Подборка изображений картин советских художников, посвященных Великой Отечественной войне. Картины военные


Советская живопись: Картины о Великой Отечественной войне.

Подборка изображений картин советских художников, посвященных Великой Отечественной войне.

1. "Штурм Сапун-горы". Мальцев П.Т.

1

2. "Лихолетье". Присекин Н.С.

2

3. "Победа". Моисеенко Е.Е.

3

4. "Враг остановлен". Усыпенко Ф.П.

4

5. "Ночной бой". Усыпенко Ф.П.

5

6. "В районе Корсунь-Шевченковской операции". Кривоногов П.А.

6

7. "На Курской Дуге". Кривоногов П.А.

7

8. "Сестрица". Самсонов М.И.

8

9. "Без вести пропавший". Горский А.П.

9

10. "Капитуляция". Кривоногов П.А.

10

11. "Победители". Антонов К.М.

11

12. "За Родину!". Широков А.

12

13. "Защитники Брестской крепости". Кривоногов П.А.

13

14. "Товарищи". Тарелкин Б.И.

14

15. "Зло мира". Щербаков Б.В.

15

16. "Оборона Севастополя". Дейнека А.А.

16

17. "Сбитый ас". Дейнека А.А.

17

18. "Конец". Кукрыниксы.

18

19. "Последний бой на 35 батарее". Шорохов А.Ф.

19

20. "Часовой. Детство отменённое войной". Толочко В.И.

20

21. Сталин.

21

22. Диарама "Сталинградская битва". Авторы работы: Бут Н.Я., Жигимонт П.И., Мальцев П.Т., Марченко Г.И., Самсонов М.И., Усыпенко Ф.П.

22

23. Диарама "Блокада Ленинграда". Корнеев Е.А.

23

24. Диарама "Штурм Берлина". Сибирский В.М.

24

25. "Жажда". Шорохов А.Ф.

25

26. "Прощание Славянки". Васильев К.А.

26

27. "Парад Победы". Присекин С.Н.

27

28. "Победа". Кривоногов П.А.

28

29. "За великий русский народ". Хмелько М.И.

29

30. "Триумф победившей Родины".  Хмелько М.И.

30

_________________________________________

Всё кликабельно.

Фотоальбомы "Великая Отечественная война" здесь

Фотоальбомы "Живопись" здесь

ВСЕ МОИ ФОТОАЛЬБОМЫ ЗДЕСЬ

aloban75.livejournal.com

Картины и иллюстрации на тему Второй Мировой - История

 

 

Elizabeth Sharp - Немецкая пехота вступает на территорию России

Немецкая пехота вступает на территорию Росиии

 

Петр Кривоногов - Защитники Брестской крепости

 

Защитники Брестской крепости

 

"Большая жертва" Художник: А. Рейх. 1943 год.

Картины на тему второй мировой 1943

Howard Gerrard- Солдаты 269ПД Вермахта ведут огонь по советскому танку

Солдаты 269 пехотной дивизии Вермахта ведут огонь по советскому танку

Павел Рыженко - Начало войны 1941 года

Начало войны

Немецкие корректировщики огня

Корректировщики огня

Vincent Wai - После скоротечного боя

После боя

Валерий Петелин - Танковое сражение под Дубно.

Июнь 1941 года

Vincent Wai - В степях Украины: Бронетехника Вермахта в наступлении

Бронетехника Вермахта в наступлении

Ramiro Bujeiro - Подразделение войск СС атакует автоколонну

Подразделение войск СС атакует автоколонну

Валерий Петелин - Танки блицкрига

Танки блицкрига

Иван Хивренко - Неравный бой

Неравный бой

Немецкий огнеметный танк после боя

Немецкий огнеметный танк после боя

Мотоциклетный патруль полевой жандармерии

Мотоциклетный патруль полевой жандармерии

Немецкая САУ ведет огонь по советским танкам

Немецкая САУ ведет огонь по советским танкам

Они стояли насмерть

Они стояли насмерть

Иван Хивренко - У окраины города: немецкий мотоцикл БМВ Р-12

немецкий мотоцикл БМВ Р-12 (Иван Хивренко)

В. Сафронов - Раненый красноармеец и немецкий патруль

Раненый красноармеец и немецкий патруль

В. Сафронов - После боя

После боя

В. Сафронов - В немецком лагере для военнопленных

В немецком лагере для военнопленных

Иван Хивренко - Советские пулеметчики

Русские пулеметчики

Vincent Wai - Танк КВ-1

Танк КВ-1

Вермахт марширует по России

Вермахт в России

Гитлер на встрече с немецкими солдатами

Гитлер на встрече с солдатами

Константин Васильев - К линии фронта

К линии фронта

Е. Данилевский - Контрнаступление советских войск под Москвой - фрагмент

Контрнаступление под Москвой

Vincent Wai - Танки КВ-1 с пехотой на броне

Танки с пехотой на броне

Испанская "Голубая дивизия" в бою под Ленинградом. 1941 год

Испанская Голубая дивизия в бою

Giuseppe Rava - Советская пехота атакует

Русская пехота атакует

Vincent Wai - Немецкая сверхтяжелая пушка "Дора" под Севастополем

Немецкая сверхтяжелая пушка Дора

Немецкие саперы подрывают советскую артиллерийскую береговую батарею

Германские саперы подрывают советскую артиллерийскую береговую батарею

А. Дейнека - Оборона Севастополя

Оборона Севастополя

Иван Хивренко - Бой в горных отрогах Северного Кавказа

Бой в горных отрогах Северного Кавказа

Немецкие танки Т-4 на окраине русской деревни

Немецкие танки на окраине русской деревни

Иван Хивренко - Сталинград - пулеметчики Вермахта в разрушенном  цеху

Сталинград - пулеметчики Вермахта в разрушенном цеху

Peter Dennis - Ночная атака на немецкие позиции под Демьянском

Ночная атака на немецкие позиции под Демьянском

Johnny Shumate - Захват немецкого аэродрома в Тацинской

Захват немецкого аэродрома в Тацинской

П. Мальцев - Штурм Сапун-горы

Штурм Сапун-горы

 

 

 

Глеб Васильев - Перед Курским сражением - немецкий танк Тигр из дивизии СС "Мертвая голова"

 Немецкий танк Тигр из дивизии СС тотенКопф

Курская дуга: над полем боя

 над полем боя

Танковое сражение

 танковое сражение

Giuseppe Rava - Вермахт наступает

Вермахт наступает

Атака немецких "Пантер"

Атака Пантер

Chris Collingwood - Пехотинцы Вермахта в пылу сражения

Пехотинцы Вермахта в бою

Бой возле подбитого танка

Бой возле подбитого танка

В тылу врага

Разведка

Иван Хивренко - Немецкие артиллеристы с пушкой Panzerabwerkanone-36

Немецкие артиллеристы с пушкой Panzerabwerkanone-36

Иван Хивренко - Немецкая пехота ведет бой зимой

Немецкая пехота ведет бой зимой

В. Чеканюк - Партизаны

Партизаны (В. Чеканюк)

Elizabeth Sharp - Обед на полевой кухне

Обед на полевой кухне

Валерий Петелин - Штурмовик Хенкель-129 атакует советские танки

Штурмовик Хеншель-129 атакует советские танки (Валерий Петелин)

Немецкие Фокке-Вульф

Немецкие Фокке-Вульф

Штурмовики ИЛ-2 над полем боя

Штурмовики ИЛ-2 над полем сражения

Торпедные катера атакуют немецкие транспортные корабли

Атака советских торпедных катеров на немецкие транспортные суда

Vincent Wai - Погрузка боеприпасов на железнодорожную платформу

Погрузка боеприпасов на железнодорожную платформу

Немецкая тяжелая мортира "Карл"

Немецкая тяжелая мортира Карл

Немецкий бронепоезд отражает налет советской авиации

Немецкий бронепоезд отражает налет советской авиации

Vincent Wai - Танк КВ-1

 Бей фашистскую гадину

Глеб Васильев - Штурмовик Хеншель-129 над Курской дугой

 Хенкель-129

Vincent Wai - Немецкое орудие FLAK-43

Немецкое зенитное орудие FLAK-43

Vincent Wai - Советские тяжелые гаубицы М-1937

Тяжелые гаубицы М-1937

Гвардейские минометы

Катюши ведут огонь

Т-34 идут в атаку

Т-34 идут в атаку

Giuseppe Rava - Немецкие артиллеристы отбиваются от русских танков

Немецкие артиллеристы отбиваются от русских танков

Johnny Shumate - ss не сдаются

SS в бою

Валерий Петелин - Разгром танковой дивизии SS

Разгром танков SS

Johnny Shumate - Танкисты из подбитой "Пантеры"

Танкисты из подбитой Пантеры

У подбитого "Тигра"

Тигр

Hans Stuberauch - Горечь поражений

Горечь поражений - картины на тему второй мировой

Vincent Wai - Артиллерийский тягач "Сталинец"

Артиллерийский тягач Сталинец КАРТИНЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОНЙЫ

Vincent Wai - Красная армия в предместье Берлина

 Художникио второй мировойКрасная армия в предместье Берлина

Elizabeth Sharp - Берлин останется немецким - крушение надежды

Художники о великой отечественной войнеБерлин останется немецким

Глеб Васильев - Хаос у железнодорожной станции  Потсдама

Хаос у железнодорожной станции Потсдама (Глеб Васильев)

Глеб Васильев - Русский боец на разбитой "Пантере" в Берлине

 Русский боец на разбитой "Пантере" в Берлине

Петр Кривоногов - Капитуляция

Капитуляция (Петр Кривоногов)

Петр Кривоногов - Победа

Победа (Петр Кривоногов)

 

Бой

Картина "Бой"

гугл ya

xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai

Картины современных художников, посвящённые войне

картины

Тема войны будет наверное актуальна всегда. И современные художники не обходят эту тему стороной. Предлагаем подборку картин современных художников с изображениями немецких и советских пехототинцев.

картины

Немецкие пехотинцы в бою

картины

Лето 1941 года

картины

Солдаты вермахта ведут бой

картины

Пехота Красной Армии

картины

Солдаты немецкой армии

картины

Солдаты советской армии в зимней форме

картины

Немецкие пулеметчики

картины

Советские санитары

картины

Немецкая пехота

картины

Фронтовой корреспондент с группой бойцов

картины

Немецкие минометчики

картины

Советские солдаты обедают у полевой кухни

картины

Солдаты немецкого вермахта доят "трофейную" корову

картины

Советский пехотный взвод во время сражения на Курской дуге

картины

Немецкие разведчики

картины

Советские солдаты идут в атаку

картины

Немецкая пехота на Восточном фронте

картины

Советские горные стрелки

картины

Немецкие альпийские стрелки

картины

Пехота Советской Армии

картины

Немецкая пехота, Европа 1944 год

картины

Советский танковый десант

ribalych.ru

Советская живопись: Картины о Великой Отечественной войне.

? LiveJournal
  • Find more
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

foto-history.livejournal.com

Чтобы помнили. Картины о Второй мировой войне

Защитники Брестской крепости, картина Петра Кривоногова.

 

Заслуженныйго художник АР Крыма Анатолий Шорохов.

Капитуляция. Кривоногов Петр Александрович

Картина Константина Васильева "Прощание Славянки".

 

 

 

 

Диорама музея "Прорыв блокады Ленинграда".

 

Непринцев. Отдых после боя.

 

В.М. Сибирский Картина "Штурм Берлина".

Н.С. Пренсекин. Фрагмент диорамы из музея Лютежского плацдарма

 

Диарама: "Огненная дуга" Год создания - 1986 г. Авторы работы: БУТ Н.Я., СЕВОСТЬЯНОВ Г.К., ЩЕРБАКОВ В.Н. Картины о Великой Отечественной войне. Ниже из той же серии.                                          

 

П.Т.Мальцев Штурм Сапун-горы.

 

КРИВОНОГОВ П. На Курской Дуге.

Кукрыниксы. Бегство фашистов из Новгорода. 1944

 

Самсонов Марат Иванович Сестрица. 1954 

Дейнека Александр Александрович - "Оборона Севастополя.

 

Николай Бут. Письмо маме. 1970 г.

 

Музей-панорама "Сталинградская битва"

 

Диарама "Блокада Ленинграда".

 

П. Кривоногов. Победа

Ю. Бондаренко. Победа, 1985

 

Ф. Усыпенко. Ночной бой.

БУТ Н.Я., ДМИТРИЕВСКИЙ В.К., ЖИГИМОНТ П.И., МАЛЬЦЕВ П.Т., МАРЧЕНКО Г.И., САМСОНОВ М.И., УСЫПЕНКО Ф.П. Картины о Великой Отечественной войне Диарама: "Сталинградская битва".

Репродукция картины 'Панорама "Сталинградская битва"'

В. Кохаль. На безымянной высоте.

К. ДМИТРИЕВСКИЙ, "Форсирование Днепра.

Кукрыниксы.Конец. Последние часы в ставке Гитлера, 1947

В. Мочальский. Победа. Берлин 1945 года, 1947

К. Антонов. Победители

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

sovsojuz.mirtesen.ru

Подборка изображений картин советских художников, посвященных Великой Отечественной войне.

1. "Штурм Сапун-горы". Мальцев П.Т.

картина

2. "Лихолетье". Присекин Н.С.

война

3. "Победа". Моисеенко Е.Е.

победа

4. "Враг остановлен". Усыпенко Ф.П.

картины

5. "Ночной бой". Усыпенко Ф.П.

искусство

6. "В районе Корсунь-Шевченковской операции". Кривоногов П.А.

история

7. "На Курской Дуге". Кривоногов П.А.

7

8. "Сестрица". Самсонов М.И.

8

9. "Без вести пропавший". Горский А.П.

9

10. "Капитуляция". Кривоногов П.А.

10

11. "Победители". Антонов К.М.

11

12. "За Родину!". Широков А.

12

13. "Защитники Брестской крепости". Кривоногов П.А.

13

14. "Товарищи". Тарелкин Б.И.

14

15. "Зло мира". Щербаков Б.В.

15

16. "Оборона Севастополя". Дейнека А.А.

16

17. "Сбитый ас". Дейнека А.А.

17

18. "Конец". Кукрыниксы.

19. "Последний бой на 35 батарее". Шорохов А.Ф.

19

20. "Часовой. Детство отменённое войной". Толочко В.И.

20

21. Сталин.

21

22. Диарама "Сталинградская битва". Авторы работы: Бут Н.Я., Жигимонт П.И., Мальцев П.Т., Марченко Г.И., Самсонов М.И., Усыпенко Ф.П.

22

23. Диарама "Блокада Ленинграда". Корнеев Е.А.

23

24. Диарама "Штурм Берлина". Сибирский В.М.

24

25. "Жажда". Шорохов А.Ф.

25

26. "Прощание Славянки". Васильев К.А.

26

27. "Парад Победы". Присекин С.Н.

27

28. "Победа". Кривоногов П.А.

28

29. "За великий русский народ". Хмелько М.И.

29

30. "Триумф победившей Родины".  Хмелько М.И.

30

www.livemaster.ru

Картины и рисунки о Второй мировой — Всё о Второй мировой

Картины о второй Мировой войне, являясь видом искусства, одновременно служили и государственной пропаганде. Сама тематика их сюжетов, определяла их назначение. Возможно, незначительная часть художников и писала полотна «по своему убеждению». Однако это убеждение было «воспитано» и «привито» той же государственной пропагандой. Это одинаково относится, как и к художникам, современникам войны, так и к их правнукам, творившим в ХХI веке.

Вышесказанное подтверждает существование военной живописи в некоторых странах. Так, в Англии, как во время Первой мировой войны, так и Второй, правительственным решением были назначены официальные военные художники. Они предназначались для получения информации или в пропагандистских целях, или для записи событий на поле боя. Военные художники через искусство показывали войну, как форму жизни: борьбу, страдание, празднование. По мнению Консультативного комитета военных художников Министерства информации Великобритании, художники должны были интерпретировать события войны в необходимом государству русле, и в тех направлениях, где кинокамера и фотоаппарат бессильны.

В СССР, художниками, как и всем аппаратом пропаганды, руководили партийные органы, а в войсках — Политуправление Красной Армии. Ни одна картина, ни один рисунок, не мог быть явлен массам без одобрения государства.

Аналогичная ситуация, идеологического направления художников, существовала практически во всех воюющих странах: в Австралии, Германии, Канаде, Новой Зеландии, США, Японии.

Таким образом, большинство плакатов, рисунков и полотен было создано по прямому государственному заказу. Значительно меньшая их часть – по личной инициативе самих художников. Официальные мастера-пропагандисты получили довольно широкую известность в своих странах. Их имена на слуху, произведения  заняли своё место в экспозициях государственных музеев, частных коллекциях и регулярно демонстрируются на выставках. Ради справедливости, необходимо отметить, что почти половина назначенных военных художников, так ничего и не создала, не только достойного увековечивания, но и простого наследия.

Работы же представителей другой категории – художников,  которые не были частью государственной машины, остаются забытыми или даже потерянными для широкой аудитории, в особенности после смерти авторов.  Между тем, именно эти спонтанные зарисовки и акварели, лишенные героики и ретуши, представляют собой яркие и правдивые свидетельства о  времени, людях и событиях, передают исключительную искренность и эмоциональную глубину пережитого.

Помимо пропагандистского направления, военные картины носят и образовательный характер. Они отображают исторические события, личности, технические детали вооружения и техники, особенности природы и определенной местности, быт на фронте и в тылу, и даже психологическую атмосферу изображаемого сюжета.

Военная живопись может, как дополнять литературу (и художественную, и документальную), иллюстрируя ее, так и служить самостоятельным источником информации. Причем, наглядность ее характера, выгодно отличается от текстового описания большей информативностью, при значительно меньшем объеме информации. Поэтому применение иллюстраций в книгах, значительно увеличивает их информативную ценность.

Важность военной живописи определяется не только исторической достоверностью изображаемых сцен и образов, деталировкой местности, техники и формы, подлинностью цветовой гаммы, но и акцентированной эмоциональной нагрузкой, содержащейся в картинах.

При всем разнообразии полотен, их все можно разделить на две группы по типу целевой аудитории: «фронт» и «тыл».

Картины о Второй мировой писали и в период войны, и сразу в послевоенное время. Пишут и сегодня. Естественно, что каждое время, в котором была создана картина, накладывало на изображение определенный временем отпечаток. Картины военного периода отличались «скорописью», меньшей детализацией, тяготели больше к портретизму, нежели к изображению батальных сцен. Зачастую создавались карандашные наброски, небольшие этюды для дальнейшего использования в больших полотнах. Популярны были и акварельные зарисовки. В послевоенное время, пропагандируя героизм, на первое место вышли батальные сцены, портреты героев войны. Появляются десятки монументальных полотен в диорамах и панорамах, чаще всего в коллективных работах, отображающие исторические битвы войны. Современные художники, в основном, работают в стиле реализма: пишут военную технику с мельчайшими ее деталями, отдельные элементы боя, изображают солдат в динамике с подробным описанием амуниции и оружия. По сути, эти картины заменяют цветную фотографию, не существовавшую в то время и нашедшую спрос сегодня. Часто эти картины используются для иллюстраций книг, применяются в компьютерных играх, иллюстрируют упаковку моделей военной техники. Компьютерные игры потребовали отдельного вида живописи – цифровой – создание картин с помощью компьютерной графики. Такие картины отличаются исключительно качественной цветностью, зачастую, исторической достоверностью деталей, идеальной правильностью пропорций и прочих технических требований к художнику. Возможность накладывания «красок» на реальные фотографии, позволяет художникам добиваться эмоциональной нагрузки картины при ее реалистическом антураже. Вместе с тем, кажется, что такие произведения живописи тянут «холодом» фотографии, безжизненны для восприятия, не отдают тепло рук художника.

Особое место в военной живописи занимали работы портретистов. Как правило, на картинах изображали постановочные портреты, зачастую военных в парадной форме, с героическим, величественным образом позирующего. Рисунки же, особенно графика, были более приземленные, и в силу быстроты и простоты в исполнении, фиксировали текущую жизнь изображаемого. Общей чертой портретов была высокая историческая достоверность униформы, выразительность лиц, отображающая текущий момент во время написания портретов. Практически любой портрет, превосходил фотографию изображаемого по эмоциональной нагрузке, акцентированию индивидуальности, раскрытию характера. В силу различной специфики картин и рисунков, до нашего времени сохранилось больше картин портретистов, нежели рисунков, даже знаменитых художников. И чем именитей лицо было изображено, тем  больше была вероятность сохранения такой картины. Поэтому и больше таких портретов сейчас мы можем созерцать, как в музеях, так и частных коллекциях. В тоже время, наличие сегодня рисунков и графики, несмотря на их значительно меньшую долговечность, компенсировалось их многочисленностью.

Не обошел военное искусство и такой стиль живописи, как пинап (pin-up) – изображение  красивой, часто полуобнажённой, девушки в определённом стиле. На плакатах «рin-up» девочки представляли мечту каждого мужчины о совершенной женщине. Эти рисунки украшали и шкафчики мальчиков средней школы и казармы солдат Второй мировой войны. Они давали возможность солдатам видеть что-то красивое и сексуальное, вместо каждодневных мужских лиц товарищей, не говоря уже о грязи и крови войны. Такие рисунки в годы войны имели большую популярность в США и Франции, а само  «рin-up»  искусство достигло своего расцвета. Изображения девушек на фоне военной техники и оружия размещались, как в журналах, календарях, так и на открытках и плакатах. Каждая кинозвезда стремилась попасть на рисунки – это было залогом ее успешной карьеры в кино.

Военные пилоты, которые рисковали своей жизнью каждый день, по примеру «pin-up» разрисовывали кабины своих самолетов фигурами очаровательных женщин, вместо изображений свирепых рычащих тигров, атакующих орлов и акул. Лишь в 80-х годах такие рисунки стали постепенно исчезать, а в США официально были запрещены командованием ВВС. С тех пор, такой вид «pin-up» исчез совсем. В современной живописи, этот стиль используется во многих странах, но скорее, как подражание «ретро» времен войны, а не как вид самостоятельной живописи. Наиболее часто сегодня он встречается в рисунках компьютерной графики, созданный для удовольствия самого художника, не имея никакой смысловой нагрузки и целевого назначения.

Не последнее место в военной живописи занимали карикатуры и сатирические рисунки. Они являлись неотъемлемым атрибутом журналов и газет, использовались в пропагандисткой рекламе и комиксах.

В послевоенное время активно развивался такой вид искусства, как диорама, в котором исторические образы воплощены с предельной достоверностью. Наиболее широкое бытование диорама приобрела в музейной практике как особый, подкрепленный образной эмоциональностью, способ подачи документального материала. Диорама, возникшая еще в 1822 году во Франции, – массовое зрелищное искусство, в котором иллюзия присутствия зрителя в природном пространстве достигается синтезом художественных и технических средств. Целостный комплекс диорамы состоит из живописной картины с расширенным пространственным обзором, реальных предметов, воссоздающих убедительную документальность изображаемого события, а также технического оснащения, в первую очередь электрической арматуры, обеспечивающей освещенность объекта, что является важнейшей драматургической составляющей образа. Живописную диораму с ее способностью воздействовать на коллективное сознание масс можно отнести к монументальному искусству. Диорамное полотно не рассматривается обособленно. Огромную роль в его экспонировании играют оборудование экспозиционного зала и конструкция смотровой площадки, а также свет и звук (музыкальное и дикторское сопровождение). К сожалению, с начала 90-х годов искусство диорамы является невостребованным, а сегодня заменяется современными видеотехнологиями. Возможно в недалеком будущем этот вид искусства будет утерян, и его образцы мы будем видеть только на архивных фотографиях.

Сегодня большинство картин уже несут не только эстетическую ценность, но и представляют собой исторические документы, поскольку остались единственными «свидетелями», теперь уже далеких событий. Многих авторов картин уже нет в живых, как исчезли и некоторые их творения. Многие картины заперты в запасниках музеев и галерей и появляются на «свет божий» на редких выставках раз в 20-30 лет. Еще часть, наиболее интересных полотен, «похоронена» в шикарных особняках и дворцах миллионеров, как средство накопления капитала, а не достижения искусства. Кино, видео, компьютерная графика вытесняют уже и современную живопись, не говоря о картинах прошлого столетия не столь известных мастеров кисти. Возникает обоснованная опасность, что со временем потеряется и забудется значительная часть художественных произведений, наиболее ярко освещающих события Второй мировой войны. С потерей картин померкнет и память и знания о войне.

Исходя из этого, на сайте собрана коллекция картин и рисунков о Второй мировой войне более 2 тысяч художников всех времен из 36 стран. В коллекцию входят более 18,5 тысяч произведений оцифрованных и размещенных на сотнях разнообразных источников Интернета. Пользователям сайта предлагается возможность увидеть все сразу и в одном месте.

Несмотря на одинаковую тематику живописи на военную тематику, в каждой стране отчетливо наблюдается своя особенность, зависящая напрямую от театра действий вооруженных сил той или иной страны. Ниже рассмотрим такие характерные отличия в разрезе основных стран-участниц войны.

Австралия, принимавшая под руководством Великобритании участие в военных действиях на всех театрах войны, отличается отображением в живописи и Африки, и Европы и Тихого океана. Учитывая, что австралийские вооруженные силы наиболее активно воевали в 1939-1941 годах, т.е. самом тяжелом периоде войны для союзников, то и художники перенесли на полотна суровые будни военных, страдание раненных и мучения пленных в лагерях, как немецких, так и японских. Превалирующее внимание австралийские художники уделяли образу воина в различных ситуациях: в самолете, на корабле, в быту. Портретистка занимала почти треть в военном творчестве. Военная техника, за исключение кораблей, изображалась значительно реже, чем люди. Во второй половине войны, когда австралийские военные лишь эпизодически принимали участие в боевых действиях, художники в деталях изображали быт военного: солдат купается, чистит зубы или винтовку, печет хлеб, носит воду … Несмотря на отсутствие героики в таких полотнах и рисунках, они оставили реалистическое отображение жизни солдата в период войны. Подобная тематика военной живописи оказалась довольно редкой.

Военная живопись Великобритании в основном охватывает военные действия в Европе и частично на Тихоокеанском театре. Особенное место (треть картин о войне) занимает отображение битвы за Британию. Поэтому среди картин множество самолетов, батальных и других сцен с ними. Сюда же относится и отображение жизни народа: женщины на производстве и в армии; производство оружия и военной техники; тесные связи мирного населения и военных. Картины маринистов также занимают значительное место в творчестве художников. Борьба с подводными лодками, прорыв морской блокады, северные конвои – все это нашло яркое отражение на полотнах художников. Много картин посвящено эвакуации войск из Дюнкерка, а затем и высадке войск союзников в Нормандии. Остальную тематику в английской живописи занимают сюжеты различных направлений: от изображения разнообразной техники до батальных сцен и портретов.

В Германской живописи центральное место отошло изображению солдата: бойца Вермахта, штурмовика СА, солдата СС. В связи с этим портретистика исходит от множественных портретов фюрера и его генералитета, до образа солдата-героя, спасителя нации. Практически вся она была направлена на пропаганду военщины, величие силы, избранности немецкой нации. Этим как раз и занимались официальные военные художники, работавшие по заказу Министерства народного просвещения и пропаганды. Часто встречаются и картины для народа о трудовом народе, что и неудивительно. Ведь у власти были социалисты. Одной из особенностей творчества немецких художников является отображение «тяжелой судьбы» солдата на Восточном фронте: русские танки, бездорожье, зима, мороз …  Вторая «жалостливая» тема – оборона Берлина: фольксштурм —  последняя надежда рейха, городские бои, разрушенный город, раненные. Не осталась незамеченной и тема насилия и зверств советских войск над мирным немецким населением. Изображение оружия и военной техники, за исключением кораблей, прошло эпизодически в военной живописи Германии. Следует отметить, что практически вся военная живопись относится к предвоенному и военному периоду. После войны, и даже сегодня, тема нацизма, а значит войны, для немецких художников является запретной и на юридическом и на моральном уровне. Денацификация и стыд за предыдущие поколения являются непреодолимым барьером для живописцев и сейчас. Все, что сохранилось из живописи военных лет, сейчас хранится только за границей, в основном в США, Великобритании, Канаде и Аргентине.

Канадские художники после себя оставили немногочисленные изображения только тех событий,  участниками которых являлись их военнослужащие. Кроме того, в картинах широко отображена жизнь летных школ Канады, где готовили персонал и для Австралии,  и для Великобритании. Других особенностей в их живописи выявить не удалось.

Живопись польских художников, глубоко пропитана государственной пропагандой и отличается двумя, основными темами. Первая. Прославление былых подвигов армии, с отображением кавалерии, как главной ударной силы вооруженных сил. Следует отдать должное таланту художников — лошади получились на славу.  Вторая – тяготы оккупации, ужас концлагерей. Здесь в реальности изображения равных с поляками не найти. Современные художники весьма удачно работают в стиле компьютерной графики над темами техники и вооружения.

Наибольшее творческое наследие военной живописи осталось в странах бывшего СССР. Тема войны в живописи в СССР продвигалась несколькими массовыми волнами. Первая волна совпадает с периодом самой войны, где она освещалась соответственно ходу самой войны. Первоначально тематика была пропитана призывам к защите Родины, ненавистью к врагу, побуждению к патриотизму. Дальше, с первыми успехами на фронтах, отображался героизм солдата и труженика тыла, призывы освободить свою землю, отомстить врагу. Ближе к концу войны освещалась роль Советского Союза в освобождении порабощенных народов, призывам добить врага в его логове. Ярким всплеском в живописи проявилась сама Победа над врагом. Однако уже в 1947 году о ней как бы «забыли».  С окончанием войны, практически до 1965 года, тема войны была нежелательной в соответствии с идеологией Коммунистической партии. С 1965 года начинается наиболее грандиозная волна возвеличивания Советского Союза в войне, чествование ее участников, почитание героев. В это время появляются самые известные полотна о войне, создаются многие величественные диорамы. Художники массово пишут о войне к годовщине Победы и ее юбилейным датам. В каждой школе, в каждом красном уголке на фабрике или заводе, в каждом клубе появляются талантливые и не очень творения живописцев на военную тематику. Десятки тысяч картин заполонили необъятный Союз. К началу 2000-х годов массовый «психоз» постепенно утих, а затем развал Союза поставил в этой теме жирную точку. Очередная волна подъема военной тематики Второй мировой войны, в том числе и живописи, была поднята к празднованию 65 и 70-летия Победы практически во всех странах бывшего Союза, за исключением Прибалтики.

Анализируя сюжетность военной живописи СССР следует отметить, что вся она была пронизана идеологией патриотизма, героики, зачастую базирующейся на легендах, самопожертвования, реже — страданий. Тема быта, невероятных трудностей и лишений на фронте и в тылу, затрагивалась довольно редко. Оккупация – под официальной цензурой, коллаборантов – «не существовало», пленных – «не было», беженцы – «фантастика». Холокост и сегодня вызывает «сомнения» в своем существовании. В тоже время, художники, избегая «тяжелых» тем, редко решались изобразить улыбку на лице солдата или радость ребенка, хотя жизнь была многогранной и во время войны. Лица суровые, угрюмые, серые, размытые. Тона тяжелые, темные или красно-агресивные, кровавые. Ненависть, злоба, безнадега – это в большенситве. Справедливости ради, надо сказать, что встречаются и светлые образы, легкие тона, лица с человеческими эмоциями. Современные художники более охотно пишут образы врага, нежели своих сограждан. Компьютерные графики практически не «вылазят» с темы военной техники, иногда, нелепых, выдуманных сюжетов.

Несмотря на значительное количество «правительственных» военных художников в США (42 человека в которых за время войны было приобретено правительством около 2 тысяч картин), основная масса военной живописи была выполнена свободными художниками, зачастую, непосредственно принимавших участие в войне в качестве простых солдат. В силу высокой конкуренции между ними, к нашему времени «дошли» лучшие, признанные образы живописи. Их картинны были на обложках журналов и книг. Они являлись основой для многочисленных плакатов военной пропаганды. Именно они попали в государственные музеи, коллекции общественных фондов, ветеранских организаций и других структур, открытых для свободного посещения. Благодаря их большому количеству, эти картины не «осели» в частных коллекциях и закрытых галереях. Многие из них сейчас активно оцифровываются и попадают в свободное пространство Интернета.

Среди военной живописи преобладают бравурные мотивы, и практически отсутствуют негативные сюжеты. Единственной красной нитью скорби проходит трагедия Перл-Харбора, которая одновременно являлась и позором Америки.

Тематика военной живописи американских художников самая разнообразная и широкая по географическому охвату объектов: от Аляски до Австралии. Даже на Европейском театре военных действий, где американце было относительно немного, ярко освещена, как тема высадки десанта в Нормандии, так и повседневная жизнь солдат в Европе. Американские художники, впрочем, как и многих других стран, «грешили» излишней любовью к портретизму.

В  Японии также существовали правительственные военные художники, однако до наших дней сохранилось очень мало их картин. Самое большое их количество – 153 пропагандистские картины, созданные в 1937-1945 гг. под лозунгом демилитаризации, были конфискованы военными властями США в 1951 году и впоследствии вывезены на базу ВВС в Огайо. Сегодня известны только некоторые фотографии, сделанные с этих картин. О картинах военного периода сейчас можно судить по открыткам, которые издавались на основе популяной военной живописи. Такие открытки, выпущенные большими тиражами, сохранись, как в самой Японии, так и среди военнослужащих, чьи страны принимали участи в оккупации. После войны военная тематика напрочь отсутствовала в работах японских художников. И лишь в нынешнее время современные художники вернулись к теме войны, точнее к изображению военной техники и вооружения, в основном для коробок упаковки моделей.

Такое вот субъективное мнение о военной живописи Второй мировой, опровергнуть или согласиться с ним, можно лишь посмотрев нашу коллекцию.

wwii.space