Танки-невидимки. Зимняя «линька». Камуфляж танковый ссср


Камуфляж на танках РККА 1930 – 1945

Цветовое отличие военного объекта от окружающего фона представляет собой главнейший и первичный демаскирующий признак этого объекта. Чем меньше это отличие, тем труднее заметить такой объект на местности.

Первоначально, с массовым применением огневых средств в войнах и конфликтах начала XX века, в большинстве армий наиболее развитых стран мира для маскировки объектов стали применять защитную окраску цвета «хаки» (зеленый землистого оттенка) или использовали серо-зеленое покрытие по подобию флотских образцов. Именно таким образом были окрашены русские, английские, французские и немецкие бронеавтомобили перед началом 1-й Мировой войны.

Однако боевая практика скоро убедила все воюющие стороны, что окраска материальной части в один защитный цвет не всегда способствует ее меньшей заметности, особенно если материальная часть подвижна и проецируется на разнообразные фоны.

В результате во французской армии наряду с одноцветной стали применять многоцветную окраску в виде чередующихся светлых или темных полос, а также крупных пятен, называвшуюся «зеброванием». Именно таким способом были окрашены первые французские танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон». «Зебрование» не получило широкого развития, так как было построено на принципе однообразного чередования цветов в схематичном рисунке, по которому легко было узнать маскируемый объект.

Дальнейшее усовершенствование такой полосатой окраски привело к созданию камуфляжа, основное назначение которого сводилось к достижению неузнаваемости окрашенного объекта. Эффект неузнаваемости получался после слияния с фоном некоторых пятен окраски («выпадения к фону»), которые по своему цвету были близки к преобладающей окраске фона. Камуфляжная окраска, как правило, состояла из несимметрично расположенных пятен двух, трех, а иногда и более цветов разного размера. В таком виде, но с различными изменениями, она была принята в армиях всех воевавших стран.

Помимо деформирующих окрасок применялись также мелкопятнистые окраски, рассчитанные только на уменьшение заметности. Впервые такая окраска появилась в германской армии.

В лесных районах значительную роль приобрели имитирующие окраски (особенно для небольших объектов) в определенных элементах повторяющие характерные детали ландшафта.

В Красной Армии камуфляжем занялись в 1920 г., когда были созданы первые танковые отряды. По всей видимости, работами руководил известный художник и дизайнер, авангардист Александр Родченко. Советские танки, раскрашенные по его проекту, имели двухцветный камуфляж из «ясно-зеленых» пятен по темно-зеленому фону («ясно-зеленый» — светло-зеленый — Прим. авт.). Таким образом были раскрашены несколько танков Mk. V, Mk. B и «Рено». Однако основная масса машин бронетанковых сил РККА продолжала окрашиваться защитно-зеленой краской различных оттенков.

До конца 30-х годов проблема камуфляжа неособенно занимала умы советских военнона-чальников и этому можно было найти вполне конкретное объяснение: Красная Армия (середины 30-х), вооруженная доктриной «глубокой наступательной операции», со своими тысячами танков собиралась стремительно наступать вглубь вражеской территории до полного разгрома противника. В этом случае важен не столько камуфляж, сколько взаимоопознавание взаимодействующих родов войск (например танков и авиации) в ходе наступления. Приоритет отдавался не сложной защитной окраске, а тактическим и опознавательным знакам. К тому же, несмотря на идеологическую войну с капитализмом, реальных военных противников у СССР не было.

Только после подписания Антикоминтерновского пакта и создания военного союза Германии, Италии и Японии у СССР появились достойные «оппоненты». А после первых германских побед политическое руководство страны окончательно осознало, что в случае войны нам не избежать кровопролитных оборонительных боев.

В это же время в НИИБТ были проведены испытания различных камуфляжных схем для колесных и гусеничных машин. Датированный августом 1939 года документ приводил выводы по сравнительной оценке 17 колесных и гусеничных машин, из которых 6 имели деформирующую крупнопятнистую окраску, 6 — мелкопятнистую, а 5 — обычное защитное покрытие.

Лучшей из камуфляжных схем была признана крупнопятнистая. Однако, было признано считать возможным ограничения количества цветных компонентов до 3 – 4 для использования в каждой группе округов, 2 из которых должны быть обязательны для всех округов (кроме Среднеазиатского военного округа).

Основными стали считаться красители: темно-зеленый типа защитный (4БО) и темно-коричневый или черный (6РП). Остальные цветные компоненты должны были устанавливаться на месте в зависимости от светлости фона. По этому показателю были выделены 4 группы округов:

I группа – MBO, ЛВО, БОВО, КалВО, ЗакВО, УрВО, СибВО (Московский, Ленинградский, Белорусский особый, Калининский, Закавказский, Уральский и Сибирский округа).

II группа – КОВО, ХВО, ПриВО (Киевский особый, Харьковский и Приволжский военные округа).

III группа – САВО (Среднеазиатский военный округ).

IV группа – ОКА и ЗабВО (Отдельная Краснознаменная армия и Забайкальский военный округ).

После проведения испытаний в округах стало ясно, что для I и IV группы подходит 3 – 4- цветный камуфляж, а для II и III достаточно и двухцветного. Были составлены схемы, согласно которым должны были быть перекрашены танки и прочая техника советских танковых войск.

Варианты камуфляжной окраски в зависимости от округов дислоцирования предусматривали использование следующих цветов:

I группа: защитный (4БО), темно-коричневый, светло-песчаный, желто-коричневый.

II группа: зеленая с оттенком морской волны, желто-коричневая.

III группа: коричневый, светло-песчаный.

IV группа: защитный, темно-коричневый.

Однако реально была перекрашена только часть машин в приграничных западных округах. И то не полностью по предложенным схемам. К началу 40-х годов советской промышленностью был налажен выпуск только трех основных оттенков красок (в виде густотертой пасты, которая разводилась олифой пополам с бензином и керосином): темно-зеленая 4БО, темно-коричневая 6К, желто-землистая 7К. Используя в качестве базового цвета защитно-зеленую краску 4БО (50 % поверхности), на танки наносился двухцветный или трехцветный деформирующий камуфляж с использованием крупных коричневых (6К, 7К) пятен неправильной формы (до 25 % поверхности на каждый оттенок). В отдельных случаях на малых танках типа Т-37 и Т-38 наносился мелкопятнистый маскирующий камуфляж в виде мелких точечных темно-коричневых пятен по защитному фону.

В зимнее время технику «белили» сначала известковым раствором, а затем специальными белыми красками.

Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны деформирующая окраска использовалась на небольшой части бронетанковой техники. Так как в 1940 – 41 гг. заменялась материальная часть бронетанковых сил РККА, то из-за нехватки краски считалось, что камуфляжную раскраску нанесут на новые машины, когда они согласно штату укомплектуют мехкорпуса. Однако на начало боевых действий танки прибыли лишь частично, и личный состав в основной массе эту технику еще не освоил. Новые машины окрашивались на предприятиях-изготовителях защитно-зеленой краской 4БО.

В боях лета и осени 1941 г. было не до камуфляжа — советский танковый парк стремительно таял, а заводы, эвакуированные на Урал, только налаживали выпуск новой продукции.

Пожалуй, единственным исключением из этого правила стали бронепоезда. Так как их количество по сравнению с количеством танков было невелико, а особенности производства и боевого использования «сухопутных кораблей» обеспечивали им возможность гораздо более длительного существования как боевой единицы, то у экипажа бронепоезда имелось гораздо больше времени для тщательного обслуживания и окраски последнего. В основном использовалась двух или трехцветная деформирующая камуфляжная схема с нанесением желто-землистых (7К) или темно-коричневых (6К) «амебообразных» пятен по темно-зеленому фону. В отдельных случаях для бронепоездов использовались имитирующие окраски: на бронеборта наносились изображения деревьев, кустов и других элементов ландшафта. Например, на крышах бронепоездов довольно часто изображали дорожную колею для маскировки состава от воздушного наблюдения.

Достаточно массовое использование импровизированных камуфляжных схем впервые можно отметить в период битвы за Москву. Деформирующая или маскирующая окраска (в зависимости от конфигурации или величины пятен) достигалось путем нанесения белой краски на темно-зеленый базовый фон. Танки окрашивались по наитию экипажей, которые интуитивно чувствовали, что камуфляж уменьшает заметность танка или бронеавтомобиля. Однако в своем большинстве экипажи не были знакомы с теоретической базой нанесения пятен, учитывавшей особенности человеческого восприятия и характерное цветовое построение окружающего ландшафта. Не учитывалось также и предполагаемое тактическое применение боевой машины (оборона или наступление). В ходе Московской битвы можно было наблюдать нанесенные на технику белые пятна неправильной формы, а также извилистые полосы, наносимые кистью по защитной окраске танка. Эффект от подобных камуфляжных схем был подобен «зеброванию», поэтому в конце 1941 г. в Автобронетанковом и Артиллерийском управлении РККА начались разработки документов по камуфляжной и маскирующей окраске танков, автомобилей и гусеничных тягачей. В появившихся инструкциях камуфляжная окраска выполнялась красками трех цветов (с определением характерного ландшафтного фона и предполагаемой площади покрытия):

1. Зеленая — 4БО подходит (как средняя по цвету) ко всем фонам зеленой растительности и является основной, преобладающей в окраске. Площадь, окрашенная этой краской, составляет 45 – 55 % всей площади поверхности объекта.

2. Желто-землистая — 7К подходит к фонам оголенной земли (вспаханная земля, дороги, осыпи и т.п.). Окрашенная площадь составляет 15 – 30 % всей площади поверхности объекта.

3. Темно-коричневая — 6К подходит к затененным пятнам различных фонов и к цвету стволов деревьев. Окрашенная площадь составляет 15 – 30 % всей площади поверхности объекта.

К рисунку и расположению пятен предъявлялись следующие требования:

1. Пятна по своему рисунку должны подражать пятнам естественных фонов, они должны иметь извилистый контур и быть разнообразными по своим очертаниям и размерам.

2. Пятна различного цвета располагаются так, чтобы исказить в наибольшей степени привычный вид материальной части.

Характерные части объекта — прямые линии и углы, щит, ствол орудия, колеса и т.п. — окрашиваются пятнами различных цветов.

Общее направление пятна (удлиненного) не должно быть параллельным контуру объекта, а должно составлять с ним комбинации углов. Пятна одного цвета и похожие по размеру или форме не должны располагаться симметрично.

Пятна могут быть замкнутые, находящиеся внутри контура одной грани объекта, и открытые, обрезанные гранью объекта.

Открытые пятна должны обязательно переходить на соседние грани объекта, т.е. захватывать не менее двух граней. Выступающие углы, составленные из нескольких плоскостей, у обычных объектов окрашиваются по преимуществу в темные цвета.

Вершина выступающего утла не должна совпадать с центром пятна.

На постоянно затененных частях объекта наносятся пятна наиболее контрастирующих цветов — желтые и коричневые.

3. Как правило, шаблон в рисунке пятен недопустим.

Расположение пятен должно варьироваться согласно вышеприведенным правилам. Кроме того, необходимо варьировать цвета, указанные на прилагаемых рисунках, заменяя все или часть желтых пятен коричневыми, а коричневые — желтыми.

Однако, незакрашенные части ствола, затвора и других механизмов, а также прицельные приспособления и таблички не окрашиваются. Камуфляжная окраска действует на различных дальностях неодинаково, в зависимости от величины пятен.

На больших дальностях, когда пятна сливаются и объект кажется одного цвета, окраска действует, как обычная одноцветная.

На средних расчетных дистанциях действия окраски пятна ясно не различаются, частично сливаются с фоном, и получается искажение вида объекта.

На малых дальностях, когда все пятна резко заметны, окраска также не действует. При больших размерах пятен действие окраски начинается и кончается на больших дальностях, при малых — на меньших.

В инструкциях определялся также и порядок окраски материальной части:

1. Камуфляжная окраска начинается с разбивки пятен, для чего мелом наносят их контуры и обозначают начальными буквами цвет пятен (3, Ж, К). При перекраске объектов, окрашенных в защитный цвет, этот цвет сохраняется для зеленых пятен, и накрашиваются пятна только желтые и коричневые.

2. После разбивки пятен производится окраска. Краски 4БО, 6К и 7К выпускаются заводом в виде густотертой пасты, которая разводится в войсках добавлением олифы пополам с бензином или керосином в количестве 25 – 45 % от веса пасты, чтобы свободно можно было красить кистью В случае отсутствия олифы разводить краску разрешается одним бензином или керосином.

Средний расход готовой красочной смеси малярной консистенции на 1 м2 площади за один раз окраски 100 г. Перекраска в частях производится за один раз. Размывка контура производится растушевкой границ соседних невысохших пятен кистью, смоченной бензином или керосином; ширина растушеванной полосы может колебаться от 1,5 до 3 см.

Для зимних условий также были разработаны соответствующие инструкции по маскирующей окраске. К ней предъявлялись следующие требования:

1. С наступлением зимы и появлением снежного покрова с целью маскировки материальная часть, находящаяся в действующей армии и в районах действия авиации противника, должна быть покрыта зимней камуфляжной окраской.

2. Зимняя камуфляжная окраска производит искажение формы объекта и облегчает применение его к местности; это достигается накраской белых пятен в цвет основного фона (снега) с оставлением темных (темно-коричневых, желто-землистых или зеленых) пятен неправильной формы, покрытых сеткой из белых пересекающихся полос. Такая окраска хорошо маскирует предмет на пятнистых фонах: в лесу, кустарнике, на пересечении местности, в населенных пунктах, на дорогах и других местах, где имеются тени и отдельные участки, не покрытые снегом.

Кроме камуфляжной зимней окраски может применяться одноцветная окраска в белый цвет, при которой, однако, объекты хорошо маскируются только на равнинной местности, покрытой снегом.

3. Несмотря на хорошие маскировочные свойства зимней камуфляжной окраски и одноцветной белой окраски, необходимо помнить, что одна только окраска не решает полностью задачи маскировки, а лишь облегчает ее; поэтому в целях лучшей маскировки следует пользоваться подручными материалами (деревьями, ветками, кустами, снегом) и специальными маскировочными средствами (масксети), а также использовать особенности местности.

4. Зимняя камуфляжная окраска наносится на материальную часть и периодически восстанавливается непосредственно в подразделениях войск; зимняя камуфляжная окраска наносится на материальную часть также на военных базах, в ремонтных органах и на заводах промышленности перед отправкой ее в действующую армию или в районы, подвергающиеся налетам неприятельской авиации.

5. Для зимней камуфляжной и одноцветной белой окраски применяются следующие краски:

а) сухая белая краска Б;

б) белая клеевая краска;

в) белая канифольно-бензиновая краска.

Примечания:

1. Сухая белая краска Б является основой маскировочной зимней краской. Белая клеевая и белая канифольно-бензиновая краски применяются только при отсутствии белой сухой краски Б и приготовляются в подразделениях из материалов, имеющихся на местах.

Сухая белая краска Б представляет собой порошок, состоящий из белого пигмента и связующего. Она заготовливается в централизованном порядке и доставляется в войска в готовом для разведения виде. Для нанесения на маскируемый объект краска предварительно разводится водой. Высыхает краска в течение 1 – 2 часов; на 1 кв. метр окрашиваемой поверхности требуется 75 – 100 граммов сухой краски.

2. Применять для окраски известковый раствор не рекомендуется.

Применять для окраски цинковые, свинцовые, титановые и литопоновые белила запрещается.

При зимней камуфляжной окраске по предварительно камуфлированной поверхности все зеленые пятна необходимо полностью закрасить ровно белой краской, а на желто-землистые и темно-коричневые пятна, нанести белой краской ромбовидную сетку. Направление белых полос, образующих сетку, должно быть разнообразным: нельзя наносить только вертикальные или горизонтальные полосы.

В том случае, когда материальную часть не успели окрасить в три цвета летними камуфляжными красками и она окрашена в ровный защитный цвет, необходимо нанести мелом разметку пятен. Затем пятна, которые размечены для зеленого цвета, сплошь закрасить в белый цвет; пятна, размеченные для желто-землистого цвета и для темно-коричневого цвета, покрыть белой ромбовидной сеткой.

Трофейную технику, окрашенную одноцветной серой краской, окрашивать по такому же типу.

Если позиции располагаются на открытых местах, покрытых чистым снегом, то можно закрасить объект в сплошной белый цвет или уменьшить расстояние между белыми полосами нанесением дополнительных полос.

С переходом техники с открытых мест на закрытые (в лес, кустарник, населенный пункт т.п.), удалить дополнительно нанесенное сплошное белое покрытие и дополнительно нанесенные полосы.

При переходе в бесснежные районы и весной, после таяния снега, белую краску полностью удалить.

Удаление белых красок производить протиранием окрашенной поверхности тряпками, смоченными водой или керосином.

Данных правил по камуфляжной и зимней маскировочной окраске бронетанковой и артиллерийской техники советские части придерживались с 1941 по 1945 гг. Но если зимняя окраска наносилась на советские танки вплоть до окончания 2-й Мировой войны в Европе, то летняя камуфляжная окраска использовалась преимущественно на нескольких театрах военных действия — там, где был лесной ландшафт (Центральная, Северо-Западная часть России) и достаточно длительные позиционные бои (Западный, Ленинградский и Волховский фронты). На остальных театрах боевых действий быстротечные сражения проходили в степных и лесостепных зонах, где было Достаточно обычной защитной окраски.

С середины 1943 г. стратегическая инициатива на советско-германском фронте прочно перешла в руки Красной Армии. Задачи взаимоопознавания между родами войск стали доминировать над задачами маскировки, поэтому камуфлированные танки и САУ встречались в Советской Армии заключительного периода войны достаточно редко и, как правило, являлись инициативой местного командования.

tankfront.ru

Танковый камуфляж СССР (2я часть)

Автор: Mirtankov.net

Часть 2С вводом зимних карт в игру более актуальны станут зимние шкурки для World of Tanks, надеюсь данная статья вам будет полезна.

Проблему камуфляжа бронетехники вновь стали обсуждать в конце 1941 г, тогда же был подготовлен новый образец трех цветного камуфляжа. Рекомендовалось окрашивать технику в темно-зеленый, темно – и светло-коричневый цвета. Покрытие зеленой краской должно было составлять 45-55% два других цвета 15-35%. Искажение облика танка достигалось за счет расположения цветных пятен по специальной инструкции. Цветовые линии не должны наноситься параллельно относительно линиям очертания техники, а пятна должны быть асимметричными. Примеров камуфляжа данного вида известно очень мало.

Небольшое число бронетехники 164й бригады бронетанковых войск(окрестности Курска 1943год), а так же 4-й Гвардейский полк танковой армии (Львов 1944год)  использовали данную окраску. Без каких либо сомнений можно говорить о том, что в течении всей войны основной цвет техники СССР был темно-зеленый (4БО). Реже можно было встретить камуфляжи из 2х цветов. (светло-темно-коричневый, иногда песочный) . Эти цвета наносились вторым слоем на стандартный окрас. Весенний и осенний камуфляж не существовал по сути, доводы доказывающие обратное не состоятельны. Делать выводы анализируя старые фото нужно очень осторожно. Зачастую можно услышать ошибочные интерпретации от исследователей,  которые выдают пятна на танках вызванные сыростью или обновлением покраски как новый вид камуфляжа. Псевдо-камуфляжные пятна так же могли образовываться в виду того, что темно-зеленая краска была не высокого качества и облезала. Окраску танков постоянно приходилось обновлять так что каждую такую покраску можно отнести к новому камуфляжу, но это не правильно. Спор можно решить обратившись к немецким цветным фотографиям, но к сожалению таких снимков фактически не сохранилось. Летом 42 года большое количество Советских танков поступало на передовую без окраски, бои под Сталинградом были принципиальные.

Во время зимы технику окрашивали известковым раствором или белой краской которая легко удалялась. Выпуск стираемой краски был в нескольких вариантах, темпера и тип В. Помимо окраски полностью в белый цвет иногда наносились пятна и полосы произвольной формы. Интересно отметить вид камуфляжа в 1й Гвардейской, 4й-11й бронетанковых бригадах. На белые танки наносили полосы имитируя следы от колес. Шаблоном для покраски была решетка от этого и название сетчатого камуфляжа («зимний лес»). Данный тип был признан лучшим вариантом зимнего камуфляжа, однако очень трудоемкий. Ближе к концу войны данный вид встречался крайне редко.

 

 

< Назад Вперёд >

mirtankov.net

Танковый камуфляж СССР

Автор: Mirtankov.net

Продолжаю серию статей посвященных камуфляжу бронетехники. Цель статьи донести разработчикам шкурок для World of Tanks полезную историческую информацию.

Часть 1

Танки первых образцов Т-34, а так же прототипы А-32, А-20 и А-20Г окрашивались в темно-зеленый цвет. На тот момент такая окраска была стандартной. Серийные модели танков были покрашены «защитный, темно-зеленый» (4БО официальное обозначение).  Базовый пигмент данной краски в виде пасты приходилось разбавлять растворителем или бензином. Три лакокрасочных химических фабрики выпускали данный пигмент, а так же уже разбавленные варианты краски разных готовых для покраски. Нанесение маркировок на башню и корпус танка производилось именно этими разбавленными красками.

Первые образцы многоцветных схем камуфляжа появились в 1939 году. Их разработка велась в Научно-исследовательском институте бронетехники. В основу камуфляжа легли краски трех цветов, 4БО (темно-зеленый), 6К (темно-коричневый), а так же черная 6К как альтернатива темно-коричневого оттенка. Вспомогательные оттенки достигались за счет использования желто-песочной и краски 7К светло-коричневого цвета. Испытания танков проводились в трех вариантах камуфляжа.

 

  • Пятнистая окраска темно-зеленого, песочного, темно-зеленого, плюс светло коричневого цветов.
  • Зеленый и светло-коричневый камуфляж
  • Камуфляж который включал в себя 2 тона светло-коричневый и зеленый с вкраплением коричневых и песочных пятен.

Важной задачей ставилась привязка  каждого из видов камуфляжа к месту боевых действий. Для различных уголков СССР с своими особенностями, климатическими условиями окружающей среды был соответствующий камуфляж. Стандартные схемы, пропорции и наборы красок были регламентированы. Многоцветный камуфляж на советских танках использовался редко. Одним из исключений были танки четвертого и пятнадцатого мех. корпусов Западного военного округа Советского Союза. На данные машины была использована трехцветная окраска из пятен 4БО, 6К и 7К. (темно-зеленый, светло-коричневый, светло-коричневый).  Данный тип в списке официальных рекомендованных по результатам испытаний 39года НИИБТ не значился. Некоторые источники утверждают, что данный камуфляж появился в списке в начале 1941 года.  В те времена хим. промышленность СССР особо не баловала, выпускались краски базовых цветов: темно-зеленый, темно- и светло-коричневый. Речь о регулярных поставках так же не шла. В гражданской и военной отрасли так же очень широко применялась черная краска. По данным других источников, трехцветная схема камуфляжа являлась стандартом бронетанковых войск на западной границе СССР.

 

< Назад Вперёд >

mirtankov.net

Танки-невидимки. Зимняя «линька» | Общие

Зима для армии — ежегодная головная боль. Солдатам требуется тёплое обмундирование и хоть как-то отапливаемое жильё, техника нуждается в незамерзающей смазке и специальном топливе для холодной погоды. Кроме того, зимой становится гораздо труднее маскировать на местности бойцов и технику. Тёмные силуэты людей, танков, пушек бросаются в глаза на фоне снега. Причём не только днём, но и в зимние ночи, которые часто бывают светлыми.

Солдаты в это время года получают специальные маскировочные халаты, которые носят поверх формы, а технику приходится перекрашивать. Переход на «зимнюю палитру» имеет свои особенности и правила.

Вынужденная белизна

Ответ на вопрос, как сделать танк незаметным на фоне зимнего пейзажа, напрашивается сам собой: его надо выкрасить в белый цвет. Этот простой и безотказный вариант, тем не менее, имеет свои подводные камни. А точнее, требования, которые необходимо учитывать при разработке зимнего красителя.

Танки никогда не покидали заводов в зимней маскировочной окраске. Её наносили в войсках, часто — подручными средствами: мелом, известью и даже солью

Во-первых, придёт весна, и от зимней краски придётся избавляться. Значит, пигмент должен соответствовать сразу двум противоположным критериям. Он должен относительно легко отмываться, но при этом держаться на слое базовой краски достаточно прочно, не отваливаясь при тряске на пересечённой местности, сотрясениях танка при выстреле, выдерживать дождь и талую воду. Краситель также должен быть безопасен для экипажа, а при высыхании давать оттенок, характерный для снега.

Отдельно следует упомянуть ещё один момент, который касается любой краски для военной техники. Она должна маскировать боевую машину не только от невооружённого человеческого глаза. Ещё до Второй мировой войны военные стали использовать специальные светофильтры, при взгляде сквозь которые танк, казавшийся незаметным, начинал резко выделяться на фоне местности. Необходимо, чтобы маскировочная краска не выдавала себя при использовании противником таких стёкол.

В СССР этим требованиям соответствовала и была стандартной сухая белая краска Б. Она делалась на основе натурального молотого мела. В годы войны вместо него могли использовать суррогат — молотый известковый камень. Также в состав краски Б входили гашёная известь, казеин (закрепляющий элемент) и специальная добавка от коррозии. Во время Великой Отечественной войны использовались также пигменты, в которых мел разбавлялся канифолью или столярным клеем, но их старались использовать только тогда, когда краски Б не было под рукой.

Нелепая ситуация получилась с зимней краской в немецкой армии. Командование вермахта, рассчитывавшее покончить с Красной армией задолго до наступления холодов, решило не морочить себе голову этим вопросом. Так что распоряжение о начале производства легкосмываемой камуфляжной краски появилось только 18 ноября 1941 года. Обеспечить все немецкие воинские части в столь сжатое время промышленность просто не смогла. Немецким танкистам в СССР пришлось обходиться подручными средствами: известковой побелкой, лоскутами белой материи и даже слоями снега, утрамбованными на танке.

У союзников зимой 1944–1945 годов ситуация с белым красителем была примерно такой же плачевной, как у немцев тремя годами ранее. Краски в достаточных количествах просто-напросто не было. И снова в ход пошло то, что было под рукой: простыни, извёстка, мел и даже поваренная соль. Её крепкий раствор при высыхании оставлял на грязно-оливковом фоне густые белые разводы. Широко распространённым был метод покраски, когда танк для экономии красителя покрывали россыпью бесформенных пятен.

worldoftanks.ru

Танковый камуфляж СССР (2я часть)

Автор: Mirtankov.net

Часть 2С вводом зимних карт в игру более актуальны станут зимние шкурки для World of Tanks, надеюсь данная статья вам пригодится.

Проблему камуфляжа бронетехники вновь стали обсуждать в конце 1941 г, тогда же был подготовлен новый образец трех цветного камуфляжа. Рекомендовалось окрашивать технику в темно-зеленый, темно – и светло-коричневый цвета. Покрытие зеленой краской должно было составлять 45-55% два других цвета 15-35%. Искажение облика танка достигалось за счет расположения цветных пятен по специальной инструкции. Цветовые линии не должны наноситься параллельно относительно линиям очертания техники, а пятна должны быть асимметричными. Примеров камуфляжа данного вида известно очень мало.

Небольшое число бронетехники 164й бригады бронетанковых войск(окрестности Курска 1943год), а так же 4-й Гвардейский полк танковой армии (Львов 1944год)  использовали данную окраску. Без каких либо сомнений можно говорить о том, что в течении всей войны основной цвет техники СССР был темно-зеленый (4БО). Реже можно было встретить камуфляжи из 2х цветов. (светло-темно-коричневый, иногда песочный) . Эти цвета наносились вторым слоем на стандартный окрас. Весенний и осенний камуфляж не существовал по сути, доводы доказывающие обратное не состоятельны. Делать выводы анализируя старые фото нужно очень осторожно. Зачастую можно услышать ошибочные интерпретации от исследователей,  которые выдают пятна на танках вызванные сыростью или обновлением покраски как новый вид камуфляжа. Псевдо-камуфляжные пятна так же могли образовываться в виду того, что темно-зеленая краска была не высокого качества и облезала. Окраску танков постоянно приходилось обновлять так что каждую такую покраску можно отнести к новому камуфляжу, но это не правильно. Спор можно решить обратившись к немецким цветным фотографиям, но к сожалению таких снимков фактически не сохранилось. Летом 42 года большое количество Советских танков поступало на передовую без окраски, бои под Сталинградом были принципиальные.

Во время зимы технику окрашивали известковым раствором или белой краской которая легко удалялась. Выпуск стираемой краски был в нескольких вариантах, темпера и тип В. Помимо окраски полностью в белый цвет иногда наносились пятна и полосы произвольной формы. Интересно отметить вид камуфляжа в 1й Гвардейской, 4й-11й бронетанковых бригадах. На белые танки наносили полосы имитируя следы от колес. Шаблоном для покраски была решетка от этого и название сетчатого камуфляжа («зимний лес»). Данный тип был признан лучшим вариантом зимнего камуфляжа, однако очень трудоемкий. Ближе к концу войны данный вид встречался крайне редко.

 

 

< Назад Вперёд >

mirtankov.net

Камуфляж техники и артиллерии РККА - ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

Вот некоторый список литературы из Российской Национальной Библиотеки (СПб) с которым ознакомился для изучения вопроса маскировки.

 

Есть ещё масса разных подобных или небольших методичек. В основном старался искать первоисточники именно по маскировке техники и артиллерии.

 

1) Розанов Е.М., Маскировка танков / Подполк. Е.М. Розанов. - Москва : Воениздат НКО СССР, 1941. 

2) Лунц Л.Б., Маскировка / Под ред. пред. правл. Союза сов. архитекторов УзССР В. А. Джахангирова. - Ташкент : Госиздат УзССР, 1942 

3) Маскировка зенитной артиллерии в зимнее время : Памятка командира орудия / Инж. отдел войск противовозд. обороны территории страны. - Москва : Воениздат, 1943. 

4) Бобров К.В., Маскировка / Сост. преподаватели Воен. инж. акад. Красной Армии им. В.В. Куйбышева К.В. Бобров, И.А. Иконников, Ф.Ф. Кизелов [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Воениздат НКО СССР, 1941. - 424 с., с ил. : ил., табл. ; 

5) Келейников А.М., Маскирующие окраски подвижных объектов / А.М. Келейников. - Москва : Воениздат НКО СССР, 1942. 

6) Баданин, Как замаскировать огневую позицию / Баданин и Щеглов. - Москва : Воениздат НКО СССР, 1942.  (В помощь командиру-артиллеристу ; Вып. 1)

7) Руководство по зимней маскировке / Гл. воен.-инженер. упр. Красной Армии. - Москва : Воениздат НКО СССР, 1941. 

8) Ясин Е.З., Маскировка ВВС / Е. З. Ясин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Воениздат НКО СССР, 1941. - 264 с. 

9) Инструкция по зимней маскировочной окраске материальной части артиллерии / Глав. артил. упр. Красной Армии. - Москва : Воен. изд-во Нар. ком. обороны Союза СССР, 1941. 

 

 

Сначала из наставления МАСК-42

 

Инструкция:(на сканах и фото получилась разная цветопередача) 

Маскирующие окраски подвижных объектов:

 

Маскировка ВВС:

 

 

 

Светомаскировка фар автомобилей.

 

 

 

Разнобой с разных книг. Ч/б примеры деформирующего камуфляжа.

 

 

 

Вы думаете, что орудие с набросанными белыми простынями выглядит углумочно? А вот и нет

 

Сообщение отредактировал Саша Милосердная: 09 Октябрь 2016 - 11:18

livinghistory.ru

Камуфляжи в ВС СССР - ВОЙНЫ И КОНФЛИКТЫ ПОСЛЕ ВМВ, ХОЛОДНАЯ ВОЙНА

Написал небольшую статью по использованию камуфляжа в послевоенной Советской Армии. Привлекались источники в основном из Интернета. Это первое приближение создания общего материала, который возможно будет размещен где надо, так что критика и дополнения приветствуются.

История средств маскировки в РККА/СА ведет отсчет с довоенных времен. Во время войны широко применялись маскировочные халаты. В 1943-44 годах был разработан камуфляж «Пальма» для маскхалатов, широко использовавшийся и после войны. Он имел структуру в виде повторяющихся объектов правильной геометрической формы. В 1957 ему на смену, во многом из-за упрощения производства, пришел новый камуфляж «березка», представлявший собой белые пятна, разбросанные по зеленому фону. Первоначально пятна имели сглаженную форму, позднее они стали прямоугольными. Этот маскхалат, также хорошо известный под названием «КЛМК» на долгие годы стал основным камуфляжным средством в ВС СССР. Он применялся в ПВ КГБ, СпН, ВДВ, МП ВМФ, разведподразделениях МСВ итд. В 1981 году на снабжение ПВ КГБ СССР впервые была принята полевая форма одежды камуфлированного цвета. Помимо новой ткани камуфляжной расцветки «березка» форма имела новый покрой. Летний костюм состоял из куртки, брюк, берета и берета из камуфлированной ткани (панамы-для жарких районов), зимний — из утепленных куртки и брюк. В 1984 г. произошли два знаменательных события: на снабжение была принята экспериментальная полевая форма, более известная, как «афганка» и разработан новый трехцветный камуфляж в рамках ОКР «Бутан». Из данного материала в 1984-85 гг. шились костюмы для экспериментальной носки в ВДВ. Летний вариант представлял собой куртку в брюки, брюки и полевую фуражку с козырьком, зимний — утепленные куртку и брюки. В 1986 гг. на смену масккостюму обр. 1957 г. по опыту войны в Афганистане приходит костюм КМ-Л, представляющий собой отдельно куртку, брюки и берет из того же материала. В 1986-87 гг. на снабжение КГБ СССР принимается новая форма в расцветке «березка» в покрое, аналогичном «афганке». В пограничной авиации также использовались летные костюмы в «березке». Кроме того, данная расцветка использовалась подразделениями КГБ и МВД СССР (например, она использовалась в УБСН). «Правилами ношения военной формы одежды» 1988 г. форма камуфлированного цвета принимается на снабжение СА в ВДВ и МП ВМФ. Для ВВС в «бутане» до сих пор выпускается летный костюм. Камуфлированная форма морского пехотинца в летнем варианте была идентична «афганке», зимняя- отличалась покроем погон и карманов на куртке и покроем брюк. С 1988-89 гг. данный камуфляж массово поступает в части. Существовало 3 оттенка «бутана» в зависимости от ткани: зеленый, желтый и розовый . Также «бутан» использовался и в МСВ в разведбатах дивизий, в частности, 3-х ротах «глубинной разведки», и МВД СССР (например, он использовался в УБСН). Здесь так же нельзя не затронуть один из самых загадочных камуфляжей начала 90-х гг. - т.н. «приднестровский камуфляж». По одной из версий форма из данного камуфляжа шилась в Приднестровье во время конфликта с Молдавией. Однако есть сомнения в данной версии. Вряд ли в ПМР были возможности и время для фабричного изготовления камуфляжной формы. Есть и другие обстоятельства. Во первых, есть утверждения об использовании данного камуфляжа в Закавказье в начале 90-х гг, во вторых существование танкового и рабочего костюмов данной расцветки помимо полевого. Можно предположить, что это была разновидность «бутана» для жарких районов, но к моменту распада СССР, имевшаяся только на складах и не поступившая в войска. Помимо формы одежды из двухцветной и трехцветной камуфлированной ткани изготавливались чехлы бронежилетов для КГБ и ВДВ с МП соответственно и чехлы на шлемы «Сфера», применявшиеся в МВД СССР. Однако массового распространения они не получили. Нельзя не сказать о камуфляже «Барвиха», известном как «вертикалка», ВСР-93. Хотя массово он стал поступать в ВС РФ с 1993 г., а производство началось еще в 1992 г., эта расцветка была разработана еще в СССР в 1986 г. в для масккостюмов КМ-Р.

livinghistory.ru