Генерал Каманин: космические хроники. Каманин генерал


Николай Петрович Каманин

В апреле 2001 года исполнится 40 лет со дня первого пилотируемого полета в космическое пространство. Немалая заслуга в осуществлении этой вековой мечты человечества принадлежит генерал-полковнику авиации Николаю Петровичу Каманину - организатору подготовки к полетам советских космонавтов в период с 1960 по 1971 год и моему отцу. Николай Каманин родился и вырос в городе Меленки Владимирской области в многодетной семье сапожника и ткачихи. Его детство пришлось на трудные полуголодные годы. Рано повзрослев, он принимает твердое решение: буду военным летчиком. Пройдя курс обучения в Ленинградской летной теоретической школе - знаменитой "терке", - он поступает затем в Борисоглебское училище летчиков, по окончании которого получает назначение на Дальний Восток в авиаэскадрилью имени В.И.Ленина. За четыре года службы в этой прославленной боевой части Николай Каманин вырос от младшего военлета до командира авиаотряда. Там завершилось становление его личности, и там ему было поручено выполнить ответственное правительственное задание... В жизни людей разных поколений происходят порой удивительные пространственно-временные совпадения, своеобразные перекрестки судеб. Немало таких перекрестков было и на жизненном пути моего отца. Расскажу только об одном из них. 9 марта 1934 года из порта Петропавловска-Камчатского вышел курсом на север пароход "Смоленск", на борту которого находился отряд из нескольких экипажей самолетов Р-5. Перед летчиками отряда была поставлена задача: пробиться в ледовый лагерь челюскинцев - участников арктической экспедиции О.Ю.Шмидта - и вывезти их на континент. Возглавлял отряд Николай Каманин... Пройдут годы, и он узнает о том, что именно в этот день на другом краю нашей необъятной страны, на Смоленщине, в простой крестьянской семье Гагариных родился мальчик Юра, судьба которого тесно переплетется с его собственной судьбой: в апреле 1961 года генерал Каманин представит Государственной комиссии старшего лейтенанта Гагарина Юрия Алексеевича как лучшего кандидата для первого полета человека в космос. В сложнейших арктических условиях семерым отважным авиаторам - Анатолию Ляпидевскому, Сигизмунду Леваневскому, Василию Молокову, Николаю Каманину, Маврикию Слепневу, Ивану Доронину и Михаилу Водопьянову - удалось спасти 104 участника полярной экспедиции на пароходе "Челюскин", раздавленном льдами у побережья Чукотки. Родина очень высоко оценила их подвиг: всем им впервые было присвоено учрежденное в 1934 году почетное звание Героев Советского Союза. Двадцатипятилетнему летчику Каманину, вызволившему из ледового плена 34 челюскинца, была вручена Золотая Звезда за номером "четыре". Ему выпала честь стать первым советским военнослужащим, удостоенным высшей государственной награды, и примечательно, что получил он ее за выполнение исключительно гуманной миссии по спасению попавших в беду людей. Но молодой пилот не собирался почивать на лаврах: перед ним открывались новые горизонты. "Моя биография только начинается", - так назвал он свою документальную повесть о себе и других летчиках, участвовавших в спасении челюскинцев. В 1939 году отец окончил академию имени Н.Е.Жуковского, после чего командовал авиабригадой, затем - авиадивизией. В годы Великой Отечественной войны он в качестве командира 5-го штурмового авиационного корпуса внес весомый вклад в совершенствование тактики боевых действий самолетов Ил-2, прозванных фашистами "черной смертью". Летчики этого соединения громили вражеские позиции на Курской дуге и Букринском плацдарме, участвовали в боях за освобождение Винницы и Корсунь-Шевченковского, Будапешта и Вены. Сотни пилотов, стрелков-радистов, инженеров и техников корпуса были награждены орденами и медалями, а 76 особо отличившихся мастеров штурмовых ударов стали Героями Советского Союза. В числе последних был и Георгий Береговой, ставший впоследствии летчиком-космонавтом СССР. После войны генерал Каманин работает в Управлении Гражданского воздушного флота, возглавляет Добровольное общество содействия авиации, а по окончании академии Генерального штаба командует авиацией Туркестанского военного округа. Когда в октябре 1957 года Первый искусственный спутник Земли возвестил миру о начале космической эры, стало ясно, что скоро на околоземную орбиту отправится и космический корабль с человеком на борту. Не было сомнений и в том, что первыми космонавтами станут летчики-истребители. Организовать обучение и подготовку к полетам в космос специально отобранной группы молодых военных летчиков командование ВВС поручило Николаю Петровичу. Он энергично берется за это совершенно новое дело, глубоко вникает во все тонкости сложной интересной работы, щедро делится с космонавтами своими знаниями и богатым жизненным опытом. Для многих из них он стал старшим другом, а Юрия Гагарина полюбил, как родного сына. Какова же, на мой взгляд, истинная роль генерала Каманина в развитии пилотируемых космических полетов? В народе прочно утвердилось представление о Н.П.Каманине как о наставнике космонавтов, и не более того, а если судить по кинофильму "Председатель", в котором мимоходом упоминается его имя, то он вообще был при них всего лишь "свадебным генералом". Конечно, в его официальные обязанности входило проведение так называемой воспитательной работы с подчиненными. К некоторым из них он вынужден был применять и дисциплинарные меры. Но не это было главным в его работе. Главным было то, что как академик Королев всецело отвечал за технику - ракеты-носители и космические корабли, - так генерал Каманин нес всю ответственность за "человеческий фактор", то есть за людей, летающих на этой технике. Основой своей деятельности в должности помощника Главкома ВВС по космосу он считал государственный подход к руководству всесторонней подготовкой космонавтов - теоретической, специальной, морально-психологической, физической, - а также к поиску наиболее рациональных путей освоения космического пространства человеком. Огромный труд вложен им в формирование коллектива и учебно-лабораторной базы Центра подготовки космонавтов, в организацию строительства. Звездного городка с учетом перспектив их развития. Надо сказать и о том, что у Николая Петровича никогда не возникало головокружения от громких побед нашего "утра космической эры". Он отчетливо видел серьезные просчеты в тактике и стратегии развития советской космонавтики: распыление сил и финансов по многочисленным ведомствам и предприятиям "космической кооперации", отсутствие четких программ, планов и координации их деятельности, недооценку руководителями страны оборонного значения орбитальных пилотируемых полетов. К сожалению, борьба, которую приходилось ему вести с причастными к космонавтике высокопоставленными чиновниками, оказалась неравной. Были у него и разногласия с конструкторами космической техники, причем весьма существенные. Критикуя их за повальное увлечение сплошной автоматизацией пилотируемых кораблей-спутников, он протестовал тем самым против превращения космонавтов, в подопытных кроликов или, в лучшем случае, в "космических туристов". Правда, и здесь ему не удалось поломать установившиеся традиции. В итоге неверие конструкторов-ракетчиков в способности летчиков-космонавтов активно участвовать в управление полетом, стыковкой и посадкой космических летательных аппаратов дорого обошлось нам. Оно на несколько лет задержало проектирование и разработку орбитального корабля "Буран" и стало одной из причин, по которым отечественная космонавтика вступает в XXI век без собственного "челнока" - аэрокосмического самолета многоразового использования. По отзывам некоторых космонавтов гагаринского набора Николай Петрович был очень строгим начальником. Герман Титов, например, называл его не иначе, как "наш суровый батька". Действительно, отец обладал волевым, целеустремленным характером. В его дневниковых записях можно прочитать такие строки: "Всю жизнь я, как заведенная машина, делаю все с расчетом не терять даром ни одной минуты. Может быть, это кое-кому покажется скучным и серым, но я убежден, что каждый культурный человек обязан планировать свое рабочее и личное время и использовать его наиболее рационально". Он не терпел в людях неумения трудиться и отдыхать, разболтанности и бездарного времяпровождения. Но у него было, я бы сказал, врожденное чувство справедливости, и если уж ему приходилось наказывать кого-либо из своих подчиненных, то всегда, как говорится, по заслугам. Одинаково требовательный к себе и сослуживцам, он больше всего ценил в них способность оставаться самими, собой в любой обстановке. Свои принципиальные позиции по важнейшим проблемам освоения космоса он твердо отстаивал во всех, вплоть до самых высоких, правительственных инстанциях, за что к нему с большим уважением относились Главнокомандующий ВВС К.А.Вершинин и Главный конструктор ракетно-космических систем С.П.Королев. Не слишком много известно о частной жизни генерала Каманина. Для нашей семьи авторитет и воля отца были непререкаемы. Он не имел возможности уделять всем нам столько времени, сколько хотел бы, но мы всегда ощущали на себе его заботу и поддержку. Мы - это моя мама. Мария Михайловна, я и мой старший брат Аркадий, а в последние годы и внуки Николая Петровича - Ольга и Николай. Кстати, сейчас уже мало кто знает, что рано ушедший из жизни Аркадий Каманин был самым юным летчиком - участником Великой Отечественной войны: свой первый самостоятельный вылет на самолете По-2 он совершил в неполные пятнадцать лет. В свободное от работы время самым большим увлечением отца были шахматы - игра, которую он полюбил еще школьником. Любимые спортивные занятия - теннис, лыжи, бег трусцой. Увлекался быстрой (но не безрассудной!) ездой на автомашине. Лучшим отдыхом считал физический труд на свежем воздухе: с удовольствием косил траву на дачном участке, ухаживал за садом. Очень любил грибную охоту. К музыке был довольно равнодушен, но за какой-нибудь несложной работой частенько напевал вполголоса "Нам песня строить и жить помогает...", "О, дайте, дайте мне свободу...", а иногда и "Отвори потихоньку калитку..." или даже есенинское "Добрый вечер, мисс..." В свое время было издано не менее десятка книг, написанных Николаем Петровичем, но меня часто спрашивают, как обстоят дела с опубликованием "Космических дневников генерала Каманина"? Под названием "Скрытый космос" опубликованы три из четырех томов "Космических дневников". Четвертый том полностью подготовлен к изданию. Надеюсь, он выйдет в свет уже в первом году нового тысячелетия. И еще об одном часто задаваемом вопросе: в каком году родился Николай Каманин. В ряде изданий, в частности в энциклопедии "Авиация", годом рождения Н.П.Каманина назван 1908 год. Действительно, во всех официальных документах указываются 1908 -1982 годы жизни моего отца. Дело в том, что по окончании средней школы он совершил "подлог" - переправил в своем метрическом свидетельстве о рождении цифру 9 на "восьмерку". Сделал он это с единственной целью: чтобы не терять целый год перед поступлением в летную теоретическую школу. Полагаю, этот его поступок подтверждает одну простую истину: в жизни любого человека бывают обстоятельства, когда цель оправдывает средства. Лев Каманин

Об авторе из книги "Скрытый космос"

Жизненный путь автора этой книги неразрывно связан с событиями и свершениями, навсегда вошедшими в историю нашей Родины. Его имя прозвучало по всей стране весной 1934 года, когда за спасение участников арктической экспедиции на пароходе "Челюскин" семерым советским летчикам впервые было присвоено звание Героя Советского Союза. В числе отважной семерки был и 25-летний военный летчик Николай Каманин, сумевший за девять рейсов на самолете Р-5 снять с дрейфующей льдины и доставить на континент 34 челюскинца. Он стал первым советским военнослужащим, удостоенным высшей государственной награды. В годы Великой Отечественной войны генерал Каманин, командуя штурмовым авиакорпусом, внес весомый вклад в совершенствование тактики боевых действий самолетов Ил-2, прозванных фашистами "черной смертью". Боевой путь корпуса начался на Курской дуге, а закончился в Праге, и на этом пути 76 особо отличившихся мастеров штурмовых ударов стали, как и их командир, Героями Советского Союза. В 1960-1971 годах Николай Петрович Каманин руководил всеми работами по подготовке советских космонавтов. Помимо участия в решении организационных, управленческих и чисто технических задач, возникавших при подготовке и проведении пилотируемых космических полетов, он уделял большое внимание учебе и профессиональному росту своих подопечных, воспитанию в них высоких нравственных качеств и умения оставаться самими собой в любых жизненных ситуациях. Его питомцами были Юрий Гагарин и Валентина Терешкова, Владимир Комаров и Алексей Леонов, многие другие космонавты, чьи имена связываются в нашей памяти со словом "впервые".

Книги Николая Петровича Каманина

#i Каманин Н.П. Летчики и космонавты. - М.: Политиздат, 1971 #i Каманин Н.П. Скрытый космос. Книга 1. - М.: Инфортекст-ИФ, 1995 #i Каманин Н.П. Скрытый космос. Книга 2. - М.: Инфортекст-ИФ, 1997 #i Каманин Н.П. Скрытый космос: Книга 3. - М.: ИИД "Новости космонавтики", 1999 #i Каманин Н.П. Старты в небо, 1976 #/l

комментарии (0)
 

www.airbase.ru

Каманин Николай Петрович, Герой Советского Союза, генерал-полковник

Каманин Николай Петрович

Каманин Николай Петрович родился 18 октября 1908, в г. Меленки Владимирской губернии в семье рабочего. Русский.

Дата рождения – есть версия, что при призыве в армию Каманин приписал себе один год, и поэтому во всех документах указано, что он родился в 1908 году, хотя на самом деле он родился 18 октября 1909 года.

  • 1927 г. – окончил среднюю школу в г. Меленки.
  • 1927 г. – призван в Красную Армию.
  • 1928 г. - окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС.
  • 1929 г. – окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
  • С 1929 г. – служил в строевых частях ВВС.
  • В феврале 1934 года старший лейтенант Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин». Каманин в сложных метеоусловиях на самолёте Р-5 совершил групповой перелёт Олюторка — Ванкарем протяжённостью около 2500 км, и в девяти полётах на льдину вывез из ледового лагеря 34 полярника.
  • 20 апреля 1934 г. – за мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Каманину Николаю Петровичу года присвоено звание Героя Советского Союза № 2 с вручением ордена Ленина.
  • В 1937 был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.
  • С 1937 г. жил в Москве, в знаменитом Доме на набережной (ул. Серафимовича, 2).
  • В 1938 окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, в должности командира легкобомбардировочной авиабригады Харьковского авиагарнизона (102 самолета) участвовал в советско-финской войне 1939—1940 гг., затем, в конце 1940 года, полковник Каманин был назначен заместителем командующего ВВС Среднеазиатского военного округа.
  • С 1941 г. - занимался формированием и подготовкой авиационных соединений для фронта.
  • На фронте с июля 1942. Командовал 292-й штурмовой авиационной дивизией на Калининском фронте, с февраля 1943 — к

xn----7sbbflyaajcgder5dfl.xn--p1ai

Каманин, Николай Петрович - это... Что такое Каманин, Николай Петрович?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Каманин.

Никола́й Петро́вич Кама́нин (1908—1982) — советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации, один их первых Героев Советского Союза (1934).

Биография

Родился 18 октября 1908 года в городе Меленки Владимирской губернии (ныне Владимирской области) в семье рабочего. Русский. После окончания в 1927 году местной средней школы поступил в Красную Армию. Имеется версия[источник не указан 640 дней], что при призыве в армию Каманин приписал себе один год, и поэтому во всех документах указано, что он родился в 1908 году, хотя на самом деле он родился 18 октября 1909 года. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 — Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.

В 1932 году вступил в ВКП(б).

В феврале 1934 года старший лейтенант Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин»:

Начали полет по-военному, клином. Вскоре нас догнал Бастанжиев. Мой самолёт шел впереди, две машины справа, две — слева. Итак, в воздухе был авиационный отряд в составе: Николай Каманин, Борис Пивенштейн, Василий Молоков, Иван Демиров, Борис Бастанжиев, Матвей Шелыганов, Герман Грибакин, Пётр Пилютов, Леонид Осипов, Анатолий Разин, Константин Анисимов, Пётр Кулыгин, Иван Девятников, Сергей Астахов, Юрий Романовский. Пять лётчиков, один штурман, восемь техников и один корреспондент.

Пилот в сложных метеоусловиях на самолёте Р-5 совершил групповой перелёт Олюторка — Ванкарем протяжённостью около 2500 км, и в девяти полётах на льдину вывез из ледового лагеря 34 полярника. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Каманину Николаю Петровичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза № 2 с вручением ордена Ленина.

В 1937 году был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

В 1938 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, в должности командира легкобомбардировочной авиабригады Харьковского авиагарнизона (102 самолета) участвовал в советско-финской войне 1939—1940 гг., затем, в конце 1940 года, полковник Каманин был назначен заместителем командующего ВВС Среднеазиатского военного округа. Занимался формированием и подготовкой авиационных соединений для фронта.

На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1942. Командовал 292-й штурмовой авиационной дивизией на Калининском фронте, с февраля 1943 — командир 8-го смешанного и 5-го штурмового авиационного корпусов (1-й и 2-й Украинские фронты). Внёс весомый вклад в совершенствование тактики боевых действий штурмовиков Ил-2. Соединения под его командованием участвовали в Великолукской, Белгородско-Харьковской, Киевской, Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Будапештской и Венской операциях; освобождали от гитлеровских захватчиков Украину, Польшу, Румынию, Венгрию и Чехословакию.

  • Генерал-майор авиации (17.03.1943)
  • Генерал-лейтенант авиации (20.04.1945)

Сын Николая Петровича, Аркадий, вместе с отцом также участвовал в боевых действиях в качестве лётчика эскадрильи связи. Его имя известно в числе пионеров-героев.

За годы Великой Отечественной войны Н. П. Каманин 17 раз персонально упоминался в приказах Верховного Главнокомандующего СССР И. В. Сталина[1].

После войны первоначально продолжал командовать корпусом. Затем, с 1947 года, работал в Главном управлении ГВФ, в 1951—1955 — заместитель председателя ДОСААФ по авиации. В 1956 году окончил Военную академию Генштаба. В 1956—1958 годах — командующий воздушной армией, с 1958 — заместитель начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке.

С 1960 года Каманин активно участвовал в отборе и подготовке первых советских космонавтов. В 1966—1971 годах занимал должность помощника Главнокомандующего ВВС по космосу. 25 октября 1967 года Каманину присвоено звание генерал-полковника авиации.

С 1972 года Николай Петрович — в отставке. Жил в Москве. Умер 12 марта 1982 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награды

  • Генерал-полковник авиации Н. П. Каманин — Герой Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» за № 2), награждён 3 орденами Ленина (№ 414,…), орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 2 степени, орденами Кутузова 2 степени, Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.
  • Награждён настольной памятной медалью о первом полете человека в космос (награждены только 75 военных, в том числе Н. П. Каманин).
  • Почётный гражданин Братиславы, Пловдива, Риги, Калуги, Винницы и Карл-Маркс-Штадта.[2]

Память

  • Именем Каманина названы улицы в Москве и во многих других городах.
  • Также в Москве на Поклонной горе установлен бюст лётчика[3].
  • В музее боевой славы в Меленковской школе № 1 есть экспозиция, посвящённая Герою; на здании этой школы установлена мемориальная доска.

Сочинения

Посмертно также были изданы литературно обработанные дневники:

Семья

Двое сыновей — Аркадий Николаевич Каманин (1928—1947) и Лев Николаевич Каманин (1934—2011). Аркадий Николаевич — гвардии старшина, военный лётчик, пилот У-2 эскадрильи связи 5-го гвардейского ШАК, в 14 лет был награждён орденом Красной Звезды за спасение пилота разбившегося штурмовика Ил-2 на нейтральной полосе. Позднее был удостоен второго ордена Красной Звезды и ордена Красного Знамени. После Великой Отечественной войны продолжил карьеру военного, поступив на подготовительные курсы Академии имени Жуковского, которую в своё время окончил его отец. Скоропостижно умер от менингита 13 апреля 1947 года.

Лев Николаевич — младший сын Н. П. Каманина. Полковник, доцент, кандидат технических наук. Окончил ВВИА им. Жуковского (1958). Работал в НИИ ВВС, затем преподавателем в ВВИА: сначала на кафедре теории авиадвигателей; после увольнения в запас в звании полковника (1987) — на кафедре инженерной графики. Награждён медалями. Умер 30 марта 2011 года.

Литература

  • Слепнёв М. Первые Герои Советского Союза. — М.: Изд-во ДОСААФ, 1955. — 64 с. — (В б-ку школьнику)

Примечания

Ссылки

 Каманин, Николай Петрович на сайте «Герои страны»

dic.academic.ru

Генерал Каманин: космические хроники

Главная » Подвиги в наследство » Генерал Каманин: космические хроники

35 лет назад 12 марта 1982 года ушел из жизни первый руководитель Центра подготовки космонавтов СССР.

В те годы он тайно вел дневник, который теперь стал ценнейшим документом истории космонавтики.

Каманин Николай Петрович родился18 октября 1908 года в городе Меленки Владимирской губернии (ныне Владимирской области) в многодетной семье рабочего, где было семеро детей. После окончания в 1927 году средней школы поступил в Красную Армию. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 — Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС. В ВКП(б) вступил в 1932 году. В феврале 1934 года старший лейтенант Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин». Николай Каманин, Борис Пивенштейн, Василий Молоков, Иван Демиров, Борис Бастанжиев, Матвей Шелыганов, Герман Грибакин, Петр Пилютов, Леонид Осипов, Анатолий Разин, Константин Анисимов, Петр Кулыгин, Иван Девятников, Сергей Астахов, Юрий Романовский в сложных метеоусловиях совершили групповой перелёт Олюторка — Ванкарем протяжённостью около 2500 км, и в девяти полётах на льдину вывезли из ледового лагеря 34 полярника. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Каманину Николаю Петровичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза. В 1937 был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва. В 1938 Каманин окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, в должности командира легкобомбардировочной авиабригады Харьковского авиагарнизона (102 самолета) участвовал в советско-финской войне 1939—1940 гг., затем, в конце 1940 г., полковник Каманин был назначен заместителем командующего ВВС Среднеазиатского военного округа. Занимался формированием и подготовкой авиационных соединений для фронта. На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1942. Командовал 292-й штурмовой авиационной дивизией на Калининском фронте, с февраля 1943 — командир 8-го смешанного и 5-го штурмового авиационного корпусов (1-й и 2-й Украинские фронты). Внёс весомый вклад в совершенствование тактики боевых действий штурмовиков Ил-2. Соединения под его командованием участвовали в Великолукской, Белгородско-Харьковской, Киевской, Корсуньско-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Будапештской и Венской операциях; освобождали от гитлеровских захватчиков Украину, Польшу, Румынию, Венгрию и Чехословакию. Сын Николая Петровича, Аркадий, также участвовал в боевых действиях. Его имя известно в числе пионеров-героев. За годы Великой Отечественной войны Н. П. Каманин 17 раз персонально упоминался в приказах Верховного Главнокомандующего СССР И. В. Сталина. После войны первоначально продолжал командовать корпусом. Затем, с 1947 г. работал в Главном Управлении ГВФ, в 1951—1955 — заместитель председателя ДОСААФ по авиации. В 1956 окончил Военную академию Генштаба. В 1956—1958 — командующий воздушной армией, с 1958 — заместитель начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке. С 1960 Николай Петрович занимал должность помощника Главнокомандующего ВВС по космосу, активно участвовал в отборе и подготовке первых советских космонавтов. В 1966 — 71 гг. непосредственно руководил их подготовкой, будучи начальником отряда космонавтов. 25 октября 1967 года Н. П. Каманину присвоено звание генерал-полковник авиации. С 1972 Николай Петрович — в отставке.

В течение 1960-1971 гг. Николай Петрович Каманин, будучи руководителем подготовки советских космонавтов, активно участвовал в организации первых пилотируемых космических полетов в Советском Союзе и нес за это свою долю ответственности. Николай Петрович был романтиком космонавтики, беззаветно любил ее. Он полностью отдавал себя любимому делу, отстаивал свою точку зрения в нередко возникавших спорах между руководителями космической отрасли, реально формировавшими программу отечественных пилотируемых полетов. В спорных вопросах для Каманина не было безоговорочных авторитетов - он мог противостоять и С.П.Королеву, и министрам, и своим непосредственным начальникам в Министерстве обороны. Всё это время Каманин вел дневник. Эти записки опубликованы. Рассказывая на страницах дневника не только о первых летчиках-космонавтах СССР, но и об их дублерах, о министрах и причастных к космонавтике военачальниках, о конструкторах и испытателях, Н.П.Каманин рисковал быть обвиненным в разглашении "секретов государственной важности" со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но он рисковал, понимая, как важны будут эти записи для потомков."Космические дневники генерала Каманина" - это исторический документ, с наибольшей достоверностью отражающий развитие отечественной космонавтики и сложную взаимосвязь событий в первое десятилетие пилотируемых космических полетов. Но документы подобного рода имеют не только лишь историческую ценность, они очень важны и с практической точки зрения, потому что без ясного представления о прошлом невозможно осмыстить настоящее, а без понимания настоящего нельзя делать прогнозы на будущее.

 

 

 

.

12 марта 2017 г.

Комментарии:

Добавить комментарий

Сегодня 4 сентебря вторник2018

В этот день:

4 сентября профессиональный праздник российских специалистов по обеспечению военной ядерной отрасли.

Подробнее » 4 сентября профессиональный праздник российских специалистов по обеспечению военной ядерной отрасли.

Он установлен указом президента Российской Федерации от 31 мая 2006 г. № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Связан с созданием 4 сентября 1947 года Специального отдела при Генеральном штабе ВС СССР, на который было возложено руководство проведением испытаний ядерного оружия. В настоящее время основная функция 12-го Главного управления МО РФ — обеспечивать хранение, эксплуатацию и защиту ядерного боезапаса РФ.

4 сентября 1742 года в ходе русско-шведской войны, окружённая шведская армия капитулировала в районе Гельсингфорса.

Подробнее » 4 сентября 1742 года в ходе русско-шведской войны, окружённая шведская армия капитулировала в районе Гельсингфорса.

Русское войско под командованием генерал-фельдмаршала П.П. Ласси стремительно обошло Гельсингфорс (ныне Хельсинки) и отрезало пути к отступлению находившемуся там шведскому войску генерала Бускета.

Одновременно эскадра под командованием вице-адмирала З.Д. Мишукова блокировала город с моря. Деморализованная блокадой шведская армия без боя капитулировала.

После Гельсингфорсской капитуляции русские заняли столицу Финляндии Або, а также высадили десант на Аландских островах. Все это вынудило шведское правительство в начале 1743 г. пойти на мирные переговоры.

4 сентября 1913 года экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого открыла Землю Николая II и остров Цесаревича Алексея (ныне Северная Земля).

Подробнее » 4 сентября 1913 года экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого открыла Землю Николая II и остров Цесаревича Алексея (ныне Северная Земля).

Сначала архипелаг назван участниками экспедиции словом «Тайвай» (по первым слогам экспедиционных ледоколов «Таймыр» и «Вайгач»). Официальное название «Земля Императора Николая II» в честь царствовавшего тогда российского императора архипелаг получил 10 (23) января 1914 года, когда оно было объявлено приказом № 14 морского министра. Продолжаются споры о том, кто был инициатором данного наименования. Известно, что Борис Вилькицкий был его сторонником как до появления приказа № 14, так и спустя два десятилетия. Первоначально предполагалось, что архипелаг представляет собой один остров.

11 января 1926 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета своим постановлением переименовал Землю Императора Николая II в Северную Землю. Остров Цесаревича Алексея был переименован в остров Малый Таймыр. Впоследствии, в 1931—1933, были открыты другие образующие архипелаг острова, которые получили от советских первооткрывателей (Николая Урванцева и Георгия Ушакова) названия Пионер, Комсомолец, Большевик, Октябрьской Революции, Шмидта.

1 декабря 2006 года Думой Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа было принято постановление, которым предлагалось возвратить архипелагу Северная Земля прежнее название Земля Императора Николая II, а также переименовать остров Малый Таймыр в остров Цесаревича Алексея, остров Октябрьской революции — в остров Святой Александры, остров Большевик — в остров Святой Ольги, остров Комсомолец — в остров Святой Марии, остров Пионер — в остров Святой Татьяны и остров Домашний — в остров Святой Анастасии. Однако после объединения Красноярского края и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Законодательное собрание Красноярского края не поддержало эту инициативу. Но идея, как говорится, витает в воздухе.

4 сентября 1942 года в газете «Красноармейская правда» начата публикация поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского.

Подробнее » 4 сентября 1942 года в газете «Красноармейская правда» начата публикация поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского.

Мало кто знает о том, что «главная» поэма Александра Твардовского о Великой Отечественной войне берёт своё начало ещё с 1939 года. Тогда после окончания Литературного института молодой, но уже достаточно знаменитый поэт был призван в армию. Он участвовал в освобождении Западной Белоруссии, а затем в качестве спецкора

газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» - в финской кампании. Родословная Васи Тёркина началась в этой газете: о неунывающем солдате Твардовский совместно с поэтами Щербаковым, Вашенцевым, Солодарем писали куплеты как стихотворные подписи к рисункам Фомичева и Брискина. В годы Великой Отечественной войны Твардовский эту тему продолжил уже в форме поэмы.

4 сентября 1942 года началась публикация её первых глав в газете Западного фронта «Красноармейская правда». Поэму вскоре перепечатали центральные издания «Правда», «Известия», «Знамя». Отрывки из «Тёркина» прочитал по радио Левитан. Произведение стало всенародно известным. Однако партийное руководство раскритиковало поэму за пессимизм и отсутствие упоминаний о руководящей роли партии. Кстати, это единственное произведение той поры, где ни разу не упомянуты ни Сталин, ни ВКП(б). У Твардовского возник тяжёлый творческий кризис. В 1943 году он решил закончить поэму. Но … получил множество писем, в которых читатели требовали продолжения. В итоге поэма была завершена в 1945 году вместе с окончанием войны. Последняя глава была закончена в марте 1945 года.

Фронтовой артиллерист полковник в отставке Евгений Борисович Рыбников рассказал РГК:

- Наша батарея с боями прошла от Подмосковья до Прибалтики. И всё это время с нами был Тёркин. Без Васьки мы вряд ли смогли бы так успешно бить фашистов. Этот резерв ставки верховного литературного командования всегда поспевал кстати и вовремя.

Народность Твардовского заключается ещё и в том, что он вместе со своим литературным героем прошёл всю войну «от звонка до звонка», дослужился до подполковника и был уволен в запас только после завершения кампании на Дальнем Востоке.

4 сентября 1913 года спущен на воду эскадренный миноносец «Новик».

Подробнее » 4 сентября 1913 года спущен на воду эскадренный миноносец «Новик».

Он был заложен в 1910 году на Путиловской верфи в Санкт-Петербурге. Проект эсминца разработан с участием ученых-кораблестроителей А. Н. Крылова, И. Г. Бубнова и Г. Ф. Шлезингера. Корабль стал прототипом массовой серии эсминцев. При испытаниях «Новик» установил мировой рекорд скорости — 37,3 узла. Всего было построено около 50 эсминцев этого типа. Они активно участвовали в Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войнах и входили в состав ВМФ до начала 50-х годов.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии

rosgeroika.ru

Каманин, Николай Петрович (1908-1982)

 

 

 

 

 

 

Каманин, Николай Петрович (1908-1982)

Источник —  «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87» Каманин, Николай Петрович родился в семье рабочего, русский. После окончания в 1927 году средней  школы поступил в Красную Армию. В 1928 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 — Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС. В ВКП(б) вступил в 1932 году. В феврале 1934 г. старший лейтенант Каманин был назначен командиром смешанного  отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин»: Начали полет по-военному, клином. Вскоре нас догнал Бастанжиев. Мой самолет  шел впереди, две машины справа, две — слева. Итак, в воздухе был авиационный  отряд в составе: Николай Каманин, Борис Пивенштейн, Василий Молоков, Иван  Демиров, Борис Бастанжиев, Матвей Шелыганов, Герман Грибакин, Петр Пилютов,  Леонид Осипов, Анатолий Разин, Константин Анисимов, Петр Кулыгин, Иван  Девятников, Сергей Астахов, Юрий Романовский. Пять летчиков, один штурман,  восемь техников и один корреспондент. Пилот в сложных метеоусловиях на самолёте Р-5 совершил групповой перелёт  Олюторка — Ванкарем протяжённостью около 2500 км, и в девяти полётах на льдину  вывез из ледового лагеря 34 полярника. За мужество и героизм, проявленные при  спасении челюскинцев, Каманину Николаю Петровичу 20 апреля 1934 года присвоено  звание Героя Советского Союза N 2 с вручением ордена Ленина. В 1937 был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва. В 1938 Каманин окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е.  Жуковского, в должности командира легкобомбардировочной авиабригады Харьковского  авиагарнизона (102 самолета) участвовал в советско-финской войне 1939—1940 гг.,  затем, в конце 1940 г., полковник Каманин был назначен заместителем командующего  ВВС Среднеазиатского военного округа. Занимался формированием и подготовкой  авиационных соединений для фронта. На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1942. Командовал 292-й штурмовой  авиационной дивизией на Калининском фронте, с февраля 1943 — командир 8-го  смешанного и 5-го штурмового авиационного корпусов (1-й и 2-й Украинские  фронты). Внёс весомый вклад в совершенствование тактики боевых действий  штурмовиков Ил-2. Соединения под его командованием участвовали в Великолукской,  Белгородско-Харьковской, Киевской, Корсуньско-Шевченковской,  Львовско-Сандомирской, Будапештской и Венской операциях; освобождали от  гитлеровских захватчиков Украину, Польшу, Румынию, Венгрию и Чехословакию. Генерал-майор авиации (17.03.1943), Генерал-лейтенант авиации (20.04.1945)  Сын Николая Петровича, Аркадий, также участвовал в боевых действиях. Его имя  известно в числе пионеров-героев. За годы Великой Отечественной войны Н. П. Каманин 17 раз персонально упоминался  в приказах Верховного Главнокомандующего СССР И. В. Сталина. После войны первоначально продолжал командовать корпусом. Затем, с 1947 г.  работал в Главном Управлении ГВФ, в 1951—1955 — заместитель председателя ДОСААФ  по авиации. В 1956 окончил Военную академию Генштаба. В 1956—1958 — командующий  воздушной армией, с 1958 — заместитель начальника Главного штаба ВВС по боевой  подготовке. С 1960 Николай Петрович занимал должность помощника Главнокомандующего ВВС по  космосу, активно участвовал в отборе и подготовке первых советских космонавтов.  В 1966 — 71 гг. непосредственно руководил их подготовкой, будучи начальником  отряда космонавтов. 25 октября 1967 года Н. П. Каманину присвоено звание  генерал-полковник авиации. С 1972 Николай Петрович — в отставке. Жил в Москве.  Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Из В.С. Аллилуева

Н.П. Каманин - прославленный летчик, один из первых Героев Советского Союза, участник спасения челюскинцев. На память от Кагановича ему осталась прекрасно расписанная под дуб столовая, поэтому мастера по ремонту всегда отказывались даже трогать ее, дабы не порушить красоту. Жена Николая Петровича Мария Михайловна была финкой по национальности, ее мать и отец жили вместе с ними и говорили между собой по-фински. У Каманиных росли двое сыновей - Аркадий и Лев .

Николай Петрович Каманин был личностью яркой и незаурядной. Он родился в 1908 году в городе Меленки, в 40 верстах от Мурома. Осенью 1929 года окончил Борисоглебское авиационное училище . Вместе с ним учились знаменитый летчик-испытатель В.К. Коккинаки и В.Г. Грачев , осуществлявший в Отечественную войну ряд ответственных правительственных перелетов, и еще Герой Советского Союза А.С. Благовещенский - его в 1960 году на авиационной выставке в Англии в Фернборо назвали первым асом мира: он пилотировал самолет незнакомой ему иностранной марки и показал класс высшего пилотажа для реактивных самолетов. В 1934 году молодого коммуниста Каманина, обнаружившего не только отличные летные качества, но и несомненные организаторские способности, назначают командиром по спасению экипажа парохода "Челюскин" , затертого северными льдами. В Великую Отечественную войну Н. П. Каманин командовал авиационным корпусом. Вместе с ним на фронте воевали его жена и старший сын Аркадий_кам . 14-летний сын, начав войну мотористом, вскоре освоил самолет По-2 и совершал самостоятельные полеты. Однажды он увидел, как подбитый врагом Ил совершил вынужденную посадку. Аркадий посадил рядом свой По-2, забрал раненого летчика, фотоаппаратуру и доставил на свой аэродром. В 15 лет Аркадий был награжден двумя орденами Красной Звезды и орденом Красного Знамени. Как видим, сыновья известных в стране коммунистов, руководителей разных рангов в тылах не отсиживались, а воевали. На фронте Аркадия все любили за его общительность, живой нрав, музыкальность - он хорошо играл на аккордеоне, - и многие были просто потрясены, узнав, что их любимец, пройдя всю войну от звонка до звонка, в 1947 году скоропостижно скончался от менингита.

Н.П. Каманин, тяжело пережив смерть сына, весь ушел в работу. В 1956 году он заканчивает Высшую военную академию и уезжает в Среднюю Азию. Затем назначается заместителем командующего Военно-Воздушными Силами СССР по космическим исследованиям. С 1966 года и до ухода в отставку в 1971 году генерал-полковник Н.П. Каманин руководил подготовкой советских космонавтов . С его именем связаны все крупнейшие достижения отечественной космонавтики.

Ссылки:1. Комиссия выбрала Гагарина Ю.А.2. Принятие решения о полете Гагарина и подготовка на полигоне3. Лунный совет по Н1-Л3 1967 г.4. Программа стыковки пилотируемых кораблей "Союз"5. Дебаты по составу экипажей пилотируемых "Союзов"6. Полет Николаева и Поповича на "Востоке-3" и "Востоке-4"7. Экипажи "Союзов"8. Очередные дерективы по Луне9. Кандидатуры космонавтов и план полета на первых двух "Союзах"10. Первый пуск по Венере 1ВА N 2: авария: не сработала 4 ступень11. Значение полета Гагарина12. Пуск "Востока" 7К-ОК N 3, неудачная посадка в Аральске море13. Полет "Востока-5" с Быковским14. Надо было копировать у американцев методику отработки надежности15. Проблемы проекта "Восхода" как трехместного корабля16. Отбор кандидата для первого полета в космос17. "Восток-2" подготовка к полету с Германом Титовым 1961 г18. Лунная программа - неродной ребенок для РВСН 1964 г.19. Спасение экипажа Челюскина, 1934 год20. Поздравлять экипаж "Восхода" было некому - Хрущева сняли 196421. "Востоки" или "Союзы? Проблемы сближения и стыковки22. Разбор ошибок неудачных пусков "Союзов"23. Бирюзов24. Давление ЦК на ОКБ-1: ускорить запуск "Союзов" и вперед к Луне 196625. Успешный запуск "Восхода-2" с Беляевым и Леоновым. Выход в космос 196526. Последствия гибели Неделина для космонавтики СССР27. ОКБ-1 - ЦКБЭМ идет к стыковке "Союзов" 196628. Трудный январь 1966 г.- Королев в больнице29. "Союзы" известны всем, но предназначались для облета Луны30. Сражения руководителей за кандидатуры космонавтов31. Пономарев Александр Николаевич32. Каманин Аркадий33. Наше житье-бытье в "доме на набережной"34. Кто же жил в доме на набережной?35. Каманин Лев Николаевич36. Каманина Мария Михайловна37. Дядя генерал [Войнович В.Н. в армии в Польше]38. Дом Королевых N 28 (теперь 26) по Конюшковской улице39. Терешкова Валентина В.40. Мишин Василий Павлович41. К 100-летию журналиста Е.И.Рябчикова42. Рябчиков Е.И.: "Космический" сценарист43. Рябчиков Е.И.: 1963 Уход из "Правды", космическая тематика44. Рябчиков Е.И.: перед полетом в космос, 196145. Рябчиков Е.И.: освещение операции по спасению челюскинцев46. Рябчиков Е.И.: фильм "Крутые дороги космоса", Госпремия47. Рябчиков Е.И.: "Спрашиваю у Королева" Кто полетит?48. Рябчиков Е.И. в 1980-е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

www.famhist.ru

Каманин Николай Петрович

Николай Петрович Каманин

Каманин Н. П.

Каманин Николай Петрович [р. 5(18).10. 1908, с. Меленки, ныне Владимирской обл.], генерал-полковник авиации (1967), один из первых Героев Сов. Союза (20.4.1934). Чл. КПСС с 1932. В Сов. Армии с 1927. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую лётную школу (1928), 2-ю Борисоглебскую воен. школу лётчиков (1929), Военно-возд. инж. академию им. H. E. Жуковского (1938), Воен. академию Генштаба (1956). Весной 1934 как ком-р авиаотряда участвовал в выполнении правительств, задания по спасению участников экспедиции и членов экипажа затонувшего в Арктике парохода «Челюскин» и был удостоен звания Героя Сов. Союза.

С дек. 1938 ком-р авиабригады в Харьковском воен. округе. Участник сов.-финл. войны 1939—40. С окт. 1940 ком-р отд. авиабригады и одновременно командующий ВВС Среднеазиат. воен. округа. Во время Великой Отечеств, войны с июля 1942 в действующей армии, ком-р штурмовой авиадивизии на Калинин, фронте. С февр. 1943 ком-р 8-го смешанного, затем 5-го штурмового авиакорпусов на 1-м и 2-м Укр. фронтах. Авиация этих соединений под командованием К. принимала участие в Великолукской, Белгородско-Харьковской, Киевской наступательной, Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Будапештской и Венской операциях, в освобождении Украины, Польши, Румынии, Венгрии и Чехословакии. В послевоен. период на ответств. должностях в гражд. возд. флоте и ДОСААФ, командовал воздушной армией, был заместителем нач-ка Главного штаба ВВС. С июня 1966 руководил подготовкой сов. космонавтов. С авг. 1971 в запасе. Награждён 3 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 2-й степени, орденами Кутузова 2-й степени и Красной Звезды, медалями, а также иностр. орденами.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 4.

Николай Каманин и Отто Шмидт 1 сентября 1934 года во время встречи участников экспедиции парохода "Челюскин". Фото Ивана Шагина из собрания РИА "Новости".

Николай Петрович Каманин (18 октября 1908, г. Меленки, ныне Владимирской области — 12 марта 1982, Москва), советский военачальник, генерал-полковник авиации (1967), Герой Советского Союза (1934). В 1934 участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин». В Великую Отечественную войну командир авиационного корпуса. В 1966-1971 руководил подготовкой космонавтов.

Родился в семье рабочего. После окончания в 1927 году местной средней школы поступил в Красную Армию. В 1928 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 — Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.

В 1932 году вступил в ВКП(б).В феврале 1934 г. старший лейтенант Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин»:

Пилот в сложных метеоусловиях на самолёте Р-5 совершил групповой перелёт Олюторка — Ванкарем протяжённостью около 2500 км, и в девяти полётах на льдину вывез из ледового лагеря 34 полярника. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Каманину Николаю Петровичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза № 2 с вручением ордена Ленина.

В 1937 был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

В 1938 окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, в должности командира легкобомбардировочной авиабригады Харьковского авиагарнизона (102 самолета) участвовал в советско-финской войне 1939—1940 гг., затем, в конце 1940 г., полковник Каманин был назначен заместителем командующего ВВС Среднеазиатского военного округа. Занимался формированием и подготовкой авиационных соединений для фронта.

На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1942. Командовал 292-й штурмовой авиационной дивизией на Калининском фронте, с февраля 1943 — командир 8-го смешанного и 5-го штурмового авиационного корпусов (1-й и 2-й Украинские фронты). Внёс весомый вклад в совершенствование тактики боевых действий штурмовиков Ил-2. Соединения под его командованием участвовали в Великолукской, Белгородско-Харьковской, Киевской, Корсуньско-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Будапештской и Венской операциях; освобождали от гитлеровских захватчиков Украину, Польшу, Румынию, Венгрию и Чехословакию.

Сын Николая Петровича, Аркадий, также участвовал в боевых действиях. (1928 — 13 апреля 1947) — самый молодой лётчик Второй мировой войны. В летние каникулы работал на аэродроме, затем несколько месяцев 1941 года — механиком на авиационном заводе в Москве. В 1941—1942 годах жил в Ташкенте.

В четырнадцать лет попал на Калининский фронт, в авиационный корпус отца. Работал механиком по спецоборудованию, в эскадрилье связи штаба 5-го Гвардейского штурмового авиакорпуса. Затем на двухместном самолете связи У-2 начал летать в роли бортмеханика и штурмана-наблюдателя. Самолёт У-2 создавался как учебный и имел двойное управление в обеих кабинах. По просьбам Аркадия, после взлёта лётчики разрешали ему пилотировать. Таким образом Аркадий получал лётную практику. Позднее, в этом же году начал летать самостоятельно в качестве пилота на самолете У-2.

Выполнял боевые задания: из штаба авиакорпуса летал в штабы дивизий, на командные пункты авиаполков, выполнял самые различные задания, в основном по связи. В числе прочих заданий выполнил полёт через линию фронта к партизанам для передачи элементов питания для радиостанции.

В 14 лет был награждён орденом Красной Звезды за спасение пилота разбившегося штурмовика Ил-2 на нейтральной полосе. Позднее был удостоен второго ордена Красной Звезды и ордена Красного Знамени.

В октябре 1946 года старшина А. Н. Каманин был зачислен слушателем подготовительного курса Военно-Воздушной Академии имени Н. Е. Жуковского. Учился успешно. Умер от менингита. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

За годы Великой Отечественной войны Н. П. Каманин 17 раз персонально упоминался в приказах Верховного Главнокомандующего СССР И. В. Сталина .

После войны первоначально продолжал командовать корпусом. Затем, с 1947 г. работал в Главном Управлении ГВФ, в 1951—1955 — заместитель председателя ДОСААФ по авиации. В 1956 окончил Военную академию Генштаба. В 1956—1958 — командующий воздушной армией, с 1958 — заместитель начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке.

С 1960 Николай Петрович занимал должность помощника Главнокомандующего ВВС по космосу, активно участвовал в отборе и подготовке первых советских космонавтов. В 1966 — 71 гг. непосредственно руководил их подготовкой, будучи начальником отряда космонавтов. 25 октября 1967 года Н. П. Каманину присвоено звание генерал-полковник авиации. С 1972 Николай Петрович — в отставке. Жил в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Материал с сайта http://eternaltown.com.ua/

Сочинения:

Моя биография только начинается. М., 1935;

Первый гражданин Вселенной. М., 1962;

Экспериментальная космическая станция на орбите. 14—18 янв. 1969. М., 1969.

Соавт.: Ребров М. Ф.; Семеро на орбите (11—18 окт. 1969 г.). М., 1969.

Соавт.: Ребров М. Ф.; Летчики и космонавты. М., 1971;

Путь в космос начинается с зарядки. М., 1975;

Старты в небо. М., 1976.

Литература:

Нагорный А., Травкин В. Земли Владимирской богатыри. Ярославль, 1967.

 

 

 

www.hrono.ru

Николай Петрович Каманин - это... Что такое Николай Петрович Каманин?

Никола́й Петро́вич Кама́нин (18 октября 1908, г. Меленки, ныне Владимирской области — 12 марта 1982, Москва) — советский лётчик и военачальник, Герой Советского Союза.

Биография

Родился в семье рабочего, русский. После окончания в 1927 году местной средней школы поступил в Красную Армию. Имеется версия, что при призыве в армию Каманин приписал себе один год, и поэтому во всех документах указано, что он родился в 1908 г., хотя на самом деле он родился 18 октября 1909 г. В 1928 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.

В ВКП(б) вступил в 1932 году.

В феврале 1934 г. старший лейтенант Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин»:

Начали полет по-военному, клином. Вскоре нас догнал Бастанжиев. Мой самолет шел впереди, две машины справа, две - слева. Итак, в воздухе был авиационный отряд в составе: Николай Каманин, Борис Пивенштейн, Василий Молоков, Иван Демиров, Борис Бастанжиев, Матвей Шелыганов, Герман Грибакин, Петр Пилютов, Леонид Осипов, Анатолий Разин, Константин Анисимов, Петр Кулыгин, Иван Девятников, Сергей Астахов, Юрий Романовский. Пять летчиков, один штурман, восемь техников и один корреспондент.

Пилот в сложных метеоусловиях на самолёте Р-5 совершил групповой перелёт Олюторка — Ванкарем протяжённостью около 2500 км, и в девяти полётах на льдину вывез из ледового лагеря 34 полярника. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Каманину Николаю Петровичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза № 2 с вручением ордена Ленина.

В 1937 был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

В 1938 Каманин окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, в должности командира легкобомбардировочной авиабригады Харьковского авиагарнизона (102 самолета) участвовал в советско-финской войне 1939 — 1940 гг., затем, в конце 1940 г., полковник Каманин был назначен заместителем командующего ВВС Среднеазиатского военного округа. Занимался формированием и подготовкой авиационных соединений для фронта.

На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1942. Командовал 292-й штурмовой авиационной дивизией на Калининском фронте, с февраля 1943 – командир 8-го смешанного и 5-го штурмового авиационного корпусов (1-й и 2-й Украинские фронты). Внёс весомый вклад в совершенствование тактики боевых действий штурмовиков Ил-2. Соединения под его командованием участвовали в Великолукской, Белгородско-Харьковской, Киевской, Корсуньско-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Будапештской и Венской операциях; освобождали от гитлеровских захватчиков Украину, Польшу, Румынию, Венгрию и Чехословакию.

Сын Николая Петровича, Аркадий, также участвовал в боевых действиях. Его имя известно в числе пионеров-героев.

За годы Великой Отечественной войны Н. П. Каманин 17 раз персонально упоминался в приказах Верховного Главнокомандующего СССР И. В. Сталина [1].

После войны первоначально продолжал командовать корпусом. Затем, с 1947 г. работал в Главном Управлении ГВФ, в 1951 — 1955 – заместитель председателя ДОСААФ по авиации. В 1956 окончил Военную академию Генштаба. В 1956 — 1958 – командующий воздушной армией, с 1958 — заместитель начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке.

С 1960 Николай Петрович занимал должность помощника Главнокомандующего ВВС по космосу, активно участвовал в отборе и подготовке первых советских космонавтов. В 1966 — 71 гг. непосредственно руководил их подготовкой, будучи начальником отряда космонавтов. В 1967 Н. П. Каманину присвоено звание генерал-полковник авиации. С 1972 Николай Петрович — в отставке. Жил в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награды

Генерал-полковник авиации Н. П. Каманин — Герой Советского Союза (медаль "Золотая Звезда" за № 2), награждён 3 орденами Ленина (№№ 414,...), орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 2 степени, орденами Кутузова 2 степени, Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.

Настольной памятной медалью о первом полете человека в космос награждены только 75 военных, в том числе Н.П. Каманин.

Память

Именем Каманина названы улицы в Москве и во многих других городах. В музее боевой славы в Меленковской школе № 1 есть экспозиция, посвящённая Герою; на здании этой школы установлена мемориальная доска.

Сочинения

  • Первый гражданин Вселенной. — М., 1962;
  • Лётчики и космонавты. — М.: Политиздат, 1971;
  • Старты в небо. — М., 1976;
  • Сотвори себя. — М., 1982.

Посмертно также были изданы литературно обработанные дневники:

Ссылки

 Каманин, Николай Петрович на сайте «Герои страны»

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru