Послевоенные проекты речных боевых кораблей. Катера военные ссср


Послевоенные проекты речных боевых кораблей

Часть 3. Речной артиллерийский катер пр.1204

<<< см. предыдущую часть

 

В конце 1950-х – начале 1960-х гг. в мировом военном кораблестроении произошла подлинная техническая революция.

Вооружение кораблей управляемым ракетным оружием, казалось бы, навсегда поставило точку в долгой истории развития артиллерии крупного калибра, надводной и подводной конструктивной защиты. Естественно, что все проектируемые в то время в СССР корабли не имели ни крупнокалиберной артиллерии, ни конструктивной защиты. Единственным исключением оказался новый речной артиллерийский катер (АКА)*, проектирование которого было начато ЦКБ-5 (ныне – ЦМКБ «Алмаз») в феврале 1965 г.

 

* – Прим. авт. В 1965 г. все бронекатера были переклассифицированы в артиллерийские катера (АКА)

 

Почему же ВМФ СССР, который в 1960-е гг. стремительно становился океанским, ракетно-ядерным, вдруг понадобился столь «архаичный» корабль?

Дело в том, что к середине 1960-х гг. дал о себе знать почти 30-летний перерыв в строительстве БКА. Уцелевшие после хрущевских сокращений катера пр.1124, 1125 и 191М технически и морально устарели, и к началу 1970-х гг. ВМФ и морские части погранвойск КГБ СССР могли остаться без этого подкласса боевых катеров.

В разгар «ракетной эйфории» было признано, что «артиллерийское вооружение, как показал опыт, имеет право гражданства наряду с ракетным, особенно при операциях в прибрежных районах» (цит. по «Обоснованию создания речного сторожевого артиллерийского катера нового проекта»). Не последнюю роль сыграло и стремительное ухудшение отношений с Китаем.

Согласно требованиям ТТЗ, утвержденным совместным решением МСП и ВМФ от 15 марта 1965 г., речной АКА пр.1204 (шифр проекта – «Шмель») предназначался для решения следующих задач:

– несение дозорной службы на реках и озерах;

– уничтожение речных судов и боевых катеров противника;

– содействие сухопутным войскам артиллерийско-пулеметным огнем;

– перевозка личного состава с личным оружием при переправах и действиях в бассейнах рек;

– действия в прибрежных районах морей (история появления этого пункта подробно описана в предыдущей части).

Таким образом, новый АКА предназначался для выполнения тех же задач, что и его знаменитые предшественники – БКА пр.1124, 1125, 191М и 192.

Казалось, что, «нащупав» удачные технические решения в пр.191М и развив их в пр.192, конструкторы (главные конструктором нового АКА был назначен «отец» всех отечественных БКА – Ю.Ю.Бенуа) при проектировании БКА 3-го поколения пойдут по пути дальнейшего наращивания огневой мощи и броневой защиты, взяв за основу конструкцию, апробированную на катерах 2-го поколения. И действительно, с самого начала главные размерения и обводы пр.1204 были приняты одинаковыми с таковыми у БКА пр.192 (который в проектных документах именовался «прототипом») за исключением высоты борта, которая для улучшения мореходности и обитаемости была увеличена до 2,1 м в носу и до 2,0 м на миделе и в корме. Однако на этом всякое сходство с предшественником заканчивалось.

Форма корпусов катеров и их водоизмещение были примерно одинаковыми, а вот «содержание» (т.е. разделы нагрузки) оказалось совершенно различным.

В истории военного кораблестроения трудно найти случай, когда корабли одного назначения, практически одинакового водоизмещения, проектированием которых занималась одна организация, получились бы столь разными по своим боевым возможностям. Проанализируем весовую нагрузку АКА пр.1204, сравнив ее с нагрузкой БКА пр.192 (табл.1).

Как известно, попытка улучшить мореходность была предпринята еще при проектировании БКА пр.192. В ТТЗ на проектирование АКА пр.1204 уже прямо оговаривалась возможность его использования в прибрежных мелководных районах морей. Высота надводного борта была увеличена, «горб» исчез, и катер стал гладкопалубным.

К новому катеру были предъявлены значительно более жесткие требования по прочности корпуса (запас общей прочности был принят равным 1,75).

Существовала и другая причина увеличения высоты борта. Условия службы на БКА пр.191М и 192 были очень тяжелыми: расположенные в корпусе низкие кубрики, несовершенная водяная система отопления, постоянная сырость, трудность приготовления горячей пищи, а главное – вибрация и шум от главных двигателей, достигавший в жилых помещениях уровня 103 дБ. Все это изматывающе действовало на личный состав. Особенно «роптали» пограничники, которым досталось несколько десятков БКА пр.191М, несших постоянную боевую службу по охране границы.

Поэтому на новом АКА было решено улучшить обитаемость и привести её в соответствие с действовавшими в то время требованиями ВМФ (ОН 9-451-63). Все жилые помещения максимально изолировали от МО, сгруппировав их в носовой части корпуса (II, IV, V и VI отсеки). Между жилыми помещениями и моторным отсеком разместили пост управления двигателями (VII отсек), переборки были покрыты специальной вибропоглощающей изоляцией.

Для уменьшения веса корпуса ЦКБ-5 прорабатывался вопрос о применении легких сплавов. Было подсчитано, что переход на легкие сплавы даст возможность уменьшить водоизмещение катера на 7-8 т. Однако применение легких сплавов было признано нецелесообразным прежде всего по экономическим соображениям: стоимость корпуса возрастала в 2-3 раза (всего катера – на 15-20%), требовались средства на проведение НИОКР по разработке конструкции броневой защиты из легких высокопрочных материалов.

Существенно вырос и вес раздела «Электрооборудование, связь и управление».

Для обеспечения плавания в открытом море, вблизи берегов и в узкостях в условиях плохой видимости на новом АКА установили НРЛС «Донец-2». Антенное устройство станции разместили на ферменном «постаменте», окончательно «похоронив» идею размещения второй пулеметной башни на крыше ходовой рубки. С самого начала отмечался большой вес станции (ок. 700 кг) и большие габаритные размеры приборов. Оптические средства наблюдения дополнили аппаратурой ночного видения МЭ-5. Также была установлена система «Градус-2», предназначенная для выработки курса или азимутального направления и выдачи этих данных авторулевому «Самшит-АО 13».

Жилые помещения были оборудованы искусственной вентиляцией, электрическим отоплением, на камбузе установили электроплиту и холодильную камеру.

Для обеспечения энергией всей этой массы электропотребителей пришлось заменить два дизель-генератора КГ-5.6 на два более мощных (и, естественно, более тяжелых) автоматизированных ДГА-25-9 (~380 В), увеличилось и количество электрораспределительных устройств. Возрос (правда, не столь существенно) вес раздела «Механическая установка», т.к. в качестве главных двигателей вместо дизелей М-50 (1000 л.с) были приняты более современные (и более тяжелые) М-50Ф мощностью 1200 л.с. (ресурс до переборки – 600 ч).

Подведем некоторые итоги. Суммарная нагрузка по трем вышеперечисленным разделам нагрузки масс для АКА пр.1204 составила 44,3 т или 62,4% полного водоизмещения (пр.192 – 27,1 т или 40,4%). В этих условиях ни о каком «воспроизведении» уникальной системы броневой защиты БКА пр.192 уже не могло быть и речи. Для этого потребовалось бы увеличить водоизмещение примерно до 130-150 т. Между тем, в ТТЗ на новый АКА была задано водоизмещение 62 т. На этапе технического проекта оно выросло до 71 т. Дальнейший рост водоизмещения жестко лимитировался необходимостью использования для перевозки БКА стандартных четырехосных железнодорожных платформ* (а не уникальных многоосных транспортеров).

 

* – Прим.авт. В ТЗ также специально оговаривалось, что перевозка БКА должна производиться с минимальным объемом демонтажа оборудования. Теоретически, уже через 5-6 ч после спуска на воду, приняв боезапас и топливо, катер мог выполнять боевую задачу

 

Простейший арифметический расчет показывал, что при сохранении заданной дальности плавания на такие важнейшие для боевого корабля разделы нагрузки, как «Защита» («Бронирование»), «Вооружение» и «Боезапас», у конструкторов нового АКА пр.1204 оставалось 14-15 т.

Выбор основного вооружения проектируемого артиллерийского катера оказался очень непростым делом. Производство башни МК-85 было уже давно прекращено, а разработку новой катерной башни посчитали «чрезмерной роскошью». Пришлось обращаться к создателям бронетанковой техники. Свои надежды конструкторы связывали с новым плавающим танком ПТ-90 («объект 906»), вооруженным 90-мм пушкой Д-62. Однако танк на вооружение принят не был, а робкие предложения разработать новую катерную башню на основе башни танка ПТ-90 были решительно отвергнуты «танкистами». Таким образом, ничего не оставалось, кроме как использовать башню строившегося серийно танка ПТ-76Б с довольно слабой 76-мм пушкой.*

Некоторым утешением являлось то, что 76-мм пушка была стабилизирована в двух плоскостях (стабилизатор СТП-2П «Заря»). С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГМТ. Управление огнем осуществлялось наводчиком с помощью прицела ТШК-2-66. Целеуказание наводчик должен был получать из боевой рубки от командира катера по внутрикорабельной связи.

В кормовой части катера размещалась одна 14,5-мм установка 2М-6 (два пулемета КПВТ), аналогичная устанавливавшейся на бронекатерах пр.191М и 192. Возможности ПВО катера были более чем скромными – мало того, при наличии на палубе мин стрельба из пулеметной установки была невозможна, и катер оказывался полностью, беззащитным от ударов с воздуха. Такое пренебрежение ПВО труднообъяснимо, тем более, что в конце 1960-х годов появились первые боевые вертолеты.**

 

* – Прим.авт. Легкий плавающий танк ПТ-76 («объект 740») разработан КБ Челябинском тракторном заводе в 1949-1951 гг. В 1958 г. его модернизировали путем установки пушки Д-56ТС с двухплоокостным стабилизатором (ПТ-76Б).

** – Прим. авт. Отсутствие второй пулеметной установки на крыше ходовой рубки почему-то преподносилось как достоинство (!?), так как уменьшался объем демонтажных работ при перевозке

 

В дальнейшем 14,5-мм пулеметную установку 2М-6 заменили на 25-мм пушечную 2М-3М (обр. 1957 г.). Строго говоря, ничто не мешало с самого начала разместить ее на катере, но на складах ВМФ находилось большое количество 2М-6, а их надо было куда-то пристроить.

Разумеется, в эпоху «сплошной ракетизации» ни один вновь проектируемый боевой корабль просто не мог не иметь управляемого ракетного оружия. На новом артиллерийском катере было предусмотрено размещение противотанкового управляемого ракетного комплекса 9К11 «Малютка». Две пусковые установки ПТУР (боезапас – 4 ракеты) размещались побортно в районе 7-8 шп. Пульт управления находился на ходовом мостике.

Комплекс «Малютка» принадлежал к первому поколению отечественных противотанковых ракетных комплексов и имел ручную систему управления: оператор через оптический прицел одновременно должен был следить за ракетой и целью и вручную управлять ракетой по проводам. При этом средняя вероятность попадания составляла 75-80%. Естественно, что прицельная стрельба на ходу, а тем более на волнении была невозможна – требовалась стабилизация прицела. Определенные надежды связывались с возможностью установки ПТУР непосредственно на башне ПТ-76, что позволяло использовать для их наведения стабилизированный прицел пушки и исключить наведение ПУ в направлении цели самим катером. Однако в танкостроении работы по этому направлению распространения не получили (более перспективным оказалось использование гладкоствольных пушек – пусковых установок).

Таким образом, АКА пр.1204 остался без УРО. Интересно отметить, что примерно в то же время во Франции велись работы по «оморячиванию» ПТУР SS-11. ПУ с четырьмя ракетами была установлена на опытном катере «La Combattante», построенном в 1964 г. Морские варианты ПТУР SS-11 и SS-12 с появлением в 1971 г. «настоящей» ПКР «Exocet» MM.38 дальнейшего развития не получили, а серийное строительство катеров типа «La Combattante» продолжалось уже с «Exocet».

С появлением 2-го (с полуавтоматической радиокомандной системой наведения), а в особенности – 3-го поколения ПТУР (управляемых по лазерному лучу и запускаемых из танковых пушек) идея «ракетизации» могла получить второе рождение, однако новые речные корабли пр.1208 и 1248 получили на вооружение 100-мм нарезную пушку Д-10-Т2с в башне танка Т-55.

Свободное пространство палубы от ходовой рубки до пулеметной башни еще на стадии эскизного проекта конструкторы попытались использовать для усиления вооружения катера. Первоначально прорабатывалась возможность размещения в районе 30 шп. 120-мм миномета, однако от этой идеи отказались, справедливо полагая, что прицельность стрельбы (учитывая подвижность катера) будет низкой.

В середине 1970-х гг. на некоторых катерах в этом районе соорудили уродливый «каземат» с бойницами для четырех 30-мм гранатометов БП-30.

Очевидно, вспомнив военный опыт довооружения БКА пр.1124 и 1125 реактивными установками М-8М и М-13М, на «шмелях» в кормовой части начали устанавливать ПУ БМ-14-17 (боекомплект – 34 снаряда) с 17-ю направляющими длиной 1100 мм. Заряжение производилось вручную с палубы, наведение также осуществлялось вручную. Более или менее прицельная стрельба по береговым целям могла вестись только на стопе и при отсутствии качки, при этом катер лишался своих основных преимуществ: высокой скорости и маневренности, превращаясь в неподвижную мишень.

Полное водоизмещение модернизированных катеров достигло 77 т.

Для постановки мин на катере в корме устанавливались скаты и минные рельсы, на которых могло размещаться 10 мин типа ЯМ или 4 типа ИГДМ-500.

Хотя новый АКА имел унаследованный от своего предшественника характерный завал бортов в средней части (15°), веса и объемы уникальной экранированной системы бронирования были уже давно «съедены» различными тяжелыми и крупногабаритными «чудесами техники». На катере было предусмотрено бронирование рубки (стенки – 10 мм, крыша – 4 мм), бортов (броневой пояс от 26 до 43 шп. толщиной 8 мм) и палубы в районе моторного отделения и поста управления двигателями (4 мм), башни (лоб – 15 мм, стенки – 10 мм, крыша – 10 мм), барбета башни, где размещался боезапас (10 мм), пулеметной башни 2М-6 (7+7 мм), барбета пулеметной «башни» (10 мм) и переборки на 26 шп. (4 мм).

Вертикальная броня защищала от поражения пулей калибра 7,62 мм с дистанции 100 м и от мелких осколков. Таким образом, принятая толщина брони и схема бронирования оставляли желать много лучшего.

Итак, суммарный вес разделов «Защита» (бронирование), «Вооружение» и «Боезапас» составлял у АКА пр.1204 15,4 т или 21,7% полного водоизмещения (БКА пр.192 – 29,2 т или 43,5%).

Как известно из истории мирового военного кораблестроения, все по-настоящему этапные корабли вбирали в себя самые последние достижения современной им науки и техники. Одним из таких кораблей был БКА пр.191М. От других кораблей своего подкласса его отличали применение эффективной экранированной системы бронирования, мощное вооружение специальной разработки, легкие быстроходные дизели. Как уже заметили читатели, АКА пр.1204 создавался на базе давно освоенных промышленностью образцов вооружения, приборов и механизмов, подавляющее большинство которых было разработано в конце 1950-х гг. (а некоторые – и того раньше). Все новаторские предложения проектантов (корпус из легкого сплава, бронирование с использованием неметаллических элементов, башня специальной конструкции, создание «под катер» новых легких и малогабаритных приборов и механизмов) «с порога» отвергались заказчиком.

Низкий приоритет программы создания АКА пр.1204 был совершенно очевиден. Основным критерием при проектировании являлся стоимостной, а боевая эффективность была принесена в жертву соображениям экономии. В начале 1960 г. ЦКБ-5 было загружено работами по созданию «кораблей будущего» – РКА, КДПП. В интересах этих программ создавались новые образцы вооружения и оборудования, им было обеспечено «бездонное» финансирование, в т.ч. и за счет нового АКА. Все это привело к созданию корабля, моральное устаревание которого произошло еще на стадии эскизного проекта.

Технический проект АКА «Шмель» был утвержден в конце 1965 г. В 1966 г. на 58 году жизни скончался Ю.Ю.Бенуа. Работу по внедрению «Шмеля» в серию и его дальнейшему совершенствованию возглавил Л.В.Озимов, более известный как гл. конструктор десантных КаВП.

Головной катер пр.1204 был построен в Керчи на ССЗ «Залив» в 1967 г. Здесь же развернулось крупносерийное строительство. Небольшие серии катеров построил николаевский ССЗ им. 61 Коммунара и ленинградское ПО «Алмаз». Всего с 1967 по 1974 гг. на трех заводах было построено 118 АКА пр.1204. ВМФ СССР получил 56 катеров (БФ – 10 ед, ТОФ – 30 ед., ЧФ – 16 ед.), морские части погранвойск КГБ СССР – 62 катера. К середине 1970 гг. новые АКА полностью заменили оставшиеся катера пр.191М.

Служба «шмелей» (как и их предшественников) не была отмечена яркими эпизодами. К счастью, этим слабовооруженным и слабозащищенным катерам не пришлось участвовать в боевых действиях. В 1984-1985 гг. Кампучии передали 4 модернизированных АКА пр.1204, которые без особого успеха (и ущерба для себя) использовались на реке Меконг против банд «красных кхмеров».

Во второй половине 1980-х гг. Зеленодольское ПКБ разработало техпроект нового малого речного АКА (пр.12130) водоизмещением около 90 тонн со скоростью ок. 20 уз, вооруженного двумя 30-мм АУ, 7,62-мм пулеметами и ПЗРК. Катер мог перевозится по железной дороге. Последовавший в 1991 г. распад СССР и разразившейся вслед за этим невиданный экономический кризис привел к постепенному сворачиванию в России работ по речным боевым кораблям (и не только по речным).

Сегодня даже в очень авторитетных изданиях утверждается, что зарубежные аналоги отечественным БКА либо значительно уступали им, либо отсутствовали совсем. Думается, что необходимо подробнее разобраться в этом вопросе.

Американцы, окончательно «завязнувшие» в конце 1960-х гг. в войне в Юго-Восточной Азии, создали специальную организацию (NIWPO) по разработке новых типов боевых катеров для действия в прибрежной зоне и на реках. Специалисты NIWPO разработали проектные предложения по 7 (!) типам катеров. Из них до стадии техпроекта дошел только один – малый речной сторожевой катер типа PBR (Patrol Boat River) водоизмещением ок. 15 т. Катер вооружался двумя 20-мм автоматическими пушками в башнях. Погреба боезапаса, МО и боевая рубка защищались противопульной броней. ЭУ состояла из двух авиационных ГТД, работавших на водометный движитель. По ряду причин проект так и не был реализован.

Вместо постройки дорогостоящих специализированных катеров экономные американцы создали свои «бронекатера» на базе десантных катеров типа LCM. Около 40 таких импровизированных БКА использовалось ВМС Южного Вьетнама и американской армией в дельте Меконга для борьбы с вездесущими «вьетконговцами». При водоизмещении 75-80 т катера были вооружены пушками калибра 20-40 мм, пулеметами, 81-мм минометом. Борта и надстройка были защищены легкими решетчатыми экранами и противопульной броней. Существенным недостатком этих «БКА» являлась низкая скорость – 7-8 уз. Фактически это были плавучие батареи, предназначенные для борьбы с противником, имеющим только легкое вооружение.

Помимо СССР традиционно большое внимание строительству речных боевых кораблей уделялось в Румынии. В 1974-1977 гг. для Дунайской флотилии было построено 10 БКА типа «Monitor» (см. табл. 2). Внешне эти спроектированные в начале 1970-е гг. корабли очень напоминают наши БКА пр.191М и 192. Они имеют низкий надводный борт, характерный «горб» в средней части. 76-мм пушка размещена в башне специальной конструкции, на ходовой рубке установлена вторая пулеметная установка и антенна РЛС.

Данные о системе бронирования и толщине брони, к сожалению, отсутствуют.

Автор сознательно выводит «за скобки» отечественные речные боевые корабли пр.1208 («Слепень») и 1248 («Москит»), справедливо полагая, что, несмотря на все «особенности национальной классификации», эти корабли относятся к подклассу речных мониторов, история развития которого выходит за рамки данной публикации.

АКА пр.1204 волей обстоятельств стал последнем (и далеко не лучшим) представителем подкласса малых речных боевых катеров, родоначальником которого стали посыльные суда типа «Кинжал». В настоящее время в строю осталось около двух десятков «шмелей». Катера давно выслужили положенный срок, их списание произойдет в ближайшие годы. Один из 118 построенных АКА пр.1204 увековечен в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, где он «замещает» своих легендарных предшественников.

 

Поделиться в социальных сетях:

otvaga2004.ru

Ракетные катера

Ракетные катера как класс боевых кораблей раньше пренебрежительно называли флотом для бедных. Однако именно ракетные катера оказались наиболее эффективными при ведении боевых действий в ограниченных морских акваториях.

Опыт великой отечественной войны вполне убедительно показал, что небольшие боевые корабли морские охотники, сторожевики, торпедные катера будут играть решающую роль при выполнении боевых задач в прибрежных районах и на ограниченных водных акваториях. В отличие от линкоров и крейсеров, ракетные катера обладают высокой скоростью и маневренностью, не бояться минных заграждений и торпед, практически не уязвимы для подводных лодок и авиации противника. Малые ракетные корабли могут успешно решать задача нанесения ударов по кораблям и береговым объектам противника, нарушение его морских коммуникаций, охраны водного района и борьбы с подводными лодками.

В послевоенные годы проектированием малых кораблей и катеров стали уделять особое внимание. Их оснащали современным оружием, системами управления и навигации, радиолокации и акустики. С разработкой первых противокорабельных ракет появилась возможность оснащения и этим видом оружия малых кораблей и катеров. Это должно было значительно повысить эффективность их боевого применения и снизить степень риска поражения катера при его выходе на цель. Одновременно можно было обеспечить многочисленность и относительную дешевизну больших серий ракетных катеров по сравнению с другими классами кораблей.

 

ракетные катера первого поколения проекта 183Р

В Советском Союзе созданием первых ракетных катеров занялись в начале 50-х годов. Работы велись в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз». В качестве базового прототипа был выбран хорошо зарекомендовавший себя в эксплуатации торпедный катер проекта 183. В послевоенное время эти военные корабли строились большими сериями, и с 1949 года состояли на вооружении ВМФ СССР. Проект нового ракетного катера получил обозначение 183Р. В 1957 году начались его ходовые испытания.

Технические характеристики ракетного катера проекта 183Р:Водоизмещение - 77 тонн;Длина - 25 м;Ширина - 6 м;Осадка -1,2 м;Материал корпуса - дерево;Силовая установка - четыре дизеля общей мощностью 4800 л. с.;Дальность плавания - 1000 миль;Скорость - 43 узла;Экипаж - 15 человек;

Корпус, силовая установка и системы управления ракетного катера остались от прототипа. Изменения коснулись главным образом вооружения. Из двух спаренных 25 мм артиллерийских установок оставили одну в носовой части. Торпедные аппараты заменили на два ракетных ангара с пусковыми установками противокорабельных ракет П-15. Также ракетные катера установили новую локационную станцию обнаружения надводных целей и аппаратуру управления огнем. Дальность полета противокорабельной ракеты П-15 в зависимости от модификации составляла от 40 до 80 км. Фугасно-кумулятивная боеголовка весила 500 кг. Ракета наводилась на цель в двух режимах: радиолокационном или инфракрасном. Стрельба ракетами была возможна на скорости хода ракетного катера до 30 узлов.

В период с 1959 по 1965 годы на судостроительных предприятиях Ленинграда и Владивостока было построено 112 ракетных катера проекта 183Р. В классификации НАТО эти корабли получили кодовое обозначение «Комар». В дальнейшем часть из них была передана на вооружение военно-морских флотов стран Варшавского договора и военно-морским силам дружественных стран Африки и Азии.

В тот период времени Советский Союз был единственной морской державой, где боевые корабли такого класса выпускались крупными сериями. Все остальные страны построили только опытные образцы. На западе обратили внимание на ракетные катера лишь после шестидневной войны на Ближнем Востоке. 12 октября 1967 года в районе дельты Нила четырьмя ракетами П-15, которые были запущены с двух египетских ракетных катеров проекта 183Р, был потоплен эсминец ВМС Израиля «Эйлат». Первый в истории случай боевого применения противокорабельных крылатых ракет заставил изменить отношения к «москитному флоту». С того момента во всем мире начался настоящий ракетно-катерный бум.

 

большой ракетный катер проекта 205

В Советском Союзе развитием проекта 183Р «Комар» стал большой ракетный катер проекта 205. Фактически это был переходный вариант от ракетного катера к малому ракетному кораблю.

Технические характеристики малого ракетного катера проекта 205:Водоизмещение - 205 тонн;Длина - 39 м;Шина - 8 м;Осадка - 2,6 м;Скорость хода - 40 узлов;Экипаж - 26 человек;

По классификации НАТО ракетный катер проекта 205 получил обозначение «Оса». Вооружение корабля уже состояло из четырех противокорабельных ракет типа «Термит» с новой системой управления стрельбой, а также модернизированной радиолокационной станцией обнаружения надводных целей и выдачи целеуказаний ракетному комплексу. Их дополняли две 30 мм скорострельные автоматические артиллерийские установки.

Головной ракетный катер проекта 205 вошел в состав советского ВМФ в 1960 году. Корабли 205 проекта строились вплоть до 70-го года в десяти различных модификациях. За этот период было построен более 400 больших ракетных катеров. Кроме Советского Союза ракетные катера состояли на вооружении флотов Югославии, ГДР, Польши, Китая, Индии, Индонезии, Финляндии, Египта и Сирии.

Боевую проверку большие ракетные катера проекта 205 прошли в различных вооруженных конфликтах. В октябре 1970 года катер военно-морских сил Египта потопил израильский военный корабль, который вел радиолокационный дозор и радиотехническую разведку вблизи побережья Египта.

 

зарубежные образцы ракетных катеров

ракетный катер «La Combattante 1» ракетный катер «La Combattante 2»

Наличие кораблей такого класса на вооружении советского военно-морского флота и военно-морских сил дружественных с СССР государств заставило страны НАТО ускорить собственные разработки в этом направлении. Сегодня ведущее место в области малого ракетного флота занимает Франция, где создано многочисленное семейство ракетных катеров «La Combattante 1» и «La Combattante 2». Они широко поставлялись в другие страны и строились там по лицензиям. Серьезное внимание развитию катерного флота уделяют и страны бассейна Балтийского и Северного морей - Германия, Швеция, Норвегия и Дания.

 

большие ракетные катера проекта 1241

 

ракетный катер «Кременчук» ВМС Украины  

В 1973 году начались работы по созданию противокорабельного комплекса «Москит» с одновременным проектированием нового ракетного катера проекта 1241 «Молния» в качестве носителя. Техническое задание было поручено конструкторам ЦКБ «Алмаз» в этом же году. Головное судно было построено к 1978 году и послужило прототипом для целой серии малых ракетных кораблей. По классификации НАТО они получили кодовое обозначение «Тарантул».

Большие ракетные катера типа «Молния» переросли привычные катерные размерения из-за массогабаритных характеристик четырех контейнеров с противокорабельными ракетами «Москит», усиленного артиллерийского и радиолокационного вооружения. Поскольку принятие на вооружение новых ракет запаздывало по срокам, то конструкторам пришлось создавать промежуточный вариант проекта под старый комплекс управляемых ракет типа «Термит» с системой целеуказания. Ввиду задержки с разработкой дизель-газотурбинной силовой установки первые ракетные катера серии «Тарантул» решено было оснастить газотурбинной установкой, скомпонованной из форсажных и маршевых турбин. В конечном итоге получился достаточно уникальный газотурбинный агрегат, состоящий из двух форсажных турбин мощностью по 12000 л. с. и четырех редукторов. При всех своих достоинствах, включая большую экономичность, новая силовая установка оказалась весьма неудобной для управления ракетным катером на малых ходах и, особенно, при швартовках.

Большие ракетные катера первой версии проекта 1241.1 строились до 1980 года, когда промышленность начала поставку для ВМФ СССР катеров с дизельной газотурбинной установкой. Вместо маршевых турбин на ракетных катерах проекта 1241.1М разместили дизельные агрегаты М-510, состоящие из дизеля с двухскоростным редуктором и гидротрансформатора. На катерах штатно размещались и две двухконтейнерные пусковые установки с противокорабельными ракетами «Москит».

По проекту 1241.1 построено девять кораблей, по проекту 1241.1М более 38 кораблей. Для поставок на экспорт во Вьетнам, Индию, Польшу, ГДР, Ирак, Румынию и Болгарию был создан экспортный вариант проекта 1241РЭ с ракетами «Термит» и радиолокационным комплексом «Гарпун-Э». Позже Индия и Вьетнам начали строительство подобных ракетных катеров на собственных верфях.

Технические характеристики малого ракетного корабля проекта 1241:Водоизмещение - 493 тонн;Длина - 65 м;Ширина - 10 м;Осадка - 2,5 м;Скорость хода - 41 узел;Экипаж - 40 человек;Вооружение:Артиллерийский комплекс АК-176 - 1;Артиллерийский комплекс АК-630 - 2;Противокорабельные ракеты «Москит» («Термит») - 4;ПЗРК «Стрела-3» - 16 ракет ближнего действия;

 

ракетный катер ЧФ РФ  

 

 

погрузка ракеты на борт катера

 

запуск ракеты с борта ракетного катера

В настоящее время службу несет третье поколение кораблей проекта «Молния». Основа их ударного вооружения составляет четыре противокорабельные ракеты «Москит». В состав вооружения также входят зенитно-ракетный комплекс и в зависимости от модификации различные артиллерийские системы вооружения. Дальность обнаружения цели ракетным оружием составляет 150 км. Дальность поражения цели до 120 км. При старте противокорабельная ракета «Москит» делает так называемую горку, затем снижается до маршевой высоты полета не более 20 метров. С выходом на цель ракета снижается до 7 метров, и идет, как говорят моряки над гребнем волн. При этом устройство может совершать активные противозенитные маневры.

Скорость ракеты «Москит» в несколько раз превышает скорость звука. Благодаря этому ракета преодолевает практически любую систему противовоздушной обороны кораблей противника. Боевая часть ракеты может оснащаться тактической ядерной боеголовкой.

После объединения Германии один из больших ракетных катеров проекта 1241 первой серии ранее принадлежавших военно-морским силам ГДР был передан США. Здесь корабль подвергся детальному исследованию и испытаниям. Американцы высоко оценили боевые и ходовые качества ракетного катера, его живучесть и простоту конструкции. 26 мая 1992 года в газете «Нью-Йорк Таймс» катер «Молния» характеризовался как один из самых быстроходных судов и смертоносных кораблей этого класса в мире. Такую оценку получил первый корабль в серии, которая ушла уже на три поколения вперед.

korabley.net

фото. Подводные лодки СССР и Германии Второй мировой войны

Подводный флот стал частью ВМС разных стран уже во время Первой мировой войны. Изыскательские работы в области подводного кораблестроения начались задолго до ее начала, но только после 1914 года были окончательно сформулированы требования руководства флотов к тактико-техническим характеристикам субмарин. Главное условие, при котором они могли действовать, заключалось в скрытности. Подводные лодки Второй мировой войны по своему устройству и принципам действия мало отличались от своих предшественниц предыдущих десятилетий. Конструктивная разница, как правило, состояла в технологических новшествах и некоторых изобретенных в 20-е и 30-е годы узлах и агрегатах, улучшающих мореходные характеристики и живучесть.

Немецкие субмарины перед войной

Условия Версальского договора не позволяли Германии строить многие типы кораблей и создавать полноценный военный флот. В предвоенный период, игнорируя навязанные в 1918 году странами Антанты ограничения, немецкие верфи тем не менее спустили на воду полтора десятка субмарин океанского класса (U-25, U-26, U-37, U-64 и др.). Их водоизмещение в надводном положении составляло около 700 тонн. Меньшие по размеру подводные лодки (500 т) в количестве 24 шт. (с номерами от U-44) плюс 32 единицы каботажно-прибрежного радиуса действия имели то же водоизмещение и составляли вспомогательные силы кригсмарине. Все они были вооружены носовыми орудиями и торпедными аппаратами (обычно 4 носовых и 2 кормовых).

Итак, несмотря на многие запретительные меры, к 1939 году на вооружении немецких ВМС состояли достаточно современные подводные лодки. Вторая мировая война сразу после ее начала показала высокую эффективность этого класса вооружений.

Удары по Британии

Британия приняла на себя первый удар гитлеровской военной машины. Как ни странно, адмиралы империи наиболее высоко оценивали опасность, исходящую от немецких линкоров и крейсеров. По опыту предыдущего крупномасштабного конфликта они предполагали, что зона действия субмарин будет ограничиваться относительно узкой прибрежной полосой, а их обнаружение не составит большой проблемы.

Оказалось, однако, что подводные лодки Германии Второй мировой войны могут стать куда более опасным оружием, чем надводный флот. Попытки установить морскую блокаду северного побережья успехом не увенчались. В первый же день войны лайнер «Атения» был торпедирован, а 17 сентября затонул авианосец «Корейджес», самолеты которого англичане надеялись использовать как эффективное противолодочное средство. Блокировать действия «волчьих стай» адмирала Денница никак не удавалось, они действовали все более дерзко. 14 октября 1939 года субмарина U-47 зашла в акваторию базы королевских ВМС Скапа-флоу и из надводного положения торпедировала стоящий на якоре линкор «Ройал Оук». Суда гибли каждый день.

Меч Денница и щит Британии

К 1940 году немцы пустили на дно английские корабли общим тоннажем свыше двух миллионов тонн. Казалось, катастрофа Британии неизбежна. Интерес для историков представляют хроники, рассказывающие о том, какую роль играли подводные лодки Второй мировой войны. Фильм «Битва за Атлантику» повествует о борьбе флотов за контроль над океанскими магистралями, по которым шло снабжение воюющих стран. Бороться с «волками» Денница было трудно, но каждая проблемная задача таит в себе решение, оно нашлось и в этот раз. Достижения в области радиолокации позволили обнаруживать не только визуально, но и в условиях нулевой видимости, причем на расстоянии, немецкие подводные лодки.

Вторая мировая война еще не достигла своей пиковой фазы, шел апрель 1941 года, но уже была потоплена субмарина U-110. Она была последней уцелевшей из тех, с которыми Гитлер начал боевые действия.

Что такое шнорхель?

С самого начала появления субмарин конструкторы рассматривали различные варианты энергообеспечения силовой установки. Подводные лодки Второй мировой войны приводились в движение электродвигателем, а в надводном положении - дизельным мотором. Главная проблема, препятствующая сохранению скрытности, заключалась в необходимости периодически всплывать для подзарядки аккумуляторов. Именно во время вынужденной демаскировки субмарины оказывались уязвимыми, их могли засечь самолеты и радары. Для того чтобы уменьшить этот риск, был изобретен так называемый шнорхель. Он представляет собой выдвижную систему труб, по которой в дизельный отсек поступает атмосферный воздух, необходимый для сгорания топлива, и удаляются выхлопные газы.

Применение шнорхеля способствовало снижению потерь субмарин, хотя помимо радаров были и другие средства их обнаружения, например сонар.

Новшество осталось без внимания

Несмотря на очевидные преимущества, шнорхелями оснащались только немецкие подводные лодки Второй мировой войны. СССР и другие страны оставили это изобретение без внимания, хотя условия для заимствования опыта были. Считается, что первыми шнорхели применили нидерландские судостроители, но известно также и то, что в 1925 году подобные устройства спроектировал итальянский военный инженер Ферретти, однако тогда от этой идеи отказались. В 1940 году Голландия была захвачена фашистской Германией, но ее подводный флот (4 единицы) успел уйти в Великобританию. Там тоже не оценили этого, безусловно, нужного устройства. Шнорхели демонтировали, сочтя их очень опасным и сомнительно полезным приспособлением.

Других революционных технических решений строители подводных кораблей не применяли. Совершенствовались аккумуляторы, аппараты для их зарядки, улучшались системы регенерации воздуха, но принцип устройства субмарин оставался неизменным.

Подводные лодки Второй мировой войны, СССР

Фото героев-североморцев Лунина, Маринеско, Старикова печатали не только советские газеты, но и иностранные. Подводники были настоящими героями. Кроме этого наиболее успешные командиры советских субмарин становились личными врагами самого Адольфа Гитлера, и лучшего признания им не требовалось.

Огромную роль в морской битве, развернувшейся на северных морях и в Черноморском бассейне, сыграли советские подводные лодки. Вторая мировая война началась в 1939 году, а в 1941-м гитлеровская Германия напала на СССР. На тот момент на вооружении нашего флота состояли субмарины нескольких основных типов:

  1. ПЛ «Декабрист». Серия (кроме титульной единицы еще две - «Народоволец и «Красногвардеец») заложена в 1931 году. Полное водоизмещение - 980 т.
  2. Серия «Л» - «Ленинец». Проект 1936 года, водоизмещение - 1400 тонн, корабль вооружен шестью ТА, в боезапасе 12 торпед и 20 морских мин, два орудия (носовое - 100 мм и кормовое - 45 мм).
  3. Серия «Л-XIII» водоизмещением 1200 т.
  4. Серия «Щ» («Щука») водоизмещением 580 тонн.
  5. Серия «С», 780 т, вооружена шестью ТА и двумя орудиями - 100 мм и 45 мм.
  6. Серия «К». Водоизмещение - 2200 т. Разработанный в 1938 году подводный крейсер, развивающий скорость в 22 узла (надводное положение) и 10 узлов (подводное положение). Лодка океанского класса. Вооружена шестью торпедными аппаратами (6 ТА носовых и 4 кормовых).
  7. Серия «М» - «Малютка». Водоизмещение - от 200 до 250 т (в зависимости от модификации). Проекты 1932 и 1936 годов, 2 ТА, автономность - 2 недели.

«Малютка»

Субмарины серии «М» представляют собой самые компактные подводные лодки Второй мировой войны СССР. Фильм «ВМФ СССР. Хроника Победы» рассказывает о славном боевом пути многих экипажей, умело использовавших уникальные ходовые характеристики этих кораблей в сочетании с их малыми размерами. Иногда командирам удавалось незаметно подобраться в хорошо защищенные базы противника и уйти от преследования. «Малютки» можно было перевозить по железной дороге и спускать на воду в Черном море и на Дальнем Востоке.

Наравне с достоинствами серия «М» имела, конечно, и недостатки, но без них никакая техника не обходится: непродолжительная автономность, всего две торпеды при отсутствии запаса, теснота и утомительные условия службы, связанные с немногочисленностью экипажа. Эти трудности не помешали героическим морякам-подводникам одержать внушительные победы над врагом.

В разных странах

Интересны количества, в которых подводные лодки Второй мировой войны находились на вооружении флотов разных стран перед войной. По состоянию на 1939 год самым большим парком субмарин обладал СССР (свыше 200 шт.), за ним следовал мощный итальянский подводный флот (более сотни единиц), третье место занимала Франция (86 шт.), четвертое – Великобритания (69), пятое – Япония (65) и шестое - Германия (57). В ходе войны соотношение сил поменялось, и этот список выстроился практически в обратной последовательности (за исключением числа советских лодок). Помимо спущенных на воду на наших судоверфях в строю ВМФ СССР находилась и субмарина английской постройки, вошедшая в состав Балтийского флота после присоединения Эстонии («Лембит», 1935).

После войны

Отгремели сражения на суше, в воздухе, на воде и под ней. В течение многих лет советские «Щуки» и «Малютки» продолжали защищать родную страну, затем их использовали для обучения курсантов морских военных училищ. Некоторые из них стали памятниками и музеями, другие ржавели на кладбищах подводных лодок.

Субмарины за прошедшие после войны десятилетия почти не принимали участия в боевых действиях, которые постоянно происходят в мире. Случались локальные конфликты, иногда перераставшие в серьезные войны, но субмаринам боевой работы не находилось. Они становились все более скрытными, двигались тише и быстрее, получили благодаря достижениям ядерной физики неограниченную автономность.

fb.ru