Крис: смертельная традиция. Крис кинжал


Крис - сакральный кинжал | SPICULO.ru

Здравствуйте! Был небольшой перерыв в выпуске новых материалов на сайте, связанный с нехваткой времени и сил – начало года, особенно март месяц, богат праздниками и прочими мероприятиями, но сейчас вроде стало легче, мой блог работает и пора продолжить писать…

…а затрону я сегодня очень интересную разновидность колющего холодного оружия – кинжал «крис». Это очень интересный, с богатой историей кинжал, считавшийся сакральным предметом. Своим появлением

Крис

Крис

кинжал крис обязан острову Ява в Индонезии. Именно от древнего яванского слова «ngeris» — «колоть» и пошло название этого оружия.  Но обо всем по порядку…

Итак, первое, что бросается в глаза при взгляде на крис – это его необычная форма. Если быть более точным, то форма его клинка – она ассиметрична, а сам клинок часто имеет волнообразную форму. Асимметрия клинка выражалась в присутствии так называемой «пяты клинка» — характерного только для криса, не симметричного и очень резкого расширения у основания клинка. К самой «пяте» дополнительно приваривали полосу, называемую – «ганджа». Металл этой полосы был тот же, что и у клинка, а сам шов сварки практически незаметным. Ганджа изготавливалась отдельно, затем в ней делали специальные углубления-упоры – для большого и указательного пальца, а с другой стороны – делались небольшие шипы, либо схематичное изображение какого-либо животного. Таким образом, отсутствие гарды у данного вида холодного оружия, полностью компенсировалось объемным клинком специальной формы.

Пример "пяты клинка"

Пример «пяты клинка»

Свой статус святыни, крис приобрел именно в Индонезии, а в период с шестнадцатого по восемнадцатый века повсеместно распространился на Филиппинах и в Малайзии. Конечно же, мифы и легенды о чудесных и даже мистических способностях этого кинжала окружали всю историю его жизни и развития, но в конечном итоге, именно вложенный сакральный смысл позволил стать крису национальным малайским кинжалом. По всем поверьям именно крис выбирал себе хозяина, ведь даже понравившийся с первого взгляда клинок мог нести неудачи и горе своему хозяину. По тому, как украшали сам клинок, рукоять и ножны – делался вывод о том, будет ли кинжал приносить успех, богатство или иметь защитные свойства для своего хозяина. Кроме того количество изгибов на клинке также говорило о многом. Например, число, так называемых «волн», должно было быть нечетным – иначе быть беде.  Ниже дам краткое описание:

  • Три выступа на клинке – символ огня.
  • Пять выступов – символ первоэлементов по их количеству.
  • Семь – символ подземного мира.
  • Девять – пещеры.
Клинок криса

Узор на клинке криса

Кроме этого, крис мог быть и с прямым клинком, без изгибов. Это символизировало Солнце и богатство. Крис часто являлся оружием убийства, причем еще чаще его специально изготавливали, чтобы убить одного конкретного человека. В то же время ввиду всех вышеперечисленных причин, этот кинжал нельзя было продавать – его можно было только подарить либо, обменяться крисами в знак вечной дружбы. По традиции в Индонезии принято иметь три криса – от отца, от тестя и свой собственный. Но позволить себе это оружие может только успешный и состоятельный человек, так как иметь крис – это

Крис

Классический малазийский крис

привилегия, а  простым людям и крестьянам запрещается его ношение и использование.

Кроме своей формы, клинок криса приковывает к себе взгляд за счет очень красивых и разнообразных узоров на самом клинке. Достигалось это особенностями изготовления. Клинок делался из многослойной стали различной твердости. При ковке часто в состав стали добавляли никель и, получившиеся неоднородная структура клинка при протравливании давала неповторимый узор. Для травления использовали смесь лайма и мышьяка. Мастерство изготовления данных кинжалов достигло такого уровня, что кузнецы могли задать клинку любой рисунок, а значительно позже, когда Малайзия попала под влияние мусульман, на клинке делались даже выдержки из Корана. Но традиционно, считалось, что самым лучшим будет именно случайный узор.

Рукояти делалась обычно из дерева, очень редко из металла. Рукоять криса имеет необычную изогнутую форму, но именно так и достигалось удобство его использования. Рукояти украшались по-разному, в зависимости от региона, делались, как обычные, так и в виде различных фигур. На навершии рукояти был украшенный орнаментом хвостовик. Ножны делались также из дерева и в основании имели чашевидную форму для объемной «пяты» клинка. Сами ножны гравировались рисунками или украшались металлическими пластинами.

Крис

Рукоять криса

Также интересен тот факт, что крис могли носить и мужчины и женщины, с одним лишь отличием – женский вариант был меньшего размера. Прямые крисы использовались для казни. Изогнутые же, отлично подходили для ведения боевых действий. При нанесении колющего удара, волнообразное лезвие оставляло глубокое проникающее ранение большой площади и не оставляло шансов выжить, тем более в жарких условиях климата. Удар наотмашь также доставлял немало бед. Клинок рассекал жертву под разными углами и на разую глубину, оставляя рваный порез.

Крис

Крис

Таким образом, мы видим, что крис – это действительно сакральный и традиционный кинжал малазийского народа. Его внешний вид запоминается, а боевые качества, как колющего холодного оружия на высоте. Существует целая специальная наука, изучающая изменение и генезис криса, верования и способы производства – называемая «крисология».

Кстати, хотел бы порекомендовать Вам лучший стрелковый клуб в Москве и Московской области — http://mgssk.ru/. Присоединяйтесь! Не пожалеете!

Подписывайтесь на новостную рассылку по RSS, группы в социальных сетях – twitter, Facebook и ВКонтакте.

spiculo.ru

смертельная традиция — Славянская культура

Крис: смертельная традиция

Что приходит на ум при перечислении холодного оружия? Меч, кинжал, с натяжкой — копье и ему подобные. Но это только основные названия, общие, а если углубиться в “подкатегории”, то там вообще темный лес. Немного проредив его дебри в собственном сознании, хочу познакомить и вас с интересной разновидностью кинжала, называемой “крис”.

 

Магия оружия

Крис вобрал в себя столько сакрального смысла, что европейскому мечу и не снилось (да, крис — не европеец, а выходец из стран Юго-Восточной Азии). Символика, которой пропитаны его рукоятка и клинок, особая: кинжал принесет своему обладателю именно ту вещь, на которую он “заряжен” изображенными на нем фигурками. Любовь, богатство, здоровье, статус — что угодно, умелый кузнец “программировал” свое детище на любые свершения. Складывается картина, что можно купить такой кинжал (а то и десяток, на все случаи жизни) — и все проблемы решены! Этот — на богатство, этот — чтоб у соседа корова сдохла… ну и далее по тексту. Ничего подобного. Если человек выбирал крис, который ему не подходит по статусу или состоянию души, то коварное лезвие могло испортить всю жизнь новому владельцу. Благо, что покупка могла совершаться не раз в жизни: чтобы определить, “свой” ли клинок куплен, его следовало положить на ночь под подушку и ухитриться увидеть сны. Считалось, что даже человек, который очень редко запоминает сновидения, по их содержанию в эту ночь сразу поймет, подходит ли ему приобретение, или надо от него избавиться — и чем быстрее, тем лучше. Главным знаком был дурной сон: приснилась какая-нибудь гадость — беги, сдавай крис “по гарантии”.

Крис мог стать не только оберегом. Существовала определенная категория этих кинжалов, которую кузнецы ковали, соблюдая особый ритуал: такие крисы предназначались для убийства определенного человека. В яванской “Книге царей” упоминается кинжал, погубивший целую династию в лице ее основателя и его потомков. По легенде, этот основатель был проклят кузнецом, ковавшим крис: не дождавшись выполнения своего заказа, он убил кузнеца ритуальным кинжалом, и тем самым приговорил себя к смерти.

Владелец криса никогда не будет хвастать оружием перед друзьями-соседями, потому что кинжалу приписывалось чуть ли не собственное сознание, и считалось, что он может жестоко наказать за то, что его без повода вытащили из ножен. Нельзя и указывать его острием на другого человека: можно беду навлечь. Если своенравное оружие использовали во время танца, то сначала, следуя традиции, касались острием земли, таким образом “стряхивая” негатив на землю. Вообще в мирное время крис старались не носить, а если уж пришлось, то крепили его только с правой стороны: это подтверждало благожелательность владельца.

Складывается не самая привлекательная картина: острый клинок с крутым нравом и вечной жаждой крови. Но нет, крис не таков. Закрепленный над входной дверью, он станет верным стражем, и будет отгонять от дома как воров, так и злых духов. Есть легенды, в которых летающий крис показывал непрошенным гостям, “где раки зимуют”, и выпроваживал их далеко за пределы селения. А хозяева тем временем мирно спали, ничего не подозревая о действиях своего маленького защитника.

Есть интересная легенда о крисе чондонг чампур. Оружие было изготовлено в древние времена: его ковали сто кузнецов, называемых эмпу, из железа, собранного со всех уголков Индонезии. Могучее оружие оказалось чересчур своенравным: вопреки воле владельца, крис каждую ночь выбирался из ножен и летал по стране в поисках крови. Правитель приказал уничтожить крис, и сделать это должны были те же эмпу, которые его создали. С большим трудом, но кузнецам все же удалось изловить коварный клинок, и поместить его в ступу, где он должен был быть разбит на тысячи кусков. Стоило кузнецам вскинуть молоты, как кинжал обратился в метеорит, и вознесся высоко в небо, где его уже было не изловить. С тех пор мстительное оружие будет возвращаться на планету каждые 4 века, и приносить с собой множество бед.

Составляющие криса

Само название криса имеет отсылку к словам “колоть”, “пронзать”. Его владельцами могут быть как мужчины, так и женщины — разница лишь в размере криса последних, который значительно уступает мужскому. В военное время мужчина мог иметь при себе до трех крисов: тот, который он выбрал себе сам, тот, который передается по наследству в его семье, и еще один — из семьи его жены. Как правило, главный клинок крепился слева, а остальные — справа и сзади. Мастера, достигшие вершины искусства в обращении с крисом, вели бой сразу на двух кинжалах: одним удар наносился, а вторым парировался. Но крис не предназначен для подобной обороны, и поэтому часто ломался, разваливаясь на две части. Если в военном лагере был хоть один кузнец (а он обязательно был), то собрать куски воедино ему не составляло труда. После побоищ появлялись новые крисы, скованные из разных деталей. Отличить их можно было по характерной для того или иного региона ковке, узору и типу стали. Объединяла их форма: чаще всего лезвие криса волнообразное, имеет от 3 до 13 изгибов (число всегда нечетное). Прямым лезвием в некоторых регионах награждали крисы, предназначенные для исполнения смертного приговора.

О стали нужно сказать отдельно. Она называется “памор”, и ее часто путают с дамасской, потому что технология изготовления весьма похожа. Но не то, нет. Отличия можете поискать отдельно.

Памор изготавливается из разных сортов металла, отличающихся друг от друга содержанием углерода и примесей. Металл накладывается слоями, и кузнец сковывает их в один брусок, из которого впоследствии получится клинок криса. Благодаря неоднородной структуре на поверхности криса образуются разнообразные узоры, которые кузнец проявляет в растворе мышьяка и лаймового сока. Только представьте: для того, чтобы создать крис… даже не хороший, а просто приличный — эмпу должен обработать не менее 64 слоев металла.

Середнячок потянет на 128 слоев, а хороший — более 200. С мастерством эмпу могут сравниться единицы: кузнецы умели создавать на своих клинках особые, задуманные изначально узоры. Сначала они напоминали зерна риса, кокосовые волокна или петушиные перья, а позднее, когда Малайзия оказалась под мусульманской пятой, на клинках начали вытравливать изречения из Корана. Но эмпу, чтящие древние традиции и верящие в сакральную силу криса, знали — только то оружие принесет своему владельцу удачу, которое само создает себе узор. Даже в случае произвольного рисунка после протравливания можно было рассмотреть силуэты звезд или животных, а особая удача ждала людей, которым доставался крис с человеческим силуэтом.

Главная черта, отличающая крис от других кинжалов — ассиметричная пята. Она расширяется к рукоятке, а на нее крепится “ганджа” — по сути, полоса такого же металла, но более ранней закалки, приваренная настолько плотно, что кажется естественным продолжением клинка. С одной его стороны эмпу оставлял два углубления для пальцев, с другой — зазубрины, чтобы было легче парировать удары.

Отдельно стоит упомянуть рукоятку и ножны криса. В историческом музее Малайзии представлена шикарная коллекция боевых клинков. Каждый из них уникален: крошечные женские и огромные, боевые, с которыми под силу справиться только мужчине. Рукоятки и ножны отличаются друг от друга так же, как неповторимый узор каждого лезвия. Самый частый материал — дерево, но встречаются металлические и костяные. По форме рукояти можно легко распознать, в какой местности ее создавали: она является своеобразной визитной карточкой. Некоторые эмпу предпочитали использовать только резьбу, и непременно — растительный орнамент. Другие при помощи той же резьбы превращали рукояти в реалистичные головы животных и птиц.

Ножны — только деревянные, часто с металлическими декоративными накладками. Если порода дерева была слишком ценной, чтобы ее прятать под металл, то накладку делали ажурной, открывающей самые красивые места деревянного среза. Состоящие из двух частей, ножны криса надежно скрывали в себе и узкий клинок, и широкую пятку.

Крис долгое время пылился на полках истории, но примерно с 80-х годов прошлого века переживает новое рождение. Снова в почете кузнецы-эмпу, которые десятками куют традиционные кинжалы и выкладывают их на магазинные и рыночные прилавки. Главной причиной бума, как считают местные жители, стало желание возродить древние традиции, освежить в памяти знания предков. Ну и туризм, куда же без него — в последнее время путешественников все больше привлекает все восточное, и такая экзотика, как крис, не могла остаться без внимания.

В Малайзии даже существует особая наука, изучающая крисы. Ее приверженцы следят за тем, как меняется кинжал с течением времени, какие применялись технологии для его изготовления и какое место крис занимал (и продолжает занимать!) в культуре и мифологии. Специалисты от крисологии добились того, что небольшое, но грозное оружие причислено к шедеврам мирового наследия: об этом в 2005 году объявила организация ЮНЕСКО.

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

малайский крис » Военное обозрение

Как нельзя себе представить кавказского горца без кинжала, так и настоящего индонезийца в своем национальном костюме невозможно представить без криса – очень специфического вида обоюдоострого кинжала, характерного исключительно для малайского мира, переплетенного с его культурой и особенностями жизни. Крисы распространены на всей территории Индонезии, Малайзии, а также в некоторых районах Камбоджи, южного Таиланда и Филиппин. А само его название на древнеяванском означает «колоть», «пронзать». Считается, что первые крисы появились в IX-X вв., а свою классическую форму они приобрели в XIV веке. Происхождение криса, как это часто бывает с национальными видами оружия, окружено мифами и легендами. Считается, что характерная для него форма клинка стала результатом длительной эволюции, что удалось установить благодаря исследованиям скульптурных изображений и барельефов в храмах Юго-Восточной Азии, самыми известными из которых были Боробудур и Канди Прамбанан, построенные в период, соответствующий царству Маджапахит (1292 г. – начало XIV века). В малайской культуре крис считается более чем простым боевым оружием, так как в своих разнообразных формах он буквально пропитан мистическими символами, которые с древних времен придают ему магические силы и делают в высшей степени почитаемым. Крис передается от родителей к сыновьям как величайшая реликвия, являясь одним из самых ценных видов приданного. Он может даже в брачной церемонии заменить собой жениха. То есть женщина может выйти замуж за… «кинжал», таким почтением это оружие пользуется в Малайзии.Малайцы с крисами. Пусть даже дети, но… если возраст пришел имеешь право носить крис!

Одновременно можно носить три криса (особенно на войне), но при этом знать, что делается это следующим образом: один носят слева, один, принадлежавший покойному отцу – справа и, наконец, третий – на спине (вернее за спиной), и этот крис может принадлежать отдаленному предку или быть получен в качестве приданного с целью защиты от «дурного глаза» и предательских нападений.

Церемониальный крис из коллекции Хорхе Каравана.

Правилами хороших манер не допускается заходить в дом друга с крисом за поясом. Существуют специальные подставки для криса у двери дома, где он (либо они, если у хозяина их несколько) должны всегда располагаться в вертикальном положении, чтобы не потерять своей магической «силы», которой они наделены. Если он находится в горизонтальном положении, считается, что тогда крис может летать и при этом пронзить того, кто замышляет что-то дурное в отношении его хозяина. Последнее, разумеется, совсем неплохо – ты сам спишь, а твой крис летает и разит твоих врагов. Но… крису может не понравиться и случайный прохожий, либо ему захочется крови, так что если вы не хотите найти возле своего дома поутру труп и отвечать за него, то лучше крис все-таки поставить в специальную стойку.

Типичный яванский крис с изображением змеи на клинке. Коллекция Хорхе Каравана.

В не столь отдаленном прошлом даже было разрешено, чтобы дворянин, выходя из мастерской эмпу (то есть кузнеца, кователя крисов), испытывал его крис, пронзив первого плебея, которого он встречал на своем пути. При этом он делался всегда на заказ в соответствии с личностью и социальным статусом эмпу и пришедшего к нему заказчика. По этой причине двух одинаковых крисов, за исключением тех, которые изготовлены сегодня для продажи в магазинах, нет. Однако и эти крисы тоже ручной работы.

Крис XIX века с прямым клинком, двумя змеями и «пистолетной рукояткой». Коллекция Хорхе Каравана.

Клинок криса состоит из верхней зоны (ганджа) и нижней зоны (песи) и может иметь несколько видов форм: полностью прямой (дапур), в форме змеи (дапур бинер), «ползущей змеи» (дапур лу) или смешанной формы. В волнообразном клинке число изгибов всегда делалось нечетным. Чаще всего встречаются клинки, имеющие по семь и тринадцать изгибов.

Названия частей клинка криса.

Число кривых (люк) напрямую связаны с психологическим настроем своего создателя, таким же образом, как и памор, то есть рисунок на поверхности клинка. Последний, кстати, имеет две большие разновидности: заранее спланированный (памор рекам) и незапланированный (памор тибан), ставший следствием импровизации мастера.

Крис XVI века с «гибридным клинком». Длина 68 cм; длина клинка 38 см. Коллекция Хорхе Каравана.

Технология изготовления криса очень похожа на изготовление современной дамасской стали. В результате комбинации различных сортов железа и никеля на клинках получались различные узоры, которых всего известно больше 100! Все они имеют свои творческие названия: «рисовое зерно», «арбуз», «пальмовый лист», «золотой дождь». То есть малайские кузнецы были настолько искусны, что могли получить тот или иной узор по своему желанию и… требовался «особый настрой», чтобы у мастера вышло нечто новое и не имеющее названия! Неоднородная структура металла, имевшего вкрапления никеля, дает особый узор, который появлялся после того, как клинок мастер протравливает в растворе из мышьяка и сока лайма. Кстати, ухаживая за клинком соком же лайма его и протирают!

Крис, изготовленный в ХХ веке в Малайзии. Использованы слоновая кость, серебро, рубины, крашеное дерево. Полная длина 65, 5 см. Длина клинка 47 см. Коллекция Хорхе Каравана.

Именно из-за этих технологических сложностей работа кузнеца над крисом может занять несколько месяцев, пока он будет ожидать лучшей луны или астральной связи. Рукоять также могла иметь различную форму. Почти всегда она была связана с географией происхождения криса, так как в разных местах ее формы различались. Отличались и материалы, среди которых на первом месте было дерево, затем шла слоновая (и даже мамонтовая кость!) кость, серебро золото. Правда, известно, что издавались даже законы, ограничивающие последние материалы для определенных социальных групп. То есть очень уж роскошные рукоятки всякий, кто этого хотел, иметь не мог. Что касается региональных различий, то они были следующими: на Яве в моде были «пистолетные рукоятки», на острове Мадури – прямые, покрытые сложной резьбой, на Бали – фигурные, часто изображавшие демонов-ракшасов, на Суматре, пожалуй, самые интересные в виде фигуры человека, обнявшего плечи руками и словно трясущегося от озноба.

Прямой крис длиной 57 cм; длина клинка 50 cм. Ножны отделаны чеканным серебром. Коллекция Хорхе Каравана.

Кольцо, соединяющее рукоять с клинком (мендак), обычно делалось из металла (серебра, золота, латуни), и почти всегда украшалось драгоценными камнями. Ножны в верхней части были в форме лодки (ранга), фасолины, и были изготовлены из ценных пород дерева и очень редко из серебра или слоновой кости. Эта верхняя часть символизировала женское начало, в вот пронзающую ее собственно емкость для клинка – мужское.

Филиппинский крис с острова Моро. Полная длина 60, 5 cм; длина клинка 42, 5 cм. Ранга имеет характерную форму португальского корабля. Коллекция Хорхе Каравана.

Нижняя часть ножен состоит из деревянной части (гандара), покрытой внешней декорированной накладкой (пендок) из латуни, меди, серебра или золота, а также инкрустированной драгоценными камнями, что определяет социальный статус его владельца. Имел значение и цвет ножен. Например, ножны красного цвета предназначались для использования высокопоставленными лицами в суде.

Королевский крис с острова Целебес. Национальный музей в Куала-Лумпуре, Малайзия.

Поединки на крисах основаны на нанесении ими колющих ударов. Причем сражаться можно было как с одним, так и с двумя крисами в руках. В этом случае второй использовался в качестве оружия, которым парировались удары. В ряде регионов их использовали и как орудие для казни. Эти кинжалы имели длинный и тонкий прямой клинок.

Антропоморфная подставка для криса. Коллекция Хорхе Каравана.

Характерная особенность клинка криса - это асимметричная пята, расширяющаяся возле самой его рукояти, причем к ней кузнечным способом крепится полоска металла – «ганджа». Ее делают из того же металла, что и сам клинок, а потом насаживают на его и приваривают настолько прочно, что он часто кажется с клинком одним целым. В клинке также делаются два небольших углубления для пальцев – большого и указательного.

Крис с острова Суматра, после 1900 г. Ножны – слоновая кость и серебро. Рукоятка – слоновая кость. На клинке инкрустированное золотом изображение змеи.

Кинжалы этого типа очень часто ломались. Но технология сборки криса была такова, что новый крис было совсем несложно сделать из разных деталей. Поэтому иногда в одном кинжале можно найти детали, присущие разным регионам и удивляться этому не надо.

Крисы в экспозиции Национального музея в Куала-Лумпуре, Малайзия.

topwar.ru

Крис

Этот кинжал с ярко запоминающейся асимметричной формой клинка, резко расширяющемуся в корневой части и богато украшенной рукоятью – является национальной гордостью жителей Индонезии и Малайзии. Крисы начали изготавливать на острове Ява еще из метеоритного железа.

Благодаря наличию в этих осколках природного никеля, на клинках крисов проявлялись «муаровые» узоры, которые стали одной из отличительных черт этого боевого и статусного кинжала, наравне с традиционными Т-образными ножнами. Крисы начального периода имеют свое собственное название – «маджапахиты», образованное по месту их производства.

Индонезийцы относятся к своему легендарному кинжалу с огромным уважением и хранят их как самую большую семейную ценность. Крис – обязательный атрибут каждого мужчины-индонезийца, который молодой человек получает на совершеннолетие.

С кинжалом связано много обрядов и правил. Так, обмен кинжалами означал вечную дружбу; рукоять оружия нельзя было обнажать, находясь в гостях – это тяжелейшее оскорбление хозяина дома, поэтому его прятали под одеждой; ношение криса в мирное время осуществлялось на правом боку, а во время войны на левом; утрата оружия считалась одним из самых ужасных проступков. После покупки кинжала его владелец должен был в первую же ночь положить оружие под подушку, и если ему снились плохие сны – срочно пойти и заменить крис на другой, настолько сильное значение придается ментальной связи оружия и его хозяина. Иногда крис вешали над входной дверью в дом, как оберег для защиты.

Во многих регионах существовали особенные разновидности криса, предназначенные для казней – с длинным тонким и прямым клинком. Известно, что для убийства конкретного человека специально изготавливали особенный крис.

В более поздние периоды клинок криса изготавливался из многослойной стали «помор», а рукоять выполнялась из дерева, нефрита или горного хрусталя. Искусство создания клинка с узорами на металле у оружейников Индонезии и Малайзии очень развито, и можно было получить клинок с рисунком вплоть до изречений из Корана, однако наиболее магически сильным считался крис со случайным узором, где просматривались силуэты людей или животных.

Клинок криса может быть прямым и изогнутым (обязательно с нечетным числом изгибов), в корневой части имеются два небольших углубления для указательного и большого пальца. С другой стороны пяты, к которой приварена металлическая полоска «ганджа», имеются небольшие шипы. Рукоять криса деревянная или, реже, из металла, богато инкрустированная и разукрашенная, имеет как правило, изогнутую форму «а-ля пистолет» — благодаря такой конструкции, кинжал предназначенный для нанесения колющего удара становится как бы продолжением указательного пальца. Ножны деревянные.

В 2005 году крис объявлен ЮНЕСКО как шедевр мирового наследия и даже существует особенная наука изучения конструкции, истории, социальных и культурных аспектов, и даже мистических свойств криса — крисология.

www.holodnoe-oruzhie.ru

Крис - символ ИндонезииСила и разум

Крис — символ Индонезии

Kris

Кинжал крис — символ Индонезии

Ни одно национальное оружие в мире не впитало в себя столь своеобразно и органично историю, традиции и верования народа. Без сомнения можно сказать, что это уникальный, ни на что не похожий, кинжал смело претендует на звание национального символа народов, населяющих малайский архипелаг — Индонезию (за исключением Малуку и Айриан Джайя), Филипины, Малазию, Сингапур, Бруней Даруссалам и Тайланд. В нем чудесным образом переплелись анималистические верования их далеких пращуров австронезийской группы, индуистские и буддийские верования, оказывавшие серьезное влияние с I -го тысячелетия н.э., ислам, получивший распространение в XIV — XV веках и христианство, громко заявившее о себе с XVII-го века.

Kris

Кинжал Крис

Обычно, при упоминании о крисах, у людей возникает смутный образ своеобразного ножа с волнообразным клинком, странными ножнами и причудливой рукоятью. Те, кто посещал музей Искусств Народов Востока в Москве на Суворовском бульваре, быть может, вспомнят пару-тройку удивительных преданий о необыкновенных свойствах этого оружия, рассказываемых экскурсоводами. А ведь это удивительное этническое оружие заслуживает серьезного внимания и изучения.По мнению большинства экспертов, этот вид клинкового оружия зародился между IX и XIV веками н.э. Более точная дата — примерно XII век, когда крис впервые выделился в особый вид холодного оружия. По истечении периода становления в пару сотен лет он приобрел законченный вид, в котором с незначительными изменениями дошел и до наших дней.Где была родина криса, сказать сложно — жители разных островов оспаривают свое первенство, и только яванцы ни с кем не спорят: уж они то наверняка знают, где на самом деле появился крис: в мифологии острова Ява есть самые древние упоминания о них.Что такое крис? Для ответа на этот вопрос рассмотрим внимательно его строение. Хотя с первого взгляда кажется, что его отличительной чертой является именно волнистая форма клинка, на самом деле это не совсем так.Дело в том, что такая форма клинкового оружия была широко известна и популярна по всему миру — даже в Европе были известны «пламенеющие» клинки. Кроме того, крисы могут и не иметь ярко выраженных изгибов — достаточно сказать, что помимо 250 разновидностей «волнистых» клинков известно и более 200 прямых. Что же выделяет крис из огромного множества холодного оружия Юго-Восточной Азии, феерическое разнообразие и великолепие которого поражает воображение европейцев и жителей Нового Света?Это, несомненно, детали на клинке, которые не встречаются ни на одном оружии мира. «Ганджа» — своеобразная оковка пяты клинка криса, подгоняемая очень точно, — со стороны кажется, что она составляет единое целое с клинком. Она одевается на пяту через отверстие для хвостовика («пакси») и символизирует единство мужского и женского начала. Иногда клинок и «ганджу» соединяют дополнительно скобой — это особенно популярно у народности Моро (остров Минданао). Одна часть «ганджи» («аринг») делается острой, вторая («дегу») — тупая. Современные крисы для туристов в большинстве лишены этой детали — специфическое утолщение пяты производится ее вырубкой непосредственно на клинке.

Другой характерной деталью являются выемки на клинке для указательного и большого пальцев над «ганджей» , именуемые «писитан», для характерного хвата оружия. Пальцы владельца защищает выточка — «кембанг касанг», в древности, видимо, использовавшаяся в качестве своеобразной ловушки, аналогичной «испанской щели» для захвата и ломки клинка противника. Со временем эта деталь приобрела декоративный вид, отражающий индуистские верования и напоминающую очертаниями голову слона (божества Ганеши). Кроме того, есть клинки со стилизованными головами молящегося («пендита»), змеи («нага») и льва («синга»). Отсюда и характерные названия форм таких крисов или «дапура» — «Сингабаронг» и «Нагасасра». В местности с традиционно сильными мусульманскими воззрениями зооморфные формы в «кембанг касанге» практически не угадываются. Кроме того, возле пяты по обеим сторонам лезвия выполняются зубцы для дополнительной защиты руки: со стороны «кембанг касанга» они называются «джангут», с противоположной (над «арингом») — «ри-пандан». Форма зубцов обычно произвольна и зависит от местных традиций. Заключительной деталью, характеризующей крис, является «согоган» — декоративные долы на клинке возле рукояти. Иногда внутри дол выполнялись отверстия («комбонг») через которые, как считалось, можно увидеть будущее.Индуистский культ змеи (Нага) нашел отражение в названиях форм яванских клинков, именуемом «дапур»: прямые клинки именуются «сарпа тапа» — созерцающая змея, а изогнутые — «сарпа лумука» или движущаяся змея. Известно около 150 видов «дапура». Сам клинок малазийцы именуют «мата», а яванцы — «вилах». Количество изгибов («лук») тоже не произвольно. Оно обязательно нечетно. Наиболее распространено от 3 до 13 изгибов, а особой популярностью пользуются числа 3, 9 и 13. Счет изгибов обычно идет от рукояти к острию со стороны «кембанг касанг» и отражает пожелания владельцуПорядок счета изгибов

Основные значения количества изгибов — «лук»:

3: верность, удача;5: любовь и уважение людей к человеку, несущему знания — учитель, ученый, гуру;7: честность, порядочность, достоинство9: выдержанность, невозмутимость, лидерство;11: благородство, великодушие, изобилие, рост социального статуса;13: сила, мощь, миролюбие, стабильность жизненных устоев.Прямой клинок символизировал уверенность в своих силах и интеллект.

Особого внимания заслуживает узор клинка. Мастера, которых уважительно именуют «Эмпу», по видимому, знали не только технику дамаскирования, но и владели искусством ковки дамасска — многослойного сварочного пакета. Узор, который произвольно формировался в ходе ковки клинка, именовался «памор тибан». Узор клинка («памор») мог быть выбран и в зависимости от желания заказчика, который предварительно консультировался с мастером об уместности его содержания. Такой вид узора именовался «памор рекан». Считалось, что неверно выбранный «памор» мог серьезно испортить жизнь владельца. В годы победного шествия ислама стала распространяться мода на «памор» со стихами и изречениями из Корана.Узоры на клинке можно условно разделить на две группы — продольный («млумах», который мог напоминать рисунок корки арбуза или поверхность воды во время дождя) и поперечный или диагональный («миринг», похожий на птичье перо). Наиболее распространенным был «млумах», исполненной наибольшей сакральной мощи с изображениями звезд, животных, кругов. Наибольшей силой обладали крисы с рисунком, напоминающим фигуру человека. Кроме того, «памор» также нес смысловую нагрузку: «млумах» говорил об удаче и покое, «миринг» — о стремлении к славе и успеху. Были распространены и определенные сюжеты — «удан мас» («удан» — дождь, «мас» — золото) сулил владельцу богатство и удачу в торговле, «берас вутах» (рассыпанные зерна риса) — изобилие и т.д.

По длине клинки можно условно разделить на три группы:

«Пасикутан» (от «сикут» — локоть): длина клинка от «ганджи» до острия составляла расстояние от кончиков пальцев до локтя.

«Патрем»: ширина шага взрослого человека.

«Кундрик»: если его длина была менее длины ладони, то это был талисман; если больше и с большим количеством «лук» (от 15 до 29) то именовался «калавиджо» или «палавиджан».

Kris knife

Кинжал Крис

Длина клинка была важна не менее чем прочие его атрибуты: существовали достаточно сложные методики оценки длины, построенные на чтении сутр, священных стихов и пр.: истинно верующий мог отказаться от очень дорого и редкого клинка, если тот ему не «подходил» по длине.В привычном для нас виде характеристики криса могли варьироваться от 15 см при весе 150 — 200 грамм до 60 см при весе в 700 — 900 граммов.Весьма оригинален способ монтажа рукояти («дапур») на хвостовик. Древние крисы выковывались вместе с рукоятью, изображающей склонившегося в поклоне человека с прижатыми к телу руками. Позже рукоять стала надеваться на хвостовик в натяг с помощью смолы деревьев. Разогрев смолу рукоять можно было заменить, застывая она вновь надежно фиксировала ее на хвостовике. В дальнейшем, в связи с частой заменой рукоятей, подбираемых согласно одежде и приличествующих ситуации, их стали насаживать на хвостовик, обмотанный нитками, лентами и даже волосамиФорма рукояти тоже последовательно отражает религиозные воззрения и верования жителей той или иной местности и представляет собой миниатюрную скульптуру, саму по себя являющуюся объектом коллекционирования. Индуистское влияние отразилось в использовании сюжетов преданий и мифов. В настоящее время только на острове Бали можно встретить фигурки, наиболее похожие людей, животных и богов. Ислам выразился в запрещении использования образов зверей и людей, что вылилось в покрытие рукоятей растительным орнаментом, геометрическим сетчатым узором из пирамидальных элементов и даже специфическими формами, напоминающими аномальный кукурузный початок, разглядеть под которым что-либо практически невозможно. Голландцы оставили о себе память в виде характерных для охотничьих кортиков изогнутых конических рукоятей. Эти стили активно влияли друг на друга, и сейчас никого уже не удивляет то, что на клинке, изготовленном на острове Бали, стоит рукоять, характерная для острова Ява. Тем не менее, сюжеты довольно традиционны — инноваций крайне мало. Помимо функционального назначения, «дапур» имеет и символическое. Например «джалак нгукуп маду» («джалак» — скворец, царь птиц; «нгукуп» — напиток; «маду» — мед) означал чистоту помыслов и преуспевание.Материал рукоятей — как правило, дерево, но возможен практически любой декор: драгоценные металлы, кость, рог, панцирь черепах и т.д.Между «ганджей» и рукоятью находится «селут» (яванцы) или «пендонгкок» (малайцы) — оригинальная чашечка, обеспечивающая плавный сход рукояти к «гандже» и удобство хвата. Иногда вместо нее ставится «мендак» — кольцо. Традиционный сюжет для декорирования этой части криса, — восьмилепестковый цветок лотоса — напоминание о древних традициях индуизма и буддизма. В зависимости от места изготовления он может быть украшен резьбой с растительным орнаментом, позолотой и драгоценными камнями. Традиционный материал — медь, латунь, серебро, реже — кость. Самые редкие и дорогие сделаны из золота, но это раритет по причине ограничений, налагаемых адатом. Распространена филигрань и позолота. Сам «пендонгкок» просто надевался на хвостовик и удерживалась за счет рукояти — дополнительного крепления этой детали предусмотрено не было.Особого внимания заслуживают ножны. Они имеют Т-образную форму и состоят из двух частей. Верхняя перекладина именуется «врангка» (яванцы) или «сампир» (малайцы). Ее практическое назначение, помимо защиты пяты клинка, еще и ношение криса — он заправляется за пояс, и эта деталь препятствует его выпадениюНа островах Бали и Яве «врангка» имеет две разновидности — «ладранг», напоминающий формой кораблик с ярко выраженным носом, бортами и кормой, и «гайаман», похожий на боб фасоли или гамбургер. «Ладранг» явно указывает на древние традиции мореплавания и символизирует «лунную лодку», популярную в малайской и яванской мифологии. Материал ножен — преимущественно дерево. Считается, что только оно способно изолировать мощную энергию криса. Как правило, даже на богато декорированных обкладками из драгоценных металлов ножнах оставляется окно для демонстрации текстуры дерева. Иногда деревянная основа просматривается через детали украшения обкладки ножен.Практическое использование. На Южных Филипинах и Малазии крис был обязательной частью туалета, наподобие самурайского меча в древней Японии. Каждый мужчина постоянно должен был иметь хотя бы один, а в военное время их могло быть при себе до трех. Обычно, один крис носился на левой стороне, в постоянной готовности к применению. Другие два носились на правом боку и сзади. В мирное время единственный крис носился только справа, — другое его размещение считалось неприличным и оскорбительным.Крисы являются фамильной реликвией, символом социального статуса, церемониальным и ритуальным предметом, объектом культа, боевым оружием и даже инструментом для приведение в исполнение смертного приговора. Рассмотрим эти аспекты подробнее.

Как фамильная реликвия он являлся объектом наследования. Отец был обязан передать своему наследнику хотя бы его. Сам крис был более чем перенасыщен символами анимализма, индуизма и ислама. Крис обязателен при ношении национальной одежды.

Как символ социального статуса крис достаточно адекватно характеризовал не только социальное положение владельца и его профессиональную деятельность, но вероисповедание и место жительства. В большей степени это относится к оковке яванских ножен — красный цвет для царствующих особ и их родственников, зеленый — для министров, коричневый — придворные, черный — обыватели. Рисунок «памора» тоже выбирался не произвольно. «Эмпу» мог отказаться делать клинок, не соответствующий положению владельца в обществе. Некоторые виды были запрещены для обывателей, поскольку приличествовали только царствующим особам. Считалось, что неверно выбранный рисунок мог навредить: если крестьянин выбирал «памор» «бунтел маит» имитирующий рисунок савана, характерный для военного сословия, то этим саваном довольно скоро его могли накрыть самого.Крисом царствующая особа могла отметить заслуги подданного или передать как представительский знак вместо вверительных грамот. На торжество (свадьбу, например) вместо себя можно было послать крис. Отдать крис противнику, как и в европейской традиции, означало капитулировать.В качестве объекта поклонения крисы превосходят даже японское традиционное оружие. Они наделены свойствами вылетать самостоятельно из ножен и поражать врага, греметь в ножнах, предупреждая хозяина об опасности. Им можно было убить, просто наставив на врага. Из него могла течь вода. Крис в доме помещался на основную балку, где он отгонял злые силы, а в бою придавал свою силу и мощь владельцу. Есть даже недружелюбные крисы, обладание которыми несет горе и смерть.Как короткоклинковое оружие крис является одним из наиболее эффективных и эргономичных кинжалов, предназначенных для ведения боя на малых дистанциях. Оригинальный хват, пистолетная рукоять и наклон хвостовика к оси клинка обеспечивает отличную управляемость, мобильность и силу удара. Горизонтальное расположение клинка гарантирует эффективное поражение не только в мягкие ткани и полости, но и в межреберное пространство. Техника ведения боя, построенная на атаках и блокировках конечностей, позволяет противостоять даже длинномерному оружию. Форма клинка обеспечивает не только хорошую защиту руки, но и эффективную работу обеими сторонами клинка, возможность использования уводящих и отклоняющих ударов. Имеется возможность захвата клинка противника, зубцы играют роль миниатюрных гард. Ножны можно использовать для дополнительной защиты невооруженной руки. Активно использовались техники, построенные на использовании двух крисов. Встреча с португальскими рапирами заставила создать крис «панджанг» с тонким длинным прямым клинком. Он известен и под названием криса для казней. Вообще влияние европейского оружия (португальского и испанского) на филиппинское очень значительно.Будучи по сути колющим оружием, крисами тем не менее можно было резать и рубить, что практически исключено на европейских кинжалах с их развитыми перекрестиями. Существуют даже большие крисы, используемый как мечи — «калис» с островов Сулу, длина которого могла достигать 60 см при ширине 5 см или «сунданг» с Минданао, которыми можно и колоть, и рубить, и резать.Крисами пользовались и для бескровного умерщвления преступников. Один из наиболее известных способов заключался в том, что сидящему на стуле осужденному стоящий позади него палач вводил над ключицей «пенджанг» и поражал сердце.Источником удивительной силы криса («йони») считается мастерство «эмпу» и воля клиента. Мастеру для изготовления криса нужна информация о дате и месте рождения заказчика, крайне важно познакомиться с ним лично. Мастер постился, молился, медитировал и не спал, совершая приличествующие обряды. То же требовалось и от клиента. Только после этого мастер брался за работу. На классический крис у высококлассного мастера уходило до года.Сырьем для изготовления криса служили около 12 кг железа, 500 грамм никеля, небольшой железный метеорит (100-150 граммов), уголь и т.д. Законченный клинок представлял собой чередующиеся слои с разным содержанием углерода с 3-5% никеля. Рисунок «памора» очень похож на рисунок поверхности японских клинков типа «мокуме» — типичный сварочный железно-стальной композит, причем, вероятно, волокнистую его разновидность. Количество слоев, правда, значительно меньше, чем у японцев, но зато разнообразие рисунка намного шире. Кроме того широко применялись механические методы задания рисунка (за счет сверления отверстий, проковки особым образом ориентированных заготовок и т.п.). Широко применялась гравировка и дамаскирование.После обработки поверхности металл клинка подвергали травлению смесью из сока цитрусовых (лайма), солей мышьяка и соли. В заключении клинок сушили, окуривали благовониями и обрабатывали ароматическим маслом.Верующий обычно еженедельно (по вторникам) слегка чистил крис и окуривал ладаном. Раз в год в месяц Суро (Мухарам) он подвергался капитальной чистке, что в глазах владельца имело статус своего рода реинкарнации. Считалось, что без чистки мощь его слабеет и может быть утрачена совсем. Ритуал ежегодной чистки сложен и торжественен, — его участники накануне молятся и постятся, очищаясь духовно и телесно. Ритуал начинается с благословения не только участников и их крисов, но и инструмента и материалов для чистки. Он сопровождается музыкой. Перед клинком в ходе чистки непременно извиняются за беспокойство и уговаривают не сопротивляться обновлению. После легкого травления для «поднятия» рисунка его помещают в футляр с лепестками роз, сушат, окуривают фимиамом и умащивают ароматическими маслами. Именно поэтому настоящие крисы обладают приятным запахом. Церемония завершается изъявлением благодарности к чистильщику и преподнесением ему подарка.На свете не так много мест, где оружие является столь важной частью не только религии, культуры и быта, но и самой жизни людей. В юго-восточной Азии крис рассматривается как неотъемлемая часть человеческого существования: будучи прежде всего оружием крис сочетает историко-культурные корни народа, навыки лучших его мастеров и является произведением искусства и талисманом.

Александр Марьянко

P/s большое спасибо http://knifeinfo.ru за прекрасную статью

longsword.ru

Крис Википедия

Крис (либо керис) — национальный кинжал с характерной асимметричной формой клинка. Появился на острове Ява, распространён по всей Индонезии, на Филиппинах и в Малайзии. Этимология связана с древнеяванским словом нгерис (ngeris), что означает «колоть», «пронзать»[1].

Сталь

Клинок криса изготавливался из многослойной стали — «памор». Технология производства очень похожа на изготовление современной дамасской стали. Брусок, из которого кузнец выковывает клинок будущего кинжала, состоит из нескольких слоёв металла, которые отличаются друг от друга содержанием углерода и различных примесей (чаще всего — никеля). Неоднородная структура даёт особый узор, который проявлялся после протравливания клинка в растворе из мышьяка и сока лайма.

Мастерство кузнецов (эмпу) было настолько высоким, что они могли создавать клинки с произвольным узором. К примеру, были узоры, которые назывались «рисовые зёрна», «волокна кокоса», «перья петуха». Позже, когда Малайзия оказалась под влиянием мусульман, на клинках стали делать узоры, повторяющие изречения из Корана. Однако, с точки зрения магии, наиболее ценными считались клинки со «случайными» узорами, когда кузнец точно не знал, какой узор у него получится и целиком полагался на случай и волю богов. Особую ценность клинок приобретал, если в процессе работы в узорах на клинке просматривался силуэт животного или звезды, но больше всего ценились клинки с силуэтом человека.

Клинок

Характерная черта клинка криса — асимметричная пята, резко расширяющаяся возле рукояти. К пяте клинка крепится полоска металла — «ганджа». Она изготавливалась отдельно из того же куска металла, что и клинок на ранней стадии закалки, а затем насаживалась на хвостовик клинка и приваривалась настолько плотно, что очень часто кажется одним целым с клинком. В клинке делались два небольших углубления для большого и указательного пальца, а с одной стороны пяты делались небольшие шипы.

Клинок может быть прямым и изогнутым. Если клинок волнообразный, то число изгибов всегда делалось нечётным. Чаще всего встречаются клинки с 7 и 13 изгибами.

Рукоять и ножны

Техника исполнения рукояти и ножен отличается в различных регионах.

Рукоять чаще всего была деревянной, но встречаются и металлические рукояти. Как правило, рукоять имеет «пистолетную» форму, благодаря которой кинжал было очень удобно держать. В разных районах оформление рукояти делалось по-своему: в одних регионах это были простые в исполнении деревянные, украшенные резным растительным орнаментом, либо продольными желобками, в других — рукоять делалась в виде фигурок животных, птиц, богов. У основания рукояти на хвостовик навинчивалась чашевидная гайка, украшенная либо геометрическим орнаментом, либо орнаментом в виде цветка лотоса, считавшегося священным.

Ножны изготавливались из дерева. Они состояли из двух частей — длинного канала ножен для основной части клинка и широкого чашеобразного устья для пяты клинка. Форма этой чаши также варьировалась в зависимости от района изготовления.

Иногда ножны покрывались пластинами из металла, но это, как правило, делалось в декоративных целях и пластина покрывала только внешние при ношении части ножен. Если порода дерева была особо ценной, с красивым рисунком, то в металле делались «окошки» для того чтобы был виден рисунок. Пластина украшалась гравированным орнаментом.

Изготовитель и коллекционер крисов индонезийский художник Харди

Мифология

Крис всегда считался очень мощным сакральным объектом. Его части — клинок, рукоять — имеют особую символику. В зависимости от того, какая фигурка была вырезана на рукояти, каким был узор на клинке, кинжал приносил богатство, удачу, охранял владельца от неприятностей. Символика, которую нес в себе кинжал, должна была подходить владельцу, к его статусу, в противном случае кинжал приносил беды. Поэтому владелец выбирал кинжал очень тщательно, согласно традиции он должен был положить новый кинжал под подушку. Если после этого ему снились дурные сны, то кинжал нужно было менять. Между кинжалом и владельцем должна быть особая связь.

Известно, что кузнецы часто изготавливали крисы для убийства конкретного человека. Один из кузнецов, упоминаемый в яванском «Параратоне» («Книге царей»), Гандринг стал легендарным. У него Кен Ангрок, будущий основатель династии Сингасари и Маджапахита, заказал крис, дав на выполнение заказа пять месяцев. Поскольку крис не был полностью готов в оговоренный срок, Кен Ангрок, рассвирепев, убил им кузнеца. Последний, однако, успел проклясть Кен Ангрока и его род, предсказав, что он сам и его потомки погибнут от этого криса. Предсказание сбылось, и Кен Ангрок и шестеро его потомков погибли[2].

Крис старались не вынимать без повода из ножен и не указывать ни на кого обнаженным острием. Во время исполнения ритуальных танцев с обнаженными кинжалами, исполнители должны были коснуться острием земли, чтобы снять негативное влияние. Также кинжал вешали у входа в дом — в качестве охранника. Существовали легенды, в которых крис летал, защищая дом и хозяина от непрошеных.[3]

Среди легендарных крисов — крис чондонг чампур, изготовленный из железа, полученного из различных районов Индонезии, при участии ста эмпу в XIV в. в период расцвета государства Маджапахит. Крис оказался могущественным, но «своенравным». В безлунные ночи он сам покидал ножны и летал в поисках жертвы. Правитель Маджапахита повелел собрать эмпу, которые изготовили крис, и уничтожить его. Когда эмпу поймали крис и поместили его в каменную ступу, чтобы разбить, он превратился в метеорит и вознесся в небо. По легенде, этот метеорит будет возвращаться на Землю каждые четыреста лет, принося неисчислимые бедствия[4].

Использование

Изваяние криса у входа в Национальный стадион Малайзии в Куала-Лумпуре

По строению клинка крис — колющее оружие. Благодаря форме рукояти и специальным углублениям в клинке крис становился продолжением указательного пальца. Мужчины носили при себе один крис, женщины также могли носить их, но их кинжалы были меньшего размера. На войне мужчина мог носить три кинжала: свой собственный, родовой кинжал (от своей семьи) и кинжал семьи своего тестя. Если бой шел на двух крисах, то второй использовался как оружие для парирования ударов. Кинжалы очень часто ломались, однако технология сборки такова, что собрать новый из имеющихся частей было несложно. Часто в одном кинжале могли быть собраны детали, характерные для различных регионов. Во многих регионах особая разновидность криса использовалась для казней. У этих кинжалов был длинный тонкий прямой клинок.

Крисология

Существует специальная наука — крисология (малайск. ilmu kekerisan), которая изучает генезис и эволюцию крисов, технологию изготовления, а также верования в их мистические свойства, их социальную роль и место в культуре. Среди известных специалистов-крисологов Бамбанг Харсринуксмо, Хамзури, Мубирман, Кусни, Харди из Индонезии; Комэя Есимити из Японии; Джеральд Гарднер, А. Х. Хилл, Э. Фрей из Англии; Б. Сольюм из Австралии; Д. Ф. Дрэгер из США; Шахрум бин Юб из Малайзии; В. Г. Резанов из России. В 2005 крис объявлен ЮНЕСКО в качестве шедевра мирового наследия человечества.

См. также

Примечания

  1. ↑ Погадаев, В. А. «Крис — священное оружие Явы». — в кн.: Исторический лексикон. XVII век. Издательство «Знание». М., 1998, с. 20 — 26
  2. ↑ Погадаев, В. А. «Кровавый трон Явы» — в кн.: Живая история Востока. М., «Знание», 1998, с. 172—179
  3. ↑ Погадаев, В. Летающий крис // Ступени оракула. № 19, 2003, с. 10
  4. ↑ Погадаев, В.. «Магия криса» — «Азия и Африка сегодня», No. 4, 2010

Литература

  • Anthony C. Tirri «Islamic weapons: Maghrib to Moghul»
  • Погадаев, Виктор. «Я хочу обручиться с крисом» в: «Восточная коллекция», № 3(30), 2007. Москва: Российская государственная библиотека, ISSN 1681-7559.
  • Погадаев, Виктор Александрович. "Магия криса." Азия и Африка сегодня 4 (2010): 67-69.

Ссылки

wikiredia.ru

Крис – сакральный кинжал Индонезии, с необычной формой

При упоминании Криса человеческое сознание «рисует» волнообразный кинжал, с необычной рукоятью и своеобразными ножнами. Это удивительное этническое орудие, впитавшее в себя традиции и культуру Индонезии. Кинжал использовался не только в боевых целях, но и в качестве аксессуара к традиционному индонезийскому костюму.

Происхождение

С точки зрения историков, Крис возник в 12 веку нашей эры. Родину клинка установить не удалось, так как в его создании принимали участие жители разных индонезийских островов. Но по предположениям, прародителями клинка выступают яванцы, ведь первое упоминание о клинке зафиксированы на острове Ява.

Кинжал эксплуатировался наемниками, использовался для общественной казни, а также в активных боевых действиях, но был совершенно неадаптирован к ним. Крис был опасен в замкнутом пространстве, где длинное лезвие охватывало широкий радиус поражения.

Клинок использовался исключительно для нанесения колющих ударов. Волновые стороны оружия зачастую были тупыми, или слабо заостренными.

В Индонезии клинок почитают, и местные жители предполагают, что в нем содержится сакральная или магическая сила. Но это холодное оружие, ведь в переводе с языка яванцов, Крис означает «колющий, наносящий колотые раны».

Конструкция

Длина клинка варьировалась от 20 до 60 сантиметров, но с точки зрения экспертов, лезвие достигало одного метра в длину. Орудие представляет собой волнообразное лезвие и широкую, длинную рукоять. Лезвие символизировало священную змею Нагу, поэтому клинок имел двойную форму.

Прямой клинок свидетельствовал о благосклонном и спокойном настроении змеи, волнообразный – о готовящейся к броску рептилии. Количество волн определялось от размера лезвия, и варьировалось от 5 до 15 изгибов. На оружии должно присутствовать обязательно нечетное количество изгибов, ведь по приданию, змея извивалась нечетное количество раз.

На лезвии присутствовал чешуйчатый узор («помор), свидетельствовавший о максимальной приближенности к структуре тела змеи. Существует бесчисленное количество вариаций наносимых узоров, по подсчетам исследователей, не менее ста. Иногда, на рукояти клинка присутствовала змеиная голова, с закрытой или открытой пастью.

Рукоять изготовлялась из дерева или рога крупных животных. Для ритуального Криса использовались драгоценные металлы, как правило, золото. Еще одним интересным фактом выступает то, что золотая или серебряная рукоять присутствовала у высших сословий. В Индонезии вышел закон, запрещавший простому люду изготавливать рукоять из драгоценного металла.

Крис дозволялся носить мужчинам и женщинам, за исключением того, что женский вариант орудия был несколько короче. Считалось, что лезвие олицетворяет мужское начало, а ножны – женское.

Колющие свойства оружия действительно поражали. Волнообразное лезвие, проникая в тело противника, расширяло рану, ведь изгибы, ближе к основанию, становились шире. Выжить после такого ранения было практически невозможно.

Крис нельзя назвать историческим оружием, ведь он используется, по сей день на индонезийских островах. Чтобы понять особенности строения клинка, и заложенный в нем сакральный смысл была создана отдельная наука – «крисология».

oruzhie.guru