Учебно-тренировочный самолет Як-130 потерпел катастрофу в 25 км от Ахтубинска. Катастрофа як 130


Тренировочный полет: Як-130 упал под Борисоглебском, пилоты остались живы

МОСКВА, 16 сен — РИА Новости. Учебно-боевой самолет Як-130 упал возле аэродрома в Борисоглебске, пилотам удалось успешно катапультироваться, сообщили в Минобороны.

Российский учебно-боевой самолет Як-130. Архивное фотоПод Борисоглебском разбился учебно-боевой Як-130

Инцидент произошел в ходе учебно-тренировочного полета, члены экипажа сумели увести летательный аппарат от построек на земле и катапультировались. Позднее пилоты были обнаружены поисково-спасательной группой в районе падения самолета и благополучно доставлены на аэродром базирования. "Оба пилота после приземления сразу вышли на связь, их жизни и здоровью ничего не угрожает", — говорится в сообщении российского оборонного ведомства.

Расследованием причин падения Як-130 будет заниматься комиссия по безопасности полетов Вооруженных сил. В настоящий момент ее члены готовятся вылететь на место происшествия с аэродрома Чкаловский, рассказали в Министерстве обороны.

Предыдущий инцидент с участием Як-130 произошел 15 апреля 2014 года. Учебно-боевой самолет разбился при заходе на посадку в 25 километрах юго-восточнее Ахтубинска во время планового тренировочного полета. Оба летчика сумели катапультироваться, однако один из них погиб. Потерпевший крушение самолет принадлежал Борисоглебскому филиалу Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил (ВУНЦ ВВС).

Американский солдат на авиабазе ВВС США США засекретили данные о катастрофе истребителя в Неваде

Як-130 — двухместный реактивный учебно-боевой самолет, разработанный в середине 1990-х годов. Первый серийный летательный аппарат этого типа поднялся в воздух в 2004 году.

По характеристикам Як-130 близок к современным истребителям четвертого и пятого поколений на дозвуковой скорости полета, неприхотлив и способен садиться на неподготовленные площадки. На нем курсантов летных училищ обучают навыкам пилотирования и решения боевых задач. Помимо этого, он способен поражать наземные и воздушные цели, двигающиеся на низкой скорости, выполняя задачи легкого штурмовика.

ria.ru

В Воронежской области потерпел крушение Як-130 » Военное обозрение

Информационная служба SM-News со ссылкой на собственный источник сообщает о том, что сегодня в Воронежской области потерпел крушение самолёт Борисоглебской авиационной базы Як-130 Воздушно-космических сил России. По последним сведениям, крушение учебно-боевого самолёта (УБС) произошло в Грибановском районе области. Это в нескольких км от аэродрома "Борисоглебск".

Напомним, что в сентябре прошлого года в районе Борисоглебской авиационной базы произошла аналогичная катастрофа. Тогда крушение потерпел Як-130, который пилотировался курсантом 5-го курса лётного училища и опытным майором - инструктором авиационной базы. Оба лётчика катапультировались в районе административной границы Воронежской и Волгоградской областей.

Минобороны подтверждает:

12 апреля 2018 года около 9 часов 40 минут в ходе проведения планового учебно-тренировочного полёта потерпел аварию самолет Як-130 учебной авиабазы Краснодарского высшего авиационного училища летчиков в города Борисоглебск (Воронежская область)

Лётчики катапультировались.

Отмечается, что командир доложил о возникновении технической неисправности в одном из агрегатов машины, препятствующей продолжению полета. В свою очередь руководитель полётов дал команду на катапультирование.

Оба пилота, летчик-инструктор и курсант, благополучно катапультировались, приземлились и самостоятельно вышли на связь с аэродромом. Их жизни и здоровью ничего не угрожает. Самолет упал в безлюдной местности, разрушений нет

— добавляется в сообщении.

Для выяснения причин и обстоятельств происшествия приступила к работе специальная комиссия службы безопасности полётов авиации Вооруженных сил РФ.

Ранее лётчики Борисоглебской авиационной базы неоднократно высказывали те или иные нарекания по отношению к техническому оснащению и иным аспектам учебно-боевого самолёта Як-130.

topwar.ru

Разбился самолет Як-130

Як-130 15 апреля 2014 года под Астраханью разбился учебно-тренировочный самолет Як-130. Об этом сообщают российские информационные агентства. Самолет в 17:46 вылетел из Ахтубинска, пропал с радаров. Вскоре выяснилось, что он потерпел крушение. На борту находились два человека, экипаж успел катапультироваться, но один пилот погиб, другой выжил. О причинах произошедшего в настоящее время информация отсутствует, есть предположения, что катастрофа произошла из-за отказа двигателя самолета, но официально эта информация не подтверждена. В Ахтубинске, откуда вылетел Як-130, находится Государственный летно-испытательный центр Минобороны имени В.П. Чкалова.

Як-130

Оба летчика учебно-тренировочного самолета Як-130, во вторник потерпевшего крушение под Астраханью, успели катапультироваться, однако один пилот погиб, сообщает РИА Новости со ссылкой на Минобороны.

"Экипаж, состоящий из двух летчиков, успел катапультироваться. Один пилот погиб, жизни и здоровью второго пилота ничего не угрожает", - говорится в сообщении. Катастрофа, по данным ведомства, случилась в ходе выполнения планового учебно-тренировочного полета при заходе на посадку в 17:50 по московскому времени в 25 км юго-восточнее города Ахтубинск.

На аэродром направлена комиссия Министерства обороны. Поисковая группа нашла место падения учебного самолета Як-130. Обнаружили одного живого члена экипажа, тело одного погибшего. Причины ЧП устанавливаются. На земле жертв и разрушений нет.

Cамолет Як-130

Главнокомандующий ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев принял решение приостановить полеты самолетов Як-130 в связи с катастрофой в Астраханской области, - об этом сообщают СМИ со ссылкой на заявление начальника управления пресс-службы и информации Министерства обороны РФ генерал-майора Игоря Конашенкова.

"Решением главкома ВВС полеты на всех типах данного самолета временно приостановлены до выяснения причины катастрофы", - сообщил Игорь Конашенков.

Як-130

На данный момент Военно-воздушным силам переданы 48 самолетов Як-130, которые входят в состав 209-й учебной авиабазы в Борисоглебске (Воронежская область). Всего действующие контракты предусматривают поставку 65 таких самолетов (а 16 Як-130 поставлены Алжиру в 2011 году). До дня катастрофы 15 апреля 2014 года произошло два авиационных происшествия с самолетами Як-130, и они были без жертв:

  1. 26 июля 2006 года в испытательном полете из-за отказа системы дистанционного управления самолет Як-130 (бортовой номер "03 белый", Летно-исследовательского института им. Громова) вошел в пикирование. Пилоты катапультировались, машина упала в Рязанской области.
  2. 29 мая 2010 года разбился Як-130 ("93 красный") исследовательско-инструкторской смешанной авиационной базы 4-го центра подготовки авиационного персонала и проведения войсковых испытаний МО РФ. Это случилось возле Липецка. После взлета и уборки шасси началась продольная раскачка по причине отказа системы управления. Экипаж катапультировался при выходе на режим сваливания. Полковник Александр Котов и старший лейтенант Евгений Гостев не пострадали.

Як-130

Учебно-боевой самолет Як-130, по НАТОвской классификации - Mitten, разрабатывался ОКБ им. Яковлева с начала 90-х годов. Первый полет состоялся в 1996 году, в 2002 году выбран базовым самолетом ВВС для подготовки летчиков. Экипаж Як-130 - два человека. Машина оснащена двумя турбореактивными двигателями РД-35 с новой электронно-цифровой системой регулирования. Самолет имеет шесть узлов подвески оружия, способен нести управляемые и неуправляемые ракеты "воздух-земля", "воздух-воздух", бомбы, пушечные контейнеры и др.

  • Длина фюзеляжа Як-130 - 11,49 м;
  • размах крыла - 9,72 м;
  • высота - 4,76 м;
  • максимальная взлетная масса - 9 т;
  • практический потолок - 12,5 тыс. м;
  • максимальная скорость - 1050 км/ч;
  • дальность полета - 1850 км.

Серийное производство Як-130 ведется на Иркутском авиазаводе.

Читайте также:

< Назад Вперед >
 

pro-samolet.ru

Что не так с Як-130? » Военное обозрение

На Борисоглебской авиационной базе продолжалась активная отработка практических навыков лётного состава по эксплуатации учебно-боевых самолётов (УБС) Як-130 и во время расследования причин аварийной посадки самолёта в июне текущего года. В борисоглебское небо поднимались самолёты, пилотируемые в том числе и курсантами, проходящими обучение в филиале Военного учебно-научного центра (ВУНЦ) ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина». Як-130, создаваемые ОАО «Корпорация «Иркут», как известно, позволяют осуществлять полёт под контролем лётчика-инструктора, и позиционируются в качестве первых абсолютно новых самолётов, созданных и построенных после распада СССР в современной России.

Несмотря на то, что постановка на вооружение ВКС РФ Як-130 состоялась давно, череда аварийных ситуаций с этими самолётами даёт повод экспертам (и непосредственно воённым лётчикам) говорить о том, что самолёт «сырой». Мало того, отмечается относительная сложность его пилотирования. Сложность в сравнении с возможностями пилотирования тех учебных моделей (для подготовки курсантов), которые использовались ранее.

Напомним, что в июне 2017 в Борисоглебске экипажу самолёта Як-130 удалось выполнить посадку самолёта без носовой стойки шасси. Яком тогда управляли курсант Краснодарского филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» Кирилл Клевцов и лётчик-инструктор Михаил Марченко. Мастерство экипажа позволило не вступать в дело экстренным службам, которые в тот момент находились на аэродроме. Самолёт сел без передней стойки - сама машина получила незначительные повреждения. Экипаж не пострадал.

16 сентября этого года другой Як-130 Борисоглебского учебного авиационного центра потерпел крушение, упав в поле подсолнечника в нескольких километрах от аэродрома - на границе Воронежской и Волгоградской областей. Самолётом, по данным информационных агентств, управляли курсант старшего курса филиала Военно-воздушной академии ВВС РФ Иван Клименко и опытный инструктор – майор Сергей Заволока. Майор Заволока не просто опытный лётчик, он является одним из представителей пилотажной группы «Крылья Тавриды», которая выполняет полёты именно на Як-130. Официально Минобороны РФ на данный момент не подтверждает информации о том, что именно эти военнослужащие находились в кабине УБС.

Оба катапультировавшихся лётчика были отправлены в госпиталь в состоянии шока. Серьёзных физических повреждений курсант и офицер ВКС РФ не получили.

В данный момент Як-130, виртуозно посаженный на аэродроме Борисоглебска с невышедшим шасси в июне текущего года, проходит через ремонтные процедуры. Самолёт, упавший 16 сентября, восстановлению не подлежит. После падения на землю возник пожар, и то, что осталось от самолёта ещё и сильно обгорело.

Военные техники и представители предприятия-производителя оценивают технические детали, которые стали причинами сбоя в работе носовой стойки при посадке самолёта. Специалисты нижегородской компании «Гидромаш», которая и занимается производством авиационных стоек для Як-130, проводят свои технологические исследования по установлению причин инцидента.

Нужно отметить, что в проведении качественного и прозрачного расследования руководство «Гидромаша» заинтересовано не меньше, чем командование ВКС РФ. Дело в том, что именно «Гидромаш» занимается производством основных опор шасси, например, для новейшего российского пассажирского авиалайнера МС-21, к которому приковано повышенное внимание со стороны не только российской общественности, но и со стороны общественности зарубежной. Ведь МС-21 вполне может (и должен) выходить на международный рынок. И о контрактах на его приобретение говорят уже сейчас. Компания не может себе позволить понести репутационный ущерб, учитывая то, что демонстрировала свои разработки на салоне Ле Бурже во Франции с презентационными заявлениями о высокой надёжности систем.

По некоторым данным, невыход передней стойки Як-130 мог быть связан с попаданием влаги в гидравлические системы. На вопрос, откуда в гидравлике оказалась "лишняя" влага, эксперты высказывают предположение о том, что вода попадает во время "хранения" самолёта. Аргумент такой: проблемы, возможно, не было бы, если бы самолёты такой конструкции хранились в специальных влагозащитных ангарах.

Но ведь далеко не только в стойках шасси дело. Официальных результатов расследования причин падения Як-130 под Борисоглебском пока нет. При этом в многочисленных новостных сводках со ссылками на представителей лётного сообщества (из числа тех, кто сидел за штурвалом Як-130) сообщается, что у этих машин проблем пока, к сожалению хватает и без стоек. И хватает их даже на фоне постоянного мониторинга технического состояния производителями.

На 2017 год в России произведено 133 учебно-боевых самолёта Як-130, из «семейства» которых в своё время была сформирована и упомянутая пилотажная группа «Крылья Тавриды».

На Борисоглебской авиабазе самолёты позволяют проводить ежегодную подготовку десятков курсантов старших курсов Военно-воздушной академии. И теперь, после двух инцидентов за три месяца, эта подготовка поставлена под вопрос. И отвечать на этот вопрос нужно, не пытаясь упрятать проблему под сукно.

Фактически Як-130 призван заменить чехословацкие «Эльки» - так ласково лётчики называют учебно-боевые самолёты Л-29 и Л-39, которые в течение десятилетий являлись основными УБС стран Организации Варшавского договора. Як-130 превосходит самые последние версии «Элек» как по радиоэлектронной «начинке», так и по маневренности в воздухе. Это и понятно - самолёт современный, и в нём воплощены последние достижения оборонки. Вот только пока проблема с тем, как эти последние достижения воплощались, и насколько они вообще способны осваиваться курсантским составом с учётом требований к безопасности.

От Л-29 и Л-39, которые сами лётчики нередко называют "летающими партами" ("летающими классами") из-за лёгкости управления и высокой надёжности, Як-130 отличается пока не в лучшую сторону именно в плане указанных параметров. Производителям явно придётся приложить усилия, чтобы проблемы с надёжностью Як-130 были решены и чтобы к техническим параметрам самолёта у лётного состава и потенциальных заказчиков не возникало вопросов.

А ведь вопросы возникают отнюдь не только у молодой курсантской поросли, но и у опытных лётчиков. Если была проблема с одним из двигателем (такая рабочая версия рассматривается), то почему "не сдюжил" второй двигатель? Если проблема никак не связана с двигателями, то с чем тогда? И если снова винить во всём влагу, попадающую "не туда, куда следует", то в таком случае возникает вопрос об общей надёжности авиационной техники под маркой Як-130 - неужели самолёт на самом деле настолько "нежен", что без содержания в специальных ангарах может давать непрогнозируемые сбои в различных блоках и узлах?

topwar.ru

НАЗВАНА ПРИЧИНА КАТАСТРОФЫ ЯК-130 ПОД АХТУБИНСКОМ

Причиной катастрофы учебно-боевого самолета (УБС) Як-130 в середине апреля в районе Ахтубинска в Астраханской области стал отказ в системе управления.

Як-130

Об этом ИТАР-ТАСС сообщил сегодня заместитель генерального директора Опытно-конструкторского бюро (ОКБ) им.Яковлева по летным испытаниям Роман Таскаев.

«Сейчас пока можно сказать одно - причиной катастрофы стал отказ в системе управления самолета, который привел к потере управляемости машины. Летчики имели право катапультироваться сразу же, как только возник этот отказ, поскольку, как выяснилось позднее, в воздухе положение исправить было невозможно. Однако они до последнего пытались спасти машину и произвели катапультирование крайне поздно, что и привело к гибели одного из пилотов. Это произошло еще и потому, что самолет начал очень быстрое вертикальное снижение», - сказал Таскаев.

По его словам, пилоты вечером 15 апреля под Ахтубинском выполнили на строевом самолете Як-130 летное задание и спокойно возвращались на аэродром при благоприятных погодных условиях. «Произошла выдача информации об отказе системы. Сначала самолет управлялся, но спустя какое-то время управление было потеряно», - добавил заместитель генерального директора ОКБ Яковлева.

Специалисты ОКБ продолжают разбираться в причинах отказа, отметил Таскаев. При этом их главной задачей является выяснение, где именно и почему произошла поломка, а также обеспечение защиты от подобных отказов ныне существующих серийных самолетов и машин, которые будут создаваться на заводах.

«Будут проведены мероприятия, предотвращающие подобный отказ в электронике Як-130. Пока мы не можем четко сказать: может быть, это был элементарный заводской брак в «железе» конкретной машины, а, может быть, что-то другое. Если в процессе эксплуатации любого самолета возникают какие-то отказы, то затем соответствующие изменения в программное обеспечение или «железо» вносятся у всех серийных машин. В любом случае, расследование еще продолжается», - подчеркнул Таскаев.

Он напомнил, что Як-130 является очень «умным» самолетом, созданным специально для обучения начинающих, неопытных пилотов. Многие его системы имеют четырехкратное дублирование, что позволяет свести вероятность их отказа практически к нулю.

Как сообщалось ранее, 15 апреля в 17:50 мск в районе Ахтубинска потерпел катастрофу Як-130 Борисоглебского филиала Военного учебно- научного центра ВВС Военно-воздушной академии им.Жуковского и Гагарина. Экипаж, состоящий их двух человек, успел катапультироваться. Один пилот погиб. Решением главнокомандующего ВВС России Виктора Бондарева в тот же день полеты на УБС самолетах Як-130 в России были временно приостановлены до выяснения причин катастрофы.

 

Источник

tehnowar.ru

В России разбился военный самолет Як-130

Як-130 потерпел крушение. Фото: Википедия

Учебно-боевой самолет Як-130 потерпел крушение вблизи аэродрома в Борисоглебске Воронежской области России. Пилоты успели катапультироваться.

В России по время учений разбился самолет Як-130. Он потерпел крушение около аэродрома в Борисоглебске  Воронежская области России.  Согласно сообщению, чрезвычайное происшествие возникло во время учебно-тренировочного полета. Экипажу удалось увести самолет от близлежащих построек и катапультироваться, сообщило РИА Новости.

- Оба пилота после приземления сразу вышли на связь, их жизни и здоровью ничего не угрожает. Для эвакуации пилотов в район аварии направлена поисково-спасательная группа, - отметили в Минобороны РФ и добавили, что для расследования причины падения самолета на место происшествия направится комиссия по безопасности полетов Вооруженных сил, которая сейчас готовится вылететь с аэродрома Чкаловский.

Ранее, 26 июня 2006 года, прототип Як-130 разбился в Рязанской области. Оба летчика успешно катапультировались, никто не пострадал. Причиной катастрофы называют отказ системы управления.

29 мая 2010 года разбился предсерийный Як-130 (бортовой номер 93) Липецкого центра боевой подготовки и переучивания личного состава. Авария самолета произошла во время выполнения планового задания при взлете. Экипаж в составе двух пилотов катапультировался, их состояние удовлетворительное, на земле жертв и разрушений нет.

15 апреля 2014 года в Астраханской области, в 25 км от г. Ахтубинска в районе поселка Батаевка, разбился серийный Як-130, принадлежащий Борисоглебскому филиалу ВУНЦ ВВС. Один из летчиков подполковник ВВС Сергей Серегин погиб.

11 июля 2017 года в городе Читтагонг на юго-востоке Бангладеш разбился учебно-боевой самолет Як-130, принадлежащий ВВС страны. Пилоты катапультировались и в результате инцидента не пострадал.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В России "самоуничтожился" стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3

В Калужской области на военном аэродроме в Шайковке произошло ЧП. Стратегический бомбардировщик Ту-22М3 выкатился со взлетной полосы и развалился.

kp.ua

Кавказский Узел | ОКБ Яковлева назвало причиной катастрофы Як-130 в Астраханской области отказ системы управления

Учебно-боевой самолет Як-130 потерпел крушение под Ахтубинском в Астраханской области из-за отказа в системе управления, сообщил замгендиректора Опытно-конструкторского бюро (ОКБ) имени Яковлева по летным испытаниям Роман Таскаев. Один из пилотов погиб по причине позднего катапультирования, отметил специалист.

Как сообщал "Кавказский узел", падение самолета ЯК-130 произошло 15 марта в 18.30 в Ахтубинском районе Астраханской области. Командир экипажа погиб, второй пилот был найден живым, при этом его состояние врачи оценивали как средней тяжести. Одной из основных версий крушения самолета эксперт изначально называл отказ двигателя.

После завершения предварительного расследования происшествия представитель разработчика тренировочного самолета ЯК-30 - ОКБ имени Яковлева - назвал точную причину катастрофы.

"Сейчас пока можно сказать одно - причиной катастрофы стал отказ в системе управления самолета, который привел к потере управляемости машины. Летчики имели право катапультироваться сразу же, как только возник этот отказ, поскольку, как выяснилось позднее, в воздухе положение исправить было невозможно. Однако они до последнего пытались спасти машину и произвели катапультирование крайне поздно, что и привело к гибели одного из пилотов", - приводит слова заместителя генерального директора бюро Романа Таскаева ИТАР-ТАСС.

Специалист также рассказал о некоторых подробностях инцидента. По его утверждению, вечером 15 апреля под Ахтубинском пилоты выполнили летное задание и возвращались на аэродром при благоприятных погодных условиях. 

"Произошла выдача информации об отказе системы. Сначала самолет управлялся, но спустя какое-то время управление было потеряно. Самолет начал очень быстрое вертикальное снижение", - отметил замгендиректора ОКБ.

Специалисты бюро продолжают разбираться в причинах отказа, отметил Таскаев. Сейчас перед ними стоит задача выяснить, где именно и почему произошла поломка, чтобы избежать подобных отказов на существующих и будущих серийных самолетов этой серии.

"Пока мы не можем четко сказать: может быть, это был элементарный заводской брак в "железе" конкретной машины, а может быть, что-то другое. Если в процессе эксплуатации любого самолета возникают какие-то отказы, то затем соответствующие изменения в программное обеспечение или "железо" вносятся у всех серийных машин. В любом случае, расследование еще продолжается", - сообщил Роман Таскаев.

В завершение собеседник агентства назвал Як-130 "умным" самолетом, так как большинство его систем имеют четырехкратное дублирование, что "позволяет свести вероятность их отказа практически к нулю".

ОКБ имени Яковлева начал разработку учебно-боевого и тренировочного самолета Як-130 в начале 1990-х годов. В 1996 году самолет совершил первый полет, а в 2002 году руководство ВВС России выбрало его базовым самолетом для подготовки пилотов. Серийное производство Як-130 ведется на Иркутском авиазаводе "Иркут". В настоящее время в распоряжении ВВС находятся 48 таких самолетов, входящих в состав 209-й учебной авиабазы в городе Борисоглебск Воронежской области.

Отметим, что производитель самолета - корпорация "Иркут" - на своем официальном сайте до сих пор хранит молчание, как о факте падения ЯК-130 в Астраханской области, так и о возможных причинах катастрофы.

Напомним, 19 апреля в Волгоградской области разбился легкомоторный самолет, в результате чего погиб бывший пилот Военно-воздушных сил России, а в Дубовском районе Ростовской области упал самолет марки "Бекас", выполнявший сельскохозяйственные работы. При падении воздушного судна также погиб пилот.

www.kavkaz-uzel.eu