Значение и виды пробирных систем для серебра. Клеймо ромб


Как читать клеймо и пробу на ювелирных изделиях

Ювелирное украшение – приобретение желанное, но и волнительное. Стоит подготовиться особо тщательно, вооружиться знаниями и отправиться во внушающий доверие магазин, чтобы избежать встречи с подделками. В столь ответственном деле поможет авторский оттиск – клеймо, подтверждающее подлинность.

Сегодня клеймо, помимо авторского знака, чаще является оттиском государственной инспекции, подтверждающим законность продажи изделия и содержание чистого драгоценного металла. Кстати, всем известный теперь серебряный стандарт 925-й пробы был введен когда-то в обращение ювелирным домом Tiffany. В разные годы использовали варианты знака пробы, по которым можно определить, в какой стране работал ювелир и каков состав изделия. Например, клеймо с изображением головы лошади указывает на 750-ю пробу и отсылает нас во Францию между 1838 и 1919 гг. А голова собаки, указатель платины, появилась на тыльной стороне ювелирных изделий позднее – начала широко использоваться с 1912 года. Звезда, серп и молот, девушка в кокошнике – знаки советско-российских времен. Отдельно стоит обратить внимание при покупке ювелирных украшений на «именник» – некую шифровку, в которой на самом деле скрыт год изготовления и код мастера.

Fabergé

Пусть команда фирмы Фаберже состояла в лучшие годы более чем из 500 мастеров, детально (от упаковки до драгоценных камней) прорабатывающих каждое ювелирное произведение, Карл Фаберже сам держал под контролем все заказы. Хотя историки не имеют доказательств, создавал ли он когда-либо лично ювелирные изыски. Но клеймо у Карла Фаберже точно было. Причем в нескольких вариантах – петербургское и московское. Предметы, созданные в северной столице, имели клеймо «Фаберже», написанное кириллицей и без инициалов. Московское производство ставило клеймо «К. Фаберже», дополняя его двуглавым орлом. Предметы, предназначенные для продажи в Европе, клеймили латиницей. Мастера, работавшие в Петербурге, имели в распоряжении и собственные клейма, порой заменявшие клеймо мастера. Изредка изделия оставляли без опознавательных знаков. Причина проста – нет места на изделии или его особая хрупкость.

Van Cleef&Arpels

Историю ювелирного дома Van Cleef&Arpels принято начинать не с официальной даты – открытия бутика в доме 22 на Вандомской площади и регистрации марки, а с регистрации брачного союза между огранщиком Альфредом Ван Клифом и Эстель Арпелс, дочерью торговца драгоценными камнями. Для точности и полноты картины назовем обе даты: свадьбу сыграли в 1896 году, а ювелирная лавка открылась спустя 10 лет, то есть в 1906 году. Но есть еще один год, хранящий память о важном для марки событии, – 1938-й! Именно в этом году было официально зарегистрировано клеймо Van Cleef&Arpels – ромб с Вандомской колонной.

Номер

Кстати, помимо собственного клейма ювелиры зачастую ставят на изделиях инвентарный номер. Например, мастера ювелирной марки Carrera y Carrera, создающие в том числе украшения для испанской королевской семьи, нумеруют все изделия. Что не так сложно, если вспомнить о лимитированных тиражах изделий этого бренда.

А представители Chopard советуют каждому, кто остановился в сомнениях в подлинности покупаемых часов, не тратить время на рассматривание деталей и изучение сертификатов, а срочно звонить сотрудникам марки. Инвентарный номер, выгравированный на часах, поможет оперативно получить однозначный ответ. Эксперты Chaumet также оказывают услуги клиентам марки, но в первую очередь в определении подлинности изделий, созданных до внедрения клейма. Поскольку сотрудники компании бережно ведут архив, организовали на Вандомской площади музей марки, где представлены эскизы изделий с XVIII века, вопрос решается довольно быстро – в случае положительного ответа хозяин украшения получает сертификат подлинности.

Ювелирный дом Graff, основанный в отличие от уже упомянутых выше марок не так давно, а точнее в 1966 году, тем не менее прочно удерживает одну из лидирующих позиций в бриллиантово-золотых вопросах. Отличительной чертой ювелирных изделий, выходящих в свет под брендом Graff, стал идентификационный номер, проставляемый мастерами фирмы на каждом бриллианте, заметный только при многократном увеличении.

Так что же показывает проба, и на что следует обращать внимание при покупке ювелирных украшений? За комментарием мы обратились к эксперту SUNLIGHT:

 «Если ювелирное украшение изготовлено из драгоценного металла, оно, как правило, имеет пробу. Проба показывает, сколько основного драгоценного металла в сплаве, из которого сделано украшение. Украшения не делают из чистых платины, золота или серебра. Из платины – очень дорого, а золото и серебро слишком мягкие металлы для этого: на таких изделиях быстро образуются царапины, и они теряют свой привлекательный вид. Поэтому в ювелирном деле используются сплавы драгоценных металлов.

В разных странах существует свой стандарт проб. Сейчас в мире чаще всего используются метрическая и каратная системы проб. Каратная система считается более точной, и применяется она только для золотых украшений. В России используется метрическая система проб. В ней проба, а точнее клеймо – это особый знак, который несет информацию о том, из какого металла украшение сделано и сколько его входит в состав сплава. О виде металла говорит форма клейма: если оно в форме бочонка, то это серебро, в форме восьмиугольника – платина, а если в форме лопаточки, то перед вами украшение из золота.

Цифры клейма (цифровое обозначение пробы) показывают количество в граммах основного драгоценного металла в 1 кг сплава. Например, SUNLIGHT предлагает своим покупателям золотые украшения 585 пробы, это значит, что в 1 кг сплава, из которого они выполнены, содержится 585 г чистого золота. Наличие клейма на украшении – это гарантия того, что оно действительно сделано из драгоценного металла и соответствует заявленной пробе. Такую проверку и клеймение проводит Государственная инспекция пробирного надзора.

Не существует понятия хорошей или плохой пробы, все зависит от приоритетов покупателя. В золотых украшениях 375 пробы можно смело заниматься любой активностью, даже копать огород – это не повредит их внешнему виду из-за низкого содержания золота. Ювелирные изделия 585 пробы – это оптимальное сочетание качества изделий и их цены, но они требуют к себе более бережного отношения. Украшения 750 пробы эстетически очень привлекательны и благодаря высокому содержанию золота являются хорошим капиталовложением».

Золотое кольцо с бриллиантами и изумрудами SL (цена по ссылке)

sunmag.me

Клейма серебра. Франция. Общий обзор

 В данной статье Вы познакомитесь с историей клеймения изделий из драгоценных металлов во Франции, основное внимание будет уделено изделиям из серебра. Современный стандарт установился во Франции в XIX веке и с того времени больше не менялся. Поэтому в общем с определением пробы серебряных антикварных изделий из Франции сложностей не возникнет. История развития клейм Франции изложена в сжатом виде в таблице ниже.

Часть первая. Проба изделия.    Согласно таблице очень просто определить по клейму к какому временному отрезку принадлежит изделие, и из металла какой пробы оно изготовлено. Каждый столбец разбит на два: слева - золото, справа - серебро. Серебряные клейма с 1798 по 1819 были в виде петуха (coq). Цифра 1 рядом с петухом означала серебро высшего стандарта - 950 пробы, цифра 2 - серебро 800 пробы. C 1819 по 1838 год для серебра было установлено клеймо в виде головы мужчины (vieillard). Начиная с  1838 года единым клеймом стало изображение головы женщины в профиль - минерва. Если серебро высшего стандарта - 950 пробы, в правом верхнем углу стоит цифра 1. Если серебро 800 пробы, то в правом нижнем - цифра 2.

    Если изделие было изготовлено во Франции и предназначалость для экспорта, то ставилось экспортное клеймо - голова мужчины в профиль, направленная влево - Меркурий. Если серебро было 950 пробы в левом нижнем углу ставилась цифра 1, если 800 пробы, то цифра 2. На всех ввезенных изделиях ставилось импортное клеймо - лебедь в овальном рамке. С этими клеймами Вы можете ознакомиться в таблице.

При осмотре изделия Вы обнаружите, что клейма стоят в нескольких местах, как правило на каждой детали изделия. Например, при осмотре чайника или кувшина с крышкой клейма будут стоят на ножке, тулове и на крышке. Если ручка выполнена из серебра, то клеймо будет стоять и на ней. На мелких деталях изделий или просто на маленьких предметах ставится обычно клеймо малой гарантии - краб или голова кабана. Эти клейма также присутствуют на таблице.

Часть вторая. Определение даты и места изготовления.

Определить точную дату изготовления достаточно сложно, потому что никаких специальных клейм для этого не предусмотрено. Изделие можно идентифицировать во времени по стилю и характерным особенностям. Об этом подробно можно прочитать в статье - Характерные особенности различных стилей. И также можно с высокой точностью определить время изготовления изделия по клеймам производителя. Для этого необходимо использовать каталоги с примерами клейм разных мастеров и сверять с тем, что есть у вас на предмете. Если клеймо обнаружено и мастер определен, достаточно посмотреть какому периоду в деятельности компании соотствует имеющееся клеймо. Обычно клейма менялись со временем. Точность определениях в таком случае различна и может составлять от 5-ти до 15-20 лет.

Место изготовления соответствует месту регистрации мастерской, которое также можно найти в соответствующих каталогах.

insilver.livejournal.com

Клеймо на серебре, значение и разновидности

Чистое серебро, как и золото, не годится для изготовления ювелирных украшений и столового серебра. Этот металл слишком мягкий, для увеличения твердости сплава используют такие добавки, как цинк, алюминий, медь и кадмий. Изделия с разными соотношениями основного металла и добавок должны соответствовать определенным стандартам качества и пропорций. Существует единая система, по которой их определяют, — система проб. Проба указывает на процентное содержание в сплаве чистого серебра. Наносится на украшение в виде оттиска, называемого клеймом, клеймо на серебре должно быть обязательно.

Содержание статьи

 

Сами мастера не могут устанавливать пробирное клеймо. Для исключения подделок качество любого изделия должно апробироваться государственной пробирной палатой.

Клеймо на серебре

После того как пробирная палата определяет состав сплава, изделие клеймится. Пробирное клеймо имеет свой вид для каждой страны и состоит из различных форм контура, рисунков, букв и цифр. В нашей стране официальное название пробирного клейма — государственный пробирный оттиск. Он имеет установленную форму, и реализация изделий без такого клейма незаконна.

Сейчас стандарты клейма отличаются от тех, которые были приняты в Российской империи и СССР. Кроме того, пробирный оттиск может сильно отличаться в зависимости от страны-производителя и даже содержать разные варианты указания пробы серебра. Так как привезенные изделия из драгоценных металлов в Россию обязательно подлежат апробированию и повторному клеймению, существуют специальные справочники, где указаны все возможные виды оттисков. Такая литература также полезна для ценителей антиквариата. Это помогает им установить, из какого металла было изготовлено изделие.

История пробирной системы

Клейма, которые ставились на серебряных изделиях с восемнадцатого до начала двадцатого века, указывали на их ценность. По ним можно было определить, когда и где сделано изделие и даже какой мастер над ним трудился. Пробирная система в России была создана царем Петром I. Специальным указом были определены четыре пробы серебра и золота, система пробирования называлась золотниковой.

Клеймить изделия тогда имели право только мастер и староста. Продавать что-либо из драгоценного металла без клейма было запрещено. Те, кто имели право ставить оттиски, даже специально для этого обучались.

Уже в девятнадцатом веке были оборудованы специальные палаты для клеймения серебра и других металлов. Претерпел изменения и сам оттиск. Он стал содержать герб города, где предмет был изготовлен, знак проверяющего (инициалы) и пробу металла. Приняли в то время и новый пробирный устав, по которому империя была разделена на пробирные округа, а клеймо приняло вид женской головы в кокошнике. Клеймо также содержало инициалы главы округа и пробу. С тех пор как начали клеймить изделие с указанием на место, где оно было сделано, и стало возможным распознавать работы великих мастеров.

Клеймо на серебряной вилке

Виды клеймений серебра в России

Сейчас наиболее распространенными сплавами являются 925 и 875 пробы серебра. Чаще всего клейма серебра имеют вид овала с обрезанными боковыми сторонами, изображение головы женщины в кокошнике, повернутой вправо. В нижнем левом углу находится буква, которая указывает на место, где изделие прошло апробацию, цифры слева означают пробу сплава. Изделия также могут клеймиться следующим образом:

  • Основными пробирными клеймами являются клейма, называемые литерами «А», «Б», «В», «Г». Присутствия их в изделии достаточно. Клеймо литеры «А» выглядит как голова женщины в кокошнике в круге, вне которого может находиться проба. Клеймо литеры «Б» имеет стандартный вид, описанный выше. «В» и «Г» — имеют аналогичный вид, соответствующий «А» и «Б», за исключение того, что вместо женщины в кокошнике на них изображена пятиконечная звезда с серпом и молотом внутри. Такими оттисками клеймились изделия из драгоценных металлов в СССР. Сейчас они не используются.
  • К дополнительным пробирным клеймам относятся клейма литер «Д», «Е», «Ж», «З». Они не имеют самостоятельного значения. Самого по себе этого клейма недостаточно для определения качества изделия, рядом должно стоять основное. Сейчас используется только клеймо литеры «Д». Оно имеет вид прямоугольника, с закругленными концами, внутри которого стоит обозначение пробы. Клеймом литеры «Е» клеймились изделия, которые не соответствуют заявленной пробе. Остальные два использовались ранее.
  • Еще одной формой основного клейма литеры «Б» обозначаются изделия, предназначенные для отправки за границу. Они отличаются от основного тем, что вместо женщины в кокошнике на них изображен корабль. Такой пробы достаточно.
  • Изделия могут клеймиться и совмещенными пробирными клеймами. Они совмещают основное клеймо с «именником» производителя. Клеймо-«именник», или клеймо мастера, указывает помимо региона, где изделие апробировано, на самого изготовителя.
  • К 50-летию Октября вводили временное клеймо, посвященное юбилею в честь покорителей космоса, действовало оно в течение двух месяцев 1967 года.
  • До 1994 года для церковных изделий разрешено было использовать только клеймо литеры «Д», без основного.
  • До 1997 года медали и монеты клеймились буквами, обозначающими драгоценный металл в соответствии с химическими обозначениями, с рядом стоящей пробой. Если изделия не имеют художественной ценности, сейчас они клеймятся в соответствии с общепринятыми стандартами.
  • Существует несколько систем проб. Сейчас используется метрическая, но до ХХ века использовалась золотниковая.

Клеймо может ставиться несколькими разными способами. Чаще всего оно наносится механически. Но если изделие тонкое или особо дорогое, может использоваться лазерный тип нанесения. Поскольку изделия из драгоценных металлов подвергаются истиранию, то с украшениями с пробой, нанесенной лазером, необходимо быть особо аккуратными. Если их подвергать постоянному механическому воздействию, проба может стереться.

Пробирные системы, используемые во всем мире

У нас в стране на данный момент используется метрическая пробирная система. Она показывает количество тысячных частей чистого металла. Если это значение разделить на 10, можно получить его процентное соотношение. Например, в 585 пробе золота будет 58,5 %, а в 925 пробе серебра — 92,5 %.

Каратная система используется во многих государствах мира. Большинство стран Европы и Америка пользуются именно ей. Чистый металл имеет пробу в 24 карата. Если в сплаве его только половина, то такое изделие будет иметь пробу в 12 карат. Вычислить из каратной пробы метрическую можно по формуле к * м / 1000, где к — проба в каратах, м — метрическая проба.

Плотность серебра в зависимости от пробы

В царской России использовалась золотниковая проба. Золотником называлась весовая мера, которая равнялась 1/96 российского фунта, приблизительно четырем граммам.

Клеймение изделий с покрытием

Серебро в этом случае может быть как основным металлом, так и выступать в качестве покрытия. В первом случае изделие чаще всего покрывается золотом. Тогда ставятся две пробы: первая — основного сплава и вторая — сплава, которым украшение покрыто.

Серебром чаще всего покрываются столовые приборы. Особенно широко это было распространено в СССР. Тогда параллельно с пробой металла ставилась маркировка основного сплава. В это время принимались такие обозначения:

  • МН — мельхиор. Иногда также встречалось обозначение МЕЛЬХ.
  • МНЦ — нейзильберг.
  • АЛ — алюминий.
  • НЕРЖ — нержавеющая сталь.

В старинных антикварных предметах встречалось также и такое: ставилась только проба покрытия, без обозначения основного сплава. Это довольно опасно, так как можно принять посеребренное изделие за сделанное из чистого металла.

Подлежат во всем мире клеймению такие сплавы серебра:

  • 800 проба. Состав — 80 % серебра, остальное — медь. Быстро окисляется и имеет выраженный желтоватый оттенок. 830 проба имеет характеристики, аналогичные предыдущей.
  • Проба 875. Содержит 87,5 % серебра. Очень часто используется для изготовления столовой посуды и украшений.
  • 925 проба наиболее распространена. Имеет оптимальное соотношение «цена — качество». Обладает высокими антикоррозийными свойствами и не имеет желтого оттенка. Очень легко поддается изменению формы. Используется в основном для ювелирных изделий.
  • 960 пробу используют художники при работе с эмалью, а также для ювелирных украшений, особенно за рубежом.

Хронология использования проб в нашем государстве

  • С 1899 года на основании вновь введенного устава установили пробирный оттиск в виде головы женщины в кокошнике, только пока еще повернутой влево, и пробу в золотниковой системе.
  • В 1908 году голова уже повернута вправо, а к клейму добавилась буква с обозначением пробирного округа, к которому изделие относилось; проба была все еще золотниковая.
  • В 1927 году в Советском Союзе было введено новое клеймо: на нем была изображена голова рабочего с молотом. А также была введена новая система проб — та же, что используется и сейчас, метрическая. Пробирный округ обозначался все еще буквой греческого алфавита.
  • В 1958 году ввели оттиски с изображением звезды с серпом и молотом. Букву греческого алфавита заменили на букву — русского.
  • Современный вид оттиски приобрели в 1994, но ходили наряду со старыми вплоть до апреля 2002 года.

И хотя серебро в виде драгоценностей редко используется как инвестиции, обратить внимание на клеймо при его покупке все-таки стоит. Особенно если украшения, столовые приборы покупаются с рук, чего делать не рекомендуется. Подделать пробу возможно, но сложно и опасно. Поэтому ее и можно считать достаточной гарантией качества металла.

dedpodaril.com

история и как их читать — Лавка Сороки & Soroka store

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую.  В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана. 

sorokastore.com

Заводские клейма гаубицы-пушки МЛ-20: myauu

8 мая 2017 года мы снова побывали на мемориале Партизанская поляна в Брянске.Первый визит был в 2015 году (отчёт о мемориале; отчёт о технике)

В этот раз спешки не было и я рассматривал экспонаты более детально, отсняв парочку для отдельных отчётов.Привлекло моё внимание орудие МЛ-20.

Эта 152-мм гаубица-пушка находится в отличном состоянии.Мне удалось рассмотреть и сфотографировать различные надписи и клейма на стволе и лафете.На большинстве встреченных мной подобных орудий все клейма и таблички многослойно закрашены и, без большого запаса наждачки и терпения, разобрать нанесённые на них символы невозможно. 01.Все фото кликабельны до 3648х2736. 02. Клейма на верхней части ствола у затвора.Клеймо в виде ромба в круге - "логотип" завода №172 им. В.М.Молотова (сейчас "Мотовилихинские заводы", Пермская область). Судя по двум заводским клеймам пушка была произведена и проходила ремонт на этом заводе.

Сверху вниз:РЕМОНТНЫЙ 1946 г.(клеймо завода ромб в круге)152мм - ГАУБИЦА - ПУШКА - ОБР.1937.(клеймо завода ромб в круге)СВ.ТРУБА. (свободная труба, другие варианты исполнения ствола - скреплённый и моноблок)В Е С.С-Д.-Т.-И ЗАТВОРОМ (вес с дульным тормозом и затвором)2400кгБЕЗ-Д.-Т.-И ЗАТВОРА (вес без дульного тормоза и затвором)2250кг

Слева от этих надписей - номер орудия N4930 и грубая надпись ММГ (макет массо-габаритный).Справа - год выпуска - 1942 г. 03. Казённая часть:

152-37 СБ03-5 - сокращённое наименование модели(?)(клеймо завода ромб в круге)(клеймо 82 в круге) - что это - я не знаюN4930 - серийный номер орудияN1018 - ??? - возможно номер казённика

Затвор орудия:(клеймо завода ромб в круге)152-37/38 СБ03-2N4930 Р - 1942N1980

На остальных деталях повторяются надписи 152-37/38 СБ03-2и 4930

Справа видно клеймо - УЧЕБНОЕ. 04. Правая часть казённика крупнее. 05. На кожухе противооткатных устройств частично закрашенная табличка:ГРАФИК ИСПЫТАНИЯ НАКАТНИКА 152/37 06. Механический прицел С71-97.Местами ещё в смазке, но стеклянные уровни - повреждены, а надписи полустёрты. 07. Колёсный ход - модернизирован, по сравнению с оригинальными большими литыми спицованными колёсами с наваренной резиновой грузошиной.Установлены колёса, судя по отсутствию ниппелей, из губчатого каучука.Размер шины - 1350х380г.Выпущены на Ярославском шинном заводе.

myauu.livejournal.com

GerboWiki:Клейма/1 — GerboWiki

Список клейм на основе каталога Ю.Коржика "Каталог товарных знаков и клейм на значках" 2001 г. и firebadge.ru

Любые дополнения можно оставлять на странице Поиск информации или на форуме faleristika.info тут или тут

№ Описание кол.
1 Алма-Ата (Казахстан). Алма-Атинская фабрика сувенирных и подарочных изделий «Сувенир». 0
2 Алма-Ата (Казахстан). Алма-Атинская фабрика сувенирных и подарочных изделий «Сувенир». 50
3 Арсеньев (Прим. край). Машиностр-ный завод «Аскольд» (1973 г.). 0
4 Астрахань. Астраханская фабрика сувениров (1980г.). 0
5 Ашхабад (Туркмения). Ашхабадское предприятие народных умельцев по производству художественных изделий «Чепер». 0
6 Баку (Азербайджан). Творческая фотостудия Союза журналистов Азербайджана (ТФС). 119
7 Батуми (Грузия). Батумский машиностроительный завод «Горпищепром» (1963 г.). 61
8 с. Борнуково (Горьковская обл.) Фабрика художественных камнерезных изделий «Борнуковская пещера». 0
9 Верхняя Пышма (Свердловская обл.) Пышминский опытный завод Государственного проектного института редкометаллической промышленности. 0
10 Вильнюс (Литва). Производственное объединение художественных промыслов и сувениров «Дована». 0
11 Винница (Украина). Завод средств автоматики. 0
12 Витебск (Беларусь). Производственное объединение по ремонту бытовой техники «Рембыттехника». 0
13 Витебск. Витебский телевизионный завод. 0
14 Владимир. Предприятие при колонии ОД 1/2. 29
14a Владимир, Разновидность клейма 14 без букв. Большинство предприятий при ИТУ имели аналогичные клейма, но с разными буквами. 83
15 Волгоград. Волгоградский опытный завод «Сувенир» (1963 г.). 2
16 Волгоград. Волгоградский опытный завод «Сувенир» (1967 г.). 175
16a Волгоград. ОАО Волгоградский опытный завод народно-художественных промыслов «Сувенир» (2000 г.). 0
17 Волгоград. Волгоградский опытный завод «Сувенир» (личное клеймо гравера В.Кузнецова). 2
18 Вологда. Вологодский завод металлоизделий (1974 г.). 16

www.gerbowiki.ru

GerboWiki:Клейма — GerboWiki

Описание

Список клейм на основе каталога Ю.Коржика "Каталог товарных знаков и клейм на значках" 2001 г. и firebadge.ru

Любые дополнения можно оставлять на странице Поиск информации или на форуме faleristika.info тут или тут

Список клейм

 

№ Описание кол.
1 Алма-Ата (Казахстан). Алма-Атинская фабрика сувенирных и подарочных изделий «Сувенир». 0
2 Алма-Ата (Казахстан). Алма-Атинская фабрика сувенирных и подарочных изделий «Сувенир». 50
3 Арсеньев (Прим. край). Машиностр-ный завод «Аскольд» (1973 г.). 0
4 Астрахань. Астраханская фабрика сувениров (1980г.). 0
5 Ашхабад (Туркмения). Ашхабадское предприятие народных умельцев по производству художественных изделий «Чепер». 0
6 Баку (Азербайджан). Творческая фотостудия Союза журналистов Азербайджана (ТФС). 119
7 Батуми (Грузия). Батумский машиностроительный завод «Горпищепром» (1963 г.). 61
8 с. Борнуково (Горьковская обл.) Фабрика художественных камнерезных изделий «Борнуковская пещера». 0
9 Верхняя Пышма (Свердловская обл.) Пышминский опытный завод Государственного проектного института редкометаллической промышленности. 0
10 Вильнюс (Литва). Производственное объединение художественных промыслов и сувениров «Дована». 0
11 Винница (Украина). Завод средств автоматики. 0
12 Витебск (Беларусь). Производственное объединение по ремонту бытовой техники «Рембыттехника». 0
13 Витебск. Витебский телевизионный завод. 0
14 Владимир. Предприятие при колонии ОД 1/2. 29
14a Владимир, Разновидность клейма 14 без букв. Большинство предприятий при ИТУ имели аналогичные клейма, но с разными буквами. 83
15 Волгоград. Волгоградский опытный завод «Сувенир» (1963 г.). 2
16 Волгоград. Волгоградский опытный завод «Сувенир» (1967 г.). 175
16a Волгоград. ОАО Волгоградский опытный завод народно-художественных промыслов «Сувенир» (2000 г.). 0
17 Волгоград. Волгоградский опытный завод «Сувенир» (личное клеймо гравера В.Кузнецова). 2
18 Вологда. Вологодский завод металлоизделий (1974 г.). 16

www.gerbowiki.ru