Современные казаки: странные ряженые или хранители воинских традиций? Казаки современные


виды, классификация, подразделения, устав, награды история и исторические факты

Казаки являются неотъемлемой частью российской истории и культуры. Их образы - принципиальные, смелые и волевые - оживают на страницах бессмертных произведений Н. В. Гоголя, М. А. Шолохова и Л. Н. Толстого. Наполеон восхищался казаками, называл их лучшими легкими войсками, имея которые, он бы прошел весь мир. Бесстрашные воины и первооткрыватели русских окраин в советский период попали в жернова сталинских репрессий и канули бы в Лету, если бы ни российское правительство, предпринявшее попытку сохранить и возродить эту культурно-этническую общность. Что из этого вышло, и чем занимаются современные казаки, читайте в статье.

Казаки в отечественной истории

Запорожские казаки

В научной среде существует некоторая путаница по вопросу о том, кем являются казаки - отдельным этносом, самостоятельной народностью или даже особой нацией, произошедшей от тюрков и славян. Причина неопределенности кроется в отсутствии достоверных письменных источников, проливающих свет на появление казаков, а также множество предполагаемых предков, среди которых татары, скифы, касоги, хазары, киргизы, славяне и др. Более-менее единого мнения ученые придерживаются относительно места и времени зарождения казачества: в 14-м веке незаселенные степные просторы в низовьях Дона и Днепра стали пополняться переселенцами из соседних княжеств, беглыми крестьянами и другими этносоциальными группами. В результате образовалось два крупных объединения: Донское и Запорожское казачество.

Этимология слова «казак» также имеет несколько версий. По одной из них слово означает вольного кочевника, по другой – наемного работника или воина, по третьей – степного разбойника. Все версии, так или иначе, создают образ казака и имеют право на существование. Казаки, действительно, считались вольным народом, прекрасными воинами, которые обучались военному мастерству с детства и которым в верховой езде не было равных. В том числе благодаря казакам состоялось присоединение к России южных и восточных земель, а государственные границы были защищены от завоевателей.

Российские казаки на фронте

Казачество и государственная власть

В зависимости от взаимоотношений с властной верхушкой казаки делились на вольных и служилых. Первым претило государственное давление, поэтому они нередко выражали свое недовольство восстаниями, самые известные из которых были под предводительством Разина, Булавина и Пугачева. Вторые подчинялись царской власти и получали жалование и земли за свою службу. Система организации казачьей жизни отличалась демократическими порядками, а все основополагающие решения принимались на специальных собраниях. В конце 17-го века казаки присягнули российскому престолу, весь 18-й век государство реформировало структуру управления казаков в нужном для себя русле, а с начала 19-го века вплоть до революции 1917 года казаки являлись ценнейшим звеном русской армии. В начальную советскую эпоху проводилась политика расказачивания, сопровождаемая массовыми репрессиями казаков, а с 1936 года началось восстановление казачества с возможностью присоединения их к Красной Армии. Уже во Второй мировой войне казаки снова смогли проявить себя с лучшей стороны.

Кубанские казаки, 1942 год

Тем не менее, в период Советского Союза культура казачества стала придаваться забвению, но после развала СССР началось ее возрождение.

Реабилитация казачества

Декларация о реабилитации российского казачества, подвергшегося репрессиям, была принята незадолго до распада СССР в 1989 году. В 1992 году вышел Указ Президента РФ и Постановление Верховного Совета РФ, в которых были закреплены положения, касающиеся восстановления и функционирования казачьих обществ. В 1994 году начало действовать Постановление Правительства РФ, определившие стратегию развития в отношении казачества, в частности, госслужбы казаков. Как отмечено в документе, именно в период государственной службы казачество обрело характерные для себя черты, поэтому для того, чтобы возродить казачество в целом, необходимо в первую очередь восстановить его государственный статус. В 2008 году была принята обновленная концепция государственной политики в отношении казачества, ключевыми целями которой являлись действия, направленные на развитие государственной и другой службы казачества, а также действия по возрождению традиций и воспитание молодого поколения казаков. В 2012 году вышла Стратегия развития российского казачества до 2020 года. Ее ключевой задачей является содействие партнерским отношениям государства и казачества. Государственный реестр казачьих обществ осуществляется Министерством юстиции РФ и его территориальными органами. Сведения, которые должны быть включены в реестр: вид общества, наименование общества, адрес, общая численность и численность участвующих в государственной или иной службе, Устав общества и другие данные.

Ниже на фото современные казаки.

Современные кубанские казаки

Приоритетные направления государственной политики

В отношении российского казачества Правительство РФ расставило следующие приоритеты:

  • привлечение к госслужбе (или иной службе), а также совершенствование правовых, экономических и организационных основ службы;
  • воспитание подрастающего поколения;
  • развитие сельских территорий и агропромышленного комплекса в местах проживания казачьих общин;
  • совершенствование местного самоуправления.

Основные направления деятельности современных казаков

Казаки в России – это граждане Российской Федерации, состоящие в казачьих обществах и являющиеся прямыми потомками казаков или гражданами, пожелавшими вступить в ряды казачества. Общества представляют собой некоммерческую форму самоорганизации граждан РФ для возрождения традиций казачества в стране.

Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества.

По факту, войсковые казачьи общества стоят на вершине иерархии.

Государственная служба, к которой привлекаются современные казаки:

  • Воспитание призывников.
  • Выполнение мероприятий по предупреждению и устранению последствий ЧС.
  • Гражданская оборона.
  • Оборона территорий.
  • Природоохранная деятельность.
  • Охрана общественного порядка.
  • Обеспечение пожарной безопасности.
  • Обеспечение экологической безопасности.
  • Борьба с терроризмом.
  • Охрана лесов, животного мира.
  • Охрана границ РФ.
  • Охрана государственных и иных важных объектов.

Возрожденное казачество: миф или реальная сила?

Прошлое казачества

Не утихают споры о том, как сегодня относиться к казакам. Многие называют современных казаков ряженными, бутафорией, совершенно не нужным звеном без того многочисленных силовых ведомств. Кроме того, существует большая неопределенность в распределение бюджетных средств между казачествами, и есть вопросы к финансовой отчетности казачьих обществ. Действия некоторых казачеств попадают под уголовные или административные преследования, что также не способствует закреплению положительной репутации казачества. В понимании россиян современные казаки то ли общественные деятели, то ли дополнительные органы правопорядка, то ли бездельники на иждивении у государства, то ли второсортные неквалифицированные служащие, берущиеся за любую работу. Вся это неопределенность, отсутствие единой идейной линии даже между казачьими обществами одной территории создает преграды в возрождении казачества и положительного отношения к казакам со стороны граждан. Несколько иного мнения о казаках придерживается население исторически казачьих столиц – там феномен казачества воспринимается куда более естественно, чем, скажем, в столице страны. Речь идет о Краснодарском крае и Ростовской области.

Современные кубанские казаки

Казачьи общества функционируют во многих субъектах России. Самыми крупными войсковыми казачьими обществами являются Всевеликое войско Донское, Кубанское казачье войско и Сибирское казачье войско. Кубанское казачье войско было образовано в 1860 году. На сегодняшний день в него входят более 500 казачьих обществ. Казачьи патрули – привычное явление для многих Кубанских городов. Совместно с полицейскими они предотвратили множество преступлений по всему краю. Кубанские казаки успешно участвуют в ликвидации последствий ЧП (например, крымское наводнение), помогают предотвращать локальные конфликты, в частности, при присоединении Крыма. Также они участвуют в охране правопорядка на различных мероприятиях, в том числе мирового уровня (Олимпиада-2014, «Гран-При России Формула 1»), несут службу на приграничных постах, выявляют браконьеров и многое другое.

Казаки на Олимпиаде в Сочи

Нынешний губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев (как и предыдущие губернаторы) стремится всячески поддержать казачество: расширить круг их полномочий, приобщить молодежь и т. д. Как результат, роль современных казаков в жизни региона с каждым годом растет.

Донское казачество

Донские казаки являются самым старшим казачьим войском России и самым многочисленным. Всевеликое войско Донское несет государственную службу и участвует в военно-патриотической работе. Охрана общественного порядка, военная служба, охрана границ, защита социальных объектов, противодействие незаконному обороту наркотиков, антитеррористические операции – эти и другие задачи выполняют современные донские казаки. Из известных событий, в которых они участвовали, можно отметить миротворческую операцию в Южной Осетии и рейд на Большом десантном корабле «Азов» против сомалийских пиратов.

Форма и награды казаков

Форма современных кубанских казаков

Геральдические традиции насчитывают не одно столетие. Современная форма казаков делится на парадную, повседневную и полевую, а также на летнюю и зимнюю. Определены правила шитья и ношения одежды, правила ношения погонов в соответствии с казачьим чином. Между казачьими войсками существуют определенные различия в форме и цвете мундиров, шаровар, лампасов, околышей фуражек и верха папахи. Изменения в наградной политике повлекли за собой утверждение орденов, медалей, войсковых и нагрудных знаков, которые, с одной стороны, сохраняют традиции русского казачества, с другой – имеют свои отличительные особенности.

Заключение

Итак, казаки в современной России делятся по территориальному признаку, виду общества, в котором они состоят, а также они бывают реестровыми и нереестровыми. Государственную службу могут нести только реестровые казаки, а высшими казачьими обществами, по факту, являются войсковые казачьи общества. Каждое общество имеет свой Устав, форму и структуру. В России на данном этапе самыми значимыми являются Всевеликое войско Донское и Кубанское казачье войско. Кубанские и донские казаки продолжают традиции своих славных предков, решают правоохранительные и другие задачи, а их ряды с каждым годом пополняются молодыми кадрами.

fb.ru

странные ряженые или хранители воинских традиций? – WARHEAD.SU

Евгений Башин-РазумовскийЕвгений Башин-Разумовский

Эксперт по историческим вопросам

На самом деле в попытках граждан самоорганизоваться по интересам я не вижу ничего плохого. В одно время с казаками появились толкинисты. А уж сколько молодёжных субкультур зародилось, расцвело и усохло — и не перечислишь. Есть люди, которые считают себя джедаями или эльфами (посмотрите даже на последние переписи населения). Но они не перемещают предметы по комнате Силой и не умеют стрелять из луков, а просто собираются и общаются между собой. Кроме того, есть охотничьи клубы, где — о ужас! — у людей ещё и оружие на руках! Многим важно считать себя частью той или иной группы и находить в ней то, чего им не хватает. Например, общности взглядов, общения, поддержки и уважения со стороны других членов группы.

Антон ЖелезнякАнтон Железняк

Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Хорошо, я готов признать, что людям так нравится. Хотя я примерно так же отношусь к таскающим по городу камуфляжные штаны и куртки. Где собираетесь маскироваться, уважаемые? В метро? Ну, пускай. Нравится — пусть ходят. В конце концов, я же нормально отношусь к реконструкторским фестивалям. И если после их завершения участники поедут домой, не снимая бармиц и шлемов, я удивлюсь, но промолчу. Но уважение к форме? За время с начала «возрождения» у казаков так и не появилось единого командования, одного на всю страну, и единой системы подчинения. Нет и чётко прописанного места в государственных органах или вне их. Так и получается, что современное казачество — это некие кружки по интересам. Но при этом относиться к ним я должен чуть ли не как к настоящим военным, выполняющим свой долг и охраняющим страну. В 2010 году было создано даже единое удостоверение. Однако вместо этого казаки до сих пор одаривают друг друга филькиными грамотами, самостоятельно отпечатанными в ближайшей типографии. Я работал в дизайнерском агентстве, и мы мало для кого сделали столько же разных удостоверений и грамот.

warhead.su

Кто такие казаки в современной России — Антитроллинговый комитет

Кто такие казаки в современной России

В царской России, как известно, казаки были отдельным сословием. После революции они раскололись на красных и белых казаков. Во время Великой Отечественной была пластунская дивизия, которая воевала на уровне самых элитных войск. Всё это – настоящие казаки.

Во время первой чеченской войны была казачья дивизия имени Ермолова. А сейчас на Донбассе есть потомственные казаки, которые воюют с укрофашистами. И это всё тоже настоящие казаки.

Но в современной России «казаками» очень часто называют себя какие-то странные люди, не имеющие отношения ни к армии, ни к силовым структурам, ни, в конце концов, к настоящему казачьему образу жизни. Проще говоря – это ролевики. Ролевые игры – дело обычное, в них нет ничего плохого. Например, часть людей надевает форму советских солдат, часть – фашистов и бегают по полям, стреляя холостыми патронами и воссоздавая атмосферу Великой Отечественной. Или надевают рыцарские доспехи и сражаются на мечах. Ну или там муж с женой, чтобы разнообразить сексуальную жизнь, играют в страшного насильника и его беззащитную жертву. 🙂 В ролевых играх нет ничего плохого, если:

  • Эти игры не причиняют вреда ни посторонним лицам, ни самим участникам игры, а участие в них сугубо добровольно.
  • К тем, кто в игре не участвует, никто не лезет с её атрибутикой и правилами.
  • По окончанию игры участники сразу выходят из образа и вспоминают свои обычные роли в обществе.

То есть если человек, например, в выходные одевается в рыцаря и машет мечом, а в понедельник надевает пиджак с галстуком и едет на работу – всё нормально. А вот если он придёт на работу в этих доспехах и будет там на полном серьёзе называть себя рыцарем – его отправят в психушку. В лучшем случае – оперативно уволят с этой работы. Однако у нас в стране, да и не только у нас, а на большей части постсоветского пространства, наблюдается некая странная движуха ролевиков в виде «казаков», не выходящих из образа никогда. Причём на что-то эти ролевики живут, при том, что большинство «казачьих офицеров» явно нигде не работает, занимаясь лишь «казачьими сходами», «выборами атамана» и прочими ролевыми играми. Что наводит на определённые размышления…

Хуже того — эти люди порочат память о настоящих героях, надевая офицерские погоны и обвешиваясь орденами и медалями с ног до головы. «Ордена» и «медали» производят ушлые китайцы за копейки, может позволить себе любой школьник, но издалека, да на форме, их вполне можно принять за что-то настоящее:

2_4721_5[1]

Причём с количеством наград и псевдозваниями «казаки» не скромничают. Вот вам, например, целый генерал армии, почему-то в милицейской фуражке:

ряженые казаки

Ни одной государственной награды, но как солидно смотрится, да? А вон там слева наблюдается что-то, очень похожее на советский орден Красной Звезды. Но вряд ли человек, имеющий такую серьёзную боевую награду, убрал бы её в самый край, обвешав всю грудь побрякушками. Так что с вероятностью 80% это тоже какая-то стилизация, в остальных 20% — чужой орден.

А вот пьяный в сопли полковник, тоже весь в побрякушках:

7858553_original[1]

Думаете, это предел? Ха-ха! Вот вам целых два МАРШАЛА (напоминаем, в современной России звание маршала существует, но ни одного носителя этого звания нет), а также школьник, имеющий орден и три медали, то есть, видимо, положивший в бою сотню-другую врагов. И, что гораздо хуже, рядом с ними человек, косящий под православного священника. Вот только крест у него — тоже какая-то стилизация, ну и опять же «ордена» и «медали», неизвестные официальному списку государственных наград:

ряженые казаки

А вот ещё один генерал армии, обладатель всех четырёх Георгиевских Крестов, которыми награждали в Российской Империи. То есть, ему должно быть около 150 лет. Неплохо сохранился:

kamshilov_21[1]

Для разнообразия можно и видео показать. Ряженый «генерал», тоже с Георгиевским Крестом, доказывает другим таким же «казакам», что он реально генерал, а те не верят. Звёзды у «генерала» — всего лишь подполковника, но это никого не смущает.

Без целой кучи побрякушек ни один ряженый «казак» обойтись не может. Вот, например, девочки школьницы, тоже, видимо, посещающие какие-то ролевые движухи, и тоже, судя по наградам, уже успели завалить по несколько десятков врагов. А ведь в Российской Империи любой знал, что баба казаком не может быть по определению:

qorlj_zsqbu[1]

Так ли безобидны эти ролёвки, как кажется? Ведь эти «казаки», как мы видим, активно работают с детьми. Именно эти дети потом в графе «национальность» пишут «казак» и называют всех не-казаков «москалями». Именно из них выходят потенциальные майданутые с «монархическим» уклоном. А вспомним нацистский переворот 2014 года на Украине — сколько там было завываний насчёт «казацкого роду» и сколько этих ряженых? Там ведь их готовили по той же схеме, что и у нас.

Проверяет ли кто-нибудь, чем промывают мозги детям эти ряженые генералы и маршалы? Проверял ли кто-нибудь, на что живут они сами, почему не работают?

А ведь эти люди зачастую ещё и носят холодное оружие, и, судя по общению в интернете, не брезгуют угрозами, когда им что-то не нравится. Хотя, конечно, никакой реальной силы они из себя не представляют, как пытаются это изобразить. Яркий тому пример — станица Кущевская, где было 600 «казаков», то есть членов местного казачьего клуба, и 60 бандитов Сергея Цапка, которые держали в кулаке всё и всех. И никто из этих ряженых не смел даже глаз поднять на «цапковских».

Отсюда можно сделать очень похожее на правду предположение, что ряженых псевдоказаков спонсируют те же силы, что и прочих майданутых. Конечно, не всех. Наверняка есть среди них адекватные патриотические движухи, приносящие пользу. В любом случае тем, кто решил как-то контактировать с такими «казаками», следует быть осторожными. А если хочется быть казаком самому, надо помнить, в чём заключается образ жизни настоящего казака:

Настоящий казак должен быть православным. Не на словах, а на деле: посещать все церковные службы, соблюдать все посты, исповедоваться, причащаться, подавать нищим и т.д. и т.п. Что-то не видел я на церковных службах ни одного из таких ряженых.

Настоящий казак должен постоянно заниматься боевой подготовкой. Причём в современных условиях это не махание шашкой, а автоматы, гранатомёты, вождение боевой техники и т.д. Нет такой возможности? Значит, нет возможности быть настоящим казаком.

Настоящий казак живёт в сельской местности и умеет делать всё по сельскому хозяйству. И травы накосить, и корову подоить, и поле вспахать. «Казак», живущий в городской многоэтажке, так же смешон, как пришедший на работу в рыцарских доспехах.

Ну и, конечно же, как только где-то начинается война — казак сразу туда отправляется. Это крестьянин ждёт призыва, а казака и призывать не надо, где война — там и казак. В современных условиях это Донбасс. Называешь себя казаком, но не едешь туда, ища отговорки? Ты не казак, а диванный воин.

Вообще главный принцип казака — «меньше слов, больше дела». Если есть война — воевать, если нет — заниматься сельским хозяйством. Все эти «сходы», собрания, публичные акции и прочие движухи настоящие казаки не любили. Казак всегда занят чем-то реальным, прикладным. Это нужно помнить тем, кто считает себя потомком казаков и хочет быть похожим на них. Например, добросовестно учась или работая, занимаясь спортом, помогая ближним — ты становишься куда ближе к настоящим казакам, чем ряженые «маршалы».

А вот настоящие казаки Российской Империи. Хорошо, что они не видят, как глумятся над их традициями:

3105[1]

Все права на статью «Кто такие казаки в современной России» принадлежат сайту anti-troll.ru , перепечатка допускается только с размещением активной ссылки на источник.

Автор публикации

не в сети 2 дня

Boss

6 Комментарии: 56Публикации: 354Регистрация: 10-10-2014

Читайте также:

anti-troll.ru

Снова в седле? Казачество в современной России

Не стоит строить иллюзий на счет того, что «казачество» будет защищать Конституцию, права и свободы человека

«Возрожденное» казачество

«Дремлющие гены воинов и патриотов вновь проснулись» – считает епископ Павлово-Посадский Кирилл. Но далеко не все согласны с его словами – высказывания «ряженые» и «клоуны» часто адресованы в сторону современного казачества. Причем среди критиков встречаются, как и обычные люди, так и сами казаки. Одной из ключевых причин такого раскола стала особенность возрождения казачества в 1990-х годах и роль российского государства в этом процессе.

Споры о происхождении казачества продолжаются до сих пор. Но в рамках данной статьи казачество будет затронуто не как этнос или социальная группа, а скорее как ряд политизированных организаций, которые преследуют определенные цели.

Обозначить четкую дату начала возрождения непросто. Еще в СССР 14 ноября 1989 года, в декларации Верховного Совета «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», было закреплено право российского казачества на реабилитацию. А во время парада суверенитетов и развала СССР даже провозгласили несколько казачьих «государственных» образований.

В самом начале этого процесса казачество в основном воссоздавалось стихийно, однако вскоре государство вмешалось в этот процесс. Уже в январе 1995 года было создано Главное управление казачьих войск при Президенте Российской Федерации, которое в 1998 было преобразовано в Управление Президента Российской Федерации по вопросам казачества.

Со временем одни управления и должности сменялись другими, неизменным оставалась тесная взаимосвязь части казачества и власти. Именно это и пришлось не по нраву некоторым не «реестровым». «Реестровые» казаки, по их мнению, не соблюдают традиции и культурные устои казачества и потому не могут называться казаками. Особенно резкой критике подвергается закон «О государственной службе российского казачества». Противники закона видят в этом превращение казачества в безликих дружинников, которых интересуют только деньги, а не идеи.

Итогом возрождения стало появление множества в основном тесно связанных с действующей властью организаций и войсковых казачьих обществ. Еще в 1996-1998 годах в государственный реестр казачьих обществ были внесены 10 войсковых, 3 окружных, 4 отдельских казачьих общества, в том числе: Волжское, Сибирское, Иркутское, Забайкальское, Терское, Уссурийское, Енисейское, Оренбургское, Кубанское войсковые казачьи общества, а также войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское».

Существуют ли другие казаки? Разумеется. За исключением мелких маргинальных группировок, большинство из них живет обычной жизнью. Казаками, по их мнению, их делает культура и сохранение традиций, а не удостоверение и зарплата.

Казачьи общества

Союз казаков России – самая старшая и наиболее признаваемая казачья организация России. Примечательно, что Верховный Атаман Союза Казаков является членом совета при президенте РФ по делам казачества. По словам Верховного Атамана, в организации числится более полутора миллиона человек. Кроме численности «Союз казаков» известен еще тем, что его члены участвовали в вооруженных конфликтах в Приднестровье и на Донбассе.  СКВРиЗ (Союз казаков-воинов России и Зарубежья), официально зарегистрирован, а Верховным Атаманом организации является депутат Государственной Думы РФ от партии «Единая Россия», по совместительству – казачий генерал.

Помимо этих и других, более мелких сообществ, в России действует 11 реестровых войсковых организаций. Формальные задачи у этих обществ различны: военно-патриотическое воспитание, участие в предотвращении и ликвидации ЧС, охрана природы, культурных объектов и правопорядка, помощь при борьбе с терроризмом.

Финансирование всех казачьих формирований тоже происходит со стороны государства и за счет областных бюджетов. В основном средства идут на зарплаты за патрулирования улиц. Однако казаки не остановились на поддержке правопорядка. Кубанское казачье войско – первое в России, которое в 2013 году организовало работу частного охранного предприятия. Называется оно «Пластуны». И это не единичный случай. Частные организации  казаков созданы во всех 11 зарегистрированных в российском реестре войсковых казачьих обществах. Можно заметить, что преданность казачьих организаций к государству активно поддерживается рублем.

Представители современного российского казачества открыто говорят о преемственности со старыми казачьими войсками, которые выполняли роль царского спецназа. И с этим сложно спорить. Связь современного казачества и казачества времен XIX – начала XX века действительно есть. Подобно казакам прошлого, их современники участвуют во всех военных авантюрах государства, от участия 96-го казачьего полка в конфликтах в Приднестровье и Чечне, до недавних конфликтов Союза казаков России на Донбассе.

Нетрудно заметить, что казачьи организации в России не имеют ничего общего с возрождением традиций и культуры казачества. Наряды и ритуалы скрывают подлинную суть – эффективный бизнес при поддержке государства. Есть ли отличия этих войск от обычных дружинников? Да, и об этом будет рассказано ниже.

«Идейный стержень» казачьих организаций

Атаманы Союза казаков России предлагают считать гражданскую войну оконченной, прекратить раскалывающие казачество споры о «белых» и «красных» казаках и вообще отойти от политики, направив силы на реальное, культурное возрождение казачества. Простые казаки и так не вмешивались в политику – но, к сожалению, многие радикалы не захотели услышать призыв прекратить вражду.

Общественности хорошо известны многочисленные преступления одного из лидеров возрождения казачества, атамана Петра Молодидова и его сторонников. «Мы не можем смириться с тем, что какие-то дикие кавказские племена имеют прав больше, чем казачество» – публично говорил человек, имеющий 7 судимостей. При его античеловеческих поступках и высказываниях его «наказания» зачастую были чисто символическими. Преступник до сих пор популярен среди части казачества и радикальных правых, один из бардов даже посвятил ему хвалебную песню «Господин хорунжий».

Помимо преступлений на почве национализма казачьи организации участвовали в подавлении политической оппозиции. Весной 2017 предвыборный штаб Алексея Навального сообщил о нападении казаков. Примечательно, не прошеные гости пришли как раз во время пресс-конференции с Евгением Панчуком – казаком, не согласным с политикой действующей власти. Сам Панчук примечателен тем, что в прошлом участвовал в операциях в Крыму незадолго до его присоединения к России. Однако позже он оперативно сменил «сторону» в этой войне, и благодаря своим действиям он стал чрезвычайно востребован «другой» стороне этого затяжного конфликта.

Казаков нередко исключают из «реестровых» за свои убеждения: в 2014 году конфликт возник вокруг казака Григория Учкурова. Он узнал на видео с нападением на членов группы «Pussy Riot» атамана Центрального районного казачьего общества Сочи Николая Куца. То есть, для исключения из «казачества» даже не обязательно участвовать в митингах или высказывать недоверие власти. Достаточно просто проявить человечность и сообщить имя преступника и сообщить об этом властям.

Налицо очевидное лицемерие, как казачьих организаций, так и сил, их покрывающих. Радикальный националист и убийца не раз выходит на свободу за откровенный террор. Несогласных с политикой «верхушки» казачества просто выгоняют из организаций и преследуют. В этом и заключается их главный «идейный стержень». К настоящему казачеству это не имеет никакого отношения.

Что ждет впереди?

«Не сомневайтесь, государство и впредь будет вас поддерживать. А дальше все зависит от вашей инициативы, воли, принимаемых решений» – говорит полномочный представитель президента РФ в ЦФО Александр Беглов. Невозможно не согласится с этими словами, ведь эти же люди и приняли ключевое участие в создании именно такого «казачества», каким оно известно сегодня. И нет сомнений, что воля и решения атаманов и в будущем будут совпадать с политикой власти. Ведь кому надо кусать кормящую руку?

И не стоит строить иллюзий на счет того, что «казачество» будет защищать Конституцию, права и свободы человека. Можно ли быть уверенным, что эти силы станут так же преданно служить государству, которое перестанет тратить на них миллионы? Или, что еще хуже, если у власти там окажутся либералы или социалисты? Разумеется, нет. Оставшись без средств, эти люди станут делать то, что умеют лучше всего – наводить «порядок» самостоятельно. И этот порядок может стать кошмаром для несогласных.

Михаил Придворов

Подпишитесь на нас Вконтакте, Facebook, Одноклассники

news24today.info

Кто они, эти современные казаки?

На территории Российской Федерации, наверное, не осталось ни одного населенного пункта, в котором не проживали бы люди, называющие себя казаками.

Карта расположения казачьих обществ (http://kazakii.ucoz.ru)

Кто все эти люди, носящие униформу различных цветов и фасонов, с орденами и медалями на кителях формы Советской армии и черкесках, в сапогах, папахах и фуражках? На чем основана принадлежность почти миллиона человек к казачеству? Какова их организационная структура?

Кубанские казаки (http://nia-kavkaz.ru)

Для того чтобы разобраться в этих вопросах необходимо обратиться к федеральному законодательству, регламентирующему казачество в Российской Федерации.

Федеральным законом от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского качества» в части 1 статьи 2 даны следующие основные определения по термину казачество:

— российское казачество — граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ;

— казачье общество — добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы;

— государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации — информационный ресурс, содержащий сведения о казачьих обществах;

Статья 123.15. Гражданского кодекса Российской Федерации дает следующее толкование казачьего общества:

«1. Казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.»

Таким образом, можно выделить четыре ключевых признака казачьего общества:

— форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционного образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, в соответствии с федеральным законодательством;

— некоммерческая организация, зарегистрированная в установленном порядке в качестве юридического лица;

— общество внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

— члены казачьего общества приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Донские казаки в атаке (https://www.syl.ru)

В соответствии с Федеральным законом от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского качества» казачьи общества могут создаваться в следующих формах:

а) хуторское, станичное, городское казачье общество — первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей — жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы;

б) районное (юртовое) казачье общество — казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ;

в) окружное (отдельское) казачье общество — казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ;

г) войсковое казачье общество — казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Российской Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Российской Федерации;

д) всероссийское казачье общество — казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения войсковых казачьих обществ. Устав всероссийского казачьего общества утверждается Президентом Российской Федерации.

Как видим, государством создана цельная система централизованного управления казачьими обществами. И когда речь идет о государственной поддержке казачества, имеется в виду поддержка казачьих обществ, внесенных в государственный реестр.

Шеврон «реестровых» казаков

Яркими примерами слаженной организационной структуры казачьих обществ являются: войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское»; Кубанское войсковое казачье общество; Забайкальское войсковое казачье общество; Оренбургское войсковое казачье общество и многие другие. В указанных объединениях казачьих обществ ведется планомерная работа по возрождению российского казачества, защиты его прав, сохранению традиционного образа жизни. Особое внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма и готовности служения Отечеству, для чего расширяется сеть казачьих кадетских образовательных учреждений. 

Воспитанники Аксайского кадетского корпуса им. Данилы Ефремова (http://adekkk.mil.ru)

Хотя, и в этих войсковых казачьих общества не все так гладко, очень много внутренних неурядиц. Имеются явные признаки системных проблем.

Видимо, плох тот казак, который не мечтает стать атаманом. Как же стать атаманом казачьего общества?

Атаман Я.П. Бакланов, художник Игорь Машков

Первый путь – заслужив уважение членов казачьего общества быть избранным его атаманом.

Второй – создать свое «казачье» общество или даже войско, в котором себя же и назначить атаманом.

Так, например, в Ростовской области, наряду с войсковым обществом «Всевеликое войско Донское», существует Региональная казачья общественная организация «Донское казачье Войско». Ну, очень схожие наименования.

Учредителем Региональной казачьей общественной организации «Донское казачье Войско» (РКОО «Донское казачье Войско») выступил Оправхата Владимир Петрович. Он же руководитель этой общественной организации и он же Атаман Донского казачьего Войска.

По имеющейся информации, Оправхата В.П. ранее состоял в войсковом обществе «Всевеликое войско Донское». Но, то ли из-за несогласия с деятельностью прежнего руководства войскового общества «Всевеликое войско Донское», то ли ему не хватило масштаба руководящей деятельности, Оправхата В.П. создал свое личное казачье войско. А еще он учредил межрайонную общественную организацию «ДОНЕЦКИЙ КАЗАЧИЙ ОКРУГ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО», в котором он естественно атаман.

Я, ни в коей мере, не хочу обидеть этого, наверно, авторитетного и уважаемого человека. Просто констатирую факты. Параллельно окружному казачьему обществу «Донецкий округ войскового общества «Всевеликое войско Донское», окружной атаман Сидаков Алексей Николаевич, на той же территории действует межрайонная общественная организация «ДОНЕЦКИЙ КАЗАЧИЙ ОКРУГ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО», атаман Оправхата Владимир Петрович. И опять схожие наименования.

Между собою эти организации практически не контактируют, так как каждый из них считает, что только ее деятельность по возрождению казачества является самой правильной.

И подобных случаев, одновременного существования на одной и той же территории казачьих обществ и общественных организаций, имеющих схожее наименование, огромное количество и в Ростовской области, Краснодарском крае, Ставропольском крае, других регионах России.

Основная причина этого – отсутствие каких-либо ограничений на использование в наименовании организаций слова «казак» и производных от него слов. Все эти т.н. «казачьи» общественные организации создаются и действуют в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995  №82-ФЗ «Об общественных объединениях», как с образованием юридического лица, так и без. В соответствии с этим законом группа лиц, численностью не менее трех человек, вправе создать свою общественную организацию, например — «Совет казачьих атаманов», в котором все члены организации являются атаманами, а один из них самый верховный атаман. Нонсенс, но не запрещено.

Не мне судить, какое из действующих казачьих обществ и общественных организаций, имеющие схожие наименования, является истинным продолжателем традиций казачества и где самые настоящие казаки. По моему личному мнению, в основе всех этих противоречий лежат личные амбиции и простой коммерческий интерес.

Но, ведь население, в том числе и проживающее на «исконно казачьих землях», не всегда понимает причины разногласий между «реестровыми» казаками и тех, кто не входит в казачьи общества.

Думаю, что руководителям всех форм общественных объединений граждан, считающих себя казаками, необходимо сесть за стол переговоров, ибо не гоже потомкам воинов-казаков, прославивших себя в защите Отечества, меряться своею правотою в понимании «истинного казачества». И первые шаги уже делаются.

Форум реестровых казачьих войск, октябрь 2017 (http://atamanovko.ru)

В истории казачества, на которое ссылаются стороны конфликта, нет фактов существования на одной и той же территории казачьих воинских формирований, имеющих одинаковое наименование. Казачество, как воинское формирование, всегда имело централизованное управление.

Алексей Строев

 

 

xn--80axj.xn--80asehdb

Казаки сегодня » Военное обозрение

После Октябрьской революции и гражданской войны казачество как военно-служилое сословие перестало существовать. Позиция большевиков в казачьем вопросе с самого начала была ориентирована на ликвидацию этого войскового сословия, в лице которого новая власть видела серьёзного противника. Однако уцелела казачья культура, а в 1936 году, в преддверии мировой войны, решено было сформировать в казачьих областях кавалерийские казачьи части и соединения. В суровые годы Великой Отечественной войны Сталин был вынужден вспомнить о казаках, их бесстрашии, любви к Родине и умении воевать. В Красной Армии были возрождены казачьи кавалерийские и пластунские части и соединения, которые совершили героический путь от Волги и Кавказа до Берлина и Праги, заслужили множество боевых наград и званий Героев. По общему признанию, кавалерийские корпуса и конно-механизированные группы отлично показали себя в ходе войны с германским фашизмом, но уже 24 июня 1945 года, сразу после парада Победы, И.В. Сталин приказал маршалу С.М. Будённому приступить к расформированию кавалерийских соединений, т.к. кавалерия как род Вооруженных сил упразднялась. Главной причиной этого Верховный назвал острую необходимость народного хозяйства в тягловой силе, что, несомненно, было правдой. Несмотря на заслуги, после войны казачьи соединения были расформированы. Казачеству было предложено доживать свой век в виде фольклорных ансамблей (со строго определенной тематикой), да в фильмах типа "Кубанских казаков". Опять сбылась старинная казачья пословица: "Как война, так братцы, как мир, так сукины дети".Рис. 1. Казачья судьба

Тем не менее, кровь и генетическая память военно-рыцарского сословия (русских кшатриев), потомственных и профессиональных военных давала о себе знать. По социологическим исследованиям Главного политического управления Советской Армии в начале 80-х годов, не менее половины кадрового офицерского состава Советской Армии составляли потомки казаков. Новое возрождение казачества началось в 80-90 годы прошлого века, в основном, руками и головами отставных советских офицеров, потомков казаков.

Рис. 2. Генетическая память

Во все времена существования казачества, объективно и независимо от законодательства и воли правителей, шёл процесс складывания на казачьих землях особых сообществ, отличающихся от других стереотипом поведения, выработавших свою самобытную культуру, особенности языка. И что особенно важно, эти казачьи сообщества видели и осознавали эти отличия, у них складывалось осознание себя отдельным, отличным от других народом. Процесс обрусения этого народа занял несколько веков, этот процесс проходил с разной скоростью, часто был прерывист, в некоторых местах отличия между казаками и иногородними совершенно размылись. Особенно успешно "потрудилась" в вопросах расказачивания советская власть. Несмотря на это, во многих местах сохранились как субэтносы (зачатки нации) донские казаки, кубанские казаки (хотя у них чётко прослеживается различие между украиноязычными "черноморцами" и русскоязычными "линейцами"), терские казаки, уральские казаки. Ни один народ не появляется сразу неизвестно откуда и не существует вечно. Всегда и повсеместно идёт незримый процесс создания и развития новых народов (этносов и суперэтносов), которые вбирают в себя и состоят из малых народов (субэтносов). Отличающиеся по ряду признаков субэтносы, каковыми являются донские казаки, кубанские казаки, терские казаки и др., пытаются объединиться в единый субэтнос казаков — неотъемлемую часть великого русского народа (суперэтнос русов). Процесс этот извилист, прерывист и далёк от завершения, но его нельзя игнорировать.

Возрождающейся России, конечно же, нужны её наиболее боеспособные и дисциплинированные сыновья. На наших глазах в очередной раз меняется характер войн. Армии становятся относительно немногочисленными и профессиональными. Наряду с традиционными появились так называемые гибридные войны, представляющие из себя слаженную комбинацию обычной, партизанской и гражданской войн, а также мятежа и терроризма. Гибридная война является разновидностью асимметричной войны и ведётся на трёх основных полях боя:

— на фронте и среди населения конфликтной зоны;— среди тылового населения;— среди международного сообщества.

Собственно, так чаще всего и было в прошлом. Новое — это хорошо забытое старое. Массовыми войны стали лишь в ХIХ-ХХ веках. Они породили тотальные мобилизации и массовые армии, обширные ТВД, с сопутствующим всему этому не только массовым самопожертвованием и героизмом, но и массовым предательством, трусостью, паникёрством, дезертирством и т.п. Реальность бытия состоит в том, что далеко не каждый лекарь, пекарь, токарь, пахарь, животновод и даже солдат способен стать воином. Ещё Суворов говорил: "Солдат — это профессия, боец — это призвание, а воин — это состояние души". Многое уже говорит о том, что сейчас война вновь становится уделом избранных, рыцарским делом, а воин штучным изделием. Так, ещё в древние времена в каждом племени, если оно хотело выжить, были для военных целей специальные бойцы и полевые командиры, способные толпу родоплеменных ополченцев организовать, воодушевить, построить в боевые порядки и превратить в боеспособное войско. У разных народов эти военные защитники родов назывались по-разному: у тюрков беки (беи, беги), у русских бояре (производное от слова бой). Казаки (кайсаки) появились также с незапамятных времён и составляли отряды профессиональных воинов береговой пограничной стражи и судовой рати на службе у степных каганов, а позднее на службе у русских князей и царей. Безопасность границ нашего обширного Отечества и укрепление обороноспособности пограничных районов — также важнейшие проблемы современности. И сами казаки, чья малая родина либо граничит с "горячими точками", либо сама стала "горячей точкой", ясно видят и осознают свое единство со всей Россией и только в укреплении России видят выход из напряжённой обстановки на местах. Так было всегда. Именно с границ России всегда начиналась как оборона, так и расширение (экспансия) русского мира. Поэтому великий русский гений Л.Н. Толстой говорил: "Вся русская история создана казаками", или вот так: "Российская империя создана усилиями двух сословий, дворян и казаков, остальные при сём поприсутствовали, в лучшем случае не мешали…" Несмотря на некоторое преувеличение, это недалеко от истины.

Рис. 3. Великая Русская казачья стена

Начавшееся возрождение казачества не прошло мимо внимания государства. История взаимоотношения российского государства и казачества не была гладкой и бесконфликтной. Активное участие казаков в Смуте (которая закончилась тем, что казаки изгнали интервентов и приняли деятельное участие в установлении новой династии), восстания Разина, Пугачёва, Булавина — все это показывает, что казачья вольница шла на службу России тернистым и сложным путём. Об этом более подробно описано во многих статьях этой серии. (Для тех, кто ещё не в курсе: чтобы открыть любую из статей серии, нужно опуститься в конец статьи до раздела "Статьи из этой серии", навести указатель мыши на нужную статью и один раз кликнуть левой кнопкой. Даже "сим-сим" говорить не надо, статья сама откроется.)

Всем известно, что подавляющая часть казаков не восприняла советскую власть в лице большевиков, и в кровопролитной борьбе казачество понесло огромные, непоправимые и невосполнимые потери. Казачьи войска были ликвидированы, цвет казачества погиб, десятки тысяч ушли в эмиграцию, сотни тысяч рассеялись по всей стране и живут в диаспоре. Но непреложным законом является и то, что в трудные для Родины часы казаки забывали былые трения и конфликты и шли защищать Россию. Как бы больно и несправедливо ни наказывала мать ребенка, но она — мать. И казаки беззаветно любят свою Родину. В единстве Родины — залог процветания её народа. Казаки, верные сыны России, несут и готовы впредь нести службу по охране её рубежей и интересов. Другое дело, умеет ли государство использовать этот потенциал? В прежние времена умело. А сейчас — вопрос.

Рис. 4. Казачий шеврон Рис. 5. Боевые казаки конца XX века (Сербия)Рис. 6. Отряд казака Бабая (Новороссия)Рис. 7. Казачки Новороссии на блокпосту

Казаками в настоящее время считают себя около 7 млн. человек в России и ближнем зарубежье. Более того, согласно переписи населения 2002 года, 140028 жителей России вписали в графу «национальность» — «казак». В 1980-х и 1990-х годах прошлого века было воссоздано и создано вновь около двух десятков казачьих войск, объединённых в Союз казаков России (кроме Донского казачьего войска). Участники Совета атаманов приняли здравое решение: считать гражданскую войну оконченной, прекратить раскалывающие казачество споры о "белых" и "красных" казаках, коммунистах и монархистах, отмежеваться от политических страстей в движении за возрождение казачества. Но на деле этого не произошло, как и в целом по стране. Комментарии в «ВО» на эту серию статей воочию это демонстрируют. Особенно, как и прежде, бесчинствуют в выражениях, оценках и суждениях наследники и последователи комбедов и троцкистов. Профессор МГУ Р. Самарин выразил это положение в таких стихах:

Ты, выкорчеванное начисто, ты, изведённое под корень, былое русское казачество — незаживающее горе.

И память о тебе всезнайками заплёвана почти по брови — корят казачьими нагайками, не помня о казачьей крови.

В апреле 1991 года был принят Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", в котором говорится и о казачестве.Дополнительно приняты указы президента Российской Федерации:

— от 15 июня 1992 г. № 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества";

— от 15 марта 1993 г. № 341 "О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества";

— постановление Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 г. № 3321-1 "О реабилитации казачества".

В правительстве России с 1994 года функционирует Управление президента по вопросам казачества.

В 1995—1996 приняты указы президента РФ:

— "О Государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации";

— "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе";

— "Об экономических льготах казакам".

20 января 1996 указом президента РФ создано Главное управление казачьих войск при президенте РФ. Начался процесс перехода российского казачества на государственную службу.

Эти указы разъяснили многие моменты и противоречия, сложившиеся на то время в казачьих обществах. Со временем количество законодательных актов увеличивается. Вот наиболее свежие и значимые:

— Концепция государственной политики в отношении российского казачества, указ президента Российской Федерации от 02 июля 2008 г. № Пр-1355;

— закон Российской Федерации от 05 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»;

— закон Российской Федерации от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

— постановление правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ;

— четыре указа президента Российской Федерации от 09 февраля 2010 г. № 168, 169, 170, 171: 1) "Об утверждении гербов и знамён войсковых казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации";

2) "О чинах членов казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации";

3) "Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации";

4) "О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации".

— принята и утверждёна президентом Российской Федерации "Стратегия развития российского казачества до 2020 года".

В рамках действующего законодательства мы видим попытку казаков на местах организоваться в реестровые казачьи общества (хуторские, станичные, городские, отдельские, войсковые) с огромной надеждой получить государственную и иную службу с достойным жалованьем и различными льготами. Но мало кто сумел привести уставные документы в полное соответствие с законодательством. То один хутор, то другая станица до конца не дорабатывают, а в целом многие отделы не сформированы.

Хорошо видны также ростки общественной (внереестровой) казачьей деятельности, не всегда организованной и планомерной, но очень разнообразной (военно-патриотической, военно-спортивной, фольклорной, исторической, музейной и т.д.) и очень сильной. В отличие от реестровых, казаки общественных казачьих организаций не изъявляют согласия принять на себя обязательства по несению государственной и иной службы, оговоренной соответствующими федеральными и областными законами. Причин этому много (возраст, занятость, работа, состояние здоровья и др.), но одной из главных причин является та, которая имеет место последние 20 лет — это ложное представление об основах казачьей демократии и стойкое нежелание подчиняться. Буза и буйство, характерные для многих казачьих обществ в 1990-е годы, присутствует до сих пор почти повсеместно. Не случайно в некоторых регионах войсковых и отдельских атаманов набирается по полдюжины и более.

Согласно действующему законодательству, одежда казаков реестровых и общественных казачьих структур должна существенным образом различаться. Поскольку казаки-общественники находятся вне государственной службы, они не имеют права носить кокарды, погоны, нарукавные эмблемы, шевроны. Основная задача общественников — сохранение казачьей культуры. В этом деле реестровые казаки и общественники могут и должны сотрудничать.

Очень животрепещущий вопрос: место казаков в современном обществе. Этот вопрос можно разложить на три составляющие: — с позиции неказачьего народа;— с позиции исполнительных органов государственной власти;— с позиции самих казаков .

Позиция "неказачьего народа" по отношению к казачеству неоднородна и неоднозначна. Позиция наследников комбедов и троцкистов-ленинцев давно и хорошо известна и в комментариях не нуждается. Здравомыслящее население пока наблюдает, смотрит, как ведут себя казаки. Но, к сожалению, мало примеров, как правильно жить по-казачьи. Можно сказать по-другому: не заражает пример так жить. По крайней мере, никто и нигде не видит огромную очередь, чтобы люди, сшибая косяки в дверях, бежали записаться в казачьи общества.

Позиция исполнительных органов государственной власти чётко выработалась за последние 20 лет, а именно: работать и взаимодействовать только с организованными казачьими обществами в рамках действующего законодательства.

Позиция самих казаков вызывает больше вопросов, чем ответов. Многие казаки очень слабо адаптированы в сегодняшний день. Более того у многих мы наблюдаем почти полное отрицание всего происходящего и современного, как в вопросах политики, идеологии, религии, земледелия, хозяйствования, информационных технологий, так и в области военного дела. Многие остались в своём понимании роли казачества на уровне лошади, телеги, сохи, лукошка, казачьей шашки и винтовки образца 1891 года. А между тем мы живём в век компьютеров, умных машин, высоких технологий, современных способов выращивания животных, растений и обработки земли, совершенного и высокоточного оружия, быстротечного общевойскового боя… Надо ли дальше перечислять?! Для возрождения казачества нужно всему этому учиться и суметь адаптировать всё это к казачьим традициям. Единственным успешным и многопрофильным направлением блистает сегодня возрождение, развитие и становление культуры казачества. В этом направлении казачьи фольклорные ансамбли не только превзошли сами себя, но своими песнями, выступлениями на местных и региональных фестивалях трогают душу даже непосвящённого! Казачьи музеи поражают богатством экспонатов и яркостью и глубиной знаний экскурсоводов. Конечно, это нужно сохранять для потомков, развивать и дополнять!

Рис. 8. И песни и пляскиРис. 9. Казачья джигитовкаРис. 10. Военно-спортивные состязания Рис. 11. Казаки XXI века

Но, несмотря на все вышеперечисленные сложности, военная история казачества не окончена, она лишь замерла в ожидании, ибо историю движет не только умопомрачение или умопросветление отдельных вождей, народов или государств, но прежде всего объективная историческая необходимость. История развивается по спирали, и эта необходимость неизбежно придёт, и казачество, как уникальное военно-историческое явление, без сомнения будет вновь востребовано на новом, каком-то ином, более высоком уровне. Историю, как и природу, не обмануть.

Регулярно, раз в 100-150 лет на Русь случаются грандиозные вражеские нашествия. Заканчиваются для агрессора они, как правило, очень плачевно, точнее катастрофически. Миллионы галлов, арийцев и их сателлитов своей биомассой удобряют почву бескрайней Восточно-европейской равнины. Поскольку случались эти нашествия неоднократно можно уже выделить некоторые закономерности. Промежутки между нашествиями можно разделить на 3 условные части.

1. В первой части длиною 30-50 лет все выжившие теоретики и практики предыдущего нашествия дружно посыпают голову пеплом, каются и заклинают потомков не совершать более ничего подобного. Цитируют мудрых земляков и предков, сами изрекают, чтобы никто, никогда, ни при каких обстоятельствах и ни за какой надобностью больше не ходил на Восток, ибо дело это абсолютно гиблое. Эти русские, говорят они, сделаны из какого-то другого теста, как всегда на любую нашу премудрость и хитрость ответят своей непредсказуемой глупостью и т.д. и т.п., и всё такое и, в конце концов, непременно победят.

2. Во второй части длиною 30-50 лет вновь народившиеся высоколобые умники и умницы усиленно морщат и трут свои лбы и изрекают: "Ничего не понимаем, парадокс какой-то. Всё было прекрасно спланировано, подготовлено, выбран удобнейший момент, привлечены лучшие люди, умы и силы. В чём причина неудачи?" И начинают усиленно копаться в летописях и мемуарах, применяют симплекс и комплекс, анализ и синтез, интеграл и дифференциал, диалектику и метафизику, логику и схоластику. Привлекают кандидатов и докторов, магистров и академиков, чемпионов и лауреатов, журналистов и литераторов. Тут и наших резунов и волкогоновых подключают. И наконец стучат себя по лбу и кричат: "Эврика". Вот она, тысяча и одна причина катастрофы. Если их устранить, то всё будет okay. И вообще, русская победа — это трагическое стечение обстоятельств и случайностей, бессмысленная и глупая история и полное историческое недоразумение, не поддающееся научному осмыслению.

3. И вот наступает третья часть длиною 30-50 лет. Прежние и новые высоколобые умники и умницы опять усиленно морщат и трут свои лбы и изрекают новые цели и задачи. Мадлен Олбрайт сосчитает, что при плотности населения менее 2 человек на квадратный километр эта территория непременно должна быть интернирована в пользу мирового сообщества. Кондолиза Райс объявит Афганистан плацдармом для продвижения демократии в Среднюю Азию и далее на север. Экс-хиппи Джон Керри придумает, что с русскими удобнее и безопаснее всего воевать до последнего украинца, и т.д. и т.п. И не важно, что пока на Мадлен смотрят как на шизу, из Афганистана вместо триумфального шествия демократии высвечивается очередной Дюнкерк, а дальнейшая судьба милой им Украины это большой, большой вопрос. Несмотря на это сэры, пэры и мадам усиленно работают. Главная задачи этой части — объединить Европу, найти, подготовить и отмобилизовать миллионы отмороженных ландскнехтов и вырастить очередного фюрера или Буонапарте, который поведёт очумелых европейцев в очередной раз "Drang nach Osten". Это не так-то просто. Ведь идти-то придётся на медведя. Известно, что навалившись гурьбой, можно завалить даже его, хотя и это не бесспорный факт. Но первых он при этом однозначно порвёт. Поэтому первыми быть никто не хочет. Для этого надо найти дурачков. Долгие века роль этих дурачков играли турки и поляки вместе с союзными и подвластными им племенами. Премудрые европейцы регулярно направляли их на восток для убоя. Не по разу в роли дурачков отметились немцы, шведы и французы, один раз даже британцы. Американцы, обратите внимание, слишком умны, чтобы самим выполнять такую дурацкую работу. Теперь прежние дурачки уже научены, поэтому ищут новых. Недавно на этом поприще безуспешно попытались сыскать лавров даже грузины, теперь вот американцы подрядили украинцев. Причём очень недорого, практически за пирожки на майдане, они получили в свои руки несколько миллионов очумелых боевых петушков, готовых дерзко бросаться на всякого, на кого укажет дрессировщик. А сама Украина будет послушно и долго играть роль голодного, но злого сторожевого пса Запада на юго-западе России. Это неслыханная, со времён предательства Горбачёва, удача объединённого Запада и самые честные из них уже откровенно заявили, что будут самоотверженно воевать с Россией "до последнего живого украинца". Им вторят правители Украины, объявившие свою страну "бронежилетом" Запада. До какой же степени этим вождям нужно ненавидеть и презирать свой народ, чтобы бросить его на медведя?

С фюрерами также не всё просто. И прежние-то европейские фюреры не сразу соглашались, худо-бедно историю в школе учили и первоначально отсылали высоколобых и горбоносых теоретиков на три русские буквы. А нынешние кандидаты в фюреры уроки истории знают очень неплохо, как-никак в Гарвардах, Оксфордах и Сорбоннах их шляхту обучают теориям вероятностей и оценки рисков. Да и с трудом объединённая Европа постоянно норовит треснуть по швам. Но от объединённой Европы России никогда не было ничего хорошего, НИКОГДА. Тем более не будет ничего хорошего и сейчас, от объединённой Европы да ещё объединённой с Северной Америкой. Это объединение называется НАТО. Поэтому реваншисты всяких мастей усиленно работают, наши коллаборационисты, перебежчики, пораженцы, капитулянты и власовцы всех мастей им усиленно помогают, а нам усиленно вредят и если у них всё склеится…, то история снова повторится.

В этой перманентной истории всё бы ничего, если бы не одно большое НО. Для того, чтобы упаковать в русскую землю эти миллионы незваных англосаксов, галлов, арийцев и их сателлитов, а также примкнувших к ним власовцев, надо положить как минимум столько же своих ребят и девчат, по-другому не получается. А поскольку отражение агрессии, как правило, происходит на нашей территории, то надо прибавить ещё столько же мирного населения. Вот такая вот многовековая и безрадостная арифметика. А живём мы сейчас в самом начале третьей части, потому все эти забугорные жучки и наши доморощенные толерантные кандидаты в полицаи, старосты и бургомистры так выслуживаются и суетятся.

Рис. 12. "Пятая колонна" прибыла на инструктаж в посольство США

Увы, ситуация, изображённая на этом рисунке, это многовековая печальная традиция российской жизни и политики. Так сложилось, что оппозиция в России — это всегда "пятая колонна" геополитических врагов России. Ещё во времена Киевской Руси оппозиционные и опальные князья и бояре постоянно бегали за спонсорской и военной помощью "в степь" к половцам или к чёрным клобукам, "за реку" к булгарам, "за море" к византийцам или варягам, "за гору" к венграм или "за болото" к полякам. Во времена средневекового федерализма оппозиция постоянно бегала спасаться, жаловаться и бить челом в Орду к ханам, а после крушения Орды снова, по старой привычке, в Литву или к полякам. Перебежавшие во время Ливонской войны от Ивана Грозного в Литву олигархи, с помощью подельников, челяди и агентуры развязали в России чудовищную гражданскую войну, длившуюся 2 десятилетия, с 1894 по 1915 год и получившую название Смута. Последствия её были ужасны для страны и народа. Когда Пётр I прорубил "окно в Европу", география спонсоров оппозиции расширилась, и отправляться в эмиграцию стало не обязательно. При царском дворе и правительстве постоянно действовали "французская, английская, австрийская, шведская, прусская, голландская и т.п." партии, открыто управлявшиеся соответствующими послами и продвигавшие интересы своих стран через олигархическое лобби. Кто внимательно смотрел "Гардемарины вперёд", тот представляет, о чём идёт речь. С середины XIX века к этой деятельности помимо вельмож подключились разночинцы. После убийства императора Александра II и разгрома "Народной воли" её вожди сбежали за границу, произвели там размежевание и реструктуризацию своих рядов и оттуда продолжали руководить процессом. Апофеозом их разрушительной деятельности стала Февральская, а затем Октябрьская революции и гражданская война. Более подробно об этом писалось в соответствующих статьях данной серии. Не изменилась ситуация и после революции. Опальный Троцкий сбежал за границу, а борьба с троцкизмом, т.е. с его последователями внутри и вне страны, стали стержнем и самой глубокой гносеологической причиной сталинских репрессий. Великая Отечественная война стала лакмусовой бумажкой, которая выявила и проявила настоящих "врагов народа" и "изменников Родины", которые под видом борьбы с большевистской властью, на самом деле боролись с Россией. Во второй половине прошлого века диссиденты наступили на эти же грабли. По их же собственным словам, они "целились в Советский Союз, а попали, как всегда, в Россию". В те годы их писанина шла влёт в многочисленных перестроечных изданиях, подвизавшихся на ниве беспощадной, эмоциональной и наукообразной критики всего и вся. За основу брали правду, обильно добавляли враньё, домыслы и фантазии авторов, затем всё это перемножали на гротеск. Тогдашний офисный планктон (многочисленные сотрудники НИИ, КБ, всяких контор и шарашек, профессура, студенты и т.п.) на кухнях и на работе, обсуждая подобные публикации, доводили себя до оргазма. Такая вот была народная забава у тогдашнего креативного класса, больше смахивающая на политическую мастурбацию. Но тлетворное влияние и подрывная работа диссидентов против СССР дали Западу в руки неслыханную удачу и обеспечили победу в холодной войне. Продажная и выродившаяся партийная номенклатура породила троянского коня в виде Горбачёва и его продажной клики, которая ликвидировала народную власть, разрушила страну и капитулировала перед Западом.

Совместными усилиями диссидентов, партийных пропагандистов и продажных СМИ в конце 80-х, начале 90-х годов в народном сознании СССР произошёл невероятный всплеск американизма, труднообъяснимого пиетета перед Западом, а также целый калейдоскоп безудержных социально-политических и экономических фантазий и иллюзий, больше напоминающих девичьи грёзы. С высоты пережитых лет не могу внятно даже сам себе объяснить гносеологию этого явления и просто отнесу к симптомам массового психоза. В данном случае это и не важно. Важно то, что Америка и Запад упустили этот уникальный шанс, а именно на фоне массового пиетета сделать всё постсоветское пространство, включая Россию, своим сателлитом. Вместо этого они объявили СССР разгромленным, а его народы должны были встать на колени, посыпать голову пеплом и дружно начать лизать Запад в попку, как когда-то это сделали, и делают до сих пор немцы и японцы. Но русские — это один из самых непокорных в мире народов, и за исключением перебежчиков, врагов народа, власовцев и компрадоров, этого не захотели делать, хотя бы потому, что не были разгромлены, их просто предали. Американцы не взяли в толк, что даже тогда, Россия была единственной страной в мире способной уничтожить США, хотя и ценой собственной жизни. Но бог с ними, это их ошибка, за которую они вынуждены будут дорого заплатить. Причём в самом прямом, а не в переносном смысле, золотом и ассигнациями. Поскольку им не хватило ума тогда добыть союз и дружбу с Россией добром и лаской, они вынуждены будут его попытаться купить, но уже не факт что сторгуемся.

До сих пор одному богу известно, каким чудом Россия в начале нового тысячелетия выскользнула из горячих объятий мирового правительства и сохранила целостность и суверенитет. Без сомнения, это божий промысел. Отчаявшись свергнуть непокорное русское правительство и взорвать Россию изнутри, Запад вновь приступил к подготовке открытого вторжения, разумеется, чужими руками. В этих предгрозовых условиях нелишне произвести инвентаризацию и верификацию наличных политических сил с точки зрения наличия в них оборонного или коллаборационистского сознания. Но это чрезвычайно обширная и многофакторная тема и выходит за рамки данной статьи.

А пока суть да дело, страна с переменным успехом ведёт активную оборону от ползучего наступления НАТО на Русь. В рамках этой оборонительной стратегии неожиданную реанимацию получила эффективная средневековая практика создания пограничных буферных государственных образований в виде народных (читай казачьих) республик, и не только расположенных на бывших землях Войска Донского. Если внимательно прочесть статьи из этой серии, посвящённые образованию и становлению Донского Войска, то аналогии напрашиваются сами собой.

Таким образом, история казачества продолжается, но напишут её уже другие люди, непосредственные участники событий. Современная военная история, в отличие от прошлой, пишется не только пером, но и штыком, а вместе с чернилами — кровью, потом и слезами.

Рис. 13. Казаки-знаменосцы на Параде Победы в Донецке 9 мая 2015 годаРис. 14. "Гиви" на Параде Победы в Донецке 9 мая 2015 годаРис. 15. "Моторола" на Параде Победы в Донецке 9 мая 2015 годаРис. 16. "Гиви" и "Моторола"Рис. 17. "Моторола" со своими бойцами

[center]

topwar.ru

Хочу быть казачкой!? - Казачество современной России - Каталог статей

- Хочу быть казачкой. - Ты и так казачка. Ты родилась в казачьей семье, живешь на казачьей земле. - Нет, хочу прям так, чтобы по-настоящему! - А «по-настоящему» это как? - Хочу носить кубанку и научиться владеть шашкой. - Но … Ты же не мальчишка. - А что, мальчишкам можно, а мне нельзя? Казачки тоже воевали! 

Это не вымышленный разговор. Это разговор типичный. Мне не раз приходилось вести подобные беседы с юными казачками, лично или в социальных сетях. И все было бы ничего, если бы это были просто детские шалости или девичий подростковый максимализм. Но это не шалость. Число девиц, ведущих подобного рода диалоги, пугающе велико. Но еще более пугающим является тот факт, что идея массового «омужичивания» женщин родилась отнюдь не в детских головах. Нет. Ее (идею) туда вбили взрослые. Те самые «дяди и тети» из «казачьих» организаций, школ, классов, отделов и прочих бюрократических единиц, которые, как грибы после дождя, с паразитирующей быстротой множатся на всей территории нашей страны, включая как земли Присуда, так и земли, на которых казаки исторически не проживали никогда. 

Видимо, «дядям и тетям» нужна эта гендерная катастрофа. Катастрофа, в которой казачий народ потеряет своих женщин. Раз и навсегда. Мы уже сейчас стоим на пути к тому, что через 20-30 лет нас ждет поколение матерей и бабушек, не знающих родного языка, не способных рассказать казачью сказку или легенду, не играющих родных песен, не умеющих готовить, не посещающих храм, не способных полноценно и мудро выстраивать отношения с мужьями. Зато они будут уметь крутить шашками, будут уметь командовать (мужьями и сыновьями, в том числе), будут носить камуфляж. А, скорее всего, повзрослев, и, вдоволь наигравшись «в казачек», они оставят забавы юности и растворятся в разношерстном социуме, как истинные «Иваны, не знающие родства». Оторванных от корней, ураган жизни разнесет их, как ничтожные пылинки. Им нечего будет дать своим детям, потому что они сами внутри пусты. 

Скажете, что я драматизирую? Ничуть. Я живу на Кавказе и прекрасно вижу, как воспитывают девочек в семьях наших соседей: осетин, кабардинцев, грузин и т.д. Каждая современная осетинская девушка, имеющая высшее образование, умеет печь пироги, говорит на родном языке, знает тонкости традиционного этикета. Она знает, что ей нужно встать, когда заходят старшие. Она умеет танцевать хонга-кафт и симд. Она знакома с традиционным свадебным обрядом своего народа и ей не нужно объяснять, что на свадьбе невесте положено стоять в знак уважения к гостям, кормить свекровь медом и совершать целый перечень действий, которые до нее совершали ее мать и бабка, и которыми она даже в 21 веке не вправе пренебрегать. В осетинских (как и вообще в кавказских) семьях девочку воспитывают, как девочку. Клянусь, мне просто невозможно представить себе 12-летнюю осетинку или черкешенку, напялившую камуфляж, шастающую по мужским мероприятиям и машущую на них холодным оружием. Отца и мать этого ребенка общество сочтет просто сумасшедшими! Так почему современный казачий социум поощряет это?! Скажете, казаки воинственный народ? Но черкесы и осетины тоже воинственны. Однако их дочери не растут мужланками! Они ходят с малолетства на народные танцы, и лепят с мамами и бабушками пироги на кухнях, лопоча при этом на родном языке. Девочка знает свое место в мире и семье. Она - будущая женщина. А раз женщина, значит, мать, жена, невестка. Все остальное - потом. Интересы, профессия. Ты - женщина. Ты - ядро семьи. Ты - лицо народа и хранительница родной культуры. 

Да, да. Хранением родной культуры в семье занимается именно женщина. Кто поет детям колыбельные? Кто на семейных праздниках заводит песни и пляски? Кто готовит, полученные от бабок и прабабок, блюда? Кто шьет одежду? Кто рассказывает сказки? Женщина. Кого может воспитать женщина, не знающая всего этого? Ивана, не помнящего родства. 

Современные ревнители «омужичивания» казачек в свое оправдание часто говорят о некой женской казачьей миссии - охрана родного дома, родной земли, детей. Позвольте, а чем тогда должен заниматься мужчина? В чем его роль? Давайте снабдим всех баб шашками, а их мужей передниками и скалками! Что мы получим, в итоге? Гендерную катастрофу. 

Казачки вставали на защиту родной земли в самых КРАЙНИХ случаях. Оборона станицы Наруская - тому пример. Женщины знали, что их некому защитить и они защитили себя сами. Раз уж на то пошло, то каждая гребенская казачка могла постоять за себя, орудуя серпом или вилами, ибо жизнь ее была сопряжена с ежедневной опасностью. Но военное дело не было ПЕРВОСТЕПЕННЫМ и единственно возможным для казачек. Условия жестокого приграничного быта учили женщин смекалке, отваге и ловкости, но женщина не переставала от этого быть женщиной. Отстояв Наур, казачки возвращались к молотьбе, шитью, стряпне, садам-огородам и детским пеленкам. 

В годы Великой Отечественной войны разве только лишь казачки воевали на фронтах наравне с мужчинами? Посмотрите на женщин-ветеранов. Среди них: русские, украинки, еврейки, казашки, осетинки … Представительницы если не всех, то очень многих народов бывшего Советского Союза. Вспомните белорусских партизанок, которые уходили в леса целыми деревнями вместе с мужьями и ребятишками! Вспомните отважных русских крестьянок простых крепостных баб, которые пленяли французов под Смоленском и Москвой в 1812 году! Ни те, ни другие не были казачками. Значит, защита Родины в условиях крайней необходимости есть прерогатива не только казачек? Значит, это не есть историческая и единственно возможная для наших женщин обязанность? Так почему же неокрепшим детским умам с малых лет вдалбливается иное? Почему в понимании современной казачки-подростка между словами "казачка" и "солдафон" нужно ставить знак равенства? Массовое безумие дошло до того, что девчонок верстают в казаки в храмах (!), учат ходить маршем и пичкают им в головы байки о том, что крутка шашкой в XXI веке может реально помочь в защите Родины. 

В заключение мне хочется сказать одно. Взрослые! Научите девочек быть женщинами и быть мужчинами им уже не захочется. Научите их вышивать свадебные рушники, печь пироги, петь наши дивные песни, которым грозит полное исчезновение ... Научите. Иначе, нашим сыновьям не на ком будет жениться и мы потеряем наш народ навсегда.

Автор статьи: Екатерина Гобозова, искусствовед, педагог, терская казачка станицы Наурская. 

По материалам группы "Мы казачки" (https://vk.com/mykazachki).

xn--80aaganktfrtb6aej6eud.xn--p1ai