Гидросамолет PBY «Каталина». Каталина самолет


Неутомимая Каталина » Военное обозрение

Знаменитая «Дакота», она же Дуглас ДС-3, Си-47 — самолет, побивший рекорды долголетия. Первый полет совершил в декабре 1935 года, и с тех пор до сегодняшнего дня «дакоты» перевозят пассажиров и грузы. Но есть и другой долгожитель — гидросамолет Консолидэйтед «Каталина». Эта летающая лодка поднялась в воздух всего через четыре месяца после «Дакоты». В начале 21 века около сотни этих машин продолжали еще летать, обслуживая пассажирские линии в Канаде, США и Норвегии.

Основанная в 1922 году американская фирма Консолидэйтед (Consolidated) из калифорнийского города Сан-Диего начала свою «карьеру» с выпуска спортивных и учебных самолетов. Позднее освоила небольшие пассажирские и почтовые. Затем летающие лодки. В 1930 году создала двухмоторную пассажирскую летающую лодку «Командор», эксплуатировавшуюся компанией Пан-Американ на линии Нью-Йорк — Рио-де-Жанейро — Буэнос-Айрес. В 1932 году на базе «Коммондора» была создана патрульная летающая лодка PZY-1 для флота США.

Главный конструктор фирмы «Консолидэйтед» Исаак Ладдон решил создать новую патрульную летающую лодку по техническим условиям ВМС от 1932 года. Он взял за основу лодку PZY-1, показавшую неплохие мореходные качества. Установил на нее новое крыло и оперение.

Получившая фирменное обозначение Консолидэйтед 28 восьмиместная двухмоторная летающая лодка представляла собой металлический подкосный моноплан с высокорасположенным крылом на пилоне. Двухлонжеронное крыло состояло из прямоугольного центроплана и отъемных трапециевидных консолей. Носок и кессон образовались работающей обшивкой, подкрепленной штампованными профилями. Хвостовая часть с дюралюминиевыми нервюрами и полотняной обшивкой. Лодка — дюралюминиевый монокок. В носовой части в люке с левого борта размещен якорь и причальный трос. Перед пилоном слева на верхней палубе был смонтирован люк штурмана, за пилоном слева и справа — сдвижные люки бортовых пулеметных установок. За вторым реданом внизу — люк нижней пулеметной установки. Подкрыльные поплавки были подъемными, складывающимися по размаху крыла и образующими концевые кромки. Причем стойки и подкосы убирались в углубление на нижней поверхности крыльев.

Два двухрядных звездообразных двигателя воздушного охлаждения Pratt and Whitney «Twin Wasp» R1830-58 мощностью по 823 л.с. устанавливались на носке центроплана. В носовой части лодки располагался отсек стрелка-бомбардира с вращающейся застекленной турелью для пулемета Кольт-Браунинг калибра 7,62 мм с боезапасом 1000 патронов. Во втором отсеке — пилотская кабина, с двумя местами рядом. За пилотской кабиной слева — отсек штурмана с астролюком наверху, справа — радиорубка. В следующем отсеке была оборудована кабина со спальными местами для отдыха экипажа, над ней в пилоне оборудована кабина механика с приборами, контролирующими работу моторов. Далее — бортовые пулеметные посты для двух пулеметов Кольт-Браунинг на шкворневых установках с боезапасом по 2000 патронов. За водонепроницаемой переборкой — нижняя стрелковая установка с тем же пулеметом и боезапасом 500 патронов. В хвостовой части самолета расположен отсек для припасов и оборудования. Рядом — туалет. Бомбодержатели на нижней поверхности центроплана могут нести четыре бомбы по 454 кг или восемь по 227 кг или две торпеды по 908 кг.

Самолет под военным обозначением ХР3Y-1 поднялся в воздух 28 марта 1936 года. Испытания показали, что он обладает большой дальностью (время патрулирования до 20 часов) при значительной полезной нагрузке. Машина получила новое обозначение ХРВY-1 (РВ — патрульный бомбардировщик) или фирменное РВY-28.

В октябре 1936 года начался выпуск первой серии РВY-1 из 60 машин с двигателями Pratt and Whitney «Twin Wasp» R1830-64 мощностью 850 л.с. Именно эта модель выпускалась в СССР по лицензии под маркой ГСТ (гидросамолет транспортный).

С мая 1937 года фирма выпустила вторую серию из 50 самолетов PBY-2. Третья из 66 PBY-3, оснащалась двигателями Pratt and Whitney «Twin Wasp» R1830-66 мощностью 1000 л.с. и выпускалась с мая 1938 года. Следующие 33 машины модификации PBY-4 получили более мощные двигатели той же фирмы R1830-72 по 1050 л.с. и горизонтальное оперение новой формы. Летом 1939 года на испытательную базу английских ВМС Феликстоун был доставлен первый из 50 самолетов PBY-4, заказанных Великобританией. По английской системе они получили обозначение Catallina I (Каталина). Этим звучным именем вскоре стали называть самолет PBY и в Америке и во всем мире.

В середине 1940 г. на самолет, получивший обозначение PBY-5, были установлены двигатели Pratt and Whitney R1830-82 мощностью 1200 л.с., измененное вертикальное оперение и каплевидный блистеры на бортовых пулеметных установках. Выпустили серию из 70 самолетов до войны и 586 самолетов в 1940—1941 годах.

В Великобритании самолет получил обозначение Каталина II. Необходимость активной борьбы с немецкими и японскими кораблями и подводными лодками потребовали увеличения выпуска патрульных самолетов. Фирма не справлялась с заказами, и поэтому производство PBY-5 начала фирма Боинг на своем канадском филиале в Ванкувере под обозначением РВ2В-1 (240 самолетов) и РВ2В-2 с обзорным радиолокатором в большом обтекателе, устанавливаемом на палубе перед крылом (50 самолетов). В Англии они получили обозначение Каталина IVА и Каталина IVВ соответственно.

В начале 1939 года первая из серийных лодок PBY-4 была переоборудована в амфибию. Основные стойки шасси убирались в ниши на бортах лодки, а передняя нога — в специальный отсек в носовой части лодки и закрывалась створками. Амфибия испытывалась под маркой ХPBY-5А и показала летные характеристики, почти не уступающие лодочному варианту. С декабря 1941 года PBY-5 стали выпускаться серийно в варианте амфибий с двигателями Pratt and Whitney R1830-92 мощностью 1200 л. с. На заводе фирмы Консолидэйтед амфибий выпускались в вариантах патрульного бомбардировщика PBY-5А и разведчика ОА-10. Их выпуск начала также фирма Канадиен Виккерс в Монреале под обозначением PBY-1 «Кансо» для флота (149 самолетов) и ОА-10А для армейской авиации США (240 самолетов). В Великобритании амфибии носили имя Каталина IIIА.

Государственный завод военно-морского флота США NAF в Филадельфии, получивший заказ на выпуск летающей лодки PBY-5, не ограничился простым копированием. Специалисты по результатам гидродинамических испытаний переконструировали ее. Удлиненная носовая часть, новая конструкция реданов и третий, дополнительный, редан под хвостовой частью лодки улучшили мореходные свойства самолета. Он получил также другую носовую турель, новые подкрыльевые поплавки и хвостовое оперение увеличенной высоты. Выпускался под обозначением РВN-1 «Номад». Из 156 самолетов 138 было поставлено в СССР, несколько самолетов в Великобританию, где они носили имя Каталина VI.

В апреле 1944 года фирма «Консолидэйтед» начала выпуск последнего серийного варианта «Каталины» — PBY-6А. Он представлял собой амфибию PBY-5А с хвостовым оперением самолета PBN-1. В варианте разведчика имел обозначение ОА-10В. Было выпущено 235 штук PBY-6А (из них 48 самолетов поставлено в СССР) и 75 — ОА-10В.

Всего выпущено 3290 «каталин» всех модификаций. После войны большое количество самолетов было передано Норвегии, Швеции, Франции, Индонезии, Аргентине, Голландии и другим странам. Многие переоборудовали для использования на пассажирских линиях.

Советская авиация, прославившаяся в тридцатые годы на весь мир рекордными перелетами, по некоторым классам самолетов все-таки значительно отставала. В ранг этих «несчастливцев» попали и морские самолеты. Потому в СССР решили наладить производство лучших иностранных моделей по лицензии.

В 1937 году в США закупили лицензию на производство летающей лодки «Консолидэйтед» PBY-1 (под фирменным обозначением PBY-28). Для организации производства из США доставили три машины в разобранном виде. С помощью американских специалистов серийный выпуск самолета под обозначением ГСТ был налажен.

При достаточной прочности планера и малом весе самолет имел довольно сложную и трудоемкую конструкцию. Это и повлекло прекращение его выпуска уже в 1940 году. Всего было выпущено 30 ГСТ, включая три, собранные из американских деталей. ГСТ, в отличие от американского прототипа, оснащался советскими двухрядными моторами М-87 и М-88 мощностью 950 и 1000 л.с. Для регулировки их охлаждения на капотах устанавливались лобовые плиты с регулируемыми жалюзи. Стрелковое вооружение состояло из четырех подвижных пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм.

ВВС не проявили большого интереса к самолету. Вскоре разоруженные ГСТ передали для перевозки пассажиров и грузов командованию Главсевморпути. Гражданские варианты получили обозначение МП-7 (Морской пассажирский). Они летали с двигателями М-62ИР мощностью 850 л.с., и брали на борт до двадцати пассажиров.

В Главсевморпути машины имели бортовые номера Н-244, Н-274, Н-275, Н-308, Н-337. Но ГСТ не были первыми «каталинами», появившимися в нашем небе. Для поиска пропавшего 12 августа 1937 года самолета Н-209, на котором экипаж Сигизмунда Леваневского совершал перелет через Северный полюс в Америку, в США был приобретен самолет PBY-1-3 «Куба» с бортовым номером L-2. На нем канадский исследователь Арктики и Антарктики сэр Хьюберт Уилкинс уже 23 августа вылетел к мысу Барроу на Аляске, откуда в августе и сентябре 1937 года совершил пять рейсов в глубь Центральной Арктики. В январе-феврале — еще три полета, два из которых в полярной ночи. Во время февральского Уилкинс побывал в непосредственной близости от Северного полюса. 10 марта 1938 года он сделал последнюю попытку отыскать Леваневского.

Летом того же года L-2 перегнали в Москву. Сменив буквы USSR на борту на СССР, самолет после недолгой эксплуатации был переоборудован в военный. На носу установили застекленную турель с пулеметом ШКАС, под центропланом — шесть бомбодержателей для бомб ФАБ-500, ФАБ-250, ФАБ-100, дымовых авиаприборов ДАП и т. п. На бортовых пулеметных установках смонтировали кольцевые турели с пулеметами ШКАС, закрытыми стеклянными выступающими блистерами. В нижней люковой установке смонтировали пулемет ШКАС на шкворне. Все эти доработки, за исключением блистеров на бортовых установках, использовали и на серийных ГСТ.

В годы войны в рамках поставок вооружений по ленд-лизу наша страна получила самолеты типа «Каталина» в модификациях амфибий типа PBY-5А (количество неизвестно), PBY-6А (48 машин) и летающие лодки РВN-1 (138 штук).

С 25 мая по 26 июня 1944 года группа из 47 самолетов PBN-1 для Северного флота совершила 8350-километровый перелет по «северной» трассе из США в Мурманск через Рейкьявик. Часть перелета в 3500 км от Исландии до Баренцева моря преодолели без посадок, над открытым морем. С 25 августа по 11 сентября 1944 года 30 самолетов «Номад» для Тихоокеанского флота совершили перелет по «восточной» трассе длиной 8350 км с американского острова Кодьяк через Анадырь, Магадан, Николаев-на-Амуре до Владивостока. На «южной» трассе пилоты Черноморского и Северного флотов пролетели 18635 (!) километров из Пуэрто-Рико через Тринидад, Белем и Натал в Бразилии, Банджул в Гамбии, Кенитру в Марокко, Габес в Тунисе, Египет, Багдад, Баку до Севастополя. Часть пути в 3373 км от Америки до Африки прошли 18-часовым беспосадочным броском.

Полученные Советским Союзом летающие лодки активно использовались для охраны союзнических конвоев, следовавших в Мурманск. Состояли на вооружении Тихоокеанского и Черноморского флотов.

При освоении машин наши летчики столкнулись с одной проблемой — американцы предоставили документацию только на английском языке. Но решение было быстро найдено. Лётчики и техники внимательно наблюдали за действием агрегатов летающей лодки, тогда как пилот в кабине нажимал на тумблеры. Определив назначение тумблера, механики заклеивали надпись на английском медицинским пластырем, и писали на нем по-русски

После войны часть этих самолетов была разоружена и передана в Аэрофлот и Полярную авиацию. Там они использовались для перевозки пассажиров, грузов, аэрофотосъемки. После выработки ресурса американскими двигателями на нескольких самолетах PBY-1 установили двигатели Швецова АШ-82ФН мощностью 1850 л.с. Это позволило увеличить взлетный вес с 12250 до 17170 кг и потолок до 9000 метров. Один из них, под обозначением КМ-2 с бортовым номером Н-481, эксплуатировался в Сибири и Арктике до конца пятидесятых годов.

Источники:Иванов С. PBY CATALINA // Война в воздухе. №118. С.6-9, 12-16.Котельников В. Гидросамолеты // Авиаколлекция. 2003. №2. С.49-51.Зеленков В. Близкое знакомство // Крылья Родины. 1992. №9. С16-17.Котельников В. PBY «Каталина» // Авиаколлекция. 2015. №2. С. 2-13. Обухов В., Кульбака С., Сидоренко С. Самолеты Второй мировой войны. Минск: Попурри, 2003. С.439-440.

topwar.ru

Гидросамолет PBY «Каталина» | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Краткая справка: Американский гидросамолет PBY «Каталина» - история создания и эксплуатации самолета поставлявшегося в СССР по ленд-лизу»

Американская летающая лодка «Catalina»

Американская летающая лодка «Catalina»

История создания и особенности конструкции гидросамолета PBY «Каталина»

Гидросамолет PBY «Catalina» – «двоюродный брат» советского гидросамолета ГСТ, модификация американской летающей лодки PBY-4, поставлявшаяся в СССР по ленд-лизу. Название «Catalina» было присвоено машине в соответствии с английской системой обозначений после того, как в 1939 году Великобритания получила первый экземпляр из 50 заказанных PBY-4. Впоследствии оно стало применяться ко всем вариантам и модификациям этого знаменитого гидросамолета.

Хотя конструктивно «ГСТ» и «Каталина» отличались незначительно, некоторые различия между ними все-таки были. По сравнению с «родным» ГСТ американские летающие лодки были оснащены более мощными двигателями, имели несколько измененную форму днища и более совершенное пилотажно-навигационное оборудование. Также было значительно увеличено вертикальное оперение и установлены большие по размеру плексигласовые блистеры по бокам фюзеляжа для размещения крупнокалиберных пулеметов.

Чертежи гидросамолета PBY «Каталина»

Чертежи гидросамолета PBY «Каталина»

Кабина летчиков была просторной и удобной и обеспечивала хороший обзор. Трудностей с переучиванием пилотов не возникало.

Потребность в летающих лодках, имевших большой радиус действия, была столь высока, что в СССР поставили больше 200 машин модификаций PBY-5A (около 20), PBY-6A (48) и PBN-1 NOMAD (138 самолетов).

Всего же, было выпущено 3305 самолета этого типа, всех модификаций. Гидросамолет PBY «Catalina» снят с вооружения в 1957 году.

Гидросамолет PBY «Каталина» ранних выпусков

Гидросамолет PBY «Каталина» ранних выпусков

Эксплуатация гидросамолета PBY «Каталина»

В 1944 году, с целью доставки самолетов «Каталина» в Советский Союз, командование авиации ВМФ выделило 26 наиболее опытных экипажей Северного, Тихоокеанского и Черноморского флотов. Перелеты проходили по трем трассам: северной (8350 км), южной (18635 км) и восточной (18445 км).

ГСТ и «Catalina» осуществляли дальнюю разведку, охраняли союзнические конвои, искали и уничтожали подводные лодки противника, спасали терпящих бедствие моряков и экипажи наших самолетов, сбитых над морем, участвовали в десантных операциях.

После войны часть самолетов была разоружена и передана в Аэрофлот и полярную авиацию. Они использовались для грузо-пассажирских перевозок и аэрофотосъемки.

Гидросамолет PBY «Каталина»

Гидросамолет PBY «Каталина»

После выработки ресурса американскими двигателями на нескольких лодках установили моторы АШ-82ФН (1850 л.с.). Таким вариантам летающей лодки присвоили обозначение КМ-2. Одна из них эксплуатировалась в Сибири и Арктике до конца 50-х годов.

Конструкция гидросамолета получилась настолько простой и удачной, что отдельные экземпляры гидросамолета PBY «Catalina» летают и в наше время. Одну из «Каталин» (модель PBY-6A), использовала команда французского исследователя Жака-Ива Кусто в своих экспедициях.

Характеристики PBY «Catalina»

Гидросамолет PBY «Каталина»
Страна: США
Тип: Гидросамолет
Год выпуска: 1935 г.
Экипаж: 8 человек
Двигатель: 2× Pratt & Whitney R-1830-92, мощностью по 1200 л.с.
Максимальная скорость: 314 км/ч
Практический потолок: 4000 м
Дальность полета: 4030 км
Масса пустого: 9485 кг
Максимальная взлетная масса: 16066 кг
Размах крыльев: 31,70 м
Длина: 19,46 м
Высота: 6,15 м
Площадь крыла: 130 кв.м.
Вооружение:3× 7,62 мм пулемёта (2 в носовой башне, 1 в туннельной установке), 2× 12,7 мм пулемёта (по одному с каждой стороны фюзеляжа), до 1814 кг бомбовой нагрузки (глубинные бомбы, торпеды)

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

armedman.ru

амфибия, consolidated pby catalina, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Существуют образцы техники, надолго переживающие то время, в котором создавались. Один из таких – самолёт «Каталина». Проектировать его начали ещё в начале 30-х годов, а устаревшим сочли ещё до Второй Мировой – но это не помешало ему пройти всю войну от звонка до звонка. А после победы – успешно работать ещё десятки лет.

Кстати, изначально гидросамолёт не назывался «Каталиной». В те годы американские военные считали, что самолёту достаточно индекса. В буквах PBY были закодированы тип самолёта и завод-производитель. В честь тропического острова его назвали позднее, «с подачи» Королевских ВВС.

Содержание статьи

История создания

В начале 30-х годов американская фирма «Консолидейтед Эйркрафт» начала разработку нового патрульного бомбардировщика для перехвата морских конвоев в случае войны на Тихом океане. Руководил работами инженер Айзек Лэддон. Предыдущая летающая лодка фирмы – P2Y – оказалась для этой роли неподходящей.

Каталина

Опытный самолёт XP3Y совершил первый полёт в марте 1935 года и сразу же был передан для испытаний флоту. Прототип настолько превзошёл предшественников по лётным качествам, что уже осенью его вернули для переоборудования в бомбардировщик, а через год самолёты PBY-1 получила первая эскадрилья.

Последующие «номерные» модификации самолёта, вплоть до PBY-4, отличались друг от друга в основном возрастающей мощностью двигателей. На поздних модификациях PBY-4 вместо небольших окон в хвостовых люках применили крупные выпуклые блистеры. На серии PBY-5 блистеры стали стандартными. Эта серия, выпускавшаяся с 1940 по 1943 год, стала первой действительно массовой.

Выпуск летающих лодок PBY-3 не превысил 66 единиц, а вот PBY-5 собрал более шести сотен.

Но ещё больше произвели амфибий PBY-5A, оснащенных трёхстоечным убирающимся шасси и протектированными баками. Последняя серия, PBY-6A, оснащалась радаром. Изменения, как правило, вносились по результатам боевого применения. Например, попытки использовать PBY-4 в качестве бомбардировщиков выявили их высокую уязвимость. Так и появились защищённые баки и броня.

Каталина самолет-амфибия

Морская авиационная фабрика в Филадельфии производила существенно модифицированный самолёт, официально названный PBN-1 Nomad. С помощью дополнительных баков увеличили дальность, усилили крыло, изменили корпус. Большая часть «Кочевников» откочевала по программе ленд-лиза в Советский Союз, но некоторые изменения, в частности, изменённый хвост, применили и на PBY-6A.

Есть две истории, связывающие появление «Каталин» в СССР с именем Сигизмунда Леваневского.

Согласно первой, он договорился о закупке трёх самолётов, находясь с визитом в США. По другой, «Каталину» спешно арендовали для поисков пропавшего самолёта Леваневского в 1937 году. Так или иначе, в 1939 году в Советском Союзе наладили выпуск летающих лодок по лицензии.

Им присвоили обозначение «ГСТ» (гидросамолёт транспортный). Однако из-за сложной и трудоёмкой в производстве конструкции сборку довольно быстро прекратили. Эксплуатировались ГСТ в основном полярной авиацией. После нападения Германии на СССР из-за прекращения выпуска новые, но уже знакомые лётчикам «Каталины» серий PBY-5A и PBY-6A поставлялись по ленд-лизу.

Конструкция и лётно-технические характеристики

Самолёт имел цельнометаллический фюзеляж-лодку. Пять шпангоутов с водонепроницаемыми переборками делили лодку на шесть изолированных отсека. В переборках предусматривались герметичные люки. В носу лодки находились кабины — стрелка и пилотская. В следующем отсеке были места для радиста и штурмана. Пост борттехника разместили внутри пилона, на котором устанавливалось крыло. В хвостовой части находились места наблюдателей-бортстрелков и входные люки.

На пилоне устанавливался центроплан крыла, воспринимавший нагрузки, действующие на крыло во время полёта.

К центроплану крепились съёмные консоли. На «Каталины» ставились звездообразные моторы воздушного охлаждения различных марок. Так, на PBY-5 стояли двигатели «Пратт-Уитни» R-1830 мощностью 1200 л.с. каждый. На советских машинах ГСТ обычно устанавливали М-62 мощностью по 1000л.с. а после войны – АШ-82ФН.

Catalina конструкция

Сравним «Каталину» с другими довоенными летающими лодками — советским дальним морским разведчиком Че-2 (МДР-6) и немецким гидросамолётом производства «Бломунд Фосс».

 PBY-5AЧе-2BV 138 С-1
Взлётный вес, кг16066720017500
Максимальная скорость, км/ч314350285
Дальность полёта, км403026504300
Потолок, м400085005000
ВооружениеПулемёты калибра 7,62 и 12,7мм, до 1800 кг бомбПулемёты калибра 7,62мм, до 500 кг бомб20мм пушки, пулемёты калибра 7,92мм и 13мм, до 300 кг бомб

Че-2, проигрывая по грузоподъемности и дальности полёта, имел лучшие скоростные качества, так что его пытались использовать даже для перехвата немецких торпедоносцев. Впоследствии конструктор самолёта Четвериков говорил, что главным достоинством «Каталины» стала именно её отличная приспособленность к эксплуатации в морских условиях.

Каталина на воде

Немецкие самолёты с тремя дизельными моторами были соперниками PBY в северных морях, ведя охоту на конвои. Им даже случалось встречаться с «Каталинами» в воздушном бою. В такой ситуации на их стороне было более мощное оборонительное вооружение. Но построено немецких летающих лодок было гораздо меньше, а до сегодняшнего дня ни одного не сохранилось.

Боевое применение

«Каталины» активно применялись почти на всех театрах Второй Мировой. Советские ГСТ в составе авиации Северного Флота охраняли от нацистских субмарин конвои с поставками. Британские самолёты боролись с «волчьими стаями» в Атлантике. С 1943 года противолодочные патрули стали совершать и бразильские летающие лодки, и именно PBY потопила немецкую подлодку U-199.

В списке заслуг «Каталин» — разведчиков – обнаружение японской эскадры перед битвой за Мидуэй, срыв внезапной атаки британского флота на Цейлоне, помощь в охоте за линкором «Бисмарк».

На Тихом океане получили известность эскадрильи «Чёрных кошек» — Они использовали «Каталины» для ночных ударов по японским судам. На этих самолётах стрелковое вооружение иногда усиливалось установкой 20мм автоматических пушек. До конца войны PBY использовали и в качестве поисково-спасательного самолёта. Только за половину 1943 года отряд всего из трёх амфибий спасли более 150 лётчиков. А после потопления крейсера «Индианаполис» «Каталине» удалось спасти 56 выживших моряков.

Каталина фото

После войны вооружённые силы начали избавляться от летающих лодок, которые считались устаревшими. Тем не менее, страны Латинской Америки сохраняли их в строю до 1960-х, а в Дании «Каталины» летали даже до 1970-х.

С 1943 года авиакомпания Quantas стала использовать «Каталины» для пассажирских и грузовых рейсов из Западной Австралии на Цейлон.

Впоследствии разоружённые самолёты, способные взлетать с любого подходящего водоёма, доставляли людей и грузы, например, на Аляску и в дельту Амазонки.

Некоторые списанные амфибии продавались частным владельцам и переделывались в летающие «яхты». Одну PBY-6A использовал в своих экспедициях Жак-Ив Кусто. В 21 веке продолжают летать более 20 «Каталин». Многие из них трудятся в качестве пожарных самолётов.

Видео

warbook.club

Каталина (самолёт) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Каталина.

PBY-5A «Catalina» (с англ. — «Каталина») — морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка) фирмы Консолидейтед (PB — патрульный бомбардировщик, Y — индекс фирмы Консолидейтед, 5—порядковый номер конструкции, A—Амфибия). «Каталины» производились всю Вторую мировую и активно использовались союзниками на тихоокеанском и европейском ТВД. Строились в США и Канаде в 1930-х и 1940-х годах. В СССР строились по лицензии под названием ГСТ. В послевоенное время на некоторые «Каталины», в связи с невозможностью закупки родных американских двигателей, устанавливали отечественные АШ-82, такие самолёты получили обозначение КМ-2.

«Каталины» были вооружены оборонительными пулемётами калибра .30 (7.62мм) и .50 (12.7мм), могли нести глубинные бомбы и торпеды

Во время операции по перехвату новейшего немецкого линкора «Бисмарк» «Каталина» береговой охраны Королевских ВВС Великобритании 26 мая 1941 год обнаружила линкор, потопивший до этого британский линейный крейсер «Худ» и сумевший оторваться от погони. В ходе последовавших атак «Суордфишей» (торпедоносцев) с авианосца «Арк Роял» одна из торпед повредила рулевое управление, линкор снизил ход и был потоплен английскими кораблями.

Тактико-технические характеристики (PBY-5A)

«Каталина» в музее нидерландского авиодрома «Лелистад»

Технические характеристики

  • Экипаж: 8 человек (командир, пилот, бортмеханик, штурман, бомбардир, два боковых стрелка и носовой стрелок)
  • Длина: 19,46 м
  • Размах крыла: 31,70 м
  • Высота: 6,15 м
  • Площадь крыла: 130 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 7,73
  • Масса пустого: 9485 кг
  • Масса снаряжённого: 16066 кг
  • Двигатели: 2× поршневых радиальных Pratt & Whitney R-1830-92, по 1200 л. с. (895 кВт) каждый
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0309
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 4,02 м²
Гражданский вариант «Каталины», переоборудованный в противопожарный самолёт

Лётные характеристики

Вооружение

  • Пулемётное вооружение:
    • 7,62 мм пулемёт (в носовой башне)
    • 3 × 12,7 мм пулемёта (по одному с каждой стороны фюзеляжа, один в туннельной установке в нижней задней части фюзеляжа)
  • Бомбовая нагрузка: до 1814 кг глубинных бомб, торпед

«Каталины» в СССР

По данным моряков-торпедоносцев Северного флота, «Каталины» (количество неизвестно) в период Великой Отечественной войны служили в авиации СФ и использовались, в частности, для подбора из воды экипажей потопленных немецким флотом в Баренцевом море кораблей и самолётов СФ, для чего на самолёте было установлено специальное зацепное устройство. Также «Каталины» некоторое время использовались ВМФ СССР на Тихом океане: во время высадки советских войск в Порт-Артуре (Люйшунь) и Дальнем (Далянь) 17 таких самолётов приводнились в бухте Порт-Артура[1]. Как минимум один самолёт, который поставляли по ленд-лизу, летом 1945 года разбился в Приморском крае: машина принадлежала отдельному морскому разведывательному полку Тихоокеанского флота, а нашли её в мае 2018 года[2].

Самолёты получили отличные отзывы от моряков Тихоокеанского флота, хотя американцы поставили документацию на английском языке без перевода. Лётчики и механики сумели разобраться самостоятельно в принципах управления благодаря наблюдениям за действием агрегатов самолёта: человек в кабине пилота нажимал на тумблеры, а механик, поняв назначение тумблера, заклеивал пластырем надпись на английском и писал на пластыре по-русски[источник не указан 910 дней].

Интересные факты

  • Член королевской семьи Тонга, барон Ваеа, служил во время Второй мировой войны пилотом на этом самолёте.
  • «Каталину» PBY-5A использовала команда Жак-Ива Кусто. На этом самолёте в 1979 году разбился его сын Филипп, пилотировавший самолёт[3].
  • 22 марта 1960 года семья американского бизнесмена Томаса Кендалла совершила посадку на «Каталине» в проливе Эт-Тиран, Саудовская Аравия. Они хотели поужинать, а затем переночевать на берегу Красного моря. Утром следующего дня на них было совершено вооружённое нападение со стороны местных бедуинов. В самолёт попало около 300 пуль. Томас Кендалл и его секретарь получили ранения. Они попытались завести двигатели и взлететь, но, проплыв 800 метров, самолет ударился о коралловый риф и сел на мель. Пленённых американцев доставили в Джидду, где посол на протяжении нескольких месяцев добивался их освобождения. Впоследствии, когда формальности были улажены, саудовские власти не стали извиняться и отказались выплачивать Кендаллам компенсацию. Гидросамолет PBY-5A Catalina до сих пор лежит на берегу Красного моря.[4][5][6]

В компьютерных играх

  • Присутствует в игре War Thunder как бомбардировщик первого ранга авиации США, а также в премиумном виде в авиации СССР и Великобритании.
  • В игре Call of Duty: World at War одна из миссий Тихоокеанской кампании проходит на борту Каталины "Черной Кошки". В игре в вооружение этого самолета также входят две 20-мм пушки в носу.
  • Присутствует в игре Heroes of the Pacific как бомбардировщик. В игре в вооружение самолета также входит 75-мм пушка в носу.
  • Присутствует в игре Medal of Honor: Pacific Assault.
  • Присутствует в игре Enigma: Rising Tide.

Литература

На русском

  • Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 985-5-9906036-3-9.

На английском

  •  (англ.) Creed, Roscoe. PBY: The Catalina Flying Boat. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 1986. ISBN 0-87021-526-4.
  • Crocker, Mel. Black Cats and Dumbos: WW II’s Fighting PBYs. Crocker Media Expressions, 2002. ISBN 0-9712901-0-5.
  •  (англ.) Dorney, Louis B. US Navy PBY Catalina Units of the Pacific War. Botley, Oxford, UK: Osprey Publishing, 2007. ISBN 1-84176-911-8.
  •  (англ.) Hendrie, Andrew. Flying Cats: The Catalina Aircraft in World War II. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 1988. ISBN 0-87021-213-3.
  •  (англ.) Kinzey, Bert. PBY Catalina in Detail & Scale. Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 2000. ISBN 1-888974-19-2.
  •  (англ.) Knott, Richard C. Black Cat Raiders of World War II. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 2000. ISBN 1-55750-471-7.
  •  (англ.) Legg, David. Consolidated PBY Catalina: The Peacetime Record. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 2002. ISBN 1-55750-245-5.
  •  (англ.) (англ.) Ragnarsson, Ragnar. US Navy PBY Catalina Units of the Atlantic War. Botley, Oxford, UK: Osprey Publishing, 2006. ISBN 1-84176-910-X.
  •  (англ.) Scarborough, William E. PBY Catalina in Action (Aircraft number 62). Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 1983. ISBN 0-89747-149-0.
  •  (англ.) Scarborough, William E. PBY Catalina — Walk Around. Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 1996. ISBN 0-89747-357-4.
  •  (англ.) Wagner, Ray. The Story of the PBY Catalina (Aero Biographies Volume 1). San Diego, CA: Flight Classics, 1972.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Три боевых корабля с потушенными огнями, выключенными радиопередатчиками и торпедными аппаратами на изготовку медленно двигались навстречу подходившему к Мурманску конвою. Командир соединения фашистских эсминцев был уверен в неуязвимости своего плана нападения на конвой и не обратил внимания на одинокий двухмоторный гидросамолет, пролетевший почти беззвучно, как ночная ведьма, на значительном удалении от них.

Однако спустя полчаса, слева по курсу фашистского соединения из кромешной тьмы вдруг возникли не тихоходные транспорты, а два английских крейсера и советский эсминец, шедшие с большой скоростью наперерез фашистским кораблям. Почти одновременно появился все тот же гидросамолет, но уже в тылу гитлеровской эскадры и “завесил” в ночном небе САБы — осветительные авиабомбы. Они вмиг превратили “неуязвимые” германские эсминцы в четкие фигуры-мишени. Недолго сияли под облаками САБы, однако этих мгновений хватило для точной наводки орудий и торпедных аппаратов... В ту ночь транспортные суда наших союзников с грузами для фронта без потерь прибыли в Мурманск, благополучно возвратился на базу, успешно выполнив поставленную задачу, и советский двухмоторный гидросамолет — летающая лодка “Каталина”.

Как известно, в годы войны большую часть военной техники, поставлявшейся в Советский Союз по ленд-лизу, союзники направляли морским путем через незамерзающие порты Баренцева моря. Караваны транспортных судов постоянно подвергались атакам вражеского флота и авиации. По приказу Главнокомандующего для прикрытия конвоев кораблей с воздуха в составе авиации Северного флота была сформирована авиагруппа, оснащенная гидросамолетами Че-2 и “Каталина” (ГСТ), обладавшими большой дальностью и продолжительностью полета свыше 20 часов.

В нашей стране “Каталина” впервые появилась в 1937 году. За год до этого известный советский летчик Сигизмунд Леваневский, находясь в США, посетил фирму “Консолидейтед”, где в 1935 году под руководством инженера Исаака Ладдона была создана и испытана новейшая двухмоторная летающая лодка PBY-1 (РВ означает патрульно-бомбардировочный). Леваневскому удалось договориться о закупке трех летающих лодок этого типа, вскоре они были доставлены в СССР.

Освоение Арктики имело громадное значение для нашей страны. Решающая роль в этом деле отводилась полярной авиации, поэтому сил и средств на ее развитие не жалели. Закупались американские, немецкие, итальянские самолеты, разрабатывались и отечественные аппараты. Так, по техническому заданию, составленному известным полярным летчиком Б. Г. Чухновским, авиаконструктор О. Л. Бартини построил дальний арктический разведчик — ДАР, обладавший, как тогда говорили, тройной амфибийностью. Своеобразное “клавишное” днище, состоявшее из отдельных подпружиненных секций, позволяло ДАРу выполнять посадки на воду, снег, лед, мягкий грунт.

Несмотря на оригинальность конструкции, отечественные дальние гидросамолеты для Арктики долгое время оставались лишь в опытных образцах. Не лучшим образом обстояло дело и в военной авиации.

Самым разумным в этой ситуации оказалось приобрести лицензию на выпуск иностранного гидросамолета. Так и поступили: для серийной постройки выбрали американский PBY-1. Выпуск машины, названной у нас ГСТ (гидросамолет транспортный), наладили у наев 1939 году. В мирное время их большей частью передавали в Главсевморпуть для транспортных полетов в Арктике. А с началом Великой Отечественной сойны ГСТ (еще одно его обозначение — МП-7) “переквалифицировали” в дальний морской разведчик-бомбардировщик. Использовался он о основном на Севере и на Тихом океане для патрульных полетов в районах военно-морских баз, для поиска и уничтожения подводных лодок противника. После прекращения выпуска ГСТ в Советском Союзе из США в счет поставок по ленд-лизу было передано нашим военно-морским силам большое количество этих самолетов — в основном PBY-5A, “Каталина” в варианте амфибии с трехколесным убирающимся шасси.

Следует сказать, что такие лодки строились не только в США, но и в Канаде. Они исправно несли патрульную службу в военно-морских флотах союзников, на всех военно-морских базах США на Тихом океане.

Одним из лучших в мире самолетов для выслеживания субмарин благодаря хорошим летным данным и большой продолжительности полета считался PBY-1 и в британских военно-морских силах. Кстати, именно в Англии в 1939 году летающая лодка и получила название “Каталина”, признанное впоследствии и американцами. Как считают англичане, именно “Каталина” поставила точку в морской войне с Германией, потопив 7 мая 1945 года немецкую субмарину.

В годы войны “Каталина” была не единственной американской летающей лодкой. Фирмы “Боинг”, “Мартин”, “Сикорский”, “Грумман” и, конечно, “Консолидейтед” строили подобные гидросамолеты, которые сыграли заметную роль в войне на Тихом океане. Многие из них по ряду характеристик — скорости, грузоподъемности — превосходили “Каталину”, но ни одна не могла соперничать с ней в популярности. Все они имели ставшую уже классической для летающей лодки аэродинамическую схему свободнонесущего высоко-плана с расположением двигателей на передней кромке крыла, в то время как в 30-е годы гидросамолеты еще Отличались большим разнообразием схем.

Так, лодки с “жабрами” вместо поплавков для поперечной остойчивости и с силовой установкой типа “тяни-толкай” строила германская фирма “Дорнье”, а фирма “Блом и Фосс” выпускала трехфюзеляжные трехмоторные лодки, снабженные дизельными двигателями “ЮМО”. Двухмоторные “Дорнье-18”, трехмотормые BV-138 и “Дорнье-24” широко применялись германскими военно-морскими силами в боевых действиях против кораблей и подводных лодок союзников.

В Великой Отечественной войне, помимо “Каталины”, участвовала и отечественная летающая лодка — Че-2 (МДР-6) конструкции И. В. Четверикова. Хотя Че-2 несколько проигрывал в дальности и грузоподъемности другим аналогичным гидросамолетам, но в отличие от них имел предельно малые размеры, высокую удельную нагрузку на крыло и, как следствие, большую скорость полета, что позволяло использовать вооруженный пушкой Че-2 даже в качестве истребителя вражеских торпедоносцев. Самолет Четверикова получил дальнейшее развитие во множестве опытных образцов. Однако концепция скоростной летающей лодки в авиации не прижилась. Последовавшие за Че-2 скоростные гидросамолеты этого конструктора серийно не строились. Такая же судьба постигла и английскую скоростную летающую лодку “Блэкберн” В-20, у которой для снижения аэродинамического сопротивления лодка с реданом в полете прижималась к фюзеляжу.

С И.В. Четвериковым автору статьи удалось встретиться несколько лет назад, незадолго до смерти конструктора. В ответ на просьбу сравнить Че-2 и “Каталину” Игорь Вячеславович сказал: “В 30-е годы я, несомненно, был энтузиастом гидроавиации, считая, что лодочный самолет вполне может соперничать с сухопутным, поэтому старался в своих проектах развивать качества, в общем-то не свойственные морскому самолету — и прежде всего пытался

повысить их максимальную скорость. Однако с ростом надежности и дальности полета сухопутных самолетов, с появлением на них более совершенных силовых установок необходимость в скоростных летающих лодках отпала.

В то же время в "Каталине" до предела были развиты качества именно морского самолета: очень большая продолжительность полета, мореходность, способность совершать взлет и посадку в открытом море при достаточно сильном волнении, а главное — универсальность ее применения. В результате “Каталина” просуществовала почти 40 лет. Концепция подобных гидросамолетов взяла верх в ряде стран, в том числе и у нас. Еще в 1943 году Бери-ев начал разработку лодки Бе-6, которая после войны более 20 лет использовалась и для разведки, и для поиска подводных лодок, и для транспортных полетов”.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ДАЛЬНИХ МОРСКИХ РАЗВЕДЧИКОВ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 

“Каталина" (PBY-1), США

Че-2 (МДР-6), СССР

“Блэкберн” В-20, Англия

“Дорнье" DO-18G-1 Германия

"Блом и Фосс” BV-138C-1 Германия

Год выпуска

1935

1937

1940

1935

1939

Мощность Моторов, л. с.

2Х875

2Х1100

2Х1850

2Х880

3Х900

Экипаж, чел.

5—7

3—4

б

4

5

Размах крыла, м

31,72

19,4

25,05

23,7

27,0

Длина самолета, м

20,05

15,73

31,2

19,4

19,85

Площадь крыла, м2

130,6

52,0

99,0

97,65

112,0

Взлетный вес, кг

12800

7200

15800

10780

11000—

Вес пустого, кг

6570

4100

10000

5970

16480 8100

Максимальная скорость, км/ч, на высоте, м

297

2600

360 4000

490 4575

265 2000

285 0

Дальность полета, км

4300

2650

2400

3500

4300

Потолок, м

7650

8700

8000

4210

5000

Вооружение

7,62-мм пулеметы, бомбы до 1000 кг

7,62-мм пулеметы, бомбы до 500 кг

7,62-мм пулеметы, бомбы до 900 кг

13-мм пулеметы, бомбы до 500 кг

20-мм пушка, 13-мм пулеметы, бомбы до 600 кг

ДАЛЬНИЙ МОРСКОЙ РАЗВЕДЧИК “КАТАЛИНА”

“Каталина” представляла собой подносный моноплан — по сути дела, “парасоль” с крылом, высоко поднятым над фюзеляжем-лодкой на мощном пилоне. Двухреданная лодка имела прекрасные гидродинамические обводы, хотя технологию изготовления корпуса серьезно усложняли замысловатые зализанные и заглаженные внешние формы. Пилон крыла и нижняя часть киля были выполнены зацело с лодкой. Цельнометаллическая конструкция лодки состояла из шпангоутов, лонжеронов, стрингеров и обшивки, толщиной от 0,75 до 1,5 мм. Крепление обшивок к каркасу выполнялось с помощью заклепок с выступающей чечевицеобразной головкой.

Пять шпангоутов имели водонепроницаемые переборки с герметичными люками для прохода, делившие лодку на шесть Изолированных отсеков, что обеспечивало плавучесть при повреждении наружной обшивки днища. В целом конструкция лодки была ажурной, многодетальной и трудоемкой в Изготовлении, однако очень легкой. Полное ее водоизмещение составляло 64 600 кг.

Крыло состояло из центроплана, стыковавшегося с фюзеляжем с помощью двух пар подкосов и пилона, и двух отъемных консолей. Конструктивно-силовая схема центроплана и консолей была рациональной и оригинальной. Все нагрузки, действовавшие в полете на крыло, воспринимались его средней частью, имевшей два лонжерона, мощную обшивку, набор стрингеров и нервюр. К средней силовой части крыла спереди подстыковывался носок, закрывавший проводку управления двигателями, электрожгуты и другие коммуникации, а сзади крепилась съемная хвостовая часть крыла, воспринимавшая только местные воздушные нагрузки. Задняя часть крыла была изготовлена из легких дюралюминиевых профилей и обтягивалась полотном. Рули и элероны также имели полотняную обшивку. В центроплане под съемным носком крыла размещались маслорадиаторы двигателей и откидные трапы для обслуживания двигателей, когда самолет находился на плаву.

На концах консолей крыла устанавливались подкрыльные поплавки, обеспечивавшие остойчивость самолета на воде. В полете стойки и фермы крепления поплавков складывались вдоль размаха крыла, при этом поплавки занимали место законцовок консолей. Выпуск и уборка поплавков — с помощью электромеханизма или вручную.

Силовая установка — два звездообразных двигателя воздушного охлаждения. В разных вариантах использовались моторы самых различных марок: “Райт-Циклон”, “Пратт-Уитни”, а на гидросамолетах ГСТ советской постройки М-87, М-88 и М-62. Мощность моторов менялась от 860 до 1200 л. с. На последних вариантах ГСТ применялись также моторы АШ-82ФН мощностью 1850 л. с. Обдув двигателей в полете регулировался с помощью управляемых жалюзи — “юбки”, установленной на выходе воздуха из-под капота. Бензосистема включала два бака общей емкостью 4500 л. Баки представляли собой загерметизированную межлонжеронную часть центроплана.

В состав экипажа гидросамолета, использовавшегося в варианте разведчика, входили два пилота, штурман, радист, бортмеханик, для которого была оборудована кабина в фюзеляжном пилоне крыла, и два стрелка. Бортовое вооружение состояло из 4—5 пулеметов калибра 7,62 или 12,7 мм. Бомбы общим весом до 1000 кг размещались на наружной подвеске под крылом на четырех держателях.

В. КОНДРАТЬЕВ, инженер

Гидросамолет-разведчик “Каталина”:

1 — кабина носового стрелка. 2 — якорный люк, 3 — убирающийся подкрыльный поплавок, 4 — управляемые триммеры руля направления и руля высоты, 5 — нижний люк в хвостовой части фюзеляжа (использовался также для обстрела задней нижней зоны), 6 — маслорадиатор, 7 — кресло радиста, 8 — кресло штурмана, 9 — кресло борт-механика, 10 — входные люки (использовались также для обстрела задней полусферы), 11 — окно носового отсека (снаружи закрывалось гофрированной металлической шторкой), 12 — ватерлиния, 13 — управляемые створки капота, 14 — фонарь-блистер наблюдателя (через створку блистера осуществлялся вход в лодку и обстрел задней полусферы), 15 — фара, 16 — хвостовая часть крыла с полотняной обшивкой, 17 — механизм складывания подкрыльного поплавка, 18 — стыковочные узлы, 19 — бензобак. 20 — маслобак.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1988, №1 OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru

hobbyport.ru

Каталина (самолёт) - это... Что такое Каталина (самолёт)?

 Каталина (самолёт) PBY Catalina
«Каталина» ВМС США, переиндексированная как OA-10
Тип патрульный противолодочный самолёт
Разработчик Isaac M. Laddon
Производитель Consolidated Aircraft
Первый полёт 28 марта 1935
Начало эксплуатации октябрь 1936, USN
Конец эксплуатации январь 1957, USNR
Основные эксплуатанты ВМС СШАUSAAFRoyal Air Force Coastal CommandRCAF
Годы производства 1936-1945
Единиц произведено ~4051
Стоимость единицы $90,000 в 1935
Варианты Bird Innovator

«Каталина» (англ. PBY «Каталина» (1936)) — морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка) фирмы Консолидейтед (PB — патрульный бомбардировщик, Y — индекс фирмы Консолидейтед). Каталины производились всю Вторую мировую и активно использовались союзниками на тихоокеанском и европейском ТВД. Строились в США и Канаде в 1930-х и 1940-х годах.

«Каталины» были вооружены оборонительными пулемётами калибра .30 или .50, могли нести глубинные бомбы и торпеды

Во время операции по перехвату новейшего немецкого линкора «Бисмарк» «Каталина» береговой охраны Королевских ВВС Великобритании 26 мая 1941 год обнаружила линкор, потопивший до этого британский линейный крейсер «Худ» и сумевший оторваться от погони. В ходе последовавших атак «Суордфишей» (торпедоносцев) с авианосца «Арк Роял» одна из торпед повредила рулевое управление, линкор снизил ход и был потоплен английскими кораблями.

Тактико-технические характеристики (PBY-5A)

«Каталина» в музее нидерландского авиодрома «Лелистад»

Технические характеристики

  • Экипаж: 8 человек (командир, пилот, бортмеханик, штурман, носовой стрелок, два боковых стрелка и хвостовой стрелок)
  • Длина: 19,46 м
  • Размах крыла: 31,70 м
  • Высота: 6,15 м
  • Площадь крыла: 130 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 7,73
  • Масса пустого: 9485 кг
  • Масса снаряжённого: 16066 кг
  • Двигатели: 2× поршневых радиальных Pratt & Whitney R-1830-92, по 1200 л.с. (895 кВт) каждый
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0309
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 4,02 м²

гражданский вариант «Каталины», переоборудованный в противопожарный самолёт

Лётные характеристики

Вооружение

  • Пулемётное вооружение:
    • 3× 7,62 мм пулемёта (два в носовой башне, один в подфюзеляжной установке)
    • 2× 12,7 мм пулемёта (по одному с каждой стороны фюзеляжа)
  • Бомбовая нагрузка: до 1814 кг глубинных бомб, торпед

Библиография

  • (англ.) Creed, Roscoe. PBY: The Catalina Flying Boat. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 1986. ISBN 0-87021-526-4.
  • Crocker, Mel. Black Cats and Dumbos: WW II's Fighting PBYs. Crocker Media Expressions, 2002. ISBN 0-97129-010-5.
  • (англ.) Dorney, Louis B. US Navy PBY Catalina Units of the Pacific War. Botley, Oxford, UK: Osprey Publishing, 2007. ISBN 1-84176-911-8.
  • (англ.) Hendrie, Andrew. Flying Cats: The Catalina Aircraft in World War II. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 1988. ISBN 0-87021-213-3.
  • (англ.) Kinzey, Bert. PBY Catalina in Detail & Scale. Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 2000. ISBN 1-88897-419-2.
  • (англ.) Knott, Richard C. Black Cat Raiders of World War II. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 2000. ISBN 1-55750-471-7.
  • (англ.) Legg, David. Consolidated PBY Catalina: The Peacetime Record. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 2002. ISBN 1-55750-245-5.
  • (англ.) (англ.) Ragnarsson, Ragnar. US Navy PBY Catalina Units of the Atlantic War. Botley, Oxford, UK: Osprey Publishing, 2006. ISBN 1-84176-910-X.
  • (англ.) Scarborough, William E. PBY Catalina in Action (Aircraft number 62). Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 1983. ISBN 0-89747-149-0.
  • (англ.) Scarborough, William E. PBY Catalina - Walk Around. Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 1996. ISBN 0-89747-357-4.
  • (англ.) Wagner, Ray. The Story of the PBY Catalina (Aero Biographies Volume 1). San Diego, CA: Flight Classics, 1972.

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Каталинич
  • Каталинич Я.

Смотреть что такое "Каталина (самолёт)" в других словарях:

  • Консолидэйтед OA-10 Каталина — PBY Catalina «Каталина» ВМС США, переиндексированная как OA 10 Тип патрульный противолодочный самолёт Разработчик Isaac M. Laddon Производитель Consolidated Aircraft Первый полёт …   Википедия

  • Список самолётов Второй мировой войны — Содержание 1 Великобритания 2 Германия 3 Италия …   Википедия

  • Сражение у восточных Соломоновых островов — Вторая мировая война, Война на Тихом океане …   Википедия

  • Список персонажей Grand Theft Auto: San Andreas — Внимание! Данная страница или раздел содержит ненормативную лексику. Список персонажей компьютерной игры Grand Theft Auto: San Andreas, выпущенной в 2004 году. Во вс …   Википедия

  • Consolidated PBY Catalina — У этого термина существуют и другие значения, см. Каталина. PBY Catalina «Каталина» ВМС США, переиндекси …   Википедия

  • Бой у островов Санта-Крус — Вторая мировая война Тихоокеанский театр военных действий …   Википедия

  • Авалон (аэропорт — Авалон (аэропорт, Калифорния) У этого термина существуют и другие значения, см. Авалон (значения). Аэропорт Каталина Catalina Airport[1] …   Википедия

  • Авалон (аэропорт, Калифорния) — У этого термина существуют и другие значения, см. Авалон (значения). Аэропорт Каталина Catalina Airport[1] …   Википедия

  • Кендл Джонсон — Список персонажей компьютерной игры Grand Theft Auto: San Andreas, выпущенной в 2004 году. Во всех различных миссиях и сценках видеоигры Grand Theft Auto: San Andreas, действие которой происходит в 1992 году, появляется множество персонажей.… …   Википедия

  • Цезарь Виалпандо — Список персонажей компьютерной игры Grand Theft Auto: San Andreas, выпущенной в 2004 году. Во всех различных миссиях и сценках видеоигры Grand Theft Auto: San Andreas, действие которой происходит в 1992 году, появляется множество персонажей.… …   Википедия

dic.academic.ru

PBY-5A Catalina "Black Cat" - Бортовой ЖЖурнал Небесного Странника...

В воскресенье прикупил вот такую "девчушку".

Не нарадуюсь! Буду собирать "вне очереди".

Давно мечтал взять, но не было нигде )))

Также давно жду Bv-138. Найду - заберу!

Ну а пока о черной кошечке подробнее...

Летающая лодка-амфибия «Каталина» фирмы «Консолидейтед» была одним из самых тихоходных боевых самолетов Второй мировой войны. Впервые взлетев в 1935 г., самолет уже устарел к началу войны, однако в 1938 г. самолет был признан Советским Союзом лучшим, чем созданные его собственными проектировщиками аналоги, и строился по лицензии в течение войны. Больше того, «Каталина» к концу войны выпускалась во многих новых модификациях и продавалась лучше новых разработок. «Каталин» было построено больше, чем любых других летающих лодок или гидросамолетов в истории.

Начало жизни PBY (под таким именем самолет был известен в вооруженных силах США) было положено в 1933 г., когда ВМС США выдали требования к новой дальней патрульной летающей лодке. В то время основным самолетом в этой категории был «Консолидейтед» P2Y, разработанный в Буффало Исааком М. «Мак» Лэддоном, талантливым проектировщиком морских самолетов и директором «Консолидейтед Эркрафт». Крыло новой машины отличалось от крыла P2Y наличием прямоугольной средней части и трапециевидных консолей и было цельнометаллической конструкцией с работающей обшивкой (элероны - с полотняной обшивкой). Характерной особенностью была установка крыльевых поплавков на разворачиваемых стойках с электроприводом; после уборки они являлись законцовками крыла.

Цельнометаллический фюзеляж отличался от других крупных летающих лодок размещением всего экипажа и оборудования на одной палубе; верх фюзеляжа имел полукруглое сечение. В носу находились швартовый отсек и прозрачное прицельное окно с жалюзи для защиты от морской воды. В носовой части на серийных самолетах размещалась смотровая башенка с круговым обзором, над ней находился пулемет. Два пилота сидели бок о бок в широкой кабине с большими окнами. Позади крыла слева и справа находились места пулеметчиков, каждый со сдвижным люком. В отличие от P2Y, хвостовое оперение было свободнонесущим, со стабилизатором, приподнятым на киле.

Вместо двигателей «Циклон» на «Каталине» установили два новых двухрядных двигателя «Твин Уосп» фирмы «Пратт-Уитни» с винтами изменяемого шага «Гамильтон Стандарт». Двигатели в новых мотогондолах со створками охлаждения установили в центроплане.

Британское Министерство Авиации приобрело один экземпляр «Модель 28-5» (PBY-4). На испытаниях в Феликстоу (под обозначением Р9630) самолет показал настолько хорошие характеристики, что был принят как стандартная патрульная летающая лодка для Берегового Командования. Под названием «Каталина» Mk.I - имя, позже принятое и в ВМС США, - 200 этих машин, идентичных последней модификации для ВМС США PBY-5 с двигателями R-1830-92 мощностью по 1200 л.с., были заказаны англичанами 20 декабря 1939 г. Они стали первым британским вариантом самолета. До сего времени ни одна летающая лодка (а фактически ни один американский морской самолет) никогда не заказывалась в таких количествах, и обширные британские заказы потребовали массового увеличения производства. Англичане развернули лицензионное производство на фирмах «Канадиан Виккерс» в Картервилле (Монреаль) и «Боинг оф Канада» в Ванкувере. Завод в Сан-Диего тоже удвоил свои производственные мощности; его объединили с соседним предприятием, на котором строились В-24.

PBY-5A. 22 ноября 1939 г. фирма «Консолидейтед» подняла в воздух прототип XPBY-5A с убираемым шасси с носовым колесом, переделанный из стандартного PBY-4. Эта амфибия оказалась самой удачной модификацией, несмотря на некоторое ухудшение летных характеристик. Последние 33 амфибии PBY-5 были срочно переделаны в PBY-5A, а в ноябре 1940 г. были заказаны следующие 134 амфибии. На 7 декабря 1941 г. (день налета на Перл-Харбор) ВМС США имели три эскадрильи PBY-3, две - с PBY-4, и не менее чем 16 эскадрилий летали на новых PBY-5. В этот день, еще до восхода солнца, экипаж одной из «Каталин» обнаружил перископ японской субмарины у Перл-Харбора, обозначил ее дымовой шашкой и навел эскадренный миноносец «Уорд», который потопил ее. Это были первые американские выстрелы на Тихом океане, за час до того, как начался удар с воздуха. К этому времени были заказаны следующие 586 амфибий PBY-5, a экспортные заказы увеличились на 18 машин для Австралии, 50 самолетов для Канады, 30 самолетов для Франции и 36 самолетов для Голландской Ост-Индии. В 1942 г. было выпущено еще 627 самолетов PBY-5A; 56 из них под обозначением ОА-10 поступили на вооружение ВВС США в варианте самолета поиска и спасения. Первая партия поставок по ленд-лизу для ВВС Британии включала 225 летающих лодок PBY5B («Каталина» Mk.IA) и 97 самолетов «Каталина» Mk.IVA с британским радаром ASV Мк.2 для обнаружения надводных целей. «Каталины» RAF обычно несли пулемет «К» (VGO) фирмы «Виккерс» в носовой части и спаренные 7,7-мм пулеметы «Браунинг» в блистерах средней части фюзеляжа.

К концу 1941 г. завод в Картервилле вышел на проектную мощность. Отделение «Канадиан Виккерс» поставило 230 гидросамолетов, заказанных как PBV-1A, но фактически переданных ВВС США под обозначением ОА-10А, а также 149 амфибий «Canso I» для ВВС Канады. Фирма «Боинг«, подключившаяся к выпуску позднее, построила 240 РВ2В-1, главным образом модификации «Каталина» Mk.IVB, для ВВС Британии, Австралии, Новой Зеландии, Канады.

PBN-1 Nomad. (Кочевник) С февраля 1943 года завод «Нзйвел эйркрафт фэктори» (NAF) в Филадельфии стал строить PBN-1 «Номад», отличавшийся в первую очередь очертаниями днища лодки. Носовую часть удлинили и заострили. При этом жалюзи, ранее закрывавшее прицельное окно бомбардира, пришлось заменить створками на петлях. Первый редан стал косым, второй переместился более чем на метр назад, за ним появился и третий. PBN-1, получила новое крыло, соответствующее взлетной массе 17 237 кг, - с увеличенной емкостью топливных баков и доработанными законцовками крыла и стойками поплавков. Все это существенно улучшило мореходность лодки и ее взлетно-посадочные характеристики. Новое оперение решило проблемы с путевой устойчивостью. Именно эти машины американцы в конце концов предложили СССР. В итоге практически все летающие лодки этой модификации попали в нашу страну.

Вооружение увеличилось до трех и более пулеметов калибра 12,7 мм (только подфюзеляжная стрелковая точка сохранила пулемет винтовочного калибра), носовая турель стала закругленной, ввели систему непрерывной подачи боеприпасов.

Всего завод NAF выпустил 138 самолетов PBN-1, 119 из которых (один пропал без вести при перегоне) поступили в СССР.

Боевое применение. «Каталины» RAF начали действовать весной 1941 г. в 209-й и 210-й эскадрильях. Одной из первых, находившихся на боевом дежурстве, была машина 209-й эскадрильи из Кэстл-Арчдейл (с экипажем под началом пилота Бриггса и инструктора-лейтенанта ВМС США), которая 26 мая 1941 г. летела далеко над Атлантикой. Внезапно они увидели гигантский военный корабль - это был линкор «Бисмарк», который уже в течение 31,5 часов уклонялся от английских боевых кораблей. Несмотря на сильный зенитный огонь, «Каталина» радировала координаты позиции линкора и следила за ним, пока другая «Каталина» из 240-й эскадрильи не сменила ее и не навела британский флот к месту нахождения немецкого линкора.

Помимо этого, почти все вылеты 650 «Каталин» Берегового командования имели целью противолодочное патрулирование. Многие полеты продолжительностью от 15 до 20 часов заканчивались в бухте Грязной (Мурманск) или в Архангельске и служили защите конвоев, идущих в Советский Союз. Единственным недостатком «Каталины» было то, что малая скорость самолета часто позволяла обнаруженной подводной лодке уйти на глубину. До 1943 г. субмарины отражали атаки зенитным огнем. Два командира «Каталин» заслужили «Крест Виктории» (высшая награда Великобритании), один посмертно, за атаки подлодок в почти невероятных условиях.

Не легче было и на Тихом океане, где с 7 декабря 1941 г. «Каталина» стала основным патрульным самолетом США. В боях за Алеутские острова многие «Каталины» взлетали перегруженными ночью, в снежные бури, со льдом на ветровом стекле. PBY стал первым самолетом в США (не считая устаревшего Дуглас В-18), оснащенным РЛС. Эти самолеты работали как торпедоносцы, транспортные самолеты и буксировщики планеров. Возможно, наиболее известными из всех «Каталин» были амфибии PBY-5А «Блэк Кэт», имевшие черное матовое покрытие. Действуя в западной части Тихого океана с декабря 1942 г., они по ночам обнаруживали радаром японские корабли всех классов и подбирали оставшихся в живых членов экипажей погибших кораблей и самолетов союзников, спасавшихся в лодках и шлюпках. В дополнение к РЛС, торпедам, обычным и глубинным бомбам, осколочным гранатам, «Черные кошки» часто несли корзины с пустыми пивными бутылками, чей жуткий свист при падении пугал японских артиллеристов и заставлял тратить впустую время в поисках неразорвавшихся бомб.

По материалам http://www.airpages.ru/

Очень хороший обзор модельки (содержимого коробки) ЗДЕСЬ, прям захотелось просто дать линк, а не изобретать велосипед!

Качество - отличное! Внешняя базовая окраска уже... кх-кх... "нанесена" - т.е. пластик черный. Так задумано.

Милашка в наши дни:

kondratti.livejournal.com