История развития кожевенного дела. Кожевенное дело


Основы кожевенного дела - виды выделки и производственное назначение натуральной кожи

В данной справочной статье мы рассмотрим происхождение, виды выделки, классификацию и производственное назначение натуральной кожи для пошива изделий, дадим основы кожевенной терминологии, а также приведем краткое описание инструментов для работы с кожей. Мы преследовали своей целью пояснить базовые понятия и определения, принятые в кожевенном деле, а также представить их в максимально простой и удобной форме для тех, кто делает первые шаги в работе с кожей или просто желает расширить свой кругозор.

Эволюция кожевенного дела

Шкуры и кожа животных стали одними из первых материалов, которые люди научились обрабатывать еще в древние времена. Постепенно на смену одежде из примитивно обработанных шкур в повседневную жизнь стала входить более практичная одежда, обувь, галантерея и амуниция из сыромятной и дубленой кожи. Вместе с этим причастные к ремеслу мастера начали придумывать и совершенствовать инструменты для ее заготовки, выделки, пошива и декорирования. В процессе эволюции кожевенного дела люди научились заготавливать и обрабатывать кожу многих диких и одомашненных животных. Со временем натуральная кожа стала все глубже проникать во все сферы жизни и деятельности человека: из нее производилась не только одежда, обувь, предметы домашнего обихода и упряжь для одомашненных животных, но и военная амуниция, профессиональное снаряжение, знаки отличия и многое другое. Вместе с наработкой опыта и ростом производственных потребностей развивались и различные способы обработки кожи. Помимо традиционных, в наши дни применяется ряд высокотехнологичных промышленных методов выделки, которые в значительной степени повлияли на устоявшуюся классификацию. Таким образом, по производственному назначению всю натуральную кожу сегодня принято разделять на мебельную, автомобильную, обувную, одежную, галантерейную, шорно-седельную, техническую, а также прочие подвиды в зависимости от сферы применения или вида выделки.

Выделка натуральной кожи

Традиционные способы выделки можно подразделить на три основных, которые определяют свойства, специфику и назначение получаемой кожи. Их краткое описание приведено в следующей таблице.

Сырая кожа (сырец, голье)

Выделка без дубления: это шкура, прошедшая этап мездрения и золения. В процессе выделки такая кожа остается мягкой и пластичной, но после завершения обработки и окончательного высыхания становится твердой. Это свойство кожи использовалось для придания изделиям определенной формы, что позволило применять сырую кожу для изготовления щитов, шлемов, брони, а также одежды, обуви, предметов обихода и различных украшений.

Сыромятная кожа (сыромять)

Слабое дубление алюмокалиевыми квасцами. Такое дубление в технологическом плане не является полноценным, однако в давние времена использование сыромятной кожи было довольно широким: из нее мастерили обувь, одежду и ремни. В наши дни такую кожу используют в шорно-седельном и ортопедическом производстве.

Дубленая кожа

Дубление кожи, осуществляемое растительными, жировыми или химическими веществами. Дубленая кожа давно стала основным материалом в массовом кожевенном производстве, поскольку обладает лучшими эксплуатационными характеристиками: прочностью, долговечностью, устойчивостью к внешним воздействиям и презентабельным внешним видом. В наши дни дубленая кожа широко применяется для изготовления всего спектра кожаных изделий.

Виды дубления кожи

Все способы дубления натуральной кожи можно разделить на три группы: минеральное, также называемое химическим, органическое, к которому относятся альдегидное, жировое и растительное, а также комбинированное дубление. В следующей таблице приведены краткие описания наиболее распространенных методов дубления кожи.

Хромовое дубление

Один из самых распространенных видов дубления, при котором роль минеральных дубителей выполняют различные соединения хрома, которые в процессе обработки окрашивают бахтармяную сторону кожи в зеленый цвет. Кожа хромового дубления обладает ценными потребительскими качествами: мягкостью, эластичностью, воздухопроницаемостью, прочностью, устойчивостью к воздействию высоких температур и механическому истиранию. Такая кожа примерно в два раза прочнее кожи растительного дубления. К слабым сторонам хромового дубления можно отнести водопроницаемость и гигроскопичность получаемой кожи, из-за которых нередко происходит изменение площади ее поверхности не только при прямом воздействии влаги, но и при значительных колебаниях относительной влажности воздуха. Хромовое дубление часто применяется в комбинированных методах выделки.

Алюминиевое дубление

Один из старейших методов дубления алюминиевыми квасцами и сернокислым алюминием. Метод не получил широкого распространения, поскольку соли алюминия не образуют устойчивых соединений с коллагеном во внутренних слоях кожи. Алюминиевое дубление в чистом виде применяется исключительно для выделки лайки из шкур овец и коз.

Циркониевое дубление

Дубление кожи соединением циркония - сульфатоцирконатом натрия. Метод применяется для получения белой натуральной кожи. Циркониевая кожа имеет плотную лицевую сторону, обладает повышенной прочностью на разрыв и устойчивостью к механическому истиранию. Циркониевые соединения также применяются в комбинированных методах дубления.

Титановое дубление

Дубление солями титана. Кожа, прошедшая титановое дубление, имеет неокрашенную бахтарму и по своим свойствам во многом схожа с циркониевой кожей. Титановое дубление применяется в комбинации с другими методами дубления.

Жировое дубление

Дубление голья жирами различных морских животных, содержащими непредельные жирные кислоты. Жировое дубление в чистом виде используется для выработки одного единственного вида кожи — натуральной замши, которая благодаря такому способу выделки обладает особой мягкостью и водостойкостью.

Танидное дубление

Дубление кожи растительными танидами (танинами) или синтетическими танидами (синтанами). Растительные таниды получают в виде экстракта коры деревьев, а сырьем для получения синтетических служат фенолы, резорцин и нафталин. Таниды придают повышенную пластичность., но не обеспечивают коже должную износостойкость, поэтому танидное дубление комбинируют с хромовым, титановым и циркониевым. Это позволяет получить натуральную кожу с достоинствами всех примененных методов.

Растительное дубление

Дубление кожи танидами, экстрагированными из коры и древесины дуба, ивы, лиственницы, мимозы и других деревев. Процесс растительного дубления занимает весьма продолжительное время, и в наши дни в чистом виде используется редко. Вместо него применяется хромтанидное или синтанное дубление. Кожа растительного дубления обладает уникальными свойствами и непревзойденной натуральностью. Из-за особой внутренней структуры она лучше других подходит для тиснения, резьбы и штампования. К недостаткам такой кожи можно отнести отсутствие водостойкости.

Синтанное дубление

Синтаны сами по себе не могут выступать в роли дубителей, однако они способны значительно ускорить и удешевить процесс дубления кожи при добавлении их к танидам. Помимо этого, синтаны обеспечивают наполнение, отбеливание и окрашивание кожи в процессе выделки. Также как и растительное, синтанное дубление применяется в комбинации с другими методами (хромсинтанное и хромциркониевосинтанное дубление).

Альдегидное дубление

Дубление кожи формальдегидом и глутаровым альдегидом. Кожа формальдегидного дубления получается тонкой и не представляет особого интереса. Глутаровая кожа, наоборот, весьма практична: по параметрам мягкости и эластичности она близка к коже хромового дубления, но отличается более высокой устойчивостью к воздействию влаги, пота и различных органических веществ. Глутаровое альдегидное дубление комбинируют с танидным, хромовым, циркониевым и алюминиевым.

Комбинированное дубление

Дубление голья несколькими различными дубителями одновременно или в определенной последовательности. Комбинирование разных активных веществ применяется с целью придания коже лучших характеристик и получения преимуществ каждого из методов дубления.

Разновидности готовой натуральной кожи

В следующей таблице приведена общая классификация натуральной кожи по производственному назначению, а также дано краткое описание сырья, используемого для ее выработки.

Обувная кожа

Кожа для производства различных видов обуви. Для выработки используется кожа КРС хромового дубления, свиная и конская кожа.

Галантерейная и одежная кожа

Кожа, предназначенная для пошива верхней одежды, головных уборов, ремней, перчаток, сумок, портфелей, кошельков и различных аксессуаров. Для выработки используются кожа КРС, козлиная и овечья кожа, а также кожа экзотических животных.

Мебельная и автомобильная кожа

Кожа для обивки мебели и перетяжки автомобильных салонов. Для выработки чаще всего используется кожа КРС хромового дубления из-за большой площади шкур и устойчивости к механическому истиранию.

Шорно-седельная кожа

Прочная толстая кожа для изготовления снаряжения для конного спорта, пошива ножен, футляров, ремней, собачьих ошейников и прочих аксессуаров. Для выработки используется кожа КРС, свиная кожа, а также некоторые виды сыромятной кожи.

Техническая кожа

Кожа, применяемая для производства различных деталей технического назначения, а также специального снаряжения. Для выработки используется самая прочная и грубая кожа КРС, не обладающая эстетической ценностью.

Подробная классификация кожи для пошива

Существует множество разновидностей натуральной кожи для пошива одежды, обуви, галантереи и всевозможных аксессуаров, и каждая из них обладает своей спецификой и рядом характеристик, которые необходимо учитывать при выборе исходного материала для определенных производственных нужд. Наиболее популярные и доступные в широкой продаже виды кожи приведены в следующей таблице.

Гладкая кожа

Общее обозначение для различных видов кожи с плотной и гладкой лицевой поверхностью, полученной путем специальной обработки, которая позволяет сохранить естественную структуру верхнего слоя. Для производства гладкой кожи используется самое лучшее сырье, выделываемое с применением современных технологий. Чаще всего гладкие кожи вырабатываются из шкур молодых телят, коз, овец и гораздо реже из свиной кожи или шкур жеребят.

Вареная кожа

Кожа растительного дубления, подвергнутая погружению в горячую воду, кипящий воск или другие вещества для повышения прочности.

Краст

Кожа без специальной отделки лицевой поверхности, прошедшая процесс барабанного крашения. Поскольку у такой кожи отделка лицевой стороны отсутствует, правильно выделанный краст сложно отличить от качественной гладкой кожи. Краст вырабатывается только из шкур КРС.

Веган (растительный краст)

Кожа растительного дубления (КРС или свиная) толщиной от 1.0 до 3.0мм. Веган предназначен специально для изготовления резных элементов, тиснения и штампования.

Спи́лок

Слой натуральной кожи, получаемый путем распиливания более толстой кожи (шерфования). Для получения спилка используется кожа КРС, либо свиная кожа хромового, жирового или хромо-жирового дубления. Различают лицевой, средний и бахтармяный спилки. Количество спилков может составлять от 3-х до 6-ти в зависимости от толщины и внутренней структуры исходного куска кожи.

Лаковая кожа

Разновидность кожи с блестящей зеркальной поверхностью, обработанной путем нанесения лака. Лаковый слой защищает кожу от потери мягкости и гибкости, может быть глянцевым, матовым, прозрачным или цветным. Чаще всего подобная кожа используется в производстве модельной обуви и различной галантереи.

Велюр

Кожа хромового дубления, на выработку которой идут любые шкуры. Представляет собой перевернутую кожу, у которой бахтарма выступает в роли лицевой стороны.

Натуральная замша

Кожа, выработанная жировым дублением из шкур оленей, лосей или диких коз. Представляет собой мягкую и бархатистую, но при этом прочную кожу с густым низким ворсом с обеих сторон.

Лайка

Мягкая и эластичная кожа, выделываемая из шкур молодых ягнят и козлят хромовым или хромо-жировым дублением. Лайка применяется исключительно для изготовления перчаток, но в редких случаях может использоваться при производстве других галантерейных изделий.

Наппа

Тонкая полуанилиновая кожа, выработанная из кожи КРС и овчины. Имеет толщину от 0.5мм до 1.0мм и является очень эластичной. Широко применяется в качестве одежной кожи при производстве плащей, курток, головных уборов, а также как галантерейная кожа для изготовления сумок, клатчей и подобных аксессуаров.

Напплак

Разновидность кожи с нанесенным лаковым покрытием. Чаще всего это лакированная наппа.

Нубук

Мелковорсистая кожа, подвергшаяся в процессе выделки шлифовке лицевой поверхности абразивными материалами. Нубук похож на замшу, но вырабатывается исключительно из кожи КРС.

Чепрак

Толстая, плотная и очень прочная кожа, выработанная хромовым или жировым дублением из спинных участков шкур КРС.

Шора

Толстая и плотная кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС. Шора более пластична и податлива, нежели чепрак.

Юфть

Толстая кожа, выработанная жировым дублением из брюшной части шкур КРС. Юфть значительно более мягкая и пластичная, нежели чепрак или шора.

Шагрень

Кожа с декоративной пупырчатой поверхностью. Бывает мягкой (растительного дубления) и жесткой (сырая кожа). В наши дни шагрень вырабатывается из козьих и овечьих шкур.

Шеврет

Плотная и эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением.

Шевро

Плотная и прочная, но при этом мягкая кожа, выработанная хромовым дублением из козьих шкур.

Сафьян

В прежние времена сафьяном называли мягкую тонкую козлиную кожу растительного дубления, слабо прожированную и ярко окрашенную. В наши дни сафьяновая кожа — это штампованная овечья или телячья кожа особой выделки, изделия из которой устойчивы к внешним воздействиям и легко поддаются чистке.

Пергамент

Недубленая (сыромятная) кожа, выработанная из шкур молодых ягнят, козлят и телят. Пергамент обладает высокой прочностью и применяется при производстве музыкальных инструментов и дизайнерских украшений.

Инструменты для работы с кожей

В следующей таблице приведены описания основных инструментов для работы с кожей, составляющих регулярный набор мастера-кожевенника.

Рейсфедер

Инструмент с подвижным колесиком для механической разметки линий будущих швов и мест для установки фурнитуры.

Роликовый маркер (колесная басма)

Инструмент с вращающимся шипованным колесиком для разметки будущих отверстий. Шаг зубьев может быть различным. Роликовый маркер можно также использовать после прошивки кожи: достаточно прокатать готовый шов по отверстиям для придания ему большей рельефности и выразительности.

Циркуль разметочный (шорно-разметочный)

Удобный инструмент для геометрической разметки поверхности кожи. Также используется для наметки расстояния от края шва или разметки ширины ремня.

Канавкорез (грувер)

Инструмент для вырезания канавки под шов. Существуют регулируемые и нерегулируемые канавкорезы.

Резак (нож)

Различные по конфигурации и назначению инструменты для нарезки кожи. Встречаются прямые, дисковые, регулируемые, шерфовальные и многофункциональные ножи. Как правило, ножи для кожи предполагают установку сменных лезвий.

Поворотный нож

Инструмент для резьбы по коже (карвинга). Обычно техника карвинга предполагает использование поворотного ножа вместе со штампами для тиснения кожи.

Фигурные ножницы

Ножницы классической конструкции, которые имеют фигурный рисунок режущих поверхностей. Используются для декоративного оформления края изделия.

Пробойник

Инструмент для пробивания отверстий в коже. Существует несколько разновидностей пробойников: одиночные (круглые, овальные, прямоугольные, фигурные, щелевые) и вилочные (строчные, шаговые) с разным количеством зубьев.

Шило

Шило служит не только для проделывания и расширения отверстий, но и для продевания оплетки и раскручивания неверной наметки. В кожевенном деле чаще применяется круглое и крестовое шило.

Игла

При работе с кожей игла чаще служат для ведения нити по заранее проделанным шилом или пробойником отверстиям, нежели для прокола сшиваемых деталей. Различают скорняжные и шорные иглы с затупленным концом, а также некоторые другие разновидности заостренных игл.

Рубанок для кожи

Инструмент для обработки бахтармяной стороны (шерфования), предназначенный для придания коже нужной толщины.

Фаскорез (торцбил)

Инструмент для финальной обработки (скругления) краев кожи.

Штамп

Инструмент для обработки лицевой поверхности кожи методом тиснения. Штампы могут быть покупными, заказными или сделанными самостоятельно (например, штамп с клеймом мастера).

Кардина

Инструмент для моделирования кожи. Также используется при проклейке кожи.

Сапожный молоток

Молоток Для отбивки швов, оплетки, подворотов и мест склейки деталей. Используются молотки с бойком круглой формы во избежание повреждения кожи прямыми углами. Молотки также используются для нанесения ударов по пробойникам. При таком сценарии использования молоток должен иметь нейлоновую рукоятку для минимизации отдачи при ударе.

Полировщик

Инструмент для полировки готовых изделий после завершения всех стадий механической обработки. Полировщики могут быть сделаны из различных материалов, а также иметь множество форм и конфигураций. Подразделяются на ручные и механические.

Дополнительные справочные материалы

Предлагаем вам также ознакомиться с другими полезными справочными материалами, опубликованными на нашем сайте: «Топология кожи КРС, измерение и раскрой кожи» и «Химия для кожи».

 

15 октября 2015г.

Лев Арсеньев

 

kozhekspert.ru

Кожевенное дело - полезные статьи и справочные материалы о натуральной коже

Основы кожевенного дела

В данной справочной статье мы рассмотрим происхождение, виды выделки, классификацию и производственное назначение натуральной кожи для пошива изделий, дадим основы кожевенной терминологии, а также приведем краткое описание инструментов для работы с кожей. Мы преследовали своей целью пояснить базовые понятия и определения, принятые в кожевенном деле, а также представить их в максимально простой и удобной форме для тех, кто делает первые шаги в работе с кожей или просто желает расширить свой кругозор.

просмотр

Топология, измерение и раскрой кожи КРС

В данной справочной статье речь пойдет о базовых понятиях и определениях, принятых в кожевенном деле: топологии, методах измерения, а также способах раскроя шкур и готовой кожи. В качестве примера мы рассмотрим топологию и раскрой кожи КРС, поскольку она является наиболее популярным и распространенным материалом для пошива изделий.

просмотр

Кожа КРС

Из всех разновидностей натуральной кожи наиболее распространенным сырьем для пошива одежды, обуви, галантереи, повседневных аксессуаров и специализированного снаряжения традиционно является кожа КРС. Данный вид кожи также широко применяется при производстве мебели, декорировании интерьера и перетяжке автомобильных салонов. В этой статье мы расскажем о видах, особенностях, производственном назначении и критериях выбора кожи КРС.

просмотр

Кожа растительного дубления

Кожа растительного дубления занимает особое место в ряду прочих разновидностей натуральной кожи для пошива изделий благодаря своей специфике и целому ряду уникальных свойств. В данной статье мы расскажем об истории появления, технологии выделки, отличительных особенностях и областях применения этого уникального вида кожи.

просмотр

Мебельная кожа

Натуральная мебельная кожа обладает рядом специфических особенностей, которые необходимо учитывать при выборе исходного материала для безупречного воплощения ваших творческих замыслов или точной реализации пожеланий заказчика. Данная статья поможет вам ознакомиться с классификацией, типами и спецификой применения мебельной кожи, а также послужит ориентиром в вопросах выбора материала для обивки и перетяжки различных элементов интерьера.

просмотр

Шорно-седельная кожа

Шорно-седельная кожа находит широкое применение при пошиве ремней, браслетов, ножен, футляров, кофров, планшетов и сумок повышенной прочности. Из нее производят конскую сбрую, упряжь и седла, различные элементы защитной экипировки, а также изделия технического и медицинского назначения. Такую кожу отличает большая толщина, высокая прочность, повышенная устойчивость к деформациям, истиранию и воздействию различных жидкостей наряду с особой способностью сохранять свои свойства на протяжении длительного срока эксплуатации.

просмотр

Химия для натуральной кожи

Современная промышленность выпускает широкий ассортимент разнообразной кожевенной химии, представленной специализированными смесями для заготовки и выделки сырья, средствами для заводского, мелкосерийного и домашнего изготовления продукции, а также массой составов для повседневного ухода за кожаными вещами. В данной статье речь пойдет о средствах для натуральной кожи, применяемых в процессе производства кожгалантереи и ухода за готовыми изделиями в быту.

просмотр

Средства для ухода за натуральной кожей

Сегодня в продаже можно встретить широкий ассортимент самых разнообразных составов для повседневного ухода за изделиями из натуральной кожи. Поначалу бывает сложно сориентироваться в многообразии представленной продукции, поэтому о некоторых видах средств и их назначении мы расскажем более подробно.

просмотр

Работа с натуральной кожей (часть 1)

Изготовление изделий из натуральной кожи своими руками для многих является любимым хобби, пространством для самовыражения, сферой применения личного творческого потенциала, а для кого-то становится и источником дополнительного заработка. В данной статье речь пойдет об основах работы с кожей в домашних условиях. Вы получите теоретические знания, практические рекомендации и советы опытных мастеров, которые будут особенно полезны тем, кто делает только первые шаги в работе с кожей.

просмотр

Работа с натуральной кожей (часть 2)

В первой части статьи мы рассказали об основах домашнего рукоделия из натуральной кожи, привели описание наиболее распространенных способов ее чистки, затронули важные аспекты таких операций, как покраска, шерфование, сшивание и оплетка кожи, а также упомянули о специфике работы с некоторыми кожевенными инструментами.

Во второй части статьи речь пойдет о еще более интересных операциях и творческих приемах, применяемых при домашнем изготовлении изделий из натуральной кожи.

просмотр

Тиснение по коже

В данной статье мы расскажем об истории появления и основах технологии тиснения, опишем различные методы получения рельефных изображений на поверхности натуральной кожи, приведем описание необходимых для выполнения этой операции инструментов, а также постараемся дать несколько ценных рекомендаций, которые могут оказаться полезными на различных стадиях изготовления и декорирования ваших авторских изделий.

просмотр

Офицерские ремни

Ремни из натуральной кожи стали неотъемлемой частью воинского снаряжения с тех пор, как люди научились вырабатывать качественную сырьевую кожу из шкур различных животных еще в древние времена. Вполне закономерно, что и в наши дни, несмотря на колоссальную эволюцию воинского дела, без этого важного элемента форменной одежды невозможно представить ни рядовых солдат, ни боевых офицеров, ни высший генералитет.

просмотр

Ремни из натуральной кожи

Натуральная кожа является крайне востребованным производственным сырьём с тех пор, как люди научились осуществлять ее выделку на достаточно качественном уровне. Этот благородный и практичный материал издавна использовался мастерами для изготовления одежды, обуви, воинской амуниции, разнообразных аксессуаров, всевозможных украшений, домашней утвари и элементов интерьера. Из натуральной кожи производились не только утилитарные и необходимые в хозяйстве вещи, но и предметы роскоши, подчеркивающие статус и материальное положение их владельца.

просмотр

kozhekspert.ru

кожевенных дел мастер – человек, владеющий одним из самых древних искусств человечества — DESIGNERS FROM RUSSIA

Когда думаешь про кожевенного мастера, невольно представляется рослый богатырь, от которого пахнет кожей и клеем. Даша Куканова совсем не Илья Муромец, она хрупкая и нежная, и невероятно живая – любовь к творчеству и ручному труду озаряет ее лицо почти физически ощущаемым сиянием.

Кожевенное мастерство – древнейшее умение. Кажется, выделывать кожу человек научился раньше, чем внятно говорить. Чего только сегодня не делают из этого материала: элегантные сумки, невероятные панно, седла и сбруи. Кожевенное искусство почитается во всех странах и считается настоящей мужской работой, требующей огромного терпения и силы.

Сколько Даша помнит, папа всегда что-то строгал, вырезал, мастерил, рисовал. А скоро тяга к прекрасному обнаружилась и в ней. Тогда Дарья еще смутно представляя свое будущее, но пошла учиться на дизайнера. Проработала три года с текстилем и скоро поняла, что хотела бы создавать сама – шить да строгать. И однажды в одном из торговых центров Даша увидела отдел с авторскими изделиями из кожи: панно, картины, сумки, карты, светильники поразили ее до глубины души.

Даша поехала к хозяевам отдела в мастерскую, потому что поняла – сейчас или никогда! Либо она устраивается туда работать, либо так и останется на уже наскучившей работе с нереализованным потенциалом и рвением. «Возьмите меня к вам, я все умею!» – сказала она и уговорила. Так начался кожевенный путь нашей героини.

Как работает кожевенный мастер и с чем? Какова цель в работе? Какие задачи ставит?

Кожевенный мастер – ремесленная профессия, зачастую тяжелая. Мы работаем со шкурами животных различной выделки, станками, молотками, клеями, иногда металлом, деревом. Мне в работе нравится то, что я своими руками создаю вещи, которые сама же придумала и которые будут полезны другим людям. Я уверена, что ручной труд – это что-то настоящее, живое, природное. Стремление к настоящему и есть моя цель и задача.

Где этому можно обучиться? Допустим, человек, хочет стать кожевенным мастером, как ему дальше быть? С чего начать?

Сейчас есть всевозможные мастер-классы, а также видео на ютубе. В Петербурге существует даже специальная школа кожевенного мастерства, куда можно купить как разовый абонемент, так и проходной билет на целый курс. Каждый приходит в это дело своим путем. А начать, думаю, стоит с главного – понять, что ты от этого хочешь? Зачем оно тебе нужно? И дальше искать пути: смотреть ролики, ходить на мастер-классы, устроиться в мастерскую подмастерьем.

Какие личные качества нужны, чтобы заниматься этим?

Во-первых, стойкость. Готовность к тому, что ничего вначале не будет получаться. Надо быть готовым к травмам. Когда новенький первый раз прибивает палец молотком, мы шутим, мол, «прошел боевое крещение». Во-вторых, надо иметь развитую фантазию, а также конструктивное мышление.

Какие сложности бы вы отметили на этом профессиональном пути? К чему надо быть готовым?

Лично я бы отметила сложности физического плана. Девочка, которая никогда не поднимала ничего тяжелее своей дамской сумочки, вдруг получила в руки молоток и пачку с кожей. Вечное отсутствие маникюра. Руки, которые болят с непривычки, опухшие по утрам пальцы. Так что от такой работы становишься сильнее и выносливее однозначно. Также нужно быть готовым к большой конкуренции.

Кто клиенты кожевенного мастера? Где он может работать?

Кожевенный мастер может работать во многих местах. Обувные, автомобильные, реставрационные мастерские, в сфере дизайна, если знать, как правильно применять свои знания и умения. Клиентами могут быть и крупные корпорации, которые заказывают бизнес-подарки или сувениры для своих работников, и частные лица, и дизайнеры интерьеров. И обычные простые люди, как я, мои друзья или родители, которые выбирают в подарок кошелечек, сумку или милую брошку.

Как проходит рабочий день кожевенного мастера?

Я просыпаюсь в 8 утра, сначала проверяю почту и все интернет-площадки, где выставлены наши работы, выкладываю посты, списываюсь с клиентами. Затем иду в мастерскую и по намеченному плану работаю: либо делаю заказ, либо шью новую модель. После работы в мастерской я обычно иду на почту отправлять посылки и затем еще раз проверяю почту. Вечером всегда проверяю, все ли намеченные дела завершены, всем ли ответила, укладываюсь ли я в сроки и просматриваю план на следующий день.

Без чего кожевенному мастеру не обойтись? Я думаю, что самое важное, без чего не обойтись кожевеннику – это своя мастерская. Не уголок или отдельная комната дома. А целая мастерская. Работа с кожей все-таки в какой-то степени токсична – мы пропитываем шкуру, используем клей, имеем дело с кожаной пылью. Плюс постоянный шум – то станок работает, то молотком стучишь. Что касается инструментов, у меня в мастерской стоит небольшой станок для обработки краев, пресс для тиснения и набор различных инструментов, большинство из которых можно купить в любом строительном отделе – молотки, линейки, резаки.

Говорят, что тайны истинного творчества сокрыты в искусных руках народных мастеров. Только они – благодаря освоению техник, передаваемых поколениями – способны создать нечто настоящее, непосредственно влияющее на душу, очаровывающее ее. Вещи, которые выходят из рук Даши – тому подтверждение.

Узнать больше о Даше и ее творчестве можно здесь https://vk.com/id23004324

DESIGNERS FROM RUSSIA
DESIGNERS FROM RUSSIA
РЕДАКЦИЯ СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ

По всем вопросам сотрудничества пишите: [email protected] Мы в инстаграм: @designersfromrussia #designersfromrussia #dfr

designersfromrussia.ru

РУКОВОДСТВО ДЛЯ КОЖЕВНИКА I

РУКОВОДСТВО

ДЛЯ

КОЖЕВНИКА

АЛ ШТОЛЬМАН

А.Д. ПАТТЕН

Дж.А.ВИЛЬСОН

ВСТУПЛЕНИЕ В КОЖЕВЕННОЕ ДЕЛО.

Кожа предлагает почти безграничные горизонты... приятное хобби на всю жизнь... доходную карьеру,

приносящую удовлетворение. Эта книга задумана быть некой розеткой, куда вы направляете свою креативную энергию и силы. На ее страницах вы найдете иллюстрированные пошаговые инструкции по выкройке и декорированию кожи, полезные подсказки, как держать и использовать различные инструменты, нужные для работы, плюс ко всему, - все, что нужно для правильно спланированной работы с кожей.

Декорирование кожей - это завораживающее искусство, которое уходит корнями в доисторические времена. Археологи находили кусочки кожи... частично сохранившиеся кожаные плащи и большие бутыли повсюду,гдеступаланогадревнегочеловека.

Прекрасные декорированные древние щипцы были подняты из гробниц Египта. Призовые щиты,

которыеносилидревниеримскиецентурионы,былитакжеукрашеныкожей.

И правда, если бы вы открыли Библию, Книгу Бытия, Глава 3, Стих 21, то вы бы нашли первые упоминанияокоже:"АдамуиегоженеГосподьБогсотворилодеянияизкожииокуталих".

Вечностьназадчеловек-охотникпонял,чтоубитыеимрадипищиживотныемогутснабжатьегоиегосемьюсандалиямииодеяниями,еслишкурузаготовитьипредатьейформу.

От шкур, которые пещерные люди приспосабливали в качестве одежды, до герметических кожаных костюмовсовременныхкосмонавтов и используемыхфизиками-ядерщикамиперчаток,которыезащищаютрукиотожогов,-кожебылонайденоприменениевезде.

Веками кожа служила человечеству. Однако во время средневековья только богатые могли позволить себе сапоги, плащи, седла, декорированные стулья и прочие предметы, сделанные из кожи.

Продукты работы с кожей были направлены на очень узкий слой населения. Секретная организация,

КожанаяГильдияскрупулезноохраняласвоеискусство,знаниякоторогопередавалисьототцаксыну.

Когда Кортес захватил Мексику в начале 16-оговека, искусство работы с кожей быстро вошло в обиходвНовомСвете.

Конквистадоры привезли с собой лошадей, а также потребности, такие как, седла, и прочие вещи,

нужные для ухода за ними. Испания долго оставалась лидером в кожаном деле, и способные мастера этого дела приезжали в новые земли, ведомые обширными знаниями и вдохновением, которое охватывало их при виде красивой растительности и растительных узоров повсюду, куда не кинь взгляд. Так произошел переход отбазовыхгеометрическихдизайновсредневековьякрастительнымузорамсовременногоискусства.

В наше время каждый может попробовать заняться кожаным делом, искусством создания красоты и полезныхвещейизкожи.ВсематериалывэтойкнигепризваныпомочьВам,ученикамэтогоискусства.

С каждым днем современный человек все больше разочарован автоматизацией своей жизни, и желание выразитьсвоюиндивидуальностьрастетстемжетемпом,чтоускоряетсямеханизация.

Чтобы подготовить учеников к обогащению их опыта работы, как, в особенности, предлагается в основном учение о коже, мы подготовили детальную информацию по основам кожевенного дела. Надеемся,

что сильный упор на теоретическую часть поможет вам сбалансировать весы знания и ловкость рук, важных дляуверенныхдвиженийиэмоциональногосамовыражения.

1.

ИСТОРИЯОКОЖЕ.

Кожа, как один из древнейших природных ресурсов, - это главный подарок, который преподнесла матушка-природачеловеку. Без нее человек мог бы и не выжить. Живые примеры ее важности можно найти на протяжении всей истории цивилизации: от рождения наций в Европе, до еще более ранней эры доминированияРимскойИмперии.

Современная археология находила кожаные изделия и артефакты, относящиеся к временам 33

столетия назад, но до сих пор сохранившиеся в прекрасном состоянии. Они были произведены в 1300-1400

гг.донашейэры.

Зависимость от кожи и благодарность человека за ее существование, наравне с его инстинктивным желанием улучшать то, что создано природой, привело его к практике использования кожи в измененном или первичном виде. Начиная с грубых защищающих ноги обувок и заканчивая созданием невероятно красивых и полезных вещей, человек собрал богатый урожай полезностей и удовольствия от работы с кожей.

История кожи близко связана с прогрессом человечества. Древние пещерные люди считали кожу самой дорогой вещью. Из кожи животных они выделывали грубую обувь, которая позволяла им передвигаться дальше и дольше в поисках пищи. С кожаными сосудами для воды они более не были изолированы,инебылонуждыоставатьсяуозераилипотока.

Кожа давала одежду, защиту и даже прибежище для ранних цивилизаций. Археологи находили остаткикожанойодеждывовсехместах,гдебылдревнийчеловек.

Кожу настолько уважали, что она стала основой для истории о могущественном восточном правителе. По обычаю он подолгу прогуливался по своему королевству, но так как место было негожее, он потребовал,чтобыслугивыкладывалиегопутьшкурамиживотных,чтобызащититьногиеговеличестваот грубыхкамнейприкаждомшаге. Это занималомноговременииусилий,поэтому,однажды онневыдержали впалвярость;онприказалВерховномуМиниструнемедленнопокрытьвсюземлюегокоролевствашкурами животных.

Убежденный в том, что король попросил сделать невозможное и, зная, что цена за неудачу неминуемая смерть, премьер-министрразорвал свои одеяния и посыпал голову пеплом, приготовившись умереть.

Один смекалистый молодой парень услышал об этом случае и попытался найти министра,

утверждая, что у него есть решение. Но тот уже смирился с провалом и смертью, и отказывался видеть кого-

либо.

Мастерски парень пробрался во дворец короля. Бесшумно он прокрался в личные покои государя,

низкопоклонился и со страхом и дрожью в голосе сказал: «Мойгосударь, янашел способ покрыть всю землю кожей».Корольбылнастолькоошарашентакойнаглостью,чтосогласилсявыслушатьмолодогочеловека.

Вынув сверток из-подруки, парень открыл его и показал, то, что мы сегодня называем парой сандалией. Надев их на ноги короля, он сказал: «А теперь, мой государь, куда бы вы ни ступили, повсюду будетземляпокрытакожей».

Радостный король сделал парня своим новым Верховным Министром, и мир узнал о еще одном полезном применении кожи.

ИСТОРИЯ ДУБЛЕНИЯ КОЖИ.

Шкуры животных, которые использовали доисторические люди, быстро портились, иссыхали, становилисьнегибкимиинепригодными.

Постепенно люди научились соскребать остатки плоти с внутренней поверхности кожи, и стали растягивать ее на солнце для сушки. Чтобы смягчить просушенную кожу, они били ее камнями, и для еще большеймягкости-жевалиее.

Археологи полагают, что впервые процесс дубления как таковой был придуман иудейскими племенами. Иудеи обнаружили, что соки полученные крошением древесной коры имеют очень сильный эффектпрезервациинавысушеннуюкожу.

Закопав шкуры в земляной яме глубоко под слоями толченой коры, они пропитывали их водой и

закрывали яму на шесть месяцев. Иудеи обнаружили, что кожа, дубленная таким грубым способом, служит почтибессрочно.

Ранняяегипетскаяцивилизацияценилакожунавесзолота.

Для древнего Рима кожа была настолько важна, что они использовали ее как валюту. Социальный статусирангримлянопределялсякачествомистилемегосандалией.

Когда человек осознал важность записи своих мыслей и знания в книгах, которые он мог носить с собойискладыватьлучше,чемкаменныетаблички,онначалвыражатьсебянакусочкахкожаныхстраниц.

Вместе с тем, как находили новые и разнообразные способы применения кожи, разрабатывались новыеиболеесложныеметодыдубления.

СОВРЕМЕННОЕ ДУБЛЕНИЕ.

Исходя из грубого и простого процесса раннего дубления кожи, появились фундаментальные, основныепринципы,задействованныевсовременномдублении.

Большая часть современного дубления была придумана в Европе и Англии. Благодаря современной химии человек смог разработать процесс, в результате которого получается красивая и долговечная кожа, способнаяугодитьлюбымнуждам,неважно,насколькотребовательным.

Современное дубление состоит из трех основных этапов. Первый этап: складывание, очистка и удаление волос со шкуры животного. Далее удаляются растительные жиры, и сохраняющие химикаты вводятся в саму структуру кожи. Во время последнего этапа производства, кожу растягивают и высушивают. Ее обрезают и обтесывают, чтобы довести до нужной толщины и рисунка поверхности. Дополнительные маслаижировыепропиткииспользуютсядляпридания«чувства»ииндивидуальности.

И наконец, кожу измеряют и сортируют, прежде чем отправить одному из тысяч производителей, которые сделают из нее красивую и прочную вещь в ответ на все растущие запросы человека по качеству кожаныхизделий.

ТИПЫ ДУБЛЕНИЯ.

Продвинутые технологии принесли разнообразные способы дубления, нужные для изготовления различного конечного продукта. Кожу трясут в растворе хромовой соли в больших барабанообразных контейнерах. Это сужает волокна, добавляет прочность при растяжении кожи, и делает ее полностью водонепроницаемой. Вы можете проверить, была ли кожа хромирована, проткнув ее. Внутренние волокна будутсиневато-белыми.Хромовоедублениекоживосновномиспользуютсядляобуви.

Вид кожи для обработки инструментами подвергается растительному дублению, потому что этот метод создает зерновую поверхность, пригодную для выкройки и штампования. Кожа, подвергнутая растительному дублению, быстро впитывает воду и высыхает быстрее, благодаря тому, что волокнистая структураменеекомпактна,чемухромированнойкожи.

Шкуры помещают в глубокие ванны, содержащие составы экстрактов различных типов древесной коры, воды и консервантов. В течение, примерно, ста дней дубления, шкуры все сильнее подвергаются воздействиюсоставараствора.

Так как кожа, прошедшая растительное дубление, очень эластичная, с ней намного легче работать, чемскожейхромовогодубления.Последнююже,оченьсложноизменитьилидекорировать.

ТИПЫ КОЖИ.

Побочные продукты мясообрабатывающих комбинатов (шкуры и кожа скота, овец, коз) является источником материала для дубильщиков. Если смотреть на объем оборота, то преобладают шкуры скота и теленка.Изнихизготавливаетсябольшинствообувиикожаныхизделий.

Прочие типы кожи животных, которые использует человек: лошадиные – для ортопедических браслетов, перчаток и прочего; свиная кожа – для портмоне, чемоданов, и различных мелких кожаных

браслетов, перчаток и прочего; свиная кожа – для портмоне, чемоданов, и различных мелких кожаных вещей;кожааллигатора,акулы,страусаичерепахи–восновномдляэкзотическихпредметовроскоши.

КОЖАНАЯ ИНДУСТРИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ.

Начавшись в небольших деревушках тринадцати колоний, кожаная индустрия США разрослась в крупномасштабное производство. Она снабжает американцев и людей по всему миру кожаными вещами идеальными своей красотой и качеством. В настоящий момент американская индустрия дубления производитсвыше20миллионовшкурскотавгод.

Начиная с истоков истории человечества, и заканчивая сегодняшним днем, кожа остается компаньономидругомчеловека.

ВСТУПЛЕНИЕ В ОБРАБОТКУ КОЖИ ДЛЯ ВЫРЕЗАНИЯ.

Кожа уникальна по своей природе, совсем не такая как ткань, сделанная человеком, - так как это натуральная кожа, которая росла с тем, как росло животное. Чтобы превратить кожу в кожаный материал, шкурунужноподвергнутьдублению.Различныеметодыдублениякожислужатразличнымцелям.

Кожа для вырезания (carving) должна пройти растительное дубление, что поможет ей легко впитывать влагу, и упростит раскладывание и формирование, вырезание, печатание(штампование) на поверхности, окраску и добавление блеска вашим кожаным изделиям. Кожа жвачных животных (коров, быков,ит.д.)служитисточникомкожидлявырезания(carving).Такаякожачащеназывается«ременная».

КОЖА (ШКУРА)

Комментарий: Кожа – это полная шкура животного. Шкуры мелких животных – телят, овец, козлят и свиней – обычно дубят полностью).

Целая шкура животных обычно называется кожей. Ее могут оставить целой, а могут разрезать на секции:бока,животиспина.

В Америке бока и целая кожа обычно продаются квадратными футами и измеряются специальными машинами в дубильных комбинатах. Количество квадратных футов обычно помечается на оборотной стороне кожи с помощью цветного карандаша или мелка. Части фута всегда идут четвертями (например, 12'1означает12и1четвертьфута;12'2=12и2четверти;12'3=12и3четвертифута)

БОКА (ПОЛУ-ШКУРА)

Комментарий: Для лучшей обработки во время дубления, шкуры больших животных обычно разрезают на две части по позвоночной линии. Таким образом, каждая часть становится боком. То есть один бок или одна половинка.)

В противовес ткани, которая специально производится, кожа, выращенная в природе, не настолько унифицированаповиду итолщине. Поэтому нетакая редкость, когда кожиодного вида немногоотличаются времяотвремени.

Толщина (или вес) кожи в Америке обычно измеряется в унциях (oz). Одна унция равна примерно 1/64 толщины. Следовательно, 7-8унции значит7-8веса или 7/64 - 8/64 толщины, то есть примерно 1/8 толщины. Легковесные шкуры телят и взрослых бычков имеют градацию от 1 ½ до3-4унции. Тяжелаякожа,4-5до10-11унции,ношкуравзрослогоскотаможетбытьещетяжелее.

Чтобы сделать кожу одной толщины, шкуры пропускают через разделяющую машину. Так как шкуры по своей природе не одинаковые и к тому же они намочены, во время прохода через машину, толщина может варьироваться по всей площади. Всегда будет небольшое отклонение по толщине, и поэтому кожа редко меритсястрогой1/64дюйма.Поэтомузаписьобычновыглядиткак4-5унцииили6-7ит.д.

Зерновая

прослойка

Зерновая

поверхность

Внутренняя часть плоти

Волокна

Комментарий: поверхность «плоти» кожи – это внутренняя часть, в прошлом смежная с мясом и плотью животного. Чаще всего выкройку и штампование производят на волосной части, называемой иначе «зерновой»

(grain). Волокна этой поверхности соединены плотнее, и их легче разрезать поворотным ножом. Если режущие и штампующие инструменты использовать правильно, то даже самые мелкие детали зерновой поверхности остаются невредимыми.)

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С КОЖЕЙ.

Целая кожа (шкура): Кожа дубленная целиком, того же размера и формы, как снятая с животного. Обычно: телята, овцы, козы, свиньи.

Шкура молодого животного: одна половина большого теленка, обычно от 9 до 17 квадратных футов.

Крайне большая шкура: Боковая часть больше, чем шкура молодого животного, но меньше чем коровий или бок вола, обычно 17 – 20 кв. фут.

Бок (полу-шкура):Одна половина шкуры или кожи обычно 22 – 26 кв. фут.

Спина: Часть шкуры животного с вырезанным животом, обычно 15 – 18 кв. фут.

Живот: Нижняя часть шкуры, обычно 6 – 10 кв.фут.

Зерновой (grain): Эпидермис или наружный слой шкуры животного.

Полно-зерновой (full grain): Кожа в том виде, как ее сняли с животного. Только волосной покров былудален,эпидермисили,по-другому,зерновойслойнезатронут.

ТОЛЬКО ПОЛНО-ЗЕРНОВАЯКОЖА БУДЕТ ПРАВИЛЬНО ВПИТЫВАТЬ ВОДУ И ПОДДАВАТЬСЯ ОБРАБОТКЕ ИНСТРУМЕНТАМИ. Вся кожа, подлежащая вырезанию (carving) и обработке инструментами должна бытьПОЛНО-ЗЕРНОВОЙ.

Идеально-зерновая кожа (top grain): Не значит«полно-зерновая».Идеально-зерноваякожа часто протирается порошками, чтобы убрать шрамы, и обработана спреем, чтобы «скрыть» это. Кожа для работы инструментами должна бытьполно-зерновойи не должна быть залеченакаким-либоспособом. Хороший

результатбудетзависетьотправильноподобраннойиобработаннойвамикожи.

Чтобы проверить, не была ли натуральная кожа обработана каким-либоспособом, или покрыта средствами, потрите ее поверхность влажной тряпкой. Если краска или «смазка» остается на тряпке, или есливлаганевпиталасьсразуравномерно,тогданадкожейзаранеепоработали.

Шкура вола для обработки: Тяжелее чем шкура молодого животного или теленка; пригодна для больших выкроек.

Разделенная: Этот термин относится к части полной шкуры, которая была разделена на две или более частивдольсвоейтолщины.Готовыечастивощат,полируютиукрашаютразличнымиузорами.

Недоношенная: Такую кожу относится к не рожденным или не доношенным телятам. Шкуру продают с волоснымпокровом.

Короткошерстная шкура теленка: Волосяной покров все еще присутствует в том виде, как на убитом животном.Покровнемногодлиннее,чемнашкуренедоношенногоживотногоинетакоймягкийигладкий.

Подстриженная: Волосяной покров подстрижен. Так как эти шкуры обычно принадлежать животным старше,чемкороткошерстныеинедоношенные,тоонибудутбольшепоразмеру.

Плащевая: Мягкая, гладкая кожа ягненка или овцы, дубленная специально для подкладок. Такая кожа приятнаянаощупь.

Прикрыто-плащевая:Мягкая кожа ягненка, весом подходящая для многих видов одежды.

Золотой и Серебряный Козленок: Маленькая шкура козленка с отделкой золотом и серебром.

Первая стрижка барашка: Кожа овцы, промытая и дубленная без удаления шерсти, затем подстриженная поднужнуюдлину;обычнооднучетвертуюдюйма.

Марокканский Козел: Шкура козла, изначально привозимая из Марокко, ныне из Индии. Имеет свойство морщинистости, и она очень прочная. Обычно используется для бумажников, обрамления Библии и прочего.

Коронадский Козел: Мягкая шкура индийского козла, очень прочная, используется для украшения и подкладокподбумажник.

Хромовый Теленок: Эту очень гладкую обработанную кожу теленка используют для многих целей. Она не пригодна для дальнейшей обработки. Может идти различной расцветки. Обычно для обуви.

Замша: Конечный продукт, полученный путем обработки поверхности кожи на карборундовом или наждачномколесесцельюразделенияволоконввидепушка.

Овечья замша: очень легкая, красивая и мягкая замша.

Хромовая замша: Сделана из разделенной части коровьей шкуры.

Перчаточная лошадь: Натуральная лошадиная кожа, дубленная под перчатки.

Свинья Пеки: свиной узор на шкуре ягненка.

Снятая кожица: Верхний зерновой покрой разделенной кожи овцы. Очень легкий, используется для склеивания и оклеивания подкладок. Отделенный от этой кожи слой плоти зачастую используется под изготовлениезамшисерны.

Замша серны: Сторона плоти тяжелой шкуры овцы, обработанная особым способом.

Пливер: Зерновая сторона маленькой овечьей замши. Кожа была разделена: зерновую часть (grain)называютПливер,частьплоти–ОвечьяЗамша.

Натуральный Ягненок: Используется для подкладок. Может быть обработан тяжеловесными

инструментами.Цвет«натуральный»,какпонятноизназвания.

Натуральная Кожа Акулы: Дышащая, но в то же время водоотталкивающая. Пришедшая из глубин моря, у этой кожи очень необычная зерновая поверхность. В основном используется для мужской обуви, носовой частьдетскойобуви,ремнейидругихкожаныхизделий.Практическинепротирается.

Аллигатор: Натуральный аллигатор продается по измерениям в дюймах в самой широкой части шкуры. Обычно это от 9 до 16 дюймов и в основном используется для бумажников и мелких сумок. Кожа аллигатора беретсяснижнейчастиживотного,таккакверхняячастьпокрыташишкамиинаростами.

ПРОЧЕЕ:

«Футбол»: Обычно относится к коже свиньи, на самом деле сделанной из шкуры коровы.

ЗАМЕТЬТЕ: Нет животного, которое дает и «мех» и «кожу». Это либо одно, либо другое, но никогда не оба сразу. Тюлень, дающий мех, и тюлень, кожу которого дубят, - это две разные особи.

ИСТОРИЯ О КОЖЕ:

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ТЕМЫ

1.Когда были сделаны самые древние изделия из кожи?

2.Назовите три основные вещи, которые человек изготавливал из кожи.

3.Кто разработал первый процесс дубления кожи как таковой?

4.Опишите три основных этапа дубления кожи.

5.Опишите два основных метода дубления кожи в современной американской индустрии.

6.Назовите пять основных животных, из шкуры которых производят кожаные изделия.

7.Что значит полно-зерновой?

8.Почему именно полно-зерноваякожа подходит под выкройку и обработку?

9.Какой кожей оборачивают большинство Библий?

2.

ПОДГОТОВКА КОЖИ.

Прежде чем работать с кожей, ее надо пропитать влагой. Когда вы намачиваете ее, то волокна разбухают и становятся мягкими. Кожа, дубленная растительным путем, будучи достаточно смоченной, словноглинаскульптора.Выможетелепитьизнее…моделироватьипридаватьейформу.

Лучшим учителем в пропитке кожи влагой послужит практика. Лезвие вашего поворотного ножа будет резать легче и ровнее, а ваши штамповочные инструменты будут впечатываться лучше и четче в кожу, толькоесливысмочилиеедонужногосостояния.

Когда увлажненная зерновая сторона кожи (grain) почти вернулась к своему начальному цвету, самое время резать. Вы также можете проверить состояние кожи, прислонив ее к щеке. Если она сухая, она будет теплой; если же она влажная, то вы ощутите прохладу, вот тогда самое время начинать вырезать (carving). Со временемвыбудетеинстинктивнознать,когдаможноначинать.

Губка

Кожа

Как смачивать кожу? Увлажняйте (casing - здесь прим ред.) – то есть, просто, втирайте ВЛАЖНОЙ (не мокрой) губкой в слой плоти кожи как можно ровнее. Затем переверните кожу и увлажните зерновую сторону(сторонуразреза).Когдаонаначнетвозвращатьсяксвоемуестественномуцвету,можнорезать.

Если какие-томеста начнут высыхать, проведите по ним губкой, чтобы они были достаточно мокрыми для разрезания. Если кожа сильно высохла, будет очень сложно разрезать ее поворотным ножом. Если она, наоборот, сильно смочена, то разрезы не будут расходиться. Если же она достаточно увлажненная, торазрезыбудутоставатьсяоткрытыми.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ. Всегда используйте стеклянные, фарфоровые или эмалированные контейнеры для воды. НИКОГДА не используйте металлические. Малейшее соприкосновение с ними оставит темные пятна на замоченной коже, пятна, которые почти невозможно удалить. Будьте осторожны со стружкой и металлической пылью, которая остается после использования точильного круга и прочих подобных предметов, держите их подальше от кожи. Если вы не заметите их до того, как кожа стала мокрой, онимогутзамаратьизапятнатьее.

Если вам нужно оставить работу с кожей на час или около того, задержитесь чуть-чуть,чтобы прикрыть ее посудным стеклом или полиэтиленовым пакетом. Если появились сухие пятна, смочите их осторожно губкой и закройте стеклом или пакетом. Таким образом, влага сохранится на несколько часов, а кожабудетвидеальномсостояниидлятого,чтобыпродолжитьработуповашемувозвращению.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ.Хранениевлажнойкоживтечениедолгоговремениможетвызватьплесень.

studfiles.net

ЛИКБЕЗ в сфере кожевенного дела – Ярмарка Мастеров

ЭТО НЕ ЧЕПРАК!Время от времени приходится брать на себя миссию ЛИКБЕЗА в сфере кожевенного дела. Практически каждый день мы сталкиваемся с вопросами вроде – «А чепрак есть?», или утверждениями «О, это чепрак!». Коллеги, которые разбираются в материале, это сообщение не для вас. Это для тех, кто по каким-то соображениям не захотел получить основы знаний по этому вопросу, но уже приобщается к кожевенному ремеслу путём проб и ошибок.Итак, не всякая толстая кожа- это чепрак!!! Чепрак- это термин, не обозначающий толщину, или жёсткость кожи. Это термин топографический! Обозначает он серединную- хребтовую часть шкуры. Да, она несомненно, самая плотная на шкуре, в отличие от полы, воротка, огузка… Но! Шкура крупного рогатого скота может быть в исходной толщине и 6 и 8 мм!!! При чём вся, не только чепрачная часть. А потом, в процессе производства кожи из этих шкур, их двоят. То есть, на специальном оборудовании задают нужную потребителю толщину. При этом, предварительно отрезанные полы и воротки могут остаться толстыми, а чепрачная часть истончена до миллиметра, например. При этом вороток не перестаёт быть воротком, как и чепрак чепраком. Дальше больше! Кожу же ещё и дубят и красят и разбивают в барабане!!! И вот тут тот самый чепрак может сделаться вообще мягеньким, пластичным и даже нежным… Но не перестанет быть чепраком! Потому что взят он со спины животного, а не с брюшка (пола), или шеи (вороток).Приобретая кожу для каких-либо целей, важно понимать именно это. Промышленность выпускает кожу в разных топографических кроях. 1) Собственно чепрак! Это, как правило, близкий к прямоугольнику крой. Лист кожи, от которого отрезаны все более рыхлые куски. По определению- это самая дорогая часть шкуры. Дальше цена складывается из обработки, сортности и т.д. ( это тема для другой статьи) 2) Наиболее распространённый производственный крой для обувных и шорно-седельных артикулов кож- Полукожа. Кожа режется на производстве вдоль хребта. То есть, вам достаётся половина чепрака и половина воротка и одна пола. 3) Пола. Как правило, узкая и длинная полоса. Может быть и толстой и жёсткой ( чаще всего «О, чепрак!» мы слышим именно о ней), но по самой структуре она более рыхлая, чем чепрачная часть. Конечно, многое зависит от выделки и для многих вещей она вполне пригодна, но решать вам! Как правило, пола значительно дешевле, чем чепрак. Но, зная, что многие покупатели-рукодельники считают чепраком всё, что потолще и пожёстче, продавцы не стесняются «выравнивать» цены. А потом мы читаем на форумах, или даже видим видео на Youtubeв котором рукодельник говорит, например: «Отечественные чепраки- дрянь редкостная, я пробовал и я с ними не работаю…», не подозревая, что возможно отечественных чепраков не держал в руках вовсе.Напоследок немного о происхождении термина. Чепраком завсегда называлась часть конного снаряжения. Непосредственно к телу лошади прилегал, да и сейчас прилегает потник- чаще войлочный лист, который отводит влагу от тела животного и предотвращает болезненные натирания седлом. А между седлом и потником как раз и находился чепрак. Он ещё дополнительно смягчал трение седла о корпус лошади и, чаще всего, служил украшением. Зачастую чепрак был шире, нежели этого требовало его прямое назначение, и накрывал собой ту самую часть шкуры коня, которую сейчас все кожевенники и называют этим звучным словом- Чепрак!Спасибо за внимание!

www.livemaster.ru

История развития кожевенного дела

Кожевенное дело возникло в России еще в 6-7 веках, поэтому вправе считаться одним из древнейших ремесел, которыми когда-либо занимался человек. Долговечность и гибкость кожи позволяет использовать ее в различных областях производства: от обуви до переплета книг.

Одежда

retro001.jpg   Впервые одежду стали носить люди, промышляющие охотой, во время эпохи оледенения. Как вы думаете, из чего она была? Конечно, из шкур животных. После обработки шкуры – выскабливания, они промывали ее и растягивали на каркасе из дерева, чтобы кожа не деформировалась при высыхании, затем кожу делали мягкой и сшивали кожаные полоски между собой. Раньше всего выделывать кожу и Выделывать шкуры на кожу раньше всего научились на Востоке, но вначале, этот процесс был похож на жировое дубление кожи или замшевание. Такая пропитка кожи жиром или иным раствором осуществлялась для предотвращения гниения кожи. Шакша, птичий помет, тоже применялась для обработки кожи, наравне с гнилой мочой и навозом. Благодаря шакшеванию кожа размягчалась и становилась тонкой. Христофор Колумб был так впечатлен тонкостью кожи мастеров Южной Америки, что импортировал ее в Испанию, популярную своим национальным сафьяном – кордуаном. Такое название получила кожа козы, покрашенная в яркий цвет. Между прочим, многие сумки Michael Kors и Prado сделаны именно из этого материала. Индейцы защищали стыки кожаных вещей от проникновения воды с помощью раскрашенных чешуй рыбок.

       Обувь у людей тоже была сделана из кожи животных. Технология изготовления была такой же, как и у одежды: ноги обматывали обработанной кожей животного и закрепляли ее тонкими кожаными  полосками или жилами. 700-300 тыс. лет назад орудием для выделки шкур были каменные скребки. Методология изготовления сандалий очень проста, наверно, поэтому этот вид обуви появился одним из самых первых. Необходимо взять деревянную основу для подошвы сандалий и привязать ее к ноге с помощью кожаных веревок. Финно-угорский народ, Угры, мастерили обувь из птичьей кожи, без предварительной обработки от перьев.

Обезволашивание

Для удаления волосяного покрова со шкуры после золения, обезволашивания, использовались экскременты, зола или известь. В зависимости от средства обработки, получали кожу разной жесткости и для разного применения. (см.таблицу)

Средство обработки

Применение обработанной кожи

Золка

Изготовление, сыромяти, твердой кожи для облегченного варианта обуви или постолов

Известь

Применялась для изготовления страниц книг из высушенной телячьей кожи в Древней Греции

Мелование

Книжные переплеты. Было популярно в Средней Азии

Хлебный кисель

С помощью бродившей консистенции из муки выделывали особо эластичную кожу

Квасцы, мука и яичный белок

Тончайшая перчаточная кожа. Впервые применили в античных государствах. Дефой называлась квасцованная шкура в Древней Греции. Древнеримская квасцованная кожа - алута. Метод стал особо популярен в Западной Европе

Кора дуба или ивы

Этот способ появился на Руси и был традиционным, который был сменен квасцеванием во время реформ Петра I

Растворы цветных земель, отвары коры талнидосодержащих растений

Использовались для получения окрашенной кожи. Евреи и Египтяне пользовались различными кожаными предметами быта, в частности кожаной посудой. Позднее они вошли в обиход и у римлян.

Кора различных деревьев, в особенности ольха или чернильные орешки

Использовали римляне для дубления шкур. Кроме того, в комплексе с ними шла моча или плоды брионии (переступня) для разрыхления шкуры.

Стручки акации

Единственный способ дубления шкур в Египте.

retro002.jpg

Жирование – технология, используемая для предотвращения отвердевания кожи.  Разные народы использовали разные жиры и жироподобные вещества для выделки  кожи: конское сало – Славяне, баранье сало – кочевники Азии. Маслом неживотного происхождения, рапсовым маслом, пользовались в Японии, на Кавказе - нефть, на Севере - печень и яичные желтки.

Коренные народы Севера, в частности эскимосы, натирали выскобленную бахтурму шкуры консистенцией из оленьего мозга, яичного желтка и печени. Печень предварительно пережевывали, что способствовало расщеплению белков. Затем шкуру заворачивали в пакет и спали на ней в течение некоторого времени. Выдержав кожу неделю, получали мех,  а замшу можно было получить не менее чем через две недели. Такая технология жирования использовалась и в Египте.

Индейцы Северной Америки использовали смесь из мозга и жира, а для более эффективной консервации кожи коптили её над костром. Костер содержит формальдегиды, которые катализируют этот процесс. Предварительно они натирали кожу мочой буйвола и глиной, чтобы она имела достаточную влажность.

Области применения  кожи

retro003.jpg

Высушенную телячью кожу использовали для изготовления страниц - пергамента. Кроме того, переплеты книг также были сделаны из кожи.

В кожаных котомках хранили крупы. Более того, из жесткой кожи изготавливали даже тарелки, ведра и бурдюки.

Из кожаных полосок плели веревки. В древнем Египте такие веревки заменяли специальные жесткие сооружения, подобных строительным лесам, которые использовались при монтажных, ремонтных и других работах.

Чумы и шатры, традиционные жилища народов Севера, также строили из кожи. Такой материал удобен для племен, ведущих кочевой образ жизни: посуда не разбивается при перевозке, а шатры легко разобрать и компактно сложить, что позволяет сэкономить место.

Кожа – универсальный материал, применяющийся для изготовления различных предметов обихода, начиная с упряжи и заканчивая музыкальными инструментами. Более того, эскимосы сооружали что-то подобное челну из обтянутого шкурами животных каркаса.

Таким образом, кожевничество было распространено среди всех народностей. Кожа была одним из самых легко добываемых, а нити и ткань были изобретены гораздо позже.

Использование кожи в Древней Руси

retro004.jpg

Впервые о пушном товаре, скорье, упоминается во время правления княгини Ольги (946год). От понятия «скорье» произошли названия «скорняжное дело» и скорняк – человек, который изготавливает кожаную и меховую продукцию.  

Меха были основным предметом внешней торговли Древней Руси. Кроме того, они заменяли деньги, ими платили торговые пошлины и даже штрафы. Существовала определенная мера стоимости шкур. Если было необходимо дать меньшую сумму, чем стоимость шкуры, то от нее отрезали отдельную часть. Отсюда и произошли современные названия валют: загривок шкуры – гривна, ухо – ушко, а пол-уха – полушка.

Сердцем производства мехов был Лейпциг, куда часто приглашали наших прославленных мастеров для обработки сырья.

retro005.jpg

Российские богачи еще с XI века носили сафьяновые сапоги.  Многие предметы быта, одежды были настолько качественным, что не теряли свой вид долгие годы. Так, ременные пояса, украшенные различными драгоценностями, передавались князьями по наследству от отцов к детям.

В 6-7 веках нана Руси, как и в других странах, применялись комбинированные способы дубления и жирования кожи. Во многих районах России, особенно в Центральном и Северном, было популярно художественное оформление кожаных изделий. На различных вещах из цветного сафьяна вышивали традиционные рисунки из серебряных, золотых или шелковых  нитей. До начала Первой Мировой войны многие сорта кожи превосходили по качеству европейские. Революция 1918 года стала причиной диверсификации производства, заказы военно-промышленного комплекса стали преобладать над заказами кожевенного производства.

www.galib.su

История Руси: Кожевенное дело в городах

Потребность в кожаных изделиях у населения городов была велика. Обувь, шапки, оружейные ремни, пояса, сбруя, седла, колчаны, щиты, переметные сумы, рукавицы, плети, переплеты книг и самый материал для письма — пергамен,— все это требовало разнообразной выделки кож и различных способов их подшивки.

Сырьем для кожевников служили воловьи, козлиные и конские шкуры.

Древние названия: усмие (усма, усние), хъз, кола, чревие, языю (последнее малоупотребительно). Слово «хъз» обычно означает козлиную кожу, идущую на выработку сафьяна, но иногда употребляется и для обозначения конских шкур. Слова «усмие» и «кожа» в дальнейшем становятся синонимами, но первоначально они различались по смыслу. Так, например, их ясно различает переводной монастырский устав: «Аще на потребу втзьметь кожю или усние и не съблюдая режет и не прилагаеть меры сапожные... сухо да ясть». В этом суровом наказе монастырскому ремесленнику кожа и усмие противополагаются. В большинстве ранних упоминаний словом «кожа» обозначалась необработанная или даже несодранная шкура. Усмие — это уже готовое сырье для сапожника; отсюда и различие в терминах: «кожемяка» и «усмошвец». Первый из них связан с первичной обработкой кожи, когда ее нужно мять, мягчить; здесь для обозначения ее употреблено слово «кожа». Во втором случае речь идет о пошивке (швец) из кожи и поэтому кожевенный материал обозначен словом «усмие», «усмь». Под «чревием» надо понимать мягкие части кожи на брюхе (чреве) животного. Обувь шилась преимущественно из них; отсюда и древнее название обуви «чревие» и современные украинские «черевики».

Кожевенная мастерская XII в. была открыта раскопками в Новгороде на Славенском холме. Мастер был одновременно и кожевником и сапожником; здесь были найдены и заготовки кожи, и готовая обувь, и чан для вымачивания шкур. Чан был сделан в виде ящика из колотых плах, вставленных в пазы врытых в землю столбов. На дне чана найдено много шерсти и извести. Такие чаны, называемые теперь зольниками, служили для очистки шкуры от волос.

Следующей стадией было дубление кожи, для которого употреблялись специальные экстракты, например, «квас усниян». Этим квасом иногда обливались и парящиеся в бане. Существовал специальный термин «квасить усние». Квашение кож сопровождалось механическим размягчением их — кожи мяли руками. Именно с этим процессом и связана известная легенда о русском богатыре кожевнике Яне, победившем печенежина в единоборстве. Когда печенежское войско подошло к русскому городу Переяславлю, печенежский князь предложил устроить поединок. Печенеги выставили своего богатыря, который «был превелик зело и страшен». В русском войске нашелся старик, рассказавший о необычайной силе своего сына, который, рассердившись на отца во время выделки кож («мьнущу усние»), разорвал сыромятную кожу руками. После проверки его силы он был допущен к поединку и легко одолел печенега. Летописи называют его то Яном Кожемякою, то Яном Усмошвецом. В этой легкой замене двух терминов можно усмотреть еще одно доказательство того, что выделка кож и шитье из них легко связывались с одним и тем же мастером.

Выделанную кожу кроили и сшивали. «Усмошвец» — распространенное название для сапожника. Письменные памятники выделяют особый тип «усморезных» ножей. Этот тип известен и в археологии: закругленный кривой нож с железной рукоятью (вероятно, обернутой кожей), приспособленный для того, чтобы резать им от себя. Цитированный уже монастырский устав, принятый в Киеве еще в XI в., устанавливает следующие наказании за порчу сапожного инструмента: «О усмошвцы: аще небрежением преломит шило или ино что, им же усмь режуть, да поклонится 30 и 50 или 100». В мастерской новгородского кожевника найдены шилья и большое количество обрезков кожи, заготовок, ремней и т. п. Шили и мягкую обувь, и обувь с твердыми подошвами: подошва, «подъшевь» — это, что подшивают. Хотя обувь дошла в очень небольшом количестве, но это различие сапог (твердой обуви) и чревия (мягкой) можно проследить хотя бы по стремепам, которые долятся на два типа — первый с плоским основанием (для сапог с подошвой) и второй — округлый, для мягкой обуви.

К особым кожевенным работам надо отнести изготовление красного и зеленого сафьяна — хоза, из которого делались богатые сапоги (червленные сапоги, упоминаемые Даниилом Заточником), и изготовление единственного в то время писчего материала — пергамена. Пергамен делался из телячьей или бараньей кожи, специально обработанной и разглаженной. Возможно, что новгородское слово «скра» в значении письменного документа стоит в связи со словом «скора» — шкура, кожа, т. е. пергамен.

Трудно сказать, насколько специализировалось кожевенное дело. Для большинства ремесленников соединение выработки кож с изготовлением изделия из них было обычным, как это мы видели на примере Новгорода. В Новгороде в 1240 г. упоминается убитый в битве на Неве Дрочило Нездылов, сын кожевника. Однако некоторые виды кожевенных работ безусловно выделились из общей массы. Так, например, мы знаем седельников и тульников (делающих тулы — колчаны) в Галицкой земле. Таким же особым видом кожевенного ремесла были, вероятно, производства сафьяна и пергамена. У нас нет данных о скорняках, но состав меховой одежды, обилие мехов на Руси и древняя форма слова «скорняк» могут говорить за то, что скорняжное дело существовало и виде отдельного ремесла.

В Новгороде рядом с избой сапожника было найдено пять маслобойных жомов и мешок с конопляным семенем. Для выжимания масла из семян достаточно двух жомов, соединяющихся брусом и колодой. Пять жомов свидетельствуют о наличии здесь целой маслобойной мастерской, состоящей, по крайней мере, из трех рабочих единиц. Хотя растительное масло и применяется при выделке кож, трудно сказать, насколько маслобойное дело связано с кожевенным. Вероятно, это было самостоятельное маслобойное производство.

istoiarusi.blogspot.com