Как пойти служить в армию по контракту. Контрактная армия


Служба по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации

Приглашаем граждан пребывающих в запасе поступить на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на должности рядового и сержантского состава.

 

Служба по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации сочетает, как личные, так и государственные интересы. С одной стороны — это добровольный вклад в укрепление обороны страны, повышение боеготовности Российской армии и флота. С другой стороны — заключить контракт, значит поставить свое настоящее и будущее на стабильный фундамент социальной защищенности.Служба по контракту — это не просто работа. Военнослужащий по контракту — это профессиональный защитник Родины.

Служба по контракту

В настоящее время важнейшим направлением деятельности Министерства обороны РФ является комплектование Вооруженных Сил рядовым и сержантским составом.

Денежное довольствие военнослужащих

Денежное довольствие военнослужащих, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должности и иных дополнительных выплат.Денежное довольствие

Требования для поступления на военную службу

    • Возраст – 19-35 лет по установленным Министерством обороны правилам
    • Образование – не ниже среднего (полного) общего
    • Физическая подготовленность
    • Здоровье – годен к военной службе или годен к военной службе с незначительными ограничениями

 

Алгоритм отбора кандидатов на военную службу

Гражданин, изъявивший желание проходить военную службу по контракту, обращается по месту регистрации в отдел военного комиссариата, либо непосредственно в пункт отбора на военную службу по контракту.Должностными лицами пункта отбора проводится военно-профессиональная консультация кандидата. В зависимости от его уровня образования, опыта работы (прохождения службы) определяются воинские должности, на которых возможно прохождение службы по контракту. Доводится порядок прохождения отборочных мероприятий, перечень документов, необходимых для формирования личного дела.

contract-army.ru

Почему в России не введут контрактную армию?

Я исследовал вопрос, почему одни страны переходили на контрактную службу, а другие всё ещё оставляют призыв. 

Сразу разобью аргумент про экономию. Нет, это не так.

Во-первых, призывную службу можно рассматривать как особый дискриминационный налог на определённую группу граждан. Граждане вынуждены служить в вооружённых силах за более низкую заработную плату, чем на рынке. Это означает, что призывники не реализуют весь потенциал, что они могли бы сделать "на гражданке". С другой стороны, контрактная армия позволяет рекрутировать только граждан с наименьшими альтернативными издержками (говоря простым языком, именно тех людей, для которых служба по контракту - наилучший вариант карьеры).

Во-вторых, например, правительствам Бельгии и Испании удалось и сократить расходы на армию, и отказаться от призывной службы. Во многом расходы на оборону состоят из затрат на техническое оснащение и оплату труда, социального обеспечения военнослужаших и их семей, которые в сумме зависят от размера вооружённых сил (чем больше армия, тем выше расходы). Причём количество офицеров тоже связано с количеством солдат. Таким образом, в случае перехода на контрактную армию численный состав ВС значительно уменьшается с офицерской и солдатской сторон, что, соответственно, уменьшает номинальные расходы на оборону.

Таким образом, вопрос экономичности призывной армии весьма неоднозначен. С одной стороны, это действительно грубейшее вмешательство в экономику (изъятие взрослых, здоровых, совершеннолетних мужчин из экономической деятельности), что мешает экономике нормально развиваться. Например, обязательная военная служба негативно влияет на рост ВВП. Так, с 1960-го по 2000 год страны ОЭСР потеряли от 12% до 19% ВВП на душу работающего населения из-за призывной службы.  Призыв также обременяет экономику, т.к. молодые люди вынуждены иначе планировать свои семейные отношения, планы по учебе и работе из-за постоянной угрозы ухода в армию. Это снижает среднюю эффективность потраченных этими людьми ресурсов, что не может не отражаться на экономических показателях всей страны в целом. Например, каждый пятый российский абитуриент аспирантуры называет «отсрочку от армии» мотивом продолжения обучения. Разумеется, такая мотивация слабо соотносится с принципами научного труда, в основе которых свобода мысли и творчество. С другой стороны, призывная армия позволяет держать огромную и неэффективную армию, где ни призывник не успевает подготовиться к современному бою, ни офицер не заинтересован в подготовке бойца.

Почему в России не отменяют призыв?

Потому что огромная призывная армия выгодна правительству. 

Во-первых, консервативная часть руководства страны не хочет отмены призыва, так как им придётся тогда "сражаться" за контрактников: улучшать условия службы, повышать зарплату согласно условиям труда и рынку. Ну и многие из них реально верят, что нам угрожают опасности, для которых понадобится развернуть оборону по типу Второй Мировой войны и мобилизовать всё население страны. Вон, недавно Путин сказал, что экономика должна быть готова к войне. Комментировать это не хочется. Эксперты в области вооружения и тактики лучше меня расскажут, почему большие армии сегодня не могут применяться в реальных боевых действиях. К тому же, у нас есть ВПК, он очень сильный лоббист. Чем больше армия, тем больше заказов на поставку и ремонт вооружения и военной техники.

Во-вторых, призыв позволяет создать большую армию, образ которой можно использовать во внутренней и внешней политике. Вон, наши ВС провели учения Запад-2017, Кавказ-2016, российский бытовой обозреватель гордится страной и правительством, политики западных стран отвлекаются от внутренних проблем и обсуждают российскую угрозу. 

Наконец, призыв позволяет "включать" в официальную повестку власти какую-то часть мужчин старше 18 лет. Человек отслужил год и уже изменился (особенно, если он молодой), усвоил правила подчинения, дисциплины, выучил гимн и строевую песню. Даже если он там траву красил и 2 раза по 3 выстрела из АК74 произвел, всё равно какие-то уроки поведения усвоены.

thequestion.ru

Как пойти служить в армию по контракту

Мне каждый день пишут и спрашивают, знаю ли я, как устроиться служить по контракту в армию. Всё больше парней и даже девушек рассматривают это как возможность получить стабильный источник дохода, льготное жильё, приобрести профессию.

В этой статье мы поговорим, что даёт военная служба по контракту, развеем ходовые мифы, а в конце вы пройдёте тест на готовность к контрактной службе. Готовы? Вперёд!

Кого берут на службу по контракту

Есть две крайности: одни думают, что контрактником может стать любой желающий, а другие уверены, что контрактная служба – только для избранных «Рембо». На самом деле служба по контракту в 2017 году доступна многим, и в их числе:

  • Военнослужащие по призыву. Если вам предстоит призываться этой весной, прямо сейчас прочтите ЭТУ СТАТЬЮ, и вы будете намного более подготовленными.
  • Военнослужащие запаса – те, кто уже отслужил и получил военный билет.
  • Иностранные граждане.
  • Женщины.

Существуют требования для службы по контракту:

  • Возраст от 19 до 35 лет, поэтому сразу пойти служить по контракту после 9 класса, как хотят некоторые, не получится.
  • Образование – не ниже среднего, то есть 11 классов. Существует ряд специальностей, на которые принимают с неполным средним образованием, но их мало.
  • Хорошая физическая форма – понадобится сдать нормативы.
  • Профессиональная подготовка.
  • Профпригодность – узнать, пригодны ли вы, можно, пройдя тест в конце статьи.
  • Хорошее здоровье – категории годности А и Б.

Для тех, кто подумывает пойти на контрактную службу и связать свою жизнь с армией, у меня есть статья о структуре Вооружённых сил РФ и видах войск. Советую ознакомиться, статья ЗДЕСЬ.

Кто не может служить по контракту

Проблемы с законом лишают вас возможности устроиться по контракту в армию в 2017 году. Контракт не

army-blog.ru

Камок. Контрактная армия панацея от всего? |Камок

Дата обновления 2 года ago

присяга

Сегодня многие спорят о способе комплектования армии в России. Очень часто сторонники профессиональной армии приводят в пример Армию США. Мол самая мощная и эффективная в мире, чем не доказательство. Но для начала неплохо было бы узнать саму Армию США и Армию резерва с Национальной гвардией США (это кстати разные вещи).

Посмотрим, как сформирована армия самой «демократичной» страны в мире.

Для такого мирового гегемона как США, ее армия вовсе не такая уж большая. Всего американцев уже чуть больше 300 млн. Вообщем готовых Родину защищать меньше 1,5 млн. Получается что из двухсот человек только один пойдет служить в армию. Это примерно 1% взрослого мужского населения. В боевых сухопутных войсках, самых многочисленных из всех видов, меньше полумиллиона – по разным источникам от 430 до 500 тыс. человек.

В резерве примерно столько же. То есть на случай войны – из запаса возьмет оружие в свои руки еще 380-400 тыс. заранее подготовленных бойцов. И есть еще Национальная гвардия. По сути такие же сухопутные войска, но только дислоцируются по штатам и подчиняются местной власти. Задачи поддержание правопорядка, в том числе подавление восстаний, беспорядков, борьба с наркомафией, работа при стихийных бедствиях. Все логично – на территории штатов природные катаклизмы, и беспорядки, что еще может произойти?

Основные группировки регулярной армии развернуты на континентальной части США, небольшие контингенты содержатся в Южной Корее, на Гавайских островах, в зоне Центральной и Южной Америки, Италии, Японии, Греции и Турции, ранее они были в Афганистане, Ираке и неспокойной северной Африке.

Ладно нас больше интересует из чего состоит мобилизационный резерв.Организованный резерв (более 610 тыс. человек) включает формирования Национальной гвардии США и резерва армии. В его составе восемь дивизий (легкая пехотная, три пехотные, две механизированные, две бронетанковые), 22 отдельные бригады, бронекавалерийский полк, а также подразделения боевого и тылового обеспечения. Он предназначен для обеспечения мобилизационного развертывания сухопутных войск, доукомплектования регулярной армии в угрожаемый период, восполнения боевых потерь и создания новых формирований сухопутных войск в ходе войны.

Соединения и части регулярных войск и организованного резерва, находящиеся на территории США, являются стратегическим резервом, предназначенным для усиления американских войск в передовых зонах, а также для переброски в любой район мира при возникновении угрозы жизненно важным интересам Соединенных Штатов. Как вы знаете США это главный разносчик демократии по всему миру, поэтому необходимы везде стальные кулаки. Естественно им в этом помогает ВМФ США и ВВС США.

Есть некий парадокс, Национальная Гвардия США существует дольше, чем само государство США. Гвардия является прямым потомком народных ополчений отдельных штатов. Сегодня это части, которые, находясь в подчинении губернаторов штатов, используются для поддержания общественного порядка, обеспечивают бесперебойную и безопасную работу правительственных учреждений, восстанавливают нормальную жизнедеятельность штата после стихийных бедствий, катастроф и др. Национальная гвардия, как собственно и любой другой резерв, становится частью регулярной армии по указу президента США или конгресса при объявлении военной мобилизации. Командование гвардией принимает на себя министр обороны США.

Соединения и части организованного резерва комплектуются личным составом путем вербовки добровольцев для прохождения службы по контракту. Боевая подготовка резервистов, проводимая в учебных центрах, включает 48 четырехчасовых занятий в год, двухнедельные лагерные сборы, в ходе которых проводятся мобилизационные, военные и специальные учения.

Национальная гвардия США содержится в каждом штате. Ее формирования подчиняются президенту США и губернаторам штатов. На территории штата частями НГ в части, касающейся планирования боевой подготовки, набора добровольцев, продвижения по службе и других административных вопросов, руководят генерал-адъютант, фактически являющийся начальником штаба при губернаторе, а также командиры соединений и частей НГ.

По решению президента США формирования НГ могут переподчиняться министерствам армии и ВВС, и задействоваться в интересах объединенных командований ВС США. Координация вопросов строительства, организации боевой подготовки, материально-технического обеспечения, а также связь между федеральными ведомствами и властями штатов осуществляются через соответствующие управления сухопутных войск и ВВС национальной гвардии.

Численность НГ для каждого штата устанавливается федеральным и местным законодательством пропорционально численности населения. Финансирование содержания этих формирований осуществляется по двум линиям: за счет федерального бюджета (90 проц и за счет средств штатов (10 проц.). Части и подразделения НГ комплектуются на добровольных началах гражданами, отслужившими действительную военную службу либо прошедшими обязательную подготовку в частях или учебных центрах регулярных ВС. Вербуются добровольцы по территориальному принципу.

Офицерский состав НГ комплектуется бывшими офицерами регулярных ВС, выпускниками курсов вневойсковой подготовки офицеров резерва, а также лицами, окончившими офицерские кандидатские школы.

Инструкторский состав частей и подразделений и преподаватели учебных центров НГ набираются из числа офицеров, сержантов и рядовых регулярных ВС. С приписным составом Национальной гвардии проводятся занятия по боевой и специальной подготовке (48 четырехчасовых занятий и месячные лагерные сборы ежегодно). Кроме того, в мирное время раз в пять лет гвардейцы могут на 12 месяцев привлекаться к решению задач, свойственных регулярным силам.

Служба в Национальной гвардии США совмещается с работой по основной специальности. То есть в миру Джон является адвокатом, или рабочим, но в Национальной гвардии США Джон командир взвода. Кроме основных выплат за службу в Национальной гвардии гвардейцы имеют следующие плюшки: право на надбавки для оплаты жилья, денежные компенсации для приобретения униформы (от 200 до 1 200 долларов в год), оплата расходов на лечение, имеют возможность покупать продукты и товары в военных магазинах, заправлять автомобили на военных станциях, где цена в два раза ниже, чем в среднем по стране. Уволившись после 20-летней службы, гвардейцы получают также весьма существенные надбавки к пенсии, которые полностью освобождены от налогообложения. Как видите даже в такой супер-пупер патриотичной стране как Америка без бонусов и льгот не обходятся.

Таким образом, у янки есть подушка безопасности в виде Армии резерва и Национальной гвардии США, где люди служат и живут гражданской жизнью параллельно. Они не являются контрактниками и профессионалами в полном смысле этого слова. И это при условии того, что у них стратегия явно не оборонительная. Действительно даже если их армия понесет большие потери...нет скажем будет вообще разгромлена на каком-либо континенте, у них есть время на переформирование и затыкание дыр. Кто к ним полезет через океаны и моря? Только тот у кого флот мощнее американского, то есть никто. Янки перегруппируются, пополнять армию людьми из Армии резерва или Национальной гвардии и задавят непокорных.

А как быть России? У нас столько сухопутных границ с другими государствами. В случае поражений и потерь масштабами июня 41 года, что делать? Если у нас армия полностью профессиональная? Основные силы разбиты и отступают. Кем пополнять? Ну есть допустим, сохранились еще люди, служившие по призыву в советское и российское время, их быстро погоняют по полигонам и на фронт. Дальше? Готовить новых солдат из лиц сугубо гражданских? Так их надо обучать по полным программам, это не резервисты с советских и раннероссийских времен, которых в течении 1-2 месяцев привели в форму и в бой. Или пускать остальных после краткосрочных курсов? Так качество таких бойцов явно будет неадекватным, простым языком пушечное мясо. Если многие «вумные» считают срочников мяском, то эти тогда кем будут? Недомяском? Поэтому переход российской армии только на контрактную основу будет во вред обороноспособности страны. А кто ратует за это, явно не дружат с головой, или просто сами не хотят проходить службу по призыву.

С другой стороны, видать не все знают, что есть экономический закон об 1%. По нему численность вооруженных сил в мирное время не должно превышать 1 процент от общего числа населения страны. Иначе начнутся проблемы в экономике. Поэтому число профи будет равняться и не превышать этого показателя. Но это в мирное время, а в случае полномасштабной войны? Как добрать численность армии по штатам военного времени? За счет кого? Ранее этот вопрос решался за счет резервистов, которые ранее служили по призыву. Могут сказать за счет тех уволенных контрактников, но это будет небольшое число. А Генеральный штаб должен учитывать все возможные и невозможные сценарии вооруженных конфликтов, в том числе и полномасштабной мировой бойни.

Поэтому, по-моему мнению, для нас наиболее лучший вариант это смешанный состав. Перевести соединения быстрого реагирования или постоянной готовности на контрактную основу, но для остальной армии оставить призывной принцип комплектования. Так как без формирования мобилизационного резерва все равно не обойтись да и никто не обходится. Кроме того, небольшая, но высокопрофессиональная армия эффективна в небольших локальных вооруженных конфликтах, но не в больших войнах!

 

ammoussr.ru

Контрактная армия: “за” и “против”

Ксения Флоря

В Молдове опять хотят создать контрактную армию. “Мы приняли политическое решение отказаться от обязательной военной службы. Правительство в течение ближайших двух лет будет сокращать число призывников до полного отказа от призыва”, - заявил на прошлой неделе на еженедельном брифинге лидер правящей ДПМ Владимир Плахотнюк.

В РМ уже пытались полностью перейти на контрактную службу. Согласно Концепции военной реформы 2002 г., к 2008-2009 гг. в Вооруженных силах страны предусматривалось осуществить полный переход на контрактную систему, а к 2014 г. Национальная армия должна была стать профессиональной, мобильной, хорошо подготовленной, в основном состоящей из частей быстрого реагирования. Однако сейчас авторы той реформы считают, что Вооруженным силам Республики Молдова не целесообразно полностью отказываться от призыва.

Военная реформа от ДПМ

Политическое решение отказаться от обязательной военной службы руководство Демократической партии приняло после изучения “поступивших сигналов”.

“Мы потребовали подробного исследования условий, которые сейчас может предоставить наша армия молодым новобранцам, условий, которые недостаточны для хорошей подготовки и достойного проживания на период прохождения военной службы. Другая причина заключается в том, что некоторые молодые люди платят большие суммы денег для того, чтобы избежать военной службы. Служат только те, у кого нет денег, чтобы заплатить, и здесь мы говорим об очень серьёзной проблеме, которую нужно решить раз и навсегда”, - заявил председатель ДПМ.

Когда Владимир Плахотнюк с партийной трибуны объявляет о запуске очередной реформы или какого-нибудь социального проекта, это значит, что всё уже обсуждено, необходимые законодательные и нормативные акты разработаны и в ближайшее время они будут утверждены правительством и парламентом. Так произошло и на этот раз. Уже на следующий день после брифинга председателя Демократической партии, министерство обороны на своём сайте и в соцсетях поспешило сообщить: план действий по повышению профессионализма Вооружённых сил РМ почти завершён и в скором времени будет утверждён правительством.

Разработанный документ, говорится в сообщении, предусматривает постепенную отмену обязательной военной службы. Его внедрение начнётся с осеннего призыва: число солдат-срочников будет сокращено в пользу увеличения числа профессиональных военных, нанятых на контрактной основе. В какой именно пропорции - не сообщается. Сегодня Вооружённые силы РМ где-то на 50-55% состоят из контрактников.

“В результате будут созданы новые рабочие места, финансовые ресурсы, ранее использовавшиеся для содержания солдат, будут направлены на улучшение других важных аспектов: условий работы военнослужащих-контрактников, социального обеспечения и обеспечения служебным жильём и, не в последнюю очередь, достойного вознаграждения военнослужащих-профессионалов”, - говорится в сообщении оборонного ведомства.

Процесс постепенного отказа от обязательной военной службы в молдавской армии будет сопровождаться пересмотром бюджета Министерства обороны в сторону увеличения, постепенным обновлением инфраструктуры воинских частей, боевой техники и вооружения. В итоге Вооружённые силы РМ превратятся в “современную, профессиональную, хорошо оснащенную армию, способную выполнять свои миссии, взаимодействуя с вооружёнными силами других государств”.

Аргументы “за”: сколько можно тянуть эту волынку?

Бывший министр обороны Валерий Плешка (2004-2007 гг.) – один из сторонников движения в направлении контрактной армии. Ещё в 2000 г. будущий глава оборонного ведомства, а на тот момент депутат, внёс в парламент законопроект об отмене обязательной военной службы и переходе на контрактную систему. По его мнению, это позволило бы сократить личный состав Вооружённых сил (на тот момент 8,5 тыс. солдат и офицеров), снизить бюджетные расходы на содержание армии и перенаправить сэкономленные средства на переоснащение, модернизацию и материальную поддержку военнослужащих-контрактников. Однако весной 2001 г. парламент отклонил данную законодательную инициативу, так как “во всём мире профессиональная армия стоит гораздо дороже армии со срочной службой”.

Своего мнения о необходимости перевода вооруженных сил РМ на контрактную основу Валерий Плешка не изменил и сейчас.

- С момента выдвижения моей инициативы об отказе от обязательной военной службы прошло почти 18 лет, но за это время в Национальной армии мало что изменилось, - говорит Валерий Плешка. – Так какой смысл продолжать тянуть эту волынку? 65% средств, которые сегодня выделяются Министерству обороны, уходят на социальные нужды – выплату зарплат, содержание военнослужащих и т.д., а на развитие, на приобретение нового вооружения взамен устаревшего, на улучшение боевой подготовки денег нет. Так что или уже упраздните этот институт, или доведите его до современных стандартов!

Политическая власть у нас во все времена обходила стороной вопросы, касающиеся обороноспособности страны: нет реальной военной угрозы, значит, и армия не совсем нам нужна. Об этом, конечно, прямо не говорили, но в кулуарах такие настроения были. Я, человек гражданский, став министром обороны, понял, что армия – это всё-таки важный атрибут государственности. Поэтому сейчас, не являясь сподвижником Демократической партии, я приветствую объявленную ею реформу. Наконец-то у нас опять подняли вопрос о профессионализации Вооружённых сил, - отметил Плешка.

По его мнению, за 12 месяцев срочной службы из призывников невозможно подготовить хороших солдат - они просто не успевают нормально обучиться военному делу. А служба по контракту – это работа, военнослужащий по контракту – это профессиональный защитник Родины, следовательно, к профессиональной контрактной армии и требования выше.

- Конечно, сейчас эту инициативу критикуют, - продолжает экс-министр. - Первый задаваемый вопрос: откуда власти собираются взять средства на перевооружение и на перевод Национальной армии на контрактную основу при относительной скудности госбюджета? Думаю, что прежде чем объявить об этой реформе, руководство ДПМ изыскало определённые возможности, в том числе у партнёров по развитию. В конце концов, имеется пример Грузии - страны не более богатой, чем наша. Тем не менее, после 2008 г. Грузия существенно реформировала свои Вооружённые силы и значительно повысила свою обороноспособность. Так что было бы желание и политическая воля. Я считаю, что давно назрела необходимость перевода Национальной армии на профессиональную основу, - заключил он.

Другой бывший глава оборонного ведомства - Виталий Маринуца - тоже считает, что Национальная армия должна быть полностью переведена на контрактную основу. Будучи министром обороны (2009-2014 гг.), он не раз говорил о необходимости отказа от службы по призыву: в его бытность министром оборонное ведомство также разработало план реструктуризации Вооружённых сил, который предусматривал переход на контрактную основу и сокращение численности личного состава.

Однако для того, чтобы успешно провести такого рода реформу, заявил Виталий Маринуца в эфире одного из телеканалов, политики должны быть готовы обеспечить бюджет для армии в размере не менее 1% ВВП в течении как минимум пяти лет. Даже нейтральная Швейцария выделяет на оборону от 1,5 до 2,5% ВВП. Однако в среднесрочных планах правительства таких трат не предусмотрено. Согласно плану действий по реализации Национальной стратегии обороны на 2017-2021 гг., к 2020 г. военные расходы страны составят лишь 0,5% ВВП.  

Аргументы “против”: мы останемся без резервистов

Концепция военной реформы 2002 г., согласно которой в Молдове уже лет 9-10, как должна была быть контрактная армия, была принята, когда Министерство обороны возглавлял Виктор Гайчук. Однако сегодня бригадный генерал Гайчук считает, что инициатива о создании в Молдове контрактной армии несвоевременна.

- Международная обстановка после 2014 г. совсем не такая, что была в 2002 г., когда мы разрабатывали и принимали свою Концепцию военной реформы, - говорит экс-министр обороны. – Психологический климат в регионе сейчас намного напряжённее, чем был тогда. Если раньше у Молдовы была одна проблемная точка – Приднестровье, то сейчас вокруг нас уже целый ряд очагов напряжения.

После событий на Украине 2014 г. целый ряд европейских стран, в своё время отказавшихся от призывной системы, решили вернуть армейский призыв. В других странах этот вопрос обсуждается. Я не хочу сказать, что нам нужно готовиться к войне, но нужно следить за развитием ситуации и быть готовыми ко всему. То есть, напряжённая обстановка нарастает, а мы в своих реформах идём совсем другим путём, чем европейские страны.

Ни в выступлении председателя Демократической партии, ни в сообщении Министерства обороны о грядущей военной реформе, я не услышал, что будет с организацией мобилизационного резерва. Ведь в случае угрозы со стороны заведомо более сильного противника для защиты страны одной профессиональной армии может оказаться мало. Сегодня численность Вооружённых сил Республики Молдова не превышает 5,5 тыс. человек. В случае начала военных действий наверняка будут потери, которые нужно будет восполнять. Армии необходим подготовленный резерв, а он формируется из тех самых срочников, которые в случае военной необходимости способны встать в строй. Однако при переходе на контрактную систему полностью, этот ресурс не восполняется и постепенно утрачивается. Этого нам ни в коем случае нельзя допускать, - считает Гайчук.

Он выступает за то, чтобы полностью на контрактной основе у нас формировались так называемые элитные войска – батальон спецназа, 22-ой миротворческий батальон и т.д., а 30% комплектования армии осуществлялось за счёт срочной службы.

- Это позволит нам сохранить резервистов и не разорвать ниточку “Народ и армия едины”, как говорят в народе, - делает вывод экс-министр.

Аргументы “против”: какую перспективу мы можем предложить военнослужащим?

Экс-министр обороны Виорел Чиботару (февраль-июль 2015 г.) тоже не является сторонником полного перевода Национальной армии на контрактную основу.

- Я считаю, что в Республике Молдова сегодня сложилась достаточно стройная смешанная система комплектования Вооружённых сил, - говорит Виорел Чиботару. - С одной стороны, мы профессионализировали в Национальной армии всё, что можно было профессионализировать: не надо путать такие понятия, как контрактация и профессионализация армии. У нас серьёзная проблема не в том, что наши военные не профессиональны, а в том, что они не обеспечены нормальным соцпакетом (у них низкая зарплата, нет жилья, достаточно тяжелые условия прохождения службы) и в том, что на вооружении Национальной армии сегодня находится устаревшее вооружение.

С другой стороны, в наших Вооружённых силах сложился так называемый тип добровольного служения. Я категорически не согласен с заявлением г-на Плахотнюка, что сегодня в молдавской армии служат те, кто не смог от неё откупиться. Когда я стал министром обороны (а до меня эту работу начал Валерий Троенко) было очень много сделано для того, чтобы искоренить систему поборов с призывников, и план призыва не только выполнялся, но и увеличился. Посмотрите на результаты социологических опросов: несмотря на все проблемы в наших Вооружённых силах, у армии остаётся достаточно высокий авторитет в обществе, в отличие от правительства и парламента.

Если вы говорите, что переводите армию на контрактную основу, это значит, что военная служба в Молдове становится профессией, которая требует достойной оплаты труда. Сегодня люди ищут работу от 500 долларов и выше. Это где-то 10 тыс. леев в месяц. А что мы можем предложить нашим военнослужащим?

Средняя зарплата офицеров среднего звена (старшие лейтенанты и капитаны) составляет 4 тыс. леев, 5-8 дежурств в месяц в не самых комфортабельных условиях, проживание в плохо обустроенных общежитиях, в армии не хватает амуниции, соцпакет, который не только не дотягивает до европейских стандартов, но и для наших условий полностью не обеспечивается, плюс старое оружие и техника, с которыми приходится работать. Где тут перспектива? Где мотивация? – задается он вопросом.

Чиботару считает, что при модернизации Вооружённых сил нам сегодня нужно сосредоточиться не на отказе от призыва, а на инвестициях в армейскую инфраструктуру, на закупке современного вооружения и создании нормальных условий для прохождения военной службы.

- Сегодня многие европейские страны не в состоянии укомплектовать свои армии контрактниками, хотя в отличие от нас имеют немалые финансовые, интеллектуальные, пропагандистские и иные ресурсы. А мы со своими серьёзными демографическими и финансовыми проблемами отказываемся от смешанного варианта формирования Вооружённых сил в пользу контрактной системы. За счёт каких средств? Контрактная армия – это профессиональные военнослужащие, которые должны оплачиваться гораздо выше, чем призывники. Конечно, призывников нужно обучать постоянно, а контрактников один раз, периодически устраивая им дополнительную подготовку, так что в долгосрочной перспективе контрактная армия будет обходиться не на много дороже, чем призывная. Однако на первых порах реформы расходы на содержание контрактной армии придётся увеличить в два, а то и в три раза, потому что расходы на солдат-срочников несопоставимы с зарплатами военнослужащих-контрактников, плюс возрастут затраты на соцпакет.

Я уже не говорю о том, что со временем при переходе на контрактную систему мы потеряем мобилизационный резерв. Для нашей страны с нашей неразвитой экономикой, с нашим неопределённым статусом (то ли мы нейтральное государство, то ли не совсем), да ещё в достаточно напряжённый в глобальном плане период, делать такие резкие движения и менять систему обороны, изымая из неё такой важный элемент, как подготовленный резерв, довольно опасно. Боюсь, что мы очень быстро начнём сталкиваться с достаточно большими проблемами.

Кроме того, мы пока не увидели никакого плана действий, не обозначены конкретные источники финансирования, документ не обсуждался в экспертном сообществе. Нам лишь сообщили, что план действий по повышению профессионализма Вооружённых сил РМ почти готов и скоро будет одобрен на заседании правительства.

 А как у них?

Когда у нас говорят о преимуществах контрактной армии перед призывной, часто приводят в пример США, где вся армия существует на контрактной основе. Однако у Вооружённых сил США есть определённая специфика: американская армия нацелена на решение экспедиционных задач, а не на оборону рубежей страны, поэтому американский опыт не совсем подходит для Республики Молдова.

Европейские государства условно можно поделить на три группы: страны, где отменён призыв, страны, в которых есть возможность призыва, но он не осуществляется в мирное время и страны, в которых сохраняется призывная система.

Например, в Голландии призыв формально существует, но с 1996 г. не проводится. Во Франции призыв в мирное время был приостановлен в 2001 г. и заменён на ежегодный День подготовки к национальной обороне, в котором обязательно должны участвовать мужчины и женщины в возрасте 16-18 лет. В Германии призыв был приостановлен в 2011 г., но теоретически в любой момент может быть восстановлен.

Из стран НАТО призывная система сейчас сохраняется в Дании (все годные по медицинским показателям мужчины старше 18 лет должны пройти 4-месячную службу), Эстонии (8-месячная или 11-месячная служба, которую проходят мужчины в возрасте 18-28 лет), Греции (8-месячная служба в армии или 12-месячная на флоте или в ВВС), а также Норвегии (в 2015 г. здесь обязали служить в армии и женщин, срок действительной службы составляет 19 месяцев).

Также служба по призыву действует в таких нейтральных государствах, как Австрия и Швейцария. В 2013 г. эти страны провели референдумы по вопросу отмены военного призыва, однако 59% проголосовавших австрийцев и 73% проголосовавших швейцарцев высказались за сохранение призывной системы в прежнем виде. Модель швейцарской армии, считающейся одной из наиболее дееспособных не только в Европе, но и во всём мире, состоит из трёх уровней: небольшая группа профессиональных военных, подкрепленная большим количеством призывников и ещё более значительной частью обученных резервистов. До реформы 2003 г. Швейцария могла в одночасье поставить под ружьё 400 тыс. человек при населении 8 млн человек. По результатам референдума 2003 г. эта цифра была сокращена вдвое.

Большинство стран бывшего Варшавского договора, теперь являющихся членами НАТО, в своё время отказались от призывной системы. Чехия перешла на контрактный принцип формирования своей армии в 2005 г., Румыния и Латвия – в 2007 г., Болгария и Литва – в 2008 г., Польша – в 2009 г. До 2014 г. страны, сохраняющие призыв, в Европе были в меньшинстве – их было всего 11. Однако в последнее время наметилась устойчивая тенденция: всё больше европейских государств пытаются восстановить дееспособность своих вооружённых сил с помощью призывников.

Литва вернула армейский призыв в 2015 г., сославшись на “сложную геополитическую ситуацию” и пообещав солдатам-срочникам девятимесячную службу и государственные гарантии в обучении и трудоустройстве. Правда, как писали местные СМИ, проблема заключалась не столько в “геополитической ситуации”, сколько в том, что литовскую армию из-за недостаточного содержания стали покидать кадровые военные. Не помогло даже постановление правительства, позволяющее военнослужащим подрабатывать в свободное от службы время на стороне.

В 2017 г. призыв на обязательную военную службу, приостановленную летом 2016 г., возобновила Грузия. А с этого года Министерство обороны Грузии запускает систему военного резерва по финской модели в пилотном режиме. Проект подразумевает создание трёх типов резерва: резерв армии, территориальный резерв и резерв специалистов. Количество дней службы в год для них не будет превышать 45-60.

В марте 2017 г., через семь лет после отмены, воинскую обязанность вернула Швеция. И хотя шведские чиновники говорили, что это связано с “агрессией России на Украине”, “участившимися случаями шпионажа” и “другими кризисами, в том числе на Ближнем Востоке”, шведская пресса писала, что основном причиной такого решения стало нежелание жителей страны идти в профессиональную армию и, как следствие, недоукомплектованность шведских вооружённых сил.

Активно обсуждается вопрос о возвращении призыва в Чехии и Болгарии. В Чехии в прошлом году был разработан законопроект, согласно которому молодые люди после окончания школы на 3-5 месяцев будут уходить в армию, а тот, кто будет уличён в попытке “откосить” от службы, может попасть в тюрьму. А вот в Болгарии пока подумывают о введении добровольного призыва в армию. Как заявил в январе этого года министр обороны страны Красимир Каракачанов, лично он является сторонником введения обязательного призыва, так как рисков в мире становится всё больше, и они приближаются к границам Болгарии, и добровольный призыв станет первым шагом в этом направлении.

Так, что о возвращении воинского призыва из-за различных проблем в последнее время задумывается всё больше европейских государств, в то время как в Республике Молдова собираются отказаться от обязательной военной службы и перейти на контрактный принцип формирования Национальной армии.

noi.md

Контрактная армия: “за” и “против”

Ксения Флоря

В Молдове опять хотят создать контрактную армию. “Мы приняли политическое решение отказаться от обязательной военной службы. Правительство в течение ближайших двух лет будет сокращать число призывников до полного отказа от призыва”, - заявил на прошлой неделе на еженедельном брифинге лидер правящей ДПМ Владимир Плахотнюк.

В РМ уже пытались полностью перейти на контрактную службу. Согласно Концепции военной реформы 2002 г., к 2008-2009 гг. в Вооруженных силах страны предусматривалось осуществить полный переход на контрактную систему, а к 2014 г. Национальная армия должна была стать профессиональной, мобильной, хорошо подготовленной, в основном состоящей из частей быстрого реагирования. Однако сейчас авторы той реформы считают, что Вооруженным силам Республики Молдова не целесообразно полностью отказываться от призыва.

Военная реформа от ДПМ

Политическое решение отказаться от обязательной военной службы руководство Демократической партии приняло после изучения “поступивших сигналов”.

“Мы потребовали подробного исследования условий, которые сейчас может предоставить наша армия молодым новобранцам, условий, которые недостаточны для хорошей подготовки и достойного проживания на период прохождения военной службы. Другая причина заключается в том, что некоторые молодые люди платят большие суммы денег для того, чтобы избежать военной службы. Служат только те, у кого нет денег, чтобы заплатить, и здесь мы говорим об очень серьёзной проблеме, которую нужно решить раз и навсегда”, - заявил председатель ДПМ.

Когда Владимир Плахотнюк с партийной трибуны объявляет о запуске очередной реформы или какого-нибудь социального проекта, это значит, что всё уже обсуждено, необходимые законодательные и нормативные акты разработаны и в ближайшее время они будут утверждены правительством и парламентом. Так произошло и на этот раз. Уже на следующий день после брифинга председателя Демократической партии, министерство обороны на своём сайте и в соцсетях поспешило сообщить: план действий по повышению профессионализма Вооружённых сил РМ почти завершён и в скором времени будет утверждён правительством.

Разработанный документ, говорится в сообщении, предусматривает постепенную отмену обязательной военной службы. Его внедрение начнётся с осеннего призыва: число солдат-срочников будет сокращено в пользу увеличения числа профессиональных военных, нанятых на контрактной основе. В какой именно пропорции - не сообщается. Сегодня Вооружённые силы РМ где-то на 50-55% состоят из контрактников.

“В результате будут созданы новые рабочие места, финансовые ресурсы, ранее использовавшиеся для содержания солдат, будут направлены на улучшение других важных аспектов: условий работы военнослужащих-контрактников, социального обеспечения и обеспечения служебным жильём и, не в последнюю очередь, достойного вознаграждения военнослужащих-профессионалов”, - говорится в сообщении оборонного ведомства.

Процесс постепенного отказа от обязательной военной службы в молдавской армии будет сопровождаться пересмотром бюджета Министерства обороны в сторону увеличения, постепенным обновлением инфраструктуры воинских частей, боевой техники и вооружения. В итоге Вооружённые силы РМ превратятся в “современную, профессиональную, хорошо оснащенную армию, способную выполнять свои миссии, взаимодействуя с вооружёнными силами других государств”.

Аргументы “за”: сколько можно тянуть эту волынку?

Бывший министр обороны Валерий Плешка (2004-2007 гг.) – один из сторонников движения в направлении контрактной армии. Ещё в 2000 г. будущий глава оборонного ведомства, а на тот момент депутат, внёс в парламент законопроект об отмене обязательной военной службы и переходе на контрактную систему. По его мнению, это позволило бы сократить личный состав Вооружённых сил (на тот момент 8,5 тыс. солдат и офицеров), снизить бюджетные расходы на содержание армии и перенаправить сэкономленные средства на переоснащение, модернизацию и материальную поддержку военнослужащих-контрактников. Однако весной 2001 г. парламент отклонил данную законодательную инициативу, так как “во всём мире профессиональная армия стоит гораздо дороже армии со срочной службой”.

Своего мнения о необходимости перевода вооруженных сил РМ на контрактную основу Валерий Плешка не изменил и сейчас.

- С момента выдвижения моей инициативы об отказе от обязательной военной службы прошло почти 18 лет, но за это время в Национальной армии мало что изменилось, - говорит Валерий Плешка. – Так какой смысл продолжать тянуть эту волынку? 65% средств, которые сегодня выделяются Министерству обороны, уходят на социальные нужды – выплату зарплат, содержание военнослужащих и т.д., а на развитие, на приобретение нового вооружения взамен устаревшего, на улучшение боевой подготовки денег нет. Так что или уже упраздните этот институт, или доведите его до современных стандартов!

Политическая власть у нас во все времена обходила стороной вопросы, касающиеся обороноспособности страны: нет реальной военной угрозы, значит, и армия не совсем нам нужна. Об этом, конечно, прямо не говорили, но в кулуарах такие настроения были. Я, человек гражданский, став министром обороны, понял, что армия – это всё-таки важный атрибут государственности. Поэтому сейчас, не являясь сподвижником Демократической партии, я приветствую объявленную ею реформу. Наконец-то у нас опять подняли вопрос о профессионализации Вооружённых сил, - отметил Плешка.

По его мнению, за 12 месяцев срочной службы из призывников невозможно подготовить хороших солдат - они просто не успевают нормально обучиться военному делу. А служба по контракту – это работа, военнослужащий по контракту – это профессиональный защитник Родины, следовательно, к профессиональной контрактной армии и требования выше.

- Конечно, сейчас эту инициативу критикуют, - продолжает экс-министр. - Первый задаваемый вопрос: откуда власти собираются взять средства на перевооружение и на перевод Национальной армии на контрактную основу при относительной скудности госбюджета? Думаю, что прежде чем объявить об этой реформе, руководство ДПМ изыскало определённые возможности, в том числе у партнёров по развитию. В конце концов, имеется пример Грузии - страны не более богатой, чем наша. Тем не менее, после 2008 г. Грузия существенно реформировала свои Вооружённые силы и значительно повысила свою обороноспособность. Так что было бы желание и политическая воля. Я считаю, что давно назрела необходимость перевода Национальной армии на профессиональную основу, - заключил он.

Другой бывший глава оборонного ведомства - Виталий Маринуца - тоже считает, что Национальная армия должна быть полностью переведена на контрактную основу. Будучи министром обороны (2009-2014 гг.), он не раз говорил о необходимости отказа от службы по призыву: в его бытность министром оборонное ведомство также разработало план реструктуризации Вооружённых сил, который предусматривал переход на контрактную основу и сокращение численности личного состава.

Однако для того, чтобы успешно провести такого рода реформу, заявил Виталий Маринуца в эфире одного из телеканалов, политики должны быть готовы обеспечить бюджет для армии в размере не менее 1% ВВП в течении как минимум пяти лет. Даже нейтральная Швейцария выделяет на оборону от 1,5 до 2,5% ВВП. Однако в среднесрочных планах правительства таких трат не предусмотрено. Согласно плану действий по реализации Национальной стратегии обороны на 2017-2021 гг., к 2020 г. военные расходы страны составят лишь 0,5% ВВП.  

Аргументы “против”: мы останемся без резервистов

Концепция военной реформы 2002 г., согласно которой в Молдове уже лет 9-10, как должна была быть контрактная армия, была принята, когда Министерство обороны возглавлял Виктор Гайчук. Однако сегодня бригадный генерал Гайчук считает, что инициатива о создании в Молдове контрактной армии несвоевременна.

- Международная обстановка после 2014 г. совсем не такая, что была в 2002 г., когда мы разрабатывали и принимали свою Концепцию военной реформы, - говорит экс-министр обороны. – Психологический климат в регионе сейчас намного напряжённее, чем был тогда. Если раньше у Молдовы была одна проблемная точка – Приднестровье, то сейчас вокруг нас уже целый ряд очагов напряжения.

После событий на Украине 2014 г. целый ряд европейских стран, в своё время отказавшихся от призывной системы, решили вернуть армейский призыв. В других странах этот вопрос обсуждается. Я не хочу сказать, что нам нужно готовиться к войне, но нужно следить за развитием ситуации и быть готовыми ко всему. То есть, напряжённая обстановка нарастает, а мы в своих реформах идём совсем другим путём, чем европейские страны.

Ни в выступлении председателя Демократической партии, ни в сообщении Министерства обороны о грядущей военной реформе, я не услышал, что будет с организацией мобилизационного резерва. Ведь в случае угрозы со стороны заведомо более сильного противника для защиты страны одной профессиональной армии может оказаться мало. Сегодня численность Вооружённых сил Республики Молдова не превышает 5,5 тыс. человек. В случае начала военных действий наверняка будут потери, которые нужно будет восполнять. Армии необходим подготовленный резерв, а он формируется из тех самых срочников, которые в случае военной необходимости способны встать в строй. Однако при переходе на контрактную систему полностью, этот ресурс не восполняется и постепенно утрачивается. Этого нам ни в коем случае нельзя допускать, - считает Гайчук.

Он выступает за то, чтобы полностью на контрактной основе у нас формировались так называемые элитные войска – батальон спецназа, 22-ой миротворческий батальон и т.д., а 30% комплектования армии осуществлялось за счёт срочной службы.

- Это позволит нам сохранить резервистов и не разорвать ниточку “Народ и армия едины”, как говорят в народе, - делает вывод экс-министр.

Аргументы “против”: какую перспективу мы можем предложить военнослужащим?

Экс-министр обороны Виорел Чиботару (февраль-июль 2015 г.) тоже не является сторонником полного перевода Национальной армии на контрактную основу.

- Я считаю, что в Республике Молдова сегодня сложилась достаточно стройная смешанная система комплектования Вооружённых сил, - говорит Виорел Чиботару. - С одной стороны, мы профессионализировали в Национальной армии всё, что можно было профессионализировать: не надо путать такие понятия, как контрактация и профессионализация армии. У нас серьёзная проблема не в том, что наши военные не профессиональны, а в том, что они не обеспечены нормальным соцпакетом (у них низкая зарплата, нет жилья, достаточно тяжелые условия прохождения службы) и в том, что на вооружении Национальной армии сегодня находится устаревшее вооружение.

С другой стороны, в наших Вооружённых силах сложился так называемый тип добровольного служения. Я категорически не согласен с заявлением г-на Плахотнюка, что сегодня в молдавской армии служат те, кто не смог от неё откупиться. Когда я стал министром обороны (а до меня эту работу начал Валерий Троенко) было очень много сделано для того, чтобы искоренить систему поборов с призывников, и план призыва не только выполнялся, но и увеличился. Посмотрите на результаты социологических опросов: несмотря на все проблемы в наших Вооружённых силах, у армии остаётся достаточно высокий авторитет в обществе, в отличие от правительства и парламента.

Если вы говорите, что переводите армию на контрактную основу, это значит, что военная служба в Молдове становится профессией, которая требует достойной оплаты труда. Сегодня люди ищут работу от 500 долларов и выше. Это где-то 10 тыс. леев в месяц. А что мы можем предложить нашим военнослужащим?

Средняя зарплата офицеров среднего звена (старшие лейтенанты и капитаны) составляет 4 тыс. леев, 5-8 дежурств в месяц в не самых комфортабельных условиях, проживание в плохо обустроенных общежитиях, в армии не хватает амуниции, соцпакет, который не только не дотягивает до европейских стандартов, но и для наших условий полностью не обеспечивается, плюс старое оружие и техника, с которыми приходится работать. Где тут перспектива? Где мотивация? – задается он вопросом.

Чиботару считает, что при модернизации Вооружённых сил нам сегодня нужно сосредоточиться не на отказе от призыва, а на инвестициях в армейскую инфраструктуру, на закупке современного вооружения и создании нормальных условий для прохождения военной службы.

- Сегодня многие европейские страны не в состоянии укомплектовать свои армии контрактниками, хотя в отличие от нас имеют немалые финансовые, интеллектуальные, пропагандистские и иные ресурсы. А мы со своими серьёзными демографическими и финансовыми проблемами отказываемся от смешанного варианта формирования Вооружённых сил в пользу контрактной системы. За счёт каких средств? Контрактная армия – это профессиональные военнослужащие, которые должны оплачиваться гораздо выше, чем призывники. Конечно, призывников нужно обучать постоянно, а контрактников один раз, периодически устраивая им дополнительную подготовку, так что в долгосрочной перспективе контрактная армия будет обходиться не на много дороже, чем призывная. Однако на первых порах реформы расходы на содержание контрактной армии придётся увеличить в два, а то и в три раза, потому что расходы на солдат-срочников несопоставимы с зарплатами военнослужащих-контрактников, плюс возрастут затраты на соцпакет.

Я уже не говорю о том, что со временем при переходе на контрактную систему мы потеряем мобилизационный резерв. Для нашей страны с нашей неразвитой экономикой, с нашим неопределённым статусом (то ли мы нейтральное государство, то ли не совсем), да ещё в достаточно напряжённый в глобальном плане период, делать такие резкие движения и менять систему обороны, изымая из неё такой важный элемент, как подготовленный резерв, довольно опасно. Боюсь, что мы очень быстро начнём сталкиваться с достаточно большими проблемами.

Кроме того, мы пока не увидели никакого плана действий, не обозначены конкретные источники финансирования, документ не обсуждался в экспертном сообществе. Нам лишь сообщили, что план действий по повышению профессионализма Вооружённых сил РМ почти готов и скоро будет одобрен на заседании правительства.

 А как у них?

Когда у нас говорят о преимуществах контрактной армии перед призывной, часто приводят в пример США, где вся армия существует на контрактной основе. Однако у Вооружённых сил США есть определённая специфика: американская армия нацелена на решение экспедиционных задач, а не на оборону рубежей страны, поэтому американский опыт не совсем подходит для Республики Молдова.

Европейские государства условно можно поделить на три группы: страны, где отменён призыв, страны, в которых есть возможность призыва, но он не осуществляется в мирное время и страны, в которых сохраняется призывная система.

Например, в Голландии призыв формально существует, но с 1996 г. не проводится. Во Франции призыв в мирное время был приостановлен в 2001 г. и заменён на ежегодный День подготовки к национальной обороне, в котором обязательно должны участвовать мужчины и женщины в возрасте 16-18 лет. В Германии призыв был приостановлен в 2011 г., но теоретически в любой момент может быть восстановлен.

Из стран НАТО призывная система сейчас сохраняется в Дании (все годные по медицинским показателям мужчины старше 18 лет должны пройти 4-месячную службу), Эстонии (8-месячная или 11-месячная служба, которую проходят мужчины в возрасте 18-28 лет), Греции (8-месячная служба в армии или 12-месячная на флоте или в ВВС), а также Норвегии (в 2015 г. здесь обязали служить в армии и женщин, срок действительной службы составляет 19 месяцев).

Также служба по призыву действует в таких нейтральных государствах, как Австрия и Швейцария. В 2013 г. эти страны провели референдумы по вопросу отмены военного призыва, однако 59% проголосовавших австрийцев и 73% проголосовавших швейцарцев высказались за сохранение призывной системы в прежнем виде. Модель швейцарской армии, считающейся одной из наиболее дееспособных не только в Европе, но и во всём мире, состоит из трёх уровней: небольшая группа профессиональных военных, подкрепленная большим количеством призывников и ещё более значительной частью обученных резервистов. До реформы 2003 г. Швейцария могла в одночасье поставить под ружьё 400 тыс. человек при населении 8 млн человек. По результатам референдума 2003 г. эта цифра была сокращена вдвое.

Большинство стран бывшего Варшавского договора, теперь являющихся членами НАТО, в своё время отказались от призывной системы. Чехия перешла на контрактный принцип формирования своей армии в 2005 г., Румыния и Латвия – в 2007 г., Болгария и Литва – в 2008 г., Польша – в 2009 г. До 2014 г. страны, сохраняющие призыв, в Европе были в меньшинстве – их было всего 11. Однако в последнее время наметилась устойчивая тенденция: всё больше европейских государств пытаются восстановить дееспособность своих вооружённых сил с помощью призывников.

Литва вернула армейский призыв в 2015 г., сославшись на “сложную геополитическую ситуацию” и пообещав солдатам-срочникам девятимесячную службу и государственные гарантии в обучении и трудоустройстве. Правда, как писали местные СМИ, проблема заключалась не столько в “геополитической ситуации”, сколько в том, что литовскую армию из-за недостаточного содержания стали покидать кадровые военные. Не помогло даже постановление правительства, позволяющее военнослужащим подрабатывать в свободное от службы время на стороне.

В 2017 г. призыв на обязательную военную службу, приостановленную летом 2016 г., возобновила Грузия. А с этого года Министерство обороны Грузии запускает систему военного резерва по финской модели в пилотном режиме. Проект подразумевает создание трёх типов резерва: резерв армии, территориальный резерв и резерв специалистов. Количество дней службы в год для них не будет превышать 45-60.

В марте 2017 г., через семь лет после отмены, воинскую обязанность вернула Швеция. И хотя шведские чиновники говорили, что это связано с “агрессией России на Украине”, “участившимися случаями шпионажа” и “другими кризисами, в том числе на Ближнем Востоке”, шведская пресса писала, что основном причиной такого решения стало нежелание жителей страны идти в профессиональную армию и, как следствие, недоукомплектованность шведских вооружённых сил.

Активно обсуждается вопрос о возвращении призыва в Чехии и Болгарии. В Чехии в прошлом году был разработан законопроект, согласно которому молодые люди после окончания школы на 3-5 месяцев будут уходить в армию, а тот, кто будет уличён в попытке “откосить” от службы, может попасть в тюрьму. А вот в Болгарии пока подумывают о введении добровольного призыва в армию. Как заявил в январе этого года министр обороны страны Красимир Каракачанов, лично он является сторонником введения обязательного призыва, так как рисков в мире становится всё больше, и они приближаются к границам Болгарии, и добровольный призыв станет первым шагом в этом направлении.

Так, что о возвращении воинского призыва из-за различных проблем в последнее время задумывается всё больше европейских государств, в то время как в Республике Молдова собираются отказаться от обязательной военной службы и перейти на контрактный принцип формирования Национальной армии.

noi.md

Военный призыв или контрактная служба? Опыт некоторых стран

19/10/2017 Военный призыв или контрактная служба? Опыт некоторых стран

Военный призыв или контрактная служба

Советская армия комплектовалась одним лишь путем — посредством призыва на военную службу, и «косить» от него считалось делом зазорным. Парня, не прошедшего военную службу, ожидали, наверное, не менее суровые испытания, чем солдата первогодка, начиная от трудностей вступления в ряды коммунистической партии и, соответственно, невозможности роста карьеры, и заканчивая тем, что его просто «не любили девушки». Срок службы составлял в среднем 2 года в сухопутных войсках и 3 года на флоте.

Военный призыв или контрактная служба

Российская армия, как известно, сейчас комплектуется путем сочетания двух основных способов. Это либо контрактная служба, либо традиционный призыв, который является выражением всеобщей воинской повинности, знакомой истории многих государств. Срок службы в недавнем прошлом был сокращен до 1 года. Предоставляется возможность выбора – проходить 1 год военной службы по призыву или 2 года по контракту. Все подробности по вопросам призыва в ряды вооруженных сил можно найти на этом сайте.

Военный призыв или контрактная служба

А каким образом обстоит дело с комплектованием вооруженных сил других государств, учтены ли ими недостатки того или иного способа набора защитников отечества, и может ли быть их положительный опыт перенят нашей страной?

Армия США, в настоящее время, комплектуется только путем найма добровольцев-контрактников. Самая маленькая зарплата  американских солдат составляет 1,5 тысячи долларов, средняя — до 10 раз больше.

Военный призыв или контрактная служба

Аналогичным образом происходит комплектование вооруженных сил Франции, здесь также набирают для военной службы лишь контрактников. К слову сказать, именно эта страна, в не далеком прошлом, придумала осуществлять комплектацию армии призывниками, но уже 150 лет, как французы отказались от этого способа. Однако, в качестве обязательной службы, практикуется ежегодное проведение, так называемых «Дней обороны», на которых молодежь познает «тяготы и лишения» армейских будней. Жалованье контрактника зависит от срока контракта и его звания и составляет в среднем от 640 до 3800 евро. Срок контракта составляет от 1 года до 3-х лет.

Военный призыв или контрактная служба

Армия Великобритании комплектуется только за счет добровольцев на контрактной основе. Средняя заработная плата контрактника — около 1500 фунтов считается достаточно низкой по сравнению с уровнем заработной платы в государстве в целом. В силу этого обстоятельства, королевские вооруженные силы постоянно недоукомплектованы личным составом.

Военный призыв или контрактная служба

Германия избрала для «Бундесвера» смешанный способ комплектации. Пополнение рядов военнослужащих осуществляется как по призыву, так и по контракту. В настоящее время в германской армии преобладают солдаты-контрактники.

Военный призыв или контрактная служба

В Израиле воинский призыв сохранился до настоящего времени и является долгом каждого, как и в России. Не исключена возможность службы по контракту, но, заключение контракта производится только с теми, кто «отмотал» срочную службу. Особенностью комплектования израильской армии является практика обязательности призыва незамужних женщин. Срок службы составляет для мужчин 3 года, для женщин 1 год. Уважительной причиной, которая влечет за собой безусловную демобилизацию, является вступление женщины-военнослужащей в брак. У мужчин такой привилегии нет.

Военный призыв или контрактная служба

Вооруженные силы Северной Кореи комплектуются путем всеобщего призыва мужской части населения на военную службу. В силу особенностей геополитического положения, эта маленькая страна практически постоянно в боеготовности и ожидает военного вторжения, что делает службу в армии действительно необходимостью для каждого корейца.

Военный призыв или контрактная служба

Контрактная служба для пополнения вооруженных сил, также, применяется в Австралии, Аргентине, Венгрии, Испании, Италии и других странах. Сохранен же призыв в армию, например, в Боливии, Бразилии, Вьетнаме, Греции и Дании.

Исходя из результатов изложенной армейской «экскурсии» по вооруженным силам различных государств, можно увидеть, что, хотя контрактная система весьма распространена в странах мира, во многих из них сохранился и обязательный призыв. Значительное количество стран среднего достатка или с небольшой территорией используют метод призыва на военную службу своих граждан, выбирая для себя, в качестве оптимального – смешанный способ комплектования войск.

Posted in Армия and tagged военный призыв, контрактная служба

paraparabellum.ru