Киклады: цивилизация обсидиана, мраморных идолов и… гробниц! Кикладские идолы


Кикладские идолы

К содержанию книги «Нить Ариадны. В лабиринтах археологии» | К следующему разделу

На островах, что звали Кикладами, Был сотворен этот каменный гимн. Мастер такое в природе подглядывал, Что не доступно было другим.

Расположенные между Грецией, Анатолией и Критом многочисленные острова и островки еще в древности получили название Киклады (Круговые) [14]. Находясь на путях древнейшего средиземноморского мореплавания, они стали местом развития культуры, которой дали свое имя. Испытывая влияние материковых соседей и Крита, кикладская культура отличалась своеобразием и неповторимым богатством.

Первым знакомством с ее памятником мы обязаны раскопкам конца XIX — начала XX вв., которыми руководил Христос Цундас. Он раскопал на островах однотипные строения, окруженные двойным кольцом стен. Древнейшее из них находилось на острове Мелос у современного Филакопи. В ряде сменявших друг друга, начиная с III тыс. до н.э., слоев обнаружена отполированная керамика с орнаментом в виде насечки. Позднее она сменяется сосудами, украшенными спиральными, геометрическими узорами.

Самыми яркими памятниками кикладского искусства III—II тыс. до н.э. являются небольшие статуэтки с характерной геометризацией форм. Безымянные скульпторы отказываются от простого натурализма в изображении человеческого, отображая его напряженность, при которой, например, музыкант как бы сливается с инструментом, передавая дух музыки. Как это ни странно, но подобная манера изображе-ия, чуждая как минойской, так и микенской культурам, оказалась близка и созвучна современному искусству.

Кикладские каменные сосуды повторяют формы, обычные для того времени, сужающиеся книзу кубки на высокой ножке, сдвоенные сосуды, длинноносые кувшины, широкие миски. Каменная посуда нередко украшена орнаментом в виде спирали, возможно, символизирующем море. На одном каменном сосуде с острова Мелос изображены жилища островитян. Это позволяет дополнить скудные сведения о древнейших кикладских поселениях.

[adsense]

Привлекли к себе внимание глиняные «сковороды» с острова Сирое с изображением кораблей. На их приподнятых носах изображены не боги и не герои, а рыбы, словно магически передающие способность находиться в морской стихии, «как дома». Жители Киклад были превосходными мореходами, открывателями путей к островам и полуостровам Центрального и Западного Средиземноморья. Там находят кикладский обсидиан, которым продолжали пользоваться, несмотря на умение добывать металл.

Имена создателей этих удивительных памятников неизвестны, но, по крайней мере, какому народу они принадлежали?

И на этот вопрос пока нет ответа, ибо, кроме мифов, для его решения нет данных. Как зачинатель искусства ваяния древним авторам известен Дедал, насильно удерживаемый на Крите Миносом и бежавший (точнее, улетевший) оттуда на Сицилию. К более раннему времени мифы относят обитавших на Родосе (острове к востоку от Киклад) сказочного народа — тель-хинов, считавшихся сыновьями Богини Моря. Диодор пишет: «Они были, как говорят, первыми, кто делал статуи богов, называемые “тель-хинскими”. Такова, например, в Линде (город на юге Родоса — А. Н.) статуя Аполлона, называемого “Тельхинским”». Если бы эта и другие, известные Диодору «тельхинские» статуи сохранились, вопросы об эт¬нической принадлежности создателей кикладских идолов и причинах своеобразия их культуры были бы решены. Впрочем, вернемся к тому, какое впечатление производят кикладские «идолы», по всей видимости, идентичные тем статуям, которые были изготовлены в иной манере, чем «идолы» Дедала. Не были ли сами статуи, о которых рассказывает греческий историк, источником легенды о тельхинах как детях моря? Ведь статуэтки производят впечатление размытости, словно модели, с которых они делались, находились под водой, когда нос, рот, глаза и весь силуэт теряют обычные свои очертания?

Фигурный сосуд и виде животного с о. Сирос

К содержанию книги «Нить Ариадны. В лабиринтах археологии» | К следующему разделу

В этот день:

Нет событий

arheologija.ru

цивилизация обсидиана, мраморных идолов и… гробниц! » Военное обозрение

Когда ты стоишь на берегу моря и видишь вдали на горизонте остров, то тебе хочется его достичь и увидеть, а что там? Эгейское море в этом плане район особенно благодатный. Тут откуда в море ни глянь, а обязательно что-нибудь да увидишь. Но… стоит добраться до одного острова, как с него видишь другой, а за ним еще и третий. Но только ли любопытства ради совершили люди в прошлом такие плавания? Наверно их побуждала к этому еще и мысль о том, что там они могут найти для себя нечто полезное, такое, чего нет там, где он живет. Но для того, чтобы плавать по морю, нужен определенный уровень развития технологии – верхом на бревне туда можно и не доплыть, не говоря уже о том, чтобы взять таким образом с собой туда коз и овец.Рисунок Дж.Рава. Кикладское поселение эпохи энеолита и его обитатели. 2300 г. до н.э.

Вот, например, Кикладские острова – архипелаг в южной части Эгейского моря, расположенные вокруг о. Делос. По-гречески "Kyklades" – означает «лежащие кругом», что как раз и подчеркивает их «круговое» расположение по отношению к храму Аполлона, который как раз и располагался на священном острове Делос. Впрочем, первые люди попали на эти острова, когда никакой храм там еще не стоял, даже и намека на него не было.

Папирусная лодка папирелла из Музея моря в Айя-Напе на Кипре.

Однако первые признаки постоянного населения на Кикладах относятся еще к эпохе неолита – новокаменного века, то есть люди поселились на этих островах очень давно. Никаких кораблей тогда еще не было, но тем не менее они смогли туда переселиться, причем даже скот и тот с собой завезли.

Музей Кикладского искусства в Афинах.Кикладские идолы в галерее №4 (Археологический музей острова Наксос)

Современные Киклады это голые скалистые острова, но в древности были покрыты густыми лесами. На основании археологических раскопок принято считать, что самые крупные из островов архипелага - Наксос, Парос, Андрос, и Тенос были заселены выходцами из Ионии, а вот на островах Мелосе, Феру (известный всем Санторин) и Антипаросе поселились дорийцы. Знали их по всему средиземноморью, поскольку на островах Наксос и Парос были найдены месторождения отличного мрамора, а на острове Мелос месторождения обсидиана. Кроме того, на Кеосе были залежи красного глинистого железняка, а на Наксосе – наждака, который древние мастера использовали в обработке драгоценных камней. Однако, следует заметить, что для людей эпохи неолита мрамор представлял собой ценность весьма относительную. Вот обсидиан – дело другое. Ради него вполне можно было отправиться в плавание из Анатолии и морю и со временем колонизировать эти острова. Другое дело, что на островах в силу каких-то причин сложилась очень мощная, во многом до сих пор загадочная и самобытная культура, остатки которой в ходе археологических раскопок за последние сто лет нашли на Кикладах.

Зернотерки. Ранняя кикладская культура. III тысячелетие до н.э. Остров Милос. (Археологический музей Милоса)

Расцвет культуры Кикладских островов приходится на период между 3500 и 2000 годами до н.э. Причем, что представляло собой общество древних кикладцев (переживавшее свой расцвет в то самое время, когда фараоны-строители пирамид возводили три самые большие пирамиды в Гизе), и как выглядели их поселения, сказать очень трудно. Дело в том, что Кикладская цивилизация мало того, что письменности не знала, так она еще и каких-либо построек нам практически не оставила. Хотя – и это самое удивительно, в том, насколько они были искусными мастерами, мы можем не сомневаться. Причина проста: дома, вернее их остатки, на островах, конечно, есть, но их очень мало, зато там есть погребения, которых на сегодня археологами раскопано около… 20 тысяч, то есть с чем с чем, а с погребениями им здесь ну просто повезло! Такого огромного количества могил не оставили и куда более значимые по своим внешним проявлениям (имеются ввиду остатки крепостей и храмов) древние культуры.

Кикладские идолы с острова Наксос. (Археологический музей острова Наксос)

Началась история древних Киклад в начале XIX века. Тогда европейские путешественники обратили внимание на находки на этих островах мраморных антропоморфных фигурок, явным образом более древних, чем уже изученные к тому времени греческие куросы и коры. Систематические раскопки в 1880 году начал англичанин Джеймс Теодор Бент, и сразу же всего так много обнаружил, что заявил об открытии «обширной доисторической державы». И не только заявил, но и обогатил Британский музей в Лондоне прекрасной коллекцией кикладского искусства. За англичанами последовали и греки и, в частности, Христос Цунтас, один из первых национальных греческих археологов.

Бронзовые топоры кикладцев 2700 – 2200 гг. до н.э. (Британский музей)

Общими усилиями археологов разных стран из земли были добыты мраморные вазы и статуи, оригинальные керамические чаши и прекрасные серебряные украшения, сделанные из бронзы орудия труда и различные виды оружия. Но больше всего удивление ученых вызвали стилизованные женские фигурки с лицами без глаз и запрокинутыми головами, размер которых мог быть 5 см в высоту и 1,5 м – то есть практически в полный человеческий рост. Изображались, впрочем, не только женщины, но и мужчины, и даже целые семьи.

Кикладская женская фигура из мрамора из Акролити на острове Тира, 2700 – 2300 гг. до н.э. (Музей истории острова Тира)Самая высокая фигурка среди кикладских идолов высотой 1.5 м, 2800 – 2300 гг. до н.э. (Музей истории острова Тира)

В исторической литературе их называют «кикладскими идолами», однако их точное предназначение не установлено. На некоторых есть следы починки, то есть их берегли. Так как большинство фигур женские, считается, что это женское божество, а так как на них сохранились следы краски, то вполне возможно, что те же самые глаза на них просто рисовали.

Кикладская сковородка для жарки с изображением корабля. Остров Сирос, 2800–2300 гг. до н.э.

Как это бывает довольно часто, в процессе раскопок археологи видели характерные признаки не одной, а сразу нескольких культур, бытовавших на островах и либо сменявших одна другую, либо существовавших параллельно на разных островах. Что все эти культуры сближало, так это обилие погребений, словно древние кикладцы питали к ним какую-то особенную страсть. А вот почему на островах сравнительно мало остатков жилищ, объясняли тем, что то, что найдено, было оставлены «кочующими семьями», которые передвигались в поисках пищи для себя и пастбищ для своего скота с одного места на другое. То есть ранние обитатели Кикладского архипелага жили преимущественно в маленьких хижинах, которые они сплетали из ветвей и обмазывали глиной. Понятно, что время очень жестоко обошлось с такого рода «архитектурой».

Кикладский сосуд из мрамора. 2700 – 2300 гг. до н.э. (Музей истории острова Тира)

Затем появились дома. Но они не образовывали укрепленных поселков, а были разбросаны по островам наподобие ферм.

Кикладская мраморная палетка и пестики. Остров Кирос, 3000–2300 гг. до н.э. (Археологический музей острова Наксос). По-видимому, такие палетки служили для того, чтобы растирать краски, которыми расписывались кикладские идолы.Еще одна похожая палетка с острова Наксос. (Археологический музей острова Наксос)

Расцвет кикладской культуры наступил около середины III тыс. до н. э. В это время население островов резко увеличилось. Например, в самом крупном могильнике на острове Сирос обнаружили свыше 500 могил. Погребения совершались в каменных ящиках — цистах, а позднее даже в купольных гробницах. В состав их погребального инвентаря входит и высококачественная керамика различных видов и типов, и прекрасные и разнообразные сосуды, сделанные из камня (причем зачем, спрашивается, делать сосуды из камня, если вы в состоянии делать прекрасную посуды из глины?), глиняные и каменные светильники и, наконец, все те же знаменитые «кикладские идолы». Ассортимент найденных в могилах изделий из металла также весьма значителен. Это и бронзовые кинжалы, и наконечники копий. А вот орудия труда встречаются намного реже. Находят в могилах и украшения: диадемы и браслеты, то есть скорее всего расслоения первоначально социально однородного кикладского общества к этому времени уже имело место, и среди общинников уже возникла привилегированная прослойки знати. Подтверждает это и то, что наиболее ценные и красивые вещи были сконцентрированы в 32 наиболее богатых могилах среди вышеназванных 500 могил. То, что оружие в погребениях доминирует, говорит о том, что мужчины островов занялись… пиратством, потому как иначе трудно объяснить богатство их погребений. Ведь ни своего золота, ни серебра на островах нет!

Ранние кикладские инструменты, 2800 – 2300 гг. до н.э. (Археологический музей острова Наксос)

Типичным археологическим памятником этой эпохи стал городок Кастри на острове Сирос, найденный как раз рядом с этим могильником, и который был обнаружен еще в 1899 году, и который потом более полувека продолжали раскапывать и изучать. В результате выяснилось, что он был построен на склоне высокого холма таким образом, что его с трех сторон окружала довольно высокая оборонительная стена, с четвертой подобраться к поселению было невозможно из-за обрывистого склона холма. Понятно, что от стены мало что сохранилось, и истинную ее высоту не определить. Но очевидно, что на ней располагалось шесть полукруглых «бастионов» или, возможно, башен. В стене имелись три узких прохода, один из которых (в «бастионе В») имел специальную дверь. Перед этой первой стеной находилась вторая, на некотором отдалении. То есть враги, влезая на первую стену, становились отличной мишенью для лучников, находящихся на второй стене. Что же касается внутреннего пространства самого поселения, то оно было плотно и без какой бы то ни было системы застроено небольшими домами неправильных очертаний, стены которых были сложены из мелких плит местного песчаника. Причем некоторые из них были пристроены вплотную к внешней стене. В поселении была своя литейная мастерская с очагом и плавильным тиглем, а также шлак и металлический лом. В другом доме были найдены литейные формы для отливки топоров и резцов и еще один тигель со следами свинцовых окислов. То есть в нем плавили свинец, но вот изделий из него в поселке не нашли.

Сосуды с острова Санторин. (Музей кикладской культуры, Афины)Сосуд с острова Крит. Отличия критской керамики от кикладской очевидны. (Археологический музей Ираклиона, Крит)Образцы керамики с острова Санторин. (Музей кикладской культуры, Афины)

Ну, а затем культура Кикладских островов была ассимилирована крито-минойской цивилизацией. Видимо, к островам приплыл флот минойцев и те популярно объяснили кикладцам, что с этого времени они должны жить по-другому. Позднее древние греки назвали жителей Киклад пеласгами. Геродот написал об их порабощении и ассимиляции карийцами. Но как бы там ни было, а культура их погибла. Мраморные идолы так и остались лежать в могилах, леса же были сожжены в плавильных печах, после чего острова обезлюдели очень надолго.

topwar.ru

Кикладская цивилизация - История и этнология. Факты. События. Вымысел.

В древности Киклады, эти ныне голые скалистые острова, были покрыты лесами. По данным археологических раскопок сегодня принято считать, что наиболее крупные из островов (Наксос, Парос, Андрос, Тенос) в древности были заселены ионийцами, Мелос, Феру (Санторин) и Антипарос заселяли дорийцы. Острова с самых древних времен были известны всему средиземноморью в первую очередь за счет месторождений мрамора (Наксос, Парос), обсидиана (Мелос), красного глинистого железняка (Кеос), наждака (Наксос), широко использовавшегося в обработке драгоценных и не очень камней.

Но, пожалуй, самым любопытным из древней истории Киклад следует назвать многочисленные свидетельства мощной и загадочной культуры, обнаруженные в результате археологических раскопок последнего столетия на этих островах. Расцвет этой культуры пришелся на промежуток между 3500 и 2000 годами до н.э. Эта культура так и называется сегодня - кикладская. Как было организовано это общество (переживавшее свой расцвет, к слову сказать, одновременно с царствованием египетских фараонов - строителей трех великих пирамид Гизы), что из себя представляли поселения этих людей - сказать сегодня очень трудно. Кикладская цивилизация не знала письменности, не оставила нам каких-либо сооружений, но как искусны были мастера, создававшие выдающиеся произведения кикладского искусства, мы можем убедиться на богатейшем материале раскопанных кикладских захоронений. На сегодняшний день на островах Кикладского архипелага их раскопано около 20 тысяч.

Мраморные скрипичные идолы. Слева - Археологический музей Наксоса. Справа - Музей Кикладского искусства. Афины.

Археологи были поражены достижениями этой загадочной цивилизации, о которой свидетельствовали выкопанные из земли мраморные вазы и статуи, декоративные керамические чаши и серебряные украшения, а также искусно выполненные бронзовые орудия труда и оружие. Особенно обращали на себя внимание стилизованные фигурки с запрокинутыми головами. В основном они изображали женщин, а размер их колебался от 5 см в высоту до полного человеческого роста.

Мраморные женский и мужской идолы. Фаза Пелос. Археологический музей Наксоса.

В литературе они получили название "кикладских идолов". Эти фигурки производят неизгладимое впечатление и, несмотря на свой весьма внушительный возраст, выглядят удивительно современно. Следует сказать, что точное назначение этих странных фигурок до сих пор не установлено. Поскольку на некоторых статуэтках сохранились следы повреждений и даже починки, некоторые исследователи делают вывод о том, что при жизни владельцев они служили им в качестве оберегов или вотивных предметов. Другие обращают внимание на экстатическую позу большинства идолов, а именно на запрокинутую голову и вытянутые носки, как будто бы фигура стоит на цыпочках. Из этого делают вывод, что фигуры эти являлись частью погребального ритуала и захоранивались "в лежачем положении" вместе с покойником. Т.к. большинство статуй изображают женщин, многие ученые считают, что это некое женское божество, почитавшееся островитянами. На многих фигурках сохранились следы краски, из чего делается вывод о том, что они были раскрашены.

Мраморные женские идолы канонического типа. Музей Кикладского искусства. Афины.

Расцвет Кикладской цивилизации относится к раннему бронзовому веку. Возникли поселения, укреплённые стенами с башнями (Кастри на Сиросе).

Вид острова Сирос

Погребения совершались в каменных ящиках — цистах, затем в купольных гробницах. Известны медные и серебряные украшения, орудия труда и оружие. Керамика (амфоры, кувшины, пиксиды с нарезной, вырезной и штампованной орнаментацией) имеет различный характер в разных хронологических группах. Замечательны статуэтки и статуи из мрамора, изображающие воинов, музыкантов, женщин с детьми.

"Арфист" с о. Керос. Национальный Археологический музей. Афины.

"Флейтист" с о. Керос. Национальный Археологический музей. Афины.

В конце 3-го тысячелетия до н. э. появляются первые поселения городского типа (Филакопи). Во 2-м тысячелетии до н. э. Кикладская цивилизация испытывает сильное влияние со стороны минойской цивилизации и элладской цивилизации. Керамика (пифосы, кувшины) характеризуется матовой росписью. После 1400 до н. э. широко распространилась позднемикенская керамика, и Кикладская цивилизация потеряла свою самостоятельность.

Самоназвание жителей Киклад неизвестно; Геродот называет их лелегами. Народ лелеги упоминается и другими греческими источниками, которые говорят об их порабощении и последующей ассимиляции карийцами.

kyklades

hist-etnol.livejournal.com

цивилизация обсидиана, мраморных идолов и… гробниц!

Рисунок Дж.Рава. Кикладское поселение эпохи энеолита и его обитатели. 2300 г. до н.э.

Вот, например, Кикладские острова – архипелаг в южной части Эгейского моря, расположенные вокруг о. Делос. По-гречески "Kyklades" – означает «лежащие кругом», что как раз и подчеркивает их «круговое» расположение по отношению к храму Аполлона, который как раз и располагался на священном острове Делос. Впрочем, первые люди попали на эти острова, когда никакой храм там еще не стоял, даже и намека на него не было.

Папирусная лодка папирелла из Музея моря в Айя-Напе на Кипре.

Однако первые признаки постоянного населения на Кикладах относятся еще к эпохе неолита – новокаменного века, то есть люди поселились на этих островах очень давно. Никаких кораблей тогда еще не было, но тем не менее они смогли туда переселиться, причем даже скот и тот с собой завезли.

Музей Кикладского искусства в Афинах.

Кикладские идолы в галерее №4 (Археологический музей острова Наксос)

Современные Киклады это голые скалистые острова, но в древности были покрыты густыми лесами. На основании археологических раскопок принято считать, что самые крупные из островов архипелага - Наксос, Парос, Андрос, и Тенос были заселены выходцами из Ионии, а вот на островах Мелосе, Феру (известный всем Санторин) и Антипаросе поселились дорийцы. Знали их по всему средиземноморью, поскольку на островах Наксос и Парос были найдены месторождения отличного мрамора, а на острове Мелос месторождения обсидиана. Кроме того, на Кеосе были залежи красного глинистого железняка, а на Наксосе – наждака, который древние мастера использовали в обработке драгоценных камней. Однако, следует заметить, что для людей эпохи неолита мрамор представлял собой ценность весьма относительную. Вот обсидиан – дело другое. Ради него вполне можно было отправиться в плавание из Анатолии и морю и со временем колонизировать эти острова. Другое дело, что на островах в силу каких-то причин сложилась очень мощная, во многом до сих пор загадочная и самобытная культура, остатки которой в ходе археологических раскопок за последние сто лет нашли на Кикладах.

Зернотерки. Ранняя кикладская культура. III тысячелетие до н.э. Остров Милос. (Археологический музей Милоса)

Расцвет культуры Кикладских островов приходится на период между 3500 и 2000 годами до н.э. Причем, что представляло собой общество древних кикладцев (переживавшее свой расцвет в то самое время, когда фараоны-строители пирамид возводили три самые большие пирамиды в Гизе), и как выглядели их поселения, сказать очень трудно. Дело в том, что Кикладская цивилизация мало того, что письменности не знала, так она еще и каких-либо построек нам практически не оставила. Хотя – и это самое удивительно, в том, насколько они были искусными мастерами, мы можем не сомневаться. Причина проста: дома, вернее их остатки, на островах, конечно, есть, но их очень мало, зато там есть погребения, которых на сегодня археологами раскопано около… 20 тысяч, то есть с чем с чем, а с погребениями им здесь ну просто повезло! Такого огромного количества могил не оставили и куда более значимые по своим внешним проявлениям (имеются ввиду остатки крепостей и храмов) древние культуры.

Кикладские идолы с острова Наксос. (Археологический музей острова Наксос)

Началась история древних Киклад в начале XIX века. Тогда европейские путешественники обратили внимание на находки на этих островах мраморных антропоморфных фигурок, явным образом более древних, чем уже изученные к тому времени греческие куросы и коры. Систематические раскопки в 1880 году начал англичанин Джеймс Теодор Бент, и сразу же всего так много обнаружил, что заявил об открытии «обширной доисторической державы». И не только заявил, но и обогатил Британский музей в Лондоне прекрасной коллекцией кикладского искусства. За англичанами последовали и греки и, в частности, Христос Цунтас, один из первых национальных греческих археологов.

Бронзовые топоры кикладцев 2700 – 2200 гг. до н.э. (Британский музей)

Общими усилиями археологов разных стран из земли были добыты мраморные вазы и статуи, оригинальные керамические чаши и прекрасные серебряные украшения, сделанные из бронзы орудия труда и различные виды оружия. Но больше всего удивление ученых вызвали стилизованные женские фигурки с лицами без глаз и запрокинутыми головами, размер которых мог быть 5 см в высоту и 1,5 м – то есть практически в полный человеческий рост. Изображались, впрочем, не только женщины, но и мужчины, и даже целые семьи.

Кикладская женская фигура из мрамора из Акролити на острове Тира, 2700 – 2300 гг. до н.э. (Музей истории острова Тира)

Самая высокая фигурка среди кикладских идолов высотой 1.5 м, 2800 – 2300 гг. до н.э. (Музей истории острова Тира)

В исторической литературе их называют «кикладскими идолами», однако их точное предназначение не установлено. На некоторых есть следы починки, то есть их берегли. Так как большинство фигур женские, считается, что это женское божество, а так как на них сохранились следы краски, то вполне возможно, что те же самые глаза на них просто рисовали.

Кикладская сковородка для жарки с изображением корабля. Остров Сирос, 2800–2300 гг. до н.э.

Как это бывает довольно часто, в процессе раскопок археологи видели характерные признаки не одной, а сразу нескольких культур, бытовавших на островах и либо сменявших одна другую, либо существовавших параллельно на разных островах. Что все эти культуры сближало, так это обилие погребений, словно древние кикладцы питали к ним какую-то особенную страсть. А вот почему на островах сравнительно мало остатков жилищ, объясняли тем, что то, что найдено, было оставлены «кочующими семьями», которые передвигались в поисках пищи для себя и пастбищ для своего скота с одного места на другое. То есть ранние обитатели Кикладского архипелага жили преимущественно в маленьких хижинах, которые они сплетали из ветвей и обмазывали глиной. Понятно, что время очень жестоко обошлось с такого рода «архитектурой».

Кикладский сосуд из мрамора. 2700 – 2300 гг. до н.э. (Музей истории острова Тира)

Затем появились дома. Но они не образовывали укрепленных поселков, а были разбросаны по островам наподобие ферм.

Кикладская мраморная палетка и пестики. Остров Кирос, 3000–2300 гг. до н.э. (Археологический музей острова Наксос). По-видимому, такие палетки служили для того, чтобы растирать краски, которыми расписывались кикладские идолы.

Еще одна похожая палетка с острова Наксос. (Археологический музей острова Наксос)

Расцвет кикладской культуры наступил около середины III тыс. до н. э. В это время население островов резко увеличилось. Например, в самом крупном могильнике на острове Сирос обнаружили свыше 500 могил. Погребения совершались в каменных ящиках — цистах, а позднее даже в купольных гробницах. В состав их погребального инвентаря входит и высококачественная керамика различных видов и типов, и прекрасные и разнообразные сосуды, сделанные из камня (причем зачем, спрашивается, делать сосуды из камня, если вы в состоянии делать прекрасную посуды из глины?), глиняные и каменные светильники и, наконец, все те же знаменитые «кикладские идолы». Ассортимент найденных в могилах изделий из металла также весьма значителен. Это и бронзовые кинжалы, и наконечники копий. А вот орудия труда встречаются намного реже. Находят в могилах и украшения: диадемы и браслеты, то есть скорее всего расслоения первоначально социально однородного кикладского общества к этому времени уже имело место, и среди общинников уже возникла привилегированная прослойки знати. Подтверждает это и то, что наиболее ценные и красивые вещи были сконцентрированы в 32 наиболее богатых могилах среди вышеназванных 500 могил. То, что оружие в погребениях доминирует, говорит о том, что мужчины островов занялись… пиратством, потому как иначе трудно объяснить богатство их погребений. Ведь ни своего золота, ни серебра на островах нет!

Ранние кикладские инструменты, 2800 – 2300 гг. до н.э. (Археологический музей острова Наксос)

Типичным археологическим памятником этой эпохи стал городок Кастри на острове Сирос, найденный как раз рядом с этим могильником, и который был обнаружен еще в 1899 году, и который потом более полувека продолжали раскапывать и изучать. В результате выяснилось, что он был построен на склоне высокого холма таким образом, что его с трех сторон окружала довольно высокая оборонительная стена, с четвертой подобраться к поселению было невозможно из-за обрывистого склона холма. Понятно, что от стены мало что сохранилось, и истинную ее высоту не определить. Но очевидно, что на ней располагалось шесть полукруглых «бастионов» или, возможно, башен. В стене имелись три узких прохода, один из которых (в «бастионе В») имел специальную дверь. Перед этой первой стеной находилась вторая, на некотором отдалении. То есть враги, влезая на первую стену, становились отличной мишенью для лучников, находящихся на второй стене. Что же касается внутреннего пространства самого поселения, то оно было плотно и без какой бы то ни было системы застроено небольшими домами неправильных очертаний, стены которых были сложены из мелких плит местного песчаника. Причем некоторые из них были пристроены вплотную к внешней стене. В поселении была своя литейная мастерская с очагом и плавильным тиглем, а также шлак и металлический лом. В другом доме были найдены литейные формы для отливки топоров и резцов и еще один тигель со следами свинцовых окислов. То есть в нем плавили свинец, но вот изделий из него в поселке не нашли.

Сосуды с острова Санторин. (Музей кикладской культуры, Афины)

Сосуд с острова Крит. Отличия критской керамики от кикладской очевидны. (Археологический музей Ираклиона, Крит)

Образцы керамики с острова Санторин. (Музей кикладской культуры, Афины)

Ну, а затем культура Кикладских островов была ассимилирована крито-минойской цивилизацией. Видимо, к островам приплыл флот минойцев и те популярно объяснили кикладцам, что с этого времени они должны жить по-другому. Позднее древние греки назвали жителей Киклад пеласгами. Геродот написал об их порабощении и ассимиляции карийцами. Но как бы там ни было, а культура их погибла. Мраморные идолы так и остались лежать в могилах, леса же были сожжены в плавильных печах, после чего острова обезлюдели очень надолго.

Автор: В. Шпаковский

male.mediasalt.ru

кикладские идолы на минойском Крите

Кикладские идолы

Еще одна культура, следы которой постоянно находят при раскопках минойских дворцов и поселений на Крите, называется кикладской. Такое наименование, как несложно догадаться, происходит от названия Кикладского архипелага островов, где располагались её очаги (греч. Κυκλάδες, Кикладес — «лежащие кругом»).  В него входит более 200 островов, но самые крупные и интересные на мой взгляд, это Парос, Наксос, Миконос, Андрос, Кернос и, конечно, Санторини.

Когда я впервые приехала на Парос лет шесть назад, меня удивили необычные мраморные фигурки (точнее копии найденных археологами фигурок) в местных сувенирных магазинчиках. Монохромные, лаконичные, андрогинные, они скорее походили на произведения из музеев современного искусства, чем на древние артефакты. Оказалось, что островная кикладская культура возникла раньше минойсокой и просуществовала до 14 века до н.э, когда была полностью вытеснена микенской экспансией.

Однако, эта культура подарила нам так называемых «кикладских идолов», которые, благодаря отказу древних мастеров от натуралистичности, близки современному представлению о красоте в скульптуре: геометризированные формы с четкими пропорциями, статичные позы дают простор для универсальных трактовок, наполненности смыслами.  Окончательно я влюбилась в этих человечков после посещения музея Кикладского искусства в Афинах, он правда чудесен, там собрана огромная коллекция статуэток и керамики, а магазин при музее один из лучших, что мне удавалось видеть в жизни (в смысле очень большое разнообразие сувениров, от детских раскрасок до копий экспонатов). Вот прямо горячо рекомендую к посещению.

Неизвестно, зачем эти идолы создавались, возможно, как обереги, визуализация духа-хранителя при погребении или символическое отображение богини-матери, но есть, например, идолы, сидящие и играющие на неком подобии арфы (хотя не утихают споры об их подлинности), или «флейтист» с острова Кернос (его можно увидеть в Афинском археологическом). Как и античные скульптуры, кикладские в оригинале не было просто белыми. На некоторых фигурках находят следы пигментов, свидетельствующие, что они раскрашивались: прорисовывались глаза, украшения.

 Здесь вот красиво показывают одного, ему уже около 5 тысяч лет, а он всё также загадочен и прекрасен.

 

knossoslab.ru

цивилизация обсидиана, мраморных идолов и… гробниц!

Рисунок Дж.Рава. Кикладское поселение эпохи энеолита и его обитатели. 2300 г. до н.э.

Вот, например, Кикладские острова – архипелаг в южной части Эгейского моря, расположенные вокруг о. Делос. По-гречески "Kyklades" – означает «лежащие кругом», что как раз и подчеркивает их «круговое» расположение по отношению к храму Аполлона, который как раз и располагался на священном острове Делос. Впрочем, первые люди попали на эти острова, когда никакой храм там еще не стоял, даже и намека на него не было.

Папирусная лодка папирелла из Музея моря в Айя-Напе на Кипре.

Однако первые признаки постоянного населения на Кикладах относятся еще к эпохе неолита – новокаменного века, то есть люди поселились на этих островах очень давно. Никаких кораблей тогда еще не было, но тем не менее они смогли туда переселиться, причем даже скот и тот с собой завезли.

Музей Кикладского искусства в Афинах. Кикладские идолы в галерее №4 (Археологический музей острова Наксос)

Современные Киклады это голые скалистые острова, но в древности были покрыты густыми лесами. На основании археологических раскопок принято считать, что самые крупные из островов архипелага - Наксос, Парос, Андрос, и Тенос были заселены выходцами из Ионии, а вот на островах Мелосе, Феру (известный всем Санторин) и Антипаросе поселились дорийцы. Знали их по всему средиземноморью, поскольку на островах Наксос и Парос были найдены месторождения отличного мрамора, а на острове Мелос месторождения обсидиана. Кроме того, на Кеосе были залежи красного глинистого железняка, а на Наксосе – наждака, который древние мастера использовали в обработке драгоценных камней. Однако, следует заметить, что для людей эпохи неолита мрамор представлял собой ценность весьма относительную. Вот обсидиан – дело другое. Ради него вполне можно было отправиться в плавание из Анатолии и морю и со временем колонизировать эти острова. Другое дело, что на островах в силу каких-то причин сложилась очень мощная, во многом до сих пор загадочная и самобытная культура, остатки которой в ходе археологических раскопок за последние сто лет нашли на Кикладах.

Зернотерки. Ранняя кикладская культура. III тысячелетие до н.э. Остров Милос. (Археологический музей Милоса)

Расцвет культуры Кикладских островов приходится на период между 3500 и 2000 годами до н.э. Причем, что представляло собой общество древних кикладцев (переживавшее свой расцвет в то самое время, когда фараоны-строители пирамид возводили три самые большие пирамиды в Гизе), и как выглядели их поселения, сказать очень трудно. Дело в том, что Кикладская цивилизация мало того, что письменности не знала, так она еще и каких-либо построек нам практически не оставила. Хотя – и это самое удивительно, в том, насколько они были искусными мастерами, мы можем не сомневаться. Причина проста: дома, вернее их остатки, на островах, конечно, есть, но их очень мало, зато там есть погребения, которых на сегодня археологами раскопано около… 20 тысяч, то есть с чем с чем, а с погребениями им здесь ну просто повезло! Такого огромного количества могил не оставили и куда более значимые по своим внешним проявлениям (имеются ввиду остатки крепостей и храмов) древние культуры.

Кикладские идолы с острова Наксос. (Археологический музей острова Наксос)

Началась история древних Киклад в начале XIX века. Тогда европейские путешественники обратили внимание на находки на этих островах мраморных антропоморфных фигурок, явным образом более древних, чем уже изученные к тому времени греческие куросы и коры. Систематические раскопки в 1880 году начал англичанин Джеймс Теодор Бент, и сразу же всего так много обнаружил, что заявил об открытии «обширной доисторической державы». И не только заявил, но и обогатил Британский музей в Лондоне прекрасной коллекцией кикладского искусства. За англичанами последовали и греки и, в частности, Христос Цунтас, один из первых национальных греческих археологов.

Бронзовые топоры кикладцев 2700 – 2200 гг. до н.э. (Британский музей)

Общими усилиями археологов разных стран из земли были добыты мраморные вазы и статуи, оригинальные керамические чаши и прекрасные серебряные украшения, сделанные из бронзы орудия труда и различные виды оружия. Но больше всего удивление ученых вызвали стилизованные женские фигурки с лицами без глаз и запрокинутыми головами, размер которых мог быть 5 см в высоту и 1,5 м – то есть практически в полный человеческий рост. Изображались, впрочем, не только женщины, но и мужчины, и даже целые семьи.

Кикладская женская фигура из мрамора из Акролити на острове Тира, 2700 – 2300 гг. до н.э. (Музей истории острова Тира) Самая высокая фигурка среди кикладских идолов высотой 1.5 м, 2800 – 2300 гг. до н.э. (Музей истории острова Тира)

В исторической литературе их называют «кикладскими идолами», однако их точное предназначение не установлено. На некоторых есть следы починки, то есть их берегли. Так как большинство фигур женские, считается, что это женское божество, а так как на них сохранились следы краски, то вполне возможно, что те же самые глаза на них просто рисовали.

Кикладская сковородка для жарки с изображением корабля. Остров Сирос, 2800–2300 гг. до н.э.

Как это бывает довольно часто, в процессе раскопок археологи видели характерные признаки не одной, а сразу нескольких культур, бытовавших на островах и либо сменявших одна другую, либо существовавших параллельно на разных островах. Что все эти культуры сближало, так это обилие погребений, словно древние кикладцы питали к ним какую-то особенную страсть. А вот почему на островах сравнительно мало остатков жилищ, объясняли тем, что то, что найдено, было оставлены «кочующими семьями», которые передвигались в поисках пищи для себя и пастбищ для своего скота с одного места на другое. То есть ранние обитатели Кикладского архипелага жили преимущественно в маленьких хижинах, которые они сплетали из ветвей и обмазывали глиной. Понятно, что время очень жестоко обошлось с такого рода «архитектурой».

Кикладский сосуд из мрамора. 2700 – 2300 гг. до н.э. (Музей истории острова Тира)

Затем появились дома. Но они не образовывали укрепленных поселков, а были разбросаны по островам наподобие ферм.

Кикладская мраморная палетка и пестики. Остров Кирос, 3000–2300 гг. до н.э. (Археологический музей острова Наксос). По-видимому, такие палетки служили для того, чтобы растирать краски, которыми расписывались кикладские идолы. Еще одна похожая палетка с острова Наксос. (Археологический музей острова Наксос)

Расцвет кикладской культуры наступил около середины III тыс. до н. э. В это время население островов резко увеличилось. Например, в самом крупном могильнике на острове Сирос обнаружили свыше 500 могил. Погребения совершались в каменных ящиках — цистах, а позднее даже в купольных гробницах. В состав их погребального инвентаря входит и высококачественная керамика различных видов и типов, и прекрасные и разнообразные сосуды, сделанные из камня (причем зачем, спрашивается, делать сосуды из камня, если вы в состоянии делать прекрасную посуды из глины?), глиняные и каменные светильники и, наконец, все те же знаменитые «кикладские идолы». Ассортимент найденных в могилах изделий из металла также весьма значителен. Это и бронзовые кинжалы, и наконечники копий. А вот орудия труда встречаются намного реже. Находят в могилах и украшения: диадемы и браслеты, то есть скорее всего расслоения первоначально социально однородного кикладского общества к этому времени уже имело место, и среди общинников уже возникла привилегированная прослойки знати. Подтверждает это и то, что наиболее ценные и красивые вещи были сконцентрированы в 32 наиболее богатых могилах среди вышеназванных 500 могил. То, что оружие в погребениях доминирует, говорит о том, что мужчины островов занялись… пиратством, потому как иначе трудно объяснить богатство их погребений. Ведь ни своего золота, ни серебра на островах нет!

Ранние кикладские инструменты, 2800 – 2300 гг. до н.э. (Археологический музей острова Наксос)

Типичным археологическим памятником этой эпохи стал городок Кастри на острове Сирос, найденный как раз рядом с этим могильником, и который был обнаружен еще в 1899 году, и который потом более полувека продолжали раскапывать и изучать. В результате выяснилось, что он был построен на склоне высокого холма таким образом, что его с трех сторон окружала довольно высокая оборонительная стена, с четвертой подобраться к поселению было невозможно из-за обрывистого склона холма. Понятно, что от стены мало что сохранилось, и истинную ее высоту не определить. Но очевидно, что на ней располагалось шесть полукруглых «бастионов» или, возможно, башен. В стене имелись три узких прохода, один из которых (в «бастионе В») имел специальную дверь. Перед этой первой стеной находилась вторая, на некотором отдалении. То есть враги, влезая на первую стену, становились отличной мишенью для лучников, находящихся на второй стене. Что же касается внутреннего пространства самого поселения, то оно было плотно и без какой бы то ни было системы застроено небольшими домами неправильных очертаний, стены которых были сложены из мелких плит местного песчаника. Причем некоторые из них были пристроены вплотную к внешней стене. В поселении была своя литейная мастерская с очагом и плавильным тиглем, а также шлак и металлический лом. В другом доме были найдены литейные формы для отливки топоров и резцов и еще один тигель со следами свинцовых окислов. То есть в нем плавили свинец, но вот изделий из него в поселке не нашли.

Сосуды с острова Санторин. (Музей кикладской культуры, Афины) Сосуд с острова Крит. Отличия критской керамики от кикладской очевидны. (Археологический музей Ираклиона, Крит) Образцы керамики с острова Санторин. (Музей кикладской культуры, Афины)

Ну, а затем культура Кикладских островов была ассимилирована крито-минойской цивилизацией. Видимо, к островам приплыл флот минойцев и те популярно объяснили кикладцам, что с этого времени они должны жить по-другому. Позднее древние греки назвали жителей Киклад пеласгами. Геродот написал об их порабощении и ассимиляции карийцами. Но как бы там ни было, а культура их погибла. Мраморные идолы так и остались лежать в могилах, леса же были сожжены в плавильных печах, после чего острова обезлюдели очень надолго.

tainyvselennoi.ru

Кикладские фигуры - Перемена участи

Детка ходила в музей для задания по истории искусств, я же бродила там, как среди людей  и пейзажей - фотографируя интересное или странное.

Вот эти статуэки-фигурки меня сразу очаровали. В их обобщенных формах, условных, сложенных под грудью ручках и носах-клинышках было что-то очень современное. А между тем сделаны они были в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этим мраморным девушкам по четыре с половиной тысячи лет.

Что это женщины понятно не сразу, да?:)IMG_6676

Это знаменитые кикладские статуэтки. Киклады - архипелаг островов в Эгейском море, и характерная кикладская культура там развивалась в позднем палеолите и раннем бронзовом веке ( еще до той древней Греции, которую мы знаем). Статуэток найдено множество - и до сих пор неизвестно толком, для чего они были предназначены. Они не были ни погребальными, ни религиозными идолами. Ученые склоняются к тому, что они были средним между куклами и предметами украшения жилища. Выточены они из мрамора и сохраняют следы раскраски. Видимо, в прошлом они были целиком расписаны. А мне нравятся именно такими - желтоватого натурального цвета мрамора.

У них у всех длинные шеи, овальные или треугольные плоские лица, носы пирамидкой, руки обязательно сложены - и левая всегда поверх правой. Крохотный бюст и треугольник гениталий. Загадочность их назначения делает их еще интереснее в моих глазах.

Статуэтки эти находят самого разного размера - вот эти, на которые я смотрю, размером в ладонь, но бывают точно такого же очертания и почти с человека ростом - в полтора метра. То, что их не делали специально для погребения, известно по тому, что они не во всех могилах находились, а где были - часто несли следы времени и использования - были сломаны и починены, или отломан кусок и он сохранился.Вот, например, такая частичная, без ног - прямо как бюст Пушкина на столе:)

IMG_6677

По-русски они называются кикладские, а мне больше нравится - цикладские. Вот еще одна цикладка со сложенными руками-лапшинками:плотнее и увесистей, но все равно небольшаяIMG_6675

Прямо подарок для вдохновения современному скульптору:) Я уже обдумываю, как сделать себе свою цикладку.

rikki-t-tavi.livejournal.com