Западные эксперты об украинских катерах «Гюрза-М». Катер гюрза м


Бронекатер типа "Гюрза-М": specnazspn

CThXENhWEAIWmCGГоловной строящийся для ВМС Украины на ПАО «Завод «Ленинская кузница» малый артиллерийский бронированный катер БК-01 проекта 58150 «Гюрза-М» перед спуском на воду. Киев, 11.11.2015 (с) mil.in.ua11 ноября 2015 года в Киеве на ПАО «Завод «Ленинская кузница» состоялась церемония спуска на воду первого из двух строящихся для ВМС Украины малых артиллерийских бронированных катеров проекта 58150 «Гюрза-М», получившего обозначение БК-01 (заводской номер 01023). На церемонии спуска присутствовали секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов и руководство министерства обороны Украины.

"Долгое время теми, кто разваливал наши ВСУ, кто разрушал сектор безопасности и обороны, этот проект был заморожен. Только сейчас мы снова восстанавливаем производство военных кораблей и именно это первый, но важный, шаг по восстановлению военного потенциала ВМС Украины", - заявил Турчинов на церемонии.

Закладка двух первых предназначенных для ВМС Украины малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 ("Гюрза-М") была произведена на ПАО «Завод «Ленинская кузница» 25 октября 2012 года. Катера предназначались для решения задач в бассейне реки Дунай и в прибрежной зоне Черного и Азовского морей. Катера должны были составить основу специального речного дивизиона Западной военно-морской базы (Одесса) ВМС Украины, сформированного в январе 2013 года. Согласно первоначальным планам министерства обороны Украины (МОУ), до 2017 года намечалось построить для ВМС Украины девять катеров типа "Гюрза-М".

Хотя оба первых бронекатера должны были быть сданы ВМСУ к концу 2013 года, однако из-за недостаточного финансирования и низкого качества работы завода

«Ленинская кузница» их строительство значительно затянулось, а в декабре 2013 года МОУ вообще расторгло контракт с «Ленинской кузницей», планируя передать постройку этих катеров на другое предприятие.

Строительство бронекатеров было возобновлено осенью 2014 года уже в качестве "чрезвычайного военного заказа", дополнительным фактором в пользу их достройки стала принадлежность завода

«Ленинская кузница» коммерческим структурам, контролируемым новым президентом Украины Петром Порошенко.

Спуск на воду второго бронекатера БК-02 (заводской номер 01024) ожидается до конца 2015 года, до конца года оба катера должны быть переданы ВМСУ.

Бронекатер проекта 58155 ("Гюрза-М") разработан украинским предприятием «Казенный исследовательско-проектный центр кораблестроения» (Николаев) и является дальнейшим развитием катеров проекта 58150 ("Гюрза"), две единицы которых были построены «Ленинской кузницей» в 2004 году для пограничной службы Узбекистана на средства американского финансирования (в 5,6 млн. долл). Катер проекта 58155 ("Гюрза-М") крупнее своего прототипа, и имеет полное водоизмещение 50,7 тонн, длину 23 метра, ширину 4,8 метра и осадку 1 метр. Максимальная скорость хода "Гюрзы-М" до 25 узлов, дальность плавания экономическим ходом 700 миль, автономность пять суток. Экипаж всего пять человек. Вооружение катера составляют два дистанционно управляемых морских боевых модуля БМ-5М.01 "Катран-М" производства ГП «Николаевский ремонтно-механический завод», представляющих собой вариант боевого модуля БМ-3 "Штурм" для бронетехники.  Каждый модуль "Катран-М" имеет включает 30-мм автоматическую пушку ЗТМ1, 30-мм автоматический гранатомет и 7,62-мм пулемет КТ, а также две ПТУР "Барьер" с лазерной системой наведения. Катер оснащен оптико-электронной системой управления огнем и имеет также комплект переносного ЗРК.

12194716_501706913365917_1610379011870806115_o

12244313_501707300032545_8078672838270954382_o

12195119_501707186699223_5209904913555759289_o

Спуск на воду головного строящегося для ВМС Украины на ПАО «Завод «Ленинская кузница» малого артиллерийского бронированного катера БК-01 проекта 58150 «Гюрза-М» перед спуском на воду. Киев, 11.11.2015 (с) ВМС Украины / www.facebook.com

640x414

Головной строящийся для ВМС Украины на ПАО «Завод «Ленинская кузница» малый артиллерийский бронированный катер БК-01 проекта 58150 «Гюрза-М» после спуска на воду. Киев, 11.11.2015 (с) ventorum / forums.airbase.ru

Видео спуска на воду с квадрокоптрера (с) "5 канал" украинского телевидения:

specnazspn.livejournal.com

Украинские бронекатера типа «Гюрза-М» готовятся ко вводу в строй

Как сообщил пресс-центр командования ВМС Украины, два построенных для ВМС Украины малых бронированных артиллерийских катера проекта проекта 58155 («Гюрза-М») 2 июня 2016 года "в ходе испытаний в районе Одесского залива впервые осуществили совместное плавание. Во время выхода в море в составе тактической группы катеров проверена работа систем и механизмов в штормовых условиях. Материальная часть работала в штатном режиме".

Указывается, что "как планируется, в ближайшее время малые бронированные артиллерийские катера войдут в состав ВМС Украины".

13301342_574433409426600_2365670129309713634_o

Второй построенный для ВМС Украины малый артиллерийский бронированный катер U 175 (предположительно, катер БК-02 с заводским номером 01024, предполагаемое название «Аккерман») проекта 58155 («Гюрза-М») на завершающем этапе испытаний. Одесса, 02.06.2016 (с) ВМС Украины / www.facebook.com/navy.ua

Судя по сопровождающим это сообщение фотографиям, оба бронекатера проекта 58155 в настоящее время уже практически укомплектованы штатным оборудованием и получили бортовые номера ВМС Украины U 174 (предположительно, катер БК-01 с заводским номером 01023, предполагаемое название «Білгород-Дністровський») и U 175 (предположительно, катер БК-02 с заводским номером 01024, предполагаемое название «Аккерман»).

Закладка двух первых предназначенных для ВМС Украины малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 ("Гюрза-М") была произведена на ПАО «Завод «Ленинская кузница» в Киеве 25 октября 2012 года. Катера предназначались для решения задач в бассейне реки Дунай и в прибрежной зоне Черного и Азовского морей и должны были составить основу специального речного дивизиона Западной военно-морской базы (Одесса) ВМС Украины, сформированного в январе 2013 года. Согласно первоначальным планам министерства обороны Украины (МОУ), до 2017 года намечалось построить для ВМС Украины девять катеров типа "Гюрза-М".

Хотя оба бронекатера должны были быть сданы ВМСУ к концу 2013 года, однако из-за недостаточного финансирования и низкого качества работы завода «Ленинская кузница» их строительство значительно затянулось, а в декабре 2013 года МОУ вообще расторгло контракт с «Ленинской кузницей», планируя передать постройку этих катеров на другое предприятие.

Строительство обеих бронекатеров было возобновлено осенью 2014 года уже в качестве "чрезвычайного военного заказа", дополнительным фактором в пользу их достройки стала принадлежность завода «Ленинская кузница» коммерческим структурам, контролируемым нынешним президентом Украины Петром Порошенко.

Спуск на воду обеих бронекатеров БК-01 (заводской номер 01023) и БК-02 (заводской номер 01024) был осуществлен в Киеве в ноябре 2015 года, после чего оба катера были переправлены для доукомплектования и проведения испытаний в Одессу на ОСП «Судоверфь Украина» (бывший судоремонтный завод имени 50-летия Советской Украины), входящее в состав ГП «Одесский морской торговый порт». Испытания обеих катеров были начаты в Одессе 3-4 февраля 2016 года.

Бронекатер проекта 58155 ("Гюрза-М") разработан украинским предприятием «Казенный исследовательско-проектный центр кораблестроения» (Николаев) и является дальнейшим развитием катеров проекта 58150 ("Гюрза"), две единицы которых были построены «Ленинской кузницей» в 2004 году для пограничной службы Узбекистана на средства американского финансирования (в 5,6 млн. долл). Катер проекта 58155 ("Гюрза-М") крупнее своего прототипа, и имеет полное водоизмещение 50,7 тонн, длину 23 метра, ширину 4,8 метра и осадку 1 метр. Максимальная скорость хода "Гюрзы-М" до 25 узлов, дальность плавания экономическим ходом 700 миль, автономность пять суток. Экипаж всего пять человек. Вооружение катера составляют два дистанционно управляемых морских боевых модуля БМ-5М.01 "Катран-М" производства ГП «Николаевский ремонтно-механический завод», представляющих собой вариант боевого модуля БМ-3 "Штурм" для бронетехники.  Каждый модуль "Катран-М" имеет включает 30-мм автоматическую пушку ЗТМ-1, 30-мм автоматический гранатомет и 7,62-мм пулемет КТ, а также две ПТУР "Барьер" с лазерной системой наведения. Катер должен быть оснащен оптико-электронной системой управления огнем и наблюдения "Сова" и иметь также комплект переносного ЗРК.

13320790_574433229426618_8084962647919372203_o

13331064_574433209426620_600242963062470311_n

13340165_574433219426619_1327792248899401310_o

13305189_574433329426608_1865926557860940771_o

13320722_574433369426604_3352733459520865515_o

13308590_574433386093269_6955133806083890351_o Второй построенный для ВМС Украины малый артиллерийский бронированный катер U 174 (предположительно, катер БК-01 с заводским номером 01023, предполагаемое название «Білгород-Дністровський») проекта 58155 («Гюрза-М») на завершающем этапе испытаний. Одесса, 02.06.2016 (с) ВМС Украины / www.facebook.com/navy.ua

bmpd.livejournal.com

"Гюрза" на службе ВМС Украины

16 ноября командующий Военно-морскими силами Украины вице-адмирал Сергей Гайдук подтвердил информацию о том, что Министерство обороны Украины возобновляет строительство артиллерийских катеров проекта 58155, более известных как «Гюрза».

Создание этих катеров было начато на Киевском судостроительном заводе «Ленинская кузница» еще в октябре 2012 года, однако в 2013 году работы были приостановлены по причине прекращения финансирования со стороны заказчика. Кроме того, сообщалось о наличии у заказчика претензий к качеству работ подрядчика и отсутствии у подрядчика некоторой обязательной документации. Возобновление работ дает основание полагать, что корабли будут готовы и войдут в строй ВМС Украины к концу 2015 года.

Бронированный катер данного типа вооружен автоматической пушкой калибром 30 мм, способной вести огонь в том числе и по воздушным целям. Кроме того, катер может нести на борту 120-мм противотанковые управляемые ракеты и пулеметы. Вооружение размещается на двух поворотных башнях с дистанционным управлением. В арсенал экипажа, насчитывающего 6 человек, кроме личного стрелкового оружия, могут также входить переносные ЗРК. При этом вооружение каждого отдельного катера может варьироваться в зависимости от его будущих боевых задач.

​На фото - речной бронированный артиллерийский катер проекта 58155 "Гюрза-М" www.srdsc.com - "Гюрза" на службе ВМС Украины | Военно-исторический портал Warspot.ruНа фото — речной бронированный артиллерийский катер проекта 58155 «Гюрза-М» www.srdsc.com

Катер спроектирован с использованием технологии «стелс» и имеет наклонные скошенные обводы корпуса, что делает его менее заметным для радаров противника. Вооружение катера средствами для постановки дымовых завес повышает его живучесть при обстрелах — это является немаловажным, так как катер имеет только легкую броневую защиту и способен защитить экипаж лишь от пуль калибра 7,62 мм.

Проект 58155 был разработан в Николаеве на предприятии «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» («ИПЦК») и представляет собой улучшенный вариант проекта 58150. Бронекатера этой модернизированной серии именуются «Гюрза-М» — планируется, что они станут основой речного флота ВМС Украины. Государственное предприятие «ИПЦК» — участник концерна «Укроборонэкспорт», хорошо известный своими конструкторскими разработками и проектами фрегатов («Гетьман Сагайдачный»), сторожевых кораблей («Менжинский»), а также участием в работах по проектированию ракетного крейсера «Москва» для ВМФ России, фрегата «Раджпут» для ВМФ Индии, серии катеров и других плавсредств для зарубежных и украинских заказчиков.

С заводом «Ленинская кузница» проектировщиков связывает давнее сотрудничество — именно здесь в 2004 году по заказу Узбекистана были построены два первых катера серии «Гюрза» проекта 58150. И хотя завод специализируется преимущественно на строительстве судов гражданского назначения, он имеет и опыт постройки военных кораблей — в частности, в 90-х годах на «Ленинской кузнице» строились корветы проекта 1124.

Два первых катера проекта 58150, получившие названия «Джайхун» и «Сайхун», используются Узбекистаном как малые речные пограничные корабли на Амударье. В их функции входит контроль границы с Афганистаном и борьба с наркотрафиком на участке реки длиной в 150 километров. Проект их строительства и передачи Узбекистану был профинансирован США, заинтересованными в перекрытии каналов поставок наркотиков, существующих в Центральноазиатском регионе, а также в препятствовании нелегальной миграции. Успешное выполнение контракта стоимостью 5,6 млн долларов на поставку бронекатеров для Узбекистана повысило шансы украинских судостроителей на получение заказов от других зарубежных заказчиков. В последнее время интерес к этим катерам уже был проявлен со стороны некоторых стран Азии и Африки.

​Катер "Гюрза-М" на территории судостроительного завода перед отгрузкой заказчику www.alternathistory.org.ua - "Гюрза" на службе ВМС Украины | Военно-исторический портал Warspot.ruКатер «Гюрза-М» на территории судостроительного завода перед отгрузкой заказчику www.alternathistory.org.ua

Вопреки некоторым стереотипам, катер как малоразмерный корабль является важной, а в некоторых случаях и незаменимой боевой единицей. Значение малоразмерного флота хорошо известно еще с античных времен, а в период Северной войны русский флот сумел вытеснить шведов из устья Невы именно благодаря использованию малых боевых кораблей. В годы Второй мировой войны Дунайская флотилия катеров оказала существенную помощь сухопутным силам Красной Армии в освобождении стран Восточной и Центральной Европы. Крайне полезным оказались катера и для армии США во время войны во Вьетнаме, а успешный опыт их использования пиратами и террористами в атаках против крупных кораблей вынуждает относиться к этому виду оружия с должным вниманием.

Относительная простота изготовления позволяет, в случае необходимости, производить катера в большом количестве и использовать их там, куда большие корабли не пройдут из-за малых глубин. Осадка катера «Гюрза-М» составляет менее 1 метра при общем тоннаже до 50 тонн. Два двигателя мощностью почти в 2000 л.с. делают катер «Гюрза-М» маневренной боевой машиной, способной развивать скорость до 28 узлов (52 км/час). Бронекатера подобного типа предназначены для несения боевой вахты на приграничных реках, озерах, а также в прибрежной морской зоне. В перечень задач бронекатеров входит: патрулирование, охрана водных рубежей, борьба с малоразмерными судами противника, защита береговых стационарных и плавучих гидротехнические объектов и сооружений, содействие десантным и пограничным группам, обеспечение безопасности мореплавания, а также содействие в вопросах разведки, доставки и снабжения. При необходимости катер способен атаковать и такие объекты как бункеры, здания, мосты, автотранспорт, легковооруженные боевые машины.

​Катер серии "Гюрза-М", вид спереди. Маскировочная раскраска катера зависит от преобладающих цветов береговой линии www.dumskya.net - "Гюрза" на службе ВМС Украины | Военно-исторический портал Warspot.ruКатер серии «Гюрза-М», вид спереди. Маскировочная раскраска катера зависит от преобладающих цветов береговой линии www.dumskya.net

Украина располагает относительно небольшим катерным флотом — в строю насчитывается около двух десятков военных катеров, включая рейдовые, водолазные, вспомогательные и учебные. Сугубо боевых (артиллерийских и ракетных) катеров у ВМС Украины имеется в наличии всего пять и две единицы соответственно. При этом техническое состояние и боеготовность этих кораблей вызывают большие сомнения, так как их возраст составляет около двадцати лет. Местом базирования речного дивизона боевых катеров выбрана гавань Западной военно-морской базы ВМС неподалеку от Одессы.

Правительство Украины предполагает продолжить развитие катерного флота страны преимущественно путем модернизации вооружения на уже имеющихся кораблях. Об этом в октябре 2014 года заявил президент Украины Петр Порошенко. Президент считает, что в сложившихся обстоятельствах модернизация существующего флота является более обоснованным решением, чем строительство новых кораблей. Как сообщает пресс-служба президента, статьи расходов на закупку и установку на кораблях современного высокоточного оружия уже запланированы в государственном бюджете на 2015 год.

В отношении продолжения строительства катеров серии «Гюрза» ситуация может сложиться успешнее в случае, если будут привлечены дополнительные источники финансирования. На данный момент известно о планах правительства до 2017 года построить и ввести в строй еще 9 катеров данной серии. Важность развития именно этого направления подчеркивает бывший заместитель министра обороны Украины, адмирал ВМСУ адмирал Игорь Кабаненко: «Мы можем достаточно быстро восстановить катерную составляющую нашего флота. Это, кстати, не новый подход так называемой стратегии канонерок или джонок, как в Китае, где они доказали свою эффективность. Это не требует огромного количества ресурсов – это требует только понимания, воли и правильной расстановки приоритетов. Так называемый «москитный флот» может быть достаточно эффективным. На мой взгляд, игнорирование важности ВМС в новых геополитических условиях может привести к непоправимым последствиям».

warspot.ru

Закладка бронекатеров "Гюрза-М" для ВМС Украины » Военное обозрение

25 октября 2012 года на ОАО «Завод «Ленинская кузница» в Киеве состоялась закладка двух первых предназначенных для ВМС Украины малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 ("Гюрза-М"). Катера планируются к применению для решения задач в бассейне реки Дунай и в прибрежной зоне Черного и Азовского морей. По информации пресс-службы министерства обороны Украины, до 2017 года планируется построить для ВМС Украины девять катеров типа "Гюрза-М". Однако во время церемонии закладки первых двух единиц 25 октября первый заместитель министра обороны Украины Александр Олейник отметил, что количество построенных катеров "будет зависеть от финансирования".

Бронекатер проекта 58155 ("Гюрза-М") разработан украинским предприятием «Казенный исследовательско-проектный центр кораблестроения» (Николаев) и является дальнейшим развитием катеров проекта 58150 ("Гюрза"), две единицы которых были построены «Ленинской кузницей» в 2004 году для пограничной службы Узбекистана на средства американского финансирования (в 5,6 млн. долл). Катер проекта 58155 ("Гюрза-М") крупнее своего прототипа, и имеет полное водоизмещение 50,7 тонн, длину 23 метра, ширину 4,8 метра и осадку 1 метр. Максимальная скорость хода "Гюрзы-М" до 25 узлов, дальность плавания экономическим ходом 700 миль, автономность пять суток. Экипаж всего пять человек. Вооружение катера составляют два дистанционно управляемых морских боевых модуля БМ-5М.01 "Катран-М" (о которых писал наш блог) производства ГП «Николаевский ремонтно-механический завод», представляющих собой вариант боевого модуля БМ-3 "Штурм" для бронетехники. Каждый модуль "Катран-М" имеет включает 30-мм автоматическую пушку ЗТМ1, 30-мм автоматический гранатомет и 7,62-мм пулемет КТ, а также две ПТУР "Барьер" с лазерной системой наведения. Катер оснащен оптико-электронной системой управления огнем и имеет также комплект переносного ЗРК.

topwar.ru

Какова реальная готовность украинских катеров проекта 58155 "Гюрза-М"

«Гюрза-М»

Президент Украины Петр Порошенко, выступая в воскресенье 3 июля в Одессе на торжествах, посвященных празднованию Дня Военно-морских сил, объявил о том, что «именно сегодня в состав Военно-морских сил Украины войдут два бронированных артиллерийских катера». Событие, поистине знаменательное, если учесть, что предыдущий новый боевой корабль корвет «Тернополь» был принят ВМСУ более 10 лет назад — 16 января 2006 г.

Однако, как уже не раз случалось, эти слова президента не во всем соответствовали действительности, поэтому ему самому немедленно пришлось добавить, что «катера передаются именно сегодня на боевые испытания, на постановку на вооружение». Тем самым была официально подтверждена информация, ставшая достоянием гласности в середине ноября прошлого года, когда в не менее торжественной обстановке на территории ПАО «Завод «Ленинская кузница» эти катера были спущены на воду.

Тогда некоторые средства массовой информации также поспешили известить о том, что они «своим ходом ушли в Черное море, где войдут в состав ВМСУ». Однако за многочисленными желто-голубыми надувными шариками не удалось скрыть отсутствие на катерах не только силовой установки, но и практически всего комплекса оборудования и вооружения, включая навигационную РЛС, интегрированную систему связи и навигации, датчики обнаружения лазерного облучения и оптико-электронную систему управления огнем. Вскоре выяснилось, что новейшей украинской морской технике еще предстоит достройка на одесском судоремонтном предприятии «Судоверфь Украина» (бывший судоремонтный завод имени 50-летия Советской Украины), входящем в состав ГП «Одесский морской торговый порт», после чего она, пройдя государственные испытания, будет принята в состав флота. Подразумевалось, что это произойдет ко Дню ВМСУ — 3 июля 2016 г.

Украинские военные были настолько в этом уверены, что, не дожидаясь завершения испытаний, в апреле текущего года заместитель министра обороны генерал-лейтенант Игорь Павловский сообщил о том, что «военное ведомство заказало на заводе еще четыре аналогичных малых бронированных артиллерийских катера, а в течение ближайшего месяца будут заложены еще два катера несколько иного класса», в которых специалисты опознали десантно-штурмовые корабли проекта «Кентавр». Однако спустя 8 месяцев после того, как катера покинули родное киевское предприятие, появилась информация о том, что «в ходе испытаний и стрельб были выявлены многочисленные недоработки в конструкции бронекатеров, поэтому флот не может принять их в эксплуатацию в таком виде. Сейчас испытания приостановлены для устранения просчетов». В результате на празднике с участием президента Украины пришлось ограничиться лишь официальным присвоением кораблям названий — «Бердянск» и «Аккерман», которые Порошенко почему-то счел «населенными пунктами, символизирующими наше боевое и национальное единство».

Попутно выяснилось, что, хотя уже в феврале 2016 г. катера вышли на ходовые испытания, они по-прежнему лишены многих жизненно важных комплектующих, а еще часть оборудования в процессе транспортировки в Одессу была повреждена или пропала. Основную проблему составлял срыв поставок корабельной оптико-электронной системы управления огнем артиллерии малого и среднего калибра «Сова» разработки и производства ГП «Научно-исследовательский институт «Квант», в основном специализирующегося на морской тематике, убытки которого на 1 января 2016 г. составили 3,761 млн грн., а задолженность по зарплате превысила 15 млн грн. Лишь в феврале и марте в Одессу из Киева были отправлены оба комплекта «Сов», которые даже не проходили заводских испытаний, и в очень «сыром» состоянии.

На обоих катерах проекта 58155 установлены датчики обнаружения лазерного излучения (обведены красным) и только на одном — ОЭС СУО «Сова» (обведено зеленым), РЛС Furano (обведено синим).

Это, по мнению экспертов, может «сдвинуть» сроки ввода в строй первых двух катеров на осень текущего года, а то и на начало следующего. Другой проблемой стали датчики обнаружения лазерного излучения, которые до «крымской весны» поставлял Феодосийский казенный оптический завод. С целью ускорения процесса замены заказ был также передан на «Квант», технические требования со стороны МО снижены, поэтому катера получили датчики в сухопутном, а не в морском исполнении. Западные РЛС Furano также были импортированы ГП «Спецтехноэкспорт» уже после убытия катеров в Одессу. Насколько подобный «инновационный» подход к доведению до ума состояния боевой морской техники сказался на общих затратах, судить не возьмется никто, но вот сроки задержки легко могут быть выяснены путем сравнения с тем же малым противолодочным кораблем «Тернополь», который покинул «Ленинскую кузню» 23 сентября 2005 г. и завершил приемно-сдаточные испытания через 3,5 месяца, хотя и имел более сложную конструкцию, чем злополучные катера.

Достаточно нехорошим предзнаменованием является и факт многочисленных рекламаций по катерам и оборудованию аналогичных типов, которые поступали от эксплуатирующих их в течение нескольких лет Казахстана и Узбекистана. Последний негативный момент в истории с украинской «Гюрзой-М» связан с перспективами ее применения и, соответственно, необходимостью заказа. Согласно техническому заданию катера проекта предназначены для несения боевой вахты в приграничных водах малых глубин — реках, озерах, а также в прибрежной морской зоне, патрулирования и охраны водных рубежей, а также вести борьбу с малоразмерными судами и содействовать десантным и пограничным группам. В общем, это хороший катер для борьбы с контрабандистами. Этим задачам отвечает комплекс вооружения и локальная защита в 4-6 мм брони, которые, однако, совершенно недостаточны для противостояния российскому флоту, что предполагает новая украинская Военная доктрина. Злые языки упорно утверждают, что «Гюрза» пошла исключительно из-за того, что ее изготовителем является «Ленинская кузница», собственник которой — нынешний президент Украины.

При этом они напоминают, что оба испытываемых ныне катера должны были быть сданы ВМСУ еще в конце 2013 г., однако из-за низкого качества работ завода «Ленинская кузница» в декабре 2013 г. МОУ расторгло контракт, планируя передать постройку этих катеров на другое предприятие. Строительство было возобновлено осенью 2014 г. как «чрезвычайный военный заказ», необходимость в котором весьма сомнительна.

При этом информации об уплате «Ленкузней» неустойки за срыв сроков и невыполнение и первого и второго госконтрактов отсутствует, хотя подобные санкции обязательно предусмотрены условиями договоров. Фактически в ноябре прошлого года в обмен на дополнительное финансирование предприятию президента военным были переданы недостроенные корпуса, оставшиеся от предыдущего невыполненного госзаказа. Это подтверждается анализом основных показателей финансово-хозяйственной деятельности за 2014 г. и 2015 г., которые довольно существенно улучшились. Так чистый убыток сократился на 28 млн. грн., а штат работников вырос на 54 человека и достиг 378. Одновременно на 125 млн. грн. сократились текущие финансовые обязательства, что чудесным образом совпало с фактом спуска на воду недостроенных катеров. Стоит ли удивляться, что тот же Порошенко, выступая 3 июля в Одессе, остался крайне недоволен «обеспечением потребностей ВМСУ», заметив, что «Меры, которые принимаются Кабинетом министров, Министерством обороны и Генеральным штабом, в настоящее время не удовлетворяют потребности всестороннего обеспечения Военно-морских сил Украины». Ведь основная доля финансовых средств пойдет на предприятие, контролируемое им самим…

agitpro.su

Западные эксперты об украинских катерах «Гюрза-М» » Военное обозрение

Ресурс Naval analysis разместил материал, в котором рассмотрел проект украинского бронекатера проекта 58155 «Гюрза-М», сообщает bmpd.

По данным ресурса, «катера строятся с использованием бронестали толщиной 8 мм» и «по состоянию на конец 2017 г. в составе украинских ВМС имелось шесть (так в тексте) подобных катеров, и 12-14 на этапе строительства».

Всего планируется ввести в строй 20 бронекатеров до 2020 года. Они станут основой украинского флота.

К недостаткам проекта относится «недостаточная мореходность катеров, так как они могут выходить в море при волнении моря не более 4 баллов, также имеет место ограничение по применению оружия – оно может использоваться при волнении моря до 2 баллов».

Кроме того, на катерах отсутствует противокорабельное оружие, а 30-мм пушки и ПТУР «Барьер» позволяют бороться только с катерами аналогичного класса.

И, наконец, у катеров весьма ограничена дальность патрулирования (всего 12 миль при табличной 700-мильной дальности плавания). Такая дальность определена в связи с ограничениями по припасам для экипажа и недостаточной скоростью катера.

При этом эксперты отмечают, что «Гюрза-М» «относительно дешев по сравнению с катерами европейских проектов, и, по крайней мере, на бумаге он неплохо вооружен для 50-тонного корабля».

В проекте в значительной степени используется оборудование и вооружение отечественного производства. Не факт, что именно это и нужно сейчас украинскому флоту. По мнению авторов публикации, «увеличенный в два раза «Гюрза-М», оснащенный ПКР MBDA Marte Mk2 и артиллерийской установкой "Катран-М" может стать идеальным решением для украинского флота».

Украина сможет позволить себе приобрести шесть-восемь таких кораблей. В этом случае постройка катеров «Гюрза-М» может остановиться на уровне 8-10 единиц, которые будут использоваться на реках и озерах.

topwar.ru

Речные бронекатера проекта 58150 «Гюрза» Википедия

Речные бронекатера проекта 58150, шифр «Гюрза»Бронекатер проекта 58155 «Гюрза-М», 2 июня 2016 годаПроектСтранаИзготовителиОператорыПодтипыГоды постройкиГоды в строюЗапланированоПостроеноВ строюОсновные характеристикиВодоизмещениеДлинаШиринаОсадкаБронированиеДвигателиМощностьДвижительСкорость ходаДальность плаванияАвтономность плаванияЭкипажВооружениеНавигационное вооружениеРадиолокационное вооружениеТактическое ударное вооружениеАртиллерия Изображения на Викискладе
  • ЧАО «Завод „Кузница на Рыбальском“»
2004 — по н.в.
2004 — по н.в.
2+20
2 (по пр. 58150)[1],6 (по пр. 58155)[2]
8[1][2][3]
30/38 тонн
20,7 м
4,85 м
0,88 м
обе башни: 7-33 мм стальная броня, надстройка и частично борта: 5-10 мм сталь-алюминиевые композитные материалы
2 дизеля 459K
1470 кВт
2 винта
28 узлов (максимальная)11 узлов (экономическая)
216 миль на скорости 28 узлов (400 км), 400 миль при 11 узлах (740 км)
5 суток
5 человек (1 офицер) + возможность размещения разведывательно-десантной группы (6-8 чел.) с легким вооружением
эхолот и магнитный компас Mini-C, приемник спутниковой системы навигации GPS j NAV-500 (или более новая модель)
навигационная радиолокационная станция М-1933 CNT Mr2 FURUNO
Проект 58150: ПТРК «Фагот» в башне БМП-2Проект 58155: - 2 ПТРК «Барьер-ВК»
Проект 58150: 1 30-мм пушка 2А42, 1 14,5-мм пулемет КПВТ, 2 7,62-мм пулемета ПКТПроект 58155: 2 30-мм пушка ЗТМ-1, 2 7,62-мм пулемет КМ, 2 30-мм гранатомёта КБА-117 (в составе 2-х боевых модулей Катран-М)

Речные бронекатера проекта 58150 — тип речных артиллерийских катеров (АКА) украинской разработки. Проектный шифр — «Гюрза».

Бронекатера предназначены для несения боевой вахты на приграничных реках, озёрах, а также в прибрежной морской зоне. В перечень задач бронекатеров входит: патрулирование, охрана водных рубежей, борьба с малоразмерными судами противника, защита береговых стационарных и плавучих гидротехнических объектов и сооружений, содействие десантным и пограничным группам, обеспечение безопасности мореплавания, а также содействие в вопросах разведки, доставки и снабжения. При необходимости катер способен атаковать и такие объекты, как бункеры, здания, мосты, автотранспорт, легковооруженные боевые машины.

ru-wiki.ru