Артиллерия, крупный калибр: 203-мм САУ 2С7 «Пион». Калибр сау


САУ Мста-С 2С19 - 152-мм самоходная гаубица

Калибр152 мм
Максимальная дальность стрельбы29 км
Запас хода по шоссе500 км
Боевая масса42 т

САУ Мста-С (2С19) - современная российская 152-мм дивизионная самоходная гаубица.

САУ предназначенна для уничтожения артиллерии, бронированной техники и живой силы противника с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта.

Cамоходная гаубица 2С19 «Мста-С» (объект 316, НАТО — M1990 «Farm»)

Разработана на Уральском заводе транспортного машиностроения. Главный конструктор САУ — Ю. В. Томашов, 152-мм орудия 2А64 — Г. И. Сергеев.

Гаубица Мста-С создавалась в качестве замены 152-мм самоходных гаубиц 2С3 «Акация» и была принята на вооружение в 1989 году. Первая демонстрация отмечена на авиасалоне в Жуковском в августе 1992 года.

Модификации

Сравнительная таблица ТТХ различных модификаций САУ 2С19
2С19 2С19М (2С33) 2С19М1 2С19М1-155 2С19М2
Начало серийного производства 1988 отменена 2000-е экспортная 2012
Боевая масса, т 42 42 42 43 43,24
Индекс орудия 2А64 2А79 М3-158 2А64М2
Калибр орудия, мм 152,4 152,4 152,4 155 152,4
Длина ствола, клб 47 47 52 47
Углы ВН, град -4...+68 -4...+70 -4...+68 -4...+70
Скорострельность, выстр./мин 7...8 более 10 8 6...8 10
Возимый боезапас, выстр. 50 50 50 45 50
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км 24,7 более 30 24,7 30
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км 29 более 40 29 41 29
Максимальная дальность стрельбы УАС, км 25 25 25 25 25
Радиостанция Р-173 Р-173
Аппаратура внутренней связи 1В116 1В116

Серийное производство САУ 2С19 было развёрнуто в 1988 году (то есть до официального принятия на вооружение).

Практически сразу после принятия на вооружение были начаты работы по модернизации - проект 2С30 «Исеть», а в начале 1990-х годов для ликвидации отставания дивизионной артиллерии России от артиллерии стран НАТО была начата разработка новой модификации 2С19 под наименованием 2С33 «Мста-СМ» (2С19М). «Мста-СМ» по сравнению с базовым вариантом обладала увеличенной в 1,4 раза скорострельностью, дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляла более 30 км, а активно-реактивным — более 40 км. В целом по своему боевому потенциалу САУ 2С33 «Мста-СМ» превосходила советские системы предыдущих поколений в 4—5 раз.

Проведённые в 3 ЦНИИ научно-исследовательские работы «Прощание-2», «Прощание-3» и «Прощание-АД» показали, что дальнейшее развитие системы артиллерийского вооружения Советской (а затем и Российской) армии должны были строиться на базе двух артиллерийских комплексов: самоходного артиллерийского орудия 2С31 «Вена» и самоходной гаубицы 2С33 «Мста-СМ». В связи с началом работ по новой перспективной самоходной гаубице 2С35 «Коалиция-СВ» работы по «Мсте-СМ» были остановлены. При выполнении научно-исследовательской работы на базе САУ 2С19 был изготовлен экспериментальный образец артиллерийской системы. Вместо гаубицы 2А64 на САУ была установлена двухствольная гаубица с баллистикой перспективной 152-мм артиллерийской установки «Коалиция».

Параллельно с созданием новой системы 2С33, велись работы по совершенствованию уже изготовленных и эксплуатировавшихся в войсках самоходных гаубиц 2С19. Результаты боевых действий в Чечне, а также попытка вывода 2С19 на внешний рынок показали отсталость системы управления наведением орудия. С 1998 года начались работы по оснащению автоматизированными средствами управления наведения орудия ранее принятых и состоявших на вооружении артиллерийских систем Российской армии. Модифицированная версия самоходной гаубицы «Мста-С», оснащённая автоматизированной системой управления наведением и огнём «Успех-С», получила обозначение 2С19М1. К 2002 году завершилась разработка комплекса программного обеспечения, предназначенного для корректирования и расчёта установок стрельбы в реальном времени для САУ 2С31 и 2С19М1. А к началу 2008 года самоходные гаубицы 2С19М1 были приняты на вооружение и начали поступать на вооружение РВиА Российской армии. Стоимость модернизированной САУ 2С19М1 составляет около 3 млн долларов. Помимо основного варианта, предназначенного для Российской армии, на Уральском заводе транспортного машиностроения совместно с Мотовилихинскими заводами был разработан экспортный вариант САУ 2С19М1, получивший неофициальное наименование 2С19М1-155, предназначенный для потенциальных иностранных заказчиков, имеющих на вооружении снаряды калибра 155 мм.

В декабре 2012 года появились сведения о дальнейшей модернизации САУ «Мста-С», получившей обозначение 2С19М2. ЦКБ «Титан» разработало модернизированную 152-мм гаубицу 2А64М2 с повышенной скорострельностью и эффективностью огня, а также лучшими эксплуатационными свойствами.

САУ 2С19М2 оснащаются новой автоматизированной СУО и системой навигации, также была повышена максимальная скорострельность до 10 выстрелов в минуту и реализована функция «одновременного огневого налёта», которая позволяет поражать цель одновременно несколькими снарядами, выпущенными из одной САУ и находящимися на разных траекториях полёта. Для защиты от высокоточного оружия используется комплект «Накидка», который снижает заметность САУ в радиолокационном и тепловом диапазонах. Государственные испытания 2С19М2 завершены в августе 2012 года, на ПО «Баррикады» начато серийное производство гаубицы 2А64М2. 26 июня 2013 года пресс-служба ЮВО сообщила про поставку первой партии, состоящей из более чем 35 единиц САУ 2С19М2 «Мста-С».

Возимый самой САУ боекомплект составляет до 50 выстрелов, но для снабжения самоходных гаубиц 2С19 БК в 2013 году конструкторским бюро НИИ «Буревестник» на базе КамАЗ-6560 была разработана универсальная транспортно-загрузочная машина 2Ф66-1, способная перевозить боекомплект более 90 выстрелов, а время загрузки САУ занимает менее 15 минут.

Конструкция

Броневой корпус и башня

Самоходная гаубица 2С19 «Мста-С» выполнена по башенной схеме. Корпус машины по геометрии подобен корпусу танка Т-72, сварен из стальных броневых катанных листов и разделён на три отделения: отделение управления, боевое и силовое (моторно-трансмиссионное). В передней части по середине корпуса расположено место механика-водителя с органами управления шасси. В средней части располагается боевое отделение. На крыше корпуса на шариковый погон диаметром 2444 мм установлена сварная башня. Масса башни без боекомплекта составляет 13,5 тонн. В башне установлено орудие 2А64, а также места экипажа. По правому борту в передней части башни размещается сидение командира, по левому борту в передней части башни установлено сидение наводчика и прицельные приспособления. За наводчиком и командиром размещены два места для заряжающих САУ. Место командира оборудовано поворотной башенкой, установленной на крыше башни, по своей конструкции аналогичной башенкам командира танков Т-64 и Т-80. В кормовой части башни установлены два механизированных конвейера с зарядами и снарядами. Под башней на днище корпуса расположена вращающаяся платформа пола, закреплённая к погону четырьмя трубами. Подача в укладки может осуществляться с грунта через специальный механизированный подающий лоток, расположенный снаружи на корме башни. В кормовой части корпуса САУ находится моторно-трансмиссионное отделение, аналогичное таковому на танке Т-72. Бронирование САУ 2С19 обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту экипажа. Толщина листов корпуса и башни составляет 15 мм.

Вооружение

Основным вооружением САУ 2С19 является 152-мм гаубица 2А64. Орудие полностью унифицировано по баллистическим характеристикам и используемым боеприпасам со 152-мм буксируемой гаубицей 2А65. Основными узлами орудия 2А64 являются ствол, затвор, электрооборудование, досылатель, противооткатные устройства, люлька, ограждение, уравновешивающий и подъёмный механизмы. Ствол орудия представляет собой трубу-моноблок соединённую с казёнником, в передней части ствола находится эжектор, на дульном срезе трубы закреплён дульный тормоз. В казённике расположен вертикально-клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа. Выстрел из орудия может производиться как вручную, так и электроспуском. Копирная полуавтоматика затвора предназначена для открывания затвора при накате после выстрела орудия. Люлька сварная обойменного типа, в люльке закрепляется сектор подъёмного механизма. В задней части люльки болтовым соединением закреплено ограждение. На ограждении размещены элементы ударно-спускового механизма, досылатель, линейка для измерения длины отката, а также механизм блокировки спуска. Электромеханический досылатель снаряда и заряда, а также механизм удаления стреляной гильзы, предназначены для облегчения работы заряжающего. Противооткатные устройства состоят из веретённо-модераторного тормоза отката, цилиндр которого закреплён в казённике орудия, и из пневматического накатника, заполненного азотом. Подъёмный механизм секторного типа, обеспечивает наведение орудия в диапазоне углов от -4 до +68 град по вертикали. Подъём орудия может осуществляться как вручную маховиком, так и с помощью электродвигателя. Пневматический уравновешивающий механизм служит для компенсации момента неуравновешенности качающейся части орудия.

Возимый боекомплект САУ 2С19 составляет 50 штатных выстрелов, однако в зависимости от перевозимого количества управляемых снарядов «Краснополь» возможны следующие варианты: 42 штатных выстрела и 4 снаряда 3ОФ39, 47 штатных и 3 снаряда 3ОФ39, 39 штатных выстрелов и 7 снарядов 3ОФ39.

В основной боекомплект самоходной гаубицы 2C19 входят осколочно-фугасные снаряды 3ОФ45 с максимальной дальностью стрельбы в 24,7 км, снаряды 3ОФ64 с улучшенной эффективностью действия, осколочно-фугасные снаряды 3ОФ61 с газогенератором донного вдува, а также новые кассетные снаряды 3-О-23. Штатный боекомплект САУ 2С19 составляют 20 осколочно-фугасных и 30 активно-реактивных снарядов. В настоящее время для 2С19 разработаны корректируемые снаряды «Сантиметр» и «Краснополь», для поражения бронетанковой техники в местах сосредоточения пусковых установок, долговременных оборонительных сооружений, мостов и переправ, а также модернизированные управляемые снаряды «Краснополь-М1» с увеличенной дальностью стрельбы и уменьшенными массогабаритными характеристиками, благодаря чему снаряды «Краснополь-М1» возможно размещать в штатных боеукладках САУ без уменьшения основного возимого боекомплекта. Кроме того, предусмотрено использование осветительных, целеуказательных и ядерных снарядов, а также снарядов постановщиков радиопомех. Возможно использование всей номенклатуры боеприпасов, предназначенных для 152-мм гаубиц 2С3 и Д-20. Дополнительно САУ 2С19 оборудована 12,7-мм зенитным пулемётом НСВТ. Пулемёт установлен на вращающейся башенке командира САУ, углы вертикального наведения составляют от ?3 град до +70 град, а горизонтального — от 9 град влево до 255 град вправо. Для личного оружия расчёта гаубицы предусмотрены пять креплений под автоматы АКС-74, а также крепление для сигнального пистолета. В возимый боекомплект дополнительного вооружения входят 300 патронов для пулемёта, 900 патронов для автоматов, 18 ракет к сигнальному пистолету и 20 ручных гранат Ф-1.

Средства наблюдения и связи

Для наведения орудия, осуществления разведки местности днём и в ночной период времени, в командирской башенке установлен комбинированный прицел ТКН-3В с прожектором ОУ-3ГКУМ. Для стрельбы из зенитного пулемёта установлен прицел ПЗУ-5. Место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом 1П22 для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки 1П23 для ведения огня по наблюдаемым целям. Место механика водителя оборудовано тремя призменными приборами наблюдения ТНПО-160, а также прибором ночного видения ТВНЕ-4Б для вождения в ночных условиях. Для очистки смотровых и прицельных приспособлений САУ 2С19 оборудована специальной пневматической системой очистки.

Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-173. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 20 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи 1В116, рассчитанную на 7 абонентов.

Специальное оборудование

2С19 «Мста-С» оснащена системой 1В124 для автоматизированного управления наведением орудия в вертикальной плоскости и механизированного наведения в горизонтальной плоскости, а также для восстановления наводки после выстрела. В состав системы 1В124 входит автоматизированный прицел 1П22, аппаратура управления 1В122 и приводы наведения 2Э46. Аппаратура 1В122 позволяет принимать и отображать информацию об установках стрельбы, поступающую с машины старшего офицера батареи как по радио- так и по проводному каналу связи. Для маскировки и постановки дымовых завес на лобовом листе башни САУ 2С19 размещены 6 гранатомётов системы 902В для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.

Двигатель и трансмиссия

В 2С19 установлен V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-84А жидкостного охлаждения с наддувом мощностью 780 л.с. Кроме дизельного топлива, двигатель имеет возможность работы на керосине марок ТС-1, Т-1 и Т-2.

Трансмиссия механическая, двухпоточная, с планетарным механизмом поворота. Имеет семь передних и одну заднюю передачу. Максимальная скорость движения на седьмой передней передаче составляет 60 км/ч.

Ходовая часть

Ходовая часть 2С19 максимально унифицирована с танком Т-80 и состоит из шести пар обрезиненных опорных и пяти пар поддерживающих катков. В задней части машины находятся ведущие колёса, в передней — направляющие. Подвеска 2С19 — индивидуальная торсионная. На первом, втором и шестом опорных катках установлены гидропневматические амортизаторы.

Сравнительные характеристики ходовой части Т-80 и 2С19
2С19 Т-80
Число траков в гусенице, шт. 86 80
Масса трака, кг 15,6 22
Масса ведущего колеса, кг 181,9 188
Масса направляющего колеса, кг 228 230
Количество опорных катков, шт 12 12
Масса опорного катка, кг 115 более 156
Количество поддерживающих катков, шт 10 10
Масса поддерживающего катка, кг 16,8 12
Масса заправленного гидроамортизатора, кг 27,5 30
Машины на базе 2С19

В середине 1980-х годов параллельно с созданием буксируемой гаубицы «Мста-Б» и самоходной гаубицы «Мста-С» на гусеничном шасси, решением военно-промышленной комиссии от 14 августа 1985 года и приказом Министра обороны СССР от 30 августа 1985 года была начата разработка колёсного варианта артиллерийской системы «Мста» на базе грузового автомобиля КрАЗ-6316, получившая обозначение 2С21 «Мста-К». Использовать такой вариант САУ предполагалось с огневых позиций, которые были привязаны к рокадным дорогам. В ходе испытаний изготовленных образцов выявились значительные недостатки системы, требовавшие серьёзной доработки шасси САУ. Министерство автомобильной промышленности СССР сочло такие доработки нецелесообразными, поэтому распоряжением военно-промышленной комиссии от 17 сентября 1987 года работы по колёсному варианту САУ «Мста» были прекращены.

В начале 1990-х годов в НПО «Астрофизика» на базе САУ 2С19 под руководством Н. Д. Устинова был разработан автономный комплекс специального вооружения 1К17 «Сжатие». По сравнению с 2С19 башня боевой машины 1К17 была значительно увеличена для размещения оптико-электронного оборудования. В передней части башни вместо орудия был установлен оптический блок, состоявший из 15 объективов. Комплекс 1К17 был официально принят на вооружение в 1992 году, однако из-за сокращения финансирования и тяжёлого экономического положения России серийное производство комплекса «Сжатие» начато не было.

Боевое применение

Боевое крещение самоходная гаубица 2С19 приняла во время Первой чеченской кампании. «Мста-С» показала себя как манёвренная установка с высокой точностью стрельбы, но выявились и недостатки и самый главный из них - устаревшая система управления наведением орудия. Повторное применение САУ 2С19 состоялось во время Второй чеченской кампании.

По результатам боевого применения и с учётом выявленных недостатков была разработана модифицированная версия — 2С19М1.

Во время эфиопо-эритрейского конфликта 10 единиц САУ 2С19 использовались Эфиопией. Боевое применение САУ 2С19 показало её эффективность, так одним точным ударом по колонне эритрейские войска были приведены к полной дезорганизации, а атака эфиопских 2С19 была воспринята как авианалёт. Причиной являлась большая дистанция огня, из-за чего эритрейские войска не слышали звуки выстрелов самоходных гаубиц 2С19.

В августе 2008 года во время Войны в Южной Осетии в зону военного конфликта были введены войска 58-й армии и приданных ей подразделений, в штатном расписании которых числилось суммарно 70 САУ 2С19, однако имело ли место применение этих самоходных гаубиц, доподлинно неизвестно. В 2014 году в ходе Вооружённого конфликта на востоке Украины САУ 2С19 использовались украинскими войсками.

Оценка машины

Сравнительная таблица ТТХ 2С19 с артиллерийскими системами предыдущего и следующего поколения
2С3 2С19 (2С19М2) 2С33
Год принятия на вооружение 1971 1989 (2012) отменена
Боевая масса, т 27,5 42,0 (43,24) 42,0
Экипаж, чел 4 5 5
Марка орудия, мм 2А33 2А64 2А79
Длина ствола, клб 28 47
Углы ВН, град -4...+60 -4...+68 -4...+70
Углы ГН, град 360 360 360
Возимый боезапас, выстр. 46 50 50
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км 17,4 24,7 более 30
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км 20,5 29 более 40
Максимальная дальность стрельбы УАС, км 20 25 25
Масса ОФС, кг 43,56 43,56
Боевая скорострельность, выстр./мин 1,9-3,5 7-8 (10) более 10
Калибр зенитного пулемёта, мм 7,62 12,7 12,7
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60 60 60

САУ 2С19 была принята на вооружение в 1989 году для замены САУ предыдущего поколения 2С3. По сравнению с «Акацией», «Мста-С» обладает существенно увеличенной дальностью стрельбы осколочно-фугасным снарядом (24,7 км против 17,4) и активно-реактивным снарядом (29,06 км против 20,5) и повышенной скорострельность (7—8 выстрелов в минуту у базовой 2С19, против 1,9—3,5 у 2С3). Кроме того, в боекомплект 2С19 входят снаряды повышенного могущества. Снаряд 3ОФ45 по своей эффективности действия превосходит снаряд 3ОФ25 в 1,2—1,3 раза, а снаряды 3ОФ61 и 3ОФ64 превосходят 3ОФ45 в 1,3—1,5 раза. Однако, несмотря на очевидные преимущества 2С19, в Российских войсках предпочтение отдаётся самоходным гаубицам 2С3. Причиной является большая простота в эксплуатации, а также меньшее время, затрачиваемое на подготовку расчёта САУ 2С3.

Сравнительная таблица ТТХ 2С19 с аналогами на момент принятия на вооружение
СССР 2С19 ФРГ/Италия/Великобритания SP70 Франция AuF.1T США М109А6 Великобритания AS-90
Начало серийного производства 1988 1985 (отменён) 1988 1991 1992
Боевая масса, т 42 43,5 42 28,9 45
Экипаж, чел 5 5 4 6 5
Калибр орудия, мм 152,4 155 155 155 155
Длина ствола, клб 47 39 39 39 39
Углы ВН, град -4...+68 -4...+66 -3...+75 -5...+70
Углы ГН, град 360 360 360 360 360
Возимый боезапас, выстр. 50 36 42 39 48
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км 24,7 24 23 22 24,7
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км 29 30 30 30 30
Максимальная дальность стрельбы УАС, км 20 20 20 20 20
Масса ОФС, кг 43,56 43,88 43,88 43,88 43,88
Боевая скорострельность, выстр./мин 7-8 до 6 до 8 1-4 до 6
Калибр зенитного пулемёта, мм 12,7 7,62 7,62 12,7 7,62
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60 68 60 61 53
Запас хода по шоссе, км 500 420 450 299 420

Основным конкурентом со стороны стран НАТО на момент разработки для 2С19 считался международный проект 155-мм самоходной гаубицы PzH-70 (SP70). В целом по своим характеристикам САУ «Мста-С» не уступала SP70. Единственным явным преимуществом была защита корпуса и башни SP70 от стрелкового оружия калибром вплоть до 14,5 мм. В 1982 году САУ SP70 прошли обширные испытания по программе ФРГ, после чего были направлены на войсковые испытания в страны-разработчики. К 1985 году планировалось организовать серийное производство, а первые серийные САУ должны были поступить в сухопутные войска в 1987 году. Общий выпуск должен был составить 640 единиц, 400 из которых предназначались для поставок в бундесвер. В 1986 году из проекта вышла Великобритания. Кроме того, постоянно возраставшая стоимость и сокращение серийного заказа привели к закрытию проекта и отказу от SP70.

Опыт работ по SP70 был применён при разработке модернизации французской самоходной гаубицы AMX-30 AuF.1. Самоходная гаубица получила усовершенствованный механизм заряжания с увеличенной до 8 выстрелов в минуту скорострельностью и была принята на вооружение Франции в 1988 году под обозначением AuF.1T. По сравнению с 2С19 экипаж французской САУ состоит из 4 человек, по остальным характеристикам AuF.1T и 2С19 приблизительно соответствуют друг другу. Великобританией был разработан собственный проект 155-мм самоходной гаубицы, получивший обозначение AS-90. Первые проработки были начаты в 1982 году, а к 1986 году был изготовлен опытный образец. Окончательное решение о дальнейших работах над AS-90 было принято после выхода Великобритании из международного проекта SP70. AS-90, так же как и SP70, в качестве основного вооружения использует артиллерийскую часть буксируемой гаубицы FH70. Серийное производство AS90 было начато в 1992 году, всего было изготовлено 179 самоходных гаубиц.

В США к 1991 году были завершены работы над последней серийной модификацией САУ M109, получившей обозначение M109A6 «Paladin». По сравнению с предыдущими модификациями M109A6 получила новую башню с улучшенной защитой и новый комплект бортового оборудования. По сравнению с «Мстой-С» самоходная гаубица M109A6 имеет сопоставимую дальность стрельбы, однако по остальным критическим параметрам (таким как запас хода и максимальная скорострельность) существенно уступает САУ 2С19 и не может обеспечить приемлемый режим огня, необходимый для подавления сил противника в современных условиях боя.

Сравнительная таблица ТТХ 2С19М2 с современными аналогами
Россия 2С19М2 Германия PzH 2000 США ХМ2001 Китай PLZ-05 Великобритания AS-90 "Braveheart"
Начало серийного производства 2012 2000 2006 (отменён) 2007 1998
Боевая масса, т 43,24 55,33 43,64 43 45
Экипаж. чел. 5 5 3 4 5
Калибр орудия, мм 152,4 155 155 155 155
Длина ствола, клб 47 52 56 52 52
Углы ВН, град -4...+68 -2,5...+65 -3...+75 -3...+68 -5...+70
Углы ГН, град 360 360 360 360 360
Возимый боезапас, выстр. 50 60 50 30 48
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км 24,7 30 39 30
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км 29 40 более 40 53 41
Максимальная дальность стрельбы УАС, км 25 57 25
Боевая скорострельность, выстр./мин 10 10 10-12 до 8 до 6
Калибр зенитного пулемёта, мм 12,7 7,62 12,7 12,7 7,62
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60 60 67 65 53
Запас хода по шоссе, км 600 420 405 450 420

После принятия в начале 1990-х годов странами-участницами НАТО «Совместного меморандума о баллистике» рядом государств были начаты работы по созданию новых САУ или модернизации уже существующих самоходных артиллерийских установок с оснащением 155-мм стволом длиной 52 калибра и объёмом зарядной каморы в 23 литра. К 1998 году в ФРГ было развёрнуто серийное производство самоходных гаубиц PzH 2000, созданных на базе ранее отменённого проекта PzH 70. В отличие от предшественника PzH 2000 вооружена орудием с новой баллистикой, что позволило увеличить дальность стрельбы снарядами L15A2 до 30 км, а активно-реактивными снарядами ERFB-BB до 41 км. Кроме того, скорострельность была увеличена до 8—10 выстрелов в минуту. В Великобритании была разработана модифицированная версия AS-90 с установкой нового орудия, получившая обозначение «Braveheart», серийное производство данной модификации было начато в 1998 году, однако полностью самоходные гаубицы AS-90 со старой баллистикой заменены в войсках не были.

В 1994 году в США была начата разработка принципиально новой самоходной гаубицы XM2001 «Crusader» для замены САУ M109 и её модификаций. САУ XM2001 имела новое 155-мм орудие длиной 56 калибров с увеличенной дальностью стрельбы и скорострельностью на уровне 10—12 выстрелов за первую минуту. Экипаж составлял 3 человека, а весь процесс заряжания был полностью автоматизирован. В 2006 году планировалось начать мелкосерийное производство, а в 2007 году — массовое, однако из-за высокой стоимости и недостаточной мобильности САУ, проект «Crusader» был закрыт.

Первая демонстрация макета САУ 2С19 была проведена в 1990 году в Маниле. На выставке IDEX-93 в Абу-Даби в 1993 году на показательном выступлении «Мста» поразила управляемыми снарядами «Краснополь» 38 целей из 40 с дистанции 15 км. В ходе демонстраций были выявлены как преимущества (высокая скорострельность, сравнительно большой возимый боекомплект), так и серьёзные недостатки, основными из которых являлись максимальная дальность стрельбы и устаревшая система управления огнём. Данные недостатки оказали существенное негативное влияние в продвижении 2С19 на рынок экспортных поставок вооружений.

Специально для иностранных заказчиков к 2001 году была разработана модифицированная версия 2С19М1-155, оснащённая новой автоматизированной системой управления наведением орудия и орудием калибра 155 мм под стандарт НАТО. Интерес к данной модификации был проявлен со стороны ряда иностранных государств. В России для ликвидации отставания от западных аналогов была начата работа над глубокой модернизацией САУ 2С19 под обозначением 2С33, однако до серийного производства она доведена не была.

В настоящее время конструкция самоходной гаубицы 2С19 претерпела ряд существенный изменений. В новой модификации увеличена скорострельность, введён режим «одновременного огневого налёта» и установлен комплект бортового оборудования для интеграции в единую систему управления тактического звена. Комплекс этих мер позволяет использовать САУ 2С19М2 в качестве основной ударной единицы артиллерии бригадного звена Российской армии на ближайшую перспективу. В то же время в современных условиях боя максимальная дальность стрельбы самоходной гаубицы должна составлять 40—45 км. Данный параметр является недостижимым для устаревшего баллистического решения, используемого в «Мсте-С». Поэтому по плану перевооружения Российской армии к началу 2020 года устаревшие самоходные гаубицы 2С19 будут заменены на новые САУ 2С35 «Коалиция-СВ».

Характеристики (ТТХ) 2С19 «Мста-С»

-Боевая масса, т: 42-Компоновочная схема: заднемоторная-Экипаж, чел.: 5Размеры:-Длина корпуса, мм: 6040-Длина с пушкой вперёд, мм: 11 917-Ширина корпуса, мм: 3380-Высота, мм: 3350-База, мм: 4520-Колея, мм: 2800-Клиренс, мм: 450Бронирование:-Тип брони: гомогенная стальная-Вооружение:-Калибр и марка пушки: 152-мм 2А64-Тип пушки: нарезная гаубица-Длина ствола, калибров: 47-Боекомплект пушки: 50-Углы ВН, град.: -4…+68 град-Углы ГН, град.: 360 град-Дальность стрельбы, км: 6,5…29,06-Прицелы: 1П22, 1П23, ПЗУ-5-Пулемёты: 1 х 12,7-мм НСВТПодвижность:-Двигатель: Производитель: ЧТЗ. Марка: В-84А. Тип: дизельный. Максимальная мощность: 780 л.с. (573 5 кВт ). Конфигурация: V12. Цилиндров: 12. Расход топлива при смешанном цикле: 240…450 л/100 км. Охлаждение: жидкостное. Тактность (число тактов): 4. Рекомендованное топливо: ДЛ-0,2-40, ДЗ-0,2 минус 35, ДА-0,2, ТС-1, Т-1, Т-2. -Скорость по шоссе, км/ч: 60-Запас хода по шоссе, км: 500-Ёмкость топливных баков, л: 1300-Удельная мощность, л. с./т: 19-Тип подвески: индивидуальная, торсионная-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,87-Преодолеваемый подъём, град.: 25 град-Преодолеваемая стенка, м: 0,5-Преодолеваемый ров, м: 2,6—2,8-Преодолеваемый брод, м: 1,2 (5 с ОПВТ)

Калибр152 мм
Максимальная дальность стрельбы29 км
Запас хода по шоссе500 км
Боевая масса42 т

wartools.ru

САУ PzH 2000 - немецкая самоходная установка калибр 155-мм

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации — превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки — в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить по

oruzhie.info

Артиллерия, крупный калибр: 203-мм САУ 2С7 "Пион"

Продолжая тему артиллерийского вооружения армии России, мы переходим к рассказу об орудии, которое сложно не увидеть на любой выставке, в любом музее или любой другой площадке, где оно выставлено. Орудие, которое может назвать родным очень малое количество артиллеристов.

Как вы понимаете, речь идет об очередном цветке в букете артиллерийских систем, 203-мм самоходной пушке артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования 2С7 «Пион». САУ 2С7 сегодня является одной из самых мощных полевых артсистем в мире.

Если САУ 2С5 «Гиацинт» производит впечатление Бога войны, то САУ 2С7 «Пион» давит на чувства совсем по-другому. Кстати, точно так же воздействуют на наши чувства почти все орудия повышенной мощности. Правильнее будет все-таки другое определение — повышенного могущества!

Эта система скорее карающий меч Бога войны. Меч, которому практически невозможно противостоять. Меч, от которого нельзя укрыться. Меч, несущий неотвратимое наказание.

Рассказ об этой системе необходимо начать издалека. Со времен правления Н. С. Хрущева. Многие артиллеристы до сих пор с нехорошим чувством вспоминают этого генерального секретаря ЦК КПСС. Человек, который решил «убить Бога», убить ствольную артиллерию. Война, по Хрущеву, это обмен ядерными ударами с помощью ракет и бомбардировщиков.

Но, несмотря на такую точку зрения руководства страны, в армейской среде понимали, что глобальный конфликт приведет к уничтожению планеты как таковой. Применять ядерное оружие огромной мощности глупо. Потому современные войны уже не будут такими глобальными, как Вторая мировая. Они превратятся в череду локальных конфликтов.

Но и отказываться от ядерного оружия глупо. То, что невозможно достичь огромными калибрами и огромным количеством ВВ в боеприпасе, можно достигнуть применением ядерного заряда и ракетных снарядов. Не зря мощность ядерного оружия в тротиловом эквиваленте измеряются в килотоннах. В тысячах тонн!

Разговоры о необходимости создания орудий, способных вести огонь снарядами с «ядерной начинкой», открыто начались в середине 60-х годов. Это утверждение касается не только Советского Союза, но и его антипода — США. Военные теоретики обеих стран пришли к одинаковому выводу примерно в одно и то же время.

Таким образом, вторая половина 60-х годов характеризуется разработкой сразу нескольких артиллерийских систем, способных наносить удар по противнику ядерными боеприпасами малой мощности. В армии требовался «новый старый» носитель ЯО.

В 1967 году вышел приказ Министерства оборонной промышленности СССР о начале разработки самоходной артиллерийской установки большой мощности. Основным требованием была дальность стрельбы и возможность применения ядерного заряда малой мощности. В остальном ограничений конструкторам поставлено не было. Главное — дальность не менее 25 км для обычного ОФС.

НИР по определению облика и базовых ТТХ самоходного орудия особой мощности начата по приказу Министерства оборонной промышленности СССР №801 от 16 декабря 1967 г. По заданию ГРАУ Артиллерийская академия имени М. И. Калинина осуществляла выбор калибра установки: были рассмотрены 210-мм пушка С-72, 180-мм пушка С-23 и 180-мм береговая пушка МУ-1.

По заключению академии, наиболее подходящим было признано баллистическое решение 210-мм пушки С-72. Однако, несмотря на это, завод «Баррикады» для обеспечения преемственности технологий изготовления уже разработанных орудий Б-4 и Б-4М, предложил уменьшить калибр с 210 до 203 мм. Предложение было одобрено ГРАУ.

Одновременно велись работы и по подбору шасси и компоновочной схемы для будущей тяжелой САУ:— вариант шасси многоцелевого тягача МТ-Т, выполненного на базе танка Т-64А — «Объект 429А»;— вариант шасси на базе тяжёлого танка Т-10 — «Объект 216.сп1»;

В связи с тем, что предполагалась открытая установка орудия, а также из-за высокой силы сопротивления откату (135 т) имеющиеся шасси не подходили для САУ. Поэтому было принято решение разрабатывать новую ходовую часть с максимально возможной унификацией по узлам с имевшимися на вооружении СССР танками.

В итоге министерство приняло соломоново решение. В 1969 г. головным разработчиком «Пиона» стал кировский завод. Созданием же артиллерийской составляющей занялись конструкторы «Баррикад».

Требования к новой САУ были достаточно жесткие. Безрикошетная дальность стрельбы 8,5—35 км (для ОФС). САУ должна быть достаточно мобильной. Но главное, система должна стрелять снарядом 3ВБ2! Эта маркировка была присвоена снаряду с ядерной боевой частью. Т.е. изначально конструкторы получили задание создать «ядерную пушку».

Главным конструктором шасси стал Н. С. Попов.

Главным конструктором 203-мм орудия 2А44 стал Г. И. Сергеев.

Чтобы закрыть тему ядерного боеприпаса, необходимо забежать вперед. «Пион» действительно стрелял снарядом 3БВ2! Разработанным в 1977 г. во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической физики специально для САУ 2С7.

Точнее, стреляло стационарное орудие со стволом от пушки 2С7. Но это было всего лишь один раз. Поэтому говорить о стабильной стрельбе на основе испытаний мы не можем. Один выстрел в условиях полигона. Но будет ли необходим второй в боевой обстановке? Учитывая мощность заряда в 2 килотонны…

В период с 1973 по 1974 годы два опытных образца САУ 2С7 были изготовлены и направлены на испытания. Первый образец проходил ходовые испытания на полигоне Струги Красные. Второй образец проходил испытания стрельбой, однако выполнить требования по дальности стрельбы не смог. Проблема была решена подбором оптимального состава порохового заряда и типа выстрела.

В 1975 г. новая САУ была принята на вооружение, и уже со следующего года стала выпускаться серийно и поступать в артиллерийские бригады особой мощности. 2С7 «Пион» предназначена для подавления и ликвидации средств ядерного нападения (СЯН), артиллерии, минометов, техники, тылов, пунктов управления войсками, живой силы противника.

Перейдем непосредственно к самой САУ. Тем более что она действительно интересна даже для неспециалиста.

САУ «Пион» выполнена по безбашенной схеме с открытой установкой орудия в кормовой части корпуса. На марше все члены экипажа размещены в корпусе САУ.

Корпус разделён на четыре отделения. В передней части находится отделение управления с местом командира, механика-водителя и место для одного из членов расчёта.

За отделением управления находится моторно-трансмиссионный отсек с двигателем.

За моторно-трансмиссионным отсеком находится отделение расчёта, в котором расположены укладки со снарядами, место наводчика по-походному и места для 3 (в модернизированном варианте 2) членов расчёта.

В кормовом отделении находится откидная плита-сошник и орудие САУ.

Корпус 2С7 выполнен из двухслойной противопульной брони с толщиной наружных листов 13 мм, а внутренних — 8 мм.

Расчёт, находящийся внутри САУ, защищён от последствий применения оружия массового поражения. Корпус ослабляет действие проникающей радиации в три раза.

Заряжание главного орудия при работе САУ осуществляется с грунта или с грузовика с помощью специального подъёмного механизма, установленного на платформе, с правой стороны относительно основного орудия. Заряжающий при этом находится слева от орудия, управляя процессом с помощью пульта управления.

По традиции особое внимание уделим орудию. Нарезная пушка 2А44 разработки ОКБ-3 (КБ завода «Баррикады»). Ствол орудия представляет собой свободную трубу, соединённую с казёнником. В казённике расположен поршневой затвор. Ствол орудия и противооткатные устройства размещаются в люльке качающейся части.

Качающаяся часть закреплена на верхнем станке, который установлен на оси и закреплён намётками.

Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката и двух пневматических накатников, расположенных симметрично относительно канала ствола. Такая схема противооткатных устройств позволяет надёжно удерживать откатные части орудия в крайнем положении до производства выстрела при любых углах вертикального наведения орудия.

Длина отката при выстреле достигает 1400 мм.

Подъёмный и поворотный механизмы секторного типа обеспечивают наведение орудия в диапазоне углов от 0 до +60° по вертикали и от −15 до +15° по горизонту.

Наведение может осуществляться как гидравлическими приводами, питающимися от насосной станции САУ 2С7, так и с помощью ручных приводов.

Пневматический уравновешивающий механизм служит для компенсации момента неуравновешенности качающейся части орудия.

Для облегчения работы членов расчёта САУ оборудована механизмом заряжания, обеспечивающим подачу выстрелов на линию заряжания и досылку их в камору орудия.

Откидная опорная плита, размещённая в корме корпуса, передаёт усилия выстрела на грунт, обеспечивая большую устойчивость САУ. На заряде № 3 «Пион» мог вести стрельбу прямой наводкой без установки сошника.

Возимый боекомплект самоходной пушки «Пион» составляет 4 выстрела (для модернизированного варианта 8), в приданной к САУ транспортной машине перевозится основной боекомплект из 40 выстрелов.

Как и любая система, САУ «Пион» постоянно модернизировалась. Появление новых технических решений, новых технологий производства, новых материалов приводит к совершенствованию орудий и САУ в целом.

«Продолжением» САУ 2С7 «Пион» стала САУ 2С7М «Малка». Это не другое орудие. Это именно модернизация «Пиона». Изменениям подверглись двигатель и ходовая часть. Испытания начаты в феврале 1985 г.

Для приёма и отображения информации с машины старшего офицера батареи места наводчика и командира были оборудованы цифровыми индикаторами с автоматическим приёмом данных, что позволило сократить время перевода машины из походного в боевое положение и обратно.

Благодаря изменённой конструкции укладок возимый боекомплект был увеличен до 8 выстрелов.

Новый механизм заряжания позволил осуществлять заряжание орудия при любых углах вертикальной прокачки. Таким образом скорострельность была увеличена в 1,6 раза (до 2,5 выстрелов в минуту), а режим огня — в 1,25 раза.

Для слежения за важными подсистемами в САУ была установлена аппаратура регламентного контроля, осуществлявшая непрерывный мониторинг узлов вооружения, двигателя, гидросистемы и энергоагрегатов.

Серийное производство начато в 1986 г.

Наверное, стоит рассказать ещё об одном варианте орудия 2А44. Варианте, который специально разрабатывался для ВМФ. И который не был реализован лишь из-за принципиальной позиции флотских начальников по крупному калибру как таковому.

«Пион-М» — проект корабельной артиллерийской установки, разрабатывался на базе пушки 2А44 в конце 1970-х годов. Масса артиллерийской установки без боекомплекта составила 65-70 тонн. Боекомплект должен был составлять 75 выстрелов, а скорострельность до 1,5 выстрелов в минуту. Артиллерийскую установку «Пион-М» предполагалось устанавливать на корабли проекта 956 типа «Современный».

Сегодня рассуждать о правильности данного решения руководства флота глупо. Можно только высказать собственное мнение. Как нам кажется, адмиралы зря «утопили» «Пион-М». Очень недальновидно было акцентировать всё внимание на ракетах. Время показало, что в некоторых случаях высокотехнологичное вооружение более уязвимо, чем старый добрый снаряд. Ему совершенно наплевать на вражеские РЭБ и прочие технические новшества.

Основные ТТХ САУ 2А7 «Пион»:

Масса, т: 46,5Калибр орудия, мм: 203,2Углы наведения:— по вертикали: 0-60°— по горизонтали: 15°Максимальная дальность стрельбы, м: 37 500Минимальная дальность стрельбы, м: 8 400

Масса осколочно-фугасного снаряда, кг: 110Скорострельность, выстр./мин: до 2,5Возимый боекомплект, выстр: 4Типы снарядов: фугасный, осколочно-фугасный, специальный

Время перевода из походного положения в боевое, мин: 5Расчет, чел: 6

Мощность двигателя, л.с: 780Максимальная скорость хода, км/ч: 51Запас хода по шоссе, км: 500

На вооружении Российской Армии сегодня находится 327 единиц САУ «Пион» и «Малка». Однако большая часть из них (до 300) на хранении.

За время эксплуатации в Советской Армии самоходные пушки «Пион» ни разу не применялись ни в одном вооружённом конфликте. После подписания Договора об обычных вооружённых силах в Европе все самоходные пушки «Пион» и «Малка» были выведены из состава европейских округов и передислоцированы в Сибирский и Дальневосточный военные округа.

Единственным известным эпизодом боевого применения САУ 2С7 является война в Южной Осетии, где грузинской стороной конфликта использовалась батарея из шести САУ 2С7. При отступлении грузинские войска потеряли все шесть САУ 2С7 в районе Гори. Одна из установок была захвачена в качестве трофея российскими войсками, остальные — уничтожены.

Существуют свидетельства присутствия «Пионов» в зоне вооружённого конфликта на востоке Украины в составе ВСУ, достоверных сведений о применении пока нет.

______________________________К сожалению, на этом материале мы пока вынуждены остановиться и сделать паузу. Однако крупные калибры вернутся в самом начале осени. Так что всем любителям больших пушек и гаубиц — до свидания!

/Александр Ставер, Роман Скоморохов, topwar.ru/

army-news.ru

КСП-76 (ГАЗ-68) - колесная противотанковая САУ калибр 76-мм

Летом 1943 г. на Горьковском автомобильном заводе была разработана самоходная артиллерийская установка СУ-76М. Началось ее серийное производство. Установка хорошо передвигалась на любых дорогах. Но скорость САУ была небольшой. Конструкторы приняли решение создать еще и колесную САУ, которая могла бы быть использована как подвижное средство для огневой поддержки пехоты. Работа над созданием колесной самоходной установки началась в 1943 г. Уже в конце года был создан деревянный макет. Весной 1944 г. появился опытный образец машины, которая получила наименование ГАЗ-68 или КСП-76.

При разработке колесной САУ КСП-76 (ГАЗ-68) использовались агрегаты двухтонного полноприводного автомобиля ГАЗ-63. Корпус машины был низким, открытым сверху. Углы наклона бронелистов были сделаны так, что защищали экипаж от крупнокалиберных бронебойных пуль и осколков. 76-мм пушка ЗИС-З размещалась максимально низко. Высота линии ее огня была на 0,7 м ниже, чем у СУ-76М. Горизонтальный угол обстрела орудия был равен 37°. Угол вертикальной наводки составлял от -3 до +15 градусов. С правой стороны от пушки находилось место водителя. Слева от пушки располагалось место командира-наводчика, который мог управлять огнем. Позади было место для заряжающего.В кормовой части установки находился двигатель ГАЗ-11, который снабжался усиленной системой охлаждения. Радиатор был защищен броневыми щитками. С левой стороны от мотора, в специальных отсеках, располагались бензобак объемом 140 л и основная часть боекомплекта из 58 выстрелов. На четырех рессорах с гидроамортизаторами находились два ведущих моста ходовой части. Шины установки были пулестойкими. На шинах находились грунтозацепы.Испытания машины позволили сделать вывод, что САУ КСП-76 обладает маневренностью и хорошей проходимостью. Установка была почти в 2 раза легче СУ-76М. Огневая мощь машины была такой же, как у СУ-76М. Установка легко двигалась по бездорожью. Однако серийное производство колесной САУ не было начато.

Тактико-технические характеристики КСП-76 (ГАЗ-68)

Экипаж 3 чел.
Масса 5,4 т
Длина 6,36 м
Высота 1,65 м
Ширина 2,05 мм
Броня лобовая 25—35 мм
Броня бортовая 10—16 мм
Максимальная скорость по шоссе 62,5 км/ч
Запас хода по шоссе 300 км
Вооружение пушка 76-мм ЗИС-3
Боекомплект пушки 58 выстрелов
Двигатель ГАЗ-11
Мощность двигателя 85 л.с.

Фото САУ КСП-76 (ГАЗ-68)

Похожие материалы

oruzhie.info

САУ 2С1 Гвоздика 122-мм ТТХ. Фото. Фидео

САУ 2С1 «Гвоздика» была создана в 1969 г. в ОКБ-9 завода «Уралмаш» спустя два года после выхода в свет постановления Совета министров. В процессе боевых действий во время Великой Отечественной войны самоходные установки выполняли те же функции, что и танки, поэтому после войны они на долгое время были вытеснены более эффективными, хотя и дорогостоящими танками. Только в 1965 г. самоходная артиллерия возродилась, когда конструкторы принялись за работу над созданием САУ нового поколения.

Съемка внутри 2С1 Гвоздика во время стрельбы

При этом учитывались и по возможности устранялись все недостатки самоходок военного времени: небольшие углы горизонтальной наводки орудия, довольно низкую скорострельность, ограниченный обзор из неподвижных боевых рубок. В результате появилось несколько машин, которым были присвоены названия: «Гвоздика», «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт». «Гвоздика» была принята на вооружение в 1971 г. и предназначалась для ликвидации живой силы противника и разрушения укреплений неприятельской стороны.

Машина была поставлена на шасси тягача МТ-ЛБ. Резинометаллические гусеницы и с индивидуальной торсионной подвеской катки обеспечивали хорошую проходимость и маневренность машины. Корпус полностью герметичен, а движение по водным преградам осуществляется посредством перемотки гусениц с резинометаллическими шарнирами. Машина способна достигать на воде до 4,5 км/ч, а также преодолевать водоемы шириной до 300 м при высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0,6 м/с.

Корпус САУ изготовлен из стальных листов. Противопульное бронирование «Гвоздики» может выдержать 7,62-мм винтовочную пулю Б-32 с расстояния 300 м. Кабина водителя и моторное отделение расположены в передней части корпуса, а боевое отделение — в задней. В башне, которая поворачивается на 360* с помощью электрического или ручного привода, находятся командир, наводчик и заряжающий.

Машина оснащена V-образным 8-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем ЯМЗ—238В. Коробка передач имеет 6 передних и 1 заднюю передачу. Топливные баки общей емкостью 550 л расположены в стенках бортов корпуса, последовательно соединяясь друг с другом по три с каждой стороны.

«Гвоздика» вооружена гаубицей Д-32 с моноблочным стволом с двухкамерным дульным тормозом и эжектором для очистки от остатков пороховых газов. С целью облегчения заряжания гаубицы используется механизм досылания электромеханического типа. Если для стрельбы берутся снаряды, лежащие на земле, их подача внутрь боевого отделения производится посредством транспортировочного устройства через большую заднюю дверь. Углы вертикальной наводки ствола гаубицы колеблются от -3 до +70°. Дальность стрельбы варьируется от 4070 м до 15200 м. При стрельбе с земли САУ способна сделать 4—5 выстрелов в минуту, с борта — 1—2 выстрела в минуту. Систему управления огнем составляют перископический прицел ПГ-2, панорамный и оптический прицелы.

Боекомплект орудия включает в себя 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов раздельного заряжания. При этом используется широкий спектр снарядов: осветительные, агитационные, химические, дымовые, снаряды радиоэлектронного противодействия и со специальными стреловидными поражающими элементами, кумулятивные, осколочно-фугасные. В 1967 г. конструкторы работали над созданием гаубиц для САУ с картузным заряжанием: Д-16 и Д-16М, однако в серию эти орудия не вошли.

Схема 2С1 «Гвоздика»

 

Самоходку ввиду ее небольшого веса можно перевозить с помощью самолетов Ан-12, Ан-124 и Ил-74. При этом уменьшение высоты достигается приподниманием и закреплением опорных катков (со второго по седьмой) специальными устройствами. Эта машина долгое время состояла и состоит до сегодняшнего дня на вооружении всех армий стран Варшавского договора. Сегодня «Гвоздика* имеет снаряд с лазерным наведением «Китолов-2», специально разработанный для самоходки. Снаряд способен с высокой степенью вероятности попадать в неподвижные и движущие цели.

Варианты и модификации

2С1М1 — российская модернизированная версия с установкой АСУНО 1В168-1.

2С34 «Хоста» — российский модернизированный вариант 2С1, в котором гаубица 2А31 заменена на орудие 2А80-1, а на башенку командира установлен 7,62-мм пулемёт ПКТ. Разработана в 2003 году и в 2008 году поступила на вооружение Российской Армии.

2C1T Goździk — польский модернизированный вариант с установкой АСУНО TOPAZ.

Rak-120 — разработанный в 2008—2009 гг. польский модернизированный вариант с заменой орудия 2А31 на 120-мм гладкоствольный миномёт, оборудованный автоматом заряжания. Возимый боекомплект увеличен с 40 до 60 выстрелов, однако данные о начале серийного производства этой модификации отсутствуют.

Model 89 — вариант, разработанный в Румынии в 1980-х годах. От 2С1 отличается базовым шасси — вместо модифицированной базы МТ-ЛБ использовано шасси БМП MLI-84.

Raad-1 (араб. الرعد-1‎, Гром-1) — иранская 122-мм самоходная гаубица, разработанная в 1996 году и с 2002 года запущенная в массовое производство. От 2С1 отличается базовым шасси, вместо МТ-ЛБ используется иранская БМП Boragh.

Тактико-технические характеристики 2С1 Гвоздика

- Компоновочная схема: переднемоторная- Разработчик: ХТЗ Завод № 9- Годы производства: с 1969 по 1991- Годы эксплуатации: с 1971- Количество выпущенных, шт.: более 10 000

- Экипаж, чел.: 4

Размеры 2С1 Гвоздика

- Длина корпуса, мм: 7260- Длина с пушкой вперёд, мм: 7260- Ширина, мм: 2850- Высота, мм: 2725- База, мм: 4445- Колея, мм: 2500- Клиренс, мм: 400

Вес 2С1 Гвоздика

- Боевая масса, т: 15,7

Бронирование 2С1 Гвоздика

- Тип брони: стальная катаная, противопульная- Лоб корпуса, мм/град.: 15- Лоб башни, мм/град.: 20

Вооружение 2С1 Гвоздика

- Калибр и марка пушки: 122-мм 2А31- Тип пушки: нарезная гаубица- Длина ствола, калибров: 35,0- Боекомплект пушки: 40- Углы ВН, град.: −3…+70°- Углы ГН, град.: 360°

Дальность стрельбы 2С1 Гвоздика

- до 15,2 км

- Прицелы: ПГ-2, ОП5-37, ТКН-3Б

Двигатель 2С1 Гвоздика

- Тип двигателя: ЯМЗ-238Н- Мощность двигателя, л. с.: 300

Скорость 2С1 Гвоздика

- Скорость по шоссе, км/ч: 60- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 26—32, 4,5 на плаву

- Запас хода по шоссе, км: 500- Ёмкость топливных баков, л: 550- Удельная мощность, л. с./т: 19,1- Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,492

- Преодолеваемый подъём, град.: 35°- Преодолеваемая стенка, м: 0,7- Преодолеваемый ров, м: 3,0- Преодолеваемый брод, м: плавает

 

Фото 2С1 Гвоздика

 Высадка из ДКВП «Зубр» САУ 2С1 "Гвоздика"

 

 

Внутри 2С1 Гвоздика

Похожие материалы

oruzhie.info

Самоходная артиллерийская установка M107 (САУ)

Калибр175 мм
Максимальная дальность стрельбы32,7 км
Запас хода по шоссе725 км
Боевая масса28,2 т

M107

Англ. 175mm Self-Propelled Gun M107

Американская самоходная артиллерийская установка (САУ) калибра 175 мм 1960-х годов. Была создана фирмой Pacific Car & Foundry в 1956—1961 годах по заказу Армии США на создание семейства авиадесантной самоходной артиллерии и связанных машин технического обслуживания, в которое входит также САУ M110, отличающаяся от M107 лишь качающейся частью орудия. Для своего времени M107 являлась одной из мощнейших в целом и мощнейшей самоходной серийной артиллерийской системой в мире.

M107 поступала на вооружение корпусной артиллерии Армии и Корпуса морской пехоты США и активно использовалась ими во Вьетнамской войне. Из-за нестандартного калибра и ограниченного ассортимента боеприпасов M107 с принятием на вооружение улучшенной модификации гаубицы M110A2, дальность стрельбы которой с применением активно-реактивных снарядов стала сравнима с M107, в 1978 году было принято решение о снятии последней с вооружения, и к 1981 году все M107 вооружённых сил США были переоборудованы в M110A2. M107 также активно поставлялась на экспорт, состояла на вооружении по меньшей мере десятка других стран и применялысь Израилем в Войне на истощение и Войне Судного дня. По состоянию на 2010 год, M107 всё ещё остаётся на вооружении ряда стран.

История

К середине 1950-х годов главным вооружением тяжёлой самоходной артиллерии Армии и Корпуса морской пехоты США являлись САУ M53 и M55, вооружённые, соответственно, 155-мм пушкой и 203-мм гаубицей и использовавшие унифицированное шасси, созданное на основе агрегатов среднего танка. M53 и M55 имели перспективную башенную компоновку, хотя и с ограниченными углами горизонтального наведения, и полное бронирование, однако их надёжность оказалась недостаточной, а масса, составлявшая 44,5 тонны, серьёзно ограничивала их стратегическую и оперативно-тактическую мобильность. В это же время на основе опыта Корейской войны вооружёнными силами было выдвинуто требование по обеспечению более быстрой переброски войск за океан, для чего наиболее перспективной представлялась транспортная авиация.

На конференции Questionmark IV, проведённой в августе 1955 года, высокий приоритет был отведён разработке и созданию различных видов авиатранспортабельной техники, в том числе и САУ. По итогам этой конференции, в январе 1956 года Артиллерийско-технической службой Армии США была начата разработка тактико-технических требований для программы авиатранспортабельной тяжёлой артиллерии и в сентябре того же года было одобрен проект фирмы Pacific Car & Foundry, которой был выдан контракт на создание семейства САУ на общей базе и постройку шести их прототипов, в том числе двух со 175-мм пушкой, получивших обозначение T235 (англ. 175mm Self-Propelled Gun T235). Три других прототипа были вооружены 203-мм гаубицей, принятой в дальнейшем на вооружение как M110, а четвёртый, на вооружение не принятый — 155-мм пушкой.

Конструкция

M107 имеет классическую переднемоторную компоновку, с расположением трансмиссионного отделения в лобовой оконечности корпуса, моторного отделения и отделения управления в лобовой части корпуса за ним, справа и слева, соответственно; открытое боевое отделение занимает кормовую часть корпуса. Экипаж САУ состоит из тринадцати человек: командира, механика-водителя, трёх наводчиков и восьми заряжающих. Помимо механика-водителя, в САУ предусмотрены места только для четырёх членов экипажа: двух наводчиков и заряжающих, размещающиеся по бортам боевого отделения; остальные члены экипажа перевозятся на марше машиной сопровождения, хотя размер САУ позволяет при крайней необходимости расположить в ней всех членов экипажа.

Броневой корпус и башня

Корпус сварен из броневых листов различной толщины и разделён перегородками на боевое отделение (в кормовой части), отделение управления и силовое отделение (в носовой части корпуса). На крыше передней части корпуса размещены башенка механика-водителя с люком и перископами и съёмные крышки для доступа к силовому отделению, аккумуляторным батареям и воздухофильтрам. Топливный бак находится в кормовой части корпуса.

Также в кормовой части корпуса расположены два сошника с гидравлическим приводом, устанавливаемые на грунт при стрельбе.

Вооружение

Основное вооружение

Главное вооружение M107 составляет 175-мм нарезная пушка M113 (англ. 175mm Gun M113). Длина ствола орудия составляет 60 калибров / 10 500 мм, в том числе нарезной части, имеющей 48 нарезов постоянной крутизны, с одним оборотом на 20 калибров — 8870 мм. Полная длина качающейся части орудия составляет 10 871 мм, масса — 6260 кг. Длина каморы составляет 1328 мм, объём — 47 490 см3. Затвор орудия — ручной, секторный поршневой, системы Велина. Для скорострельности M113 в различных источниках приводятся данные от 1,5 до 2 выстрелов в минуту, могущие также относиться к различной продолжительности стрельбы. Противооткатные устройства орудия — гидропневматические, нормальная длина отката составляет от 711 до 1778 мм.

Средства наведения орудия включают телескопический оптический прицел M116C, артиллерийскую панораму M115 (англ. Panoramic Telescope M115) и артиллерийские квадранты M15 (англ. Elevation Quadrant M15) и M1A1 (англ. Gunners Quadrant M1A1).

Пушка располагается в универсальной установке M158, в которой она свободно взаимозаменяема с 203-мм гаубицей M2A2. Установка обеспечивает углы наведения от -2 до +65 град. в вертикальной и +...-30 град. в горизонтальной плоскости. Наведение орудия происходит при помощи гидравлического или дублирующего ручного привода, максимальная скорость наведения при применении гидравлического привода составляет 6 градусов в секунду в вертикальной и 8 — в горизонтальной плоскости. Заряжание орудия частично механизировано: гидравлический механизм поднимает компоненты выстрела с земли, выводит их на линию заряжания и производит досылание. Возимый боекомплект САУ состоит лишь из двух выстрелов, остальные боеприпасы перевозятся машинами сопровождения.

Боеприпасы и баллистика

M113 имеет раздельное картузное заряжание. Единственным видом 175-мм боеприпаса является осколочно-фугасный снаряд M437 (англ. Projectile, 175mm, HE, M437) в вариантах M437A1 и M437A2, имеющий в последнем варианте массу 66,81 кг. Снаряд комплектуется взрывателями типов P.D. M572, M739, MTSQ M582 или Proximity M728 и M732, а его варианты различаются лишь зарядом: M437A1 снаряжается 13,61 кг тротила, а M437A2 — 14,07 кг состава «Composition B» (взрывчатое вещество, представляющее собой текучую смесь гексогена (RDX) и тринитротолуола (TNT)), состоящего из 59,5 % гексогена, 39,5 % тротила и 1 % флегматизатора в виде парафина; вспомогательный заряд обоих вариантов состоял из 136 г тротила.

Для стрельбы этим снарядом применяется метательный заряд M86 (англ. Charge, Propelling, 175mm, M86) в вариантах M86, M86A1 и M86A2, состоящий из трёх зарядов, содержащих 24,95 кг пороха M6. Модификации M86 различаются лишь конструкцией запальных трубок, некоторые партии зарядов содержат также пламегаситель M5 (англ. Flash Reducer M5) для уменьшения вспышки выстрела при стрельбе зарядом № 3, содержащий 454 г сульфата калия. В 1970 году на вооружение был принят упрощённый метательный заряд M124 (англ. Charge, Propelling, 175mm, M124), соответствующий заряду M86 № 1 и состоящий из одного заряда в 7,71 кг.

Таблица стрельбы пушки M113
Заряд Масса заряда, кг Дульная скорость, м/с Максимальная дальность, м Давление в канале ствола, кг/см2
№ 1 511 15 100 710
№ 2 704 22 100 1420
№ 3 24,95 914 32 700 3213
Дополнительное вооружение

Для самообороны экипажа, САУ комплектуется 11,43-мм пистолетом-пулемётом M3A1 со 180 патронами к нему в 6 магазинах, четырьмя 7,62-мм автоматическими винтовками M14 с 720 патронами к ним в 26 магазинах, а также 8 ручными гранатами.

Средства наблюдения и связи

Механик-водитель M107 на марше осуществляет наблюдение через свой люк, а при необходимости может держать люк закрытым и использовать три призменных перископических смотровых прибора M17, обеспечивающих обзор лобового сектора; для вождения машины ночью применяется прибор (перископ) ночного видения.

Специальных средств наблюдения для других членов экипажа открытая САУ не имеет.

Средства внутренней связи состоят из танкового переговорного устройства AN/UIC-1 на трёх абонентов, возимые средства внешней связи отсутствуют.

Двигатель и трансмиссия
Ходовая часть

175-мм самоходное орудие M107 сконструировано на базе универсального гусеничного шасси T249.

Ходовая часть состоит из пяти пар опорных катков, ведущих колёс переднего расположения, торсионной подвески с гидравлическими амортизаторами для каждого катка и резинометаллических гусениц со съёмными резиновыми башмаками. Направляющие колёса выполнены несущими.

Боевое использование

Американские и южновьетнамские САУ M107 участвовали во Вьетнамской войне. Южный Вьетнам располагал в ходе войны 174 САУ M107, более 90 из них было уничтожено, а остальные 80 были захвачены.

Четыре батальона израильских САУ участвовали в Октябрьской войне. Известен случай уничтожения одного батальона израильских M107 в результате удара иракских истребителей-бомбардировщиков Hunter.

Страны-эксплуатанты

-США — сняты с вооружения и переоборудованы в M110A2 к 1981 году-Великобритания — 36 САУ, сняты с вооружения-Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2010 год-Южный Вьетнам — 174 САУ, оставшиеся к концу войны захвачены Северным Вьетнамом-Греция — 12 САУ, сняты с вооружения-ФРГ — 150 САУ, сняты с вооружения-Израиль — 150, возможно до 230 САУ, из них по состоянию на 2010 год остаётся 36

-Иран — 40 САУ, из них по состоянию на 2010 год остаётся 30

-Испания — 12 САУ, сняты с вооружения-Италия — 18 САУ, сняты с вооружения-Республика Корея — 50, возможно до 100 САУ, из них по состоянию на 2010 год некоторое количество остаётся на вооружении-Нидерланды — 24 САУ, сняты с вооружения-Турция — 36 САУ, по состоянию на 2010 год все остаются на вооружении

ТТХ

-Классификация: самоходная гаубица-Боевая масса, т: 28,2-Компоновочная схема: переднемоторная-Экипаж, чел.: 5

Размеры

-Длина корпуса, мм: 6459-Длина с пушкой вперёд, мм: 11 298-Ширина корпуса, мм: 3150-Высота, мм: 3475-Клиренс, мм: 440

Бронирование

-Тип брони: стальная катаная гомогенная-Лоб корпуса, мм/град.: 13 / 0-Борт корпуса, мм/град.: 13 / 0, только на отделении управления-Днище, мм: небронировано-Крыша корпуса, мм: 13

Вооружение

-Калибр и марка пушки: 175-мм M113-Тип пушки: нарезная-Длина ствола, калибров: 60-Боекомплект пушки: 2-Углы ВН, град.: -2…+65-Углы ГН, град.: -...+30-Дальность стрельбы, км: 32,7-Прицелы: артиллерийская панорама M115, телескопический M116C

Подвижность

-Тип двигателя: V-образный 8-цилиндровый двухтактный дизельный жидкостного охлаждения-Мощность двигателя, л. с.: 405 (345)-Скорость по шоссе, км/ч: 55-Запас хода по шоссе, км: 725-Удельная мощность, л. с./т: 14,4 (12,2)-Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами-Удельное давление на грунт, кг/см2: 0,82-Преодолеваемый подъём, град.: 30 град.-Преодолеваемая стенка, м: 1,02-Преодолеваемый ров, м: 2,14-Преодолеваемый брод, м: 1,07

Калибр175 мм
Максимальная дальность стрельбы32,7 км
Запас хода по шоссе725 км
Боевая масса28,2 т

wartools.ru

САУ 2С35 «Коалиция-СВ» - самоходная гаубица калибр 152-мм

Самоходная гаубица 2С35 «Коалиция-СВ» выполнена по башенной схеме. Корпус машины по геометрии подобен корпусу танка Т-90 и разделён на три отделения: отделение управления, боевое и силовое (моторно-трансмиссионное). По сравнению с танком Т-90 передняя часть корпуса существенно видоизменена для размещения в ней отделения управления.

САУ 2С35 «Коалиция-СВ» — видео

По середине отделения управления расположено место механика-водителя с органами управления шасси, а слева и справа от него соответственно размещены места командира орудия и наводчика. В средней части корпуса располагается безлюдное боевое отделение. Процесс формирования выстрела и заряжание орудия производятся в полностью автоматическом режиме. В поворотной башне САУ установлена 152-мм гаубица 2А88. По левому и правому борту башни, а также на крыше установлены гранатомёты системы 902 для постановки дымовых завес. В передней и задней частях крыши находятся по два датчика предупреждения о лазерном облучении САУ. В корме находится моторно-трансмиссионное отделение с силовой установкой. Габаритно-массовые характеристики САУ 2С35 позволяют транспортировать её самолётами типа Ил-76 и Ан-124.

Основным вооружением САУ 2С35 является 152-мм гаубица 2А88. На дульном срезе трубы 2А88 закреплён дульный тормоз. Заряжание орудия модульное. Досылка снаряда в канал ствола производится с помощью пневматического механизма заряжания. Конструкция механизма заряжания обеспечивает заряжание САУ при любых углах вертикального наведения без возвращения ствола на линию заряжания. Выстрел осуществляется микроволновой системой инициирования заряда.

Благодаря применённой конструкции механизмов заряжания на САУ 2С35 обеспечен высокий темп стрельбы с максимальной скорострельностью 16 выстрелов в минуту. В основной боекомплект самоходной гаубицы 2С35 входят осколочно-фугасные снаряды, а также управляемые снаряды, созданные на основе снаряда «Краснополь», и использующие коррекцию траектории полёта с помощью ГЛОНАСС. Кроме того, предусмотрено использование снарядов специального назначения, таких как осветительные, дымовые и зажигательные. Максимальная дальность стрельбы составляет 70 км.

 

Возимый боекомплект САУ составляет по разным данным от 50 до 70 выстрелов. Для снабжения самоходных гаубиц 2С35 выстрелами конструкторским бюро центрального научно-исследовательского института «Буревестник» на базе грузового автомобиля КамАЗ-6560 была разработана универсальная транспортно-загрузочная машина 2Ф66-1, способная перевозить снаряды калибра 120—155 мм. Общий возимый боекомплект составляет более 90 выстрелов, а время загрузки САУ занимает менее 15 минут.

В качестве дополнительного вооружения на крыше башни самоходной гаубицы 2С35 установлена дистанционно-управляемая турельная установка 6С21 с 12,7-мм пулемётом КОРД. Установка состоит из блока вооружения приводов наведения и лазерного дальномера. Управление осуществляется через телевизионные каналы, углы вертикального наведения составляют от −5° до +75°. Боекомплект в патронной коробке — 200 патронов.

Самоходная гаубица 2С35 «Коалиция-СВ» оснащена системой автоматизированного управления процессами наведения орудия, выбора цели, навигации и позиционирования САУ. Рабочие места наводчика и командира оснащены дисплеями, на которых отображается информация единой информационно-командной системы. Интеграция самоходных артиллерийских установок 2С35 в Единую систему управления тактического звена позволяет принимать целеуказания по цифровому каналу связи, осуществлять круглосуточный обзор местности как днём, так и в тёмное время суток, выполнять автономный расчёт установок для стрельбы и корректировать свой огонь.

 

САУ 2С35 «Коалиция-СВ» предназначена для вооружения артиллерии тяжёлых механизированных и мотострелковых бригад Сухопутных войск на замену 152-мм гаубицам 2С19 «Мста-С». В то время как колёсная гаубица 2С35-1 должна будет поступать на вооружение средних мотострелковых бригад Сухопутных войск на замену 152-мм гаубицам 2А65 «Мста-Б». Кроме того, колёсные САУ могут поступить на вооружение десантно-штурмовых и горных бригад.

САУ 2С35 «Коалиция-СВ» планируется к принятию на вооружение для замены САУ предыдущего поколения 2С19 «Мста-С». По сравнению с «Мстой-С», «Коалиция-СВ» обладает существенно увеличенной максимальной дальностью стрельбы (70 км против 29 км) и повышенной в 1,5 раза скорострельностью. Так же, как и САУ 2С19М2, в самоходной гаубице 2С35 реализована функция «одновременного огневого налёта», которая позволяет поражать цель одновременно несколькими снарядами, выпущенными из одной САУ и находящимися на разных траекториях полёта. Кроме того, в боекомплект 2С35 входят снаряды повышенного могущества. Экипаж САУ сокращён до трёх человек. Ведение стрельбы полностью автоматизировано и не требует наличия членов расчёта орудия в боевом отделении самоходной гаубицы 2С35, благодаря новой компоновке увеличена боевая эффективность САУ.

По оценкам Министерства обороны Российской Федерации по комплексу характеристик САУ 2С35 «Коалиция-СВ» превосходит аналогичные системы в 1,5—2 раза. По сравнению с состоящими на вооружении армии США буксируемыми гаубицами M777 и самоходными M109 самоходная гаубица «Коалиция-СВ» имеет более высокую степень автоматизации, повышенную скорострельность и дальность стрельбы, отвечающую современным требованиям ведения общевойскового боя.

 

Тактико-технические характеристики 2С35 «Коалиция-СВ»

Боевая масса, т не более 48
Экипаж, чел. 3
Вооружение 152-мм нарезная гаубица 2А88Боекомплект пушки: 50—70Углы ГН, град.: 360Пулемёты: 1 × 12,7-мм Корд
Дальность стрельбы, км до 70
Боевая скорострельность, выстр/мин 16
Двигатель В-92С2
Мощность двигателя, л.с. 1,000

armata1.ru