Броненосные крейсера типа «Минотавр». Крейсер минотавр


Броненосные крейсера типа «Минотавр» — википедия фото

  Броненосный крейсер «Минотавр». Схема.

Фактор повлиявший на внешней вид крейсеров, оказалась модная теория тех лет о необходимости незаметного силуэта. Которой увлеклись настолько, что на новых крейсерах трубы оказались ниже корабельного мостика. В результате не только дымом заволакивало приборы управления стрельбой, но и физически трудно было находится на мостике. После модернизации высота труб была увеличена. В результате трубы нарастили на рекордные 4,5 м.

  Броненосный крейсер «Минотавр»

Корпус

Корпус «Шеннона» немного отличался от остальных, в будучи на один фут шире и имел осадку на один фут меньше.

Силовая установка

Крейсера оснащены двумя 4-цилиндровыми машинами тройным расширения, каждая приводила в действие свой вал, которые имели общую мощность 27 000 индикаторных лошадиных сил и были рассчитаны на максимальную скорость 23 узлов (43 км / ч). Машины приводились в действие 24 водотрубными котлами Babcock & Wilcox на «Минотавре» и 24 Ярроу на «Шенноне» и «Динфесе». Рабочее давление пара было 275 фунтов за квадратный дюйм (PCI). Полного запаса угля хватало на 6700 морских миль на ходу 10 узлов (19 км/ч). Полный запас угля 2090 т (2060 дл. т[2][3]), нефти 760 т (750 дл. т[3]).

  HMS Shannon после увеличения высоты труб

Бронирование

Схема броневой защиты повторяла «Уорриор», но без 152 мм пояса между средней и верхней палубой[4]. Лобовая часть орудийных башен ГК была 8-дюймовой (203-мм), и у них были 7-дюймовые (178-мм) бока и тыл. Лоб для 7,5-дюймовых башен был также восемь дюймов толщиной, но их стороны были только 6-дюймовыми (152-мм), а тыл 4,5-дюймовый (114-мм). Барбеты башен главного калибра имели толщину семь дюймов (178-мм), как и подъемники боеприпасов, которые между более нижней и главными палубами были двум дюйма. Толщина нижней палубы колебалась от 1,5 дюймов в плоской части до двух дюймов на скосе, примыкавшего к нижнему краю пояса. В оконечностях крейсера толщина палубы увеличивалась до двух дюймов. Стенки носовой боевой рубки были 10 дюймов толщиной, а кормовой боевой рубки — три дюйма.

Вооружение

На кораблях стояли четыре 234-мм/50 (BL 9.2 inch Mk XI) пушки в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части. Орудия стреляли двумя типами снарядов одинакового веса по 172 кг со скоростью 876 м / с. Орудия имели угол возвышения 15°, угол склонения −5°. Это позволяло вести огонь на 14 813 м. Боезапас каждого орудия состоял из 100 снарядов. Скорость стрельбы из этих орудий была до четырёх выстрелов в минуту[5][6]. Крейсера использовали те же двухорудийные башни, что стояли броненосцах типа Lord Nelson, несмотря на увеличение веса, башни не стали облегчать, уменьшая толщину брони для использованию на крейсерах.

Средний калибр составляли десять 190-мм/50 орудий, все в одноорудийных башнях. На каждое орудие приходилось 100 выстрелов, в сумме 1000. Стволы орудий поднимались на 15° и опускались на 7,5°. Их 91 кг снаряды летели со средней скоростью 866 м/с на максимальную дальность 14 238 м при скорострельности четыре выстрела в минуту[7]. Бортовой залп 234-мм и 190-мм орудий составлял 1143 кг[3].

Малый калибр составляли шестнадцать 12-фунтовых скорострельных орудий. Как и на «Дредноуте» 76 мм пушки размещались на надстройках и крышах башен, они наконец то пришли на смену бесполезным 47 мм пушечкам. Восемь из них размещёны на крышах 7,5-дюймовых орудийных башен, а остальные восемь в надстройке (четыре носовой и четыре кормовой) и делали до 15 выстрелов в минуту. Они выпустили 3-дюймовые (76 мм), 5,7 кг снаряды при начальной скорости 810 м / с. Это давало максимальную дальность 8500 м при максимальном угле возвышения + 20 °.

Так же крейсера имели по пять 450 мм подводных торпедных аппаратов.

org-wikipediya.ru

Броненосные крейсера типа «Минотавр» — Википедия

<tr><th colspan="2">Броненосные крейсера типа «Минотавр»</th></tr><tr><th colspan="2">Minotaur class cruiser (1906)</th></tr><tr><th colspan="2"></th></tr><tr><th colspan="2">Броненосный крейсер «Минотавр»

Броненосный крейсер «Минотавр»

</th></tr> <tr><th colspan="2">Проект</th></tr><tr><th>Страна</th><td> </td></tr><tr><th>Построено</th><td> 3 </td></tr><tr><th>Отправлено на слом</th><td> 2 </td></tr><tr><th>Потери</th><td> 1 </td></tr>

<tr><th colspan="2">Основные характеристики</th></tr><tr><th>Водоизмещение</th><td> 16 100 т </td></tr><tr><th>Длина</th><td> 158,19 м </td></tr><tr><th>Ширина</th><td> 22,71 м </td></tr><tr><th>Осадка</th><td> 7,92 м </td></tr><tr><th>Бронирование</th><td> Пояс — 76…152 ммтраверзы — 51…152 мм палуба — 20…37 мм башни — 114…190 мм барбеты 152 мм рубка — 254 мм </td></tr><tr><th>Двигатели</th><td> 2 паровые машины тройного расширения, 24 паровых котла </td></tr><tr><th>Мощность</th><td> 27 826 л. с. (20,5 МВт) </td></tr><tr><th>Движитель</th><td> 2 винта </td></tr><tr><th>Скорость хода</th><td> 22,5—23 узла </td></tr><tr><th>Дальность плавания</th><td> 6700 морских миль </td></tr><tr><th>Экипаж</th><td> 755—850 человек </td></tr> <tr><th colspan="2">Вооружение</th></tr><tr><th>Артиллерия</th><td> 2 × 2 — 234-мм/45 10 × 1 — 190-мм/50, 14…16 × 1 — 76-мм </td></tr><tr><th>Минно-торпедное вооружение</th><td> 5 × 1 — 457-мм торпедных аппарата[1] </td></tr>

Броненосные крейсера типа «Минотавр» — серия кораблей британского королевского флота, построенная в начале XX века. В королевском флоте числились крейсерами 1-го класса. Всего построено 3 единицы: «Минотавр» (Minotaur), «Шеннон» (Shannon), «Дифенс» (Defence). Стали развитием броненосных крейсеров типа «Уорриор». Все они принимали активное участие в Первой мировой войне. Предназначались главным образом для действий в качестве авангарда линейных сил. Последние броненосные крейсера британского флота. Новым типом крейсеров предназначенным главным образом для действий в качестве авангарда линейных сил стали линейные крейсера типа «Инвинсибл».

Программа постройки[править]

Корабль Подрядчик Изготовительмашин Дата Стоимость постройки Заложен Спущен на воду Введён в строй (BNA 1914)[2]
HMS Minotaur (1906) Devonport Dockyard Hawthorn 2 Января 1905 6 Июня 1906 1 Апреля 1908 £1,438,065 *
HMS Shannon (1906) Chatham Dockyard Humphreys 2 Января 1905 20 Сентября 1906 10 Марта 1908 £1,423,410 *
HMS Defence (1907) Пембрук-Док Scotts S. & E. Co. 22 Февраля 1905 24 Апреля 1907 9 Февраля 1909 £1,383,744 *

* = estimated cost, including guns(оценочная стоимость, включая орудия)

Броненосный крейсер «Минотавр». Схема.

Характерной четой этих кораблей, на момент постройки, были очень короткие трубы. После модернизации высота труб была увеличена.

«Шеннон» в 1906 году

Силовая установка[править]

Запас угля 2060 т. нефти 750 т.

Бронирование[править]

Броневая защита повторяла «Уорриор», но без 152 мм пояса между средней и верхней палубой.[3]

Вооружение[править]

Как и на «Дредноуте» 76 мм пушки размещались на надстройках и крышах башен.

Оценка проекта[править]

«Цукуба»Naval Ensign of Japan.svg «Минотавр»[4] «Шарнхорст»[5] «Рюрик II»[6]Naval Ensign of Russia.svg «Теннесси»[7]Флаг США «Пиза» [8]
Заложен 1905 1905 1905 1905 1903 1905
Вступил в строй 1907 1908 1907 1908 1906 1909
Размерения, м (Д×Ш×О) 137,1×23×8 158,2×22,7×7,91 144,6×21,6×8,17 161,2×22,86×7,92 153,8×22,2×7,62 140,5×21,0×7,1
Водоизмещение нормальное 13 750 т 14 595 ts 11 616 т 15 170 т 14 500 ts 9 832 т
Полное 15 400 т 16 085 ts 12 985 т 18 500 т 15 715 ts 10 600 т
Силовая установка
Мощность номинальная, л.с. (скорость, узлы) 20 500 (20,5) 27 000 (23) 26 000 (22,5) 19 700 (21) 27 500 (22) 20 000 (23)
Максимальная, л.с. (скорость, узлы) 20 736 (20,5) 28 783 (23,6) 20 580 (21,43) 20 808 (23,47)
Дальность плавания, миль (на ходу, узлов) 2920 (20,5)8150 (10) 4800 (14)5120 (12) 6500 (10) 2500 (12)
Бронирование
Борт 178 152 150 152 127 200
Палуба 76 38 60 38 + 25 76[прим. 1] 130[прим. 2]
Башни 178 203 170 203 229 180
Вооружение 4×305-мм12×152-мм 4×234-мм10×190-мм 8×210-мм6×150-мм 4×254-мм8×203-мм 4×254-мм16×152-мм 4×254-мм8×190-мм

Примечания к таблице[править]

  1. ↑ на скосах 102 мм
  2. ↑ по другим данным 50 мм
  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — Минск: Харвест, 2006. — ISBN 5-17-030194-4.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-133-5.
  • Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч.V. На рубеже столетий. — СпБ: Галея Принт, 2005. — 110 с. — ISBN 5-8172-0100-3.

wp.wiki-wiki.ru

Броненосные крейсера типа «Минотавр» — WiKi

  Броненосный крейсер «Минотавр». Схема.

Фактор повлиявший на внешней вид крейсеров, оказалась модная теория тех лет о необходимости незаметного силуэта. Которой увлеклись настолько, что на новых крейсерах трубы оказались ниже корабельного мостика. В результате не только дымом заволакивало приборы управления стрельбой, но и физически трудно было находится на мостике. После модернизации высота труб была увеличена. В результате трубы нарастили на рекордные 4,5 м.

  Броненосный крейсер «Минотавр»

Корпус

Корпус «Шеннона» немного отличался от остальных, в будучи на один фут шире и имел осадку на один фут меньше.

Силовая установка

Крейсера оснащены двумя 4-цилиндровыми машинами тройным расширения, каждая приводила в действие свой вал, которые имели общую мощность 27 000 индикаторных лошадиных сил и были рассчитаны на максимальную скорость 23 узлов (43 км / ч). Машины приводились в действие 24 водотрубными котлами Babcock & Wilcox на «Минотавре» и 24 Ярроу на «Шенноне» и «Динфесе». Рабочее давление пара было 275 фунтов за квадратный дюйм (PCI). Полного запаса угля хватало на 6700 морских миль на ходу 10 узлов (19 км/ч). Полный запас угля 2090 т (2060 дл. т[2][3]), нефти 760 т (750 дл. т[3]).

  HMS Shannon после увеличения высоты труб

Бронирование

Схема броневой защиты повторяла «Уорриор», но без 152 мм пояса между средней и верхней палубой[4]. Лобовая часть орудийных башен ГК была 8-дюймовой (203-мм), и у них были 7-дюймовые (178-мм) бока и тыл. Лоб для 7,5-дюймовых башен был также восемь дюймов толщиной, но их стороны были только 6-дюймовыми (152-мм), а тыл 4,5-дюймовый (114-мм). Барбеты башен главного калибра имели толщину семь дюймов (178-мм), как и подъемники боеприпасов, которые между более нижней и главными палубами были двум дюйма. Толщина нижней палубы колебалась от 1,5 дюймов в плоской части до двух дюймов на скосе, примыкавшего к нижнему краю пояса. В оконечностях крейсера толщина палубы увеличивалась до двух дюймов. Стенки носовой боевой рубки были 10 дюймов толщиной, а кормовой боевой рубки — три дюйма.

Вооружение

На кораблях стояли четыре 234-мм/50 (BL 9.2 inch Mk XI) пушки в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части. Орудия стреляли двумя типами снарядов одинакового веса по 172 кг со скоростью 876 м / с. Орудия имели угол возвышения 15°, угол склонения −5°. Это позволяло вести огонь на 14 813 м. Боезапас каждого орудия состоял из 100 снарядов. Скорость стрельбы из этих орудий была до четырёх выстрелов в минуту[5][6]. Крейсера использовали те же двухорудийные башни, что стояли броненосцах типа Lord Nelson, несмотря на увеличение веса, башни не стали облегчать, уменьшая толщину брони для использованию на крейсерах.

Средний калибр составляли десять 190-мм/50 орудий, все в одноорудийных башнях. На каждое орудие приходилось 100 выстрелов, в сумме 1000. Стволы орудий поднимались на 15° и опускались на 7,5°. Их 91 кг снаряды летели со средней скоростью 866 м/с на максимальную дальность 14 238 м при скорострельности четыре выстрела в минуту[7]. Бортовой залп 234-мм и 190-мм орудий составлял 1143 кг[3].

Малый калибр составляли шестнадцать 12-фунтовых скорострельных орудий. Как и на «Дредноуте» 76 мм пушки размещались на надстройках и крышах башен, они наконец то пришли на смену бесполезным 47 мм пушечкам. Восемь из них размещёны на крышах 7,5-дюймовых орудийных башен, а остальные восемь в надстройке (четыре носовой и четыре кормовой) и делали до 15 выстрелов в минуту. Они выпустили 3-дюймовые (76 мм), 5,7 кг снаряды при начальной скорости 810 м / с. Это давало максимальную дальность 8500 м при максимальном угле возвышения + 20 °.

Так же крейсера имели по пять 450 мм подводных торпедных аппаратов.

ru-wiki.org

Броненосные крейсера типа «Минотавр» - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Броненосные крейсера типа «Минотавр» — серия кораблей британского королевского флота, построенная в начале XX века. В королевском флоте числились крейсерами 1-го класса. Всего построено 3 единицы: «Минотавр» (Minotaur), «Шеннон» (Shannon), «Дифенс» (Defence). Стали развитием броненосных крейсеров типа «Уорриор». Все они принимали активное участие в Первой мировой войне. Предназначались главным образом для действий в качестве авангарда линейных сил. Последние броненосные крейсера британского флота. Новым типом крейсеров предназначенным главным образом для действий в качестве авангарда линейных сил стали линейные крейсера типа «Инвинсибл».

Проектирование[ | ]

Конструкция[ | ]

Броненосный крейсер «Минотавр». Схема.

Фактор повлиявший на внешней вид крейсеров, оказалась модная теория тех лет о необходимости незаметного силуэта. Которой увлеклись настолько, что на новых крейсерах трубы оказались ниже корабельного мостика. В результате не только дымом заволакивало приборы управления стрельбой, но и физически трудно было находится на мостике. После модернизации высота труб была увеличена. В результате трубы нарастили на рекордные 4,5 м.

Броненосный крейсер «Минотавр»

Корпус[ | ]

Корпус «Шеннона» немного отличался от остальных, в будучи на один фут шире и имел осадку на один фут меньше.

Силовая установка[ | ]

Крейсера оснащены двумя 4-цилиндровыми машинами тройным расширения, каждая приводила в действие свой вал, которые имели общую мощность 27 000 индикаторных лошадиных сил и были рассчитаны на максимальную скорость 23 узлов (43 км / ч). Машины приводились в действие 24 водотрубными котлами Babcock & Wilcox на «Минотавре» и 24 Ярроу на «Шенноне» и «Динфесе». Рабочее давление пара было 275 фунтов за квадратный дюйм (PCI). Полного запаса угля хватало на 6700 морских миль на ходу 10 узлов (19 км/ч). Полный запас угля 2090 т (2060 дл. т[2][3]), нефти 760 т (750 дл. т[3]).

HMS Shannon после увеличения высоты труб

Бронирование[ | ]

Схема броневой защиты повторяла «Уорриор», но без 152 мм пояса между средней и верхней палубой[4]. Лобовая часть орудийных башен ГК была 8-дюймовой (203-мм), и у них были 7-дюймовые (178-мм) бока и тыл. Лоб для 7,5-дюймовых башен был также восемь дюймов толщиной, но их стороны были только 6-дюймовыми (152-мм), а тыл 4,5-дюймовый (114-мм). Барбеты башен главного калибра имели толщину семь дюймов (178-мм), как и подъемники боеприпасов, которые между более нижней и главными палубами были двум дюйма. Толщина нижней палубы колебалась от 1,5 дюймов в плоской части до двух дюймов на скосе, примыкавшего к нижнему краю пояса. В оконечностях крейсера толщина палубы увеличивалась до двух дюймов. Стенки носовой боевой рубки были 10 дюймов толщиной, а кормовой боевой рубки — три дюйма.

Вооружение[ | ]

На кораблях стояли четыре 234-мм/50 (BL 9.2 inch Mk XI) пушки в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части. Орудия стреляли двумя типами снарядов одинакового веса по 172 кг со скоростью 876 м / с. Орудия имели угол возвышения 15°, угол склонения −5°. Это позволяло вести огонь на 14 813 м. Боезапас каждого орудия состоял из 100 снарядов. Скорость стрельбы из этих орудий была до четырёх выстрелов в минуту[5][6]. Крейсера использовали те же двухорудийные башни, что стояли броненосцах типа Lord Nelson, несмотря на увеличение веса, башни не стали облегчать, уменьшая толщину брони для использованию на крейсерах.

Средний калибр составляли десять 190-мм/50 орудий, все в одноорудийных башнях. На каждое орудие приходилось 100 выстрелов, в сумме 1000. Стволы орудий поднимались на 15° и опускались на 7,5°. Их 91 кг снаряды летели со средней скоростью 866 м/с на максимальную дальность 14 238 м при скорострельности четыре выстрела в минуту[7]. Бортовой залп 234-мм и 190-мм орудий составлял 1143 кг[3].

Мелкий калибр составляли шестнадцать 12-фунтовых скорострельных орудий. Как и на «Дредноуте» 76 мм пушки размещались на надстройках и крышах башен, они наконец то пришли на смену бесполезным 47 мм пушечкам. Восемь из них размещёны на крышах 7,5-дюймовых орудийных башен, а остальные восемь в надстройке (четыре носовой и четыре кормовой) и делали до 15 выстрелов в минуту. Они выпустили 3-дюймовые (76 мм), 5,7 кг снаряды при начальной скорости 810 м / с. Это давало максимальную дальность 8500 м при максимальном угле возвышения + 20 °.

Так же крейсера имели по пять 450 мм подводных торпедных аппаратов.

Служба[ | ]

Корабль Подрядчик Изготовительмашин Дата Стоимость постройки Заложен Спущен на воду Введён в строй ( 1914)[8]
Hawthorn 2 Января 1905 6 Июня 1906 1 Апреля 1908 £1 438 065 *
Humphreys 2 Января 1905 20 Сентября 1906 10 Марта 1908 £1 423 410 *
HMS Defence (1907) Пембрук-Док Scotts S. & E. Co. 22 Февраля 1905 24 Апреля 1907 9 Февраля 1909 £1 383 744 *

* = estimated cost, including guns(оценочная стоимость, включая орудия)

Оценка проекта[ | ]

«Цукуба» «Уорриор»[9] «Минотавр»[3] «Шарнхорст»[10] «Рюрик II»[11] «Теннесси»[12] «Пиза» [13]
Заложен 1905 1904 1905 1905 1905 1903 1905
Вступил в строй 1907 1906 1908 1907 1908 1906 1909
Размерения, м (Д×Ш×О) 137,1×23×8 154×22,4×7,91 158,2×22,7×7,91 144,6×21,6×8,17 161,2×22,86×7,92 153,8×22,2×7,62 140,5×21,0×7,1
Водоизмещение нормальное 13 750 т 13 770 т 14 828 т 11 616 т 15 170 т 14 500 ts 9832 т
Полное 15 400 т 14 830 т 16 342 т 12 985 т 18 500 т 15 715 ts 10 600 т
Силовая установка
Мощность номинальная, л. с. (скорость, узлы) 20 500 (20,5) 23 500 (22¾) 27 000 (23) 26 000 (22,5) 19 700 (21) 27 500 (22) 20 000 (23)
Максимальная, л. с. (скорость, узлы) 20 736 (20,5) 23 705 (22,59) 28 783 (23,6) 20 580 (21,43) 20 808 (23,47)
Дальность плавания, миль (на ходу, узлов) 7960 (10) 2920 (20,5)8150 (10) 4800 (14)5120 (12) 6500 (10) 2500 (12)
Бронирование
Борт 178 152 152 150 152 127 200
Палуба 76 38 38 60 38 + 25 76[прим. 1] 130[прим. 2]
Башни 178 190 203 170 203 229 180
Вооружение 4×305-мм12×152-мм 6×234-мм4×190-мм 4×234-мм10×190-мм 8×210-мм6×150-мм 4×254-мм8×203-мм20×120-мм 4×254-мм16×152-мм 4×254-мм8×190-мм

Примечания к таблице[ | ]

  1. ↑ на скосах 102 мм
  2. ↑ по другим данным 50 мм

Примечания[ | ]

  1. ↑ Все характеристики приведены по Ненахову Ю. Ю. Указ. Соч. С. 316.
  2. ↑ All the World’s Fighting Ships, 1860—1905, 1980, p. 73.
  3. ↑ 1 2 3 4 Феттер. Линейные крейсера типа «Invincible». — С. 5
  4. ↑ Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч.V. На рубеже столетий. — СПб.: Галея Принт, 2005. — С. 95.
  5. ↑ Weapons, 2011, p. 72-73.
  6. ↑ Victorian Era, 2012, p. 366.
  7. ↑ Tony DiGiulian, British 7.5"/50 (19 cm) Mark II 7.5"/50 (19 cm) Mark V
  8. ↑ Brassey’s Naval Annual 1914, p192-199
  9. ↑ Victorian Era, 2012, p. 697.
  10. ↑ Gröner. Band 1. — P.78—80
  11. ↑ Феттер. Линейные крейсера типа «Invincible». — С. 6
  12. ↑ Феттер. Линейные крейсера типа «Invincible». — С. 7
  13. ↑ Conway's, 1906—1921. — P.261

Литература[ | ]

  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — Минск: Харвест, 2006. — ISBN 5-17-030194-4.
  • Chesneau & Kolesnik. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905 / Robert Gardiner. — London: Conway Maritime Press, 1980. — 440 p. — ISBN 0-85177-133-5.
  • Феттер А.Ю. Линейные крейсера Британского королевского флота типа «Invincible». — СПб.: Санкт-Петербургская секция любителей флота, 1996. — 41 с.
  • Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч.V. На рубеже столетий. — СПб.: Галея Принт, 2005. — 110 с. — ISBN 5-8172-0100-3.
  • Лисицын Ф. В. Крейсера Первой мировой / ответственный редактор Л. Незвинская. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2015. — 448 с. — (Война на море). — 1400 экз. — ISBN 978-5-699-84344-2.
  • Chesneau, Roger & Kolesnik. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905 / R. Gardiner. — London: Conway Maritime Press, 1980. — 440 p. — ISBN 0-85177-133-5.
  • Conway's All The Worlds Fighting Ships, 1906—1921 / Gray, Randal (ed.). — London: Conway Maritime Press, 1985. — 439 p. — ISBN 0-85177-245-5.
  • Norman Friedman. British Cruisers of the Victorian Era. — Barnsley, South Yorkshire, UK: Seaforth, 2012. — ISBN 978-1-59114-068-9.
  • Friedman N. Naval weapons of World War One. — Yorkshire: Seaforth Publishing, 2011. — 763 p. — ISBN 978-1-84832-100-7.
  • Gröner, Erich. Die deutschen Kriegsschiffe 1815—1945. Band 1: Panzerschiffe, Linienschiffe, Schlachschiffe, Flugzeugträger, Kreuzer, Kanonenboote. — Bernard & Graefe Verlag, 1982. — 180 p. — ISBN 978-3763748006.

encyclopaedia.bid

Броненосные крейсера типа «Минотавр» Вики

Броненосные крейсера типа «Минотавр» — серия кораблей британского королевского флота, построенная в начале XX века. В королевском флоте числились крейсерами 1-го класса. Всего построено 3 единицы: «Минотавр» (Minotaur), «Шеннон» (Shannon), «Дифенс» (Defence). Стали развитием броненосных крейсеров типа «Уорриор». Все они принимали активное участие в Первой мировой войне. Предназначались главным образом для действий в качестве авангарда линейных сил. Последние броненосные крейсера британского флота. Новым типом крейсеров предназначенным главным образом для действий в качестве авангарда линейных сил стали линейные крейсера типа «Инвинсибл».

Проектирование[ | код]

Конструкция[ | код]

Броненосный крейсер «Минотавр». Схема.

Фактор повлиявший на внешней вид крейсеров, оказалась модная теория тех лет о необходимости незаметного силуэта. Которой увлеклись настолько, что на новых крейсерах трубы оказались ниже корабельного мостика. В результате не только дымом заволакивало приборы управления стрельбой, но и физически трудно было находится на мостике. После модернизации высота труб была увеличена. В результате трубы нарастили на рекордные 4,5 м.

Броненосный крейсер «Минотавр»

Корпус[ | код]

Корпус «Шеннона» немного отличался от остальных, в будучи на один фут шире и имел осадку на один фут меньше.

Силовая установка[ | код]

Крейсера оснащены двумя 4-цилиндровыми машинами тройным расширения, каждая приводила в действие свой вал, которые имели общую мощность 27 000 индикаторных лошадиных сил и были рассчитаны на максимальную скорость 23 узлов (43 км / ч). Машины приводились в действие 24 водотрубными котлами Babcock & Wilcox на «Минотавре» и 24 Ярроу на «Шенноне» и «Динфесе». Рабочее давление пара было 275 фунтов за квадратный дюйм (PCI). Полного запаса угля хватало на 6700 морских миль на ходу 10 узлов (19 км/ч). Полный запас угля 2090 т (2060 дл. т[2][3]), нефти 760 т (750 дл. т[3]).

HMS Shannon после увеличения высоты труб

Бронирование[ | код]

Схема броневой защиты повторяла «Уорриор», но без 152 мм пояса между средней и верхней палубой[4]. Лобовая часть орудийных башен ГК была 8-дюймовой (203-мм), и у них были 7-дюймовые (178-мм) бока и тыл. Лоб для 7,5-дюймовых башен был также восемь дюймов толщиной, но их стороны были только 6-дюймовыми (152-мм), а тыл 4,5-дюймовый (114-мм). Барбеты башен главного калибра имели толщину семь дюймов (178-мм), как и подъемники боеприпасов, которые между более нижней и главными палубами были двум дюйма. Толщина нижней палубы колебалась от 1,5 дюймов в плоской части до двух дюймов на скосе, примыкавшего к нижнему краю пояса. В оконечностях крейсера толщина палубы увеличивалась до двух дюймов. Стенки носовой боевой рубки были 10 дюймов толщиной, а кормовой боевой рубки — три дюйма.

Вооружение[ | код]

На кораблях стояли четыре 234-мм/50 (BL 9.2 inch Mk XI) пушки в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части. Орудия стреляли двумя типами снарядов одинакового веса по 172 кг со скоростью 876 м / с. Орудия имели угол возвышения 15°, угол склонения −5°. Это позволяло вести огонь на 14 813 м. Боезапас каждого орудия состоял из 100 снарядов. Скорость стрельбы из этих орудий была до четырёх выстрелов в минуту[5][6]. Крейсера использовали те же двухорудийные башни, что стояли броненосцах типа Lord Nelson, несмотря на увеличение веса, башни не стали облегчать, уменьшая толщину брони для использованию на крейсерах.

Средний калибр составляли десять 190-мм/50 орудий, все в одноорудийных башнях. На каждое орудие приходилось 100 выстрелов, в сумме 1000. Стволы орудий поднимались на 15° и опускались на 7,5°. Их 91 кг снаряды летели со средней скоростью 866 м/с на максимальную дальность 14 238 м при скорострельности четыре выстрела в минуту[7]. Бортовой залп 234-мм и 190-мм орудий составлял 1143 кг[3].

Малый калибр составляли шестнадцать 12-фунтовых скорострельных орудий. Как и на «Дредноуте» 76 мм пушки размещались на надстройках и крышах башен, они наконец то пришли на смену бесполезным 47 мм пушечкам. Восемь из них размещёны на крышах 7,5-дюймовых орудийных башен, а остальные восемь в надстройке (четыре носовой и четыре кормовой) и делали до 15 выстрелов в минуту. Они выпустили 3-дюймовые (76 мм), 5,7 кг снаряды при начальной скорости 810 м / с. Это давало максимальную дальность 8500 м при максимальном угле возвышения + 20 °.

Так же крейсера имели по пять 450 мм подводных торпедных аппаратов.

Служба[ | код]

* = estimated cost, including guns(оценочная стоимость, включая орудия)

Оценка проекта[ | код]

«Цукуба» «Уорриор»[9] «Минотавр»[3] «Шарнхорст»[10] «Рюрик II»[11] «Теннесси»[12] «Пиза» [13]
Заложен 1905 1904 1905 1905 1905 1903 1905
Вступил в строй 1907 1906 1908 1907 1908 1906 1909
Размерения, м (××) 137,1×23×8 154×22,4×7,91 158,2×22,7×7,91 144,6×21,6×8,17 161,2×22,86×7,92 153,8×22,2×7,62 140,5×21,0×7,1
Водоизмещение нормальное 13 750 т 13 770 т 14 828 т 11 616 т 15 170 т 14 500 ts 9832 т
Полное 15 400 т 14 830 т 16 342 т 12 985 т 18 500 т 15 715 ts 10 600 т
Силовая установка
Мощность номинальная, л. с. (скорость, узлы) 20 500 (20,5) 23 500 (22¾) 27 000 (23) 26 000 (22,5) 19 700 (21) 27 500 (22) 20 000 (23)
Максимальная, л. с. (скорость, узлы) 20 736 (20,5) 23 705 (22,59) 28 783 (23,6) 20 580 (21,43) 20 808 (23,47)
Дальность плавания, миль (на ходу, узлов) 7960 (10) 2920 (20,5)8150 (10) 4800 (14)5120 (12) 6500 (10) 2500 (12)
Бронирование
Борт 178 152 152 150 152 127 200
Палуба 76 38 38 60 38 + 25 76[прим. 1] 130[прим. 2]
Башни 178 190 203 170 203 229 180
Вооружение 4×305-мм12×152-мм 6×234-мм4×190-мм 4×234-мм10×190-мм 8×210-мм6×150-мм 4×254-мм8×203-мм20×120-мм 4×254-мм16×152-мм 4×254-мм8×190-мм

Примечания к таблице[ | код]

  1. ↑ на скосах 102 мм
  2. ↑ по другим данным 50 мм

Примечания[ | код]

  1. ↑ Все характеристики приведены по Ненахову Ю. Ю. Указ. Соч. С. 316.
  2. ↑ All the World’s Fighting Ships, 1860—1905, 1980, p. 73.
  3. ↑ 1 2 3 4 Феттер. Линейные крейсера типа «Invincible». — С. 5
  4. ↑ Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч.V. На рубеже столетий. — СПб.: Галея Принт, 2005. — С. 95.
  5. ↑ Weapons, 2011, p. 72-73.
  6. ↑ Victorian Era, 2012, p. 366.
  7. ↑ Tony DiGiulian, British 7.5"/50 (19 cm) Mark II 7.5"/50 (19 cm) Mark V
  8. ↑ Brassey’s Naval Annual 1914, p192-199
  9. ↑ Victorian Era, 2012, p. 697.
  10. ↑ Gröner. Band 1. — P.78—80
  11. ↑ Феттер. Линейные крейсера типа «Invincible». — С. 6
  12. ↑ Феттер. Линейные крейсера типа «Invincible». — С. 7
  13. ↑ Conway's, 1906—1921. — P.261

Литература[ | код]

  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — Минск: Харвест, 2006. — ISBN 5-17-030194-4.
  • Chesneau & Kolesnik. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905 / Robert Gardiner. — London: Conway Maritime Press, 1980. — 440 p. — ISBN 0-85177-133-5.
  • Феттер А.Ю. Линейные крейсера Британского королевского флота типа «Invincible». — СПб.: Санкт-Петербургская секция любителей флота, 1996. — 41 с.
  • Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч.V. На рубеже столетий. — СПб.: Галея Принт, 2005. — 110 с. — ISBN 5-8172-0100-3.
  • Лисицын Ф. В. Крейсера Первой мировой / ответственный редактор Л. Незвинская. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2015. — 448 с. — (Война на море). — 1400 экз. — ISBN 978-5-699-84344-2.
  • Chesneau, Roger & Kolesnik. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905 / R. Gardiner. — London: Conway Maritime Press, 1980. — 440 p. — ISBN 0-85177-133-5.
  • Conway's All The Worlds Fighting Ships, 1906—1921 / Gray, Randal (ed.). — London: Conway Maritime Press, 1985. — 439 p. — ISBN 0-85177-245-5.
  • Norman Friedman. British Cruisers of the Victorian Era. — Barnsley, South Yorkshire, UK: Seaforth, 2012. — ISBN 978-1-59114-068-9.
  • Friedman N. Naval weapons of World War One. — Yorkshire: Seaforth Publishing, 2011. — 763 p. — ISBN 978-1-84832-100-7.
  • Gröner, Erich. Die deutschen Kriegsschiffe 1815—1945. Band 1: Panzerschiffe, Linienschiffe, Schlachschiffe, Flugzeugträger, Kreuzer, Kanonenboote. — Bernard & Graefe Verlag, 1982. — 180 p. — ISBN 978-3763748006.

ru.wikibedia.ru

Броненосные крейсера типа «Минотавр» — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

<tr><th colspan="2">Броненосные крейсера типа «Минотавр»</th></tr><tr><th colspan="2">Minotaur class cruiser (1906)</th></tr><tr><th colspan="2"></th></tr><tr><th colspan="2"></th></tr> <tr><th colspan="2">Проект</th></tr><tr><th>Страна</th><td> </td></tr><tr><th>Предшествующий тип</th><td> «Уорриор» </td></tr><tr><th>Построено</th><td> 3 </td></tr><tr><th>Отправлено на слом</th><td> 2 </td></tr><tr><th>Потери</th><td> 1 </td></tr>

<tr><th colspan="2">Основные характеристики</th></tr><tr><th>Водоизмещение</th><td> 16 100 т (полное) </td></tr><tr><th>Длина</th><td> 158,19 м </td></tr><tr><th>Ширина</th><td> 22,71 м </td></tr><tr><th>Осадка</th><td> 7,92 м </td></tr><tr><th>Бронирование</th><td> Пояс — 76…152 ммтраверзы — 51…152 мм палуба — 20…37 мм башни — 114…203 ммбарбеты 178 ммрубка — 254 мм </td></tr><tr><th>Двигатели</th><td> 2 паровые машины тройного расширения, 24 паровых котла </td></tr><tr><th>Мощность</th><td> 27 826 л. с. (20,5 МВт) </td></tr><tr><th>Движитель</th><td> 2 винта </td></tr><tr><th>Скорость хода</th><td> 22,5—23 узла </td></tr><tr><th>Дальность плавания</th><td> 6700 морских миль </td></tr><tr><th>Экипаж</th><td> 755—850 человек </td></tr> <tr><th colspan="2">Вооружение</th></tr><tr><th>Артиллерия</th><td> 2 × 2 — 234-мм/50 10 × 1 — 190-мм/50, 14…16 × 1 — 76-мм </td></tr><tr><th>Минно-торпедное вооружение</th><td> 5 × 1 — 457-мм торпедных аппарата[1] </td></tr> <tr><th colspan="2">15px [[commons:Category:Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.|Изображения на Викискладе]]</th></tr>

Броненосные крейсера типа «Минотавр» — серия кораблей британского королевского флота, построенная в начале XX века. В королевском флоте числились крейсерами 1-го класса. Всего построено 3 единицы: «Минотавр» (Minotaur), «Шеннон» (Shannon), «Дифенс» (Defence). Стали развитием броненосных крейсеров типа «Уорриор». Все они принимали активное участие в Первой мировой войне. Предназначались главным образом для действий в качестве авангарда линейных сил. Последние броненосные крейсера британского флота. Новым типом крейсеров предназначенным главным образом для действий в качестве авангарда линейных сил стали линейные крейсера типа «Инвинсибл».

Проектирование

Конструкция

Фактор повлиявший на внешней вид крейсеров, оказалась модная теория тех лет о необходимости незаметного силуэта. Которой увлеклись настолько, что на новых крейсерах трубы оказались ниже корабельного мостика. В результате на корабле не только приборы управления, но и физически находится на мостике. После модернизации высота труб была увеличена. В результате трубы нарастили на рекордные 4,5 м.

Корпус

Силовая установка

Крейсера оснащены двумя 4-цилиндровыми машинами тройным расширения, каждая приводила в действие свой вал, которые имели общую мощность 27 000 индикаторных лошадиных сил и были рассчитаны на максимальную скорость 23 узлов (43 км / ч). Машины приводились в действие 24 водотрубными котлами Babcock & Wilcox на «Минотавре» и 24 Ярроу на «Шенноне» и «Динфесе». Запас топлива: 2150 дл. тонн угля и 600 дл. тонн нефти, которая распыляется на уголь. Полного запаса топлива хватало на 6700 морских миль на ходу 10 узлов (19 км/ч). Запас угля 2090 т, нефти 760 т.

Бронирование

Броневая защита повторяла «Уорриор», но без 152 мм пояса между средней и верхней палубой[2].

Вооружение

Как и на «Дредноуте» 76 мм пушки размещались на надстройках и крышах башен, они наконец то пришли на смену бесполезным 47 мм пушечкам.

Служба

Корабль Подрядчик Изготовительмашин Дата Стоимость постройки Заложен Спущен на воду Введён в строй (BNA 1914)[3]
HMS Minotaur (1906) Devonport Dockyard Hawthorn 2 Января 1905 6 Июня 1906 1 Апреля 1908 £1 438 065 *
HMS Shannon (1906) Chatham Dockyard Humphreys 2 Января 1905 20 Сентября 1906 10 Марта 1908 £1 423 410 *
HMS Defence (1907) Пембрук-Док Scotts S. & E. Co. 22 Февраля 1905 24 Апреля 1907 9 Февраля 1909 £1 383 744 *

* = estimated cost, including guns(оценочная стоимость, включая орудия)

Оценка проекта

«Цукуба»22px «Минотавр»[4]25px «Шарнхорст»[5]Флаг Кайзеровских ВМС «Рюрик II»[6]22px «Теннесси»[7]Флаг США «Пиза» [8]Италия
Заложен 1905 1905 1905 1905 1903 1905
Вступил в строй 1907 1908 1907 1908 1906 1909
Размерения, м (Д×Ш×О) 137,1×23×8 158,2×22,7×7,91 144,6×21,6×8,17 161,2×22,86×7,92 153,8×22,2×7,62 140,5×21,0×7,1
Водоизмещение нормальное 13 750 т 14 595 ts 11 616 т 15 170 т 14 500 ts 9832 т
Полное 15 400 т 16 085 ts 12 985 т 18 500 т 15 715 ts 10 600 т
Силовая установка
Мощность номинальная, л.с. (скорость, узлы) 20 500 (20,5) 27 000 (23) 26 000 (22,5) 19 700 (21) 27 500 (22) 20 000 (23)
Максимальная, л.с. (скорость, узлы) 20 736 (20,5) 28 783 (23,6) 20 580 (21,43) 20 808 (23,47)
Дальность плавания, миль (на ходу, узлов) 2920 (20,5)8150 (10) 4800 (14)5120 (12) 6500 (10) 2500 (12)
Бронирование
Борт 178 152 150 152 127 200
Палуба 76 38 60 38 + 25 76[прим. 1] 130[прим. 2]
Башни 178 203 170 203 229 180
Вооружение 4×305-мм12×152-мм 4×234-мм10×190-мм 8×210-мм6×150-мм 4×254-мм8×203-мм 4×254-мм16×152-мм 4×254-мм8×190-мм

Примечания к таблице

  1. ↑ на скосах 102 мм
  2. ↑ по другим данным 50 мм

Напишите отзыв о статье "Броненосные крейсера типа «Минотавр»"

Примечания

Литература

  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — Минск: Харвест, 2006. — ISBN 5-17-030194-4.
  • Chesneau & Kolesnik. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905 / Robert Gardiner. — London: Conway Maritime Press, 1980. — 440 p. — ISBN 0-85177-133-5.
  • Феттер А.Ю. Линейные крейсера Британского королевского флота типа «Invincible». — СПб.: Санкт-Петербургская секция любителей флота, 1996. — 41 с.
  • Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч.V. На рубеже столетий. — СПб.: Галея Принт, 2005. — 110 с. — ISBN 5-8172-0100-3.
  • Лисицын Ф. В. Крейсера Первой мировой / ответственный редактор Л. Незвинская. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2015. — 448 с. — (Война на море). — 1400 экз. — ISBN 978-5-699-84344-2.
  • Gröner, Erich. Die deutschen Kriegsschiffe 1815-1945 Band 1: Panzerschiffe, Linienschiffe, Schlachschiffe, Flugzeugträger, Kreuzer, Kanonenboote. — Bernard & Graefe Verlag, 1982. — 180 p. — ISBN 978-3763748006.

Отрывок, характеризующий Броненосные крейсера типа «Минотавр»

Дама была прелестной и какой-то «воздушной» в своём скромном, белом, вышитом мелкими зелёными цветочками, летнем платье. Её чудесные пепельные волосы были схвачены сзади зелёной лентой, что делало её похожей на прелестную лесную фею. Она выглядела настолько юной, чистой и скромной, что я не сразу узнала в ней ту величественную и блистательную красавицу королеву, которую видела всего лишь несколько минут назад во всей её великолепной «парадной» красоте.

Французская королева Мария-Антуанетта

Рядом с ней, не сводя с неё глаз и ловя каждое её движение, шёл «наш знакомый» Аксель. Он казался очень счастливым и, в то же время, почему-то глубоко грустным... Королева лёгким движением взяла его под руку и нежно спросила: – Но, как же я, ведь я буду так скучать без Вас, мой милый друг? Время течёт слишком медленно, когда Вы так далеко... – Ваше Величество, зачем же мучить меня?.. Вы ведь знаете, зачем всё это... И знаете, как мне тяжело покидать Вас! Я сумел избежать нежелательных мне браков уже дважды, но отец не теряет надежду всё же женить меня... Ему не нравятся слухи о моей любви к Вам. Да и мне они не по душе, я не могу, не имею права вредить Вам. О, если бы только я мог быть вблизи от Вас!.. Видеть Вас, касаться Вас... Как же тяжело уезжать мне!.. И я так боюсь за Вас... – Поезжайте в Италию, мой друг, там Вас будут ждать. Только будьте не долго! Я ведь тоже Вас буду ждать... – ласково улыбаясь, сказала королева. Аксель припал долгим поцелуем к её изящной руке, а когда поднял глаза, в них было столько любви и тревоги, что бедная королева, не выдержав, воскликнула: – О, не беспокойтесь, мой друг! Меня так хорошо здесь защищают, что если я даже захотела бы, ничего не могло бы со мной случиться! Езжайте с Богом и возвращайтесь скорей... Аксель долго не отрываясь смотрел на её прекрасное и такое дорогое ему лицо, как бы впитывая каждую чёрточку и стараясь сохранить это мгновение в своём сердце навсегда, а потом низко ей поклонился и быстро пошёл по тропинке к выходу, не оборачиваясь и не останавливаясь, как бы боясь, что если обернётся, ему уже попросту не хватит сил, чтобы уйти... А она провожала его вдруг повлажневшим взглядом своих огромных голубых глаз, в котором таилась глубочайшая печаль... Она была королевой и не имела права его любить. Но она ещё была и просто женщиной, сердце которой всецело принадлежало этому чистейшему, смелому человеку навсегда... не спрашивая ни у кого на это разрешения... – Ой, как это грустно, правда? – тихо прошептала Стелла. – Как мне хотелось бы им помочь!.. – А разве им нужна чья-то помощь? – удивилась я. Стелла только кивнула своей кудрявой головкой, не говоря ни слова, и опять стала показывать новый эпизод... Меня очень удивило её глубокое участие к этой очаровательной истории, которая пока что казалась мне просто очень милой историей чьей-то любви. Но так как я уже неплохо знала отзывчивость и доброту большого Стеллиного сердечка, то где-то в глубине души я почти что была уверенна, что всё будет наверняка не так-то просто, как это кажется вначале, и мне оставалось только ждать... Мы увидели тот же самый парк, но я ни малейшего представления не имела, сколько времени там прошло с тех пор, как мы видели их в прошлом «эпизоде». В этот вечер весь парк буквально сиял и переливался тысячами цветных огней, которые, сливаясь с мерцающим ночным небом, образовывали великолепный сплошной сверкающий фейерверк. По пышности подготовки наверняка это был какой-то грандиозный званый вечер, во время которого все гости, по причудливому желанию королевы, были одеты исключительно в белые одежды и, чем-то напоминая древних жрецов, «организованно» шли по дивно освещённому, сверкающему парку, направляясь к красивому каменному газебо, называемому всеми – Храмом Любви.

Храм Любви, старинная гравюра

И тут внезапно за тем же храмом, вспыхнул огонь... Слепящие искры взвились к самим вершинам деревьев, обагряя кровавым светом тёмные ночные облака. Восхищённые гости дружно ахнули, одобряя красоту происходящего... Но никто из них не знал, что, по замыслу королевы, этот бушующий огонь выражал всю силу её любви... И настоящее значение этого символа понимал только один человек, присутствующий в тот вечер на празднике... Взволнованный Аксель, прислонившись к дереву, закрыл глаза. Он всё ещё не мог поверить, что вся эта ошеломляющая красота предназначалось именно ему. – Вы довольны, мой друг? – тихо прошептал за его спиной нежный голос. – Я восхищён... – ответил Аксель и обернулся: это, конечно же, была она. Лишь мгновение они с упоением смотрели друг на друга, затем королева нежно сжала Акселю руку и исчезла в ночи... – Ну почему во всех своих «жизнях» он всегда был таким несчастным? – всё ещё грустила по нашему «бедному мальчику» Стелла. По-правде говоря, я пока что не видела никакого «несчастья» и поэтому удивлённо посмотрела на её печальное личико. Но малышка почему-то и дальше упорно не хотела ничего объяснять... Картинка резко поменялась. По тёмной ночной дороге вовсю неслась роскошная, очень большая зелёная карета. Аксель сидел на месте кучера и, довольно мастерски управляя этим огромным экипажем, с явной тревогой время от времени оглядываясь и посматривая по сторонам. Создавалось впечатление, что он куда-то дико спешил или от кого-то убегал... Внутри кареты сидели нам уже знакомые король и королева, и ещё миловидная девочка лет восьми, а также две до сих пор незнакомые нам дамы. Все выглядели хмурыми и взволнованными, и даже малышка была притихшая, как будто чувствовала общее настроение взрослых. Король был одет на удивление скромно – в простой серый сюртук, с такой же серой круглой шляпой на голове, а королева прятала лицо под вуалью, и было видно, что она явно чего-то боится. Опять же, вся эта сценка очень сильно напоминала побег... Я на всякий случай снова глянула в сторону Стеллы, надеясь на объяснения, но никакого объяснения не последовало – малышка очень сосредоточенно наблюдала за происходящим, а в её огромных кукольных глазах таилась совсем не детская, глубокая печаль. – Ну почему?.. Почему они его не послушались?!.. Это же было так просто!..– неожиданно возмутилась она. Карета неслась всё это время с почти сумасшедшей скоростью. Пассажиры выглядели уставшими и какими-то потерянными... Наконец, они въехали в какой-то большой неосвещённый двор, с чёрной тенью каменной постройки посередине, и карета резко остановилась. Место напоминало постоялый двор или большую ферму. Аксель соскочил наземь и, приблизившись к окошку, уже собирался что-то сказать, как вдруг изнутри кареты послышался властный мужской голос: – Здесь мы будем прощаться, граф. Недостойно мне подвергать вас опасности далее. Аксель, конечно же, не посмевший возразить королю, успел лишь, на прощание, мимолётно коснуться руки королевы... Карета рванула... и буквально через секунду исчезла в темноте. А он остался стоять один посередине тёмной дороги, всем своим сердцем желая кинуться им вдогонку... Аксель «нутром» чувствовал, что не мог, не имел права оставлять всё на произвол судьбы! Он просто знал, что без него что-то обязательно пойдёт наперекосяк, и всё, что он так долго и тщательно организовал, полностью провалится из-за какой-то нелепой случайности...

o-ili-v.ru

Броненосные крейсера типа "Минотавр" - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Броненосные крейсера типа «Минотавр» — серия кораблей британского королевского флота, построенная в начале XX века. В королевском флоте числились крейсерами 1-го класса. Всего построено 3 единицы: «Минотавр» (Minotaur), «Шеннон» (Shannon), «Дифенс» (Defence). Стали развитием броненосных крейсеров типа «Уорриор». Все они принимали активное участие в Первой мировой войне. Предназначались главным образом для действий в качестве авангарда линейных сил. Последние броненосные крейсера британского флота. Новым типом крейсеров предназначенным главным образом для действий в качестве авангарда линейных сил стали линейные крейсера типа «Инвинсибл».

Проектирование[ | ]

Конструкция[ | ]

Броненосный крейсер «Минотавр». Схема.

Фактор повлиявший на внешней вид крейсеров, оказалась модная теория тех лет о необходимости незаметного силуэта. Которой увлеклись настолько, что на новых крейсерах трубы оказались ниже корабельного мостика. В результате не только дымом заволакивало приборы управления стрельбой, но и физически трудно было находится на мостике. После модернизации высота труб была увеличена. В результате трубы нарастили на рекордные 4,5 м.

Броненосный крейсер «Минотавр»

Корпус[ | ]

Корпус «Шеннона» немного отличался от остальных, в будучи на один фут шире и имел осадку на один фут меньше.

Силовая установка[ | ]

Крейсера оснащены двумя 4-цилиндровыми машинами тройным расширения, каждая приводила в действие свой вал, которые имели общую мощность 27 000 индикаторных лошадиных сил и были рассчитаны на максимальную скорость 23 узлов (43 км / ч). Машины приводились в действие 24 водотрубными котлами Babcock & Wilcox на «Минотавре» и 24 Ярроу на «Шенноне» и «Динфесе». Рабочее давление пара было 275 фунтов за квадратный дюйм (PCI). Полного запаса угля хватало на 6700 морских миль на ходу 10 узлов (19 км/ч). Полный запас угля 2090 т (2060 дл. т[2][3]), нефти 760 т (750 дл. т[3]).

HMS Shannon после увеличения высоты труб

Бронирование[ | ]

Схема броневой защиты повторяла «Уорриор», но без 152 мм пояса между средней и верхней палубой[4]. Лобовая часть орудийных башен ГК была 8-дюймовой (203-мм), и у них были 7-дюймовые (178-мм) бока и тыл. Лоб для 7,5-дюймовых башен был также восемь дюймов толщиной, но их стороны были только 6-дюймовыми (152-мм), а тыл 4,5-дюймовый (114-мм). Барбеты башен главного калибра имели толщину семь дюймов (178-мм), как и подъемники боеприпасов, которые между более нижней и главными палубами были двум дюйма. Толщина нижней палубы колебалась от 1,5 дюймов в плоской части до двух дюймов на скосе, примыкавшего к нижнему краю пояса. В оконечностях крейсера толщина палубы увеличивалась до двух дюймов. Стенки носовой боевой рубки были 10 дюймов толщиной, а кормовой боевой рубки — три дюйма.

Вооружение[ | ]

На кораблях стояли четыре 234-мм/50 (BL 9.2 inch Mk XI) пушки в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части. Орудия стреляли двумя типами снарядов одинакового веса по 172 кг со скоростью 876 м / с. Орудия имели угол возвышения 15°, угол склонения −5°. Это позволяло вести огонь на 14 813 м. Боезапас каждого орудия состоял из 100 снарядов. Скорость стрельбы из этих орудий была до четырёх выстрелов в минуту[5][6]. Крейсера использовали те же двухорудийные башни, что стояли броненосцах типа Lord Nelson, несмотря на увеличение веса, башни не стали облегчать, уменьшая толщину брони для использованию на крейсерах.

Средний калибр составляли десять 190-мм/50 орудий, все в одноорудийных башнях. На каждое орудие приходилось 100 выстрелов, в сумме 1000. Стволы орудий поднимались на 15° и опускались на 7,5°. Их 91 кг снаряды летели со средней скоростью 866 м/с на максимальную дальность 14 238 м при скорострельности четыре выстрела в минуту[7]. Бортовой залп 234-мм и 190-мм орудий составлял 1143 кг[3].

Мелкий калибр составляли шестнадцать 12-фунтовых скорострельных орудий. Как и на «Дредноуте» 76 мм пушки размещались на надстройках и крышах башен, они наконец то пришли на смену бесполезным 47 мм пушечкам. Восемь из них размещёны на крышах 7,5-дюймовых орудийных башен, а остальные восемь в надстройке (четыре носовой и четыре кормовой) и делали до 15 выстрелов в минуту. Они выпустили 3-дюймовые (76 мм), 5,7 кг снаряды при начальной скорости 810 м / с. Это давало максимальную дальность 8500 м при максимальном угле возвышения + 20 °.

Так же крейсера имели по пять 450 мм подводных торпедных аппаратов.

Служба[ | ]

Корабль Подрядчик Изготовительмашин Дата Стоимость постройки Заложен Спущен на воду Введён в строй ( 1914)[8]
Hawthorn 2 Января 1905 6 Июня 1906 1 Апреля 1908 £1 438 065 *
Humphreys 2 Января 1905 20 Сентября 1906 10 Марта 1908 £1 423 410 *
HMS Defence (1907) Пембрук-Док Scotts S. & E. Co. 22 Февраля 1905 24 Апреля 1907 9 Февраля 1909 £1 383 744 *

* = estimated cost, including guns(оценочная стоимость, включая орудия)

Оценка проекта[ | ]

«Цукуба» «Уорриор»[9] «Минотавр»[3] «Шарнхорст»[10] «Рюрик II»[11] «Теннесси»[12] «Пиза» [13]
Заложен 1905 1904 1905 1905 1905 1903 1905
Вступил в строй 1907 1906 1908 1907 1908 1906 1909
Размерения, м (Д×Ш×О) 137,1×23×8 154×22,4×7,91 158,2×22,7×7,91 144,6×21,6×8,17 161,2×22,86×7,92 153,8×22,2×7,62 140,5×21,0×7,1
Водоизмещение нормальное 13 750 т 13 770 т 14 828 т 11 616 т 15 170 т 14 500 ts 9832 т
Полное 15 400 т 14 830 т 16 342 т 12 985 т 18 500 т 15 715 ts 10 600 т
Силовая установка
Мощность номинальная, л. с. (скорость, узлы) 20 500 (20,5) 23 500 (22¾) 27 000 (23) 26 000 (22,5) 19 700 (21) 27 500 (22) 20 000 (23)
Максимальная, л. с. (скорость, узлы) 20 736 (20,5) 23 705 (22,59) 28 783 (23,6) 20 580 (21,43) 20 808 (23,47)
Дальность плавания, миль (на ходу, узлов) 7960 (10) 2920 (20,5)8150 (10) 4800 (14)5120 (12) 6500 (10) 2500 (12)
Бронирование
Борт 178 152 152 150 152 127 200
Палуба 76 38 38 60 38 + 25 76[прим. 1] 130[прим. 2]
Башни 178 190 203 170 203 229 180
Вооружение 4×305-мм12×152-мм 6×234-мм4×190-мм 4×234-мм10×190-мм 8×210-мм6×150-мм 4×254-мм8×203-мм20×120-мм 4×254-мм16×152-мм 4×254-мм8×190-мм

Примечания к таблице[ | ]

  1. ↑ на скосах 102 мм
  2. ↑ по другим данным 50 мм

Примечания[ | ]

  1. ↑ Все характеристики приведены по Ненахову Ю. Ю. Указ. Соч. С. 316.
  2. ↑ All the World’s Fighting Ships, 1860—1905, 1980, p. 73.
  3. ↑ 1 2 3 4 Феттер. Линейные крейсера типа «Invincible». — С. 5
  4. ↑ Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч.V. На рубеже столетий. — СПб.: Галея Принт, 2005. — С. 95.
  5. ↑ Weapons, 2011, p. 72-73.
  6. ↑ Victorian Era, 2012, p. 366.
  7. ↑ Tony DiGiulian, British 7.5"/50 (19 cm) Mark II 7.5"/50 (19 cm) Mark V
  8. ↑ Brassey’s Naval Annual 1914, p192-199
  9. ↑ Victorian Era, 2012, p. 697.
  10. ↑ Gröner. Band 1. — P.78—80
  11. ↑ Феттер. Линейные крейсера типа «Invincible». — С. 6
  12. ↑ Феттер. Линейные крейсера типа «Invincible». — С. 7
  13. ↑ Conway's, 1906—1921. — P.261

Литература[ | ]

  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — Минск: Харвест, 2006. — ISBN 5-17-030194-4.
  • Chesneau & Kolesnik. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905 / Robert Gardiner. — London: Conway Maritime Press, 1980. — 440 p. — ISBN 0-85177-133-5.
  • Феттер А.Ю. Линейные крейсера Британского королевского флота типа «Invincible». — СПб.: Санкт-Петербургская секция любителей флота, 1996. — 41 с.
  • Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч.V. На рубеже столетий. — СПб.: Галея Принт, 2005. — 110 с. — ISBN 5-8172-0100-3.
  • Лисицын Ф. В. Крейсера Первой мировой / ответственный редактор Л. Незвинская. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2015. — 448 с. — (Война на море). — 1400 экз. — ISBN 978-5-699-84344-2.
  • Chesneau, Roger & Kolesnik. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905 / R. Gardiner. — London: Conway Maritime Press, 1980. — 440 p. — ISBN 0-85177-133-5.
  • Conway's All The Worlds Fighting Ships, 1906—1921 / Gray, Randal (ed.). — London: Conway Maritime Press, 1985. — 439 p. — ISBN 0-85177-245-5.
  • Norman Friedman. British Cruisers of the Victorian Era. — Barnsley, South Yorkshire, UK: Seaforth, 2012. — ISBN 978-1-59114-068-9.
  • Friedman N. Naval weapons of World War One. — Yorkshire: Seaforth Publishing, 2011. — 763 p. — ISBN 978-1-84832-100-7.
  • Gröner, Erich. Die deutschen Kriegsschiffe 1815—1945. Band 1: Panzerschiffe, Linienschiffe, Schlachschiffe, Flugzeugträger, Kreuzer, Kanonenboote. — Bernard & Graefe Verlag, 1982. — 180 p. — ISBN 978-3763748006.

encyclopaedia.bid