Проект 11661 Гепард — сторожевые корабли «Татарстан» и «Дагестан». Корабль дагестан википедия


корабль проекта 11661 Каспийской флотилии. Фото и вооружение ракетного корабля "Дагестан"

Последние годы ознаменовались медленным, но все же верным выходом флота из той глубочайшей ямы, в которой ВМФ оказался после развала СССР. В частности, впервые за многие годы на воду начали реально спускать действительно новые корабли, построенные именно в Российской федерации. Таким, к примеру, является корвет «Дагестан». Корабль этот уже успел завоевать немалую известность, удачно отстрелявшись крылатыми ракетами по базам террористов на территории Сирии. Как же создавался и сам «Дагестан», и прочие корабли проекта 11661?

Начало разработки

Еще в начале 1980-х годов оказалось, что страна остро нуждается в достаточно большом количестве кораблей, предназначенных для охраны прибрежной зоны. Новые суда стали бы логичной заменой проекта 1124. Необходимость в новой модели возникла по причине того, что сторожевые корабли проекта 11540 начали «продвигать» для решения более масштабных задач. В частности, их планировалось отправить на замену уже успевшего устареть проекта 1135.

Ответственным за разработку назначали опытного конструктора Ю. А. Никольского, а затем В. Н. Кашкина, которые уже успели прекрасно себя зарекомендовать, работая на Зеленодольском судостроительном заводе. Именно благодаря их труду и появился ракетный корабль «Дагестан».

Требования заказчика

Заказчики из ВМФ сразу же потребовали, чтобы в конструкцию была заложена гидроакустическая станция. Из-за этого водоизмещение пришлось увеличить сразу до 2000 тонн, что приблизило проектируемые суда к «конкурентному» проекту 12441. Впрочем, эти корабли имели более мощное ракетное вооружение и площадку для противолодочных вертолетов, так что об их использовании в качестве сторожевых речи не шло. В то же время действительно сторожевой корабль «Дагестан», хоть и не имеет столь мощного вооружения, является более маневренным и быстрым.

Как проходило строительство

Запланирована постройка новой техники была на начало 90-х годов. Что произошло в то время, мы уже знаем. Так, в конце 90-го года был заложен флагман, получивший название «Буревестник», но после известных событий финансирование его постройки было резко свернуто. Уже в 1995 году несчастного «Буревестника» законсервировали, а уже через пару месяцев – окончательно разобрали на слом.

По тому же проекту в 1993 году был заложен плановый корабль, предназначавшийся для нужд индийского ВФМ, но в том же 1995 году деньги, предназначенные для его постройки, «внезапно» исчезли. Пока все дружно выясняли, что же случилось и куда делись средства, индусы от покупки отказались. Со временем деньги все же сумели изыскать, корабль достроили, и он стал «Татарстаном».

В 2003 году он стал официальным флагманом Каспийской флотилии. Когда же появился рассматриваемый нами «Дагестан»? Корабль изначально был заложен в том же злосчастном 1991 году, но, в отличие от всех своих собратьев, все же был достроен и сдан флоту под своим первоначальным именем.

Неудивительно, что срок постройки был грандиозным. Изначально «Дагестан» хотели передать флоту в 2012 году, но из-за повреждений, которые корабль получил в ходе швартовых испытаний, даже этот срок пришлось растягивать. Только в середине года он сумел выйти в море, чтобы в рамках Государственной приемки произвести стрельбы своим главным калибром, ракетами «Калибр-НК». На этот раз все прошло успешно, а потому в конце ноября 2012 года судно официально вошло в состав Российского флота.

Отличительные признаки «Дагестана»

Сторожевой корабль «Дагестан» с полным на то правом можно называть уникальным. Начать хотя бы с испытаний, которые проходили не только в Каспийском, но и в Черном море. Проводили их в весьма непростых условиях. Все этапы государственных проверок прошли отлично, даже стрельбы из новейшего ракетного вооружения были проведены на высшую оценку.

По сравнению с его «близнецом», то есть с «Татарстаном», судно имеет ряд очень важных и заметных отличий. Во-первых, ракетные установки на этом судне расположены вертикально, что позволяет вести огонь практически в любом направлении, вне зависимости от курса, которым следует корабль «Дагестан». Вооружение позволяет уверенно уничтожать разноплановые цели на расстоянии до 300 километров, вероятность этого составляет 0,85-1. Этот параметр был успешно проверен на практике, когда в ходе испытаний был поражен условный штаб противника, расположенный на расстоянии 180 километров от корабля.

Универсальность

Скорострельные пушки и эффективная система зенитного огня значительно повышают боевую живучесть судна, позволяя создавать эшелонированную противовоздушную оборону. Фактически все эти обстоятельства позволяют назвать ракетный корабль «Дагестан» универсальным судном. В принципе, сами разработчики говорят о том, что его можно спокойно причислять к категории фрегатов.

Противоречит этому разве что отсутствие действительно мощного противолодочного вооружения, но на Каспии попросту нет подводных лодок. Так что корабль «Дагестан» (Каспийская флотилия, 693) полностью соответствует месту использования, будучи в состоянии выполнять все возложенные на него задачи.

Одной из главных изюминок судна является материал его надстроек (особый сплав магния и алюминия). Этот сплав позволяет эффективно рассеивать радиолокационный сигнал, делая ракетный корабль «Дагестан» проекта 11661 менее заметным для систем обнаружения потенциального противника. Кроме того, есть и активные системы постановки помех. Весь этот комплекс эффективно скрывает истинные контуры корабля, защищает его от поражения «умными» боеприпасами, в том числе и крылатыми ракетами.

Наконец, "Дагестан" проектировался с учетом максимальной для кораблей такого класса автономности: он может находиться в плавании на протяжении не менее двух недель, пройдя при этом порядка пяти тысяч морских миль. Чтобы обеспечить приемлемый для экипажа уровень комфорта (а при столь малом водоизмещении это важно), в конструкцию были внесены активные успокоители качки. Это позволяет людям хорошо выдерживать даже волнение средней степени. Активная система кондиционирования воздуха делает возможной эксплуатацию даже в условиях тропического и субтропического климата.

Основные технические характеристики судна

  • Полное водоизмещение – 2200 тонн.
  • Полная длина корпуса - 102,4 метра.
  • Наибольшая ширина палубы - 14,4 метра.
  • Высота борта, мидель - 7,25 метров.
  • Нормальная осадка - 5,6 метров.
  • Максимальная скорость крейсерского хода – 29 узлов.
  • Максимальная дальность плавания (в экономичном режиме дизеля) – 5000 морских миль.
  • Автономность по запасам пищи и питьевой воды – 20 суток.
  • Рекомендуемое число членов экипажа – 84 человека.

Конструкция корпуса и палубные надстройки

Архитектура корабля относится к классическому варианту, с гладкой палубой и десятью водонепроницаемыми отсеками. Все надстройки выполнены из особых сплавов магния с алюминием. Благодаря этому факту, обеспечивается минимальная радиолокационная заметность судна. Корпус судна исполнен из низколегированной стали, стойкой к действию агрессивных сред и морской воды. За счет этого можно предполагать длительный срок службы этих фрегатов.

Вооружение

Имеется прекрасное ракетное, артиллерийское, а также зенитное вооружение, причем последнее также построено на ракетной основе. Основным «козырем» является противокорабельный комплекс «Уран» («Уран-Э»), оснащенный ракетами модели Х-35(Э). Дальность поражения цели – от 130 до 260 километров, в зависимости от модификации и типа используемых снарядов. Чем же уникален конкретно «Дагестан»? Корабль – единственный из всей серии, который первым получил на вооружение комплекс «Калибр-НК», который на нем же и «обкатывался», в том числе и в боевых условиях.

Это вооружение примечательно тем, что позволяет наносить удары (стандартными ракетами) по морским и береговым целям, находящимся на расстоянии до 300 км. Если же применяются крылатые ракеты, то эффективная дальность поражения противника значительно (в несколько раз) увеличивается. Многие специалисты смогли поверить это только после стрельб по базам террористов.

Артиллерийская составляющая

На носу имеется 76,2-мм автоматическая артиллерийская система модели АК-176М. Общий боезапас составляет 152 выстрела. Кроме того, для уничтожения низколетящих целей предусмотрено сразу две установки (калибром 30 мм) АК-630М. Их общий боезапас – сразу 3000 выстрелов. Эти установки позволяют с высокой эффективностью бороться с морскими, воздушными, а также некоторыми береговыми целями. Какая еще артиллерия устанавливается на ракетный корвет «Дагестан»? Корабль имеет на вооружении 14,5-мм автоматические станковые пулеметы.

Защита от нападения с воздуха

Для создания надежной эшелонированной противовоздушной обороны на кораблях проекта 11661 используется зенитный комплекс «Оса-МА-2». В пусковых установках данной системы может располагаться вплоть до 20 ракет. Но на «Дагестане» для этих же целей используется более эффективный ЗРАК «Палаш», который (в экспортном варианте) монтируется и на те корабли данного проекта, которые изначально строились для продажи зарубежным заказчикам.

Защита от атак подлодок

Чтобы не оставлять корабль «Дагестан» проекта 11661 беззащитным перед лицом возможного нападения вражеских подлодок, конструктивно предусмотрены два торпедных аппарата калибром 533 мм. Заметим, что на экспортные варианты кораблей того же проекта монтируется реактивная бомбометная установка модели РБУ-6000. Возможна посадка и базирование противолодочного вертолета Ка-27. Для его заправки, в частности, предусмотрены отдельные топливные резервуары на борту. При условии его транспортировки вертолет может находиться в специальном ангаре (со сложенными лопастями).

Впрочем, все это не слишком необходимо, если обсуждать корабль «Дагестан». Каспийская флотилия (693 судно закреплено за ней), а также морские соединения других стран в этом регионе, попросту не имеют здесь ни одного подводного корабля. Но здесь нужно помнить, что судно в любой момент может быть отправлено в Черное море, а там гипотетическая вероятность атаки из-под воды имеется.

Радиотехническое вооружение

Радиолокационное оборудование «непостоянное», так как с появлением новых и более эффективных моделей его заменяют. Аналогичная ситуация в случае, когда его нужно сопрягать с новыми образчиками вооружения. В частности, на некоторых кораблях того же проекта, в том числе построенных для нужд зарубежных флотов, комплексы менялись по два-три раза.

За радиолокацию на «Дагестане» отвечает комплекс «Минерал-М», в роли РЛС общего назначения выступает «Позитив-М1». Гидроакустический комплекс, ответственный за своевременное выявление подводных лодок противника - модель МГК-335. Корабль «Дагестан» (фото которого есть в статье) может ставить активные помехи, для этого используется РЭБ ТК-25 и БИУС «Сигма». Их полевые испытания показали, что данные системы способны достаточно эффективно противодействовать попыткам потенциального противника нанести удар «умными» противокорабельными ракетами.

Силовая установка

Основной двигатель – дизельный, двухвальный, модели CODOG. Тип дизеля - 61Д, среднеоборотистый. Суммарная мощность мотора равна 8000 л. с. Эта силовая установка ответственна за стандартные режимы хода. Имеются также две газовые турбины, суммарная мощность которых составляет 29 000 л. с. Они могут разогнать корабль до 28 узлов, и предназначены для использования в боевом режиме, когда жизненно важной становится степень маневренности судна. Для обеспечения всего судового оборудования электричеством имеется сразу три дизельных генератора, причем мощность каждого составляет 600 кВт.

В завершение

В настоящее время корабль Каспийской флотилии «Дагестан» является пока что последним судном своего проекта, стоящим на вооружении ВМФ Российской Федерации. Приблизительно в 2011-2012 гг. вообще появлялась информация о полной остановке и заморозке работ в этом направлении, но она не подтвердилась. Сообщается, что в строй должны поставить еще два корабля серии, но сроки их поставки заметно увеличились. Причина проста – Украина, в свете известных событий, отказалась выполнять условия контракта по поставкам газотурбинных установок.

Отечественные судостроители обещают, что это прискорбное обстоятельство не помешает им выполнить план по перевооружению отечественного флота. Остается только надеяться, что ракетный корабль «Дагестан», вооружение которого сделало бы честь и более крупному военному судну, не станет «последним из могикан».

fb.ru

Сторожевые корабли проекта 11661- история создания и службы кораблей российского флота

Малые противолодочные корабли проекта 1124

Проект 11661К

Постройка и служба

4 ед. Заказано
2 ед. Построено
1990-2012 гг. Годы постройки
2003 – .... гг. Годы службы
Зеленодольский ССЗ Место строительства

Общие данные

1500 / 1930 т. Водоизмещение(стандартное/полное)
102,1 / 13,2 / 3,6 м. Размерения(длина/ширина/осадка)

Главная

  • дизельный двигатель крейсерского хода 61Д;
  • 8000 л.с..

Вспомогательная

  • 2 х ГТД полного хода электроэнергетическая установка;
  • 2 х 14825 л.с. (турбины).
Энергетическая установка
28 (10) узл. Скорость хода
950 (5000) миль Дальность плавания

Экипаж

121 чел. Общая численность
15 чел. Офицеры
26 чел. Мичманы
80 чел. Матросы

Вооружение

Артиллерийское

  • 1х1 76 мм АК-176М - 500 выстрелов;
  • 2х1 30 мм АК-630М – 2000 выстрелов;
  • 1 боевой модуль 3Р89 ЗРАК "Палаш" с 2 х 2 х 4 ПУ ЗУР 9М340 на СКР «Дагестан».

Радиолокационное вооружение

  • РЛС МР-352 «Позитив»
  • РЛК 34К1 «Монолит» (ПКР)
  • МПЗ-301 «База» (ЗРК)
  • МР-123 «Вымпел» (АУ)

Противокорабельное

  • Для СКР «Татарстан» 2 ПУ КТ-184 - 2 х 4 ТПК комплекса 3К24 "Уран" с ПКР 3М24;
  • Для СКР «Дагестан» 11661К (УКСК) - установка вертикального пуска типа 3С14Э на 8 ракет ракетного комплекса "Калибр-НК"

Зенитно-ракетное

  • 2 х "Игла-М"
  • ЗРК 4К33 "Оса-МА2" - 1 х 2 пусковая установка ЗИФ-122 с боекомплектом 20 ракет 9М33

Построенные корабли

«Татарстан» (головной) и «Дагестан»

Сторожевые корабли проекта 11661К — тип сторожевых кораблей российского флота. Корабли серии строились на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького с 1990 года. Головной корабль — «Татарстан». В 2003 году СКР проекта 11661К переклассифицированы в ракетные корабли (РК). По состоянию на 2014 год построено два корабля для ВМФ России.

Общие сведения

Корабли предназначены для выполнения комплекса задач: поиска и борьбы с подводными, надводными и воздушными целями, несения дозорной службы, проведения конвойных операций, а также охраны морской экономической зоны. Оснащён артиллерийским, противокорабельным, зенитным и противолодочным вооружением.

История создания

Сторожевой корабль / корвет / ракетный корабль. Разработка начата в 1982 г. Зеленодольским ПКБ (г.Зеленодольск), главный конструктор - М.М.Нестеренко, с 1986 г. - В.Н.Кашкин. Разработка противолодочного корабля прибрежной зоны велась как развитие проекта МПК пр.1124М с ПЛРК «Ливень» с февраля 1982 г. Было разработано два варианта тактико-технического задания и в 1983 году было предложено два варианта эскизного проекта - противолодочный корабль с ПЛРК «Ливень» в размерности МПК пр.1124М и противолодочный корабль водоизмещением до 2000 тонн с существенно более высокой эффективностью. В апреле 1983 г., после изменения требований ВМФ к проекту, второй проект получил номер 11660 (эспортный вариант - 11660Э) и переклассифицирован в СКР. Анализ проработки проектов показывал, что сдачу экспортного варианта СКР можно планировать на 1990 год в то время как готовность к сдаче варианта для советского ВМФ по системам вооружений не может быть ранее 1992 года.

В 1984 году 1 ЦНИИ МО СССР выдвинул требование об оснащении СКР комплексом ПКР «Уран», разработку которого планировалась начать в 1987 году. В декабре 1984 года Постановленим СМ СССР принято решение о разработке СКР пр.11661. Главным конструктором был назначен М.М.Нестеренко, заместителими - Г.А.Золотарев и В.В.Иванов. Эскизный проект 11661 с двигательной установкой типа CODOG (дизель + два ГТД) закончен в начале 1985 года. В начале 1986 г. завершено техническое проектирование СКР пр.11661. МСП СССР была поставлена задача по унификации кораблей пр.11660 и пр.11661 на 85% и начать работы по перекомпоновке проектов под единую конструктивную платформу с разными системами вооружений, отличиями в двигательных установках и обородовании. В 1986 году главный конструктор проекта М.М.Нестеренко просит освободить его от должности по состоянию здоровья и вместо него назначается В.Н.Кашкин.

В начале сентября 1986 г. началась защита проектов 11661. После доработок под комплексы ПКР «Уран», ГАК «Заря» и другое оборудование окончательно сформулирована концепция «Базовая платформа для семейства кораблей». Для испытаний формы корпуса и влияния обтекателя антенны ГАС на мореходность, была создана и испытана модель корабля СМ-22 (испытания проводились В.Н.Алешиным и В.Г.Пасечником). Технический проект пр.11661 утвержден 1987 году. Была поставлена задача, при разработке техпроекта пр.11660 обеспечить унификацию с пр.11661 на 80%. Используя концепцию «Базовая платформа» Зеленодольское ПКБ был начат выпуск рабочей конструкторской документации по пр.11661 и разработку техпроектов пр.11660.

Создание задела под головной СКР пр.11661 на Зеленодольском ССЗ начат в конце 1987 г. В 1988 г. был утвержден техпроект пр.11661, начата разработка рабочей конструкторской документации. Головной СКР пр.11661 (заводской №951) заложен на Зеленодольском ССЗ в мае 1990 г. (20 октября 1988 г., пр.11660 - по др.данным). Следом заложены заводские №№952 и 953 пр.11661.

В июле 1993 г. головной корабль пр.11661 заводской №951 был спущен на воду и началась его достройка. В феврале 1995 г. в Зеленодольск прибыл экипаж для освоения СКР . В течение 1995 г. от кораблей зав.№№952 и 953 отказался инозаказчик (предположительно, Индия) и их строительство прекращено. В конце 1995 г. прекращено строительство корабля зав.№951 с готовностью 93%, экипаж распущен, корабль законсервирован из-за отсутствия финансирования и в связи с неопределенностью заказчика (ВМФ России) между разными типами СКР.

В период между 1995 и 1998 годами Зеленодольским ПКБ было разработано семейство экспортных проектов «Гепард», выполнен технический проект «Гепард-3.9» для инозаказчика.

В 2001 г. руководством ВМФ принято решение о достройке корабля зав.№951 по пр.11661К (первый с таким номером проекта) для Каспийской флотилии под названием «Татарстан». С корабля снято вооружение ПЛО, была проведена корректировка проекта в соответствии с требованиями. В начале апреля 2002 г. в Зеленодольск прибыл экипаж для освоения корабля. В июле 2002 г. проведено кренование корабля - отклонение от расчетного водоизмещения составило 1 тонну. В июля 2002 г. «Татарстан» покинул акваторию Зеленодольского ССЗ и вышел в Махачкалу для прохождения испытаний. В мае 2003 г. СКР были проведены мореходные испытания при волнении 5 баллов. Корабль принят на вооружение ВМФ России в качестве флагмана Каспийской флотилии 31 августа 2003 г.

По неподтвержденным данным последним кораблем проекта 11661К для ВМФ России стал СКР «Дагестан». Строительство других кораблей пр.11661К для ВМФ России видимо не планируется. Вывод сделан в т.ч. на основании того, что производство артиллерийской установку АК-176 для ВМФ России прекращено. Хотя, это может означать оснащение и вооружение кораблей проекта 11661К 100 мм установкой А-190 или А-190М.

Предшественники

Малый противолодочный корабль проекта 1124

Малые противолодочные корабли проекта 1124 (шифр «Альбатрос», кодовое обозначение НАТО — Grisha class corvette) — тип малых противолодочных кораблей, строившихся в 1970-е—1980-е годы для Военно-Морского Флота СССР в составе 2 основных серий (проекты 1124 и 1124М).

Предпосылки к созданию

В начале 1980 гг. возникла необходимость разработки нового сторожевого корабля прибрежной зоны. Это было обусловлено изменением предназначения сторожевого ракетного корабля

СКР Неустрашимый

пр.11540 в окончательном варианте для решения задач не в прибрежной, а в морской зоне и поступлением его на вооружение вместо кораблей пр.1135 «Буревестник». В связи с этим Зеленодольское ПКБ начало работы по проектированию небольшого СКР (пр.11660 «Гепард», главный конструктор Ю.А. Никольский, затем В.Н. Кашкин) как дальнейшее развитие малых противолодочных кораблей пр.1124.

Представители проекта

Первый корабль проекта 11661К, «Татарстан» (заводской № 951) вступил в строй 31 августа 2003 года, став флагманом Каспийской флотилии ВМФ России.

Второй СКР — «Дагестан» (зав. № 952). Его сдача флоту изначально планировалась на первую половину 2012 года, но была перенесена из-за серьёзных повреждений, полученных в январе 2012 года во время швартовных испытаний на Чёрном море у Новороссийска. В июле 2012 года после восстановительно-ремонтных работ «Дагестан» вышел в Каспийское море в рамках второго этапа государственных испытаний для осуществления ракетной стрельбы по береговой цели из ракетного комплекса «Калибр-НК». Стрельбы на дистанцию в 100 морских миль прошли успешно. Сторожевой корабль «Дагестан» участвовал в параде в честь Дня ВМФ в Астрахани. Осенью 2012 был задействован в морской части маневров «Кавказ-2012», в ходе которых выполнил все поставленные задачи.

Строительство третьего корпуса (зав. № 953) весьма проблематично.

Корпус

Схема СКР проекта 11661К

Корпус корабля, состоящий из десяти водонепроницаемых отсеков, выполнен из низколегированной стали, блоки надстройки - из стойкого к морской среде алюминиево-магниевого сплава. При затоплении двух смежных отсеков он не только остается на плаву и имеет ход, но и сохраняет боеспособность

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка двухвальная, типа CODOG. Среднеоборотный дизель типа 61Д мощностью 8000 л.с. через сложный редуктор обеспечивает все крейсерские режимы, а две газовые турбины суммарной мощностью 29000 л.с. (по одной на каждый вал) обеспечивают полный ход корабля до 28 узлов. Электроэнергетическая установка включает три дизель-генератора по 600 кВт каждый.

Экипаж и обитаемость

121 (15 офицеров)

Вооружение

Корабли проекта 11661 имеют мощное ракетное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение. Основное оружие корабля «Татарстан» — ударный комплекс «Уран» с противокорабельными крылатыми ракетами Х-35, имеющий дальность стрельбы до 130 км. Второй корабль этого проекта «Дагестан» является первым кораблём ВМФ России вооружённым универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», в составе которого может применяться несколько типов высокоточных крылатых ракет как по надводным, так и по береговым целям на удалении до 300 км. Артиллерийское вооружение включает 76,2-мм артиллерийский комплекс АК-176М и 30-мм автоматизированную спаренную артиллерийскую установку АК-630М, которое обеспечивает борьбу с морскими, наземными и низколетящими воздушными целями.

Тактическое ракетное вооружение

ракета Х-35 универсальная ракета комплекса «Калибр-НК»

СКР «Татарстан» ударным ракетным комплексом «Уран» с противокорабельными крылатыми ракетами Х-35;

СКР «Дагестан» универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК».

Главный калибр

АК-176М АК-630М

1 × 76 мм АУ АК-176М боезапас 800 выстрелов;

2х 1- 30-мм (АК-630М) боезапас 12 000 выстрелов.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

1 × ЗРК «Оса-МА-2» (20 ракет 9М33)

1 × ЗРАК «Палаш» (установлен на РК «Дагестан» вместо ЗРК «Оса-МА-2»)

2 × ПЗРК «Игла-М»

Минно-торпедное вооружение

количество мин заграждения 20

Радиолокационное и навигационное вооружение

РЛС МР-352 «Позитив»

РЛК 34К1 «Монолит» (ПКР)

МПЗ-301 «База» (ЗРК)

МР-123 «Вымпел» (АУ)

РЛС МР-212 «Вайгач»

Радиоэлектронное вооружение

система РЭБ ТК-25(Э)

2 × ПУ пассивных помех ПК-16

БИУС «Сигма» (на РК «Дагестан»)

История службы

С 2003 года несут службу в Каспийской флотилии

Литература и источники информации

http://bastion-karpenko.narod.ru/11661.html

http://militaryrussia.ru/blog/topic-438.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%EE%F0%EE%E6%E5%E2%FB%E5_%EA%EE%F0%E0%E1%EB%E8_%EF%F0%EE%E5%EA%F2%E0_11661

http://www.webcitation.org/65l94Hhnb

http://www.russian-ships.info/boevye/11661.htm

http://armyman.info/flot/storozhevye-korabli/20175-storozhevye-korabli-proekta-11661.html

Галерея изображений

  • Татарстан пуск ПКР Х-35

  • Дагестан пуск ПКР комплекса Уран-Н

wiki.wargaming.net

Ракетный сторожевой корабль Дагестан (проект 11661). Ттх, фото

Ракетный сторожевой корабль, получивший название «Дагестан» (по классификации НАТО — тип корветов «Gepard») был заложен на стапелях судостроительного завода имени А. М. Горького (город Зеленодольск). Судно стало дальнейшим развитием модельной линии российских боевых кораблей проекта 11661К, первенцем которой был аналогичный по классу сторожевой корабль «Татарстан» — флагман Каспийской флотилии. Сегодня оба судна введены в действие и успешно несут службу. Кроме этих российских боевых судов проекта 11661К на заводе в 2007…2010 годах были построены и переданы заказчику (Социалистическая Республика Вьетнам) два ракетных корвета «Динь Тьен Хоанг» и «Ли Тхай То».

«Дагестан» спущен на воду в апреле 2011 году. Изначально сдать проект предполагалось осенью того же года, однако приемо-сдаточные испытания пришлось перенести на 2012 год. Неприятная ситуация приключилась с «Дагестаном» во время швартовочных испытаний у Новороссийска. Из-за внезапно возникшего шторма корабль был серьезно поврежден. Однако проведенные в очень сжатые сроки ремонтно-восстановительные работы вернули его к жизни.

Характеристики

Благодаря проведенной переработке проекта ракетный корабль «Дагестан» имеет некоторые отличия от своего предшественника — «Татарстана». Согласно тактико-техническим характеристикам (ТТХ) судно имеет водоизмещение 1805 тонн, его длина составляет 102, а ширина (на уровне палубы) – 13,2 метра.

Привод двух гребных винтов производится от газотурбинной установки «CODOG» мощностью 29 тысяч лошадиных сил, что позволяет кораблю развить скорость до 28 узлов. В крейсерских режимах движение обеспечивается среднеоборотным дизельным двигателем, мощность которого составляет 8 тысяч лошадиных сил. В экономичном режиме, при скорости 14 миль в час, дальность плавания сторожевого корабля «Дагестан» достигает 3,8 тысяч миль. Офицерский экипаж корвета – 15 человек при общей численности экипажа 120 человек.

Обводы корпусной архитектуры судна соответствуют современным требованиям малозаметности. При строительстве «Дагестана» палубные надстройки и дымовая труба строились с использованием «стэлс»-технологий.

Оснащение

Комплекс вооружений корабля «Дагестан» существенно отличается от флагмана каспийской флотилии – «Татарстана». В носовой части нового сторожевика побортно установлены восемь пусковых установок, обеспечивающих запуск крылатых ракет оружейного комплекса «Калибр-НК». Дальность нанесения ракетного удара по наземным и морским целям (в зависимости от типа ракеты) может достигать 300 километров. Именно этими ракетами в октябре этого года был успешно нанесен удар из зоны Каспийского моря по позициям террористов Исламского государства в Сирийской Республике.

Артиллерийские системы сторожевого корабля «Дагестан» включают носовую установку калибром 76 миллиметра и две автоматические, скорострельные пушки калибром 30 миллиметров.

Зенитное вооружение корабля «Дагестан» представлено новейшим зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Палаш», состоящим из двух многоствольных пушек, калибром 30 миллиметров и зенитных ракет малой дальности.

К дополнительному вооружению для отражения атак пиратов и террористов относятся два пулемета калибром 14,5 миллиметров.

Радиотехническое вооружение «Дагестана» состоит из специализированного радиолокационного комплекса «Минерал-М» и модифицированной радиолокационной станции общего обнаружения «Позитив». Для отслеживания подводных целей корабль оснащен гидроакустическим комплексом «МГК-335» и боевой информационно-управляющей системой «Сигма».

www.techcult.ru

Ракетные корабли проекта 11661 — Википедия

Сторожевой корабль проекта 11661 (шифр «Гепард», по кодификации НАТО – Gepard) — тип по классификации НАТО — корветов) российского и вьетнамского флотов. Корабли серии строятся на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького с 1990 года. Головной корабль — «Татарстан». До 2003 года корабли проекта классифицировались как сторожевые корабли (СК)[1]. На 2014 год построено два корабля для ВМФ России и продолжается строительство кораблей для ВМС Вьетнама.

Корабли предназначены для выполнения комплекса задач: поиска и борьбы с подводными, надводными и воздушными целями, несения дозорной службы, проведения конвойных операций, а также охраны морской экономической зоны. Оснащён артиллерийским, противокорабельным, зенитным и противолодочным вооружением.

История разработки[править]

В начале 1980-х годов появилась необходимость разработки нового сторожевого корабля прибрежной зоны. Он должен был стать заменой кораблям проекта 1124. Это было обусловлено изменением предназначения сторожевых кораблей проекта 11540, которые в окончательном варианте должны были встать на замену более крупных сторожевых кораблей проекта 1135. За разработку корабля взялось Зеленодольское ПКБ во главе с главным конструктором Ю. А. Никольским, а затем В. Н. Кашкиным.

Из-за требования ВМФ по размещению мощной гидроакустической станции, увеличилось водоизмещение корабля до 2000 тонн, что стало близким к кораблям конкурирующего проекта 12441. Те отличались более мощными противокорабельными ракетами и наличием вертолётной площадки.

История строительства[править]

В конце 1990 года был заложен головной корабль проекта 11660, получивший название «Буревестник», но через некоторое время его постройка была остановлена[1]. В 1995 году его строительство было прекращено и корабль был законсервирован. Позднее корабль был разобран.

Второй корабль был заложен в 1993 году по экспортному проекту 11661 для ВМС Индии, но в 1995 году, когда он был практически готов, прекратилось финансирование. Позже его достроили по скорректированному для ВМФ России проекту 11661К и спустили на воду под названием «Татарстан». Корабль вступил в строй 31 августа 2003 года и стал флагманом Каспийской флотилии.

Третий СКР был заложен так же по проекту 11661К в 1991 году и получил наименование «Дагестан». Его сдача флоту изначально планировалась на первую половину 2012 года, но была перенесена из-за повреждений, полученных в январе 2012 года во время швартовных испытаний на Чёрном море у Новороссийска. В июле 2012 года после восстановительно-ремонтных работ «Дагестан» вышел в Каспийское море в рамках второго этапа государственных испытаний для осуществления ракетной стрельбы по береговой цели из ракетного комплекса «Калибр-НК»[3]. Стрельбы на дистанцию в 100 морских миль прошли успешно и 28 ноября 2012 года «Дагестан» вошёл в состав ВМФ России.

Экспортное вооружение[править]

По заказу Вьетнама было построено два корабля. Они были заложены по экспортному проекту 11661Э («Гепард 3.9») в 2007 году, спущены на воду 12 декабря 2009 года и 16 марта 2010 года соответственно. Первый из них отправлен заказчику осенью 2010 года и 5 марта 2011 года на нем был поднят военно-морской флаг Вьетнама, корабль получил наименование «Динь Тьен Хоанг» (вьетн. «Đinh Tiên Hoàng»)[4]. Второй корабль под названием «Ли Тхай То» (вьетн. «Lý Thái Tổ») поступил на вооружение ВМС Вьетнама в 2011-м[5].

В декабре 2011 года Вьетнам заказал дополнительную партию из двух единиц в противолодочной версии[6]. В первых числах июля 2013 года стало известно, что начало строительства второй пары вьетнамских «Гепардов», ранее запланированное вначале на июнь 2013 года[7], потом на июль 2013 года[8], отложено на сентябрь 2013 года[9]. Закладка второй пары корветов «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама состоялась 24 сентября 2013 года[10][11][12].

История службы[править]

В 2012 году РК «Дагестан» Каспийской флотилии ВМФ России участвовал в параде в честь Дня ВМФ в Астрахани. Осенью 2012 года предполагалось задействовать его в морской части манёвров «Кавказ-2012».

Боевое применение[править]

В ходе военной операции России в Сирии в ночь на 7 октября 2015 года РК «Дагестан», выполнявший флагманские функции, из акватории Каспийского моря произвёл пуски ракет «Калибр НК». Целями этих ракет стали заводы по производству снарядов и взрывчатых устройств, командные пункты, склады боеприпасов, вооружения и горюче-смазочных материалов, а также лагеря подготовки боевиков Исламского государства. Боевые пуски произвели также ракетные корабли «Великий Устюг», «Град Свияжск» и «Углич» проекта 21631[13][14].

Корпус и надстройка[править]

Корабль имеет традиционную гладкопалубную архитектуру с 10 водонепроницаемыми отсеками. Надстройка корабля изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов для обеспечения малой заметности (так называемой стелс-технологии).

Вооружение[править]

Корабли имеют мощное ракетное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение. Основное оружие кораблей проекта 11661Э и РК «Татарстан» — противокорабельный ракетный комплекс «Уран» («Уран-Э») с крылатыми ракетами Х-35(Э), имеющий дальность стрельбы до 130 км (до 260 км для «Уран-У» с ракетами Х-35У). Корабль проекта 11661К, «Дагестан», является первым кораблём ВМФ России, вооружённым универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», в составе которого может применяться несколько типов высокоточных крылатых ракет, способных наносить удары по надводным, подводным и береговым целям на удалении до 300 км[3].

Артиллерийское вооружение включает носовую 76,2-мм артиллерийскую установку АК-176М (боезапас — 152 выстрела) и две 30-мм автоматизированные артиллерийские установки АК-630М с боезапасом 2000+1000 выстрелов каждая, что обеспечивает борьбу с морскими, наземными и воздушными целями. На РК «Дагестан» также установлены две 14,5-мм морские тумбовые пулемётные установки (МТПУ).

Для противовоздушной обороны на кораблях проектов 11660 и 11661, а также на РК «Татарстан» используется зенитный ракетный комплекс «Оса-МА-2» с боезапасом 20 ракет. На РК «Дагестан» вместо ЗРК Оса-МА-2 и двух АК-630 установлен ЗРАК «Палаш»), а на кораблях пр. 11661Э на полубаке устанавливается его экспортная модификация — «Пальма», при этом обе АК-630 устанавливаются в кормовой части надстройки побортно.

В качестве противолодочного вооружения на кораблях пр. 11660 и 11661 были предусмотрены два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата. На кораблях проекта 11661Э в качестве противолодочного и противоторпедного вооружения используется одна реактивная бомбомётная установка РБУ-6000. Возможно оснащение кораблей другими вариантами вооружения, в том числе и противолодочным вертолётом корабельного базирования Ка-27.

Радиотехническое вооружение[править]

В разное время корабли оснащались различными радиолокационными и радиоэлектронными средствами. Так, на корабли устанавливался радиолокационный комплекс 34К1 «Монолит», радиолокационная станция общего обнаружения МР-352 «Позитив», навигационная РЛС МР-212 «Вайгач», система управления огнём артиллерии МР-123 «Вымпел» и ГАС «Зарница». На РК «Татарстан» установлена противодиверсионная ОГАС МГ-757 «Анапа-М»[1]. Для управления стрельбой РБУ на кораблях пр. 11660 и 11661 применялась ПУСБ «Буря», на кораблях пр. 11661Э применяется ПУС «Пурга-МЭ». Комплекс РЭБ состоял из двух пусковых установок КЛ-101 системы РЭП ПК-16 либо из четырёх ПУ КТ-216 комплекса ПК-10 «Смелый».

На РК «Дагестан» РЛК «Монолит» был заменён на «Минерал-М», а РЛС общего обнаружения на «Позитив-М1». Также установлен гидроакустический комплекс (ГАК) типа МГК-335, система РЭБ ТК-25 и БИУС «Сигма». Корабли пр. 11661Э оснащены аналогичным установленному на РК «Дагестан» оборудованием в экспортном исполнении с некоторыми отличиями по его составу.

Энергетическая установка[править]

Главная энергетическая установка двухвальная, типа CODOG. Среднеоборотный дизель типа 61Д мощностью 8000 л.с. через сложный редуктор обеспечивает все крейсерские режимы, а две газовые турбины суммарной мощностью 29000 л.с. (по одной на каждый вал) обеспечивают полный ход корабля до 28 узлов. Электроэнергетическая установка включает три дизель-генератора по 600 кВт каждый.

  • Проект 11660 — первоначальный вариант СКР прибрежной зоны. Заложен головной корабль, позже разобран[1].
  • Проект 11661 — развитие пр. 11660 с изменённым составом вооружения и радиотехнического оборудования. Постройка единственного корабля остановлена.
  • Проект 11661К — скорректированный проект для ВМФ России на базе пр. 11661. Построено два корабля. Отличаются (в том числе между собой) конструкцией, составом вооружения и радиотехнического оборудования. Переклассифицированы в ракетные корабли[1].
  • Проект 11661Э — экспортный проект сторожевого корабля на базе позднего пр. 11661К. Отличаются конструкцией, составом вооружения и радиотехническим оборудованием в экспортном исполнении, имеют возможность размещения палубного вертолёта типа Ка-27[1].
  • Проект 116612 -[1]
  • Проект 116613 — планировавшаяся модификация[1].

Представители проекта[править]

Всего на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького было заложено восемь кораблей. Первый и единственный по проекту 11660 — его постройка была остановлена, а после распада СССР корабль был разобран.

Два — по скорректированному для ВМС России проекту 11661К: «Татарстан» и «Дагестан» входят в состав Каспийской флотилии ВМФ России.

Строительство корабля (зав. № 953), заложенного по проекту 11661, весьма проблематично.[источник не указан 976 дней]

Две единицы построены по экспортному проекту 11661Э («Гепард 3.9») для ВМС Вьетнама. В декабре 2011 года Вьетнам заказал дополнительную партию из двух единиц в противолодочной версии, закладка которых состоялась 24 сентября 2013 года[10][11][12].

Цвета таблицы:

  • Белый — не достроен или утилизирован не спущенным на воду
  • Зелёный  — действующий в составе ВМФ
  • Жёлтый  — действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно
  • Красный  — списан, утилизирован или потерян
  1. ↑ 1,001,011,021,031,041,051,061,071,081,091,101,111,121,131,141,15 Сторожевые корабли проекта 11660
  2. ↑ «Татарстан», сторожевой корабль (фрегат) проекта 11661 типа «Гепард». arms-expo.ru. Архивировано из первоисточника 27 февраля 2012.
  3. ↑ 3,03,1 Пресс-служба Южного военного округа. Ракетный корабль «Дагестан» вышел в Каспийское море для выполнения ракетных стрельб (рус.). Министерство обороны РФ (23 июля 2012). Проверено 24 июля 2012. Архивировано из первоисточника 6 августа 2012.
  4. ↑ Под флагом Вьетнама
  5. ↑ Российские корабли-невидимки покупает Вьетнам. «Независимое военное обозрение» (29.10.2008). Архивировано из первоисточника 27 февраля 2012.
  6. ↑ Вьетнам купил вторую партию российских фрегатов «Гепард»
  7. ↑ Зеленодольский завод построит два корвета «Гепард» для Вьетнама. 27.3.2013
  8. ↑ НА СТАПЕЛЕ — ШЕСТОЙ «ГРАЧОНОК». 7.5.2013
  9. ↑ 9,09,19,2 Зеленодольский завод в сентябре приступит к строительству второй пары «Гепардов» для Вьетнама. 5.7.2013
  10. ↑ 10,010,1 Пресс-релиз по случаю закладки двух фрегатов «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама. 19.9.2013
  11. ↑ 11,011,1 Торжественная церемония закладки двух фрегатов «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама. 24.9.2013
  12. ↑ 12,012,1 Два «Гепарда» для ВМС Вьетнама соберут судостроители Татарстана. 24.9.2013
  13. ↑ Минобороны опубликовало видео массированного удара по Сирии с моря
  14. ↑ Флагманом удара по ИГ был «Дагестан»
  15. ↑ Отечественная военная техника (после 1945 г.) | Статьи | пр.11661 Гепард — GEPARD
  16. ↑ 16,016,116,216,3 Россия передаст Вьетнаму сторожевые корабли «Гепард» в 2017 и 2018 годах

wp.wiki-wiki.ru

Проект 11661 Гепард — сторожевые корабли «Татарстан» и «Дагестан»

Сторожевые корабли проекта 11661 предназначаются для исполнения комплексных задач по поиску и ликвидации подводных, надводных и воздушных целей, по несению боевой службы, по конвоированию, а также по охране морских экономических зон. Они оснащены артиллерийскими, противокорабельными, зенитными и противолодочными вооружениями.

Немного из истории создания кораблей проекта 11661

Сторожевые корабли (корветы) и ракетные корабли начали разрабатываться в начале восьмидесятых годов. Разработку проводило Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро. Разработку противолодочных кораблей для прибрежных зон вели в качестве развития другого проекта 1124М — малого противолодочного корабля, с «Ливнем» — противолодочным ракетным крейсером. Тогда разработали две версии тактико-технических заданий, и уже через год предложили обе версии эскизных проектов — противолодочного корабля с ПЛРК в соответствии с проектом 1124М и противолодочного корабля, имеющего водоизмещение до двух тысяч тонн с более значительной результативностью.

В том же году, вслед за изменениями претензий со стороны Военно-Морского Флота к проекту, второму проекту присвоили номер 11660 (а экспортном варианте — 11660Э) и переклассифицировали в сторожевой корабль. Аналитика исследований в проектах показывала, что сдавать «сторожевика» в экспортном варианте можно было уже в 1990 году, тогда как сдавать советскую версию можно было бы не ранее чем через два года.

Еще в середине восьмидесятых было выдвинуто требование по оснащению сторожевых кораблей (СКР) комплексами противокорабельных ракет «Уран», разрабатывать которые планировали начинать в 1987 году. Согласно декабрьскому Постановлению Совета Министров Союза ССР в 1984 году решили разрабатывать сторожевые корабли по проекту 11661. Эскизные проекты 11661 с двигательными установками CODOG закончили уже через год.

К началу 1986 года завершили техническую проектировку сторожевых кораблей по проекту 11661. Позднее было принято решение по унифицированию кораблей проектов 11660 и 11661 на восемьдесят пять процентов, приступить к работам и перекомпоновать их в единой конструктивной платформе с различными вооружениями, различиями в двигателях и оборудовании.

В сентябре 1986 года приступили к защите проекта 11661. Следом за доработками под «Ураны» и «Зарю» и прочее оснащение в окончательном варианте сформулировали концепцию «Базовой платформы корабельным семействам». К испытаниям форм корпусов и воздействия обтекателей антенн по выяснению мореходности создали и испытали корабельную модель. Техпроект проекта 11661 утвердили спустя год.

Затем поставили задачу унифицировать проекты 11660 и 11661. При использовании концепции «Базовой платформы» Зеленодольское Проектное Конструкторское Бюро начало выпускать рабочую конструкторскую документацию по проекту 11661, а также разрабатывать техпроекты проекта 11660.

После всех согласований и утверждений произошла закладка кораблей. И уже в 1993 году головному кораблю проекта 11661 было суждено спуститься на воду с началом его достройки. В начале 1995 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для освоения сторожевого корабля. В том же году от иностранного заказчика (по некоторым данным индийского) пришел отказ от нескольких кораблей, и все работы по их строительству были прекращены.

Кроме того, в том же году была прекращена постройка корабля с девяносто тремя процентами готовности. Личный состав экипажа распустили, корабль законсервировали из-за недофинансирования, а также из-за того, что и сам заказчик (российские ВМС) полностью не определился по различным типам сторожевых кораблей.

Однако в периоды 1995-1998 годов Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро разработало экспортные проекты «Гепард» и «Гепард-3.9» для иностранного заказчика.

В 2001 году руководство ВМС приняло решение достраивать один из кораблей по проекту 11661К, который должен был поступить в Каспийскую флотилию с наименованием «Татарстан». Корабль лишился вооружения противолодочной обороны. На нем провели корректировку проекта для соответствия всем требованиям. В апреле 2002 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для овладения новым кораблем.

Тогда же с кораблем провели кренование и выяснили, что водоизмещение отклонилось от расчетов до одной тонны. В июле 2002 года «Татарстану» удалось успешно покинуть Зеленодольский Судостроительный завод, чтобы отправиться в район Махачкалы для проведения испытательных мероприятий. Мореходное испытание прошло с пятибалльным волнением. В результате корабль приняли на вооружение российских ВМС, а Каспийская флотилия в августе 2003 года обзавелась своим флагманом.

Правопредшественники «Гепардов»

Предшественниками «Гепардов» были «Альбатросы», которые оказались малыми противолодочными кораблями по проекту 1124 с кодовым натовским обозначением — «Grisha class corvette». Они строились в 1970-1980 годах для советских Военно-Морских Сил, в составе которых две основные серии проектов 1124 и 1124М.

Образчики проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан»

Первенцем в проекте 11661К был корабль, уже известный как «Татарстан», вступивший в строй в августе 2003 года. Он был направлен впоследствии в Каспийскую флотилию в качестве ее флагмана.

Вторым сторожевым кораблем довелось стать «Дагестану». Его сдачу для флота первоначально планировали к первой половине 2012 года. Однако ее перенесли из-за серьезности повреждений, полученных еще в январе того же года при черноморских швартовных испытаниях в районе города Новороссийск. После восстановительных и ремонтных мероприятий «Дагестану» удалось выйти к Каспийскому морю для участия во втором этапе в государственных испытаниях по осуществлению ракетных стрельб по береговым целям «Калибром-НК».

Участие в стрельбах на дистанции в сто морских миль были проведены благополучно. Сторожевому кораблю «Дагестану» пришлось еще поучаствовать в параде на День российского Военно-Морского Флота в городе Астрахань. Осенью того же года его задействовали в маневрах «Кавказ-2012», в морской их части.

Однако уже спустя три года о «Дагестане» узнал весь мир. Так, в октябре 2018 года ночью, корабельной ударной группой в Каспийском море было произведено нанесение массированного удара с помощью крылатых ракет. Удар нанесен «Калибром НК» комплексом морского базирования по инфраструктуре ИГИЛ в Сирии. В составе из шести кораблей был и «Дагестан».

Корпусы

Корпусы кораблей – это водонепроницаемые отсеки в количестве десяти единиц. Материалом для их исполнения послужила низколегированная сталь, а для блоков надстройки — стойкий к морским средам алюминиево-магниевый сплав. В случае затопления двух сопредельных отсеков корабль останется на плаву, имея ход с сохранением боеспособности.

Энергоустановка и ходовые свойства

Главной энергетической установкой является двухвальный CODOG. Со среднеоборотным дизелем  61Д при мощности 8000 лошадиных сил при помощи сложного редуктора обеспечивается всеми крейсерскими режимами, а с помощью двух газовых турбин при суммарной мощности 29000 лошадиных сил обеспечивается полноходность кораблю до 28 узлов. Электроустановка — это дизель-генераторы в количестве трех единиц по 600 кВт от каждого.

Экипаж корабля

Экипаж сторожевого корабля составляет 121 военнослужащих, из  которых 15 – это офицерский состав.

Вооружение кораблей «Татарстан» и «Дагестан»

У кораблей по проекту 11661 имеются мощные ракетные, зенитно-ракетные и артиллерийские вооружения. Основным оружием «Татарстана» является «Уран». Это ударный комплекс, имеющий противокорабельные крылатые ракеты Х-35, с дальностью стрельбы до ста тридцати километров.

У «Дагестана» на вооружении универсальный ракетный комплекс — «Калибр-НК», в котором могут использоваться высокоточные крылатые ракеты нескольких типов. Они поражают надводные и береговые цели с дальностью до трехсот километров. Из артиллерийского вооружения — 76,2-мм арткомплекс АК-176М и 30-мм автоматизированная спаренная артиллерийская установка АК-630М, которые обеспечивают поражение морских, наземных и низколетящих воздушных целей.

Фрегаты «Гепард-3.9» – корабли новой генерации

Фрегаты типа «Гепард-3.9» являются кораблями новой генерации. Они разрабатывались Зеленодольским Проектным Конструкторским Бюро с уже имеющейся универсальной базовой платформой. Прототипом для «Гепардов -3.9» был ракетный корабль с наименованием«Татарстан» из проекта 11611, а «Дагестан»  — второй такой построенный отечественный ракетный корабль, откорректированная по настоянию заказчика версия в проекте 11611К.

Строительство фрегатов для вьетнамского заказчика все также ведется по установленным требованиям Военно-Морских Сил этого государства. С полным водоизмещением до 2100 тонн, они имеют длину – 102 метра, ширину – немногим более 13 метров, а осадку – чуть более 5 метров. Корабли имеют комбинированную дизель-газотурбинную энергетическую установку (в соответствии со схемой CODOG).

С этой энергоустановкой корабли развивают скорость на полном ходу до 28 узлов, а экономическая десятиузловая скорость позволяет ходить фрегатам на дальности до 5000 морских миль. Автономное плавание составляет двадцать суток. Удачно размещенные жилые и служебные помещения, наличие системы, которая кондиционирует воздух и поддерживает необходимые условия микроклимата, будут способствовать хорошим условиям обитаемости, что просто жизненно важно в тропических климатических условиях.

«Гепарды-3.9» являются многоцелевыми кораблями, предназначенными для патрулирования в территориальных водах и исключительных экономических зонах, нанесения ударов по надводным целям неприятеля, огневой поддержки десантирующихся подразделений, для обеспечения противовоздушной и противолодочной обороны в мероприятиях по конвоированию.

Вследствие этого их вооружения многообразны и хорошо сбалансированы. Они включают противокорабельные ракетные комплексы «Ураны-Э», универсальные 76,2-мм артиллерийские установки АК-176М, а также малокалиберную зенитную систему. Контроль над управлением всем этим вооружением осуществляет отвечающая всем самым высоким стандартам нашего времени боевая информационно-управляющая система «Сигма-Э». Корма корабля имеет взлетно-посадочную вертолетную площадку. Кроме того, вертолет обладает и специальным убежищем — ангаром, который защитит его от морских ветров и волнений.

Уже скоро «Гепарды» совершат переход на Балтийское море, где они подвергнутся испытаниям. Претворение в жизнь контрактной части по строительству сторожевых кораблей для вьетнамского заказчика может изменить соотнесение выпускаемых кораблей продукции предприятием. Так, приблизительно сорок процентов пойдет на военную и шестьдесят процентов на гражданскую продукцию (раньше 30% шло на военную продукцию и 70% – на гражданскую).

При наличии базовой платформы «Гепардов» можно не ограничиваться строительством только лишь многоцелевых кораблей, номожно  также строить и корабли с усиленными ударными, противолодочными и зенитно-ракетными вооружениями, с самыми разнообразными энергетическими установками и электронным снаряжением. С помощью той же платформы ЗПКБ разработана модификация кораблей для патрулирования в открытом море, которые имеют  большую автономность плавания. Стоит особенно подметить, что семейство «Гепардов» сравнительно недорогое по отношению к аналогичным кораблям зарубежных построек.

Гепарды-5.3 — фрегаты на базе сторожевых кораблей проекта 11661

Предназначение

«Гепарды-5.3» — это фрегаты, предназначенные для:

  • Поражения воздушного, надводного и подводного противника;
  • Исполнения задач при конвоировании;
  • Ведения служебно-боевой деятельности в дозоре;
  • Огневой поддержки десантирующихся подразделений;
  • Установки минных заграждений;
  • Задач по охране и патрулированию морских государственных границ и экономических зон;
  • Поддержания морских операций;
  • Демонстрирования флага в зонах, которые представляют государственные интересы.

Фрегаты способны заниматься широким спектром задач, как в самостоятельном режиме, так и в составах тактических групп.

Вооружение «Гепардов»

Ударное ракетное вооружение

В целях ликвидации надводных объектов корабли имеют в своем распоряжении противокорабельный ракетный комплекс «Уран-Э» и четыре палубные наклонные пусковые установки из четырех ракет в каждой, а также корабельную систему по управлению стрельбами.

Артиллерийское вооружение

Дополняя артиллерийское оружие фрегата проекта «Гепард 5.1», «Гепарды 5.3» имеют два ракетно-артиллерийских комплекса «Пальма» и зенитные управляемые ракеты «Сосна-Р».

Противолодочное и минное вооружение

Противолодочное и минное вооружение «Гепардов» выражено:

  • Двумя двухтрубными поворотными торпедными аппаратами ДТА-53 калибра 533 мм;
  • Реактивным противолодочным комплексом РПК-8Э;
  • Комплексом приборов по управлению «Пургой» — противолодочным вооружением.

В периоды мирного времени корабли укомплектовываются поисково-спасательными вариантами вертолетов Ка-28, либо Ка-31, а в периоды военного времени противолодочными вариантами.

Энергоустановка

Главной энергетической установкой является дизельный двухвальный агрегат, имеющий гребные винты регулируемых шагов, исполненный по схемам CODAD. Главная энергоустановка включает четыре дизеля с мощностью 4700 лошадиных сил, но может иметь два дизеля мощностью 6494 лошадиных сил и двумя дизелями мощностью 2425 3298 лошадиных сил, два редуктора и локальную систему защиты и управления.

militaryarms.ru

Сторожевые корабли проекта 11661 - это... Что такое Сторожевые корабли проекта 11661?

Проект 1166.1 Основная информация Параметры Технические данные Вооружение
Класс корабля Сторожевой корабль
Государство флага Россия
Принадлежность к ВМС ВМФ России
Верфь Зеленодольский судостроительный завод им. Горького
В составе флота с августа 2003
Современный статус в строю
Тоннаж (стандартный) 1500 тонн
Тоннаж (нормальный) 1930 тонн
Длина наибольшая 102,1 м
Ширина наибольшая 13,1 м
Высота 5,3 м
Осадка (с ГАС) 3,6 м
Осадка (без ГАС) 3,6 м
Бронирование нет
Силовая установка двухвальная, 1 дизель крейсерского хода 61Д (8000 л.с.), 2 газовые турбины полного хода (29000 л.с.), общая мощность электрогенераторов 1800 кВт
Скорость максимальная 28 узлов[1]
Скорость крейсерская 21 узел
Скорость экономическая 14 узлов
Дальность плавания 950 миль (27 узлов), 3500 миль (14 узлов), 4000 миль (10 узлов)
Автономность плавания 15-20 суток
Экипаж 93 человека
Радиолокационное вооружение МР-352 «Позитив»РЛС управления огнем «Монолит» (ПКР)МПЗ-301 «База» (ЗРК)МР-123 «Вымпел» (АУ)система РЭБ
Радиоэлектронное вооружение 2 ПУ ПК-16 пассивных помех
Артиллерийское вооружение 1×76-мм АУ АК-1762×6 30-мм АУ АК-630М2×2 14,5 мм КПВТ
Противокорабельное вооружение 2×4 ПУ ПКР Х-35 «Уран»/Калибр-НК
Противолодочное вооружение 2×2 533-мм ТА1×12 РБУ-6000
Тактическое ударное вооружение нет
Зенитное вооружение 1 ЗРК «Оса-МА» — 20 ракет 9М332 ПЗРК «Игла-М»
Авиационная группа 1 противолодочный вертолет Ка-27

Сторожевые корабли проекта 11661 — (шифр «Гепард», головной корабль — «Татарстан», код NATO — Gepard) — тип сторожевых кораблей (по классификации NATO — корветов) российского и вьетнамского флота. Корабли серии строятся на верфи ОАО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького». На 2010 год ведётся активное строительство кораблей серии для ВМФ России и ВМС Вьетнама.

Корабль предназначен для выполнения комплекса задач: поиска и борьбы с подводными, надводными и воздушными целями, несения дозорной службы, проведения конвойных операций, а также охраны морской экономической зоны. Оснащён артиллерийским, противокорабельным, зенитным и противолодочным вооружением.

История разработки

В начале 1980-х годов появилась необходимость разработки нового сторожевого корабля прибрежной зоны. Он должен был стать заменой кораблям проекта 1124. Это было обусловлено изменением предназначения сторожевых кораблей проекта 11540, которые в окончательном варианте должны были встать на замену более крупных сторожевых кораблей проекта 1135. За разработку корабля взялось Зеленодольское ПКБ во главе с главным конструктором Ю. А. Никольским, а затем В. Н. Кашкиным.

Из-за требования ВМФ по размещению мощной гидроакустической станции, увеличило водоизмещение корабля до 2000 тонн, что стало близким к кораблям конкурирующего проекта 12441. Те отличались более мощными противокорабельными ракетами и вертолётной площадкой. В конце 1988 года был заложен головной корабль проекта 11660, но через некоторое время его постройка была остановлена. После развала СССР корабль был разобран. Второй корабль был заложен в 1993 году по экспортному проекту 11661 для ВМС Индии, но в 1995 году, когда он был практически готов, прекратилось финансирование. Позже его достроили и спустили под названием «Татарстан», он вступил в строй 31 августа 2003 года и стал флагманским кораблем Каспийской флотилии.

Конструкция

Сторожевой корабль «Дагестан» на параде в Астрахани, 2012 г.

Корабль имеет традиционную гладкопалубную архитектуру с 10 водонепроницаемыми отсеками. Надстройка корабля изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов для обеспечения малой заметности (т. н. стелс-технологии). Главная энергетическая установка двухвальная, типа CODOG. Среднеоборотный дизель типа 61Д мощностью 8000 л.с. через сложный редуктор обеспечивает все крейсерские режимы, а газовые турбины (по одной на каждый вал) обеспечивают полный ход корабля до 28 узлов. Электроэнергетическая установка включает три дизель-генератора по 600 кВт каждый.

Вооружение

Корабль имеет мощное ракетное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение. Основное оружие корабля — ударный комплекс «Уран» с противокорабельными крылатыми ракетами (ПКР) типа Х-35, имеющий дальность стрельбы до 130 км. Второй корабль этого проекта «Дагестан» является первым кораблём в ВМФ России вооружённым универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», в составе которого может применяться несколько типов высокоточных крылатых ракет как по надводным, так и по береговым целям на удалении до 300 км[2].

Артиллерийское вооружение включает 76,2-мм артиллерийский комплекс АК-176М (152 выстрела) и 30-мм автоматизированную спаренную артиллерийскую установку АК-630М (2000 выстрелов), которое обеспечивает борьбу с морскими, наземными и низколетящими воздушными целями.

Для противовоздушной обороны используются ракетные установки «Оса-МА» с боезапасом 20 ракет. В качестве противолодочного вооружения на корабле установлены два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата, противоторпедного — одна реактивная бомбомётная установка РБУ-6000, ГАС типа МГК-335. Возможно оснащения корабля другими вариантами вооружения, в том числе и противолодочным вертолётом корабельного базирования типа Ка-27.

Представители проекта

Первый корабль проекта 11661, «Татарстан» (зав. № 951) вступил в строй 31 августа 2003 года, став флагманом Каспийской флотилии ВМФ России.

Второй СКР — «Дагестан» (зав. № 952) — достраивался по вновь откорректированному проекту 11661К. Его сдача флоту изначально планировалась на первую половину 2012 года, но была перенесена из-за серьёзных повреждений, полученных в январе 2012 года во время швартовных испытаний на Чёрном море у Новороссийска. В июле 2012 года после восстановительно-ремонтных работ «Дагестан» вышел в Каспийское море в рамках второго этапа государственных испытаний для осуществления ракетной стрельбы по береговой цели из ракетного комплекса «Калибр-НК»[2].Стрельбы на дистанцию в 100 морских миль прошли успешно. Сторожевой корабль «Дагестан» участвовал в параде в честь Дня ВМФ в Астрахани. Осенью предполагается задействовать его в морской части маневров «Кавказ-2012».

Строительство третьего корпуса (зав. № 953) весьма проблематично.

Приоритет получила постройка двух единиц (зав. № 954, 955) в экспортном варианте («Гепард 3.9») для ВМС Вьетнама. Они были заложены в 2007 году, спущены на воду 12 декабря 2009 и 16 марта 2010 года. Первый из них отправлен заказчику осенью 2010 года и 5 марта 2011 года на нем был поднят военно-морской флаг Вьетнама, корабль получил наименование Đinh Tiên Hoàng (Динь Тьен Хоанг)[3]. Второй корабль, поступит на вооружение Вьетнама в 2011-м.[4]

В декабре 2011 года Вьетнам заказал дополнительную партию из 2 единиц в противолодочной версии, сроки начала строительства пока неизвестны[5]

Название Заводской № Бортовой № Заложен Спущен В строю Флот Состояние
950 1988 Разобран на стапеле
«Татарстан» 951 691 май 1990 01.07.1993 31.08.2003 Каспийская флотилия В строю. Флагман Каспийской флотилии.
«Буревестник»[6] 953 1990 Строительство прекращено в 1995 г. Законсервирован.
«Дагестан» 952 693 1991 01.04.2011 28.11.2012 Каспийская флотилия В строю.
Đinh Tiên Hoàng («Динь Тьен Хоанг») HQ-011 10.07.2007 12.12.2009 05.03.2011 ВМС Вьетнама В составе ВМС Вьетнама
Lý Thái Tổ («Ли Тхай То») HQ-012 27.11.2007 16.03.2010 25.07.2011 ВМС Вьетнама В составе ВМС Вьетнама

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru