Кханда (оружие). Кханда оружие


Кханда (оружие) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кханда — индийский меч или палаш.

Это оружие с прямым, сравнительно широким клинком, иногда немного расширяющимся к концу. Нередко не имело выраженного острия — оно делалось скруглённым. Однако существовали кханды, клинок которых заканчивался треугольным остриём. Мечи применялись, главным образом, для нанесения рубящих ударов.

Своё происхождение классическая кханда, применявшаяся вплоть до XIX века, ведёт от мечей, применявшихся в Индии ещё в древности. Подобные мечи с расширяющимся к концу клинком и скруглённым остриём часто встречаются на рельефах X века династии Пратихаров. Одна из сохранившихся кханд приписывается султану Ала уд-Дину Хальджи. Однако большинство дошедших до нас экземпляров датируется XVI—XIX веками. Их общая длина составляем 90—100 см, клинок в сечении линзовидный или ромбический. Ранние кханды нередко были обоюдоострыми, но, в целом, большинство образцов имело полуторную заточку.

Известны кханды с эфесами трёх типов. Первый — староиндийский, с гардой, верхний и нижний концы которой были направлены вверх (к навершию), а посередине было ребро изгиба; одноручной рукоятью и дисковидным навершием, из которого выходил немного загнутый вперёд стержень. Второй — эфес-корзина — появился в XVI веке и отличался от староиндийского более широкой дисковидной гардой и наличием широкой пальцевой дужки. Третий — индо-мусульманский эфес — встречался значительно реже. Он характеризовался гардой в виде крестовины.

Это оружие было наиболее распространено в Центральной Индии, а также у раджпутов. В Южной Индии существовала его разновидность, известная как патисса.

Напишите отзыв о статье "Кханда (оружие)"

Литература

  • Носов К.С. Традиционное оружие Индии. — М.: Эксмо, 2011. — 384 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-699-43699-6.

Отрывок, характеризующий Кханда (оружие)

Я гладила её длинные шелковистые волосы, вдыхая их новый, незнакомый мне аромат и прижимая к себе её хрупкое худенькое тельце, готова была умереть прямо сейчас, только бы не прерывалось это чудесное мгновение... Анна судорожно жалась ко мне, крепко цепляясь за меня худыми ручонками, как бы желая раствориться, спрятаться во мне от ставшего вдруг таким чудовищным и незнакомым мира... который был для неё когда-то светлым и добрым, и таким родным!.. За что нам был дан этот ужас?!.. Что мы свершили такое, чтобы заслужить всю эту боль?.. Ответов на это не было... Да наверное и не могло было быть. Я до потери сознания боялась за свою бедную малышку!.. Даже при её раннем возрасте, Анна была очень сильной и яркой личностью. Она никогда не шла на компромиссы и никогда не сдавалась, борясь до конца, несмотря на обстоятельства. И ничего не боялась... «Бояться чего-то – значит принимать возможность поражения. Не допускай страх в своё сердце, родная» – Анна хорошо усвоила уроки своего отца... И теперь, видя её, возможно, в последний раз, я должна была успеть научить её обратному – «не идти напролом» тогда, когда от этого зависела её жизнь. Это никогда не являлось одним из моих жизненных «законов». Я научилась этому только сейчас, наблюдая, как в жутком подвале Караффы уходил из жизни её светлый и гордый отец... Анна была последней Ведуньей в нашей семье, и она должна была выжить, во что бы то ни стало, чтобы успеть родить сына или дочь, которые продолжили бы то, что так бережно хранила столетиями наша семья. Она должна была выжить. Любой ценой... Кроме предательства. – Мамочка, пожалуйста, не оставляй меня с ним!.. Он очень плохой! Я вижу его. Он страшный! – Ты... – что?!! Ты можешь видеть его?! – Анна испуганно кивнула. Видимо я была настолько ошарашенной, что своим видом напугала её. – А можешь ли ты пройти сквозь его защиту?..

o-ili-v.ru

Кханда | WeaponHistory

КхандаКханда – является индийским мечем, который, как правило, относят к палашам, за счет слегка изогнутой рукоятки. Такую рукоятку мы можем встретить у нескольких экспонатов. Кханда представлена в виде прямого обоюдоострого меча, общая длинна которого составляет от 90 до 100 см. Такой клинок располагает обоюдоострой либо полуторной заточкой. Клинки у кхандр имеют прямую форму, и слегка расширяется к кончику. Зачастую конец закруглен, но в то же время, мы можем встретить и мечи, которые располагают заостренным концом в виде треугольника, который отлично приспособлен для ударов колющего типа. Что касается поперечного сечения, то клинок ромбоидный либо линзовидный. Гарда у таких мечей различается определенными разнообразными вариациями, тут мы можем встретить как корзинчатую, так и типично сабельную гарду.  Каждая кханда обладает дисковидным навершием, что является характерной чертой этого клинка, а также обладает длинным шипом, который выходит из навершия. Данный шип, является характерным признаком классического типа кханды, но в то же время данный аксессуар мы можем встретить не всегда. Сам термин «кханда» мы можем перевести с санскрита, как «меч». Иногда в качестве обозначения разнообразных видов кханд еще применяют именование патисса и фиранги.

Палаш либо меч кханда возникает на индийских землях. Ученые полагают, что мечи похожего типа, появились еще в период 300-540 года нашей эры. Данное суждение ученые сформировали благодаря скульптурным памяткам, которые относятся к периоду Гупта (280-550 годы нашей эры). На таких скульптурах изображаются солдаты, которые обмундированы при помощи похожих клинков. Подобные изображения мы также можем встретить и на барельефах, которые относятся к Х столетию нашей эры. Кханда первоначально являлась орудием для пехотинцев, но применялась и кавалеристами. Для воинов знатного происхождения, которые относились к касте кшатриев, кханда становится отличительным знаком принадлежности к их касте. Также мы можем сказать, что кханда для касты кшатриев, а позже и для раджпутов и сикхов, располагала таким же значением, как катаны для самураев японского государства. Вместе с улучшениями кавалерийских подразделений на территории Индии, в период Великих Моголов (XVI-XIX столетия), кханда потихоньку начинает уступать позиции кривым саблям, но в то же время, последние не сумели ее полностью вытеснить. Она сумела остаться в качестве оружия для сикхов и раджпутов. Таким образом, почти без сильных видовых изменений, кханда применялась аж до периода XIX столетия. Самой старой кхандой, которая дошла до сегодняшнего дня и хранится в музейном комплексе, датируется приблизительно 1300-ми годами. Это орудие принадлежало султану Ала-уд-дину, который выступал в качестве второго правителя КхандаТюрко-Афганской династии Халджи на территории Индии, начиная с периода 1296 и до 1316 годы. Огромное количество частных коллекций, а также и музейных комплексов в своих коллекциях имеют кханды XVII-XIX столетия. Нынешнее использование данного орудия, на территории Индии ограничивается лишь ролью церемониального оружия. Ее используют во время совершения некоторых обрядов и действах у сикхов. Кханда применяется также и в качестве театрального орудия в национальном индийском театре, во время исполнения классического вила танцев, который именуется Катхакали. Также следует заметить, что данное орудие используется в боевых целях в национальном индийском, боевом искусстве, которое именуется каларипайятом. Также в кханде заложен огромный сакральный смысл. На основной символике сикхизма, в виде обоюдоострого меча который расположен в центре. Если верить древнему писанию, то заостренные грани этого клинка отделяют Невежество от Истины. Правая часть меча выступает в качестве символа Свободы и Власти, которые располагаются под контролем духовных и моральных ценностей. Левый краешек выступает в качестве божественного Правосудия, которое карает недругов. Сама символика также называется кхандой.

Большая часть данного типа мечей, которые дошли до нашего времени, изготовлены из узорчатой индийской стали, позже мы можем наблюдать появление клинков из дамасской стали. Не взирая на то, что кханда выступает в качестве оружия довольно тяжелого, его клинок весьма гибкий и тонкий. Прочность такого клинка обеспечивает специальная накладка. Такие накладки могли быть расположены на плоскостях клинка, и доходить, до средины его длинны. Также могли быть расположены и на режущей кромке клинков. На одной из кромок, данная накладка могла иметь 2/3 клинковой длинны, иная же могла располагать 1/3 клинковой длинны. В данном случае мечи получали заточку полуторного типа.  Рукояти кханд являются одноручными, но шип, который выходит из навершия, могли применять также для захвата орудия левой рукой. Рукояти встречались как прямые, так и изогнутые. Именно данные «практически сабельные» рукоятки и дают основания именовать кханды не мечами, а палашами. Рукояти и гарды производились также из железа и Кхандадекорировались при помощи золота. На рукоятях и гардах изготавливали весьма мелкую насечку, после чего, в нее вбивалось золото. Под гарду как правило подкладывалась ткань для того, чтобы смягчить удары. Гарды кханд встречались трёх вариантов: 1 – староиндийские – располагали чашевидной защитой для рук и доскообразным навершием с шипом; 2 – корзинчатые – тут мы можем проследить появление широкой пальцевой дуги, которая соединяла навершие и чашу гарды, с шипом; 3 – индо-мусульманские – в таких мечах чаша заменялась на типичные, для сабель у арабов, крестовины, данный тип гарды является наиболее редким.

Благодаря своему особому строению, мы можем допустить, что кханда применялась в большинстве своем в пешем бою. Техника ведения боя таким орудием заключалась в нанесении весьма широких ударов рубящего типа. Острое лезвие давало возможность весьма успешно бороться с доспехами кольчужно-кожаного костюма. Благодаря усиленным накладкам, при помощи данного меча воин мог с легкостью отбивать удары, нанесенные оппонентом. Возникновение заостренного кончика, ученые связывают с влиянием орудий, пришедших из культуры запада, которая олицетворяла себя в виде арабов и редких европейцев. Также некоторые ученые полагают, что кханду применяли раджпуты в качестве орудия для самоубийства. Видя, что сражение он выиграть не сможет, раджпут поднимал меч держа его обеими руками и сам себе наносил удар по голове, так как в Индии смерть предпочиталась плену. Также следует заметить, что весьма часто мы можем встретить описания применения кханды в ножнах, в качестве трости – в землю воин упирал наконечник ножен из металла, а шип рукоятки выступал в качестве упора для рук.

weaponhistory.com

Кханда (оружие) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кханда — индийский меч или палаш.

Это оружие с прямым, сравнительно широким клинком, иногда немного расширяющимся к концу. Нередко не имело выраженного острия — оно делалось скруглённым. Однако существовали кханды, клинок которых заканчивался треугольным остриём. Мечи применялись, главным образом, для нанесения рубящих ударов.

Своё происхождение классическая кханда, применявшаяся вплоть до XIX века, ведёт от мечей, применявшихся в Индии ещё в древности. Подобные мечи с расширяющимся к концу клинком и скруглённым остриём часто встречаются на рельефах X века династии Пратихаров. Одна из сохранившихся кханд приписывается султану Ала уд-Дину Хальджи. Однако большинство дошедших до нас экземпляров датируется XVI—XIX веками. Их общая длина составляем 90—100 см, клинок в сечении линзовидный или ромбический. Ранние кханды нередко были обоюдоострыми, но, в целом, большинство образцов имело полуторную заточку.

Известны кханды с эфесами трёх типов. Первый — староиндийский, с гардой, верхний и нижний концы которой были направлены вверх (к навершию), а посередине было ребро изгиба; одноручной рукоятью и дисковидным навершием, из которого выходил немного загнутый вперёд стержень. Второй — эфес-корзина — появился в XVI веке и отличался от староиндийского более широкой дисковидной гардой и наличием широкой пальцевой дужки. Третий — индо-мусульманский эфес — встречался значительно реже. Он характеризовался гардой в виде крестовины.

Это оружие было наиболее распространено в Центральной Индии, а также у раджпутов. В Южной Индии существовала его разновидность, известная как патисса.

Напишите отзыв о статье "Кханда (оружие)"

Литература

  • Носов К.С. Традиционное оружие Индии. — М.: Эксмо, 2011. — 384 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-699-43699-6.

Отрывок, характеризующий Кханда (оружие)

Пока он ходил, княжна Марья, Десаль, m lle Bourienne и даже Николушка молча переглядывались. Старый князь вернулся поспешным шагом, сопутствуемый Михаилом Иванычем, с письмом и планом, которые он, не давая никому читать во время обеда, положил подле себя. Перейдя в гостиную, он передал письмо княжне Марье и, разложив пред собой план новой постройки, на который он устремил глаза, приказал ей читать вслух. Прочтя письмо, княжна Марья вопросительно взглянула на отца. Он смотрел на план, очевидно, погруженный в свои мысли. – Что вы об этом думаете, князь? – позволил себе Десаль обратиться с вопросом. – Я! я!.. – как бы неприятно пробуждаясь, сказал князь, не спуская глаз с плана постройки. – Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам… – Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель. Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда. – При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот… – Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске… – А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке? Десаль опустил глаза. – Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он. – А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали. – Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…

wiki-org.ru

Кханда (оружие) - это... Что такое Кханда (оружие)?

Раджпутская кханда.

Кханда — индийский меч или палаш.

Это оружие с прямым, сравнительно широким клинком, иногда немного расширяющимся к концу. Нередко не имело выраженного острия — оно делалось скруглённым. Однако существовали кханды, клинок которых заканчивался треугольным остриём. Мечи применялись, главным образом, для нанесения рубящих ударов.

Своё происхождение классическая кханда, применявшаяся вплоть до XIX века, ведёт от мечей, применявшихся в Индии ещё в древности. Подобные мечи с расширяющимся к концу клинком и скруглённым остриём часто встречаются на рельефах X века династии Пратихаров. Одна из сохранившихся кханд приписывается султану Ала уд-Дину Хальджи. Однако большинство дошедших до нас экземпляров датируется XVI—XIX веками. Их общая длина составляем 90—100 см, клинок в сечении линзовидный или ромбический. Ранние кханды нередко были обоюдоострыми, но, в целом, большинство образцов имело полуторную заточку.

Известны кханды с эфесами трёх типов. Первый — староиндийский, с гардой, верний и нижний концы которой были направлены вверх (к навершию), а посередине было ребро изгиба; одноручной рукоятью и дисковидным навершием, из которого выходил немного загнутый вперёд стержень. Второй — эфес-корзина — появился в XVI веке и отличался от староиндийского более широкой дисковидной гардой и наличием широкой пальцевой дужки. Третий — индо-мусульманский эфес — встречался значительно реже. Он характеризовался гардой в виде крестовины.

Это оружие было наиболее распространено в Центральной Индии, а также у раджпутов. В Южной Индии существовала его разновидность, известная как патисса.

Литература

  • Носов К.С. Традиционное оружие Индии. — М.: Эксмо, 2011. — 384 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-699-43699-6

dic.academic.ru

Кханда (оружие) Википедия

Раджпутская кханда.

Кханда — индийский меч или палаш.

Это оружие с прямым, сравнительно широким клинком, иногда немного расширяющимся к концу. Нередко не имело выраженного острия — оно делалось скруглённым. Однако существовали кханды, клинок которых заканчивался треугольным остриём. Мечи применялись, главным образом, для нанесения рубящих ударов.

Своё происхождение классическая кханда, применявшаяся вплоть до XIX века, ведёт от мечей, применявшихся в Индии ещё в древности. Подобные мечи с расширяющимся к концу клинком и скруглённым остриём часто встречаются на рельефах X века династии Пратихаров. Одна из сохранившихся кханд приписывается султану Ала уд-Дину Хальджи. Однако большинство дошедших до нас экземпляров датируется XVI—XIX веками. Их общая длина составляем 90—100 см, клинок в сечении линзовидный или ромбический. Ранние кханды нередко были обоюдоострыми, но, в целом, большинство образцов имело полуторную заточку.

Известны кханды с эфесами трёх типов. Первый — староиндийский, с гардой, верхний и нижний концы которой были направлены вверх (к навершию), а посередине было ребро изгиба; одноручной рукоятью и дисковидным навершием, из которого выходил немного загнутый вперёд стержень. Второй — эфес-корзина — появился в XVI веке и отличался от староиндийского более широкой дисковидной гардой и наличием широкой пальцевой дужки. Третий — индо-мусульманский эфес — встречался значительно реже. Он характеризовался гардой в виде крестовины.

Это оружие было наиболее распространено в Центральной Индии, а также у раджпутов. В Южной Индии существовала его разновидность, известная как патисса.

Литература[ | код]

  • Носов К.С. Традиционное оружие Индии. — М.: Эксмо, 2011. — 384 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-699-43699-6.

ru-wiki.ru

Холодное оружие. Индийский меч кханда

Самое раннее изображение этого меча датируется I веком до нашей эры. Оно было обнаружено в Восточной Индии на портике пещеры Рани-Гумпха. На нем запечатлен бой между мужчиной и женщиной. Воительница сражается с саблей в руках, которая впоследствии получит название «тега». А вот мужчина изображен как раз с мечом, по форме напоминающим кханда. Его прямой клинок имел характерное для этого индийского оружия равномерное расширение к острию, которое в отличие от той же сабли не столь ярко выражено. Что характерно, по форме это оружие скорее можно классифицировать как палаш. По свойствам оно в первую очередь рубящее. Поскольку конец клинка был широким, колоть им было затруднительно. И хотя известны и обоюдоострые образцы, считается, что в большинстве своем кханда имели полуторную заточку.

Ранние образцы кханда со «староиндийским» эфесом

Самое раннее изображение кханда датируется I веком до нашей эры

Историки причисляют кханда к одному из древнейших индийских длинноклинковых видов оружия. Вместе с тем, на Древнем Востоке, как отмечает К. Носов в книге «Традиционное оружие Индии», как ни странно, меч не получил широкого распространения. По большей части воины отдавали предпочтение кинжалу, главным отличием которого была меньшая длина и способ ношения. В Индии оружие менее 30 пальцев, что примерно равнялось 57 см, считалось кинжалом, а более — мечом. Длина кханда в среднем составляла от 90 до 100 см. Изначально древние индийцы носили этот меч на левом бедре, но не на поясе, а портупее, переброшенной через правое плечо. Впоследствии, уже в средние века, ношение оружия именно на поясном ремне стало более распространенным.

Палаш кханда с эфесом-корзиной

В Индии оружие менее 30 пальцев (примерно 57 см) считалось кинжалом

Его отличительной особенностью, помимо формы клинка, является структура рукояти, которую можно разделить на два основных типа. Первый — «староиндийский». Первоначальные изображения такого вида гарды появляются, начиная с IV-V веков, собственно оттуда и соответствующее название. Рукоять с небольшим расширением в центре имела форму двух, иногда и четырех лепестков. Навершие староиндийского эфеса было дисковидным и имело на конце небольшое так называемое яблоко, а иногда и слегка изогнутый стержень. Этот стержень впоследствии перекочует и на второй тип рукояти, который получил название «эфес корзина».

Рукоять палаша кханда XVIII век

Он становится популярным ближе к XVI веку под влиянием западно-европейских образцов оружия. Собственно в том числе благодаря нему это оружие иногда причисляют к разряду палашей. Помимо полной защиты кулака (кстати изнутри дужка эфеса была покрыта мягкими бархатными подушечками), навершие корзины стало шире, по форме напоминая блюдце, а стержень его украшающий длиннее. Такая конструкция позволяла наносить удары по противнику в рукопашной схватке (например, в уязвимые, незащищенные части лица или шеи), но на этом не все: воин мог положить вторую руку на стержень, вследствие чего кханда превращалась в двуручный меч, которым можно было наносить усиленные рубящие и режущие удары. Помимо этого, предполагают, что стержень мог также выполнять роль крюка, поскольку сражения зачастую велись мечом и щитом, его можно было использовать для того, чтобы оттянуть щит и нанести удар по оппоненту.

Кханда считается одним из древнейших индийских видов оружия

Так, свою популярность это оружие сохранило вплоть до конца XVIII века, их в арсенале воинов по большей части заменили сабли. Тем не менее, в современной Индии кханда по-прежнему играет роль уже не боевого, но церемониального, сохраняя свое сакральное значение. Вместе с тем, владение кхандой входит в программу обучения индийского боевого искусства — каларипайят.

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media

Кханда (оружие) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Раджпутская кханда.

Кханда — индийский меч или палаш.

Это оружие с прямым, сравнительно широким клинком, иногда немного расширяющимся к концу. Нередко не имело выраженного острия — оно делалось скруглённым. Однако существовали кханды, клинок которых заканчивался треугольным остриём. Мечи применялись, главным образом, для нанесения рубящих ударов.

Своё происхождение классическая кханда, применявшаяся вплоть до XIX века, ведёт от мечей, применявшихся в Индии ещё в древности. Подобные мечи с расширяющимся к концу клинком и скруглённым остриём часто встречаются на рельефах X века династии Пратихаров. Одна из сохранившихся кханд приписывается султану Ала уд-Дину Хальджи. Однако большинство дошедших до нас экземпляров датируется XVI—XIX веками. Их общая длина составляем 90—100 см, клинок в сечении линзовидный или ромбический. Ранние кханды нередко были обоюдоострыми, но, в целом, большинство образцов имело полуторную заточку.

Известны кханды с эфесами трёх типов. Первый — староиндийский, с гардой, верхний и нижний концы которой были направлены вверх (к навершию), а посередине было ребро изгиба; одноручной рукоятью и дисковидным навершием, из которого выходил немного загнутый вперёд стержень. Второй — эфес-корзина — появился в XVI веке и отличался от староиндийского более широкой дисковидной гардой и наличием широкой пальцевой дужки. Третий — индо-мусульманский эфес — встречался значительно реже. Он характеризовался гардой в виде крестовины.

Это оружие было наиболее распространено в Центральной Индии, а также у раджпутов. В Южной Индии существовала его разновидность, известная как патисса.

Литература

  • Носов К.С. Традиционное оружие Индии. — М.: Эксмо, 2011. — 384 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-699-43699-6.

wikipedia.green