Крейсеры «Червона Украина». Крейсер червона украина


Крейсер "Червона Украина" - боевой путь корабля

Крейсер Червона УкраинаКР «Червона Украина»

21 марта 1927 года — поднят флаг на крейсере «Червона Украина». У этого крейсера была короткая, но удивительная судьба. Начнем с того, что строительство его затянулось на долгие 14 лет. Ровно столько же лет он прослужил в составе Советского Черноморского флота. Крейсер заложили и спустили на воду в царской России под именем «Адмирал Нахимов», а достраиваться и служить ему пришлось при советской власти уже как «Червона Украина». Этот крейсер первым ввели в состав флота после Великой Октябрьской революции. (Читайте о создании Рабоче-Крестьянского Красного флота). Корабль участвовал в нескольких боевых операциях Великой Отечественной войны, а погиб — в главной базе Черноморского флота – в Севастополе.

Еще более парадоксальной выглядит ситуация с гибелью крейсера, которая была предопределена безграмотными распоряжениями и бездеятельностью командования Черноморским флотом. Сначала крейсеру было приказано встать в Южной бухте. Неподвижный корабль в центре небольшой бухты был идеальной мишенью для вражеской авиации. Командующий флотом адмирал Ф.С. Октябрьский и офицеры его штаба прекрасно знали, что недавно назначенный командир крейсера не имел опыта командования кораблем в боевых условиях. Однако они не приняли никаких мер для обеспечения безопасности крейсера, хотя могли бы сделать многое. Например, находившийся точно в таких же условиях крейсер «Красный Крым» постоянно менял место стоянки и маскировался под береговые объекты, в результате чего ему удалось избежать серьезных повреждений от вражеской авиации. Конечно, командир крейсера «Червона Украина» несет ответственность за гибель своего корабля, но это вовсе не оправдывает бездеятельность командования флотом.

Закладка крейсера

К концу первого десятилетия XX века Турция значительно усилила свой военно-морской флот, и он стал представлять серьезную опасность для России. В связи с этим в 1911 году была принята программа усиления Черноморского флота. Затем она дважды расширялась, в результате чего было запланировано строительство ряда кораблей, в том числе четырех легких крейсеров. Проектирование их началось еще в 1907 году, но по ряду причин оно затянулось. Лишь в 1912 году был разработан проект крейсера типа "Светлана", который стал основой для строительства легких крейсеров для Черного моря. Крейсер "Адмирал Нахимов" (впоследствии "Червона Украина") был заложен 19 октября 1913 года на заводе "Руссуд" в Николаеве. В октябре 1915 года он был спущен на воду, а к 1 января 1918 года степень его готовности достигла 70 %.

Начавшееся в то время наступление германских войск развивалось настолько стремительно, что 17 марта Николаев был захвачен немцами, а строящиеся корабли так и остались у заводской стенки. Вместе с немцами пришли белогвардейцы. Отступая под напором Красной Армии, в январе 1920 года они пытались увести крейсер в Турцию, но посадили его на мель недалеко от Одессы. В конце февраля силами красных крейсер был отбуксирован в Николаев. Около трех лет корабль простоял у причалов завода. Наконец, в 1922 году было принято решение о его достройке. В декабре 1922 года Украина приняла шефство над крейсером. Были выделены дополнительные средства, и достройка пошла полным ходом. Одновременно кораблю было присвоено новое имя — "Червона Украина". 21 марта 1927 года на крейсере был поднят военно-морской флаг, и он вступил в состав Черноморского флота. Его полное водоизмещение составляло 8400 тонн, а главным вооружением были пятнадцать 130 мм орудий. Крейсер имел два трехтрубных торпедных аппарата и два гидросамолета. Скорость — 29,5 узла, дальность плавания — 3700 миль.

Предвоенная служба

Впервые появившись на рейде Севастополя, крейсер сразу завоевал симпатии и любовь горожан. Он был очень красив, настоящий шедевр русской корабельной архитектуры, которая даже во внешнем виде корабля подчеркивала его стремительность и боевую мощь. Сразу после вступления в строй крейсер стал флагманским кораблем Черноморского флота. В 1928 и в 1934 году он посетил Турцию с дружественными визитами, а в 1930 году совершил поход в Средиземное море. В конце 1933 года командиром крейсера был назначен Н.Г. Кузнецов. Он разработал новую систему боевой готовности корабля. На крейсере было начато соревнование "за первый залп", которое вскоре стало общефлотским. Экипаж включился в борьбу за звание "Лучший корабль Морских Сил СССР" и только случайность помешала ему добиться этого звания. Возвращаясь в базу, при проходе бонового заграждения, крейсер намотал на винты стальную сеть и, естественно, был исключен из числа претендентов на это высокое звание.

Крейсер Червона Украина - флагман Черноморского флотаКрейсер «Червона Украина» — флагман Черноморского флота»

Летом 1939 года корабль встал на капитальный ремонт и модернизацию в Севастопольский морской завод. Благодаря участию экипажа ремонт продвигался быстро и уже 1 мая 1941 года на корабле вновь был поднят военно-морской флаг. В это время произошла смена командования крейсером. Новым командиром был назначен капитан 1 ранга Николай Ефремович Басистый.

Великая Отечественная война

Войну крейсер встретил на рейде Севастополя. Он вместе с другими кораблями участвовал в отражении первого налета вражеской авиации, не зная еще, чьи это самолеты и какова цель налета. В первый же день войны "Червона Украина" получила свое первое боевое задание — приступить к постановке минных заграждений на подходах к Севастополю. Через несколько дней, возвращаясь в базу, крейсер чуть не подорвался на немецкой магнитной мине. Спасло то, что ему пришлось уступить дорогу портовому буксиру, который вел плавкран. Этот кран и подорвался на мине, которая вполне могла взорваться под крейсером. О приоритете России в создании минного оружия читайте здесь.

В конце августа начались походы в Одессу для артиллерийской поддержки частей, оборонявших город. Затем крейсер участвовал в операции по эвакуации Одессы. Корабли вели интенсивный огонь по берегу, прикрывая отход наших войск. В 12 часов дня 15 октября на "Червону Украину" перешел командный пункт Одесского оборонительного района. Ночью стали подходить части прикрытия. Бойцы шли со своими боевыми знаменами, перепоясанные пулеметными лентами, в окровавленных бинтах и прожженных ватниках. Они молча глядели на почерневший, разрушенный и все еще гревший город. Это было тяжелое и горькое прощание с Одессой, которая еще совсем недавно была одним из красивейших городов Черного моря. Рано утром 16 октября погрузка была закончена и командующий эскадрой контр-адмирал Л. А. Владимирский, державший в походе флаг на "Червоной Украине", дал команду сниматься с якоря. Налеты вражеской авиации начались через два часа после выхода и продолжались до подхода к Севастополю, но все атаки врага были отбиты.

Крейсер Червона Украина - огонь по врагуКрейсер «Червона Украина» — огонь по врагуФото военных лет

Прибывавшие в Севастополь части Приморской армии сразу направлялись на Ишуньские позиции под Перекоп. Но закрепиться там им не удалось, и 30 октября 1941 года фашистские войска вышли к Севастополю. Сразу встал вопрос об использовании кораблей. С одной стороны, защитники города очень нуждались в поддержке корабельной артиллерии. Однако, находясь на рейде и не имея возможности маневрировать, большие корабли становились хорошими целями для массированных налетов вражеской авиации. Военный совет флота решил оставить в Севастополе крейсера "Красный Крым" и "Червона Украина", а остальные корабли перебазировать в Новороссийск и Поти. "Червона Украина" встала на якоря и бочки в Южной бухте, и уже 8 ноября открыла огонь по немецким войскам, наступавшим на хутор Мекензи. В этот же день командиром крейсера был назначен капитан 2 ранга И.А. Заруба. О героической обороне Севастополя в годы Великой Отечественной войны читайте в статье «Оборона Севастополя 1941-1942 гг.».

Последний парад крейсера «Червона Украина»

Первый штурм города начался 11 ноября. В этот день крейсер выпустил по врагу 600 снарядов главного калибра. Высокая эффективность огня корабельной артиллерии сорвала наступательный порыв фашистов. На следующий день 12 ноября они решили разделаться с кораблями. В средине дня начался массированный налет авиации. Самолеты шли звеньями прямо на крейсер. Несмотря на плотный зенитный огонь, они упорно держали строй. Это были опытные асы ВВС Германии, переброшенные в Крым из Средиземноморья. Не выдержав напряжения боя, самолеты один за другим уходили с боевого курса, но последней тройке удалось прорваться и пройти прямо над крейсером. Первая бомба разорвалась в воде в 5-7 метрах от правого борта. Ее осколок пробил борт и вызвал пожар. Вторая бомба пробила верхнюю палубу и разорвалась внутри корабля. В палубе образовалась большая пробоина, из нее наверх вырывалось пламя. Огненная стена перекрыла корабль от борта до борта. Аварийные партии сразу приступили к тушению огня. Подошел портовый буксир и направил сильные струи воды в эпицентр пожара. В результате этого пламя удалось сбить за 5-6 минут. А на корабль уже заходили новые эскадрильи бомбардировщиков.

Взрывами бомб и пожаром зенитная артиллерия крейсера была значительно ослаблена, но противник снова был встречен плотной стеной огня. Самолеты шли прямо на корабль, и скоро бомбы стали рваться совсем близко, а затем послышались два глухих мощных взрыва. Корабль получил две большие пробоины в носовой части с правого и левого бортов. Через них внутрь поступило более 3 тысяч тонн воды. Крейсер сел носом на грунт, часть верхней палубы ушла под воду. Таковы последствия 10-минутного боя с самолетами. Не зря говорят, что корабли строятся годами, а погибают за минуты.

Бой крейсера Червона УкраинаБой крейсера «Червона Украина»С картины В.А. Печатина

До вечера последовало еще несколько налетов, но существенного вреда они уже не причинили. Планировалось утром поставить крейсер в док для ремонта. В 19.30 подошел плавкран и стал снимать стоявшие на палубе орудия главного калибра. Затем приступили к выгрузке боезапаса. Все водоотливные средства работали на полную мощность, но вода продолжала поступать внутрь корабля, стал нарастать крен на левый борт. В 3 часа 30 мин. 13-го ноября 1941 года командир корабля отдал последний приказnbsp;- личному составу покинуть корабль. Через некоторое время "Червона Украина" легла на левый борт и затонула с гордо развивавшимся на гафеле корабельным флагом, который накануне вечером было приказано не спускать.

Водолазы продолжили работы и сняли с корабля восемь орудий главного калибра, которыми были оснащены 4 береговые батареи. Личный состав крейсера героически защищал Севастополь до последнего дня обороны города.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Мартынов В.А. Повесть о крейсере. Москва. 1969 год.
  • Цветков И.Ф. Гвардейский крейсер "Красный Кавказ". Ленинград. 1990 год.
  • Краснознаменный Черноморский флот. Москва. 1979 год.
  • Хорунжий Н. Николай Кузнецов — трижды адмирал. "Известия" январь — апрель 2004 г.

Вы можете дополнить эту статью, возможно, у Вас есть интересные подробности и детали, возможно, Вы что-то читали на эту тему, и у Вас сложилось свое мнение. Поделитесь этим в комментариях. Это будет интересно всем»

Фотография на память с крейсера Червона УкраинаФотография на память с крейсера «Червона Украина»Фото второй половины 1930-х годов

Эту фотографию прислала мне Елена Зайцева (за что ей большое спасибо) в надежде, что кто-либо из читателей блога узнает на ней близкого человека. Фотография сделана, по всей видимости, в 1937 году. Справа от портрета Ворошилова помещена фотография Н.Г. Кузнецова, который в 1934-1935 годах был командиром крейсера. Правда, в 1936-1937 годах он был уже в Испании в качестве военно-морского атташе и главного военно-морского советника, а затем был направлен на Тихоокеанский флот. Посмотрите на них внимательно. Как молоды они были, а какую победу завоевали!

www.korvet2.ru

Ракетный крейсер "Варяг" (Червона Украина)

Ракетный крейсер "Варяг" (Червона Украина) - флагман Тихоокеанского флота России

РКР «Червона Украина» зав. № 2010, с 21.12.1995 г. - Ракетный крейсер "Варяг". ССЗ им. 61 коммунара (г. Николаев): 31.07.1979 г.; 28.08.1983 г.; 25.12.1989 г. Входит в состав ТОФ. С 15.09 по 3.11.1990 г. корабль вместе с ЭМ Быстрый (пр. 956) перешел из Севастополя в Петропавловск-Камчатский с заходом в порт Кам-Рань (Вьетнам). С 5-го по 8.06.1990 г. он с дружественным визитом посетил порт Киль (Германия). В 1991-1992 гг. РКР "Варяг" занимался боевой подготовкой.

Ракетный крейсер Варяг - видео

В этот период успешно проводились стрельбы ПКРК «Вулкан» и ЗРК «Форт» (при стрельбе последним, например, одновременно тремя ЗУР были сбиты три низколетящие цели). В 1993-1994 гг. из-за отсутствия финансирования корабль в море не выходил. В 1995 г. "Варяг" возобновил боевую подготовку. С 3-го по 19.02.1997 г. крейсер предпринял поход к берегам Кореи и с дружественным визитом посетил порт Инчхон (б. Чемульпо, Южная Корея), с 29.09 по 6.10.1999 г. совместно с ЭМ Бурный (пр. 956) -порт Шанхай (КНР), с 1-го по 24.10.2002 г. - порт Йокосука (Япония), а с 10-го по 15.02.2004 г. совместно с ВПК Адмирал Трибун(пр. 1155) и МПК Кореец (пр. 1124М) -порт Инчхон. В 2005 г. на СРЗ «Дальзавод» (Владивосток) корабль был поставлен в средний ремонт и модернизацию, связанную с заменой ЗРК «Форт» комплексом «Форт-М» и штатной СУО на РЛК «Форум», вместо ЗРК «Оса-МА» должны установить ЗРК «Гюрза», а вместо 30-мм АУ АК-630М - три боевых модуля ЗРАК «Кортик».

Ракетный крейсер "Варяг" (Червона Украина) - флагман Тихоокеанского флота России

Тактико-технические характеристики ракетного крейсера Варяг

Водоизмещение........................11 490 т

Габаритные размеры крейсера Варяг

Длина........................186,4 мШирина........................20,8 мВысота........................42,5 м (по миделю)Осадка........................8,4 м

Двигатели крейсера Варяг

Мощность........................4 × 22 500 л. с.Скорость хода........................32 узла, экономная 16 узловДальность плавания........................7500 морских мильАвтономность плавания........................30 сутокЭкипаж........................480 человек

Вооружение крейсера Варяг

Артиллерия........................1 × 2 АК-130Зенитная артиллерия........................6 ЗУ АК-630Ракетное вооружение........................16 ПУ ПКРК (П-1000 «Вулкан»), 64 ПУ ЗРК С-300Ф «Риф», 2 × 2 ЗРК «Оса-МА»Противолодочное вооружение........................2 РБУ-6000Минно-торпедное вооружение........................2 пятитрубных 533-мм торпедных аппаратаАвиационная группа........................1 вертолёт Ка-27

 

Фото крейсера Варяг

Ракетный крейсер "Варяг" (Червона Украина) - флагман Тихоокеанского флота России

Ракетный крейсер "Варяг" (Червона Украина) - флагман Тихоокеанского флота России

Ракетный крейсер "Варяг" ведет стрельбы

Ракетный крейсер "Варяг" (Червона Украина) - флагман Тихоокеанского флота России

Ракетный крейсер "Варяг" (Червона Украина) - флагман Тихоокеанского флота России

kreiser varyag Ракетный крейсер "Варяг" (Червона Украина) - флагман Тихоокеанского флота России

Ракетный крейсер "Варяг" (Червона Украина) - флагман Тихоокеанского флота России

Ракетный крейсер "Варяг" (Червона Украина) - флагман Тихоокеанского флота России

Ракетный крейсер "Варяг" (Червона Украина) - флагман Тихоокеанского флота России

Ракетный крейсер "Варяг" (Червона Украина) - флагман Тихоокеанского флота России

Ракетный крейсер "Варяг" (Червона Украина) - флагман Тихоокеанского флота России

Ракетный крейсер "Варяг" (Червона Украина) - флагман Тихоокеанского флота России

Ракетный крейсер "Варяг" (Червона Украина) - флагман Тихоокеанского флота России

Ракетный крейсер "Варяг" (Червона Украина) - флагман Тихоокеанского флота России

Похожие материалы

Load More...
Добавить комментарий

oruzhie.info

Гибель крейсера "Червона Украина". | Военная история

 

Гибель "Червоной Украины"

 

Легкий крейсер “Адмирал Нахимов” (типа "Светлана")заложен в Николаеве 3 октября 1913 года, спущен на воду 6 ноября 1915 года. 7 декабря 1922 года Реввоенсовет республики постановил переименовать крейсер “Адмирал Нахимов” в “Червону Украину”. 

 Водоизмещение 6934 т, 4 гребных винта, мощность паровых турбин 50 000 л. с., скорость хода 29,5 узла. Длина наибольшая 158,4 м, ширина 15,3, среднее углубление 6,6 м. Дальность плавания 14-узловым ходом 3700 миль. Бронирование: нижний пояс 76 мм, верхний пояс 25 мм, палуба 25 мм, башни 76 мм.Вооружение: 15 — 130-мм орудий, 8 — 75-мм зениток, 2 торпедных аппарата, 100 мин.

 “Червона Украина” — один из четырех легких крейсеров, заложенных на Черном море накануне первой мировой войны.Ещё четыре крейсера типа "Светлана" строились в Петрограде. К концу 1917 года он был готов на 90%, однако революция и гражданская война задержали его достройку. Лишь в декабре 1922 года VII Всеукраииский съезд Советов постановил: “В целях закрепления братской связи между Советской Украиной и Красным Черноморским флотом... VII съезд поручает будущему ВУЦИКу (Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет) принять шефство над крейсером “Нахимов”... и принять меры к окончанию его достройки в кратчайшие сроки”. 

 В дореволюционный проект корабля были внесены некоторые усовершенствования — параваны, оборудование для гидросамолетов, усиление зенитного оружия. К лету 1926 года работы закончили, а 21 марта 1927 года крейсер вступил в строй советского флота. На этом корабле проходили службу известные советские военачальники — Н. Кузнецов, Н. Несвицкий, Ю. Пантелеев. 

 В книге Нормана Полмара «Авианосцы»упоминается, что Фрэнсис Э. МакМерти, издатель ежегодника «Джейнс Файтинг Шипс», утверждал про намерения ВМФ СССР в 1929 году переделать лёгкий крейсер «Адмирал Нахимов» в авианосец «Сталин». Предполагалось, что «Сталин» будет нести 22 самолета и иметь скорость 30 узлов. Ожидалось, что постройка корабля будет завершена в 1939 году (однако в самом справочнике указан 1937 год).

  12 ноября 1941 года, не дожидаясь отбоя воздушной тревоги, директор Севастопольского морского завода М. Сургучов поднялся наверх из бомбоубежища и увидел, что “юнкерсы” кружат над крейсером “Червона Украина”. Они непрерывно пикировали на корабль, ожесточенно отбивавшийся от них огнем зениток и пулеметов. Матросы стреляли по немецким самолетам даже из винтовок... “Все это происходило метрах в двухстах от того места, где я стоял, — вспоминал потом Сургучов, — нас разделяла Южная бухта. 

 Неподвижный крейсер оказался в очень невыгодном положении. Бомбы рвались со всех сторон, вода вокруг бурлила. Задымили дымовые шашки, — видимо, в них угодили осколки. Потом взметнулся уже не столб воды, а столб огня и дыма — бомбы попали в район носовой трубы. Находившихся там краснофлотцев взрывной волной подбросило вверх и откинуло на несколько десятков метров. А бомбы все рвались и рвались. “Юнкерсы” продолжали наседать. После одного из взрывов носовая часть “Червоной Украины” заметно осела в воду, но корабль продолжал вести бой и держаться на плаву”. 

 Воздушные налеты продолжались до наступления темноты, но больше ни одна бомба не достигла цели, и экипаж делал все для спасения корабля. Однако через две огромные пробоины в правом и левом бортах во внутренние помещения корабля проникло четыре тысячи тонн воды. 

 В ночь на 13 ноября крен на левый борт достиг критических 40°, и командир “Червоной Украины” капитан II ранга Н. Заруба приказал покинуть корабль. В четыре часа утра, когда последний барказ отошел от крейсера, он, перевернувшись, ушел под воду с поднятым кормовым флагом. На дно Южной, бухты лег крейсер, который первым ввели в состав флота после Великой Октябрьской революции. 

 Он был единственным советским крейсером, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

maxpark.com

Червона Украина (крейсер) - это... Что такое Червона Украина (крейсер)?

«Червона Украина» — советский военный корабль, лёгкий крейсер типа «Светлана» («Адмирал Нахимов»).

История

19 октября 1915 года в Николаеве завод «Русского судостроительного общества» («Руссуд») приступил к постройке для Черноморского флота крейсеров «Адмирал Нахимов» (головной) и «Адмирал Лазарев». Первая мировая и Гражданская войны надолго остановили строительство.

В феврале 1919 г. захвачен французскими войсками, а в марте, подняв красный флаг, крейсер перешёл на сторону большевиков[источник не указан 1072 дня].

В январе 1920 года отбуксирован белогвардейцами в Одессу и там посажен на мель. В феврале 1920 года возвращён в Николаев. 1 апреля 1923 года Николаевские государственные заводы приступили к достройке корабля по первоначальному проекту. 26 декабря 1922 года крейсер получил новое имя — «Червона Украина». «Червона Украина» вошла в состав флота 21 марта 1927 года. В сопровождении эсминцев «Незаможнык» и «Петровский» в 1928 году советский крейсер с дружественным визитом посетил Турцию. 25 июля 1929 года крейсер посетил И. В. Сталин. В 1930 г. совершил переход в Средиземное море, с посещением Италии и Греции, через четыре года крейсер снова идет в Турцию. Прошёл капитальный ремонт в 1932 году.

Принимал участие в боях в составе Черноморского Флота СССР в годы Великой Отечественной войны, в эвакуации Одессы, обороне Севастополя. 8 ноября 1941 первым из кораблей эскадры открыл огонь по наступающим войскам противника. 12 ноября, во время авианалёта, в крейсер, стоящий у Графской пристани попало две бомбы, из-за чего на корабле, который получил серьёзные повреждения, погибло 70 человек. На следующий день корабль отбуксировали в Южную бухту, где он затонул.

3 ноября 1947 года поднят. 8 февраля 1948 года его поставили в док и отремонтировали. Использовался как учебно-тренировочная станция. С 30 октября 1950 года корабль-цель. 10 мая 1952 года посажен на грунт в районе косы Бакал как мишень для бомбометания морской авиации.

Галерея

  • Крейсер «Адмирал Нахимов» перед спуском на воду, 24 октября 1915 года.

  • Спуск крейсера «Адмирал Нахимов», 25 октября 1915 года.

  • Лёгкий крейсер «Червона Украина», 1930-е годы.

  • Фок-мачта крейсера «Червона Украина», потопленного немецкой авиацией.

Интересные факты

  • В книге Нормана Полмара «Авианосцы»[1] упоминается, что Фрэнсис Э. МакМерти, издатель ежегодника «Джейнс Файтинг Шипс», утверждал про намерения ВМФ СССР в 1929 году переделать лёгкий крейсер «Адмирал Нахимов» в авианосец «Сталин». Предполагалось, что «Сталин» будет нести 22 самолета и иметь скорость 30 узлов. Ожидалось, что постройка корабля будет завершена в 1939 году (однако в самом справочнике указан 1937 год).[2].

Примечания

Литература

  • А. А. Чернышев (2008). «Гибель крейсера «Червона Украина»». Гангут (№48): 67-81. ISSN 5-85875-056-7.
  • Ю. В. Апальков Российский Императорский флот 1914—1917. — Москва: Моделист-конструктор, 1998. — 32 с. — (Морская коллекция № 4 (22) / 1998). — 4300 экз.
  • Министерство обороны СССР. Корабли и вспомогательные суда Советского военно-морского флота (1917-1927). — Москва: Воениздат МО СССР, 1981. — 589 с. — (Справочник).
  • Министерство обороны СССР. Боевая летопись военно-морского флота (1941—1942). — Москва: Воениздат МО СССР, 1983. — 496 с. — (Справочник).
  • Министерство обороны СССР. Краснознамённый Черноморский флот. — Москва: Воениздат МО СССР, 1987. — 334 с. — 30 000 экз.
  • Н. А. Залесский Ещё раз о крейсерах типа «Светлана». — Москва: Морской сборник, 1999. — (Морской сборник № 10—12 / 1999).
  • Цветков И. Ф. Гвардейский крейсер «Красный Кавказ». — Л.: Судостроение, 1990. — 264 с. — (Замечательные корабли). — 60 000 экз. — ISBN —5—7355—0121—6

Ссылки

dic.academic.ru

Крейсеры «Червона Украина» - Порты Украины

01 мая 2009  

В Севастополе на береговой стенке Графской пристани вмонтирована мемориальная доска из красного гранита, на которой высечен силуэт корабля и текст: «Здесь, ведя бой с противником, 12 ноября 1941 года погиб крейсер «Червона Украина». Личный состав корабля со своими орудиями перешёл на сухопутный фронт и героически защищал Севастополь до последнего дня обороны на батареях № 112 и 113 — Максимова дача, № 114 —хут. Дергачи, № 115 — ст. Мекензиевы горы».

Порты Украины, № 09 (101) 2010Лев МартыновСтраницы истории

 

В Севастополе на береговой стенке Графской пристани вмонтирована мемориальная доска из красного гранита, на которой высечен силуэт корабля и текст: «Здесь, ведя бой с противником, 12 ноября 1941 года погиб крейсер «Червона Украина». Личный состав корабля со своими орудиями перешёл на сухопутный фронт и героически защищал Севастополь до последнего дня обороны на батареях № 112 и 113 — Максимова дача, № 114 —хут. Дергачи, № 115 — ст. Мекензиевы горы».В историческом формуляре корабля, первоначально именовавшегося «Адмирал Нахимов», записано: «Крейсер заложен и спущен на воду в г. Николаеве на судостроительном заводе «Руссуд» в 1913 г.» (теперь это завод им. 61 коммунара).Затем из-за первой мировой и гражданской войн, а также труднейшего преодоления послевоенной разрухи он смог быть достроен только в 1927 году и вступил в строй боевых кораблей Черноморского флота как первый советский крейсер, которому было присвоено новое наименование — «Червона Украина».В ноябре 1939 г. мой отец был назначен на крейсер военным комиссаром. До этого он служил на Северном флоте на сторожевом корабле и эсминце. В этом же году наша семья переехала с Севера (а я родился в Мурманске) в Севастополь. Мы жили на Корабельной стороне. У меня в памяти остался наш четырехэтажный дом как раз напротив Малахова кургана, корабли и флаги расцвечивания на них в севастопольской бухте.«Червона Украина» тогда стояла на Севморзаводе на капитально-восстановительном ремонте. Крейсер должен был быть готов к началу войны, поскольку все тогда знали, что она неизбежна.В январе 1941 г. корабль прошёл швартовные испытания и занял свое «штатное место» на бочках в Северной бухте. Что представлял из себя корабль в то время? Крейсер, который при полном водоизмещении в 8400 тонн мог развивать ход до 28 узлов, имел артиллерию главного калибра из 15 палубных 130 мм орудий и зенитную артиллерию из двух шестиорудийных батарей 100-миллиметрового и 45-миллиметрового калибра, мог ставить мины, стрелять торпедами из четырёх трёхтрубных аппаратов и был способен выполнять все боевые функции, свойственные кораблям своего класса. Случилось так, что как раз 22 июня 1941 г. мы с матерью оказались в Евпатории и слышали там выступление В.М. Молотова в связи с началом войны. Въезд в Севастополь для нас, как и для всех других гражданских лиц, был закрыт, и мы поехали, в чём были одеты в г. Кинешму на Волге, к родственникам матери.А крейсер «Червона Украина» в ночь на 22 июня пребывал, как всегда, в боевой готовности. Около двух часов ночи на корабле была объявлена боевая тревога.Поскольку боевые тревоги по ночам объявлялись почти каждый день, люди на крейсере подумали, что это очередная учебная тревога. Однако часа через два раздался первый выстрел зенитки справа от входа в Северную бухту, а затем раздались еще выстрелы и грохот разрывов снарядов. В 3 часа 30 минут 22 июня Севастополь вступил в войну и отражал первый налёт немецко-фашистской авиации. С крейсера также заметили в лучах прожекторов силуэт вражеского самолёта, по которому начали бить все шесть малокалиберных зенитных пушек корабля.Позднее узнали, какова была цель первого налёта на Севастополь. Но узнали только тогда, когда начали подрываться на донных минах, сброшенных с самолётов, корабли, выходившие из бухты. Это были новые неконтактные мины, не известные ещё нашим специалистам.Уже в первый выход корабля на следующий день после начала войны, когда «Червона Украина» вместе с крейсером «Красный Кавказ» возвращалась с боевого задания в Севастополь, в двухстах метрах от боковых ворот, когда крейсеры сбавили ход, пропуская буксир с плавучим краном, раздался первый взрыв — подорвался плавучий кран, из его команды никто не спасся.Эти подробности первых дней войны я узнал из рассказов отца, а также из его книги «Повесть о крейсере», изданной в 1969 г. К сожалению, рамки статьи не позволяют рассказать обо всех боевых делах крейсера. Приведу лишь один эпизод из того периода времени, когда крейсер участвовал в обороне Одессы.В августе 1941 г. крейсер вместе с другими кораблями поддерживал огнём артиллерии наши части, сражавшиеся с врагом в районе Дофиновки. Однако установленная там немецкая тяжелая батарея не давала покоя крейсеру, как только он появлялся в её зоне обстрела, а эта зона включала всё северное побережье за Одессой. Для лёгкого крейсера, каковой являлась «Червона Украина», прямое попадание снаряда такой батареи могло означать гибель. Экипаж крейсера горел желанием «посчитаться» с этой батареей. Нашлись и такие «горячие головы», которые стали просить командование корабля высадить с моря на шлюпке диверсионный десант в тыл батареи и уничтожить её. Но крейсер выполнял поставленную командованием задачу и не имел права отвлекаться на такие «партизанские» действия. Поэтому командир бригады крейсеров капитан первого ранга С.Г. Горшков, державший тогда свой флаг на «Червоной Украине», принял решение — батарею из Новой Дофиновки подавить артогнем крейсера. Для этого был разработан специальный план операции. В назначенный день после выполнения основной задачи — по обстрелу совместно с другими кораблями вражеского побережья — под вечер крейсер зашёл в Одесскую гавань, чтоб дезориентировать противника.Несколько позже, выйдя из порта, крейсер взял курс к Большому Фонтану. Затем он развернулся на обратный курс и, держась ближе к берегу, начал пересекать Одесский залив в северном направлении.Дофиновская батарея оказалась на острых курсовых углах правого борта крейсера. Корабль шёл на сближение с батареей, постепенно отворачивался влево. После короткой пристрелки пять орудий правого борта перешли «на поражение», стреляя с максимальной скорострельностью. Батарея стала отвечать. На седьмой минуте атаки в районе батареи взметнулось серое облако взрыва, а затем — чёрный столб дыма с проблесками огня. Батарея замолкла. Крейсер послал по ней ещё два полных бортовых залпа и лёг на курс в Одесский порт. С батареей было покончено.С началом обороны Севастополя в ноябре 1941 г. крейсер получил приказ занять огневую позицию в Южной бухте против Торговой пристани для стрельбы орудиями главного калибра по наступающим с севера и северо-востока немецким частям. Установили надёжную связь с командованием береговой обороны. На берег был высажен корабельный корректировочный пост. Утром 8 ноября крейсер «Червона Украина» первым из кораблей эскадры, находившихся в Севастополе, открыл огонь по немецко-фашистским войскам прямо из Севастопольской бухты. Вслед за ним в артстрельбу по врагу включились крейсер «Красный Крым» и другие корабли.Стрельба велась почти с предельной дистанции по скоплениям войск противника, наступавшим по Бахчисарайской дороге. Одновременно отражались налёты с воздуха.День 11 ноября вошёл в историю города-героя как день начала первого штурма Севастополя. В этот день обстреливала врага вся артиллерия крейсера. Было израсходовано более 600 снарядов главного калибра. В этот день под ударами корабельной артиллерии умолкли три немецкие батареи, было разбито 18 бронетранспортов и машин с войсками, 4 тяжёлых танка, уничтожено до трёх рот фашистских солдат. На следующий день, 12 ноября, с 9 часов утра крейсер вёл огонь из четырёх орудий на Балаклавском направлении. Тогда не знали, что это были последние залпы крейсера по врагу на суше.В это время с востока на Севастополь заходила большая группа немецких бомбардировщиков. Они шли звеньями на высоте 2,5—3 тысячи метров прямо на крейсер. Их встретили дружным огнём всей зенитной артиллерии корабля. Однако трём самолётам удалось прорваться сквозь зенитный огонь и сбросить бомбы на крейсер. На корабле возник пожар, который погасили, но через несколько минут крейсер вновь был атакован юнкерсами-пикировщиками. В этот день, когда «Червону Украину» бомбили 23 самолёта, корабль получил две большие пробоины в носовой подводной части с обоих бортов, были перебиты форштевень и киль. Крейсер принял более 3000 тонн воды и осел носом на грунт. А главное — корабль получил поперечную трещину и начал раскалываться надвое. Потери составили: 14 убитых и 90 раненых, из которых около половины — тяжело.Крейсер погиб, но большинство команды уцелело и продолжало сражаться с врагом.Мой отец был направлен на Керченский фронт, там был ранен, продолжал воевать на суше и на море, войну закончил в Румынии, в Констанце, где была тогда организована советская военно-морская база.Отец умер в 1987 г., так и не узнав, что имя «Червона Украина» через два года получил новейший ракетный крейсер. Однажды, в начале ноября 1989 г., я прогуливался вдоль моря в районе нынешнего пляжа «Дельфин». И вдруг вижу: большой военный корабль идёт параллельно линии берега на расстоянии порядка 300 м до берега. Потом поворачивает и идёт обратно. Затем маневр повторяется. Я догадался, что он делает — размагничивается. Тогда в этом месте была станция размагничивания судов при помощи кабелей, протянутых под водой перпендикулярно линии берега. Но каково было моё изумление, когда через несколько дней я получил письмо с приглашением посетить 7 ноября вместе с семьёй вновь построенный крейсер «Червона Украина», который стоит в доке на Ильичевском СРЗ. Насколько я знал, большие военные корабли никогда не ремонтировались на наших морских заводах. Их местом ремонта всегда был Севастополь. Но это был конец «перестройки», и севастопольцы слишком дорого запросили с военного ведомства, ильичёвцы оказались, видимо, более сговорчивыми. А, может, крейсерский сухой док Севморзавода был в это время занят, а Ильичевский плавучий док с подъемной силой 60000 т, как известно, в своё время предназначался для докования немецкого рейдера «Бисмарк». Так или иначе, но 7 ноября я с женой Лерой и дочерью Светой, а также моим другом-однокурсником Борисом Макаровым прибыл на борт корабля-«однофамильца» старого крейсера «Червона Украина».Новый корабль, как и старый, был построен в Николаеве на том же заводе им. 61 коммунара. На его борту, кроме команды, было около 200 рабочих завода. Корабль проходил испытания. Нас встретил командир корабля капитан второго ранга В. Макаренко. Первое, что я увидел в кают-компании корабля, была книга отца «Повесть о крейсере», о которой я упоминал выше.Командир лично провёл нас по кораблю, рассказал о его тактико-технических данных, показал всё, что можно было показать. Нам с Б. Макаровым, как инженерам-кораблестроителям, было очень интересно осмотреть этот первоклассный для своего времени корабль.Корабль был напичкан техникой, электроникой. Крылатые ракеты с дальностью полёта до 600 км, автоматизированное управление ракетами противовоздушной обороны, скорострельные орудия, способные своей очередью перерезать мишени пополам, и многое другое. Для наводки ракет на цель — вертолёт. Для команды — корабельная телестудия.Угостили нас вкусным флотским обедом. Потом показали несколько номеров корабельной самодеятельности, которые украсили бы, по моему мнению, любой телевизионный концерт. Недаром руководил самодеятельностью офицер, имеющий высшее музыкальное образование.Какова дальнейшая судьба новой «Червоной Украины»? У военных не принято раскрывать маршруты движения корабля. Но я, находясь в 1990 году в служебной командировке во Владивостоке, там узнал, что «Червона Украина» плавает в дальневосточных морях.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

ports.com.ua

Червона Украина (крейсер) Википедия

«Адмирал Нахимов»,с 7 декабря 1922 «Червона Украина»Лёгкий крейсер «Червона Украина», 1935 годСлужбаНазван в честьКласс и тип суднаИзготовительСтроительство начатоСпущен на водуВведён в эксплуатациюВыведен из состава флотаОсновные характеристикиВодоизмещениеДлинаШиринаОсадкаБронированиеДвигателиМощностьДвижительСкорость ходаДальность плаванияЭкипажВооружениеАртиллерияЗенитная артиллерияПротиволодочное вооружениеМинно-торпедное вооружениеАвиационная группа Изображения на Викискладе
Павел Степанович Нахимов
Крейсер типа «Светлана»
Объединение Николаевских государственных заводов им. Марти
18 октября 1913 года
19 октября 1915 года
21 марта 1927 года
1941 год
7999 т
163,2 м
15,7 м
5,7 м
борт — 76 мм, рубка — 76 мм, палуба и верхний пояс 25 мм
4 паровых турбины
50 000 л. с.
4 гребных винта
29 узлов максимальная
3700 миль на 14 узлах
852 человека
15 130-мм пушек обр. 13 г.
6 х 1 37-мм ЗАУ 70-К, 2 х 2 76-мм ЗАУ 39-К
2 бомбомёта, 30 глубинных бомб
2 × 3 533-мм торпедных аппарата, 100 якорных мин
1 гидросамолет

«Червона Украина» — советский военный корабль, лёгкий крейсер типа «Светлана» («Адмирал Нахимов»).

ru-wiki.ru

Советский легкий крейсер «Червона Украина» за 2 часа до гибели - фото

Главная » Техника » Корабли » Советские корабли » Советский легкий крейсер «Червона Украина» за 2 часа до гибели

Советский легкий крейсер «Червона Украина» за 2 часа до гибели

15 апреля 2010 Добавил DINAMIT 4 комментария

Советский легкий крейсер Черноморского флота «Червона Украина» (до 26 декабря 1926 года «Адмирал Нахимов») за 2 часа до гибели.

12 ноября 1941 года на стоящий у Графской пристани (Совторгфлотская пристань) Севастополя крейсер был совершен целый ряд воздушных налетов авиации противника. В первой волне участвовало 28 пикирующих бомбардировщиков. В 11.00 крейсер получил попадание двух авиабомб в районе шкафута. В 12.24 еще три бомбы разорвалось в непосредственной близости от его борта. Носовая часть “Червоной Украины” заметно осела в воду, но корабль продолжал вести бой и держаться на плаву. Всего на корабле погибло 70 человек. Воздушные налеты продолжались до наступления темноты, но больше ни одна бомба не достигла цели. Экипаж делал все возможное для спасения крейсера, однако через две огромные пробоины в правом и левом бортах во внутренние помещения корабля проникло около трех тысяч тонн воды. В ночь на 13 ноября крен на левый борт достиг критических 40°, и командир “Червоной Украины” капитан II ранга Н. Заруба по приказанию штаба командующего флота отдал команду покинуть корабль. В четыре часа утра, когда последний барказ отошел от крейсера, корабль лег на дно Южной бухты. Его экипаж вошел в состав частей, обороняющих Севастополь, а 17 декабря из снятых с крейсера 130-мм орудий в Севастополе сформировали четыре береговые батареи.

Категория: Советские корабли, Оборона Севастополя

Информация о фото

  • Место съемки: Севастополь
  • Время съемки: 12.11.1941

Оригинал

Поделиться:

Похожие фотографии

Предыдущее фото  | Следующее фото

waralbum.ru