Корабль по имени «Дерзновенный»: полвека авианосцу «Энтерпрайз». Корабль энтерпрайз


описание, история и интересные факты

Корабль «Энтерпрайз» - это космическое судно вымышленной фантастической вселенной «Звездного пути». Это был самый знаменитый звездолет во всем флоте. На протяжении всего сериала он прошел несколько ремонтов и выдержал ряд модификаций, которые сделали его самым мощным летательным аппаратом в Федерации.

Предыстория

Интересен тот факт, что корабль «Энтерпрайз» имеет своих реальных «прототипов». Известно, что французский корабль 17-го века назывался именно таким именем. Первый авианосец с ударной ядерной установкой также так назывался. Он был построен в 1961 году и имел наибольшую длину среди остальных судов подобного класса. Существует версия, что первый космический шаттл был назван этим именем в честь судна из культового сериала. Первый земной звездолет, согласно сюжету франшизы, был создан в 2151 году. Он играл большую роль в этой фантастической истории, так как участвовал в многочисленных войнах, способствовал установлению контактов с соседними цивилизациями.

корабль энтерпрайз

Строение

Модель не была полностью оснащена: так, она не была снабжена лучевыми установками и тяжелым оружием. После начала очередной войны на нее были поставлены торпедные установки и модернизированы переводчики. Этот корабль «Энтерпрайз» участвовал в дальних миссиях, в частности в туманную область, где пытался отыскать «планетарный разрушитель» и с успехом выполнил свою задачу. После этих событий на судне был обновлен транспортер, что увеличило его скорость в несколько раз. После образования Федерации он был списан со службы. Значение этого летательного аппарата заключается в том, что его использование открыло людям возможность исследовать глубокий космос.

космический корабль энтерпрайз

Новая модель

Корабль «Энтерпрайз» очередной серии принадлежал классу «Конституция», который считался одним из самых мощных в федеративном флоте. Это судно считалось самым сильным: его тяжелое вооружение делало его почти неуязвимым. Новая модель подверглась изменениями. Так, были усовершенствованы инженерные корпуса, корпус тарелки был увеличен, что придало аппарату бо́льшую обтекаемость, были заменены мостики. Для него были специально спроектированы компьютерные системы, а также он был снабжен необходимыми приборами для лазарета.

звездный корабль энтерпрайз

Миссия Кирка

Космический корабль «Энтерпрайз» получил наибольшую популярность благодаря путешествию одного из главных героев популярной франшизы. Под командованием молодого капитана Федерации Кирка судно было отправлено в экспедицию в глубокий космос. Главной целью поездки было налаживание контактов с соседними и дальними цивилизациями. Еще одна важная функция его экипажа состояла в защите Федерации от врагов, а также в заключении договоров с другими государственными образованиями. Кроме того, это судно предназначалось для ведения боевых действий. Однако у него были некоторые недостатки в управлении и структуре. Так, его маневренные двигатели не были достаточно эффективны для движения и полетов.

детский корабль энтерпрайз космический

Виды моделей

Звездный корабль «Энтерпрайз» имеет несколько модификаций. У первоначальной модели был очень хорошо сконструирован мостик, гондолы также подверглись изменениям. Судно подверглось и внутреннему переоборудованию. Вторая модель была оснащена лучом, который наносил удар под любым углом. Кроме того, устройство получило торпедные установки и специальные боковые двигатели. Согласно сюжету франшизы, класс «Конституция» имел восемнадцать боевых единиц, некоторые из них погибли во время космических сражений.

авианосец энтерпрайз

Участие в современных эпизодах

В картине «Стартрек: Возмездие» корабль является важным звеном в сюжете. По сценарию во время спасения командира Спока его друг капитан Кирк приказывает поднять судно из-под воды, несмотря на то что это нарушило бы секретность пребывания экипажа на территории местной цивилизации. В ходе дальнейшего развития сюжета корабль принимал участие в борьбе с главным злодеем Ханом. В ходе операции зритель узнает об одной важной составляющей судна – варп-ядре, которое позволяет преодолевать межзвездные расстояния со скоростью, превышающей скорость света. Это судно играет ключевую роль и в последней части культовой франшизы. Помимо участия в основных событиях киноленты, в конце зрители узнают о строительстве нового корабля, которому предстоит продолжать миссии экипажа.

Игрушечная модель

Показателем популярности звездолета у современного зрителя является то, что детский корабль «Энтерпрайз» (космический аппарат) был выпущен в виде игрушки. Комплект состоит из всех частей, необходимых для сбора судна. Детали изготовлены из высококачественного пластика, среди них – датчики, необходимые опоры, капитанский мостик, торпеды, дефлекторы. Излучатели. Все это придает конструкции максимальную схожесть с оригиналом.

Особенности

Франшиза «Стартрек» является одной из наиболее популярных космических саг, перенесенных на экран наряду со «Звездными войнами». Здесь можно сравнить два легендарных космических корабля из культовых кинолент: «Энтерпрайз» и «Сокол Тысячелетия». При сопоставлении легко заметить, что первый из них более детально и тщательно продуман с научно-технической точки зрения, в то время как второй, предназначавшийся для контрабанды, более прост по своей конструкции. Интересно, что корабль из «Стартрека» изначально создавался для исследовательских целей, а также для ведения боевых действий в космосе. Существует несколько моделей этого корабля, среди них – упомянутый авианосец «Энтерпрайз»

Поэтому его оборудование более совершенно: в сериале постоянно упоминаются его модификации. Зрители узнают, что он постоянно обновлялся, к нему время от времени добавлялись более эффективные приборы и устройства. «Сокол» в этом отношении сильно ему уступает, так как не был частью военного флота, и его созданием занимались не ученые, а контрабандист и авантюрист Хан Соло. Однако именно в силу последнего обстоятельства приключения «Сокола» могут показаться более интересными, так как его экипаж более склонен к авантюре, чем научно-исследовательская команда из «Стартрека».

fb.ru

Авианосец Enterprise ("Энтерпрайз"). Справка - РИА Новости, 24.09.2010

24 сентября исполняется 50 лет с того дня, когда в США был спущен на воду авианосец Enterprise.

24 сентября исполняется 50 лет с того дня, когда в США был спущен на воду авианосец Enterprise.

Авианосцы позволяют доставить боевые самолеты в точки земного шара, где отсутствуют военные базы или аэродромы, способные принять современные боевые самолеты.

Авианосец Enterprise ("Энтерпрайз", США), которому был присвоен бортовой номер CVA(N)‑65 (Carrier Vessel, Attack, Nuclear; 65 - порядковый номер в своем классе), был заложен в феврале 1958 г., а спущен на воду - 24 сентября 1960 г.

Он стал вторым в мире военным надводным кораблем с атомной энергетической установкой (первым был американский крейсер Long Beach, сошедший со стапелей двумя месяцами ранее).

Авианосец "Энтерпрайз" создавался на базе проектов SCB-80M и  SCB-127A/B с сохранением принятой для них схемы конструктивной защиты. По общей компоновке корпуса, общесудовых устройств и систем, а также по составу авиационного оборудования он являлся развитием авианосцев типа Kitty Hawk.

Корпус корабля гладкопалубный, с закрытой носовой оконечностью, с односторонней угловой палубой и бронированной полетной палубой, являющейся конструктивно-силовой частью корпуса, которая обеспечивала его продольную прочность; на всем своем протяжении корпус имеет двойное дно.

Корпус разделен на отсеки главными поперечными водонепроницаемыми переборками, доходящими до ангарной палубы. Предусмотрено несколько продольных броневых переборок суммарной толщиной от 135 до 150 мм, также доходящих до ангарной палубы.

Полетная палуба авианосца "Энтерпрайз" имеет длину 331,6 м и максимальную ширину 78,4 м, а ее площадь составляет 18211 кв. м. Под полетной палубой располагается непрерывная по всей длине корабля галерейная палуба, обеспечивающая подкрепление полетной палубы и особенно ее участков, выступающих за борта корпуса. Полетная и галерейная палубы образуют прочное перекрытие ангара и служат его защитой. На галерейной палубе находятся комплекс командирских и флагманских помещений, жилые помещения экипажа, а также посты управления авиационно-техническими средствами.

Главной палубой авианосца является ангарная палуба (вторая вниз от полетной). По высоте ангар занимает три межпалубных пространства, что составляет 7,6 м. В целях противопожарной безопасности ангар разделяется на две части специальными огнеупорными взрывостойкими шторами, которые располагаются под подволоком в свернутом состоянии. Время опускания штор составляет не более 30 секунд.

В кормовой части ангарной палубы расположен специальный стенд для проверки работы авиационных турбореактивных двигателей.

На авианосце "Энтерпрайз" доставка самолетов из ангара на полетную палубу осуществлялась четырьмя бортовыми самолетоподъемниками грузоподъемностью до 50 т каждый (для подъема наиболее тяжелого самолета или двух легких вместе с тягачом массой 7 т).

Кроме них на полетной палубе имеются три люка – выходы подъемников боеприпасов.

Авианосец "Энтерпрайз" располагает четырьмя паровыми катапультами. Две катапульты размещены в носу корабля, а две – на посадочной полосе угловой палубы. Используя все четыре катапульты, авианосец может поднимать в воздух самолеты через каждые 15 секунд. Позади каждой катапульты в палубе установлен специальный поднимающийся газоотбойный щит, который предохраняет палубу от воздействия раскаленных выхлопных газов авиационных реактивных двигателей.

Торможение самолетов после их посадки на палубу обеспечивает четырехтросовый аэрофинишер, состоящий из натянутых на палубе тросов и расположенных в подпалубном помещении специальных тормозных цилиндров. На случай, если аэрофинишер не сможет обеспечить полную остановку самолета, на палубе имеется специальное заграждение – аварийный барьер. Он представляет собой поднимающуюся прочную нейлоновую сетку, которая способна поймать самолет, проскочивший аэрофинишерное устройство.

На авианосце "Энтерпрайз" используются ядерные реакторы (ЯР) типа A2W компании Westinghouse. Это водо-водяные реакторы, в которых и замедлителем нейтронов в активной зоне, и теплоносителем служит дистиллированная вода. Ядерная энергетическая установка авианосца включает 8 реакторов тепловой мощностью по 150 МВт каждый, соединенных с 32 парогенераторами. Для повышения живучести ядерная энергетическая установка корабля разделена на четыре автономных эшелона, каждый из которых работает на свой гребной вал, оснащенный пятилопастным гребным винтом диаметром 6,4 м. Для обеспечения большей маневренности и уменьшения радиуса циркуляции авианосца за каждым винтом установлен свой руль.

"Энтерпрайз" оснащен очень мощной судовой электростанцией, состоящей из 16 турбогенераторов мощностью по 2500 кВт и четырех аварийных дизель-генераторов - по 1000 кВт.

Благодаря установленной на авианосце атомной энергетической установке, запас авиационного топлива составляет 9,38 млн литров, что обеспечивает интенсивные полеты авиагруппы корабля в течение 12 суток. В погреба боезапаса загружается до 2520 т ракет, бомб и других боеприпасов.

Если на обычных авианосцах при двух ежедневных взлетах каждой крылатой машины запасов горючего для самолетных баков хватало на 8 суток похода, то на "Энтерпрайзе" это время возросло вдвое. Кроме того, количество авиационных боеприпасов на нем удалось увеличить в 1,5 раза. Но самое главное - "Энтерпрайз" не нуждался в дозаправке топливом во время походов: одной загрузки ядерным горючим хватает на 13 лет службы, а за это время корабль может пройти до 1 млн миль.

Технические характеристики Enterprise:

 Длина – 342,3 м; ширина – 78,4 м; осадка – 11,9 м;  Водоизмещение – 93500 тонн;  Скорость – 35 узлов;  Дальность плавания – 400 тысяч миль;  Экипаж корабля: – 3325 человек;  Вооружение авианосца:  Пусковые установки "Си Спарроу" – 3Х8;  Пусковые установки "Фаланкс" – 3;  Состав авиакрыла:  Самолетов – до 85;  Личный состав – 1891 человек.

Строительство атомохода велось в сухом доке, поэтому спуск на воду был осуществлен путем простого заполнения последнего водой. После спуска на воду корабль вышел в воды Атлантики на приемо-сдаточные испытания, которые продолжались шесть суток. Причем впервые в американском флоте заводские испытания и первичная приемка корабля ВМС проводились одновременно. Затем он вернулся обратно в Ньюпорт-Ньюс.

25 ноября 1961 г. атомный ударный авианосец "Энтерпрайз" был введен в боевой состав ВМС США. Первым его командиром стал капитан Винсент П. де Покс (Captain Vincent P. de Poix). Экипаж дал своему кораблю прозвище Big E, которое раньше носил его предшественник.

12 января 1962 г. авианосец вышел в свое первое настоящее плавание, продолжавшееся в общей сложности три месяца. Это было так называемое гарантийное плавание. За это время корабль прошел целую серию испытаний и учебных проверок, общей целью которых было определение реальных возможностей кораблей нового не только для американского флота, но и для всего мира типа.

Во время плавания на борту авианосца находилась 1-я корабельная авиагруппа со своими штатными самолетами. Кроме того, в Мейпорте (штат Флорида), на корабль погрузили 7‑ю авиаэскадрилью (VAH-7) с самолетами A3J "Виджилент" (Vigilante), получившими позже обозначение А-5А. В этом походе на атомоходе также находилась вооруженная новыми истребителями F-4H (затем – F-4B) 102-я истребительная авиаэскадрилья (VF-102).

Начало полетам палубной авиации авианосца положил командир 1-й корабельной авиагруппы командир Джордж Тэлли‑младший (Cmdr. George Talley Jr.), совершивший 17 января 1962 г. на истребителе F-8U "Крусейдер" (Crusader) посадку на палубу с помощью аэрофинишера и взлет с палубной катапульты.

Во время этого плавания, благополучно завершившегося 5 апреля 1962 г., атомоход совершил несколько заходов, в том числе посетил американскую военно-морскую базу Гуантанамо (остров Куба).

(Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра (Москва), 29.12.2004, Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец "Энтерпрайз" (Enterprise). Владимир Щербаков)

За годы своей службы атомный авианосец "Энтерпрайз" принимал участие во множестве разного рода операций и учений. В 1964 г. "Энтерпрайз" совместно с надводными кораблями ВМС США "Лонг Бич" и "Бэйнбридж" совершил кругосветное плавание, главной целью которого было демонстрация возможностей ядерной установки. Поход прошел без единой дозаправки топливом и пополнения запасов и длился 65 дней. За этот период было пройдено 30216 миль, а авиагруппа совершила 1590 самолетовылетов с общим налетом 2372 часа.

Авианосец участвовал во многих конфликтах Холодной войны и современности, начиная с блокады Кубы во время Карибского кризиса 1962 г. и Вьетнамской войны, и заканчивая операцией против Ирака в 2003 г.

Служба первого атомного авианосца неразрывно связана с многочисленными модернизациями: в 1965 г. был добавлен паровой котел, удлинена мачта надстройки, а радиотехническое вооружение было пополнено объединенной оперативной разведывательной системой (Integrated Operational Intelligence System – IOIS) и системой спутниковой навигации.

В 1973 г. авианосец был переоборудован под новейшие истребители F-14A "Томкэт". В 1979 г. был проведен капитальный ремонт и модернизация корабля в соответствии с программой SLEP (Service Lie Extinction Program). В 1990-1994 гг. была проведена крупная модернизация авианосца в соответствии с программой Refueling & Complex Overhaul, связанной с заменой активной зоны реакторов. В 2002 г. был проведен ремонт корпуса, двигательной установки и других корабельных систем.

В настоящее время на авианосце "Энтерпрайз" оборудованы командный пункт управления тактическими соединениями и центр классификации и анализа данных о подводных целях, что значительно расширило боевые возможности корабля, превратив его из "плавучего аэродрома" в мощную многофункциональную боевую единицу.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Корабль по имени «Дерзновенный»: полвека авианосцу «Энтерпрайз»

50 лет тому назад, 24 сентября 1960 года, на верфи Ньюпорт Ньюс впервые всплыл в доке огромный корабль – первый в мире атомный авианосец, получивший в ВМС США порядковый номер «65» и имя Enterprise.

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

50 лет тому назад, 24 сентября 1960 года, на верфи Ньюпорт Ньюс впервые всплыл в доке огромный корабль – первый в мире атомный авианосец, получивший в ВМС США порядковый номер «65» и имя Enterprise. Имена кораблей не переводятся, лишь транскрибируются, но в данном случае имя стоит перевести, чтобы понять, насколько оно соответствует духу корабля. На русский язык слово Enterprise переводится сложно. Ближе всего – слова «смелое начинание», «дерзкий замысел», «инициатива» и им родственные.

Если подбирать корабельное имя в русской традиции, то лучше всего подойдет бесшабашное «Дерзновенный» – традиционное для лихих и скорых эсминцев. Как показали последующие десятилетия, имя было вполне оправданным.

Имя новому кораблю досталось не с потолка – предыдущим носителем этого названия был самый залуженный авианосец ВМС США: в годы войны на Тихом океане CV-6 Enterprise заработал 20 боевых звезд (знаки отличия, присваиваемые кораблям за успешные действия). Получивший прозвища «Большой Э» и «Счастливый Э», старый «Энтерпрайз» был весьма популярен на флоте. В итоге, когда в 1958 году находившийся на консервации авианосец разрезали на металл, сомнений в том, как назвать первый в мире атомный авианосец, ни у кого из руководства ВМС США не было.

CVN-65 Enterprise (литера N после авианосной аббревиатуры CV означает ядерную энергетическую установку, ЯЭУ) был заложен 4 февраля 1958 года, спущен на воду всего два с половиной года спустя, и вошел в строй в ноябре 1961. Заказу корабля предшествовала долгая дискуссия о целесообразности использования ядерной энергетики. Преимущества новой техники были очевидны: авианосец с ЯЭУ мог гораздо дольше находиться в море, при этом нести запасы топлива и боеприпасов для авиакрыла на месяц активных летных операций против 8-10 дней у авианосцев с обычной энергетикой.

Помимо большей дальности плавания, ядерная энергетика обеспечивала кораблю многократно большее время поддержания полного хода, необходимого для летных операций. Авианосцы с обычной энергетикой, пожирающие на полном ходу огромные объемы топочного мазута или сырой нефти, не могли позволить себе такой роскоши. Они гораздо сильнее зависели от ветра, подстраиваясь под который поднимали и принимали самолеты. Наконец, атомный корабль не тащил за собой дымового шлейфа, мешавшего летным операциям, вредившего аппаратуре и демаскирующего судно.

Недостатки тоже имелись. Прежде всего, возник вопрос о безопасности самой ЯЭУ. Но опыт работы с реакторами, накопленный к середине-концу 50-х годов, убедил скептиков в том, что система достаточно надежна для установки на корабль. Вторым и главным недостатком стала цена. Ядерная энергетическая установка в сочетании с огромными размерами корабля (водоизмещение «Энтерпрайза» превысило 94 тысячи тонн, а длина составила 342 метра) обусловили астрономическую для 50-х годов стоимость авианосца – около 500 млн долларов, вдвое больше, чем у предшественников – авианосцев типа «Форрестол» с обычной энергетикой.

Именно высокая стоимость заставила отказаться от планов строительства серии аналогичных кораблей, в итоге «Энтерпрайз» остался единственным в своем типе. После него в строй вошли еще несколько авианосцев типа «Америка» с классическими котлотурбинными энергетическими установками, и лишь в начале 70-х был построен второй американский авианосец с ЯЭУ – «Честер Нимитц», положивший начало самой крупной послевоенной серии авианосцев: с 1975 по 2009 год в строй вошли 10 кораблей этого типа. При этом их стоимость, повинуясь инфляции и неумолимой логике роста военных расходов, оставила «Энтерпрайз» далеко позади: корабли типа «Нимитц» стоят от двух до пяти с лишним миллиардов долларов.

Новому кораблю было решено придать и новый эскорт: сопровождать «Энтерпрайз» в походах должны были атомные ракетные крейсера. Спустя три года после ввода «Энтерпрайза» в строй в море вышел первый в мире отряд атомных кораблей: «Энтерпрайз» в сопровождении крейсеров «Лонг Бич» и «Бэйнбридж».

31 июля 1964 года эти три корабля, названные Первой Тактической Группой, были посланы в историческое кругосветное плавание без единой дозаправки топливом и пополнения запасов.

Опыт оказался удачным, но впоследствии стало ясно, что если для авианосцев (особенно калибра «Энтерпрайза») ядерная энергетика необходима, то корабли сопровождения выгоднее оснащать газовыми турбинами.

«Энтерпрайз» участвовал во многих исторических событиях времен Холодной войны: Карибский кризис, походы к побережью Вьетнама, патрулирование у побережья Африки, участие в налетах 1986 года на Ливию и пр. На нем регулярно испытывалась новая техника и оборудование – от радаров с фазированными антенными решетками, установленными на знаменитой «кубической» надстройке, с которой «Энетрпрайз» проплавал первые тридцать лет службы, до самолетов дальнего радиолокационного обнаружения «Хокай» и истребителей F-14. Авианосцы служат долго – многие американские корабли этого класса в свое время перешагнули 45-летний рубеж, но до 50 лет в строю дожил только «Энтерпрайз». Однако его срок уже отмерен: в 2013 году, со вводом в строй новейшего авианосца «Джеральд Форд» «Энтерпрайз» выведут из состава флота на консервацию. Дальнейшая судьба «атомного первенца» пока неясна. Есть предложения превратить «Энтерпрайз» в плавучий музей, но есть и мнение о том, что «Энтерпрайз» нужно сдать на слом, чтобы освободить имя для следующего нового боевого корабля.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

ria.ru

Star Trek/ Корабли и космические станции / Корабли Федерации. Часть-2

Известные корабли класса:

Intrepid (Регистрационный номер и префикс неизвестны)

Nova, NV-26 (имя скорее неофициальное и больше принадлежит фанатам, нежели вселенной Star Trek)

Спецификация:

Класс: Крейсер

Длина: 165 м

По некоторым данным - класс "NV"

Описание:

Интрепид появился раньше кораблей класса NX. К сожалению о нём практически ничего неизвестно (даже регистрационный номер), за исключением того, что он укомплектован Варп двигателем и фазовыми пушками. В эпизоде "Сумерки"  (Twilight) сериала "Звёздный путь: Энтерпрайз" (Star Trek: Enterprise) во время атаки Зинди (Xindi) Интрепид теряет гондолу и нам представляется возможность получше разглядеть его. Однако, на специально подсвеченной части корпуса, где обычно пишется название корабля, регистрационный номер и префикс пусто. Также из этого эпизода ясно, что Интрепид неплохо вооружён и представляет угрозу даже для более продвинутых кораблей Зинди. Поскольку Интрепид появился раньше Энтерпрайза, он, хоть и имеет схожие черты с флагманом, всё же не мог преодолевать барьер в 2 варпа. История, дополнительная информация:

Доподлинно неизвестен класс, к которому можно было бы отнести Интрепид. По видимому это средний крейсер. Также доподленно неизвестно, имел ли корабль на вооружении торпеды. Отверстия в нижней части тарелки позволяют предположить, что на вооружении всё же было минимум две торпедных установки.

Сходство с Энтерпрайзом NX-01 очевидно. Секция тарелки, хоть и немного обрубленная, укороченная, дефлектор практически идентичен, варп гандолы весьма похоже, хоть корабль и не мог развивать большую скорость, инженерный отсек является прообразом отсека Энтерпрайза NX-01, только гораздо компактнее.

По данным некоторых источников, этот класс также называют "NV" (эНВи).

Известные корабли класса:

Enterprise NX-01

Columbia NX-02

Спецификация:

Класс: Исследовательский крейсер

Длина: 225 м

Количество палуб: 7

Скорость: Варп 4.5 (круизная), Варп 5.3 (максимальная, после установки новых инжекторов)

Экипаж: 82 человека

Первый запуск в 2151 г.

Описание:

Класс NX Энтерпрайз (Enterprise) является прототипом судна Земли Звёздного флота, укомплектованным первым, построенным человеком двигателем, позволяющим достигать скорости Варп 5. Двигатель для звездолёта был создан Генри Арчером (Henry Archer), отцом капитана Джонатана Арчера (Jonathan Archer) по проекту Зефрама Кохрейна (Zefram Cochrane), отца-основателя Варп технологии на Земле, и потребовалось более чем 30 лет, для того, чтобы корабль наконец был запущен. Корпус корабля выполнен из дюраниума. Энтерпрайз имеет на вооружении фазовые пушки и торпеды (позднее были заменены на фотонные торпеды), защита достигается благодаря функции поляризации обшивки (щитов в то время у земных кораблей не было). Молекулярный транспортёр (transporter) присутствует на корабле, однако это новая технология и транспортировка через него личного состава разрешается только в случае чрезвычайной ситуации. У Энтерпрайза есть ангар для шатлов, а также механический захват для буксировки (например меньших судов). Тяговые лучи (Tractor Beam) в то время отсутствовали.

История создания, аннотация:

В эпизоде "Сын Форчунита" (Fortunate Son) сериала "Звёздный Путь: Энтерпрайз" (Star Trek: Enterprise) было упомянуто, что Энтерпрайз является одним из кораблей класса NX и ещё три в процессе строительства. Одним из них был Колумбия NX-02 (Columbia), запущенный позднее в 2154 г., его можно увидеть в эпизоде "Несчастье" (Affliction) сериала "Звёздный Путь: Энтерпрайз" (Star Trek: Enterprise). Колумбия отличалась от Энтерпрайза несколькими деталями, наиболее очевидным отличием являлось более угловатое блюдце дефлектора.

Прообразом для создания класса NX послужил более поздний класс "Акира" (Akira), активно показавший себя в конце 24-го столетия.

Если верить неофициальным источникам, например игре Star Trek: Leagacy, на корабль, ближе к концу срока его службы, должны были установить тяговый луч (Tractor Beam).

Также в эпизоде "Сумерки" (Twilight) сериала "Звёздный Путь: Энтерпрайз" (Star Trek: Enterprise) в альтернативном будущем, Энтерпрайз укомплектован отражающими щитами (shields), полученными от друга капитана Арчера, андорианца Ш'рана. В этом же эпизоде можно встретить крейсер "Интрепид" (Intrepid).

Известные корабли класса:

USS Daedalus NCC-129USS Archon NCC-189USS Essex NCC-173USS Horizon NCC-176

Спецификация:

Длина: 140 м

Экипаж: 229 человек

Списаны к 2196 г.

 

Описание:

Класс "Дедал" (Daedalus class), является звездолетом, появившимся после класса NX (если верить игре Star Trek: Legacy) и активно действующим в Звездном флоте во второй половине 22-го века. Отличительной особенностью данного звездолета был сферичный основной корпус, как у более позднего класса Олимпик, а также круглый инженерный, что в общем-то не характерно для кораблей Федерации.

История создания, дополнительная информация, аннотация:

Модель "Дедала" была создана Мэттом Джеферисом (Matt Jefferies). Данные трехмерные изображения созданы на основе оригинальной модели для закрытого ныне DrexFiles.

По информации из разных источников - официальных и близких к официальным, за время своей службы в Звездном флоте, звездолеты класса "Дедал" подверглись множественным модификациям. Это объясняет различные модифицированные дифлекторы, их расположение относительно корпуса, а также форму инженерного корпуса и гондол. Многие художники при попытке воссоздать оригинальный класс "Дедал", также руководствуются информацией о модификациях, из-за чего звездолеты получаются не всегда похожими на оригинальную модель Джефериса, однако именно благодаря им мы можем любоваться звездолетом, который занял временную нишу между TOS (The original series) и ENT (Enterprise).
Известные корабли класса:USS Constitution NCC-1700USS Constellation NCC-1017USS Defiant NCC-1764USS Eagle NCC-956 (refit)USS Endeavour NCC-1895USS Enterprise NCC-1701 (refit 2271)USS Essex NCC-1697USS Excalibur NCC-1664USS Exeter NCC-1672USS Farragut NCC-1647USS Hood NCC-1703USS Intrepid NCC-1631USS Kongo NCC-1710USS Lexington NCC-1709USS Potemkin NCC-1657USS Republic NCC-1371USS Yorktown NCC-1717(Имя неизвестно) NCC-1707

Спецификация:

Тяжёлый крейсер

Длина: 289 м (до модернизации), 305 м (модернизированный)

Количество палуб: 21

Скорость: Варп 6 (крейсерская, по старой шкале)

Экипаж: 430 человек (к 2266 году)

Описание:

Класс Конституция был представлен около 2240 года. На этот промежуток времени корабль был самым мощным и быстрым и самым тяжеловооружённым и единственным идентифицированным как "Корабль" (Starship). 12 судов этого класса были на службе к 2267 г. Начиная с корабля Энтерпрайз (USS Enterprise) в 2271, корабли класса Конституция подверглись полнейшей реконструкции и модификациям, были заменены инженерные корпуса и "шеи" (neck), увеличилась секция тарелки (блюдца), а также корабли получили новые гондолы и модули мостика. Суда могли быть списаны к концу 23 века, одно из них было выставлено на показ в Музее Звёздного флота. Стоит также отметить, что корабли класса Конституция составляли прекрасный противовес судам Клингонов, с которыми Федерация была в состоянии войны, что впрочем не мешало попадать судам в засады и гибнуть на поле боя.

История, дополнительная информация, история создания модели:

Корабль класса Конституция (Constitution) был разработан Мэттом Джеферисом (Matt Jefferies). Его оригинальная версия испытывала недостатки с маневровыми двигателями и стыковычными портами. Было произведено несколько небольших модификаций Энтерпрайзу после первой пилотной серии. Рассмотрим несколько наиболее заметных. У модели изначально был ярче выражен купол мостика, заглушки гондол изменились от плоской поверхности как в эпизоде "Клетка" (Cage) сериала "Звёздный путь" (Star Trek: The original series) до образца, показанного в эпизоде "Где человек прежде никогда не бывал" (Where No Man Has Gone Before). Эти модификации позволяют предположить, что судно подвергалось переоборудованию и ранее 2271 года.

Новая модель Конституции была построена Грегом Джейном (Greg Jein) для сериала "Звёздный путь: Глубокий космос 9" (Star Trek: Deep Space nine), эпизода  "Trials and Tribble-ations", а также компьтерная модель для сериала "Звйздный путь: Энтерпрайз" (Star Trek: Enterprise) эпизода "В зеркале тёмном" (Тёмное отражение, In a Mirror, Darkly). Обе эти модели воплащают собой те самые оригинальные модели из сериала "Звёздный путь: Оригинальные серии" (Star Trek: The original series) Энтерпрайза и Дэфаента (Defiant) в серийной версии. В последнем эпизоде (Тёмное отражение) мы видим, что двойной луч фазерного массива в кормовой части стреляет под любым углом выше отсека ангара Дэфаента, и кормовые торпеды также доступны. Кроме того левые, правые и кормовые маневровые двигатели коробля также упоминаются в данном эпизоде.

Нам удалось отыскать уникальный концепт Энтерпрайза 1701 к оригинальным сериям. Изображение, представленное ниже выглядело плохо, было отсканировано с помятой бумажки и вручную восстановлено настолько, насколько возможно. Весьма технологично и уникально смотрится для 60-х годов прошлого века, не так ли? Данное изображение встречается крайне редко при упоминании Star Trek.

Обновлённый дизайн Конституции был разработан Эндрю Пробертом (Andrew Probert), и базировался на предварительной модели Мэтта Джефериса (Matt Jefferies). Энтерпрайз и Энтерпрайз-А были единственными модернизированными короблями класса Конституция, которые были показаны публике. Джин Родденберри (Gene Roddenberry) предложил, чтобы Ёрктаун (USS Yorktown) был позднее переименован и перенумерован как Энтерпрайз 1701-А (Enterprise 1701-A).

Кроме того, количество кораблей класса Конституция (Constitution) составляло как минимум 18 штук, капитан Кирк (James T. Kirk) заявлял, что 12 из них в 2267 (согласно эпизоду "Завтра это Вчера" ("Tomorrow is Yesterday") сериала "Звёздный путь: Оригинальные серии" (Star Trek: The original series)) могли быть поддержаны, принимая во внимание, что некоторые из них (Constellation, Defiant, Excalibur, Intrepid) были уничтожены, в то время как ещё больше судов было построено в 2260-х гг.

Корпус погибшего в сражении с Боргами корабля на Волке 359 (Wolf 359), определённо напоминает модернизированную Конституцию, предположительно эти суда были всё ещё на службе, хотя бы в качестве резервных кораблей в 2366 г. В пользу этого говорит и тот факт, что одним из кораблей, подбирающих экипаж Энтерпрайза-Д (Enterprise 1701-D) после крушения в фильме "Звёздный путь: Поколения" (Star Trek: Generations) была Миранда (Miranda), класс того же периода, что и Конституция. Также, кораблём коммандера Циско (Cisko) в первом эпизоде сериала "Звёздный путь: Глубокий космос 9" (Star Trek: Deep Space nine) была такая же Миранда.

Именно с коробля Энтерпрайз 1701, класса Конституция, во вселенной Звёздного пути стали употреблять термин "Космический корабль" или "Звездолёт" (Starship). До этого суда называли просто "корабль" (ship) или подобно.

Известные корабли класса:

USS Brattain NCC-21166 

USS Lantree NCC-1837 (Miranda II)

USS Majestic NCC-31060

USS Nautilus NCC-31910

USS Reliant NCC-1864 

USS Saratoga NCC-1867

USS Saratoga NCC-31911 (Miranda III)

USS ShirKahr NCC-31905

USS Sitak NCC-32591 

USS Tian An Men NCC-21382

USS Trial NCC-1948

Спецификация:

Крейсер, более старые корабли - транспорт

Длина: 243 м

Скорость: Варп 6 (сравнима с классом "Конституция")

Экипаж: 200 человек ("Релаент"), 34 человека (Брэттэйн)

Описание:

Класс "Миранда" по аналогии с "Небулой" разрабатывался параллельно с классом "Конституция". Варп гондолы закреплены под секцией тарелки, ответвления в виде крыльев вверх позволяют разместить дополнительные модули сенсоров и торпедные установки. Отсеки для приёма шатлов установлены сзади. Класс "Миранда" имеет множество модификаций: от исследовательских крейсеров до боевых. Звездолёт получил широкое распространение и до сих пор используется в Звёздном Флоте, в том числе и в войне с Доминионом. Некоторые старые корабли были переоборудованы в транспорты, с них были удалены торпедные установки и фазерные пушки. Скорость и манёвренность, а также боевые показатели сравнима с классом "Конституция" - звездолёты имеют одинаковые гондолы, импульсные двигатели, секцию тарелки, торпедные и фазерные установки.

История создания, дополнительная информация, аннотация:

Оригинальная "Миранда" (Релаент (USS Reliant)) была спроектирована Майком Майнером (Mike Minor) и Джо Дженнингсом (Joe Jennings) для полнометражного фильма "Звёздный путь 2: Гнев Хана" (Star Trek II: Wrath of Khan). В последствии корабль появляется во множестве эпизодов сериалов "Следующее поколение" и "Глубокий космос 9", спустя почти 100 лет с момента полнометражного фильма.

Множество "Миранд" в Войне с Доминионом имели идентичные "Релаенту" и остальным стандартным "Мирандам" гондолы, однако светились они как на более новых кораблях Федерации - красными коллекторами Бассарда и голубыми решётками варп поля. Это наталкивает на мысль о глубокой модификации этих кораблей и объясняет, почему они до сих пор находятся на службе.

scifistarworlds.blogspot.com

Корабли «Энтерпрайз»: mil_history

На этой неделе, 3 февраля 2017 года, авианосец USS Enterprise (CVN 65)будет исключен из Регистра судов военно – морского флота США.

В декабре 2012 г, в тот же день, когда 51-летний авианосец был выведен из боевого состава флота, Военно-морской министр Рэй Мэбус объявил, что будущий CVN-80 не будет назван по имени какого либо президента, а получит имя «Энтерпрайз». Министр в своем докладе Конгрессу пояснил это решение тем, что в связи с списанием «Энтерпрайз» (CVN 65), возникнет ситуация, что имя «Энтерпрайз», а это, возможно, самое известное имя корабля в истории ВМС США (помимо USS Constitution), исчезнет из Регистра военных кораблей США, а это недопустимо.

Наименование CVN-80, это второй случай из последних 14, когда авианосец назван не по имени президента или члена конгресса. Последним таковым был USS Nimitz (CVN-68).

CVN-65 восьмой «Энтерпрайзо» в истории ВМС США, а до него были:

USS Enterprise  (1775-77).Первый «Энтерпрайз» первоначально был английским шлюпом и   назывался «Джордж». Он курсировал на озере Лэйк Чемплейн и доставлял почту англичан в Канаду. 18 мая 1775 года, полковник Бенедикт Арнольд захватил корабль и, после его вооружения 12-ю пушками, задействовал для защиты американских поставок в Новую Англию от британских атак, уже под именем «Энтерпрайз».В августе этого же года «Энтерпрайз» участвовал в переброске 1000–го экспедиционного войска к канадским городам Сент - Джонс, Монреаль и Квебек. Своевременное британское подкрепление заставило американцев оставить захваченные и осажденные канадские города. В октябре шлюп участвовал в отражении британского вторжения в Нью-Йорк и стал одним из пяти кораблей, которые выжили после двухдневного боя.«Энтерпрайз» закончил свою службу 7 июля 1777 года, когда во время эвакуации сил Континентальной армии с Форта Тикондерога, был сожжен , чтобы предотвратить его захват британскими войсками.

Enterprise (1776-77).Второй «Энтерпрайз», был успешной каперской шхуной , прежде чем 20 декабря 1776 года, он был куплен для Континентального флота. Под командованием капитана Джозефа Кэмпбелла, «Энтерпрайз» нес службу, главным образом, в Чесапикском заливе, сопровождая транспортные конвои, а также занимаясь разведкой и охраной побережья от налетов англичан. Сохранилось совсем немного информации об истории службы этого корабля.

USS Enterprise  (1799-1823).Третий «Энтерпрайз»  был шхуной которая использовалась для захвата пиратских кораблей во время Берберийских войн. В то время, операции по борьбе с пиратством были основной частью миссии военно-морского флота, так-как американские грузовые суда часто подвергались нападениям в Карибском море.В 1804 «Энтерпрайз», под командованием лейтенанта Стивена Декатура младшего, участвовал в дерзкой операции, во время которой был сожжен фрегат «Филадельфия» в порту Триполи.Корабль несколько раз перестраивался и перевооружался и нес от 12 до 14 пушек, наконец, во время войны 1812 года, «Энтерпрайз» был переоборудован в бриг.5 сентября 1813 «Энтерпрайз» захватил британский бриг «Боксер», в предшествующем этому бою погибли командиры обоих кораблей - лейтенант Уильяма Берроуза и капитана Сэмюэля Блита.С 1815 по 1823 гг. «Энтерпрайз» боролся с контрабандистами, пиратами и работорговцами. 9 июля 1823 года, корабль сел на мель в Вест-Индии и был разрушен, экипажу удалось спастись.

USS Enterprise (1831-1844).Четвёртый «Энтерпрайз» - 10-пушечная шхуна, был построен на Нью-Йоркской военно-морской верфи и с 1831 по 1844 гг. нес службу, охраняя американские интересы в различных  морях и океанах.

USS Enterprise (1877-1909).Пятый «Энтерпрайз» был парусно-винтовым шлюпом. Он построен военно-морской верьфи в Портсмуте и был введен в эксплуатацию 16 марта 1877 года. Этот корабль несколько раз списывался и снова расконсервировался. В основном, он использовался для гидрографических исследований в океанах и прибрежных районах, а также, в руслах рек по всему миру.С 1888 года, в течение двух лет, «Энтерпрайз» демонстрировал флаг в водах Европы, Средиземноморья, а также у восточного побережья Африки.С 1891 по 1892 год «Энтерпрайз» служил учебным кораблем для курсантов Военно-морской академии в Аннаполисе, а затем в течение 17 лет тренировал курсантов Массачусетской морской академии. «Энтерпрайз» вернулся в военно-морской флот 4 мая 1909 года, а пять месяцев спустя, он был списан и продан.

USS Enterprise (SP-790) (1916-19).Шестым «Энтерпрайзом» был 66-футовый моторный катер, который был приобретен военно-морским флотом 6 декабря 1916 года. В период участия Соединенных Штатов в Первой мировой войне «Энтерпрайз», вооруженный 1-фунтовой пушкой, нес патрульную службу во 2-м военно-морском округе. С 25 сентября 1917 года катер использовался как портовый буксир в Ньюпорте, а затем в Нью - Бедфорде, штат Массачусетс. После этого катер был переведен в Бюро рыболовства.

USS Enterprise (CV-6) (1938-1947).Седьмой «Энтерпрайз» - авианосец Йорктаун-класса, стал самым титулованным кораблем ВМС США. Во время Второй мировой войны, он заработал 20 Боевых звезд, наибольшее количество, чем у любого другого американского военного корабля в этот период. «Энтерпрайз» участвовал в главных сражениях войны на Тихом океане, больше, чем любой другой корабль Соединенных Штатов. Он участвовал и сыграл важную роль в битвах за Мидуэй и у Восточных Соломоновых островов, в сражении у островов Санта - Крус, в воздушных боях у Гуадалканала, в сражениях в Филиппинском море  и в заливе Лейте. «Энтерпрайз» принимал участие в Рейде Хэлси-Дулитла, выполняя прикрытие авианосца «Хорнет» (CV-8). 1 февраля 1942 года самолеты с «Энтерпрайз» нанесли удар по о. Кваджеллейн в группе Маршалловых островов. Эта атака стала первой ударной операцией американских авианосцев.

По Naval History and Heritage Command, USS Enterprise CVN. соm и др.

Авианосец «Энтерпрайз» (CVN 65) проходит Баб-эль-Мандебский пролив в зоне ответственности 5-го Флота США. Красное море. Июнь, 21. U.S. Navy photo.

mil-history.livejournal.com

Корабли «Энтерпрайз» - ROCHENSALM

На этой неделе, 3 февраля 2017 года, авианосец USS Enterprise (CVN 65)будет исключен из Регистра судов военно – морского флота США.

В декабре 2012 г, в тот же день, когда 51-летний авианосец был выведен из боевого состава флота, Военно-морской министр Рэй Мэбус объявил, что будущий CVN-80 не будет назван по имени какого либо президента, а получит имя «Энтерпрайз». Министр в своем докладе Конгрессу пояснил это решение тем, что в связи с списанием «Энтерпрайз» (CVN 65), возникнет ситуация, что имя «Энтерпрайз», а это, возможно, самое известное имя корабля в истории ВМС США (помимо USS Constitution), исчезнет из Регистра военных кораблей США, а это недопустимо.

Наименование CVN-80, это второй случай из последних 14, когда авианосец назван не по имени президента или члена конгресса. Последним таковым был USS Nimitz (CVN-68).

CVN-65 восьмой «Энтерпрайзо» в истории ВМС США, а до него были:

USS Enterprise  (1775-77).Первый «Энтерпрайз» первоначально был английским шлюпом и   назывался «Джордж». Он курсировал на озере Лэйк Чемплейн и доставлял почту англичан в Канаду. 18 мая 1775 года, полковник Бенедикт Арнольд захватил корабль и, после его вооружения 12-ю пушками, задействовал для защиты американских поставок в Новую Англию от британских атак, уже под именем «Энтерпрайз».В августе этого же года «Энтерпрайз» участвовал в переброске 1000–го экспедиционного войска к канадским городам Сент - Джонс, Монреаль и Квебек. Своевременное британское подкрепление заставило американцев оставить захваченные и осажденные канадские города. В октябре шлюп участвовал в отражении британского вторжения в Нью-Йорк и стал одним из пяти кораблей, которые выжили после двухдневного боя.«Энтерпрайз» закончил свою службу 7 июля 1777 года, когда во время эвакуации сил Континентальной армии с Форта Тикондерога, был сожжен , чтобы предотвратить его захват британскими войсками.

Enterprise (1776-77).Второй «Энтерпрайз», был успешной каперской шхуной , прежде чем 20 декабря 1776 года, он был куплен для Континентального флота. Под командованием капитана Джозефа Кэмпбелла, «Энтерпрайз» нес службу, главным образом, в Чесапикском заливе, сопровождая транспортные конвои, а также занимаясь разведкой и охраной побережья от налетов англичан. Сохранилось совсем немного информации об истории службы этого корабля.

USS Enterprise  (1799-1823).Третий «Энтерпрайз»  был шхуной которая использовалась для захвата пиратских кораблей во время Берберийских войн. В то время, операции по борьбе с пиратством были основной частью миссии военно-морского флота, так-как американские грузовые суда часто подвергались нападениям в Карибском море.В 1804 «Энтерпрайз», под командованием лейтенанта Стивена Декатура младшего, участвовал в дерзкой операции, во время которой был сожжен фрегат «Филадельфия» в порту Триполи.Корабль несколько раз перестраивался и перевооружался и нес от 12 до 14 пушек, наконец, во время войны 1812 года, «Энтерпрайз» был переоборудован в бриг.5 сентября 1813 «Энтерпрайз» захватил британский бриг «Боксер», в предшествующем этому бою погибли командиры обоих кораблей - лейтенант Уильяма Берроуза и капитана Сэмюэля Блита.С 1815 по 1823 гг. «Энтерпрайз» боролся с контрабандистами, пиратами и работорговцами. 9 июля 1823 года, корабль сел на мель в Вест-Индии и был разрушен, экипажу удалось спастись.

USS Enterprise (1831-1844).Четвёртый «Энтерпрайз» - 10-пушечная шхуна, был построен на Нью-Йоркской военно-морской верфи и с 1831 по 1844 гг. нес службу, охраняя американские интересы в различных  морях и океанах.

USS Enterprise (1877-1909).Пятый «Энтерпрайз» был парусно-винтовым шлюпом. Он построен военно-морской верьфи в Портсмуте и был введен в эксплуатацию 16 марта 1877 года. Этот корабль несколько раз списывался и снова расконсервировался. В основном, он использовался для гидрографических исследований в океанах и прибрежных районах, а также, в руслах рек по всему миру.С 1888 года, в течение двух лет, «Энтерпрайз» демонстрировал флаг в водах Европы, Средиземноморья, а также у восточного побережья Африки.С 1891 по 1892 год «Энтерпрайз» служил учебным кораблем для курсантов Военно-морской академии в Аннаполисе, а затем в течение 17 лет тренировал курсантов Массачусетской морской академии. «Энтерпрайз» вернулся в военно-морской флот 4 мая 1909 года, а пять месяцев спустя, он был списан и продан.

USS Enterprise (SP-790) (1916-19).Шестым «Энтерпрайзом» был 66-футовый моторный катер, который был приобретен военно-морским флотом 6 декабря 1916 года. В период участия Соединенных Штатов в Первой мировой войне «Энтерпрайз», вооруженный 1-фунтовой пушкой, нес патрульную службу во 2-м военно-морском округе. С 25 сентября 1917 года катер использовался как портовый буксир в Ньюпорте, а затем в Нью - Бедфорде, штат Массачусетс. После этого катер был переведен в Бюро рыболовства.

USS Enterprise (CV-6) (1938-1947).Седьмой «Энтерпрайз» - авианосец Йорктаун-класса, стал самым титулованным кораблем ВМС США. Во время Второй мировой войны, он заработал 20 Боевых звезд, наибольшее количество, чем у любого другого американского военного корабля в этот период. «Энтерпрайз» участвовал в главных сражениях войны на Тихом океане, больше, чем любой другой корабль Соединенных Штатов. Он участвовал и сыграл важную роль в битвах за Мидуэй и у Восточных Соломоновых островов, в сражении у островов Санта - Крус, в воздушных боях у Гуадалканала, в сражениях в Филиппинском море  и в заливе Лейте. «Энтерпрайз» принимал участие в Рейде Хэлси-Дулитла, выполняя прикрытие авианосца «Хорнет» (CV-8). 1 февраля 1942 года самолеты с «Энтерпрайз» нанесли удар по о. Кваджеллейн в группе Маршалловых островов. Эта атака стала первой ударной операцией американских авианосцев.

По Naval History and Heritage Command, USS Enterprise CVN. соm и др.

Авианосец «Энтерпрайз» (CVN 65) проходит Баб-эль-Мандебский пролив в зоне ответственности 5-го Флота США. Красное море. Июнь, 21. U.S. Navy photo.

20121208163914_home_bg_0.jpg

rochensalme.livejournal.com

Корабль по имени «Дерзновенный»: полвека авианосцу «Энтерпрайз» - Флот - ВМС - Top secret

Корабль по имени «Дерзновенный»: полвека авианосцу «Энтерпрайз»

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

50 лет тому назад, 24 сентября 1960 года, на верфи Ньюпорт Ньюс впервые всплыл в доке огромный корабль – первый в мире атомный авианосец, получивший в ВМС США порядковый номер «65» и имя Enterprise. Имена кораблей не переводятся, лишь транскрибируются, но в данном случае имя стоит перевести, чтобы понять, насколько оно соответствует духу корабля. На русский язык слово Enterprise переводится сложно. Ближе всего – слова «смелое начинание», «дерзкий замысел», «инициатива» и им родственные.

Если подбирать корабельное имя в русской традиции, то лучше всего подойдет бесшабашное «Дерзновенный» – традиционное для лихих и скорых эсминцев. Как показали последующие десятилетия, имя было вполне оправданным.

Имя новому кораблю досталось не с потолка – предыдущим носителем этого названия был самый залуженный авианосец ВМС США: в годы войны на Тихом океане CV-6 Enterprise заработал 20 боевых звезд (знаки отличия, присваиваемые кораблям за успешные действия). Получивший прозвища «Большой Э» и «Счастливый Э», старый «Энтерпрайз» был весьма популярен на флоте. В итоге, когда в 1958 году находившийся на консервации авианосец разрезали на металл, сомнений в том, как назвать первый в мире атомный авианосец, ни у кого из руководства ВМС США не было.

CVN-65 Enterprise (литера N после авианосной аббревиатуры CV означает ядерную энергетическую установку, ЯЭУ) был заложен 4 февраля 1958 года, спущен на воду всего два с половиной года спустя, и вошел в строй в ноябре 1961. Заказу корабля предшествовала долгая дискуссия о целесообразности использования ядерной энергетики. Преимущества новой техники были очевидны: авианосец с ЯЭУ мог гораздо дольше находиться в море, при этом нести запасы топлива и боеприпасов для авиакрыла на месяц активных летных операций против 8-10 дней у авианосцев с обычной энергетикой.

Помимо большей дальности плавания, ядерная энергетика обеспечивала кораблю многократно большее время поддержания полного хода, необходимого для летных операций. Авианосцы с обычной энергетикой, пожирающие на полном ходу огромные объемы топочного мазута или сырой нефти, не могли позволить себе такой роскоши. Они гораздо сильнее зависели от ветра, подстраиваясь под который поднимали и принимали самолеты. Наконец, атомный корабль не тащил за собой дымового шлейфа, мешавшего летным операциям, вредившего аппаратуре и демаскирующего судно.

Недостатки тоже имелись. Прежде всего, возник вопрос о безопасности самой ЯЭУ. Но опыт работы с реакторами, накопленный к середине-концу 50-х годов, убедил скептиков в том, что система достаточно надежна для установки на корабль. Вторым и главным недостатком стала цена. Ядерная энергетическая установка в сочетании с огромными размерами корабля (водоизмещение «Энтерпрайза» превысило 94 тысячи тонн, а длина составила 342 метра) обусловили астрономическую для 50-х годов стоимость авианосца – около 500 млн долларов, вдвое больше, чем у предшественников – авианосцев типа «Форрестол» с обычной энергетикой.

Именно высокая стоимость заставила отказаться от планов строительства серии аналогичных кораблей, в итоге «Энтерпрайз» остался единственным в своем типе. После него в строй вошли еще несколько авианосцев типа «Америка» с классическими котлотурбинными энергетическими установками, и лишь в начале 70-х был построен второй американский авианосец с ЯЭУ – «Честер Нимитц», положивший начало самой крупной послевоенной серии авианосцев: с 1975 по 2009 год в строй вошли 10 кораблей этого типа. При этом их стоимость, повинуясь инфляции и неумолимой логике роста военных расходов, оставила «Энтерпрайз» далеко позади: корабли типа «Нимитц» стоят от двух до пяти с лишним миллиардов долларов.

Новому кораблю было решено придать и новый эскорт: сопровождать «Энтерпрайз» в походах должны были атомные ракетные крейсера. Спустя три года после ввода «Энтерпрайза» в строй в море вышел первый в мире отряд атомных кораблей: «Энтерпрайз» в сопровождении крейсеров «Лонг Бич» и «Бэйнбридж».

31 июля 1964 года эти три корабля, названные Первой Тактической Группой, были посланы в историческое кругосветное плавание без единой дозаправки топливом и пополнения запасов.

Опыт оказался удачным, но впоследствии стало ясно, что если для авианосцев (особенно калибра «Энтерпрайза») ядерная энергетика необходима, то корабли сопровождения выгоднее оснащать газовыми турбинами.

«Энтерпрайз» участвовал во многих исторических событиях времен Холодной войны: Карибский кризис, походы к побережью Вьетнама, патрулирование у побережья Африки, участие в налетах 1986 года на Ливию и пр. На нем регулярно испытывалась новая техника и оборудование – от радаров с фазированными антенными решетками, установленными на знаменитой «кубической» надстройке, с которой «Энетрпрайз» проплавал первые тридцать лет службы, до самолетов дальнего радиолокационного обнаружения «Хокай» и истребителей F-14.

Авианосцы служат долго – многие американские корабли этого класса в свое время перешагнули 45-летний рубеж, но до 50 лет в строю дожил только «Энтерпрайз». Однако его срок уже отмерен: в 2013 году, со вводом в строй новейшего авианосца «Джеральд Форд» «Энтерпрайз» выведут из состава флота на консервацию. Дальнейшая судьба «атомного первенца» пока неясна. Есть предложения превратить «Энтерпрайз» в плавучий музей, но есть и мнение о том, что «Энтерпрайз» нужно сдать на слом, чтобы освободить имя для следующего нового боевого корабля.

РИА-Новости

 

 

pentagonus.ru