая она вновь надежно фиксировала ее на хвостовике. В дальнейшем, в связи с частой заменой рукоятей, подбираемых согласно одежде и приличествующих ситуации, их стали насаживать на хвостовик, обмотанный нитками, лентами и даже волосамиФорма рукояти тоже последовательно отражает религиозные воззрения и верования жителей той или иной местности и представляет собой миниатюрную скульптуру, саму по себя являющуюся объектом коллекционирования. Индуистское влияние отразилось в использовании сюжетов преданий и мифов. В настоящее время только на острове Бали можно встретить фигурки, наиболее похожие людей, животных и богов. Ислам выразился в запрещении использования образов зверей и людей, что вылилось в покрытие рукоятей растительным орнаментом, геометрическим сетчатым узором из пирамидальных элементов и даже специфическими формами, напоминающими аномальный кукурузный початок, разглядеть под которым что-либо практически невозможно. Голландцы оставили о себе память в виде характерных для охотничьих кортиков изогнутых конических рукоятей. Эти стили активно влияли друг на друга, и сейчас никого уже не удивляет то, что на клинке, изготовленном на острове Бали, стоит рукоять, характерная для острова Ява. Тем не менее, сюжеты довольно традиционны — инноваций крайне мало. Помимо функционального назначения, «дапур» имеет и символическое. Например «джалак нгукуп маду» («джалак» — скворец, царь птиц; «нгукуп» — напиток; «маду» — мед) означал чистоту помыслов и преуспевание.Материал рукоятей — как правило, дерево, но возможен практически любой декор: драгоценные металлы, кость, рог, панцирь черепах и т.д.Между «ганджей» и рукоятью находится «селут» (яванцы) или «пендонгкок» (малайцы) — оригинальная чашечка, обеспечивающая плавный сход рукояти к «гандже» и удобство хвата. Иногда вместо нее ставится «мендак» — кольцо. Традиционный сюжет для декорирования этой части криса, — восьмилепестковый цветок лотоса — напоминание о древних традициях индуизма и буддизма. В зависимости от места изготовления он может быть украшен резьбой с растительным орнаментом, позолотой и драгоценными камнями. Традиционный материал — медь, латунь, серебро, реже — кость. Самые редкие и дорогие сделаны из золота, но это раритет по причине ограничений, налагаемых адатом. Распространена филигрань и позолота. Сам «пендонгкок» просто надевался на хвостовик и удерживалась за счет рукояти — дополнительного крепления этой детали предусмотрено не было.Особого внимания заслуживают ножны. Они имеют Т-образную форму и состоят из двух частей. Верхняя перекладина именуется «врангка» (яванцы) или «сампир» (малайцы). Ее практическое назначение, помимо защиты пяты клинка, еще и ношение криса — он заправляется за пояс, и эта деталь препятствует его выпадениюНа островах Бали и Яве «врангка» имеет две разновидности — «ладранг», напоминающий формой кораблик с ярко выраженным носом, бортами и кормой, и «гайаман», похожий на боб фасоли или гамбургер. «Ладранг» явно указывает на древние традиции мореплавания и символизирует «лунную лодку», популярную в малайской и яванской мифологии. Материал ножен — преимущественно дерево. Считается, что только оно способно изолировать мощную энергию криса. Как правило, даже на богато декорированных обкладками из драгоценных металлов ножнах оставляется окно для демонстрации текстуры дерева. Иногда деревянная основа просматривается через детали украшения обкладки ножен.Практическое использование. На Южных Филипинах и Малазии крис был обязательной частью туалета, наподобие самурайского меча в древней Японии. Каждый мужчина постоянно должен был иметь хотя бы один, а в военное время их могло быть при себе до трех. Обычно, один крис носился на левой стороне, в постоянной готовности к применению. Другие два носились на правом боку и сзади. В мирное время единственный крис носился только справа, — другое его размещение считалось неприличным и оскорбительным.Крисы являются фамильной реликвией, символом социального статуса, церемониальным и ритуальным предметом, объектом культа, боевым оружием и даже инструментом для приведение в исполнение смертного приговора. Рассмотрим эти аспекты подробнее.

Как фамильная реликвия он являлся объектом наследования. Отец был обязан передать своему наследнику хотя бы его. Сам крис был более чем перенасыщен символами анимализма, индуизма и ислама. Крис обязателен при ношении национальной одежды.

Как символ социального статуса крис достаточно адекватно характеризовал не только социальное положение владельца и его профессиональную деятельность, но вероисповедание и место жительства. В большей степени это относится к оковке яванских ножен — красный цвет для царствующих особ и их родственников, зеленый — для министров, коричневый — придворные, черный — обыватели. Рисунок «памора» тоже выбирался не произвольно. «Эмпу» мог отказаться делать клинок, не соответствующий положению владельца в обществе. Некоторые виды были запрещены для обывателей, поскольку приличествовали только царствующим особам. Считалось, что неверно выбранный рисунок мог навредить: если крестьянин выбирал «памор» «бунтел маит» имитирующий рисунок савана, характерный для военного сословия, то этим саваном довольно скоро его могли накрыть самого.Крисом царствующая особа могла отметить заслуги подданного или передать как представительский знак вместо вверительных грамот. На торжество (свадьбу, например) вместо себя можно было послать крис. Отдать крис противнику, как и в европейской традиции, означало капитулировать.В качестве объекта поклонения крисы превосходят даже японское традиционное оружие. Они наделены свойствами вылетать самостоятельно из ножен и поражать врага, греметь в ножнах, предупреждая хозяина об опасности. Им можно было убить, просто наставив на врага. Из него могла течь вода. Крис в доме помещался на основную балку, где он отгонял злые силы, а в бою придавал свою силу и мощь владельцу. Есть даже недружелюбные крисы, обладание которыми несет горе и смерть.Как короткоклинковое оружие крис является одним из наиболее эффективных и эргономичных кинжалов, предназначенных для ведения боя на малых дистанциях. Оригинальный хват, пистолетная рукоять и наклон хвостовика к оси клинка обеспечивает отличную управляемость, мобильность и силу удара. Горизонтальное расположение клинка гарантирует эффективное поражение не только в мягкие ткани и полости, но и в межреберное пространство. Техника ведения боя, построенная на атаках и блокировках конечностей, позволяет противостоять даже длинномерному оружию. Форма клинка обеспечивает не только хорошую защиту руки, но и эффективную работу обеими сторонами клинка, возможность использования уводящих и отклоняющих ударов. Имеется возможность захвата клинка противника, зубцы играют роль миниатюрных гард. Ножны можно использовать для дополнительной защиты невооруженной руки. Активно использовались техники, построенные на использовании двух крисов. Встреча с португальскими рапирами заставила создать крис «панджанг» с тонким длинным прямым клинком. Он известен и под названием криса для казней. Вообще влияние европейского оружия (португальского и испанского) на филиппинское очень значительно.Будучи по сути колющим оружием, крисами тем не менее можно было резать и рубить, что практически исключено на европейских кинжалах с их развитыми перекрестиями. Существуют даже большие крисы, используемый как мечи — «калис» с островов Сулу, длина которого могла достигать 60 см при ширине 5 см или «сунданг» с Минданао, которыми можно и колоть, и рубить, и резать.Крисами пользовались и для бескровного умерщвления преступников. Один из наиболее известных способов заключался в том, что сидящему на стуле осужденному стоящий позади него палач вводил над ключицей «пенджанг» и поражал сердце.Источником удивительной силы криса («йони») считается мастерство «эмпу» и воля клиента. Мастеру для изготовления криса нужна информация о дате и месте рождения заказчика, крайне важно познакомиться с ним лично. Мастер постился, молился, медитировал и не спал, совершая приличествующие обряды. То же требовалось и от клиента. Только после этого мастер брался за работу. На классический крис у высококлассного мастера уходило до года.Сырьем для изготовления криса служили около 12 кг железа, 500 грамм никеля, небольшой железный метеорит (100-150 граммов), уголь и т.д. Законченный клинок представлял собой чередующиеся слои с разным содержанием углерода с 3-5% никеля. Рисунок «памора» очень похож на рисунок поверхности японских клинков типа «мокуме» — типичный сварочный железно-стальной композит, причем, вероятно, волокнистую его разновидность. Количество слоев, правда, значительно меньше, чем у японцев, но зато разнообразие рисунка намного шире. Кроме того широко применялись механические методы задания рисунка (за счет сверления отверстий, проковки особым образом ориентированных заготовок и т.п.). Широко применялась гравировка и дамаскирование.После обработки поверхности металл клинка подвергали травлению смесью из сока цитрусовых (лайма), солей мышьяка и соли. В заключении клинок сушили, окуривали благовониями и обрабатывали ароматическим маслом.Верующий обычно еженедельно (по вторникам) слегка чистил крис и окуривал ладаном. Раз в год в месяц Суро (Мухарам) он подвергался капитальной чистке, что в глазах владельца имело статус своего рода реинкарнации. Считалось, что без чистки мощь его слабеет и может быть утрачена совсем. Ритуал ежегодной чистки сложен и торжественен, — его участники накануне молятся и постятся, очищаясь духовно и телесно. Ритуал начинается с благословения не только участников и их крисов, но и инструмента и материалов для чистки. Он сопровождается музыкой. Перед клинком в ходе чистки непременно извиняются за беспокойство и уговаривают не сопротивляться обновлению. После легкого травления для «поднятия» рисунка его помещают в футляр с лепестками роз, сушат, окуривают фимиамом и умащивают ароматическими маслами. Именно поэтому настоящие крисы обладают приятным запахом. Церемония завершается изъявлением благодарности к чистильщику и преподнесением ему подарка.На свете не так много мест, где оружие является столь важной частью не только религии, культуры и быта, но и самой жизни людей. В юго-восточной Азии крис рассматривается как неотъемлемая часть человеческого существования: будучи прежде всего оружием крис сочетает историко-культурные корни народа, навыки лучших его мастеров и является произведением искусства и талисманом.

Александр Марьянко

P/s большое спасибо http://knifeinfo.ru за прекрасную статью

longsword.ru

Яванский Крис: khakimen

У многих видов холодного оружия существует «мистическая» репутация – о них ходят легенды, а они сами уже давно превратились из утилитарного оружия в культовый предмет элиты того или иного общества. К такому «мистическому» холодному оружию, на мой взгляд, можно отнести яванский крис. Уникальность криса признана и мировым сообществом- он был включен в список материального наследия ЮНЕСКО.В нем необычно все- и клинок, и форма хвата, и ножны, и даже способ ношения. Но, сначала несколько слов об «ареале обитания» этого кинжала. Считается, что крис появился на Яве, распространившись, затем, по всей Нусантаре – обширной области Юго-Восточной Азии, включающей в себя теперешние Индонезию, Малайзию, Филиппины. Встречаются крисы и за пределами Нусантары – например, в Тайланде. Во многих источниках крис упорно именуется «малайским» оружием. Но, все-таки, крис, прежде всего, это яванская «история». Да и само слово «крис» (или «керис»), как утверждают, произошло от древнеяванского слова ngeris – «пронзать». Видимо, под «малайцами» авторы понимают общность народов, населяющих Нусантару. Крисы прошли путь от эксклюзивного и дорогого оружия для знатных персон или культовых обрядов до обязательного предмета яванского мужчины, который мог с его помощью вершить правосудие или защищать свою честь. В этом смысле, крис является неотъемлемой частью яванской культуры. На Яве считают, что у настоящего мужчины должно быть пять ценностей: крис, дом, жена, конь и певчие птички.Безусловно, что крис это нечто большее, в понимании яванцев, чем просто оружие. Крис наделяется ими характером, душой, часто отличной от души и даже воли хозяина. Крис может предупреждать о нападении, превращать различные предметы и т.п. Часто в легендах крисы имеют способность к самостоятельному перемещению – летают вокруг дома и охраняют сон владельца. Легенда о самом древнем в мире крисе - чондонг чампур-, гласит, что он был выкован сотней кузнецов из железа, собранного со всех концов Индонезии. Это произошло в 14 веке, во время существования государства Маджипахит. В безлунные ночи он самостоятельно покидал ножны и кого-нибудь убивал. Тогда, разгневанный властитель приказал кузнецам растолочь в ступе своенравный клинок, но тот превратился в метеорит и вознесся в небо. По легенде, чондонг чампур возвращается на землю каждые 400 лет. При очередном своем возвращении крис приносит неприятности людям. Изучению крисов посвящено большое количество фундаментальных исследований, есть даже наука- «крисология». Наиболее преуспели в этой области знаний индонезийцы и голландцы (все-таки, бывшая метрополия).

Но, все-таки, что же такое крис? Не вдаваясь в дебри, дам общее понимание.Начнем с размеров. Вроде бы очевидно, что крис это кинжал. То есть, короткое и относительно компактное оружие, предназначенное для колющих ударов. Однако, не все так прямолинейно. Встречаются огромные крисы под метр длиной, которые при всем желании кинжалом назвать трудно. С другой стороны, достаточно много миниатюрных, почти игрушечных крисов. В королевском дворце в Суракарте (Ява) есть даже крисообразные женские заколки. То есть нет какого-то «золотого стандарта» для криса, он может быть и маленьким, и большим. Я бы определил размеры криса от 20 до 60 см вместе с рукояткой. Гарднер пишет ( G.B. Gardner, Keris and other Malay weapons, Singapore, 1936, p. 10), что малые клинки часто покрывались ядом, а большие были и так вполне смертоносны и не нуждались в «специальной обработке». Такая трактовка мне представляется излишне драматичной – удар даже короткого клинка в нужное место может привести к мгновенной смерти, а нанесение быстродействующего яда (ведь нам не нужен медленный яд в рукопашной схватке, не правда ли?) хлопотно и опасно для самого владельца криса. Скорее, я соглашусь с тем, что рваные раны от клинка криса могли быстро воспаляться во влажном тропическом климате Нусантары, что и привело к возникновению этой легенды. Хотя, кто их, этих яванцев, знает. Клинок криса почти всегда имеет волнообразный клинок. Количество волн всегда нечетное (обычно, от 3 до 13, наиболее популярны – 3,9,13) и имеет определенное мистическое значение: 3 – верность и удача; 5-любовь к учителю; 7- порядочность и честность; 9 – невозмутимость, выдержка; 11 – благородство, богатство, великодушие; 13 – сила и миролюбие. Клинок- это душа криса, именно в нем заключена квинтэссенция его «личности», которая тесно связана с владельцем. Делают его из многослойной дамасской стали. Для клинка берут два сорта железа, хорошие клинки делаются из семи сортов железа, а некоторые легендарные клинки ковались, якобы, из 20 сортов железа. Часто кузнецы для производства клинков используют метеоритное железо. Нужно сделать ремарку о том, что железо в 9-10 веках нашей эры было дефицитом и даже предметом роскоши. Считается, что сырье привозилось на Яву арабскими купцами Персидского залива, оттуда же, вероятно, проникла и сама технология работы с дамасском. Узор дамаска на клинке криса называется «памор». Причем, этот рисунок был атрибутом определенного сословия, и крайне не рекомендовалось использовать «чужой» памор на своем крисе. Вообще, памор был двух видов – случайный (что получилось, то получилось) и заказной. Особенно ценился памор с изображением стихов из Корана. Для травления использовалась смесь мышьяка, морской соли и сока цитрусовых фруктов (например, лайма). А закалка клинков делалась на протяжении 3-4 дней в кипящем рисовом отваре с добавлением серы и соли. Более садистский способ закалки: втыкание в тело раба - такие были времена и нравы. Мы подошли к самому «сакральному» моменту в изготовлении криса – взаимоотношению мастера и заказчика. Для придания большей силы клинку, они одновременно вступали в пост. Мастер узнавал максимальное количество сведений о заказчике, особенно все, что касалось места, даты и даже часа рождения. Совокупность данных о человеке влияла на выбор размеров клинка. На изготовление клинка у мастера могло уходить до года. В качестве окончательного теста, крис клался под подушку владельца- если сон, который ему приснился в эту ночь был хороший, то крис подошел хозяину и наоборот.

Для убийства царственных особ или иных особых случаев крис изготавливался специально. На это могло уйти несколько лет, так как оружие делалось с особой тщательностью. Для казней использовались совершенно особые крисы.Носился крис особенным образом, аналогично самурайскому мечу. Вообще, у человека могло одновременно быть максимум три криса – свой собственный, «фамильный» (например, отцовский или дедовский), а также крис тестя. Носить крис (если он один) следовало только на левой стороне в мирное время и на правой стороне на войне, во время же войны разрешалось носить все три криса.

Крисом ни в коем случае не следует указывать на человека. Считается, что крис может убить концентрированной энергией на кончике своего клинка. По этой же причине, протыкание крисом следов человека является магическим ритуалом, ведущим к его смерти. Крис считался продолжение астрального тела хозяина и иногда последний посылал своего «заместителя» на какое-нибудь торжество, если не мог явиться лично. При этом, крису оказывали такое же уважение, как самому его хозяину.

Крис не имеет гарды, но расширение клинка у рукояти играет предохраняющую роль. На многих крисах, это расширение имеет еще и зазубрины – для задерживания в них клинков противника. За клинком полагалось периодически ухаживать, натирая его маслами и благовониями. Причем, процедуру эту делает специально обученный человек, которого полагалось одаривать после нее. Рукоятка криса также особая. Она имеет «пистолетную» форму, что предусматривает особый хват этого оружия. В принципе, крис – колющее оружие. Но ничто не мешает также и наносить рубящие удары. При прямом колющем ударе форма рукоятки способствует проворачиванию клинка вокруг своей оси, нанося, тем самым, максимальный ущерб противнику. «Пистолетный» хват вкупе с волнистой формой клинка помогает бойцу подстраиваться под обстоятельства: крис не застрянет в ребрах, а повернется на нужный угол самостоятельно, по принципу самореза. Кривизна, материал и варианты отделки рукояти целиком зависели от региональных особенностей и пожеланий владельца. Например, балийские рукояти часто содержали изображение индуистских богов, обнаженные фигуры, что было совершенно недопустимо для мусульманских регионов Индонезии.

Интересно, что, когда крисы стали более престижным аксессуаром, нежели оружием, рукоятки стали делать съемными, чтобы можно было одеть в конкретном случае подходящую по цвету или значению. Ножны криса также весьма специфичны. Они имеют форму буквы «Т». Верхняя часть ножен является фиксатором, поскольку ремней яванцы не носили, а запихивали оружие за широкий матерчатый пояс. Когда клинок задвигается в ножны, раздается неприятны шипящий звук – яванцы полагают, что так крис требует крови и без лишней надобности крис не вытаскивают.Также, как и самурайские катаны, крисы хранят на специальных подставках.

khakimen.livejournal.com

Кинжал крис. Булатная змея Нусантары и оружие Востока.

Нусантара – немаленький регион Земли, объединяющий всю Малайзию и Индонезийские острова.

 

А что же за этакое – крис?

 

Спросить специалиста–оружиеведа – крис это кинжал, носимый за поясом с извилистым клинком треугольной формы, рукоять которого монтируется под углом к оси клинка и изогнута в сторону наклона.

 

Спросить любого мужчину Нусантары – крис это сама шакти – творческая частица души мужчины. Многие узы связывают крис и его носителя. При приобретении криса учитывалось имя и время рождения, точные пропорции тела и гороскоп. Так длина клинка высчитывалась некоторой фалангой определённого пальца. Крис не только воплощает частицу души, но и обладатель своей собственной души. А ещё это олицетворение священного индуистского божества, участвовавшего в сотворении мира. И змеи, смертоносной змеи.

 

Каждый мужчина (а без криса это и не мужчина вовсе) по достижении зрелого возраста обладал, самое малое, тремя кинжалами – наследным от отца, собственным и подарком невесты. Столь же велико разнообразие, чудность и духовная глубина формы криса.

 

Крис, как оружие, появился в XIV веке на острове Ява, предположительно в государстве Маджапахит. Основой этого небольшого и простого по форме на тот период кинжала послужили южно-индийские клинки. Но с самого начала крис маджапахит оснащался рукоятью в виде человеческой фигурки индуистского демона – ракшаса. Нынешние свои формы крис приобрёл к XV-XVI векам.

 

Итак. Крис – клинок вытянутого треугольника линзовидного или ромбического сечения и с расширяющейся пяточной частью. Поверхность клинка, чаще всего, покрыта гранями, выемками и ложбинками. Ещё бОльшего сходства с телом змеи клинок криса достигает благодаря памору – узору слоёв металла дамаска или булата из коих он производится и по сей день.

 

Рукоять. Как уже говорилось, рукоять крепится под углом к оси клинка и несколько изогнута в сторону наклона. Такая «пистолетная» рукоять хорошА при колющих ударах. Но и рубить им преотлично, как и любым вогнутым, «ятаганным» клинком. И всё это благодаря извилистому клинку.

 

Крисы Явы снабжаются типичной рукоятью, слегка изогнутой. Под изгибом вырезается маска демона. Хотя имеются крисы с рукоятями полноценных фигур демонов, но изрядно стилизованных. А вот крисы индусов Бали оснащаются рукоятями в виде фигуры ракшасов. Исполнение их просто великолепно в технике индуистской скульптуры. Изготавливаются рукояти как из дерева или кости, так и из золота, серебра.

 

Обособицей стоят крисы народа буги. Их рукояти сильно изогнуты, будто сломаны в нескольких местах. Совсем чуднА форма криса «моро» - мусульман с острова Минданао. Рукоять этого криса практически прямая и они самые крупные из всего семейства.

 

Ножны крисов сходны у всех народов и разнятся лишь верхней широкой частью – рангка, выполняемой в виде ладьи. У яванских эта деталь самая красивая, но и самая сложная из всех крисов.

 

Изготавливаются ножны из дерева. На Яве используют тёмное, на Бали – пятнистое. Крисы Мадуры оснащаются ножнами из дерева и слоновой кости, сплошь украшенными богатым узором.

 

Не менее оригинален и способ хранения. Кинжал размещают в специальной подставке. Сама подставка выполняется скульптурой. Или в виде фигуры человека, и крис вкладывают в её руку, или в виде жабы с задранной мордой, и тогда крис торчит из раззявленной пасти. 

haralug.ru