Теплоход "Метеор": описание, технические характеристики. Корабль метеор


технические характеристики. Пассажирские суда на подводных крыльях

Катер "Метеор" - это речной пассажирский теплоход. Он представляет собой судно, работающее на подводных крыльях. Его разработал отечественный кораблестроитель Ростислав Алексеев.

История "Метеора"

катер метеор

Катер "Метеор" ведет свою историю с 1959 года. Именно тогда первое такое экспериментальное судно было спущено на воду. Ходовые испытания проходили почти три недели. В их рамках самый первый катер "Метеор" прошел расстояние от Горького до Феодосии. Судно было построено на заводе под названием "Красное Сормово".

В Феодосии "Метеор" зазимовал. В свой обратный путь он отправился уже только весной 1960 года. На этот раз ему потребовалось пять дней, чтобы доплыть от Феодосии до Горького. Испытания были признаны успешными всеми участниками.

Серийное производство

метеор на подводных крыльях

Характеристики судна всех устраивали, поэтому уже в 1961 году его отдали в серийное производство. Оно было налажено на судостроительном заводе имени Горького, который располагался в Зеленодольске. За 30 лет здесь было выпущено более 400 теплоходов из этой серии.

При этом конструкторское бюро не стояло на месте. Постоянно разрабатывались новые, усовершенствованные версии. Так, нижегородские конструкторы предложили делать "Метеор" на подводных крыльях. При этом применялись импортные двигатели и кондиционеры. История этого судна завершилась только в 2007 году, когда линию окончательно демонтировали, перестроив ее под теплоходы нового класса.

Изобретатель "Метеора"

метеор теплоход

По праву создателем катера "Метеор" считается кораблестроитель Ростислав Алексеев. Помимо судов на воздушных крыльях, его заслуга - появление в нашей стране экранопланов (высокоскоростных аппаратов, летящих в зоне действия аэродинамического экрана) и экранолетов (использующих экранный эффект для полетов).

Алексеев родился в Черниговской губернии еще в 1916 году. В 1933 году переехал с семьей в Горький, где и сложилась его успешная трудовая карьера. Окончил индустриальный институт, дипломную работу защищал по глиссерам на подводных крыльях. Начал работать инженером-кораблестроителем.

Во время Великой Отечественной войны ему были выделены ресурсы и люди для создания боевых катеров на подводных крыльях. В его идею поверило руководство советского военно-морского флота. Правда, их создание затянулось, поэтому они так и не успели принять участие непосредственно в военных действиях. Но полученные модели убедили скептиков в возможности реализации этого проекта.

Работа над "Метеором"

метеор безопасность на теплоходе

"Метеор" на подводных крыльях группа ученых начала разрабатывать под руководством Алексеева. Первоначально он получил символическое название "Ракета".

Мировой общественности об этом проекте стало известно в 1957 году. Корабль был презентован на международном фестивале молодежи и студентов, который проходил в Москве. После этого началось активное судостроение. Помимо катера "Метеор", технические характеристики которого оказались впечатляющими, были созданы проекты под названиями "Буревестник", "Волга", "Восход", "Спутник" и "Комета".

В 60-е годы Алексеев создал экраноплан для военно-морского флота и отдельный проект для воздушно-десантных войск. Если высота полета первого составляла всего несколько метров, то второй мог подниматься на высоту сравнимую с самолетами - до семи с половиной километров.

В 70-х Алексеев получил заказ на десантный экранолет "Орленок". В 1979 году корабль-экранолет впервые в мире был принят на вооружение военно-морского флота, как официальная боевая единица. Алексеев сам регулярно испытывал свои транспортные средства. В январе 1980 года при обкатке новой модели пассажирского гражданского экранолет, который должен был быть завершен к московской Олимпиаде, он потерпел крушение. Алексеев выжил, но получил многочисленные травмы. Он был экстренно госпитализирован. Врачи боролись за его жизнь, были проведены две операции. Но 9 февраля он все-таки скончался. Ему было 63 года.

Судна на подводных крыльях

метеор расход топлива

"Метеор" на подводных крыльях - яркий пример судов такого класса. Под корпусом у него расположены подводные крылья.

Среди преимуществ таких летательных аппаратов отмечают высокую скорость передвижения, низкое сопротивление при движении на крыльях, нечувствительность к качке и высокую проходимость.

При этом у них имеются и существенные недостатки. Их главный минус низкая экономичность, особенно по сравнению с тихоходными водоизмещающими судами, при этом при волнениях на воде у них начинаются проблемы. К тому же они не приспособлены к необорудованным стоянкам, а для движения им необходимы одновременно мощные и компактные двигатели.

Описание "Метеора"

скорость катера метеор

"Метеор" - теплоход на подводных крыльях, который предназначен для скоростной перевозки пассажиров. Он работает на дизеле, сам является однопалубным. Используется исключительно в светлое время суток на судоходных реках. Также возможно его перемещение по пресным водохранилищам и озерам, но только в районах с преимущественно умеренным климатом. Управляется дистанционно, контроль за его движением осуществляется непосредственно из ходовой рубки.

Пассажиры находятся в трех салонах с удобными и мягкими креслами. Они располагаются в носовой, средней и кормовой частях судна. Всего помещается 114 пассажиров. Перемещение между частями судна осуществляется через палубу, с которой двери ведут в туалет, подсобные помещения и машинное отделение. В среднем салоне даже имеется буфет для желающих подкрепиться.

Крыльевое устройство включает в себя несущие крылья и закрылки. Их закрепляют на бортах и днищевых стойках.

Основными двигателями являются два дизельных. При этом для обслуживания силовой установки требуется комбинированный агрегат, состоящий из дизельного двигателя мощностью до 12 лошадиных сил. Механическая установка управляется из ходовой рубки и машинного отделения.

Электропитание теплохода

катер метеор технические характеристики

"Метеор" - теплоход, для которого основным источником электроэнергии считаются два ходовых генератора постоянного тока. Их мощность составляет один киловатт при стабильном и нормальном напряжении.

Также имеется автомат для одновременной работы аккумуляторных батарей и генератора. Существует также вспомогательный генератор, который используется непосредственно для питания потребителей.

Технические характеристики

Пассажирский теплоход "Метеор" обладает завидными техническими характеристиками. Порожнее водоизмещение составляет 36,4 тонны, а полное 53,4 тонны.

Длина судна 34,6 метра, ширина девять с половиной метров при размахе конструкции подводными крыльями. Высота при стоянке - 5,63 метра, при ходе на крыльях - 6,78 метра.

Осадка также различается при стоянке и ходе на крыльях. В первом случае 2,35 метра, во втором - 1,2 метра. Мощность варьируется от 1 800 до 2 200 лошадиных сил. Скорость катера "Метеор" максимально может достигать 77 километров в час, как правило, эксплуатируется на скорости 60-65 километров в час. Автономно судно может проплыть около 600 километров.

Один из минусов "Метеора" - расход топлива. Изначально он составлял около 225 литров в час, однако благодаря использованию новых современных двигателей сегодня его удается существенно сократить - примерно на 50 литров топлива в час.

Экипаж небольшой - всего три человека.

Страны распространения "Метеора"

В настоящее время серийное производство "Метеоров" прекращено, поэтому новых судов подобного типа больше не появляется. Но их эксплуатация продолжается и сегодня. В частности, их использует речной флот РФ, также они распространены в других странах.

До сих пор их можно увидеть в Венгрии, Греции, Вьетнаме, Италии, Египте, Китае, Казахстане, Польше, Румынии, Словакии и Чехии.

Эти речные суда на подводных крыльях активно использовались в Болгарии примерно до 1990 года, в Латвии до 1988 года, на Украине вплоть до 2000 года, в Нидерландах до 2004 года, а в Германии до 2008. Сейчас в этих странах им на смену пришли более современные транспортные средства.

Безопасное путешествие

Увлекательные речные путешествия и прогулки и сегодня организуют, используя "Метеор". Безопасность на теплоходе для пассажиров гарантируется специальной системой управления и регулярного тщательного технического обслуживания всех устройств и механизмов. Поэтому с уверенностью можно сказать, что, отправляясь в плавание на "Метеоре", вы ничем не рискуете.

Прокатиться на этом речном судне можно в разных уголках страны. Например, сегодня весьма популярны экскурсии из Санкт-Петербурга в Петергоф и обратно. Теплоход отправляется в путь по живописным местам Невы, туристы могут насладиться удивительными красотами Северной Пальмиры. Причем все сделано для удобства людей, необязательно даже тратить время в очереди в кассах, достаточно приобрести билет онлайн.

Этот скоростной речной теплоход порадует вас плавным ходом, который обеспечивают мощные и надежные современные двигатели. На борту каждого судна есть системы радионавигационного управления, связи и обязательно кондиционирования воздуха.

В трех комфортабельных салонах пассажиры защищены от любых капризов природы. В мягких креслах, которые принимают форму туриста, они могут полноценно отдохнуть, перекусить, воспользовавшись раскладывающимися деревянными столиками, спрятанными в подлокотниках.

Между креслами также установлены круглые столики из натуральной древесины, которые значительно больше. Они пригодятся, если в пути вы путешествуете дружной компанией.

Сервис для туристов

Стоит отметить, что сегодня эти транспортные средства в основном используют в туристических целях. Поэтому на них организуют максимально комфортное времяпрепровождения. Сервису уделяется огромное внимание.

Компании, организующие такие речные круизы, предоставляют полный спектр услуг, предусматривая все, что может понадобиться отдыхающему. Например, туристические услуги, которые включают в себя не только перевозку и размещение пассажиров, но и организацию полноценного питания, увлекательные развлекательные программы и познавательные экскурсии.

Воспользовавшись удобной формой по заказу билетов на эти речные теплоходы в сети интернет, вы не только сэкономите время, но и полноценно насладитесь незабываемым путешествием по великим рекам России.

Интересные факты про "Метеор"

Судну "Метеор" посвящено немало увлекательных и полезных фактов, которые не только расширят ваш кругозор, но и сделают поездку на этом теплоходе еще более увлекательной.

Большинство из них собраны в книге под названием "Крылатые суда России", в которой объединено все самое интересное про этот необычный вид водного транспорта.

Например, одним из капитанов судна "Метеор", которое передвигалось на подводных крыльях, был знаменитый Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны Михаил Девятаев. Сражаясь против немецко-фашистских захватчиков, он попал в плен, но сумел освободиться и даже угнать вражеский бомбардировщик.

Успешный побег удалось осуществить в феврале 1945 года из концлагеря, расположенного на территории Германии.

А в 1960 году новое судно демонстрировали руководителю Советского Союза Никите Сергеевичу Хрущеву. Присутствовавший при этом знаменитый авиаконструктор Андрей Туполев был настолько впечатлен увиденным, что даже попросил у главного разработчика - Алексеева - разрешения на совместное управление судном.

Сегодня на смену "Метеору" пришло пассажирское судно "Лена", которое также производится на судостроительном заводе в Зеленодольске. В дальнейшем этот проект развивается на судостроительном заводе, расположенном в Хабаровске. Оно способно преодолевать расстояние в 650 километров. При этом развивает среднюю скорость до 70 километров в час. Способно вместить 100 пассажиров либо 50 при VIP-размещении. А экипаж всего 5 человек.

fb.ru

описание, технические характеристики :: SYL.ru

Самый красивый и известный теплоход на подводных крыльях «Метеор», построенный в 1959 году Горьковским судостроительным заводом «Красное Сормово», по сей день используется на реках нашей страны. «Метеор» - скоростной теплоход, перевозящий пассажиров по пресноводным озёрам и водохранилищам и судоходным рекам в светлое дневное время.

История развития судов на подводных крыльях

Впервые небольшое судно на подводных крыльях (СПК) было испытано во Франции на реке Сене в 1897 году русским подданным Шарлем де Ламбером. Однако мощности использовавшегося парового двигателя не хватило для поднятия судового корпуса над водой. В тоже время итальянский изобретатель Э. Форланини разогнал экспериментальное судно на многоярусных крыльях до 68 км/ч. В начале прошлого столетия испытания моделей СПК проводились изобретателями США, Британии, Германии, Швейцарии, Канады, Италии. В 1919 году судно Фредерика Бэлдвина HD-4, одобренное ВМС США, на двух двигателях установило мировой рекорд, развив по воде скорость 114 км/ч. Однокрылые модели британского кораблестроителя Д. И. Торникрофта имели длину около 7 метров и развивали скорость около 64 км/ч.

В 40-е годы конструкторское бюро Германии под управлением Ганса фон Шертеля построило крылатое судно, развивающее скорость до 74 км/ч с грузом на борту в 20 тонн. В 50-е годы Шертель, основав в Швейцарии компанию «Супрамар», построил деревянное судно на частично погружённых крыльях, которое первым в мире совершало коммерческие перевозки 32 пассажиров между городами Италии и Швейцарии. В 1956 году по лицензии «Супрамара» фирма «Родригес» начала серийное производство судов РТ-20 на подводных крыльях для использования в море. РТ-20, имея водоизмещение в 32 тонны, перевозило 72 пассажира через пролив Мессинский, развивая скорость около 62 км/ч. За 20 лет «Супрамар» разработал серию моделей на частично погружённых подводных крыльях и по его лицензии было построено более 200 судов в Италии и Японии.

В США в 60-е годы в разработке военных патрульных и ракетонесущих катеров участвовала фирма «Боинг». Быстроходные вооружённые корабли класса «Пегас» входили в состав флота США с 1977 года до 1993. С 1974 года «Боинг» произвёл около 20 морских гражданских судов «Джетфойл», перевозящих от 167 до 400 пассажиров на борту. Сегодня «Джетфойлы» по лицензии строятся японской фирмой «Кавасаки».

В 60-70-е годы прошедшего столетия ВМС Канады и Италии имели на вооружении быстроходные вооружённые катера на подводных крыльях.

Появление «Метеора»

В СССР большинство СПК было сконструировано под руководством талантливого инженера Ростислава Евгеньевича Алексеева. В 1941 году в дипломной работе «Глиссер на подводных крыльях» Алексеев Р.Е. описал принцип работы малопогружённого подводного крыла. Экзаменационная комиссия Горьковского политехнического института узнала о судне, не имеющем аналогов в истории кораблестроения.

В начале 50-х годов в Советском союзе строились военные торпедные катера на носовых подводных крыльях. На протяжении 1963-1967 годов были построены 16 сторожевых и 12 пограничных катеров на подводных крыльях по проекту «Антарес» и 2 противолодочных корабля «Сокол».

В 60-е годы было построено несколько единичных экспериментальных СПК «Стрела-1,2 и 3», «Чайка», «Буревестник», «Спутник», «Вихрь», «Тайфун». На службе у судового надзора и на спасательных станциях использовались катера на подводных крыльях «Волга». Советский союз экспортировал пассажирские СПК в десятки стран мира.

Экспериментальный теплоход «Метеор» в ходе испытаний в ноябре 1959 года прошел свой первый путь - от Горького до Феодосии. После зимовки в мае 1960 года «Метеор» вернулся в Горький. Успешный испытательный рейс судна позволил выставить пассажирский теплоход «Метеор» экспонатом на выставке речного флота в Москве для представления руководству Советского Союза. Демонстрация первого теплохода «Метеор» главе СССР Н.С. Хрущёву проходила под совместным управлением Р.Е. Алексеева и знаменитого авиаконструктора А.Н. Туполева.

Серийное производство теплохода «Метеор»

Речной флот Советского союза располагал самым многочисленным парком крылатых судов. Более 1000 быстроходных катеров и теплоходов на подводных крыльях использовалось на реках и озёрах нашей Родины. Поднятые на крыло речные суда увеличили скорость и стали привлекательным транспортом для местных пассажирских перевозок и быстрых поездок между городами. Речные путешествия привлекали советских жителей комфортом, скоростью и экономичностью.

С сентября 1961 года серийное производство теплоходов «Метеор» проводилось в Татарстане Зеленодольским судостроительным заводом имени А. М. Горького. За 30 лет более 400 теплоходов серии «Метеор» было спущено на воду. Увеличение пассажиропотока требовало новых более вместительных и комфортабельных теплоходов. И в мае 1962 года из акватории завода вышел «Метеор-2», поднимающий на борт с баром и кафе 115 человек.

Нижегородское конструкторское Бюро по СПК им. Р.Е. Алексеева разработало модификацию теплохода «Метор-2000», оборудованную импортными двигателями и комфортабельным салоном с кондиционерами. С 2007 года линия, производившая «Метеоры», реконструирована под производство новых теплоходов серии А45-1.

Описание СПК «Метеор»

Однопалубный дюралевый речной теплоход на подводных крыльях «Метеор» оснащён дизельным двигателем. В автономном режиме, без дозаправки, теплоход доставляет пассажиров на расстояние не более 600 км по судоходным рекам и пресноводным озёрам России. Туристические экскурсии или деловые междугородние поездки на теплоходе «Метеор» осуществляются только в светлое дневное время. Дистанционный контроль за движением судна из ходовой рубки осуществляется командой из 3 человек.

Три пассажирских салона на 124 человека, расположенные в носовой, кормовой и средней частях теплохода, оборудованы мягкими комфортными креслами и единой аудиосистемой для передачи информации пассажирам. В среднем салоне имеется бар, а в носовом салоне живописные окрестности проплывают за огромными панорамными окнами. Через палубу судна осуществляется проход между пассажирскими салонами, к туалету, в подсобное помещение и машинное отделение.

Технические характеристики теплохода «Метеор»

Эксплуатируется теплоход «Метеор» на скорости 60-65 км/ч, хотя может разогнаться на просторе до 77 км/ч. При длине судна 34,6 м и ширине при размахе крыльев 9,5 м пустой теплоход имеет водоизмещение 36,4 тонны, а при полной загрузке - 53,4 тонны. Во время стоянки высота судна составляет 5,63 м, а осадка 2,35 м. Во время движения на крыльях «вырастает» до 6,78 м и оседает на 1,2 м.

Высокий расход топлива теплоходом "Метеор" – существенный недостаток крылатого судна. Первые модели теплохода расходовали в час примерно 225 л дизельного топлива. Использование новых современных моторов сокращает этот показатель до 50 л в час.

Двигатель «Метеора»

Главными двигателями на теплоход устанавливаются 2 двенадцатицилиндровых четырёхтактных дизельных мотора типа М-400, имеющих турбонаддув, реверсивную муфту и водяное охлаждение. Номинальная мощность каждого двигателя при 1700 об/мин составляет 1000 лошадиных сил. Вспомогательными движителями является пара пятилопастных гребных винтов 710 мм в диаметре. Судовые нужды обсуживаются агрегатом, состоящим из:

  • Дизельного двигателя, имеющего мощность 12 лошадиных сил при 1500 об/мин.
  • Генератора (5,6 кВт).
  • Компрессора.
  • Самовсасывающего вихревого насоса.

Устройство крыльев включает в свою конструкцию несущие (носовое и кормовое) стальные крылья и два закрылка из магниево-алюминиевого сплава, установленных на стойках носового крыла.

Электроэнергию в ходовом режиме подают два установленных на главных двигателях генератора постоянного тока с мощностью каждого по 1 кВт. Во время стоянки используется вспомогательный генератор, а также теплоход оснащён автоматом параллельной работы генератора с аккумуляторными батареями.

Безопасность на борту теплохода

Все устройства и механизмы теплохода контролируются системой управления судна. Плавное движение и надёжная работа двигателей гарантируется регулярным тщательным техническим обслуживанием пассажирских судов. Палуба и салоны для пассажиров защищены от непогоды прочной крышей. Удобные кресла и безопасность на теплоходе «Метеор» располагают к увлекательным путешествиям и речным прогулкам с семьёй или в кругу друзей.

Будни «Метеора» сегодня

Несмотря на то, что теплоходы на подводных крыльях «Метеор» уже не производятся, эти суда и сегодня используются для пассажирских перевозок на территории Росси, стран СНГ и дальнего зарубежья. В сложные 90-е годы многие речные судоходства, оставшись без работы, были вынуждены продать «Метеоры» в туристические компании Греции, Китая и Вьетнама. В Италии, Венгрии, Румынии, Чехословакии до сего дня используются произведённые в СССР теплоходы «Метеор» и другие суда на подводных крыльях.

В России регулярные рейсы действуют в период навигации по маршрутам Иркутск – Братск по Ангаре, из Петрозаводска до Шалы, Кижей и Великой Губы по Онежскому озеру, по Ладоге до Валаама из Сортавала. Между городами судоходных рек Волги, Дона, Лены, Амура и Камы пассажиры с удовольствием пользуются теплоходами, а не электричками и поездами.

www.syl.ru

Судно на подводных крыльях «Метеор-193»: techmonuments

«Метеор-193» был построен на Зеленодольском заводе им. А.М. Горького в 1984 году. Экспортный вариант, построенный для продажи в Бразилию. Был оснащён чехословакими авиационными креслами. Проработал в Казани до 1997 года, принадлежал Волжскому объединённому речному пароходству, а позднее — компании «Татфлот», и в 2004 году был установлен в качестве памятника перед Казанским речным техникумом имени Михаила Девятаева в честь столетия этого учебного заведения.

Адрес и координаты объекта: Казань, ул. Несмелова, 7, Казанский речной техникум (ныне — Казанский филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»). Памятник на Викимапии.

Фотографии памятника датированы августом 2011 года.

История создания

Судно на подводных крыльях «Метеор» — второй крылатый пассажирский теплоход, разработанный конструктором Ростиславом Алексеевым в 1959 году. История создания этих судов берёт своё начало в начале 1940-х, когда ещё студентом Алексеев заинтересовался темой и защитил дипломный проект на тему «Глиссер на подводных крыльях». В те годы конструкция не привлекла внимание высшего руководства военно-морского флота, но заинтересовала главного конструктора завода «Красное Сормово», на котором во время войны Алексеев работал мастером-испытателем танков. Алексееву выделили небольшое помещение, обозначив его как «гидролаборатория», и разрешили три часа в день посвящать любимой теме. Начались разработка и испытания моделей катеров на подводных крыльях, поиски оптимальной конструкции. В 1945 году на катере А-5 собственной конструкции Алексеев своим ходом дошёл до Москвы, чем, наконец, привлёк внимание военных и получил задание на оснащение подводными крыльями торпедного катера 123К, которое с успехом выполнил (отработав очередную модернизацию своего ноу-хау на катере А-7 и попутно ознакомившись с конструкцией трофейного немецкого СПК TS-6) и получил за него в 1951 году Сталинскую премию.Ростислав Алексеев:Параллельно этому конструктор разработал проект первого речного пассажирского судна на подводных крыльях «Ракета». Но с воплощением проекта в жизнь всё оказалось не так просто: инженеру пришлось годами обивать пороги министерств, бороться с чиновничьими инертностью, консерватизмом, скепсисом, выбивать финансирование... Реальная работа над «Ракетой» началась только зимой 1956 года, а спущен на воду теплоход был в 1957 году. С большим успехом прошла его демонстрация на Всемирном фестивале молодежи и студентов, затем в течение года шла опытная эксплуатация «Ракеты» на линии Горький–Казань, а с 1959 года судно пошло в серию. Свершилась революция в перевозках пассажиров по реке: крылатый теплоход был почти впятеро быстрее обычного водоизмещающего.Первая «Ракета» на Волге, 1958 г. (фото из коллекции Денверского Университета):Вслед за успешной «Ракетой» появился «Метеор» — судно крупнее, вдвое вместительнее и быстрее первенца, да ещё и способное справиться с большей по высоте волной. Оно брало на борт до 120 пассажиров и могло развить скорость до 100 км/ч (реальная эксплуатационная скорость была всё-таки ниже — 60–70 км/ч). Первый «Метеор» осенью 1959 года сходил в испытательный рейс из Горького в Феодосию, а в 1960 году был представлен в Москве руководству страны и общественности в качестве экспоната выставки речного флота.Эскизы Р. Алексеева (из книги «От замысла к воплощению»): Головное судно серии (фото из архива Е.К. Сидорова):Два фрагмента советской кинохроники тех времён, в которых речь идёт о новом диковинном судне: С 1961 года «Метеор» пошёл в серию. «Метеор-2» был спущен на воду в сентябре 1961 года, а 7 мая 1962 года, в канун Дня Победы, ведомый легендарным летчиком, Героем Советского Союза Михаилом Петровичем Девятаевым, покинул акваторию Зеленодольского судостроительного завода им. А.М. Горького, где строили эти суда. Приписан он был к Казанскому речному порту. Следующий «Метеор» ушёл в Москву, следующие — в Ленинград, Волгоград, Ростов-на-Дону… За несколько лет суда серии распространились по рекам и водохранилищам всего Советского Союза.«Метеор-47» на канале им. Москвы (фото из проспекта «Канал имени Москвы»):

«Метеор-59» на Волге (фото из архива В.И. Полякова).

Сухогруз «Партизанская слава» доставляет «Метеор-103» в Комсомольк-на-Амуре с Чёрного моря (фото из журнала «Морской флот»:

Всего с 1961 по 1991 год было построено почти 400 судов, и распространились они не только по всему СССР, но и по миру: «Метеоры» работали в Югославии, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Нидерландах, Германии.

Венгерский «Solyom» компании Mahart Magyar Hajozasi RT, ходивиший из Будапешта в Вену, на Дунае (фото из рекламного буклета):

«Rheinblitz», Голландия. Работал на линии Rotterdam – Wal & Lek:

Польский «Bosman Express», бывший немецкий «Flying Dutchman»:

Словацкий «Мeteor V Bratislava» (фото Jerzy Kociatkiewicz):

С приходом экономики Союза в упадок и наступлением эры рынка скоростные перевозки пассажиров по рекам стали массово сокращаться и закрываться: нерентабельно. Государственные субсидии сошли на нет, топливо, масло, запчасти стали дорогими, да и пассажиропоток оскудел: многие пассажиры обзавелись личным транспортом, опустели деревни, которые крылатые теплоходы связывали с городами, появились конкуренция со стороны автобусных маршрутов. В итоге за несколько лет многие суда на подводных крыльях порезали на металлолом. Некоторым советским «Метеорам» повезло больше, они не попали «под нож», а были проданы за рубеж, и теперь трудятся в Китае, Вьетнаме, Греции, Румынии.

Греческий «Falcon I»Греция — бывший украинский «Метеор-19»:

Вьетнамский «Greenlines 9», бывший украинский «Метеор-27»:

«Chang Xiang 1», Китай:

«Метеор-43» уехал в Румынию и переимновался в «Amiral-1»:

В России же сейчас работает лишь несколько десятков «Метеоров»: основная часть — на туристических маршрутах в Санкт-Петербурге и Карелии, несколько штук ещё возят пассажиров по Волге (в Казани, Ярославле и Рыбинске), десятка c полтора в сумме наберётся на северных реках.

Серийный выпуск «Метеоров» прекратился в 1991 году, но со стапелей Зеленодольского судостроительного завода сошло ещё несколько теплоходов. В частности, в 2001 и 2006 году были построены два «Метеора» для ОАО «Северречфлот» . Кроме того, в нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с немецкими двигателями Deutz и кондиционерами, и несколько таких судов было продано в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» была окончательно демонтирована, а им на смену пришли глиссирующие суда проекта проекта А145.Китайский «Chang Jiang 1» проекта «Метеор-2000»:

А вот судьба красноярского «Метеора-235» сложилась необычно: с 1994 по 2005 годы он отслужил в Енисейском речном пароходстве, после чего был продан, а ещё через несколько лет, снова сменив хозяев, был модернизирован на Красноярском судоремонтном заводе по проекту 342Э/310, превратился в яхту-люкс и был перекрещён в «Верный»; по слухам, это был личный «Метеор» губернатора Красноярского края. Его легко узнать по футуристичному облику и сомнительной эстетической ценности внутренней отделке с обилием шкур «под леопарда».

Конструкция и технические характеристики

«Метеор-193» — судно проекта 342Э, разработанного ЦКБ по СПК (главный конструктор — Ростислав Алексеев) в 1959 году и выпущенное Зеленодольским судостроительным заводом им. А.М. Горького. Тип —двухвинтовой пассажирский теплоход на подводных крыльях. Длина корпуса — 34,6 метра, ширина (по размаху конструкции подводных крыльев) — 9,5 метра. Осадка на плаву — 2,35 метра, при ходе на крыльях — около 1,2 метра. Водоизмещение с полным грузом — 53,4 тонны. Эксплуатационная скорость — 65 км/ч (рекорд — 108 км/ч). Дальность плавания (без пополнения запасов топлива) — 600 км.

У «Метеора» — три пассажирских салона: в носовой, средней и кормовой частях судна. Общая пассажировместимость — 124 человека.

Носовой салон (фото Дмитрия Щукина):Средний салон (фото Владимира Буракшаева):

Между средним и кормовым салоном есть небольшая полутокрытая (прогулочная) палуба.

Прогулочная палуба (фото Владимира Буракшаева):

Посты управления судном расположены в ходовой рубке, утопленной в полунадстройку в носовой части теплохода.

Ходовая рубка (фото Алексея Петрова):

В качестве главных двигателей установлены два V-образных 12-цилиндровых турбодизеля типа М-400 (версия авиационного дизеля М-40, конвертированная в судовой) мощностью по 1000 л.с. каждый. Они вращают два пятилопастных гребных винта диаметром 710 мм, которые и приводят теплоход в движение.

Машинное отделение (фото Алексея Петрова):

Под корпусом «Метеора» расположено крыльевое устройство — носовое и кормовое несущие крылья и два гидропланирующих подкрылка, закрепленных на стойках носового крыла. Подкрылки помогают судну при «выходе на крыло», а на ходу не дают ему вернуться в водоизмещающий режим, скользя по поверхности воды.

Принцип их действия крыльев «Метеора» — такой же, что и у крыла самолёта: подъемная сила возникает за счёт возникновения избыточного давления под профилем крыла и зоны разрежённости выше его. С ростом скорости разница давлений «выталкивает» судно вверх, корпус переходит из водоизмещающего положения в надводное, отчего существенно уменьшается площадь контакта с водой и её сопротивление, что позволяет развивать большую скорость.

В крыльевом устройстве «Метеора» используется эффект малопогруженного подводного крыла, известный также, как «эффект Алексеева». Алексеев в результате своих исследований получил такие гидродинамические характеристики подводного крыла, при которых оно, поднимаясь к поверхности воды, постепенно теряет подъемную силу из-за подтормаживания частиц жидкости в зоне, близкой к границе сред. Благодаря тому, что на определённой глубине подъёмная сила крыла приближается к нулю, оно не выскакивает из воды.***

P.S. Если уважаемые участники обнаружат какие-то неточности, пожалуйста, сообщите об этом.

techmonuments.livejournal.com

Теплоход Метеор-86 - 2200 л.с.

«Метео́р», проект 342Э — серия речных пассажирских теплоходов на подводных крыльях, разработанных Ростиславом Алексеевым.

История

45641

Производились с 1961 по 1991 год на Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии. В нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с импортными двигателями и кондиционерами, которая также поставлялась в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» на заводе демонтирована, заложены теплоходы нового проекта А45-1.

Описание

1

Теплоход Метеор проекта 342Э — дюралевый, дизельный, однопалубный, двухвальный теплоход на подводных крыльях, предназначен для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток по судоходным рекам, пресноводным водохранилищам и озерам в районах с умеренным климатом. Система дистанционного управления и контроля обеспечивает управление теплоходом непосредственно из ходовой рубки.

Пассажиры размещаются в трёх салонах, оборудованных мягкими креслами: носовом, среднем и кормовом — на 26, 44 и 44 места соответственно. Переход пассажиров из среднего в кормовой салон осуществляется по имеющей крышу палубе (на фотографиях видна как «горб»), с палубы двери ведут в туалет, машинное отделение и подсобное помещение. В среднем салоне находится буфет.

Крыльевое устройство состоит из носового и кормового несущих крыльев и двух закрылков, закрепленных на бортовых и днищевых стойках носового крыла.

97e38c695661

В качестве главных двигателей на теплоходе установлены два дизеля типа М-400 (12ЧНС18/20) правого и левого вращения двенадцатицилиндровые, четырёхтактные, с турбонаддувом, с водяным охлаждением, реверсивной муфтой, номинальной мощностью 1000 л.с. каждый при 1700 об./мин, конвертированные из авиационных М-40. Движители — два пятилопастных гребных винта фиксированного шага ø 710 мм. Для обслуживания силовой установки и судовых нужд установлен комбинированный агрегат дизель-генератор-компрессор-помпа. Агрегат состоит из дизельного двигателя мощностью 12 л.с. при 1500 об./мин. со стартерным и ручным пуском, генератора мощностью 5,6 кВт, компрессора и вихревого самовсасывающего насоса. Механическая установка теплохода управляется с постов в ходовой рубке и в машинном отделении.

45641

Источники электроэнергии

Основным источником электроэнергии в ходовом режиме являются два ходовых генератора постоянного тока мощностью по 1 кВт каждый при нормальном напряжении 27,5 В, установленные на главных двигателях. Имеется автомат параллельной работы генератора и аккумуляторных батарей. Для питания потребителей электроэнергии на стоянке установлен вспомогательный генератор постоянного тока мощностью 5,6 кВт номинальным напряжением 28 В.

Интересные факты

Метеор-236_на_Лене

«Метеор-236» на Лене

  • Первым капитаном СПК «Метеор» стал прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик.
  • В центре Сормовского района Нижнего Новгорода на площади Буревестника была установлена модель «Метеора». В данное время модель перенесена в сквер перед Политехническим техникумом вблизи Сормовского парка.
  • Около Казанского речного техникума установлена модель «Метеора».

 

 

1064301155

964912291

964912462

1064300480

1064302204

Теплоход Метеор-86

Судно VIP-класса!В 2011 году был полностью обновлён салон судна, изменена отделка и планировка помещения (носовой и средний отсеки были объединены). Оснащён кожаными сиденьями с откидными деревянными столиками, есть гардероб и отдельные столы для проведения переговоров.Пассажировместимость = 86 человекНа корабле функционирует бар, организовать питание на борту также можно путём развозки закусок с помощью специальных тележек (как в самолёте). Помимо этого, в наличии имеется прекрасно оборудованный клозет.Окна затонированы, есть встроенная система кондиционирования.Трюму теплохода также было уделено должное внимание: новые заклёпки, выпрямленные флоры, свежее лакокрасочное покрытие. Необходимый уход получила и обшивка судна.Теплоход оснащён новейшим радионавигационным оборудованием по классу О2.0. Для ведения спецсвязи при сопровождении VIP-рейсов оборудована отдельная каюта.Кроме того, была обновлена дизельная силовая установка: предприятие осуществило капитальный ремонт двух двигателей М419 (2200 л.с. в совокупности). Дополнительно установлен генератор Westerbeke на 220 В.

 

Цена: 7 300 000

avito.ru

 

 

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Twitter

E-mail

xn--80aafe9bhdrpm.com

Метеор-218 – Class Метеор, проект 342Э — FleetPhoto

DateRegistryPortOwnerManager

03.2003

РРР  РыбинскRPPRPP

06.1994

Moscow River Shipping CompanyMoscow River Shipping Company
 РР РСФСР  РыбинскМосковское речное пароходство МРФ РСФСРРыбинский речной порт МРП МРФ РСФСР
304 KB 109

 Метеор-159   ·  Class Метеор, проект 342Э, Рыбинск

(вне водоёма)Ярославская область, РыбинскРыбинский речной порт

July 22, 2018Author: Iv557

2018

2017

453 KB 1   346

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Тутаев

July 20, 2017Author: Никита Прохоров

468 KB 7   450

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Тутаев

July 20, 2017Author: Никита Прохоров

388 KB 306

Московский-7  ·  Class Московский, проект 81080, MoscowП-189  ·  Design Р-66, Рыбинск

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

June 11, 2017Author: Ponch

330 KB 341

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

June 11, 2017Author: Ponch

349 KB 408

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

June 11, 2017Author: Ponch

359 KB 386

Река Волга, судоходный канал № 32 (подход верхнего бьефа шлюзов №№ 12/11-Р)Ярославская область, ПереборыРыбинский гидроузел

May 29, 2017Author: Павел Феклистов

293 KB 2   296

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

May 23, 2017Author: solnechny

326 KB 3   288

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Тутаев

May 17, 2017Author: solnechny

343 KB 162

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ЯрославльЯрославский речной вокзал

May 14, 2017Author: Iv557

270 KB 177

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ЯрославльЯрославский речной вокзал

May 14, 2017Author: Iv557

275 KB 6   421

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Ярославль

May 14, 2017Author: Iv557

2017

2016

412 KB 1   123

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Ярославль

September 11, 2016Author: solnechny

401 KB 102

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Тутаев

September 11, 2016Author: solnechny

533 KB 1   496

Река Волга, Рыбинское водохранилищеЯрославская область, Толга

September 2, 2016Author: RTT

520 KB 247

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Константиновский

August 13, 2016Author: umavin

443 KB 275

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

June 20, 2016Author: umavin

649 KB 2   438

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

June 20, 2016Author: umavin

365 KB 1   580

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Тутаев

May 21, 2016Author: solnechny

349 KB 1   511

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ЯрославльТверицкая набережная

May 21, 2016Author: solnechny

2016

2015

540 KB 450

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

October 1, 2015Author: umavin

290 KB 634

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

September 12, 2015Author: Ponch

299 KB 755

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

September 12, 2015Author: Ponch

468 KB 2   579

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Ярославль

Метеор-218 идёт с бункеровки на Ярославский речной вокзал. Судном управляет Виктор Павлович Молодцов

September 10, 2015Author: solnechny

288 KB 3   611

Викинг Акун  ·  Class Дмитрий Фурманов, проект 302, Saint PetersburgШипка  ·  Class Вятка, проект Р-135 (А, В), Saint Petersburg

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Ярославль

Выхлоп вверх, выхлоп вводу, Метеор-218 уходит на бункеровку

September 10, 2015Author: solnechny

299 KB 1   581

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Тутаев

Вид на Троицкую церковь

September 10, 2015Author: solnechny

472 KB 1   679

Григорий Пирогов  ·  Design 305, тип Дунай, Moscow

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ТутаевПассажирский причал "Тутаев"

September 9, 2015Author: solnechny

485 KB 1   425

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ТутаевРомановская сторона

September 9, 2015Author: solnechny

495 KB 1   662

ДП-11  ·  Design Р-145, Yaroslavl

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ТутаевПаромная переправа "Правый берег"

September 9, 2015Author: solnechny

296 KB 1   468

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, РыбинскВолжский мост

Метеор-218 уходит на Брейтово

September 9, 2015Author: solnechny

265 KB 146

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ЯрославльПонтонный мост в районе Норского

На фоне понтонного моста и колонны танков

August 19, 2015Author: ahtung_23

275 KB 101

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Копаево

Автор: Александр Путкин

August 18, 2015Received from Iv557

312 KB 1   179

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск, Копаево

Автор: Александр Путкин

August 18, 2015Received from Iv557

468 KB 390

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

July 29, 2015Author: umavin

579 KB 417

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, РыбинскРыбинский грузовой порт

June 25, 2015Author: umavin

463 KB 2   673

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

June 1, 2015Author: mv12345

372 KB 2   728

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

June 1, 2015Author: mv12345

302 KB 500

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ЯрославльЯрославский, речной вокзал

May 23, 2015Author: Cromlech

2015

2014

277 KB 807

ДП-11  ·  Design Р-145, YaroslavlСП-44  ·  Class СП (г/п 73 т), проект 603А, Yaroslavl

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Тутаев

September 18, 2014Author: solnechny

289 KB 580

Президент  ·  Class Октябрьская Революция, проект 26-37, Moscow

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ЯрославльЯрославский речной вокзал, причал №4

September 10, 2014Author: solnechny

299 KB 1   671

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ЯрославльОктябрьский мост

Обратите внимание на Октябрьский мост — после двухгодового капитального ремонта вновь открытый и освященный 30 августа 2014 года

September 10, 2014Author: solnechny

289 KB 2   704

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Тутаев

September 10, 2014Author: solnechny

294 KB 929

 Метеор-159   ·  Class Метеор, проект 342Э, Рыбинск

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, РыбинскРыбинский речной порт

August 30, 2014Author: solnechny

188 KB 496

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Тутаев

August 5, 2014Author: Iv557

200 KB 9   728

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

August 5, 2014Author: Iv557

1241 KB 513

Река Волга, Рыбинское водохранилище, Волжский плёсЯрославская область, УгличПассажирский причал Углич

June 22, 2014Author: ARTём

984 KB 11   1505

 Полковник Аксёнов   ·  Class ОМ, проект 780, 780-03, 780-03-1570, Moscow

Река Волга, Рыбинское водохранилище, Волжский плёсЯрославская область, УгличПассажирский причал Углич

June 22, 2014Author: ARTём

369 KB 568

Река ВолгаЯрославская область, Рыбинск

June 13, 2014Author: Dimitriy

368 KB 509

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Тутаев

June 8, 2014Author: Дмитрий Эйсмонт

480 KB 2   1251

Александр Грин  ·  Class Сергей Есенин, проект PV08, Moscow

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

June 7, 2014Author: umavin

471 KB 522

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

May 31, 2014Author: umavin

317 KB 90

 Оленегорск   ·  Class Шестая пятилетка, проект 576, Saint Petersburg

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Савинское

May 25, 2014Author: SlavaZ

298 KB 580

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Тутаев

May 21, 2014Author: solnechny

299 KB 508

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ЯрославльЯрославский речной вокзал, причал №4

Обратите внимание на причал №4 (Причал Скоростных судов) после ремонта

May 21, 2014Author: solnechny

293 KB 451

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ЯрославльЯрославский речной вокзал, причал №4

May 21, 2014Author: solnechny

299 KB 1   528

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Толга

May 21, 2014Author: solnechny

283 KB 445

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Тутаев

May 20, 2014Author: solnechny

293 KB 4   574

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, РыбинскПричал скоростных судов

May 3, 2014Author: solnechny

2014

2013

484 KB 1   603

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Ярославль

September 22, 2013Author: sergey8

298 KB 2   657

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ЯрославльЯрославский речной вокзал

September 19, 2013Author: solnechny

300 KB 2   1586

Афанасий Никитин  ·  Class Октябрьская Революция, проект 26-37, Nizhny NovgorodБН-Т-02  ·  Design 011003В, Saint PetersburgОТ-2108  ·  Class ОТ-2000, проект 428.2 (ОТ-2100), Saint PetersburgМаксим Горький  ·  Class Максим Горький, проект Q-040, Nizhny NovgorodОС-21  ·  Class ОС (354, А, Б, К, У), проект 354К, Yaroslavl

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ЯрославльЯрославский речной вокзал

September 19, 2013Author: solnechny

294 KB 4   573

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

September 12, 2013Author: solnechny

293 KB 497

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

September 12, 2013Author: solnechny

300 KB 428

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

September 12, 2013Author: solnechny

297 KB 576

МН-44  ·  Design Р-16, Р-16К, Moscow

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

September 12, 2013Author: solnechny

296 KB 1   581

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ЯрославльЯрославский речной вокзал

September 11, 2013Author: solnechny

294 KB 1   663

Рыбинское водохранилищеЯрославская область, Брейтово

September 11, 2013Author: solnechny

296 KB 668

Рыбинское водохранилищеЯрославская область, Брейтово

September 11, 2013Author: solnechny

484 KB 626

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Тутаев

August 16, 2013Author: Степан

491 KB 551

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Тутаев

August 10, 2013Author: Степан

295 KB 689

ОС-21  ·  Class ОС (354, А, Б, К, У), проект 354К, Yaroslavl

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Ярославль

На третьем плане Валаамс

August 6, 2013Author: solnechny

297 KB 1   547

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ЯрославльЯрославский речной вокзал

August 6, 2013Author: solnechny

294 KB 548

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ЯрославльЯрославский речной вокзал

У причальной стенки стоит Леонид Соболев, отходит Игорь Стравинский

August 6, 2013Author: solnechny

293 KB 1   536

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ЯрославльЯрославский речной вокзал

August 6, 2013Author: solnechny

408 KB 593

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск, Демино

June 9, 2013Author: umavin

393 KB 580

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Ярославль

June 9, 2013Author: umavin

296 KB 591

Река ВолгаЯрославская область, Толга

Снято с борта теплохода "Москва-182"

June 4, 2013Author: Meteor216

269 KB 477

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ЯрославльЯрославский речной вокзал

Снято с борта теплохода "Москва-182"

June 4, 2013Author: Meteor216

296 KB 516

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, РыбинскРыбинский речной вокзал

June 4, 2013Author: Meteor216

2013

2012

291 KB 4   685

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ЯрославльЯрославский речной вокзал

September 11, 2012Author: solnechny

296 KB 1   741

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ЯрославльЯрославский речной вокзал

September 11, 2012Author: solnechny

299 KB 1   624

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Тутаев

September 7, 2012Author: solnechny

296 KB 1   694

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ЯрославльЯрославский речной вокзал

September 7, 2012Author: solnechny

291 KB 1   626

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ЯрославльЯрославский речной вокзал

September 7, 2012Author: solnechny

144 KB 896

П-189  ·  Design Р-66, Рыбинск

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

August 25, 2012Author: Iv557

462 KB 726

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Тутаев

July 31, 2012Author: PIT

499 KB 616

Река ВолгаЯрославская область, Рыбинск

July 27, 2012Author: PIT

163 KB 485

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Ярославль

July 1, 2012Author: Greta

280 KB 509

Река ВолгаЯрославская область, РыбинскРыбинский речной порт

Снято с ботра теплохода "Метеор-159"

June 6, 2012Author: Meteor216

176 KB 642

Река ВолгаЯрославская область, Рыбинск

June 6, 2012Author: Meteor216

2012

2011

315 KB 572

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

August 24, 2011Author: Любитель

241 KB 742

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, ЯрославльЯрославский речной вокзал

August 13, 2011Author: Ponch

126 KB 751

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

July 3, 2011Author: umavin

196 KB 718

Рыбинское водохранилищеЯрославская область, Брейтово

June 18, 2011Author: Дмитрий Эйсмонт

347 KB 692

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Песочное

June 6, 2011Author: ARTём

341 KB 2   930

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Песочное

June 6, 2011Author: ARTём

168 KB 635

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

May 24, 2011Author: umavin

2011

2010

246 KB 718

Рыбинское водохранилищеЯрославская область, Брейтово

July 3, 2010Author: Ponch

314 KB 869

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

June 28, 2010Author: Klessk

131 KB 832

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

June 13, 2010Author: Ponch

146 KB 822

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

June 13, 2010Author: Ponch

255 KB 791

 П-189   ·  Design Р-66, Рыбинск

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

June 13, 2010Author: Ponch

378 KB 834

Река ВолгаЯрославская область, Рыбинск, ПереборыРыбинский шлюз №12/11, Рыбинский гидроузел

May 24, 2010Author: goee

354 KB 651

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Ярославль

May 24, 2010Author: goee

363 KB 773

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Ярославль

May 24, 2010Author: goee

267 KB 807

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, РыбинскРыбинский мост

May 20, 2010Author: Stanislav_Kruglov

2010

2009

212 KB 751

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Ярославль

August 26, 2009Author: Engels

226 KB 1223

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Ярославль

August 26, 2009Author: Engels

267 KB 12   2099

Река ВолгаЯрославская область, Рыбинск, ПереборыРыбинский шлюз №12/11, Рыбинский гидроузел

Ошвартован. К шлюзованию готов!

August 23, 2009Author: Engels

279 KB 804

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

August 23, 2009Author: Engels

279 KB 676

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Тутаев

August 23, 2009Author: Engels

267 KB 733

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

August 23, 2009Author: Engels

211 KB 13   1280

 Александр Грибоедов   ·  Design 301, тип Владимир Ильич, Moscow

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

August 23, 2009Author: Engels

194 KB 431

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Норское

June 12, 2009Author: dimon1972-Пермь

189 KB 462

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Норское

June 12, 2009Author: dimon1972-Пермь

346 KB 752

Рыбинское водохранилищеЯрославская область, Брейтово

May 19, 2009Author: TOXA

319 KB 869

Рыбинское водохранилищеЯрославская область, Брейтово

May 19, 2009Author: TOXA

2009

2008

344 KB 1078

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

July 11, 2008Author: Илья Брезгунов

336 KB 681

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, РыбинскРыбинский речной вокзал

July 7, 2008Author: Pal7007

2008

2006

351 KB 547

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

July 15, 2006Author: tdima

325 KB 584

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

July 15, 2006Author: tdima

372 KB 1014

 Метеор-159   ·  Class Метеор, проект 342Э, Рыбинск

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Ярославль

June 24, 2006Author: tdima

335 KB 652

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Ярославль

June 24, 2006Author: tdima

339 KB 668

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Ярославль

June 24, 2006Author: tdima

361 KB 901

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Ярославль

June 24, 2006Author: tdima

2006

2005

396 KB 731

Река Волга, Горьковское водохранилищеЯрославская область, Рыбинск

June 19, 2005Author: tdima

342 KB 833

Река Волга, Рыбинское водохранилищеВерхний подходной канал Рыбинского шлюза

June 1999Author: Алексей Борисов

Pictures displayed: 156 from 161

fleetphoto.ru

В чем разница между Ракетой, Кометой и Метеором? - водный транспорт - Каталог статей

Недавно мой френд kot_or_osl писал про Ростислава Алексеева. Хороший пост, хорошие экранопланы. Но задал я тогда вопрос, ответ на который был заведомо неверный... "В чем же разница между Ракетой, Кометой и Метеором?" - Спросил я... И наступила тишина. Решил я разобраться - и вот результат поверхностного знакомства, благо времени много, а моделить все равно не получается... Итак:

1. РАКЕТА

Речной теплоход на подводных крыльях. Выпуск начался в 1957 году и продолжался до конца 70-х. Выпущено было около 400 машин. Отличительной особенностью "Ракет" стала открытая площадка на корме, куда свободно пускали пассажиров. Более нигде такой площадки не было...

  

Конечно, разработана "ракета" была в КБ Алексеева. И, кстати, мы стали называть "ракетой" любой корабль на подводных крыльях. Да, да - получилось что-то типа ксерокса. Только советское :-) Кстати - крейсерская скорость "Ракеты" (не путать с максимальной паспортной! Об этом ниже!) составляет 70 км/ч.

2. МЕТЕОР

«Метеоры» строились с 1961 по 1991 г. В отличии от «Комет» использовались они для речных круизов, а по сравнению с «Ракетой» имели большую скорость и вместимость. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии. Крейсерскяа скорость "Метеора" - 90 км/ч, максимальная - 120 км/ч. Вообще не путаем – согласно ГОСТам максимальной скоростью теплоходов такого класса считается скорость отрыва от воды, то есть «выхода на крыло». И она колеблется от 50 до 80 км/ч, хотя крейсерская скорость значительно выше.

   

Использовались, да и до сих пор используются круизные версии этих теплоходов. Их отличает повышенная комфортность. Вот примеры таких "Метеоров":

 

Интересно, что первым капитаном СПК «Метеор» стал прославленный лётчик, Герой Советского Союза, Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик.

3. КОМЕТА

«Комета» - морская версия «Метеора». Проект разработан в 1961 году. Серийно производились в 1964—1981 годах на Феодосийском судостроительном заводе «Море» (всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт) и в 1962—1992 годах на Потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов). Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись ленинградским заводом Звезда. 

  

4. ВОСХОД

«Восход» - название типа судов, создававшихся для замены более старых типов — «Ракет» и «Метеоров». Головное судно серии было построено в 1973 году. Строились «Восходы» на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись Лениградским заводом "Звезда" и заводом "Барнаултрансмаш". В общей сложности к началу девяностых годов было построено более 150 «Восходов». В девяностых годах производство «Восходов» практически остановилось в связи с тяжёлым положением завода-производителя. Кроме СССР «Восходы» поставлялись ещё в восемнадцать других стран, в частности, в Канаду, Вьетнам, Китай, Нидерланды, Австрию, Венгрию, Болгарию, Таиланд, Турцию. 

  

Что интересно - в Нидерландах «Восходы» курсируют между Амстердамом и Велсеном. Поездка занимает полчаса. Эта переправа интегрирована с системой междугородных автобусов (фирма Connexxion является оператором общественного транспорта, в первую очередь — автобусов), она даже имеет свой номер — маршрут № 419, однако в целях рекламы Connexxion называет эту переправу Fast Flying Ferries.

5. ПОЛЕСЬЕ

"Полесье" - тип пассажирского судна для неглубоких водоёмов, предназначенный для скоростных пассажирских перевозок в светлое время суток с продолжительностью рейса до 8 часов. Корпус выполнен из алюминиево-магниево сплава. Крыльевое устройство состоит из носового и кормового крыльев. Переднее крыло имеет стреловидную в плане форму. Разработчиком судна КБ Р.Алексеева не является.

 

6. БУРЕВЕСТНИК

«Буревестник» - одно из самых красивых судов серии СПК, являющееся настоящим шедевром инженерной мысли, обладающее фантастическим обликом и скоростью. «Буревестник» словно прилетел из будущего. Это газотурбоход разработки ЦКБ СПК Р.Алексеева, г.Горький. «Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей (ГТД) АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко, позаимствованных из гражданской авиации (с Ил-18). Эксплуатировался c 1964 г. до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький.

  

7. СПУТНИК

«Спу́тник» — советское речное судно на подводных крыльях. Не был запущен в серию, единственный опытный экземпляр изготовлен в 1961 году, проработал около 4 лет, после чего был списан и установлен на постаменте в Тольятти. Автором проекта являлся известный советский конструктор судов на подводных крыльях Ростислав Алексеев.Сначала он эксплуатировался на линии Горький — Тольятти. В 1965 году его перевели на линию Куйбышев — Казань. Объяснением для перевода стал факт глубокой осадки судна, что не позволяло эффективно использовать его в верховьях Волги. Однако эту навигацию судно уже не закончило, в Тольятти оно проходило всего три месяца. 4 двигателя потребляли очень много горючего и эксплуатация его оказалась крайне убыточной. Кроме того, от четырёх работающих дизелей исходила сильная вибрация, приводившая к частым поломкам.

  

В одном из рейсов судно столкнулось с топляком, после чего несколько лет простояло в судоремонтном заводе. Серьёзно пострадал один из двигателей, а на покупку нового средств не было. Судно оставалось на плаву, но потеряло ход и не поднималось на крыло. Предлагалось разрезать его на металлолом, но было принято другое решение. Судно установили на постаменте на набережной в Тольятти.

8. ЧАЙКА

Теплоход "Чайка" предназначен для речных скоростных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях протяженностью до 400 км.

  

Вот такое получилось краткое исследование. И ведь это далеко не все, мы не затронули очень много типов.Я просто приведу тут фотографии...

ЛАСТОЧКА

 

КАТРАН

ЦИКЛОН

ТАЙФУН

И НА ЗАКУСКУ - ЗАРЯ. Я не могу не описать его, хотя крыльев там нет.

Пассажирский глиссер. Теплоходы «Заря» — серия советских пассажирских скоростных глиссирующих речных судов с водомётным движителем для перевозки пассажиров и их багажа по малым рекам в светлое время суток. Вместимость 60-86 пассажиров, экипаж — 2-3 человека. Скорость движения 40-45 км/ч.

logistic.clan.su

Метеор (теплоход) Википедия

«Метеор»«Метеор-197» на НевеКласс и тип суднаИзготовительРазработчик проектаСтатусОсновные характеристикиВодоизмещениеДлинаШиринаВысотаОсадкаДвигателиМощностьДвижительСкорость ходаАвтономность плаванияЭкипажПассажировместимость Изображения на Викискладе
Красное Сормово, Зеленодольский завод имени А. М. Горького СССР СССР Россия Россия
ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева
Серийное производство прекращено, однако эксплуатация продолжается.
36,4 (порожнее)53,4 (полное)
34,6 м
9,5 м (размах конструкции подводных крыльев)
5,63 м (при стоянке) 6,78 м (при ходе на крыльях)
2,35 м (при стоянке) 1,2 м (при ходе на крыльях)
2 дизельных М400 2×800 л.с. или М401 2×1000 л.с, или М-417 2×1100 л.с , или MAN D2842LE410 MARINE DIESEL 2×1100 л.с. 1 вспомогательный дизель-генератор-компрессор-насос
1800 - 2200 л.с.
2 винта
75-77 км/ч (максимальная) 60-65 км/ч (эксплуатационная)
600 км
3 чел.
78—123 человек (в зависимости от модификации)

«Метео́р», проекты 342, 342Э, 342У— серия речных пассажирских теплоходов на подводных крыльях, разработанных Ростиславом Алексеевым.

История

В октябре 1959 года было спущено на воду первое экспериментальное судно на подводных крыльях «Метеор», ходовые испытания которого проходили с 1 ноября 1959 года до 17 ноября 1959 года. В процессе ходовых испытаний первый «Метеор», построенный на заводе «Красное Сормово», прошёл путь от Горького до Феодосии и был оставлен там на зимний период. Весной 9 мая 1960 года первый «Метеор» вышел в обратный путь из Феодосии и 14 мая 1960 года пришёл в Горький.

Серийный выпуск «Метеоров» был налажен на Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. С 1961 года по 1991 год было построено более 400 теплоходов этой серии[1]. В нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с импортными двигателями и кондиционерами, которая также поставлялась в Китай[2]. К 2007 году линия по производству «Метеоров» на заводе демонтирована, заложены теплоходы нового проекта А45-1.

Описание

Т/х «Капитан Князев» идёт по Амуру.

Теплоход Метеор проекта 342Э — дюралевый, дизельный, однопалубный, двухвальный теплоход на подводных крыльях, предназначен для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток по судоходным рекам, пресноводным водохранилищам и озёрам в районах с умеренным климатом. Система дистанционного управления и контроля обеспечивает управление теплоходом непосредственно из ходовой рубки.

Пассажиры размещаются в трёх салонах, оборудованных мягкими креслами: носовом, среднем и кормовом — на 26, 44 и 44 места соответственно. Переход пассажиров из среднего в кормовой салон осуществляется по имеющей крышу палубе (на фотографиях видна как «горб»), с палубы двери ведут в туалет, машинное отделение и подсобное помещение. В среднем салоне находится буфет.

Крыльевое устройство состоит из носового и кормового несущих крыльев и двух закрылков, закреплённых на бортовых и днищевых стойках носового крыла.

В качестве главных двигателей на теплоходе могут быть установлены два дизеля типа М-400 (12ЧНС18/20) правого и левого вращения двенадцатицилиндровые, четырёхтактные, с турбонаддувом, с водяным охлаждением, реверсивной муфтой, номинальной мощностью 1000 л.с. каждый при 1700 об./мин, конвертированные из авиационных М-40. Движители — два пятилопастных гребных винта фиксированного шага ø 710 мм. Для обслуживания силовой установки и судовых нужд установлен комбинированный агрегат дизель-генератор-компрессор-помпа. Агрегат состоит из дизельного двигателя мощностью 12 л.с. при 1500 об./мин. со стартерным и ручным пуском, генератора мощностью 5,6 кВт, компрессора и вихревого самовсасывающего насоса. Механическая установка теплохода управляется с постов в ходовой рубке и в машинном отделении.

Источники электроэнергии

Основным источником электроэнергии в ходовом режиме являются два ходовых генератора постоянного тока мощностью по 1 кВт каждый при нормальном напряжении 27,5 В, установленные на главных двигателях. Имеется автомат параллельной работы генератора и аккумуляторных батарей. Для питания потребителей электроэнергии на стоянке установлен вспомогательный генератор постоянного тока мощностью 5,6 кВт номинальным напряжением 28 В.[3]

Распространение

Интересные факты

Книга «Крылатые суда России» сообщает следующие интересные факты:[4]

  • Одним из капитанов судна на подводных крыльях «Метеор-2», входившего в состав Волжского объединённого пароходства МРФ РСФСР, был прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик.
  • В июне 1960 года, при демонстрации первого экспериментального судна на подводных крыльях «Метеор» Н.С.Хрущёву, авиаконструктор А.Н.Туполев был впечатлён «Метеором» и попросил Р. Е. Алексеева о совместном управлении судном.
  • Подавляющее большинство «Метеоров» — номерные, однако два из них, эксплуатировавшихся на Волге были названы именами их создателей — «Конструктор Алексеев» (с 2011 эксплуатируется в Петербурге[5]) и «Инженер Зайцев» (списан в 1997 году[6]).
  • Судно «Метеор-236» типа «Метеор» на реке Лене, 2004 год.

  • Судно «Метеор-240» типа «Метеор» в Казани, 2016 год.

  • Судно «Метеор-218» типа «Метеор» на реке Волге, 2009 год.

  • Суда «Greenlines-3» и «Greenlines-11» типа «Метеор» у причала в городе Вунгтау, 2010 год.

  • Судно «Метеор-240» типа «Метеор» на реке Волге, 2014 год.

  • Судно «Solyom-2» типа «Метеор» на реке Дунай, 2006 год.

  • Судно «Petro Express-01» типа «Метеор» на реке Сайгон, 2013 год.

  • Судно «Метеор-176» типа «Метеор» на реке Нева, 2008 год.

  • Списанное судно типа «Метеор», ставшее памятником в Нижнем Новгороде, 2008 год.

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru