Броненосец «Князь Потемкин-Таврический». Корабль броненосец потемкин


Броненосец "Потемкин" - корабль революции

Броненосец «Потемкин» был спущен на воду в сентябре 1900 года со стапелей Николаева. На тот момент он считался самым мощным в Черноморском флоте. Создание этого корабля стало знаковым для процесса перехода от ставших уже устаревшими технических решений к более современным. Броненосец Потемкин

Разработкой проекта и строительством занимался инженер Э. Шотт – ученик известного корабела Н. Е. Кутейникова.

Броненосец «Потемкин» имел возвышенный полубак, позволяющий уменьшать заливаемость его носовой части при шторме, а также отличался возможностью поднимать до семи с половиной метров над водой оси орудий. На нем впервые было установлено централизованное управление при артиллерийском огне, осуществляющееся из поста, находящегося в рубке.

Кроме того, броненосец «Потемкин» - это самый первый корабль с новыми котлами, в конструкции которых были использованы водотрубные агрегаты для жидкого топлива. На нем впервые на Черноморском флоте были установлены краны для подъема катеров и шлюпок.

Летом 1902 года это современное судно, проплававшее всего два года, было отправлено на достройку и перевооружение. Первоначальные сроки возвращения в строй были сорваны из-за пожара котельного отделения. Урон оказался существенным. В результате пришлосВосстание на броненосце Потемкин Таврическийь заменять котлы, приспособив их под твердое топливо. Были обнаружены дефекты и в башенной броне. В итоге возвращение корабля в строй было отложено до 1904-го.

Броненосец «Потемкин» обладал водоизмещением в 12,9 тонн, длина его корпуса была 113 метров, ширина – 22 при осадке в 8,4. Судно двигалось с полной скоростью в 16,7 узлов с запасом топлива 1100 тонн.

Команда броненосца была сформирована с момента его закладки. Специально для него был сформирован 36-й флотский экипаж с разнопрофильными корабельными специалистами: артиллеристами, машинистами, минерами. Когда в 1905 году «Князь Потемкин-Таврический» был окончательно спущен на воду, на борту служил 731 человек, из них 26 были офицерами.

У экипажа буквально с начала строительства корабля завязались тесные контакты с революционно настроенными докерами Николаева. На борту даже распространялась большевистская литература. Видимо, поэтому достройку было решено проводить в Севастополе.Броненосец Потемкин восстание

В это время на флоте начали создаваться кружки социал-демократов под руководством большевиков Яхновского, Гладкова, Петрова. В их состав входил и служащий на «Потемкине» офицер-артиллерист Вакуленчук, поддерживающий постоянные связи с местными революционными организациями многих портов России.

Осенью 1905-го на флоте планировался вооруженный бунт, который должен был стать решающим для всеобщего выступления. Однако броненосец «Потемкин», восстание на котором вспыхнуло месяцами раньше, опередил планируемые события. Поводом послужила расправа, которую командование хотело учинить над взбунтовавшимися членами экипажа, отказавшимися есть тухлое мясо. Ответом на репрессии стало разоружение матросами офицеров и перестрелка. Командир корабля, а также несколько старших офицерских чинов были убиты. Остальные взяты под арест.

При этом Вакуленчук, который был изначально против того, чтобы восстание на броненосце «Потемкин-Таврический» вспыхнуло отдельно от общего движения, тем не менее взял командование кораблем на себя. Однако вскоре, уже в ходе всеобщего мятежа, он был убит, и во главе революционного настроенного судна встал большевик Матюшенко. К ним присоединился и миноносец N 267, стоявший на Тендеровском рейде. Царский эскадренный броненосец «Потемкин» сталМятежный броненосец кораблем революции.

Однако 18 июня он был окружен мощной эскадрой из одиннадцати военных судов, которые намеревались его уничтожить. Когда мятежный корабль решился на таран, выстрелов с эсминцев не последовало: их команды, встав на сторону товарищей, вышли на палубы с криками «ура».

Броненосец, на борту которого уже не было провизии и воды, попытался причалить в порту Одессы, а после – Феодосии, где его уже ждала царская армия. Пришлось направиться в Констанцию и сдаться румынским властям, которые вернули корабль России.

В стремлении вычеркнуть из памяти даже его название броненосец переименовали, а команда его осталась в Румынии в качестве политэмигрантов.

fb.ru

Князь Потемкин-Таврический (1900)- история создания и службы легендарного броненосца

Служба

РоссийскаяИмперия

Исторические данные

28 сентября 1898 Заложен
13 сентября 1900 Спущен на воду
20 мая 1905 Введен в строй
21 ноября 1925 Выведен из боевого состава
1925 Сдан на слом

Общие данные

12582 / 13450 т. Водоизмещение(стандартное/полное)
115,4 / 22,3 / 8,4 м. Размерения(длина/ширина/осадка)

ЭУ

0

2 , 22 / 10600 Главная ЭУ(тип/мощность)
2 ед. Количество валов
16 / 9 узл. Скорость хода(полная/экономичная)
/ 3000 миль Дальность плавания(полным/экономичным ходом)
950 т угля т. Запас топлива

1

2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 22 котла Бельвиля / 10 600 л. с. (7,8 МВт) Главная ЭУ(тип/мощность)
/ 3600 миль Дальность плавания(полным/экономичным ходом)
950 т угля т. Запас топлива

Экипаж

731 чел. Общая численность
26 чел. Офицеры

Бронирование

229 / 178-229 мм. Пояс/борт
38-63 мм. Палуба
254 / 254 / 254 / 51 мм. Башни ГК(лоб/бок/тыл/крыша)
229 мм. Боевая рубка

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 4 (2х2) — 305-мм/38 орудий;
  • 16 (16х1) — 152-мм/44 орудий Canet.

Противоминная артиллерия:

  • 16 (16×1) — 75-мм/48 орудий Canet;
  • 2 (2×1) — 64-мм/17 орудий Барановского;
  • 6 (6×1) — 47-мм/40 орудий Hotchkiss;
  • 2 (2×1) — 37-мм/20 орудий Hotchkiss;
  • 4 — 7,6-мм пулемёта.

Минно-торпедное вооружение

Panteleymon.gif«Князь Потёмкин-Таврический» — броненосец русского Черноморского флота. В отличие от предшествующих броне­носцев ЧФ имел полубак, увеличенную вы­соту надводного борта и усиленную защи­ту орудий среднего калибра. после вооруженного восстания мат­росов в 1905 г. был переименован в «Пантелеймон». Входил в состав 2-й бригады ЛК и участвовал в боевых действиях совместно с ЛК типа «Ев­стафий». В мае 1918 г. захвачен герман­скими войсками и в конце года — англичанами, которые при эвакуации из Севасто­поля взорвали механизмы и вывели из строя артиллерию. В строй не вводился и в 1923 г. разобран на металл.

История создания

10 октября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве был торжественно заложен броненосец, ставший сильнейшим в Черноморском флоте. Его создание ознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетия технических решений к целому ряду новшеств, более характерных для века будущего. Разработку проекта, а впоследствии и руководство строительством осуществлял корабельный инженер Севастопольского военного порта А. Э. Шотт, работавший ранее под руководством видного кораблестроителя Н. Е. Кутейникова.

Прототипом для "Потемкина" послужил построенный ранее броненосец "Три Святителя", однако проект нового корабля вобрал в себя ряд перспективных конструкторских решений, примененных при строительстве и других броненосцев. Так, его мореходные данные соответствовали ранее построенному броненосцу "Пересвет".

На "Потемкине" предусматривался возвышенный полубак, что позволяло уменьшить заливаемость носовой части корабля при волнении и поднять до 7,6 метра над поверхностью воды ось носовых орудий главного калибра. К тому же впервые было использовано централизованное управление артиллерийским огнем, которое осуществлялось из центрального поста, расположенного в боевой рубке.

Броненосец стал первым кораблем с котлами новой конструкции - вместо огнетрубных были установлены водотрубные, предназначенные для жидкого топлива. Чтобы усилить артиллерийское вооружение по сравнению с кораблем-прототипом, на "Потемкине" применили более совершенную броню с повышенной сопротивляемостью и за счет этого добились уменьшения ее толщины, а следовательно и массы. Первым на Черноморском флоте этот броненосец оснастили кранами для подъема шлюпок и катеров.

По тактико-техническим характеристикам эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический" был мощнейшим в своем классе кораблем Российского военного флота. Кстати, по вооружению он превосходил близкий ему по типу эскадренный броненосец "Ретвизан", строившийся в Америке для русского флота, а также английские броненосцы типа "Куин" значительно большего водоизмещения. "Потемкин", правда, уступал им в скорости полного хода, но русское военно-морское командование считало 16 узлов вполне достаточной скоростью для броненосцев Черноморского флота.

Описание корпуса

Вооружение

Главный калибр был представлен четырмя 305-мм орудиями со стволами длиной 40 калибров, установленными в двух башнях - носовой и кормовой. Носовая располагалась на полубаке, перед средней надстройкой, а кормовая - позади надстройки на главной палубе. Масса одного такого орудия составляла 43 тонны. Скорострельность - 0,75 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792,5 м/с, масса снаряда - 331,7 килограмма. Предельный угол возвышения орудий составлял 15 градусов. Заряжали их с помощью электромеханизмов - в мирных условиях практически за две минуты, а в соответствии с контрактными требованиями это время должно было составлять 1,25-1,5 минуты. Боекомплект одного орудия главного калибра состоял из 60 305-мм снарядов: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных и 2 картечных. В артиллерию среднего калибра входили 152-мм орудия: причем 4 из них размещались на верхней палубе и 12 - на главной. Для защиты обслуживающей прислуги орудия размещались в бронированных казематах. По углам средней надстройки для установки 152-мм орудий были сделаны специальные выгородки с выходами из шахт элеваторов подачи боеприпасов. Ниже, на главной палубе, под надстройкой и до носовой башни главного калибра ставились только 152-мм орудия.

Несколько слов о 152-мм и 75-мм орудиях. Первые имели ствол длиной 45 калибров и массу 5 тонн. Скорострельность 152-мм орудий составляла 3 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792 м/с. Параметры вторых следующие: длина ствола 29,5 калибра, масса - 0,9 тонны, скорострельность - 4-6 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда - 823 м/с. Боекомплект в расчете на один ствол составлял: для 152-мм орудий - 180 снарядов (47 бронебойных, 47 фугасных, 31 сегментный, 47 чугунных и 8 картечных), для 75-мм - 300 снарядов (125 бронебойных, 50 сегментных и 125 картечных). Оба типа орудий являлись артиллерийскими системами патронного заряжания. Масса 152-мм снаряда - 41,3 килограмма, а 75-мм - 4,9 килограмма.

Помимо этого, на корабле было четыре 47-мм пушки Гочкиса на боевом марсе фок-мачты, две 37-мм пушки Гочкиса, две десантные пушки Барановского и пулемет. Таким образом, полное вооружение эскадренного броненосца "Князь Потемкин-Таврический" состояло из четырех 305-мм, шестнадцати 152-мм, четырнадцати 74-мм орудий, а также из четырех 47-мм, двух 37-мм пушек и пулемета. Помимо этого, корабль имел пять торпедных аппаратов, установленных ниже ватерлинии. Средний калибр — шестнадцать 152-мм орудий длиной ствола 45 калибров, массой 5 тонн. Скорострельность — 4 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда — 792 м/с.

Бронирование

В России броня «компаунд» впервые была применена на броненосцах типа Чесма, и ее широко использовали при постройке кораблей в 1880—1900 гг. Хотя сталежелезная броня «компаунд» была совершеннее железной брони, защита кораблей при ее применении оставалась очень громоздкой и тяжелой. Например, на броненосце Три Святителя толщина бортовой сталежелезной брони составляла 406—457 мм, т. е. почти полметра, а масса брони достигала 40% от водоизмещения.

Ко времени создания броненосца Потемкин появилась более прочная броня, изготовляемая из чисто стальных плит, которые с наружной стороны подвергались цементации. В результате наружная сторона плиты становилась очень твердой, а внутренняя сторона оставалась вязкой. Применение более прочной брони на новом броненосце позволило получить существенную экономию в массе (эффективную защиту от вражеских снарядов можно было обеспечить при меньшей толщине броневых плит). Это позволило резко увеличить мощность артиллерийского вооружения на Потемкине.

Если толщина бортовой брони на Трех Святителях была 406—457 мм, то на Потемкине бортовые плиты вдвое тоньше — 178—229 мм. Соответственно всюду на Потемкине была существенно уменьшена толщина броневых плит: броня казематов стала 127 мм (вместо 406 мм на Трех Святителях), броня башен главного калибра — 254 мм вместо 406 мм, броня палуб — 38—76 мм вместо 76—229 мм.

Такое уменьшение толщин брони, а следовательно и ее массы, позволило вдвое (!) увеличить количество 152-мм орудий по сравнению с количеством орудий на броненосце Три Святителя. Таким образом, как боевая единица Потемкин был самым сильным из всех ранее построенных броненосцев.

Восстание на броненосце

К формированию экипажа броненосца приступили одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж. На момент вступления в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров. После восстания броненосец был переименован в «Пантелеймон». В ноябре 1905 года команда корабля присоединилась к восставшему крейсеру "Очаков". Так как броненосец был разоружен, активного участия в восстании он не принимал. В 1910 году прошёл капитальный ремонт в Севастополе. Участвовал в Первой мировой войне: 5 ноября 1914 года принимал участие в бою у мыса Сарыч и 10 мая 1915 года – в бою у пролива Босфор.

29 декабря 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота.Корабль должен был войти в строй в 1903 году, но в начале 1902 года в котельном отделении произошел большой пожар. От небрежного обращения с огнем вспыхнула нефть, скопившаяся в льялах. Матросы, работавшие там, проявили большое мужество, пожар был потушен, но успел причинить большой урон. Особенно пострадали котлы, и их пришлось заменить. Вновь поставленные котлы были оборудованы для сжигания твердого топлива. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919 года был захвачен частями Украинского фронта РККА, а 24 июня 1919 года — белогвардейцами. После захвата 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ. В настоящее время одна из мачт броненосца используется в Крыму как основа для одного из маяков.

Во главе революционного настроенного судна встал большевик Матюшенко. К ним присоединился и миноносец N 267, стоявший на Тендеровском рейде. Царский эскадренный броненосец «Потемкин» стал кораблем революции. Однако 18 июня он был окружен мощной эскадрой из одиннадцати военных судов, которые намеревались его уничтожить. Когда мятежный корабль решился на таран, выстрелов с эсминцев не последовало: их команды, встав на сторону товарищей, вышли на палубы с криками «ура». Броненосец, на борту которого уже не было провизии и воды, попытался причалить в порту Одессы, а после – Феодосии, где его уже ждала царская армия. Пришлось направиться в Констанцию и сдаться румынским властям, которые вернули корабль России. В стремлении вычеркнуть из памяти даже его название броненосец переименовали, а команда его осталась в Румынии в качестве политэмигрантов.

Последние годы и гибель

В конце сентября 1905 года царское правительство переименовало броненосец в "Пантелеймон". Но традиции потемкинцев продолжали жить на этом корабле. Экипаж "Пантелеймона" одним из первых на флоте поддержал восставших очаковцев, присоединившись к ним 13 ноября 1905 года.

В годы первой мировой войны линейный корабль (с 10 декабря 1907 года в соответствии с новой классификацией эскадренные броненосцы отнесли к линейным кораблям) участвовал в боевых действиях в составе бригады линейных кораблей.

После февральской революции 1917 года кораблю вернули прежнее название, правда в несколько усеченном виде - он стал называться "Потемкин-Таврический". А месяцем позже, учитывая революционные заслуги его экипажа, присвоили новое имя - "Борец за свободу".

В мае 1918 года линейный корабль "Борец за свободу" был захвачен кайзеровскими войсками. Позднее он перешел в руки деникинцев, а накануне прихода в Крым Красной Армии был взорван уходившими из Севастополя англо-французскими интервентами.До 1924 г. броненосец стоял полузатопленный в Южной бухте. В 1924 г. прославленный корабль пошел на слом. Часть металла пошла на изготовление сельскохозяйственных орудий, а часть брони — на сверла для буровых скважин Баку.

Осталась от броненосца только очень прочная стальная фок-мачта. Ее распилили пополам и установили вместо взорванных в гражданскую войну створных знаков у входа с моря в Днепровский лиман.

До 1957 г. огни фок-мачты с Потемкина показывали кораблям безопасный путь, и в народе их так и называли «потемкинскими огнями». В 1957 г. створ сняли, установили новые бетонные знаки, а части мачты броненосца до сих пор бережно хранятся в трех музеях страны: Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге, Центральном музее вооруженных сил в Москве и Севастопольском музее Черноморского флота.

Галерея изображений

wiki.wargaming.net

Броненосец "Князь Потемкин-Таврический" | Военное оружие и армии Мира

Эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический», один из самых известных кораблей Российского флота, стал символом Революции и героем киноэкрана.

7 декабря 1897 года вышел «Высочайший Указ» императора Николая II по морскому ведомству, согласно которому восьмой, последний в рамках судостроительной программы Российской империи на 1882-1902 годы, броненосец для Черного моря получил название «Князь Потемкин-Таврический».

ПРОЕКТ И ПОСТРОЙКА

Самый мощный эскадренный броненосец Черноморского флота был торжественно заложен 28 сентября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства. Разработку проекта и руководство строительством осуществлял инженер-кораблестроитель Александр Шотт.

Прототипом для броненосца «Князь Потемкин-Таврический» стал построенный ранее броненосец «Три Святителя». Но его проект был существенно переработан и вобрал ряд новых конструкторских решений. В частности, корабль получил приподнятый полубак, который уменьшил заливаемость носовой части при волнении и поднял носовые орудия главного калибра (ГК) на высоту 7,6 м над водой. Впервые корабль был оснащен централизованным постом управления артиллерийским огнем, расположенным в боевой рубке.

26 сентября 1900 года броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был спущен на воду. 21 июня 1902 года его перевели для достройки и вооружения в Севастополь. Пожар, вспыхнувший 20 декабря 1903 года в котельном отделении во время ходовых испытаний, отдалил первоначальный срок ввода в строй. Огонь уничтожил новейшие водотрубные котлы на жидком топливе, впервые установленные на российском корабле. Их пришлось заменить традиционными угольными.

29 апреля 1905 года броненосец вышел в море и впервые провел стрельбы 305-мм орудиями главного калибра. 5 мая броненосец принял на борт приемную комиссию и вышел в море для выполнения торпедных стрельб.

ГЭУ

Энергетическая установка броненосца состояла из трех групп паровых котлов, приводивших в действие две вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 10 600 л. с, которые обеспечивали скорость полного хода в 16,7 узла. Гребные валы оснащались винтами диаметром 4,2 м и имели частоту вращения 82 об/мин. Полный запас топлива доходил до 1100 т и обеспечивал дальность плавания экономическим ходом (10 узлов) — 3600 миль. Автономность по запасу воды — 14 дней, по провизии — 60 дней.

БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА

На броненосце «Три Святителя» толщина бортовой брони доходила до 457 мм, а вес всего бронирования корабля достигал 40 % водоизмещения. «Потемкин» имел бронирование из новой, более прочной брони меньшей толщины. Бортовые плиты были вдвое тоньше — 178-229 мм. Существенно была уменьшена толщина брони казематов (127 мм вместо 406 мм на «Трех Святителях»), башен главного калибра — 254 мм (вместо 406 мм), палуб — 38-76 мм (вместо 229 мм). Это значительно снизило вес броневой защиты и позволило вдвое увеличить количество вспомогательных 152-мм орудий по сравнению с другими броненосцами. По вооружению «Князь Потемкин-Таврический» стал самым мощным из всех построенных броненосцев.

ВООРУЖЕНИЕ

Главный калибр был представлен четырьмя 305-мм орудиями с длиной ствола 40 калибров, которые были установлены в носовой и кормовой башнях. Носовая располагалась на полубаке, перед средней надстройкой, а кормовая — позади надстройки на главной палубе. Масса одного орудия составляла 43 т. Скорострельность — 0,75 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда — 792,5 м/с. Предельный угол возвышения орудий составлял 15°.

Артиллерия среднего калибра — 16 орудий Канэ калибра 152 мм: четыре — на верхней палубе и 12 — на главной. Скорострельность 152-мм орудий составляла три выстрела в минуту, начальная скорость снаряда — 792 м/с. Кроме того, имелось 14 74-мм пушек Канэ.

Малый калибр: четыре 47-мм пушки Гочкиса на боевом марсе фок-мачты, две 37-мм пушки Гочкиса, две десантные пушки Барановского и пулемет.

СЛУЖБА

К формированию экипажа броненосца приступили одновременно с его закладкой. Для этого был организован 36-й флотский экипаж. На момент вступления в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, включая 26 офицеров. Начало службы броненосца было омрачено всемирно известным мятежом на его борту, который продлился 11 дней — с 14 по 25 июня 1905 года.

После восстания броненосец был переименован в «Пантелеймон». В ноябре 1905 года команда корабля вновь приняла участие в революционных событиях, присоединившись к восставшему крейсеру «Очаков». Но броненосец был разоружен, и активного участия в восстании он не принимал. Корабль участвовал в Первой мировой войне. 5 ноября 1914 года принимал участие в сражении у мыса Сарыч, 10 мая 1915 года — в бою у Босфора. После Октябрьской революции 29 декабря 1917 года он вошел в состав Красного Черноморского флота. Находясь на хранении в Севастопольском порту в 1918-1919 годах, он неоднократно переходил из рук в руки, пока не был взорван по приказу английского командования и выведен из строя. В 1923 году был сдан для демонтажа и разделки на металл. 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭСКАДРЕННОГО БРОНЕНОСЦА «КНЯЗЬ ПОТЕМКИН-ТАВРИЧЕСКИЙ»

  • Водоизмещение, т: 12 900
  • Размерения, м:длина: 113,2ширина: 22,2осадка: 8,4
  • Бронирование, мм:палуба: 38-76башни: 254казематы: 76-152рубка:229
  • ГЭУ: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, мощностью 10 600 л. с.
  • Скорость хода макс, узлов: 16,7
  • Дальность плавания, миль: 3600 на скорости 10 узлов
  • Вооружение: 2x 2 305-мм, 16 152-мм, 14 75-мм, 4 47-мм, 2 37-мм орудий, 2 63-мм десантные пушки, пулемет, 5 торпедных аппаратов
  • Экипаж, чел: 731, в т. ч. 26 офицеров
    5517      

warfor.me

...Первая встреча броненосца «Князь Потемкин-Таврический» с правительственной эскадрой произошла утром 17 июня 1905 года. На восставшем корабле все было готово к бою. Под клотиком его фок-мачты развевался красный революционный флаг, сшитый матросами из двух сигнальных. На грот-мачте алел такой же боевой флаг: на его левой стороне было начертано «Свобода, равенство, братство», на правой - «Да здравствует народное правление!» Этими лозунгами потемкинцы бросали вызов эскадре, давая понять, что идут принять бой с ненавистным царским режимом за идею революции.

При виде движущегося полным ходом, готового открыть огонь могучего броненосца корабли эскадры, следуя команде флагмана, сбавили ход и повернули в сторону Севастополя. «Потемкин» победителем вернулся в Одессу...

РОВЕСНИК ВЕКА

28 сентября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве был торжественно заложен броненосец, ставший сильнейшим в Черноморском флоте. Его создание ознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетия технических решений к целому ряду новшеств, более характерных для века будущего. Разработку проекта, а впоследствии и руководство строительством осуществлял корабельный инженер севастопольского военного порта А. Э. Шотт, работавший ранее под руководством видного кораблестроителя Н. Е. Кутейникова.

Прототипом для «Потемкина» послужил построенный ранее броненосец «Три святителя», однако проект нового корабля вобрал в себя ряд перспективных конструкторских решений, примененных при строительстве и других броненосцев. Таи, мореходные его данные соответствовали ранее построенному броненосцу «Пересвет».

На «Потемкине» предусматривался возвышенный полубак, что позволяло уменьшить заливаемость носовой части корабля при волнении и поднять до 7,6 м над поверхностью воды ось носовых орудий главного калибра. К тому же здесь впервые использовали централизованное управление артиллерийским огнем - из центрального поста, расположенного в боевой рубке.

Броненосец стал первым кораблем с котлами новой конструкции - вместо огнетрубных были установлены водотрубные, предназначавшиеся для жидкого топлива.

Чтобы усилить артиллерийское вооружение по сравнению с кораблем-прототипом, на «Потемкине» применили более совершенную броню с повышенной сопротивляемостью и за счет этого добились уменьшения ее толщины, а следовательно, и массы.

Все эти меры позволили установить на корабле 152-мм патронные орудия, а также башенные установки для 305-мм артиллерии главного калибра. Первым на Черноморском флоте этот броненосец оснастили кранами для подъема шлюпок и катеров.

В сентябре 1900 года в торжественной обстановке эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь - для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван из-за большого пожара, вспыхнувшего в котельном отделении. Урон, причиненный огнем, оказался значительным. Особенно пострадали котлы. Пришлось заменить их другими, рассчитанными уже под твердое топливо. В том же, 1902 году во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Пришлось также заменять их новыми, которые изготовили лишь к концу 1904 года. Все это в итоге чуть ли не на два года задержало ввод корабля в строй.

По тактико-техническим характеристикам эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был мощнейшим в своем классе кораблем Российского военного флота. Кстати, по вооружению он превосходил близкий ему по типу эскадренный броненосец «Ретвизан», строившийся в Америке для русского флота, а также английские броненосцы типа «Куин» значительно большего водоизмещения. «Потемкин», правда, уступал им в скорости полного хода, но русское военно-морское командование считало 16 узлов вполне достаточной скоростью для броненосцев Черноморского флота.

Проектное водоизмещение «Потемкина» составляло 12480 т, фактическое - 12900 т. Длина корпуса - -113,2 м, ширина - 22,2 м и осадка - 8,4 м. «Сердцем» энергетической установки являлись три группы паровых котлов, причем две из них (14 котлов) работали на жидком топливе, и одна, установленная взамен испорченных пожаром и состоящая из 8 котлов, - на угольном. Их паропроизводительности было достаточно для привода двух вертикальных паровых машин тройного расширения суммарной мощностью 10600 л. с. Скорость полного хода корабля составляла 16,7 узла. Гребные валы располагались симметрично, побортно и были оснащены винтами Ø4,2 м каждый, допускавшими частоту вращения до 83 об/мин. Полный запас топлива составлял 950 т, усиленный - 1100 т, причем 340 т приходилось на уголь, остальное - нефтяное топливо. Корабельные запасы воды рассчитывались на 14-суточное автономное плавание, а запасы провизии - на 60 суток. Дальность плавания составляла 3600 миль при следовании экономическим десятиузловым ходом.

В носовой части корпус корабля имел таран, располагавшийся ниже конструктивной ватерлинии. По бортам, в подводной части корпуса устанавливались бортовые скуловые кили - пассивные успокоители качки. Основные отсеки корабля отделялись друг от друга водонепроницаемыми переборками. Такими были подбашенные отсеки и котельные, а также машинные отделения.

Защита корабля проектировалась с учетом воздействия артиллерийского, минного и торпедного оружия противника. Для этого на нем предусмотрели броневую защиту жизненно важных объектов, включавшую вертикальное наружное противоснарядное бронирование по бортам в районе ватерлинии и по надстройке, и горизонтальное - броневую палубу со скосами из только что освоенной Ижорским заводом новой экстрамягкой николевой стали, впервые примененной на крейсере «Диана». Бронировались также артустановки, шахты, боевые рубки. Предусматривалась и конструктивная подводная защита от мин и торпед.

Эскадренный броненосец обладал достаточно мощной по тому времени артиллерией: орудиями главного, среднего (противоминного) и малого калибров, установленными по всей длине корабля на полубаке, главной палубе, в носовых и кормовых срезах, а также на боевом марсе фок-мачты. Пулемет находился на специальной платформе грот-мачты.

Главный калибр был представлен четырьмя 305-мм орудиями со стволами длиной 40 калибров, установленными в двух башнях - носовой и кормовой. Носовая располагалась на полубаке, перед средней надстройкой, а кормовая - позади надстройки на главной палубе. Масса одного такого орудия составляла 43 т. Скорострельность - 0,75 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792,5 м/с, масса снаряда - 331,7 кг. Предельный угол возвышения орудий составлял 15°. Заряжали их с помощью электромеханизмов - в мирных условиях практически за две минуты, а в соответствии с контрактными требованиями это время должно было составлять 1,25-1,5 мин. Боекомплект одного орудия главного калибра состоял из 60 305-мм снарядов: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных и 2 картечных.

В артиллерию среднего калибра входили 152-мм орудия: причем 4 из них размещались на верхней палубе и 12 - на главной. Для защиты обслуживающей прислуги орудия размещались в бронированных казематах. По углам средней надстройки для установки 152-мм орудий были сделаны специальные выгородки с выходами из шахт элеваторов подачи боеприпасов. Ниже, на главной палубе, под надстройкой и до носовой башни главного калибра ставились только 152-мм орудия.

Броневая защита в районе ватерлинии состояла из листов толщиной 229 мм в средней части (между башнями главного калибра) и 203 мм в районе самих башен. Бронирование казематов средней артиллерии достигало 127 мм (бортовое, между палубой полубака и главной). Подбашенные отделения артиллерии главного калибра и внутренние помещения корабля, находившиеся под надстройкой между башен, защищались бортовой 152-мм броней, а также носовой и кормовой броневыми 178-мм переборками, располагавшимися под углом к диаметральной плоскости корпуса. Артиллерийские башенные установки имели вертикальное 254-мм бронирование и горизонтальное (крыши) толщиной 51 мм. 75-мм орудия, установленные в носу корабля и на срезах полубака (побортно, по одному), а также в корме ниже главной палубы, броневой защиты не имели.

Несколько слов о 152-мм и 75-мм орудиях. Первые имели ствол длиной 45 калибров и массу 5 т. Скорострельность «шестидюймовок» составляла 3 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792 м/с. Параметры вторых следующие: длина ствола - 29,5 калибра, масса - 0,9 т, скорострельность - 4-6 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда - 823 м/с. Боекомплект в расчете на один ствол составлял: для «шестидюймовок» - 180 снарядов (47 бронебойных, 47 фугасных, 31 сегментный, 47 чугунных и 8 картечных), для 75-мм - 300 снарядов (125 бронебойных, 50 сегментных и 125 картечных). Оба типа орудий являлись артиллерийскими системами патронного заряжания. Масса 152-мм снаряда - 41,3 кг, а 75-мм - 4,9 кг.

Помимо этого, на корабле было четыре 47-мм пушки Гочкиса на боевом марсе фок-мачты, две 37-мм пушки Гочкиса, две десантные пушки Барановского и пулемет. Таким образом, полное вооружение эскадренного броненосца «Князь Потемкин-Таврический» состояло из четырех 305-мм, шестнадцати 152-мм, четырнадцати 75-мм орудий, а также из четырех 47-мм, двух 37-мм пушек и пулемета. Помимо этого, корабль имел пять торпедных аппаратов, установленных ниже ватерлинии.

К формированию команды броненосца приступили практически одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж, в котором готовили корабельных специалистов различного профиля - артиллеристов, машинистов, минеров. При вступлении броненосца в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров.

КРАСНЫЙ ФЛАГ РЕВОЛЮЦИИ

Тесные связи экипажа броненосца с революционно настроенными рабочими Николаева завязались практически с момента закладки корабля. Когда же командование узнало, что среди моряков распространяется нелегальная большевистская литература, корабль перевели на достройку в Севастополь.

Именно в этот период на Черноморском флоте стали появляться социал-демократические кружки, руководство которыми осуществлял подпольный Центральный военно-морской исполнительный комитет РСДРП во главе с большевиками А. М. Петровым, И. Т. Яхновским, А. И. Гладковым и другими. В его состав входил и организатор социал-демократической группы на «Потемкине» артиллерийский унтер-офицер Г. И. Вакуленчук. Комитет поддерживал постоянные контакты с организациями РСДРП многих городов России и принял деятельное участие в революционных событиях.

На Черноморском флоте готовилось вооруженное восстание, причем комитет планировал осуществить его осенью 1905 года. Это выступление должно было стать составной частью всеобщего восстания в России. Но получилось так, что на «Потемкине» оно вспыхнуло раньше - 14 июня, когда броненосец проводил опробование орудий на Тендровской рейде. Поводом к нему послужила попытка командования броненосца учинить расправу над зачинщиками выступления команды, отказавшейся от обеда из испорченного мяса. В ответ на репрессии матросы захватили винтовки и разоружили офицеров.

Вспыхнула перестрелка. Были убиты командир корабля, старший офицер и несколько наиболее ненавистных команде офицеров. Остальных офицеров арестовали.

Следует заметить, что Г. Н. Вакуленчук был против восстания только на одном корабле. Однако обстановка заставила его принять руководство выступлением матросов на себя. Но случилось так, что в самом начале восстания Вакуленчук был смертельно ранен. Во главе революционных матросов встал другой большевик - А. Н. Матюшенко.

Овладев броненосцем, моряки избрали судовую комиссию и командный состав, приняли необходимые меры по охране оружия, механизмов корабля и арестованных. К восставшим присоединилась команда миноносца №267, находившегося тогда на Тендровской рейде и обеспечивавшего броненосец на стрельбах. На обоих кораблях были подняты красные революционные флаги. В 14.00 14 июня 1905 года команда новейшего корабля царского флота эскадренного броненосца «Князь Потемкин-Таврический» объявила его кораблем революции.

Вечером того же дня оба корабля пришли в Одессу, где проходила всеобщая стачка рабочих.

Потемкинцы и одесские рабочие организовали массовую демонстрацию и траурный митинг во время похорон Вакуленчука. После этого броненосец произвел несколько боевых выстрелов по скоплениям царских войск и полиции. И такие ограниченные, скорее даже демонстративные действия произвели ошеломляющий эффект, но...

17 июня 1905 года на усмирение восставших была послана правительственная эскадра кораблей Черноморского флота. В ее состав вошли броненосцы «Двенадцать апостолов», «Георгий Победоносец», «Три святителя», а также минный крейсер «Казарский». Царь Николай II счел восстание на «Потемкине» опасным и, не желая допустить, чтобы этот корабль крейсировал в Черном море под революционным красным флагом, отдал приказ командующему Черноморским флотом вице-адмиралу Чухнину немедленно ликвидировать восстание - в крайнем случае потопить броненосец со всей командой. Однако первая встреча эскадры с революционным кораблем окончилась победой потемкинцев. Но судьба готовила ему новые, еще более трудные испытания.

Утром 18 июня с «Потемкина», стоявшего на внешнем рейде Одессы, заметили приближающуюся к городу усиленную эскадру, в которую уже входило 11 кораблей - пять броненосцев и шесть миноносцев. Развернутым строем шли они к рейду, намереваясь торпедами и снарядами уничтожить восставших.

И вновь готовый к бою броненосец вышел навстречу эскадре, которую на этот раз возглавил старший флагман вице-адмирал Кригер. На «Потемкине» решили огонь первыми не открывать - матросы надеялись, что к восстанию примкнут экипажи кораблей эскадры. На предложения идти на переговоры потемкинцы ответили отказом и, в свою очередь, пригласили самого командующего флотом прибыть на их корабль для переговоров. На «Ростиславе» - флагманском корабле Кригера - подняли сигнал «Стать на якорь». В ответ на это «Потемкин» пошел на таран «Ростислава», однако в последний момент изменил курс и прошел между ним и броненосцем «Три святителя» - кораблем контр-адмирала Вишневецкого. Последний, опасаясь тарана, ушел в сторону. Революционный броненосец прорезал строй эскадры, держа оба адмиральских корабля в прицеле своих орудий. Выстрелов, однако, не потребовалось. Команды кораблей эскадры отказались стрелять в восставших товарищей и вопреки запретам командиров вышли на палубы и приветствовали проходящий «Потемкин» криками «ура!».

И на этот раз царским адмиралам не удалось расправиться с восставшим кораблем. Учитывая настроение экипажей, Кригер приказал дать полный вперед и на большой скорости стал уводить эскадру в открытое море. Рядом с «Потемкиным» остался броненосец «Георгий Победоносец»: после переговоров с потемкинцами его команда также арестовала офицеров и присоединилась к восставшим. Позднее среди моряков «Победоносца» произошел раскол, он отстал от «Потемкина» и сдался властям. Это произвело тяжелое впечатление на потемкинцев - в команде началось брожение.

В Одессе, куда броненосец вернулся после второй встречи с эскадрой, не удалось получить ни провизии, ни воды. После долгих совещаний решено было идти в Румынию. 19 июня «Потемкин» в сопровождении миноносца №267 прибыл в Констанцу. Но и там местные власти отказались выдать морякам необходимые запасы. Революционные корабли вынуждены были идти в Феодосию. Перед уходом из румынского порта потемкинцы опубликовали в местных газетах воззвание «Ко всем европейским державам» и «Ко всему цивилизованному миру», объяснив в них причины и цели восстания.

После отказа румынских властей обеспечить «Потемкин» продовольствием, топливом и водой положение сложилось критическое. Пришлось питать котлы забортной водой, что вело к их разрушению. После восстания А. Н. Матюшенко говорил: «Мы знали, какие надежды возлагает на нас русский народ, и положили: лучше умереть с голоду, чем бросить такую крепость».

В Феодосию броненосец пришел в 6 часов утра 22 июня 1905 года. Там его уже ждали регулярные части царской армии и жандармы. Группа матросов, высадившаяся на берег, была обстреляна ружейным огнем... Пришлось снова идти в Констанцу.

Прибыв туда 24 июня, матросы сдали корабль румынским властям, и на следующий день, спустив красный флаг непобежденного корабля резолюции, сошли на берег в качестве политэмигрантов. Команда миноносца №267 не пожелала сдаваться местным властям и поставила корабль на якорь на внутреннем рейде.

26 июня в Констанцу прибыл отряд кораблей Черноморского флота. А на следующий день Румыния вернула эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» России.

Стремясь зачеркнуть в памяти народной даже само название корабля, в конце сентября 1905 года царское правительство переименовало его в «Пантелеймон». Но традиции потемкинцев продолжали жить на этом корабле. Экипаж «Пантелеймона» одним из первых на флоте поддержал восставших очаковцев, присоединившись к ним 13 ноября 1905 года.

После Февральской революции 1917 года кораблю вернули прежнее название, правда, в несколько усеченном виде - он стал называться «Потемкин-Таврический». А месяцем позже, учитывая революционные заслуги его экипажа, присвоили новое имя «Борец за свободу».

В годы первой мировой войны линейный корабль (с 10 декабря 1907 года в соответствии с новой классификацией эскадренные броненосцы отнесли к линейным кораблям) участвовал в боевых действиях в составе бригады линейных кораблей. Потемкинцы были активными участниками установления Советской власти в Крыму, многие из них позднее воевали и за Республику Советов.

В мае 1918 года линейный корабль «Борец за свободу» был захвачен кайзеровскими войсками. Позднее он перешел в руки деникинцев, а накануне прихода в Крым Красной Армии был взорван удиравшими из Севастополя англо-французскими интервентами.

* * *

В. И. Ленин придавал громадное значение восстанию на броненосце «Потемкин». В статье «Революционная армия и революционное правительство» В. И. Ленин писал: «...Броненосец «Потемкин» остался непобежденной территорией революции и, какова бы ни была его судьба, перед нами налицо несомненный и знаменательнейший факт: попытка образования ядра революционной армии».

По примеру потемкинцев, на основе их героического опыта в 1906-1907 годах последовал целый ряд мощных вооруженных выступлений революционных солдат и матросов, слившихся со всенародной борьбой против царского самодержавия. Этот опыт пригодился и позже, в ходе подготовки большевиками Февральской, а затем Великой Октябрьской социалистической революции...

СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

Верхняя часть корпуса от ватерлинии до палубы, средняя надстройка, фальшборт средней надстройки на две трети снизу, башни и орудия главного калибра, верхняя часть трубы и козырек в середине, кнехты, киповые планки и шпили окрашиваются в черный цвет; фальшборт средней надстройки на одну треть вверху и с внутренней стороны, боевая рубка, главный мостик, нижние кожухи со световыми люками, вентиляторы, световые машинные люки, походная адмиральская каюта, рубка беспроволочного телеграфа, штурманская рубка, крановое хозяйство, рангоут, прожекторная платформа, фиш-балка, дымовые трубы - в палевый; подводная часть корпуса катера ниже ватерлинии - красный; ватерлиния, шлюпки, катера до ватерлинии, леерное ограждение, шлюпбалки носовой и кормовой палуб - белыч.

Б. ТЮРИН, капитан II ранга

hobbyport.ru

Броненосец Князь Потёмкин-Таврический

Броненосец Князь Потёмкин-Таврический под парами«Князь Потёмкин-Таврический» - назван в честь Г. А. Потёмкина. Улучшенной версией были броненосцы типа «Евстафий». Заложен 28 сентября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве.

Разработку проекта, а впоследствии руководство строительством, осуществлял корабельный инженер севастопольского военного порта А. Э. Шотт.

Строился по прототипу эскадренного броненосца «Три святителя», переработанному проекту броненосцев типа «Пересвет», схема бронирования подобна английскому броненосцу «Маджестик».

На броненосце впервые использовали централизованное управление артиллерийским огнем - из центрального поста, расположенного в боевой рубке. Стал первым кораблем Российского флота с котлами для жидкого топлива.

В сентябре 1900 года броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь - для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван пожаром, вспыхнувшим в котельном отделении. Урон был таким, что котлы пришлось заменить на котлы под твёрдое топливо. Во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Их тоже пришлось заменять новыми.

 

 

Корпус

Проектное водоизмещение корабля составило 12480 тонн, фактическое 12900 тонн. Длина корпуса - 115,3 м, ширина - 22,2 м, осадка 8,4 м.

 

 

Силовая установка

Энергетическая установка - три группы паровых котлов (две из них - 14 котлов работали на жидком топливе и одна - из 8 котлов - на угольном), приводивших в действие две вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 10600 л.с. Скорость полного хода корабля - 16,7 узла. Гребные валы располагались симметрично и были оснащены винтами диаметром 4,2 метра с частотой вращения 82 об/мин. Полный запас топлива - 950 тонн, усиленный - 1100 тонн (на уголь приходилось 340 тонн). Дальность плавания экономическим 10 узловым ходом - 3600 миль. Корабельные запасы воды - 14 суток, запасы провизии - 60 суток.

 

 

Вооружение

Главный калибр - четыре 305-мм орудия со стволами длиной 40 калибров, установленных в двух башнях. Масса одного орудия - 43 тонны, скорострельность - 0,75 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792,5 м/с, масса снаряда - 331,7 кг. Угол вертикальной наводки был сделан больше, чем на балтийских броненосцах: —5°…+35°. Боекомплект одного орудия составлял: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных, 2 картечных снаряда. Средний калибр - шестнадцать 152-мм орудий длиной ствола 45 калибров, массой 5 тонн. Скорострельность - 4 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792 м/с.

 

 

Восстание на броненосце

К формированию экипажа броненосца приступили одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж. На момент вступления в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров.

 

 

Дальнейшая служба

После восстания броненосец был переименован в «Пантелеймон». В ноябре 1905 года команда корабля присоединилась к восставшему крейсеру "Очаков". Так как броненосец был разоружен, активного участия в восстании он не принимал. В 1910 году прошёл капитальный ремонт в Севастополе. Участвовал в Первой мировой войне: 5 ноября 1914 года принимал участие в бою у мыса Сарыч и 10 мая 1915 года – в бою у пролива Босфор.

29 декабря 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919 года был захвачен частями Украинского фронта РККА, а 24 июня 1919 года - белогвардейцами. После захвата 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ. В настоящее время одна из мачт броненосца используется в Крыму как основа для одного из маяков.

sea-transport.ru

Броненосец Потёмкин - это... Что такое Броненосец Потёмкин?

«Князь Потёмкин-Таврический»,с 12 октября 1905 «Пантелеймон»,с 13 апреля 1917 - «Потемкин-Таврический»,с мая 1917 - «Борец за свободу» Основная информация Параметры Технические данные Вооружение
Тип Броненосец
Государство флага Россия
Принадлежность Черноморский флот
Верфь Николаевское адмиралтейство
Строительство начато 15 декабря 1897
Спущен на воду 13 сентября 1900
Введён в эксплуатацию 20 мая 1905
Выведен из состава флота 1923
Современный статус Разобран на металл
Тоннаж 13500 тонны
Длина 115,4 м.
Ширина 22,2 м.
Осадка 8,2 м.
Бронирование Пояс крупповской брони в средней части 229 мм в оконечностях - 178 мм, каземат 127 мм, палуба 38/63 мм, бронирование башен главного калибра 254 мм, рубки 229 мм
Силовая установка 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 22 котла Бельвиля
Винты 2 винта
Мощность 10600 л.с
Скорость 16.6 узла
Автономность плавания 3000 миль
Экипаж 28 офицеров и 788 матросов
Артиллерия 4 х 305-мм орудия, 16 х 152-мм орудия, 14 х 75-мм орудия, 2 х 63-мм, 6 х 47-мм, 2 х 37-мм
Торпедно-минное вооружение 4 х 456 мм. торпедных аппарата

«Князь Потёмкин-Таврический» — броненосец русского Черноморского флота. Назван в честь Г. А. Потёмкина.

История постройки

Заложен 28 сентября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаев. Разработку проекта, а впоследствии руководство строительством осуществлял корабельный инженер севастопольского военного порта А. Э. Шотт.

Строился по прототипу эскадренного броненосца «Три Святителя», переработанному проекту броненосцев типа «Пересвет», схема бронирования подобна английскому броненосцу «Мажестик».

На броненосце впервые использовали централизованное управление артиллерийским огнем — из центрального поста, расположенного в боевой рубке. Стал первым кораблем Российского флота с котлами для жидкого топлива.

В сентябре 1900 года броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь — для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван пожаром, вспыхнувшим в котельном отделении. Урон был таким, что котлы пришлось заменить на котлы под твердотельное топливо. Во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Их тоже пришлось заменять новыми.

Проектное водоизмещение корабля составило 12480 тонн, фактическое 12900 тонн. Длина корпуса — 113,2 м, ширина — 22,2 м, осадка 8,4 м. Энергетическая установка — три группы паровых котлов (две из них — 14 котлов работали на жидком топливе и одна — из 8 котлов на угольном), приводивших в действие две вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 10600 л.с. Скорость полного хода корабля — 16,7 узла. Гребные валы располагались симметрично и были оснащены винтами диаметром 4,2 метра с частотой вращения 82 об/мин. Полный запас топлива — 950 тонн, усиленный — 1100 тонн (на уголь приходилось 340 тонн). Дальность плавания экономичным 10 узловым ходом — 3600 миль. Корабельные запасы воды — 14 суток, запасы провизии — 60 суток.

Главный калибр — четыре 305 мм орудия со стволами длиной 40 калибров, установленных в двух башнях. Масса одного орудия — 43 тонны, скорострельность — 0,75 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда — 792,5 м/с, масса снаряда — 331,7 кг. Предельный угол возвышения — 15 градусов. Боекомплект одного орудия составлял: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных, 2 картечных снаряда.

Средний калибр — 16 152 мм орудия длинной ствола 45 калибров, массой — 5 тонн. Скорострельность — 3 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда — 792 м/с.

История службы

К формированию экипажа броненосца приступили одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж. На момент вступления в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров.

14 июня (по новому стилю 28 июня) 1905 г. на броненосце произошло восстание матросов. Организатором и первым руководителем восстания на броненосце стал уроженец Житомира артиллерийский унтер-офицер Григорий Вакуленчук. Поводом к восстанию послужил приказ командира корабля о расправе с 30 матросами, отказавшимися есть борщ с испорченным мясом. Восстание началось с легендарной фразы, произнесенной Вакуленчуком: “Та доки ж ми будемо рабами!”. Матросы арестовали офицеров, подняли на броненосце красный(малиновый) казацкий флаг и привели корабль в охваченную всеобщей забастовкой Одессу, пытаясь помочь бастующим рабочим. Команде мятежного корабля удалось привлечь на свою сторону миноносец № 267. 18 июня (по новому стилю 30 июня) 1905 года к восставшему броненосцу присоединился броненосец «Георгий Победоносец». 19 июня началось восстание на учебном судне «Прут», следующим был крейсер «Очаков». Мятеж продолжался одиннадцать дней. Израсходовав запасы топлива и продовольствия, моряки ушли в румынский порт Констанцу и сдали броненосец румынским властям. Восстание изображено в одноимённом фильме С. М. Эйзенштейна (1925). В 1955 году все живые участники восстания были награждены орденами Красной Звезды, а двое - орденами Красного Знамени.

После восстания броненосец был переименован в «Пантелеймон». В 1910 году прошёл капитальный ремонт в Севастополе. Участвовал в первой мировой войне. В том числе 5 ноября 1914 принимал участие в бою у мыса Сарыч и 10 мая 1915 в бою у пролива Босфор.

29 декабря 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919 года был освобождён частями Украинского фронта РККА, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами. После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ. В данное время одна из мачт броненосца используется в Крыму как основа для одного из маяков.

Память

В 1972 и 1985 годах в СССР были выпущены почтовые марки с изображением броненосца.

Броненосец «Потемкин» на почтовых марках

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Броненосец "Потемкин" - корабль революции

Броненосец «Потемкин» был спущен на воду в сентябре 1900 года со стапелей Николаева. На тот момент он считался самым мощным в Черноморском флоте. Создание этого корабля стало знаковым для процесса перехода от ставших уже устаревшими технических решений к более современным. Броненосец Потемкин

Разработкой проекта и строительством занимался инженер Э. Шотт – ученик известного корабела Н. Е. Кутейникова.

Броненосец «Потемкин» имел возвышенный полубак, позволяющий уменьшать заливаемость его носовой части при шторме, а также отличался возможностью поднимать до семи с половиной метров над водой оси орудий. На нем впервые было установлено централизованное управление при артиллерийском огне, осуществляющееся из поста, находящегося в рубке.

Кроме того, броненосец «Потемкин» - это самый первый корабль с новыми котлами, в конструкции которых были использованы водотрубные агрегаты для жидкого топлива. На нем впервые на Черноморском флоте были установлены краны для подъема катеров и шлюпок.

Летом 1902 года это современное судно, проплававшее всего два года, было отправлено на достройку и перевооружение. Первоначальные сроки возвращения в строй были сорваны из-за пожара котельного отделения. Урон оказался существенным. В результате пришлосВосстание на броненосце Потемкин Таврическийь заменять котлы, приспособив их под твердое топливо. Были обнаружены дефекты и в башенной броне. В итоге возвращение корабля в строй было отложено до 1904-го.

Броненосец «Потемкин» обладал водоизмещением в 12,9 тонн, длина его корпуса была 113 метров, ширина – 22 при осадке в 8,4. Судно двигалось с полной скоростью в 16,7 узлов с запасом топлива 1100 тонн.

Команда броненосца была сформирована с момента его закладки. Специально для него был сформирован 36-й флотский экипаж с разнопрофильными корабельными специалистами: артиллеристами, машинистами, минерами. Когда в 1905 году «Князь Потемкин-Таврический» был окончательно спущен на воду, на борту служил 731 человек, из них 26 были офицерами.

У экипажа буквально с начала строительства корабля завязались тесные контакты с революционно настроенными докерами Николаева. На борту даже распространялась большевистская литература. Видимо, поэтому достройку было решено проводить в Севастополе.Броненосец Потемкин восстание

В это время на флоте начали создаваться кружки социал-демократов под руководством большевиков Яхновского, Гладкова, Петрова. В их состав входил и служащий на «Потемкине» офицер-артиллерист Вакуленчук, поддерживающий постоянные связи с местными революционными организациями многих портов России.

Осенью 1905-го на флоте планировался вооруженный бунт, который должен был стать решающим для всеобщего выступления. Однако броненосец «Потемкин», восстание на котором вспыхнуло месяцами раньше, опередил планируемые события. Поводом послужила расправа, которую командование хотело учинить над взбунтовавшимися членами экипажа, отказавшимися есть тухлое мясо. Ответом на репрессии стало разоружение матросами офицеров и перестрелка. Командир корабля, а также несколько старших офицерских чинов были убиты. Остальные взяты под арест.

При этом Вакуленчук, который был изначально против того, чтобы восстание на броненосце «Потемкин-Таврический» вспыхнуло отдельно от общего движения, тем не менее взял командование кораблем на себя. Однако вскоре, уже в ходе всеобщего мятежа, он был убит, и во главе революционного настроенного судна встал большевик Матюшенко. К ним присоединился и миноносец N 267, стоявший на Тендеровском рейде. Царский эскадренный броненосец «Потемкин» сталМятежный броненосец кораблем революции.

Однако 18 июня он был окружен мощной эскадрой из одиннадцати военных судов, которые намеревались его уничтожить. Когда мятежный корабль решился на таран, выстрелов с эсминцев не последовало: их команды, встав на сторону товарищей, вышли на палубы с криками «ура».

Броненосец, на борту которого уже не было провизии и воды, попытался причалить в порту Одессы, а после – Феодосии, где его уже ждала царская армия. Пришлось направиться в Констанцию и сдаться румынским властям, которые вернули корабль России.

В стремлении вычеркнуть из памяти даже его название броненосец переименовали, а команда его осталась в Румынии в качестве политэмигрантов.

загрузка...

worldfb.ru