Катана даймё рода Тоётоми XVI века. Катана хамон


Изготовление Катаны

Изготовление

Производство катаны состоит из множества этапов и может длиться до нескольких месяцев. В начале куски стали сорта тамахаганэ складываются вместе, заливаются глинистым раствором и посыпаются золой. Это необходимо для удаления из металла шлака, который во время плавления выходит из него и впитывается глиной и золой. После этого куски стали раскаляют, чтобы дать им соединиться друг с другом. Затем полученный блок проковывают молотом: его расплющивают и складывают, затем снова расплющивают и опять складывают — и так удваивают количество слоев (при 10 складываниях 1024 слоя, при 20 — 1048576) Таким образом углерод распределяется равномерно в заготовке, благодаря чему твёрдость клинка в каждом его участке будет одинаковая. Далее в блок из тамахаганэ требуется добавить более мягкую сталь, чтобы клинок не сломался при больших динамических нагрузках. В процессе ковки, длящейся несколько дней, блок вытягивается в длину и путём композиции полос с различной твёрдостью создаётся структура клинка и его первоначальная форма. После этого на будущий клинок наносится слой жидкой глины — для предотвращения перегрева и окисления. В процессе закалки, при соблюдении технологического процесса, между якибой (твердой частью с режущей кромкой) и хирадзи (более мягкой и гибкой частью) формируется хамон. Этот рисунок принимает свой окончательный вид в момент закалки меча и проявляется в процессе полировки. Хамон, в отличие от линии зонной закалки, это материал на стыке двух сталей, из которых куется клинок, показывающий насколько хорошо владеет мастерством создатель катаны. Далее следует закалка: клинок разогревается до температуры, строго зависящей от металла, который применяется для ковки и быстро охлаждается, вследствие чего атомная структура одного из композитов переходит в состояние мартенсит, и режущая кромка приобретает чрезвычайную твёрдость. После осуществляется долгий процесс придания клинку окончательной формы, заточки и полировки, которую полировщик проводит с применением камней различной зернистости (до 9 ступеней). При этом мастер уделяет особое внимание достижению идеально плоских поверхностей и строгих углов граней между сопрягаемыми поверхностями. В конце заточки мастер работает очень маленькими камнями-пластинками, которые он держит одним-двумя пальцами или специальными дощечками. С особой тщательностью проводится проявление всех деталей и особенностей хада. В некоторых случаях, в особенности современными мастерами, на не закалённых частях клинка наносится гравировка декоративного характера преимущественно буддийской тематики. После полировки и декорирования рукояти, на которое уходит ещё несколько дней, катана готова.

Сталь

По традиции японские мечи делаются из рафинированной стали. Процесс их изготовления уникален своей «традиционностью» (согласно Псевдо-Аристотелю, именно с таким сырьём имели дело изобретатели металлургии железа — халибы) и обусловлен применением железистого песка, который очищается под воздействием высоких температур для получения железа с более высокими показателями чистоты. Из железистого песка добывается сталь. Раньше процесс происходил в печи татара (прямоугольной сыродутной печи). Полученная из песков крица по составу неоднородна, доля углерода в нём колеблется от 0,6 до 1,5 %. Для меча же требуется сталь с неизменным процентом углерода (приблизительно 0,6—0,7 %). Чтобы полностью очистить металл и добиться требуемого и равномерного содержания в нём углерода, была моздана специальная техника складывания, высокая эффективность которой сопоставима с её трудоёмкостью. Особенностью железистого песка является низкое содержание серы и фосфора, которые способствуют сегрегации (нарушению кристаллической структуры стали) и потому нежелательны. По той же причине во время ковки используется малосернистый древесный уголь.

Сначала стальные осколки перековываются в слитки, которые в свою очередь раскаляются, складываются по длине и ширине и посредством ковки снова возвращаются к прежней форме.

Во время ковки происходит угар стали, вследствие чего металл теряет в весе. Одновременно из-за окисления уменьшается доля углерода. Для контроля над этими процессами во время ковки соединяются слитки с разным содержанием углерода. После многократного сложения стали образуются многочисленные тончайшие слои, которые после специальной полировки и заточки становятся заметны на поверхности лезвия.

Данная методика служит исключительно для очистки стали, достижения однородности её структуры и регулирования содержания углерода. Мнение, что хорошая катана должна состоять из как можно большего числа слоев стали, ошибочно. В зависимости от качества тамахаганэ и желаемого процента углерода слиток перековывается от 10 до 20 раз. Кузнец (как, например, Канэнобу или кто-то из его рода) повторяет цикл столько раз, сколько необходимо для получения однородного слитка с требуемыми характеристиками. Излишнее растягивание этого процесса размягчает сталь и ведёт к дальнейшим потерям металла из-за угара.

У заводских японских мечей времён Второй мировой войны сталь обычно содержит от 95,22 до 98,12 % железа и 1,5 % углерода, благодаря чему сталь имеет высокую твёрдость. Дополнительно в ней содержится некоторое количество кремния, придающего клинку высокую гибкость и высокую ударную вязкость. В умеренных количествах (в зависимости от места добычи сырья) могут присутствовать медь, марганец, вольфрам, молибден, а также случайные вкрапления титана.

Не всякая сталь годится для производства меча. Оригинальный кованый меч изготовлен, в отличие от дешёвых копий, не из нержавеющей стали класса 440А, то есть инструментальной стали, полученной путём прокатки, имеющей твёрдость по шкале Роквелла 56 HRC и непригодной, как материал для катаны. Кроме того, подлинный меч не имеет волнообразной заточки, гравировки или протравки, имитирующей хамон. Степень твёрдости, свойственная оригиналам, достигается только путём специальной обработки металла. Во время ковки также формируется кристаллическая структура стали. Закалка режущей стороны до 62 HRC вместе с эластичностью гарантирует высокое качество японских клинков. Благодаря высокой твёрдости (60—62 HRC) меч долгое время сохраняет остроту. Исключительная режущая способность в направлении, перпендикулярном плоскости лезвия (в отличие от резки в продольном направлении — наподобие пилы, которая двигается вдоль своей продольной оси), принцип которого задействован также в процессе бритья, то есть, когда лезвие двигается под прямым углом строго перпендикулярно своей плоскости, объясняется использованием чистого карбида железа, благодаря которому при заточке достигается очень малая толщина лезвия без зазубрин. Карбид железа образуется, как правило, в ржавеющей стали, в то время как высокотехнологичная нержавеющая сталь не даёт такого гладкого лезвия без зазубрин. Однако эти микроскопические зазубрины превращают лезвие в подобие миниатюрной пилы, что является преимуществом такого оружия при условии применения соответствующей техники боя. Уже викинги в эпоху раннего Средневековья искусно владели техникой многослойной проковки стали для мечей; в ходу были весьма эффектные дамасские клинки, по форме не имеющие ничего общего с японскими. Франки также производили хорошую сталь, которая не нуждалась в складывании для достижения однородности. В плане технологического сталелитейного и кузнечного процесса, нацеленного на требуемые свойства материала, и особенностей обработки поверхности японские стальные изделия не имели сходства с европейскими, что обусловлено принципиально разными боевыми техниками и различиями в конструкции доспехов.

Закалка

Так же как и западные кузнецы Средневековья, использовавшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а дифференцированно. Довольно часто клинок изначально имеет прямую форму и получает характерный изгиб в результате закалки, дающей лезвию твёрдость 60 по Роквеллу, а задней части меча — лишь 40 единиц. В основе закалки лежит изменение кристаллической структуры стали: за счёт быстрого охлаждения раскалённого металла (обычно оно происходит в ванне с водой) аустенит превращается в мартенсит, имеющий больший объём. Из-за этого режущая часть меча растягивается и меч изгибается. Изогнутый меч имеет то преимущество, что он лучше режет и обеспечивает более эффективный удар. Поэтому такой тип получил широкое распространение.

Перед самой закалкой меч покрывается смесью из глины и угольного порошка (могут содержаться и другие ингредиенты). На режущую кромку наносится более тонкий слой, чем на другие участки клинка. Для закалки лезвие нагревается сильнее, чем задняя часть. При этом важно, чтобы, несмотря на разницу температур (например, 750—850 град.C), меч в поперечном сечении и обратная сторона нагревались равномерно. Во время охлаждения в тёплой воде лезвие, нагретое сильнее остальных частей, остывает быстрее и получает более высокое содержание мартенсита, чем остальные участки клинка. Граница этой узкой зоны (хамон) хорошо видна после закалки и полировки меча. Она представляет собой не линию, а довольно широкую зону (здесь перепутаны якиба («обожженное лезвие») — собственно закалённая часть клинка, и хамон — узкая линия, отделяющая закалённую часть от незакалённой).

Некоторые мастера-кузнецы придают хамону более замысловатую форму, нанося глину волнообразно, неравномерно или узкими косыми линиями. Полученный таким образом рисунок хамона служит для идентификации принадлежности клинка меча к определённой кузнечной школе, но, как правило, не является показателем качества. Можно встретить клинки очень высокого качества с прямым, шириной не более миллиметра, хамоном, равно как и экземпляры с очень волнистым рисунком, считающиеся грубой работой, и наоборот. Хамон с множеством узких «волн» образует в мече узкие эластичные участки (аси), препятствующие распространению трещин в металле. Однако в случае образования поперечной трещины меч становится непригодным к эксплуатации.

Меняя длительность и температуру нагрева, предшествующего охлаждению, кузнец может добиться и других эффектов на поверхности меча (например, ниэ и ниой — характерные мартенситные образования различного размера).

Вслед за закалкой (нагревом и охлаждением) следует отпуск — нагрев закалённого изделия в печи с последующим медленным охлаждением. При температуре около 200 град.C происходит снятие внутренних напряжений в металле, благодаря этому достигается необходимый баланс твёрдости и вязкости.

Термическая обработка — весьма тонкий этап в производстве катаны, и даже опытный мастер-кузнец может потерпеть здесь неудачу. В этом случае меч заново закаляется и отпускается. Однако процесс можно повторять лишь ограниченное число раз: если все попытки провалились, клинок считается бракованным.

Полировка

После окончания своей части работы, к которой также относится и обработка поверхности при помощи сэн — инструментом, похожим на металлический скребок, кузнец передаёт меч полировщику — тогиси. Его задача состоит в том, чтобы заточить и отполировать клинок — сначала грубыми камнями, затем более тонкими. Работа над одним клинком на этом этапе длится примерно 120 часов. Тогиси не только затачивает меч, но и выделяет при помощи различных техник структуру металла на поверхности клинка, хамон, также хада, являющихся «кожей» изделия и дающих представление о технике ковки. Вместе с этим есть возможность устранить мелкие недостатки, возникшие в процессе изготовления.

Выше боевых качеств меча сегодня ценятся качество стали и эстетические свойства, которые достигаются только благодаря технологически верно проделанной полировке. При этом форма и геометрия меча, которые придал ему кузнец, должны полностью сохраниться. Поэтому ремесло полировщика подразумевает также точное знание стиля того или иного кузнеца, а также кузнечных школ прошлых веков.

wartools.ru

Изготовление катаны. Как сделать самурайский меч

Изготовление катаны разделено на большое количество этапов и может составлять несколько месяцев. Сначала стальные отрезки сорта тамахаганэ кладут рядом друг с другом, покрывают глинистым раствором и засыпают золой. Это позволяет убрать шлак из стали, который во время плавки удалится из металла и и будет впитан глиной и

золой. Далее металлические отрезки накаляют для их объединения. После этого происходит ковка молотом: созданный стержень  сплющивают и складывают, потом опять сплющивают и снова складывают — таким образом увеличивают количество слоев в два раза (при 10 складываниях получается 1024 слоя, при 20 — 1048576) В результате углерод равномерно располагается в стержне, что позволяет сделать так, чтобы прочность лезвия была одинакова по всей поверхности.

Технология изготовления Катаны

Затем в заготовку необходимо подложить более мягкую сталь, для того, чтобы клинок не переломился при серьезных динамических нагрузках. Во время ковки, которая происходит несколько дней, заготовка удлинняется и методом соединения полос с разной твёрдостью образуется структура лезвия и его исходная форма. Далее накладывается ряд жидкой глины — для предупреждения окисления и перегрева. На режущей кромке образуется рисунок — линия закалки хамон.

Хамон

Эта линия становится видна во время полировки меча. Хамон — это отличительный признак мастера, по нему возможно узнать, кто создал катану. Затем меч закаливают: он нагревается до температуры примерно 840—850 °С и сразу же охлаждается, в результате чего катана принимает необычайную твёрдость. Кроме того, в процессе закалки  клинок самостоятельно изгибается, при этом величина и форма прогиба специфичны и зависят от метода охлаждения. Затем клинку придают законченный вид, затачивают и полируют применяя камни разной зернистости. Причем мастер стремится достигнуть совершенно плоских поверхностей и четких углов граней между плоскостями. Иногда на частях катаны, которые не подвергались закалке, создается украшающая гравировка как правило на тему буддизма. После полировки и украшения рукояти, катану можно использовать.

Полировка катаны

Другие интересные материалы по теме: катана, изготовление катаны видео

Жанр статьи - Оружие Японии

jamato.ru

Японские мечи- Советы и Помощь при покупке

Здравствуйте, уважаемые читатели блога о Антикварном оружии Сегодня хотел бы поделиться одной интересной статьей, которую я нашел и попытаюсь перевести на русский язык. Статья о Подделках японского оружия:

Посмотрим, что получится – статья будет называться:

 Предупреждение о покупке японских мечей  

    В настоящее время огромное количество японских мечей выставляют на аукционы и утверждают, что это подлинные японские мечи (настоящий оригинальный японский меч катана), доступные для покупки-продажи в Японии и на сайтах онлайновых аукционов антикварного оружия, а также выставок японского оружия, но, к сожалению, чаще всего они продают японские мечи не подлинные и даже близко не схожие с настоящим самурайским мечом.

Большинство из этих якобы называемых японский мечей продаются и делаются в Китае. Однако все больше и больше продавцов продают копии японских мечей катан в Канаде, США, Австралии и Великобритании и выдают их за оригинал настоящего японского меча катаны, так что вы должны остерегаться таких покупок, чтобы потом не жалеть.

Копии японских мечей изготавливаются в Китае и имеют мало или вообще не иметь характерных качеств по сравнению с настоящим японским оружием, копии делаются с помощью угловой шлифовальной машины и стоят около US $ 10.00 в общей сложности, с учетом труда и материалов.

Мы вам покажем четкие признаки того, что копии японского оружия являются подделкой. Внимательно посмотрите на фотографии ниже, эти признаки характерны для подделок, выходящих из Китая, и продаются коллекционерам как подлинные японские антикварные мечи.

 

Для нового коллекционера (новичка), который не уверен в мече и не может увидеть отличие от оригинального японского оружия, нужно определить ряд признаков, а затем посмотреть перечисленные ниже пункты и выяснить, являются ли эти признаки отличительными чертами оригинального меча или отличительными чертами подделки.

+ Для вас наши статьи  “ 7 пунктов, на которые нужно обратить внимание при выборе японского меча ”

Японское оружие

Семь пунктов помощи при выборе личного Японского Меча

Пункт 2: Типы мечей Вакидзаси, Танто, Нагината

Пункт 3 Дата создания оружия

Пункт 4: Бюджет

Пункт 5: Сталь и его структура. Хамон и его виды, хвостовик

Пункт 6: Монтаж меча (KOSHIRAE)

Пункт 7: NBTHK и NTHK-NPO: сертификация и документы

а также статью   7 причин почему я люблю японские мечи

 

На что нужно смотреть

С аукционов, проводящихся в Китае, около 99,9% лотов будет подделкой, я видел всего один настоящий меч что продавался в Китае в течение последних 4 лет.

Частные Аукционы и некоторые продавцы имеют много друзей, на торгах и знают о некоторых нечестных продавцах и продаваемых ими лотах, и чаще всего предупреждают участников о мошеннических продавцах.

Просто взгляните на мечи на фото Nihonto

 

Кислотный гравированный Хамон (Хамон — линия закалки) и очень плохая Хада (Хада — рисунки, появились во время вальцовки).

Хамон является результатом многих часов ковки, и как следствие выглядит очень красиво и сложно.

Кислотное травление хамона выглядит лишь как четкая волнистая линия, разделяющая клинок на две зоны.

Плохая форма сугата: ей не хватает красоты, так же как и форме киссаки (Киссаки – острие), йокоте (Йокоте — разделяющая линия острие) и синоги (Синоги — ребро клинка). Есть неровные и волнистые линии независимо от того, где вы смотрите. Это явные признаки плохого мастерства.

Простой совет

Если у вас есть деньги и вы хотите потратить их на ваш первый меч, то купите японский меч у проверенного коллекционера- продавца или магазина, либо остановитесь. Обратитесь к справочной литературе, чтобы лучше разбираться в предмете. Только глубокие знания помогут не купить подделку. Но не акцентируйте внимание на том, что, когда вы прочитаете книги, вас не обманут. Лучше довериться людям, которые в этом разбираются.

Подделка против Настоящего

Эти изображения смогут помочь вам в выявлении поддельного японского меча.

Посмотрите на разницу между подделкой из Китая и подлинными японскими мечами в изображениях ниже. Правда, качество действительно довольно легко определить? Только не торопитесь и посмотрите внимательно.

Поддельные Хамон или линия закалки

Поддельный хамон либо наводится шлифовкой, либо травится кислотой. Выше травленый образец, ниже — шлифовка + травление.

 

Настоящий Хамон

Очевидно, что эти образцы хамона настоящие. Линия не такая резкая, волна не имеет четкую ровную форму, как наведенная по модели.

Поддельные Хада (Хада — рисунки, которые появились во время вальцовки)

Это контрольный признак подделки — большие, грязные завитки. Их можно спутать с дамаском или японской тамахаганэ.

Настоящие Хада

Настоящая многослойная сталь имеет более мелкий и не такой четкий рисунок.

Поддельные Киссаки (Киссаки – острие)

Нет четкой линии екоте (екоте — линия, отделяющая конец клинка от основной части), а также плохая форма и нет боси (боси — линия закалки на киссаки). Это, прежде всего, просто некрасиво.

Настоящий киссаки

А вот настоящий меч, с четким екоте, красивой боси и в целом очень правильной обработкой конца клинка — он не отличается от основной части по качеству обработки.

Поддельные Накаго

Посмотрите на фото — ржавчина свежая, подписи выбиты неровно, иероглифы зачастую  не несут смысла и написаны по-китайски.

Настоящие Накаго 

Первые три накаго на фото датируются примерно 1670, 1620 и 1510 годом соответственно. Подделать вид старой ржавчины практически невозможно. Она более ровного цвета.

Накаго являются наиболее важными в японском мече катане и являются одним из самых ярких признаков в возрасте мечи, а также дополняют многими доказательствами о происхождении меча.

На данном хвостовике видна очень четкая насечка Ясури-ме. Иероглифы также очень и очень четкие.

Поддельные Хоримоно (Хоримоно — резьба, гравировка на клинке)

Крайне грубые рисунки, напоминающие кустарные изделия. На подлинных клинках наличие хоримоно означает, что меч был не из дешевых, соответственно, гравировку делали тоже достаточно тщательно.

Настоящий Хоримоно

Четкие линии с ровными краями.

Поддельные Цубы (Цуба — гарда)

По этим Цубам видно низкое качество изготовления. Детализация невысокая, края выпуклых деталей нечеткие. Обе в лучшем случае являются плохими копиями с оригинала, но однозначно не оригинальными историческими ценностями.

Это была одна из моих первых покупок. Медное изделие с черной краской, за которую пришлось заплатить US $ 150.00. Очень дорого за цубу, не представляющую ни исторической, ни художественной ценности.

Это одна из сложных копий цубы и по ней очень трудно сказать, что это копия. Это подделка, но подделка старая, конца XIX — начала XX в. Однако, она все равно не имеет никакой ценности: слишком новая, чтобы быть историческим экземпляром, и слишком некрасивая, чтобы ей можно было насладиться с эстетической точки зрения.

Настоящая Цуба

По этим Цубам видно качество изготовления. Железо с использованием мягких драгоценных металлов. Резные как правильно подписные. Опять же, посмотрите на качество. Все линии предельно четкие.

  

Поддельные элементы оправы (косираэ)

Дерево некачественное, краска плохая. Это может иметь место на настоящих клинках времен второй мировой войны, но на мечах, претендующих на более ранний возраст, это невозможно.

     

Обратите внимание на небрежный рисунок на ножнах.

Оригинальные элементы оправы (косираэ)

Качество нижеприведенный предметов очевидно. Несмотря на солидный возраст, здесь нет искусственных повреждений или небрежностей, которые должны были бы доказать, что это действительно старые вещи. Японское оружие очень тщательно хранится, и потом откровенно сильных повреждений ножен и прочего быть не должно.

Поддельная Цука (цука-ито — шёлковая тесьма для оплётки рукояти)

Качество шнура оставляет желать лучшего. Но, даже если на это не обращать внимания, списав такой неудачный внешний вид на древность предмета, все равно бросится в глаза, что оплетка сделана неаккуратно.

Настоящая Цука

Хорошее качество цуки и профессиональная оплетка. Витки шнура очень аккуратные и четкие.

baor.com.ua

Катана даймё рода Тоётоми XVI века » Военное обозрение

Представленная катана изготовлена великим мастером Канезуми. Он был мастером-оружейником школы Нара традиции Мино, имевшего репутацию мастера, делающего очень острые мечи. Представитель первого поколения Канезуми был сыном знаменитого мастера Канесада, одного из представителей традиции Мино по созданию мечей во времена эры Бунан периода Муромати (до 1449 г.). Его имя при рождении было Дзуразаемон.Эта катана, изготовленная приблизительно в 1558-1570 г.г., имеет сильный волнистый хамон (узор на клинке) гуноме мидаре с характерной линией. Сори (курватура) клинка составляет 2,1 см. Длина катаны (всегда измеряется по длине режущей кромки): 67,3 см. Место изготовления: Саку. Относится к категории ко-то — "старые мечи" (сделаны до XVII в. и считаются в Японии лучшими). Красивый клинок — дзихада (яп. "тело меча") имеет очень высокое качество, поверхность с плотной структурой итаме (яп. "зерно") с нагаре масаме (яп. "бегущая сталь").Катана Канезуми имеет характерную линию хамона гуноме мидаре (иррегулярный волновой узор), который описывается в японской традиции как сочетание горных вершин и меток стрелы, или голубиных хвостов, известных как йяхазу-ба.

Волнистый хамон на японских мечах действительно напоминает невысокие японские горы

Последний раз эта катана была отполирована в конце ХХ в. уважаемым полировщиком из области Камакура в Токио.Катана облачена в уникальное и красивое утсугатана Тендзо косирае, названное так по периоду Тендзо (1573-1592 г.г.), в котором оно впервые было создано для нового меча. Косирае — все остальные элементы традиционных японских мечей и ножей (кроме самого клинка) — ручка, детали гарды, ножны, выполненные в едином художественном оформлении.Во времена периода Эдо (1603-1867 г.г.) детали косирае этой катаны, как и всех других старых катан, были заменены на новые — в случае с представленной катаной, с сохранением изящного, темного и элегантного первоначального стиля и многих элементов декора.Утсугатана — это составное слово из: утсу — "удар" и гатана (или катана) — "меч". Вместе утсугатана переводится как "меч подходящий для ударов по врагу". Утсугатана является эволюционным этапом развития японских мечей, берущим свое начало в периоде Муромати (на рубеже XV-XVI в.в.), когда самураи начинают носить мечи режущей кромкой вверх. Такой способ ношения мечей являлся противоположностью существовавшему уже с X в. традиционному способу ношения мечей, режущей кромкой вниз.

Новый способ ношения мечей, режущей кромкой вверх, позволил самураям выхватывать меч из сая (ножен) и наносить секущий, молниеносный удар по противнику в одно очень быстрое и отточенное годами тренировок движение. Особенно такой прием был эффективен во время ближнего боя.Хотя, следует отметить, что верхом на лошадях самураи по-прежнему продолжали использовать старый способ ношения длинных мечей тати — режущей кромкой вниз.

Самурай на черном коне, выхватывающий тати. Художник Утагава Йоситора. Период Эдо. Самурай держит тати (длинный меч всадников) режущей кромкой вниз

Цука (яп. "рукоятка") сформирована в форме едва заметных песочных часов и покрыта черной, лакированной, традиционной саекава — кожей ската.

Сверху рукоятка обернута в цука-ито — черную кожаную оплетку, которая встречается намного реже, чем шелковая.Медный хабаки (муфта, крепящаяся у основания лезвия для фиксации гарды) покрыт цакудо (высококачественным японским сплавом, включающим приблизительно 96 % меди и 4 % золота).На металлической цубе (гарда) выгравированы стебли бамбука, который у японцев считается символом здоровья и долголетия.Фучи (воротник между цубой и рукояткой) украшен камоном (родовой эмблемой) с цветком павловнии рода Тоётоми, основателем которого является Тоётоми Хидэёси (1536/1537-1598 г.г.) — даймё (яп. "великое имя"), крупнейший феодал, выдающийся военачальник и политический деятель периода Сенгоку. Он был одним из трех великих объединителей Японии, следуя вместе с Токугавой Иэясу за Одой Нобунагой.

Даймё Тоётоми Хидэёси

Эта эмблема является одним из двух имперских символом Японии. Состоит из трех листьев цветка павловнии, на которых сверху расположены три распустившихся стебля.

Камон даймё рода Тоётоми

Во времена возвышения Тоётоми Хидэёси он включил в свой камон этот имперский символ. У самураев из знатных родов было принято украшать свое оружие, а точнее, элементы косирае, фамильной эмблемой. Данная катана принадлежит роду Тоётоми уже с 80-х годов XVI в.

Точной информации о том, что эта катана принадлежала Тоётоми Хидэёси, нет, но учитывая время ее изготовления, прославленное имя мастера Канезуми и очень высокую стоимость, можно предположить, что если она и не принадлежала самому Хидэёси, то владельцем этой катаны был важный самурай из рода Тоётоми — современник и сподвижник великого объединителя Японии.

topwar.ru

Технология изготовления японских самурайских мечей

Леонид Архангельскийhttp://www.bestbulat.ru/art10.html

Основы ремесел. Опыт мастеров художественной ковки.В публикуемой ниже статье ЛЕОНИД АРХАНГЕЛЬСКИЙ рассказывает о технологии изготовления японских самурайских мечей (катан) и одновременно излагает свои философские и научные взгляды на процесс получения булатных и дамасских сталей.Линия "хамон" и "алмазная" стальПри взгляде на клинок японского самурайского меча - катаны - бросается в глаза волнистая или прямая линия, идущая вдоль клинка - так называемая линия "хамон". При внимательном рассмотрении оказывается, что структура и цвет металла клинка по обе стороны линии "хамон" разные. Мне доводилось много всякого читать и слышать о природе этого явления. Причем сами японцы, как и положено, не слишком распространяются на эту тему. Я знаю и применяю на практике при изготовлении катан несколько способов получения линии "хамон". Попробую рассказать о них. Способ первый. Назначение клинка определяет его форму, а от формы зависят свойства металла в разных частях клинка. Ясно, что у меча должно быть "твердое" острие, а что рубить не должно (обух) - должно быть вязким и упругим. Самый простой и самый популярный способ достижения такого эффекта - неравномерная закалка. Для этого берут кованый клинок из обычной инструментальной стали и на обух наносят слой глины, оставляя лезвие и острие открытыми. Нижнему краю обмазки придают волнистую форму, после чего глину сушат. Затем клинок нагревают до температуры закалки и вместе с обмазкой опускают в закалочную жидкость. Теплопроводность глины невысокая, и поэтому происходит неполная, "мягкая" закалка закрытых глиной участков, в то время как лезвие закаливается "насухо". При закалке таким способом углеродистой стали типа У10 твердость на лезвии достигает 64HRC, а на обухе - лишь 45HRC, т. е. твердости пружины. После низкого отпуска все изделие имеет хорошие режущие свойства и, в то же время, не ломается при ударах, обладая при этом неплохой упругостью, и имеет линию "хамон" (переходную зону). После шлифовки, полировки и легкого травления выявляется эта зона - между темным закаленным лезвием и более светлым обухом. Ширина переходной зоны зависит от марки металла. На клинке из стали У10 "хамон" узкий и четкий, из ШХ15 - широкий и размытый. От этого способа линия "хамон" получила в англоязычной литературе название "temperline" - температурная линия, а в нашей - "линия закалки" или просто "закал". Очевидно, что волнистая, а еще лучше зубчатая линия не позволяет лезвию выламываться большими кусками по границе закаленной зоны. Вроде бы все просто. Но! Если на стальной клинок просто намазать глину, то при высыхании глина растрескается и отвалится. В нее нужно добавить некоторое количество песка. Тогда глина отвалится только при нагреве в печи или горне. Нужно добавить и толченого древесного угля, который заодно снижает теплопроводность глины. Но и после всех этих ухищрений обмазка отлетит сразу же, как только вы опустите клинок в закалочную жидкость. Я поступаю проще. Делаю из тонкой жести чехол по длине клинка и надеваю его на обух. Промежуток между чехлом и клинком набиваю глиной, асбестом и другими материалами, в зависимости от того, какая теплопроводность слоя нужна. Суши и нагревай как хочешь - обмазке из кожуха некуда деться! Как бы то ни было, тем или иным способом - неравномерной закалки достигли. Американцы говорят, что именно так и получают на катанах "хамон". Получают, но... не в Японии. Способ второй. Берут клинок из какой-либо малоуглеродистой стали типа 20, 20Х или даже нержавеющей 20Х13, в общем из таких, которые при закалке не охрупчиваются, но повышают свою прочность. Затем на обух наносят глину, чехол с глиной, как и в первом способе, или применяемые в промышленности формовочные смеси на основе жидкого стекла. Защитив таким образом обух, весь клинок подвергают цементации, насыщая углеродом лезвие. После цементации и закалки клинок полируют и получают резкую, четко выраженную линию "хамон". Закрытый обух и голое лезвие имеют в итоге резко отличающееся содержание углерода, а не только различные закалочные структуры, поэтому лезвие отличается от обуха цветом и блеском металла непосредственно после хорошей полировки. Такие клинки очень трудно отличить по внешнему виду от самых лучших японских. При высоких температурах цементации на лезвии образуется грубая цементитная сетка, придающая лезвию очень высокую твердость, что позволяет при желании резать этим лезвием стекло. Из остро заточенного лезвия выкрашиваются карбиды и на нем образуется знаменитая "булатная" микропила, которая очень хорошо режет волокнистые материалы. Например, мясо или подброшенные в воздух куски различных тканей. А вот как описывают немецкие специалисты получение линии "хамон" в Японии. Обмазку наносили на обух и нагревали в горне "до цвета Луны июньским вечером". Нагрев производили на древесном, обязательно сосновом, угле. Дело в том, что сосновый уголь сильно науглероживает металл, давая восстановительное пламя. При температуре примерно 1150 °С цементация идет довольно быстро и клинок на поверхности насыщается углеродом до 1,5-2,0%. Цементитная сетка дает после полировки характерную матовую поверхность с искристым отблеском, из-за которого металл получил название "алмазная" сталь. Впрочем, этим термином разные специалисты называют разные стали: например ХВ4 или Р18, которые закаливаются до 67HRC, и при этой твердости режут стекло, подобно алмазу. Закалку клинков производили непосредственно с цементационного нагрева в проточной воде "февральской" температуры, т. е. в ледяной. После такой жесткой закалки твердость получается более 66НКС и стекло успешно режется. Оконное стекло вообще своеобразный твердомер - при 64HRC на нем остаются царапины, при 65 единицах оно слегка похрустывает, а уж при 66HRC и более раздается ласкающий слух оружейника хруст, переходящий в свист. В Японии, да и вообще в Азии, используя цементацию, иногда получали на поверхности железа различные изображения - драконов, людей, деревьев и т. д. Способ получения таких изображений на клинках и доспехах был в то время для "почти всех" непонятен - и пошли по свету легенды о булатных клинках с узором из силуэтов людей, слонов и других животных и об их, якобы, самом высоком качестве. А получают такие изображения очень просто: в обмазке прорезаются "окошки" в виде нужных фигур, а затем изделие цементируется. Этот способ плох тем, что при цементации на высоких режимах происходит рост зерна, да и науглероженный закаленный слой невелик, поэтому при сильных ударах цементованный слой проламывается, выкрашивается, так что самые высококлассные мечи этим способом не получить. Способ третий. Здесь мы приближаемся к сути изготовления лучших булатных клинков, потому что в дело пошла кузнечная сварка. Этому способу многие сотни лет, и применялся он повсюду - от Рима до Новгорода. Суть же его состоят в том, что к мягкому обуху-основе кузнечной сваркой приваривалось стальное лезвие. Впрочем, японцы свои мечи таким способом вроде бы не делали, а остальным на линию "хамон" было, извините, наплевать. Ведь линия - это только край, граница чего-либо. В нашем случае это граница крепкой, твердой стали и мягкого железа. В Японии твердую часть клинка называют "якиба" и именно ее величина и форма, а также структура определяют боевые свойства клинка. Под структурой я подразумеваю здесь цвет, блеск, а также наличие или отсутствие узора, и если булатный узор есть - то его форму и величину. Как видите, всё не так просто - "линия закалки" и все! Кстати, некоторые наши коллеги-американцы вообще не закаливают свои "японские" мечи. И вот почему: эти мастера на железную основу наплавляют электро- или газосваркой износостойкие сплавы типа "сормайт", которые и без закалки имеют твердость более 60HRC. Конечно, таким образом можно получить "якибу" какой угодно формы. И, конечно, японцы так не делали. Способ четвертый. Классический японский способ состоит в том, что к стальной пластинке с двух или даже трех сторон приваривают кузнечной сваркой вязкие железные обкладки. Причем, если обкладки лишь иногда изготавливали из узорчатого металла, то лезвийная часть, как правило, была булатной. Разновидностей этого способа много, но очевидно, что получение линии "хамон" не самоцель, поскольку она лишь отображение внутренней сути - конструкции клинка. Мне приходилось видеть самому и читать о многих мечах самураев. По конструкции клинка их можно разделить на три вида. Первый вид. К стальной или булатной пластине с двух сторон приваривают вязкие обкладки, причем и обкладки, и стержень плоские и прямоугольные. Толщина стержня составляет от 1/3 до 1/2 толщины клинка. Из-за простоты эта конструкция очень популярна даже сейчас. И в Японии, и в Европе так изготавливают ножи. Но для мечей больше подходит другая конструкция (второй вид). Такое поперечное сечение клинка можно получить двумя способами. Во-первых, к коническому стержню можно приварить конические обкладки или Поочередно наварить на него плоские обкладки. Во-вторых, из-за особенностей течения металла при ковке сваренный пакет имеет сечение, показанное на рис. 4. Такой пакет разрубают вдоль слегка наискось, получая заготовки для двух мечей. Из геометрии сечения ясно, что меч такой конструкции имеет большую стойкость к ударам, так как на обухе у него мало стали и много железа, а на лезвии - наоборот. Третий вид. В этом случае к лезвийному стержню торцовой сваркой приваривают обух, а уж затем наваривают обкладки. Я применяю этот вариант только тогда, когда лезвийная сталь уж очень хороша и ее надо экономить. Хотя однажды мой ученик отковал из такого пакета катану так, что на лезвии оказалось железо, а на обухе - булат в 200 тыс. слоев. Что ж, бывает! Общее у всех конструкций одно - крепкое, твердое лезвие и мягкие, вязкие обкладки. Само собой разумеется, что качество клинка определяется не только конструкцией, но и качеством металла, из которого он откован. И здесь я присоединяюсь к историкам оружия, которые считают японский слоистый булат лучшим из лучших. Булат - это узорчатая сталь, т.е. сталь, на поверхности которой невооруженным глазом различается структура металла. Булаты бывают литые и сварочные, т. е. одни получают литьем, другие - кузнечной сваркой. Сварочные булаты принято называть дамасской сталью. Литые булаты у нас называют просто булатами, а на Западе - вутц. Дамасская сталь - это соединенные в монолит кузнечной сваркой пластины или волокна твердой стали и мягкого железа. В одном клинке может быть от нескольких десятков до сотен тысяч таких пластин или волокон. Эти пластины довольно условно называют слоями. Для разных целей, т. е. для разных видов оружия и для разных частей клинка применяли великое множество сортов дамасской стали. Сорта определялись временем и местом изготовления, так как ясно, что металл римского меча "гладиуса" III века до н. э. очень сильно отличался от металла персидского "шамшира" XVII века н. э. Но все многообразие сортов можно свести к трем: лезвийному, обкладочному и универсальному, который, кстати, ближе к лезвийному. От различия в назначении - различия в структуре. Все читали, а некоторые и видели, что саблю из хорошего Дамаска оборачивали вокруг пояса. В наружных, наиболее нагруженных слоях должны при этом возникать напряжения в 300 кг/мм2, а по оси лезвия напряжений почти нет, и упругость там не так важна. Только дамасская сталь и тросовая проволока выдерживают напряжения в 300 кг/мм2, сохраняя при этом хорошую вязкость и невысокую твердость. В чем причина высокой прочности и вязкости дамасской стали? Если не вдаваться здесь в теоретические подробности, то в сочетании таких слоев стали и железа, а также в их совместной деформации при ковке, при которой происходит сверхупрочнение металла. Из теории следует, что сталь должна быть как можно более прочной и твердой, а мягкие волокна - как можно более вязкими. Это резкое различие принципиально важно! Здесь виден дуализм природы - добро и зло, белое и черное, твердое и мягкое. В соединении противоположностей рождается новое качество, а не просто сумма величин. Но вернемся к японскому булату. При изготовлении самурайских мечей японские кузнецы использовали свое легированное молибденом кричное железо, а сталь привозили от "южных варваров" - из Китая. Причем и форму первых мечей и технологию их изготовления тоже взяли у "варваров". Но со временем из китайской стали и чугуна (!) начали получать оригинальной формы мечи по оригинальной технологии. Эта технология объединила цементацию и кузнечную сварку. При изготовлении лезвийного металла во время сварки пластин их посыпали толченым чугуном, который одновременно очищал поверхности от окислов и производил цементацию. При температуре сварки чугун расплавляется и цементация идет очень интенсивно, причем углеродом насыщается относительно тонкий слой, зато до высокой концентрации: до 3-3, 5 % С. К тому же, отдавший часть углерода чугун загустевает (повышается его температура плавления), так что при ковке пакета часть чугуна не выжимается, а "прилипает". Так производят 10-15 сварок. В итоге получается чередование слоев вязкого железа, стали и крайне твердого белого чугуна, т. е. предельный вариант дамасской стали. И слоев этих десятки тысяч! Переобогащенные цементитом слои чугуна образуют длинные строчки, расстояние между ними мало, поэтому "якиба" получается матовой, а при хорошей полировке образуется нечто вроде дифракционной решетки, разлагающей солнечный свет на все цвета радуги. Твердость такого лезвия около 70HRC - вот вам и "алмазная" сталь! Остроту таких мечей можно оценить по следующему преданию: кузнец Муримаса воткнул свой меч в дно ручья и наплывающие на лезвие древесные листья рассекались надвое. Подобные трюки проделывал только легендарный кузнец Виланд - родоначальник кельтских кузнецов. Ну, и Муримаса, и Виланд - это лучшие мастера, это экстремальные случаи. А вообще хороший меч по понятиям самураев должен был перерубать в поясе двух связанных спина к спине пленных или связку жесткого бамбука. Самураи, надо сказать, вообще довольно странный народ. Существует еще одна оригинальная технология получения лезвийного металла, который тоже можно назвать "японским булатом". По этой технологии мастер делает "бутерброд" из толстых пластин-обкладок, а сердцевину набирает из кусочков железа и чугуна. Этот пакет сваривается и проковывается при очень точно соблюдаемой температуре (если недогреть, то пакет не сварится, а от перегрева чугун рассыплется на крошки). В итоге получается "якиба" неповторимой причудливой формы. Нечто похожее получали на севере Индии и называли такой металл "фаранд", но получали по совсем другой технологии, о которой здесь речи нет. Как видите, "хамон" - это не "линия закалки", а японский булат вовсе не булат, а дамасская сталь, а если булат, то не японский - как в случае с "фарандом".

world-japan.livejournal.com

Катана и ее строение. | Катори Синто рю

Ката́на — длинный японский меч (дайто:). Действующим российским стандартом ГОСТ Р 51215-98 катана характеризуется как «Японская большая двуручная сабля с клинком длиной более 60 см». В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) — то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком». По форме клинка катана напоминает шашку, однако рукоять у неё прямая и длинная, что позволяет использовать двуручный хват. Навершие отсутствует. Небольшой изгиб клинка и острый конец позволяют наносить также и колющие удары. Отсутствие навершия крайне затрудняет фехтование одной рукой, несмотря на стандартную (около полутора килограммов) для клинкового ручного оружия массу. Возможно, это объясняется антропометрическими данными японских воинов (существует и другое объяснение— японским кузнецам в пору становления холодного оружия не был известен способ получения высококачественной стали; клинки быстро тупились, и оружие было эффективным только при рубящих ударах, что изначально предопределило двуручный хват. В более позднее время, когда была открыта высококачественная сталь, длинная рукоять уже закрепилась как традиция). В отличие от тати катана — также гражданское оружие самурая, подобно шпаге у европейских дворян XIV—XIXвв.

История развития.Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати и использовалась с конца XIV века (ранний период Муромати) как традиционное оружие самурая, прежде всего в комбинации (дайсё, букв. «большой-малый») с коротким вакидзаси (сёто, букв. «малый меч»). Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао. Подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон), объясняющейся применением специальной техники ковки и закалки, а также рукояти (цука), обтянутой кожей ската и обвитой шелковой лентой. Для обтяжки также применялась обычная кожа. Резные рукояти из твердого дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей. Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твердого для режущей части. Оба компонента сначала очищались путем многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие.В узком смысле катана — изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с лезвием длиной в два или более сяку ( 2 сяку приблизительно равны 60,6 см) и рукоятью различной длины. Вес 750—1000г. Если длина лезвия менее двух сяку, то это вакидзаси, если менее одного сяку — кинжал (танто, айкути, хамидаси). Ножны для всех трех видов мечей называются сая; они делаются из дерева и покрываются лаком. Металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой…

Катану и вакидзаси всегда носят на левой стороне корпуса в ножнах, заложенными за пояс (оби), лезвием вверх. Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто — деревянный меч. В XX веке появились замаскированные мечи, по конструкции схожие с западными шпагами-тростями: лезвие меча покоилось в ножнах, имитирующих посох из бамбука или дерева.Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати — длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной — вакидзаси.

Конструкция.Перед кузнецом, изготавливающим меч, издавна стояла задача создать оружие острое и одновременно долгое время сохраняющее боевые качества, не теряющее остроты, не ржавеющее и не ломающееся. В зависимости от содержания углерода в стали и закалки у него мог получиться меч с высоким показателем мартенсита, следовательно, очень твердый и долго сохраняющий остроту, однако хрупкий и ломкий. И наоборот, клинок из более мягкой стали затупляется быстрее.Данное затруднение преодолевается путем применения многослойной конструкции. В традиционной технике внутренний слой изготавливается из низкоуглеродистой стали и покрывается твердой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твердой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Такая комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию.В других конструкциях встречаются иные сочетания: например, твердая сталь вкладывается в U-образную заготовку из мягкой стали, либо твердая сталь лезвия комбинируется с мягкой сталью задней стороны и сталью средней твердости, из которой изготовлены две дополнительные боковые вкладки. Встречаются многочисленные усложненные техники, впрочем, не гарантирующие более высокого качества. Они практикуются большей частью кузнецами невысокого класса, которые таким образом стремятся обойти трудный процесс закалки.Очень короткие клинки иногда делаются из одного вида стали (мономатериал)

Более крупные образцы требуют усложненной конструкции. 

  • Мару — самая дешевая из всех конструкций, используемая также для танто или ко-вакидзаси; подобные одинарные клинки не подвергаются дифференцированной закалке и состоят из одного единственного сорта стали.
  • Кобусэ — упрощенная конструкция меча, которая из-за невысокой стоимости имела вплоть до Второй мировой войны широкое распространение в военных конфликтах, требовавших больших объёмов оружия
  • Хонсаммай — наиболее распространенная конструкция. Боковые части усилены дополнительными пластинами из стали средней твердости. Меч отличается высокой прочностью и имеет то преимущество, что обратная сторона лезвия (обух) не закалена и не дает ему сломаться. На некоторых старых мечах заметны подобные следы от ударов.
  • Сиходзумэ — конструкция, похожая на хонсанмаи, у которой задняя часть лезвия защищена жесткой железной полосой.
  • Макури — упрощенная конструкция, у которой сердцевина из мягкого железа целиком спрятана в оболочку из твердой стали.
  • Вариха тэцу — простая, но очень гибкая конструкция.
  • Орикаэси саммай — слегка усовершенствованная форма хонсанмаи
  • Гомай — немного необычный вариант с сердцевиной из твердого железа, которую окружает средний мягкий слой, в свою очередь покрытый слоем твердой стали
  • Сосю китаэ — одна из наиболее сложных конструкций, имеющая семь слоев стали. Практиковалась кузнецом Масамунэ, считается образцовой работой.

Катана использовалась преимущественно как режущее оружие, иногда как колющее, допускающее как двуручный, так и одноручный хваты. Старейшие школы искусства владения катаной берут свое начало в XV—XVI веках.Основная идея японского искусства владения мечом (кэндзюцу) и базирующиеся на нём техник (таких как иайдо) заключается в том, что продольная ось меча во время атаки должна идти к цели не под прямым углом, а в вдоль своей плоскости, нанося режущие удары. Поэтому здесь уместнее говорить не об ударах — в том виде, в каком они свойственны западным техникам меча,а о разрезах. Именно поэтому клинки имеют изогнутую форму. Японский фехтовальщик Миямото Мусаси написал книгу «Горин но сё» («Книга пяти колец»), в которой он раскрывает свою технику двух мечей (нитэн-рю) и в эзотерическом ракурсе обосновывает её. Работа с катаной и вакидзаси похожа на приемы эскримы (современное название — Arnis de mano). Кэндзюцу, практическое искусство фехтования мечом, переродилось в современный вид — гэндай будо. Искусство внезапной атаки и контратаки называется иайдо и является медитативной разновидностью боя, который ведется с воображаемым противником. Кэндо — искусство фехтования бамбуковым мечом (синай), при котором обязательно ношение комплекта защиты, аналогичного фехтовальному европейскому и состоящего из шлема с решеткой, закрывающей лицо, и доспехов. Данный вид фехтования на мечах, в зависимости от конкретного стиля (рю), может практиковаться как спортивная дисциплина. В Японии до сих пор существуют многочисленные традиционные фехтовальные школы, которым удалось выжить после всеобщего запрета императора Мэйдзи на ношение мечей. Самыми известными являются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Основные части :

  • Ха - режущая кромка
  • Хабаки - крепежная муфта (чтобы клинок зафиксировался в одном положении и не двигался)
  • Касира - головка рукояти
  • Кои гучи - вход в ножны
  • Моноучи - бьющая поверхность
  • Мунэ - тупой конец клинка
  • Мэкуги - бамбуковый штырь, крепящий Накаго в рукоятке клинка
  • Накаго - основание лезвия
  • Сагэо - веревка
  • Сая - ножны
  • Цуба - гарда
  • Цука - рукоятка
  • Синоги - ребро клинка

Второстепенные части:

  • Ада схемы (концентрические, волнообразные и линейные рисунки, возникшие во время вальцовки)
  • Ха мати - край Ха
  • Хамон - линия закалки
  • Боти - линия закалки на острие
  • Екоте - разделяющая линия острия
  • Дзи-ада - лезвие
  • Ицу - канавка для Кодзука (нож)
  • Когай - (многопрофильная булавка), или Увари-Маси (полочки)
  • Киссаки - острие
  • Кодзири - оконечность ножен
  • Ко-синоги - ребро клинка на острие
  • Куриката - петля для Сагэо
  • Мунэ мати - край Мунэ
  • Мэи - надписи на Накаго (имя кузнеца, год, опробование на приговоренных к смерти или трупах, и т.д.)
  • Мэкуги-ана - отверстие для штыря
  • Мэнуки - орнамент рукоятки
  • Нагадза - длина клинка
  • Накаго-дзири - оконечность Накаго
  • Ниои или Ниэ  - частицы мартенсита (большие называются Ниэ, маленькие - Ниои)
  • Самэ-хада - кожа огромного ската, покрывающая рукоятку
  • Ситотомэ - отверстие для Куриката
  • Сори - прогиб
  • Сэпа - шайбы
  • Фути - муфта рукоятки
  • Цука-ито - шнурок, обматывающий рукоятку
  • Синоги-дзи - плоская часть клинка
  • Яки-а (или Яки-ха) - закаленная часть клинка
  • Ясури-мэ - насечка напильника на Накаго

 

katori-khv.ru

Хамон (термин) — WiKi

У этого термина существуют и другие значения, см. Хамон. Хамон на ёкотэ катаны.

Хамон — видимая линия зонной закалки на традиционном японском холодном оружии. Является одной из методик термообработки, позволяющих добиться разных характеристик для разных частей изделия. На клинковых изделиях применением зонной закалки стремятся получить высокую твёрдость в зоне режущей кромки и лучшую прочность и ударную вязкость при умеренной твёрдости в остальном клинке. Добиваются зонной закалки обмазкой части изделия термоизолирующим материалом, зонным нагревом, например, индукционными методами, частичным погружением в охлаждающие жидкости и т. д.

Перед закалкой меч покрывается смесью из глины и угольного порошка (могут содержаться и другие ингредиенты). На лезвие наносится более тонкий слой, чем на другие участки меча. Для закалки лезвие нагревается сильнее, чем задняя часть. При этом важно, чтобы, несмотря на разницу температур (например, 750—850 °C), меч в поперечном сечении и обратная сторона нагревались равномерно. Во время охлаждения в тёплой воде лезвие, нагретое сильнее остальных частей, остывает быстрее и получает более высокое содержание мартенсита, чем другие участки меча. Граница этой узкой зоны (хамон) хорошо заметна после закалки и полировки меча. Она представляет собой не линию, а довольно широкую зону (здесь перепутаны якиба («обожжённое лезвие») — собственно закалённая часть клинка, и хамон — узкая линия, отделяющая закалённую часть от незакалённой).

Некоторые кузнецы придают хамону более замысловатую форму, нанося глину волнообразно, неравномерно или узкими косыми линиями. Полученный таким образом рисунок хамона служит для идентификации принадлежности меча к определённой кузнечной школе, но, как правило, не является показателем качества. Можно встретить весьма высококачественные клинки с прямым, шириной не более миллиметра, хамоном, равно как и экземпляры с очень волнистым рисунком, считающиеся грубой работой, и наоборот. Хамон с множеством узких «волн» образует в мече узкие эластичные участки (аси), препятствующие распространению трещин в металле. Однако в случае образования поперечной трещины меч становится непригодным к использованию.

Leon and Hiroko Kapp, Yoshindo Yoshihara. The Craft of the Japanese Sword. — Tokyo: Kodansha International, 1987. — ISBN 0-87011-798-X. (англ.)

Kanzan Sato. The Japanese Sword. A Comprehensive Guide. — Tokyo: Kodansha International, 1983. — ISBN 4-7700-1055-9. (англ.)

W. M. Hawley. Laminating Techniques in Japanese Swords. — Hollywood: Hawley, 1974.

John M. Yumoto. Das Samuraischwert. Ein Handbuch. — Freiburg: Ordonnanz-Verlag, 1995 (Übers. des Originals The Samurai Sword, Tuttle 1958)

ru-wiki.org