Взгляни вокруг - Морская тематика. Корабль галера фото


Взгляни вокруг - Морская тематика: Галера

Гребное парусное военное судно в древности и Средние века. Первые галеры были построены в Венеции в VII веке. Корабли были названы по внешнему сходству с рыбой галеас, которая имела такую же вытянутую форму.По сути дела галера стала первым именно боевым судном. Главным ее оружием был заостренный, а иногда и окованный металлом длинный бушприт. Он пробивал борта вражеских кораблей, ломал их весла. Со временем на галерах стали размещать и метательные машины, а затем и артиллерию. Мореходные и боевые качества нового корабля оказались столь высоки, что венецианцы пытались держать в секрете его конструкцию. Но, конечно, это не могло продолжаться долго. Очень скоро галеры появились почти во всех флотах Европы и продержались до начала XIX века. Вначале были одномачтовые галеры с 12 - 16 веслами, но уже в XVII - XVIII веках их длина доходила до 40 - 50 метров, количество мачт до двух-трех, а весел до шестидесяти. На каждом весле сидело по одному-два человека, а затем, когда с увеличением галер длина весел достигла 10 - 12 и даже 15-ти метров, на каждое весло сажали по четыре-пять и более гребцов.                                                          Венецианская галера "Буцентавр"                                                         Экипаж французской галеры "Ля Ферм" насчитывал 500 человек

morskatemaaz.blogspot.com

ГАЛЕРЫ - Дмитрий Мыльников

История парусного флота незыблема! Все нарисовано, всем все известно, все всё знают! Еще в древнем Египте и Риме... Венецианци и Финикийцы, Голладнцы и викинги все смело бороздили просторы Океана, покоряли Америки и прочие Африки.Поставил парус по ветру и вперед! А если ветра нет? Не беда - весла в воду и тоже вперед, прямиком в Америку или еще куда.Все знают, что такое галера - гребное транспортное судно или военный корабль. В древности рабы умирали на галерах, даже фраза появилась и дошла до наших дней из глубин веков - работать как раб на галерах!Мы себе представляем галеры такими, так нас учили в школе.

8221049.jpg300px-Penteres.png26g.jpg

Да так оно и есть на самом деле такими и были галеры, но есть оказывается одно но! Галера это только лишь одна из разновидностей парусно - гребного судна. Оказывается галеры спокойно дожили аж до 20 века без всяких изменений внешнего вида и содержания. Одна из знаменитых галер спокойно пролежала в Казани, на ней Екатерина 2 по Волге прибыла в Казань, а галера дожила практически до наших дней только стекла слегка побили.Галера "Тверь"https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C_(%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0)

142125046212215.18_1..jpg142125010412215.1..jpg142125000912202.4..jpg11435-1.jpg653-95-11432.jpg3WEUfEXOnOs.jpg 0f5b2a4e445c41d226e2cb46ec76ecfa.jpg11435-1.jpg653-2624-11438.jpg

Вот еще галера на праздновании 200-летия Санкт Петербурга.

nev_05.jpg

Вот китайские галеры в начале 20 века.

dzhonki_v_kitae.jpgb3237b60ca5eec728a4df4a82267d108.jpeg b5b8da438747.jpg

Но самое интересное оказывается основная масса кораблей которые мы привыкли считать чисто парусными были парусно - гребные, все эти фрегаты и коравеллы до средины 19 века имели весла, гребную палубу где на банках (скамейки для гребцов) сидели галерные рабы, были они действительно рабы или вольные пираты вопрос второй.Вот например гордость Российского флота фрегат "Орел" был парусно - гребным!

KGh7GXeRt4o.jpg

То что мы привыкли видеть на картинах - гордый парусник с поднятыми парусами рассекающий волну - это его походное положение так сказать, на воле волн и ветра.

image_5348011.jpg

Дело в том, что например в гавани защищенной от ветра и волн корабль вооруженный только парусами может в безветрии остаться не подвижным и будет не управляемым. До появления паровых буксиров корабли в гавани передвигались на веслах. Если это небольшое торговое судно - то сами гребли, если это был линейный корабль - то спускали шлюпки на воду и гребли матросы, эдакий гребной буксир. :::-)))Ясное дело если есть подходящий ветер то на малых парусах можно подойти близко к берегу, на шлюпке завести швартовочный конец и докеры (бурлаки) заведут корабль на стоянку вдоль причала.В походном состоянии у парусно-гребных судов илюминаторы через которые гребли плотно задраивались.Помню из детства мне попалась информация что даже на крейсере "Аврора" были гребные весла на крайний случай, так же как и парусное вооружение. Ну про паруса понятно, а вот про весла сейчас я ни какой информации не нашел!Первые военные корабли с паровым ходом по старинке и не особо надеясь на запасы угля и прочность машины оснащались парусами, мачты могли быть съемными и разборными, но еще в начале 20 века они были!Но вернемся в "древность". Многие корабли имеющие очень громкие названия и известные нам по фильмам и книжкам про пиратов - галеоны, фрегаты, коравеллы имели гребные весла, просто об этом не принято говорить, но если копнуть глубже все так и есть!Вот например парусно гребной корабль - галеот. Галеон просто немного больше и то же был парусно гребной.bd1c548bc4afb33f801f964710588603554d29100807971.jpg

Вот гордость и флагман испанского флота "Реал" парусно-гребное судно, военно-морской музей Барселоны, говорят что это реконструкция, но как то не внятно...

78338932_maritime_museum_002.jpg0_c8851_5aef98f5_XL.jpg0_c8850_569b306e_XL.jpg0_c884f_fe7f36ff_XL.jpg0_c884e_2873d0a7_XL.jpg0_c884b_e7078848_XL.jpg0_c884a_82b8dc1e_XL.jpg

Судя по тому как сохранились галеры у нас это может быть вполне оригинал, но только не 16 века как пишут, а 19 века.Меня несколько удивило название косого паруса - латинский, в китае например такие паруса любят то сих пор. Но это наверное не от хорошей жизни.

0_3e9be_9c1f7b88_XL.jpg9e29f9a23781.jpgshebeka.jpgkRnNNeYeR9g.jpgGalera_Leforta.jpg0_cc168_4a432f8b_XL.jpg

То есть история мореплавания и прогресса в парусном вооружении очень сильно растянута, мы видим в 19 веке все те суда и паруса которые нам описывают историки с самых глубоких древностей.

a1e59ebad188.jpg

А вот такие корабли это уже вторая половина 19 века! На фото линейный корабль. Но даже такой корабль мог взять на борт пассажирами от силы 200 человек и ходу до америк несколько месяцев в тяжелейших условиях.Как же в 17 веке заселяли испанцы и португальцы латинскую америку, а англичане северную? Ведь для заселения и колонизации, да такой, что в средине 19 века на западном (!!!) побережье в Калифорнии были уже крупнейшие города Сан Франциско, ЛОс Анжелесс, нужно было обогнуть обе америки через мыс Горн или Магеланов пролив, что для парусных судов до сих пор считается чуть ли не подвигом!!!Считается, что до создания Панамского канала суда в Калифорнию ходили огибая Америки, считается что для постройки транс континентальной железной дороги Запад - Восток, рельсы и паровозы возили огибая америки, год! Логистика освоения Америки вызывает очень большие вопросы, на которые я ответить пока не могу! Надо особо отметить что Западное побережье Южной америки густо населенное причем давным давно испано говорящими белыми людьми.

mylnikovdm.livejournal.com

Галера vs корабль - George Rooke

Поскольку уже несколько человек задало вопросы, почему галеры против корабля очень нечасто выигрывают сражения.Если что, я думаю, galea-galley дополнит.Итак, в чем преимущество галеры перед кораблем?Их всего два.1) Низкий силуэт.2) Возможность ходить против или без ветра.Есть еще и третье преимущество, но оно зависит от того, где происходит бой. Это малая осадка. То есть на мелководье это преимущество. В открытом море низкий борт и малая осадка скорее минус, чем плюс.

Ну а теперь давайте поговорим про преимущества корабля.1) Борта, которые подобно брустверам или крепостным стенам защищают экипаж. Да, они не гарантируют от пробития и осколков, тем не менее действие ядер они локализуют. Ну и против ручного оружия борта являются абсолютной защитой.2) Более высокий борт. Позволяет нашим стрелкам и пушкам верхней палубы стрелять сверху вниз, вся галера для нас как на ладони.3) Большая осадка. Делает корабль более устойчивым и мореходным при непогоде.4) Большое водоизмещение относительно галеры. Вернее даже не так - большая масса. Позволяет наносить самим корпусом жесточайшие повреждения галере, при этом локализуя при столкновении собственные повреждения.5) Парусное вооружение. Относительно весельного вооружения оно гораздо более защищено и быстрее заменяемо. Если наше ядро просто попало в весло галеры - как минимум мы вывели из строя пару-тройку гребцов, плюс - заменить весло (при наличии такой замены) - особенно в бою - это очень нетривиальная задача. Тогда как парус, даже дырявый, вполне исполняет свою функцию, и поменять его, даже в бою, гораздо легче.

Что происходит при метком залпе по галере?Цитата из испанского отчета 1748 года, противо-алжирские экспедиции Энсенады: "Вражеские галеры приближались, вдоль каждого борта поднимались и опускались весла, выглядело это очень эффектно. Появились дымки от пушечных залпов, одно из ядер с вражеской галеры сбило нам фок-рею, и повредила грот. На шканцах корчились в крови двое морских пехотинцев. Наш капитан закричал: "Огонь!", и корпус задрожал от выстрелов наших пушек. Когда рассеялся дым, мы увидели действие нашего залпа. Бак ее выглядел ужасно - ошметки тел валялись по палубе, часть весел были сломаны, кровь текла во все стороны, галера остановилась и стала беспомощной. Мы приказали пиратам спустить свой флаг. Некоторые из корсаров подняли свои мушкеты как знак неповиновения, однако появился капитан, весь в крови, который снес саблей голову одному из поднявших мушкет и закричал: "Да-Да, мы сдаемся!".

Резюмируя. Галера хороша на мелководье, когда корабль стеснен в маневренности и может сесть на мель (или уже сел) из-за малых глубин. Галера так же хороша в штиль, поскольку опять-таки, корабль стеснен в маневренности, и галера может зайти с носа или кормы (чтобы не стать мишенью для расстрела) и атаковать корабль с помощью абордажа, предварительно даже постреляв по нему с удобного курсового угла и расстояния.Галера так же хороша в случаях, когда у корабля ослаблен/малый экипаж (экипажу корабля надо управляться с парусами и одновременно вести огонь из пушек).

В любом другом случае галера проигрывает парусному кораблю.Здесь естественно затрагивается противостояние "Галера vs военный корабль". Мы не рассматриваем захват торговых или транспортных судов. Так же не рассматриваем лаки-шоты, отсутсвие на корабле пороха и прочий форс-мажор.

george-rooke.livejournal.com

ГАЛЕРЫ: vaduhan_08

История парусного флота незыблема! Все нарисовано, всем все известно, все всё знают! Еще в древнем Египте и Риме... Венецианци и Финикийцы, Голладнцы и викинги все смело бороздили просторы Океана, покоряли Америки и прочие Африки.Поставил парус по ветру и вперед! А если ветра нет? Не беда - весла в воду и тоже вперед, прямиком в Америку или еще куда.Все знают, что такое галера - гребное транспортное судно или военный корабль. В древности рабы умирали на галерах, даже фраза появилась и дошла до наших дней из глубин веков - работать как раб на галерах!Мы себе представляем галеры такими, так нас учили в школе.

8221049.jpg300px-Penteres.png26g.jpg

Да так оно и есть на самом деле такими и были галеры, но есть оказывается одно но! Галера это только лишь одна из разновидностей парусно - гребного судна. Оказывается галеры спокойно дожили аж до 20 века без всяких изменений внешнего вида и содержания. Одна из знаменитых галер спокойно пролежала в Казани, на ней Екатерина 2 по Волге прибыла в Казань, а галера дожила практически до наших дней только стекла слегка побили. Галера "Тверь"https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C_(%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0)

142125046212215.18_1..jpg142125010412215.1..jpg142125000912202.4..jpg11435-1.jpg653-95-11432.jpg3WEUfEXOnOs.jpg0f5b2a4e445c41d226e2cb46ec76ecfa.jpg11435-1.jpg653-2624-11438.jpg

Вот еще галера на праздновании 200-летия Санкт Петербурга.

nev_05.jpg

Вот китайские галеры в начале 20 века.

dzhonki_v_kitae.jpgb3237b60ca5eec728a4df4a82267d108.jpegb5b8da438747.jpg

Но самое интересное оказывается основная масса кораблей которые мы привыкли считать чисто парусными были парусно - гребные, все эти фрегаты и коравеллы до средины 19 века имели весла, гребную палубу где на банках (скамейки для гребцов) сидели галерные рабы, были они действительно рабы или вольные пираты вопрос второй.Вот например гордость Российского флота фрегат "Орел" был парусно - гребным!

KGh7GXeRt4o.jpg

То что мы привыкли видеть на картинах - гордый парусник с поднятыми парусами рассекающий волну - это его походное положение так сказать, на воле волн и ветра.

image_5348011.jpg

Дело в том, что например в гавани защищенной от ветра и волн корабль вооруженный только парусами может в безветрии остаться не подвижным и будет не управляемым. До появления паровых буксиров корабли в гавани передвигались на веслах. Если это небольшое торговое судно - то сами гребли, если это был линейный корабль - то спускали шлюпки на воду и гребли матросы, эдакий гребной буксир. :::-)))Ясное дело если есть подходящий ветер то на малых парусах можно подойти близко к берегу, на шлюпке завести швартовочный конец и докеры (бурлаки) заведут корабль на стоянку вдоль причала.В походном состоянии у парусно-гребных судов илюминаторы через которые гребли плотно задраивались.Помню из детства мне попалась информация что даже на крейсере "Аврора" были гребные весла на крайний случай, так же как и парусное вооружение. Ну про паруса понятно, а вот про весла сейчас я ни какой информации не нашел!Первые военные корабли с паровым ходом по старинке и не особо надеясь на запасы угля и прочность машины оснащались парусами, мачты могли быть съемными и разборными, но еще в начале 20 века они были!Но вернемся в "древность". Многие корабли имеющие очень громкие названия и известные нам по фильмам и книжкам про пиратов - галеоны, фрегаты, коравеллы имели гребные весла, просто об этом не принято говорить, но если копнуть глубже все так и есть!Вот например парусно гребной корабль - галеот. Галеон просто немного больше и то же был парусно гребной.bd1c548bc4afb33f801f964710588603554d29100807971.jpg

Вот гордость и флагман испанского флота "Реал" парусно-гребное судно, военно-морской музей Барселоны, говорят что это реконструкция, но как то не внятно...

78338932_maritime_museum_002.jpg0_c8851_5aef98f5_XL.jpg0_c8850_569b306e_XL.jpg0_c884f_fe7f36ff_XL.jpg0_c884e_2873d0a7_XL.jpg0_c884b_e7078848_XL.jpg0_c884a_82b8dc1e_XL.jpg

Судя по тому как сохранились галеры у нас это может быть вполне оригинал, но только не 16 века как пишут, а 19 века.Меня несколько удивило название косого паруса - латинский, в китае например такие паруса любят то сих пор. Но это наверное не от хорошей жизни.

0_3e9be_9c1f7b88_XL.jpg9e29f9a23781.jpgshebeka.jpgkRnNNeYeR9g.jpgGalera_Leforta.jpg0_cc168_4a432f8b_XL.jpg

То есть история мореплавания и прогресса в парусном вооружении очень сильно растянута, мы видим в 19 веке все те суда и паруса которые нам описывают историки с самых глубоких древностей.

a1e59ebad188.jpg

А вот такие корабли это уже вторая половина 19 века! На фото линейный корабль. Но даже такой корабль мог взять на борт пассажирами от силы 200 человек и ходу до америк несколько месяцев в тяжелейших условиях.Как же в 17 веке заселяли испанцы и португальцы латинскую америку, а англичане северную? Ведь для заселения и колонизации, да такой, что в средине 19 века на западном (!!!) побережье в Калифорнии были уже крупнейшие города Сан Франциско, ЛОс Анжелесс, нужно было обогнуть обе америки через мыс Горн или Магеланов пролив, что для парусных судов до сих пор считается чуть ли не подвигом!!!Считается, что до создания Панамского канала суда в Калифорнию ходили огибая Америки, считается что для постройки транс континентальной железной дороги Запад - Восток, рельсы и паровозы возили огибая америки, год! Логистика освоения Америки вызывает очень большие вопросы, на которые я ответить пока не могу! Надо особо отметить что Западное побережье Южной америки густо населенное причем давным давно испано говорящими белыми людьми.

vaduhan-08.livejournal.com

Галера Венеции - королева Средиземноморья

 

Венеция один из самых любимых туристами городов мира. Ежегодно его посещают 15 миллионов человек, что делает одним из самых многолюдных мест на планете. 700 лет назад этот островок был сверхдержавой Европы благодаря новому типу корабля - галера.

Галеру называли королевой Средиземноморья. Это было самое быстрое и самое совершенное с технической точки зрения судно. На галере венецианцы побеждали пиратов и конкурентов, на нем привозили домой самые сокровенные сокровища востока и построили самую величайшую торговую империю, что были известны до них.

 

идея постройки торговой галеры

 

Морская история Венеции началась 2000 лет назад, когда в лагуне поселились первые  венецианцы и начали строить суда для передвижения между болотистыми островами. К средним векам они превратили острова в оживленный порт известный судостроением. К эпохе возрождения это был самый богатый город в Европе. Благосостояние и могущество Венеции основывались на торговле. Город контролировал привозимые товары с Дальнего Востока: пряности и шелковую нить. Перец и мускатный орех ценились на вес золота в основном за то, что делали съедобной испорченную пищу и считались лекарствами от всех болезней. Но еще более ценной была шелковая нить, за которую европейские аристократы готовы были заплатить астрономические суммы.

 

галера

 

 

Расположенная на полпути между Азией и Европой Венеция была идеальным местом для того, чтобы установить монополию на необычайно ценные товары. Но венецианские купцы столкнули с огромной опасностью для своих доходов. Этой опасностью были пираты. Морские пираты наводили страх - это очень волновало моряков. Вскоре венецианцы поняли, что им нужно сделать две вещи: выходить в море группами из нескольких судов и строить корабли достаточно быстрые, чтобы атаковать или скрываться от морских пиратов.

Самым надежным кораблем венецианского флота была боевая галера. Она приводилась в  движение при помощи паруса и человеческих мышц. Гребцы были самым надежным движителем во время безветрия, и позволяло пройти около 80 миль за день. Это было на треть быстрее типичного парусного грузового судна. Еще одной особенностью было то, что команда гребцов была вооружена и обучена. На галере был небольшой трюм, в котором транспортировался груз.

Корабль, переделанный в защищенное боевое транспортное судно, мог стать решением проблемы с пиратами. Купцы обратились за помощью к правителю, который со своими вельможами имел личный интерес в городской торговле. Они решили построить контролируемый государством флот из галер для перевозки наиболее ценных венецианских товаров и тем самым защитить всех купцов от пиратов. Эти  торговые галеры были практически недосягаемы для пиратов и стали своего рода  бронированными фургонами средневековья.

 

галера Венеции особенности строительства и характеристики

 

Венецианская галера была наследницей греческих и финикийских боевых галер древности. Это длинное и узкое судно. Единственный корабль своего времени, который имел двойной движитель - паруса и весла, что позволяло галере господствовать в Средиземном море. Для увеличения скорости венецианцы сделали галеру еще длиннее, чтобы увеличить экипаж до 150 моряков способных грести и сражаться.

 

венецианская галера

 

галера Греции

 

Это был самый быстрый, самый вооруженный корабль веков идеальный для морских сражений и галера почти три столетия не имела равных Средиземноморья. Спустя 700 лет галеры сохранились только на картинах и рисунках. Судостроители галер давали клятву хранить секреты своих знаний, поэтому очень мало  известно о строительстве таких кораблей. Галера была секретным оружием Венеции. Место, где строились корабли, было окружено стеной высотой до 10 метров. Канал патрулировался, а пойманного чужака ожидало тюремное заключение. В арсенале трудились более 3000 профессиональных мастеров, которых называли «арсенолотти». Венецианцы наладили серийное производство галер, используя бригады мастеровых и стандартизированные элементы. «Арсенолотти» могли построить галеру за 3 дня. Нигде в мире не могли с ними соперничать в скорости. Это был мощнейший комплекс в Европе.

Глубина трюма галеры составляла не более 3 метров. Этого вполне хватало для погружения в них небольших по объему товаров. Основным и ключевым элементом конструкции были изогнутые шпангоуты, которые определяли форму и скорость галеры. Корпус строился изнутри наружу. Сначала из шпангоутов собирали каркас, а затем обшивали досками. Эта революционная технология позволяла соорудить длинную и узкую и в то же время очень жесткую конструкцию, которая не изгибалась под воздействием волн. Корпус накрывался широкой палубой на 50 скамеек для 150 гребцов.

 

галера

 

Технические данные галеры Венеции:Длина - 40 м;Ширина - 5 м;Движитель - парус;Скорость - 6 узлов;Грузоподъемность - 140 тонн;Экипаж - 150 гребцов;

 

галера Венеции расширение торговли

 

Государство сдавало в аренду трюмы своих галер, а купцы ходили на них за товарами в Корфу, Константинополь, Бейрут и Африку.

Галеры Венеции совершали до 30 плаваний в год, проходя 1000 миль. Но движение было прибрежным, из-за большого количества людей на борту каждые 3 дня команда была вынуждена делать остановку для пополнения запасов воды и пищи.

 

галера

 

галера в городе

 

галера Венеции

 

Растущие благосостояние Венеции подстегнуло амбиции ее правителей. Они больше не  хотели ограничиваться пределами Средиземного и Черного морей. Большими конвоями они начали выходить в Атлантический океан и устанавливать прямые торговые отношения с Англией и Бельгией. Высококачественные товары из Китая и Индии теперь могли доставлять прямо в Англию и другие страны. Благодаря этой торговле венецианцы стали не только обладателями богатств, но и заслужили репутацию людей, которых знал мир.

 

модель галеры Венеции

Расширение торговли венецианцев не могло навлечь беду. Условия жизни на борту галеры были идеальны для распространения болезней. Гребцы на палубе находились в ужасной тесноте. На каждого приходилось около 1 кв. метра. Каждый гребец ворочал пятидесятикилограммовым веслом и мог оставить его лишь при попутном ветре или когда капитан, меняя экипаж, давал отдохнуть несколько часов. Отдыхая, некоторые гребцы лежали прямо на палубе между скамьями остальные спали на скрещенных веслах выставленных над водой. Это был тяжелый труд для людей низких слоев. Галера была средой обитания для вшей, блох, червей и самых коварных крыс. Крысы не просто досаждали гребцам, они в 1348 году занесли в Венецию таинственную болезнь. Корабли, которые несли богатство, принесли в город смерть - это была чума. Никто не знал, как от нее лечиться, поэтому погибло около 60000 человек.  

 

почему галера исчезла из истории?

 

Разгадка кроется в двух эпохальных событиях конца XV века. Всего через несколько лет  после того как французы вытеснили венецианский флот из северной Атлантики было сделано открытие изменившее ход мировой истории. В 1492 году Христофор Колумб достиг Америки и объявил все найденные богатства владением Испании. Через 6 лет португальцы установили торговые отношения с Азией. Венеция осталась на обочине. Конкуренты теперь могли напрямую доставлять товары в свои страны. Они строили большие галеоны, на которых могли выходить в открытое море и перевозить больше груза. Теперь корабль, который был гордостью Венеции, стал предметом насмешек. Галера Венеции значительно меньше могла доставить товара, поэтому такие корабли устарели. Венецианцы не смогли перейти на строительство новых типов кораблей. Венецианская галера и золотой век остались в прошлом.

 

Венеция

 

ночная Венеция

korabley.net

Галеры – это что такое?

Галеры – это военные корабли, используемые в Европе до XVIII века. Отличительной чертой таких суден является один ряд весел и 2-3 мачты с прямыми и треугольными парусами, выступающими инструментом для вспомогательного движителя. Гребцом на галере мог быть как вольнонаемный работник, так и раб или преступник. Из данной статьи вы узнаете, что такое галеры и какими ключевыми параметрами они обладали.

Общая характеристика

Итак, галеры – это парусно-гребные военные суда, которые сначала использовались в Средиземноморском бассейне, а потом получили распространение по всей Европе. В более широком смысле данным термином можно называть все парусно-гребные военные корабли подобной конструкции, известные с древних времен.

Галера фото

Такие суда активно использовались финикийцами, микенскими и архаическими греками, минойцами и многими другими народами тех времен. Само слово «галера» произошло от греческого слова galea, которым был назван один из типов византийского военного корабля.

Виды

По конфигурации корпуса галеры бывали таких типов:

  • Зензели. Классические узкие корабли, отличающиеся хорошей маневренностью и быстроходностью.
  • Бастарды. Широкие корабли с круглой кормой. Обладали меньшей скоростью и маневренностью, однако могли вмещать в себя гораздо больше груза и вооружения.

Галера корабль

По количеству банок (подвижных сидений) гребцов выделяли:

  • Фусты – 18-22.
  • Галиоты – 14-20.
  • Бригантины – 8-12.

Ходовые параметры

Греко-римский корабль (галера) мог разгоняться до 9 узлов. Высокую скорость он развивал только в бою на небольших дистанциях. Эти корабли имели легкий корпус, спартанские условия для экипажа и плохую мореходность. Во время походов обычно пользовались только средним ярусом, так как прорези нижнего закупоривали, чтобы через них на борт не попадала вода. Галеры развитого средневековья были более громоздкими, так как носили тяжелую артиллерию. При их строительстве скорость движения ставилась на второй план.

Боевое применение

Основное оружие, используемое на гребных галерах, – это подводный таран. Историки предполагают, что изначально он применялся как водорез или носовой бульб для повышения мореходности корабля в условиях шторма. Когда появились более тяжелые суда, этот элемент стали усиливать и применять для нанесения повреждений кораблю противника. В классическом виде подводный таран галеры – это уплощенный трезубец. Он не пробивал борт, а просто проламывал его.

От удара подводного тарана у кораблей, построенных по античным технологиям, сильно повреждалась обшивка корпуса. Когда тараны начали отливать из бронзы и устанавливать на массивную килевую балку корпуса, дополнительно подкрепленную бархоутом (усиленным корпусом обшивки), их эффективность значительно возросла.

Галеры это

Разогнав легкую галеру водоизмещением не более 40 тонн до максимальной скорости, можно было без проблем пробить борт корабля, равного по размерам. Чтобы при поражении вражеского судна нос галеры не углублялся в его корпус слишком далеко, на поздних кораблях стали использовать проэмболон. Он представлял собой малый надводный таран, который, как правило, выполнялся в виде головы животного. Фото галеры с таким проэмболоном наверняка знакомо всем любителям древних кораблей.

Был и другой вариант нападения на галере: корабли сближались вплотную и проходили один мимо другого на минимальном расстоянии. В этот момент ломались весла и наносились травмы гребцам. Если судну удавалось провести хороший скользящий удар по кораблю врага, то в корпусе последнего могли образовываться течи. Кроме того, в сражениях галер использовался абордажный бой, для которого на борту всегда находились солдаты и стрелки.

fb.ru

Большие купеческие галеры Венеции - Весло и Парус

Мы уже говорили в прошлых заметках о галеасе, что этот корабль появился не на ровном месте, а стал развитием большой купеческой галеры. Чтобы сохранить подобающее почтение к предкам, скажем о них несколько слов. Источники будем, как обычно, указывать по ходу изложения. Основной же источник назовем сейчас: Frederic C. Lane. «Navires et Constructeurs à Venise pendant la Renaissance» (Paris, 1965).

В стандартной венецианской галере все характеристики были доведены до совершенства. «Длинные корабли» меньших размеров (fuste, galeotte, bregantini, и fregate) были упрощением стандартной галеры и использовались в основном как посыльные суда и в целях патрулирования побережья. Однако большие галеры не были просто следствием изменения масштабного фактора, они являлись фактически новым классом гребных судов, конструкция которых являлась комбинацией характеристик «круглых кораблей» с характеристиками галер.

Большие галеры являлись чисто венецианским изобретением и предназначались первоначально для коммерческих целей. Называют даже точную дату этого изобретения: то ли 1294, то ли 1298 год. Однако сказать, что после этой даты все перевозки товаров венецианских купцов совершались на больших галерах нельзя. Долгое время еще срочные перевозки и перевозки дорогостоящих грузов осуществлялись стандартными галерами, в частности, на них перевозили золото из Туниса. В этих случаях высокая стоимость перевозки на обычных галерах, где были большие экипажи, но малая грузовместимость, могла быть приемлема.

Но почему альтернативой галерным перевозкам у венецианцев не стали чисто парусные «круглые суда»? Трудно дать строго определенный ответ на этот вопрос, но, по-моему, здесь сыграла свою роль историческая память. Тяжелые потери торгового флота венецианцев, в том числе и в первую очередь среди парусных купеческих судов, в череде войн с Генуей в конце XIII века заставили Венецию прибегнуть к совершенно новой системе организации торгового мореплавания. В основу была положена доставка товаров, главным образом таких дорогостоящих, как специи и шелк, только на борту вооруженных кораблей, а это значит – галер, на которых было большое число опытных воинов – солдат и гребцов. Кроме того, гребной флот стал в Венеции фактически государственным флотом. Назначение командного состава галер, подбор гребцов, снабжение их всеми видами довольствия, определение времени отплытия и возвращения галер, их маршруты следования, тарифы за перевозку грузов – все определялось государством. В таких условиях любые частные купцы, к которым относились и владельцы парусных судов, не могли выдержать конкуренции. Галерный купеческий флот стал господствующим в Венеции.

 

В некоторых описаниях говорится, что большие купеческие галеры того времени напоминают в средней своей части обычную галеру, а оконечностями – «круглые» корабли. Но такое сравнение слишком преувеличивает схожесть их с большими парусниками того времени. Хотя эти галеры имели более высокий и тупой нос и более широкую кормовую часть, однако на них отсутствовали носовые и кормовые надстройки, свойственные тогдашним парусникам и имели они только одну палубу. По всем признакам это были скорее галеры, чем «круглые» суда, хотя и способные нести более развитое парусное вооружение. Да и по соотношению длины и ширины (6:1) они относились конечно же к «длинным» судам (стандартная венецианская галера того времени имела такое соотношение 8:1).

Первоначально, сразу после своего появления в начале 14 века, большие галеры вообще мало отличались от стандартных. Их размерения строго определялись кораблестроительными регламентами и различались для галер, предназначенных для плавания в различных направлениях. Самыми большими были галеры типа «Фландрия», предназначенные для перевозки грузов в Нидерланды, затем следовали галеры типа «Трабзон» - для портов Черноморского бассейна, и, наконец, типа «Александрия», имеющие целью порты Леванта и Египта. Существовали также галеры типа «Романия» для плавания в зоне Апеннинского полуострова. Галеры типа «Фландрия» были способны нести под палубой груз до 140 тонн.

Столетие спустя, в XV веке, грузоподъемность галер фламандского направления, наиболее распространенных купеческих галер, была доведена до 200 тонн груза, размещаемого под палубой. В это же время были созданы специальные галеры для плавания в Константинополь, более узкие и с меньшим возвышением борта над водой по сравнению с «Фландрией», способные нести в трюме до 150 тонн груза. Наибольший расцвет больших купеческих галер в Венеции был достигнут в середине XV века, когда декретом Сената от 1440 года все их существующие «типоразмеры» были сведены практически к одному, способному перевозить под палубой от 500 до 600 миллиариев (1 милл. = 0,47 т), т.е. около 250 тонн груза.

Необходимость перевозить большой груз вызвала ряд конструктивных изменений большой галеры, которые ухудшили ее характеристики. При полной загрузке значительно повышалась осадка, что затрудняло греблю. Кроме того, рама постицы (апостиса) была ближе к бортам галеры, т.е. действующий рычаг весла уменьшался, соответственно снижалась скорость при той же затрате мускульной силы гребцов. Отсюда проистекало значительное сокращение числа вариантов, когда галера шла на веслах, а не под парусом, сводя их только к аварийным ситуациям и к режимам входа в порт и выхода из него. Известны случаи, когда командование галер оставляло на базе до двух третей весел, чтобы не обременять галеры лишним грузом. Известен также случай (1418 г.), когда в условиях крайне неблагоприятной погоды галера типа «Александрия» была вынуждена искать пристанища на одном из пустынных островов и чтобы как-то спастись от холода, экипаж пустил на костры все свои весла. Таким образом, имея пропорции и большинство характеристик «длинных судов», большие купеческие галеры использовались фактически в режиме парусного судна. Вот один из примеров, показывающих парусные качества галер типа «Фландрия»: в 1509 г. в условиях блокадных действий Европейской лиги против Венеции эта галера прошла под парусами путь от Саутгемптона до пролива Отранто между Адриатическим и Ионическим морями, примерно 2500 миль, за тридцать один день. Об этом в своих Diarii пишет известный венецианский историк Марино Сануто.

Подробные описания таких галер, приспособленных для перевозки паломников в Святую Землю, имеются в путевых заметках таких деятелей церкви, как Феликс Фабри и Пьетро Касола. Мы частично уже касались их описаний (см. например, здесь), однако материал, содержащийся в этих заметках, очень богатый и подлежит, конечно же, подробному рассмотрению в дальнейшем. Выше приведено изображение одной из таких галер, взятое из Peregrinatio in Terram Sanctam и относящееся примерно к 1485 году. Это изображение в основном подтверждает описания, данные в работах Фабри и Касола.

Чем крупнее становились купеческие галеры и чем сильнее их зависимость от парусов, тем больше был контраст между парусным вооружением стандартной галеры и парусами ее купеческой сестры. К началу XV века большие галеры имели все еще две мачты, из которых фок-мачта была много выше и несла самый большой парус. Первая трехмачтовая галера скорее всего была подобна изображению, обнаруженному Андерсоном в манускрипте Тимботты 1445 года:

Была добавлена третья мачта в корме, самая маленькая из всех. К середине XV века парусное вооружение купеческой галеры напоминало уже паруса каравеллы. Практически одновременно с парусными кораблями на больших галерах перешли к новой конструкции, когда самой большой становится грот-мачта, на ней находится и самый большой парус, который используется для хода галеры, в то время как паруса на фок-мачте и бизани применяли лишь при маневрировании галеры.

Хотя в XV веке большие купеческие галеры и составляли основу торгового флота Венеции, однако уже за первые 35 лет XVI века они практически исчезли. Между 1535 и 1569 гг. из Венеции отплыли только две таких галеры в Бейрут и две в Александрию. Это произошло как вследствие быстрого прогресса в конструкции «круглых» судов, так и вследствие изменения торговых маршрутов вместе с изменением политической обстановки к началу XVI века. Большие экипажи галер делали перевозки на них чрезмерно дорогими. Конкуренция со стороны парусных судов, а также быстрое развитие артиллерии лишало галеры их былых преимуществ. Известный рейд Дрейка в Кадис и Корунну в 1587 году показал всю беззащитность галер от пушечного огня парусных кораблей. Впрочем, еще до Дрейка сами венецианцы могли убедиться в преимуществе парусников, вооруженных артиллерией:  в 1499 году в сражении при Зонкьо во время Венециано-Османской войны (которое считается первым сражением с использованием установленных на кораблях пушек), и в 1538 г. в битве при Превезе, когда крупные парусники венецианцев подвергались атакам всего османского галерного флота и в обоих случаях достойно себя проявили. Они не показали необходимых наступательных качеств, но в обороне оказались весьма устойчивыми. Но ведь для купеческих кораблей как раз и нужны не наступательные, а оборонительные качества.

Продолжим тему в следующий раз.

 

galea-galley.livejournal.com