Проекты инженерных разведывательных катеров на воздушной подушке. Катер для разведки


быстроходное судно-разведчик, 5 букв, сканворд

быстроходное судно-разведчик

Альтернативные описания

• военное судно малого размера, для рассылки, подачи вестей, наблюдения впереди флота

• извещение об изменении в состоянии взаимных финансовых расчетов

• небольшое военное судно для посыльной и разведывательной службы

• расписание очередности выходов на арену в дореволюционном цирке, где для неграмотных ставили условные знаки

• уведомление об операции, поступлении платежа

• корабль службы связи

• банковское извещение

• старинное военное судно

• небольшое судно для разведывательной и посыльной службы

• быстроходный корабль для службы связи

• извещение о денежной операции

• корабль посыльной службы

• банковский термин

• извещение от контрагента

• коммерческое уведомление

• военное судно

• уведомление о платеже

• шустрое судно на «побегушках»

• суднопосыльный

• банковское уведомление

• извещение

• извещение о переводе денег

• банковская депеша

• банковская депеша или судно на посылках

• «уведомительный» корабль

• посыльное судно

• корабль

• судно «на побегушках»

• уведомление из банка

• боевой корабль-«юнга»

• небольшое судно-курьер

• корабль-уведомитель

• платежная весточка из банка

• судно — отнесть-поднесть

• небольшое военное судно

• судно-курьер

• банковский документ

• извещение из банка

• банковское уведомление клиентам

• Извещение о денежной операции

• В банковской, коммерческой практике официальное извещение об исполнении расчетной операции

• Извещение об изменениях в состоянии взаимных расчётов

• Небольшое быстроходное судно

• "Уведомительный" корабль

• Весточка из банка

• Весточка о переводе наличных

• Извещение о платеже

• банковск. депеша

• банковск. извещение

• боевой корабль-"юнга"

• военный катер

• м. несклон. военное судно малого размера, для рассылки, подачи вестей, наблюдения впереди флота и пр

• судно "на побегушках"

• судно - отнесть-поднесть

• шустрое судно на "побегушках"

• банк. депеша или судно на посылках

scanwordhelper.ru

Быстроходное судно-разведчик 5 букв

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: В банковской и коммерческой практике- извещение, посылаемое одним партнером другому о переводе денег и др. изменениях в состоянии взаимных расчетов

Ответ: Авизо

Вопрос: В деловой, особенно в банковской практике

Ответ: Авизо

Вопрос: Извещение о денежной операции

Ответ: Авизо

Вопрос: Извещение о деньгах

Ответ: Авизо

Вопрос: Извещение об изменении состояния расчетов; малое судно (Даль)

Ответ: Авизо

Вопрос: Извещение об изменении в состоянии взаимных финансовых расчетов

Ответ: Авизо

Вопрос: Извещение об изменении состояния расчетов

Ответ: Авизо

Вопрос: Извещение, посылаемое одним контрагентом другому, об изменениях в состоянии взаимных расчетов или о переводе денег, посылке товаров

Ответ: Авизо

Вопрос: Коммерческое уведомление

Ответ: Авизо

Вопрос: Небольшое военное судно для разведывательной и посыльной службы

Ответ: Авизо

Вопрос: Небольшое французское разведывательное и посыльное судно

Ответ: Авизо

Вопрос: Подделкой его занимались чеченцы, обворовывая российские банки

Ответ: Авизо

Вопрос: Расписание очередности выходов на арену в дореволюц. цирке, где для неграмотных ставили условные знаки

Ответ: Авизо

Вопрос: Уведомление об операции, поступлении платежа

Ответ: Авизо

Вопрос: Небольшой военный, сравнительно быстроходный корабль, который использовался для разведки и посыльной службы в XVII-XIX вв. В русском флоте специально авизо не строились, а в этих целях обычно использовались устаревшие суда

Ответ: Авизо

Вопрос: Банковское извещение о выполнении расчетной операции

Ответ: Авизо

Вопрос: Шустрое судно на "побегушках"

Ответ: Авизо

Вопрос: Банковская депеша

Ответ: Авизо

Вопрос: Извещение о переводе денег

Ответ: Авизо

Вопрос: Банковское извещение

Ответ: Авизо

Вопрос: Банк. депеша или судно на посылках

Ответ: Авизо

Вопрос: Уведомление о платеже

Ответ: Авизо

Вопрос: Военный катер

Ответ: Авизо

Вопрос: Военное судно

Ответ: Авизо

Вопрос: "Уведомительный" корабль

Ответ: Авизо

Вопрос: Извещение от контрагента

Ответ: Авизо

Вопрос: Корабльуведомитель

Ответ: Авизо

Вопрос: Корабль посыльной службы

Ответ: Авизо

Вопрос: Посыльное судно

Ответ: Авизо

Вопрос: Корабль службы связи

Ответ: Авизо

Вопрос: Банковский термин

Ответ: Авизо

Вопрос: Банковский документ

Ответ: Авизо

Вопрос: Судно-курьер

Ответ: Авизо

Вопрос: Небольшое военное судно

Ответ: Авизо

Вопрос: Судно - отнесть-поднесть

Ответ: Авизо

Вопрос: Небольшое судно-курьер

Ответ: Авизо

Вопрос: Судно "на побегушках"

Ответ: Авизо

Вопрос: Старинное военное судно

Ответ: Авизо

Вопрос: Банковск. депеша.

Ответ: Авизо

Вопрос: Банковск. извещение.

Ответ: Авизо

Вопрос: Суднопосыльный.

Ответ: Авизо

Вопрос: Быстроходное судно-разведчик.

Ответ: Авизо

Вопрос: Официальное извещение

Ответ: Авизо

Вопрос: Посыльное или разведочное судно при эскадре

Ответ: Авизо

Вопрос: Официальное извещение банка об исполнении расчётной операции

wordparts.ru

Проекты инженерных разведывательных катеров на воздушной подушке

В ходе недавнего международного военно-технического форума «Армия-2016» предприятия отечественной оборонной промышленности демонстрировали различные разработки того или иного назначения. Среди прочих экспонатов специалистам и посетителям выставки показали некоторые перспективные образцы техники для инженерных войск. Одним из самых интересных элементов этой части выставки стал новейший амфибийный инженерный разведывательный катер ИРК.

Проект перспективного амфибийного катера ИРК был разработан инженерами Центрального конструкторского бюро «Нептун» (г. Санкт-Петербург) в интересах инженерных войск вооруженных сил. Основной сферой деятельности этого конструкторского бюро является разработка катеров и легких судов различных классов, в том числе использующих воздушную подушку. За время своей работы ЦКБ «Нептун» предложило большое количество проектов гражданского и военного назначения. Теперь на основе накопленного опыта был разработан новый проект, целью которого является обновление парка техники инженерных войск.

Инженерный разведывательный катер, представленный в 2015 году. Фото ЦКБ "Нептун" / Neptun-ckb.ru

По имеющимся данным, работы над проектом катера ИРК стартовали в 2014 году. Впервые в отечественной практике было предложено оснастить инженерные войска катером на воздушной подушке, способным решать различные задачи по изучению и разведки местности. В настоящее время инженерная разведка водных преград осуществляется при помощи надувных лодок и т.п. легкой техники. Существующие лодки и катера позволяют решать основные задачи, однако имеют некоторые ограничения, касающиеся мобильности. В частности, они могут передвигаться только по открытым водоемам, тогда как берег или покрытые льдом участки недоступны для них. Для значительного повышения мобильности инженеров-разведчиков и расширения круга решаемых задач было предложено разработать новый катер с амфибийными возможностями.

Первый результат работ по новому проекту впервые был показан публике в ходе прошлогодней выставки «Инженерный салон-2015». В мае 2015 года на базе войсковой части инженерных войск в г. Кстово (Нижегородская область) состоялась выставка, посвященная существующим и перспективным системам различного назначения. В ходе этого мероприятия ЦКБ «Нептун» продемонстрировало опытный образец перспективного инженерного разведывательного катера на воздушной подушке.

По информации разработчика, новый амфибийный катер предназначен для ведения круглосуточной инженерной разведки водных преград и местности. Целью подобных работ является обеспечение боевых действий войск, а также развертывания переправ и т.д. Кроме того, катер имеет возможность перевозить личный состав или различное имущество, прежде всего разведывательную группу со специальным оборудованием. Отмечалось, что в конструкции катера используются некоторые идеи, направленные на сокращение транспортных габаритов. В транспортном положении разведывательный катер-амфибия может перевозиться по автомобильным дорогам без создания помех другим участникам движения.

На выставочной площадке присутствовал опытный образец новой техники, что позволяло определить основные особенности конструкции и оценить успешность предложенных идей.

Выставка "Инженерный салон-2015", видна кормовая часть катера. Фото ЦКБ "Нептун" / Neptun-ckb.ru

Инженерный разведывательный катер, показанный в прошлом году, получил корпус оригинальной конструкции. Агрегат сравнительно малой толщины, служащий основой для установки всех прочих узлов, был выполнен в виде трех отдельных секций. Центральная секция выполняла функции основы корпуса, а бортовые элементы предлагалось делать складываемыми. При переведении катера в транспортное положение бортовые секции должны были подниматься в вертикальное положение, уменьшая поперечный габарит всего катера. Перед спуском на воду предлагалось осуществлять раскладывание секций. К нижней поверхности всех трех элементов корпуса крепилось гибкое резиновое ограждение-юбка, необходимое для создания воздушной подушки.

На носовой части катера находилась небольшая площадка, пригодная для использования в различных целях. Для обеспечения безопасности экипажа, находящегося на ней, площадка получила жесткое ограждение с креплениями для спасательного круга. Также на площадке предусматривались кнехты для якорного каната. Позади нее находился широкий и длинный кожух небольшой высоты, вмещающий некоторые агрегаты. Позади кожуха разместили сравнительно крупную рубку для экипажа. Она получила лобовую часть, состоящую из трех основных деталей с остеклением и небольшой крыши. С лобовой частью соединялись борта небольшой длины. По-видимому, для сокращения веса конструкции катер не получил сплошных бортов рубки. Из-за этого сбоку от мест экипажа находились только небольшие передняя и задние металлические секции. Пространство между ними предлагалось закрывать легкими тканевыми тентами с прозрачными вставками. Корма корпуса катера отдавалась под элементы силовой установки, в том числе воздушный винт в кольцевом канале.

Внутри рубки должны были располагаться члены экипажа. Кроме того, там предусматривались места для перевозки специального оборудования, необходимого для ведения разведки. Для самообороны предлагалось использовать пулемет ПК, установленный на шкворневой установке над лобовой частью рубки.

Общий вид ИРК обр. 2016 г. Рисунок Warfiles.ru

В ходе военно-технического форума «Армия-2016» ЦКБ «Нептун» представило новый вариант инженерного разведывательного катера под обозначением ИРК. Внешний вид этого катера явно показывал, что за прошедшее время более ранний проект претерпел самые серьезные изменения, результатом чего стало появление новой конструкции с улучшенными параметрами. Была изменена компоновка основных агрегатов, переработана конструкция корпуса, а также, вероятно, внесены коррективы в состав оборудования и другие особенности проекта.

В обновленном проекте сохранилась архитектура корпуса на основе трех секций, однако размеры бортовых устройств заметно сократились. При этом, как и ранее, для уменьшения габаритов катера в транспортном положении, они могут подниматься в вертикальное положение и фиксироваться в нем. По периметру трехсекционного корпуса, как и ранее, крепится резиновое ограждение.

Модернизированный катер получил новую компоновку основных элементов конструкции, которая должна оказать положительное влияние на технические и эксплуатационные характеристики. Так, носовая часть корпуса теперь отдана под размещение рубки экипажа и отсека для перевозки некоторого имущества. Рубка занимает примерно половину общей длины корпуса, а за ней размещаются элементы силовой установки, воздушные винты и прочее оборудование. При этом, как и в предыдущем проекте, корпус рубки разделен на две отдельные части, промежуток между которыми может быть перекрыт соответствующим тентом.

Для размещения экипажа новым проектом ИРК предлагается рубка обновленной конструкции, состоящей из двух основных элементов. Непосредственно в носовой части корпуса закрепляется агрегат характерной граненой формы, образованной несколькими прямыми панелями. Передний отсек агрегата имеет меньшую высоту и имеет люк в верхней панели. Более высокая задняя часть, в свою очередь, является носовым участком рубки. Для наблюдения за окружающим пространством носовая часть рубки получает остекление большой площади. Кроме того, отсутствие части крыши позволяет вести наблюдение «через борт», в том числе используя оптические системы. С кормы рубка ограничивается вертикальной стенкой с креплениями для тента.

Прототип ИРК на выставке "Армия-2016". Фото Vestnik-rm.ru

В передней части рубки предусматриваются рабочие места двух членов экипажа. У левого борта размещается командирский пульт, у правого – пост управления. Управление движением катера предлагается осуществлять при помощи штурвала и набора рычагов, а для контроля за работой систем имеется жидкокристаллический дисплей. На месте командира располагается аналогичный экран с пультом управления. Также рядом с местами экипажа в рубке находятся несколько ящиков для хранения различного имущества.

Кормовая часть корпуса катера-амфибии ИРК отдается под размещение силовых агрегатов. Непосредственно на корпусе помещаются несколько прямоугольных кожухов, вмещающих некоторые элементы силовой установки. Перед ними помещаются цилиндрические отсеки, вероятно, вмещающие компрессоры для поддержания воздушной подушки. Для движения катер должен использовать единственный шестилопастной маршевый винт, помещенный в кормовой части и заключенный в кольцевом канале. Управление в движении предлагается осуществлять при помощи трех вертикальных и одного горизонтального руля, помещенных позади винта.

Представленный на недавней выставке образец катера ИРК получил достаточно простое вооружение, необходимое для самообороны. На крыше переднего отсека рубки была установлена несложная конструкция с креплениями для стрелкового оружия. Выставочный образец катера был вооружен ручным пулеметом РПК-74. Также возможно применение другого оружия схожего класса.

Для ведения инженерной разведки водоемов и берега катер нового типа должен использовать различное специальное оборудование. В частности, ИРК комплектуется современным гидроакустическим комплексом неуказанного типа, при помощи которого может осуществляться обследование состояния водоема, его дна, берегов и т.д. Также возможно использование перевозимого комплекса инженерной разведки, средств визуального наблюдения и другого оборудования, необходимого разведчикам инженерных войск для решения поставленных задач.

Рабочие места экипажа. Фото Vestnik-rm.ru

В рабочем положении, при наполненном ограждении и функционирующей воздушной подушке, катер нового типа имеет длину 7,8 м, ширину – 3,1 м. Высота катера с учетом воздушной подушки – около 3 м. При спущенной воздушной подушке общая высота сокращается до 2,5 м. Катер может брать на борт полезную нагрузку массой до 900 кг. Также имеется возможность перевозки пяти человек, включая экипаж. Используемые силовая установка и движитель могут разгонять катер до скорости 60 км/ч как на воде, так и на суше. Дальность хода – до 250 км. Имеется возможность непрерывной работы в течение двух суток.

Транспортировка инженерного разведывательного катера должна осуществляться при помощи грузового автомобиля КамАЗ-63501 или иной схожей машины, а также комплекта специальных систем в виде колесного полуприцепа и некоторого другого оснащения. Конструкция самого катера и средств транспортировки позволяет перевозить его по дорогам общего пользования без каких-либо особых мер.

В обновленном виде перспективный катер-амфибия ИРК может представлять большой интерес для инженерных войск. В ряде ситуаций, таких как подготовка переправ различных типов и т.д., инженерные войска нуждаются в данных о параметрах и состоянии водной преграды, а также о наличии подходов к ней, их расположении и других особенностях. В настоящее время разведка подобного рода осуществляется при помощи надувных моторных лодок и иной техники схожего типа. Легкие суда «традиционной» конструкции имеют определенные недостатки в виде возможности перемещения только по воде. В новом проекте ИРК эта проблема была решена при помощи использования воздушной подушки.

Разведывательный катер на воздушной подушке, в отличие от другой техники, имеет возможность перемещения по водоемам вне зависимости от времени года и метеоусловий. Благодаря этому разведчики получают возможность буквально лететь над водой или надо льдом. Кроме того, появляется возможность выхода на некрутой берег для обследования его состояния и поиска возможных подходов к водной преграде. Также высокие ходовые характеристики перспективного катера могут использоваться в транспортных целях, например, для высадки группы инженеров-разведчиков на нужном участке, расположенном на некотором удалении от береговой линии. Не исключается и решение иных задач транспортного характера.

Возможный облик будущей модели инженерного разведывательного катера. Рисунок Portal.rusarmyexpo.ru

За счет сохранения габаритов и веса катера в приемлемых пределах эксплуатант подобной техники получает возможность быстрой и не связанной с какими-либо проблемами переброски ИРК в нужный район, где он самостоятельно может приступать к решению поставленных задач. С точки зрения габаритов перспективный катер-амфибия почти не отличается от другой техники аналогичного назначения, используемой инженерными войсками.

С весны прошлого года ЦКБ «Нептун» успело представить на выставках два прототипа перспективного инженерного разведывательного катера. Как показывает внешний вид двух выставочных образцов, в 2015-16 годах конструкторы-судостроители самым серьезным образом доработали исходную конструкцию, результатом чего стало появление катера ИРК с обновленным обликом и, возможно, повышенными характеристиками. В будущем развитие существующего проекта может продолжиться. Так, в контексте тематики катеров-амфибий для инженерных войск уже фигурируют рисунки, изображающие подобную технику пока не существующих типов. Вполне возможно, что дальнейшее развитие уже разработанных проектов приведет к появлению новых версий разведывательных катеров на воздушной подушке.

Точные перспективы двух проектов инженерного разведывательного катера, разработанных ЦКБ «Нептун» и представленных на нескольких выставках последнего времени, пока неизвестны. В существующем виде эта техника представляет определенный интерес с технической и эксплуатационной точки зрения. Принятие катера ИРК на вооружение позволит повысить эффективность инженерной разведки в сравнении с работами, осуществляющимися при помощи состоящих на вооружении образцов техники. Тем не менее, пока информация об интересе, проявляемом военным ведомством к проекту ИРК, отсутствует. Точно так же нельзя говорить и о реальных перспективах разработки. Возможно, она будет принята на вооружение и поставлена в серию, однако даже примерные сроки этого еще не определены.

По материалам сайтов:http://neptun-ckb.ru/http://vestnik-rm.ru/https://portal.rusarmyexpo.ru/http://otvaga2004.ru/http://sdelanounas.ru/

topwar.ru

Батареи, разведчики, катера.... Пролив в огне

Батареи, разведчики, катера...

В дни подготовки десанта активизировались действия противника. Помню, на другое утро после моего приезда началась орудийная перестрелка наших батарей с вражеской артиллерией, расположенной на противоположном, керченском берегу. Продолжалась дуэль около получаса, но велась не очень интенсивно. Подобное «прощупывание» было характерно для действий гитлеровцев и в последующие дни накануне десанта.

А мы интенсивно вели воздушную и наземную разведку. На противоположный берег одна за другой уходили разведгруппы. Бомбардировочная авиация с нашей стороны действовала редко, поскольку была малочисленна. Вражеские же бомбардировщики в основном бомбили Севастополь, а на наши батареи и причалы нападали только малыми группами, по два-три самолета.

Разведку керченского берега вели две разведгруппы по 15—20 бойцов-добровольцев. Первую группу из краснофлотцев Керченского полуэкипажа возглавил воентехник 1 ранга Н. Долина. Вторую — из красноармейцев 8-го [18] отдельного батальона — политрук 3-й роты этого батальона Л. Арнаут.

Беседуя с разведчиками, я убедился, что это люди бывалые, мужественные и смелые, готовые к решительным и рискованным действиям в тылу врага. Правда, некоторые разведчики-краснофлотцы держались по-ухарски, и у них хуже была строевая дисциплина. Группа Арнаута оказалась более подтянутой и сплоченной. Отметив эту разницу, я напомнил разведчикам, что одной только храбростью боевых задач командования не решить — нужны дисциплина и организованность.

Ночью на катере отправилась группа разведчиков — пять человек во главе с воентехником 1 ранга Н. Долиной. Задание — как можно точнее узнать расположение войск врага в районе Старого Карантина.

Отойдя от берега, катер растворился во мгле. Когда приблизились к едва различимому в темноте керченскому берегу, командир приказал опустить на воду шлюпку, и разведчики бесшумно сели в нее. Легкий всплеск весел — и все стихло. Наконец шлюпка уткнулась в песчаную отмель, моряки вытянули ее на берег, спрятали весла и направились к селу Старый Карантин.

Командованию нужен «язык»! До сих пор добыть его никому не удавалось. Может, этой группе повезет? Командир различил между постройками черную фигуру — за спиной торчит ствол винтовки... Мгновение — и враг обезоружен и связан сильными руками разведчиков. Уже в каюте катера, разглядев полицейскую униформу, командир разведчиков чертыхнулся. Но делать нечего — в Тамань! Кое-какие данные о военных объектах от полицая получить все-таки удалось.

Случались и неудачи... Заболел политрук Арнаут, и группа ушла на задание без него. Разведчики вынуждены были завязать бой, из которого возвратилось только трое. Два красноармейца при перестрелке с вражеским патрулем были отрезаны от своих и, как свидетельствовали жители Керчи, раненые, были схвачены врагами и расстреляны.

Орудийные перестрелки наших и вражеских батарей с каждым днем становились интенсивнее. Наиболее активно действовала 718-я 130-миллиметровая батарея, расположенная на удобной позиции в нескольких километрах западнее Тамани, на склонах горы. Она хорошо маскировалась на местности и систематически держала под обстрелом объекты противника в Керчи. У батареи была оборудована [19] вторая, ложная позиция, отвлекавшая на себя удары врага.

На другой день по приезде в Тамань я побывал на батарее со старшим инструктором политотдела базы старшим политруком П. М. Грабаровым, веселым и энергичным одесситом, бывшим инструктором Одесского обкома партии, добровольно ушедшим на фронт. Мы пустились в путь непривычным для моряков, но весьма распространенным в то время на Тамани способом передвижения — верхом на лошадях. И в дальнейшем не раз приходилось прибегать к этому испытанному в условиях местного бездорожья способу, что, впрочем, меня не смущало: верховая езда была мне знакома еще с молодых лет. В 1931 году я был командирован из текстильной Ивановской области в Киргизию — помогать молодым колхозам сеять хлопок. Приходилось сутками не слезать с коня. Вот тогда и овладел секретами верховой езды.

718-я батарея была укомплектована тремя морскими 130-миллиметровыми пушками, хорошими дальномерами, современной системой центральной наводки орудий. Батарейцы бдительно следили за противником. Только наблюдатели заметят движение с погрузкой — выгрузкой в порту на противоположном берегу, как сразу же грохочут наши пушки.

Личный состав батареи кадровый, в основном — молодежь довоенных призывов. Почти все — коммунисты и комсомольцы. Командир батареи старший лейтенант В. И. Павлов и комиссар старший политрук М. И. Мирошниченко — молоды, энергичны.

Как только мы прибыли, командир построил личный состав «по большому сбору», кроме боевой смены, у орудий. При благоприятной обстановке иногда разрешалось такое построение, это давало возможность оценить подтянутость всех воинов, их строевой вид. Поздоровавшись по-уставному, скомандовал: «Разойдись!» И началась непринужденная беседа. Речь шла о положении на фронтах, о Севастополе, откуда я прибыл, о наших ближайших боевых делах. Ребята чем-то очень были похожи на батарейцев с «Червоной Украины», поэтому общий язык мы нашли быстро, бойцы догадывались о подготовке к большой операции. Посыпались вопросы. Отвечать пришлось неопределенно: дескать, надо быть готовым к любым операциям, в том числе и наступательным.

Вечером того же дня в штабе базы А. С. Фролов утвердил вместе со мной некоторые документы по десантной [20] операции, в том числе плановую таблицу боевых действий на период десанта. Частично был пересмотрен порядок применения приданных базе малых катеров-охотников и торпедных катеров: кроме выполнения задач по охранению и огневой поддержке десанта они будут брать на борт десантников.

Шло совещание у начальника штаба базы капитана 3 ранга А. Ф. Студеничникова. Решался вопрос, как лучше использовать наши небогатые огневые средства на воде при подходе к берегу, занятому врагом. Долго рассматривали карту Керченского пролива. Наконец командир базы предложил:

— Хорошо бы создать небольшой, но сильный кулак, чтобы бросить его первым и наверняка ухватиться за берег в наиболее подходящем месте. Давайте подумаем, как это сделать.

Взоры всех снова обратились к карте. Где оно, это наиболее подходящее место?

— Ну, что думаешь, комиссар? Интересно мнение человека свежего. Нам-то уж здесь многое успело примелькаться, — обратился ко мне Фролов.

По карте я видел, что из трех намеченных пунктов высадки — Камыш-Бурун, Эльтиген, Старый Карантин — только в Камыш-Буруне в глубине бухты обозначены береговые причалы для подхода судов с большей осадкой, чем у наших катеров и сейнеров.

— А если попробовать вот сюда, — указал я на один из ближних к проливу причалов, — высадить ударный отряд десантников на трех-четырех катерах.

Все осмотрели это место на карте.

 — Над этим стоит подумать, — заметил после паузы Лесников.

Начальник оперативного отделения капитан 3 ранга И. И. Смирнов поддержал меня:

— Считаю, что это было бы правильно, товарищ контр-адмирал. Примерно то же и я предлагал начальнику штаба.

— Ну, что ж, — подытожил Фролов. — Не возражаю. Будем высаживаться в Камыш-Буруне. Думаю, здесь можно использовать те четыре «охотника», которые только что пришли к нам с Кавказа. Командир группы производит хорошее впечатление. Я свяжусь с генералом Львовым, а ты, Александр Федорович, давай расчеты, — закончил он, обращаясь к начальнику штаба. [21]

Малые охотники, катера типа «МО-4», до войны предназначались для несения пограничной дозорной службы, для поиска и уничтожения подводных лодок главным своим оружием — глубинными бомбами. С началом войны эти катера были переданы военно-морским базам. Кроме бомб (больших и малых), катера имели по две 45-миллиметровые пушки и два зенитных крупнокалиберных пулемета; их водоизмещение — 56 тонн; ход — 27 узлов; экипаж — 22 человека, из них два офицера. Каждый катер мог взять на борт 50—60 десантников. Катера-охотники уже проявили себя в ходе войны как подвижный и универсальный вид оружия военно-морских сил: они несли дозорную службу, конвоировали транспорты, участвовали в высадке десантов и даже занимались тралением фарватеров, очищая их от неконтактных мин взрывами глубинных бомб. Главная же ценность охотников заключалась в их хорошо подготовленном, смелом и мужественном кадровом личном составе, имевшем опыт боевой службы по охране морских границ нашей Родины в мирное время.

Вникая в детали предстоящего наступления, я познакомился с аппаратом штаба нашей базы. Это были отлично подготовленные специалисты, в большинстве своем — члены партии. Начальник штаба А. Ф. Студеничников работал с огоньком. Не обладая пока достаточным опытом штабной работы, он не стеснялся заимствовать опыт у своего заместителя капитана 3 ранга И. И. Смирнова, энергичного и хорошо подготовленного штабного офицера.

Операторы штаба капитаны-лейтенанты А. Е. Старых, С. В. Шориков и капитан А. Д. Симоненко хорошо справлялись с разработкой штабной документации по десантной операции, четко несли круглосуточное оперативное дежурство по базе. Флагманский механик, инженер-капитан 3 ранга Н. А. Мунаев перешел в Керченскую базу с Дунайской флотилии. Это был человек неутомимой энергии, в совершенстве знавший все двигательные системы наших судов. Мунаев мог организовать их срочный ремонт в любых условиях, и это было очень ценно.

Некоторые специалисты штаба в будущем выросли в крупных начальников и командиров. И. И. Смирнов стал контр-адмиралом, Н. А. Мунаев также заслужил воинское звание контр-адмирала-инженера.

Понравился мне своей прямотой флагманский связист капитан П. Г. Носов. Он ведал разнообразными видами связи — от постов СНИС и до специальных артиллерийских [22] корректировочных радиостанций. Носов не смущался даже перед большими начальниками и всегда отстаивал свою точку зрения.

Флагманский артиллерист старший лейтенант Н. Ф. Гасилин умело контролировал боевую готовность всех видов артиллерии нашей базы. Он назначался в десант командиром штурмовой группы и начальником пункта высадки № 2 на Камыш-Бурунской косе, то есть на главном направлении. Комиссаром этой группы был назначен инструктор политотдела младший политрук В. Ф. Степанов.

Хорошее впечатление производил начальник мобилизационной части штаба майор И. К. Лопата — он подкупал своей оптимистичностью, уверенностью в успешном выполнении боевой задачи по десанту. Майор был назначен командиром штурмовой группы и начальником пункта высадки № 3 на Эльтиген. Комиссаром к нему назначили начальника клуба базы младшего политрука И. Е. Шутова.

Третий штабной офицер, который стал командиром штурмовой группы и начальником пункта высадки № 1 на Старый Карантин, техник-интендант 1 ранга А. Д. Григорьев, начальник распорядительно-строевой части штаба, вызвался участвовать в десанте добровольно. Комиссаром группы с ним шел инструктор политотдела старший политрук П. М. Грабаров.

Войдя, наконец, полностью в курс работы КВМБ, я утвердил в политотделе план политработы на период десантной операции с расстановкой всех работников политотдела на конкретных участках десанта.

Заместителю начальника политотдела батальонному комиссару Ф. И. Драбкину поручалось обеспечение отправки десантных плавсредств с причалов в Тамани. Кроме того, он должен был следить, чтобы плавсредства своевременно выходили к местам высадки.

Секретарь парткомиссии старший политрук Ф. М. Горбунов должен был обеспечивать такой же участок посадки и отправки десантников в селении Комсомольск, а затем, в зависимости от обстановки, выходить с ними в море.

Инструктор политотдела старший политрук Г. А. Ярцев оставался в политотделе на связи с десантными частями и для сбора информации, а также подготовки политдонесении о ходе десанта.

Начальнику политотдела батальонному комиссару К. В. Лесникову надлежало увязывать совместную работу штаба и политотдела, держать связь с политорганами [23] армейских частей, руководить политотдельцами на порученных им участках работы.

В период высадки десанта я должен был находиться на КП командира базы и, по мере надобности, выезжать на корабли и в части, выполняющие боевую задачу. Но с Фроловым разговора об этом еще не было.

И вот как-то утром вызвал меня по телефону контр-адмирал:

— Зайди, комиссар, ко мне. Есть неотложное дело.

Я накинул шинель и побежал под мокрым декабрьским снегом к командиру.

Фролов, видно, тоже только что вошел с улицы — с его черного кожаного реглана стекала на пол вода.

— Ты где собираешься находиться на десанте? — спросил Александр Сергеевич, пожимая мне руку. — Я думаю разместить свой КП на борту «охотника», в проливе.

— Я тоже буду там, — ответил я. — Однако, может быть, стоит подумать о другом варианте КП? Ведь на «МО-4» радиосредств связи недостаточно. А если часть из них выйдет из строя? Как быть тогда? Не лучше ли периодически выходить в пролив на торпедном катере к местам высадки?

— Как хочешь! На твоем присутствии не настаиваю. Но я пойду на «охотнике». Вот только запрошу Елисеева. Думаю, он со мной согласится, — закончил разговор Фролов.

Больше о КП речи не было. Но вскоре начальник штаба Черноморского флота контр-адмирал И. Д. Елисеев шифровкой сообщил о решении командующего флотом вице-адмирала Ф. С. Октябрьского: «Командный пункт командира высадки десанта, оборудованный всеми видами связи, иметь на берегу в Тамани...»

Командиру базы пришлось изменить свое решение. Для непосредственного руководства первым броском ударной группы в Камыш-Бурун, а также для контроля и общего руководства высадкой всего десанта в том районе пролива на катере «МО» будут находиться начальник штаба базы и начальник политотдела. Генерал-лейтенант В. Н. Львов, командующий десантом, утвердил это дополнение к общему плану операции.

А пока что я продолжал объезд частей и кораблей базы. Со старшим инструктором политотдела по партработе Г. А. Ярцевым мы отправились в 8-й отдельный стрелковый батальон, все четыре роты которого несли караульную службу и обеспечивали сухопутную оборону базы. Командир батальона майор А. Ф. Киба, недавно окончивший высшие курсы «Выстрел», хороший строевик, оглушил нас командой [24] «Смирно!» и своим зычным голосом бодро доложил о положении дел в батальоне. Хорошее впечатление произвел комиссар батальона Д. В. Поляков. Помогая командиру преодолевать некоторые недостатки в командовании батальоном, Поляков сумел хорошо организовать политработу и подготовить бойцов к выполнению предстоящей задачи.

Вскоре мы с Г. А. Ярцевым познакомились с 1-й ротой (командир — лейтенант Н. Суходольский, политрук — Бобровников), которая шла в десант, подробно поинтересовались партполитработой, людьми, их настроением. Красноармейцы, в большинстве кадровые военнослужащие, в прошлом рыбаки Приазовья, рвались в бой за освобождение родных мест.

8-й батальон участвовал в обороне Керчи в ноябре 1941-го, и у него были свои счеты с врагом. При отступлении на том берегу в окружении осталось около взвода красноармейцев с двумя командирами. По сведениям нашей разведки, они находились с партизанами в Старокарантинских каменоломнях и ждали прихода товарищей по батальону...

Затем я побывал в 354-й отдельной инженерной роте, подчиненной начальнику инженерного отделения базы подполковнику И. А. Смирнову. Он служил в Керченской базе с первых дней. Его отделение обеспечивало базу всеми видами инженерных работ: устройством причалов, подготовкой окопов и проволочных заграждений, минированием подступов к стационарным батареям и т. п. Командовал ротой капитан Н. М. Смирнов, комиссаром роты был старший политрук Е. И. Радечко. Они удачно дополняли друг друга: Н. М. Смирнов был хорошим специалистом и строевиком, а Е. И. Радечко, в прошлом инструктор Одесского обкома ВКП(б), сумел хорошо организовать партийно-политическую работу, вовлекая в нее всех, в том числе и самого командира. Для штурмовых групп десанта рота готовила саперов, а для высаживающихся армейских частей — проводников на местности.

Ну а как же основная сила десанта, его плавсредства — дивизионы катеров КВМБ и мобилизованные рыболовецкие сейнеры (всего свыше 40 единиц), уже сведенные в отряды? Осмотр убедил меня, что наступательный дух овладел не только военными моряками, но и всеми теми, кто обслуживал сейнеры, — временно мобилизованными шкиперами, мотористами, матросами — работниками рыболовецких колхозов. Каждый такой отряд возглавляли переоборудованные [25] из сейнеров сторожевые катера Керченской базы, вооруженные пушками и пулеметами. Все моряки этой своеобразной малотоннажной флотилии, как военные, так и гражданские, не задавали лишних вопросов о подготовке десанта. Они знали, что уже полным ходом идут тренировки по посадке армейских подразделений на суда и высадке на берег, совершаются пробные выходы в пролив ночью.

Позже состоялась встреча с командирами и комиссарами отрядов сторожевых катеров. Мы разговорились с командиром 2-го дивизиона СКА старшим лейтенантом Мацутой, военкомом политруком Никифоровым, командиром 1-го отряда СКА старшим лейтенантом И. Г. Литошенко и военкомом младшим политруком Феклиным. Из беседы стало ясно: моряки военных катеров в полной мере представляют себе стоящие перед ними боевые задачи и не боятся трудностей, неизбежных при высадке. К выступлению готовы.

В течение недели я ознакомился с большинством командиров и комиссаров частей КВМБ. Воинским мастерством многих из них нельзя было не восхищаться. Вот старший политрук К. М. Шевцов, военком зенитного артполка. Все 76-миллиметровые и 85-миллиметровые пушки артполка поставлены на тракторную тягу и действуют побатарейно. Маневрируя по всему Таманскому полуострову, полк прикрывает батареи береговой обороны, порты и населенные пункты, проявляет при этом большую оперативность. Командир полка — опытный флотский зенитчик полковник Перепелица. Работа политаппарата полка (в каждой батарее — комиссар) в связи с постоянным передвижением крайне усложнена. Военком все время в движении, переезжает от батареи к батарее. Он всегда в курсе событий, умело организует работу с бойцами в условиях повседневных боевых действий зенитчиков против вражеской авиации.

В береговой обороне, в 140-м отдельном артдивизионе, комиссаром был старший политрук Олейников, типичный «флотский береговик», прошедший путь от краснофлотца до руководящего политработника. Дюжий и веселый украинец, он сработался с командиром дивизиона майором Б. В. Бекетовым, они даже похожи друг на друга манерой держаться и неугасимым оптимизмом. Оба пользуются большим уважением бойцов.

Нелегкий путь от Измаила до Тамани в составе Дунайской флотилии прошел со службой наблюдения и связи (район СНИС) ее военком старший политрук Д. С. Калинин. [26] Храбрый воин, он любил опасные и ответственные задания и иногда даже опережал начальника района капитана А. Молчанова, хорошего специалиста связиста, в принятии командирских решений. О Калинине мы потом услышали во время десанта.

Обеспечение частей базы всеми видами довольствия и снаряжения лежало на плечах начальника тыла базы полковника А. И. Жукова и военкома, полкового комиссара Б. В. Федяева, участника недавней обороны Одессы. Командование тыла выдвинуло несколько офицеров для участия в десанте в качестве командиров и комендантов судов, и они выполняли боевую задачу успешно, некоторые — даже ценою жизни.

От первого знакомства с кадрами командно-политического состава Керченской базы осталось хорошее впечатление. Окрепла уверенность, что все командиры и политработники сумеют повести за собой личный состав на предстоящий бой с врагом. Я знал также, что рядом со мной, на других ответственных участках десантной операции будут наступать многие мои боевые товарищи по Черноморской эскадре, по Одессе и Севастополю. Командиром высадки десанта на Феодосию был назначен мой недавний командир по крейсеру «Червона Украина» капитан 1 ранга Н. Е. Басистый. На северную же часть Керченского полуострова поведет в бой Азовскую флотилию тоже мой бывший командир по бригаде крейсеров контр-адмирал С. Г. Горшков.

Накануне десанта все 46 единиц высадочных средств, кроме торпедных катеров и сторожевых катеров-охотников, были сведены в 8 отрядов. В основном это были сейнеры, мобилизованные из рыболовецких колхозов, с вольнонаемными командами — каждый на 40—70 десантников — и несколько буксиров с баржами. Лишь полтора десятка из числа этих судов имели военные экипажи и вооружение (малокалиберные пушки и крупнокалиберные пулеметы). Они входили в состав дивизионов охраны водного района базы и являлись как бы лидерами в отрядах высадки.

На сопровождение каждого отряда и поддержку его огнем при высадке выделялись два-три торпедных катера. При необходимости усилить артподдержку будут использоваться катера-охотники из приданной базе группы катеров-охотников. Быстроходные корабли тоже брали на борт десантников, но в скорости превосходили сейнеры и буксиры [27] в 4—5 раз, чем достигалось ускорение темпов высадки и хорошее маневрирование огневыми средствами.

Вели отряды командиры и военкомы из числа начполитсостава. На каждое судно с невоенной командой выделялся военный комендант, а на более крупные — и комиссар. По указанию начальника Главного политуправления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И. В. Рогова из резерва Политуправления Черноморского флота к нам прибыло около 20 политработников. Они должны были участвовать в десантной операции в качестве комиссаров отрядов, а также отдельных буксиров, барж, сейнеров. На первый взгляд, эта мера показалась излишней, но на деле присутствие политработников даже на малых судах оправдало себя — высадка производилась организованно, с большой ответственностью, невыполнение задания практически исключалось.

В штурмовых группах для первого броска с торпедных катеров было по 25 человек. Возглавили их командиры и военкомы. В группах — добровольцы: моряки-радисты, сигнальщики, пулеметчики, стрелки и по два сапера-проводника, знающих местность на Керченском побережье. Вооружение — пулемет, автоматы, винтовки, переносная рация, ручные гранаты. Задача штурмовых групп — захватить кромку берега, организовать пункт высадки и удерживать его, принимая десантников в течение всего периода высадки, затем передать охрану и оборону пункта высадки подоспевшим сухопутным подразделениям, не прекращая поддерживать радиосвязь с КП командира высадки на таманском берегу.

Согласно приказу командира высадки контр-адмирала А. С. Фролова, отряды были строго распределены по направлениям, по времени и включены в состав первого, второго и третьего бросков десанта. Командиры отрядов подчинялись непосредственно контр-адмиралу Фролову.

Первый бросок планировался на Старый Карантин силами четырех отрядов сейнеров, в каждом из которых по пять судов. Командиром головного отряда был назначен старший лейтенант И. Г. Литошенко, комиссаром — младший политрук Феклин. Командиры остальных отрядов в броске — младший политрук Вертеба, воентехник 1 ранга Долина (комиссар — политрук Усик) и лейтенант Хвостов (комиссар — младший политрук Соколов).

Второй бросок — на Эльтиген — осуществляли три отряда сейнеров, по четыре в каждом. Головным отрядом командовал старший лейтенант Г. И. Петровский, военком — старший политрук П. Г. Новожилов. Командир второго [28] отряда — старший лейтенант Мацута, комиссар — младший политрук Иванец, командир третьего отряда — политрук Заборцев.

На Камыш-Бурун (пункт высадки — Камыш-Бурунская коса) в третьем броске десанта посылался самый большой из всех восьми отрядов, так называемый отряд транспортов: три буксира с баржами и восемь сейнеров. Каждая баржа брала до пятисот бойцов и вооружение — полевую артиллерию боеприпасы, транспортные средства. В этом отряде командиром был капитан-лейтенант Н. З. Евстигнеев, заместитель начальника гидрорайона КВМБ, а военкомом — старший политрук Ф. И. Чернявский, инструктор ПУЧФ. Отряд разделили на три группы — по буксиру с баржей и по два-три сейнера в каждой. Головной группой командовал флагманский минер штаба капитан-лейтенант И. Е. Алещенко, комиссаром был техник-интендант К. И. Цимбал, политрук роты выздоравливающих полуэкипажа КВМБ. Второй группой командовал младший политрук Кобяков, третьей — младший политрук Малинка, оба — комиссары групп, они же — командиры. Этот бросок был на главном направлении, и ему придавалось самое большое значение.

Подбор командования и политического руководства показал, что политработников, с учетом прикомандированных, у нас достаточно, а офицеров плавсостава мало. Поэтому зачастую обязанности и командира и комиссара возлагались на политработников.

Ко времени, назначенному приказом, все было готово к десанту.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Каталог надводных военных роботизированных аппаратов

Терминология

C-USV - Common Unmanned Surface Vehickle 

USV - Unmanned Surface Vehicle - надводное беспилотное устройство

VBSS - абордажный робот

МРТК - морской роботизированный комплекс

 

Российские  

Искатель, НПП АМЭ, Россия

2017.07.13 Необитаемый катер Искатель придет на смену французским Mk2 на ВМФ России? Начались испытания военного безэкипажного катера "Искатель" в Кронштадте. 

 

Калан (Катер ГБО Калан), ОАО Тетис Про, Россия

Экспериментальный образец автономного радиоуправляемого катера с гидролокатором бокового обзора Калан. Источник korabel.ru 

 

Лисица, Россия

Безэкипажный надводный корабль. Упоминается в 2018 году. 

 

Тритон, Концерн Калашников, Россия

Проект военного катамарана с поддержкой автономного плавания, 2х200 л.с. моторами, бортовыми БЛА и дистанционно управляемым модулем на базе пулемета ПКТ 7.62 мм. В 2016 году сообщается о планах его разработки в рамках заказа Минобороны РФ. 2016.11.18 Военный робот-катамаран "Тритон" готовы разработать в концерне "Калашников". 

 

Название неизвестно, Россия

2018.03.16 Безэкипажный катер разрабатывают в Томске. Разработки надводного морского робота идут и в Томском политехническом университете (ТПУ). Проектом руководит Юрий Чурсин, финансирование обеспечено грантом “УМНИК НТИ”. 

 

Название неизвестно, Средне-Невский ССЗ, Россия

Черноморский флот усилят тральщиками проекта 12700 ("Александрит") производства Средне-Невский ССЗ. Противоминные корабли "Георгий Курбатов" и "Владимир Емельянов" идут в комплекте с катерами-беспилотниками. Такие катера идут по курсу тральщика, выявляют мины и ликвидируют их, не подвергая риску судно и экипаж. В состав флота "Георгий Курбатов" войдет в состав флота до конца 2018 года. "Владимир Емельянов" войдет в состав ЧФ не ранее 2020 года. Катера имеют небольшое водоизмещение, чтобы на них не срабатывали взрыватели мин. Мины обнаруживают при помощи ГАС, помещенной на беспилотном катере. Катер пришлось разрабатывать после прекращения поставок французских катеров MkII Inspector, ECA Group. Данных о разработчике нет.  (По другим данным обнаружение мин проводится телеуправляемыми подводными аппаратами миноискания, действующими впереди по курсу тральщика). 

2018.08 Предположительно речь идет о пока что не получившем названия безэкимпажном катере (БЭК), разрабатываемом в Средне-Невском судостроительном заводе. Это катер класса Mk2 Inspector, но не с алюминиевым, а с композитным корпусом. Катер уже испытан в одиночном плавании, теперь предстоит проверить его в совместной работе с минным тральщиком "Иван Антонов" (будет сдаваться в 2018 году) или "Владимир Емельянов" (сдача планируется в июле-августе 2019), в 2020 году будут сдаваться "Георгий Курбатов" и "Петр Ильичев". Александр Обухов укомплектован французским Mk2 Inspector / tass.ru  

+ + 

Иногда можно встретить упоминания о Грачонке, Звездочке и Игоре Белоусове, как о РТК. Он не являются роботизированными в полном смысле этого термина, но оснащены роботизированными комплексами. 

Грачонок (катер ППДО Грачонок),  ОАО Тетис Про, Россия

Катер не является МРТК, хотя его иногда называют "роботизированным". На нем установлен "роботизированный надводный комплекс противоподводнодиверсионного обеспечения "поисково-обследовательским комплексом ПОК "Кальмар". Катер принят на вооружение ВМФ России.  Водоизмещение 139 тонн. В 2017 году ВМФ России получил третий катер проекта 21980 "Грачонок". Вооружение - пулемет МТПУ 14,5 мм; противодиверсионные гранатометы ДП-64, ДП-65А, переносной ЗРК "Игла-1". Водоизмещение - более 138 тонн, длина - 31 м, ширина более 7 м; скорость максимальная - 23 узла; дальность действия - более 200 миль. Строятся на АО "ССЗ "Вымпел". В январе 2017 ВМФ поднял флаг на двух катерах проекта 21980. Команда катера - 8 человек. Автономность плавания - 5 дней. 

 

Звездочка (СБС Звездочка), ОАО Тетис Про, Россия

Не явлется роботом. Оборудован роботизированным комплексом поисково-спасательного обеспечения. Создан до 2013 года. Принят на вооружение. 

 

Игорь Белоусов (СС Игорь Белоусов), ОАО Тетис Про, Россия

Корабль не является роботом, но на нем установлен роботизированный комплекс поисково-спасательного обеспечения. Создан до 2013 года. Принят на вооружение. 

 

Зарубежные

 

Израиль

 

Protector, Rafael, Израиль

Разработан до 2010 года. Телеуправляемый катер. 10 м, грузоподъемность - 1 тонна, дизельный двигатель, скорость до 50 узлов, технология "невидимости" для радаров. Может быть вооружен пулеметом от 7.62 мм до 40 мм автоматических гранатометов. Оснащен системой громкой связи, позволяющей дистанционно общаться из наземного пункта управления с теми, к кому подходит катер. 

 

Seagull, Elbit Systems, Израиль

Многоцелевой роботизированный катер (разведка, разминирование, уничтожение подлодок). Подробности - по ссылке. 

 

Silver Marlin, Elbit System, Израиль

Телеуправляемый катер. 

 

Stingray, Elbit Systems, Израиль

Телеуправляемый катер.

 

Объединенное Королевство

MAST, Объединенное королевство

Прототип скоростного роботизированного катера (Maritime Autonomy Surface Testbed) для разведки и наблюдения в телеуправляемом или автономном режимах. Устройство длиной чуть более 10 метров и весом порядка 2 тонн разгоняется до 50 узлов (более 92,6 км/ч!). При этом катер способен автономно передвигаться по заданному маршруту, избегая столкновений с кораблями и другими надводными объектами. Осенью 2016 года будет испытан в UK. 

2016.09.10 Флот Её Величества получит беспилотные катера. В рамках проекта MAST (Maritime Autonomy Surface Testbed) роботизации подвергли катер Bladerunner. Если прототип впечатлит командование ВМС, MAST может стать элементом флотилии высокоскоростных кораблей, оснащенных различными сенсорами для шпионских миссий и наблюдения. 

 

США

ACTUV (Sea Hunter), США

USV. Надводный робот для обнаружения и сопровождения подлодок противника, способный соблюдать международные морские законы, следуя за вражескими подлодками.  Робот не несет вооружения, его задача - обнаружить сонарами подлодку противника и при необходимости вызвать ВМФ для ее уничтожения. В ходе автономных 2-3 месячных походов робот способен осматривать значительные пространства в океане. Подробнее

2016.04.03 Видео спуска на воду и ходовых испытаний ACTUV в январе-феврале 2016 года. 

2015.04.24 В США прошли испытания ACTUV - робота-охотника за подлодками 

 

C-USV, Textron, США

Надводный робот-тральщик. Common Unmanned Surface Vehicle - беспилотный надводный аппарат неспециализированного типа. 

 

Guardian, Juliet Marine System, США

Guardian ("Защитник"), США, USV - надводный полупогруженный аппарат, движение которого основано на использовании эффекта суперкавитации. При необходимости, катер способен переходить в погруженный режим работы. Цели - разведка, обнаружение мин, нанесение ударов по объектам противника на небольших дистанциях. Разработка адресована ВМС США.  

 

Helical Robots, США

MATBOCK VBSS на базе FerroTanker-20, разработки Helical Robots, США. Абордажный робот (VBSS). 

2015.05.12 На конференции оборудования для специальных формирований SOFIC покажут VBSS-робота MATBOCK  

 

Hupersub Fathom, Reynolds Marion, США

Гибридный морской аппарат, который может использоваться в автономном или пилотируемом вариантах. Способен передвигаться в погруженном, полупогруженном или надводном состоянии. Предназначен для разведки побережья.  

 

Mark 60 Captor, США

Торпеда, способная к автоматическим атакам на определенное судно. 

 

MHU, Northop Grumman, США

Надводный робот. Несколько экземпляров использует 5-й флот ВМС США. 

 

Sea Hunter, Leidos, США

 см. ACTUV

 

SHARC, Liquid Robotics, США

Автономный беспилотный робот, рассчитанный на работу в группе. Демонстрировался в октябре 2016 года в ходе показа военной робототехники, проведенной Британскими Королевскими ВМС.  

Надводная часть SHARC, источник: liquidr.org

2016.11.07 Американцы показали успешный поиск подлодок группой морских роботов. 

 

Submaran, США

2017.05.02 Автономный морской робот Submaran сочетает черты лодки и парусника. Эту новинку можно использовать в ходе разведывательных операций.

 

Франция

MK2 Inspector, ECA Group, Франция

Многоцелевой робокатер-платформа с алюминиевым корпусом и с водометным приводом, способный функционировать в обитаемом, телеуправляемом или автономном режиме в прибрежных и глубоких водах. Предназначен для патрулирования, противоминной борьбы и других операций. Может оснащаться различной полезной нагрузкой. 

В России известен, как "Инспектор". 

robotrends.ru

по воде аки посуху » Военное обозрение

Данный комплекс (а именно так его назвал дуэт разработчиков) был единственным на выставке форума АРМИЯ-2016. Маломерные суда и катера были, о них речь пойдет чуть позже, а вот судно на воздушной подушке было в единственном экземпляре.

И не просто в единственном, а еще и новейшая разработка, находящаяся в стадии государственных испытаний.

Но сперва пара слов о создателях.

ЦКБ «НЕПТУН» было основано распоряжением Совета Народных Комиссаров СССР от 31 декабря 1945 года и находилось в ведении Народного Комиссариата судостроительной промышленности СССР.

В 1958 году в состав ЦКБ «Нептун» было включено опытное производство, расположенное в поселке Водники Московской области. Это дало возможность самостоятельно строить опытные образцы судов, спроектированных ЦКБ «Нептун».

В марте 2012 года ЗАО ЦКБ «Нептун» претерпело реорганизацию в Открытое акционерное общество и изменило местонахождение на г. Санкт-Петербург.

ОАО «ЦКБ «Нептун» имеет собственное опытное производство. Основными направлениями деятельности является разработка и проектирование амфибийных судов на воздушной подушке и боевых и патрульных катеров.

Суда на воздушной подушке проектировались для судостроительных заводов, где до сих пор осуществляется их постройка. Спроектированные ЦКБ «Нептун» суда успешно эксплуатируются как в России, так и за рубежом.

Коллективом ЦКБ "Нептун" создано:

1976 г. СВП «Барс» пр. 14660 (8 пассажиров) и его модификации для почтовых служб и поисково-спасательной службы (ЕГА ПСС), построено ок. 40 ед.

1984 г. Малое СВП «Гепард» пр. 18800 (5 чел.), построено более 100 ед. и СВП «Пума» 18801, построено более 20 ед.

1986 г. Морское СВП «Бизон» г/п 10 т пр. 17481 для Морфлота, построено 3 ед.

Несамоходная платформа на воздушной подушке пр. 17482 для Морфлота, построено 6 ед.

1990-1994 гг. Малое прогулочное СВП «Соболь» пр. ВП191, построено ок. 30 ед.

1996 г. Морское лоцманское СВП «Рысь» пр. 14661, построена 1 ед.

1998-2000 гг. Речное пассажирское СВП «Ирбис» пр. 15063 (32 чел.), построено 4 ед.

Морская модификация СВП «Ирбис» пр. 15067, построена 1 ед.

И вот предлагаем вашему вниманию новое судно на воздушной подушке от ЦКБ «Нептун».

Инженерный амфибийный разведывательный катер на воздушной подушке «ИРК».

Так как катер только проходит испытания, то собственного имени у него пока нет. Надеемся, что пока.

Катер не то чтобы уникальный, но до него подобные задачи возлагались на экипаж надувной лодки СНЛ-8 с комплектом разведки водных преград.

«ИРК» предназначен для замены СНЛ-8 и проведения разведки не только водной преграды, но и подступов к ней, береговых участков, ледовых переправ. Все это возможно с помощью современного гидроакустического комплекса и комплекта переносных средств инженерной разведки. Предназначен в первую очередь для инженерных войск.

Так что инженерный амфибийный разведывательный катер для разведки водных преград у нас разработан впервые.

Итак, «ИРК».

Длина с надутыми бортами — 7,8 м.Ширина с надутыми бортами — 3,1 м.Высота на воздушной подушке — 3 м.Высота над поверхностью на ВП — 0,6 м.Максимальная скорость на суше до 50 и на воде — до 60 км/ч.Запас хода по топливу — 250 км.Время беспрерывной работы аппаратуры — 48 часов.Экипаж — 4 человека.Вооружение — пулемет 7,62 мм. Запас патронов 2000 шт.

Вид снизу.

Два слова еще о создателях машины-транспортера.

Транспортер-погрузчик для катера "ИРК" изготовлен умельцами АО "Подъемные машины" из города Велики Луки Псковской области.

«Подъемные машины» — ведущий российский поставщик мобильного грузоподъемного оборудования, серийно выпускаемого двумя ведущими российскими производителями гидравлической спецтехники: ООО «ВЕЛМАШ-С» (Псковская обл., г. Великие Луки) и ООО «Соломбальский машиностроительный завод» (г. Архангельск).

Рукастые труженики, и машины у них тоже очень рукастые. Хороший вышел симбиоз.

Кстати, зимой планируются ходовые испытания очередного катера проекта "Пардус", и нас пригласили на эти испытания. Так что в недалеком будущем мы вернемся к теме СВП от ОКБ "Нептун".

topwar.ru

Судоверфь "Альбатрос" в августе начнет испытания композитного катера для спецслужб

Длина проекта - 12,3 м, ширина - 3,4. Масса с грузом - 5,8 тонн, полезная нагрузка - около тонны. На SC-39 установят два мультитопливных морских дизеля компании Steyr мощностью по 292 л.с. каждый. "К сожалению, в России таких двигателей не производят, - рассказали на судоверфи. - Их рабочий режим - 4000 оборотов в минуту, но ни один отечественный дизель таких характеристик не имеет. У двигателя также есть возможность дистанционной диагностики". 

На катере установлено два топливных бака общей емкостью в 1120 литров, обеспечивающих запас хода в 560 миль (18 часов), а также два 400-литровых резервуара с пресной водой. Экипаж - два человека, судно также может взять на борт четверых пассажиров. 

Максимальная скорость катера - 36 узлов - может быть увеличена по требованию заказчика. Как отметили на предприятии, в данном проекте упор делался на создание максимально удобного пространства для длительного обитания экипажа. 

На судоверфи подчеркнули, что материалы корпуса - отечественные композиты - от стеклоткани до связующих элементов на основе эпоксидных смол. Корпус сделан по принципу сэндвич-конструкции, что значительно уменьшит вес и водоизмещение, одновременно увеличив полезную нагрузку. Это позволит брать на борт больше людей или топлива и придаст дополнительную плавучесть. "Внутри сэндвич-панелей находится связующий элемент - специальный конструкционный пенопласт, который делает корпус плавучим. Его параметры рассчитаны так, что даже при затоплении всех отсеков судно не тонет", - рассказал коммерческий директор компании Виталий Мелетьев. 

По его словам, в 2016 году верфь планировала завершить постройку катера в мае 2017 года, однако из-за проблем с получением кредитов сроки сдвинулись на август, из-за чего астраханское предприятие не успеет принять участие в МВМС-2017. Строительство серии катеров проекта SC-39 уже законтрактовано с заказчиком из Германии, в ближайшее время верфь подпишет еще один контракт. "Это первый наш композитный катер, созданный специально для "силовиков". Надеемся, что он будет востребован", - сообщил представитель "Альбатроса". 

Российские судостроители уже делают композитные корабли и суда для ВМФ и силовиков. Так, Средне-Невский судостроительный завод создает серию композитных тральщиков проекта "Александрит", а петербургская компания "Скоростные катера Мобиле групп" создает вспомогательный флот для госзаказчиков, в том числе силовых структур, с использованием композитов. 

defence.ru