Казаки-некрасовцы. Казаки некрасовцы


Казаки Некрасовцы. 50 лет на Родине.

22 сентября 2012г. Служба в старообрядческой церкви Рожества Пресвятыя Богородицы в п.Кумская Долина.В етот день праздновался 50-ти летний юбилей возвращения казаков некрасовцев на Родину.

А ето самая "забаяненая" фотография некрасовцев в Турции, на озере Майнос, нач. 20 века.

6 июля 1707 года царь отправил указ полковнику князю Юрию Долгорукову навести порядок на Дону: «…сыскать всех беглых и за провожатыми и з жёнами и з детьми выслать по-прежнему в те ж городы и места, откуда кто пришел». А ведь самодержец наверняка прекрасно знал неписаный закон казаков: «С Дона выдачи нету». 2 сентября 1707 года Юрий Долгоруков с двумя сотнями солдат прибыл в Черкасск. Атаман войска Донского Лукьян Максимов и старшины формально согласились с царским указом, но выполнять его не спешили. Тогда князь решил сам начать отлов беглецов.Однако, вельможа не понимал, что он не на Рязанщине, и для поимки беглецов раздробил свои силы на несколько отрядов. В ночь с 8 на 9 октября 1707 года казаки под предводительством Кондрата Булавина убили самого Долгорукова, 16 офицеров и подьячих, солдат же обезоружили и отпустили на все четыре стороны. Так началось знаменитое Булавинское восстание.12 апреля 1708 года царь повелел майору лейб-гвардии Василию Долгорукову, родному брату убитого князя Юрия, подавить Булавинское восстание. Любопытна инструкция Петра по обращению с донскими казаками: «Понеже сии воры все на лошадях и зело лехкая конница, того для невозможно будет оных с регулярною конницею и пехотою достичь и для того только за ними таких же послать по разсуждению. Самому же ходить по тем городкам и деревням (из которых главной Пристанной городок на Хопре), которые пристают к воровству и оные жечь без остатку, а людей рубить, а завотчиков на колесы и колья, дабы сим удобнее оторвать охоту к приставанию воровства у людей, ибо сия сарынь кроме жесточи не может унята быть. Протчее полагается на разсуждение господина маеора».5–6 июля состоялся упорный бой у стен крепости Азов, в ходе которого казаки атамана Лукьяна Хохлача были наголову разбиты и бежали. Сам Хохлач сдался в плен.7 июля в Черкасске казацкие старшины во главе с Иваном Зерщиковым произвели переворот. Кондрат Булавин был убит, а по другой версии – застрелился.

По описаниям, Игнат Некрасов был крепкого телосложения.

Успешным оказался лишь рейд атамана Игната Некрасова вдоль Волги на Камышин и Царицын. Узнав о гибели Булавина, Некрасов привёл своих людей в район Переволочны (между Доном и Волгой).А позже, некрасовцам пришлось перейти на сторону Османской империи.Оказавшись в окружении иноверцев, казаки законсервировали свои обычаи и права.«Заветы» сохранили в памяти образ древних об­щественных отношений, за­бытый казаками под вла­стью России. Один из рус­ских чиновников (В. П. Ива­нов-Желудков), посетивший Майнос(Турция) в 1865 г. рассказы­вая о необычайной честно­сти, царившей в поселении некрасовцев: «Все единогласно уверяли .меня, что валяйся у Некрасовца мешок червонцев под ногами, он даже од­ного не возьмет, на том основании, что на своей земле ничего брать нельзя». Так же интересно его свидетель­ство о том, что атаманы и во время службы, несут ответственность за проступки наравне с другими членами общины: «Что атамана можно высечь и секут, это не подлежит сомнению и вовсе не выходит из ряда обыден­ных событий майносской жизни. Точно также кладут ничком и точно также за­ставляют поклониться в зем­лю и поблагодарить словами: «Спаси Христос, что поучи­ли!»; затем ему вручается бу­лава, символ его власти, которую на время наказания отбирает какой нибудь старик. Вручив булаву, все валятся атаману в ноги, вопя: «Прости Хряста ради, господин атаман!» - Бог простит! Бог простит! - отвечает, почесы­ваясь, избранник народный, и все входит в прежний порядок».

Обучение детей, музыкальной грамоте по "крюкам". У староверов певческие книги пишутся не нотами, а дораскольными знаками- "крюками". Ето пение называется- наречь.Как пример можно послушать вот здесь-http://www.youtube.com/watch?v=gPbFF2cCXEM

ЗАВЕТЫ ИГНАТА(свод правил возведённых в ранг закона казаками-некрасовцами)

1. Царизму не покоряться. При царях в Россию не возвращаться.2. С турками не соединяться, с иноверными не сообщаться. Общение с турками только по нужде (торговля, война, налоги). Ссоры с турками запрещены.3. Высшая власть – казачий круг. Участие с 18 лет.4. Решения круга исполняет атаман. Ему строго подчиняются.5. Атаман избирается на год. Если провинился - смещается раньше срока.6. Решения круга для всех обязательны. За исполнением следят все.7. Весь заработок сдают в войсковую казну. Из нее каждый получает 2/3 заработанных денег. 1/3 идет в кош.8. Кош делится на три части: 1 часть - войско, вооружение. 2 часть - школа, церковь. 3 часть - помощь вдовам, сиротам, старикам и др. нуждающимся.9. Брак может быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами – смерть.10. Муж жену не обижает. Она с разрешения круга может покинуть его, а мужа круг наказывает.11. Наживать добро обязан только трудом. Настоящий казак свой труд любит.12. За разбой, грабёж, убийство – по решению круга, - смерть

foto-history.livejournal.com

Некрасовцы: казаки, которые стали турками

Возвращение на родину

Уже в 1860-х турецкие власти были недовольны некрасовцами, наращивали подати, вводили воинскую повинность и отнимали земли близ озера Майнос. Это было сопряжено с тем, что некрасовцы отказались выступать против России, к чему их пытались обязать турки.

К 1911 году в обоих поселениях проживали менее чем тысяча игнат-казаков, и большинство из них хотели обратно в Россию.В 1911 году некоторое небольшое количество некрасовцев выехало в Россию для того, чтобы не служить в турецкой армии, несмотря на завет Игната «при царе в Расею не возвращаться».

После этого власти Турции и России разрешили реэмиграцию, но некрасовцам запрещали селиться на Дону или Кубани, и направляли в Грузию. После объявления независимости Грузии казакам уже вскоре придется переселяться снова, на Кубань. Еще около двухсот семей оставались к тому времени в Турции.Массового переселения казаков-игнатовцев после 1914 года не было. Несмотря на разрешение, множество семей из деревни Майнос решили остаться на своих местах. Однако вторая волна реэмиграции началась спустя 50 лет, в 1962 году: тогда в Россию вернулись почти полторы тысячи некрасовцев из Турции.

Эмигранты плыли из Турции в СССР на теплоходе «Грузия», и этот памятный момент до сих пор празднуется современными некрасовцами. На данный момент их потомки живут в Ставропольском крае. Впрочем, несколько десятков семей тогда отказались въезжать в СССР и их приняли в США. Лишь одна семья казаков-игнатовцев при этом осталась в Турции.

Когда некрасовцы возвратились в Россию, они сохранили свои обычаи – носили нательные кресты, бороды, креcтили детей и отпевали покойников, однако при этом их дети ходили в советские школы, а сами они работали в совхозах. До сих пор сохранились песни некрасовцев, припевы в которых чередуют русский и турецкий языки и сохраняют восточный колорит:

Турецкие напевы и русские песни и частушки смешались воедино, создав богатую и оригинальную фольклорную традицию. В современном быту игнатовские казаки также переняли часть турецких традиций: они любят сидеть на ковриках, поджав ноги и пить кофе, варить кукурузу и чорбу.

russian7.ru

Казаки-некрасовцы

Некра́совцы (некрасовские казаки, казаки-некрасовцы, игнат-казаки) — потомкидонских казаков , которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года. Названы в честь своего лидера Игната Некрасова. Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России отдельной общиной по «заветам Игната», определяющим устои жизни общины.

Один из рус­ских чиновников (В. П. Ива­нов-Желудков), посетивший Майнос(Турция) в 1865 г. рассказы­вая о необычайной честно­сти, царившей в поселении некрасовцев: «Все единогласно уверяли .меня, что валяйся у Некрасовца мешок червонцев под ногами, он даже од­ного не возьмет, на том основании, что на своей земле ничего брать нельзя». Так же интересно его свидетель­ство о том, что атаманы и во время службы, несут ответственность за проступки наравне с другими членами общины: «Что атамана можно высечь и секут, это не подлежит сомнению и вовсе не выходит из ряда обыден­ных событий майносской жизни. Точно также кладут ничком и точно также за­ставляют поклониться в зем­лю и поблагодарить словами: «Спаси Христос, что поучи­ли!»; затем ему вручается бу­лава, символ его власти, которую на время наказания отбирает какой нибудь старик. Вручив булаву, все валятся атаману в ноги, вопя: «Прости Хряста ради, господин атаман!» - Бог простит! Бог простит! - отвечает, почесы­ваясь, избранник народный, и все входит в прежний порядок».

ЗАВЕТЫ ИГНАТА(свод правил возведённых в ранг закона казаками-некрасовцами)

1. Царизму не покоряться. При царях в Россию не возвращаться.2. С турками не соединяться, с иноверными не сообщаться. Общение с турками только по нужде (торговля, война, налоги). Ссоры с турками запрещены.3. Высшая власть – казачий круг. Участие с 18 лет.4. Решения круга исполняет атаман. Ему строго подчиняются.5. Атаман избирается на год. Если провинился - смещается раньше срока.6. Решения круга для всех обязательны. За исполнением следят все.7. Весь заработок сдают в войсковую казну. Из нее каждый получает 2/3 заработанных денег. 1/3 идет в кош.8. Кош делится на три части: 1 часть - войско, вооружение. 2 часть - школа, церковь. 3 часть - помощь вдовам, сиротам, старикам и др. нуждающимся.9. Брак может быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами – смерть.10. Муж жену не обижает. Она с разрешения круга может покинуть его, а мужа круг наказывает.11. Наживать добро обязан только трудом. Настоящий казак свой труд любит.12. За разбой, грабёж, убийство – по решению круга, - смерть.13. За разбой и грабёж на войне – по решению круга, - смерть.14. Шинков, кабаков – в станице не держать.15. Казакам в солдаты дороги нет.16. Держать, сохранять слово. Казаки и дети должны гутарить по-старому.17. Казак казака не нанимает. Денег из рук брата не получает.18. В посты песен мирских не петь. Можно лишь старинны.19. Без разрешения круга, атамана казак из станицы отлучиться не может.20. Сиротам и престарелым помогает только войско, дабы не унижать и не унижаться.21 Личную помощь хранить в тайне.22. В станице не должно быть нищих.23. Все казаки держаться истинно – православной старой веры.24. За убийство казаком казака, убийцу живым закапывать в землю.25. Торговлей в станице не заниматься.26. Кто торгует на стороне – 1/20 прибыли в кош.27. Молодые почитают старших.28. Казак должен ходить на круг после 18 лет. Если не ходит - берут штраф два раза, на третий - секут. Штраф устанавливает атаман и старшина.29. Атамана избирать после Красной горки на год. Есаулом избирать после 30 лет. Полковником или походным атаманом – после 40 лет. Войсковым атаманом – только после 50 лет.30. За измену мужа, ему бьют 100 плетей.31. За измену жены - закапывать её по шею в землю.32. За кражу бьют до смерти.33. За кражу войскового добра - секут и горячий котел на голову.34. Если спутался с турками – смерть.35. За измену войску, богохульство – смерть.36. Если сын или дочь подняли руку на родителей – смерть. За обиду старшему – плети. Младший брат на старшего руки не подъемлет, круг плетьми накажет.37. На войне в Русских не стрелять. Против крови не ходить.38. Стоять за малых людей.39. С Дона выдачи нет.40. Кто не исполняет заветов Игната, тот погибнет.41. Если в войске не все в шапках, то в поход идти нельзя.42. За нарушения атаманом заветов Игната - наказать и отстранить от атаманства. Если после наказания атаман не благодарит Круг «за науку» - высечь его повторно и объявить бунтовщиком.43. Атаманство может длиться лишь три срока – власть портит человека.44. Не держать тюрем.45. Не выставлять в поход заместителя, а тех, кто это делает за деньги – казнить смертью как труса и предателя.46. Виновность за любое преступление устанавливает Круг.47. Священника, не исполняющего волю Круга – изгнать.

Знамя некрасовцев.

6 июля 1707 года царь отправил указ полковнику князю Юрию Долгорукову навести порядок на Дону: «…сыскать всех беглых и за провожатыми и з жёнами и з детьми выслать по-прежнему в те ж городы и места, откуда кто пришел». А ведь самодержец наверняка прекрасно знал неписаный закон казаков: «С Дона выдачи нету». 2 сентября 1707 года Юрий Долгоруков с двумя сотнями солдат прибыл в Черкасск. Атаман войска Донского Лукьян Максимов и старшины формально согласились с царским указом, но выполнять его не спешили. Тогда князь решил сам начать отлов беглецов.Однако, вельможа не понимал, что он не на Рязанщине, и для поимки беглецов раздробил свои силы на несколько отрядов. В ночь с 8 на 9 октября 1707 года казаки под предводительством Кондрата Булавина убили самого Долгорукова, 16 офицеров и подьячих, солдат же обезоружили и отпустили на все четыре стороны. Так началось знаменитое Булавинское восстание.12 апреля 1708 года царь повелел майору лейб-гвардии Василию Долгорукову, родному брату убитого князя Юрия, подавить Булавинское восстание. Любопытна инструкция Петра по обращению с донскими казаками: «Понеже сии воры все на лошадях и зело лехкая конница, того для невозможно будет оных с регулярною конницею и пехотою достичь и для того только за ними таких же послать по разсуждению. Самому же ходить по тем городкам и деревням (из которых главной Пристанной городок на Хопре), которые пристают к воровству и оные жечь без остатку, а людей рубить, а завотчиков на колесы и колья, дабы сим удобнее оторвать охоту к приставанию воровства у людей, ибо сия сарынь кроме жесточи не может унята быть. Протчее полагается на разсуждение господина маеора».5–6 июля состоялся упорный бой у стен крепости Азов, в ходе которого казаки атамана Лукьяна Хохлача были наголову разбиты и бежали. Сам Хохлач сдался в плен.7 июля в Черкасске казацкие старшины во главе с Иваном Зерщиковым произвели переворот. Кондрат Булавин был убит, а по другой версии – застрелился.

По описаниям, Игнат Некрасов был крепкого телосложения.

Успешным оказался лишь рейд атамана Игната Некрасова вдоль Волги на Камышин и Царицын. Узнав о гибели Булавина, Некрасов привёл своих людей в район Переволочны (между Доном и Волгой).А позже, некрасовцам пришлось перейти на сторону Османской империи.

 

Переселение на Кубань

После поражения Булавинского восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушла за границу — на Кубань — территорию Крымского ханства[1]. Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тыс. (500—600 семей) до 8 тыс. казаков с женами и детьми. Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани, принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые крестьяне[источник не указан 1238 дней]. Казаков этого войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.

Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось наТаманский полуостров (недалеко от Темрюка), основав три городка — Блудиловский, Голубинский и Чирянский.

Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные русские земли. После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735—1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину. Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова с войсками. Не имея возможности противостоять русским войскам, некрасовцы начали переселение в турецкие владения на Дунае. После взятия Анапы русским отрядом генералаИ. В. Гудовича в 1791 году последние кубанские «игнат-казаки» ушли в Бессарабию и Болгарию.

 

Дунайская община

В 1740—1778 гг. с разрешения турецкого султана некрасовцы перебрались на Дунай. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов. На Дунае они поселились в Добрудже в плавнях по соседству с липованами, которые и теперь живут[2] в современной Румынии.

На Дунае казаки-некрасовцы в основном расселились в Дунавцах и Сарикёй, а также в селениях Слава Черкасская,Журиловка, Некрасовка и др.[3]. После разгрома в 1775 году Запорожской Сечи в тех же местах появились и запорожцы. Споры за лучшие рыболовные места между некрасовцами и запорожцами стали доходить до вооружённых столкновений и в результате большая часть некрасовцев была вынуждена покинуть Дунай и переселиться дальше на юг.

Оставшиеся в Добрудже некрасовцы были в значительной мере поглощены значительно преобладающими по численности липованами и ассимилированы в среде липован и прибывающих в тот район выходцев-староверов из России, по большей части утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его «заветы». Однако продолжать называться некрасовцами им было выгодно, ввиду предоставления турецкими властями ряда привилегий. Их прозвали «дунаками».[источник не указан 1336 дней].

Майносская община

После взятия запорожцами некрасовского Дунавца и переселения туда запорожского коша из Сеймена, в 1791 г. ушедшие с Дуная некрасовцы разделились на две группы. Одна из них осела на побережье Эгейского моря, в Эносев восточной Фракии, другая — в азиатской Турции на озере Майнос (озеро Куш), в 25 км от портового городаБандырма. К началу XIX века образовались две группы некрасовцев — дунайская и майносская. Из Эноса значительно поредевшая в результате эпидемий община некрасовцев в 1828 году переселилась на Майнос и полностью влилась в майносскую общину.

К середине XIX века произошло имущественное расслоение общины, наметились и религиозные разноречия, и во второй половине 1860-х гг. часть майносцев (157 семей) в результате раскола общины ушла и основала поселение на острове Мада (на Бейшехирском озере). Их судьба оказалась трагичной — в результате эпидемии, «подморной» земли и зараженной воды в озере, к 1895 году на Маде оставалось всего 30 дворов, а к 1910 г. в селении осталось только 8 семей. Таким образом общины казаков-некрасовцев, живущих по «заветам», остались только на Майносе (большая) и на Маде (меньшая).

В 1860-х годах начали проявляться некоторые тенденции ухудшения взаимоотношений между некрасовцами и турецкими властями, которые впоследствии привели к невозможности проживания общины на территории Турции. В начале XX века завершился религиозный, культурный и имущественный раскол общины на фоне ухудшения положения некрасовцев в Турции (усиление налогового гнёта, воинской повинности и отъема части земель на оз. Майнос в пользу мухаджиров), окончательно была утрачена вера в возможность отыскать мифический «Город Игната».

К 1911 году в поселениях на Майносе и Маде оставалось менее 1000 казаков-некрасовцев. В письме Кавказского наместника Н. А. Бугрову от 26 октября 1910 г. говорилось о 175 семьях с. Эски-Казаклар, с общим количеством в 729 человек обоего пола. В 1911 г. в ходе обследования некрасовского поселения оказалось, «что большая половина их желает переселиться в Россию, а именно 418 человек, из которых 202 мужескаго пола и 216 женскаго пола».

Возвращение в Россию

Первая волна

Незначительное количество некрасовцев-майносцев — «молодых людей, предназначенных турками к отбыванию воинской повинности», выехало в Россию в 1911 г. с целью избежать службы в армии Турции, что было самой первой неофициальной волной переселенцев. Несмотря на завет Некрасова «при царе в Расею не возвращаться», с разрешения российского правительства и турецких властей началась их реэмиграция в Россию. Разрешения селиться на Дону или Кубани некрасовцы не получили, а были направлены в Грузию. Первая официальная волна реэмигрантов была незначительной. На забронированные в Грузии ещё с 1911 г. земельные участки для группы возвращенцев из 45 семей в 1912 г. из с. Майнос выехало всего 35 семей. Всего за 1912—1913 гг. выехало 70—80 семей. Основав два селения, Успенское и Воскресенское, казаки прожили там всего несколько лет. Послепровозглашения независимости Грузии и установления власти меньшевистского правительства (начало 1918 г.) они все были вынуждены снова переселяться, на этот раз на Кубань, в станицу Прочноокопскую. Весной 1919 годаКубанская законодательная Рада зачислила 246 казаков-некрасовцев (в возрасте от 1 до 71 года) в состав кубанского казачества, и им были выделены земельные наделы примерно в 30 км от Приморско-Ахтарскойстаницы, где к уже к лету 1920 года некрасовцы основали хутора Некрасовский и Новонекрасовский, впоследствии слившиеся в один — Новонекрасовский. Около 170—200 семей оставалось в Турции.

В 1925 г. последние три семьи с Мады приехали в Советский Союз и поселились в Новонекрасовском хуторе. В 1927 г. 170 семей (507 человек) некрасовцев деревни Майнос, несмотря на разрешение, так и не приехали в СССР.

Исследования Александры Москетти-Соколовой в работе «Историко-культурные связи казаков-некрасовцев и липован» и новые архивные документы, рассмотренные в монографии кандидата исторических наук Д. В. Сень — «„Войско Кубанское Игнатово Кавказское“: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г.-конец 1920-х гг.)», свидетельствуют, что какого-либо массового переселения некрасовцев после 1914 г. и до 1962 г. не было. Казачий словарь-справочник (составители А. И. Скрылов, Г. В. Губарев.), изданный в 1970 году в США, и изданная на его основе в 2007 году «Энциклопедия казачества» (Москва, издательство «Вече») называют число некрасовцев, вернувшихся на родину до 1958 г., в 7200 человек, очевидно, принимая за некрасовцев староверов-липован («дунаков»), в том числе более 2 тысяч семей, прибывших в 1947 году из Румынии в Советский Союз и поселившихся в Ейском районе.

Вторая волна

22 сентября 1962 года из Турции, селения Коджа-Гёль (до 1938 — Бин-Эвле или Эски-Казаклар, по-некрасовски Майнос) в Россию вернулись 215 живших там семей некрасовцев общим числом 985 человек. Всего к 1962 году в Россию и СССР переехало около 1500 некрасовцев, из них чуть более 1200 майносцев. Сейчас их потомки проживают в посёлке Новокумский Левокумского района Ставропольского края[4].

В 1963 году несколько десятков семей некрасовцев и «дунаков», общим числом в 224 человека, отказавшихся выезжать в Советский Союз, были приняты в США. В Турции осталась только одна семья.

Современное состояние

Возвратившись в Россию, казаки-некрасовцы сохраняли старый уклад, хотя и начали работать в совхозах. Они носили нательные кресты и бороды. Крестили детей, венчали молодоженов и отпевали покойников (читалисорокоуст). Чтили христианские праздники Рождество и Пасху. Однако их дети ходили в советские школы, учились в вузах и служили в армии. Юрисдикционно принадлежали в основном к белокриницкому согласию. Происходила медленная ассимиляция некрасовцев советским обществом, что привело к постепенной адаптации некрасовцев.

 

  • Этнодеревня казаков-некрасовцев и духовных молокан.

Первое этническое подворье МБУ «ЦТРК казаков-некрасовцев и духовных молокан» в посёлке Новокумском Ставропольского края, где проживают вернувшиеся из Турции более полувека назад казаки-некрасовцы и христиане-молокане, проводит обзорные экскурсии. Здесь вы познакомитесь с устройством подворья и красочным убранством людской избы казаков–некрасовцев и жилищем духовных молокан, с их традиционными ремёслами и традиционными праздниками. Хранители культур во время экскурсий раскроют вам красоту жизни своих народов, фольклор, обычаи, единство духовных и народных традиций казаков-некрасовцев и духовных молокан. Народные умельцы откроют вам тайну бисероплетения традиционных казачьих украшений. Также, научат вас мастерить тряпичную куклу безшовным способом, проявляя фантазию и творчество.[5]

Примечания

Заметки игумена Кирилла (Сахарова) о выставках, посвященных казакам-некрасовцам

Выставка, а точнее даже две выставки, открылись 14 мая в Доме причта Рогожской Слободы. Названия выставок: «Некрасовцы – путь на Родину» и «Эхо времени. Кто такие казаки- некрасовцы». Накануне в Министерстве культуры прошло торжественное открытие «Дней казаков-некрасовцев в Москве». Это мероприятие совпало по времени с отчётно-выборным собранием на нашем приходе. Оно проходило с участием благочинного и несколько затянулось. Тем не менее, я рискнул поехать, стремясь попасть хотя бы к концу. Когда подъехали к зданию Министерства раздался звонок: «Все уже закончилось, участники расходятся». Водитель на обратном пути: «Как жаль, что мы не успели!» Я: «Слава Богу, что мы удержались, не пошли только для того, чтобы отметиться и встретить кого-либо из знакомых, уже выходящих с мероприятия». 

Делегацию некрасовцев встречали хлебом-солью у входа в Покровский кафедральный собор (в нём они пропели пасхальный тропарь). После официальных приветствий и выступлений в Доме причта началась экскурсия. Приехав пораньше, я уже всё осмотрел. Отмечу то, что наиболее запомнилось. «Они обрели Родину» - название одной из нескольких статей, посвящённых вернувшимся из Турции соотечественникам. Кандалы и пара книг, направленных против ревнителей древнего благочестия (Феофилакта Лопатинского и Димитрия Туптало) – как свидетельства гонений, подвигших покинуть Родину (первая книга – из Библиотеки редких книг и рукописей РПСЦ, вторая – из Собрания Рогожской казачьей станицы; обе книги написаны в 1745 году). Известная гравюра со сравнительным изображением предметов литургического обихода и формы перстосложения до реформы и после нее. Над гравюрой небольшая скульптура под названием «Дума казака» - как, мол, поступить, как определиться - очень наглядно. Неожиданное фото – «Некрасовцы во главе с атаманом на первой демонстрации в Советском Союзе 7 ноября 1962 года». Первыми священниками некрасовцев, когда они уже поселились в Ставропольском крае, были о. Трифон и о. Феофан. Последний был рукоположен Константинопольским Патриархом Афинагором и служил сначала в Русской Православной Церкви в Стамбуле. Письмо Хрущеву с ходатайством об открытии церкви (от 21 апреля 1963 года). Церковь была открыта только в ноябре 1964 года, через месяц после снятия генсека. Турки после выезда старообрядцев их церкви опечатали и не позволяли ничего вывозить (позднее за деньги часть храмовых принадлежностей вывести всё-таки удалось). Поразила фотография храма некрасовцех в Турции – уж больно он был ветхим и неказистым. Если бы не крест на нём, можно было подумать, что это хозяйственная постройка. Стенд с текстом заветов атамана Игната (запомнилось: «В земле какого царя живем, тому царю и служим»). В Оттоманской империи старообрядцы получили право поселяться, где захотят (в основном они жили около озера Майнос). В 1739 г. султан издал фирман о привилегиях для некрасовцев. Атаману была вручена золотая булава. Вначале старообрядцы платили только военный налог, но с введением в 1908 году всеобщей воинской повинности старообрядцев стали призывать в турецкую армию

 

(на выставке было немало фотографий молодых некрасовцев в турецкой военной форме).

Картина, на которой на фоне Босфорского залива изображены инок Павел Белокриницкий и митрополит Амвросий. Фотография с обретения мощей митрополита Амвросия (кисть его руки сохранилась нетленной). Большого объема схема об апостольском преемстве от Апостола Андрея через митрополита Амвросия и до наших дней (составлена по трудам свт. Арсения Уральского). Много предметов быта некрасовцев и информации на эту тему. Запомнилось о чистоте и удобстве их жилищ. Из кухни – о «пышечках» - лакомстве из печёного теста в сахарном сиропе с арахисом. «Обязательны на поминальном столе баранина, курятина, несколько видов рыбы» - странно. 

По старинному обычаю на службах у некрасовцев поют только мужчины. Здесь же под руководством нынешнего священника некрасовцев о. Евлампия пели и женщины. Пели бодро, зычно и отчётливо. Ближайший помощник батюшки пропел по-гречески «Святыи Боже» (по окончании пения митрополит заметил: «Святитель Амвросий радуется, слыша пение на родном языке»). Сундуки, казаны, образцы посуды и одежды (женская одежда мне показалась слишком вычурной и «накрученной» - наверное, сказалось турецкое влияние; низкий стол, перед которым можно сидеть только на коленях – тоже, по-видимому, от турок). Осматривая предметы быта, Владыка указывал посохом на заинтересовавшиеся его вещи, прося рассказать об их назначении. «У меня в деревне домик и это мне бы подошло» - сказал он о скромном домотканом коврике и деревянных сандалиях («ходули» - «по-некрасовски»). По отношению ко мне Владыка как всегда был приветлив и благожелателен: «Отец Кирилл, а Вы у некрасовцев не были? По-моему, Вы весь мир объехали». К сожалению, как поведал экскурсовод, нынешние некрасовцы практически не занимаются ремеслами, главные их усилия направлены на возделывание огородов. 

После окончания экскурсии вниманию присутствующих был предложен видеоматериал о первом круглом столе старообрядцев разных согласий. 

Потомки выехавших в Турцию казаков – участников Булавинского восстания завершили своё пребывание в столице. Два с половиной века прожили они в Турции, спасаясь от репрессий. Тридцать тысяч участников восстания были убиты, семь тысяч повешены. Вернулись они из Турции только в 1962 году уже при Советской власти. В Турции жили неплохо. Занимались здесь виноградарством и рыболовством (после их отъезда в тех местах, где они жили, рыбачить стало некому). Очень скучали по России. Ностальгия особенно накатывала, когда дул «восточный ветер». Когда возвращались на пароходе в Советский Союз, впервые соприкоснулись с электричеством и увидели кинофильм. На новом месте, в Ставропольском крае, сразу начались сложности. Учителя запрещали детям ходить в церковь, срывали с них кресты. Священника некрасовцев о. Феофана вызывали по этому поводу в школу. 

Некрасовцы говорили: «Если бы не вера, мы бы рассыпались». В постперестроечный период они столкнулись с безработицей, которая провоцировала пьянство. Молодёжь стала уезжать в города. Количество прихожан храмов снижаться. «Корни наши кончаются. Пришли сюда спасаться, а всё погибло. Для тела здесь всего много, а для души нет» - сетовали потомки казаков. Власти, уже после снятия Хрущёва, помогли построить две церкви, небольшого, конечно, размера. Интересно, что когда старообрядцы приехали на отведённые им земли и услышали удары в било, то подумали, что звонят к церковной службе, а оказалось, что это был сигнал к обеду в колхозной столовой. Кстати, обещали их поселить на Кубани и Дону, а привезли в Ставропольский край. Образовалось два посёлка. Расстояние между ними – 30 км (обещано же было, что они будут рядом, так что можно будет переговариваться через речку). Сказать, что некрасовцы по Турции не скучают, а точнее не скучали, было бы лукавством. 

Большой интерес у участников традиционного вечера духовных песнопений на Рогожском вызвало богослужебное пение некрасовцев, прежде всего распевы избранных стихов кафизм на утрени. В Институте искусствознания прошёл просмотр нескольких видеофильмов о некрасовцах. Особенно заполнился фильм об их поездке в Турцию летом 1994 года. Было трогательно видеть, как они осматривали свои бывшие дома, вспоминали как всё в них было расположено раньше. На кладбище у единственного сохранившегося надгробия священник совершил заупокойную литию. Я поинтересовался: куда исчезли могилы, неужели турки разрушили кладбище. Оказалась, что нет, просто прошло много времени и всё само по себе пришло в упадок. В одном месте бывшего кладбища одна из участниц поездки, припадая к земле, вспоминая близкого родственника, громко плакала. Турки довольно гостеприимно и благожелательно встретили приехавших. Устроили «байрам» - угощение за низкими столиками, причём по турецкому обычаю мужчины и женщины сидели отдельно. С турками обнимались, «лопотали» на их языке, вместе танцевали. Во время ритмичных скромных танцев пощёлкивали пальцами, использовали губные гармошки и деревянные ложки. Впечатление сюрреализма происходящего усиливал фон завываний мул, призывавших правоверных мусульман к молитве. Одна женщина особенно тепло общалась с приезжими. Оказалась, что она русская, замужем за турком – поэтому осталась в Турции. 

Другой видеофильм был посвящён песням и плясовым мелодиям некрасовцев. Во время ритмичных приплясов использовалась морская ракушка, издававшая протяжный звук (я сначала подумал, что это следствие технического дефекта в трансляции фильма). С помощью такого звука, кстати, созывали на свадьбы. Слыша гиканья мужчин и визги женщин, подумал: «Наверное, Аввакум был бы не восторге от этой картины. Но попробуй запрети, «засуши» - последние прихожане разбегутся». Ещё в видеофильмах заполнилось как с песнями, приплясывая, по случаю какого-то семейного торжества входят в дом. Посиделки престарелых женщин на Красную горку с духовными беседами и протяжным пением пасхальных стихер. Катание по земле макетов пасхальных яиц (одна бабуля ловя «яйцо» рухнула как вратарь в футбольном матче под бурю эмоций зрителей). Приготовление пищи (варка кур, щук), застолье. Фрагмент пасхальной службы. Бросилось в глаза присутствие большого количества безбородых мужчин. Крестились с поклоном в ответ на каждение. После каждого стиха пасхального Евангелия трижды ударяли в небольшие колокольчики (мужчины держали их в руках), священник служил в белом облачении (мы, по «новообрядной инерции», используем красное). Младенцев, после того как их причастили, взрослые не крестили, как это делается у нас. Христосуясь с хоругвеносцами, священник что-то клал им в карман. 

Последний видеосюжет был о современной аранжировке якобы танца некрасовцев. Двухметровые, усатые, в красных шароварах «аскеры» (воины – по-турецки) воинственно плясали под восточную музыку. Реплики некрасовцев: «Весело, но это не наше, непохоже». «У нас парень танцуя никогда не брал девушку за руку, тем более за талию – только за платок в руке. Мужчины нарочито на танец женщин не приглашали». « Барабанов у нас не было. Это больше похоже на пляски кубанских казаков» и т.д. и т.п. 

В последний день пребывания некрасовцев в Москве по соседству с нашим храмом в НИИ природного и культурного наследия имени Д. Лихачёва подводили итоги. Красной нитью проходила следующая мысль: есть ли перспектива продления бытия культуры некрасовцев или остаётся только, изучая её, провожать её «в последний путь?» Как сочетать современность с хранением традиций»? Были обозначены проблемы: упущенная возможность с организацией воскресной школы, почти полное отсутствие финансирования и пр. 

pravoslavnoe-hristianstvo.mirtesen.ru

Казаки-некрасовцы — Казачий Союз "Область Войска Донского"

Некрасовцы (некрасовские казаки, казаки-некрасовцы, игнат-казаки) — потомки донских и хопёрских казаков, которые, после подавления Булавинского восстания, ушли с Дона в сентябре 1708 года. Названы в честь своего лидера Игната Некрасова. Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России, на территории Османской империи, приняв подданство султана.

После поражения Булавинского восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушли за границу — на Кубань — территорию Крымского ханства. Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тыс. (500—600 семей) до 8 тыс. казаков с женами и детьми. Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани, принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. Казаков этого войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.

Игнат Некрасов

Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров (недалеко от Темрюка), основав три городка — Блудиловский, Голубинский и Чирянский.

Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные русские земли.

В 1711-1720 гг. некрасовцы принимали активное участие в набегах крымского хана на Россию, "вымещая злобу против правительства и русского царя за прежние гонения и поражения раскольников" (П.П.Короленко). Вначале нападениям подвергались донские и хопёрские казачьи городки, украинские и русские сёла близ городов Валуйки и Полтавы. В 1717 году состоялся один из самых кровопролитных по своим последствиям набегов на территорию России (в частности, Воронежскую, Казанскую и Нижегородскую губернии).16 июля 1717 г. царский слуга П.С.Салтыков с тревогой писал: "Некрасов, да Сенька Кобылской и Сенька Ворок с некрасовскими казаками великим собранием хочет идти под Царицын!". По оперативным данным, направленным в Сенат, войско крымского султана Бахты-Гирея, в котором находились некрасовцы, остановилось "верстах в трех не дошед Царицына... у речки Ел шайки". Примечательно, что в ходе возникших разногласий по поводу дальнейших действий Игнат Некрасов высказал свое мнение - атаковать Царицын. И это притом, что значительная часть крымской знати предлагала идти "для разорения сел и деревень вверх", а также на Пензу и Тамбов. Понимая, что Царицын им не по зубам, 3 августа кубанцы атаковали Пензу и, не сумев взять ее, выместили неудачу на уездных дворянских усадьбах. Грабились и сжигались окрестные села, в плен попали сотни людей. Из "доношения" в Сенат от вице-губернатора князя С.Путятина, в столице стало известно о массовом разорении "кубанскими воровскими людьми" сёл в Симбирском, Саранском и Пензенском уездах. Однако, когда орда, отягощенная добычей, направлялась на Кубань, ее настигли между Волгой и Доном донские казаки под командованием В.Фролова.

 

11 августа 1717 г. произошла ожесточенная битва, в ходе которой, по разным данным, удалось отбить от 1000 до 1500 российских пленных, уничтожить до 500 кубанцев. Из допроса одного из пленных кубанцев выяснилось, что некрасовцев участвовало в том походе до 200 человек. Крымский хан привлекал казаков не только в нападениях на российские земли. Так, в августе 1733 года около четырехсот некрасовских казаков участвовали в изгнании ногайцев с Кубани, а через два года вместе с крымскими татарами предприняли военный поход в Кабарду. Активные и целенаправленные действия российских войск против кубанцев начались в 1736 году, однако, некрасовцы вовремя покидали свои городки и пережидали "на островах между багнами в крепких местах". Не получалось "кнутом" - пробовали "пряником». В 1735—1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину.  Для казаков, долгие годы сражавшихся против России, известие о царском предложении было, конечно, ошеломляющим и внушало опасения. Вот что говорил в 1737 году бежавший из-за Кубани казак Я.Коржихин: "Бедные казаки в разговорах объявляют тайно, что намерены бы идтить по-прежнему под Державу Российской Государыни, а другие, большая часть, идтить не хотят и за другими того смотрят, и перепоручились круговыми поруками и всему бедному народу объявляют, что российская Государыня никак их в вине не простит и по приходу их на Дон повелит всех перевешать". После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться.

Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова с войсками. Не имея возможности противостоять русским войскам, некрасовцы начали переселение в турецкие владения на Дунае. После взятия Анапы русским отрядом генерала И. В. Гудовича в 1791 году последние кубанские «игнат-казаки» ушли в Бессарабию и Болгарию.

В 1740—1778 гг. с разрешения турецкого султана некрасовцы перебрались на Дунай. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов. На Дунае они поселились в Добрудже в плавнях по соседству с липованами, которые и теперь живут в современной Румынии.

На Дунае казаки-некрасовцы в основном расселились в Дунавцах и Сарикёй, а также в селениях Слава Черкасская, Журиловка, Некрасовка и др. После разгрома в 1775 году Запорожской Сечи в тех же местах появились и запорожцы. Споры за лучшие рыболовные места между некрасовцами и запорожцами стали доходить до вооружённых столкновений и в результате большая часть некрасовцев была вынуждена покинуть Дунай и переселиться дальше на юг.

Оставшиеся в Добрудже некрасовцы были в значительной мере поглощены значительно преобладающими по численности липованами и ассимилированы в среде липован и прибывающих в тот район выходцев-староверов из России, по большей части утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его «заветы». Однако продолжать называться некрасовцами им было выгодно, ввиду предоставления турецкими властями ряда привилегий. Их прозвали «дунаками».

Майносская община

После взятия запорожцами некрасовского Дунавца и переселения туда запорожского коша из Сеймена, в 1791 г. ушедшие с Дуная некрасовцы разделились на две группы. Одна из них осела на побережье Эгейского моря, в Эносе в восточной Фракии, другая — в азиатской Турции на озере Майнос (озеро Куш), в 25 км от портового города Бандырма. К началу XIX века образовались две группы некрасовцев — дунайская и майносская. Из Эноса значительно поредевшая в результате эпидемий община некрасовцев в 1828 году переселилась на Майнос и полностью влилась в майносскую общину.

К середине XIX века произошло имущественное расслоение общины, наметились и религиозные разноречия, и во второй половине 1860-х гг. часть майносцев (157 семей) в результате раскола общины ушла и основала поселение на острове Мада (на Бейшехирском озере). Их судьба оказалась трагичной — в результате эпидемии, «подморной» земли и зараженной воды в озере, к 1895 году на Маде оставалось всего 30 дворов, а к 1910 г. в селении осталось только 8 семей. Таким образом общины казаков-некрасовцев, живущих по «заветам», остались только на Майносе (большая) и на Маде (меньшая).

В 1860-х годах начали проявляться некоторые тенденции ухудшения взаимоотношений между некрасовцами и турецкими властями, которые впоследствии привели к невозможности проживания общины на территории Турции. В начале XX века завершился религиозный, культурный и имущественный раскол общины на фоне ухудшения положения некрасовцев в Турции (усиление налогового гнёта, воинской повинности и отъема части земель на оз. Майнос в пользу мухаджиров), окончательно была утрачена вера в возможность отыскать мифический «Город Игната».

К 1911 году в поселениях на Майносе и Маде оставалось менее 1000 казаков-некрасовцев. В письме Кавказского наместника Н. А. Бугрову от 26 октября 1910 г. говорилось о 175 семьях с. Эски-Казаклар, с общим количеством в 729 человек обоего пола. В 1911 г. в ходе обследования некрасовского поселения оказалось, «что большая половина их желает переселиться в Россию, а именно 418 человек, из которых 202 мужескаго пола и 216 женскаго пола».

Возвращение в Россию

Первая волна

Незначительное количество некрасовцев-майносцев — «молодых людей, предназначенных турками к отбыванию воинской повинности», выехало в Россию в 1911 г. с целью избежать службы в армии Турции, что было самой первой неофициальной волной переселенцев. Несмотря на завет Миши Харина «при царе в Расею не возвращаться», с разрешения российского правительства и турецких властей началась их реэмиграция в Россию. Разрешения селиться на Дону или Кубани некрасовцы не получили, а были направлены в Грузию. Первая официальная волна реэмигрантов была незначительной. На забронированные в Грузии ещё с 1911 г. земельные участки для группы возвращенцев из 45 семей в 1912 г. из с. Майнос выехало всего 35 семей. Всего за 1912—1913 гг. выехало 70—80 семей. Основав два селения, Успенское и Воскресенское, казаки прожили там всего несколько лет. После провозглашения независимости Грузии и установления власти меньшевистского правительства (начало 1918 г.) они все были вынуждены снова переселяться, на этот раз на Кубань, в станицу Прочноокопскую. Весной 1919 года Кубанская законодательная Рада зачислила 246 казаков-некрасовцев (в возрасте от 1 до 71 года) в состав кубанского казачества, и им были выделены земельные наделы примерно в 30 км от Приморско-Ахтарской станицы, где к уже к лету 1920 года некрасовцы основали хутора Некрасовский и Новонекрасовский, впоследствии слившиеся в один — Новонекрасовский. Около 170—200 семей оставалось в Турции.

Чтение некрасовцами "Заветов Игната" 

В 1925 г. последние три семьи с Мады приехали в Советский Союз и поселились в Новонекрасовском хуторе. В 1927 г. 170 семей (507 человек) некрасовцев деревни Майнос, несмотря на разрешение, так и не приехали в СССР.

Исследования Александры Москетти-Соколовой в работе «Историко-культурные связи казаков-некрасовцев и липован» и новые архивные документы, рассмотренные в монографии кандидата исторических наук Д. В. Сень — «„Войско Кубанское Игнатово Кавказское": исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г.-конец 1920-х гг.)», свидетельствуют, что какого-либо массового переселения некрасовцев после 1914 г. и до 1962 г. не было. Казачий словарь-справочник (составители А. И. Скрылов, Г. В. Губарев.), изданный в 1970 году в США, и изданная на его основе в 2007 году «Энциклопедия казачества» (Москва, издательство «Вече») называют число некрасовцев, вернувшихся на родину до 1958 г., в 7200 человек, очевидно, принимая за некрасовцев староверов-липован («дунаков»), в том числе более 2 тысяч семей, прибывших в 1947 году из Румынии в Советский Союз и поселившихся в Ейском районе.

Вторая волна

22 сентября 1962 года из Турции, селения Коджа-Гёль (до 1938 — Бин-Эвле или Эски-Казаклар, по-некрасовски Майнос) в Россию вернулись 215 живших там семей некрасовцев общим числом 985 человек. Всего к 1962 году в Россию и СССР переехало около 1500 некрасовцев, из них чуть более 1200 майносцев. Сейчас их потомки проживают в посёлке Новокумский Левокумского района Ставропольского края.

В 1963 году несколько десятков семей некрасовцев и «дунаков», общим числом в 224 человека, отказавшихся выезжать в Советский Союз, были приняты в США. В Турции осталась только одна семья.

Современное состояние

Возвратившись в Россию, казаки-некрасовцы сохраняли старый уклад, хотя и начали работать в совхозах. Они носили нательные кресты и бороды. Крестили детей, венчали молодоженов и отпевали покойников (читали сорокоуст). Чтили христианские праздники Рождество и Пасху. Однако их дети ходили в советские школы, учились в вузах и служили в армии. Юрисдикционно принадлежали в основном к белокриницкому согласию. Происходила медленная ассимиляция некрасовцев советским обществом, что привело к постепенной адаптации некрасовцев.

источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Некрасовцы

http://cityslav.ru/index.php?id=160

ksovd.ru

Некрасовцы: мятежные казаки, которые стали турками

Возвращение на родину

Уже в 1860-х турецкие власти были недовольны некрасовцами, наращивали подати, вводили воинскую повинность и отнимали земли близ озера Майнос. Это было сопряжено с тем, что некрасовцы отказались выступать против России, к чему их пытались обязать турки.

К 1911 году в обоих поселениях проживали менее чем тысяча игнат-казаков, и большинство из них хотели обратно в Россию.В 1911 году некоторое небольшое количество некрасовцев выехало в Россию для того, чтобы не служить в турецкой армии, несмотря на завет Игната «при царе в Расею не возвращаться».

1

После этого власти Турции и России разрешили реэмиграцию, но некрасовцам запрещали селиться на Дону или Кубани, их направляли в Грузию. После объявления независимости Грузии казакам уже вскоре придется переселяться снова, на Кубань. Еще около двухсот семей оставались к тому времени в Турции.Массового переселения казаков-игнатовцев после 1914 года не было. Несмотря на разрешение, множество семей из деревни Майнос решили остаться на своих местах. Однако вторая волна реэмиграции началась спустя 50 лет, в 1962 году: тогда в Россию вернулись почти полторы тысячи некрасовцев из Турции.

Эмигранты плыли из Турции в СССР на теплоходе «Грузия», и этот памятный момент до сих пор празднуется современными некрасовцами. На данный момент их потомки живут в Ставропольском крае. Впрочем, несколько десятков семей тогда отказались въезжать в СССР и их приняли в США. Лишь одна семья казаков-игнатовцев при этом осталась в Турции.

Когда некрасовцы возвратились в Россию, они сохранили свои обычаи – носили нательные кресты, бороды, креcтили детей и отпевали покойников, однако при этом их дети ходили в советские школы, а сами они работали в совхозах. До сих пор сохранились песни некрасовцев, припевы в которых чередуют русский и турецкий языки и сохраняют восточный колорит:

Турецкие напевы и русские песни и частушки смешались воедино, создав богатую и оригинальную фольклорную традицию. В современном быту игнатовские казаки также переняли часть турецких традиций: они любят сидеть на ковриках, поджав ноги и пить кофе, варить кукурузу и чорбу.

russian7.ru

Некрасовцы: как казаки стали турками

Возвращение на родину

Уже в 1860-х турецкие власти были недовольны некрасовцами, наращивали подати, вводили воинскую повинность и отнимали земли близ озера Майнос. Это было сопряжено с тем, что некрасовцы отказались выступать против России, к чему их пытались обязать турки.

К 1911 году в обоих поселениях проживали менее чем тысяча игнат-казаков, и большинство из них хотели обратно в Россию.В 1911 году некоторое небольшое количество некрасовцев выехало в Россию для того, чтобы не служить в турецкой армии, несмотря на завет Игната «при царе в Расею не возвращаться».

1

После этого власти Турции и России разрешили реэмиграцию, но некрасовцам запрещали селиться на Дону или Кубани, их направляли в Грузию. После объявления независимости Грузии казакам уже вскоре придется переселяться снова, на Кубань. Еще около двухсот семей оставались к тому времени в Турции.Массового переселения казаков-игнатовцев после 1914 года не было. Несмотря на разрешение, множество семей из деревни Майнос решили остаться на своих местах. Однако вторая волна реэмиграции началась спустя 50 лет, в 1962 году: тогда в Россию вернулись почти полторы тысячи некрасовцев из Турции.

Эмигранты плыли из Турции в СССР на теплоходе «Грузия», и этот памятный момент до сих пор празднуется современными некрасовцами. На данный момент их потомки живут в Ставропольском крае. Впрочем, несколько десятков семей тогда отказались въезжать в СССР и их приняли в США. Лишь одна семья казаков-игнатовцев при этом осталась в Турции.

Когда некрасовцы возвратились в Россию, они сохранили свои обычаи – носили нательные кресты, бороды, креcтили детей и отпевали покойников, однако при этом их дети ходили в советские школы, а сами они работали в совхозах. До сих пор сохранились песни некрасовцев, припевы в которых чередуют русский и турецкий языки и сохраняют восточный колорит:

Турецкие напевы и русские песни и частушки смешались воедино, создав богатую и оригинальную фольклорную традицию. В современном быту игнатовские казаки также переняли часть турецких традиций: они любят сидеть на ковриках, поджав ноги и пить кофе, варить кукурузу и чорбу.

russian7.ru

Из истории казаков, ставших турками. Некрасовцы

История некрасовцев началась с открытой конфронтации Петру I. Мятежные казаки были вынуждены уйти за Дон, а потом и в Турцию, где встали под турецкие стяги. Вернулись обратно они уже в середине  ХХ века.

Казачье восстание

Во время Северной войны крестьянам на Руси жилось нелегко, и многие из них приняли решение бежать на Дон, в казачьи земли. В 1707 году Петр I издал указ о розыске беглых крестьян, а главным ответственным стал сам князь Юрий Долгорукий.

Когда Юрий Долгорукий прибыл к казакам, те решили, что ловля крепостных за Доном – это нарушение сложившейся традиции и подняли мятеж. Около двух тысяч крестьян Долгорукий смог вернуть, однако прочие примкнули к казачьему мятежному войску под предводительством Кондратия Булавина.

Жестокость войны со столицей отразил в своих записях сам бахмутский атаман: «А нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги».

Булавину вместе с небольшим войском удалось напасть на отряд князя Долгорукова из засады, в результате чего Юрий Долгорукий и весь его отряд погибли, а Петром I была выслана новая 32-тысячная армия под предводительством брата Юрия – Василия Долгорукого.

Булавин, назначенный атаманом Войска Донского, решил идти на Москву, но имел в своем распоряжении куда меньшие силы, и им было принято решение разделить армию на три части. Одна из них отправилась осаждать Саратов, и после неудачи осела в Царицыне. Другая группа встретилась с войском Долгорукого и потерпела поражение. Третий отряд возглавил сам Булавин, и с ним он пытался взять Азов. После неудачи казаками против него был составлен заговор, атаман был убит, а Войско Донское присягнуло русскому царю.

Игнат Некрасов

Тем временем войска Игната Некрасова, расположенные в Царицыне, были настроены продолжать борьбу. Некрасов решил возвращаться на Дон с пушками и армией, а другая часть казаков осталась в Царицыне. Уже вскоре была разбита оставшаяся в Царицыне группировка, а когда Некрасов встретился с царскими войсками из Черкасска, он тоже был разбит.

После поражения Некрасов взял оставшихся казаков, по разным оценкам – от двух до восьми тысяч человек, и отправился, спасаясь от войск царя, за границу, на Кубань. Кубань тогда являлась территорией Крымского ханства, и на ней проживали ушедшие из России в девяностых годах XVII века казаки-старообрядцы. Объединившись с ними, Некрасов основал первое казачье войско на Кубани и казаки приняли подданство крымских ханов. Беглые казаки с Дона и крестьяне постепенно вливались в эту коалицию.

Некрасовцы сперва поселились на правом берегу реки Лаба, где располагается современная станица Некрасовская. В дальнейшем казаки переселялись на Таманский полуостров, основывая все большее количество городков. Казаки постоянно нападали на пограничные российские земли, и только смерть Игната Некрасова вернула ситуацию в более мирное русло.

Анна Иоанновна в 1735-1739 годах неоднократно предлагала казакам вернуться домой, однако результата не последовало. Тогда императрица отправила на Кубань донского атамана с целью вернуть назад непокорных некрасовцев. В страхе перед обширной военной кампанией, которую развернули русские войска, некрасовцы переселились на Дунай, из крымских в турецкие владения.

Пушкин зафиксировал переход казаков-игнатовцев под турецкие стяги: «Со стороны турков замечены были копья, дотоле у них не бывалые; эти копья были русские: некрасовцы сражались в их рядах».

"Заветы Игната"

В 1740 году началось переселение на Дунай. Султаны Османской империи дали казакам-некрасовцам все те же полномочия, которые те имели под патронажем крымских ханов. В Османской империи казаки поселилились в области Добруджа, находящейся на территориях современной Румынии и Болгарии, и их соседями стали липоване, беспоповские старообрядцы из России, переселившиеся туда во время церковных реформ патриарха Никона.

Казаки соблюдали «заветы Игната» - 170 строгих законов, записанных в «Игнатовой книге». Среди них были такие суровые заповеди, как «за брак с иноверцами – смерть» или «за убийство члена общины закапывать в землю».

Некрасовцы вскоре вынуждены были делить свои земли с запорожцами, которые переселились на те же земли после побелы над Запорожской Сечью в 1775 году. Несмотря на отвагу и храбрость, споры с запорожцами не давали покоя некрасовцам, и они начали уходить из Бессарабии и переселяться дальше на юг. Оставшиеся некрасовцы смешались с липованами и другими старообрядцами и утратили древние обычаи и предания.

Далее некрасовцы смогли расселиться на побережье Эгейского моря в восточной Фракии и в азиатской Турции – на озере Майнос. После того, как во Фракии среди некрасовцев прошла эпидемия, оставшиеся в живых ушли на Майнос, однако объединившаяся община не смогла долго сдерживать социальные и религиозные противоречия. В 1860-х часть майносцев ушли из общины и основали свое собственное поселение на озерном острове Мада на юго-западе Турции. Из-за эпидемий и зараженной воды в озере население отколовшейся группы некрасовцев стремительно уменьшалось.

 

Возвращение на родину

Уже в 1860-х турецкие власти были недовольны некрасовцами, наращивали подати, вводили воинскую повинность и отнимали земли близ озера Майнос. Это было сопряжено с тем, что некрасовцы отказались выступать против России, к чему их пытались обязать турки.

К 1911 году в обоих поселениях проживали менее чем тысяча игнат-казаков, и большинство из них хотели обратно в Россию.В 1911 году некоторое небольшое количество некрасовцев выехало в Россию для того, чтобы не служить в турецкой армии, несмотря на завет Игната «при царе в Расею не возвращаться».

После этого власти Турции и России разрешили реэмиграцию, но некрасовцам запрещали селиться на Дону или Кубани, и направляли в Грузию. После объявления независимости Грузии казакам уже вскоре придется переселяться снова, на Кубань. Еще около двухсот семей оставались к тому времени в Турции.Массового переселения казаков-игнатовцев после 1914 года не было. Несмотря на разрешение, множество семей из деревни Майнос решили остаться на своих местах. Однако вторая волна реэмиграции началась спустя 50 лет, в 1962 году: тогда в Россию вернулись почти полторы тысячи некрасовцев из Турции.

Эмигранты плыли из Турции в СССР на теплоходе «Грузия», и этот памятный момент до сих пор празднуется современными некрасовцами. На данный момент их потомки живут в Ставропольском крае. Впрочем, несколько десятков семей тогда отказались въезжать в СССР и их приняли в США. Лишь одна семья казаков-игнатовцев при этом осталась в Турции.

Когда некрасовцы возвратились в Россию, они сохранили свои обычаи – носили нательные кресты, бороды, креcтили детей и отпевали покойников, однако при этом их дети ходили в советские школы, а сами они работали в совхозах. До сих пор сохранились песни некрасовцев, припевы в которых чередуют русский и турецкий языки и сохраняют восточный колорит:

Турецкие напевы и русские песни и частушки смешались воедино, создав богатую и оригинальную фольклорную традицию. В современном быту игнатовские казаки также переняли часть турецких традиций: они любят сидеть на ковриках, поджав ноги и пить кофе, варить кукурузу и чорбу.

 

Сергей Зотов

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

algre.livejournal.com