Особенности организации командно-штабных учений. Командно штабные учения


Основы организации командно-штабных учений

1. Основы организации командно-штабных учений

Общие положения

Командно-штабные учения (КШУ) являются высшей формой совместного обучения руководящего состава и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, комиссий по чрезвычайным ситуациям, сил гражданской обороны и РСЧС. Сущность командно-штабного учения заключается в том, что на фоне созданной учебной оперативной (тактической) обстановки обучаемые в составе органов управления выполняют комплекс присущих их функциональным обязанностям задач по руководству силами и средствами в соответствии с темой и целями учения.

Основными целями КШУ являются:

  • совершенствование практических навыков должностных лиц органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в организации применения сил и средств, в управлении ими при ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и время и решении задач гражданской обороны;
  • достижение слаженности в работе органов управления и сил различных уровней при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнении мероприятий гражданской обороны;
  • совершенствование вопросов взаимодействия с органами, осуществляющими управление гражданской обороной, а также органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
  • проверка реальности планов в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • исследование проблемных вопросов гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

КШУ классифицируются:   по уровню проведения - федеральные, региональные, территориальные и местные;   по назначению - плановые, специальные, показные, опытные (исследовательские), проверочные;   по методу проведения - на картах, с проведением практических мероприятий;   по условиям проведения - совместные и раздельные;   по числу привлекаемых органов управления - одностепенными и многостепенными.

На одностепенные учения привлекается руководящий состав одного органа управления, например, областного.

На многостепенные учения привлекается руководящий состав двух и более органов управления, например, областного, городского и районного.

В целях более полной и всесторонней проверки реальности разработанных планов действий, определения готовности сил и средств к  выполнению задач,  на КШУ могут привлекаться силы территориальных и функциональных подсистем РСЧС и их звеньев для проведения с ними комплексных и тактико-специальных учений.

В ходе КШУ органы управления размещаются, как правило, на городских пунктах управления и используют существующие средства связи и обмена информацией. При необходимости могут развёртываться дополнительные средства связи. В некоторых случаях (при отработке вопросов химических и радиационных аварий, а также тем военного времени) органы управления могут находиться на запасных и подвижных пунктах управления.

 

Требования, предъявляемые к организации проведения командно-штабных учений

КШУ проводятся в соответствии с Планом основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, Комплексным планом основных мероприятий МЧС России, планами основных мероприятий региональных центров и субъектов Российской Федерации, организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС, а также указаниями соответствующих должностных лиц.

Характер и особенности каждого учения в решающей степени зависят от экономических, физико-географических, климатических и других особенностей района проведения учения, вероятности возникновения и ожидаемых последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, характерных для данного региона, практического опыта их предупреждения и ликвидации, наличия возможностей (необходимых сил и средств) для защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени.

На учениях создаётся сложная и поучительная обстановка, максимально приближенная к имевшим место или наиболее вероятным в данном регионе чрезвычайным ситуациям. Целесообразным является некоторое "уплотнение" аварийных ситуаций (т.е. наращивание обстановки с высокой интенсивностью), что вполне оправдано и с методической и с практической точки зрения, так как позволяет в ограниченное рамками учения время приобрести всем органам управления и силам необходимые навыки для действия в реальных условиях.

Практическое проведение мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий даёт возможность более полно проверить реальность планов гражданской обороны, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, способствует выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения разрушительных последствий военных действий и возможных чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Учения организуются и проводятся по принципу "старший начальник обучает своих подчинённых". Это повышает степень ответственности участников, способствует быстрейшему внедрению в жизнь разработанных в ходе учений мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также для снижения людских и материальных потерь при применении современных средств поражения в военное время.

 При проведении учений важное значение придаётся выполнению его участниками обязанностей и отработке тех задач, которые им придётся решать в реальных чрезвычайных ситуациях и в особый период.

 По итогам учений намечаются конкретные мероприятия, которые необходимо дополнительно провести для дальнейшего совершенствования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

 

                Организация руководства

Учения проводятся под руководством Министра МЧС России, его заместителей, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Для подготовки и проведения учения создается соответствующий аппарат руководства и посредников. В него обычно входят: руководитель учения, заместители и помощники руководителя учения, штаб руководства, посредники при должностных лицах обучаемых органов управления и привлекаемых на учение силах.

Состав руководства учения зависит от уровня учения и от объема решаемых в ходе его проведения задач.

Схема организации руководства учения (вариант) приведена в приложении.

Руководитель учения несёт личную ответственность за подготовку и качество проведения учения. Он обязан определять и утверждать замысел учения, организовывать разработку наиболее важных документов, определять порядок и сроки разработки документов, подготовки органов управления и сил, мест проведения практических мероприятий, а также осуществлять подготовку руководства учением и посредников.

Заместители (помощники) руководителя учения обязаны: принимать участие в разработке материалов и проведении мероприятий по подготовке учения в части, их касающейся, разрабатывать частные планы работ по выполнению возложенных на них по учению задач, выполнять другие задачи по решению руководителя учения.

Штаб руководства является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение учения. Он разрабатывает необходимые документы по учению, обеспечивает подготовку к учению посреднического аппарата, обучаемых органов управления, привлекаемых сил и района учения, организует связь и комендантскую службу. По отношению к обучаемым штаб руководства выполняет функцию вышестоящего органа управления.

Начальником штаба руководства, как правило, назначается один из заместителей начальника (руководителя) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. В зависимости от масштабов и целей на учении могут назначаться заместители (помощники) начальника штаба руководства, а также (в удаленных районах проведения учения) создаваться оперативные группы штаба руководства.

Штаб руководства создается с таким расчетом, чтобы обеспечивалось организационно-методическое руководство учением и управление участвующими в нем органами управления, силами и средствами в роли вышестоящего органа управления. По своей структуре штаб руководства в зависимости от целей учения может быть различным. Он должен включать оптимальное количество должностных лиц, которые организационно входят в группы (как правило, это группы: розыгрыша, организационная, сбора и обобщения информации, подготовки разбора, практических мероприятий, исследований). Кроме указанных могут создаваться группы: экспертов, обеспечения деятельности иностранных наблюдателей, прессы и др.

Группа розыгрыша является основным органом штаба руководства, обеспечивающим целенаправленную подготовку и поучительное проведение учения. На нее возлагается: при подготовке учения - разработка исходных материалов учения, плана наращивания обстановки и других учебно-методических документов по обеспечению проведения учения; в ходе учения - уточнение содержания ранее разработанных учебно-методических документов, анализ решений обучаемых по учебной обстановке, организация наращивания обстановки и розыгрыша действий обучаемых, а также работы посреднического аппарата.

Организационная группа решает организационные вопросы по размещению, перемещению и обеспечению работы руководителя учения, его заместителей, помощников, штаба руководства и посредников.

Группа сбора и обобщения информации в ходе проведения учения проводит анализ разработанных участниками КШУ документов, проверяет соответствие планам временных и количественных показателей, а также качество  и своевременность отработки документов, готовит предложения в разбор.

Группа подготовки разбора разрабатывает планы проведения общего и частных разборов, осуществляет сбор, обобщение и анализ донесений и докладов от посредников, готовит материалы разбора, необходимые карты и схемы.

Группа организации практических мероприятий разрабатывает план их проведения, осуществляет контроль за подготовкой учебных мест, анализирует действия обучаемых и готовит предложения в разбор по своему направлению.

Группа исследований разрабатывает документы по организации исследований на учении, обобщает и анализирует результаты исследований при подготовке и в ходе учения, изучает принятые обучаемыми решения, готовит обобщенный отчет по исследуемым вопросам.

Задачи другим группам штаба руководства определяет начальник штаба руководства командно-штабного учения.  

Посреднический аппарат создается в целях оказания помощи руководителю в проведении учения, в создании для обучаемых сложной обстановки, а также осуществления контроля за работой обучаемых и оценки их действий.

Посредники назначаются при обучаемых органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и силах, участвующих в КШУ, подчиняются руководителю учения, начальнику штаба руководства и выполняют только их указания.

На одностепенное учение в зависимости от его темы и учебных целей посредники могут не назначаться, а их обязанности возлагаются на штаб руководства.

Комплектование посреднического аппарата осуществляется из числа наиболее подготовленных должностных лиц, не привлекаемых на учение в качестве обучаемых, а также из профессорско-преподавательского состава военных академий и училищ. При этом следует учитывать, что посредники должны быть старшими или равными по должности и воинскому званию по отношению к соответствующим обучаемым должностным лицам.

До начала учения посредники изучают порядок проведения учения, планирующие документы той инстанции, где будут выполнять свои обязанности, задачи, выполняемые обучаемой инстанцией, а также контролируют ход подготовки обучаемых к учению (особенно – привлекаемых к проведению практических мероприятий).

В ходе учения посредники осуществляют постоянный контроль за действиями обучаемых, наращивают обстановку и осуществляют розыгрыш действий с учетом замысла командно-штабного учения, изучают содержание принимаемых решений, отрабатываемых документов, объективно оценивают работу обучаемых (особенно их практических действий). В сроки, установленные руководителем, представляют материал в разбор учения, готовят и проводят частные разборы.

Руководству учения и посредникам запрещается раскрывать обучаемым замысел учения,  план-календарь проведения учения и план наращивания обстановки.

35.mchs.gov.ru

Командно-штабное учение - это... Что такое Командно-штабное учение?

 Командно-штабное учение

        одна из форм подготовки командиров и штабов. К.-ш. у. организуется с целью повышения слаженности органов управления, усвоения теории и практики организации и ведения различных видов боевых действий. К.-ш. у. проводятся на топографических картах и на местности. Каждый из участников выполняет функциональные обязанности по штатной или занимаемой на учении должности. К.-ш. у. на местности обычно проводятся с обозначенным противником и со средствами связи. По масштабам К.-ш. у. могут быть тактическими, оперативными или стратегическими; по числу участвующих в учении командно-штабных инстанций (батальон, полк и т.д.) — одностепенными, двухстепенными и трёхстепенными; по числу играющих сторон — односторонними и двусторонними. Для проведения К.-ш. у. назначаются руководитель, штаб руководства и посредники. Учение завершается разбором действий его участников.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Командно-наблюдательный пункт
  • Командный пункт (КП)

Смотреть что такое "Командно-штабное учение" в других словарях:

  • Командно-штабное учение — см. Учение командно штабное. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Командно-штабное учение —    (КШУ)    форма совместного обучения командования (командиров), штабов, начальников родов войск (сил), специальных войск и служб управлению войсками (силами). Сущность КШУ заключается в том, что обучаемые в условиях конкретной, развивающейся… …   Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • Командно-штабное учение Всероссийской службы медицины катастроф — высшая форма подготовки органов управления службы медицины катастроф. Основная цель дать практику персоналу органов управления в выполнении функциональных обязанностей, обеспечить оперативное слаживание и повышение подготовленности органов… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Командно-штабное учение (КШУ) — форма совместного обучения командующих (командиров), штабов, полнторганов, начальников родов войск (сил), специальных войск и служб управлению войсками (силами). КШУ, как правило, проводятся с обозначением войск, реже с одними органами управления …   Словарь военных терминов

  • Международное командно-штабное учение "Полярные Зори-95" — форма подготовки федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов управления, сил и средств РСЧС, международных организаций и аварийно спасательных сил, населения по… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Учение командно-штабное — КШУ форма совместного обучения командиров, штабов, начальников войск (сил), спец. формирований и служб управлению войсками (силами). Сущность КШУ заключается в том, что обучаемые в условиях конкретной, развивающейся обстановки выполняют весь… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Учение штабное — форма обучения штабов гражданской обороны, заключается в том, что на фоне созданной обстановки обучаемые выполняют свои функциональные обязанности. Основные цели учения слаживание работы штабов и совершенствование практических навыков в… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Опытное учение — войсковое, командно штабное или специальное учение, проводимое в целях проверки положений существующих и разрабатываемых уставных документов, поступивших на вооружение опытных образцов оружия и военной техники. Действия участников О. у. могут… …   Словарь военных терминов

  • КШУ — командно штабное учение командно штабные учения (мн.ч.) …   Словарь сокращений русского языка

  • Вооружённые силы Казахстана — Вооружённые силы Республики Казахстан Эмблема ВС РК Год формирования 7 мая 1992 года Страна Казахстан Подчинение …   Википедия

dic.academic.ru

Война и мир - 15.15. КОМАНДНО-ШТАБНЫЕ (ШТАБНЫЕ) УЧЕНИЯ

КОМАНДНО-ШТАБНЫЕ (ШТАБНЫЕ) УЧЕНИЯ - форма подготовки и боевого слаживания органов управления. На учениях отрабатываются подготовка и ведение операции или боя на фоне специально созданной военно-политической, стратегической, оперативной или боевой обстановки. Проводятся, как правило, по комплексным темам, охватывающим различные виды боевых действий и всю совокупность задач, которые могут возникнуть в ходе операции и боя.

В командно-штабных учениях (КШУ) участвуют командующие (командиры), штабы в полном составе, органы управления родов войск (сил флота) и служб. В качестве руководителя выступает старший начальник и его штаб. В ходе них особое внимание уделяется отработке вопросов подготовки операций (боевых действий), организации взаимодействия и обеспечения, а также решению задач по наиболее важным этапам развития военных действий. Важнейшие учения могут проводиться с участием обозначенных войск.

На штабных учениях (ШУ) участвуют лишь штабы и службы. Командующие (командиры) выступают в роли руководителей учений. Особое внимание на них уделяется оценке обстановки, оформлению решений, отработке документов по планированию боевых действий и управлению войсками.

КШУ и ШУ подразделяются:

  • по масштабам - на стратегические, оперативно-стратегические, оперативные, оперативно-тактические и тактические;
  • по организации управления - со средствами связи и без них;
  • по составу - привлекаемые силы и средства с обозначенными войсками (силами флота) и без них;
  • по характеру поставленных целей - обычные, показные, исследовательские, опытные и специальные;
  • по методам проведения - односторонние, двусторонние, одностепенные и многостепенные.
  • Наиболее крупными стратегическими КШУ в истории советских ВС были учения, проводившиеся в 1987 г. на территории пяти военных округов, а также на Черноморском и Балтийском флотах.

    В последние годы выделяется новая форма КШУ – компьютерные учения (CAX – Computer Assisted Exercise). В этой форме, в частности, проходят российско-натовские учения по ПРО ТВД.

    www.voina-i-mir.ru

    Особенности организации и проведения штабных, специальных, исследовательских учений и командно-штабных (штабных) тренировок

    Штабные учения представляют собой форму обучения органов управления различных уровней и проводятся с целью их слаживания и подготовки к решению задач по обеспечению управления силами и средствами при решении задач мирного и военного времени.

    Продолжительность штабных учений зависит от объема решаемых задач. При этом в ходе каждого этапа учения отрабатываются два-три наиболее важных вопроса, которые слабо усвоены обучаемыми органами управления или требуют дополнительного изучения. На штабных учениях при отработке вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций основной упор делается на выработку обучаемыми предложений в решения, их детальное обоснование необходимыми расчетами, организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения, на обеспечение устойчивого управления силами при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    Аппарат руководства на штабном учении, кроме руководителя учения, может включать двух-трех заместителей руководителя учения (из числа штатных заместителей) и небольшой по составу штаб руководства. Посредники на штабное учение могут не назначаться. Их обязанности выполняют руководитель учения, его заместители (помощники) и должностные лица штаба руководства.

    Штаб руководства на штабных учениях выполняет те же обязанности, что и на КШУ.

    Специальные учения проводятся с целью практической отработки комплекса мероприятий, осуществляемых в интересах решения определенной конкретной задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, слаживания органов управления и служб гражданской обороны для проведения специальных мероприятий, а также по обеспечению действий сил гражданской обороны и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    Специальные учения могут проводиться как самостоятельные учебные мероприятия, либо в комплексе учебных мероприятий, проводимых на определенных этапах подготовки и проведения командно-штабных учений.

    В зависимости от целей, предназначения и состава привлекаемых органов управления, сил и других категорий обучаемых могут проводиться учения: по переводу с мирного на военное время; по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; служб гражданской обороны, по управлению,  и др.

    Основным и наиболее эффективным методом отработки учебных вопросов и достижения целей учения является проведение практических мероприятий.

    В ходе специальных учений, как правило, проводятся исследования по определенным группам мероприятий.

    Подготовка и проведение специальных учений организуются применительно к положениям, изложенным для командно-штабных учений. В зависимости от состава участников и вопросов отрабатываемых на специальном учении перечень разрабатываемых документов может быть уточнен руководителем учения.

    Исследовательские учения проводятся с целью детального исследования проблемных вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; изучения новых форм и методов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; целесообразности использования аварийно-спасательной техники; испытания новых образцов аварийно-спасательного инструмента; исследования новой организационно-штатной структуры и т.д.

    К проведению исследовательских учений могут привлекаться заинтересованные в результатах этих учений представители федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Подготовка и проведение исследовательских учений осуществляется аналогично командно-штабным учениям, но с учетом их особенностей.

    Замысел и порядок проведения учений должны быть подчинены исследовательским целям, а создаваемая на учениях обстановка - обеспечить достижение исследовательских целей учения. Для исследования целесообразно намечать не более двух-трех вопросов, а в отдельных случаях на учении может исследоваться и один важный вопрос.

    Основным документом, на основе которого организуются и проводятся исследования, является план исследований. Обычно он разрабатывается, исходя из целей исследования, замысла и плана-календаря проведения учения и утверждается руководителем учения. В плане, как правило, указываются: цели и основные вопросы исследований; состав исследовательского аппарата; порядок организации исследования и обобщения результатов исследований.

    На основе плана исследований заместители (помощники) руководителя учения, начальники (руководители) органов управления, сил и служб составляют частные планы исследований, в которых детализируется порядок проведения исследований по своему профилю. Вопросы, подлежащие исследованию посредниками, отражаются в их частных планах. Кроме того, заранее разрабатываются необходимые задания на проведение исследований, формализованные бланки и таблицы и другие документы для сбора статистических данных по исследуемым вопросам. Они должны быть небольшими по объему, удобными для заполнения и последующей обработки.

    Исследования по поставленным вопросам должны начинаться в период подготовки учения. На основе имеющегося опыта ранее проведенных учений и теоретических материалов, моделирования развития той или иной чрезвычайной ситуации разрабатываются предварительные выводы по исследуемым проблемам. Для исследования этой работы могут привлекаться учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и др.

    В отличие от командно-штабных (штабных) учений в ходе исследовательских учений действия органов управления и сил могут отрабатываться по нескольким вариантам с применением различных способов действий в решении задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для  уточнения и конкретизации некоторых выводов могут повторяться предыдущие эпизоды действия органов управления и сил. В отдельных случаях могут объявляться частные отбои (оперативные паузы) для систематизации полученных фактов, обмена мнениями между участниками, в том числе с привлечением обучаемых, по наиболее сложным исследуемым вопросам.

    Основными методами исследования в ходе учения являются: проведение экспериментов; личное наблюдение за работой обучаемых органов управления и сил; изучение разрабатываемых документов; хронометрирование, фото- и киносъемки; метод экспертных оценок; математические методы исследования с использованием электронно-вычислительной техники.

    Анализ и обобщение результатов исследований в ходе учения осуществляется на основе представляемых руководителю учения материалов исследования за каждый этап. К концу учения в итоге этой работы должны быть сформулированы выводы по каждому из исследуемых вопросов, которые, как правило, включаются отдельным разделом в доклад руководителя учения на разборе.

    После окончания учения проводится более детальный анализ результатов исследований, конкретизация выводов, разработка рекомендаций и предложений. Результаты исследований отражаются в отчете о проведенном учении, который утверждается руководителем учения и представляется в вышестоящий орган управления.

    Командно-штабные тренировки проводятся в целях приобретения и совершенствования навыков должностными лицами в выполнении своих функциональных обязанностей и слаживания органов управления. В ходе командно-штабных тренировок могут отрабатываться  вопросы по переводу сил в различные режимы функционирования, переводу гражданской обороны с мирного на военное время, принятию решений и постановке задач подчиненным, планированию аварийно-спасательных и других неотложных работ, организации взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления силами в различных условиях обстановки. Командно-штабные тренировки, как правило, проводятся в один этап с отработкой одного-двух учебных вопросов

    В зависимости от учебных целей, поставленных задач и состава обучаемых, командно-штабные тренировки могут быть одностепенными и многостепенными, проводиться в местах дислокации органов управления, а также на пунктах управления.

    Штабные тренировки проводятся с целью отработки должностными лицами органов управления функциональных обязанностей по занимаемой должности, достижения оперативности и слаженности в работе отдельных подразделений и органа управления в целом, выработке практических навыков в планировании и реализации мероприятий по оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации.

    Штабные тренировки проводятся, как правило, в следующих случаях:

    - во время проверок состояния дел в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций территориальных подсистем РСЧС с целью определения готовности органов управления к действиям по предназначению;

    - в порядке подготовки к командно-штабным учениям с целью отработки отдельных вопросов, входящих в замысел командно-штабного учения;

    - с целью проверки устранения отдельных недостатков в работе органа управления, выявленных в ходе проверки или командно-штабного учения.

    В ходе штабных тренировок обучаемые разрабатывают оперативные документы, производят оперативные расчеты, готовят предложения для принятия решений, участвуют в планировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Штабные тренировки  могут проводиться как на пунктах управления, так и в служебных помещениях (учебных классах), со средствами связи и без них.

    Продолжительность командно-штабных (штабных) тренировок зависит от объема решаемых задач, определяется их руководителем и может составлять от нескольких часов до двух суток. В целях приобретения практического опыта часть обучаемых в ходе тренировок может исполнять функциональные обязанности на одну-две ступени выше занимаемой должности.

    Для проведения тренировок разрабатываются: замысел на карте (плане города, района) с приложением пояснительной записки; организационные указания по подготовке и проведению тренировки; оперативное задание и карта исходной обстановки; план-календарь проведения тренировки; план наращивания обстановки; частные планы заместителей руководителя тренировки; директивы, приказы; распоряжения по видам обеспечения; табель срочных донесений. Необходимость разработки других документов определяется руководителем тренировки.

    35.mchs.gov.ru

    Командно-штабные учения и штабные тренировки — КиберПедия

     

    Основы организации командно-штабных учений

    Общие положения

    Командно-штабные учения (КШУ), штабные учения (ШУ) на объектах экономики и в организациях с отработкой мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются высшей и наиболее эффективной формой подготовки руководства администрации и специалистов, комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), подразделений ГОЧС к выполнению возложенных на них задач в области защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени.

    Сущность учений заключается в действиях его участников по выполнению мероприятий, предусмотренных планом гражданской обороны и защиты населения, планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также возложенных на них функций в соответствии с занимаемыми должностями на фоне смоделированной обстановки, которая может сложиться на территории расположения объекта или вблизи него при аварии на других потенциально опасных объектах.

    Основными целями проведения учений являются:

    - совершенствование практических навыков руководящего состава объекта, постоянно действующих комиссий объекта и сил в решении задач по защите персонала объекта от опасностей, возникающих в мирное и военное время;

    -достижение согласованности в работе органов управления ГО, предупреждения и ликвидации ЧС объекта;

    - проверка реальности планов гражданской обороны и защиты населения, планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

    - проверка эффективности выполненных и намеченных к выполнению мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в военное время и в условиях ЧС природного и техногенного характера;

    - исследование различных аспектов проблемы защиты

    персонала и территорий от ЧС мирного и военного времени.

    В целях более полной и всесторонней проверки реальности разработанных планирующих документов, выполнения практических мероприятий, определения готовности сил и средств к выполнению задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени на учения могут привлекаться объектовые аварийно-спасательные службы (на тех объектах, на которых они создаются), нештатные аварийно-спасательные формирования и другие подразделения ликвидации ЧС.

    По своему назначению и целям учения подразделяются на плановые, проверочные, показные и исследовательские.

    Плановые учения завершают цикл подготовки всех категорий обучаемых органов управления и сил к выполнению задач, предусмотренных планами гражданской обороны и защиты населе­ния, планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

    Проверочные учения проводятся в целях определения степени готовности органов управления и сил по выполнению мероприятий ГО и ликвидации ЧС мирного времени.

    Показные учения проводятся в целях выработки единства взглядов на организацию и методику проведения учений, показа образцовых и наиболее целесообразных действий его участников при решении возлагаемых на них задач.

    Исследовательские учения проводятся в целях исследования наиболее важных проблемных вопросов теории и практики ГО, предупреждения и действий в ЧС, изыскания наиболее эффективных способов защиты персонала объекта, повышения устойчивости функционирования в ЧС мирного и военного времени, приемов ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, совершенствования методов управления, связи и оповещения.

    В ходе учения органы управления размещаются, как правило, на городском запасном пункте управления объекта и используют существующие средства связи и обмена информацией. При необходимости могут развертываться дополнительные средства связи. В некоторых случаях (для отработки действий при химических и радиационных авариях, а также тем военного времени) органы управления могут находиться на загородных запасных пунктах управления.

    Требования, предъявляемые к организации и проведению учений

    Учения проводятся в соответствии с годовыми планами основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС города (района, округа), объектов, а также указаниями соответствующих должностных лиц в ходе комплексных проверок и проведения городских, районных и окружных КШУ (ШУ).

    Одним из главных условий подготовки и проведения учений является всесторонний учет характера возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и практическою опыта их предупреждения и ликвидации.

    К организации и проведению учений предъявляются следующие требования:

    -учет реального состояния готовности органов управления ГО, предупреждения и ликвидации ЧС объекта к действиям в ЧС мирного и военного времени;

    - создание на учении обстановки, максимально приближенной к реально возможной и позволяющей отрабатывать задачи, стоящие перед всеми категориями обучаемых;

    - учет особенностей и степени готовности органов управления и формирований объекта к функционированию в военное время и в ЧС;

    - отработка задач, решаемых участниками учения, на основе планов гражданской обороны и планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

    - исключение возможности возникновения в ходе подготовки и проведения учения ситуаций, которые могут привести к человеческим жертвам, материальному ущербу, возрастанию социальной напряженности, ухудшению условий жизни и работы населения.

    Учения организуются и проводятся по принципу: «Старшие начальники обучают своих подчиненных». Это повышает степень ответственности участников, а также способствует быстрейшему внедрению в жизнь разработанных в ходе учений мероприятий по совершенствованию выполнения мероприятий ГО, системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    При подготовке и особенно при проведении учений важное значение придается отработке выполнения его участниками обязанностей и тех задач, которые им придется решать и

    чрезвычайных ситуациях. Практическое проведение мероприятий по защите персонала объекта и территорий дает возможность более полно проверить реальность планирующих документов, способствует выработке дополнительных мер, которые необходимо пронести для снижения последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Учения должны обеспечивать повышение уровня подготовки и поддержание высокой степени готовности руководящего состава, органов управления, сил и средств к решению внезапно возникающих задач ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

    cyberpedia.su

    Особенности организации командно-штабных учений

    ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 17Следующая ⇒

    Командно-штабные учения (КШУ)- это форма совместного обучения руководящего состава, органов управления и сил территориальных подсистем РСЧС.

    КШУ проводятся на местности или на картах по комплексным темам, охватывающим основные вопросы предупреждения и ликвидации ЧС.

    Цели КШУ:

    1) совершенствование практических навыков руководящего состава, органов управления и сил в решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации;

    2) достижение согласованности в работе органов управления субъектов Федерации и местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    3) проверка реальности планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.

    На учениях руководящий состав, органы управления и силы повышают навыки в оценке обстановки и состояния готовности к реагированию на ЧС, в принятии решения на их ликвидацию. По итогам учений намечаются мероприятия, которые необходимо провести дополнительно по дальнейшему совершенствованию предупреждения и ликвидации ЧС.

    По числу привлекаемых органов управления учения могут быть одностепенными и многостепенными. На одностепенные учения привлекается руководящий состав одного органа управления РСЧС, например, городского. На многостепенные учения привлекается руководящий состав двух и болеё органов управления РСЧС, например, областного, городского и районного.

    В целях болеё всесторонней реальности разработанных планов ГО и планов действий на учения могут привлекаться силы территориальной подсистемы РСЧС для проведения с ними комплексных и тактико-специальных учений.

    Органы управления размещаются на городских пунктах управления и используют существующие средства связи и обмена информацией. При необходимости могут развертываться дополнительные средства связи. В некоторых случаях (при отработке вопросов химических и радиационных аварий, а также тем военного времени) органы управления могут находиться на запасных (городских) и подвижных пунктах управления.

    При необходимости исследования проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, изыскания наиболеё эффективных способов решения задач могут проводиться исследования отдельных вопросов.

    Требования, предъявляемые к организации и проведению КШУ

    Учения проводятся в соответствии с годовыми планами основных мероприятий Министерства, РЦ и органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также указаниями соответствующих должностных лиц.

    Одним из главных условий подготовки и проведения учений является всесторонний учет характера возможных чрезвычайных ситуаций и практического опыта их предупреждения и ликвидации в данном регионе.

    На учениях создается сложная и поучительная обстановка, максимально приближенная к имевшим место или наиболеё вероятным в данном регионе ЧС.

    Учения организуются и проводятся по принципу «Старший начальник обучает своих подчиненных». При подготовке и, особенно, при проведении учений важное значение придается отработке его участниками обязанностей и тех задач, которые им придется решать в ЧС. Учения должны обеспечивать повышение уровня подготовки и поддержание высокой степени готовности руководящего состава, органов управления, сил и средств к решению внезапно возникающих задач ликвидации ЧС.

    Рекогносцировка

    После того как определен замысел учения и оценен объем мероприятий по подготовке учения, его руководитель проводит рекогносцировку района проведения учения. Для проведения рекогносцировки привлекаются заместители и помощники руководителя учения, начальник штаба руководства и необходимое количество сотрудников штаба. В ходе рекогносцировки уточняются:

    - объем и место проведения практических мероприятий;

    - последовательность отработки учебных вопросов.

    Документы учения

    Первичный документ - распоряжение (постановление) главы исполнительной власти по подготовке и проведению учения. Этот документ готовит орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Распоряжение (постановление) издается за два месяца до начала учения.

    В нем определяются:

    - тема;

    - сроки;

    - продолжительность учения;

    - назначен руководитель учения и его заместители;

    - назначается штаб руководства учением;

    - сроки разработки замысла учения и организационных указаний;

    - порядок назначения посредников;

    - меры по подготовке к учению личного состава, по соблюдению мер безопасности;

    - по материально-техническому обеспечению, по порядку докладов, представляемых в штаб руководства учением и др.

    Приказ доводится до руководящего состава органов управления, привлекаемых к учению, в части касающейся.

    Календарный план подготовки ученияявляется рабочим документом штаба руководства. Он включает основные мероприятия по подготовке учения, очередность и сроки их исполнения, ответственных исполнителей. В разделах плана отражаются перечень организационных мероприятий по подготовке учения, порядок и сроки подготовки к учению руководства, штаба, посредников, обучаемых, пунктов управления, систем связи и оповещёния, а также меры по материально-техническому обеспечению учения и контролю за ходом его подготовки.

    Схема организации руководства учением разрабатывается графически и является рабочим документом штаба руководства. На ней указываются руководитель учения, его заместители, помощники, начальник штаба и штаб руководства, посредники, группы розыгрыша и обеспечения, подготовки и разбора, исследования, а также привлекаемые на учение органы управления и структурные подразделения РСЧС. На схеме отражается также расчет состава руководства и посредников, расчет состава участников учения с указанием их общего количества, наименования структурных звеньев, от которых выделяется состав руководства и посредников, привлекаются участники учения.

    Одним из основных документов, разрабатываемых штабом руководства учения, является замысел учения. В нем определяется содержание решения руководителя на проведение учения: показывается, в какой обстановке, какими силами и средствами, какими способами руководитель предусматривает достижение поставленных целей учения. При разработке замысла учения необходимо руководствоваться задачами, изложенными в организационно-методических указаниях по подготовке гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на текущий год.

    Замысел учения разрабатывается, как правило, графически на карте (схеме) с приложением краткой пояснительной записки, таблиц, планов городов и необходимых расчетов, при этом на карте (схеме, планах городов) отражаются тема, продолжительность учения, этапы, их наименование и продолжительность, основные учебные вопросы, категорированные города и объекты, состав обучаемых, нормы расхода моторесурсов и имитационных средств, зоны возможных разрушений, запасные и дублирующие пункты управления, маршруты эвакуации, приемные эвакопункты, пункты временного размещёния, зоны возможного катастрофического затопления; радиационная, химическая, биологическая обстановка при разрушении (аварии) на потенциально опасном объекте и другие данные, влияющие на отработку учебных вопросов.

    Обстановка, которая не отражается на карте графически, может показываться в таблицах. Она может содержать сведения о чрезвычайной ситуации, данные о численности населения, его обеспеченности средствами индивидуальной защиты, об объемах аварийно- спасательных и других неотложных работ, возможности сил территориальной подсистемы РСЧС и другие данные. Эти таблицы и другие справочные материалы используются руководством и посредниками для создания обстановки, соответствующей замыслу учения, и позволяют объективно оценивать состояние готовности территориальных, местных и объектовых звеньев по реагированию на чрезвычайные ситуации.

    В пояснительной записке к замыслу учения обычно указываются (состав участников учения и их задачи, общая (исходная) обстановка, порядок проведения учения (наименование этапов, их продолжительность по оперативному и астрономическому времени), частная обстановка, учебные вопросы и порядок их отработки, практические мероприятия, исследуемые вопросы, организация руководства учением, порядок проведения разбора.

    При необходимости пояснительную записку к замыслу учения как отдельный документ можно не разрабатывать, ограничившись размещёнием необходимой информации непосредственно на карте замысла учения.

    В некоторых случаях замысел учения может оформляться текстуально. В качестве приложений к замыслу в этом случае могут быть схемы, планы местности, таблицы и др. материалы.

    После разработки и утверждения замысла учения штабом руководства разрабатываются организационные указания по подготовке и проведению командно-штабного учения, которые не позднеё одного месяца до начала учения доводятся до руководства органов управления местных и объектовых подсистем РСЧС.

    В организационных указаниях определяются: ориентировочное время проведения и характер учения, состав руководства учением, состав привлекаемых сил и средств, перечень объектов экономики, привлекаемых для выполнения практических мероприятий; ставятся задачи по подготовке к учениям, обеспечению мер безопасности и другим вопросам, исходя из особенностей региона.

    Задание на учение- исходный документ для непосредственной подготовки к учению руководящего состава и органов управления территориальных, местных и объектовых звеньев РСЧС. В нем обычно излагаются общая и частная обстановка, справочные данные и необходимые указания участникам по подготовке к учению.

    В разделе «Общая обстановка» указываются состояние органов управления, сил и средств РСЧС, другие сведения, характеризующие готовность обучаемых к действиям на учениях.

    В разделе «Справочные данные» могут сообщаться сведения, необходимые для принятия в ходе учения решений и уточнения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций: об укомплектованности и оснащенности органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС; данные о состоянии техники, дорог, мостов и времени их использования; метеоусловия и другие сведения, необходимые для проведения учения.

    В конце задания даются указания участникам учения: что изучить, оценить и исполнить, к чему быть готовым в ходе учения. К заданию может прилагаться карта с исходной обстановкой. Задание обычно вручается заблаговременно.

    Основными документами, используемыми в ходе учения, являются план проведения учения (план- календарь проведения учения) и план наращивания обстановки.

    План проведения учения,как правило, разрабатывается в случае подготовки и проведения областного учения, на котором планируется отработка сложных комплексных вопросов, ранеё в этом районе не отрабатывавшихся.

    В нем указывается тема и цели учения, состав участников, время и место его проведения, этапы учения, их продолжительность, учебные вопросы, создаваемая обстановка (содержание вводных), ожидаемые действия обучаемых, работа руководителя учения, а также заместителей (помощников) и посредников.

    В других случаях разрабатывается план-календарь проведения учения.В нем в кратной форме по этапам и дням учения отражаются общая последовательность проведения учения, проводимые мероприятия, время окончания учения, время проведения общего и частных разборов.

    Степень детализации плана (плана-календаря) проведения учения зависит от масштаба и целей учения, состава его участников, уровня подготовки личного состава штаба руководства и посредников.

    План (план-календарь) проведения учения служит основой для разработки частных планов работы заместителей и помощников руководителя, старших посредников и других документов учения.

    Для планирования работы руководителя учения может разрабатываться личный план работы руководителя с указанием времени и места работы по дням и часам учения, содержания проводимых мероприятий и состава привлекаемых участников учения (например, контроль работы соответствующих должностных лиц и из заслушивание в ходе учения, проведение практических мероприятий, оказание помощи обучаемым и т. д.).

    План наращивания обстановкиявляется документом, определяющим содержание и порядок вручения вводных в соответствии с планом (планом- календарем) учения. В нем указываются время подачи вводных, их содержание (когда, где и что произошло), кто выдает и кому передаются вводные и способ передачи.

    Заместители и помощники руководителя, а также посредники в интересах активизации действий обучаемых могут давать вводные, не предусмотренные в плане наращивания обстановки, но вытекающие из замысла учения, характера общей обстановки и с учетом решений (действий) обучаемых с последующим докладом в штаб руководства.

    План проведения практических мероприятий разрабатывается в целях детального планирования этих мероприятий, определения их объема и порядка проведения. В нем обычно указываются наименование мероприятий, их содержание, время и место проведения, привлекаемые силы и средства, ответственные за организацию, проведение и контроль за исполнением соответствующих мероприятий.

    План разрабатывается по этапам учения. В содержание плана включаются практические мероприятия, проводимые в ходе КШУ в районах, городах и на объектах экономики при проведении с ними комплексных учений. В ходе учений обычно отрабатываются такие мероприятия, как приведение в готовность защитных сооружений, проведение эвакуации отдельных групп населения, выдача средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, средств радиационной и химической разведки, приведение в готовность сил территориальной подсистемы, укрытие населения в защитных сооружениях, развертывание лечебных учреждений и учреждений СНЛК, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    Основные мероприятия плана включатся в частные планы работы на учении заместителей, помощников руководителя учения и старших посредников. В плане особое внимание уделяется соблюдению мер безопасности.

    План проведения исследованийразрабатывается исследовательской группой. В нем обычно излагаются тема учения, цели, вопросы, метод исследования по этапам учения, а также порядок и сроки обобщения

    материалов, ожидаемые конечные результаты исследования (по каким вопросам и в виде какого документа должны быть оформлены результаты исследования). В плане проведения исследований предусматриваются также вопросы, по которым руководитель учения заслушивает доклады обучаемых, исследовательской группы, своих заместителей. Необходимые данные из этого плана отражаются в частных планах работы заместителей, помощников руководителя учений и старших посредников (посредников).

    Частные планы работы заместителя руководителя учения и старшего посредника разрабатываются на основе плана (планакалендаря) проведения учения, а также личного плана работы руководителя учения или плана-графика учения (если эти документы разрабатываются). В них обычно указываются тема, общие и частные учебные цели учения для соответствующих категорий обучаемых, состав участников учения, этапы учения, их продолжительность по оперативному и астрономическому времени, учебные вопросы и время на их отработку, обстановка по этапам (содержание вводных), работа обучаемых - руководящего состава и органов управления территориальной подсистемы РСЧС, работа заместителя (помощника) руководителя, посредника, порядок наращивания обстановки (время и способ вручения вводных), сроки представления докладов руководителю учения, время окончания учения, проведения общего и частных разборов учения. Частные планы согласовываются с начальником штаба руководства и утверждаются руководителем учения. Частный план работы старшего посредника является руководящим документом и для подчиненных ему посредников.

    Подготовка руководства, штаба руководства и посредников

    Подготовка руководства учением, а также посредников осуществляется по заранее разработанному плану и имеёт целью обеспечить глубокое изучение директивных и нормативных документов, оценить реальное состояние дел по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечить единство взглядов и правильное понимание замысла, целей и обязанностей при отработке учебных вопросов, предусмотренных планом проведения учения, а также овладение основами методики обучения.

    Руководство и посредники готовятся как самостоятельно, так и на специально проводимых занятиях и инструктажах.

    В ходе самостоятельной подготовки изучаются законодательные акты Российской Федерации, приказы, директивы МЧС России, документы органов законодательной и исполнительной власти субъектов федерации, руководства, пособия, материалы разборов предыдущих командно-штабных учений. В этот же период для них могут быть прочитаны лекции, проведены семинары, групповые управления и совещания, показаны учебные кинофильмы по вопросам предстоящего учения.

    Перед началом учения в форме инструктивных и методических занятий с докладами выступают руководитель учения, его заместители, начальник штаба руководства и другие.

    В ходе занятий рассматриваются особенности предстоящего учения, состояние организации предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также даются указания, на что обратить особое внимание при отработке учебных вопросов в ходе учения.

    Начальник штаба руководства докладывает основные положения замысла, плана проведения учения, задачи штаба руководства и посредников, порядок представления докладов и донесений в штаб руководства.

    Руководитель учения в форме групповых упражнений разыгрывает на картах, схемах наиболеё важные учебные вопросы в соответствии с планом проведения КШУ с учетом мероприятий, предусмотренных в планах обучаемых звеньев территориальной подсистемы РСЧС, проверяет готовность заместителей, помощников, штаба руководства и посредников к учению, дает указание по методике их работы, обращает особое внимание на выполнение обучаемыми практических мероприятий и строгое соблюдение мер безопасности.

    Создавая обстановку на этих занятиях в соответствии с планом (планом-календарем) проведения учения, руководитель может ставить посредников в роль обучаемых и требовать от них оценки обстановки, принятия решения, организации взаимодействия, всестороннего обеспечения и отдачи необходимых распоряжений.

    Часть занятий может проводиться по группам с учетом из функциональных обязанностей: с группами исследований, подготовки разбора, с посредниками по службам, по вопросам всестороннего обеспечения.

    После проведения методических занятий и инструктажа руководитель учения определяет сроки уточнения отдельных положений плана (плана- календаря) проведения учения, доработки частных планов работы заместителей руководителя учений и старших посредников, других планирующих документов и представления их на утверждение.

    Подготовка участников учения

    Подготовка обучаемых представляет собой комплекс мероприятий, имеющих целью обеспечение успешного проведения учения, и включает подготовку руководящего состава, органов управления, сил территориальной подсистемы РСЧС и населения. Она осуществляется заблаговременно на плановых занятиях в течение всего учебного года, а также на дополнительно проводимых занятиях, сборах и тренировках в ходе непосредственной подготовки к учению.

    Подготовка участников учения призвана обеспечить полную и качественную отработку всех учебных вопросов учения применительно к занимаемым ими должностям и выполнению функциональных обязанностей по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Подготовка пунктов управления, систем связи и оповещёния

    Успешному проведению учения способствует качественное управление силами и средствами, привлекаемыми на КШУ. При подготовке учения в первую очередь должно быть определено, с каких пунктов будет осуществляться управление, и приняты меры по их качественной подготовке к работе.

    Подготовка к учению системы связи и оповещёния должна обеспечить своевременное доведение до участников учения - руководящего состава и органов управления соответствующих сигналов и распоряжений, непрерывность руководства территориальной подсистемой РСЧС, её силами и средствами, а также обмен информацией между участниками учения.

    В этих целях уточняются также вопросы использования имеющихся средств связи, при необходимости производится дооборудование, доооснащение пунктов управления техникой и средствами управления. Уточняется документация (планы связи, таблицы позывных УС ПУ, должностных лиц, списки абонентов и др.). Организуется заказ каналов связи, дополнительно развертываются средства связи и оповещёния, в том числе на подвижных пунктах управления (ППУ). Подготавливаются места для развертывания подвижного пункта управления при проведении спасательных работ.

    При подготовке автоматизированной системы управления определяются силы и средства автоматизации, привлекаемые к учению, устанавливаются объем работы и перечень решаемых задач, проверяется обеспеченность соответствующими программами, формулярами и инструкциями, наличие необходимых таблиц, графиков, номограмм и бланков, уточняется организация связи вычислительных центров с пунктами управления (абонентскими пунктами). Одновременно организуется обучение личного состава органов управления методике расчетов с использованием средств механизации и автоматизации, а также ознакомление руководящего состава органов управления с возможностями своевременной вычислительной техники и порядком её применения в ходе учения.

    В целях обеспечения общего порядка, усиления охраны, регулирования движения и соблюдения мер безопасности в ходе учения штабом руководства организуется комендантская служба на городском и запасных пунктах управления, а также на маршрутах выдвижения. Для несения комендантской службы привлекаются подразделения ведомственной охраны, формирования службы общественного порядка. В отдельных случаях по согласованию с органами Министерства внутренних дел для этих целей могут привлекаться подразделения милиции и Государственной автомобильной инспекции.

    Материальное и техническое обеспечение учения

    Материальное и техническое обеспечение при подготовке и проведении учения заключается в обеспечении его необходимой техникой, автотранспортом, имуществом и другими материальными средствами; в оборудовании рабочих мест (помещёний) для руководства, штаба руководства и обучаемых необходимой мебелью, электроосвещёнием и запасным освещёнием, средствами связи и оповещёния; в обеспечении участников учения принадлежностями для работы, а также в организации питания и отдыха; технического обслуживания автотранспорта и другой техники, привлекаемой на учение.

    Материальное и техническое обеспечение учения по указанию руководителя осуществляется должностными лицами, соответствующими службами и формированиями, предназначенными для этих целей. Основные мероприятия материального и технического обеспечения могут определяться в приказе о подготовке и проведении учения или в организационных указаниях. При необходимости разрабатывается план материально-технического обеспечения.

    Контрольза ходом подготовки учения

    Для определения степени готовности участников к учению, оказания им необходимой помощи осуществляется контроль за ходом подготовки. Основным его содержанием является проверка выполнения указаний руководителя по подготовке учения, полноты и качества проведения мероприятий, предусмотренных календарным планом подготовки учения. В ходе подготовки учения может быть проведена проверка по отдельным вопросам функционирования территориальной подсистемы РСЧС.

    Контроль за ходом подготовки к учению осуществляет руководитель учения лично, через своих заместителей и помощников, штаб руководства, с привлечением должностных лиц обучаемых звеньев управления, а также посреднического аппарата. Это позволит болеё полно и всесторонне оценить готовность к учению проверяемых звеньев территориальной подсистемы РСЧС с учетом выполнения ими задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    При определении степени готовности к проведению учения руководитель определяет также готовность самого руководства и его аппарата (штаб руководства, посреднический аппарат, исследовательские группы), имитации, учебно-материальной базы, системы управления.

    Методика проведения учений

    Общие положения

    Проведение учения с отработкой задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является наиболеё сложным и ответственным этапом в работе руководителя учения, его заместителей, штаба руководства, посреднического аппарата и обучаемых.

    Основным содержанием и методами работы должностных лиц руководства и посредников в ходе учения являются:

    - личное изучение стиля и методов работы обучаемых в ходе учения;

    - заслушивание кратких докладов обучаемых;

    - изучение отработанных документов;

    - проверка качества и эффективности выполняемых на учении практических мероприятий;

    - оказание помощи обучаемых в выполнении функциональных обязанностей, обобщение и информация о положительных результатах в работе в ходе учения.

    При изучении методов работы обучаемых обращается внимание на слаженность и согласованность в работе между структурными звеньями территориальной подсистемы РСЧС, оценку обстановки, принятие и объявление решений и распоряжений.

    В ходе изучения отработанных документов проверяется и оценивается их реальность, соответствие нормативным документам и обстановке, наглядность и культура исполнения.

    Все выполняемые практические мероприятия должны учитываться и хронометрироваться, а обобщенный опыт использоваться в исследовательских целях для корректировки планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Розыгрыш хода учения осуществляется на основе плана его проведения в соответствии с принимаемыми решениями и отдаваемыми распоряжениями обучаемым. Штаб руководства с учетом анализа этих решений и распоряжений разрабатывает и докладывает руководителю предложения по дальнейшему наращиванию обстановки.

    Наращивание данных об обстановке осуществляется таким образом, чтобы она вынуждала обучаемых реагировать на её изменения принятием новых или уточнением ранеё принятых решений, документальным их оформлением, постановкой или уточнением задач подчиненным, проведением практических мероприятий и завершалась контролем исполнения.

    Обстановка наращивается непрерывно, круглосуточно, в реальном масштабе времени, т.е. методом «час за час» и методом оперативных скачков и пауз.

    При резких изменениях обстановки после оперативного скачка обучаемым предоставляется время, необходимое для её уяснения и оценки, принятия решений, постановки задач подведомственных органам управления территориальной подсистемы РСЧС, а также организации их выполнения. В необходимых случаях руководство учением уточняет обучаемым ранеё поставленные задачи или ставит дополнительные.

    В целях приближения деятельности органов управления, действий привлекаемых на учения сил к реальным условиям обстановки применяется передача учебных сигналов и распоряжений на выполнение мероприятий реагирования на чрезвычайные ситуации; имитация зон (биологического) загрязнения (заражения) препятствий и преград на путях эвакуации населения, выдвижения сил в районах их действий; введение ограничений на использование сил, транспорта и другой техники, дорог, территории и т. д.

    Руководитель, его заместители, помощники и посредники в ходе розыгрыша находятся с обучаемыми там, где решаются главные вопросы учения, осуществляют контроль и оценивают действия обучаемых.

    Комплексное применение форм и методов работы руководства учения с учетом подготовленности обучаемых и решаемых ими задач является непременным методическим требованием к проведению учения, что позволит болеё глубоко и всесторонне отработать учебные вопросы с участниками учения, достигнуть положительных результатов в их обучении и, в конечном счете, определить истинное состояние дел в каждом звене территориальной подсистемы РСЧС к реагированию на чрезвычайные ситуации.

    Читайте также:

    lektsia.com

    УЧЕНИЯ КОМАНДНО-ШТАБНЫЕ (ШТАБНЫЕ) - это... Что такое УЧЕНИЯ КОМАНДНО-ШТАБНЫЕ (ШТАБНЫЕ)?

     УЧЕНИЯ КОМАНДНО-ШТАБНЫЕ (ШТАБНЫЕ) форма подготовки и боевого слаживания органов управления. На учениях отрабатываются подготовка и ведение операции или боя на фоне специально созданной военно-политической, стратегической, оперативной или боевой обстановки. Проводятся, как правило, по комплексным темам, охватывающим различные виды боевых действий и всю совокупность задач, которые могут возникнуть в ходе операции и боя. В командно-штабных учениях (КШУ) участвуют командующие (командиры), штабы в полном составе, органы управления родов войск (сил флота) и служб. В качестве руководителя выступает старший начальник и его штаб. В ходе их особое внимание уделяется отработке вопросов подготовки операций (боевых действий), организации взаимодействия и обеспечения, а также решению задач по наиболее важным этапам развития военных действий. Важнейшие учения могут проводиться с участием обозначенных войск. На штабных учениях (ШУ) участвуют лишь штабы и службы. Командующие (командиры) выступают в роли руководителей учений. Особое внимание на них уделяется оценке обстановки, оформлению решений, отработке документов по планированию боевых действий и управлению войсками. КШУ и ШУ различаются: -по масштабам - на стратегические, оперативно-стратегические, оперативные, оперативно-тактические и тактические; -по организации управления - со средствами связи и без них; -по составу - привлекаемые силы и средства с обозначенными войсками (силами флота) и без них; -по характеру поставленных целей - обычные, показные, исследовательские, опытные и специальные; -по методам проведения - односторонние, двусторонние, одностепенные и многостепенные. Наиболее крупными стратегическими учениями в истории советских ВС были учения, проводившиеся в 1987 г. на территории пяти военных округов, а также на Черноморском и Балтийском флотах.

    Война и мир в терминах и определениях. под общей редакцией Дмитрия Рогозина . 2014.

    • УЧЕНИЯ ВОЕННО-МОРСКИЕ
    • УЧЕНИЯ ОБЩЕВОЙСКОВЫЕ

    Смотреть что такое "УЧЕНИЯ КОМАНДНО-ШТАБНЫЕ (ШТАБНЫЕ)" в других словарях:

    • Совместные учения болгарских и советских войск в июле 1958 года — стали одними из первых совместных учений советских войск и войск стран участниц Организации Варшавского договора, включили в себя сухопутную, военно морскую и военно воздушную компоненту[1]. Содержание 1 Подоплёка учений 2 …   Википедия

    • Лето (учения, 1984) — «Лето 84» командно штабные учения СССР и стран Варшавского договора, проходившие в конце мая начале июня 1984 года в северозападной Польше, под руководством польского министра национальной обороны Войцеха Ярузельского. Содержание 1 Нововведения 2 …   Википедия

    • Юг (учения, 1980) — «Юг 80» двухстепенные оперативно стратегические командно штабные учения проводившиеся в августе 1980 года. Район учений охватывал Ближневосточный и Средневосточный театры военных действий, часть территории Африканского континента и акваторию… …   Википедия

    • ПОДГОТОВКА ВС ПОВСЕДНЕВНАЯ — система мероприятий по боевому обучению и воспитанию личного состава войск и сил флота, подготовке военных кадров и боевому слаживанию подразделений, частей, соединений и объединений. Включает оперативную, боевую, психологическую и… …   Война и мир в терминах и определениях

    • Учение гражданской обороны — форма подготовки руководящего состава, органов управления, сил ГО и населения к решению задач военного времени. В системе ГО проводятся командно штабные, штабные, тактико специальные, специальные и комплексные учения. На учениях отрабатываются… …   Словарь черезвычайных ситуаций

    • Учение гражданской обороны —    форма подготовки руководящего состава, органов управления сил ГО и населения к решению задач военного времени. В системе ГО проводятся командно штабные, штабные, тактико специальные, специальные и комплексные учения. На учениях отрабатываются… …   Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    • Подготовка руководящего состава гражданской обороны — комплекс мероприятий, обеспечивающих обучение руководящего состава и специалистов федеральных органов исполнительной власти и организаций, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, служб и формирований… …   Словарь черезвычайных ситуаций

    • Формы обучения в подготовке Всероссийской Службы Медицины Катастроф — совокупность способов, форм и методов обучения сотрудников ВСМК, которые характеризуют организацию отдельных занятий, определяют последовательность применения и сочетание используемых методов обучения, а также взаимоотношения между обучаемыми и… …   Словарь черезвычайных ситуаций

    • Учение гражданской обороны — форма подготовки руководящего состава, органов управления сил ГО и населения к решению задач военного времени. Проводятся командно штабные, штабные, тактико специальные, специальные и комплексные учения. По масштабам могут быть в границах… …   Словарь военных терминов

    • КШУ — командно штабное учение командно штабные учения (мн.ч.) …   Словарь сокращений русского языка

    war_peace_terms.academic.ru