Форт «Красная Горка». Красная горка форт


Форт "Красная Горка" | Свой Маршрут

Форт "Красная Горка" давно вызывал наш интерес, но его посещение сдерживалось закрытостью всех окрестностей Соснового Бора. Весной 2014-го, после расспросов знающих людей, мы таки решили испытать судьбу и выбрали для себя электричку как средство преодоления пропускных пунктов. Билеты на Балтийском вокзале нам продали без каких-либо сложностей.

Как добраться?

Около полутора часов дремы в полупустом вагоне - и мы на платформе 68 км. Погода как будто ждала, когда мы выйдем из электрички, снежные заряды сменяются моросящим дождем. Чуть дальше платформы железную дорогу пересекает шоссейка, по которой и следует топать вправо по ходу движения поезда (на север). Где-то через 2 км пересекаем Приморское шоссе и продолжаем движение уже по брусчатке, выложенной в начале 20-го века. Еще около трех км пути - и начинаются первые домики поселка Краснофлотский. Слева просматривается остов ж/д платформы с одноименным названием, а за ним - вспаханная противопожарная полоса и свежие проволочные заграждения каких-то военных объектов. Собственно, теперь уже не заблудиться - встали на дорогу как на лыжню, переходим рельсы заброшенной ж/д ветки и идем между заборов и колючек военных объектов.

Что посмотреть?

Мемориал погибшим морякам

Минуем стелу с орденом Красного Знамени, напоминающую, что форт принимал участие в защите Петрограда в 1919 году и Ленинграда в 1941-1944 годах. Доходим до бывшей автобусной остановки на площадке между штабными зданиями, казармами и жилыми домами. Указатель предлагает повернуть налево и уже через 200-250 м мы оказываемся у мемориала в честь погибших на форте за время всех боевых действий. Два ствола гладкоствольных пушек размещены на парапете видно лишь для композиции - на форте гладкоствольная артиллерия не применялась.

Мемориал находится на восточной оконечности форта, в районе 100 м к западу от него натыкаемся на полуразрушенное здание, предназначение которого не совсем ясно. Более всего походит на здание радиостанции. Ближе к берегу - дизель-электростанция прожекторной установки батареи 130-мм орудий. Само сооружение хорошо сохранилось, за исключением металлоконструкций и электрооборудования - все срезано, выкорчевано, демонтировано... Вообще-то весь комплекс "Красная Горка" состоит под опекой Минобороны, которое обещалось сделать здесь музей. Но из всего перечня работ по сохранности объектов в глаза бросаются только красные таблички над входами в сооружения, напоминающие о том, что это памятник истории, и поясняющие его назначение.

Читайте по теме: Форт "Серая Лошадь".

Уходим по натоптанной тропе над обрывом еще западнее. В крутом откосе видны красные вкрапления, что и послужило названием для форта. Проходящие по фарватеру суда при дальности стрельбы батарей до 25 км кажутся мишенями в тире. Артиллерия "Красной Горки" простреливала весь залив до северного побережья! Снаряды, выпущенные из орудий форта, рвались и на форте "Ино", и в Кронштадте. Размеры "невского пятачка", удерживаемого советскими войсками во время блокады Ленинграда, также определялись дальностью стрельбы орудий калибра 305-мм, снятых с линкора.

Железнодорожные артиллерийские транспортеры

Меж тем тропа уходит в глубь берега и выводит нас к проезду между позициями двух батарей: слева (если смотреть от залива) располагаются позиции батареи 130-мм орудий; справа - позиции батареи 10 дм (245-мм) орудий. По правой стороне сразу за насыпью маленькая экспозиция больших экспонатов: железнодорожные артиллерийские транспортеры ТМ-1-180 и ТМ-3-12. На них можно даже забраться! Что же до батареи 245-мм орудий, то входы в помещения артиллерийских позиций либо заварены, либо присыпаны основательным слоем грунта. На месте одного из артиллерийских двориков можно увидеть просевший грунт - следы взрыва. Следующая к западу батарейная позиция находится на территории действующих военных складов, огорожена несколькими рядами колючки с устрашающими надписями типа "Заминировано" и "Стой! Стреляют"....

Артиллерийские дворики артпозиций

Не рискуем и возвращаемся к артпозициям 130-мм орудий. В подземные помещения верхнего уровня артиллерийских двориков открытые входы. Неожиданно чисто. Но следы мародерства 90-х и здесь налицо. Вырезаны все металлические элементы, к которым можно было подобраться, выкорчеваны все до единого электрические кабели. Сохранились лишь ложементы для снарядов. Переходы, соединяющие позиции батареи, замурованы. В тыловой части форта многочисленные складские и вспомогательные сооружения с замурованными или засыпанными входами, элементы пожарного трубопровода...

По дороге в Лебяжье видим многочисленные заброшенные ж/д ветки, использовавшиеся для строительства и подвоза боеприпасов, и сооружения сухопутной обороны форта.

Крайний восточный элемент форта - дальномерный пост, захваченный "дикими дачниками". Далее - ряды не бедных коттеджей вдоль всего побережья. Остается только дойти до остановки маршрутки на Приморском шоссе.

 

svoimarshrut.ru

Орудия форта Красная горка: militaryequipm

Данный пост будет посвящен форту Красная горка, тому, как туда добраться, и что там можно увидеть - в первую очередь это железнодорожные артиллерийские системы.

Сначала о том, как добраться. Если у вас нет автомобиля, можно отправиться на электричке, следующей до станции Калище с Балтийского вокзала. Выйти нужно на платформе "68 километр". Далее - повернуть направо и пойти по трассе. Примерно через километр-полтора встретится перекресток, нужно продолжать идти прямо по мощеной камнями дороге, которая идет через лес. Время от времени по левую руку можно будет увидеть КСП охранения 15-го Арсенала ВМФ:Попадутся и жилые домики. Затем, опять же с левой стороны, в зарослях можно будет увидеть лестницу:

Лестница эта ведет на заброшенную станцию Краснофлотск. Можно подняться, пройтись по платформе и посмотреть на заколоченную станцию:

Табличка на домике гласит: "Внимание! Пограничная зона. Въезд по пропускам. За нарушение погран режима штраф до 5 мин-х окладов". Насколько я знаю, где-то на дороге, если ехать на автомобиле, действительно могут остановить пограничники и потребовать документы. Но машины с местными номерами вроде как не останавливают.Далее нужно перейти заброшенную железную дорогу и пойти вперед. Уже будут попадаться указатели на столбах:

Соответственно, ориентируясь на них и нужно идти. А когда встретятся железнодорожные ворота цитадели, до орудий будет рукой подать. Кстати, рядом с этими воротами находится музей форта, вход бесплатный.

А вот и орудия. Сверхтяжелая артиллерийская система ТМ-3-12:Рядом с ней - информационный щит, в котором говорится об истории и применении этого орудия. Посетитель, который не испугается такого обилия информации, узнает о том, что данная система была сделана в 1938 году, а само орудие - еще в 1911, оно было взято с линкора "Императрица Мария", затонувшего в 1916 году. Систему применяли в ходе Зимней войны 1940 года для обстрела укреплений линии Маннергейма и города Выборг, а с начала Великой Отечественной ТМ-3-12 опять же успела повоевать против финнов в период с 22 июня по 2 декабря 1941 года. Затем все эти установки попали в руки финнов, так как эвакуировать их не представлялось возможным. Финская сторона восстановила эти орудия, в частности заменила поврежденные стволы на другие. После перемирия орудия были возвращены в СССР и состояли на вооружения до 1961 года, после чего были отправлены на консервацию. До сегодняшнего дня сохранились все три установки, одна из них находится в Москве на Поклонной горе, вторая - в музее железнодорожной техники в Петербурге.

На снимке выше: опорная плита, которая стыкуется с площадкой заранее оборудованной огневой позиции. Далее железнодорожные тележки отделялись, и орудие могло вести огонь. Также можно было вести огонь прямо с колес, такая стрельба осуществлялась со специально построенных железнодорожных веток, которые назывались "усами".

Подъемный механизм снарядов.

Сам снаряд.

Казенник, если я правильно называю. Очень много людей вокруг, потому что был выходной и была хорошая погода. Много семей с детьми. Кстати, на глаза то и дело попадались щиты, призывающие родителей приглядывать за своими чадами. Совершенно справедливое требование: долго ли навернуться с пушки, высотой с двухэтажный дом, и сломать себе шею?

Ствол внушает.

То же орудие, но вполоборота сзади.Рядом с ним стоит другое - 180-мм железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-180:

На стволе нарисованы звездочки, интересно, что они означают, разрушенные ДОТы противника, что ли?Рядом - точно такой же щит, на котором можно прочитать, что разработка данной системы велась с 1931 года, а первая батарея таких установок была сформирована в 1936 году. Специально для таких орудий были разработаны снаряды, не дававшие яркой вспышки, чтобы орудие не засек противник.

К началу Великой Отечественной войны было выпущено 20 таких установок. Они несли службу на Ленинградской военно-морской базе и у Черного моря.

Еще одну такую установку можно увидеть в Москве на Поклонной горе.Кроме этих двух железнодорожных орудий на Красной горке можно увидеть противокорабельный комплекс "Сопка", саму пусковую установку без ракеты:

Комплекс предназначен для поражения надводных кораблей всех типов и принят на вооружение в 1958 году.Кроме того, можно осмотреть различные бетонные укрепления (опять же, лазить по ним нужно с осторожностью, а в них - с фонариком) и еще одну корабельную пушку. У нее никакого щита с информацией нет:

Но можно каким-то образом заказать экскурсию по форту Красная горка и услышать интересующую информацию во всех подробностях. Когда мы были там, экскурсия как раз проводилась, вел ее человек в форме МЧС.

Рядом находится точно такая же огневая позиция, но уже без орудия:

militaryequipm.livejournal.com

Форт «Красная Горка» («Алексеевский», «Краснофлотский»)

fotosergsФорт "Красная Горка" (Алексеевский) (в 1919 году переименован в «Краснофлотский») начал строиться в 1909 году, одновременно с фортом Ино, для обороны входа в Финский залив.Сайт Форт "Красная Горка": http://krasnaya-gorka.sbor.ru/

Видеообращение ВИО "Форт Красная Горка":http://video.yandex.ru//users/4611686021538768077/view/103338835/

Фотографии в альбоме «Форт "Красная Горка" ("Алексеевский", "Краснофлотский")» Краеведъ (FotosergS) на Яндекс.Фотках

fotosergs.livejournal.com

Форт "Красная Горка"

Форт «Красная Горка» (Алексеевский) (в 1919 году переименован в «Краснофлотский») — один из двух мощных береговых фортов Кронштадтской позиции Морской крепости Петра Великого. Входил в состав мощной минно-артиллерийской позиции, надёжно защищавшей подступы к столице государства от подхода крупных кораблей противника. Нарушить эту систему обороны удалось только британским торпедным катерам, атаковавшим корабли, стоявшие в 1919 году на рейде Кронштадта. Этот эпизод явился одной из причин категорического отказа моряков-балтийцев выполнить указания большевистского руководства об уничтожении флота, что переросло вскоре в Кронштадтское восстание под лозунгом «Советы без большевиков». Строительство под руководством генерал-майора Аполлона Алексеевича Шишкина было начато в 1909 году одновременно с фортом Ино (Николаевским) и закончено к 1915 году. Назван по деревне Красная Горка (ныне поселок Красная Горка), рядом с которой находится. Форт вошел в строй в начале 1914 года. К началу первой мировой войны гарнизон форта был укомплектован по штатам военного времени (2000 артиллеристов, 2000 пехотинцев и более 500 военнослужащих других родов войск). В боевых действиях первой мировой войны форт участия не принимал. К январю 1917 года гарнизон форта возрос до 5500 человек. В 1918 году в связи с близостью германской армии форт был заминирован. Взрыв был отменен, но заряды не были убраны. 19 августа во время сильной грозы несколько зарядов сдетонировало. На воздух взлетели пороховые погреба трех орудий Канэ и четырех 254-мм орудий. Артиллерийская прислуга погибла, орудия были сильно повреждены, а одно 254-мм орудие уничтожено. Во время Гражданской войны форт входил в систему оборонительных укреплений «красного» Петрограда. К этому времени на форте имелось 25 орудий калибра от 76 до 305 мм. Во время боевых действий форт открывал огонь по противнику: 20 ноября 1918 года по захваченной финнами батарее «Пуммола», ранее входившей в систему укрепления форта «Ино», 29 июня 1919 года по транспортному судну противника. 13 июня 1919 года, во время наступления на Петроград Северного корпуса генерала А.П. Родзянко, гарнизон форта поднял антибольшевистское восстание, которое было подавлено огнём и десантом с кораблей Балтийского флота (по форту было выпущено более 600 12" снарядов). Восставшие оборонялись, обстреливая Кронштадт и корабли красного Балтийского флота. 16 июня красноармейцы вошли в оставленный восставшими форт. Белая армия не смогла воспользоваться переходом форта на сторону белых, т. к. белые узнали о восстании только на третий день — день, когда восстание было ликвидировано. 30 октября 1919 года форт вступил в артиллерийскую дуэль с английским монитором «Эребус» (англ. HMS Erebus), выполнявшим робкую и запоздалую огневую поддержку Британским флотом наступления армии Юденича. В 1921 году орудия «Красной горки» вели огонь по Кронштадту, подавляя антибольшевисткое восстание. 30 ноября 1939 года в 8 часов 3 минуты утра форт в числе других батарей Кронштадта открыл огонь по финским укреплениям «Линии Маннергейма». Однако без корректировки огонь был неэффективен, и вскоре стрельба была прекращена. Во время Великой Отечественной войны форт стал центром обороны Ораниенбаумского плацдарма. Радиус действия его орудий фактически определял дальность расположения немецких позиций. Вокруг форта были проложены железнодорожные пути, по которым на специальных транспортерах перемещались крупнокалиберные корабельные орудия (356-, 305-, 180-мм). После войны форт некоторое время поддерживался в боеготовом состоянии, потом его помещения использовали в качестве складов, а затем почти полностью забросили. В 2007 году совместо с муниципальными властями Лебяжьего, Ломоносовского района и Ленинградской области военные моряки решили в ближайшее время создать музей на месте легендарного форта. Весной 2012 года муниципальными властями Лебяжьего, Ломоносовского района и Ленинградской области взят курс на уничтожение этого шедевра русской фортификации, а также исключения его из списка культурных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Батарея 8×11" гаубиц Батарея 8×10" орудий Батарея 6×6" орудий Канэ Батарея 4×12" орудия в открытых установках Батарея 4×12" орудия в двухорудийных башнях

Форт является одним из культурных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1990 года.

www.lenww2.ru/index.php/region01/area11?id=1074www.krasnaya-gorka.sbor.ru/fort/fort.htm

wikimapia.org

Форт Красная Горка | Санкт-Петербург Центр

Форт Красная горка – мощное береговое защитное сооружение, построенное в самом начале XX века недалеко от Кронштадтской крепости. Его призвание состояло в укреплении позиции российского флота в Финском заливе и защите Северной столицы от нападения вражеских кораблей.

Первые годы существования

Возводить укрепления начали в 1909-м году, руководил работами генерал-майор Аполлон Алексеевич Шишкин. Название “Красная горка” форт получил благодаря одноименной деревне, находившейся неподалеку. В разное время его величали также и “Алексеевским”, и “Краснофлотским”.

Строительство форта закончилось в 1915-м году. Обслуживающий штат состоял из четырех с половиной тысяч военнослужащих, из которых артиллеристов и пехотинцев было по две тысячи, а других военных специалистов — пятьсот.

В первые годы своего существования форт не участвовал в боях, но непрерывно наращивал свою мощь, и к 1917-му году гарнизон составляли уже пять с половиной тысяч бойцов.

Закладка мин. Бунт

В 1918-м году в связи с напряженной обстановкой в водах Балтики форт был заминирован. Взрывать его так и не пришлось, однако заложенные заряды не были ликвидированы и некоторые из них сдетонировали во время сильного шторма, несколько человек погибло.

Год спустя моряки–белогвардейцы подняли бунт против режима большевиков, к ним присоединились служащие фортов “Обручев” и “Серая Лошадь”. Восстание подавили с помощью морского десанта.

Военная и послевоенная история

Впервые форт поучаствовал в настоящих военных действиях лишь в 1939-м году, когда был отдан приказ — вести с его орудий обстрел неприступного финского комплекса обороны – “Линии Маннергейма”. В годы Великой Отечественной войны “Красная горка” защищала Ораниенбаумский плацдарм от фашистов. Советские артиллеристы не подпускали врага ближе, чем на расстояние выстрела.

После войны защитные сооружения некоторое время еще поддерживали в надлежащем состоянии, но потом они начали приходить в запустение: сначала их использовали как склады, а потом и вовсе забросили. Все, что можно разобрать и сдать на металлолом, было вывезено “охотниками за металлами”. Остальное постепенно разваливалось само по себе.

Красная горка сейчас

В настоящее время силами энтузиастов на территории форта создан музей. Он занимает помещения бывшего убежища пехотинцев, ныне защищенные от излишней влаги и отремонтированные. Экспозицию составляют предметы, найденные в подземельях и казематах форта.

Туристы могут почтить память тех, кто погиб во время Великой Отечественной войны, посетив гранитную стелу с орденом Красного Знамени и мемориал, установленные в честь защитников Ленинграда.

Интересно будет осмотреть сохранившиеся артиллерийские транспортеры ТМ-3-12 и ТМ-1-180, курсировавшие по железной дороге. Эти “экспонаты” можно потрогать, и даже залезть на них.

Любознательным путешественникам интересными могут показаться внутренние сооружения: командный пункт, служебные и вспомогательные строения. Но нужно быть очень внимательным: иногда попадаются предупреждающие таблички, сообщающие о том, что тот или иной участок заминирован – это не просто слова. На территории форта, действительно, все еще покоятся неразорвавшиеся мины. Есть и действующие военные объекты, вход на которые запрещен.

peterburg.center

Форт "Красная Горка". 1908-2012 - pvn123

Давно я не был на форту «Красная Горка».Где-то лежат старые, неопубликованные фотографии.А сейчас приехали родственники с детьми – самое время поехать в музей под открытым небом. Благо и погода вчера располагала.

Среди многих достопримечательностей Петербурга и ЛО был назван и форт Красная горка: http://pvn123.livejournal.com/247506.html

И это по-праву.Во-первых, - место историческое, великая история России.А, во-вторых, - очень красивые места, сосновый бор и высоченный (метров 30) обрывистый берег моря. Такие высоты только там, они уже к Лебяжье спадают до пологого пляжа.

Фото 1. Красная горка. Форты и пушки.

Фото 2. Железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-3-12 (305 мм)

Фото 3. Сейчас осталось только два ж-д транспортера. Но я в давние годы видел тут их три. Третий был самый большой.

Фото 4.

Фото 5.

Фото 6. Это орудие перетащили сюда много позже. Б13 (130 мм)

Фото 7.

Фото 8. Суды по тому, что я несколько лет назад видел ствол, нацеленный в сторону моря эту башню удавалось поворачивать. Железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-1-180 (180мм)

Фото 9.

Фото 10. Железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-1-180 (180мм)

Фото 11. Фантастические виды с высокого обрыва Красной горки - тема отдельного фоторепортажа. А пока - муравейник на обрыве метров 30 над морем. Как там муравьи жить не боятся.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16. Схема форта Красная Горка и прилегающих территорий.

Фото 17.

Форт «Красная Горка» на карте.

Немного из истории форта «Красная Горка».

Форт является дальнейшим развитием Кронштадтской Морской Крепости. Создан под некоторым влиянием обороны приморской крепости Порт-Артур в годы Русско-Японской войны 1904-1905гг..Проектные работы начались в 1907 году. Место под будущий форт выбиралось с таким расчетом, чтобы Кронштадт оказывался вне зоны действия корабельной артиллерии флота вероятного противника. К 1908 году оформился облик будущей Минно-артиллерийской позиции (МАП) на 25-27-ми километровом рубеже от Кронштадта. Проектируемая МАП должна опираться на два форта по обеим берегам Финского залива: форт на мысу Красная Горка (ныне дер.Красная Горка, ж/д.ст. Краснофлотск) и форт на мысу Инониеми (ныне дер. Пески, ж/д. ст. Приветинское) Окончательный план форта был утвержден 3 сентября 1908 года. Февральская революция, демобилизация царской армии и формирование РККА, когда из гарнизона форта в 3000 человек, необходимых по штату оставалось лишь полсотни. Затем минирование батарей во избежание захвата германскими войсками, таинственный взрыв погребов боезапаса 10-дм и 6-дм батарей 18 августа 1918г. Два котлована на территории этих батарей и огромные глыбы бетона разбросанные по побережью – все это следы и немые свидетели тех драматических событий. Апогеем развития событий на форту в Смутное время стал мятеж 13 июня 1919 года под руководством выбранного коменданта форта Н.М. Неклюдова и его подавление артиллерией линкоров «Петропавловск» и «Андрей Первозванный» и крейсера «Олег». Потом бои с Интервентами развернулись с новой силой: авианалеты с авиатранспорта «Vinidictiv», борьба с десантными кораблями, схватка с английским монитором «Эребус».Нельзя не упомянуть о роли Форта в формировании первых в Советском Союзе железнодорожных береговых батарей. Рядом с «Красной Горкой» в поселке Гора-Валдай были построены первые стрельбовые площадки для 12-дм (305-мм) и 14-дм (356-мм) железнодорожных орудий. (т.н. «Объект 100») Здесь же первые три батареи: 6-я (3 ? 356-мм), 7-я и 8-я ( по 3 ? 305-мм ) готовились к переходу на Дальний Восток. Начало «Зимней войны» 1939 – 1940 гг. не оставило крепость в стороне. Батареи форта стреляли по железнодорожным узлам и артбатареям финнов, в т.ч. по орудиям, установленным на территории бывшего «собрата» - форта «Ино». Максимальная дальность 12-дм орудий позволяла «доставать» и до района Инкиля – западного узла обороны знаменитой «Линии Маннергейма».На начало новой большой войны Главный Калибр был по-прежнему представлен двумя 12-дм батареями: 311-й башенной и 312-й открытой. Из скорострельных батарей на форту действовала 322-я батарея из 3-х 152-мм пушек Канэ и 313-я батарея из 4-х 120-миллиметровок. Кроме того, в августе 1941 после прорыва немецко-фашистскими войсками линии оборы по реке Луге, с Сойкинского полуострова была переброшена 211-я батарея 130-мм орудий Б-13, её разместили в модернизированных двориках бывшей 11-дм батареи.К концу августа войска противника вышли на предельную дальность стрельбы фортовских орудий, и 31 августа 311-я батарея открыла огонь по танкам и пехоте противника в районе Копорья. Огонь корректировался наблюдателями с линии фронта. Результатам стрельбы дал высокую оценку нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов, находившийся в это время на форту.В сентябре немцы вышли на берег Финского залива в районе Стрельны, образовался Ораниенбаумский плацдарм. Дальность работы артиллерии форта составляла от 25 до 42 километров, а границы плацдарма проходили примерно в 30 километрах от форта. И без преувеличения можно сказать, что главная заслуга того, что Приморской Оперативная группе удалось удержаться на занимаемых рубежах, принадлежит артиллеристам форта «Красная Горка». Ораниенбаумский плацдарм и Форт «Красная Горка» стали местом испытания и новейшей техники, поступающей на вооружение Советского Флота. Так на форту впервые в дополнение к оптическим средствам наблюдения был установлен тепловизор. В Большой Ижоре работала одна из первых в Советском Союзе радиолокационных станций РУС-3 «Редут», которая сыграла значительную роль в успешном отражении крупнейшего авианалета на Кронштадт 21 сентября 1941 года.Уменьшался гарнизон форта: на пополнение сухопутного фронта стали уходить фортовские старшины и матросы. «Красногорцы» воевали и на реке Воронке в Керново и в Лужках, и на самом тяжелом участке Ораниенбаумского плацдарма – на горе Колокольня. Воевали как снайпера, как пулеметчики, воевали в составе общевойсковых соединений и отдельными отрядами. Так в постоянной боевой работе протекли 1942-й и 1943 годы. Деятельность форта активизировалась к ноябрю 1943 года, когда на плацдарме начала собираться 2-я Ударная армия. Требовалось во что бы то ни стало обеспечить безопасность перевозок Кронштадт- Ораниенбаум. И эта задача была успешно выполнена. Своего апогея работа «Красной Горки» достигла 14 января 1944г, когда началась операция по окончательному снятию Блокады Ленинграда. «Главный калибр» форта разбивал опорные узлы фашистов в деревнях Гостилицы и Дятлицы. К 27 января здесь все кончилось, враг был отброшен за 60- 100 км от Ленинграда.Летом 1944 г. началась операцию по освобождению Карельского перешейка. Огневая мощь форта была усилена тремя батареями железнодорожной артиллерии, базировавшимися на «Объекте 100». К 16 июня враг окончательно был отброшен за пределы досягаемости орудий форта. Первые послевоенные года прошли в восстановлении фортовского хозяйства, замене ветеранов флота – 6-дм орудий Канэ на современные 130-миллиметровки Б-13, установке на форту радиолокационной станции. А в 1950 году «Красная Горка» получила новую систему управления огнем. В те годы на стажировку на форт приезжали военные представители других государств: китайцы, немцы и даже албанцы. Активные учения с применением калиберных 12-дм снарядов продолжались на башенной батарее вплоть до 1955 года. Открытая 12-дм батарея была законсервирована ещё в 1944 году.Но настала эпоха ракет. Кто-то «наверху» решил, что ствольная артиллерия, несмотря на некоторые явные преимущества перед ракетами, изжила себя. В 1955 году Кронштадтская крепость была расформирована, начался демонтаж артиллерии с островных фортов. Черед «Красной Горки» настал в 1962 году. С уходом артиллеристов форт, а точнее его 12-дм батареи, превратились в хранилища боезапаса Ижорского арсенала. В этом качестве они используются до сих пор. Остальная территория была отдана под размещение 17-го флотского экипажа.В 1960 году на форт вновь после 1944 года пришли железнодорожные орудия. Один дивизион 305-мм транспортеров ТМ-III-12 и три дивизиона 180-мм транспортеров ТМ-1-180. Теперь пришли на консервацию. Мероприятия по подготовке орудий к консервации проводились на «Объекте 100», и в ноябре 1961 года материальная часть переведена с «Объекта 100» на Красную Горку на склад 2777.1975 году по инициативе ветеранов Форта на «Красной Горке» открылся мемориал артиллеристам-защитникам Ленинградской земли и музей Береговой артиллерии. В экспозицию вошли 6-дм пушка Канэ, 100-мм орудие Б-24 и 130-мм орудие Б-13, а так же два железнодорожных транспортера: ТМ-III-12 и ТМ-1-180. Последние расположили на старой фортовской железной дороге напротив 10-дм батареи, а орудия – в трех правофланговых двориках напротив.Вся центральная 6 - 10-дм батарея, разрушенная взрывом 1918 г. долгое время была доступна для осмотра. Дело в том, что после тех событий батарею не восстанавливали, остальное было засыпано песком, в т.ч. погреба с оставшимся боезапасом.Лихолетье 90-х годов не прошло бесследно и для форта – началось его постепенное разграбление. Настоящая катастрофа случилась с уходом в 1999 году флотского экипажа – форт остался беззащитен. Срезались металлические двери казематов, балки противооткольных радиусов в погребах, рельсы потолочных перекрытий. С пушки 6-дм Канэ сняли все подъемные механизмы, а с транспортера ТМ-III-12 срезали автогеном полутонный замок. Грабеж был временно приостановлен началом работ по разминированию – территорию 6 – 10-дм батарей и транспортеры оградили двумя рядами колючей проволоки и выставили охрану. Колючая проволока помогала сохранить экспонаты, но не ото всех: в 2005 году с форта тайно была вывезена 152-мм пушка Канэ – единственная в России, а орудие 100-мм Б-24 просто разрезано автогеном. Впоследствии Канэ была обнаружена в Москве в музее на Поклонной горе.Но настоящее испытание, которое ждало форт было ещё впереди. 25 января 2007 года на форт прибыла частная компания ООО «Мираж» для разборки и перевоза в Подмосковье в частный музей железнодорожных транспортеров ТМ-III-12 и ТМ-1-180На защиту форта встал поселок Лебяжье, во главе с депутатом местного совета, историком А.И. Сенотрусовым. Неравная борьба продолжалась с февраля по май 2007 года и окончилась 9 мая Победой защитников Форта. Материалы – из Интернета.

pvn123.livejournal.com

Форт «Красная Горка»

Форт «Красная Горка» (Алексеевский) — один из двух фортов Кронштадтской позиции Морской крепости Петра Великого. Строительство форта было начато в 1909 году одновременно с фортом Ино (Николаевским). В строй форт вошел в начале 1914 года.

Строительством форта руководил генерал-майор Аполлон Алексеевич Шишкин. Форт взял свое название от деревни Красная Горка, рядом с которой располагается. В 1919 году форт был переименован в Краснофлотский.

К началу первой мировой войны гарнизон форта был укомплектован по штатам военного времени (2000 артиллеристов, 2000 пехотинцев и более 500 военнослужащих других родов войск). В боевых действиях первой мировой войны форт участия не принимал. К январю 1917 года гарнизон форта возрос до 5500 человек. В 1918 году в связи с близостью германской армии форт был заминирован. Взрыв был отменен, но заряды не были убраны. 19 августа, при неизвестных обстоятельствах, несколько зарядов сдетонировало. На воздух взлетели пороховые погреба трех орудий Канэ и четырех 254-мм орудий. Во время Гражданской войны форт входил в систему оборонительных укреплений «красного» Петрограда.

Участие в боевых действиях:

  • 20 ноября 1918 года был открыт огонь по захваченной финнами батарее «Пуммола», ранее входившей в систему укрепления форта «Ино»
  • 13 июня 1919 года, во время наступления на Петроград Северного корпуса генерала А. П. Родзянко, гарнизон форта поднял антибольшевистское восстание, к которому присоединились форты «Серая лошадь» и «Обручев». 16 июня восстание было подавлено огнём и десантом с кораблей Балтийского флота.
  • 30 октября 1919 года форт вступил в артиллерийскую дуэль с английским монитором «Эребус», выполнявшим огневую поддержку Британским флотом наступления армии Юденича.
  • В 1921 году орудия «Красной горки» вели огонь по Кронштадту, подавляя антибольшевистское восстание.
  • 30 ноября 1939 года в 8 часов 30 минут утра форт в числе других батарей Кронштадта открыл огонь по территории Финляндии.
  • Во время Великой Отечественной войны форт стал центром обороны Ораниенбаумского плацдарма. Радиус действия его орудий фактически определял дальность расположения немецких позиций. Вокруг форта были проложены железнодорожные пути, по которым на специальных транспортерах перемещались крупнокалиберные корабельные орудия (356-, 305-, 180-мм).

После войны форт некоторое время поддерживался в боеготовом состоянии, потом его помещения использовали в качестве складов, а затем почти полностью забросили. В настоящее время доступ на форт свободный.

Видео прогулка по форту Красная горка

Фотографии

Песчаный карьер около платформы «68 км»Булыжная дорога к форту. Остатки Шведской королевской дороги.Заброшенная платформа «Краснофлотск»Железнодорожные ворота цитадели «Форт Красная горка»

Народный музей Форта «Красная Горка»

Музей располагается в убежище для пехоты №6 сухопутной обороны Форта «Красная Горка».

Групповой командный пункт

Групповой командный пункт 10″ и 6″ батарей, расположен на левом фланге 6″ батареи.

Батарея 6″ орудий

Батарея из шести 152мм/45мм орудий Канэ образца 1892/1906 годов.

Батарея 10″ орудий

Батарея из восьми 10-дюймовых орудий Бринка.

Морское 130-мм орудие

На правом фланге батареи 10″ в оружейном дворике установлена 130-мм/50 корабельная палубная артиллерийская установка обр. 1935 г. (Б-13).

Бронебетонный каземат между орудийными двориками

Противокорабельный комплекс С-2 «Сопка»

Часть подвижного берегового противокорабельного ракетного комплекса наземного базирования крылатой ракеты С-2.

Артиллерийский транспортёр ТМ-III-12

305-мм/52 артиллерийская установка на железнодорожном транспортере ТМ-III-12.

Артиллерийский транспортёр ТМ-I-180

180-мм/57 артиллерийская установка на железнодорожном транспортере ТМ-I-180.

Батарея 11″ мортир

При постройке форта здесь была расположена батарея из восьми гаубиц калибра 11 дюймов. В начале Великой Отечественной войны здесь были установлены четыре 130-мм пушки Б-13.

Командный пункт батареи 11″ мортир

Мемориал форта «Красная Горка»

Мемориал краснофлотцам и красноармейцам, погибшим в гражданскую войну, при отражении интервенции 1919 г., при подавлении Кронштадтского восстания 1921 г. и в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.

Берег Финского залива за батареей 11″ мортир

Берег с 20-метровым обрывом на берегу форта.

Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0.

www.petersburg-bridges.ru