Вооруженный конфликт в Мьянме: Почему буддисты вытесняют мусульман. Конфликт в бирме


История конфликта в Мьянме: stalist

События, произошедшие в Мьянме, когда буквально за 3 дня убили более 3 тысяч мусульман, вызвали обеспокоенность во всем мире. Однако конфликт в буддистском Мьянме с гонимыми мусульманами имеет исторические корни.

Когда-то Мьянма (страна в Юго-Восточной Азии) была известна как Бирма. Но местные жители это название не любят, считая его чужеземным. Поэтому после 1989 года страна была переименована в Мьянму (переводится как «быстрый», «сильный»).

Со времени получения страной независимости в 1948 году в Бирме велась гражданская война, в которой участвовали бирманские власти, коммунистические партизаны, повстанцы-сепаратисты. А если к этому взрывоопасному «коктейлю» добавить наркодельцов «Золотого треугольника», охватывавшего помимо Мьянмы еще Таиланд и Лаос, то станет очевидно, что ситуация на бирманской земле не символизировала тишь да гладь.

С 1962 и до 2011 года страна управлялась военными, а глава победившей в 1989 году оппозиционной Демократической Лиги, будущая лауреат Нобелевской премии мира До Аун Сан Су Чжи надолго оказалась заключена под домашний арест. Страна оказалась в довольно заметной изоляции от внешнего мира – в том числе в связи с западными санкциями. Но за последние годы в Мьянме произошли заметные изменения, были проведены выборы. И в прошлом году Аун Сан Су Чжи стала министром иностранных дел и государственным советником (де-факто премьер-министром).

В стране с населением в 60 млн человек, насчитывается более ста народностей: бирманцы, шаны, карены, араканцы, китайцы, индийцы, моны, качины и др. Подавляющее большинство верующих – буддисты, есть христиане, мусульмане, анимисты.

– Мьянма как многонациональная страна испытывает груз проблем подобного рода, – комментирует директор Центр АСЕАН при МГИМО Виктор Сумский. – Новым правительством страны делаются попытки урегулировать конфликтные ситуации, но по факту получается, что на первый план вышла именно проблема рохинджа...

Итак, кто такие рохинджа? Это этническая группа, компактно проживающая в мьянманском штате Ракхайн (Аракан). Рохинджа исповедуют ислам. По оценкам, их численность в Мьянме составляет от 800 тыс до 1,1 млн человек. Считается, что большая их часть переселилась на территорию Бирмы еще во времена британского колониального владычества.

Власти Мьянмы именуют рохинджа нелегальными иммигрантами из Бангладеш – и на этом основании отказывает им в гражданстве. Закон запрещал им рожать более двух детей. Власти пытались переселить их в Бангладеш – но и там их особо никто не ждал. Не случайно ООН называет их одним из самых преследуемых меньшинств в мире. Многие представители рохинджа бегут в Индонезию, Малайзию, Таиланд. Но ряд стран Юго-Восточной Азии – в том числе мусульманских – отказывается принимать этих беженцев, и суда с мигрантами разворачивают в море.

Во время Второй Мировой войны, когда Бирма была оккупирована Японией, в 1942 году произошла т. н. «араканская резня» между мусульманами-рохинджа, получивших оружие от британцев, и местными жителями-буддистами, поддерживавшими японцев. Десятки тысяч человек погибли, множество людей стали беженцами. Само собой, эти события не добавили доверия в отношения между общинами.

Время от времени в местах компактного проживания рохинджа вспыхивали серьезные трения, доходившие нередко до кровопролития. В то время как исповедующие буддизм бирманцы устраивают мусульманские погромы в Ракхайне, лидер тибетских буддистов Далай-лама призывал нобелевскую лауреатку Аун Сан Су Чжи поддержать представителей народности рохинджа. Высказывался в защиту бирманских мусульман и генсек ООН Пан Ги Мун. Не молчали по этому поводу и на Западе — и в Евросоюзе, и в США (хотя, конечно, в введенных в свое время против Мьянмы санкциях первую роль играла не проблема мусульманского меньшинства). А с другой стороны, проблему мусульман в Бирме в прошлые десятилетия активно использовали и различного рода теоретики «глобального джихада» — от Абдаллы Аззама до его ученика Усамы бен Ладена. Так что нельзя исключать и того, что этот регион может стать новой точкой конфликта, куда потянутся сторонники самых радикальных группировок джихадистского толка — как это произошло, скажем, на Филиппинах.

Ситуация особенно обострилась после того, как в октябре прошлого года десятки человек атаковали три мьянманских погранпоста, в результате девять пограничников были убиты. После этого в штат Ракхайн были введены войска. Более 20 тыс человек бежали в Бангладеш. В феврале 2017 года был опубликован доклад ООН, созданный на основе опросов беженцев: в нем приводятся шокирующие факты внесудебных расправ над рохинджа со стороны местных националистов, а также силовиков, групповых изнасилований и т. д.

Только за последние дни в Бангладеш бежали около 90 тыс. представителей рохинджа. Это случилось после того, как 25 августа повстанцы из «Араканской армии солидарности рохинджа» атаковали десятки полицейских постов и армейскую базу в Ракхайне. Последующие столкновения и военное контрнаступление унесли по меньшей мере 400 жизней. Власти обвиняют боевиков в поджогах домов и убийствах гражданских лиц, а правозащитники винят в том же армию. И еще до Рамзана Кадырова в защиту бирманских мусульман на прошлой неделе выступил турецкий президент Эрдоган, назвавший происходящее геноцидом, о котором «все молчат»...

После стихийного митинга мусульман у посольства Мьянмы в Москве в защиту единоверцев митинг прошел и в Грозном — в нем приняли участие около миллиона человек.

Источник

stalist.livejournal.com

Что за народ рохинджа. И чему стоит верить, а чему — нет в истории конфликта в Мьянме

Лагерь бирманских беженцев народности рохниджа в Бангладеш. Фото: Reuters

Аида Симония

Ведущий научный сотрудник отдела Юго-Восточной Азии Института Востоковедения РАН

Британское наследство и саудовский след  

— Бирма (так государство называлось до 1989 года) долгое время входила в состав Индии и была Британской колонией. На протяжении британского владычества рохинджа — этнические южные индийцы — массово переселялись на территорию Британской Бирмы: британцы использовали их как дешевую рабочую силу на рисовых полях. (В то время Бирма была рисовой житницей всей Азии). После объявления независимости Бирмы в 1948 году началась демаркация границ. И выяснилось, что предоставлять гражданство рохинджа правительство Бирмы не собирается.

В 1962 году в стране установилась военная диктатура, руководители государства начинали думать, что делать с этим народом. В 1982 году был принят закон о гражданстве, однако гражданских и политических прав народу рохинджа так и не предоставили.

Мьянма — очень сложное полиэтническое и поликонфессиональное государство с населением в 55 миллионов человек, в нем проживает 135 различных этнических групп, из которых восемь — крупные. Все они граждане — кроме рохинджа, численность которых в Мьянме сейчас составляет 1—1,2 млн человек.

Я бы подчеркнула, что конфликт носит не религиозный характер. Мьянма — толерантная страна. Да, рохинджа — мусульмане в стране с преимущественно буддийским населением. Но в Мьянме проживают и другие мусульмане, их около 5% от населения, а также христиане — 7%. Все они являются гражданами страны. В отличие от рохинджа, у которых нет ни гражданских, ни политических прав, и власти десятилетиями отказывают им в этом, не считая коренным населением. В ответ боевики (а их, конечно, стоит отделять от мирных граждан) террористической «Армии спасения Аркан рохинджа» устраивают провокации: раньше это носило преимущественно уголовный характер (нападения, грабежи, изнасилования), а сейчас вышло на совсем иной уровень.

«Армия спасения Аркан рохинджа» возникла в 1948 году — практически сразу после объявления независимости Бирмы. О целях этой организации можно судить по их флагу, где изображены контуры штата Аркан (так он назывался раньше, современное название — Ракхайн) как независимого от Мьянмы государства.

Долгое время об «Армии» ничего не было слышно, но в 90-х они нашли финансирование в Саудовской Аравии, которая очень сочувственно относится к «братьям-мусульманам» в их борьбе за независимость. Их тренировочные лагеря находятся за пределами страны. Хорошо обученные и вооруженные, они легко проникают через полупрозрачные границы и устраивают различного рода провокации — от нападений на блокпосты, до сжигания буддийских деревень. Правительство Мьянмы не без оснований считает эту организацию террористической. «На глаз» отличить молодого мужчину от боевика часто очень сложно, поэтому, когда правительство начинает зачистку в ответ на провокации, под нее нередко попадают и гражданские лица.

То, что мы наблюдаем ныне, — второе серьезное обострение. Первое случилось в 9 октября 2016 года, когда хорошо вооруженные боевики в большом количестве совершили серию нападений на правительственные блокпосты. Тогда, как и сейчас, власти Мьянмы отреагировали на случившееся предельно жестко. Но важно понимать, что подавляющее большинство фотографий и видео о зверствах правительственных войск, которые массово гуляют сейчас в Сети, — старые. Сейчас у нас практически нет фото и видео с места событий — правительство Мьянмы закрыло въезд для журналистов и сотрудников международных организаций.

Владимир Путин не осуждал происходящее ныне в Мьянме. Вместе с египетским лидером он всего лишь сделал заявление о недопустимости притеснений кого-либо, в том числе и мусульман. Насколько я знаю, в последние дни в Совбезе ООН в повестку дня не вносилась резолюция по Мьянме, так что Россия не могла ее заблокировать. Хотя все предыдущие годы наша страна и Китай несколько раз блокировали резолюцию об оказании помощи мусульманскому меньшинству рохинджа.

Мьянма уже 20 лет находится под жесткими санкциями Европы и США. Россия же традиционно имела хорошие отношения с этой страной. Советский Союз одним из первых признал независимость Бирмы. Особой дружбы или глубоких экономических связей никогда не было, но поддержку оказывали всегда. В 90-х годах Россия наладила с Мьянмой военно-техническое сотрудничество и стала поставлять туда авиатехнику.

Многие сейчас обвиняют премьер-министра Мьянмы лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи в том, что она молчит и ничего не делает, чтобы защитить рохинджа. Это абсолютная неправда. Она очень достойный, честный и порядочный человек, и она не молчит, она действует. Ровно год назад она создала специальную комиссию по проблемам рохинджа, которую попросила возгласить лично Кофи Анана. В течение года Анан и его коллеги десятки раз ездили в штат Ракхайн и детально документировали все, что происходит там. По итогам собранного материала 24 августа комиссия опубликовала 70-ти страничный доклад с рекомендациями, как правительству Мьянмы выйти из существующего положения. А 25 августа боевики «Армии» — напали на правительственные блокпосты, и началась очередная эскалация конфликта.

Примечательно, что соседние мусульманские страны, например Бангладеш, отказывают принимать беженцев рохинджа. Несколько лет назад правительство Ганы, преимущественно христианского и очень светского государства, официально предлагало убежище рохинджа, они заявляли о том, что готовы принять всех до единого человека и обеспечить им все права. Однако рохинджа отказались.

По данным Amnesty International, за неделю обострения конфликт спровоцировал исход от 50 до 90 тысяч беженцев — как мусульман, так и буддистов. Точное число погибших неизвестно. Официально правительство говорит о 401-й жертве с обеих сторон.

Записала Ирина Гордиенко

мнение 

Валерий Ширяев

«Новая газета»

Рохинджа — это и есть бенгальцы  

— С точки зрения чистой науки назвать рохинджа сложившимся самостоятельным этносом мудрено. Неизвестно точно даже время, когда говорящие на бенгальском диалекте читтагонг (28 млн. говорящих) мусульмане Восточной Бенгалии, ища лучшей доли, образовали на территории Бирмы, соседней британской провинции, компактное меньшинство. Но все историки сходятся, что не позднее 150 лет назад.

Тогда расцвело творчество нобелевского лауреата Рабиндраната Тагора, бенгальца, великого земляка рохинджа, которым они могут законно гордиться. Замечательная песня Алексея Рыбникова из советской подростковой мелодрамы «Вам и не снилось» в оригинале написана на материнском языке рохинджа, хотя они недавно начали использовать для письма латиницу.

Есть немало вполне серьезных статей, где образование этого этнического меньшинства в Мьянме относят к породившей массовые миграционные потоки войне за независимость Бангладеш в 1971.

Почти все языки Индии состоят из густой каши диалектов, в которой роли ведущих часто меняются. Это относится и к современному бенгальскому языку. Тем не менее, попытки выделить язык рохинджа в самостоятельный язык несостоятельны.

Увеличению численности рохинджа способствовали гражданские столкновения, военные действия и природные катаклизмы в соседних землях. С каждым из них новый поток беженцев пытался найти убежище в Мьянме, которая тогда была еще Бирмой. Например, потоки беженцев породил оставивший в 1970 без жилья полмиллиона людей циклон Бхола (один из самых страшных в истории), которому Джордж Хариссон посвятил знаменитую песню «Бангладеш» и благотворительный концерт. Старшее поколение битломанов СССР слушало, как там  «so many people are dying fast», а в это время происходил рост народа рохинджа.

Заставившая людей бросить дом война за независимость, по сути, была войной гражданской, тогда погибло не менее 200 тыс. человек (по некоторым оценкам, до 3 млн.). Поскольку этот регион два века относится к самым бедным на Земле, ждать от местных правительств регулярной внятной демографической статистики не приходится. Но тропический рост налицо и без статистики. Стоит отметить, что если исключить города-государства и Мальдивы, то в Бангладеш самая высокая плотность населения в мире. Спасают это население только плодородные разливы Ганга, позволяющие собирать до четырех урожаев в год.

Численность рохинджа в Мьянме специалисты ООН еще в 2012 году оценивали в 800 тысяч, а в 2017 уже более миллиона (газеты Мьянмы пугают друг друга цифрой 2,5 млн.). Восточные бенгальцы умеют и любят делать детей, но все-таки увеличить за 5 лет численность народа на 20% вряд ли возможно. Легче предположить, что к ним присоединились соплеменники из Бангладеш.

Таким образом, подвергшийся кровавым акциям усмирения мятежный регион Мьянмы заселен бенгальцами, увеличивающими численность, в том числе, за счет миграции, и ничем не отличающиеся от жителей Бангладеш в плане религии, культуры и уровня общественного развития.

В этом и состоит их основная вина (оправдывающая убийства и средневековое насилие над гражданским населением) в глазах автохтонного населения, которое категорически не желает признавать их местными, несмотря на то, что основная часть рохинджа живет тут уже в четвертом-пятом поколении.

www.novayagazeta.ru

Вопросы и ответы о сути конфликта в Мьянме. Главное | Справка | Вопрос-Ответ

Беженцы рохинджа. Беженцы рохинджа. Фото: Reuters/ MOHAMMAD PONIR HOSSAIN

На западе Мьянмы произошли столкновения между правительственными силами и бенгальцами-мусульманами народа рохинджа. Конфликт начался 25 августа, когда члены созданной в прошлом году «Армии спасения рохинджа Аракана» (АRSA) напали на полицейских и армейскую базу. Власти в ответ на нападение начали военную операцию, в результате которой погибли сотни мусульман. Военные силовики проводят налёты на дома мусульман, которые проживают в штате Ракхайн (Аракан), сжигают дома мусульман, отбирают у них имущество и домашних животных. 

25 августа 2017 года Центральный контртеррористический комитет Мьянмы официально объявил ARSA террористической организацией.

Кто такие рохинджа?

Рохинджа — это этническая группа, исповедующая ислам, и компактно проживающая в штате Ракхайн (Аракан) на западе Мьянмы. Их численность оценивается в 1 млн человек, еще около миллиона бежали за последние годы в мусульманские страны — Бангладеш, Саудовскую Аравию, Малайзию, Пакистан. Представители этого народа не имеют гражданства Мьянмы, власти страны называют проживающих на территории Ракхайна жителей «мусульманами, проживающими в Араканской области». 

Рохинджа считают себя полновластными хозяевами штата Ракхайн, утверждая, что они являются потомками арабов, колонизировавшими регион. Власти Мьянмы считают, что рохинджа — это этнические бенгальцы-мусульмане. Их переселили британские колониальные власти из Бангладеш в Ракхайн как очень дешевую рабочую силу. Еще часть рохинджа нелегально прибыла в тогдашнюю Бирму в период войны за независимость Бангладеш, опасаясь преследования пакистанцев. 

Согласно закону Мьянмы о гражданстве от 1982 года, мигранты из Британской Индии, прибывшие на территорию страны после 1823 года, не имеют прав на гражданство. Рохинджа не могут свободно перемещаться по стране без официального разрешения. Им запрещено иметь более двух детей, а доступ к высшему образованию для них закрыт. Власти регулярно отбирают у них земли в пользу буддистов. Первые конфликты в штате начались во время Второй мировой войны, с тех пор вспышки противостояния возникают регулярно.

Нынешняя масштабная кампания по преследованию рохинджа со стороны армии и спецслужб Мьянмы началась в связи с ростом числа террористических группировок в штате. За последние годы количество рохинджа возросло в несколько раз. Правительство не инвестирует средств в развитие региона, где проживают рохинджа, в результате чего штат имеет самый высокий по стране уровень бедного населения. Людям приходится конкурировать за рабочие места, из-за отсутствия средств многие выбирают путь экстремизма. 

Специальный докладчик ООН по Мьянме Янжи Ли в марте 2017 года заявила, что власти Мьянмы возможно вынашивают план по изгнанию всех мусульман-рохинджа из страны. 

Соседние государства не готовы принимать переселенцев. Власти Бангладеш предлагают им переселиться на необитаемый остров Тенгар-Чар, который постоянно затапливает вода. Генсек ООН Антониу Гутерриш призвал власти Бангладеш пропустить рохинджа дальше в страну, на что в Дакке ответили, что ни мест, ни ресурсов для размещения такого количества людей у них нет. Бангладеш с начала 1990-х годов принял около 400 тыс. представителей рохинджа, спасающихся от преследований у себя на родине.

Сколько человек пострадало в результате конфликта? 

В Ракхайне неоднократно вспыхивали конфликты на религиозной почве, приводившие к столкновениям между мусульманами и местными буддистами. Жертвами насилия за последние годы стали тысячи человек.

За последнюю неделю, сообщают СМИ, в Мьянме погибли 402 человека. По данным ООН, около 50 тысяч мусульман-рохинджа бежали в Бангладеш и на нейтральные земли между Мьянмой и Бангладеш.

Что заявляют власти?

Пришедшая к власти «Национальная лига за демократию» во главе с Аун Сан Су Чжи, лауреатом Нобелевской премии мира 1991 года, не сделала ничего, чтобы улучшить положение мусульман. При этом, придя к власти, она обещала прекратить гонения рохинджа, но в итоге на деле мало что изменилось. Власти называют вооруженные группы рохинджа «бенгальскими террористами» и связывают их с международными исламскими террористическими движениями.

www.aif.ru

В чем причины острого религиозного конфликта вокруг рохинджа

Антон Цветов

эксперт Центра стратегических разработок

— Конфликт в Мьянме начался еще во времена борьбы страны (тогда Бирма) за независимость после окончания Второй мировой войны. Тогда же и начались столкновения между буддистами и местными мусульманами, рохинджа.

Буддистов в Мьянме — большинство, мусульмане — в меньшинстве и проживают компактно в западной части штата Аракан. На этой территории проживает и огромное количество беженцев из соседней Бангладеш, осевших здесь за это продолжительное время.

Рохинджа практически никогда спокойно на этой территории не жили, всегда находились в конфликте с местным буддистским населением. Возобновлялся этот конфликт витками, последний такой крупный, как сейчас, виток был в 2013-м году.

Нынешняя фаза длится с октября прошлого года, начиная с нападений боевиков организации, которая якобы представляет интересы рохинджа. Тогда она называлась «Армия веры», сейчас она называется «Армия спасения рохинджа Аракана». Это боевая организация, которая еще четыре года назад совершала нападения, а 25 августа ее люди напали на подразделение бирманской армии. Как и в прошлый раз, эти вылазки вызвали жесткую ответную реакцию со стороны вооруженных сил Мьянмы, в политической жизни которой военные по-прежнему играют очень серьезную роль.

Поддержка мусульман Мьянмы все это время была довольно значительной и в самой Азии. На протяжении всего последнего витка конфликта, то есть с октября 2016 года, мы видим довольного много выступлений в поддержку рохинджа.

Самое яркое движение действует в Малайзии, где присутствует большое сообщество беженцев рохинджа. Там на поддержке рохинджа пытается сделать политический капитал даже премьер-министр страны Наджиб Разак. Он находится в сложном внутреннем конфликте с бывшим премьер-министром и пытается привлечь внимание к своей роли защитника мусульман всей Восточной Азии. Мы видим, что он уже достаточно жестко и одним из первых высказался о ситуации в Мьянме, и это он назвал происходящее «геноцидом» мусульман.

Кроме официальных лиц Малайзии, общественность многих других мусульманских странах выступает в поддержку народа рохинджа. Например, внутри Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) исламский блок вообще выступает за то, чтобы Ассоциация от своего имени осудила действия официальных властей Мьянмы.На стороне рохинджа находятся международные правозащитные организации, управление ООН по делам беженцев и по правам человека и сильный медийный аппарат. Самые беспокойные сообщения о кризисе рохинджа поступают обычно от «Аль-Джазиры» и СМИ стран Персидского залива.

Роль России исторически никогда не была значительной в этом конфликте.

Для Китая ситуация гораздо более чувствительна, потому что Мьянма — это его сосед и зона влияния, Китай вкладывает ресурсы в стабильность региона, поддерживая действующее правительство. У Китая там есть серьезный экономический интерес. Для него Мьянма — одна из стран, через которую может пройти новый маршрут поставок товаров в Европу.

поправка

Редакция изменила прежний некорректный заголовок материала, в котором говорилось о поддержке Россией мусульман-рохинджа в Мьянме, приносим извинения читателям. На самом деле поддержку мусульманам выражает мусульманское сообщество России и региональные лидеры — например, Рамзан Кадыров. Официально Москва до сих пор разделяла позицию Китая, то есть поддерживала действия правительства Мьянмы. А вчера на саммите БРИКС Владимир Путин заявил, что Россия осуждает всякое насилие в Мьянме, а главам субъектов РФ никак не запрещается иметь собственные взгляды на внешнюю политику, отличные от официальной.

www.novayagazeta.ru

Замкнутый круг. Почему конфликт в Мьянме не закончится?

Мировое сообщество возмущено жестокими убийствами мусульман в Мьянме. С чего начался конфликт коренного населения и мусульман-рохинджа и во что он может вылиться, разбирался Лайф.

Противостояние правительственных сил и мусульман-рохинджа в Мьянме достигло своего пика. За последнее время были убиты тысячи мусульман. Кроме массовых убийств военные силовики проводят налёты на дома и хозяйства мусульман, которые проживают в западном штате Ракхайн. По рассказам местных жителей, они отбирают у них имущество и даже домашних животных. По данным международных мониторинговых организаций, на текущий момент известно примерно о 2600 домах, которые были сожжены в этом штате.

Хотя официально операции военных проходят против исламских боевиков, на деле убивают мирное население, в том числе детей и стариков. Зверства вызвали массовое бегство мирных жителей из районов боевых действий.

— Людей убивают, насилуют, сжигают заживо, топят лишь за принадлежность к национальности рохинья и их религию — ислам, — утверждают представители международных правительственных организаций.

Многие СМИ написали недавно, как буддисты забили кирпичами мусульманина-рохинджа в городе Ситуэ в штате Ракхайн. Группа беженцев-рохинджа, проживающих в лагере для перемещённых лиц на окраине, решила выйти в город за покупками. Мусульмане попытались купить лодку, но повздорили с продавцом из-за цены. Разгоревшийся спор привлёк внимание прохожих-буддистов, которые приняли сторону продавца и начали забрасывать рохинджа кирпичами. В результате погиб 55-летний Мунир Ахмад, другие мусульмане получили травмы.

По последним данным, за последние недели зону конфликта покинули уже больше пятидесяти тысяч человек. При этом, по данным ООН, только в период с 25 по 31 августа включительно порядка 27 тысяч человек — преимущественно женщины и дети — пересекли границу с государством Бангладеш, пытаясь спастись от "демократического режима".

Тлеющий конфликт

Фото: © RETUERS/Soe Zeya Tun

Мьянма — государство Юго-Восточной Азии, граничит с Китаем, Лаосом, Таиландом, Индией и Бангладеш. Из Бангладеш мусульмане незаконно переселяются в преимущественно буддистскую Мьянму с населением в 55 миллионов человек. Те, кто именует себя рохинджа, проделали этот путь много лет назад. Они обосновались в штате Ракхайн (Аракан).

Власти Мьянмы не считают рохинджа гражданами страны. Официально считается, что несколько поколений назад они нелегально проникли на территорию Мьянмы. Долгие годы Правительство Мьянмы не знало, как поступить с рохинджа. Их не признавали гражданами, однако неверно утверждать, что делали это из-за религиозных или этнических предрассудков. 

Одна из причин обострения ситуации — демографические проблемы. У рохинджа традиционно высокая рождаемость: в каждой семье по 5–10 детей. Это привело к тому, что за одно поколение количество переселенцев возросло в несколько раз. 

Власти называют проживающих на территории Ракхайна жителей "мусульманами, проживающими в Араканской области". При этом сами эти мусульмане считают себя народом Мьянмы и претендуют на гражданство, которое им не предоставляют. Вот и вторая проблема, которая во многом спровоцировала последние столкновения. 

Впрочем, конфликт этот тянется уже несколько лет. В июне и октябре 2012 года в вооружённых столкновениях в Ракхайне между буддистами и мусульманами погибло более ста человек. По данным ООН, примерно 5300 домов и культовых сооружений были разрушены. В штате было введено чрезвычайное положение. К весне 2013 года погромы переместились с западной части страны в центр. В конце марта беспорядки начались в городе Мейтхила. 23 июня конфликт вспыхнул в провинции Пегу, 1 июля — в Хпаканте. Конфликт всё больше стал приобретать межрелигиозный характер, а недовольство местных в отношении рохинджа начало перекидываться и на мусульман в целом.

По мнению экспертов, Мьянма — это сложный конгломерат народностей, но всех их объединяет общая бирманская история и государственность. Рохинджа выпадают из этой системы общностей, и именно в этом зерно конфликта, в результате которого гибнут и мусульмане, и буддисты.

"Демократия с кулаками" 

Фото: © REUTERS/Darren Whiteside

Сейчас страну фактически возглавляет Аун Сан Су Чжи, долгие годы боровшаяся за демократизацию в стране, где царил военный режим.  Она — дочь генерала Аун Сана, основателя Бирмы. В 1947-м, накануне объявления независимости от Британии, Аун Сан, возглавлявший тогда переходную администрацию страны, был убит при попытке государственного переворота, когда его дочери было два года.

Аун воспитывала мать, которая сначала работала в правительстве, а потом стала дипломатом. Аун окончила колледж в Индии, потом получила степень бакалавра по политологии и экономике в Оксфорде, работала в ООН, переехала в Англию, защитила докторскую, родила двух сыновей. Когда в 1988 году она поехала в Бирму навестить свою больную мать, в стране вспыхнули студенческие волнения, которые переросли в настоящее восстание против хунты. Аун присоединилась к восставшим, 26 августа впервые в жизни выступила на митинге, а в сентябре стала основателем и председателем собственной партии — "Национальной лиги за демократию". Вскоре произошёл новый военный переворот, генерала-коммуниста сменил генерал-националист, Аун Сан Су Чжи не допустили до выборов и впервые поместили под домашний арест.

Фото: © REUTERS/Mohammad Ponir Hossain

Тем не менее новая хунта провела выборы (первые за 30 лет), "Лига за демократию" набрала на них 59 процентов голосов и получила 80 процентов мест в парламенте. По этим результатам Аун должна была стать премьер-министром. Военные власть не отдали, результаты выборов отменили, Аун снова была арестована. Она была под домашним арестом в 1991 году, когда её сыновья-подростки принимали присуждённую ей Нобелевскую премию мира. С 1995 по 2000 год, когда она была на свободе, военные особенно старались выжить её из страны. В 2002-м её снова освободили, а через год, после совершённого на неё же покушения, снова арестовали и тайно заключили в тюрьму — четыре месяца о её судьбе ничего не было известно. Выступая на первом после своего освобождения митинге, она призывала не к свержению антинародного режима, а к национальному примирению.

Осенью 2015 года "Национальная лига за демократию", которую возглавила 70-летняя Аун Сан Су Чжи, завоевала большинство голосов в обеих палатах парламента Мьянмы (Бирмы) на первых в истории страны свободных выборах. Сейчас она не президент и даже не премьер, но занимает пост госсоветника — эта должность, соответствующая премьер-министру, позволяет работать во всех областях управления. По сути, она влияет на все решения в стране, и пока нобелевский лауреат не комментирует ситуацию в Ракхайне.

— Ей не остаётся ничего другого. Аун Сан Су Чжи вынуждена быть жёсткой. Местные жители, даже мусульмане, не любит рохинджа, — утверждают эксперты. 

Фото: © REUTERS/Mohammad Ponir Hossain

Собственно, в защиту мусульман-рохинджа сказать внутри Мьянмы и некому, нет ни одной политической силы, которая бы выступала в их поддержку. Лишённые гражданских прав, трудовых возможностей, проживая в беднейшем штате стране, рохинджа ещё больше радикализуются и переходят к терроризму, что подстёгивает новый виток репрессий.

Осенью 2016 года, когда произошло подобное нынешнему нападение на пограничный пост и власти ввели в штат войска, которые вели себя так же беспощадно по отношению к мирному населению, за два месяца около 20 тысяч рохинджа убежали в Бангладеш. Но тамошние власти не нашли лучшего решения, чем поселить беженцев на остров Тенгар Чар, который в сезон дождей почти полностью скрывается под водой. 

Сами власти Мьянмы отрицают геноцид мусульман. На доклад ООН о пытках, массовых изнасилованиях и убийствах, чинимых военными в этом штате, власти Мьянмы ответили, что факты не соответствуют действительности и являются ложью и клеветой.

Но давление на них со стороны международного сообщества не ослабевает. Так, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал притеснения мусульман-рохинджа в Мьянме геноцидом. 

"Там происходит геноцид, и все молчат, — возмутился турецкий лидер, выступая на собрании правящей партии в Стамбуле. — Те, кто не обращает внимания на этот геноцид, проводящийся под прикрытием демократии, также соучастники убийства".

Эксперты уверены, что власти Мьянмы всё же заинтересованы в сглаживании конфликта, но нет уверенности, что это возможно в вопросе с рохинджа. Из Бангладеш в Мьянму прибывают десятки тысяч людей, что спровоцирует новые погромы.

Копытин Виталий

onkavkaz.com

Конфликт в Мьянме. Вид из Мьянмы. — Самый сок!

Прерву серию зеленых солнечных картинок из экзотической Азии для серьезного текста, предназначенного всем обеспокоенным резней мусульман в Мьянме. Этот конфликт очень сложный и одной правой стороны нет. Вот, что я узнала за год пребывания здесь.

Изложу по пунктам.

1. Геноцида нет. Беженцы есть, а геноцида нет. Никто тут не вырезает мирное население. Видео, которые вы видите в сети это «распятый мальчик». Это древние видео и даже некоторые не из Мьянмы.

2. Беженцы есть. Рохиндзя бегут в одну сторону, ракайны в другую. Но показывают только рохиндзя. Потому что они мусульмане и кому-то очень выгодно выставить этот конфликт как религиозное столкновение, притеснение и вытеснение мусульман. Примерно как тут, где зам премьер министра Турции твитит про геноцид с фотографиями жертв урагана Наргис и индонезийской вдовы. Беженцы бегут от вооруженного конфликта. Потому что боятся. Это нормально. Вот для представления второй части беженцев интервью с ракайнами, сбежавшими из той же зоны.

3. Конфликт сегодня не между мусульманами и буддистами, а между боевиками небольшой террористической группы Rohingya Salvation army и военными.

4. Боевики рохиндзя выступают за защиту прав народа рохиндзя. Народ рохиндзя — это несколько поколений переселенцев из Индии и Бангладеш, которые с 18 столетия начали переезжать в том числе по приглашению англичан, а затем скрываясь от войны в Бангладеш. Многие из них не получили гражданства Мьянмы после того, как в восьмидесятых годах генерал Не Вин, славящийся дебильными указами, запретил давать гражданство детям переселенцев из Бангладеш, уже получившим гражданство ранее, и новым переселенцам. Он много зла сделал бирманцам независимо от их национальности и веры. И рохиндзя — его жертвы. В этом случае он принял такой указ, после того как рохиндзя развязали войну за присоединение к Бангладеш. А земли эти исторически принадлежат народу ракайн и отходить Бангладеш они очень не хотели.

5. Первые этнические конфликты начались во время второй мировой, когда отступающие британцы вооружили призванных ими ранее на работу бенгальцев, впоследствии ставших рохиндзя, в надежде создать буфер между собой и японцами. Бенгальцы вопользовались ситуацией и начали активно пиздить буддистов-ракайн, коренное население региона. Те ответили. В итоге погибло примерно по ровну тех и тех. Но мира между ними больше не было. Последние большие этнические столкновения рохиндзя и ракайн с жертвами среди мирного населения были в 2012-ом и 2015-ом годах. Чаще свего оттуда и фотки жертв. Но иногда всплывают фотографии и со времен урагана Наргис.

6. По итогу на сейчас многие из полуторамилионного народа рохиндзя лишены гражданства и сомнительных бенефитов, которые оно дает мьянмарцам: сомнительного медицинского обслуживания и сомнительного образования. И тем не менее, это плохо. Кроме того, они ограничены в передвижении. И в целом бедствуют. Но бедствуют также как и все остальное население этой страны. В итоге стоит вопрос, как дать гражданство полутора миллионам людей и обеспечить их инфраструктурой сегодня, в нищем государстве, у которого нет денег ни на что и ни на кого? Уже было несколько слабоудачных попыток оформить им гражданство на протяжении последних лет. Но процесс все время срывался, в частности из-за недоверия самих рохиндзя, боявшихся давать властям свои документы или из-за несовершенного чиновничьего аппарата по его реализации. Процесс идет, но идет через одно место. Через то же место, через которое ходит тут медицина, социальная защита, опека детей, безопасность всех видов, электрификация и все остальное. Первое демократическое правительство Мьянмы у власти с начала 16-го года и ему досталось это полуразваленное нищее государство. Помочь им в в ситуации с рохиндзя взялась комиссия под предводительством Кофи Аннана.

7.На следующий день после представления отчета комиссии Кофи Аннана с рекомендациями, боевики армии рохиндзя атаковали блокпосты и убили 15 полицейских. И что бы могло пойти не так? Военные ответили огнем. Это было две недели назад. Потому что кому-то не нужен мир в этом регионе. С тех пор по официальным источникам погибло 400 человек — представителей армии рохиндзя. Информации о жертвах среди мирного населения пока нет. Хотя беженцы и мусульмане, и буддисты и индуисты упоминают о жертвах в своих селах.

8.Военные правили этой страной много-много лет, а потом, в начале 16-го года, под давлением Запада и Востока, пришло демократическое правительство, пытающееся сегодня поднять с колен загнувшуюся благодаря военным страну. И расхлебать все, заваренное военными, включая самое большое в мире сообщество людей без гражданства — рохиндзя. А еще включая самую высокую в регионе детскую смертность. И один из самых высоких уровней заболеваемости проказой, которую мы знаем только из книжек Джека Лондона. В общем тут очень много есть чем заняться.

9. Военные сегодня не подчиняются (!) правительству этой страны. Как и полицейские. Вот так бывает. Условием прихода демократического правительства нобелевского лауреата Ан Сан Су Чи к власти было невмешательство в дела военных. У нее просто нет полномочий их контролировать и все обвинения в том, что правительство нобелевского лауреата мира покрывает этнические чистки — это недостаток информированности. А еще военные очень хотят назад к власти. И поэтому в их интересах скомпроментировать существущее правительство. Многие образованные бирманцы утверждают, что именно это сейчас и происходит. И медийная паника как раз играет на руку военным.

Поэтому не раздувайте панику и не идите на поводу у прессы. Не нам это делать, дорогие украинцы. Видите страшные кадры? Проверяйте источник! Видите страшные цифры? Проверяйте источник!

Особо любопытные могут почитать отчет Кофи Аннана. Он точно не врет. Ему незачем. Вот на него ссылка.

Добавлю, пожалуй, еще пункт о том, что думают остальные бирманцы. Сейчас основное население Бирмы — буддисты, чувствуют себя весьма обиженными на мир за этот наезд. Их взгляд на вещи следующий: у них отобрали и землю, вытеснили с нее, там где раньше было 85% ракайн, сегодня — 85% рохиндзя, буддисты убежали из своих родных сел. Теперь террористы рохиндзя требуют независимости, время от времени убивают ракайн и вместо того, чтобы выселить этих пришельцев, их ненаглядная Ан Сан Су Чи еще и принимает сторону рохиндзя и пытается дать им всем гражданство.

Мьянма — сложная страна. Это не особо зрелый и сильно исковерканный военными союз 135-ти национальностей. Никакой европейской стране и не снился такой уровень этнического разнообразия и толерантности к другим национальностя как тут. В особенности если учесть, что государству еще нет и столетия.

Дайте людям спокойно жить и урегулировать свои вопросы самостоятельно. Они научатся и найдут способ и без участия мировых медиа, сочувствия мирового сообщества и уж тем более пикетов посольства. И намного быстрее, чем с ними.

Мила Бедренец

ibigdan.com

Почему буддисты вытесняют мусульман. Вечерний Мариуполь

04.09.2017

Источник: 112.ua

В Мьянме обострился многолетний конфликт, вызванный религиозно-этнической враждой между мусульманским меньшинством (народом рохинджа) и основным составом населения (бирманцами), исповедующим буддизм.

Его спровоцировал налет группировки "Армия спасения рохинджа Аракана" на 26 полицейских постов и военную базу страны неделей ранее. Участники группировки якобы хотели таким образом отомстить правительству за многолетние преследования народности, однако значительно усугубили ситуацию. В ответ на гибель 59 сотрудников сил безопасности в ходе столкновений власть Мьянмы начала, по их версии, антитеррористическую операцию, которая уже стала крупнейшей волной насилия с 2012 года в истории федеративного государства. 

 

Только за последние семь дней были убиты почти 400 человек, подавляющие большинство из которых мирные жители народности рохинджа. В ООН заявили, что около 73 тыс. представителей народности бежали из страны в Бангладеш. По пути некоторые из вынужденных беженцев потонули.

 

На территории Бангладеш в лагерях беженцев, где почти нет воды, пищи и лекарств, за последние годы скопились, по разным оценкам, от 300 до 400 тысяч представителей этого народа.

Очевидцы рассказывают ужасающие истории о том, как правительственные войска и помогающие им буддистские добровольцы убивают рохинджа, насилуют женщин и жгут деревни. По их словам, люди, включая тех, кто бежит от насилия, гибнут под обстрелами, против гражданского населения пускают в ход гранатометы и вертолеты. Кроме того, власти Мьянмы ограничили доступ к нуждающимся в помощи жителям штата Ракхайн.

Правозащитники Human Rights Watch на спутниковом снимке зафиксировали более 700 сожженных домов лишь в одном из сел региона.

 

Международное сообщество обеспокоено, но решения нет

Международное сообщество выразило "глубокую обеспокоенность сообщениями о чрезмерном использовании силы" в ходе правительственных операций в штате Ракхайн в Мьянме. В частности, последние события в стране были обсуждены Советом безопасности ООН на закрытом заседании, состоявшемся по инициативе Великобритании 31 августа.

Постпред Великобритании при ООН Мэттью Райкрофт, комментируя итоги обсуждений, сказал, что они прошли в конструктивном ключе. "Мы обеспокоены ситуацией в Мьянме и осуждаем любые формы насилия. Призываем все стороны конфликта снизить накал напряжения", - отметил он.

Позже генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что правительство Мьянмы обязано обеспечить безопасность всех жителей страны и позволить ООН и ее партнерам оказать гуманитарную поддержку нуждающимся.

С претензиями в адрес правительства Мьянмы выступила также посол США в ООН Никки Хейли.

Однако представители стран в ходе заседания не приняли никаких официальных документов по региону.

Такая реакция международного сообщества возмутила мусульман всего мира. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал столкновения, происходящие в штате Ракхайн в Мьянме, "геноцидом мусульман".

"Те, кто закрывает глаза на этот геноцид, совершаемый под маской демократии, являются его соучастниками… Численность мусульманского населения в Аракане, составляющая еще полвека назад четыре миллиона, в результате преследований и кровопролития сократилась на одну треть. Тот факт, что мировое сообщество хранит молчание в ответ на это, является отдельной драмой", — заявил он на мероприятии, организованном правящей Партией справедливости и развития в Стамбуле в связи с праздником Курбан-байрам.

По словам Эрдогана, с 19 сентября будут проводиться заседания Совбеза ООН по ситуации в Мьянме. "Турция сделает все возможное, чтобы донести до мирового сообщества факты, касающиеся ситуации в Аракане. Вопрос будет обсуждаться и в ходе двусторонних переговоров. Турция будет говорить, даже если остальные решат молчать", - подчеркнул он.

При этом стоит отметить, что не все страны поделились на тех, кто осуждает, и тех, кто молчит по этому поводу. Есть и такие, которые относятся к рохинджа с неприятием. Например, власти мусульманской Малайзии отказались выдавать удостоверения беженцев всем без исключения рохинджа, объяснив такое решение тем, что это приведет к массовому притоку мусульман из Мьянмы, что для руководства Малайзии "недопустимо". При этом в Малайзии уже находятся не меньше 120 тысяч беженцев-рохинджа.

40 тысяч рохинджа планируют выслать власти Индии, несмотря на то что ООН признала часть из них беженцами. Представитель индийского правительства на днях заявил, что все рохинджа находятся в стране нелегально.

После этого в разных странах мира прокатилась волна митингов мусульман против бесчинств в Мьянме и отсутствия должной реакции международного сообщества. Так, накануне в центре Москвы у посольства Мьянмы прошла беспрецедентная для страны несогласованная акция в поддержку мусульман-рохинджа. Мусульмане еще никогда не выходили на митинги в России, тем более сотнями.

Сегодня подобная акция проходит в Чечне. Интересно, что ее инициатором выступил глава республики Рамзан Кадыров. Накануне он призвал всех неравнодушных к ситуации в Мьянме отправлять протесты в ООН и посольство Мьянмы, а сегодня заявил, что выступит против курса политического руководства Российской Федерации, если оно поддержит власти Мьянмы, притесняющие мусульман-рохинджа в штате Ракхайн.

Примечательно, позиция России на данный момент мало отличается от позиций "обеспокоенности" большинства стран.

Также митингуют мусульмане в Австралии и Индонезии. Люди призывают руководство стран не стоять в стороне конфликта.

Республика Союз Мьянма, как теперь официально называется это государство, состоит из семи провинций, населенных собственно бирманцами, "бама", и семи национальных штатов, ни один из которых в реальности никогда не признавал власти центрального правительства. Населяющие их народы и разнообразные местные политические и криминальные объединения всегда вели против столицы и против друг друга свои гражданские войны – хотя в последнее время со всеми штатами формально было достигнуто соглашение о прекращении огня.

Уходя из Мьянмы, тогда называвшейся Британской Бирмой, в 40-е годы 20-го века британская колониальная администрация пообещала предоставить независимость почти всем национальным окраинам, что отчасти и стало причиной последующих конфликтов, так как сделано не было. В числе несостоявшихся государств был и национальный штат Аракан, или же Ракхайн, – довольно узкая полоса земли на бирманском побережье Бенгальского залива, на крайнем западе граничащая с Бангладеш. Именно самый бедный район страны и является родиной полуторамиллионного мусульманского народа рохинджа, по их собственному мнению. Власти же Мьянмы так не считают, называя весь этот этнос "незаконными иммигрантами", а также "исламскими боевиками".

Долгие годы правительство страны не знало, как поступить с рохинджа. Их не признавали гражданами, а называли "мусульманами, проживающими в Араканской области". К слову, в правительстве страны нет ни одной партии, которая представляла бы интересы этой народности. Но рохинджа считают себя народом Мьянмы и отстаивают свои права на гражданство и другие, связанные с ним права.

Кроме того, многие эксперты полагают, что неверно утверждать, что народности не предоставляют гражданства исключительно из-за религиозных или этнических предрассудков. Одной из причин обострения ситуации также называются демографические проблемы. У рохинджа традиционно высокая рождаемость: в каждой семье по 5–10 детей. Это привело к тому, что за одно поколение количество переселенцев возросло в несколько раз.

Подлил также масло в огонь и другой факт. Во время Второй мировой войны, когда Британская Бирма была захвачена Японией, мусульмане-рохинджа остались на стороне британцев и начали партизанскую борьбу. Местные же буддисты в штате Аракан (Ракхайн) поддержали японских оккупантов, пообещавших предоставить стране независимость, и стали массово вступать в союзную Токио "Национальную армию Бирмы". Во главе нее стоял генерал Аун Сан, один из основателей Коммунистической партии Бирмы – отец Аун Сан Су Чжи, ныне возглавляющей правительство страны.

Кстати, о лидере страны немного отдельно. Аун Сан Су Чжи, долгие годы боролась за демократизацию в Мьянме, где царил военный режим. На данный момент она является лауреатом Нобелевской премии мира и имеет особый статус и пост "государственного советника Мьянмы". Эта должность, соответствующая премьер-министру, позволяет работать во всех областях управления. По сути, Аун Сан Су Чжи влияет на все решения в стране, но пока не комментирует ситуацию в Ракхайне. 

Напомним, власти Мьянмы начали сверхактивно и последовательно выдавливать рохинджа в последние пять лет. В июне и октябре 2012 года в вооруженных столкновениях в Ракхайне между буддистами и мусульманами погибло более ста человек. По данным ООН, примерно 5300 домов и культовых сооружений были разрушены. В штате было введено чрезвычайное положение. К весне 2013 года погромы переместились с западной части страны в центр. В конце марта беспорядки начались в городе Мейтхила. 23 июня конфликт вспыхнул в провинции Пегу, 1 июля — в Хпаканте. Конфликт все больше стал приобретать межрелигиозный характер, а недовольство местных в отношении рохинджа начало перекидываться и на мусульман в целом.

 

vecherka.news