Крейсер «Михаил Кутузов» проекта 68бис. Крейсер кутузов


Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него » Военное обозрение

Есть мнение, что Россия — морская держава. Морской державе пристало хранить традиции, иметь памятные места и хранить корабли с историческим прошлым, и, как пример и как это практикуется, в качестве музеев или учебных судов.

С кораблями-музеями у нас, честно говоря, слабовато. Их всего 11, считая макеты-копии. Плюс еще 7 подводных лодок. Слабовато, если честно, для такой огромной страны. Надо бы побольше, ибо где еще, как не на таком корабле-музее, поднимать интерес пацанов к флоту?

Речь пойдет о событиях, которые разворачиваются в последнее время вокруг корабля боевой славы крейсера «Михаил Кутузов». Крейсер, если кто не в курсе, стоит в Новороссийске, в морском порту. И представляет собой корабль-музей и имущество флота одновременно.

Крейсер «Михаил Кутузов» стал двенадцатым кораблём проекта 68-бис. Заложен он был в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе и спущен на воду 9 августа 1954 года. После прохождения ряда испытаний корабль был введён в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности стали Средиземное и Чёрное море, а также центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нёс службу вплоть до вывода из боевого состава в 1998 году. К этому моменту корабль прошёл 211 900 миль.

«Михаил Кутузов», будучи весьма красивым и представительным кораблем, сделал себе, помимо военной, еще и политическую карьеру и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.

Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооружённых конфликтах в ходе Арабо-израильской войны, в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его нахождения в Александрии был гарантом мира.

Нападение на «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налёта на александрийский порт удалось избежать.

Сегодня «Михаил Кутузов» — корабль-музей. По крейсеру проводят экскурсии, но вот именно над кораблем-музеем что-то сгущается. То ли тучи, то ли свет в конце тоннеля.

Идея заключается в том, что крейсер обязан вернуться в Севастополь, откуда его увели в 2001 году, когда истекал срок аренды нашей базы. Были серьезные опасения, что корабль пойдет под разделку на металл. Так, собственно, «Кутузов» и оказался в Новороссийске. И уже там стал музеем.

Сегодня довольно большая инициативная группа, в которую входят такие известные люди, как адмиралы В.Н. Чернавин, И.В. Касатонов, контр-адмирал Е.А. Кобцев, контр-адмирал А.И. Аладкин, адмирал В.А.Кравченко, вице-адмирал В.Д. Рязанцев, контр-адмирал А.П. Гринкевич, контр-адмирал В. Урывский, вице-адмирал Р.А. Голосов, ратует за возвращение крейсера обратно в Севастополь.

Мотивация проста: крейсер обязан вернуться обратно в город-герой Севастополь, чтобы стать там частью исторического наследия. Мнения и доводы высказываются разные, некоторые в исполнении севастопольцев читать даже неприятно, как, например, Стефановского.

Замечу в пику Стефановскому, что Новороссийск — такой же город-герой, как и Севастополь. И такой же город воинской славы. Вот только его не сдали в Великую Отечественную войну. И кровь тех, кто защищал Новороссийск, ничем не отличалась от крови защитников и освободителей Севастополя. И этот город не менее достоин, чтобы в нем был свой корабль-музей.

Но вернемся к «Михаилу Кутузову», тем более, что всего неделю назад я посетил его в качестве экскурсанта.

Конечно, хотелось сделать более подробный обзор корабля, со всеми подробностями, но дирекция музея совершенно не захотела пойти нам навстречу. И предложила пробивать разрешение через руководство ВМФ в Санкт-Петербурге. Так что мы попросту не успели, что, может быть, и к лучшему. Посетивши корабль на общих основаниях, проще сделать некоторые выводы.

Какие выводы мы сделали? А не очень хорошие.

Крейсер находится далеко не в прекрасном состоянии. Да, экскурсоводы говорят о недостатках финансов, но кто об этом не говорит сегодня? Но кораблю однозначно требуется хороший ремонт. Вызывает удивление и ржавчина на палубах, и откровенно пришедшее в негодность деревянное покрытие.

Сама экскурсия по кораблю в стиле «галопом по европам». Без претензий к экскурсоводам, все они люди, однозначно влюбленные в корабль и знающие его историю и морскую тематику. Но неужели нельзя сделать более масштабную экскурсию, пусть и за большие деньги?

Верхняя палуба с обзором артиллерии, корабельный колокол, минное вооружение. Далее лекция в кают-компании корабля (весьма интересная, кстати) и пробежка (других слов нет) по некоторым внутренним помещениям. Камбуз, кубрик, медпункт, один из боевых постов и кубрик для бытовых нужд. Все. Честно — меньше чем мало. Такой огромный корабль, по нему можно было бы водить часа два, и было бы интересно. А так — получасовая пробежка.

АК-230. Результат модернизацииКБУ. Каюта бытовых услуг.

Мне ситуация с «Кутузовым» напомнила многие музеи в нашей стране. Где стоят макеты танков с заваренными люками, а экскурсоводы водят народ вокруг и что-то там вещают. Прошлый век, короче. Слияния с кораблем не вышло, к сожалению.

Для пацанов, которым дали повертеть штурвальчики управления 37-мм установкой ПВО, радости было много. Для людей более искушенных — только удивление.

Какое может быть будущее у крейсера?

Можно продолжать играть роль одной из немногих достопримечательностей Новороссийска. До полного обветшания и окончательного списания. На сколько лет хватит «Михаила Кутузова», сказать не берусь, но рано или поздно конец все равно придет. Море — это не бетонный постамент все-таки.

Можно сделать капитальный ремонт корабля. Но это однозначно не в Новороссийске. Местные судоремонтные заводы не в состоянии обслужить этот корабль. Значит, Морской завод или что-то подобное. В Крыму. А там и до Севастополя несколько ближе, чем обратно в Новороссийск…

Кроме того, в Севастополе есть и Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П. С. Нахимова, и филиал Нахимовского военно-морского училища. Вряд ли курсантам и нахимовцам помешал бы учебный корабль, подобный «Михаилу Кутузову». В том случае, если он пройдет капитальный ремонт и снова будет в состоянии совершать походы пусть не в Атлантику и Средиземноморье, а хотя бы по Черному морю.

И, кстати, с уходом для корабля проблем не будет.

А по выходным корабль вполне может стоять где-то на рейде и работать музеем. Как действительный корабль, а не макет с доступом в единичные помещения.

В любом случае, это хорошее продолжение жизни крейсера.

Кроме того, имя фельдмаршала Кутузова для Крыма не чужое. Михаил Илларионович воевал в тех местах вместе с Суворовым, и воевал хорошо.

А что с Новороссийском?

А Новороссийску обязательно нужно выделить что-то взамен. Город не богат на столь значительные памятники, поэтому просто взять и увести оттуда «Михаила Кутузова» мягко говоря, некрасиво.

Возможно, «Керчь» вполне подойдет.

4 ноября 2014 года, на БПК «Керчь» произошёл пожар, повредивший ряд кормовых отсеков. По результатам работы комиссии, расследовавшей происшествие, принято решение о списании и утилизации корабля в 2015 году. Позднее утилизация БПК «Керчь» была временно отложена с его переводом в резерв в качестве корабля подготовки плавсостава и плавучего штаба ЧФ. В июле 2015 года появилась официальная информация о повторной ревизии корабля с целью решения вопроса о его восстановлении.

Над кораблём шефствуют: Юго-Восточный административный округ Москвы, администрация Белгорода и администрация Красноармейского района Волгограда. Решением начальника Генерального штаба 18 августа 2015 года БПК «Керчь» выведен из боевого состава Черноморского флота и помещен в разряд военного имущества, с последующим расположением в нем военного музея Черноморского флота.

Почему музей ЧФ не может стоять в Новороссийске? Кроме того, «Керчь» изрядно моложе «Кутузова», и при такой поддержке корабль явно еще долго сможет радовать посетителей из числа жителей Новороссийска и гостей города, если организовать процесс должным образом, а не как сейчас на "Кутузове".

Вопрос в том, что у проекта перевода «Кутузова» есть и противники. Весь вопрос в том, кто одержит верх в битве за крейсер.

В любом случае, надо что-то менять. Конечно, хотелось бы, чтобы крейсер был отремонтирован и еще послужил. Что музеем, что учебным кораблем. Но в любом случае не так, как сегодня поставлено дело в Новороссийске.

topwar.ru

Крейсер "Михаил Кутузов"

Всем привет. Давно вот мечтал побывать на военном корабле. До этого бывал я только на подлодке, а на корабле ни разу. Сколько раз к ним подходил, с крыш снимал, а вот внутри ни разу. Итак, сегодня мы побываем с вами на самом настоящем военном корабле - крейсере "Михаил Кутузов". Image Фото 1.

Когда-то это был действующий военный крейсер, на сегодняшний момент он списан, но благо его не попилили, а сделали из него самый настоящий плавучий военно-морской музей. ImageФото 2.

Крейсер заложен в городе Николаеве в 1951 году. Делали судно на Николаевском судостроительном заводе имени Носенко Н. И. Спуск на воду осуществили 29 ноября 1952 года. Военно-морской флаг был поднят на «Михаиле Кутузове» 9 августа 1954 года. Однако только 31 января 1955 года крейсер зачислили в состав Краснознаменного Черноморского флота.

Водоизмещение полное, т 16300 Водоизмещение стандартное, т 13230 Длина, м 210 Ширина, м 22 Осадка, м 7,3 Мощность силовой установки, л.с. 2 х 68500 Скорость хода максимальная, узлов 33 Скорость хода экономическая, узлов 16 Дальность плавания экономическим ходом, миль 9000 Бронирование борта, мм 100 Бронирование палубы, мм 50 Бронирование башни, мм 175 Бронирование рубки, мм 130 Экипаж, чел. 1270

Вооружение: 4 х 3 – 152 мм МК-5-бис, 6 х 2 – 100-мм СМ-5-1 и 16 х 2 – 37-мм В-11 орудий, 2 х 5 – 533-мм ТА. Сейчас торпедных аппаратов на крейсере не видно. Судя по всему они были сняты во время модернизации 1988 года. ImageФото 3.

По проекту это судно серии 68-бис, модификации 68-А должно было иметь водоизмещение 18640 тонн, составлять в длину и ширину 210 и 23 метра соответственно. Начало проектирования приходилось на период с 1944 по 1945 годы, оно основывалось на базе проекта 68. Однако только в 1947 году Центральное конструкторское бюро № 17 получило полное задание (тактико-техническое) на создание этого артиллерийского корабля, а также нескольких других. Возглавлял работу специалистов над проектом Савичев А. С. (главный конструктор). Эскизная часть была пропущена из-за спешности, на которой настаивали гос. заказчики, поэтому ЦКБ сразу начало техническое проектирование, утвержденное в 1947 году.

При проектировании судна была применена технология формирования цельносварных корпусов кораблей. Такое строительство было первым в нашей стране, при этом вес отдельных секций достигал ста пятидесяти тонн. Проект 68-бис включал и другие новшества. Защитные броневые плиты использовались, в том числе, и как несущие конструкции. ImageФото 4.

ImageФото 5.

Двенадцать пушек Б-38 (152 мм) главного калибра составляли основную артиллерию «Михаила Кутузова». Они были помещены в четыре башни МК-5бис, каждая из которых была рассчитана на три орудия. Эти артиллерийские установки были способны эффективно стрелять даже при шторме в шесть балов. Они также могли работать после ядерного взрыва мощностью в одну мегатонну, произошедшего на расстоянии от семисот до восьмисот метров от судна. Сбрасывание мин производилось по кормовым скатам при постановке минных заграждений, всего корабль мог нести до ста тридцати двух таких снарядов. ImageФото 6.

ImageФото 7.

Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года — приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море. Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу. На его счету 15 дальних морских походов. С 1955 по 1992 годы крейсер наносил визиты в Румынию, Югославию, Албанию, Болгарию и Алжир. В 1955 году в Севастополе во время взрыва линкора «Новороссийск» крейсер «Михаил Кутузов» оказался ближайшим к нему кораблем. Из 35 человек аварийно-спасательной команды отправленной с крейсера для оказания помощи погибло 27 матросов. В июне 1967 года «Михаил Кутузов» находился в зоне военных действий, выполняя боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта в войне с Израилем, а с 1 августа по 31 декабря 1968 года помогал вооруженным силам Сирии также в войне с Израилем. В период с 1.12.1986 года по 1989 год модернизирован и перестроен на " Севморзаводе " в Севастополе по проекту 68-А, после чего выведен в резерв, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой. В 2000 году он выведен из боевого состава флота. Принимается решение о создании на нем филиала музея Черноморского флота. В 2001 году судно прибывает в город-герой Новороссийск. В это же время его вводят в состав Новороссийской военно-морской базы (войсковая часть 99005). ImageФото 8.

Зенитное орудие калибра 37 мм ближнего действия В-11. ImageФото 9.

ImageФото 10.

ImageФото 11.

А вот эта штука, напоминающая робота из Fallout - стабилизированный пост наводки СПН-500. ImageФото 12.

ImageФото 13.

ImageФото 14.

ImageФото 15.

ImageФото 16. Трехорудийная башенная установка Мк-5бис главного калибра 152,4 мм

ImageФото 17.

Военно-морской флаг, утвержденный Петром I. ImageФото 18.

Внутри орудия ImageФото 19.

ImageФото 20.

ImageФото 21.

Коридоры просто шикарные ImageФото 22.

Кают-кампания для старших офицеров. ImageФото 23.

Ленин. Без него никуда. ImageФото 24.

Небольшая выставка работ местного творчества в области судомоделизма. ImageФото 25.

Там где Ленин садился самый старший офицер, по расстоянию от него садились по старшинству. ImageФото 26.

А вот каюта капитана. ImageФото 27.

ImageФото 28.

ImageФото 29.

Люблю гермодвери. Они прекрасны. ImageФото 30.

А вот перед нами медицинская каюта. ImageФото 31.

ImageФото 32.

ImageФото 33.

ImageФото 34.

ImageФото 35.

ImageФото 36.

А вот тут на этих кроватях спали матросы. ImageФото 37.

Шкафчик для личных вещей. ImageФото 38.

ImageФото 39.

Камбуз. ImageФото 40.

ImageФото 41.

Ну а дальше... дальше начинается самое интересное - проникновение на нижние этажи корабля. Прошу прощение за качество фото, уж извините время на то, чтобы сделать нормальные кадры не было.

Огромное спасибо камраду Padonak таким же образом он проник на Пацаева :) ImageФото 42.

ImageФото 43.

ImageФото 44.

ImageФото 45.

ImageФото 46.

ImageФото 47.

ImageФото 48.

ImageФото 49.

Кают-кампания для матросов. ImageФото 50.

ImageФото 51.

ImageФото 52.

ImageФото 53.

ImageФото 54.

ImageФото 55.

ImageФото 56.

ImageФото 57.

ImageФото 58.

ImageФото 59.

ImageФото 60.

В общем, не нашел я ход на мостик (или плохо искал) да и времени уже не было, надо было двигаться дальше. В общем, надеюсь вам понравилась прогулка по кораблю. До новых встреч. ImageФото 61.

urban3p.ru

Про крейсер "Михаил Кутузов": onepamop

В городе-герое Новороссийске, в рамках визита на военно-морскую базу Черноморского флота, удалось посетить и крейсер проекта 68-бис "Михаил Кутузов". В настоящее время крейсер входит в состав сил Новороссийской военно-морской базы в качестве музея. Посетить корабль-музей за очень умеренную плату может каждый желающий. "К сожалению экскурсия проходит только по палубе корабля и совсем немного захватывает надстройки". Не могу сказать так ли это, потому как успел не только подняться на надстройки и спуститься в трюмы, но и познакомился с командой корабля-музея.

Про матросов

Персональную экскурсию для меня проводил старший матрос Дмитрий Александрович Аниськин. Спокойный толковый парень и фамилия у него какая-то по-простецки добрая. Осталось ему ещё полгода службы на "Михаиле Кутузове", а потом Дмитрий вернётся в родную Рязань, будет учиться по медицинской части. Видимо - по хирургической.

А армию служить пошёл сам, добровольно. Хотел всякое понять и научиться быть самостоятельным. Пока стояли перекуривали на палубе, расспросил старшего матроса Аниськина о моряцкой жизни. Жалоб не услышал, служба не самая напряжённая, погода не суровая, купаться в море позволительно. Единственное, чем недоволен и он и другие моряки - это выдаваемыми сигаретами.

Я одну пачку для примера выцыганил на минном тральщике (об этом в следующий раз). "Перекур" называются. Матросы сообщили, что закурить "Перекур" имеет смысл только в том случае, если есть желание совсем расстаться с лёгкими. Ну и, пользуясь случаем, передаю ОАО "Донской табак" забористый черноморский "превед", моряки это табакокурительное учреждение частенько поминают добрым словом. А то и двумя.

Попросил Дмитрия показать где он сам живёт. Спустились внутрь боевого корабля, в жилой матросский кубрик. Сейчас вся крейсерская команда - около 20 человек, а по штатам военного времени была больше 1200, так что многие кубрики пустуют. В том, куда я заходил, сидел свободный от вахты матрос и с удовольствием смотрел телевизор. Немного засмущался, увидев камеру, но получив разъяснения в духе "никаких кривляний не надо" - спокойно смотрел телепередачу, пока я отважно задирал ISO до 6400 и ходил то "гуськом", то вприсядку по жилому помещению.

Про бескозырку

Осмотрев корабль "от киля до клотика" под руководством старшего матроса Аниськина, потренировал маленько свои умеренные пока знания морской терминологии. Фал, конец, клинкет, гюйс, барбет, трап, гальюн, баночка - очень затейливо можно объясниться, владея такими словечками. Пока подтягивал военно-морскую лексику - день стал клониться к вечеру, пришлось стремглав помчать в ближайший армейский магазин с целью приобретения матросской бескозырки.

"Беска" в магазине, понятно, была всего одна и самого маленького размера. Да и та выполнена в стиле "гламурный дембель". Обычной ленточки с надписью "Черноморский флот" в новоросийском магазине, ясное дело, тоже не оказалось. Зато Тихоокеанский и Балтийский - запросто. Даже в дембельскитх вариантах, когда на каждый конец ленты навешано по полкило ярких побрякушек. Караул!

Ну взял чего было, не до выбора. А когда вернулся на крейсер, старший матрос Аниськин подарил мне правильную ленточку, а я ему отдал пачку своих сигарет. Больше у меня и не было ничего при себе. Если вдруг кто из рязанских сюда заглянет - маякните родителям и друзьям Дмитрия, думаю им приятно будет узнать, что у старшего матроса Аниськина всё в порядке, служба уверенно движется к окончанию. А я пока расскажу кое-что про боевой корабль, где служат такие толковые матросы.

Про основные тактико-технические данные крейсера:

Водоизмещение: 16 653 т.Размеры: длина - 210 м, ширина - 21 м, осадка - 7 м. Скорость хода максимальная: 32 узла.Дальность плавания: 9000 миль при 16 узлах.Силовая установка: паротурбинная, 2 х 68 500 л.с.Бронирование: борт - 100 мм , башни - 175 мм, рубка - 130 мм, палуба 50 мм. Вооружение: 4х3 152-мм (4 трехорудийные башни МК-5бис), 12 6х2 100-мм, 16х2 37-мм орудий МЗА В-11, 8 спаренных 30-мм артустановок МЗА АК-230, 2x5 533-мм торпедных аппарата (именно на "Михаиле Кутузове" их нет).Экипаж: 1270 чел.

"На крейсере имеются каюткомпании на 60 мест. 2 салона. 56 одно- и двухместных кают, клуб, радиотрансляционный узел, типографии, медотсек со всем оборудованием. Крейсер построен из отечественных материалов. Он стал крупным достижением мирового и отечественного кораблестроения. Авторитетный справочник-ежегодник «Джейн» (издания 1987-1988 гг.) отнес корабли проекта 68-бис к шедеврам мировой кораблестроительной школы.

Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года — приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море. Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.

За прошедшие годы для многих поколений военных моряков крейсер стал настоящей школой боевой выучки, воинского мастерства, школой жизни. За большой вклад в дело осевой готовности флота более 700 военнослужащих корабля награждены орденами и медалями. Крейсер дал путевку в жизнь 17 адмиралам, 73 капитанам I ранга.

Кроме боевой подготовки, несения боевых служб вдали от Родины, крейсер систематически выполнял правительственные задании: дипломатические миссии, визиты дружбы и заграничные походы, приемы глав иностранных государств и правительств, крупных иностранных военачальников, а также космонавтов, деятелей науки и культуры. В настоящее время крейсер в резерве 3 категории 1-ой очереди. Вооружение и техника в 1987 году законсервированы с применением динамического осушения. Корабль прошел четыре текущих ремонта, один средний и модернизацию техники и вооружения. Последнее докование — в ноябре 1985-2001 года. Проверка физических полей — апрель 1986 года. Вся материальная часть крейсера в строю.

В 1994 году ветераны крейсера выступили с инициативой сохранить единственный и последний в ВМФ России артиллерийский крейсер как исторический центр широкого профиля — как центр военно-исторической, патриотической, ветеранской и экскурсионно-туристической работы. Директивой ГШ ВМФ от 26.12.96 г. № 730/1/2273 предусмотрено использовать крейсер как корабельный центр военно-патриотического воспитания и истории Отечественного флота. В связи с отсутствием средств оставить на ответственном хранении в составе ЧФ в главной базе флота в городе Севастополе.

Директивой ГК ВМФ РФ от 3.08.2001г. № 35 крейсер определен филиалом военно-морского музея КЧФ и перебазирован в город Новороссийск 23 августа 2001 года".

Интересный источник этих данных. Желающим рекомендую ознакомиться.

Про неоднозначную историю корабля подробнее:

Легкий крейсер пр.68-бис "Михаил Кутузов" был заложен 22.02.1951 г. в Николаеве, на судостроительном заводе № 444 (им. Носенко), заводской №385. Спущен на воду 29.11.1952 г., вступил в строй 30.12.1954 г. На Черноморском флоте первым стал выполнять задачи боевой службы в Средиземном море и Атлантике в период "холодной войны". Всего совершил 15 дальних походов. Нанес визиты в Сплит (Югославия) в 1956 и 1964 гг., Дуррес (Албания) в 1956 и 1957 гг. и в Варну (Болгария) в 1964 г.

01-31.6.1967 г. и 01.8-31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 1.3-31.07.1970 г. - вооруженным силам Сирии.

В 1986-1989 гг. крейсер был модернизирован по проекту 68А. Исключен из состава ВМФ 03.07.1992 г., находился на отстое в Севастополе, рассматривался вопрос о создании на нем музея или продаже на слом. 23-25 августа 2001 г. был переведен в Новороссийск и 28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.

Но открытию на корабле музея предшествовала целая история, выдержку из которой я приведу, а интересующиеся снова могут ознакомиться с подробностями по ссылке самостоятельно. "...Через несколько недель адъютант командующего сообщил нам, что на флот пришла директива ГК ВМФ с решением реализации крейсера как госимущества на металл (мы говорили - «на иголки»). Даны указания управлениям и отделам флота.

Лука Петрович и я быстро набросали текст обращения, начав его фразой: «Глубокоуважаемый Евгений Максимович!». На компьютере я набрал текст на нашем специальном бланке, на котором вверху слева силуэт крейсера, справа — его герб, и на принтере отпечатал. Обращение тут же вложили в конверт и через проводника поезда отправили в Москву, где уведомленное нами доверенное лицо его получило.

Через день утром Евгений Максимович Примаков, премьер-министр России, видит наше письмо на своем рабочем столе, читает его и велит секретарю соединить его с Главнокомандующим ВМФ, а тому говорит приблизительно следующее: «Я вашу директиву на Черноморский флот о реализации крейсера «Михаил Кутузов » на металл отменяю, оставить его в составе флота в качестве корабля – музея». Так буднично было, наконец, принято окончательное решение о дальнейшей судьбе крейсера, решение, которое не могли теперь оспорить ни ГК ВМФ, ни МО России".

*****

Как сообщает нам Википедия - "Один из крейсеров этой серии, купленный Турцией на лом, был использован ВМС США в качестве мишени на учениях, но в результате торпедного обстрела корабль, благодаря бронированному корпусу, потопить так и не удалось. От среза передней башни главного калибра до среза задней башни главного калибра корпус корабля имел бронированный пояс от 0,5 м выше ватерлинии до киля толщиной 100 мм, пояс был интегрирован в силовую структуру корпуса крейсера, что вкупе с 16 герметичными отсеками делали его очень живучим во время торпедной атаки".

*****

Ссылки для интересующихся:Про панораму Новороссийского порта с борта крейсера "Михаил Кутузов". Картинка (1000х7000) открывается в отдельном окнеСудьба артиллерийского крейсера проекта 68-бис "Михаил Кутузов"Интереснейшие фотографии из жизни крейсераНекоторые интересные детали и фотографии из жизни крейсераМатериал из Википедии — свободной энциклопедииНу и, для самых стойких - история моего севастопольского визита на гвардейский ракетный крейсер "Москва".

Музыкальный бонус (3.3Мб): Музыкальный бонус (3.3Мб): "Черноморская". Исполняют В.Бунчиков и В.Нечаев

Скачанный файл НЕ НАДО распаковывать, его надо просто ПЕРЕИМЕНОВАТЬ в .mp3 и тогда всякий желающий услышит не только очень красивую и полную смысла песню, но и ознакомится с вершинами исполнительского мастерства.

Ах, если бы наши евровидимые могли ТАК петь...

onepamop.livejournal.com

Крейсер Михаил Кутузов

С кораблями-музеями у нас, честно говоря, слабовато. Их всего 11, считая макеты-копии. Плюс еще 7 подводных лодок. Слабовато, если честно, для такой огромной страны. Надо бы побольше, ибо где еще, как не на таком корабле-музее, поднимать интерес пацанов к флоту? Речь пойдет о событиях, которые разворачиваются в последнее время вокруг корабля боевой славы крейсера «Михаил Кутузов». Крейсер, если кто не в курсе, стоит в Новороссийске, в морском порту. И представляет собой корабль-музей и имущество флота одновременно.

Крейсер «Михаил Кутузов» стал двенадцатым кораблём проекта 68-бис. Заложен он был в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе и спущен на воду 9 августа 1954 года. После прохождения ряда испытаний корабль был введён в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности стали Средиземное и Чёрное море, а также центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нёс службу вплоть до вывода из боевого состава в 1998 году. К этому моменту корабль прошёл 211 900 миль.

«Михаил Кутузов», будучи весьма красивым и представительным кораблем, сделал себе, помимо военной, еще и политическую карьеру и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.

Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооружённых конфликтах в ходе Арабо-израильской войны, в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его нахождения в Александрии был гарантом мира.

Нападение на «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налёта на александрийский порт удалось избежать.

Сегодня «Михаил Кутузов» — корабль-музей. По крейсеру проводят экскурсии, но вот именно над кораблем-музеем что-то сгущается. То ли тучи, то ли свет в конце тоннеля.

Идея заключается в том, что крейсер обязан вернуться в Севастополь, откуда его увели в 2001 году, когда истекал срок аренды нашей базы. Были серьезные опасения, что корабль пойдет под разделку на металл. Так, собственно, «Кутузов» и оказался в Новороссийске. И уже там стал музеем.

Сегодня довольно большая инициативная группа, в которую входят такие известные люди, как адмиралы В.Н. Чернавин, И.В. Касатонов, контр-адмирал Е.А. Кобцев, контр-адмирал А.И. Аладкин, адмирал В.А.Кравченко, вице-адмирал В.Д. Рязанцев, контр-адмирал А.П. Гринкевич, контр-адмирал В. Урывский, вице-адмирал Р.А. Голосов, ратует за возвращение крейсера обратно в Севастополь.

Мотивация проста: крейсер обязан вернуться обратно в город-герой Севастополь, чтобы стать там частью исторического наследия. Мнения и доводы высказываются разные, некоторые в исполнении севастопольцев читать даже неприятно, как, например, Стефановского.

Замечу в пику Стефановскому, что Новороссийск — такой же город-герой, как и Севастополь. И такой же город воинской славы. Вот только его не сдали в Великую Отечественную войну. И кровь тех, кто защищал Новороссийск, ничем не отличалась от крови защитников и освободителей Севастополя. И этот город не менее достоин, чтобы в нем был свой корабль-музей.

Но вернемся к «Михаилу Кутузову», тем более, что всего неделю назад я посетил его в качестве экскурсанта.

fishki.net

Крейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск - Не знающий своего прошлого

Крейсер-музей Михаил Кутузов, НовороссийскКрейсер-музей "Михаил Кутузов" установлен в г. Новороссийск и открыт для группового посещения. Заложен 22 февраля 1951 г.,  исключен из состава ВМФ 3 июля 1992 г., в 2002 г. превращен в музей.Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 07.2014г.

Крейсер серии 68-бис (модификация 68-А) назван в честь Михаила Илларионовича Кутузова. Был заложен 22 февраля 1951 года в Николаеве, на Николаевском судостроительном заводе имени Н.И.Носенко, заводской № 385. Спущен на воду 29 ноября 1952 года, 9 августа 1954 года на крейсере поднят Военно-морской флаг, зачислен в состав Краснознамённого Черноморского флота приказом Министра Обороны СССР от 31 января 1955 года. Исключен из состава ВМФ 3 июля 1992 г., в 2001 г. передислоцирован в Новороссийск. 28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей. В настоящий момент является филиалом музея "Крейсер Аврора".Крейсер являлся "судном №1" для первых лиц советского государства, поэтому мог заходить в порты иностранных государств закрытые для военных судов. Неоднократно выполнял боевые задачи и находился в зоне боевых действий, но непосредственное участие в боях не принимал.Для одиночного посещения крейсер закрыт, но при сборе более 10 человек проводится экскурсия (150 руб с человека).

1. Крейсер-музей "Михаил Кутузов"Крейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

2.  Крейсер-музей "Михаил Кутузов"  у набережной НовороссийскаКрейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

3.Крейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

4. Кормовая часть крейсера. Видны остатки направляющих для перемещения минКрейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

5. 152-мм кормовые башенные установки Мк-5бис главного калибра и остатки направляющих для перемещения минКрейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

6. Морская минаКрейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

7. Рында (рядом экскурсовод, когда-то служивший на крейсере)Крейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

8.  152-мм кормовые орудийные башниКрейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

9. 100-мм двухорудийная башенная установка СМ-5-1С, рядом снаряд для неёКрейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

10. Она жеКрейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

11. Тыльная часть башенной установки  СМ-5-1СКрейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

12. Казенник 100-мм установкиКрейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

13. Стабилизированный пост наводки СПН-500 (командный пункт батареи состоящей из 6 башен  СМ-5-1С )Крейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

14. 37-мм зенитный автомат В-11Крейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

15. 37-мм зенитный автомат В-11Крейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

16. 37-мм зенитный автомат В-11Крейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

17.Крейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

18.  Ещё башенная установка  СМ-5-1СКрейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

19. Ходовая, оперативная и боевая рубкиКрейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

20.  Ходовая, оперативная и боевая рубкиКрейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

21. 152-мм носовые башенные установки Мк-5бис главного калибраКрейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

22. Крепостной флаг ВМФ на носу крейсераКрейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

23.  152-мм носовые башенные установки Мк-5бис главного калибраКрейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

24.  Крепостной флаг ВМФ на носу крейсераКрейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

25. Вид на Новороссийск с крейсераКрейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

26.  Жилые отсекиКрейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

27. Кают-компанияКрейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

28. Кают-компанияКрейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

29. Барельеф Ленина в кают-компанииКрейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

30.Крейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

31. КубрикиКрейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

Еще Новороссийск:Военная техника у КПП 108-го гв. пдпПамятники Новороссийска и их история, 2007 г.Музей боевой техники, 2007 г.

Еще корабли-музеи и подводные лодки-музеи:Крейсер-музей "Аврора" Подводная лодка-музей Б-413, Калининград

trof-av.livejournal.com

Михаил Кутузов (крейсер) Википедия

Крейсер «Михаил Кутузов», серия 68-бис, модификация 68-А. Назван в честь Михаила Илларионовича Кутузова.

История строительства

Был заложен 22 февраля 1951 года в Николаеве, на Николаевском судостроительном заводе имени Н. И. Носенко, заводской № 385. Спущен на воду 29 ноября 1951 года, 9 августа 1954 года на крейсере поднят Военно-морской флаг, зачислен в состав Краснознамённого Черноморского флота приказом Министра Обороны СССР от 31 января 1955 года.

Служба

Нанёс визиты в Румынию в 1955 году, Сплит (Югославия) в 1956 и 1964 годах, Дуррес (Албания) в 1956 и 1957 годах и в Варну (Болгария) в 1964 году, в Алжир в 1968 году. В июне 1967 года, находился в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта, а в период с 1 августа по 31 декабря 1968 года — вооружённым силам Сирии.

Во время взрыва линкора «Новороссийск», «Михаил Кутузов» оказался ближайшим судном к линкору. Из 93 человек аварийно-спасательной команды, посланной с крейсера для оказания помощи экипажу «Новороссийска», погибло 27 матросов.

В 1961 году на крейсере проходили съёмки фильма «Увольнение на берег». По воспоминаниям Владимира Высоцкого, игравшего в фильме эпизодическую роль и проведшего месяц на крейсере, в том же году на «Кутузове» побывал с визитом Юрий Гагарин[1].

В 1987 году переведён в резерв ВМФ. Исключен из состава ВМФ 03.07.1992 г., находился на отстое в Севастополе, рассматривался вопрос о создании на нем музея или продаже на слом. 23-25 августа 2001 г. передислоцирован в г. Новороссийск и вошёл в состав Новороссийской военно-морской базы, войсковая часть 99005.

28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.

С начала первого похода прошел 211900 миль.

На крейсере находится филиал музея Военно-Морского флота, в данный момент функционирует, проводятся экскурсии.

Современное использование

На крейсере расположена базовая станция компании МТС, которая обеспечивает высокое качество радиосигнала в центре города и на территории морвокзала, где проходят общегородские праздничные мероприятия, парады и концерты[2]. Также крейсер является открытым для посещения музеем. Проводятся платные экскурсии. Рассматриваются вопросы о музеефикации и ремонте крейсера[3]. В 2014 году запланирован ремонт крейсера на Новороссийском судоремонтном заводе[4]. В 2014 году после Присоединение Крыма к Российской Федерации, проживающая в Севастополе группа ветеранов, служивших в разное время на крейсере, выступила с инициативой перевода корабля обратно в Севастополь.

В День Победы 9 мая 2016 года в Новороссийске крейсер «Михаил Кутузов» произведёт артиллерийский салют во время военного парада[5].

Фотогалерея

Историческая справка на борту крейсера «Михаил Кутузов»

Примечания

Литература

  • Заблоцкий В. Крейсера «холодной войны». — М.: Коллекция, Яуза, 2008. — 224 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-26175-8.

Ссылки

wikiredia.ru

Крейсер «Михаил Кутузов» проекта 68бис

Новороссийские мальчишки народ особый. Закаленные ветром норд-ост и пропахшие морем вездесущие портовые пацаны всегда жили по собственным законам и правилам, главное из которых - сохранять верность и преданность Черному морю. Они всегда восхищенно смотрят на бывалых морских волков. Широко раскрыв рты, парнишки слушают их замысловатые байки о дальних странах, морских путешествиях и невероятных приключениях искренне восхищаясь мужеством и смекалкой моряков. Для сегодняшних мальчишек живым воплощением героической истории Черноморского флота стал артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов» навечно ставший на якорь у городской набережной. Вошедший в десятку лучших боевых кораблей мира построенный в XX веке крейсер превратился в своеобразный символ города-героя Новороссийска, живую легенду минувшей эпохи.

 

Корабль-музей дышит историей и открывает славные страницы черноморских событий. Легендарный крейсер дает своим гостям уникальную возможность познакомиться с ключевыми моментами истории Черноморского флота.

Крейсер «Михаил Кутузов» не просто плавучий музей, а корабль-воин с богатейшим послужным списком, признанный шедевр мирового судостроения XX века.

Закладка крейсера как изделие №385 состоялась 22 февраля 1951 года на Николаевском кораблестроительном заводе. 9 августа 1954 года на корабле был торжественно поднят военно-морской флаг СССР, а через год 31 января 1955 года крейсер «Михаил Кутузов» был зачислен в состав Краснознаменного Черноморского флота.

Проект крейсера 68бис был задуман в период с 1944 по 1945 годы на базе проекта 68. В январе 1947 года корабелам было выдано уточненное тактико-техническое задание на проектирование артиллерийских кораблей. Работы по проекту вело Центральное конструкторское бюро №17 под руководством главного конструктора А. С. Савичева. Для ускорения работ ЦКБ миновало стадию эскизного проекта и приступило к работе над техническим проектом, который был утвержден в 1947 году.

Для крейсеров проекта 68бис впервые в СССР была специально разработана технология формирования цельносварных корпусов кораблей из секций весом до 150 тонн. Броневые плиты применялись не только как защитные, но и как несущие конструкции, что также было новшеством для отечественного судостроения. Толщина броневого пояса от 32 до 170 шпангоута составила 100 мм, а в оконечностях - 20 мм. Нижняя палуба - 50 мм и 20 мм в оконечностях. Носовой траверс - 120 мм, кормовой - 100 мм. Боевые рубки: бок - 130 мм, палуба - 30 мм и крыша - 100 мм. Рулевое и румпельное отделения: переборки - 100 мм, нижняя палуба - 50 мм.

Конструктивная подводная защита крейсера от воздействия торпед и мин включала, кроме традиционного двойного дна, систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок. Непотопляемость военного корабля была обеспечена при затоплении трех любых смежных главных водонепроницаемых отсеков.

Главная энергетическая установка крейсера состояла из шести главных паровых котлов и двух главных турбозубчатых агрегатов, работа которых обеспечивалась вспомогательными механизмами, теплообменными аппаратами, системами и устройствами, а также трубопроводами с арматурой.

Запасы провизии, топлива, масла, питательной и пресной воды обеспечивали автономность крейсеру до 30 суток и дальность плавания до 9000 миль.

Артиллерия главного калибра состояла из двенадцати 152 мм пушек Б-38, помещенных в четыре трехорудийные башни МК-5бис. По проекту крейсеры 68бис могли действовать орудиями главного калибра в шторм силой до 6 баллов включительно, а также после ядерного взрыва мощностью до 1 мегатонны на расстоянии 700-800 м от корабля. Крейсер мог принять на борт 132 мины, сбрасывание которых при постановке минных заграждений производилось по кормовым скатам.

Одна из особенностей серии этих кораблей заключается в том, что они могут нести дежурство и вести боевые действия как вблизи побережья, так и в открытом море. На крейсере помимо ствольной артиллерии, средств противовоздушной обороны, торпед и мин имеется большое количество внутренних помещений, благодаря которым крейсер способен был взять на борт два батальона морской пехоты.

Строительство легких крейсеров проекта 68бис велось на девяти построечных местах четырех заводов - в Ленинграде, Николаеве и Молотовске. Первый корабль серии «Дзержинский» был заложен 21 декабря 1948 года в Николаеве. Всего в период с 1948 по 1954 годы было заложено 23 крейсера проекта 68бис. Это была самая многочисленная серия крейсеров в истории советского судостроения. Применение новой технологии судостроения позволило вдвое сократить сроки их постройки. Продолжительность строительства серийных кораблей была доведена до 2,5 лет. Результаты испытаний крейсеров «Свердлов» и «Дзержинский» показали, что эти корабли обладали хорошими мореходными качествами. Конечно, все познается в сравнении. Так, седые адмиралы с восхищением говорили о мореходных качествах крейсеров проекта 68бис, а капитаны 1 ранга, проходившие на них службу, ругали эти корабли за качку, сравнивая с последующими крейсерами или большими противолодочными кораблями, на которых были успокоители качки. Крейсеры проекта 68бис, с одной стороны, были наиболее совершенными кораблями советского флота, а их механизмы и устройства явились пиком эволюции отечественной техники, но с другой - по объективным и субъективным причинам на эти корабли не попали принципиально новые устройства и механизмы. Так, крейсеры проекта 68бис оказались последними военными кораблями с устаревшей силовой установкой, где котлы имели низкие технические характеристики. У крейсера «Михаил Кутузов» солидный послужной список. С начала плавания корабль прошел 211900 миль. На его счету 15 дальних морских походов. С 1955 по 1992 годы крейсер наносил визиты в Румынию, Югославию, Албанию, Болгарию и Алжир. В июне 1967 года «Михаил Кутузов» находился в зоне военных действий, выполняя боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а с 1 августа по 31 декабря 1968 года помогал вооруженным силам Сирии. В 1955 году в Севастополе во время взрыва линкора «Новороссийск» крейсер «Михаил Кутузов» оказался ближайшим к нему кораблем. Из 35 человек аварийно-спасательной команды отправленной с крейсера для оказания помощи погибло 27 матросов.

Это лишь несколько фактов из богатейшей биографии крейсера «Михаил Кутузов», но за ним напряженный труд нескольких поколений моряков смыслом жизни которых стала флотская служба и верность присяге, преданность морскому делу и любовь к своему кораблю. Именно поэтому ветераны-кутузовцы выступили инициаторами сохранения уникального крейсера, превратив его в военно-морской музей. 28 июля 2002 года крейсер «Михаил Кутузов» бросил якорь на новороссийской набережной и продолжил служить родине как корабль-музей став настоящей базой для подготовки будущих поколений моряков.

Вот уже 9 лет артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов» пришвартован к причалу Новороссийского морского вокзала. Все эти года корабль по праву считается одной из главных достопримечательностей города. И все эти годы к нему приходят, чтобы прикоснуться к мечте, ведь без умения верить, мечтать и любить море никогда не стать настоящим моряком, а крейсер «Михаил Кутузов» дарит мальчишкам эту мечту о далеких морях и странах. А мечтать выросшие у моря мальчишки умеют. Сидя на парапете набережной, вдыхая соленый морской воздух, они жадными глазами следят за тем как входят в бухту вернувшиеся из дальнего плавания морские суда. И как другие суда исчезают за горизонтом, отправляясь навстречу захватывающим приключениям. И мечтают о том, как вырастут и станут капитанами, как сами поведут бескрайними просторами океанские лайнеры или сухогрузы. Благодаря этой мечте юноши навсегда связывают свои судьбы с морем.

 

крейсер «Михаил Кутузов» филиал музея Черноморского флота в городе Новороссийске

залп главного калибра трехорудийная башенная установка Мк-5бис главного калибра 152,4 мм стабилизированный пост наводки СПН-500 кают-кампания для высшего офицерского состава

 

еще один представитель проекта 68бис  крейсер «Жданов»

   

Технические характеристики крейсера «Михаил Кутузов» проекта 68 бис:Водоизмещение - 18640 тонн;Длина -210 м;Ширина - 23 м;Энергетическая установка - 6 паровых котлов, мощностью 120000 л. с.;Скорость - 35 узлов;Дальность плавания - 9000 миль;Экипаж - 1200 человек;

korabley.net