Киев выдвинул условия для увеличения транзита газа из России. Киев выставил условие для увеличения транзита российского газа


Киев выдвинул условия для увеличения транзита газа из России

Аналитики: из-за нехватки денег Украина постоянно придумывает нелепые отговорки

09.08.2016 в 22:08, просмотров: 39075

Газопровод «Северный поток» поставили на профилактику до 19 августа. Соответственно объемы поставляемого в Европу газа «Газпром» решил пустить по другому маршруту – через Украину. О чем была заранее предупреждена украинская сторона. Однако «Укртрансгаз» заявляет о готовности обеспечить увеличенную заявку «Газпрома», если тот обеспечит предельно допустимое давление на пограничных газоизмерительных станциях.

Киев выдвинул условия для увеличения транзита газа из России

Фото: Livejournal

- У Украины банально нет денег, чтобы закупить технический газ, который необходим для поддержания нужного давления в трубе. Поэтому Киев придумывает отговорки, как бы не выполнять свои обязанности в качестве страны-транзитера газа в Европу, – считает политолог, аналитик по Украине Андрей Ваджра. – Страна не может профинансировать даже собственные насущные потребности. Ждут очередного транша МВФ, который уже давно должен был поступить, но до сих пор его нет. Поэтому многие проекты финансируются европейскими партнерами Киева. А с газом, получается, киевские политики хотят переложить эту обязанность на Россию. Хотя, по условиям контракта, именно страна-транзитер обязана обеспечивать давление в газовой трубе. Если уж на то пошло – почему бы тогда Европе не заплатить еще и за технический газ?

- Претензии украинских партнеров вызывают удивление, - говорит другой аналитик в газовой отрасли, директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. – Киев, наоборот, должен радоваться, что Газпром хочет увеличить транзит газа через территорию Украины. Раз увеличиваются объемы, значит, и выручка от транзита вырастет. Что касается давления в трубе, то "Газпром" обеспечил его при закачке в трубу на нашей стороне, а дальше уже дело украинцев. Наши газовщики при всем желании не смогут поддерживать давление в трубе на расстоянии тысячи км от своих станций. На мой взгляд, от этой ситуации – то, что из-за ремонта газопровода «Северный поток» транзит газа в Европу через украинскую сеть увеличивается, – все только выигрывают, поэтому позиция «Укртрансгаза», мягко говоря, непрофессиональная. Если есть техническая проблема, ее нужно быстро решать, а не превращать в политическую дискуссию.

www.mk.ru

Украина решила не повышать цены на транзит газа из России после 2019 года :: Экономика :: РБК

Украинская компания в своем новом иске к «Газпрому» на $12 млрд требует повышения ставки на транзит на период 2018–2019 годов. Требовать повышения ставки после этого срока «Нафтогаз» не планирует, заявил представитель компании

Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg

На трехсторонних переговорах в Берлине 17 июля «Нафтогаз» не будет требовать повышения ставки на транзит российского газа. Об этом сообщил коммерческий директор компании Юрий Витренко в эфире радиостанции «Новое время».

Представитель «Нафтогаза» уточнил, что украинская сторона едет в Берлин с «главным предложением — применить европейские правила относительно транзита российского газа через территорию Украины». Витренко пояснил, что в иске, поданном компанией к «Газпрому» 6 июля в Стокгольмский арбитраж, содержатся требования повышения ставки на транзит газа на период 2018–2019 годов.

«Нафтогаз» в Стокгольме подал к «Газпрому» иск из-за тарифа на транзит

В Берлине же, по его словам, основной темой переговоров будет транзит российского газа после 2019 года. «И после 2019 года, мы говорили и говорим, что транзитная ставка будет даже ниже, чем есть сейчас по контракту. Поэтому мы не будем требовать на долгосрочный период повышения ставки», — сказал Витренко.

Представитель «Газпрома» отказался от комментариев в ответ на запрос РБК.

6 июля «Нафтогаз» обратился в Стокгольмский арбитраж с новым иском к «Газпрому». Украинская компания требует пересмотреть тариф на транзит газа с марта 2018 года по контракту с «Газпромом», который был заключен еще в 2009 году. В «Нафтогазе» считают существующие тарифы не соответствующими «европейскому уровню».

Контракт, о котором идет речь, истекает в 2019 году. В апреле зампред правления «Газпрома» Александр Медведев говорил, что данный контракт с Украиной после 2019 года не будет продлен ни при каких обстоятельствах. Однако, по его словам, это не означает прекращение транзита газа через эту страну. Тогда он уточнял, что «Газпром» ждет от Украины предложений по транзиту газа после 2019 года, в том числе по поводу экономических условий транзита.

В мае 2017 года Витренко заявлял, что тарифы на транспортировку газа снизятся после истечения срока контракта с «Газпромом».

«С 2020 года тарифы снизятся примерно до десятой части [от действующих], это сделает транзит украинской газотранспортной системой значительно дешевле, чем «Северным потоком-2», — утверждал Витренко, критикуя планы по строительству этого газопровода.

В Берлине 17 июля состоятся трехсторонние переговоры России, Украины и Еврокомиссии по газу. Украинскую сторону будет представлять министр иностранных дел Украины Павел Климкин, а также глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, сообщало агентство «Интерфакс-Украина». Глава Минэнерго Александр Новак на прошлой неделе говорил, что повестка встречи и состав участников пока формируется.

www.rbc.ru

Зачем "Газпром" наращивает транзит газа через Украину до рекордных объемов

«Газпром» наращивает использование украинского маршрута, и по итогам года транзит может приблизиться к 100 млрд кубометров, максимуму с 2011 года, пишет «КомменсантЪ». Это стало следствием высокого спроса на газ в Европе и ремонта на газопроводе Ямал—Европа. Эксперты полагают, что «Газпрому» придется пойти на переговоры с Киевом о новом транзитном контракте: альтернативные новые газопроводы Nord Stream 2 и «Турецкий поток» не смогут полностью заменить этот маршрут.

По итогам августа транзит российского газа через Украину достиг 8,82 млрд кубометров. Это повторение результатов ноября—декабря 2016 года и уступает лишь поставкам в январе 2017 года (9,35 млрд кубометров). Точные данные по транзиту через Украину «Газпром» раскрывает помесячно лишь с середины 2016 года, но если оценивать только основной транзитный поток газа в Западную и Центральную Европу (без учета Балкан, Турции, Молдавии), то в августе транзит стал самым большим с декабря 2013 года (5,2 млрд кубометров).

Августовские показатели объясняются как ростом спроса на российский газ, так и ремонтными работами на газопроводе Ямал—Европа через Белоруссию и Польшу, вследствие чего примерно 300 млн кубометров транзитного газа было в августе переброшено на украинский маршрут. Между тем с 11 по 22 сентября будет полностью остановлен на ремонт газопровод Nord Stream, Ямал—Европа заполнен полностью, и поэтому поток газа через Украину в эти дни может вырасти на 150–160 млн кубометров в сутки. Уже по итогам января—августа украинский транзит вырос на 23,4%, до 61,9 млрд кубометров. При сохранении динамики за год транзит может приблизиться к 100 млрд кубометров, это максимум с 2011 года.

«Стоит отметить, – комментирует информацию аналитик энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Александр Собко, – что рекордные объёмы августовского экспорта "Газпрома" совпали по времени с дополнительными возможностями доставки газа через газопровод OPAL, одно из сухопутных продолжений "Северного потока". 2 августа стало известно о снятии запрета на использование "Газпромом" дополнительных 40% мощностей в газопроводе OPAL. На этом фоне объёмы украинского транзита не снизились, но при этом и OPAL не во все дни загружался с максимальной разрешённой загрузкой».

Можно предположить, указывает эксперт, что "Газпром" не хотел допускать демонстративного снижения транзита через Украину в преддверии технических работ на "Северном потоке" (10 дней в середине сентября). В этом случае в момент этих работ украинская сторона из своих соображений могла бы отказаться вновь наращивать объёмы транзита, и экспорт газа в ЕС на десять дней в сентябре был бы ограничен из-за дефицита транспортных мощностей.

Так или иначе, считает Александр Собко, если текущий уровень спроса на российский газ сохранится в сентябре, то закрытие "Северного потока" на ремонтные работы приведёт к рекордным (для последних лет) объёмам транзита через Украину. Это будет интересный сюжет для наблюдения на украинском транзитном направлении - как в политическом плане, так и в техническом. Если украинская сторона по тем или иным причинам не сможет обеспечить весь объём заявок на транзит, это станет ещё одним аргументом "Газпрома" в пользу строительства новых газотранспортных мощностей ("Северный поток-2" и "Турецкий поток")".

Первое, что стоит отметить, что спрос на газ в Европе, скорее всего, в среднесрочной перспективе, продолжит расти, комментирует происходящее старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич. При этом, несмотря на рост конкуренции и появление новых источников газа для Европы, в частности попытки СПГ занять часть рынка региона, поставки Газпрома продолжат расти, а значит даже с учетом тех мощностей, что строятся сейчас, компании не удастся отказаться от транзита газа через Украину.

Плюс к этому, продолжает эксперт, последний пакет санкций может усложнить реализацию трубопроводных проектов Газпрома, а значит, компании будет необходимо сохранить текущие пути транспортировки. С другой стороны, для Украины транзит российского газа также важен. Это валютная выручка, что в сложной экономической ситуации для страны является хорошим подспорьем. Даже если страна переключится на потребление реверсивного газа из Европы, ей выгодно договариваться с Газпромом, чтобы сохранить транзит через свою территорию в больших объемах. В результате, считает Зварич, обеим сторонам необходимо искать точки соприкосновения, которые бы позволили заключить новый контракт по транзиту газа.

Более того, этому будет способствовать позиция Европы, которая может стать посредником в переговорах по новому контракту. Да, с появление Турецкого потока и Северного потока-2, она получает диверсификацию маршрутов поставки российского газа, однако здесь также есть понимание, что текущих мощностей может не хватить для удовлетворения спроса в регионе. Так, по оценкам «Фридом Финанс», объем поставок газа через Украину после появления новых газопроводов может составить порядка 45 – 50 млрд кубометров. Это позволит Газпрому сохранить возможности для наращивания объемов поставок в Европу для удовлетворения растущего спроса, которые могут превысить 185 млрд кубометров в год. 

С одной стороны, указывает, в свою очередь, аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, текущий рост поставок газа в Европу по украинской ГТС можно назвать явлением временным, которое объясняется рядом факторов – ремонт других газопроводов, истощенные ПХГ Европы после нетипично холодных зимних и весенних месяцев, а также нарастающая потребность Европы в российском газе для энергетических проектов. Т.е в нынешней ситуации украинская ГТС просто оказалась самым удобным способом транспортировки газа, но это не будет продолжаться долго. 

Если в сентябре транзит еще подрастет на 5-10% по причине полной остановки Nord Stream на 11 дней, то в октябре прокачка через Украину скорее всего снизится до низких показателей, так как Газпром полностью восстановит свои мощности и будет готов к холодному сезону. Соответственно, Газпром просто пользуется своим законным правом по договору транзита с Украиной, но это не говорит о том, что украинская ГТС является единственным средством для выполнения всех обязательств перед потребителями.Однако эксперт не исключает, что по истечению транзитного контракта в 2019 году с Украиной может быть заключен новый, но он будет на других условиях – наличие такого контракта сделало бы Газпром менее уязвимым перед европейскими партнерами и политиками, которые уже не раз говорили, что позволят мирно существовать Северному потоку-2 только при условии что часть транзита через Украинскую ГТС будет сохранена. Скорее всего, полагает аналитик «Алор Брокер», условия для работы СП-2 уже сформированы таким образом, что полностью его мощности для прокачки Газпром все равно не сможет использовать, поэтому потребность в Украинской ГТС у него останется.

Переговоры по заключению нового транзитного контракта, очевидно, будут проходить болезненно для обоих сторон, полагает Кирилл Яковенко. Украина на данном этапе не стремится инвестировать в собственную ГТС поскольку не уверена в ее будущем, соответственно, для нового контракта будет выставлять уже более жесткие условия по прокачке газа, а также более высокую цену за транзит. Газпром неизбежно будет платить за содержание этой ГТС из своего кармана. Также осложнит переговоры наличие взаимных исков, рассматриваемых в Стокгольме по поводу невыполнения условий по транзитным обязательствам и неоплаченным счета Нафтогаза за поставленный газ.

В целом, заключает Яковенко, можно согласиться с тем мнением, что даже полная реализация проекта СП-2 и строительство первой нитки Турецкого потока полностью не закроет потребности Газпрома в транзитных мощностях. Однако даже если стороны не смогут договориться о новом транзите, Украина совсем без дополнительных денег не останется – уже сейчас она начала зарабатывать на том, что предоставляет свои хранилища для нужд европейских компаний под хранение газа.

expert.ru

Киев в панике предлагает снизить плату за российский газовый транзит в 10 раз

Недавно чиновники украинского "Нафтогаза" посулили сенсационное снижение тарифа на транзит российского газа в Европу, начиная с 2020 года. Это якобы сделает российские газопоставки по обходящим "незалежную" маршрутам нерентабельными. Увы, абсолютно нерентабельной для нынешнего клептократического режима в Киеве как раз является скидка, которую он обещает. А вот для "Газпрома" при сверхнизкой себестоимости добычи газа выгодным является любой газопровод.

Киев в панике предлагает снизить плату за российский газовый тра

Фото: REX

Соответствующее заявление было сделано в начале мая коммерческим директором ведущей украинской газовой компании AYA Capital Юрием Витренко. Суть его заключается в том, что напуганные перспективами вообще потерять российский транзит по территории Украины киевские чиновники теперь обещают снизить транзитные тарифы в 10 раз. Естественно, после окончания срока действия текущего контракта. После этого затраты на транспортировку российского газа в Европу будут в три-четыре раза меньше, как по "Северному потоку", так и по пока его гипотетической второй очереди. Киев считает, что это обязательно заставит "Газпром" и его европейских партнеров забыть о строительстве обходящих Украину потоков и направить все закупаемое Европой топливо через украинскую трубу.

Сейчас "Нафтогаз" взимает запредельно высокие тарифы на транспортировку российского газа. Он объясняет это исключительно благородным желанием модернизировать газотранспортную систему "незалежной". "Нафтогаз" требует с "Газпрома" фиксированную сумму за предусмотренную контрактом 2009 года транспортировку 110 миллиардов кубометров голубого топлива в год при том, что реально его проходит через Украину на 30-40 миллиардов кубов меньше. Но в Киеве забывают о другом фундаментальном условии упомянутого контракта — обязательстве покупать минимум 40 миллиардов кубометров российского топлива. Это при том, что "великая европейская держава" гордо рапортует, как уже почти два года не покупает у России газ вообще.

Киев в панике предлагает снизить плату за российский газовый тра

Фото: AP

Насколько же реалистичны украинские посулы? Начнем с технико-экономических моментов. Во-первых, деятели "Нафтогаза" неоднократно заявляли, что украинская труба рентабельна при транзите через нее хотя бы 60 миллиардов кубометров российского газа — это при действующих завышенных транзитных тарифах. Допустим, что через нее в 2020 году будут качать в Европу и вышеописанные 110 миллиардов, и даже "максимум" в 178 миллиардов в год, что является практически всем объемом купленного ЕС в прошлом году российского голубого топлива, которое идет туда через "Северный поток", Белоруссию и Черное море.

Но все равно даже максимальные 178 годовых миллиардов кубометров при снижении цены на транзит вдесятеро дадут столько же прибыли, сколько нынешние 17,8 миллиардов. При том, что нижний предел рентабельности для украинских газовиков по объему транзита втрое выше. Неужто Киев станет дотировать убыточную деятельность украинской газотранспортной системы? Это даже не смешно, особенно на фоне нынешних категорических требований Запада к Украине о строго рыночных подходах.

Другой немаловажный момент — абсолютные цифры транзитных доходов "Нафтогаза", ныне составляющие около двух миллиардов долларов в год. Руководители компании уверяют, что излишки они вкладывают в модернизацию. В это верится с большим трудом хотя бы потому, что ни один ответственный бизнесмен не станет инвестировать в актив, который вскоре может стать невостребованным. А именно эта участь угрожает украинскому газопроводу, когда в полную силу заработают "Северный" и "Турецкий потоки".

Киев в панике предлагает снизить плату за российский газовый тра

Фото: AP

В лучшем случае полученные от "Газпрома" миллиарды могли бы резервироваться где-нибудь в банке или вкладываться в высоколиквидные ценные бумаги для того, чтобы быть потраченными на модернизацию трубопроводов в случае достижения соглашения Киева с российской стороной. Но этот вариант в нынешних украинских реалиях выглядит фантастическим. Какое может быть резервирование, если деятели Украины ради кредита от МВФ в миллиард долларов готовы раз в полтора года выполнять самые неприятные ультиматумы Фонда — как, например, повышение пенсионного возраста и разрешение свободной продажи земли?

Вряд ли Украине удастся сохранить миллиарды без движения, причем не кредитные деньги, а чистый доход. Они с куда большей вероятностью уйдут на то, чтобы залатать дыры украинского бюджета. В ходе этого процесса правящая в Киеве клептократическая элита наверняка перенаправит прибыль "Нафтогаза" в свои карманы. Она не собирается отказываться от такого лакомого куска, как два миллиарда транзитных денег ежегодно, и тем более снижать их количество в 10 раз.

Но для чистоты эксперимента допустим на минуту, что Киев после 2019 года действительно каким-то чудным образом сможет снизить тариф на транзит российского газа в 10 раз. Означает ли это, что альтернативные украинским газотранспортные маршруты окажутся автоматически нерентабельными и потому вынуждены будут обанкротиться? Нет.

Киев в панике предлагает снизить плату за российский газовый тра

Фото: AP

В настоящее время "Газпром" продает свой товар на границе с Германией по цене около 200 долларов за тысячу кубов. Протяженность "Северного потока" — 1224 километров, стоимость транзита по нему — два с небольшим доллара за 1000 кубометров за 100 километров, то есть, около 25 долларов за весь маршрут.

Себестоимость добычи сибирского газа равняется 20 долларам за тысячу кубометров, доставка его до границ России — 30-35 долларов. Всего получается 50-55 долларов. Плюс еще 25 долларов по "Северному потоку", максимум — 80 долларов. Получается, что чистая прибыль (до уплаты налогов, конечно) составляет 120 долларов за каждую тысячу кубов.

Даже если Киев предложит транспортировать сибирский газ совсем бесплатно, российский газовый гигант добавит к своей прибыли от силы 25 долларов. Конечно, "Газпром" не откажется от стратегического решения диверсификации своих поставок в Европу ради такой мелочи. Не говоря уже о европейцах, которым давно надоела непредсказуемость и нестабильность Украины. "Нафтогаз" вряд ли стал бы обещать Москве молочные реки с кисельными берегами, если бы перед ним не стояла реальная угроза потерять российский транзит вообще.

Обещания Киева никого обмануть уже не смогут. Решение о прокладке второй очереди "Северного потока" практически принято Еврокомиссией под давлением Германии; в начале мая "Газпром" уже объявил о начале прокладки труб по дну Черного моря. Так что для Украины поезд ушел. Максимум, на что она может рассчитывать, — это найти покупателя, который согласился бы приобрести после 2019 года ее проржавевшую и опустевшую трубу по цене хотя бы чуть выше обычного металлолома.

Киев не смог без газа из России

www.pravda.ru

Украина назвала условия для увеличения транзита газа из РФ через страну в Евросоюз

Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС

Украина готова увеличить транзит российского газа по своей территории на 20% — до 275 млрд м3 в сутки, если российская сторона обеспечит нужное давление в газотранспортной системе. Увеличение транзита связано с ремонтом на "Северном потоке".

Оператор газотранспортной системы Украины "Укртрансгаз" заявил, что готов увеличить транзит российского газа по своей территории на 20% — до 275 млрд м3 в сутки, если российская сторона обеспечит нужное давление в газотранспортной системе.

Россия не смогла договориться с Минском о цене на газ Белоруссия

Россия не смогла договориться с Минском о цене на газ

"Оператор газотранспортной системы Украины готов обеспечить увеличенную заявку ОАО "Газпром" по транспортировке природного газа в Европу, при условии соблюдения российской стороной контрактных обязательств, в частности в части обеспечения предельно допустимых давлений на пограничных газоизмерительных станциях, расположенных на территории РФ", — говорится в сообщении компании.

В нем также уточняется, что заявку на повышение объемов транзита "Газпром" прислал вчера, 8 августа. Российская компания попросила увеличить объемы транспортировки природного газа европейским потребителям на 20%, до 275 млн м3 в сутки. "Такое увеличение российские партнеры аргументировали ремонтом системы газопроводов "Северный поток", — пояснили в "Укртрансгазе".

В компании подчеркнули, что свои обязательства выполнили, а "Газпром" свои — нет.

В конце июля "Нафтогаз Украины" обвинил "Газпром" в сокращении транзита газа для европейских потребителей и попытках дискредитировать Украину как транзитную страну.

www.dp.ru

Киев ставит условия увеличения транзита российского газа в Евросоюз

Выбор языка:

Azərbaycanca English Pусский

Поиск

Последние

  • В Гарадаге произошло ДТП, водитель погиб, двое раненых
  • Банк Республика предлагает предпринимателям микро кредиты начиная с 12% годовых
  • Звезда сборной Косово не приедет в Баку
  • SOCAR обнародовал данные по себестоимости нефти и газа
  • Свидетель: Я должен был передать ключ Федае Лачын
  • Джон Керри не исключил участия в президентской гонке в США в 2020 году
  • В Грузии подорожало продовольствие
  • Сотрудники ереванского торгового центра провели акцию протеста у здания правительства Армении
  • Азербайджанский бадминтонист стал серебряным призером международного турнира
  • По итогам саммита Тюркоязычных государств подписана Совместная декларация и принято 5 документов
  • В Гарадаге произошло ДТП, водитель погиб, двое раненых

www.azerbaycan24.com

Трубный запах. Как Россия оставит Украину без транзита газа

08:0005.04.2018

(обновлено: 08:21 05.04.2018)

10807188724

МОСКВА, 5 апр — РИА Новости, Игорь Наумов. "Северный поток — 2" и "Турецкий поток" лишат газотранспортную систему Украины работы. "Газпром" готов сохранить не более 15 процентов нынешних объемов транзита голубого топлива. Почему это не спасет украинскую трубу — в материале РИА Новости.

Ожидание перемен

Транзит российского газа в страны Евросоюза через территорию Украины продолжится и после ввода в эксплуатацию газопроводов "Турецкий поток" и "Северный поток — 2". Однако в значительно меньших объемах — 10-15 миллиардов кубометров в год. С таким заявлением выступил председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер в эфире Первого канала.

"Есть сопредельные государства, есть регионы, которые находятся на границе с Украиной со стороны Европы, и, без сомнения, поставки в эти регионы Европы будут осуществляться транзитом через территорию Украины. Другое дело, что эти объемы, которые будут, без сомнения, менее значительные", — пояснил он.

Председатель правления ПАО "Газпром" Алексей Миллер во время встречи с президентом России Владимиром Путиным. 4 июля 2017 года

В 2017-м транзит российского газа через Украину почти достиг 94 миллиардов кубометров. Это абсолютный рекорд за последние восемь лет. Киев рассчитывал, что в перспективе поставки топлива европейским потребителям по ГТС превысят 110 миллиардов кубов.

Это крайне важно для украинской экономики. В прошлом году "Газпром" заплатил за транзит около трех миллиардов долларов. Если сотрудничество с Россией в газовой сфере будет свернуто, в бюджете Украины образуется еще одна брешь, заполнить которую просто невозможно.

Соло на трубе

Сопредседатель киевского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич в беседе с РИА Новости напомнил, что сокращение транзита газа через Украину в Европу с 2020 года, когда истечет срок действия старых контрактов, давно запланировано "Газпромом". Еще в 2016-м российская компания объявила о программе оптимизации затрат. В частности, предусмотрена ликвидация почти четырех тысяч километров сухопутных газопроводов после ввода в эксплуатацию "Северного потока — 2".

Решение снизить объемы украинского транзита основано на экономической целесообразности. Себестоимость доставки газа в Евросоюз напрямую через Балтику в 1,6 раза ниже, чем через Украину.

Бильче-Волыцко-Угерское газохранилище в Стрыйском районе Львовской области

Дело не только в том, что морской маршрут короче и не обременен посредниками. ГТС Украины создавалась четыре десятилетия назад, поясняет Марунич. Главный актив — три магистральных газопровода, построенных во времена СССР: "Союз", "Братство" и Трансбалканский. Общая протяженность на украинской территории почти 3,7 тысячи километров.

Сейчас при строительстве газотранспортной инфраструктуры применяются качественно новые технологические решения. Это позволяет существенно снизить издержки на перекачку топлива. Уже по этой причине украинская труба не способна конкурировать с "Турецким потоком" и "Северным потоком — 2".

Тем не менее "Газпром" объективно заинтересован в сохранении украинского маршрута. По словам директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, только через Украину можно поставлять газ в Молдавию и Приднестровье. Подключать их к "Турецкому потоку" не планируется.

Газовое оборудование на Украине. Архивное фотоМиллер рассказал, во сколько раз сократится транзит газа через Украину

Украинская труба может понадобиться и в период пиковых нагрузок. Сезонный спрос на газ повышается не только зимой, но и летом, когда из-за жары возрастает потребление электричества, и расход топлива на электростанциях увеличивается.

Способность оперативно удовлетворять заявки партнеров, причем практически в неограниченном объеме, по словам Симонова, всегда будет главным преимуществом "Газпрома".

Объемы имеют значение

Будущее транзита российского газа через территорию Украины зависит не только от политической воли сторон, но и от объемов поставок. Содержание ГТС, ее текущий ремонт и модернизация требуют немалых денег.

Вывеска на здании нефтегазовой компании "Нафтогаз Украины" в Киеве

Марунич говорит, что амортизационный износ украинских газопроводов превышает 50 процентов. В свое время проводилась оценка потребностей ГТС в инвестициях. В ценах 2012-2013 годов насчитали порядка 5,8 миллиарда долларов.

Заявленный Миллером объем транзита в 10-15 миллиардов кубометров газа в год, оплаченный по действующим тарифам, не обеспечит украинской трубе даже минимальный уровень рентабельности. Для Киева было бы оптимально, чтобы "Газпром" сохранил поставки на уровне 50-60 миллиардов кубов.

Минимальная загрузка ГТС Украины, по оценке Симонова, — 25 миллиардов кубометров. Тогда оплата транзита хотя бы покроет производственные издержки.

Компрессорная станция НАК Нафтогаз Украины в ХарьковеЭксперт: с сокращением транзита эффективность "Нафтогаза" вызовет вопросы

Возможно, "Нафтогаз" потребует повышения тарифов на прокачку топлива. Эксперты не исключают, что предложенные украинской стороной условия окажутся неприемлемыми. В таком случае ГТС определенно останется без российского газа. Один из способов решения проблемы — перенос точки продажи топлива европейским покупателям с западной границы страны на восточную. В этом варианте издержки за транзит возьмут на себя партнеры из ЕС, с которыми Киеву договориться проще.

Идея не нова. Несколько лет назад с ней выступал "Газпром". Но европейские энергокомпании категорически не желают рассматривать это предложение, подчеркивая, что транзитные риски заложены в высоких ценах на газ. Пока не ясно, как "Нафтогаз" намеревается спасать ГТС, когда российский транзит сократится до символических значений.

Украина к такому повороту совершенно не готова, хотя и понимает, что это вполне возможно, признает Марунич.

ria.ru